Проблема трусости: краткая история вопроса. О судьбе

Несмотря на то, что проблема трусости волновала ещё Сократа, в нашей культуре, где принято ставить знак равно между трусом и предателем, это явление считается недостойным внимания. Тем не менее, американский исследователель и автор книги «Трусость: краткая история» Крис Уолш уверен: сегодня это понятие, как никогда, размыто, именно поэтому с помощью него так легко манипулировать поступками людей, не способных отличить трусость от мудрого решения не применять силу. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы перевели эссе Уолша «Не будьте слишком храбрыми», которое было опубликовано в прошлом году в журнале AEON.

Нелёгкая судьба трусов

Как известно, быть “сикалом” всегда было стыдно: трусов либо избивали, либо расстреливали. Однако это неприглядное человеческое качество имеет очень важную социальную функцию.

Из-за одного труса может быть проиграно сражение, из-за одного сражения - война, из-за одной войны может быть потеряна страна.

Эту старую, как и сама война, истину озвучил контр-адмирал и депутат английской партии консерваторов Тафтон Бимиш, выступая в Палате общин в 1930 году.

Действительно, заботясь только о собственной безопасности, трус может быть более опасным для своей страны, чем храбрый враг. Даже если трус ничего не делает, он может посеять панику одним только своим видом: трус бледен и суетлив, не может усидеть на месте, но бежать ему некуда, трус стучит зубами от страха - и это единственное, что он в силах делать.

Неудивительно, что солдаты на поле брани больше волнуются не о том, как оказаться героями, а о том, как не выглядеть трусливыми. Но почему трусость считается одним из самых презренных пороков (и не только у солдат)? В то врем как герои добиваются известности, трусы часто обречены на то, что хуже бесчестья - забвение. Классическое описание трусов можно найти в дантовском путеводителе по загробному миру. В самом преддверии ада толпится кучка безликих душ, о которых даже не хочет говорить Вергилий: трусы - это равнодушные зеваки на пире жизни, те, кто не знал «ни славы, ни позора земных дел», миру не нужно знать о таких. Тем не менее разговор о трусах и трусости способен помочь нам оценивать поступки людей и научиться управлять своим поведением в те моменты, когда мы испытываем страх. Ведь именно это чувство лежит в основе трусости. Как говорил тот же Бимиш:

Страх - совершенно естественное чувство. Он свойственен всем людям.Человек, который поборол страх - герой, но человек, которого сумел победить страх, становится трусом и получает всё, что он заслужил.

Однако не всё так просто, как кажется. Некоторые страхи просто невозможно преодолеть. Аристотель говорил, что только кельты не боятся землетрясений и наводнений, и можно подумать, они сошли с ума. Трус, говорил он, «человек, который перешёл границы в своем страхе: он боится неправильных вещей, в неправильном порядке, и так далее, вниз по списку…».

Действительно, обычно мы называем трусом человека, чей страх непропорционален опасности, с которой он сталкивается; когда человек не может преодолеть страх и, как следствие, становится не в силах что-либо делать, в том числе исполнять свой долг.

В этом ключе нас больше всего интересует отношение общества к такому поведению. Если, как говорит нам Бимиш, трус заслуживает всё то, что он получает, хочется всё-таки узнать, что именно он получает? В конце своего выступления контр-адмирал предлагает смертную казнь для трусов и дезертиров. Его логика, конечно, ясна: если трус может стоить стране её существования, страна должна быть готова лишить существования труса. В этом Бимиш, конечно, не был оригинален. Практика убийства трусов имеет долгую и богатую историю. Римляне иногда казнили трусов через Фустуарий - драматический ритуал, который начинался, когда трибун дотрагивался до осуждённого жезлом, после чего легионеры забивали его камнями и палками до смерти. Следующие поколения продолжили эту традицию, видоизменив её. В XX веке предпочтительным способом оказался расстрел. Британцы и французы расстреливали сотни солдат за трусость и дезертирство во время Первой мировой войны; немцы и русские - десятки тысяч во Второй мировой войне.

Но род человеческий не всегда ограничивался физической расправой. Унижение - гораздо более обычное наказание за трусость, как отмечал Монтень в своём труде «О наказании за трусость» (1580). Цитируя замечание Тертуллиана о том, что лучше предпочесть, чтобы у человека кровь приливала к щекам, чем чтобы она была им пролита, Монтень так объяснял эти слова: возможно, трусу, которому оставили жизнь, бесчестие возвратит мужество. Способы унижения были более изощрёнными, чем варианты казни: от переодевания труса в женщину и покрытия его позорящими татуировками до выбривания головы и таскания плакатов с надписью «трус».

