Собор архистратига гавриила. День воздания почестей всем бесплотным Небесным Силам

Согласно христианской религии, самые близкие к Богу – ангелы. Представителей высших чинов последних называют архангелами. В православии упоминается о восьми архангелах: Михаиле, Гаврииле, Рафаиле, Урииле, Селафииле, Иегудииле, Варахииле, Иеремииле. Все они равны по своему достоинству, хоть и несут перед Господом и людьми особое служение. В нашей статье пойдет речь об архангеле Гаврииле – вестнике тайн Божиих. Праздник, посвященный ему, именуется Собором Архангела Гавриила и отмечается дважды в год: на следующий после Благовещения день 8 апреля и . Вот вторая дата нас и интересует.


Сведения о вестнике

Для начала следует поподробнее остановиться на понятии «архангелы». Префикс «арх» имеет значение «предшествующий» либо «главный». В итоге получается, что архангел – это главный, начальствующий над низшими, ангел.

Руководство, осуществляемое великими небесными слугами Господа, - не единственная функция архангелов. Они еще являются «посланниками, несущими Божественные предписания». Послания архангелов предназначены для людей. Третья не менее важная функция архангелов - возглавление воинства Божьего, образованного низшими ангелами и ведущего нескончаемую битву с силами Тьмы.


Главнокомандующим этим войском является архангел Михаил. Он изображается с обнаженным мечом. Все без исключения архангелы запечатлены на иконах, святых полотнах, росписях храмов и произведениях искусства как ангелы с крыльями крупных размеров и большим количеством глаз.

Что касается Гавриила, он является одним из четырех архангелов, часто упоминающихся в еврейских писаниях. В христианской, а также, как это не удивительно, в исламской и иудаистской религиях, по именам названы, причем неоднократно, лишь два архангела: Гавриил и Михаил. В христианской древней литературе можно еще встретить имя третьего архангела: Рафаила.


Архангелу Гавриилу единственному из всех начальствующих князей ангельских Творец уготовил особую миссию. Согласно Священному Писанию, именно указанный небесный слуга Господень сообщил Деве Марии радостную весть о том, что она станет сосудом Божиим, в котором воплотится Дух Святой. Иными словами, архангел Гавриил возвестил Пречистой о непорочном зачатии и последующем рождении ею Сына Божия – Спасителя человечества. Он же был послан к Иосифу-обручнику, супругу будущей Богородицы. В данном случае миссия архангела состояла в том, чтобы уверить праведника в безгрешности Девы Марии и, соответственно, также сообщить о предстоящей беременности и высоком духовном предназначении последней. Великий начальствующий князь ангельский несколько позже, после рождения Младенца Иисуса, появился и перед волхвами, оповестив их о рождении Мессии.

Имя «Гавриил» означает «крепость Божия», по другой версии – «Муж-Бог». Данное имя наполнено философским смыслом: в нем содержится указание на то, что Бог Крепкий, а Сын Божий в утробе Девы Марии не есть обычный младенец, но есть совершенный человек, муж, даже больше – совершенный человек и совершенный Бог. Совершенство это проявляется не в физиологическом, не в возрастном, а в духовном отношении, в отношении разума. Ведь доподлинно известно, что Иисус, будучи еще носимый Богородицей под сердцем, обладал неисповедимым умом и непобедимой крепостью.

Имя «Гавриил» имеет халдейское происхождение. Евреям оно было совершенно чуждо до Вавилонского плена и не значится в первоначальном списке парси, состоящем из 119 ангелов. На страницах древних записей Гавриил описан как создание, имеющее 140 пар крыльев. Также сказано в старинных книгах о том, что светлый архангел – управляющий Эдемом, то есть Раем, и сонмом херувимов. В разных источниках он обозначен как ангел милости, мщения, откровения, смерти, Воскрешения и Благовещения.


