История англии в 1920 году. Изменения в экономической жизни страны

Древняя аттическая комедия в силу своеобразия этого жанра? один из наиболее сложных для понимания разделов античной литературы.

Она названа аттической по месту бытования в Аттике; древней для отличия ее от более поздних комедийных жанров: средней комедии (IV в. до н.э.) и новой аттической комедии (IV?III вв. до н.э.).

Необычайная самобытность древней аттической комедии обусловлена тем, что по структуре, художественным особенностям и содержанию она была теснейшим образом связана с обрядовыми играми, в которых следует искать ее истоки. Поэтому для правильного понимания и оценки произведений этого жанра необходимо хорошо разобраться в вопросе его происхождения: обряды, лежавшие в основе комедий и выполнявшиеся во время праздников, посвященных богам плодородия, уходят корнями в глубокую древность. В переводе с греческого слово «комедия» означает «песнь комоса». Комосом же назывались процессии людей, славящих бога в шутливых, подчас весьма вольных песнях, перемежающихся с песнями обличительного содержания. Иногда это были земледельцы, приходившие по ночам в город и распевавшие насмешливые песни у домов своих обидчиков? горожан. Таким образом, в песнях комоса содержался элемент социальной борьбы, который перешел в комедию, имевшую в V в. до н.э. острую политическую направленность.

«Фаллические песни», исполнявшиеся во время процессий, посвященных богам плодородия, особенно в честь Диониса, с несением при этом фаллоса? символа плодородия, явились источником характерных для древней аттической комедии непристойных шуток, которые, как и другие нарушения повседневных норм поведения, по понятиям древних народов, благоприятно влияли на плодородие земли и увеличение поголовья скота. По мнению древних, плодородие можно было вызвать также смехом и борьбой? отсюда безграничный комизм и наличие в комедии агона? словесного состязания? как основной композиционной части произведения. Кроме борьбы между полухориями агон может представлять собой борьбу, спор, состязание между персонажами пьесы.

Итак, песни комоса и фаллические песни легли в основу хоровых партий древней аттической комедии. Драматические же части комедии восходят к незатейливым ярмарочным сценкам балаганного характера с перебранками и драками, то есть, как и песни хора, имеют фольклорное происхождение.

Одной из разновидностей комедийного жанра была «сицилийская комедия», видным представителем которой был Эпихарм (V в. до н.э.) До нас дошли только фрагменты его комедий, но и они дают представление о том, что это были серии сценок бытового или мифологического содержания. Излюбленными героями мифологических комедий Эпихарма были Одиссей, изображаемый ловким плутом, и Геракл? не подвижник и страстотерпец, каким он предстает перед нами в трагедиях Софокла и Еврипида, а обжора, пьяница и сластолюбец, каким выводит его позднее древняя аттическая комедия. В комедиях Эпихарма звучали отклики на современную жизнь. Занимали его и философские течения современности, и этим его произведения близки древней аттической комедии.

В Афинах комедии начали ставиться в театре позднее трагедий (в 80-х гг. V в. ? два раза в году) ? на Дионисиях и на Ленеях. Обычно на празднике выступали три комедиографа, каждый с одной комедией. Актеры играли в масках, изображавших смеющиеся или уродливые лица, так как в понимании древних греков безобразное соответствовало смешному. Весь внешний вид актера: его костюм, снабженный особой бутафорией, манера держаться и передвигаться по сцене? все должно было вызывать смех. В комедии выработался ряд определенных персонажей, которых принято называть типическими масками: шут, ученый шарлатан, трусливый щеголь, пьяная старуха, обжора, воин, «варвар» (иностранец, коверкающий греческий язык), смышленый раб и др. Образы этих персонажей найдут свое дальнейшее развитие в новой аттической, потом в римской комедии и, наконец, в европейской комедии Нового времени.

О тесной связи древней аттической комедии с обрядовыми играми свидетельствует активная роль хора, который занимает здесь большее место, чем в трагедии. Если трагический хор состоял из 12, потом из 15 человек, то комический? из 24 человек, и он делился на два полухория, что давало возможность хорового агона. Названия большинства комедий Аристофана («Васдники», «Осы», «Облака», «Птицы» и т.п.) указывают на состав хора и свидетельствуют о ведущей роли хора в древней аттической комедии.

