Сколько жен было у фараона. Как строили карьеру женщины древнего египта

И великим реформатором. Его жена - самой красивой женщиной в царстве. Правление этой пары пришлось на Амарнский период. Чем прославились Эхнатон и Нефертити за короткий период своего царствования? Среди всех великих цариц Египта на слуху осталось только имя самой красивой и почитаемой правительницы. Нечасто фараоны допускали к властвованию своих жен, но Нефертити была не просто жена - она при жизни стала царицей, на которую молились, чьи умственные способности превозносились так высоко. «Совершенная» - так называли ее современники, превозносили ее заслуги и красоту.

Аменхотеп IV (Эхнатон)

Эхнатон не должен был править Египтом, так как у него был старший брат. Но Тутнос умер еще во время правления отца, поэтому законным наследником стал Аменхотеп. В последние годы жизни фараон тяжело болел, и мнение историков сводится к тому, что младший сын был соправителем в это время. Однако в течение какого срока длилось такое совместное правление установить не удалось.

После смерти отца Аменхотеп становится фараоном и начинает править страной, которая к этому моменту достигла большого могущества и влияния. Царица Тейе, славившаяся своим благоразумием и мудростью, помогала сыну в первые годы. Она умело направляла его мысли в нужное русло и давала мудрые советы.

Новая религия

Во времена правления фараона культ Солнца достиг небывалых высот. Ранее не столь популярный Атон (бог солнца) становится центром религии. По новым технологиям строится грандиозный храм для высшего божества. Сам Атон изображается как человек с головой сокола. Богу придали статус фараона, граница между Аменхотепом и солнцем стерлась. В довершение он меняет свое имя на Эхнатон, что означает «полезный для Атона». Переименованы были и все члены семьи, а также наиболее важные сановники.

Для того чтобы утвердить новое божество, строится новый город. В первую очередь был возведен огромный дворец для фараона. Он не стал дожидаться окончания строительства и переехал вместе со всем двором из Фив. Храм для Атона был возведен сразу после дворца. Жилые кварталы и иные сооружения для жителей строились из недорогих материалов, в то время как дворец и храм были из белого камня.

Жены фараона. Нефертити

Первой супругой Эхнатона стала Нефертити. Они поженились еще до его восхождения на престол. К вопросу о том, с какого возраста девочек брали в жены фараоны: невестами становились с 12-15 лет. Будущий муж Нефертити был старше ее на несколько лет. Девушка была необычайно хороша собой, ее имя дословно переводится как «красавица пришла». Это может свидетельствовать о том, что первая жена фараона не была египтянкой. Найти подтверждение ее иноземного происхождения до сих пор не удалось. Супруга во всем поддерживала Эхнатона, она внесла свою лепту в возведении Атона в ранг высшего божества. На стенах храма ее изображений гораздо больше, чем самого фараона. Жена не смогла ему подарить сына: за время их брака она родила шесть дочерей.

Нефертити воспитывала сына сестры Эхнатона. Позже он станет мужем одной из ее дочерей Анхесенпаатон и будет править Египтом под именем Тутанхамон. Девушка сменит имя на Анхесенамон. Одна из дочерей царственной солнечной четы умрет еще в детстве, другую выдадут замуж за брата. Судьба остальных истории неизвестна.

Нефертити и Эхнатон везде появлялись вместе. О ее величии и значимости можно судить по тому, что ей дозволялось сопровождать мужа во время жертвоприношений. Ей молились в храмах Атона, а все действа проводились исключительно в ее присутствии. При жизни она стала символом процветания всего Египта. Существует множество фресок и статуй этой красивейшей женщины. На стенах Ахенатонского дворца присутствует много совместных изображений фараона и его жены. Они запечатлены в момент поцелуя, с детьми на коленях, есть отдельные изображения дочерей. Ни одна из жен фараонов Египта не удостаивалась таких почестей, как эта особа.

Закат популярности царицы Нефертити

Сейчас никто не может сказать, что послужило причиной ее исчезновения с политической арены и семейной жизни фараона. Вероятно, после смерти дочери отношения супругов друг к другу изменились. Или Эхнатон не смог простить красавице отсутствие наследника. Доказательством ее жизни после царствования служит статуя, изображающая Нефертити в пожилом возрасте. Все еще красивая, но уже сломленная годами и невзгодами женщина, навсегда застыла в облегающем платье и легких сандалиях. Несомненно, отторжение супруга надломило ее, оставило свой отпечаток на царственном лике. Гробницу Нефертити не удалось обнаружить до сих пор, что может подтвердить предположение о ее немилости. Возможно, она пережила своего супруга, а хоронить ее с почестями не стали.