Если проанализировать все эти варианты расправы, можно обнаружить одну объединяющую деталь: неважно, умирает трус или остаётся жить, его наказание должно быть публичным, если это соответствует его преступлению. В попытке убежать и спрятаться трус угрожает группе, показывая худший пример и сея страх, как инфекцию. Как гласит одна немецкая пословица, «один трус делает десять». Зрелище пойманного и осуждённого труса служит своего рода прививкой для тех, кто является свидетелями действа, в комплекте с язвительным напоминанием о той цене, которую заплатит любой, кто даст слабину.

В природе нет трусов

Эволюционные психологи мало говорят о трусости, возможно, потому что трусость кажется слишком очевидным эволюционным императивом, сохранившимся до наших дней. Однако существует широко распространенное мнение, что естественный отбор может благоприятствовать самоотверженной кооперации и даже альтруистическому поведению. Многие животные идут на самопожертвование, рискуя собственной жизнью и тем самым расширяя чужие шансы на жизнь и воспроизводство. Так, увидев крадущуюся лису, кролик начинает стучать лапой, поднимает свой хвостик и подаёт белый пушистый сигнал своим товарищам, несмотря на то что привлекает к себе внимание. Кролики, которые отстукивают лапками ритм, увеличивают шансы на выживание своего рода. Благодаря этому рождается большее количество кроликов, способных на самоотверженные поступки.

Но кролики не нападают на тех, кто не подаёт племени сигналов. В то время как внутривидовая агрессия является очень распространенным явлением, никто из животного мира, кроме, конечно, людей, не наказывает своих собратьев за отсутствие самопожертвования. Недавнее исследование по эволюционной антропологии, проведённое Кит Дженсен и его коллегами из Института Макса Планка в Германии (опубликовано в Трудах Национальной академии наук (PNAS) в 2012-м году), предполагает, что даже один из наших ближайших родственников, шимпанзе, не занимается такого рода наказаниями; стало быть, это исключительно человеческая практика.

Наказание за трусость может произойти даже без использования организованной военной или централизованной политической системы, как показало исследование 2001-го года, опубликованное Сарой Мэтью и Робертом Бойдом в PNAS. Эти антропологи, как и их предшественники в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, изучали Туркана - людей из племени Восточной Африки с примитивным политическим устройством, эгалитарных скотоводов, которые иногда нападают на другие группы, чтобы украсть скот. Если человек из племени Туркана отказывается идти на рейд без уважительной причины или бежит, когда приходит опасность, его могут подвергнуть наказанию, которое варьируется от «неофициальных устных санкций» до тяжёлых телесных наказаний. Дело в том, что участие в процессе наказания третьих сторон (и не только родственников, соседей или людей, находящихся под угрозой исчезновения в результате действий труса) позволяет практиковать членам племени массовую кооперацию, и когда дело доходит до войны, при всех прочих равных условиях, заблаговременное наказание трусости предотвращает подобные рецидивы и увеличивает шансы стороны на победу. Так Туркана избегают участи проигравших, описанной тем же Бимишем: «если трус может погубить страну, и страна не хочет осуждать труса, то сама страна может быть осуждена».

Источник: bigpicture.

Век невыносимого военного напряжения

Любопытен, однако, тот факт, что мы стали менее охотно осуждать или наказывать трусость с течением лет. В наше время доводы Бимиша потерпели поражение. Английский парламент отменил смертную казнь за трусость и дезертирство в апреле 1930-го года. Другие страны поступили таким же образом. Согласно американскому военному уставу дезертирство в военное время должно караться смертной казнью, однако с 1865-го года только один солдат, Эдди Словик, был казнён за подобную провинность в 1945 году. Полевые суды, рассматривающие случаи трусливого бегства, становятся всё более редким явлением и многие из европейских солдат, казнённых за трусость и дезертирство в мировых войнах, были посмертно помилованы.

По мнению Криса Уолша, существует много причин, благодаря которым произошёл этот сдвиг в отношении к малодушию. Прежде всего, то, что парламентарий-лейборист Эрнест Тертл, который долгое время выступал за отмену смертной казни за военные преступления, называл «почти неописуемым напряжением современной войны». Конечно, любая война - это всегда напряжение, и военный историк Мартин ван Кревелд, например, сомневается, что положение как-то особо ухудшилось в наше время или что ужас от артиллерийского обстрела может быть более травматичен, чем получение скальпа своего родственника. Однако есть основания полагать, что масштаб современных войн, в которых у сторон есть возможности наносить существенный урон друг другу на расстоянии, создал большее напряжение, чем оно было раньше. Если кельты не боялись землетрясений, взрывы Токио, Дрездена или Лондона, возможно, могли бы их припугнуть.

Когда в 1915 году впервые был поставлен диагноз shellshock («снарядный шок»), это состояние мыслилось как последствие мощных взрывчатых веществ, не виденных раньше миром. Логика была проста: новое оружие должно привести к новым заболеваниям. А новые термины понадобились, чтобы объяснить странные симптомы - тремор, головокружение, дезориентацию, паралич, которые некогда причислялись к признакам женской истерии. Как Элейн Шоуолтер отметила в книге «Женские болезни» (1985), слово «снарядный шок» звучало гораздо более мужественно.

