Игры на улице весной в средней группе. Картотека подвижных игр

Детское здоровье является приоритетным фактором, ему уделяют большое внимание, потому что дети представляют собой потенциал страны. Дошкольный период считается ключевой стадией, его характеризует интенсивный процесс взросления, воспитания и совершенствования. Вот почему дошкольники должны быть обеспечены оптимальными условиями для развития. Важнейшую роль в этом играет физическое воспитание, способствующее оздоровлению ребенка, поддерживающее его тонус. Отдельные исследователи доказали, что современные дошкольники испытывают недостаток двигательной активности. Игру считают главным видом деятельности среднего дошкольного возраста, поэтому вполне разумно проводить занятия по физвоспитанию в виде подвижных игр.

Средний дошкольный возраст характеризует высокий темп эволюции организма. Это учитывается при разработке образовательных программ. Подвижные игры многообразно и универсально влияют на малышей. Они помогают улучшать всяческие движения, выявляют и корректируют недостатки характера, влияют на умственное развитие.

Выбор игр должен соответствовать возрастному двигательному потенциалу ребят, их здоровью, степени натренированности. Игровая нагрузка должна быть дозирована. Значимость подвижных игр заключается в многообразии воздействия на детей с помощью физических упражнений. Они выполняют несколько главных задач.

Если тренировки организованы безукоризненно, учитены все факторы возрастных особенностей и физической подготовки, то подвижная игра благоприятно влияет на рост, укрепляет мышечную систему, формирует осанку детей, повышает их иммунную защиту. Позитивные эмоции, вызванные игровой деятельностью, повышают качество функций организма. Большое количество движений стимулирует обмен веществ, что благоприятно влияет на психику.

Воспитательная роль игр

Огромная роль в игре придается воспитанию личности. Кроме активизации памяти, развития логики и воображения, игра заставляет выполнять правила, неукоснительные для всех, участвующих в ней. Они помогают вырабатывать многие моральные качества. Потребность исполнения правил и преодоления препятствий способствуют формированию волевых черт характера. Дети вникают в смысл игры, изобретательно употребляют двигательные умения, анализируют поступки свои и друзей.

Довольно часто подвижным играм сопутствуют песни, стихи, считалки, пополняющие лексикон детей, обогащающие их речь. Дошкольникам приходится самим находить решение, как поступить, чтобы одержать победу. Это заставляет их отыскивать оригинальные способы поиска решений, помогает формировать самостоятельность и инициативность, креативность и сообразительность. Ребята постигают коллективные действия, принципы подчинения общим требованиям. Оценки ровесников обычно влияют на поступки любого игрока. Каждый участник вносит свою лепту в дружные усилия по достижению общей цели. Дети воспринимают игровые правила на уровне закона, это заставляет их быть выдержанными, регулировать свои поступки.

В процессе игры малыши используют ранее полученный опыт, фиксируют понятия о жизненных ситуациях. Игра углубляет их представления, помогает развиваться наблюдательности, смекалке, учит анализу, сравнению, сопоставлению и обобщению. Играя разнообразные роли, дошкольники на практике применяют свои знания обо всех областях жизни:

  • о природных явлениях;
  • о привычках и манерах животных, птиц, насекомых;
  • о транспортных средствах;
  • о новейшей технике и оборудовании.

Игры создают потенциал для расширения лексикона. Увлечение игровым сюжетом воодушевляет на неоднократное повторение маневров, закрепляя волю и характер малышей. Состязание в коллективных подвижных играх и уровень сложности преград также учит детей проявлению стойкости, бесстрашия и решимости. Однако не следует допускать, чтобы драматизм состязания разобщал играющих.

Воздействие подвижных игр увеличивается, если применять их в природной среде. Водоемы, лес, парки, пригородная зона являются прекрасным средством для закалки и укрепления здоровья.

Игры на свежем воздухе

Чтобы игра дала необходимый эффект, ее содержание должно соответствовать условиям осуществления. Игры, содержащие скоростной бег или метание, не имеет смысла проводить в закрытых помещениях. Необходим также учет сезона, температуры воздуха, состояния погоды. В прохладные дни следует начать прогулку с игр большой подвижности. Веселье и увлекательность бега и прыжков помогут малышам легче перенести холод, не дадут им замерзнуть, не позволят переохладиться. В промозглую ненастную погоду, в особенности в весеннее или осеннее время года, желательно проводить игры малой подвижности, не требующие широкого простора. Прыжки, бег, тренировки на равновесие, забавы с мячом можно использовать в ясные дни весной, летом и в начале осени.

К примеру, в летнее время можно состязаться в беге на быстроту, но в жаркую погоду такие гонки проводить не рекомендуется. Зимой на прогулке закономерно использовать более энергичные игры, но на обледеневшей скользкой площадке ребятам трудно будет выполнять маневры по бегу с увертываниями. Кроме того, детская одежда должна соответствовать погодным условиям. Подвижные игры на свежем воздухе зимой увлекают детей и могут состоять из катания на санках или возни со снегом, из которого интересно строить разные сооружения, лепить фигуры. На таких прогулках могут пригодиться совочки, метелки, лопатки.

Выбор подвижной игры на прогулке в средней группе зависит от ее места в распорядке дня дошкольников. Наиболее энергичные игры подходят для первого гуляния, особенно если на предыдущем занятии дети долго занимались напряженной умственной деятельностью, при этом сохраняли однообразное положение туловища. Во время второй прогулки не ограничивается свобода выбора игр по их двигательным особенностям, но с учетом усталости ребят в конце дня, не рекомендуется разучивание новых игр.

Игры, имеющие большую степень напряженности движения, не стоит организовывать в конце первого гуляния, чтобы ребята не перевозбуждались. Это может негативно отразиться на их послеобеденном сне, увеличить продолжительность засыпания и даже послужить основанием для понижения аппетита за обедом. Занятие для снижения физической нагрузки следует завершить ходьбой или другими малоподвижными упражнениями.

Длительность подвижной игры на первой прогулке составляет около 10-15 минут, на послеобеденной – столько же. Ежемесячно можно разучивать 2-3 новые игры, затем их повторяют в течение месяца и закрепляют 3-4 раза в год.

Национальная специфика подвижных игр

Русские народные подвижные игры существуют долгие века, как и другие фольклорные жанры. И играли в них тогда не дети. В старину взрослые игровыми манипуляциями старались проникнуть в природные закономерности, развлечения непосредственно сплетались с обиходным укладом. Истоки большей части игр начинаются в религии. Они появились благодаря обрядам, происходящим из поверий, и были не просто потехой, это была возможность организовать домашний и социальный быт человека.

Особенной формой ритуального и игрового поведения были сезонные церемонии и крестьянские игрища, которые устраивали на христианские праздники. В них распределяли роли любого игрока.

