Президент франции избирается по. Выборы президента во Франции

Выборы президента Франции проходят раз в 5 лет. Новый порядок действует с 1962 года, когда была принята конституция Пятой республики. Этим документом установлено прямое голосование. Президент может переизбираться. Для победы в первом туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов. В противном случае два лидера выходят во второй тур голосования.

Как проходят выборы во Франции?

Выборы президента Франции проводятся для всех граждан, достигших 18-летнего возраста. Единственное условие - они должны быть не ограничены в своих гражданских или политических правах.

Претендовать на должность главы государства имеет право гражданин Франции, которому исполнилось 23 года. Для того чтобы зарегистрироваться, ему необходимо собрать 500 подписей выборщиков. К ним относятся члены парламента, генеральных советов, территориальных ассамблей. Причем выборщики должны представлять, как минимум, 30 департаментов или заморских территорий Франции.

В том случае, если в первом туре президента выбрать не удалось, назначается второй. В нем победитель определяется простым большинством голосов.

Объявление выборов

Полномочиями объявить выборы президента Франции обладает парламент. Это делается после истечения 5-летнего срока полномочий действующего главы государства.

Помимо этого, предусмотрены случаи, в которых могут быть объявлены досрочные выборы. Это смерть президента, добровольная отставка главы государства, смещение президента с поста в результате импичмента. Во всех этих случаях до избрания нового высшего должностного лица обязанности президента временно исполняет спикер Сената. При этом он обладает ограниченным перечнем президентских полномочий. Например, не имеет права распускать парламент, предлагать конституционные изменения, устраивать референдумы.

Полномочия президента

Ключевые полномочия, которыми обладает президент Франции, определены соответствующей статьей Конституции. Президент обязан контролировать соблюдение конституции, обеспечивать нормальную работу органов публичной власти. Он является гарантом независимости и целостности территории страны, следит за исполнением международных договоров.

Интересный факт: президент Франции является одновременно одним из князей Андорры. Это карликовое государство, расположенное на границе Франции и Испании. Второй монарх этого княжества - испанский епископ Урхельский.

Полномочия главы государства во Франции можно условно разделить на две категории. Первая - личные полномочия. К ним относятся те, которые не требуют одобрения парламента.

Это назначение референдума, членов конституционного совета, выступление с посланиями к парламенту, использование чрезвычайных полномочий для преодоления кризиса.

Вторая группа - полномочия, для осуществления которых требуется одобрение парламента. Во-первых, это кадровые изменения, в том числе назначение премьер-министра и формирование кабинета министров. Во-вторых, подписание декретов, принятых Советом министров, созыв внеочередных сессий парламента, решение вопросов обороны и международных отношений, право на помилование.

Президентоцентричная модель

Президентоцентричная модель управления Францией, как ее часто называют аналитики, была создана Шарлем до Голлем и его близким соратником Мишелем Дебре.

При такой модели отношения между президентом и спикером парламента строятся строго по формуле, сформулированной самим де Голлем, который не вдавался в детали правительственной работы, а только определял основные направления развития.

Со временем эта модель эволюционировала, в том числе и под влиянием конституционных реформ. Сегодня полномочия распределяются более гибко, политическая ответственность высших органов государственной власти максимально высока.

Выборы 2017 года

Ближайшие выборы президента Франции состоятся в 2017 году. Голосование состоится 23 апреля. Французы будут выбирать президента Пятой республики в 11-й раз. Предыдущий глава государства Франсуа Олланд, руководящий страной с 2012 года, принял решение не баллотироваться на второй срок. После того как истечет срок его полномочий, он завершит политическую карьеру.

Дата выборов президента Франции была определена парламентом. В том случае, если в первом туре не удастся выявить победителя, второй тур состоится 7 мая.

Старт предвыборной кампании

Фактически предвыборная кампания стартовала за три года до голосования. Уже в то время три основные политические партии выдвинули кандидатов, которые и должны вести борьбу. Правда, с тех пор многое изменилось.