Кийа

На смену царице Нефертити пришла не столь красивая и величественная Кийа. Предположительно, она вступила в брак с фараоном на пятом году его правления. О ее происхождении тоже нет достоверных сведений. Одна из версий гласит, что девушка была женой отца Эхнатона и после смерти перешла к юному фараону. Не существует исторических упоминаний о ее высоком положении при дворе и каком-либо участии в правлении фараона. Известно, что Кийа родила дочь. На этом история жены фараона обрывается. Судя по тому, что ее имя было удалено со стен храма, женщина была опозорена. Захоронения этой жены фараона не было обнаружено. О судьбе ее дочери тоже нет никаких догадок и фактов.

Тадухепа

Эта жена фараона тоже досталась ему по наследству. Девушка приехала в Египет из Митанни по желанию Аменхотепа III. Он выбрал ее в невесты, но скончался вскоре после ее прибытия. Эхнатон сделал Тадухепу своей женой. Некоторые ученые и исследователи полагают, что это имя до царствования носила Нефертити или Кийа, но подтверждений этой теории не обнаружено. Сохранилось послание ее отца Тушратты будущему супругу, в котором он ведет переговоры о скором замужестве дочери. Но это не подтверждает факт того, что принцесса существовала как отдельная личность. Упоминаний о совместных детях историки тоже не нашли.

Смерть фараона

Как погиб Эхнатон, до сих пор не удалось установить. Существуют росписи, на которых изображено покушение на фараона с помощью отравления. Однако для установки причины смерти требуется его мумия. В семейном склепе была обнаружена только гробница. Тела внутри не было, а сама она была практически разрушена. Ученые до сих пор спорят, является ли мумия мужчины из гробницы KV55 Эхнатоном.

Кто-то постарался сохранить это в тайне, сбив имя на саркофаге и оторвав маску. Экспертиза ДНК установила, что тело принадлежит к числу близких родственников Тутанхамона. Но это может быть Сменхкара, который тоже был одной крови с фараонами. Пока нет возможности установить точное происхождение мумии, но археологи не теряют надежды найти новые гробницы и царственные тела.

Почему-то тема древнего Египта стала мне очень близка, словно сама когда-то проживала всю эту историю.

В этой статье мне хочется обратить внимание на жен фараонов. Легендарная Тейя, жена Аменемхета, женщина красивая, жестокая, гордая, тщеславная, умная и самовластная. Никто не исследовал, как она вертела историей, вмешиваясь в государственные дела. Самой главной страстью жизни ее была неограниченная власть.

Практически это она управляла государством вместе с Эйе вместо Эхнатона, который всю жизнь был под жестким надзором своей властной матери. Единственным человеком, которому она доверяла, был визирь Эйе, он происходил из среды провинциального жречества и имел неограниченную власть над царицей. Он был не родственником, а скорее духовным братом Тейе. Стремясь упрочить свою власть, Эйе выдвигает Нефертити, была ли она его родной дочерью это еще вопрос, но духовной дочерью точно. Похожие истории царских домов неоднократно повторяются, всегда есть цари, которые на виду и те кто ими реально управляет, они всегда в тени. Скорее всего это богатые семейства того времени, использующие возможно какое-то религиозное течение, которое и представлял Эхнатон. Речь шла об изменении общественного строя, но как говорится: "слишком далеки они были от народа"...Это тема других статей. Сегодня я хотела бы обратить внимание на судьбы именно этих жен фараонов.

Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом 17 лет. Тех самых двух десятилетий, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей самые устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны: на смену культам богов предков волей царственной четы пришел новый государственный культ Атона - животворящего солнечного диска." Великая супруга царская", "супруга Бога", "Украшение царя", была, прежде всего, верховной жрицей, вместе с царем участвовавшей в храмовых службах и важных ритуалах, и своими действиями поддерживавшими Маат - мировую гармонию. Задача царицы, участвующей в богослужении, - умиротворить и умилостивить божество, красотой своего голоса, неповторимым очарованием своего облика, звуком систра - священного музыкального инструмента. Недосягаемый для большинства смертных женщин статус "великой супруги царской", обладавшей большой политической властью, основывался именно на религиозных устоях.

Портрет царицы Нефертити в профиль 1983

Счастье продолжалось недолго. На двенадцатом году правления Эхнатона и Нефертити скончалась принцесса Макетатон. На стене усыпальницы, приготовленной в скалах для царской семьи, изображено отчаяние супругов. На ложе распростерта мертвая девочка. Рядом замерли родители - отец с заломленной над головой рукой, а другой рукой схвативший за руку жену, и мать, прижавшая руку к лицу, словно еще не верящая своей утрате. Пожилая нянька умершей рвется к телу любимицы, удерживаемая молодой служанкой. Сцена смерти Макетатон по силе переданных чувств, бесспорно, относится к шедеврам египетского рельефа.