Источник: flickr.com.

Даже когда врачи пришли к выводу, что так называемый снарядный шок имел чисто психическую основу, термин устоялся и стал первым в ряду подобных («военный невроз», «военная усталость», «боевое истощение», «посттравматическое стрессовое расстройство», «боевая психическая травма»). Эти определения давали новое официальное название тому типу людей, которые раньше, по выражению Тертла, были «недостойны сочувствия и понимания». Дело не в том, что солдаты с таким диагнозом были на самом деле трусами, но в том, что недостойное поведение, которое ранее воспринималось бы как негативная черта характера или повреждённая гендерная идентичность, теперь стало рассматриваться как признак болезни. Монолитные идеи мужественности, таким образом, оказались оспоренными. Моральное осуждение уступило место медицинскому рассмотрению.

Прогресс медицины в этом вопросе зависит от развития самой медицины. Благодаря новым неврологическим тестам, способным обнаружить доказательства повреждений головного мозга, которые могли быть не замечены десятилетиями и, конечно, столетиями, исследователи возродили оригинальную гипотезу о снарядном шоке, - что он имел физиологическую причину. Сегодня мы знаем о том, что от некоторых физиологических факторов, таких как функционирование миндалевидного тела и образование кортизола, может зависеть предрасположенность людей к определённой реакции на страх (способность или неспособность справиться с этим чувством). Оказалось, что «трусливое» поведение (кавычки вдруг становятся необходимыми) - не всегда вопрос характера или мужественности, часто это вопрос генов, окружающей среды, травмы. Учитывая такой сдвиг, неудивительно, что, в соответствии с данными информационной системы Google Ngram, корпус текстов с использованием слов «трус» и «трусость» снизился в два раза по сравнению с остальными английскими словами, опубликованными в течение XX века.

Размытое понятие - мечта манипуляторов всех мастей

Однако даже сейчас, когда трусость стала меньше встречаться в языке, презрение к ней не исчезло. Век терапевтического толкования не смог отменить тысячелетнего осуждения. Тень этого осуждения падает даже на условия, которые дают нам альтернативный способ понимания связанных с травмой отказов от солдатских обязанностей; солдаты стыдятся обращаться за психологической помощью, потому что это может быть воспринято, как трусость. Кроме того, мы постоянно слышим, как слово «трус» используется в качестве уничижительного ярлыка для террористов, педофилов и других агрессивных преступников. Это нерефлективное, грубое и неправильное применение термина показывает, что подобные оскорбления до сих пор имеют силу над людьми и что это понятие становится всё более размытым и туманным.

Педофилов можно счесть трусливыми за то, что они не сумели противостоять своим пристрастиям и их ужасным последствиям, а террористов можно обвинить в малодушии и трусливости их убеждений (в их мире чрезмерное опасение рассматривается как трусливое в глазах своего бога, или в свете своего дела). Но когда мы бросаемся словом «трус» в сторону таких злодеев - для нас это обычный способ выражения презрения к тем, кто пользуется уязвимыми и беспомощными. С одной стороны, такое осуждение способно помочь нам почувствовать себя хорошими, с другой стороны, оно может отвлечь нас от нашей собственной трусости и лишить нас этического инструмента, который может быть полезен - и не только для солдат или людей.

Всех нас посещает страх, - сказал Бимиш, когда он стоял перед Палатой общин. - Меня он мучает в данный момент, но я буду трусом, если я сяду и не скажу, что чувствую.

Сложно сказать, прав ли был Бимиш, когда произносил эти слова. Ясно одно: невозможность игнорирования страха в определённых ситуациях - это то, что мы узнали, среди прочего, о человеке перед лицом ужасов современной войны.

Тем не менее, я уважаю Бимиша за то, что он не сел, и ценю то, как он использовал позор трусости, чтобы использовать его в своей нелёгкой политической борьбе. Хотя он считал, что человек, который побеждает страх, герой, я уважаю Бимиша также за то, что он не поздравил себя за героизм. Он подает пример, которому стоит следовать в следующий раз, когда вы сами будете смело говорить вещи, в которые вы верите, даже если это пугает вас. Убеждение себя быть героем может быть не большим подспорьем для вас, чем для солдата. Само понятие - слишком широко, а слово стало слишком опустошенным и обессмысленным (то же самое можно сказать и о «смелости»). Но убеждение себя, что было бы трусливо не встать и не высказать свою точку зрения, на самом деле способно сдвинуть нас с места.