От Социалистической партии выдвинули действующего президента Франсуа Олланда. Он заявил о снятии своей кандидатуры в 2016 году.

От республиканцев на роль главного кандидата претендовал Николая Саркози, уже руководивший Францией с 2007 по 2012 годы. Однако на праймериз он проиграл своему соратнику по партии Франсуа Фийону.

От партии "Национальный фронт" решение баллотироваться в президенты высказала Марин Ле Пен. Она продолжает борьбу и сегодня. По ее инициативе были проведены тематические платформы, в рамках которых политики стремились узнать, какие проблемы требуется решить в первую очередь. Обсуждались вопросы, связанные с промышленностью, социальной сферой, молодежной политикой и экологией.

Лидеры президентской кампании

В данный момент уже сформировался список участников, которые пойдут на выборы президента Франции. Кандидаты активно ведут каждый свою кампанию, стремясь заручиться поддержкой как можно большего числа сторонников.

На данный момент необходимые 500 подписей выборщиков собрали 11 кандидатов. Однако большинство специалистов сходится во мнении, что основная борьба развернется между пятью политиками.

Традиционно ожидается, что много французов придут на выборы президента Франции. Прогноз сейчас пытаются делать многие аналитики. Многие из них отдают пальму первенства республиканцу Франсуа Фийону. В начале 2000-х он был министром труда, при Николя Саркози занимал пост премьер-министра. После Жоржа Помпиду он второй спикер парламента по продолжительности пребывания в кресле главы правительства.

У него были хорошие шансы на успех, но в последнее время его президентская кампания связана со скандалами. Недавно журналисты выяснили, что его жена фиктивно была трудоустроена и получала заработанную плату.

Еще один кандидат - лидер партии "Вперед!" Эммануэль Макрон. В прошлом инвестиционный банкир, во французском правительстве занимал пост министра экономики с 2014 года. Ушел в отставку незадолго до официального старта предвыборной кампании. Макрон опубликовал программу "Революция", которая стала бестселлером для рядовых избирателей.

Партию "Национальный фронт" поведет Марин Ле Пен на выборы президента Франции. Рейтинг этого политика традиционно был невысок. Однако в последние годы ее шансы на успех значительно выросли, так как она и ее сторонники предлагают решительные и кардинальные меры, которые могут помочь решить проблему нелегальных мигрантов. Ле Пен - дочь знаменитого французского политика-националиста Жана-Мари Ле Пена, который известен, например, дружбой с лидером российских национал-большевиков Эдуардом Лимоновым.

В 2012 году Марин Ле Пен уже участвовала в президентских выборах. Тогда она получила чуть меньше 18% голосов, заняв третье место, уступив Олланду и Саркози.

Еще один сильный кандидат представлен от социалистической партии. Это Бенуа Амон. Во внутрипартийных праймериз он победил Мануэля Вальса, который считался лидером французских социалистов. Программа Амона построена на защите интересов рабочего класса, гражданских свобод и охране окружающей среды.

Партию "Непокорная Франция" представляет Жан-Люк Меланшон. Он журналист, в начале 2000-х возглавлял министерство профильного образования. В 2012 году он уже баллотировался на пост главы государства. Получил чуть больше 11% голосов, заняв 4 место.

Кандидаты-аутсайдеры

В день, когда состоятся выборы президента Франции, а это будет 23 апреля, на избирательных участках ждут около 80% французов. Именно такая явка была на предыдущих президентских выборах.

Оставшиеся кандидаты кампании вряд ли могут рассчитывать на успех, но каждый из них способен принести сюрприз.

Система выборов президента Франции такова, что в первом туре также примут участие еще 6 претендентов на высший государственный пост. Это Натали Арто из "Рабочей партии", Филипп Путу от партии "Антикапиталисты", Николя Дюпон-Эньян от партии "Поднять Францию", Жак Шеминад от "Солидарности и прогресса", представитель "Национального республиканского союза" Франсуа Асселино и Жан Лассаль - кандидат от "Демократического движения".

