Пятая неделя Великого поста: неизвестные подробности. Что можно готовить и есть в пятую неделю великого поста

Толкование Евангелия

  • Протоиерей Александр Шаргунов.

Записи богослужений

Житие преподобной Марии

  • Святитель Димитрий Ростовский. .
  • Роман Балакшин.

Протоиерей Александр Шаргунов
Слово в Неделю 5-ю Великого поста

Сатане недостаточно растлить, главное - не допустить покаяния.

В пятое воскресенье Великого Поста, посвященное преподобной Марии Египетской, перед неделей, подготовительной к Страстным дням, Церковь достигает полноты покаяния. До обращения ко Господу преподобная Мария по своему нраву была современная, очень современная - позорная женщина, с самых юных лет. Только если раньше такая жизнь была порицаема, то теперь этим позором хвалятся, пропагандируют эту клоаку, это злосмрадие греховное, как что-то прекрасное, как что-то ароматное. Все делается в нашей стране, чтобы превратить всех девушек в Марий Египетских без покаяния. С раннего детства начинается преступное растление. В школах устраивают конкурсы красоты для третьеклассниц, наподобие недавнего вступления в пионеры; о конкурсах стриптиза пятнадцатилетних объявляют по телевидению и радио, и вовлечение детей в проституцию становится обычным бизнесом. Подъезжает к школе некий хлыщ на иномарке, подходит к восьмиклассницам на перемене: «Девочки, кто хочет зарабатывать после уроков? Четыре дня в неделю». Он не боится, что его задержит милиция, что ему дадут по существующей статье закона срок: их время, их власть, их стихия. Что же родители молчат? Впору им устраивать самосуд, если не защищает государство.

Когда государство потворствует разврату, оно не заинтересовано в сохранении себя как государства. Это и неверующие все понимают, что ядро государства - семья, и с распадом семьи, с разрушением нравственности наступает общественный хаос. Что такое апокалиптическая блудница на красном звере? Власть демократии, наследница тоталитарного коммунизма, насаждающая растление? Или шестнадцатилетняя проститутка, как кинозвезда, дающая интервью по телевидению: «Вы от своей работы получаете удовольствие? - Самое большое удовольствие я получаю, когда получаю деньги». Власть денег, корень всех зол, торжество маммоны, диавола: все продается и покупается - Отечество, красота, и жизнь человеческая. Пресса регулярно дает информацию о курсе доллара и таксе на заказное убийство, которое, разумеется, при необходимости может быть сколь угодно массовым. И что страшнее - сотни раз публикуемое газетами сообщение о том, что большинство десятиклассниц в таких-то школах считают проституцию самой престижной профессией (не исключено, что эти сообщения могут быть намеренно лживыми, чтобы подтолкнуть слабые души «быть как все» - к разврату) - или то, то что к подобным сообщениям так привыкли, что их уже не воспринимают.

Сатане недостаточно растлить, главное - не допустить покаяния. Для этого создается в обществе атмосфера насмешки над целомудрием, над девством, над верностью в браке, над покаянием. И прежде всего с этой целью ведется яростная атака на Церковь. Не удалось ее сжечь дотла, не получилось разрушить изнутри - теперь пытаются смешать ее с грязью. Что же делать Церкви в этой беде? Наш долг - возвысить свой голос, бить в набат, взывая к стыду и совести всех, заявляя громкий протест власть предержащим. Неуверенность и недоговоренность здесь неуместны. Церковь должна говорить прямым и ясным языком, как это делает Библия, об угрозе человечеству. Здесь болезнь вырождения нации, которое отражается в третьем, четвертом поколении, вплоть до генетических искажений. Здесь покушение на существование России, превращаемой в Содом и Гоморру, и здесь вечная смерть, широкий путь во ад, как говорит Писание.