Ролью хора обусловлена и структура комедии. Она открывалась прологом: монологом одного из действующих лиц или диалогом, вводившим зрителей в ситуацию спектакля. Затем следовали парод (выход на орхестру) хора и его первая песня, призванная возбудить любопытство публики, интерес к представляемому сюжету, тем более что участники хора часто были одеты в фантастические костюмы облаков, ос, лягушек и т.п. Дальнейшее действие делилось на эписодии (актерские сцены) и стасимы (песни хора). В комедии обязательно имели место один или два агона, то есть сцены спора между полухориями или между персонажами, доходящие иногда до потасовок. Где-то в середине комедии была парабаса? прямое обращение хора к публике с обличением государственных деятелей, с обвинениями их в честолюбии, казнокрадстве, агрессивной военной политике (или, напротив, в трусости) либо с изложением взглядов автора комедии на политику государства, на общественную жизнь, литературу и т.п. Содержание парабасы, таким образом, не было связано с действием комедии, но в ней особенно ощутима связь комедии с обличительными песнями комоса. Завершалась комедия эксодом? последней песней хора и уходом его со сцены. В конце действия обычно разыгрывался ряд сценок, отражающих разные моменты праздника плодородия: пирушка, свадьба (или эротическая сценка), беготня с факелами (или пожар) и т.п.

Простейшей формой народного балагана является шуточная сценка; в ней часто действуют сказочные герои или содержатся сказочные мотивы. Для народного фарса характерен гротеск, отсюда карикатурность, фантастика, буффонада древней аттической комедии.

Единство действия, то есть последовательное развитие одной сюжетной линии, в древней аттической комедии соблюдалось не всегда.

Древняя аттическая комедия была связана одновременно и с культом, и с современной общественной жизнью: она консервативна по форме и злободневна по содержанию; фантастика и грубый комизм соединяются в ней с обсуждением серьезнейших политических и социальных проблем. В этой противоречивости и состоит своеобразие жанра, меняющего свой характер по мере ослабления его связи с обрядом. Тенденциозная, политическая по содержанию, натуралистическая в деталях и карикатурная по форме, древняя аттическая комедия являлась мощным орудием общественной борьбы.

Термин «комедия» происходит от гр. «комос» - веселое ше­ствие, шумное гулянье, толпа, рой и т.д. и «оде» - песнь. Аристо­тель в «Поэтике» дает следующее определение: «Комедия... есть воспроизведение [мимесис] сравнительно дурных (характеров), впрочем, не в смысле абсолютной порочности, но поскольку смеш­ное есть часть безобразного: смешное - это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное; так, чтобы недалеко ходить за примером, комическая маска есть нечто безобразное и искаженное, но без (выражения) страдания». В этом определении (предварительном, так как вторая часть «Поэтики », посвященная комедии, не сохранилась) Арис­тотель не говорит о цели комедии. Можно предположить, что с помощью смеха (восходящего к священному смеху ритуальных ше­ствий в честь бога Диониса) достигается комический катарсис - очищение без посредства страха и сострадания. Коллективный смех так же объединяет людей, как совместное переживание ужаса и горя.

Рождение и эволюция комедии. Жанр комедии зародился из форм прославления бога Диониса. Аристотель связывал его истоки с за­певами фаллических песен, прославлявших плодородие и позво­лявших делать острые выпады (инвективы) в адрес каких-либо известных лиц. Первым комедиографом, чье имя и небольшие фраг­менты дошли до нас, был Эпихарм (2-я пол. VI - 1-я пол. V в. до н. э.), родоначальник дорийской (или сицилийской) комедии. Он придал ей законченность, афористичность, бытовой или пародийно-мифологический характер, ввел образ парасита (гр. - нахлеб­ник). Попав в Аттику, жанр преобразовался, в нем появился хор, Которого не было в сицилийской комедии. Постепенно сложилась форма древнеатгической комедии , которая состояла из большого, пролога, парода - входа хора из 24 человек, эписодиев , разделяемых песнями хора, агона - спора действующих лиц на важную, актуальную тему, эписодиев после агона , где показывались результаты победы одного из споривших, эксода - заключительной части, ухода хора и актеров за сцену. В комедию включалась также парабаса - прямое обращение хора к зрителям с изложением (иногда без связи c сюжетом) взглядов автора на проблемы жизни полиса. Во время исполнения парабасы хор снимал маски. Комедии писались в основном триметром (6-стопным ямбом). Эти черты комедии представлены в наиболее развитом виде у Аристофана.