Метка, связанная с трусостью, больше всего навредила тем, кому приклеили этот ярлык, чтобы заставить заплатить за якобы совершенные преступления. Менее очевидным, но более распространенным является ущерб, нанесенный людям, которые, опасаясь позора трусости, совершали безрассудные и часто насильственные действия. Мысль об этом должна умерить наш пыл в беспорядочном использовании ярлыка «трус», особенно в том случае, когда кто-то отказывается применять насилие.

Трусость — древнейший человеческий порок,
И надо тут особенно быть мудрым,
Чтоб сделать через страх простой рывок
И смелость сохранять в житейских буднях!

И зависть уж давно пробралась в массы,
Но неожиданный бывает поворот –
Когда средь бела дня, кто недоласкан,
Слепую чушь презрительно несет!

И улыбаясь сам себе ехидно,
Своим же жалом поперхнуться рад,
Лишь только б никому было не видно —
Душа пуста, и в сердце-то — разлад!

Красотка К.

Я презираю в людях трусость,
Когда для выгоды своей,
Спасая свои волчьи шкуры,
Они клевещут на друзей…

Захлебываясь гнусными речами,
Тебя продать, готовы за гроши…
Не думая, как больно ранит слово,
Оставив шрамы на душе…

Я презираю в людях трусость…
Кто подлость в жизни соверша,
Дрожит и прячет зад свой в нору,
Боясь открыто посмотреть в глаза!

Трус

В меру
и черны и русы,
пряча взгляды,
пряча вкусы,
боком,
тенью,
в стороне, -
пресмыкаются трусы
в славной
смелыми
стране.
Каждый зав
для труса -
туз.
Даже
от его родни
опускает глазки трус
и уходит
в воротник.
Влип
в бумажки
парой глаз,
ног
поджаты циркуля:
«Схорониться б
за приказ…
Спрятаться б
за циркуляр…»
Не поймешь,
мужчина,
рыба ли -
междометья
зря
не выпалит.
Где уж
подпись и печать!
«Только бы
меня не выбрали,
только б
мне не отвечать…»
Ухо в метр
- никак не менее -
за начальством
ходит сзади,
чтоб, услышав
ихнье
мнение,
завтра
это же сказать им.
Если ж
старший
сменит мнение,
он
усвоит
мненье старшино:
- Мненье -
это не именье,
потерять его
не страшно. -
Хоть грабьте,
хоть режьте возле пего,
не будет слушать ни плач,
ни вой.
«Наше дело
маленькое -
я сам по себе
не великий немой,
и рот
водою
наполнен мой,
вроде
умывальника я».
Трус
оброс
бумаг
корою.
«Где решать?!
Другие пусть.
Вдруг не выйдет?
Вдруг покроют?
Вдруг
возьму
и ошибусь?»
День-деньской
сплетает тонко
узы
самых странных свадеб -
увязать бы
льва с ягненком,
с кошкой
мышь согласовать бы.
Весь день
сердечко
ужас кроит,
предлогов для трепета -
кипа.
Боится автобусов
и Эркаи,
начальства,
жены
и гриппа.
Месткома,
домкома,
просящих взаймы,
кладбища,
милиции,
леса,
собак,
погоды,
сплетен,
зимы
и
показательных процессов.
Подрожит
и ляжет житель,
дрожью
ночь
корежит тело…
Товарищ,
чего вы дрожите?
В чем,
собственно,
дело?!
В аквариум,
что ли,
сажать вас?
Революция требует,
чтобы имелась
смелость,
смелость
и еще раз -
с-м-е-л-о-с-т-ь.

Владимир Маяковский

Бью кулаком себя я в грудь:
Я сильный, смелый, я не трус,
И я - мужик, я разберусь.
Я обещаю, я клянусь…
…а то, что это все слова,
в чем я признаться побоюсь.
Что промолчу, что затаюсь,
что лучше спрячусь, отвернусь
Ну да - дурак,
ну да - слабак,
но ведь не трус! Или не так?

Я не терплю мужчин трусливых,
Что только треплют языком.
В их обещаниях красивых -
Циничной фальши снежный ком.

Заворожат бесстыдной ложью -
И тут же спрячутся в кусты,
Предав все заповеди Божьи
Забвенью сердца пустоты.

Мужская трусость из бессильных
Пороков… пакостит тайком…
Я не терплю мужчин трусливых,
Что гнусно треплют языком!

Сирена

Когда в глаза нет смелости смотреть
И дух страшит грядущая гроза,
Лишённым чести надобно успеть
Украдкой лить помои за глаза.

Бен Эзоп

Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой

Видно, распалясь от разговора,
Парень между прочим рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,
Как боролся с дьявольским течением,
Как швыряла молнии гроза.