Церковь не может оставаться безучастной по отношению к тому, что происходит во внешнем мире, хотя бы потому, что это касается ее собственных чад. Если бы с самого начала так называемой «перестройки» Церковь адекватно реагировала на сатанинское, организовываемое государством растление, многое сегодня бы было иным. И сегодня мы должны напомнить всем, кто надеется совместить несовместимое, и каждому, кто дерзает переступать порог православного храма, о как никогда актуальном Сотом правиле VI Вселенского собора: «Всякий, занимающийся изготовлением непотребных изображений, или покупающий эти изображения (применительно к нашим дням - смотрящий их по телевидению) да будет отлучен от Церкви». Ты вне Церкви, ты лишен ее молитвы, ее заступничества, ее Божественной силы. Всякий раз, когда ты прикасаешься к ее святыням, ты делаешь это в суд себе и во осуждение: ты не можешь принести в ней даже покаяния, не оставив прежде своего мерзкого занятия. Вот о чем говорит это Сотое правило. И мы знаем еще, что грех блуда по разумению Церкви стоит рядом с убийством и идолопоклонством, и на много лет лишает причастия. Если по нынешним, ненормальным временам мы не в состоянии во всей строгости исполнить каноны святых отцов, которые никто никогда не отменял, и не может отменить, потому что они продиктованы любовью: да не опалится твоя душа, и да узнаешь ты по милости Божией, чего ты лишаешься, совершая этот грех, - все это может значить только одно: глубина покаяния и плоды покаяния должны восполнять недостаток продолжительности его.

Мы помним , как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. А этот человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его не менее ужасные грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему томительно стоять на службе, и он уходит, не дожидаясь конца, и скоро совсем перестает ходить в церковь - буквально не может войти в нее. То же древнее чудо, только в ином, печальном варианте, повторяется вновь.

Без ясного и глубокого различения добра и зла как будет наш пост Марииным стоянием? Как душа, подобно жене грешнице, которая возлюбила много, принесет плач о себе, о Господе, и о всех, ради кого Господь пришел принять страдания!

Каждая седмица Великого поста, его воскресные дни – Недели имеют свои особенности богослужений. Мы миновали середину поста, его четвёртую седмицу, которая была посвящена Кресту Христову. На пятой седмице нас ждут другие особенности великопостных служб: в православных храмах вновь зазвучат спасительные стихи канона преподобного Андрея Критского. Великий покаянный канон пастыря Критского читается на протяжении Великого поста дважды. Первый раз он прочитывается на первой неделе поста, в первые четыре дня. Второй раз он читается в день памяти преподобной Марии Египетской, вечером в среду пятой недели Великого Поста.

Как и в первые дни поста, в каноне будут молитвенно обращаться к преподобной Марии Египетской и к святому преподобному Андрею Критскому

Как часто мы хотели бы молиться - но молитвы нет: мы хотели бы любить - но сердце каменно; хотели бы собрать наши мысли - а мысли разбегаются, расплываются… Редко, редко мы останавливаемся, однако, вниманием на этом. Мгновениями мы тоскуем, мгновениями болит у нас сердце, мгновениями мы думаем: неужели мне закрыт путь к Богу?… Но потом мы успокаиваемся, забываем, нас засасывает болото… Не так случилось с Марией Египетской: ее охватил ужас, и она бросилась за помощью, за милостью, за спасением…И нам тоже надо учится этому;надо нам учится такой тоской тосковать по Богу, так к Небу пробиваться, чтобы наконец сила Божия и милость Божия ответила на наш зов и наше отчаяние, полное непостижимой надежды….но когда с нами это случается, мы только радуемся, мы уходим утешенные, мы не думаем о том, что нам дано было то, чего никакими силами мы не можем добиться сами. Мария Египетская это поняла, Мария Египетская всю жизнь превратила в благодарение Богу. От всего она ушла, что было ей соблазном, что держало ее в плену, - и прожила какую дивную жизнь!…

Пятый понедельник Великого Поста -

ПОСЛЕДНЕЕ

(8:30)

Со второй недели по понедельникам Великого Поста (кроме Страстной недели) в нашем храме совершается ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ. Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство.