С принятием христианства изменилась суть празднования и особенности развлечений. Поэтапно игра выделилась из обрядов и стала функционировать самостоятельно. В произведениях многих русских литераторов и живописцев 19, начала 20 веков можно найти свидетельства многообразия игровой деятельности русских ребятишек. Дети вместе с молодежью собирались по вечерам на окраине деревни, чтобы играть в горелки и жмурки, соревновались в ловкости, играя в лапту.

Забавы придумывали сами, к примеру, глядя на ловлю рыбы неводом. Зимой катались с горок, играли в снежки. Особой популярностью пользовались горелки, русская лапта, жмурки, городки. Обо всем этом упоминается в русских летописных источниках. Археологи на раскопках нередко находят мячики из самых разнообразных материалов. В различных регионах России игры назывались по-разному и имели различные правила, хотя целью их было одно и то же – победить соперника.

В наши дни сохранность общенационального наследия и народных обычаев, становление национального сознания людей стало насущной проблемой. Детские учреждения, разносторонне развивая ребят посредством национальной культуры, учитывают пользу использования для этой цели русских народных подвижных игр, впитавших все лучшие традиции народа. Подобные забавы великолепно отображают уклад жизни народа, национальный менталитет, духовные ценности, трудовые и бытовые обряды. Содержание в них большого количества шуток, насмешек, острот, ребячества, безмерно привлекает к ним детей. Их наивность и понятность, экспрессия и колоритность усиливают интеллектуальную деятельность малышей, помогают расширить понятие о мироздании, развить нравственность и духовность.

Народная игра стала исторически сложившейся реалией, деятельностью, которая издавна присуща отдельным народностям и регионам: для каждого из них существуют свои сложившиеся развлечения. Причем пользовались популярностью они не только у детей, но и у взрослых, к примеру, в процессе национальных празднеств. В этих играх участники обладали безупречными свойствами: благородством, добротой, взаимовыручкой, великодушием. Игроки могли узнать о своих возможностях и способностях, проверить их предел.

Спецификой русских народных подвижных игр является наличие игровых движений, мотивированных ее фабулой. В них вкраплены фольклорные тексты, музыкальное сопровождение, динамичное действие, азартность, эмоции. Кроме того, строго регламентированные каноны приучают всех участников согласовывать действия и уважать общепринятые законы. Здесь любой человек сможет показать себя, не нарушая установленного порядка. Именно это и является самым ценным в народных забавах.

Воспитатели масштабно применяют народные игры на занятиях, во время прогулок, при проведении праздников и развлечений в детском учреждении. Национальные игры, проводимые с малышами, позволяют познакомить их с неповторимостью нашего народа, с колоритом его традиций, спецификой языка, привить заинтересованность к народной культуре.

Народные подвижные игры в средней группе классифицируют на виды:

  • танцевальные (хоровод) с пением;
  • малоподвижные («Колечко, колечко»);
  • подражательные («Заинька, выйди в круг»);
  • с преследованиями («Селезень утку догонял»);
  • с избранием (когда основной участник находится в центре круга, а после определенных движений выбирает очередного);
  • с переговорами («Птица, что ты делаешь?» – дается ответ);
  • забавные («Я змея, я ползу, хочешь быть моим хвостом?»).

Сюжеты игр заимствуются детьми друг у друга: старшие передают их младшим. Неизвестно, кто их сочинил, когда они появились. Скорее всего, они создавались народом так же, как остальные произведения устного народного творчества: сказки, пословицы и поговорки, загадки. Вот почему их называют народными. Ребенок понимает, воодушевленно чувствует события, происходящие в игре, потому что ее классическая простота имеет единую цель. В народной игре есть зачин – считалка, помогающая распределять роли, организующая малышей. В хороводной игре песни сочетаются с плавными ритмичными движениями. Песня подкрепляет сюжет и драматизирует действие. Самопроизвольность, неожиданность игры заинтересовывает ребят, воспитывает в них ответственность перед друзьями, учит действовать совместно.

Народные игры универсально действуют на малышей:

  • интеллектуально – углубляют и уточняют знания о животном и растительном мире, об обрядах, традициях, культуре народа;
  • эстетически – развитие художественного вкуса и стиля с помощью песен, танцев, присказок;
  • физически – движения и позитивные эмоции создают предпосылки для самовоспитания характера.

Народные игры отражают различные стороны становления ребят:

  • речевую (словесную) коммуникацию;
  • ритмические или музыкальные проявления;
  • коллективные манипуляции.

Народные подвижные игры в сочетании с иными методиками закладывают основу становления всесторонне образованной личности, совмещающей духовность, нравственность и физическую безукоризненность.

По тематической направленности народные игры условно делятся на группы:

  • воспроизводящие бережное отношение человека к природе;
  • показывающие вековое достояние народа, его быт и повседневные занятия;
  • предоставляющие возможности для проявления сноровки, сообразительности и предприимчивости, проворства и согласованности, побуждающие ребят становиться победителями.

Исходя из этого, русские народные игры, применяемые для занятий в детском учреждении, – это оригинальные результаты народного творчества, вобравшие в себя опыт народа.

Закрепление запаса знаний дошкольников по ПДД

Подвижные игры закрепляют и совершенствуют способности малышей ориентироваться и маневрировать в безостановочной, порой внезапно изменяющейся обстановке. Игра учит ребят в сотрудничестве с ровесниками в команде согласовывать свои желания с интересами товарищей. Быстрое чередование игровых сюжетов требует мгновенного реагирования и нестандартных действий. Кроме того, игра обучает думать практично и расчетливо, улучшает логику, интеллект и лексикон.

Существуют подвижные занятия, специально предназначенные для дошкольников, рассчитанные на упрочение познаний о дорожном движении, о транспорте, о значении сигналов светофора, прививающие привычки корректного образа действий на улицах. У ребят рождается уважительная оценка к работе водителей и сотрудников ГИБДД.

Проблема предотвращения детских дорожных травм в современном мире стоит очень остро. Целью педагогов детского учреждения является обучение малышей основам личной безопасности, чтобы на пути домой из ДОУ ребенок не стал жертвой.

Обучение правилам безопасности ставит перед воспитателями следующие задачи:

  • подготовка ребят к умению обезопасить себя на улице;
  • обучение детей наблюдать за обстановкой на дороге, предвидеть угрожающие ситуации и стараться уклоняться от них;
  • воспитать дисциплинированность и сознательное выполнение ПДД;
  • улучшить лексикон ребят в рамках данной тематики;
  • активизировать пропаганду ПДД среди родителей.

Организация занятий по обучению правилам безопасности на транспорте требует наглядности, а для этого надо:

  • изготовить макеты для различных видов игр;
  • приготовить дорожные знаки;
  • подготовить дидактический материал на заданную тему.

