Какие суда не пройдут под керченским мостом. Центр CIGR - военно-политическая журналистика

В этом сезоне программа «Пусть говорят» на Первом канале запустила серию передач, в которых вновь ищут убийц советской кинозвезды Зои Федоровой. Из Лос-Анджелеса даже специально пригласили единственного прямого наследника - внука актрисы Кристофера. Федорову застрелили 10 декабря 1981 года. Казалось бы, за прошедшие почти сорок лет было выдвинуто множество версий этого нераскрытого преступления, о нем сняли телевизионные фильмы и написали не одну книгу. Но они еще больше все запутали.

Федорову застрелили в ее квартире в доме 4/2 по Кутузовскому проспекту. Тело обнаружил племянник. Тетушка просила его разобраться с барахлящим телевизором, но никто не отпирал, телефон был глухо занят, в дверях торчала записка от не достучавшейся знакомой, и он съездил за запасным ключом. 74-летняя актриса сидела за небольшим столиком спиной к двери, сжимая в руке телефонную трубку и запрокинув голову на спинку кресла. Пуля прошла навылет через левый глаз, повредила дужку очков и выбила стекло.

Милиционеры приехали быстро, и сразу человек двадцать. В ГУВД был сформирован специальный штаб по раскрытию преступления, впоследствии к делу подключили кагэбэшников. Безусловно, убийство известной всей стране киноактрисы, заслуженной артистки РСФСР, являлось событием беспрецедентным. Только в 1980-м вся страна посмотрела «Москву слезам не верит», где Зоя Федорова сыграла эпизодическую, но яркую роль вахтерши общежития. По городу поползли самые невероятные слухи. Утверждали, что перед смертью Федоровой в почтовый ящик подбрасывали фотографии, на которых у нее выколот глаз. А сама актриса неоднократно признавалась, что опасается за свою жизнь.

«Гармонь», 1934 г.

Следов взлома в квартире не обнаружили, вещи лежали на своих местах, все ящики были задвинуты. Следствие установит, что до половины третьего дня Зоя Алексеевна несколько раз разговаривала по телефону: обсуждала предстоящую поездку в Краснодар. При этом она была очень осторожным человеком и дверь малознакомым людям не отпирала: с соседями и даже с техником-смотрителем дома разговаривала через дверь. Если посетитель настаивал, встречалась во дворе. Кроме того, смерть она встретила в старом засаленном халате и прохудившихся шерстяных носках, а в таком затрапезном виде она не открывала даже родне. Тем не менее первым делом задержали вызвавшего милицию племянника. Но у него, заводского парторга, обнаружилось алиби: заседал в президиуме отчетно-выборной конференции.

По найденной на месте гильзе определили, что убийство совершено из немецкого пистолета «Зауэр» модели 38, калибра 7,65 мм. В СССР им легально владели лишь три человека, но их проверка ничего не дала. А всего по уголовному делу №27220 были опрошены более 4 тыс. человек. Первые года два следствие землю носом рыло, но убийство до сих пор является нераскрытым.

Но о нем никогда не забывали. Грянувшая перестройка с ее разоблачениями в высших сферах власти, развязавшиеся языки оперов в отставке, а главное, легкость, с которой за каждой загадкой мерещился заговор, привели к тому, что долгие годы первое место удерживала версия политическая, другими словами, во всем виноваты чекисты. Она основана на предположении: в течение многих десятилетий Зоя Алексеевна работала на КГБ. А когда решила «соскочить», ее убрали, потому что бывших агентов не бывает.

«Музыкальная история», 1940 г.

Апологеты этой версии уверены, что впервые в сети органов Федорова попала в 20 лет. Еще никакая не актриса, она работала счетчицей в Госстрахе и пострадала, по ее собственным словам, «за фокстрот». Хорошенькая и разбитная дочь классово безупречного питерского рабочего-металлурга, служившего начальником паспортной службы Кремля, жила на всю катушку молодости и обожала танцевать. На одной из вечеринок познакомилась с военным по имени Кирилл Прове. Осенью 1928-го он был арестован ОГПУ по подозрению в шпионаже в пользу Великобритании. Когда разрабатывали его окружение, задержали и Зою.

По делу проходили двенадцать человек, десять из которых были расстреляны. Федорову же вывел из дела лично Генрих Ягода - в связи с «изменением статуса». Другими словами, она согласилась работать на политическое управление.

Апологеты чекистской версии убеждены, что сразу после освобождения пошла в гору и артистическая карьера Федоровой. Но сказка сказывалась далеко не так скоро. В 1930-м Зоя поступила в училище при Театре Революции, где оттрубила четыре года. Еще студенткой снялась у Сергея Юткевича в картине «Встречный», но при окончательном монтаже ее эпизод вырезали. Ну а дальше действительно понеслось: «Подруги», «Музыкальная история», «Свадьба», всесоюзная слава, две Сталинские премии подряд, в 1940-м и 1941-м. За первые десять лет работы в кино она снялась в 22 картинах.

«Фронтовые подруги», 1941 г.

На звездной карьере не отразился даже арест отца: летом 1938-го его обвинили в шпионаже - якобы за то, что пригласил к заболевшей жене доктора-немца. Более того, в 1941 году Зоя попросила за отца в письме к Берии, и Алексея Федорова освободили. Он умер через несколько месяцев, но в своей постели.