Существует мнение о том, что архангел Гавриил имеет женскую сущность. На это, по мнению специалистов, указывает насколько фактов. Во-первых, Гавриил сидит по левую руку от Господа. Во-вторых, известна история, повествующая о том, как светлый архангел взял из Рая одну протестующую душу и, пока та пребывала во чреве матери, наставлял ее.

На православных иконах архангела Гавриила изображают как Ангела-Благовестника. Он держит в руке оливковую ветвь, служащую символом примирения Бога и творения. Встречаются образы, где архангел Гавриил запечатлен с райской ветвью в руках, которую принес Деве Марии в знак благой вести. Иногда его можно увидеть с зеркалом в левой и светящимся фонарем в правой руке. На картинах Гавриил выглядит как величественная особа в богато убранных одеждах, нередко этот образ дополняет скипетр в руке и корона на голове. Правая рука архангела изображается вытянутой в сторону Девы Марии в знак приветствия Пречистой, сама же Богородица безучастна.

О празднике

26 июля, как и на следующий день после Благовещения, Русская Православная Церковь вспоминает все без исключения явления архангела Гавриила, Господнего вестника. К слову, упомянутыми датами выше перечень таких явлений не ограничивается. В Священном Писании сказано, что Божий слуга, один из семи начальствующих князей ангельских, возвестил святому пророку Даниилу об освобождении приверженцев Господа из Вавилонского плена и о моменте пришествия на грешную землю Спасителя человечества Иисуса Христа. Никто иной, как Архангел Гавриил сообщил святому Захарии, отцу апостола Иоанна Предтечи, о скором рождении сына его женой, страдавшей на протяжении всей своей жизни бесплодием. Благодаря вестнику тайн Божиих святой пророк Моисей сумел написать, будучи пустынножителем, знаменитую Книгу Бытия: он передавал праведнику откровения Господа о первых людях и создании мира.


От Гавриила родители Девы Марии Иоаким и Анна узнали, что у них скоро будет дочь. Между прочим, именно вестник Божий являлся ангелом-хранителем Богородицы от самого ее зачатия. Еще и поэтому, кстати говоря, Гавриил был послан Творцом к Пречистой с благой вестью о рождении Иисуса. Взрослого же Христа светлый архангел укреплял перед будущими страданиями на кресте, когда Мессия молился в Гефсиманском саду. Жены-мироносицы, шествующие ко Гробу Спасителя, дабы умастить тело почившего учителя душистыми маслами, радостную весть о воскрешении Иисуса услышали тоже от архангела Гавриила. Деве Марии небесный слуга Господень явился перед Успением, когда та молилась на горе Елеонской. Он сказал Богородице следующее: «Сын Твой и Бог наш ждет Тебя со всеми Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в горнее Царство, где ты будешь жить и царствовать с Ним вечно!» - после чего вручил финиковую ветвь.

С давних пор на Руси вошло в традицию трижды в год (8 апреля, 26 июля и 21 ноября) отмечать праздник, именуемый Собором Архангела Гавриила. Установлен он был в честь бесплотного духа ─ служителя Божьего, принесшего Пресвятой Деве Марии весть о Её великом предназначении. В связи с этим становится понятно, почему одним из дней выбрана дата, следующая за праздником Благовещения, отмечаемым накануне. Слово же «собор», включённое в название праздника, подчёркивает его всеобщность и массовость. В этот день христиане собираются все вместе, чтобы славить Бога и Его верного посланника.

Архангел, именуемый «Божьей крепостью»

Прежде всего, отметим, что его имя ─ Гавриил, переводится с древнееврейского языка, как «Крепость Божья». Кроме того, принято считать, что среди архангелов, являющихся представителями второго чина небесных духов (всего их, как известно девять) он занимает позицию сразу за Архангелом Михаилом, держащим в руке огнепалящий меч, и охраняющим вход в райский сад Эдем.

Упоминание в Ветхом Завете

Всякий ангел является вестником чего-либо (заметим попутно, что именно так переводится слово «ангел» с греческого языка), на Архангела же Гавриила возложена особая миссия ─ раскрывать сокровенный смысл видений, и предвещать людям ход грядущих событий. Кроме этого, у него немало обязанностей. В частности, стоя у Престола Божьего, он возносит хвалу Творцу Вселенной и молится за живущих на земле.