У дошкольников средней группы пока еще небольшой запас знаний о поступках в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому обучение начинается с бесед и занятий ознакомительного характера, к примеру, беседы могут затрагивать темы: «О светофоре», «О дорожных знаках».

Для большей заинтересованности и продуктивности, на занятия к ребятам приглашают персонажей мультфильмов и сказок, знакомящих малышей не только с правилами, но и повествующих о случаях на дорогах, помогающими детям найти выход из сложной ситуации. Такой метод закрепляет новые знания. Сведения теоретического характера следует подкреплять рисованием, аппликацией, моделированием, а затем реализовать их в независимой деятельности за территорией ДОУ.

Каждое специально организованное занятие завершается игровыми действиями, кроме дидактических игр, включающих в себя строительные, подвижные, ролевые и фантазийные развлечения. Дети находятся в предметно-развивающей среде группы, поэтому могут применять вновь приобретенные навыки в тренингах и различных видах игр, в том числе и подвижных.

Закреплять полученные знания рекомендуется при помощи экскурсий, целевых прогулок, наблюдений, обсуждения, чтения книг, инсценировок произведений и различных случаев из практики дорожных служб. Важная роль в осуществлении работы отводится взаимодействию с родителями дошкольников. Успешному воспитанию безукоризненного поведения детей на улице содействует родительский пример. Один неверный поступок на глазах у малыша перечеркивает все предостережения и мероприятия. Вот почему необходимо проведение совместных детско-родительских собраний.

В процессе проведения подвижных игр по ПДД, ребят знакомят с видами транспорта. Рассматривая с ними картины и иллюстрации, рассказывают о назначении легковых и грузовых автомобилей, трамваев, автобусов, поездов. Дети:

  • рисуют красные, желтые и зеленые кружки;
  • разглядывают движение пешеходов по переходу и тротуару;
  • разгадывают загадки, учат стихотворения о светофоре и дорожных знаках;
  • смотрят на дисках короткометражные фильмы о ПДД;
  • играют в настольные и подвижные игры «Трудная дорога», «Светофор».

Игра «Цветные автомобили» способствует развитию внимания, различению цветов, умению начинать играть по зрительному цветовому сигналу, упражняет бег и ходьбу. Ребята, сидя вдоль стены, выполняют роли автомобилей. В руках у педагога флажки на каждый цвет светофора. Какого цвета флаг поднимает воспитатель, с такого же цвета флажками малыши должны бежать в любую сторону, подражая своим гудением сигналам машин.

Когда флажок опускается, автомобильчики шагом возвращаются в свой гараж. Далее приходит очередь флага другого цвета. Трудность в том, что могут быть подняты два или даже все три сигнала, тогда все участники выезжают из гаражей. Игра тренирует внимательность.

В становлении многогранно развитого ребенка подвижные игры имеют огромную ценность. Они воспитывают физически и одновременно оздоравливают ребят. С их помощью совершенствуются движения дошкольников, формируется скорость, закаленность, координируется перемещение. Большую роль играют они в интеллектуальном и нравственном воспитании. Игра сложилась исторически в давние времена как социальное явление, как уникальный вид деятельности человека. Она стала средством познания, отдыха, развлечения, а также физического развития.

Найди свой цвет. Воспитатель делит детей на 4 группы и раздает им флажки разных цветов: желтые, красные, синие и зеленые. Каждая группа уходит на свое специально отведенное место. Затем воспитатель устанавливает по одному флажку тех же цветов, что и у детей, в противоположные углы.

Дается сигнал «идите гулять», после которого дети расходятся по комнате и гуляют. Как только они услышат команду «найди свой цвет» сразу же подбегают каждый к своему флажку, по цвету совпадающему с флажком в их руке. В это время воспитатель внимательно наблюдает какая группа быстрее всех собралась возле соответствующего флажка. Самые первые - это и есть победители.

Продолжительность игры должна быть не больше 5 минут.

После нескольких таких игр можно усложнить задачу. Для этого дети находящиеся каждый в своем «домике» закрывают глаза, а воспитатель быстренько меняет флажки местами. Дети открывают глаза и по команде расходятся по помещению.

Птички и птенчики.

Перед самым началом игры воспитатель рисует на полу круги. Это будут «гнезда» для птенчиков. Одно «гнездо» для одной только группы. Дети делятся на 3-4 группы и расходятся по своим «гнездам». В каждой группе выбирается «птичка — мать». Воспитатель дает команду «полетели». «Птенчики» выходят из своих домиков и «летают» (машут руками, имитируя крылья, и ходят). «Птички - матери» тоже «вылетают» из своих гнезд, но держаться подальше от остальных детей. Они изображают поиск корма, т. е. червячков. Звучит сигнал «домой». Птички-матери возвращаются в гнезда и зовут своих птенцов. Те вновь усаживаются в «гнезда» и птичка-мать начинает кормить своих детей. Игра повторяется заново и так 3-4 раза.

Цветные автомобили.

Дети рассаживаются вдоль стены на стульчики. Их назначают «автомобилями». Каждому раздаются флажки разных цветов. Воспитатель встает перед детьми и держит в руке по одному флажку тех же цветов, что и у детей. Воспитатель поднимает вверх любой флажок, например, красный. Это сигнал для «автомобилей», что пора выезжать из своих «гаражей». Дети, у кого красный флажок встают и ходят по комнате, при этом гудят, изображая автомобиль. Воспитатель опускает флажок. «Автомобили» сразу же останавливаются и не двигаются с места. Звучит команда «пора домой». «Автомобили» разъезжаются каждый на свое место. Воспитатель опять поднимает флажок, но уже другого цвета и игра продолжается - выезжают другие «автомобили». В эту игру можно играть не более 6 минут!

Бывает так, что некоторые дети не замечают опущенных флажков, в этом случае, желательно, добавить звуковой сигнал: «автомобили остановились».

Во время самой первой игры подымайте только один флажок. Когда дети привыкнут, можно будет подымать сразу два и даже три флажка.

Эта подвижная игра для детей хороша тем, что ее можно легко изменить. Например, вместо флажков использовать звуковой сигнал «автомобили красного цвета выезжают из гаражей» или что-то наподобие этого.

Трамвай.

Дети встают вдоль стены парами в одну колонну и держатся за руки. Свободными руками (один ребенок левой рукой, другой ребенок правой) держаться за веревку, концы которой связаны. Получился «трамвай». Воспитатель отходит от детей и берет в руки три флажка красного, зеленого и желтого цветов. Воспитатель поднимает зеленый флаг и «трамвай» едет. Дети бегут и наблюдают за флажками у воспитателя. Как только зеленый флажок опускается, а вместо него поднимается желтый или красный «трамвай» останавливается и ждет сигнал к новому движению, т. е. пока не подымется зеленый флажок.