Первая аттическая комедия была представлена на празднике Великих Дионисий в 486 г. до н. э. Известны имена, а также фрагменты произведений примерно 60 комедиографов - представи­телей древнеатгической комедии (V в. до н.э.), свыше 50 комедиографов - представителей среднеаттической комедии (404-323 до н.э., период кризиса жанра), около 60 комедиографов - представителей новоаттической комедии (эллинистический период). Но только некоторые комедии Аристофана и представителя новоаттической комедии Менандра дошли до нас полностью. Менандр (342 - 291 до н.э.) вводит пятиактное членение комедии с утрачивающими важную роль партиями хора между действиями. Он; широко применяет сложившийся в предыдущий период принцип использования комической маски как ограниченного амплуа (хвастливый воин, брюзга, влюбленные и т.д.), связывает сюжеты с перипетиями семейной, личной, а не гражданской жизни. В твор­честве Менандра утвердилось написание комедий 6-стопным ямбом и 8-стопным хореем .


Аристофан. Аристофан (ок. 446 - ок. 385 до н. э.) - античный комедиограф, признанный «отцом» комедии. Из примерно 40 его комедий сохранилось 11. В них Аристофан поднимает актуальные общественные проблемы. Так, в комедии «Лисистрата» находит неожиданное рейение проблема войны и мира: женщины, договорившись между собой, отказывают своим мужьям в ласках до тех пор, пока они не прекратят воевать и не заключат мира. В коме­дии «Облака» критикуются софисты, обучающие граждан тому, как с помощью ораторского искусства и ложного философствова­ния обманывать людей; в смешном виде выведен Сократ (хотя на самом деле Сократ был противником софистов). В комедии «Ля­гушки» осмеянию подвергается Еврипид, который, по мнению Аристофана, оказывал своими трагедиями дурное влияние на стра­сти и поступки современников.

Действие комедии разворачивается в подземном царстве, где Еври­пид спорит с Эсхилом о том, кто из них выше в искусстве трагедии. Аргументы каждой из спорящих сторон взвешиваются на весах. Победи­телем признается Эсхил, которого Дионис возвращает в мир живых, чтобы он возродил пришедшую в упадок трагедию, а Еврипид со своей легковесностью оказывается посрамленным.

Аристофан сыграл решающую роль в развитии жанра комедии в античную эпоху. Его влияние на этот жанр продолжает ощу­щаться вплоть до наших дней.

Древнегреческая комедия была популярной и влиятельной формой театра, исполненной по древней Греции с 6-го века до нашей эры. Самыми известными драматургами жанра были Аристофан и Менандр, их произведения и те, что были у их современников, вызывают умиротворения у политиков, философов и других художников. В дополнение к поддержанию их комического прикосновения пьесы также дают косвенное, но бесценное понимание греческого общества в целом и дают подробную информацию о работе политических институтов, правовых систем, религиозных практик, образования и ведения войны в эллинистическом мире. Уникально, пьесы также показывают нам что-то от личности аудитории и показывают, что щекотало чувство юмора у греков. Наконец, греческая комедия и ее непосредственная предшественница греческой трагедии вместе образуют основу, на которой основывается весь современный театр.

ПРОИСХОЖДЕНИЯ КОМЕДИЙНЫХ ИГР
Точное происхождение греческих комедийных пьес теряется в тумане предыстории, но деятельность людей, одевающихся и подражая другим, должна обязательно пройти долгий путь перед письменными записями. Первые признаки такой деятельности в греческом мире происходят из керамики, где украшение в VI веке до нашей эры часто представляло актеров, одетых как лошади, сатиры и танцоры в преувеличенные костюмы. Другим ранним источником комедии являются стихи Архилоха (VII в. До н. Э.) И Гиппонакс (VI в. До н. Э.), Которые содержат грубый и откровенный сексуальный юмор. Третье происхождение, процитированное как таковое Аристотелем, заключается в фаллических песнях, которые исполнялись во время Дионисийских фестивалей.

COMEDY PLAY
Несмотря на нововведения, комедийная пьеса следовала традиционной структуре. Первая часть - это парадокс, в который вошли хор из 24 исполнителей и исполнил ряд песен и танцев. Одетые, чтобы произвести впечатление, их диковинные костюмы могли представлять что угодно от гигантских пчел с огромными жалом к ​​рыцарям, ездящим на другого человека в подражание лошади или даже разнообразной кухонной утвари. Во многих случаях пьеса была фактически названа в честь хора, например, «Оси» Аристофана.

