Преподобный герман аляскинский. Ин тропарь преподобному Герману Аляскинскому

Они и в Саровский монастырь поступили одновременно – в 1778 году и, конечно, знали друг друга лично. Только святой Серафим остался в Сарове, а прп. Герман отправился на Север.

25.12.2015 Трудами братии монастыря 13 381

На самом деле он из крестьян Кадомской провинции Воронежской губернии. Его семья жила недалеко от города Шацка. 26 декабря празднуется память валаамского святого – преподобного Германа Аляскинского.

Описание его жизни впервые составлено братией Валаамского монастыря в 1867 году. В 1868 году оно было издано под названием "Жизнь валаамского монаха Германа, американского миссионера".

В 2005 году Валаамским монастырем на основании новых данных о жизни святого, обнаруженных в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера) кандидатом исторических наук Сергеем Корсуном, было издано исследование «Преподобный Герман Аляскинский, валаамский подвижник в Америке».

***
Сергей Корсун много лет занимается этнографией народов Аляски, написал более 50 статей, и в архиве наткнулся на интересные документы, связанные с Русской Миссией на Аляске:

Я стал искать более точные сведения о преподобном Германе, и в 2003 году в Петербурге, в Центральном государственном историческом архиве обнаружил два документа. Первый – это свидетельство о выдаче паспортов пятерым послушникам Саровского монастыря, когда они во главе с игуменом Назарием поехали на Валаам. Среди них был и будущий преподобный Герман. Второй документ – письмо в Священный Синод, в котором настоятель Валаамской обители отец Гавриил сообщает, что в 1782 году бывшие саровские послушники приняли у него постриг. Среди прочих с именем Герман пострижен Попов Егор Иванович – это и есть мирское имя преп. Германа.

- Еще какие-то сведения о преподобном там сообщаются?

Впрочем, известен и такой факт. На Аляске, на Кенайском полуострове, есть русское село Нинильчик. Туда после продажи Аляски в течение 77 лет не заходил ни один корабль – люди жили в полной изоляции. И когда в 1935 году в Нинильчик явился первый протестантский проповедник, то с удивлением обнаружил, что никто не понимает его речь: с ним говорили только по-русски.

- В своей книге вы рассказываете, что прп. Герман в Миссии на Аляске был обычным монахом, нес послушание пекаря. И вдруг он возглавляет Миссию, к нему на остров Еловый, где он позже жил отшельником, едут правители Русской Америки не только за духовным советом, но и по вопросам управления территорией. Что особенного было в этом человеке?

Преподобный не был даже священником, он умер простым монахом. И главой Миссии стал против своего желания. Святой Герман вообще тяготился мирской жизнью, ведь он еще на Валааме жил в пустыни. Я так думаю, он и не хотел быть миссионером, хотя вызвался добровольцем ехать на Аляску. Остальные члены Миссии отправились туда больше по долгу и по приказу, а не по желанию. Когда представилась возможность, Герман уединился на острове Еловом, чтобы провести там жизнь отшельником, в молитве. Но Господь судил иначе. В 1819 году на Аляске случилась страшная эпидемия, много людей умерло и Герману пришлось взять на воспитание двухлетнего сироту-креола Герасима Зырянова. Это был знак батюшке, что он должен стать миссионером. Он перестал убегать от людей, и к нему на Еловый пришло еще несколько учеников. Потом, узнав о подвигах батюшки, пришла алеутка Софья Власова, позже к ней присоединилось 12 учениц. Так рядом с пустынной кельей Германа образовался настоящий монастырь.

- Может, это нежелание Германа быть миссионером и привело к истинному миссионерству? Когда он в молитве стяжал благодать, аборигены сами к нему потянулись?

Да, Герман творил настоящие чудеса и радел за местное население, что привлекало людей. Но специально он к этому не стремился. Я думаю, что батюшка по своему смирению считал себя недостойным такого трудного делания – миссионерства.

Сохранилось первое по прибытии на Аляску письмо прп. Германа на Валаам, игумену Назарию. В нем отец Герман, пекарь Миссии, с восхищением пишет о миссионерских подвигах своих собратьев. Надо заметить, что миссионеры трудились самоотверженно и на своем пути крестили тысячи аборигенов. Но поначалу это было формальное крещение, ведь наши отцы местного языка еще не знали и не могли объяснить суть православного учения. Настоящая миссия началась позже, когда почва была подготовлена, в том числе молитвенными подвигами прп. Германа.