В числе прочих высших сил бесплотного мира он повелевает Небесным воинством. Как явствует из 1-й главы ветхозаветной Книги Еноха, в числе прочих архангелов Гавриил был послан Создателем покарать падших ангелов. Он же вдохновил пророка Моисея на создание Книги Бытия и открыл ему будущее еврейского народа. Однако и это далеко не всё из того, благодаря чему Собор Архангела Гавриила входит в число наиболее почитаемых в народе праздников.

Первые новозаветные пророчества

Именно Архангел Гавриил явился праведной Анне, когда она предавалась скорби о своём бесплодии, и возвестил ей о том, что её молитва ко Господу услышана, и вскоре она родит Деву, через которую воплотится в мир Сын Божий. Его слова в точности исполнились, и по истечении должного срока праведная Анна произвела на свет Пресвятую Деву Марию.

Когда с церковного амвона звучит в день Собора Архангела Гавриила проповедь, то в ней, как правило, упоминается и о том, как посланник Божий незримо пребывал со святой Девой в Иерусалимском храме в период Её отрочества, а затем оберегал во все дни земной жизни. Не забывают в таких случаях упомянуть и о том, как Архангел Гавриил явившись священнику Захарии, возвестил о том, что в скором времени его жена Елисавета произведёт на свет сына ─ будущего Иоанна Предтечу. Когда же тот усомнился в истинности пророчества, архангел поразил его немотой.

Благовещение непорочной Деве

Однако главное его деяние, сделавшее праздник Собор Архангела Гавриила особенно дорогим для всех православных христиан, ─ это благая весть, принесённая им Пресвятой Деве Марии о зачатии в Ней Сына Божьего осенением и действием Святого Духа. Об этом событии повествуют два евангелиста: Матфей и Лука, причём если первый из них весьма краток, то второй даёт подробный рассказ.

Далее, чтобы избавить непорочную Деву от подозрений, возникших у её обручника (формального мужа) Иосифа, неспособного слабым человеческим разумом постичь божественную тайну, Архангел Гавриил явился ему во сне и возвестил о том, что Отроковица, зачав во чреве, осталась невинной, так как произошло сие от действия Святого Духа, меняющего человеческое естество. Этим он вселил мир и покой в душу праведного старца Иосифа, о чём также упоминается в праздник Собора Архангела Гавриила.

Весть о приходе в мир Спасителя

Святой евангелист Лука, описывая рождение в Вифлееме Сына Божьего ─ Иисуса Христа, упоминает о том, что именно Архангел Гавриил явился пастырям, стерегущим стада, и возвестил им о великой радости ─ явлении во граде Давидовом Спасителя, Которому суждено избавить всех людей мира от вечной смерти. Он же, в окружении Небесных воинов, первый воспел хвалу Всевышнему, вселяющему в сердца своих чад мир и благоволение.

Не оставил своим попечением посланник Божий Обручника и после рождения Иисуса. Посланный Господом, он вторично явился ему во сне и повелел вместе с Богородицей и её Предвечным Младенцем бежать в Египет, чтобы там найти спасение от козней нечестивого царя Ирода, замыслившего уничтожить их Святое Семейство.

Благовестник трёх главных евангельских событий

Но и это ещё далеко не все деяния Божьего Посланника, упоминаемые в акафисте Собору Архангела Гавриила, который читается во всех православных храмах России. В один из самых драматических моментов земной жизни Иисуса Христа ─ Его молитвы в Гефсиманском саду, ставшей преддверием крестных мучений, Господь направил Архангела Гавриила укрепить Своего Сына. Евангелист Лука подробно описывает в 22-й главе, как Посланник Божий неотлучно находился рядом с Иисусом, помогая ему сохранить присутствие духа.