Второй этап шоу - это агония, которая часто была остроумным устным конкурсом или дебатами между главными актерами с элементами фантастического сюжета и быстрой сменой сцен, которые могли включать в себя некоторые импровизации (если ссылки на конкретных членов аудитории воспринимаются как лица, фактически присутствующие в театре). Третьей частью пьесы был парабазис, когда хор говорил напрямую с аудиторией и даже прямо говорил поэт. Финал финальной передачи комедийной пьесы был экзофосом, когда Хор передал еще одну зажигательную песню и танцевальную рутину.

Все исполнители были мужскими профессиональными актерами, певцами и танцорами, и им помогали в своем стремлении представить огромное количество человеческих и нечеловеческих персонажей замечательными костюмами и высоко украшенными масками для лица. Главные действующие лица - один главный герой (который принимал львиную долю в центре внимания) и два других актера, исполняли все выступающие части. Иногда допускался четвертый актер, но только если он не был инструментом для сюжета. Эти ограничения заключались в обеспечении равенства в конкуренции и удержании расходов государству, которое финансировало профессиональных участников. Хор, костюмы, музыканты и время репетиции были профинансированы назначенным частным гражданином, khorēgos, роль которого несли большой престиж.

Из-за ограниченного количества участников тогда каждый исполнитель должен был взять на себя несколько ролей, которые включали быструю смену костюма и использование узнаваемых персональных масок, таких как для рабов или богов, таких как Геркулес и Гермес. Кроме того, некоторые маски, возможно, были украшены, чтобы изобразить в карикатуре некоторые современные фигуры, которые поэт хотел высмеять. Маски, однако, лишали актера использования выражений лица, и поэтому использование голоса и жеста стало чрезвычайно важным. Костюмы были еще одной важной визуальной частью спектакля, а самые распространенные были дополнены колготками и короткой туники, в которой был обнаружен ложный и преувеличенный фаллос (связанный с ритуалом Диониса) - деталь, хорошо видна на многих комических сценах, представленных на греческой керамике.

Пьесы проводились в театре под открытым небом (театрон), таком как Дионисос в Афинах и, казалось бы, открытый для всего мужского населения (присутствие женщин оспаривается). Наличие театров в городах по всему греческому миру и находки масок терракотовых театров также предполагают, что комедии (и, конечно же, трагедии) были широко выполнены. Полукруг сидений создавал центральную область, известную как оркестр, и именно здесь исполнялся хор. Основные артисты выступали на поднятой сцене с фоном, предоставленным skne - двухэтажной структурой, которая также предоставляла различные входные точки для актеров и предоставляла средства для изменения костюма, незаметного зрителям. Было какое-то движение между этими областями, поскольку Хор мог иногда подниматься на сцену, и актеры могли также войти в оркестр через общественные входы или пароходы по обе стороны театра.

КОМЕДИЯ В КОНКУРСЕ
В V веке до н.э., на крупных религиозных фестивалях, таких как Городская Дионисия и Ленае, комедии были проведены в конкурсе в течение трех дней. Первые пять и более поздние три комедии были введены для участия в конкурсе, комическая игра была исполнена в конце дня после трагедии и сатиры. Пьесы оценивались группой из десяти судей, выбранных по жребию, и они голосовали, помещая гальку в урну. Пять урнов были выбраны случайным образом, чтобы решить окончательного победителя.

СТАРЫЙ КОМЕДИЙ

О, боже, с внезапным ударом,
Преобразуйте меня в облачко дыма!
Как слова политиков, я встал
В газообразном паре на небо.
(50, первый акт, первая сцена, осы Аристофаном)

Старая комедия относится к пьесам, написанным в V веке до нашей эры. Самая ранняя сохранившаяся полная игра - арахнисты Аристофана, впервые исполненные в 425 году до нашей эры, а цитаты из сохранившихся фрагментов ранних пьес могут быть датированы не ранее, чем в. 450 г. до н.

Сюжет комедий обычно растягивает реальность с точки зрения времени и места, прыгая с невероятных географических расстояний и быстро меняющихся сцен. Фантастические элементы, такие как гигантские существа и невероятные маскировки, смешиваются со ссылками на аудиторию, которая обеспечивает катание на роликах сатиры, пародии, каламбуров, преувеличения, красочного языка и грубых шуток. Действительно, поскольку пьесы были популярными развлечениями, они показывают некоторые из популярных языков, используемых греками, язык, который обычно не встречается в более серьезных письменных материалах. Любой общественный деятель был честной игрой, и даже мифология и религия можно было высмеять. Однако, несмотря на эту высокую степень свободы слова, некоторые аспекты религии, такие как Мистерии и высшие боги, такие как Зевс и Афина, по-видимому, были недоступны для комического поэта.