Упорная борьба

Когда пройдут выборы президента, во Франции будет выходной - это воскресенье. Так что в голосовании имеют возможность принять участие максимальное количество граждан.

Судя по предвыборной борьбе и прошлому голосованию, борьба ожидается упорная. В 2012 году выбрать президента в первом туре французы не смогли. Тогда действующий на тот момент президент Николя Саркози получил в первом туре 27% голосов, а Франсуа Олланд чуть больше 28,5%.

Во втором туре минимальное преимущество между кандидатами сохранилось. Олланд победил, набрав менее 52% голосов. Саркози набрал почти 48,5%.

Американское издание Slate констатирует, что для Франции наступил «исторический день», поскольку кандидаты двух политических партий, десятилетиями доминировавших в местной политике, не вышли во второй тур выборов президента страны. Речь идет о социалистах и правых голлистах, которые после окончания Второй мировой становились правящими силами.

Кандидаты же от новых сил — «Народного фронта» и «Вперед!» — получают поддержку примерно равного числа французов. По предварительным данным, у Ле Пен 21,5% голосов, у Макрона — 23,7%.

По мнению The Wall Street Journal, в связи с выходом во второй тур Ле Пен и Макрона «глобализм и будущее Европы становятся определяющими ценностями». Собственно, голосование во втором туре и будет своеобразным референдумом: за или против радикальных предложений Ле Пен о твердой миграционной политике, выходе из еврозоны и разрыве с Евросоюзом.

Ее соперник, в свои 39 лет ни разу не избиравшийся ни на один политический пост и лишь небольшое время проработавший в правительстве Франсуа Олланда, не предлагает ничего определенного — кроме усиления сотрудничества в рамках ЕС, в первую очередь с Германией, которой он обещает высокую финансовую дисциплину.

Таким образом, на момент начала новой двухнедельной кампании у Франции есть простой выбор. Или попытаться решить проблему с эмигрантами, безопасностью, угрозой терроризма и обязательствами перед Брюсселем — то есть пойти примерно тем же путем, что выбрали американцы прошлой осенью, проголосовав за Дональда Трампа. Или же не только сохранить, но и усилить курс на единую Европу и перспективы экономического процветания в ее рамках.

Последнее, по всей видимости, будет иметь принципиальное значение — эксперты пугают, что победа Ле Пен приведет экономику страны к рецессии, а Евросоюз к распаду.

Французское издание Le Figaro называет борьбу между двумя кандидатами «новым землетрясением». Сложившуюся ситуацию уже сравнивают с аналогичной кампанией 2002 года, когда ее отец Жан-Мари Ле Пен вышел во второй тур. Тогда его оппонент президент Франции Жак Ширак призвал других кандидатов объединить своих сторонников вокруг его кандидатуры во втором туре. Благодаря поддержке широкого фронта Ширак получил рекордные 82,06% при 17,94% процентов у Ле Пена.

С подобным же призывом к избирателям выступил и Эммануэль Макрон: «Начиная уже с этого вечера я должен пойти дальше и объединить вокруг себя всех французов», — сказал он в своем обращении по итогам голосования.

Кандидат от Социалистической партии Бенуа Амон, набравший в районе 7% голосов, уже поддержал своего бывшего сопартийца. Так же поступил один из главных оппонентов Франсуа Фийон, выдвинутый «Республиканцами». Он набрал около 19%, однако часть его популярности основывалась также на достаточно жесткой — пусть и более мягкой, чем у Ле Пен — правой риторике, позиции в отношении мигрантов, а также, например, в отношении к России и санкциям.

За несколько дней до выборов Фийон призвал решить проблему Крыма на международной конференции, которая бы признала его новый статус.