Записал Михаил СИЗОВ, газета «Вера – Эском»

***
Из жития преподобного Германа Аляскинского.

Когда отец Герман почувствовал, что приближается время его упокоения, он приказал своему ученику Герасиму зажечь свечи перед иконами и читать Деяния Святых Апостолов. Через какое-то время лицо его просияло, и он громко произнес: "Слава Тебе, Господи!". Повелел прекратить чтение и объявил, что Господу угодно еще на неделю продлить его жизнь.

Через неделю опять были зажжены свечи, и тот же Герасим читал Деяния Святых Апостолов. Тихо преклонил старец свою голову, келья наполнилась благоуханием и отца Германа не стало.

В этот же вечер жители селения Катани, которое находилось на острове Афогнак, видели над Еловым необыкновенно светлый столб, который шел от земли к небу. Пораженные чудесным явлением, креол Герасим Вологдин и его жена Анна сказали: "Видно, отец Герман оставил нас" и стали молиться. Также этот светлый столб видела кадьякская алеутка Анна Нацмышкнак. К. Ларионов писал в 1867 году: "О сем я слыхал от многих людей, которые видели с разных мест, другие видели на море, едучи на байдарках".

В Америке над могилой святого была сооружена скромная деревянная церковь, освященная в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. К большой частичке его мощей и сейчас можно приложиться в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. И некоторые паломники, подходя к этой величайшей святыне, именно так впервые знакомятся с преподобным отцом Германом.

Святой Герман. Икона

Преподобный Герман Аляскинский - в миру - Егор (Георгий) Иванович Попов - родился в 1751 г.

Ранее считалось, что святой мог быть родом из Серпухова. Но старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии Санкт-Петербурга Сергей Корсун нашёл подтверждающие документы, что святой родом из города Кадом.

  • В отрочестве совершил паломничество в Саровский монастырь, где жил в келье старца Варлаама. Старец Варлаам был духовником земляка Егора - будущего преподобного старца Назария Валаамского, тогда ещё трудника, родом из деревни Аносово, расположенной в 15 верстах от Кадома Шацкой провинции.
  • 1768 г. - на святого пал жребий рекрута, но он желал служить Богу м удалился в Саровский монастырь, где его нашли и забрали в армию.
  • Определён на должность подканцеляриста кадомского воеводства.
  • В 1778 году воеводство было упразднено, а его служителям, которые не желали продолжать военную службу, разрешили уйти в монастырь.
  • Поступил послушником в Саровскую обитель (в этому же году туда поступил преподобный Серафим Саровский).
  • В 1782 году послушник Попов сопровождал иеромонаха Назария при его переезде в Санкт-Петербургскую епархию.
  • В марте 1782 года Назарий был назначен строителем Валаамского монастыря. Здесь 22 октября 1782 года он постриг послушника Егора в монахи с именем Герман.
  • В 1793 году Герман выразил добровольное желание войти в состав Первой православной миссии, которая отправлялась на Аляску.
  • Уже в шестнадцать лет он принял послушание в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, на берегу Финского залива. Через пять лет, желая большего уединения, преподобный Герман отправился на Валаам, где после различных послушаний устроился на постоянное жительство в лесной пустыни в полуторе верстах от обители. Там, на Валааме, духовным руководителем и наставником будущего миссионера стал игумен Назарий, саровский старец, установивший на Валааме устав Саровской пустыни.
  • Через пятнадцать лет жительства на острове Валаам, в 1793 году, преподобный Герман, среди других иноков монастыря, вошёл в Кадьякскую духовную миссию, созданную для проповеди Евангелия среди «диких» языческих народов Аляски и прилегающих островов. Преподобный Герман стойко нёс послушание в тяжёлых условиях миссии, и в 1807 году был назначен её главой. (« Я - нижайший слуга здешних народов и нянька.»)
  • Через некоторое время Герман Аляскинский переселяется на ближайший к миссии Еловый остров, который назвал Новым Валаамом (официальный приказ о переименовании, как желал старец, был издан в 1831 году правителем Русской Америки Ф. П. Врангелем). После многих трудов именно здесь он и обрёл успокоение, предсказав время своей кончины, в декабре 1836 года.
  • Преподобный Герман Аляскинский весьма распространил православную веру в Русской Америке, крестив десятки тысяч местных жителей. Он вёл жизнь, полную самоотречения, пренебрегая всеми удобствами. Современники вспоминали о его поразительном уме и ясности мысли, быстроте и отчётливости суждений. В частности, с благоговением о беседах со старцем вспоминал правитель Русско-американской компании Семён Иванович Яновский, обращённый преподобным Германом в православие из деистических идей того времени
  • Умер 15 (27) ноября или 13 (26) декабря 1836 года г. на Еловом острове, Аляска
  • Могила святого на Еловом острове быстро сделалась местом почитания и паломничества.
  • 11 марта 1969 г. - Архиерейский Собор Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке причислил его к лику святых
  • В том же году на Архиерейском Соборе Русской православной церкви заграницей 1969 года было принято решение о прославлении Германа Аляскинского. Торжество прославления происходило 25-26 июля 1970 года в соборном храме в Сан-Франциско. Торжество возглавил митрополит Филарет (Вознесенский) при участии 5 архиереев и множества духовенства.
  • 9 августа (по новому стилю) 1970 г. - состоялось открытие мощей и прославление преподобного Германа.
  • 1 декабря 1970 г. - внесён в месяцеслов Русской Православной Церкви имя преподобного Германа Аляскинского, «всея Америки чудотворца».