________________

четверг - утреннее великопостное богослужение

среда, вторник, пятница - Литургия Преждеосвященных Даров

__________________

Среда пятой недели Великого Поста -

Накануне четверга пятой седмицы Великого поста, ежегодно, в храмах Православной Церкви совершается особая утреня, называемая «Стоянием Марии Египетской». Это богослужение отлично тем, что на нем целиком прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который до этого звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста, а также читается житие преподобной Марии Египетской... дальше

________________

Пятница пятой недели Великого Поста в

ЧТЕНИЕ АКАФИСТА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (нараспев)

На утрене (которая в приходской практике совершается в пятницу вечером ) поется особый многосоставный гимн Пресвятой Богородице - Акафист. Один из самых красивых и древних церковных текстов... дальше

________________

Суббота пятой недели Великого Поста

Великая тайна Великого Поста: Литургия Преждеосвященных Даров

_________


Великим постом каждый день - с вечера воскресенья по пятницу читается удивительная молитва Ефрема Сирина.

Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной вразумительной молитвой... Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место... дальше


Может быть, не стоит брать на себя всю строгость поста, которую несут давно воцерковленные христиане. Надо выбрать менее тяжелую меру, но которую вы выдержите весь пост. Обязательно нужно


Блудим-то все, кто не плотью, так – умом. А большинство и тем, и этим – всецело, то есть. А вот по водам пойти или на локоть от земли подняться при молитве, так это едва ли у кого-то даже перед смертью получится. Да и не в этом дело. Не в том дело, что можно в Духе Святом мысли читать, знать Писание, не учившись, бесов опалять знамением Креста. Для начала дело в том, что блуд может быть так силен и сладок, что человек способен17 лет без всякой сытости искать разнообразия в разврате без всяких укоров совести и попыток к покаянию.

Что есть блуд в плодах своих? Энергия растрачена впустую, взгляд потух, сердце исчахло. Жизнь проходит, стыд, как тайная гниль, съедает кости. Что хотел сделать, что мог сделать хорошего

ПЯТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

ПРП. МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

Литургия: ранняя - в 7:00 и поздняя - в 9:00

Наступило пятое воскресение Великого поста, когда поминается Преподобная Мария Египетская - великая подвижница конца V - начала VI в. И если быть повнимательнее, то можно заметить, как много среди людей, пришедших в храм тех, кто не решается подойти к исповеди из-за множества своих грехов, из-за глубины своего греховного падения.

Мы помним из Жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. Ныне человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его, не менее ужасные, грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему... дальше

воскресение (16:00)

(читаются 18 и 19 главы от Иоанна)

По воскресениям вечером православные спешат на особые Великопостные Богослужения – Пассии, что в переводе означает «Страдания», службы, которые являются одними из самых любимых Великопостных богослужений .

На середине храма устанавливается Распятие в траурном уборе, перед Ним возжигают свечи. Сосредоточенные богомольцы слушают душеспасительное пение хора, составленное из богослужений Великой Пятницы, священник совершает каждение. Затем начинается чтение Евангелия, повествующего о страданиях Господа нашего Иисуса Христа.... дальше

Версия для печати акафиста, читаемого на Пассиях

Post Views: 357

Великий пост приближает нас к познанию милости Божьей. Чем дольше человек постится, тем ближе он открывает для себя истину. Цель пятой недели – полностью осознать свои прегрешения. Она посвящена памяти Марии Египетской, которая долгое время жила греховной жизнью и все же сумела найти дорогу к Господу, поборов все свои пороки. В 2018 году начало пятой недели Великого поста припадает на 19 и заканчивается 25 марта.

Питание по дням в 5 неделю Великого поста, что можно и что нельзя есть

Как учит нас церковь важно не только ограничивать себя в употреблении продуктов, но и полностью осознать важность поста. Один отказ от пищи не приведет к нужному результату, если человек духовно не подготовлен. Строгость соблюдения поста в первую очередь зависит от людского волеизъявления.

В пятую неделю Великого поста, также нельзя употреблять пищу животного происхождения: молоко, яйца, мясо, рыбу. Не во все дни разрешено и добавление масла, а также горячая пища. В процессе длительного воздержания организм уже привык к ограничениям и пятая неделя у верующих не вызывает трудностей. Есть одно послабление в четверг в честь Марии Египетской, разрешена еда с маслом.