Таким образом, нет гарантий, что весь электорат «Республиканцев» перейдет к Макрону. То же касается и электората четвертого лидера гонки — Жан-Люка Меланшона, получившего также больше 19% голосов. Руководство Коммунистической партии Франции, поддерживавшей крайне левого кандидата, призвало своих членов и сторонников проголосовать против Ле Пен во втором туре выборов, при этом не призывая голосовать за Макрона. Однако Меланшон привлекал своих сторонников радикальной критикой Евросоюза, что роднит его позицию с Ле Пен.

Главной интригой выборов будет вопрос, сможет ли Макрон привлечь к себе электорат экс-премьера Франсуа Фийона, который набрал 19% в гонке. Есть предположение, что Фийон может начать агитировать за Макрона, чтобы помочь ему победить Ле Пен, которую обозреватель CNN Питер Клуппе называет «кошмаром для Европы».

Издание Slate отмечает, что Макрону придется тяжело в борьбе с Ле Пен, и называет его «малоопытным центристом». Небольшой опыт работы в правительстве социалистов у Макрона есть, однако он вышел из этой партии и не располагает собственной политической структурой.

На стороне Макрона сыграет определенный «административный ресурс» Европы. Ему оказывают поддержку лидеры стран ЕС. Глава МИД Германии Зигмар Габриэль заявил, что уверен в победе Макрона на выборах. Макрон также получил неформальную поддержку от бывшего президента США Барака Обамы — они разговаривали по телефону за несколько дней до выборов.

Однако главным козырем Макрона остается радикальный имидж его соперницы и ее партии. Французы в большинстве не готовы видеть крайне правых во главе государства. Для Ле Пен же, активно занимавшейся собственной «раздемонизацией» по ходу кампании, сейчас единственным выходом, по всей видимости, остается ответная демонизация оппонента.

The New York Times цитирует советника и соратника Ле Пен по партии Флориана Филиппо, называвшего Макрона «кандидатом банков», выступающим против интересов народа и губящим линию «Национального фронта» на протекционизм.

Руководитель франко-российского Аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен, впрочем, уверен, что у Ле Пен нет никаких шансов на победу.

«Вероятно, она попытается зазвать на свою сторону электорат Фийона и Меланшона, но их избиратели не придут на второй тур и явка будет ниже», — прокомментировал «Газете.Ru» эксперт.

Дюбьен считает, что во втором туре Макрон обойдет кандидата-националиста со значительным отрывом.

«Макрон наберет от 60%, но Франция раскололась, и ему будет намного сложнее управлять страной, — прогнозирует Дюбьен. — Он попытается собрать людей справа и слева, но все зависит от того, что будет на парламентских выборах. Франция переходит к парламенту из четырех блоков, в котором ультраправые, правые, центристы и левые. Сами блоки непримиримы, а вероятность их сближения довольно низка».

«Макрон ожидает, что волна поддержки на президентских выборах приведет к такой же волне на выборах парламентских», — рассказал «Газете.Ru» Юрий Рубинский, руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН, эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Однако еще до парламентских выборов президент постарается закрепить поддержку населения, приняв ряд указов, считает эксперт. Это будет сделано вне зависимости от того, победит Макрон или Ле Пен, поскольку в популистской тактике эти политики схожи.

«Прежде всего, это будет укрепление системы безопасности во Франции, — добавил Рубинский. — Безусловно, будут шаги по морализации политической системы, то есть кампания по борьбе с коррупцией. Как показала нынешняя кампания, среди электората большой запрос на этическую политику. И, конечно, будут приняты меры по бюджетной экономии. Это для сегодняшней Франции самое главное».

По мнению собеседника «Газеты.Ru», выборы во Франции не завершатся вторым туром президентского голосования. «Будет еще и своеобразный третий тур — парламентские выборы, а также четвертый — когда профсоюзы выйдут на улицы, если будут проведены реформы выравнивания соцобеспечения в государственном и частном секторах. Такие попытки были предприняты еще в 1995 году. Тогда вся страна встала в забастовках».

ПАРИЖ, 8 мая — РИА Новости, Виктория Иванова. Непредсказуемая избирательная кампания на выборах президента Франции завершилась без сюрпризов — новым главой государства стал лидер движения "Вперед", бывший министр экономики страны Эммануэль Макрон.