Чтобы усложнить игру, можно устроить автобусную остановку. Для этого поделите детей на две группы. Одна группа уже едет в трамвае, другая же сидит на остановке. Трамвай подъезжает к остановке и из него выходит одна часть «пассажиров» (дети выходят из колонны, приподнимая веревку). Новые пассажиры садятся в трамвай и путь продолжается. Те дети, что вышли на «остановке» расходятся к своим стульчикам, стоящим вдоль стенки.

Эта подвижная игра в средней группе знакомит детей с правилами уличного движения!

Воробышки и кошка.

Дети - «воробышки», воспитатель - «кошка». «Воробышки» сидят на «крыше» (на стульчиках или на скамеечке). Дается команда «воробышки полетели». «Воробышки» спрыгивают с «крыши» и начинают «летать», т. е. бегать и махать руками, точно крыльями. Пока дети бегают «кошка» спит. Затем она внезапно просыпается и мяукает «Мяу, мяу». Это сигнал, что кошка вышла на охоту. «Воробышки» сразу разбегаются по своим местам на «крышу», а «кошка» их ловит и отводит в свой «домик».

Поймай комара.

Воспитатель стоит в центре круга, который образовали дети, и в руках держит прутик со шнуром на конце. К шнуру привязан игрушечный комар. Воспитатель кружит комара над детскими головками, а те подпрыгивают на обеих ногах и пытаются его поймать. Кому удастся поймать комара, кричит «я поймал». Затем игра продолжается заново пока не пройдет 5 минут.

Перед началом игры, желательно, чтобы дети потренировались в прыжках на двух ногах.

Во время игры ведущий должен следить, чтобы дети не сужали круг.

Не поднимайте «комара» слишком высоко. Пусть дети его поймают.

Как вариант, можно не стоять в кругу, а бежать впереди деток. Тогда игра будет развивать не только умение прыгать, но и умение быстро бегать и ловить.

Мыши в кладовой.

Дети - это «мышки». Воспитатель рассаживает детей на скамейке, которая стоит вдоль стенки помещения. Скамейка играет роль «норки». На противоположной стороне от детей протягивается веревка так, чтобы детки смогли под нее пролезть. Пространство за веревкой - это «кладовая» для мышек. Недалеко от мышек спит «кошка», т. е. воспитатель. Пока кошка спит, мышки выбегают из своих норок и бегут в кладовую. Там они изображают, как будто что-то грызут, к примеру, сухарик. Вдруг, кошка просыпается и начинает ловить мышек. Мышки же, испугавшись, разбегаются по своим норкам. Никого не поймав, кошка возвращается на место и опять засыпает. Мышки вновь бегут в «кладовку». В эту подвижную игру можно играть не более 5 раз!

Кролики.

На одной стороне комнаты рисуются мелом кружки. Они будут «клетками для кроликов». Перед кружками ставятся стульчики с привязанными в вертикальном положении обручами. Вместо обручей можно просто протянуть веревку. У противоположной стены устанавливается стул - «дом для сторожа». На стул садиться воспитатель, играющий роль «сторожа». Промежуток между «клетками» и «домом сторожа» обозначается «лугом».

После всех приготовлений воспитатель делить детей на небольшие группы по 3-4 человека и рассаживает каждую группу-кроликов по своим «клеткам». По команде «кролики в клетке» дети садятся на корточки. Затем «сторож» выпускает «кроликов» из клетки (дети, пролезая через обруч, выходят из очерченного круга и начинают бегать и прыгать по комнате). Дается команда « кролики домой» и дети бегут назад к своим «клеткам», опять пролезая через обручи. Через некоторое время игра начинается заново.

Во время этой подвижной игры для детей средней группы необходимо следить, чтобы игроки сильно не переутомлялись. Давайте им больше времени для отдыха.

Игры для детей с меньшей подвижностью.

Принеси мяч.

Игроки садятся на стульчики, стоящие вдоль стены. Недалеко от них на расстоянии в 3-4 шага чертится мелом линия. За эту линию встают 5-6 детей и поворачиваются спиной к сидящим детям. Около стоящих детей встает воспитатель с ящиком небольших мячиков. Количество мячиков должно быть такое же, сколько стоят за линией детей. Воспитатель произносит «раз, два, три - беги!» и с этими словами выбрасывает из ящика все мячи. Дети, что стояли, бегут за мячами и пытаются их поймать, а поймав, приносят назад воспитателю и садятся на стульчики. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не принесут свои мячи. Затем группа меняется. Кто стоял садиться, а кто сидел - встает.

Не забудьте объяснить детям, что брать мячик можно только один.

Что спрятано?

Дети садятся на стульчики или на пол. Воспитатель перед ними раскладывает несколько предметов и просит детей постараться их запомнить. После чего дети встают и отворачиваются лицом к стене. Пока никто не видит, воспитатель прячет какой-нибудь предмет и разрешает детям повернуться. Игроки должны вспомнить чего не хватает, но вслух о своей догадке не говорят. Воспитатель к каждому подходит и те уже на ушко рассказывают, что пропало. Когда большинство детей ответят правильно, воспитатель громко говорит о пропаже и игра продолжается заново.

Сначала прячьте только один предмет, потом два и даже три предмета.

Все предметы должны быть однотипными, к примеру, фигурки животных.

Не кладите перед детьми слишком много предметов, так как они только запутаются. Хватит и 5 штук.

Между игрой обязательно делается перерыв, во время которого дети смогут побегать и попрыгать.

Чтобы усложнить задачу, пусть не все дети отворачиваются, а только один. После команды «повернись» он должен отгадать, что пропало.

Также, разнообразить игру можно, если акцентировать внимание на цветах. Например, положить перед детьми флажки разных цветов, а потом один спрятать и попросить, чтобы они отгадали, какого цвета пропал флажок. Данный вариант хорошо развивает у детей способность различать цвета.

Попади в круг.

Дети встают в круг в центре которого очерчен мелом кружок диаметром не больше 2 метров. Каждому игроку раздают по мешочку с песком. Задача: нужно по команде «бросай» кинуть свой мешочек в нарисованный кружок. Когда все кинут, дается команда «забери мешочек». Дети собирают каждый свой мешочек и вновь встают на свои места.

Возьми что хочешь.

Дети садятся на стульчики или на скамейку. Воспитатель вызывает несколько детей и ставит их вплотную к очерченной линии на полу или земле. Каждому игроку раздается свой мешочек определенного цвета, например, одному синий мешочек, а другому красный. По сигналу «бросай» дети кидают мешочки вдаль. И по сигналу «собери мешочки» бегут за своими мешочками и приносят их воспитателю. Воспитатель обращает внимание кто дальше кинул свой мешочек. Затем дети меняются. Кто бросал, садятся на скамеечку, а на их место встают другие. Игра заканчивается только тогда, когда все дети бросят свои мешочки.