В целом, питание по дням на пятую неделю поста выглядит таким образом:

  • Понедельник (19 марта) – только холодная пища, овощные салаты, мед, черный хлеб;
  • Вторник (20 марта) – овсяная каша без масла, фрукты, овощной суп, чай;
  • Среда (21 марта) – сыроедение, винегрет, орехи, фрукты, вода;
  • Четверг (22 марта) – можно добавлять масло, драники, супы, каши;
  • Пятница (23 марта) – овощи, фруктовые салаты, орехи, вода, хлеб;
  • Суббота (24 марта) – вареники с картошкой или капустой, постный борщ, яблочный пирог, вино;
  • Воскресенье (25 марта) – маринованные грибы, каши, пирожки с капустой, вино.

Несмотря на строгость соблюдаемого поста, лучше разнообразить свой рацион. Ведь доказано, что человеку сложно питаться больше пяти дней однообразной пищей. Приложив немного фантазии, даже в такие дни из абсолютно обычных и доступных продуктов, можно приготовить кулинарные шедевры.

Главное помнить, что даже разрешенная еда, должна употребляться в маленьких количествах. Церковь не одобряет переедание. Перед тем как сесть за стол, лучше уделить несколько минут искренней молитве. Попросить у Господа мудрости и терпения и поблагодарить за хлеб насущный.

Богослужения в 5 неделю Великого поста

Пятую неделю поста именуют седмицей пальмовых ветвей, и вспоминаю Марию Египетскую. Именно эта неделя имеет большое значение для матерей. Они молят в церквях за своих детей, просят у Сына Божьего наставить их отпрысков на путь истинный и даровать прозрение.

Жизни Марии необычайно интересна и поучительна. Мало святых удостаиваются целой недели памяти, и среди них только одна женщина. Такое почтение она заслужила неустанными молитвами и покаянием.

Будучи подростком Мария, покинула родителей и жила на улицах Александрии. Жизнь в городе кипела, приезжали моряки, рассказывали истории, купцы торговали заморскими товарами. Мария не ведая, что творит, по своей наивности, предалась блуду. Она полагала в этом, и является истинный смысл жизни. Денег с мужчин она не брала, продолжая жить в нищете. На кусок хлеба зарабатывала пряжей.

Так бы и продолжалась блудливая жизнь Марии, но один случай перевернул все в ее сознании. Ради интереса она отправилась вместе с паломника в Иерусалим. Во время путешествия на корабле, и даже прибыв в город, она не отказывала себе в удовольствиях.

Когда люди пошли в храм, девушка отправилась следом за ними. У ворот церкви Марию ждало потрясение – она не могла переступить порог. Неведомая сила не пускала ее внутрь. Слишком грязной была ее душа. Попробовав несколько раз, переступить ворота заветного храма, Мария поняла, что действия бессмысленны. Дорога в церковь закрыта.

Тогда к девушке пришло первое понимание ее жизни. Она смотрела, как бы со стороны на свои ошибки и грехи, начиная потихоньку осознавать бессмысленность теперешнего существования.

Мария подошла и иконе Пресвятой Девы, стоящей во дворе. И произнесла искреннюю молитву покаяния. Гнева не было в ее сердце, а лишь отчаяние и раскаяние в совершенных поступках.

Только после этого она смогла войти в храм. Будучи внутри здания, девушка стала на колени и продолжала молить о прощении. Далее произошло чудо, и она услышала голос, который указал ей путь спасения. Необходимо было отправится в Иорданскую пустыню, где можно обрести желанный покой.

Мария отправилась в пустыню и провела там оставшуюся часть жизни. Больше ни разу она не вышла к людям. Питалась травами, спала на земле, а все время проводила в молитве. Воспоминания о прошлой жизни приходили к ней иногда, но Мария всеми силами боролась с греховными помыслами, и твердая вера в Господа и Богородицу Деву помогала ей не поддаться искушению.

За всю свою оставшуюся жизнь, Мария встретила лишь одного человека иеромонаха Зосима. Он пришел в пустыню в поисках уединения. Дабы никто не мешал ему поститься, и не отвлекал от молитвы.

Ему Мария и поведала историю своей жизни, попросив прийти на это место ровно через год. Впоследствии именно Зосима передал историю блудницы ставшей праведницей, монахам в своем монастыре. А служители монастыря в свою очередь передавали рассказ девы из поколения в поколение.

Через год в пустыне иеромонах нашел труп Марии, у ног ее сидел лев. Животное вырыло могилу для удивительной девы.