НОВАЯ КОМЕДИЯ
Когда-то в конце 4-го века до нашей эры появился новый стиль греческой комедии, хотя переход от старой комедии, возможно, был более постепенным, чем предполагаемые пьесы, и некоторые ученые предлагают промежуточную стадию под названием «Средняя комедия». Конечно, последние две пьесы Аристофана отличаются по стилю по сравнению с его другими пьесами и обеспечивают переход к более новому стилю презентации. Эта новая комедия больше фокусировалась на сюжете пьесы и часто использовала повторяющихся персонажей, таких как повара, солдаты, сутенеры и хитроумный раб. Припев становится менее важным для сюжета (только для музыкальных интерлюдий между действиями), и пьесы, похоже, оседают по установленной пятиактной структуре. Другое отличие состоит в том, что, похоже, меньше личных атак (или это только впечатление, полученное из-за наличия слишком небольшого количества источников для сравнения?), Которые могут быть вызваны законодательством, специально предназначенным для пресечения этой практики. Тема «Новая комедия» также отличалась и была больше связана с вымышленными обычными людьми и их отношениями с семьей, другими классами и иностранцами.

ПИСАТЕЛИ КОМЕДИИ

[О современных поэтах]
Уверяю вас, мелкие мальчики и щеберы, как много ласточек. Позор их искусства. Если когда-либо им дается хор, то что их предложение в святилище Трагедии? Один петух задней ноги, и они разозлились. Вы никогда не слышите о них снова.
(159, первый акт, первая сцена, лягушки Аристофана)

Гигант греческой комедии - Аристофан. Немного известно наверняка о нем, но из дат его пьес мы можем предположить, что он жил с 460 до 380 г. до н. Э. И был из Афин. Одиннадцать его пьес выдержали полный, и это единственные сохранившиеся примеры жанра старой комедии. Некоторые из них (в частности, Аристотель) довольно грубы, пьесы, тем не менее, показывают острое остроумие Аристофана, и они часто комментируют несоответствия и смешные аспекты общества и общественных деятелей. Политик Клеон, философ Сократ и драматург трагедии Еврипид были тремя фигурами, наиболее часто встречающимися в комиксах Аристофана.

Другие важные драматурги старой комедии включают Cratinus (чьи работы включают Cheimazomenae 426 BCE, Satyrs 424 BCE и Pytine 423 BCE) и Eupolis (Numeniae 425 BCE, Maricas 421 BCE, Flatterers 421 BCE и Autolycus 420 BCE), оба из которых были многочисленными победителями в самые престижные фестивали.

Мы знаем гораздо больше о писателях новой комедии, многие из которых были плодовитыми и иногда писали более 300 пьес. Наиболее важные поэты включают Филемона (приблизительно 368/60 - 267/3 до н.э.), автора 97 комедий, Дифилуса, который написал около 100 пьес, и Филиппидов. Тем не менее, писатель этого жанра, чья работа сохранилась дольше всего, - Менандер (примерно 342-291 г. до н. Э.). Филимон на самом деле выиграл больше побед на фестивалях, чем Менандер, но именно последние стали считать великим поэтом Новой комедии. Он написал около 100 пьес, и многие выжили до 7-го века н.э., когда, к сожалению, они потерялись для потомков. Dyskolos (первоначально выполненный в 316 году до нашей эры) является самой полной выживающей игрой, и значительная часть из шести других пьес также выживает.

Популярность Менандера подтверждается более чем 900 цитатами, сохранившимися во вторичных источниках, и его работы часто адаптировались более поздними латинскими драматургами. Известный своими образными ситуациями, быстрым диалогом, напряжением и вниманием к частным домашним драмам, он часто включал романтичное лидерство, как правило, молодого одинокого мужчину (в отличие от героев Аристофана, которые обычно среднего возраста и женаты). Кроме того, комедия Менанда часто намекала на то значение, которое автор дал терпимости и пониманию в наших социальных отношениях.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ КОМЕДИИ
Греческая комедия по-прежнему будет популярна через эллинистические и римские времена, когда многие классические пьесы снова и снова повторяются. Латинские комедии были написаны наиболее знаменито Plautus & Terence, и жанр был разнообразен в различные другие формы комического театра, такие как пантомима и тогата.