Оплакивание дочери

Вскоре скончалась и царица-мать Тейе.Смерть Теий, крепко державшей всю власть в своих руках, стала переломным моментом в жизни Нефертити. Жрецы выдвинули новую царицу. С этого момента все внимание Эхнатона было сосредоточено на второстепенной супруге по имени Кийа. Еще при Аменхотепе III в Египет в качестве "залога" политической стабильности в межгосударственных отношениях прибыла митаннийская принцесса Тадухеппа. Именно для нее, принявшей по традиции египетское имя, Эхнатоном был выстроен роскошный загородный дворец Мару-Атон. Кийа была матерью принцев Сменхкара и Тутанхатона, ставших мужьями старших дочерей Эхнатона и Нефертити.

Нефертити оказалась в опале и провела остаток дней в одном из забытых дворцов столицы. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмеса показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все еще прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облагающее платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери шести дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

Кстати, мало кто исследовал роль женщин цариц, их влияние на развитие государства. имя Нефертити переводится как "заходящая красота". Период правления Эхнатона вызвал долговременный упадок и только Рамзес второй с женой Нефертари (чье имя: Восходящая красота) поднял славу Египетского государства на небывалую высоту, возродив религию, разрушенную Эхнатоном. Но об этом позже...

В чем же была причина неожиданной опалы Нефертити и крушения союза, любовь и взаимные чувства которого воспевались в десятках гимнов? Вероятно, основной проблемой царственной четы стало отсутствие сына, который мог бы унаследовать престол. Дочери Нефертити не обеспечивали надежность продолжения династической смены власти. В своем почти маниакальном желании иметь сына Эхнатон вступает в браки даже со своими дочерьми. Судьба посмеялась над ним: старшая дочь, Меритатон родила собственному отцу еще одну дочь - Меритатон Ташерит ("Меритатон-младшую"); одна из младших - Ахесенпаатон - еще одну дочь…


Портрет старшей дочери Эхнатона Меритатон 1977

Однако триумф Кийи, родившей царю сыновей, был недолог. Она исчезает на шестнадцатом году правления супруга. Придя к власти, старшая дочь Нефертити - Меритатон, тотально уничтожила не только изображения, но и практически все упоминания о ненавистной обитательнице Мару-Атона, заменив их своими собственными изображениями и именами. С точки зрения древнеегипетской традиции, подобный акт был самым страшным проклятием, какое можно было осуществить: не только имя умершего стиралось из памяти потомков, но и его душа лишалась благополучия в жизни загробной.

В 1907 году в Фивах, в Долине царей, некрополе, где нашли свой последний приют величайшие владыки Египта, экспедицией Айртона было сделано открытие. Каменные ступеньки вели в крохотную гробницу. Женский саркофаг, валявшийся на полу вырубленной в скале комнаты, был частично открыт. Маска саркофага была уничтожена, имена в надписях на нем - вырезаны. Рядом с саркофагом блистали золотом остатки погребального паланкина царицы Тейе, матери Эхнатона. Внутри саркофага находилась мумия молодого мужчины. Находка стала поводом для нескончаемой дискуссии. предполагается, что тело, погребенное в гробнице принадлежало Сменхкара. Для кого же был приготовлен саркофаг? Кто была та женщина, чье красивое, несколько жестокое лицо с таким мастерством запечатлел на крышках каноп неизвестный скульптор? Кропотливые многолетние исследования показали, что первоначальной обладательницей сосудов была Кийа. Тело несчастной было выкинуто из саркофага, переделанного и использованного для погребения ее сына. Невероятный взлет и не менее страшный конец этой судьбы...


портрет фараона Сменхкара 1979

Эхнатон скончался на семнадцатом году правления. Ему унаследовал Сменхкара, муж Меритатон, а спустя год, после загадочной смерти последнего, - совсем еще мальчик, двенадцатилетний Тутанхатон. Под влиянием фиванской знати Тутанхатон возрождает культы традиционных богов и покидает столицу своего отца, изменив имя на "Тутанхамон" - "Живое подобие Амона". Религиозная реформа рухнула и исчезла, как мираж пустыни.

Ахетатон был планомерно разрушен. Когда один из посланников царя вошел в скульптурную мастерскую Тутмеса, на полке рядом стояли два парных бюста Эхнатона и Нефертити. Видимо, от первого удара, пришедшегося по лицу Эхнатона, соседний бюст Нефертити упал в песок вниз лицом и остался нетронутым. Эхнатон и его время были прокляты. Официальные документы последующих эпох именовали его не иначе как "врагом из Ахетатона". О Нефертити забыли.