Один из первых православных проповедников Америки, святой покровитель Америки.

Тропарь преподобному Герману Аляскинскому

Звездо пресветлая Церкве Христовы,/ на севере просиявшая,/ вся к Царствию Небесному путеводящая,/ учителю и апостоле истинныя веры,/ предстателю и заступниче гонимых,/ украшение изящное Святыя Церкве во Америце,/ преподобне отче Германе Аляскинский,/ молися ко Господу, Спасу нашему,/ спастися душам нашим.

Краткое житие. (по материалам сайта Валаамского монастыря).

Преподобный Герман родом из крестьян Кадомской провинции Воронежской губернии. Его семья жила недалеко от города Шацка. В 17 лет Егора Попова - мирское имя прп. Германа, забрали в рекруты, в армии он служил 11 лет, после чего он поступил сначала в Саровский монастырь, а затем по благословению отправился на Валаам. Всей душой отец Герман полюбил величественную Валаамскую обитель, ее настоятеля и всю братию.

После тщательного испытания различными послушаниями игумен Назарий благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении. Академик Н.Я. Озерецковский, посетивший Валаамскую обитель в 1785 г., писал: "Нынешние пустынники ведут жизнь трудолюбивую. В обществе их, которое состоит, по крайней мере, из двадцати человек, не видно ни малейшего несогласия, они ничего не имеют порознь, а всем владеют вместе". По праздникам отец Герман приходил из пустыни в монастырь. И, бывало, на малой вечерне, стоя на клиросе, пел вместе с братией припевы канона: "Иисусе, сладчайший, спаси нас грешных", "Пресвятая Богородице, спаси нас", и слезы градом катились из его очей. Десять лет провел отец Герман в Валаамской обители в беспрерывных подвигах поста и молитвы, но Господу было угодно, чтобы он послужил на другом конце земли - на Аляске, среди народа, который еще не постиг истинной веры.

В 1793 году была создана духовная миссия, получившая название Кадьякской, с центром на острове Кадьяк: «С Ладожского озера до далеких Курильских островов и берега Аляски простиралась тогда русская православная миссия, - отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. - С тех пор в Соединенных Штатах началось развитие православной жизни. Американская Церковь возникла как результат миссионерских усилий Русской Православной Церкви, и в первую очередь - валаамских монахов…».

Поначалу отцу Герману были поручены хозяйственные заботы. Позже, после смерти возглавлявшего миссию епископа Иоасафа и отъезда иеромонаха Гедеона, монах Герман до самой кончины своей стал для алеутов духовным отцом, пастырем и попечителем душ человеческих в доверенной ему миссии. Преподобного хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но смиренный инок отказался от какого бы то ни было возвышения и до конца своих дней пребывал простым монахом: «Я – нижайший слуга здешних народов и нянька».

Поистине, это уникальный случай в истории, когда единственный монах в миссии, не облеченный священным саном, становится ее духовным оплотом. Преподобный Герман был для местных жителей добрым пастырем и защищал их от злых людей, которые видели в островитянах только объект для жестокой эксплуатации. Непоколебимо и настойчиво, не имея никакой поддержки, кроме своей пламенной веры, старец продолжал свое заступничество за обиженных и угнетенных, видя в этом свой долг и призвание.

В 1836 году старец Герман перешел от земных трудов к небесному упокоению на 81-м году жизни. В Америке над могилой святого была сооружена скромная деревянная церковь, освященная в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. К большой частичке его мощей и сейчас можно приложиться в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. И некоторые паломники, подходя к этой величайшей святыне, именно так впервые знакомятся с преподобным отцом Германом.

Преподобный Герман Аляскинский совершил много чудес, но главное, это его Христова любовь к людям, и даже до сего дня верующие острова Кадьяк обращаются к святому Герману – «апа» (дедушка), он «поддерживает нас в земных нуждах и словами жизни вечной», так мы читаем в акафисте преподобному Герману Аляскинскому.