Сейчас обработаны 99,99% (35,4 миллиона) бюллетеней. За Макрона проголосовали 66,06% избирателей, а за его соперницу — лидера партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен — 33,99%.

Президентские выборы в Пятой республике прошли в 11-й раз. Глава государства избирается на пять лет путем всеобщего прямого тайного голосования, в выборах могут принять участие граждане в возрасте от 18 лет — около 47 миллионов избирателей. До оставляющего должность Франсуа Олланда высший государственный пост занимали Шарль де Голль, Жорж Помпиду, Валери Жискар д"Эстен, Франсуа Миттеран, Жак Ширак и Николя Саркози.

Кто такой Макрон?

Макрон стал самым молодым президентом Франции в новейшей истории страны — ему всего 39 лет. Он закончил одно из самых престижных учебных заведений Франции — парижский Институт политических исследований Sciences-Po, а затем кузницу кадров французской политической элиты — Национальную школу администрации ENA. Макрон стал магистром философии, специализируясь по работам итальянского мыслителя Никколо Макиавелли, автора "Государя", считающегося основоположником политического реализма, а также написал работу по философии немецкого идеалиста, основоположника диалектики Георга Гегеля.

Макрон проявил способности и к финансам. В 2008 году он пришел на работу в банк Rothschild & Cie, где через два года стал управляющим партнером. За время работы в банке Макрон заработал свыше трех миллионов евро, после чего его политическая карьера резко пошла в гору, и уже в 2012 году он стал заместителем генерального секретаря при президенте Франсуа Олланде. Спустя два года он покинул и этот пост, чтобы в 36 лет стать уже министром экономики, промышленности и цифровых технологий Франции.

О своем решении баллотироваться на высший пост в государстве Макрон, которого считали протеже Олланда, объявил в ноябре 2016 года. Ранее, в апреле, он создал свое движение под названием En Marche! ("Вперед"). За год Макрон сделал то, чего от него никто не ждал, — он неожиданно занял лидирующие позиции в опросах общественного мнения.

Кампания

Первый тур выборов прошел 23 апреля, по его итогам борьбу за президентское кресло продолжили центрист Макрон, получивший 24,01% голосов, и лидер правого "Национального фронта" Марин Ле Пен, ставшая второй с 21,3%.

Избирательная кампания в преддверии выборов 2017 года во Франции стала, пожалуй, самой скандальной и непредсказуемой. Впервые в истории Пятой республики от права баллотироваться на второй срок отказался действующий президент страны Франсуа Олланд, который понимал, что с учетом провальных итогов его правления он не имеет шансов на переизбрание.

Также впервые во второй тур вышли кандидаты альтернативы, а правые и социалисты, которые на протяжении десятков лет сменяли друг друга у штурвала, в этот раз оказались за бортом: представитель правящей Социалистической партии, бывший министр образования Бенуа Амон был фактически проигнорирован большинством однопартийцев, решивших поддержать Макрона, и получил в первом туре только 6,36% голосов.

Казавшийся в начале года одним из фаворитов президентской гонки кандидат "Республиканцев", экс-премьер Франсуа Фийон пал жертвой серии скандалов и финишировал лишь третьим с 20,01%.

День выборов

После разгромных дебатов, прошедших в среду в преддверии второго тура голосования, у французов и заграничных наблюдателей, кажется не осталось никаких иллюзий — президентом будет Макрон.

Уже утром, во время голосования самих кандидатов, картинка сложилась четко. У избирательного участка, где голосовал экс-министр, собралась толпа, долго не пускавшая политика, а голосование лидера Нацфронта прошло стремительно и без особого присутствия сторонников.

По информации французских социологических институтов, явка во втором туре может стать самой низкой с 1969 года, когда на второй тур выборов не пришли 31,1 избирателей. Официальной информации о явке к настоящему моменту не поступало.