Портрет третьей дочери Эхнатона Анхсенпаатон

Анхесенпаатон, третья дочь Эхнатона и Нефертити, стала супругой юного Тутанхамона, Супруги-дети процарствовали под управлением Эйе всего шесть лет. Тутанхамон погибает при загадочных обстоятельствах. Анхесенамон, отказывается выйти замуж за Эйе, (но это уже другая статья...) и имя Анхесенамон исчезает из истории, а престол Тутанхамона унаследовал Эйе

Мутноджемет, младшая сестра Нефертити, спустя несколько лет стала супругой фараона Хоремхеба, с ней повторилась история Нефертити: царица тщетно пыталась родить фараону сына-наследника. Вырождение царского дома было налицо. Его результат ужасает: то, что осталось от тела Мутноджемет, было обнаружено вместе с мертворожденным ребенком; супруга Хоремхеба скончалась при тринадцатой (!) попытке родить наследника престола.

Неизвестно, как закончила дни сама Нефертити. Ее мумия не найдена. Судьбы этих женщин вполне реальны, они высечены на плитах. Перед нами история только 3 поколений фараонов и их семей. Можно ли назвать этих женщин счастливыми? В погоне за властью жречество не считалось ни с чем. Сколько погибших детей. Женщины, облеченные властью, и не имевшие любви, сколько не принятых судеб, боли и превосходчтва над людьми. Нет ни одной женщины этого времени, которая бы прожила долго и счастливо. А ведь фараоны неслучайно считались детьми бога на земле, что говорить о простых людях того времени...

Историю вместе с вами исследовала Весенняя рапсодия.

Нефертити

Древнеегипетская цивилизация сыграла огромную роль в истории человечества. Достаточно сказать, что культура Египта и сейчас поражает воображение своей красотой, органичностью и неповторимой одухотворенностью. Греки и римляне поражались научным знаниям египтян, признавая за ними безусловное лидерство не только в математике, но и в медицине, астрономии, химии.

Мы, живущие в XXI веке, восторгаемся их достижениями в архитектуре, скульптуре и изобразительном искусстве.
Темы, посвященные Древнему Египту, никогда не потеряют своей актуальности и непременно будут вызывать интерес у публики.

Благодаря трудолюбию, терпению и преданности своей профессии египтологи год от года обнаруживают новые, ранее неизвестные факты, которые позволяют не только приоткрыть завесу над таинственным прошлым древнеегипетского государства, но и увидеть уже известные свидетельства под новым углом зрения.

За три тысячелетия египтяне повидали немало правителей, как хороших, так и плохих. Длинная верениц владык Верхнего и Нижнего Египта лишь шесть раз была прервана появлением на престоле страны женщины, облеченной всей полнотой единоличной власти.

Фактически само слово «фараон» представляет собой словосочетание двух египетских слов «пер-а-а», что значит «дом великий». Так обозначалось место проживания главы государства. Женщина-фараон… Сколько вопросов возникает при прочтении этого словосочетания, немного непривычного для слуха. Следует ли данное явление рассматривать как прихоть капризной дамы Фортуны, своеобразный человеческий казус, или оно является логичным завершением законности прав женщины на двойную корону Египта?

Впервые широкой общественности в начале XXI века были представлены такие исторически значимые фигуры египетских цариц как Хатшепсут, Нейтикерт, Кэйе, Нефрусебек, Таусерт и Мерьетнейт, благодаря увлекательной книге С.В. Мышуста «ЖЕНЩИНЫ-ФАРАОНЫ». Как пишет автор: «Они действительно заслуживают того, чтобы о них мог узнать любознательный читатель, интересующийся славным прошлым Древнего Египта. Судьба каждой из женщин тесно переплетается с судьбой страны, она по-своему уникальна и трагична».

Марьетнейт.

Оттиск печати из гробницы Хора Дена c с именем МерНейт (Умм эль Кааб, Абидос)

Открывает список величайших из женщин-фараонов царица Мерьетнейт (Мерит-Нейт) – «Любимица богини Нейт» или «Нейт победоносная», правившая предположительно во времена I династии. Точные даты ее жизни и правления до сих пор не выяснены.

В 1900 году в Абидосе была исследована гробница V, где археологи обнаружили внушительных размеров стелу, содержавшую имя – Мерьетнейт. Поздние раскопки доказали, что это имя принадлежало женщине, и судя по пышности захоронения, носила она титул царицы.

Погребальная стела Мернейт, Абидос

В Саккаре египтологам удалось выявить вторую гробницу, датированную примерно 2940 годом до н.э., также принадлежавшую Мерьетнейт, поскольку надписи на печатях и сосудах, обнаруженные в Абидосском захоронении были идентичны надписям Саккарской мастабы.

Первоначально здесь находилась солнечная ладья, длина которой составляла 17,75 метра. В ней дух умершей Мерьетнейт должен был путешествовать по небу вместе с богом Солнца.