Далее на этот раз уже все четыре евангелиста сообщают о явлении Архангела Гавриила Жёнам Мироносицам, явившимся ранним утром ко Гробу Господню, помазать благовониями Его честное тело. Несмотря на то что их свидетельства несколько расходятся в перечислении участниц этого события, все они единодушны в одном ─ у входа в пещеру благочестивых женщин встретил именно Архангел Гавриил, возвестивший о воскресении из мёртвых Сына Божьего. Таким образом, он явился благовестником трёх главных новозаветных событий, связанных с именем Иисуса Христа, ─ Его зачатия, рождества и воскресения.

И наконец, последний эпизод, связанный с Архангелом Гавриилом, и описанный в Новом Завете, ─ это его явление Пресвятой Деве Марии, пришедшей в конце жизненного пути на Елеонскую гору помолиться Своему Предвечному Сыну. Сообщив о приближении дня Её честного успения и вознесения на небо, он оставил Богородице светлую ветвь из

Чудо, явленное на Афонской горе

Всё, о чём было рассказано выше, известно со страниц Нового Завета, но рассказы о Божьем вестнике можно найти и в Священном Предании. И хоть они не звучат с церковных амвонов в день Собора Архангела Гавриила, христиане бережно хранят их на протяжении многих столетий. Вспомним лишь один из них.

Рассказывают, например, такой любопытный факт, имеющий прямое отношение к празднованию Собора Архангела Гавриила, ─ молитва «Достойно есть», читаемая ежедневно всеми воцерковлёнными людьми, оказывается, была принесена в мир именно этим Божьим посланником. Произошло это в конце XI века на святой горе Афон, где спасался тогда некий монах-отшельник со своим послушником.

Однажды, когда он отправился во храм ко всенощной службе, его келью посетил неведомый старец и научил остававшегося в ней отрока, приклонившего в тот час колени перед образом Богородицы, тексту этой новой, по тем временам, молитвы. Чтобы её слова не истёрлись из памяти юноши, ночной гость начертал их перстом на каменной плите, поверхность которой при этом сделалась мягкой, как воск. После этого он исчез также таинственно, как и появился, назвав лишь своё имя ─ Гавриил. Вернувшись от всенощной и выслушав рассказ послушника, монах понял, что в его отсутствие келью посетил Архангел Гавриил.

Впоследствии весть о чудесном происшествии распространилась по миру и достигла Константинополя. Туда, в подтверждение подлинности случившегося, была отправлена каменная плита с текстом молитвы «Достойно есть», читаемой с тех пор ежедневно и особенно торжественно произносимая в день Собора Архангела Гавриила. Икона же Богородицы, перед которой молились отрок и его ночной гость, с тех пор также получила название «Достойно есть». Её изображение приводится ниже.

Дискуссии учёных

Среди церковных историков нет единого мнения по поводу официальной даты установления праздника Дня Собора Архангела Гавриила. Многие из них склонны полагать, что эта традиция берёт начало с освящения в XVII веке Константинопольского храма, воздвигнутого в его честь. Однако их оппоненты весьма резонно указывают на многочисленные свидетельства того, что история Собора Архангела Гавриила имеет гораздо более глубокие корни.

Первые два дня памяти Архангела Гавриила

Что же касается общепринятых дней памяти этого бесплотного духа, посланника Божия, принесшего в мир вести, ставшие основными вехами в его истории, то их, как было сказано в начале статьи, три. Первый из них ─ 26 марта (8 апреля), отмечается на следующий день после праздника Благовещения, так как Архангел Гавриил имеет к нему самое прямое отношение.

Следующая дата ─ 13 (26) июля установлена в честь, происшедшего четыре столетия назад, освящения в Константинополе храма, посвящённого Архангелу Гавриилу, об этом также шла речь выше. Заметим кстати, что в народе бытует поверье ─ если этот день выдастся, пусть даже холодным, но без дождя, значит, осень будет сухой и тёплой.