В отличие от первого тура выборов, в преддверии которого был теракт и предотвращенная попытка теракта, второй тур прошел без серьезных происшествий. Протесты в Париже начались уже вечером, когда были объявлены первые результаты.

Настроения в штабах

Известие о поражении сторонники Ле Пен, собравшиеся вечером воскресенья в бывшем охотничьем павильоне императора Наполеона III на юго-востоке Парижа, встретили громким вздохом. Появление Макрона на экранах вызвало осуждающие возгласы.

Глава Нацфронта не заставила себя долго ждать — она вышла на трибуну почти сразу, признала поражение и заявила, что ее партия является "самой большой оппозицией" новому президенту и продолжит борьбу на парламентских выборах. Вечер продолжился исполнением гимна Франции — "Марсельезы" и танцами.

Макрон, выбравший для празднования площадь у Лувра, вышел к народу спустя почти три часа после оглашения первых результатов. Он поблагодарил французов за поддержку и приложенные усилия, а также кратко изложил свои задачи, направленные на процветание Франции.

В конце его выступления на сцену поднялась его супруга Бриджит и две ее дочери со своими детьми. Члены большой, теперь уже президентской семьи также исполнили гимн на глазах у тысяч избирателей.

Реакция в мире

Одним из первых Макрона с победой на выборах поздравил председатель Европарламента Антонио Таяни, заявивший, что "рассчитывает на Францию в самом центре Европы, чтобы изменить весь (Европейский) Союз".

О роли Франции в Европе написал и официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт, назвавший победу Макрона "победой сильной единой Европы".

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй сообщила, что "с нетерпением ждем начала работы с новым президентом по широкому спектру вопросов, представляющих взаимный интерес".

Президент США Дональд Трамп поздравил Макрона и выразил надежду на совместную работу. "Поздравляю Эммануэля Макрона с сегодняшней крупной победой в качестве следующего президента Франции. Очень рассчитываю работать с ним!" — написал президент США в Twitter.

Да, сюрпризов немало. И главный из них - историческое поражение социалистов и республиканцев. В течение последних 30 лет они царствовали в политической жизни Франции. В стране существовала огромная прослойка населения, которая всю жизнь традиционно голосовала за социалистов и республиканцев. С их правлением исторически связаны такие имена, как Ф. Миттеран, Ж. Помпиду, Ж. Ширак, то есть люди, которые имели собственный голос не только во Франции, но и во всём мире. При Н. Саркози, а потом и Ф. Олланде этот голос стал лишь эхом брюссельской и вашингтонской политики. Уровень поддержки уходящего президента опустился до 12%. В чём дело?

На падении влияния социалистов во главе с Олландом сказался затянувшийся экономический кризис. Доходов не хватало, чтобы поддерживать традиционную для социалистов сильную социальную политику. Ухудшилось положение пенсионеров. Но главное не это. Главное - безработица, особенно среди молодёжи, перевалившая за 20%. А ведь французская молодёжь - традиционно самая активная часть населения. И вот эта активная часть оказалась без дела, без заработков. Осталась лишь возможность выходить с протестами на улицу. Что она и делала в последние годы.

Часть вины лежит и на предпринимателях. Воспользовавшись тем, что в стране много мигрантов, они стали прибегать к практике замены хорошо оплачиваемых французских работников на дешёвых мигрантов. Экономя при этом ещё и на «социалке». Это привело к тому, что французские трудящиеся, традиционно поддерживавшие левые партии - коммунистов и левых социалистов, перекинулись в лагерь правых националистов, то есть в лагерь Марин Ле Пен . За Марин Ле Пен голосовало и французское фермерство, недовольное политикой Евросоюза, которая привела к тому, что французские фермеры оказались в униженном положении живущих на дотации Брюсселя.

Чьи идеологии?

Есть и ещё одна - более глубинная причина поражения традиционных партий. Это кризис самой партийной системы во Франции и частично в Европе. В последние десятилетия идеология вымывалась из политической жизни Франции. В ходе парламентских и президентских выборов французы стали делать выбор не между идеологиями (социалистической, коммунистической, либеральной, консервативной), а между теми экономическими и социальными программами, которые обеспечивали бы Франции лучшие условия роста и лучшие социальные права.