Там же были обнаружены 77 могил слуг царицы, расположенные правильными рядами. Исследования гробниц Мерьетнейт дали все основания египтологам относится к ней не только как к авторитетной фигуре регентши при малолетнем царе, но и рассматривать ее как первую, самостоятельно и единолично правившую женщину-фараона.

Нейтикерт.

С 2218 по 2216 год до н.э. Египтом правила Нейтикерт (Нитокрис), что означает «Нейт превосходная». Существует версия, будто бы эта сильная, но отчаявшаяся женщина зло отомстила своим обидчикам за убийство своего брата, являвшегося также ее мужем. По велению царицы, были выстроены обширные подземные покои, на торжественное открытие которых Нейтикерт пригласила главных виновных лиц. В разгар пиршества из потайных каналов хлынули потоки воды величественного Нила, затопив все вокруг.

Нейтикерт оказалась последней из VI династии на престоле Египта, и легкой ее судьбу нельзя назвать. В период правления Нейтикерт, страна находилась в жесточайшем кризисе, из которого женщина-фараон не могла и возможно уже не стремилась ее вывести.

Нефрусебек.

Предположительно, торс статуи Нефрусебек, Лувр

Последним представителем XII династии, возложившим на свою голову двойную корону Египта, стала женщина по имени Нефрусебек. Ее имя символизирует почитание египетского бога-крокодила Себека. Нефрусебек была дочерью фараона Аменемхета III.

Ее отец проявил себя сильным и волевым человеком, что подтверждается как его мерами по укреплению центральной власти, так и тем, что, несмотря на покушения и заговоры, он удержался на троне 46 лет.

Как гласит Туринский папирус, срок царствования Нефрусебек составил 3 года 10 месяцев и 4 дня (с 1798 по 1794 гг. до н.э.) Этой царице приписывают строительство большой пирамиды в Мазгуне.

Хатшепсут.

В XVII веке до н.э. царственный трон по достоинству и полному праву переходит одной из самых легендарных женщин-фараонов - царице Хатшепсут. Немаловажное значение в становлении характера Хатшепсут имели ее предки, точнее, гордость от понимания того, что в ее жилах течет кровь отважных, могущественных и величественных людей. Предков, которые в знак признания своих заслуг перед Египтом были обожествлены после смерти.

Хатшепсут

Все египтологи единогласно приписывают этой великой женщине такие качества как незаурядность, острый ум, гибкое мышление, предприимчивость и великолепное знание психологии. Двадцать лет трон находился в руках Хатшепсут, и за все это время на нее не было совершено ни одного покушения. На всех официальных приемах царица облачалась в царственные мужские одежды и сознательно носила накладную бородку. Время правления Хатшепсут – время стабильности, спокойствия, созидания и расцвета страны.

Кэйе.

Царица Кэйе

У фараона XVIII династии Аменхотепа IV (более известного нам под именем Эхнатона) было две жены: Нефертити и Кэйе. Первая из них прославилась прежде всего своей красотой, ставшей эталоном на многие столетия.

Второй, будучи поначалу простой наложницей в многочисленном гареме, удалось при живом фараоне и по его инициативе стать следующей женщиной-фараоном.

Оставаясь вечно в тени несравненной любимицы фараона Нефертити, царица Кэйе (Кийя) отличалась спокойным нравом и самообладанием, покорностью и терпением, умом и предусмотрительностью.

Отношения между царем и Кэйе всегда носили ровный и спокойный характер, лишенный излишней импульсивности и эмоциональности, построенный больше на доверии и взаимоуважении.

В течение шестнадцати лет правления Эхнатона, на всех официальных раутах и праздничных церемониях рядом находилась только роскошная и чувственная красавица Нефертити. Лишь в последний год своей жизни и своего правления фараон неожиданно для всех принимает решение сделать Кэйе своим соправителем.

Однако править Египтом Кэйе пришлось совсем недолго, меньше чем через год после ее провозглашения в статусе фараона, она умирает. Причина ее смерти и по сей день остается загадкой для египтологов.

Таусерт.

Последней, шестой, женщиной-фараоном на троне Древнего Египта была Таусерт. Ее правление в этом качестве замыкает собой XIX династию владык «Обеих Земель». Таусерт обладала всеми качествами активного верховного деятеля: решимостью, целенаправленностью, хитростью и своенравностью.

Гробница Таусерт

По примеру Хатшепсут она развернула масштабную строительную деятельность, направленную на обоснование легитимности своей власти. Однако, практически все ее начинания остались незавершенными, вследствие чрезвычайно короткого срока правления и тяжелейшего кризиса, охватившего страну. К тому же, последующие владыки Верхнего и Нижнего Египта приложили немалые усилия по уничтожению любых исторических упоминаний о царице Таусерт.

Нефертари

У каждой из могущественных египетских женщин-фараонов были свои мотивы и способы получения абсолютной власти, свои итоги и финал.