К 4 — 5 годам у непоседы вырос словарный запас, мышление стало более развитым, малыш может проследить причинную связь предметов и явлений. Расширяется умение обобщения, когда создаются группы из предметов, учитывая материал изготовления, его внешний облик, а также, для чего и с какой целью изготовлен, то есть предназначение. Дидактические игры в средней группе подбираются, учитывая возрастные особенности.

Дошколята среднего возраста становятся более внимательными, начинают концентрироваться на одном предмете или действии. Более интенсивно развивается процесс запоминания, а также припоминания. Они восприимчивы к новым знаниям, информации. Виды восприятия, такие как осязательное, слуховое и зрительное еще более развиваются и совершенствуются. Ребенок уже понимает, что такое звукосочетание, различает его, а также распознает сложные формы вещей.

Игровая деятельность – это основной вид занятий для дошкольников. Таким образом малыши получают основные знания об окружающем мире, готовятся к самостоятельной жизни в социуме. Педагогическая наука соединила в одно целое игру, обучение и воспитание, создав дидактические игры.

Дидактические игры для детей в средней группе, как и для остальных детишек младших, старших групп, ставят основной задачей – обучение полезным навыкам, развитие разнообразных способностей через организованную, подчиняющуюся определенным правилам игровую деятельность. В игровой форме малыши постепенно приобщаются к трудовой, учебной деятельности.

На занятиях с использованием дидактических игр в средней группе ДДУ дети узнают много нового о природе, обществе, получают массу полезной информации об окружающем мире, знания о ПДД, о важности соблюдения безопасности, об экологии.

Занятия проводятся по разным предметам с целью гармоничного развития и воспитания ребёнка. Малыш узнает цифры, буквы, учится читать, знакомится с основами математики. Дошкольник приучается к порядку, дисциплине. У детей вырабатывается внимательность, усидчивость, формируется познавательная мотивация.

Можно выделить следующие виды занятий.


Существует несколько делений дидактических упражнений по видам, а одно из самых популярных, где представлены игры.


Дидактическая игра: структура

Как продукт педагогической мысли, дидактическая игра подчиняется определенным правилам и имеет собственную структуру, которая состоит из основной части и дополнительных элементов.

Основанная часть.


Виды дидактических игр для дошколят

В детских дошкольных учреждениях, согласно общепринятым нормам педагогической практики, широко практикуются различные виды дидактических занятий, с целью гармоничного развития дошкольника, подготовке его к школе. Одни из самых популярных – игры с предметами.

Малышу даются задачи на сравнение, выделение общего признака для группы разнородных вещей. Развивается память, когда требуется запомнить количество, расположение предметов, которые потом передвигаются или частично прячутся. Игры с куклами, мягкими игрушками – девочки устраивают чаепития с куклами, укладывают их спать, делают прически, – все это формирует нравственные, а также гигиенические начала, традиции. У детей воспитывается забота о близких, сопереживание.

Разноцветные кубики, пирамидки, мячи позволяют выполнять задания, где требуется собрать предметы одного цвета или формы. Малыши, переставляя игрушки, знакомятся с понятиями «близко» или « далеко», узнают названия геометрических фигур. Воспитатель знакомит малышей с разной фактурой игрушек, ведь тактильное познание также много значит для развития ребенка.

Чтобы малыш сконцентрировался на своих ощущениях, ему завязывают глаза и предлагают выбрать предметы на ощупь. Выбирая нужный предмет, дошкольник комментирует свои ощущения от других предметов. Например, поверхность мягкая, игрушка пушистая, с длинными ушками – это зайчик.

Прогулки на природе также помогают воспитывать сенсорные способности дошколят с помощью природных материалов. Собирание листьев, каштанов, плетение венков или составление букетов из цветов, – все это воспитывает эстетическое чувство прекрасного, позволяет ставить новые задачи для детей. Например, кто быстрее соберет букет из осенних листьев.

Настольно печатные игры достаточно разнообразны по предметам, которые необходимо использовать. Собирание картинок по парам в средней группе становится более сложным заданием. Теперь недостаточно просто найти две внешне похожие картинки, надо найти предметы с одинаковыми свойствами или объединенные общей задачей. Например, выделить несъедобные предметы среди съедобных или фрукты отделить от овощей.

Логическое мышление, память развиваются при сборке пазлов. Задание можно усложнить, например, показать целое изображение, а затем убрать его, чтобы дети по памяти собирали картинку. Развитию пространственного мышления, построения логических цепочек помогают такие игрушки, как кубик Рубика.

Словесные игры помогают развивать правильную речь, а также творческое начало. Перед ребенком можно поставить задачу: описать словами всем знакомый предмет или героя мультфильма. Также воспитатель может предложить поиграть в игру «угадай по звуку, что это».

Средний возраст у детей – это время задавать множество вопросов. Дидактические занятия помогают наращивать словарный запас ребенка, учат правильно формулировать вопросы, осмысливать полученную информацию. Дети осваивают способность планирования своих действий, учатся общению с другими детьми.

Знакомство с экологией

Дидактические игры для детей по экологии, в средней группе относятся к игровой деятельности, связанной с предметами. Дошколята узнают о взаимоотношениях человека с животным, растительным миром, знакомятся с окружающей средой, учатся беречь природу.

«Цветочный магазин». Можно выбрать для занятий несколько вариантов.

Вариант 1. Покупатель просит собрать букет по выбранным на столе лепесткам цветов. Продавец называет те цветы, которые надо сложить в букет.

Вариант 2. В подарок для мамы надо собрать разные букеты, в зависимости от времени года: весенний, летний и осенний. Дети знакомятся с временами года и обращают внимание на то, какие растения и в какое время растут.

«Что появилось раньше?» Малышам показывают картинки с котенком, кошкой, собакой, щенком, яйцом, цыпленком и курицей. Дети должны разложить картинки по порядку. Задача педагога – дать знания о росте, развитии животных.

«Кого, чем кормить?» Из закрытой емкости (коробочки или мешочка), достаются картинки с изображением капусты, моркови, орехов, зерна. Необходимо вспомнить, какое животное и чем питается. Например, белка ест орехи. Таким образом закрепляются знания о том, чем питаются животные, птицы, рыбки.

«Когда это происходит?» Каждому непоседе раздается несколько карточек, где изображены сезонные погодные явления. Например, расцветают деревья, растут сосульки, падают листья, идет дождь или метет метель. На картинке может быть представлен солнечный день или снегопад. Задача – определить, к какому времени года относится изображение, разложить картинки по порядку.