Всё большее значение приобретала личность. Но и личностями Франция в последние годы обеднела. Этим отчасти и объяснялись успехи Марин Ле Пен. Она, пожалуй, единственная, кто во Франции имел хоть какой-то оттенок харизматичности. Узнаваема, резка в суждениях, «непримирима к врагам», неординарна во внешнеполитических ориентациях. Последнее обстоятельство стало играть во Франции заметную роль, поскольку французы всё громче заявляют о недовольстве чрезмерной ориентацией Парижа на Вашингтон. Позиции Марин Ле Пен все последние годы укреплялись, даже несмотря на то, что против неё яростно выступали почти все французские СМИ. Кроме того, она всё время заявляет, что по самым животрепещущим проблемам должен быть референдум. Макрон же про это не вспоминает. Или народ Франции должен безмолвствовать?

Что же теперь?

Практически все аналитики уверены, что следующим президентом Франции станет Эммануэль Макрон. Уверены и в штаб-квартире ЕС в Брюсселе. Откуда такая уверенность? Разве забыли о том сюрпризе, который весь мир наблюдал недавно в США, где бесспорная фаворитка американской элиты проиграла «ужасному» Трампу . Можно сказать, что во Франции тоже случился сюрприз: ведь «голубчик» Э. Макрон опередил «ужасную» Марин Ле Пен всего на 2%. Почему же при таком минимальном отрыве все делают ставку на Макрона?

Причин несколько. Марин Ле Пен пугает своим национализмом. Если она, став президентом, будет последовательно осуществлять свою антимигрантскую политику (а при твёрдости её характера это возможно), это может выплеснуть на улицы французских городов те миллионы граждан и неграждан, которые за последние десятилетия перебрались сюда из бывших французских колоний, а в последнее время с полыхающего Ближнего Востока. Это, говорят её противники, может посеять хаос. Либеральную элиту и часть «глобализированного» городского населения Франции пугает и угроза французского исхода из Евросоюза.

Победа М. Ле Пен во втором туре маловероятна и потому, что, буквально через несколько часов после того как стали известны предварительные итоги первого тура, большинство партийных лидеров Франции заявили, что во втором туре они поддержат Макрона. Поддержат безусловно и несмотря на межпартийные противоречия, то есть у Макрона, даже если он во втором туре победит с минимальным перевесом голосов, будет возможность создать мощную политическую коалицию. Франция не хотела продолжения политики Олланда, но может её получить. Хотела сильного лидера типа де Голля , а может получить нового Петена .

Пугать французского избирателя возможностью политического хаоса в ходе подготовки ко второму туру будут и СМИ. Поводы есть. В июне во Франции предстоят выборы в Нацсобрание (парламент). В нынешнем собрании у Национального фронта всего 2 места. А союзников для серьёзной парламентской кампании у Марин Ле Пен нет. Даже если Национальный фронт увеличит своё представительство, влиятельной коалиции в Нацсобрании ему создать не удаст-ся.

Кто такой Макрон?

Теперь несколько слов о победителе первого тура и возможном будущем президенте Франции Эммануэле Макроне. Назвать его тёмной лошадкой, конечно же, нельзя. В правительстве президента Ф. Олланда он занимал должность министра экономики. На трибуны не лез. Держался в тени. Личность Макрона неожиданно заиграла после того, как он неожиданно создал новую партию, точнее, движение «Вперёд!», заявив, что он «ни за левых, ни за правых», а за новую Францию. На фоне кризиса старых партий (11% совокупного доверия) движение оказалось востребованным. Французам нравится его молодость (ему 39 лет) и то, что он никак не связан отношениями со старыми элитами. Он либерал, сторонник глобализации и Евросоюза, атлантист, выступающий за сохранение НАТО. В отличие от М. Ле Пен выступает за политику открытых дверей для иммигрантов (возможно, это его будущая ловушка, как в случае с Меркель в Германии). Женат на своей бывшей учительнице, которая старше него на 24 года. В общем «Киндер-сюрприз», в том числе и для России.