Параллельно своему карьерному восхождению Федорова устраивала и личную жизнь, но она не очень складывалась. Брак с оператором Владимиром Рапопортом, который исправно приглашал ее в свои проекты, вскоре себя изжил. Еще одним избранником стал летчик Иван Клещев, получивший в 1942-м звание Героя Советского Союза, но в том же году погибший.

Красавица актриса пользовалась вниманием мужчин, вела активную светскую жизнь, служила украшением кремлевских приемов, беспрепятственно общалась, в том числе, и с иностранцами. При этом явно пользовалась покровительством властей, например на пару с Любовью Орловой входила в официальную делегацию в Иран перед подписанием Тегеранского договора. Это позволяет предположить, что с заместителем военного атташе американского посольства Джексоном Тейтом она познакомилась не просто так, а по заданию.

Они встретились на приеме в особняке на Спиридоновке в январе 1945 года. В приглашении было специально оговорено: дамам бриллианты обязательно. На следующий день Тейт пригласил Зою Алексеевну в ресторан «Москва». Но даже если этот роман был, что называется, санкционирован, он быстро вышел из-под контроля спецслужб. Истории, как известно, бывают про любовь и про разведчиков. В случае Федоровой сюжет совершил романтический кульбит и переформатировался на лету.

В День Победы любовников качали на Красной площади: Тейта потому, что был в военной форме союзников, в Зое Алексеевне узнали любимую актрису. Однако летом ее неожиданно отправили в длительные гастроли в Крым. Когда Федорова вернулась, героя ее романа в СССР уже не было.

«Свадьба», 1944 г.

18 января 1946 года Зоя Алексеевна родила дочь Викторию. Тейт, получивший назначение на военно-морскую базу в Калифорнию, вроде бы интересовался судьбой актрисы, но спустя время получил анонимное извещение, что Федорова счастливо замужем и воспитывает двоих детей. Она действительно вступила в законный брак со своим давним знакомым, композитором и аккомпаниатором Александром Рязановым, но, судя по всему, лишь ради дочери: летом 1944-го был принят указ о материнстве, по которому женщины, родившие вне брака, не имели права, например, на взыскание алиментов. Незаконнорожденные получили презрительное прозвище «пятидесятирублевки» - по сумме установленного для матерей-одиночек материального пособия. А 27 декабря 1946 года, когда Зоя Алексеевна вернулась домой после вечеринки у английского журналиста - общения с иностранцами она не прекращала, - ее арестовали.

В свое время много писали, что Федорову посадили по личному указанию Лаврентия Берии, отомстившего за то, что она не ответила на его мужские притязания. Мол, в декабре 1943-го нарком пригласил актрису якобы на день рождения жены. Когда выяснилось, что никакой жены на вечеринке нет, Зоя Алексеевна вспылила и ретировалась. Во дворе особняка ординарец вручил ей букет, которым одаривались все гостьи Берии. Федорова обернулась на дом, а увидев, что хозяин стоит на балконе, благодарственно ему помахала. Нарком усмехнулся: «Это не букет, это венок». Ну и спустя пару лет посадил.

При всей кинематографичности истории она сомнительна. Сомнения в этом могли бы показаться кощунством, но они звучали в собственных семьях «жертв» Берии. Так, дочь кинозвезды Татьяны Окуневской оспаривала утверждение, что мать пострадала из-за наркома. В семье придерживаются другой версии: и Окуневская, и Федорова поплатились за свои длинные языки и неконтролируемые связи с иностранцами. Первая направо и налево изменяла законному мужу Борису Горбатову, вторая вообще родила от американца. Если верить в то, что Зоя Алексеевна была секретным агентом, она, заигравшись, нарушила правила игры.

Так или иначе, летом 1947-го актриса получила 25-летний срок, ее имущество конфисковали. Еще в «Лефортово», узнав о приговоре, Федорова пыталась повеситься, но неудачно. Говорят, что тюремщики ее истязали. Большую часть срока она просидела во Владимирской тюрьме.

Освободилась Зоя Алексеевна только в 1955-м, по амнистии. Вернувшись в Москву, первое время актриса жила у своей сокамерницы по Владимирке Лидии Руслановой. С «подъемными» помог уже признанный советским классиком Сергей Михалков.

Федорова была полностью реабилитирована и практически сразу начала сниматься, в чем не было ничего сверхъестественного, вспомнить хотя бы тех же Окуневскую с Руслановой. Уже в 1956-м на экран вышла ставшая хитом проката мелодрама «Медовый месяц». В 1965-м, после «Свадьбы в Малиновке», Зоя Алексеевна получила звание заслуженной артистки РСФСР.

«Свадьба в Малиновке», 1967 г.

Она долгие годы состояла в штате Театра киноактера, много колесила по стране с творческими вечерами. Жила вместе с дочерью - вначале в двухкомнатной квартире на Фрунзенской набережной, затем в той самой злополучной трешке напротив гостиницы «Украина». Отношения, которые связывали мать и дочь, нельзя назвать простыми. Впрочем, судя по всему, у Виктории мало с кем складывалось.