«Отгадай, кто это?» Педагог рассказывает о признаках загаданного животного или птицы. По характерным признакам надо угадать, о ком идет речь. Таким же образом можно играть с фруктами, овощами. Например, на поднос положить несколько фруктов. Воспитатель рассказывает о внешнем виде, где растет, какой вкус, какого цвета кожура у фрукта. Дошкольники должны найти описанный фрукт на подносе.

«Кто, где живет?» Игра с мячом. Вместо мячика можно использовать небольшую мягкую игрушку. Задача – изучение объектов природы, закрепление знаний. У непосед развивается внимательность, ловкость, координация движения и память. Воспитатель кидает мячик малышу и говорит: «воздух, вода или земля». Ребенок должен назвать животное, которое обитает в данной природной среде. Например, рыба в воде, лиса – земля, воробей – воздух. Правила можно немного изменить, например, педагог называет животное или птицу, а дошкольник – природную среду обитания.

Экологические дидактические игры могут быть настольными или подвижными. Занятия можно проводить в помещении, на улице, большими, а также маленькими группами. Выбор остается за воспитателем, который учитывает возраст, степень подготовленности дошколят.

Изучаем математику

Дидактические игры для детей по математике, в средней группе также становятся более сложными и интересными для дошколят. Чтобы было интересно, некоторые задания по фэмпа проводятся вместе с уроками рисования. Так, дается задание нарисовать одинаковое количество предметов, например, 3 елки или 4 яблока. Задание можно усложнить, предложив нарисовать геометрическую фигуру: круг, квадрат, треугольник и раскрасить ее.

Для изучения цифр используются кубики или карточки с рисунком. Очень увлекательна игра в лото с геометрическими фигурами. Каждому дошкольнику дается карточка, где в поле нарисованы геометрические фигуры. Воспитатель достает из мешка изображение фигуры, если у малыша на карточке есть она, то ее закрывают. Выигрывает непоседа, первый закрывший все картинки.

В игровом процессе изучают правила сложения и вычитания. Например, мама купила 2 яблока и 3 груши. Сколько всего? После получения результата малыш делит фрукты между друзьями, обговаривая вслух все свои действия.

«Учимся считать». Чтобы сделать процесс интереснее, используется мяч. Заранее обговаривается, как правильно считать, например, от 1 до 10 или в обратном порядке. Мяч кидается по кругу и малыш, поймавший его, называет число и кидает дальше.

«Кто и где?» В разных местах расставляются игровые предметы: куклы, машинки, кубики, мягкие игрушки. Задача – научить ориентироваться в пространстве. Воспитатель просит рассказать дошкольника, какая игрушка стоит рядом, какая сзади или сбоку. Необходимо усвоить такие понятия, как «справа, слева, вверху, снизу, посередине», то есть определять точно место в пространстве.

«Мало или много». Задача – изучить и усвоить понятия «больше или меньше, много или мало, один или несколько». Например, дать непоседе 3 карточки красного цвета и 2 зеленого. Попросить показать, каких карточек больше.

«Отгадай число». Загадать число в пределах 5 или 10. Предложить угадать, какое число больше 4, но меньше 6.

Заботимся о безопасности

Уже с раннего детства дошкольники должны уметь узнавать опасные ситуации, стараться избегать их и уметь звать на помощь. Дидактические игры по ОБЖ для малышей в средней группе учат правильно реагировать на опасность.

«Небольшая травма, порез». Достаточно часто случается ситуация, когда малыш падает и расшибает коленку до крови или ранит себя ножницами. В такой ситуации дошкольник должен помнить правила первой помощи и помочь своему товарищу. Воспитатель предлагает обыграть ситуацию с травмой. Раздает дошколятам картинки с изображением йода, бинта, телефона. Необходимо составить правильный алгоритм действий. Например, промыть ранку, перебинтовать, вызвать помощь по телефону.

«Опасные предметы». Задача – дать представление дошколятам о том, что некоторые предметы несут опасность для здоровья. Воспитатель предлагает выбрать картинки с опасными вещами и безопасными, разложить их в разные обручи. Объяснить свой выбор. Например, спичками нельзя играть, так как может начаться пожар. Один из вариантов – обсуждение опасных предметов дома, какие травмы можно получить. Например, ожог от включенного утюга.

«Поведение на прогулке». Вместо опасных предметов обсуждается неправильное поведение при встрече с животными. Надо разделить на две части картинки, где изображается правильное поведение и неправильное. Например, нельзя дергать собаку за хвост, бить ее палкой, дразнить кошку: животные могут ответить – собака укусить, а кошка больно поцарапать.

«Наведи порядок». Создание безопасного жилого пространства зависит от чистоплотности, порядка в месте обитания. Дошкольники должны приучиться к мысли, что все вещи должны стоять на своем месте. Нельзя толкаться, чтобы отобрать игрушку или драться: упавший малыш может получить серьезную травму. Дидактическая игра состоит в имитации неправильной ситуации и исправлении ошибок. Воспитатель предлагает дошколятам выбрать картинки с предметами домашнего быта, расставить их правильно. Например, чайник должен стоять на кухне, нож лежать в ящике кухонного стола, стеклянная ваза не должна стоять на краю.

Важное место в ОБЖ занимают дидактические игры по изучению ПДД в средней группе. Каждый день малыш по несколько раз переходит дорогу, встречает на пути машины, автобусы. Знание правил дорожного движения и соблюдение их, убережет дошколят от трагической ошибки.

«Здравствуй, светофор». Первым делом учат, что обозначают цвета светофора, какой разрешает идти, а какой цвет предупреждает об опасности, запрещает движение. В игровой форме дошкольники знакомятся с правилами дорожного движения.

Педагог берет кружки с цветами светофора и объясняет их значение. С помощью мела на улице или цветных лент в помещении, изображается пешеходный переход. Дошколята, которые держат карточки светофора, контролируют прохождение улицы: поднимают по очереди зеленый, желтый и красный цвет.

Развиваем творческое начало

Музыкально-дидактические игры для детей в средней группе помогают развивать слух, чувство ритма, определять характер музыки, громкость звуков, тональность, развивают чувство прекрасного. В средней группе дошкольники знакомятся с музыкальными инструментами, учатся определять характер музыки. Развивается воображение.

«Колобок». Известная народная сказка через музыку приобретает особенное звучание. Цель – дать понятие о регистрах: высокий, низкий или средний. Непоседы должны соотносить в памяти известных животных с музыкальным образом. Воспринимать по музыкальному отрывку характер и поведение героя сказки.

Перед началом занятия, педагог показывает, как звучит мелодия в разных регистрах. Медведь – в низком, так как он басит. У зайчика высокий регистр: он легко и быстро прыгает, не стоит на месте. По правилам игры каждому непоседе раздаются карточки с изображением лисы, волка, зайчика, медведя. Педагог играет отрывок мелодии: надо угадать, кто это и показать правильное изображение на картинке. Выигрывает тот, кто показал больше правильных ответов.