Во славу Марии Египетской на пятую неделю поста в среду вечером, во всех храмах проводится большое богослужение. Его еще называют Стояние Марии. Сначала священник полностью читает канон А. Критского, а затем вспоминает жизнь праведницы.

Служба очень большая, и проводится всего один раз в год. В народе даже существует поверье: если девушка выстоит всю проповедь от начала до конца, то в ее семейной жизни будет мир и благополучие.

Мария Египетская – это необычайно яркий пример, что любой самый большой грешник способен найти Иисуса в своей душе и открыть для себя Царствие Божие.

Поэтому утреннее богослужение четверга называется Андреевским стоянием и стоянием Марии Египетской.

В каноне собраны и изложены все побуждения к посту и покаянию, и святая Церковь повторяет его теперь в полном составе, чтобы вдохнуть новые силы к успешному окончанию поста. Для этой же цели – возбуждения и сил, и внимания кающихся – служит и чтение жития преподобной Марии Египетской.

Похвала Пресвятой Богородице
В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь совершает торжественное молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Истоки праздника - в VII веке. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. В честь Божией Матери в Константинополе было воздвигнуто много храмов. Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В 666 году на Константинополь напали скифы и персы. Силы противников были неравными, чтобы защитить свой город, греки обратились с молитвой к Богу и Божией Матери. Город обошли крестным ходом, а когда жители спустились к морю, патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией Матери, хранившуюся во Влахернском храме Константинополя. Спокойное море вдруг взволновалось, поднялась страшная буря и потопила вражеские корабли. Всю следующую ночь греки воспевали хвалебные песни Богородице и постановили ежегодно в этот день, в субботу пятой недели Великого поста совершать особенно торжественное богослужение в честь Пречистой Девы. Эта служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородице».

В первое время праздник совершался лишь в Константинополе именно во Влахернском храме. Позднее это празднование было внесено в уставы монастырей, а затем сделалось общим для всей Восточной Церкви.

Акафист написан в VII веке диаконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, к которому позднее прибавили благодарственные молитвы в воспоминание всесильного воеводства Божией Матери.

Слово «акафист» переводится с греческого как «неседальная песнь», то есть пение, во время которого нельзя сидеть. Все акафисты по своей сути- хвалебные песни, но они имеют очень четкую структуру. Каждый Акафист состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов. В Акафисте Божией Матери они расположены по 24 буквам греческого алфавита. Каждая песнь начинается с соответствующей ей по счету буквой, каждый кондак оканчивается «Аллилуйей», каждый икос - архангельским приветствием "Радуйся...". Все творение оканчивается краткой молитвой к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасала христиан от бед и напастей. По содержанию Акафист Божией Матери делится на две части: историческую, в которой говорится об истории воплощения и первых лет жизни Сына Божия Иисуса Христа, и догматически-нравоучительную, изображающую в кондаках таинство воплощения, а в икосах - величие Пресвятой Девы.

Русская Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.

Акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода.

Вот и еще одно воскресенье Великого поста наступило, еще ближе подошли мы к светлому и радостному празднику Воскресения Христова – к Пасхе. Сегодня празднуется память преподобной Марии Египетской. А в среду вечером в память о великом подвиге покаяния преподобной Марии читался Великий канон преподобного Андрея Критского, которого Церковь Православная чтит как учителя покаяния.

Великий канон, как считают некоторые ученые, впервые стал читаться на богослужении через пятьдесят лет после смерти святителя Андрея, и читался он как молитва о помощи в дни сильного бедствия. В 790 году в Константинополе случилось страшное землетрясение, от которого негде было укрыться, негде было спастись. И тогда монахини монастыря преподобного Патапия извлекли рукопись, которая давно хранилась в монастыре, и стали читать этот канон, в полном смысле слова вопия к Богу о помиловании и спасении. И в последующие века читался этот канон во время великих бедствий, а затем вошел в круг церковных богослужений как покаянный канон, читаемый на первой Неделе Великого поста по частям, а на пятой – целиком, в память о святых, явивших беспримерные подвиги покаяния.