Конечно, на то были объективные причины. До девяти лет девочка считала родной матерью свою тетку Александру и росла в ссылке в Северном Казахстане. Превратившись в женщину удивительной, совсем не советской красоты, Виктория тоже решила стать актрисой и уже во ВГИКе отличалась бешеным темпераментом. Вот что рассказывал ее однокурсник актер Семен Морозов: «Вику уважали и побаивались, прежде всего за характер - непримиримый и решительный. Девушка была из тех, кто не дрогнет под дулом пистолета, особенно если права. А она почти всегда считала себя правой. Многие предпочитали держаться от Вики подальше: она была страшной антисоветчицей. Открыто заявляла: “В детстве меня лишили матери, я выросла сиротой. Никогда “им” этого не забуду”. Все время повторяла: “Мамаша мне ни в чем не отказывает…”» Забегая вперед, безапелляционность Виктории много чего намешает в деле убийства ее матери.

Морозов стал свидетелем романа Виктории с футболистом московского «Торпедо» Немесио Пасуэло. Впоследствии она трижды выходила замуж - за сына народного артиста СССР, документалиста Георгия Асатиани Ираклия, экономиста Сергея Благоволина, впоследствии возглавлявшего ОРТ, драматурга Валентина Ежова. Карьера в кино, напротив, складывалась, хотя сама актриса считала достойными лишь две свои работы - в картинах «О любви» и «Двое». Вышло так, что и режиссер этих фильмов Михаил Богин, и сама Виктория навсегда покинули СССР в одном и том же 1975 году.

Виктория Федорова

Федорова-младшая давно знала, кто ее отец, и мечтала с ним повидаться. На исходе застоя эта встреча стала осуществима, равно как совместная пресс-конференция дослужившегося до звания контр-адмирала Тейта и его дочери, советской гражданки. А 7 июня того же 1975-го, за несколько дней до окончания срока действия туристической визы, Виктория вышла замуж за гражданского летчика Фредерика Ричарда Поуи. Возвращаться в Советский Союз она не собиралась. 3 мая следующего года у пары родился сын Кристофер.

Виктория не приедет на похороны матери, хотя ради нее их несколько раз переносили. По словам знакомых, она была убеждена, что Зою Алексеевну убрали по приказу советских спецслужб, и если она пересечет границу, ее тоже убьют. Дошло до беспрецедентного: она даже просила в случае приезда гарантий собственной безопасности. Интересно, как она это себе представляла.

До сих пор приходится читать, что убийство Федоровой - дело рук «особой пятерки» КГБ, специального подразделения для устранения ненужных людей. Актриса не скрывала своих планов перебраться к дочери за океан, но она слишком много знала и была устранена в назидание: даже элитам нельзя выходить из-под контроля. Вот только непонятно, о чем таком - даже принимая во внимание многолетнее сотрудничество с органами - она могла рассказать? Зачем ее «убрали» так грубо, при помощи пули? И как объяснить, что до убийства она трижды побывала в гостях у дочери, проведя там в общей сложности год?

К 1981-му, когда Зоя Алексеевна вновь подала прошение на выезд, ситуация несколько обострилась. Виктория издала в Америке книгу «Дочь адмирала» и надеялась на голливудскую экранизацию. К тому же она как раз снялась в картине о жизни гонимой в СССР православной поэтессы Юлии Вознесенской, которую в Союзе сочли антисоветской.

Федорова действительно не скрывала от своего окружения, что на этот раз не планирует возвращаться. За два года до убийства она продала дачу. И жила, как смогли убедиться милиционеры, «на чемоданах»: на Кутузовском были изъяты три пустых подрамника, множество бирок от ювелирных украшений. В этом не было ничего удивительного: в ситуации, когда легально вывезти из страны наличность не представлялось возможным, «отъезжанты» старались перевести все свои средства во что-то материальное. Известно, например, как танцовщики из тех, кто победнее, переводили все свои деньги в балетную одежду, которую на Западе можно было выгодно продать. Но это породило еще один ворох версий: якобы еще с начала 1970-х актриса входила в так называемую бриллиантовую мафию. В Москве даже шептались, что после убийства в квартире обнаружили чемодан с драгоценностями, который бесследно исчез.

Зоя Федорова, дочь Виктория, зять Фредерик и внук Кристофер, 1978 г.

Если предположить, что у Федоровой действительно хранились уникальные ценности, ее убийство ложится в один ряд сразу с несколькими громкими преступлениями тех лет. 14 ноября 1980 года была ограблена квартира вдовы писателя Алексея Толстого. Когда убили Федорову, главный подозреваемый, одесский налетчик Бец, был в бегах (впоследствии он погибнет в перестрелке). А спустя 19 дней после выстрела на Кутузовском неизвестные обчистили дрессировщицу Ирину Бугримову. Через короткое время в Шереметьево задержали курьера, у которого обнаружили часть похищенного. По этому делу был задержан артист Большого театра Борис Буряце, который в то время являлся любовником Галины Брежневой.

После смерти Брежнева силовые структуры боролись за передел власти, в том числе и в медийном поле, так что дорога для «алмазного» следа была хорошо протоптана. Прежде всего «бриллиантовую мафию» связывали с именами входивших в брежневский круг бывшего министра МВД Щелокова и его жены Светланы. Говоря грубо, схема действовала следующая: в СССР каждые несколько лет происходило существенное повышение цен на ювелирные изделия, решение о котором принималось на самом верху. Незадолго до «часа Х» посвященные скупали целые партии ювелирки по старым ценам, чтобы впоследствии продать их втридорога. А Федорова при этом чуть ли не обеспечивала связь между партийными чиновниками и преступным миром. В том числе переправляла вещи за границу. То же касалось и антиквариата. Так, книга журналиста Питера Уотсона связывает имена Зои Алексеевны и Рудольфа Нуреева. Якобы в секретном досье КГБ содержится информация, что именно актриса снабжала танцовщика предметами старины, чем впоследствии пыталась его шантажировать. Узнав о том, что Федорова собирается в США, Нуреев решил убрать свидетеля своего незаконного бизнеса. Наконец, еще одно предположение: чекисты будто бы собирались захватить Федорову с поличным при отъезде в Америку, и Зою мог убить кто-то из членов мафии, чтобы не допустить разоблачения.