По Конституции 1958 г., президент является центральным должностным лицом в системе органов государственной власти (и не только исполнительной).

Президент вместе с правительством возглавляет систему органов исполнительной власти государства. Такая формулировка, закрепленная в Конституции Франции, выражает дуализм исполнительной власти: она принадлежит Президенту и Правительству совместно – Правительство может заседать под руководством Президента (Совет министров) или Премьер-министра (кабинет).

В этой модели организации исполнительной власти, наиболее явно проявляется сущность смешанной республики .

Следует отметить, что президент благодаря значительным полномочиям может влиять и на другие ветви государственной власти (и прежде всего законодательную ).

Статус президента определен разд. II, ст. 5 – 19 Конституции 1958 г. Место президента в системе органов власти определено через его функции:

Функции Президента Франции

Такие функции, в общем, обычны для республик с «сильными президентами » (и президентских и смешанных республик). Глава государства здесь, условно говоря «возвышается» над иными ветвями государственной власти, своим арбитражем обеспечивая их нормальное функционирование, разрешая конфликты между ними.

Такое положение, однако, не означает особого положения президента, принцип разделения властей естественно сохраняется и функционирует – глава государства не превращается в диктатора, сосредотачивающего в своих руках всю власть. Деятельность президента осуществляется строго в рамках закона.

Порядок избрания: президента обычен для данной формы республик. Президент избирается путем прямых выборов населением страны, помажоритарной системе смешанного типа . Порядок выборов, а общих чертах определен ст.7 конституции:

ПЕРВЫЙ ТУР

Применяется мажоритарная система абсолютного большинства .

Поскольку в этом случае избрать президента в один тур сложно, второй тур почти обязателен (все французские президенты избирались во 2 туре ).

ВТОРОЙ ТУР

Здесь используется мажоритарная система относительного большинства.

Во втором туре участвуют два кандидата набравшие наибольшее количество голосов в первом.

Правовой статус президента Франции вполне обычен:

Требования к кандидату

Требования к кандидату на должность президента традиционны:

    Гражданство Франции;

    Обладание избирательным правом;

    Возраст 35 лет;

Срок полномочий

Срок полномочий президента также вполне обычен– 5 лет.

Ранее (до 2000 г.), срок был большим – 7 лет, такое положение делало французских президентов «долгожителями » выделяя их статус по сравнению с другими странами. Теперь срок полномочий ничем не отличается от других государств

Возможность переизбрания

Конституция не устанавливает никаких ограничений на переизбрание одного лица. Теоретически это возможно сколько угодно раз.

Однако на сегодняшний день, ни один из президентов не избирался более чем на два срока

Полномочия Президента – как и свойственно республикесмешанного типа , объем полномочий достаточно велик. Все их можно подразделить на 2 группы:

Полномочия, осуществляемые Президентом самостоятельно

Полномочия, на которые требуется контрасигнатура Премьер-министра

    Представляет страну в международных отношениях, заключает договоры

    Право роспуска Национального Собрания

    Право введения в стране чрезвычайного положения

    Назначение Премьер-министра, иных министров и других высших должностных лиц государства.

    Передача на референдум законопроектов

    Председательствовать на заседаниях Совета Министров

    Право обращения в Конституционный Совет

    Главнокомандующий вооруженными силами страны.

    Право помилования

    Созыв Парламента на внеочередные сессии

    Подписание нормативных актов принятых СМ

    Назначение на часть гражданских и военных должностей

    Назначение дипломатических представителей

Ответственность: как и во всех президентских республиках, политической ответственности перед Парламентом нет. Юридическая ответственность – традиционно в форме импичмента.

Специфическая черта импичмента во Франции - для его осуществления есть особый орган политической юстиции – Высокий суд правосудия.