И она смотрела с восхищением
В смелые горячие глаза…
А потом, вздохнув, сказала тихо:
- Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!
Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал: - Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!
Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел… И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звезд!
Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - хрупкий стебелек.
А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.
Первый хрипло буркнул; - Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки -
Все, что есть, на бочку, и живей!
А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал, спеша, отстегивать часы.
И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул: - Эй, коза!
Что надулась?! - И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.
Дальше было все, как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами: - Мразь! Фашист проклятый! -
Как огнем, детину обожгла.
- Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь! -
Голос рвется яростен и звонок:
- Нож в кармане? Мне плевать на нож!
За убийство стенка ожидает.
Ну, а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был - все равно найду!
И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался: - Ладно… Тише, гром…
- А второй промямлил: - Ну, их, к черту! -
И фигуры скрылись за углом.
Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,
Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - «слабая натура»,
«Трус» и «воробьиная душа».

Мы уйму неотложных дел,
банально сложим «на потом»
Себе понизив свой предел,
всё ждём, что кто-нибудь кнутом
заставит нас решить проблем
по жизни целый чемодан.
Ведь не бывает сложных тем,
их все по силам сделать нам.
Мы ленностью своей кичась,
считаем, что и так сойдет.
Но вот другая вышла масть,
а если кто-нибудь умрет?
Из-за тебя! Что ты не смог,
не захотел напрячься чуть.
А человек отправлен в морг,
тебе обида сдавит грудь.
Обида только на себя,
на то, что ты поганый трус.
И жизнь свою профукал зря,
поставив в статус: «Я боюсь»…

Эд Дикий

Смелость и Трусость

Смелость и трусость граничат по жизни рядом с нами
Бывает порой не отличишь их с первого взгляда
И не поймешь а сам кто ты такой?
Случается, что знаешь человека давно
Он почти брат тебе, уверен в нем как в себе
А потом бац… облом
И в голове появляются мерзкие термины
И что нужно жить по законам совести
Не разбирая на смелых и трусов
Всех своих друзей и знакомых
Как героев из повести

Припев:
Отвечай за свои поступки
Отвечай за свои дела
Заморочься только на этом

Да.

Ведь смелость — это не в глазах кинолента
А трусость не спасет от момента
Взглада судьбы с глазу на глаз
Ближе иди — удар и ты пасс
Похвально желание казаться смелым
Но грубость на грубость опять налетела
От трусости страха и равнодушия
Мало спасаться только верой в лучшее
Переверни жизни картину
Вспомни и рассмотри о себе все подробности
Забудь о недостатках других
Думай о том, что ты из себя представляешь
А не про эти условности

Припев:
Отвечай за свои поступки
Отвечай за свои дела
Заморочься только на этом
Главное чтобы твоя совесть была чиста
Да.

Любовь и трусость

Почему так нередко любовь непрочна?
Несхожесть характеров? Чья-то узость?
Причин всех нельзя перечислить точно,
Но главное все же, пожалуй, трусость.

Да, да, не раздор, не отсутствие страсти,
А именно трусость — первопричина.
Она-то и есть та самая мина,
Что чаще всего подрывает счастье.

Неправда, что будто мы сами порою
Не ведаем качеств своей души.
Зачем нам лукавить перед собою,
В основе мы знаем и то и другое,
Когда мы плохи и когда хороши.

Пока человек потрясений не знает,
Не важно — хороший или плохой,
Он в жизни обычно себе разрешает
Быть тем, кто и есть он. Самим собой.

Но час наступил — человек влюбляется
Нет, нет, на отказ не пойдет он никак.
Он счастлив. Он страстно хочет понравиться.
Вот тут-то, заметьте, и появляется
Трусость — двуличный и тихий враг.

Волнуясь, боясь за исход любви
И словно стараясь принарядиться,
Он спрятать свои недостатки стремится,
Она — стушевать недостатки свои.

Чтоб, нравясь быть самыми лучшими, первыми,
Чтоб как-то «подкрасить» характер свой,
Скупые на время становятся щедрыми,
Неверные — сразу ужасно верными.
А лгуньи за правду стоят горой.

Стремясь, чтобы ярче зажглась звезда,
Влюбленные словно на цыпочки встали
И вроде красивей и лучше стали.
«Ты любишь?» — «Конечно!»
«А ты меня?» — «Да!»

Теперь, когда стали семейными дни,
Нет смысла играть в какие-то прятки.
И лезут, как черти, на свет недостатки,
Ну где только, право, и были они?

Эх, если б любить, ничего не скрывая,
Всю жизнь оставаясь самим собой,
Тогда б не пришлось говорить с тоской:
«А я и не думал, что ты такая!»
«А я и не знала, что ты такой!»

И может, чтоб счастье пришло сполна,
Не надо душу двоить свою.
Ведь храбрость, пожалуй, в любви нужна
Не меньше, чем в космосе иль в бою!