С другой стороны, по версии прозаика Юрия Нагибина, автора напечатанного в перестроечном «Огоньке» рассказа «Афанасьич», убийство заказал сам министр Щелоков, чтобы завладеть ее бриллиантом, который очень понравился его жене.

Но, похоже, что если доказательства бриллиантовой версии и были, то косвенные. Например, обширные знакомства актрисы, в записной книжке которой было обнаружено 2032 телефона и 1398 почтовых адресов. Также следствию было известно, что незадолго до смерти актрисе предлагали купить бриллиантовый гарнитур, но она отказалась, потому что, мол, уже приобрела кольцо примерно за 50 тыс. рублей - немаленькую по тем временам сумму. Приложила руку и Виктория, которая уже в начале 1980-х якобы требовала у Министерства иностранных дел (!) вернуть принадлежащие ее семье бриллианты. С другой стороны, она же якобы подтверждала версию, выдвинутую сценаристом Эдуардом Володарским - в книге «Русская, или Преступление без наказания» он обвинил в преступлении американского мужа Виктории Поуи. Он действительно регулярно летал в Москву, часто передавал Зое Алексеевне письма от дочери. А после ее убийства вроде бы неожиданно разбогател. Узнав об этой гипотезе, Виктория согласилась: «Очень может быть - он такая гадина… »

«Утренний обход», 1980 г.

Доказать, действительно ли у Федоровой хранились серьезные драгоценности, сегодня уже вряд ли возможно. Конечно, решив навсегда перебраться к дочери, она наверняка заботилась о безбедном будущем. Тем более, по воспоминаниям одного из ее зятьев, сценариста Валентина Ежова, Федорова всегда была прижимистой и оборотистой. Но те же следователи утверждают, что даже та ювелирка, бирки на которую были обнаружены в квартире, на серьезную контрабанду не тянула: так, мелочевка, не упомнят даже изделий с фианитами или бриллиантовыми сколами.

Наконец, самый экзотичный подозреваемый в убийстве Федоровой родом из… Голливуда. Якобы американцы, собираясь экранизировать книгу Виктории «Дочь адмирала», не получили на это разрешения от Зои Алексеевны. И решились на убийство, чтобы, перебравшись в Штаты, она не могла добиться по суду неустойки.

В последнее время все эти «сплетни в виде версий» несколько поутихли. Штиль не смог нарушить даже тот самый внук Федоровой, выписанный Первым каналом из Лос-Анджелеса. Бабку он в последний раз видел лет в пять, отношения с пьющей и склонной к суициду матерью разорвал еще подростком, задолго до ее смерти (Виктория скончалась в 2012-м). Унаследованная им эксцентричность, конечно, подбросила дров в и без того полыхающий костер версий (внук обвинил в убийстве московскую родню), но куда чаще преступником называют ту самую знакомую Федоровой по «Мосфильму», записка от которой торчала в дверях. Перед убийством эта женщина частенько приходила в гости к актрисе, знала, что у нее хранятся некие ценности, вот и задумала недоброе. Записку она оставила, чтобы отвести от себя подозрения. А после убийства то ли уехала в США, то ли тихо скончалась. Тут, конечно, возникает логичный вопрос: как до такой простой и бытовой версии не додумались оперативники еще сорок лет назад? Но, похоже, в деле об убийстве Зои Федоровой логика бессильна.

Автор - ЕЖИЧКА . Это цитата этого сообщения

ღ Выстрел в затылок: Кто убил актрису Зою Федорову ღ

Почему популярную советскую актрису Зою Федорову считали шпионкой? Была ли она любовницей Берии? И кто же все-таки убил пожилую артистку, сделав тот роковой выстрел?

Ее яркая жизнь и загадочная смерть – это детективная история, всколыхнувшая всю страну. Следствие по делу знаменитой актрисы Зои Федоровой через два года сошло на нет. Хотя были опрошены тысячи свидетелей, подозреваемый официально назван так и не был.
">
Дочь адмирала

1979 год, Коннектикут, США. В доме Виктории Федоровой раздается звонок. Сотрудников известного американского издательства впечатлила статья в "Нью-Йорк Таймс". Там описывалась драматическая история любви родителей Виктории – капитана ВМС США и советской актрисы. Публика просит подробностей, поэтому издательство и предлагает Виктории написать книгу. В тот же вечер она приступает к работе, а вскоре ее мать убивают.

"Виктория, естественно, всячески хотела доказать, что мама непорочна, что она не писала никаких сообщений. Но ведь она наверняка их писала, она была любовницей Берии, и тут никуда не денешься", - говорит режиссер Виталий Павлов.

Павлов снял популярный сериал о судьбе Зои Федоровой. Он несколько лет собирал факты и воспоминания о ней. Режиссеру даже удалось поговорить с человеком, который читал дело Берии – второго человека в стране после Сталина.

"Там прямым текстом написано, что известная актриса З.Ф. была любовницей Берии, то есть кто-то это видел и знал", - отмечает Виталий Павлов.