Комедия античная это посвященная Дионису культовая драма, исполнявшаяся хором и актерами. Все виды античной комедии (народной и литературной) имели стихотворную форму и исполнялись в сопровождении музыки; актеры и хоревггы носили маски. Существовали две исторически и типологически независимые формы литературной комедии : сицилийская и аттическая. Характер аттической комедии значительно менялся с течением времени, поэтому уже в древности различались три последовательные стадии: древняя, средняя и новая аттическая комедия. Народная южноиталийская комедия развивалась под преимущественным влиянием литературной аттической. Римская комедия создавалась и развивалась по образцу исключительно новой аттической комедии. От разных видов комедии в строгом смысле следует отличать другие драматические жанры, которые были «комическими» по своему духу, но не считались в Греции комедией, поскольку генетически не были связаны со строго определенными формами культа Диониса. К ним относятся сатировская драма (разновидность трагедии) и разнообразные, лишенные жанрового единства, малые диалогические формы, которые назывались мимами. Только в Риме, где греческие культовые и театральные формальности потеряли свой смысл, латинский мим стали рассматривать как разновидность комедии.

Сицилийская комедия

Сицилийская комедия известна уже в развитой форме по творчеству поэта Эпихарма (около 550-460 до н.э.) из Сиракуз. Сохранились фрагменты 40 его комедий, которые показывают, что первоначальной и главной темой сицилийской комедии было травестийное изображения мифов («Свадьба Гебы», «Пирра и Прометей», «Филоктет» и др.). Однако, как указывает Аристотель («Поэтика», V), Эпихарм и (практически нам неизвестный) Формий начали использовать «вымышленные», т.е. не мифологические сюжеты. Пример разработки чисто бытовой темы дает изображение парасита в пространном отрывке из комедии «Надежда, или Богатство», но и здесь, судя по названию, могли участвовать божества-персонификации. В некоторых фрагментах затрагиваются философские вопросы. Комедии Эпихарма написаны на дорийском диалекте ямбом.

Древняя аттическая комедия

С 487 года до н.э. в Афинах начинаются официальные состязания комических хоров. Первым известным по имени поэтом комедии был Хионид. Древняя комедия известна по творчеству самого позднего своего представителя, Аристофана, от которого сохранилось 11 комедий, поставленных в 425-388 до н.э. От других поэтов 5 век до н.э. (Кратин, Кратет, Евполид) дошли фрагменты. Древняя комедия открывается прологом, который, как и в развитой классической трагедии, перерастает в развернутую диалогическую сцену; далее следует парод, т.е. песнь, сопровождающая выход хора на орхестру. За пародом начинается агон, состязание двух главных персонажей; центральную часть комедии занимает парабаза, пространное выступление хора (исполняя парабазу, хоревты снимали маски). Парабазу окружает ряд слабо связанных небольших сцен, представляемых актерами, завершает комедию эксод, песнь, сопровождающая уход хора с орхестры. Парабаза представляет собой сложную мелическую композицию, построенную в основном по антистрофическому принципу; она не связана прямо с фабулой комедии и содержит посвященные разным злободневным вопросам декларации автора. Последовательно развивающийся сюжет не был важен для древней комедии. Согласно Аристотелю («Поэтика», V), связный комический «миф» (т.е. фабула) был впервые введен Кратетом (после 450 до н.э.) по примеру сицилийской комедии. Содержание комедии во многом определялось ее культовым происхождением: сцены обжорства, драки, эротические шутки, свойственные обрядам, связанным с культом плодородия, были обязательны вместе с бранью (инвективой), направленной против конкретных лиц. Начиная с «Поэтики» Аристотеля, эта личная брань рассматривалась, как необходимый элемент древней комедии. Часто изображались боги или традиционные, или божества-персонификации. Известны комедии, фабула которых была чисто мифологической, например: «Дионисоалександр» Кратина (после 430 до н.э.), в которой представлялся миф о суде Париса; мифологическими (хотя и вне традиционной мифологии) являются комедии «Мир» (421 до н.э.) и «Птицы» (414 до н.э.) Аристофана. Для древней комедии характерна аллегорическая (преимущественно политическая) трактовка мифов, что указывает на ее важную идеологическую роль в обществе, сознание которого опиралось еще в основном на мифологию. Комедии на «вымышленные» сюжеты были политическими памфлетами, а не бытовыми драмами, однако жертвами комедиографов становились не только политики, но и философы («Облака» Аристофана, 423 до н.э.), музыканты и поэты: нападки на трагиков и на соперников-комиков часто встречаются у Аристофана. Излюбленным мотивом была пародия на трагедию. Таким образом, комедия стала одной из первых форм литературно-художественной критики. Персонажи древней комедии карикатурны, если это реальные лица, то их характеры сужены и сведены к одной черте, выбранной поэтом для насмешки; этические проблемы в целом комедиографов не интересуют. Как и для других жанров греческой поэзии, для комедии были разработаны свои метрические правила. Основные диалогические размеры греческой драмы - ямбический триметр и трохеический тетраметр-трактуются в комедии во многом иначе, чем в трагедии, своеобразна и метрическая разработка хоровых партий; язык комедии был близок к разговорному. Комический хор состоял из 24 человек, число актеров могло доходить до пяти. Маски древней комедии были гротескны и безобразны, маски реальных лиц имели портретное сходство.