Эдуард Асадов

Иллюзии опять трещат по швам,
Все рухнуло от собственного груза
И никогда теперь ни мне, ни вам
Не разорвать невидимые узы.
От нервов не смыкаются глаза,
Нас отрывало от земли так сильно…
Вот только побоялись показать,
что как волной друг друга мы накрыли.
как ветви судьбы нашей сплетены,
но мы ломаем их так ежечасно.
найдем мы что-то наподобие любви
уже с другими будет псевдосчастье.
мы убедим себя что это лишь слова.
нашу любовь убила только трусость.
мы жизнь свою пустили на дрова,
в душе остались недосказанность и мусор.

Настена Ш.

Не встречать с тобой рассветы,
Песни нам одной не петь,
По душе еще согретой
Стеганула жестко плеть.

Будто вышла из тумана,
С глаз слетела пелена,
Тех надежд клубочек тканный
Пеплом стал, притоком сна.

Два денька сплелись те в узел,
Словно груз висят на шее,
Любишь — знаю, просто струсил,
Труса я любить не смею.

Куталова Елена

Песенка о глупости и трусости

Идя напрямик, не пробьешься никак
сквозь серую лень и турусы,
и смел Дон Кихот, потому что простак,
а кто похитрее, те трусы.
Внизу поспокойней, опаснее высь,
оттуда скатиться несложно.
там заповедь, что и внизу — убоись,
будь больше других осторожен.

Богохульники, паяцы, богачи или бичи —
все чего-нибудь боятся, кто кричит и кто молчит.
Мы и жить боимся, братцы, и в сырую землю лечь,
ну, а умники боятся дураков. О том и речь.

И так повелось, от языческих вех
сквозь царство петров да иванов,
что трусам живется вольготнее всех,
и сытно, и курно, и пьяно.
вдруг некто возникнет, как старый Сократ,
он трусов язвит и тревожит.
Да, смелый дурак безопасней стократ,
а умному смелость дай Боже.

Умник ловок и искусен, скроет он испуг от нас,
а дурак он только трусит, личной смелости подчас.
Все, что в мыслях заимелось дурень высказать готов.
Вы за искренность и смелость уважайте дураков.

Кулак поднимает нам только испуг,
а серость не любит уроков.
И люди со страху — взгляните вокруг! —
всегда избивают пророков.
Расставили сети и ждут хитрецы
поймать, устрашить, заневолить,
но ходят не торной травой мудрецы,
и уж не толпою, тем более.

И когда теснит тупая сила — вот уж на краю,
кто поймет, я отсупаю, или пар спустить даю.
Быть побитым и убогим не сочту за стыд и труд,
чтобы высказть в итоге то, что истиной зовут.

Прохождение мода «Долина шорохов» часто вызывает вопросы у игроков, потому что местоположение персонажей и ключевых точек зачастую не обозначается на карте, частенько приходится просто рыскать по всей локации в поисках решения, это занимает много времени, и респаун монстров напрягает, патроны ведь не бесконечные. Для таких бедных скитальцев по «Долине шорохов» и создан этот гайд.

Сразу оговоримся, что заключительные два квеста: «Рассказать Бороде о судьбе трёх товарищей» и «Отдать Бороде артефакт Сердце Оазиса» не выполнимы, потому что персонажа Борода на локации вообще нет. Нам просто нужно уйти из зоны, то есть выйти в трубу, в первоначальную пещеру, где мы оказались вначале игры. На этом игра будет пройдена, якобы наш герой благополучно вышел из долины и пошёл с хабаром к Бороде.

После завершения главной сюжетной ветки при последнем разговоре с Лоцманом есть ещё один интересный квест: Лоцман просит нас поработать гидом — поводить 4-х туристов по зоне и пострелять дичь. За каждого убитого мутанта туристы хорошо заплатят, но надо беречь их от смерти и лечить в случае ранения. Рекомендуем этот квест к прохождению.

А теперь по порядку о прохождении мода «Долина шорохов». На карте номерами обозначены ключевые персонажи и квестовые точки, куда нам следует идти для успешного прохождения мода «Долина шорохов».

  1. Стартовая точка — два сталкера у аномалии. Прыгаем в яму аномалии, забираем артефакт «Узел», убиваем зомби, входим в телепорт спиной вперёд, иначе из ловушки не выберемся.
  2. Лагерь Мутного.
  3. Сталкер, у которого надо забрать флешку по заданию Мутного.
  4. Пещера с трупом, забираем КПК Лютого.
  5. Персонаж Максимильян, ему отдаём посылку.
  6. Гена Непомнящий, его не убиваем, а раним в ногу.
  7. Бункер Озёрского в скале.
  8. Тайник Лютого.
  9. База наёмников.
  10. Пещера с трупом, стоит обыскать.
  11. Место сбора с Максимильяном и его командой.
  12. Место обитания персонажа Радик (к нему идём с едой).
  13. Труп военного, снимаем с него ключ от ящика.
  14. Заложник на базе наёмников.
  15. Ноутбук в ящике возле упавшего вертолёта, ключ мы уже имеем.
  16. В облачении наёмника бежим к лагерю наёмников.
  17. Бомж на вышке, он даст нам артефакт «Компас».
  18. База свободовцев, там же техник Мишка Тесла.
  19. Местонахождение Олега, у него микросхема.
  20. Точка с телепортирующей аномалией. В пещере находим артефакт и труп Труса. При возвращении у нас забирают вещи. Бежим к Максимильяну (если он жив) или на базу сталкеров к Володе за помощью. Выносим лагерь «Свободы» и забираем свои вещи.
  21. Сталкер Гриша, который поможет нам в атаке на базу Мутного.
  22. Финальная точка ухода из «Долины шорохов».