День воздания почестей всем бесплотным Небесным Силам

А вот 8 (21) ноября выбрано, поскольку в этот день чествуется а вместе с ним и все равные ему по чину бесплотные духи: Иеримиил, Иегудиил, Уриил, Варахиил, Селафиил и, разумеется, ближайший к нему ─ Архангел Гавриил. Кроме того, в этот день воздаётся честь всем Небесным Силам, обретающимся у Престола Всевышнего и исполняющим Его святую волю.

Особенности праздничного дня

С давних пор в народе сложилось множество поверий, определяющих, что можно, а что нельзя делать в праздник Собора Архангела Гавриила. Среди дел, признанных уместными, можно отметить общехристианские благочестивые поступки, такие как однодневный пост накануне праздника, посещение церкви с чтением подходящей случаю молитвы, а также оказание посильной помощи всем, кто в ней нуждается. В данном случае требования не выходят за рамки обычных норм поведения благочестивого христианина.

Дела, от которых лучше воздержаться

Перечень же запретов, налагаемых в этот день, достаточно своеобразен. Прежде всего, считается, что 8 (21) ноября нельзя делать две вещи: резать ножом и колоть топором. Это объясняется тем, что чествуемый в тот же день Архангел Михаил может обидеться, поскольку колоть и рубить является прерогативой его огнепалящего меча. Нельзя также ткать, хотя причину этому и трудно найти.

Впрочем, эти запреты, возможно, связаны с более древним поверьем, согласно которому в этот день человеку ещё при жизни может воздаться за совершённые им грехи, то есть произойти нечто непредвиденное и роковое, например, какой-нибудь несчастный случай. В связи с этим было принято избегать выполнения различных тяжёлых работ, при которых можно было, скажем, надорваться или тех, которые сопряжены с риском получить травму.

Разумеется, исключения составляли те виды деятельности, которые человек обязан был выполнять не по своей воле, например, служебные или производственные обязанности. Сюда же относились дела, хоть и сопряжённые с тяжёлой или опасной работой, но при этом направленные на совершение чего-либо доброго и богоугодного. Важно лишь, чтобы при этом не преследовались корыстные цели.

Общим же для трёх дней чествования Архангела Гавриила было требование совершать в них как можно больше добрых поступков, что, впрочем, относится и ко всей человеческой жизни.

Прославлять Ангелов - наш долг: они, воспевая Творца,
обнаруживают Его милость и благорасположение к людям.

Святитель Иоанн Златоуст

Второе место в ряду Ангелов, после Архангела Михаила, принадлежит Гавриилу, имя которого означает «Крепость Божия». Архангел сей в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем Всемогущества Божия. Если всякий Ангел есть «вестник » (по буквальному значению греческого слова), то Архангел Гавриил - вестник по преимуществу, его назначение - раскрывать смысл пророческих видений и ход событий.


Архангел Гавриил - один из высших ангелов, его функции разнообразны: «Гавpиил, один из святых ангелов, котоpый поставлен над змеями, и над pаем, и над хеpyвимами» (1Енох. 20). Он предстоит перед престолом Божиим и возносит хвалу Господу славы. Его особая функция - молитва за живущих на земле: он «пpосит и молится за живyщих на земле и yмоляет во имя Господа дyхов» (1Енох, 40; ср.: Тов. 12:15). В числе высших ангелов он возглавляет небесное воинство: «...и третий поставленный над всеми силами есть Гавриил» (Там же). Особая роль принадлежит Гавриилу в наказании падших ангелов. Сначала Бог посылает его уничтожить потомство непокорных ангелов, которые соединились с женами и породили исполинов (1 Енох, 10). Затем вместе с архангелами Михаилом, Рафаилом и Фануилом он карает самих падших ангелов, которые прельстили людей (1 Енох, 54).

Архангел Гавриил вдохновлял пророка Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о грядущих судьбах еврейского народа (Дан. 8:16; 9:21-24).