Личное дело Зои Федоровой до сих пор недоступно. Оно закрыто по настоянию родственников. Книга ее дочери Виктории – единственный документ о матери. И, возможно, кто-то решил, что это только начало разоблачения. Александр Стефанович – один из немногих, кто был вхож в дом Зои Федоровой. Она жила очень замкнуто. После публикации автобиографической книги дочери, актрису впервые выпустили из Советского Союза.

"Она поехала в Америку и рассказала мне такую историю: Представляешь, я сижу в самолете, он снижается в аэропорту Кеннеди. И вдруг я вижу, что внизу стоит толпа репортеров, человек триста, и все направили камеры на наш самолет. Я подумала, что лечу с какой-нибудь знаменитостью, но никого известного не увидела. Сидела я в хвосте, когда все уже вышли, я тоже покинула самолет, и все эти камеры повернулись ко мне, стали щелкать", – вспоминает режиссер и друг семьи Федоровой Александр Стефанович.

23 февраля 1945 года. Москва, СССР. Зоя Федорова торопливо собирается. Любимое бархатное платье изрядно поношено – она часто в нем выступает на фронте. Но это самое нарядное, что у нее есть. Сегодня, по случаю празднования Дня Советской Армии, наркомат внутренних дел СССР устраивает прием. Попасть в этот дворец на Спиридоновке – словно съездить за границу. Такой чести удостаиваются немногие. А главное - там можно будет сытно поесть. Федорова и не подозревает, что этот вечер изменит ее жизнь.

"Она была приглашена как звезда к высшему руководству страны. Чтоб вы знали, в пригласительном билете, во время войны, а для нас это время ассоциируется с ужасом и бедностью, было написано: "дамам бриллианты обязательно". Зоя Алексеевна пошла туда и там познакомилась с военным атташе США Джексоном Тейтом. Обменялись телефонами, ведь она, как светская женщина, раздавала телефон направо и налево. Уже на следующий день Тейт ей позвонил, у них начался роман", - говорит Александр Стефанович.

Федорову и капитана Тейта часто видят вместе в ресторанах и на прогулках по Москве. Общаются они на ломаном русском и английском с помощью словарей. Ни на кого не обращают внимание. А разговоры вокруг них не смолкают. Одни говорят, что она – засланная шпионка, другие – что он.

Историк Борис Соколов известен своими сенсационными расследованиями. Он открывает немало тайн советского периода. По некоторым данным, Федорова была завербована НКВД. "Нельзя исключить, что НКВД пытался получить от нее какие-то сведения о Тейте или как-нибудь его компрометировать. Но раз она собиралась за него замуж, то какой был смысл ей работать против него", - отмечает Соколов.

Зоя мечтает не только выйти замуж, она ждет от американца ребенка. Еще несколько месяцев назад она даже не заговорила бы с иностранцем, ведь отец Федоровой в 1938 году попал в тюрьму только за то, что показал дорогу немецкому музыканту, который заблудился в Москве. "Она уже видела себя американкой. В тот момент, а было это до Холодной войны, когда мы дружили с Америкой, это было совершенно нормально, и она думала, что любовь с американцем не будет иметь каких-то последствий. И поэтому, когда Берия пригласил ее в свой особняк на Садовом кольце, она с удовольствием приняла приглашение", - рассказывает режиссер Александр Стефанович.

Месть главы НКВД

1979 год, США. Виктория уже час сидит над пустым листом. Как объяснить американцам, почему ее мать, влюбленная и беременная, соглашается на сомнительное приглашение Берии. Вдруг приходит сравнение: между ними была страшная игра, едва ли не каждый месяц Лаврентий Павлович звонил Зое. От его звонков ее бросало в дрожь.

"Отец ее тогда сидел, и она думала, как вытащить его из тюрьмы. Было сказано, что она идет на семейный вечер, где и жена будет, и семья. Однако, все обстояло совсем не так", - отмечает Стефанович.

Едва она входит в дом, как понимает: никого нет. Ее встречает только ординарец и сухо докладывает, что Берия задерживается на службе, а его супруга внезапно заболела. В ожидании влиятельного поклонника, Федорова просидит три часа.

"Вошел Берия, извинился за опоздание, они выпили вина, и он начал к ней приставать. Она вывернулась и вышла в ту комнату, где был ординарец, он вручил ей букет цветов. Очевидно, это был такой ритуал для всех дам, которые приходили к Берии. А Лаврентий Павлович стоял на балконе, глядя ей вслед. Она помахала ему этим букетиком и поблагодарила за него, на что Берия ответил: "Это не букет, это венок", - говорит Александр Стефанович.

Вскоре ее арестуют, а капитан Тейт будет срочно выслан из Москвы. Вся Москва знала о любвеобильности главы НКВД. Берия получал любую красавицу, стоило только захотеть. Отказать не могли ни жены членов Политбюро, ни известные балерины и артистки. В особняке Берии побывала и актриса Татьяна Окуневская. Спустя годы, она открыто расскажет в интервью, что пришлось стать его любовницей, за что она потом поплатилась свободой. Ее осудили на 10 лет в конце сороковых, когда во власти началась борьба за место сталинского преемника. Федорову отправят в колонию раньше.

"Она была очень известной артисткой, с очень интересной судьбой, о которой я не знала, когда она была жива. Я только потом узнала из литературы, что у нее был роман с американским офицером, а при жизни Федоровой об этом непринято было говорить, даже Вика не рассказывала ничего", - рассказывает народная артистка РСФСР Лариса Лужина.