Видео прохождения мода «Долина шорохов»:

Где взять : механик Кардан (на Скадовске, второй этаж; когда передадите ему 2 бутылки водки «Казаки»).

Взяв квест, идите к нужному месту на карте и отыщите отверстие в земле, через которое можно добраться до пещеры. Это будет сгоревший хутор, расположение которого выделено на карте белым кругом (на самом деле на карте несколько таких мест – просто наведите, чтобы отыскать нужно). Пещера большая, но в ней вы обязательно отыщите труп Шутника. В пещере будет еще два артефакта. Следите внимательно за аномалиями! Коридор, расположенный позади трупа, приведет вас на улицу.

Сгоревший хутор

В другом месте можно будет отыскать скелет второго друга Кардана, Баржи, к югу от аномалии «Соснодуб» (так же, как и сгоревший хутор, локация выделена белой окружностью). Будьте готовы к появлению диких собак, которых можно перестрелять из автомата. Заберите КПК и противогаз. Из радиопередачи вы узнаете об артефакте на вершине аномального дерева.

Аномалия Соснодуб

Прежде, чем отправляться туда, заберите артефакт в самом низу. Начинайте двигаться на дерево по ветке, идущей на юг, сначала с запада. Постепенно взберитесь еще выше. В конце концов, детектор укажет на артефакт, лежащий на определенных ветвях.

Награда :

  • Улучшенный противогаз.
  • Комбинезон «Заря».

У кого получить квест: Глухарь (Складовск)

Условия получения: нет

Описание: Глухарь попросит найти пропавшего охотника, что искал логово кровососов. По всей видимости, кровососы и стали виной его исчезновения.

Выполнение : Исчезновение сталкеров — найти пропавшего охотника

Идите до цели Аномалии «Соснодуб». Там увидите дохлого кровососа. Тут выйдет на связь Глухарь и попросит идти за ним. Идите на север. Вдвоем зайдите в зону ВНЗ «Круг», войдите в здание, в котором видели кровососа.

В здании спуститесь до подземного этажа, найдете кровососа в правой боковой комнате. Бросайте ему гранату. Потом объявится второй. Убейте его из огнестрельного оружия. Затем следуйте за Глухарем, прыгайте ниже после шахты лифта. В комнате найдете трупы трех сталкеров. Соберите боеприпасы. В следующей комнате будут спящие монстры. Тихонько проползите вперед. Потом поднимитесь наверх, прыгайте в яму. Это сквозной тоннель у болот. Данила так и не найден. Глухарь уйдет, пообещав связаться позже. Вы сможете сказать сталкерам о том, что нашли логово кровососов. Все, прохождение Сталкер Зов Припяти, данной миссии завершено.

Награда: доступ к следующему заданию.

Исчезновение сталкеров (2)

У кого получить квест: Спустя сутки после первой части задания

Условия получения: пройдено задание «Исчезновение сталкеров»

Описание: Следов Данилы не обнаружено. Но Глухарь озадачен находками внутри ВНЗ. Он попросит о встрече чуть позже, чтобы узнать о деталях.

Выполнение : Исчезновение сталкеров — встретится с Глухарем позже

Получаете от Глухаря сигнал. Идите в Складовск. Там его не будет. Спросите у Бороды. Тот скажет, что Глухарь ждет у портовых кранов. Приходите туда, осмотрите домик у больших кранов. Внутри здания будет труп Данилы. Дальше будет медик Тремор, что сидит над телом Глухаря. О поведает о болезни, схожей с вампиризмом. Он раскаивается и убьет сам себя. Вернитесь к Бороде, все расскажите.

Награда: достижение «Сыщик», 10 000, координаты от двух тайников. Продолжайте прохождение игры STALKER Зов Припяти.

Репутация

У кого получить квест: Шустрый (курьер с третьего этажа Складовска)

Условия получения: купить у Шустрого любое оружие

Описание: Надо найти Корягу, заставить того прикусить язык.

Выполнение: Берите в руки купленное оружие. Идите мимо Коряги. Тот скажет, что оружие краденное. Вернитесь до Шустрого, чтобы разузнать правду. Тот все будет отрицать. Он попросить отыскать Корягу и наказать лгуна. Коряга убежит со Складовска. Его можете найти на станции Янов следующей локации, когда выполните задание «Кража».