Пророк Моисей

Архангел Гавриил являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Преблагословенной Девы Марии. Он явился святой праведной Анне, которая в своем саду скорбела о своем неплодии и со слезами молилась Богу, и сказал ей: «Анна, Анна! твоя молитва услышана, воздыхания твои прошли облака, а слезы твои дошли до Бога: ты зачнешь и родишь благословенную Дочь, о Которой благословятся все племена земные, Ею дастся спасение миру, а получит Она имя Марии».


Святой Архангел Гавриил неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме и впоследствии охранял Ее во все время земной жизни.

Он же явился священнику Захарии, стоящему на правой стороне алтаря кадильного, возвестил ему разрешение от неплодства престарелой жены его Елисаветы и предсказал рождение Предтечи Господня - Иоанна Крестителя, и, когда он не поверил, связал язык его немотой до дня исполнения слов его (Лк. 1:25).


Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Архангел Гавриил и Захария

Этот же предстатель Божий явился Пресвятой Деве и возвестил Ей зачатие Сына Божия осенением и действием в Ней Духа Святого. Также явился он во сне и Иосифу, объяснивши ему, что Отроковица осталась невинной, ибо Зачатое в ней от Духа Святого (Мф. 1:18-21).

А когда Господь наш родился в Вифлееме, сей Ангел Господень Гавриил явился пастырям, стерегущим ночью стада свои, и сказал: «Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. А затем тотчас со множеством небесных воинов воспел: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:10-14).


Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Возвещение пастухам о рождении Иисуса Христа

Господь посылал его к святому Иосифу Обручнику: он явился ему во сне и предупредил о замыслах Ирода и повелел бежать в Египет с Младенцем и Богородицей.


Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Ангел является во сне Иосифу

Когда Господь перед Своими страданиями молился в Гефсиманском саду до кровавого пота, на укрепление Его, был послан с Небес Архангел Гавриил. (Лк. 22:43)


Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Борение Иисуса в Гефсимании

Сей же ангел явился мироносицам, сидящим на камне у гроба, возвещая им о воскресении Господнем (Мф. 28; Мк. 16; Лк. 24; Ин., 20): таким образом, будучи благовестником зачатия и рождества Господа, он явился и благовестником Его воскресения.


Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Женщины у гроба Иисуса

Он же явился и Пресвятой Деве Богородице, горячо молившейся на горе Елеонской, возвестил Ей приближение Ее честного успения и от земли на небо переселения, и дал Ей светлую райскую ветвь.

Случай на Афоне

В конце Х века недалеко от Афонского Карейского монастыря в келье жил один старец-отшельник со своим послушником. Однажды старец отправился к всенощному бдению в храм, а послушник остался в келье вычитывать молитвенное правило. При наступлении ночи он вдруг услышал стук в дверь. Отворив её, юноша увидел перед собой незнакомого монаха, который попросил разрешения войти. Послушник впустил его, и они вместе начали молитвенные песнопения.

Так текла их ночная служба своим порядком, пока не настало время величать Пресвятую Богородицу. Став перед Её иконою ДОСТОЙНО ЕСТЬ «Милующая», послушник начал петь общепринятую молитву: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим...», но гость остановил его и сказал: «У нас не так величают Божию Матерь» - и запел иное начало: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». А потом уже к сему добавил «Честнейшую Херувим…».

Инок наказал послушнику всегда петь в этом месте богослужения только что услышанную песнь в честь Богородицы. Не надеясь, что он запомнит столь чудесные слова услышанной молитвы, послушник попросил гостя их написать. Но в келье не оказалось ни бумаги, ни чернил, и тогда незнакомец написал слова молитвы пальцем на камне, который стал неожиданно мягким как воск. Затем он внезапно исчез, и инок только и успел спросить у пришельца его имя, на что тот ответил: «Гавриил».

Вернувшийся из храма старец был удивлен, услышав от послушника слова новой молитвы. Выслушав же его рассказ о чудесном госте и увидев чудесно начертанные письмена песни, старец понял, что явившийся небожитель - это архангел Гавриил.