Осенью 1819 г. экипажем американского судна была занесена на Кадьяк эпидемия гриппа. Болезнь начиналась жаром, сильным насморком и удушьем и оканчивалась конвульсиями, после чего люди умирали. Эпидемия быстро распространялась по алеутским селениям. Смертность была так велика, что алеуты вымирали целыми семьями, тела умерших находились в домах по многу дней, так как их некому было хоронить. «Здесь одни уже умерли, остыли и лежали подле живых, другие умирали на глазах; стон, вопль, раздирающий душу!» – писал главный правитель Российско-Американской компании Семён Иванович Яновский. Только монах Герман неутомимо посещал больных, уговаривал их терпеть, молиться, приносить покаяние, и приготовлял умирающих к смерти, оставшиеся в живых кадьякские алеуты еще больше полюбили отца Германа, который, рискуя собой, доказал им свою любовь во время постигшего их бедствия.

Однажды на Еловом острове произошло наводнение. Жители в испуге прибежали к келье отца Германа. Он взял икону Божией Матери, вынес, поставил ее на морском берегу и стал молиться. После молитвы он сказал присутствующим: «Не бойтесь, далее этого места, где стоит святая икона, вода не пройдет». И наводнение тотчас прекратилось. Затем, обещая такую же помощь на будущее время - заступлением Пресвятой Богородицы, поручил он своей ученице, в случае наводнения, ставить икону на берегу.

Как-то случился на Еловом острове пожар. Отец Герман вместе со своим учеником Игнатием провел полосу на земле, убрал мох вдоль нее и сказал: «Будьте спокойны - огонь не пройдет этой черты!» На другой день, когда не было надежды на спасение, огонь под сильным напором ветра достиг проведенной старцем черты, пробежал вдоль нее и остановился, не коснувшись густого леса, находившегося за чертой.

Все свое время, свободное от богослужений, старец проводил в трудах. Недалеко от келлии раскинулся огород, где он копал грядки, сажал картофель, капусту и другие овощи, сеял ячмень. К зиме запасал грибы и рыбу. Плетенный короб, в котором о. Герман носил с берега морскую капусту для удобрения земли, был так велик, что обычный человек мог его поднять с большим трудом, а старец, к удивлению всех, переносил его на большое расстояние без посторонней помощи. Однажды видели, как о. Герман нес бревно, которое с трудом могли поднять четыре человека.

Тайные подвиги и келейные молитвы преподобного Германа Аляскинского оставались неведомыми миру, но виден был окружавшим свет его благодатной жизни, проходившей в условиях полного самоотречения, нестяжательности и сурового пренебрежения всеми удобствами. Всем своим видом, всеми привычками святой Герман живо напоминал современникам древних отшельников, прославившихся подвигами воздержания и Богоугождения. Примеры житий святых угодников Божиих свидетельствуют о том, что каждый человек рожден для света, для добра, для красоты, для чистоты, для спасения, Апостол Павел называет святыми всех верующих христиан и смысл жизни христианина состоит в том, чтобы от образа, заложенного в каждом из нас, перейти к подобию Божию: «будьте святы, как Отец Ваш Небесный».

История Русской Америки закончилась 30 марта 1867 года, когда Аляска и Алеутские острова были проданы США Императором Александром II, но Православие и русская культура по-прежнему здесь живы. Сейчас на Аляске около 90 православных приходов. Несмотря на то, что миссия преподобного Германа совершалась в Северной Америки, его иногда называют просто: «Просветитель Америки».

Поучения преподобного Германа.

«Од­на­жды при­гла­си­ли стар­ца на фре­гат, при­шед­ший из Санкт-Пе­тер­бур­га. Ка­пи­тан фре­га­та был че­ло­век весь­ма уче­ный, вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ный, он был при­слан в Аме­ри­ку по вы­со­чай­ше­му по­ве­ле­нию для ре­ви­зии всех ко­ло­ний. С ка­пи­та­ном бы­ло до два­дца­ти пя­ти че­ло­век офи­це­ров, так­же лю­дей об­ра­зо­ван­ных. В этом-то об­ще­стве си­дел неболь­шо­го ро­ста, в вет­хой одеж­де, пу­стын­ный мо­нах, ко­то­рый сво­ею муд­рою бе­се­дою всех об­ра­зо­ван­ных со­бе­сед­ни­ков сво­их при­вел в та­кое по­ло­же­ние, что они не зна­ли, что ему от­ве­чать.