Первая женщина-фараон Мерьетнейт сумела показать, что двойная корона Египта смотрится на женской голове так же органично, как и на мужской, а исполнение возложенных на нее обязанностей осуществляется с не меньшим тщанием и усердием, чем фараоном-мужчиной.

Ни одна из цариц, за исключением Хатшепсут, не ставила своей изначальной целью приобретение титула фараона. Они получали его либо в силу сложившихся обстоятельств ввиду смерти прямых наследников мужского пола, либо, как в случае с Кэйе, по инициативе самого царя.

Кроткая Кэйе не получила особой выгоды из перемены своего статуса, напротив, короткий миг славы и величия пришлось оплатить ценой жизни.

Взвешенность, умеренность и неторопливая мудрость Нефрусебек подарила Египту дополнительные четыре года покоя, а личная драма Нейтикерт и импульсивность Таусерт привели государство к краху.

Клеопатра

Хатшепсут, пожалуй, единственная из цариц, изначально поставившая перед собой цель добиться титула фараона. Она тщательно продумала свой путь к власти, а получив двойную корону и трон Египта, успешно реализовала заблаговременно подготовленную программу царствования.

Известные египетские женщины Нефертити, Нефертари, Туйа и Клеопатра имели титулы величайших цариц Египта, но титула фараона не имели.

Непосредственной участницей и свидетельницей формирования института царской власти и древнеегипетской государственности была Мерьетнейт, первая женщина-фараон.

Смерть Клеопатры знаменует собой потерю государственности Египтом и ликвидацию царской власти.

Царица стояла у истоков египетского государства, царица стала и последним правителем Египта.

Асия - жена фараона, воспитавшая пророка Моисея. Разные народы по разному называли и называют эту женщину.Асия и Асият- это одна и та же. Асият. Когда Асият была еще в утробе матери, ее отец Музахим увидел сон, будто бы на его спине выросло дерево, и черный ворон постучал по этому дереву. "Это мое дерево", – сказал он, садясь на него. В эту минуту Музахим проснулся, но истолковать сам свой сон не смог, поэтому отправился к человеку, который умеел это делать. "У тебя родится славная дочь, но судьба ее связана с кяфиром, рядом с которым она умрет", – объяснил тот сон Музахима. Вскоре родилась Асият. Когда ей исполнилось двадцать лет, какая-то птичка уронила на подол ее платья жемчуг, а затем, обращаясь к Асият, сказала: "Когда этот жемчуг позеленеет, ты выйдешь замуж, а когда он приобретет красный цвет, ты станешь шахидкой". После этого Асият прославилась в народе, она делала людям только добро. Слухи о ней дошли до фараона, и он отправил сватов к ее отцу. Музахиму это очень не понравилось, он хотел отказать ему под предлогом того, что Асият еще слишком молода. Но фараон не захотел слушать его. Тогда Музахим потребовал выкуп. Фараон наотрез отказался платить его. Асият же отказывалась выйти за него, если даже он отдаст выкуп: ей не по душе был человек, объявивший себя Богом. "Ты придерживайся своей религии, а он – своей", – говорил ей отец. Наконец она согласилась, и фараон тоже выполнил требование ее отца и отдал выкуп – десять якия серебра и золота. Специально для нее он построил большой дворец, приставил к ней служанок и сыграл пышную свадьбу.................................... Безжалостный фараон зверски пытал ее, прибив ноги и руки гвоздями, и предупредил, что зарежет ее детей, если она не уверует в него. Но Машитат это не напугало, тогда фараон по очереди убил ее детей, а Машитат сжег в печи. Когда она умерла, ангелы поздравили друг друга с тем, что она теперь будет вместе с ними, и спустились за ней. Асият видела, как они вознеслись с душой Машитат, и это еще больше укрепило ее веру. У нее появилось чувство восхищения ее смертью, и Асият взмолилась Всевышнему, чтобы он уготовил в Раю ей место рядом с Собой. Асият совсем потеряла терпение и, обращаясь к фараону, напомнила ему все его безжалостные поступки. "До каких пор ты будешь пользоваться Его дарами, не познав Его?" Фараон растерялся от такой неожиданности и созвал всех визирей посмотреть, как Муса (мир ему) свел Асият с ума. Позвали посмотреть и мать Асият, как заколдовали ее дочь. Она просила свою дочь слушаться фараона, но Асият принесла свидетельство, что ее Господь – это Аллах, сотворивший Вселенную, и что Муса (мир ему) – Его посланник. Посоветовавшись с визирями, фараон пришел к решению убить Асият. Ее сожгли также, как и Машитат. Есть версия, согласно которой руки и ноги Асият были прибиты гвоздями. Во время пыток ангел Джабраил (мир ему) повелел ей поднять голову, и она увидела дом, уготованный в Раю для нее, и от радости, позабыв о муках, засмеялась. Ангел напоил ее напитком из Рая и сообщил еще одну радостную весть, что в Раю она будет женой пророка Мухаммада. Смех Асият в предсмертных муках поразил фараона, и он созвал всех посмотреть на сошедшую с ума жену. Так закончилась жизнь женщины, которая воспитала пророка Мусу (мир ему) и не потеряла веры в единого Создателя, несмотря на все трудности, которые ниспослал ей Всевышний.