Весть о чудесном посещении архангела Гавриила быстро распространилась по Афону и дошла до Константинополя. Афонские иноки отослали в Константинополь каменную плиту с начертанною на ней песнью Богородице как доказательство истинности передаваемого ими известия. С той поры молитва «Достойно есть» стала неотъемлемой частью православных богослужений.

Вспоминая в этот день многократные явления святого Архангела Гавриила и его ревностное исполнение Божественной воли, исповедуя его ходатайство пред Господом о христианах, Православная Церковь призывает своих чад с верой и усердием прибегать в молитвах к великому Ангелу.

О ВЕРЕ В АНГЕЛОВ

Священное Писание утверждает, что ангельский мир сотворен Богом: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Под «небом» святые отцы и церковное Предание понимали некий духовный мир, а под «землею» — материю, физическое начало. Мы слишком мало знаем об этом духовном ангельском мире. Вернее сказать, знаем ровно столько, сколько нужно для нашего спасения.


Ангелы - живые и реальные духовные существа, предстоящие в невидимом Царстве Божием, обладающие личностью, умом, волей и силой. Они принадлежат духовному миру и свободны от ограничивающих законов нашего физического бытия. Природа этих духовных существ до конца непостижима земному человеческому разуму. Внимательно и благоговейно читая Священное Писание, мы можем лишь познать достаточно большой ряд свойств их таинственной природы. Хотя им и не приписывается человеческих черт, они часто принимают образ людей, оставаясь при этом бесплотными.

Ангелы - служебные духи и являются слугами Божьими, которым поручается защищать праведных (Пс. 90:11-13; Евр. 1:14), расстраивать козни демонов (Тов. 8:3), возносить молитвы людей к Богу (Тов. 12:12), отводить душу в загробную жизнь (Лук. 16:22), отделять добрых от злых на последнем Страшном Суде (Мф. 13:49). К каждому из людей приставлен ангел для помощи ему в добрых делах; такой ангел обыкновенно называется Ангелом-Хранителем .

До поры нам не дано видеть святых Ангелов, но не навсегда. Плоть наша мешает нам их видеть. А грехи не дают нам почувствовать их близость. Но когда придёт время, и с наших бессмертных душ спадёт смертный телесный покров, мы встретимся с ними лицом к лицу, и вера уступит место видению.

Если нам до поры не дано видеть Ангелов, нам наказана вера в них, предписано почитание и прославление этих чудных певцов славы Творца. Пока нам дана лишь вера. И наша вера в Ангелов основана не на человеческой фантазии, а на свидетельствах Божиих, данных через святых и праведных людей, которым было дано видеть Ангелов.

Сам Господь Иисус Христос свидетельствовал об Ангелах в притче о сеятеле: «скажу жнецам», - а жнецы суть Ангелы. Ангелы собирают человеческие души после смерти и уносят их с собой в Небесные пределы. Подтверждение этому мы находим и в притче о богаче и Лазаре, когда умер Лазарь, «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22).

Те, кому было дано видение святых Ангелов, свидетельствовали о них: кого-то Ангелы посещали в темницах, другим приносили пищу в пустыне, кто-то слышал Ангельские голоса, кто-то получал наставления, советы во сне и наяву, кого-то восхищали духом в Небеса, и там они общались с Ангелами.

"Но если видения даны не всем, то вера предлагается каждому. А видения были даны для того, чтобы укреплять в вере маловерных и немощных в вере. Но и вера не меньше видения, Господь ставит веру выше видения и говорит: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Век сей - век веры, а век не видений. В грядущем веке все увидят, если удостоятся, удостоится же всякий, кто уверует. «А без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6), говорит Апостол. Верой ходим, верой спасаемся, по вере судимы будем. Вера - правило, а видение - исключение. Сколь драгоценным ни было бы видение, оно лишь слуга веры, ее подтверждение. Не соблазняйтесь ложными речами лжесвидетелей, отрицающих все, что они не могут увидеть телесными очами. Разум тоже вещь невидимая. Спросите их, верят ли они в существование своего разума, который недоступен для видения, посмотрим, что они вам ответят. Чем искреннее вы будете почитать Ангелов Божиих, тем больше будете чувствовать их близость. А когда приидет Сын Божий и все святые Ангелы с Ним, тогда настанет Последний Суд. И Господь будет судить каждого по вере и по ее плодам, ибо вера - корень жизни, из которого произрастают надежда, любовь, смирение, милосердие, правда и всякое добро, которое красило праведников Божиих от начала мира. Кто не имеет веры, тот не имеет корня жизни, откуда же расти надежде и любви и всем остальным добродетелям, которые делают человека человеком, которые многих христиан сделали подобными Ангелам Небесным?" (Святитель Николай Сербский)