Награда: следующий квест «Кража».

Инструменты

У кого получить квест:

Условия получения: нет

Описание: Кордан при прохождении игры Сталкер Зов Припяти попросит отыскать 3 набора инструментов: тонкая работа, грубая работа, калибровка. Он заплатит за добычу, также обеспечит усложненную модернизацию оружия, либо бронежилета.

Выполнение:

Инструменты: Грубая сила — Затон, угол на северо-западе. Чердак северного дома.

Инструменты: Тонкая работа — Затон. Цеха подстанций. Ящик неподалеку от группы наёмников.

Инструменты: Калибровка — Припять. Подвал здания «Универмаг».

Награда: доступ к различным улучшениям Кардана, достижение «Мастер боевых систем».

Три товарища

У кого получить квест: Кардан (техник из Складовска)

Условия получения: Выполнены квесты Cултана

Описание: Кардан попросит передать извинения друзьям — Шутнику и Барже. Ребята после ссоры куда-то разошлись.

Выполнение: Три товарища — узнать о судьбе Баржи и Шутника

Тело шутника валяется у зоны Соснодуб, южнее от нее, на полянке перед огромными камнями.

Тело Баржи найдете юго-западнее от Сгоревшей деревни, под землей. Для дальнейшего прохождения Сталкер Зов Припяти спуститесь под землю через любую трещину. Внизу идите в большую пещеру. Она под трещиной, что выглядит как буква V. Оттуда идите в северный тупик. Возьмите у трупов КПК, принесите Кардану.

Награда: изменение в концовке игры о Кардане.

Заманчивый бизнес

У кого получить квест: Сыч (торговец из Складовска)

Условия получения: Выполнены квесты Cултана

Описание: Сыч-торговец сделал предложение об участии в прибыльном дельце. Для этого придется отыскать три детектора «Велес», принести их до Бункера ученых, передать Новикову.

Выполнение: Заманчивый Бизнес — принести Новикову три детектора «Велес»

Первый Велес можете получить как награду за прохождение квеста «Логово кровососов». Еще два надо прикупить у Сыча. Или же снять с тел врагов, которых вы сами убили. Отнесите детекторы Новикову в локации Завод «Юпитер».

Заманчивый Бизнес: дождаться получения детекторов Сычом

Ученый улучшит детекторы и назовет их «Сварог». Надо подождать почти сутки, пока посыльные от него не принесут назад улучшенные детекторы. Прохождение игры STALKER Зов Припяти продолжается.

Заманчивый Бизнес: убедить Броду следовать договоренности

Идите к Сычу. Он скажет, что не имеет денег, так как Борода не отдает долю за применение детекторов. Следуйте к Бороде. Тот даст детектор «Сварог», однако деньги не хочет отдавать. Он пошлет обратно с торговцу.

Заманчивый Бизнес: потребовать долю у Сыча

Сыч предложит обратиться к Султану, который сможет помочь. Можете согласиться, а можно прямо сейчас вытребовать сумму.

  • 1 вариант — требуйте свою долю, получите 1500 руб. С Бородой будут нормальные отношения.
  • 2 вариант — идите к Султану. Получите квест «Темный бизнес».

Награда: Детектор «Сварог», 1500 рублей, либо новый квест.

Компас

У кого получить квест: Борода (торговец из Складовска)

Условия получения: Пройдено задание «Заманчивый бизнес»

Описание: Надо найти резкий артефакт.

Выполнение: Компас — найти Ноя и узнать, где можно достать этот редкий артефакт

Идите к отшельницу Ною. Узнаете, что нужную вещь не надо искать. Ной успел найти артефакт. Он даст его просто так. Отнесите его Бороде. Иногда при прохождении Сталкер Зов Припяти случаются неожиданные вещи.

Награда: 10 000 рублей, координаты тайника.

В поисках Сороки (Чужие заслуги, Возмездие)

У кого получить квест: Гонта (сталкер из медпункта Складовска)

Условия получения: нет

Описание: Сталкер по прозвищу Сорока подставил Гонту с группой. На них напали химеры. Ребята попросили отыскать поддонка.

Выполнение: В поисках Сороки — найти сталкера

Можете сразу получить задание, однако выполнять его следует только в следующей локации. Сыч может поведать о Сороке. Дайте ему 1000 рублей, чтобы узнать, что Сорока живет на станции «Янов», носит другое имя.

На Янове за столом в баре увидите хвастуна-сталкера Флинта. Это как раз и есть нужный вам Сорока. Однако, надо найти доказательства.

Найдите на локации Юпитер зону Карьер, идите туда. В карьере отыщите раненого Щепку, который расскажет, кто предал его, после чего помрет. Получите новое задание «Возмездие — Отомстить за Щепку».