«Кто в гости пришел?» Дошкольники подбирают самостоятельно ритмы для игрушек, которые пришли в гости. Хозяин угадывает по звукам, кто его навестил, а остальные по очереди изображают гостей с помощью звучания, ритма, например, зайчика или мишку.

«Ритмический кубик». Многие дидактические упражнения сочетают в себе несколько изучаемых предметов. Например, в данном упражнении дошколята укрепляют математические знания, чувство ритма, внимательность. По правилам малыши становятся в круг и передают из рук в руки большой яркий кубик, на каждой стороне которого нарисовано разное количество предметов. Например, 2 яблока, 4 куклы и т.д. Кубик передается из рук в руки под считалку и под медленную или быструю музыку. Когда музыка прекращается, малыш, у кого в руках остался кубик, показывает картинку и говорит, сколько и что именно изображено.

Большое внимание в творческом развитии отводится дидактическим играм по изо для малышей в средней группе. Гармоничное развитие обязательно предусматривает и творческую составляющую в воспитании подрастающего поколения.

Дошколята средней группы учатся определять теплые и холодные цвета, различать оттенки, составлять целые композиции на заданные темы. В процессе рисования становится понятнее, что такое пространственная перспектива, изучаются на примере геометрические фигуры.

Дошколята не всегда могут запомнить полученную информацию на слух. Чтобы расширить возможности памяти, нередко прибегают к изобразительным методам. Рисунки, изображения предметов, вещей, животных и людей помогают запомнить новые понятия и укрепить знания. Очень интересно составление натюрмортов, где необходимо из нескольких картинок составить тематическую композицию. Например, тема – чаепитие или фруктовый сад.

Необходимо поощрять желание дошкольников к новым знаниям, проводить дома дополнительные занятия или водить в специальные секции и кружки по интересам.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «МЫШКА».

Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по звуковому сигналу. Упражнять в беге.

Дети стоят в кругу, соединив перед собой ладони лодочкой. Два водящих находятся в кругу. Первый водящий (по выбору воспитателя) закрывает глаза, а второй, которому досталась «мышка», зажимает ее между своими ладонями и обходит играющих. Он вставляет свои ладони в ладони детей по кругу. Незаметно для остальных игроков перекладывает «мышку» и встает в центр круга рядом с первым водящим, открывшим глаза. Звучит команда «Беги!». Первый водящий и игрок, у которого оказалась «мышка», бегут до заранее определенного места и возвращаются, стараясь занять свободное место игрока в кругу. Не успевший прибежать первым ребенок становится вторым водящим, передающим мышку. Игра повторяется несколько раз.

Правила: Подглядывать нельзя! Бежать нужно только после звукового сигнала строго до определенного места, задев его рукой.

ЗАЙЦЫ И ВОЛК.

Задачи : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание: Один из играющих - волк, остальные - зайцы. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе норки, где и находятся вначале игры. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель: «Зайки скачут, скок – скок – скок,

На зеленый, на лужок.

Травку щиплют, слушают,

Не идет ли волк!» Зайцы выпрыгивают из норок и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка.

Воспитатель: «Волк!».

Волк выходит из оврага и бегает за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы возвращаются в норки, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирают другого волка.

Правила: Зайцы выбегают при словах «Зайки скачут…»

Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. Можно на пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Можно выбрать 2 волков. Волки могут перепрыгивать через преграду – ручей.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ.

Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге в определенном направлении.

Описание: На одной стороне площадки определяется опушка леса. За чертой – берлога медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель выбирает водящего - медведя, остальные дети – в доме. Воспитатель: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, имитируя сбор ягод, грибов, со словами: «У медведя во бору грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Все на нас глядит,

А потом как зарычит и за нами побежит!».

После этих слов медведь грозно рычит и бежит за детьми. Дети стараются вернуться домой. Медведь их старается поймать. Пойманных отводит к себе в берлогу. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.

Правила: Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «зарычит!».

Медведь не может ловить детей за линией дома.

Варианты: Можно ввести 2 медведей. Можно поставить на пути преграды.

ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК.

Задачи: Развивать у детей ловкость, упражнять в равновесии, в прыжках на обеих ногах.

Описание: Все играющие сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег, не замочив ног. Камушки должны находиться в ручейке с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По сигналу «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.

Правила: Проигравшим считается тот, кто ступил ногой в ручеек - «замочил обувь». Начинать переправу можно только по сигналу «Пошли!»

Варианты: Можно увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Можно прыгать на одной ноге.

БЕРЕГИ ПРЕДМЕТ.

Задачи: Учить детей действовать по сигналу. Развивать ловкость, выдержку, глазомер.

Содержание: Дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик (или другой предмет). Воспитатель, или водящий – ребенок, находится в кругу и старается взять кубик то у одного, то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается водящий, приседает и закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Вначале водящий не забирает кубики у детей, а только делает вид. Затем при повторении он может взять кубик у игрока, не успевшего закрыть его руками. Этот ребенок временно не участвует в игре.

Правила: Приседать к своему предмету можно только, когда водящий приближается.

Варианты: Впоследствии роль водящего может быть предложена наиболее активным и ловким детям. Предмет можно не закрывать руками, а вставать, держа предмет в руке. После того, как водящий отвернется, положить предмет на место.

КОТ И МЫШКА.

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, сохранять форму круга. Упражнять в беге.

Описание: Все играющие, кроме 2 выбранных воспитателем по считалке, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, держась за руки. В одном месте круг не замыкается - это ворота. Двое выбранных, находясь за кругом, изображают мышку и кота. Мышка бегает вне круга и в кругу, кот – за ней, стараясь поймать ее. Мышка вбегает в круг через ворота и подползает под руками стоящих в кругу. Кот – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят:

«Ходит Васька серенький, хвост пушистый – беленький. Ходит Васька – кот.

Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет.

Дом неслышно обойдет, притаится Васька – кот.

Серых мышек ждет».

После слов кот начинает ловить мышку.

Правила: Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под руками. Кот может ловить мышку за кругом и в кругу. Кот может ловить, а мышка убегать только после слова «ждет».

Варианты: Можно устроить дополнительные ворота, ввести 2 мышек, увеличить количество котов.

МЫШЕЛОВКА.

Задачи: Развивать быстроту, ловкость, внимание. Учить согласовывать слова с игровыми действиями.

Развелось их просто страсть.

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть».

Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. После слов:

«Вот построим мышеловку

Переловим всех тот час»,

дети опускают руки и приседают. Мыши, не успевшие выбежать, считаются пойманными. Они тоже встают в круг. Игра продолжается. Когда большая часть детей поймана, подгруппы меняются местами.