Средняя аттическая комедия

Средняя аттическая комедия условно датируется 404-336 до н.э. , представлена именами Платонакомика, Антифана, Аристофонта, Алексида; сохранность текстов очень плохая, но представление об этом периоде можно составить по поздним драмам Аристофана-«Лягушки» (405), «Женщины в народном собрании» (389), «Богатство» (388). Значительных структурных изменений нет, но появляются хоровые интермедии, разделяющие сцены комедии; и в дальнейшем это становится нормой. Политические темы утрачивают актуальность и исчезают; на их место приходит политическая утопия; обыденная жизнь изображается более реалистично. Миф интересует Аристофана или как аллегория, или как повод к пародии на трагедию, но у Платона и других поэтов встречаются мифологические названия. Излюбленной темой становятся насмешки над философами.

Новая аттическая комедия

В 330-е до н.э. аттическая комедия была радикально реформирована , и уже к 324 до н.э. относится первая комедия Менандра, признанного впоследствии лучшим представителем новой комедии. Благодаря открытию уже в 20 веке древних папирусных рукописей стали известны пространные отрывки из семи комедий Менандра, текст «Брюзги» (316 до н.э.) сохранился полностью. Другие значительные поэты новой комедии, действовавшие во второй половине 4 век до н.э. (Дифил, Филемон, Аполлодор), известны по фрагментам и по вольным подражаниям в римской паллиате. О позднейших представителях жанра сведений очень мало. Новая аттическая комедия ни по форме, ни по содержанию не является продолжением древней и представляет собой этическую «комедию характеров», образцом для которой были трагедии Еврипида. Структура новой комедии также в целом ориентируется на трагедию конца 5 века до н.э. Комедия состоит из пролога и эксода, за которым следует несколько актов, соответствующих эпизодиям трагедии и разделенных партиями хора. Хор не принимает участия в действии, во многих случаях поэт не писал текста для хора, но только «оставлял место» для него. Уже у Менандра представлено деление на пять актов, римские теоретики, начиная с Горация («Наука поэзии»), рассматривают такое деление как необходимое структурное требование комедии. Фабула должна быть сложной, но тщательно и последовательно выстроенной, при этом в известных ново-аттических комедиях (как и в римской паллиате) довольно точно соблюдаются принципы конструирования фабулы, сформулированные в «Поэтике» Аристотеля. Как и в поздней трагедии, краткое содержание комедии излагается в прологе. Фантастические и мифологические сюжеты в новой комедии не допускаются, боги возможны только как персонажи пролога. Темы - из обыденной жизни простых людей; и социальный статус персонажей также является первостепенным жанровым требованием. Однако главная задача и художественная цель новой комедии была не в натуралистическом изображении быта, а в поэтическом исследовании этических типов, которые в философии Платона и Аристотеля назывались этосами (ethos- «нрав»). Привычный нам смысл слова «характер» появился именно в новой комедии (Менандр, фрагмент 72). Действие рассматривалось, как внешнее проявление этоса; с каждым комическим характером соотносился ограниченный набор сюжетных ходов и ситуаций; внешний облик и речь персонажей должны были строго согласовываться с их характером. Художественный метод новой комедии во многом становится ясным благодаря сборнику этических очерков «Характеры», составленному учеником Аристотеля Феофрастом. Жесткий схематизм и стереотипность воспринимались в древности как достоинство, однако применять сюжетные и этические схемы поэт должен был с тонкостью, не преступая границ жизненного правдоподобия. Важным (для древних теоретиков - главным) отличием новой комедии от древней был полной отказ от личной инвективы. Комедия должна, развлекая, поучать зрителей, поэтому необходимым элементом комедии были сентенции. Сценическим представлением характера была маска с резкими, легко узнаваемыми чертами. Сохранились описания масок новой комедии, которые дает лексикограф 2 век н.э. Юлий Поллукс (Полидевк).