И вот, в этом году случилось так, что в среду на этой неделе Великий канон преподобного Андрея читался не только как покаянный канон, но и как канон бедствия. Вы знаете, какие бедствия и страсти обрушились на народы братской Югославии (проповедь произнесена в 1999 году. – Прим. ред.). И может быть, Господь этим совпадением дает и нам, и сербам образ противостояния внешним бедствиям. Мы молимся и будем молиться о том, чтобы Господь смилостивился над нашими братьями во Христе и сохранил им жизнь, города, храмы, всю страну.

В среду вечером мы слушали житие преподобной Марии и ужасались и восхищались ее беспримерным подвигом покаяния. Что же сейчас можно сказать кратко о самом главном – о том уроке, который дает нам великая святая? Почему так по-особенному чтит ее Святая Церковь, отдавая ее памяти одно из воскресений Великого поста – такого важного времени в жизни православного христианина? Посмотрите, с какой решимостью осталась она в пустыне после молитвы в Храме Гроба Господня, где праздновалось Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, какой силы вера и покаяние были у этой вчерашней грешницы, которая и через много лет, проведенных в пустыне, называла себя позором всех людей. И какие испытания и искушения выдержала она в своей борьбе с грехом, семнадцать лет не отпускавшим ее душу и ее изможденную пустыней плоть.

Семнадцать лет! Она могла уйти, отказаться от взятого на себя подвига в любой день, в любое мгновение из этих семнадцати лет. Вернуться к людям, к нормальной жизни – уже новой, исполненной благочестия и покаяния, к жизни в Боге и с Богом, доступной покаявшемуся грешнику. Но она провела эти семнадцать лет в пустыне, почти ничего не вкушая, терпя ночной холод и дневной зной. Семнадцать лет! Какая сила покаяния была дана ей, какое устремление к Богу! И какова сила греха, которым опутана душа человека, если для полного освобождения от него потребовалось семнадцать лет такой борьбы. Вспомните, как падала она на землю и каталась по ней, как в отчаянном изнеможении призывала она свою Небесную Поручительницу и Путеводительницу, Которая одна только и могла облегчить ее страдания. И не думайте, что преподобная была много грешнее всякого из нас, что наши грехи не требуют такой меры покаяния. Она бы тоже могла срубить верхушку, надземную часть греха, как это часто делаем мы. И такое покаяния принял бы Милосердный Господь, как принимает наше немощное покаяние. Но для полного очищения от греха нужна сила покаяния, превышающая, попаляющая силу греха. И этому научила нас преподобная Мария: семнадцать лет жила она в грехе – и семнадцать лет боролась за возвращение чистоты своей души и тела.

И еще семнадцать лет прожила она в пустыне, но это была уже жизнь почти неземная, почти бестелесная. Мир, тишина и ведение Бога и Его Божественных установлений, дары чудотворения и прозорливости были ей небесной наградой в эти годы.

Какой удивительный подвиг, какая удивительная жизнь! И как много людей с такими же грехами могли бы так же поступить – и не поступили. А она смогла – и стала для нас ярким примером, образцом покаяния нелицемерного, борьбы с грехом бескомпромиссной, верности обету, данному Пресвятой Богородице, и силы устремления к Богу. Потому мы так чтим преподобную Марию именно Великим постом, когда Святая Церковь призывает нас к сугубому покаянию, посвящаем ей чтение Великого канона на пятой неделе и ее именем в обиходе называем службу, за которой канон читается: стояние Марии Египетской, и пятое воскресенье Великого поста посвящаем ее памяти. Мы просим у нее помощи в борьбе с нашими страстями и грехами.

Сегодняшнее евангельское чтение – о том, что Господь все уже совершил, все сказал, все объяснил и уже не требовалось дальнейшей проповеди, чтобы и его ученики – Апостолы, и все люди поняли, что пришел Сын Божий на землю для спасения всех людей. Оставалось главное дело, на которое послал Его Отец Небесный, – Крест и Воскресение.

И сказал Господь Своим ученикам: Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на , и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет (Мк. 10, 33–34). И после этого откровения великой тайны Искупления подошли к Нему Апостолы Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, и просили у Господа, чтобы Он посадил их справа и слева от Себя, когда будет во славе Своей.