Правила: Дети, изображающие мышеловку, стоят с поднятыми руками, мыши должны не останавливаясь вбегать в круг и выбегать из него.

Познание мира дошкольниками происходит через игру. В игровой деятельности малыши приобретают навыки социализации, черпают знания и отрабатывают физические умения. Вопросам организации и проведения игр в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) уделяется много внимания. И если младшие дошкольники в игровой деятельности знакомятся с детским садом и окружающим миром в целом, то в средней группе (4–5 лет) ребята учатся сотрудничеству со сверстниками, взрослыми.

Теоретические аспекты игровой деятельности в средней группе ДОУ

Форма социализации ребёнка, которая направляет его физический, психологический и интеллектуальный рост, помогает раскрыть творческие способности и формирует нравственные ориентиры, называется игровой деятельностью.

В игре дети учатся общению и взаимопониманию

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Цели

Любой вид образовательной деятельности в ДОУ сочетает в себе 3 целевых компонента.

Обучающая или дидактическая миссия:


Развивающий компонент:


Воспитательные цели:

  • Игровая деятельность приучает детей к тому, что им необходимо самим искать решение той или иной задачи. На уровне игры это можно проиллюстрировать так: ребёнок складывает картинку из девяти частей и сам решает, с какого элемента он будет начинать - с угла, из середины или сверху, снизу.
  • Саморегуляция - важный воспитательный компонент, который подразумевает терпеливое выполнение задания и умение не поддаваться эмоциональным всплескам. Например, когда на каком-то игровом этапе не получается добиться поставленной цели (не находится нужный элемент конструктора, не удаётся пролезть под натянутой верёвкой, не зацепив её и т. д.).
  • Формирование коммуникативных навыков. В игре ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками, быть общительным, открытым.
  • Воспитание установки, что успех зависит от умения сотрудничать. Чтобы игра получилась, нужно быть одинаково заинтересованными, вовлечёнными и иметь общую цель.
  • Формирование нравственных и эстетических представлений.

Задачи

Для реализации данных целей в процессе организации игр педагог решает ряд образовательных задач:


Приёмы

Для организации игровой деятельности воспитатель использует 3 вида приёмов.

Словесные

Звучащая речь, мимика и жесты позволяют детям 4–5 лет, подражающим взрослым во всём, создать свой речевой образ. Различают несколько групп словесных приёмов:

  • Объяснение. Воспитатель должен чётко и детально описать каждое игровое действие. Важно, чтобы в речи не было сложных предложений, непонятных слов. Кроме того, напоминание правил должно быть идентично первоначальному объяснению, с разницей лишь в объёме: инструкция даётся более лаконично.

    Объяснение педагога должно быть кратким и понятным детям

  • Загадки. Это наиболее выигрышный с точки зрения содержания и хронометража мотивационный приём.
    В своей практике загадки я использую при знакомстве с играми на лексические темы. Например, в работе над темой «Осень» мы играем в игры «Лиса с лисятами», «Зайцы и волк» и др., которые предваряются такими загадками:
    • Говорят, она хитра,
      Кур уносит со двора.
      Но зато красавица -
      Всем ребятам нравится! (Лиса).
    • Дружбу водит лишь с лисой,
      Этот зверь сердитый, злой.
      Он зубами щёлк да щёлк,
      Очень страшный серый … (Волк).

      В средней группе загадки с договорками расширяются обычным вариантом, с законченной рифмой.

  • Короткие истории.

    Эти сказки в своём опыте я называю сочинёнными на ходу: под сюжет игры или всего занятия придумываю небольшую историю, в которой действуют персонажи игры или герои урока, предлагающие ребятам выполнить те или иные действия. Например, при изучении темы «Овощи. Фрукты» рассказываю сказку о том, как в одном далёком-далёком городе жил-был мальчик Сеня, который невнимательно слушал маму, воспитателя и постоянно путал фрукты и овощи, а некоторые и вовсе не знал. И вот однажды на город напали злые колдуньи, которые заморозили всех жителей, только один Сеня успел спрятаться. Подкравшись к логову ведьм, он узнал, что расколдовать город можно, разложив колоду карт главной колдуньи на две части: овощи и фрукты. Сеня стащил карты, но вот беда: он не знает, что там фрукты, а что овощи. Надо ему помочь. Дети распределяют карточки по категориям. Приём удобен тем, что можно ввести в словарь экзотические названия (авокадо, манго и т. д.), немного подкорректировав сюжет.

    Короткие истории могут основываться на известных сюжетах

  • Чтение. В средней группе, возможно, есть один-два человека, которые умеют читать. В этом случае им можно давать задание зачитать название рассказа, сказки или подписи к картинкам-иллюстрациям игры. Если же детей, умеющих читать, в группе нет, то педагог сам зачитывает отрывки из сказок, рассказов, имеющих отношение к конкретной игре. Важный нюанс: не стоит зачитывать слишком объёмные отрывки - дети отвлекутся и игру организовать будет сложно. Здесь важен принцип: лучше меньше, да лучше.

Наглядность и практика

Дошкольники среднего возраста воспринимают мир зрительно, в образах, а действенный способ познания является наиболее эффективным для реализации образовательных целей. Поэтому в любом виде деятельности, и в играх в том числе, дети должны видеть:

  • картинки (в этом случае речь идёт не об игровом материале, а об иллюстрациях игровых действий);
  • материалы демонстрационного характера (видеоролики, презентации, например, с рассказами о народных играх, или показ воспитателем всех игровых действий в лицах).

Впечатления от игры могут находить воплощение в продуктах творческой деятельности дошкольников:


Виды игровой деятельности средних дошкольников

Существует несколько видов классификации игр, но в ДОУ применяется та, в которой содержательный компонент комбинируется с организационным, а также учитывает степень самостоятельности малышей.

Обучающие игры

Эмоциональный фон и скорость включения детей в игру являются важными аспектами оценки игровой деятельности

В процессе анализа важно помнить, что ребёнок играет не только в детском саду, но и дома, поэтому для составления полной картины подключаются родители, задача которых - честно ответить на вопросы анкеты . Результаты обоих видов анализа объединяются в один отчёт, который педагог делает в свободной форме.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

А. С. Макаренко

Для ребёнка игра - это самый доступный способ усвоить информацию, получить навыки, отработать умения. В средней группе игровая активность приобретает более острый соревновательный характер. При этом роль воспитателя в качестве участника игрового процесса сводится к позиции наблюдателя. Таким образом, ребята учатся быть самостоятельными, проявлять инициативу, что играет ключевую роль в определении готовности дошкольника к следующей ступени образовательного процесса.

Поделитесь с друзьями!