Коллеги по актерскому цеху даже не подозревали, через что ей пришлось пройти. Зою Федорову забирают накануне Нового года, в декабре 1946. Приговаривают актрису к 25 годам за шпионаж и отправляют в тюрьму для особо опасных преступников – Владимирский централ. Там над ней издеваются как над врагом народа, обливают кипятком, бьют, не дают спать. Федорова не выдерживает и пишет письмо бывшему поклоннику, Берии. В нем она просит прощения за свой несдержанный характер, однако ответа не последует.

"Она стала очень закрытым человеком, когда вернулась. Была очень компанейской, но в душу ей никто влезть не мог. Говорят, она в карты играла, в преферанс на деньги. Все-таки она провела в тюрьме немало времени, это же не санаторий, и, конечно, привычки оттуда вынесла, но в жизни они не проявлялись никак", - вспоминает режиссер Виталий Павлов.

На свободу Федорова выходит через 9 лет, в 1955, когда началась массовая реабилитация осужденных по политическим статьям. Первым делом, Федорова ищет свою семью. Все эти годы ее дочь жила с сестрой Зои в Казахстане, даже не подозревая, кто ее настоящая мать.

"Она очень любила свою маму, но о ее судьбе особо никому не говорила. Время такое было, что нельзя было говорить. Вика никогда не плакалась, что мама сидела, у нее был очень сильный характер. О собственном детстве писать очень тяжело. Да, тетя выдавала себя за ее мать, чтобы уберечь от клейма дочери врага народа. Но она все равно чувствовала себя изгоем. В графе "отец" у Виктории стоял прочерк. Даже спустя годы, когда она тоже станет актрисой, и весьма успешной, она все равно будет ощущать незащищенность", - рассказывает Лариса Лужина.

"Вика после того, что ей пришлось пережить, была волчонком. Однажды на съемочной площадке она начала кричать на съемочную группу. Я отвел ее в сторонку, говорю: "Не надо кричать на людей", а она сказала: "Ты даже не догадываешься, как я провела свое детство, меня мои сверстники бросили в выгребную яму и хотели там утопить. А я выплыла из этого дерьма", - говорит Александр Стефанович.

Кровавые бриллианты

Февраль 1955 года, Москва. Зоя Федорова спешит на вокзал – сегодня приезжает ее дочь. Ее почти взрослая дочь. Федорова сама еще не устроилась в Москве. Квартиру при аресте конфисковали, жить негде. Но это ничего, успокаивает она себя. Пока их приютит Лидия Русланова. Они вместе прошли через Владимирский централ и очень сблизились. А там она начнет работать, на все что угодно пойдет ради дочери.

"Зоя надела свою самую лучшую шубу, вернее, даже взяла ее у кого-то, чтобы хорошо выглядеть перед дочкой, которую она никогда не видела. А дочка ехала с тетей, и та только в последний момент сказала, что "вот ты меня называешь мамой 12 лет, но я не мама, а маму ты сейчас увидишь". И когда Вика вышла на вокзал, то увидела прекрасную женщину в шубе", - рассказывает Стефанович.

Чего ей стоило достать эту шубу, она никогда не рассказывала. Возможно, именно тогда Федорова начинает поддерживать связи с уголовным миром. Такую версию в качестве одной из основных отрабатывали оперативники после убийства актрисы. Работы в кино для нее теперь мало. Вместо главных ролей - только эпизоды. Когда Зоя Федорова выходит из тюрьмы, ей чуть за сорок, но она так изменилась, что ей дают только роли старух.

Для дежурного по городу Сергея Бутенина день выдался на редкость тяжелым. С утра уже шесть трупов, а прошло только полсмены. Он только вернулся в отдел, как снова раздался звонок. На другом конце провода – начальник. Срочный выезд на Кутузовский. Убита артистка Зоя Федорова.

"На осмотре места преступления мы увидели, что она в рваных шлепанцах, в протертых шерстяных носках и в замасленном старом халате. Это говорит о том, что к ней приходил человек достаточно знакомый. Потому что она никогда не позволяла себе появляться в таком виде перед кем-то незнакомым", - считает старший инспектор по особо важным делам МУРа (1979-82 годы) Сергей Бутенин.

Бутенин хорошо помнит детали того резонансного дела. Знаменитая актриса убита средь бела дня выстрелом в затылок, в своей квартире. К тому же накануне дня рождения генсека. Это скандал.

"Насколько я знаю, у нее дочь была за границей, и она туда ездила. В ее квартире был подготовлен чемодан с драгоценностями, которые она собиралась передать за границу. К тому же она была известным человеком, наверняка люди из окружения Брежнева стимулировали следственную группу", - говорит писатель Сергей Кредов.

Следователи месяцами почти не бывают дома, отрабатывая одну версию за другой. Вскоре остаются только две: уголовная и политическая.

"После того, как Виктория уехала в Штаты, она вместе с Зоей Федоровой писала книгу "Дочь адмирала флота". И Зоя Алексеевна кому-то рассказывала, что готовится вторая часть этой книги. Естественно, никто не читал, что там будет. Потом – затяжка с выездом и получением визы, прошло около 2,5 месяцев. Так что родилось подозрение, что кто-то не хотел, чтобы эта книга увидела свет", - отмечает Сергей Бутенин.