По другому евангелисту, это мать их просила об этом Господа. А кто такая их мать – Саломия Зеведеева? Это близкая родственница Елисаветы, матери Иоанна Предтечи, и Пресвятой Богородицы. И уж если в наше время принято везде всех своих родственников устраивать, то материнскую заботу Саломии о своих сыновьях можно понять и не осуждать. Так проста и откровенна эта ее забота: «Господи, я верю, что Ты – Господь. Ну так устрой же моих сыновей, чтобы они были справа и слева от Тебя». По-человечески она так понятна и трогательна в своей заботе, как и ее сыновья, еще не просвещенные Духом Святым, еще не понимавшие великих слов Спасителя и всей безмерности предстоявшего Ему подвига, мысливших по-земному и по-земному стремившихся к славе.

Но что сказал им Господь? Он сказал: «Лишь в этом мире тот, кто хочет быть большим, ищет силы, и первенства, и власти. А у Бога не так: у Него тот, кто хочет быть больше всех, тот должен быть всем слугой. Кто хочет быть первым из вас, тот пусть будет всем раб». И тут же, сразу сказал о Себе: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45). И вот это должно быть для нас всегда главным ориентиром в жизни, когда мы вдруг поймаем себя на том, что стремимся к чему-то почетному, важному. Пусть в этот момент вспомнятся нам эти слова Господа нашего Иисуса Христа и попалят в наших душах неправедное желание не заслуженной истинным подвигом славы и почета. Будем помнить, что человек смиренный, считающий себя последним, рабом неключимым, – ближе всех к Богу, «первее» всех остальных, даже и тех, кто восседает на троне. И русский народ принял в сердце этот завет Христов. Вот почему так почитал он всегда юродивых и блаженных, которые на земле действительно последние из всех людей, но на Небе могут стать первыми.

Господь сказал братьям Зеведеевым: …а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10, 40). А кому – уготовано? Мы не знаем до сего дня, и Господь об этом открыто никому не сказал. Но по церковному установлению в иконостасах справа от Господа Иисуса Христа изображается Пресвятая Богородица, а слева – Иоанн Предтеча. Ибо кто на земле превыше Пречистой Матери Господа нашего и того, кого Он Сам назвал большим из всех рожденных женами (Мф. 11, 11)?

И пошел Господь с учениками – в одном Евангелии сказано: обходя селения стороной (см.: Мк. 9, 30). Мимо селений шел Господь, чтобы набраться сил и внутреннего стремления закончить служение Свое среди людей, как заповедал Ему Отец Небесный. И шел Он сначала по Галилее, потом по пустынной Иудее. И вот, на этой неделе Церковь Святая заканчивает как бы общее приготовление к посту и теперь вступает в конкретное соответствие с последовательностью времени перед крестными страданиями Господа. И предстоящая неделя – особая. Называется она в церковном календаре седмицей ваий, то есть седмицей ветвей.

Каждый день этой недели нам сохранили апостолы. Святой Иоанн Богослов описывает, как подошли они к Вифании и там остановились на целый день. Господь не шел в селение – Он ждал, пока умрет Лазарь, чтобы явить в его воскрешении Свою Божественную силу. Все это будет вспоминаться в церкви буквально по дням, и когда в среду вечером мы с вами соберемся на соборование, в тот день и Лазарь умрет, и сестры его будут плакать и горевать, что Учитель не пришел исцелить Своего любимого друга. И в субботу придет Господь в Вифанию, чтобы воскресить четверодневного Лазаря. И все это в дивных песнопениях вспоминается на церковных службах, и мы, присутствуя в храме, в то же время как бы сшествуем Христу, приближаясь к великим дням страданий и Воскресения Господа. У Церкви Божией есть удивительное свойство: тем, кто любит Бога, кто чтит Его, дается такая благодать и сила – присутствовать при всем, что было с Господом Иисусом Христом. Слушая пение, чтение молитв, апостольские и евангельские чтения, человек, стоящий в храме, благодатью Божией, можно сказать, поставляется на грани времени и вечности, вне времени и пространства, и присутствует при всех событиях истории нашего спасения. Это центр нашей жизни, главное, что есть в ней. И дай нам Бог прожить и пережить эти великие дни вместе со Христом, оставив житейские попечения и всю суету мира сего, потому что это самые главные дни для христианина, для его будущей, вечной жизни. Аминь.