Южноиталийская комедия

В греческих городах Южной Италии были популярны выступления бродячих актеров-флиаков, считавшихся служителями Диониса. Флиаки представляли травестийные мифологические комедии или пародии на трагедии. Литературная обработка драмы флиаков была сделана Ринтоном из Тарента (3 веке до н.э.), который переделывал сюжеты трагедии в духе ново-аттической комедии. Такая драма называлась гиларотрагедия (от hilaros - «веселый»), римские теоретики выделяли жанр ринтоновой драмы (rinthonica). Единственный полностью сохранившийся текст - латинская комедия Плавта (3-2 век до н.э.) «Амфитрион», которая самим автором определяется как трагикомедия. Участие в действии богов и царей, необходимых персонажей трагедии, рассматривалось как важный жанрообразующий признак, отличающий ринтонову драму от обычной комедии, однако в остальном «Амфитрион» представляет собой типичную ново-аттическую комедию. Из коренных народностей Италии оски создали комедию, которая называлась ателлана. Во 2 веке до н.э. появилась ателлана на латинском языке.

Римская комедия

Постановки в Риме комедий на латинском языке начались в середине 3 века до н.э. К концу 1 века была создана разветвленная система комических жанров, включавшая тогату, паллиату, литературную ателлану и мим.

Слово комедия произошло от греческих komoidia-«комическая песнь» от komos «вакхическое шествие» и oide, что в переводе означает: «песнь»

Комедия - это один из жанров древнегреческой драматургии. Наравне с комедией развивались трагедия и сатирическая драма. Данное направление берет свои истоки от народных обрядовых действий, которые устраивались в честь плодородия. Подобные празднества, в основном, состояли из веселых песен, шуток, насмешек и непристойностей, которые, по мнению древнегреческого общества, были нужны для восхваления и ублажения производящих сил природы. Немаловажная роль в этих ритуальных действиях отводилась спору.

Чаще всего комедийные представления устраивались во время праздников в честь Великого Дионисия. Они были завершающим этапом каждого из 3 дней празднества. Стоит сказать, что эти дни были настоящей «ареной», на которой все драматурги-комедиографы и трагики устраивали соревнования за первенство и мастерство. Считается, что первым древнегреческим комедийным драматургом был Эпихарм. Его творения впоследствии стали основой для римской народной комедии Ателланы и произведений Плавта.

Новый этап

Последующий этап созревания заключался в развитии древней аттической комедии. Она уже обладала большей выразительностью и имела некоторые особенности и характерные черты. Например:

Основу всего действия составлял какой-либо тезис. Он становился предметом споров и в конце представления доказывался;
Важной частью комедии являлась парабаза, которая состояла из обращения хора к публике;
Все сюжеты сценического действия брались из обычной повседневной жизни и раскрывали проблемы общественности;
В древнегреческой комедии осмеивались не только сцены из жизни, но и реальные особи.

Комическое представление всегда сопровождалось весельем и хохотом. Неотъемлемой частью любого действа являлись пантомима, танцы, песни. Стоит отметить, что хореография, использовавшаяся в комедии, носила довольно откровенный, даже эротический характер, что проявлялось в движениях и мимике. Отдельное внимание в представлении выделялось костюмам и маскам. Сценическое комедийное одеяние довольно сильно отличалось от трагического. Маски актеров были уродливыми, обезображенными и олицетворяли разные эмоциональные состояния. Участники комедии не носили котурнов, а использовали специальные подкладки, которые увеличивали животы и зады до грандиозных размеров.

Уже в четвертом веке до н.э. древнегреческий комедийный жанр был довольно развитым. Новый этап эволюции принес больше глубины и больше внимания к внутреннему миру героев, которые оказывались в разных забавных жизненных ситуациях.