Вот только чего боялись убийцы Федоровой? Она снова поплатилась за желание уехать в Америку, или слишком много знала? По Москве до сих пор бродят слухи, что актриса была связана с бриллиантовой мафией. Оперативники быстро выяснили, что она действительно занималась контрабандой, вывезла и перепродала в США мелкие драгоценные камни. Все деньги отдала дочери. Возможно, узнав, что Федорова собирается уехать в Америку, убийцы решили, что она снова подготовила приличную партию.

"На мой взгляд, это убийство с целью ограбления. Это связано с тем, что она коллекционировала бриллианты, у нее были драгоценности дома. То есть это были люди, которые или сами поставляли ей драгоценности, или знали, что они у нее есть", - заявляет Бутенин.

Среди клиенток Федоровой, которые покупали у нее бриллианты, назывались и первые дамы страны. Дочь Брежнева Галина и жена начальника МВД Светлана Щелокова. Возможно, поэтому, когда следователи докопались до этой информации, дело забрали в КГБ.

"Была версия, что она у кого-то что-то взяла, а деньги не вернула. А вторая версия – что это был человек, с которым она не расплатилась за оказанные услуги. То ли это был проход через пограничную службу, то ли то, что сейчас называется "крышевание", - рассказывает Сергей Бутенин.

Биограф Щелокова, Сергей Кредов, считает, что главный милиционер страны не мог быть замешан в этой истории. Не его уровень – расправляться со старыми артистками.

"Это преступление, на которое были брошены большие силы, просто не смогли раскрыть. Оно попало в процент резонансных преступлений", - думает Кредов.

Однако то, как жестоко и безупречно была убита Зоя Федорова, до сих пор наводит исследователей и оперативников на мысль, что работал профессионал. Или профессионалы. Режиссер Виталий Павлов был удивлен, когда из его фильма вырезали даже намек на эту версию.

"Вот следователь Павлюченко, который рассказывал о возможных делах Щелокова, эти кадры убрал. Он говорит, что у Щелокова была группа, которая выполняла всякие щекотливые поручения. Я думаю, что убивать за бриллианты, которые неизвестно, были у нее или нет, это странная вещь, очень не похоже на правду. Тем более, убивать так, что нет никаких следов. Один из героев в моем фильме говорит, ее убили за то, что у нее было в голове", - говорит режиссер.

1979 год, США. Виктория дописывает последнюю главу. Она не подозревает, что, возможно, рассказала слишком много, и это будет стоить жизни ее матери. Она лишь хотела поведать миру правду о своих родителях. Когда-то, встречая парад Победы, они решили, что если у них родится мальчик, назовут его Виктором, если девочка – Викторией. Советская актриса Зоя Федорова и адмирал ВМС США Джейсон Тейт встретились. Через 30 лет после разлуки. И это была их личная победа.

Не установлена и по сей день. Также нет официальной версии и относительно личности убийцы. Несмотря на тысячи опрошенных, следствие так и не пришло хоть к какому-либо заключению.

Убийство произошло в декабре 1981 года, следователи установили, что смерть наступила от огнестрельного ранения в затылок. Кому понадобилось убивать пожилую артистку и, самое главное, за что? В ходе расследований выдвигались разные версии, начиная с убийства на бытовой почве и заканчивая политическими мотивами.

Политические мотивы

Популярность к Зое пришла в 1936 году. Она сыграла немало главных ролей, которые сделали ее знаменитой на весь Советский Союз. У нее появилось множество поклонников, среди которых были известные политические деятели. Основываясь на личной переписке Федоровой, историки пришли к заключению, что сам Берия проявлял к ней внимание. Казалось бы, жизнь удалась. Она неоднократно выходила замуж. В 45 году Зоя познакомилась с одним из американских дипломатов и уже через год родила от него дочь. Почти сразу же после рождения девочки Зою арестовали, предъявив обвинения в шпионаже. Приговор был достаточно жесток - кроме 25 лет колонии усиленного режима, власти конфисковали имущество и приговорили всю ее семью к ссылке. [С-BLOCK]

На свободу Зоя вышла, спустя 9 лет, попав в списки реабилитации «политических» осужденных. Но власти ее в покое не оставили. Впоследствии, изучая письма актрисы, выяснилось, что она собирала компромат на некоторых высокопоставленных лиц. И этот факт стал одной из основных версий, который вполне может служить причиной для ее убийства. В 1978 году Фёдоровой, несмотря не несколько предыдущих отказов от правительства, все-таки удалось побывать у дочери в Америке. И она даже начала собирать документы, чтобы уехать туда на ПМЖ. Но этого так и не произошло.

Бриллиантовые махинации

В свое время Фёдорова занималась скупкой бриллиантов и драгоценностей, которые потом перепродавала по большей цене. Своего рода, спекуляция - и следователи неоднократно ставили этот факт как одну из основных причин преступления. В начале 70-х актриса вошла в так называемый клан «бриллиантовой» мафии, членами которого были весьма высокопоставленные лица, а также жены многих политических деятелей. Как утверждали впоследствии на допросах ее приближенные, она знала о многих крупных махинациях. И эта информация вполне могла стать поводом для убийства. Тем более, следователи пришли к выводу, что Фёдорова однозначно знала своего убийцу, так как нашли ее на месте преступления в старом домашнем халате и протертых шлепанцах. Такой вид она себе могла позволить только при встрече с хорошо известным ей человеком.