А вот древнеегипетские изображения.
Дошедшие до нас портреты самой известной женщины-фараона Хатшепсут:

Пишет Claudia* :
Себекнеферу - первая женщина-фараон.
О женщинах - фараонах Древнего Египта (Международному женскому дню посвящается).

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего - за фараона, а ещё лучше самой стать фараоном. Нескольким древним египтянкам это действительно удалось.

Женщины боролись за власть всегда. Иногда настолько успешно, что завоёвывали «мужские права» даже там, где это, казалось бы, невозможно по определению. В Древнем Египте, например, присутствие женщины-царя на троне абсолютно изменяло привычную картину мира. Настолько, что древние египтяне на некоторое время впадали в ступор, не в силах понять, что же, собственно, происходит…

И тем не менее в Египте правили женщины-фараоны. Правда, за всю его 3-тысячелетнюю историю лишь несколько раз.

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего, за фараона, и не просто выйти замуж, но ещё и стать его главной супругой или хотя бы матерью царского наследника (и впоследствии - регентшей при его малолетстве). Но ещё лучше, овдовев, самой стать фараоном

История сохранила имена всего семи женщин-фараонов: Мернейт, Хенткаус (I), Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и Клеопатра (VII).

Личность и трагическая история Клеопатры, последней царицы Египта, широко известны. Что до её предшественниц, то о них (за исключением великой Хатшепсут) сведений немного, и их царский статус к тому же не всегда подтверждается.

Учёные до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос, кого следует считать первой женщиной-фараоном. Наиболее авторитетным высказыванием по этому поводу можно считать работу египтолога Веры Головиной. Она утверждает, что первой была Себекнеферу, последняя правительница XII династии (Среднее царство) О ней - чуть позже, а пока - о первых трёх женщинах из приведённого выше списка.

Мернейт (Раннее царство, 3000-2890 годы до н.э.) - супруга царя Джета и мать выдающегося царя Дена. В пользу её величия говорит тот факт, что она имела собственную гробницу в царском некрополе Абидоса, притом бóльшую, чем у её царя-супруга. В Древнем Египте погребение всегда было высшим проявлением социального статуса, поэтому столь богатая гробница женщины говорит о том, что женщина эта была, мягко говоря, не простая

Однако обнаруженные археологами в Абидосе оттиски печатей с именами царей I династии показали, что Мернейт не имела официального царского титула, но была лишь царёвой матерью. Вполне вероятно, что в качестве регентши при сыне-царе она могла фактически править Египтом. Но юридически высшей властью она при этом не обладала.

Хенткаус (I) (IV-V династии, Старое царство) - супруга знаменитого Менкаура и мать двух фараонов так называемой солнечной (V) династии. Ей принадлежала гробница в Гизе недалеко от великих пирамид, рядом с которой археологи раскопали «солнечную» ладью - непременный элемент царских погребений и необходимое, с точки зрения египтян, транспортное средство для посмертного путешествия фараонов к богам.

Один из главных аргументов в пользу её необычного статуса - изображения, вырезанные на двух гранитных косяках входа в гробницу. Хенткаус на них предстаёт на троне в головном уборе великих цариц, увенчанным царским уреем (коброй). С царским жезлом в руке и при церемониальной искусственной царской бородке. Иначе говоря, с базовыми атрибутами египетской царской иконографии.

Однако подписи к изображениям не позволяют однозначно толковать её титул: «царь Египта (и) мать царя Египта» или «мать двух царей Египта». Речь скорее идёт о втором, тем более что, как выяснилось (так, например, считает чешский исследователь Мирослав Вернер), царская «бородка» была позднее подрисована. В истории Хенткаус ещё много неясностей, но несомненно, что фараоном она не была.

Что же касается загадочной царицы с грецизированным именем Нитокрис, то в свете недавних исследований Туринского папируса, проведённых Кэй Райхолд, её, по всей видимости, вообще никогда не существовало, а сведения о ней - легенда.

Таким образом, первая женщина, которую можно назвать единовластной легитимной правительницей Египта, появляется лишь в Среднем царстве. Её правление было очень кратким, не более 4 лет (ок. 1777-1773 до н.э.). Она обладала полной царской пятичленной титулатурой, включая два «картушных» имени: личное - Себекнеферу и тронное - Себеккара.