Материал подготовил Сергей Шуляк

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

26 июля в Православной Церкви принято отмечать торжество, которое называется Собором Архангела Гавриила. Данное событие собирает большое количество людей в стенах храмов, которые молятся и благодарят многих святых за их деятельность и заслуги перед христианской религией.

Всё же, некоторые задаются вопросом, почему в честь Архангела Гавриила было утверждено два события в году (8 апреля и 26 июля)? Дело в том, что он был изначально выбран Господом Богом для того, чтобы рассказать людям о чудеснейшем событии – рождении будущего Спасителя всего человечества. Поэтому, Архангела Гавриила благодарят и на следующий день после праздника Благовещения, ведь именно он донес удивительную новость всем верующим христианам. В его честь также был сооружен и освящен патриархом храм, который достроился в середине семнадцатого века. Относительно имени посланника Господа, то оно переводится, как «крепость Бога», или же «твердыня Господа».

На сегодняшний день можно увидеть большое количество церковных икон, где есть изображение Архангела Гавриила. На всех образах у него в руках веточка из Рая. Согласно церковной версии, она была преподнесена Пресвятой Богородицы, во время благой вести. Есть и некоторые иконы, где Гавриила изображают с фонарем и зеркалом в обеих руках. Это объясняется тем, что святой являлся не только Пресвятой Богородице. Также его видел и Моисей, которого Архангел вдохновил на написание Книги Бытия, или же пророк Даниил, узнавший про судьбу еврейского народа. Стоит отметить и явление священнику Захарию, который первым узнал о рождении Предтечи Господа. Вся жизнь Божией Матери проходила под защитой и покровительством Гавриила, который защищал Её от злых людей, и их помыслов. После рождения Спасителя, Архангел всегда находился рядом с Ним, опекая незримым присутствием будущего Мессию. Были времена, когда Иисус Христос испытывал страдания, а потому молился об укреплении духа именно Гавриилу. А уже после распятия, через некоторое время он известил двух женщин о Благой Вести.

Когда христианин приходит на службу, посвященную Архангелу Гавриилу, то иногда даже не знают, как выглядит данное божество. Примечательно, что в православной религии существует всего четыре Архангела, разных по своему рангу. Гавриил, в свою очередь стоит на самой высокой ступени среди них, наряду с Архангелом Михаилом. Они единственные, которые описывались только по имени в писаниях Ветхого Завета. Смысл имени божества в некоторых трактатах отличается, но большинство из них гласят о такой цитате самого Гавриила: «Господь – моя сила». Это и есть утверждение, которое полностью характеризует его наименование. Когда была написана летопись парси, то упоминаний о Гаврииле не было вообще, беря во внимания тот факт, что в ней было написано про 119 ангелов. В летописи он был описан, как необычное существо, со 140 тысячами парами крыльев. Также говорилось о его важности в Эдеме, и покровительством над Херувимами. И, только спустя тысячелетия, Архангела Гавриила стали отожествлять с Воскрешением Иисуса Христа, как вестника Благой Вести и покровителя святых. На сегодняшний день он является символом счастья, радостных мгновений, искренности и всепрощения. Считается, что Архангел Гавриил приносит только положительные новости людям, а поэтому ему молятся о том, чтобы в жизни было как меньше негативных моментов. Также ему молятся за родителей, или же в те моменты, когда пара желает завести ребенка.