Банальная кража с последствиями

Спустя 33 года после этого трагического события, свою версию изложил бывший следователь уголовного розыска, который расследовал убийство. Борис Кривошеин воспроизвел все этапы следствия в деталях и выдвинул свою точку зрения: незадолго до своей гибели Фёдорова обзавелась подругой, которая собиралась ехать в штаты. Учитывая, что актрису не выпускали из Союза, она решила с этой знакомой передать дочери драгоценности. И здесь сыграло роль обычное человеческое корыстолюбие. Новая подруга застрелила Фёдорову и собрала все драгоценные вещи, которые были в доме. Впоследствии на допросах подозреваемая, естественно, все отрицала, и следствию так и не удалось доказать ее причастность. На сегодняшний день убийца остается безнаказанным.

Не установлена и по сей день. Также нет официальной версии и относительно личности убийцы. Несмотря на тысячи опрошенных, следствие так и не пришло хоть к какому-либо заключению.

Убийство произошло в декабре 1981 года, следователи установили, что смерть наступила от огнестрельного ранения в затылок. Кому понадобилось убивать пожилую артистку и, самое главное, за что? В ходе расследований выдвигались разные версии, начиная с убийства на бытовой почве и заканчивая политическими мотивами.

Политические мотивы

Популярность к Зое пришла в 1936 году. Она сыграла немало главных ролей, которые сделали ее знаменитой на весь Советский Союз. У нее появилось множество поклонников, среди которых были известные политические деятели. Основываясь на личной переписке Федоровой, историки пришли к заключению, что сам Берия проявлял к ней внимание. Казалось бы, жизнь удалась. Она неоднократно выходила замуж. В 45 году Зоя познакомилась с одним из американских дипломатов и уже через год родила от него дочь. Почти сразу же после рождения девочки Зою арестовали, предъявив обвинения в шпионаже. Приговор был достаточно жесток - кроме 25 лет колонии усиленного режима, власти конфисковали имущество и приговорили всю ее семью к ссылке. [С-BLOCK]

На свободу Зоя вышла, спустя 9 лет, попав в списки реабилитации «политических» осужденных. Но власти ее в покое не оставили. Впоследствии, изучая письма актрисы, выяснилось, что она собирала компромат на некоторых высокопоставленных лиц. И этот факт стал одной из основных версий, который вполне может служить причиной для ее убийства. В 1978 году Фёдоровой, несмотря не несколько предыдущих отказов от правительства, все-таки удалось побывать у дочери в Америке. И она даже начала собирать документы, чтобы уехать туда на ПМЖ. Но этого так и не произошло.

Бриллиантовые махинации

В свое время Фёдорова занималась скупкой бриллиантов и драгоценностей, которые потом перепродавала по большей цене. Своего рода, спекуляция - и следователи неоднократно ставили этот факт как одну из основных причин преступления. В начале 70-х актриса вошла в так называемый клан «бриллиантовой» мафии, членами которого были весьма высокопоставленные лица, а также жены многих политических деятелей. Как утверждали впоследствии на допросах ее приближенные, она знала о многих крупных махинациях. И эта информация вполне могла стать поводом для убийства. Тем более, следователи пришли к выводу, что Фёдорова однозначно знала своего убийцу, так как нашли ее на месте преступления в старом домашнем халате и протертых шлепанцах. Такой вид она себе могла позволить только при встрече с хорошо известным ей человеком.

Банальная кража с последствиями

Спустя 33 года после этого трагического события, свою версию изложил бывший следователь уголовного розыска, который расследовал убийство. Борис Кривошеин воспроизвел все этапы следствия в деталях и выдвинул свою точку зрения: незадолго до своей гибели Фёдорова обзавелась подругой, которая собиралась ехать в штаты. Учитывая, что актрису не выпускали из Союза, она решила с этой знакомой передать дочери драгоценности. И здесь сыграло роль обычное человеческое корыстолюбие. Новая подруга застрелила Фёдорову и собрала все драгоценные вещи, которые были в доме. Впоследствии на допросах подозреваемая, естественно, все отрицала, и следствию так и не удалось доказать ее причастность. На сегодняшний день убийца остается безнаказанным.

Кристофер Поуи надеется узнать имя убийцы своей бабушки. Знаменитая актриса была застрелена 37 лет назад и, судя по всему, в момент убийства разговаривала по телефону с дочерью Викторией. Наследница артистки могла слышать выстрел и, может быть, знала, кто совершил преступление, но, к сожалению, эту тайну она унесла с собой в могилу.

ПО ТЕМЕ

Актриса Людмила Стоянова, близкая подруга Виктории Федоровой, рассказала, что дочь знаменитой советской артистки о трагедии в семье старалась не говорить – эта тема была запретной. По ее словам, приятельница единожды обмолвилась о том, что мать никогда не занималась спекуляцией, и бриллиантов в их московской квартире никогда не было.

"Один раз только, когда я была у нее полтора месяца, мы сидели вечером, Джон был на работе. И она первый раз очень аккуратно заговорила о Зое. (…) Она говорит: "Ты знаешь, я не могу пережить, что они маму сделали спекулянткой. Какие-то бриллианты..." И вот тогда прозвучала фраза: "Если они говорят, что у мамы есть бриллианты, так пусть они их отдадут, я им напишу. Но написала она не в 2001 году, а написала она в 2009-м", – сообщила присутствующим в студии Людмила.