Скорее всего, она была дочерью Аменемхета III, царя-долгожителя, правившего Египтом почти полстолетия (1831-1786 до н.э.). При её имени отсутствует титул «царёва дочь». Это вполне объяснимо. Земной отец при имени правящего царя не указывался по той понятной египтянам причине, что фараон по определению не мог иметь отца иного, чем бог Ра (который, согласно официальной доктрине, выступал в облике его биологического отца в момент зачатия). А её супругом предположительно был Аменемхет IV, о котором известно очень мало.

Именно во время её правления, считает Головина, появился феномен царствования и впервые возникла сложная идеологическая задача совмещения мифологической основы царской власти и её реального воплощения. «Исходная мифологическая модель, - пишет Вера Головина, - которая лежала в основе концепции царской власти в Египте, фигуру царя-женщины никак не предполагала. Фараон - это земная (человеческая) манифестация Хора-сокола - одного из древнейших божеств египетского пантеона. Это был воинственный владыка дневного неба с глазами - Солнцем и Луной, пёстрыми перьями на груди - звёздами и крыльями, взмах которых рождает ветер. <...> Фараон - это всегда воплощение воинственного мужского божества, Хора, сына Солнца (какова бы ни была реальная генеалогия), младшее (или молодое) Солнце при Солнце старшем (Ра). Появление на троне женщины нарушало этот порядок, освящённый мифологически».

Верховная власть нашла необычное решение: попыталась совместить две, казалось бы, противоположные и несовместимые тенденции - феминизировать царскую титулатуру и маскулинизировать визуальный образ её носительницы.

Подобно царям-мужчинам, Себекнеферу получила после коронации полную пятичленную титулатуру. Однако в написании её имён-титулов отсутствует стандартизация (в структуре, орфографии), постоянно смешиваются грамматические формы (мужского и женского рода), происходит их смещение в сторону феминизации.

Один из самых наглядных примеров - надпись на одной из её статуй: «Нефрусебек, любимая [=форма ж. р.] городом Шедит, царь [= м. р.] Нижнего и Верхнего Египта, Нефрусебек Шедитcкая, да живёт она [=ж. р.] вечно; обе владычицы, дочь [=ж. р.] Ра; владычица [=ж. р.] Обеих земель [=Египта]; Хор [м. р.] - владыка [=м. р.] Дедет-аху, Хр..т [=изобретённая (!) женская форма мужского имени Хор], любимая [=ж. р.] богом Ра».

Эти нерегулярности можно объяснить необычностью задачи, с которой столкнулись египтяне при изображении и описании женщины-фараона, а также их неуверенностью, в каком именно облике царица-фараон должна представать в общественном сознании. Проще говоря, они были в полном недоумении.

Ещё один признак того, что египтяне-ваятели столкнулись с затруднениями, - это явные попытки коррекции зримого облика фараона-женщины. Об этом свидетельствует фрагмент поразительной статуи Себекнеферу из розовато-жёлтого кварца, хранящийся в Лувре. Фигура лишена головы и нижней части туловища, но по фрагменту торса ясно, что одеяние Себекнеферу совмещало элементы мужского и женского костюма. Поверх типичного женского одеяния - сарафана - на царице надета мужская юбка-килт фараоновского типа, завязанная впереди узлом. По верху юбки обозначен мужской пояс, расположенный, однако, очень высоко, что обычно для женского костюма. Головина по этому поводу пишет: «Возможно, в луврской статуе мы встречаемся с самой ранней из известных нам попыток методами визуального искусства решить особую идеологическую сверхзадачу: совместить женский облик исторической носительницы верховной власти и вневременной, мужской по своему мифологическому определению образ царя»

Себекнеферу, считают египтологи, несомненно, стала образцом для подражания для другой женщины-фараона, великой Хатшепсут, которая правила Египтом на 300 лет позже и в решении гендерной проблемы пошла гораздо дальше. Хорошо известны её скульптурные изображения, в том числе в виде «бородатого» сфинкса.

Древнеегипетские источники не дают никакого ответа на вопрос, насколько велика была власть женщины-фараона в Древнем Египте. Что она получала, облачаясь в одеяния фараона? Несметное богатство? Беспредельное могущество? Обожествление? Свободу? Или главная ценность и потому притягательность фараоновской власти - гигантская царская усыпальница, гарантирующая вечную жизнь среди богов?

Женщины современной западной цивилизации обладают правом самостоятельного выбора: сколько иметь детей и иметь ли вообще, работать или не работать вовсе, доверять свои избирательные права или самой идти во власть. Нужна ли была свобода выбора женщинам Древнего Египта? Ведь египтологи уверяют, что идея свободы как высшей ценности не была знакома Древнему Востоку. Впрочем, исчезнувшие миры стоит судить только по законам, ими самими над собою признанными и к тому же не всегда нам понятными.