Сам ка­пи­тан рас­ска­зы­вал: «Мы бы­ли без­от­вет­ны, ду­ра­ки пред ним!» Отец Гер­ман сде­лал им всем один об­щий во­прос: «Че­го вы, гос­по­да, бо­лее все­го лю­би­те и че­го бы каж­дый из вас же­лал для сво­е­го сча­стья?»

По­сы­па­лись раз­ные от­ве­ты. Кто же­лал бо­гат­ства, кто чи­нов, кто кра­са­ви­цу-же­ну, кто пре­крас­ный ко­рабль, на ко­то­ром он на­чаль­ство­вал бы, и так да­лее в этом ро­де.

«Не прав­да ли, – ска­зал отец Гер­ман, – что все ва­ши раз­но­об­раз­ные же­ла­ния мож­но при­ве­сти к од­но­му, что каж­дый из вас же­ла­ет то­го, что, по его по­ня­тию, счи­та­ет он луч­шим и до­стой­ным люб­ви?»

«Да, так» – от­ве­ча­ли все.

«Что же, ска­жи­те, – про­дол­жал он, – мо­жет быть луч­ше, вы­ше все­го, все­го пре­вос­ход­нее и по пре­иму­ще­ству до­стой­нее люб­ви, как не сам Гос­подь наш Иисус Хри­стос, Ко­то­рый нас со­здал, укра­сил та­ки­ми со­вер­шен­ства­ми, все­му дал жизнь, все со­дер­жит, пи­та­ет, все лю­бит, Ко­то­рый Сам есть лю­бовь и пре­крас­нее всех че­ло­ве­ков? Не долж­но ли же по­это­му пре­вы­ше все­го лю­бить Бо­га, бо­лее все­го же­лать и ис­кать Его?»

Все за­го­во­ри­ли: «Ну, да! Это ра­зу­ме­ет­ся! Это са­мо по се­бе!»

«А лю­би­те ли вы Бо­га?» – спро­сил то­гда ста­рец.

Все от­ве­ча­ли: «Ко­неч­но, мы лю­бим Бо­га. Как не лю­бить Его?»

«А я, греш­ный, бо­лее со­ро­ка лет ста­ра­юсь лю­бить Бо­га, а не мо­гу ска­зать, что со­вер­шен­но люб­лю Его», – воз­ра­зил им отец Гер­ман и стал объ­яс­нять, как долж­но лю­бить Бо­га. «Ес­ли мы лю­бим ко­го,– го­во­рил он, – мы все­гда по­ми­на­ем то­го, ста­ра­ем­ся уго­дить то­му, день и ночь на­ше серд­це за­ня­то тем пред­ме­том. Так же ли вы, гос­по­да, лю­би­те Бо­га? Ча­сто ли об­ра­ща­е­тесь к Нему, все­гда ли помни­те Его, все­гда ли мо­ли­тесь Ему и ис­пол­ня­е­те Его свя­тые за­по­ве­ди?».

Долж­ны бы­ли при­знать­ся, что нет.

«Для на­ше­го бла­га, для на­ше­го сча­стья, – за­клю­чил ста­рец, – да­дим се­бе обет, что по край­ней ме­ре от се­го дня, от се­го ча­са, от сей ми­ну­ты бу­дем мы ста­рать­ся лю­бить Бо­га уже вы­ше все­го и ис­пол­нять Его свя­тую во­лю!»

Вот ка­кой ум­ный, пре­крас­ный раз­го­вор вел отец Гер­ман в об­ще­стве. Без со­мне­ния, этот раз­го­вор дол­жен был за­пе­чат­леть­ся в серд­цах слу­ша­те­лей на всю их жизнь!

Чтобы несколь­ко вы­ра­зить са­мый дух уче­ния от­ца Гер­ма­на, мы при­ве­дем сло­ва соб­ствен­но­руч­но­го пись­ма его. «Ис­тин­но­го хри­сти­а­ни­на, – пи­сал он, – де­ла­ют ве­ра и лю­бовь ко Хри­сту. Гре­хи на­ши ни­ма­ло хри­сти­ан­ству не пре­пят­ству­ют, по сло­ву Са­мо­го Спа­си­те­ля. Он из­во­лил ска­зать: не пра­вед­ныя при­и­дох при­зва­ти, но греш­ныя спа­сти. Ра­дость бы­ва­ет на Небе­си о еди­ном ка­ю­щем­ся бо­лее, неже­ли о де­вя­ти­де­ся­ти пра­вед­ни­ках. Так­же о блуд­ни­це, при­ка­са­ю­щей­ся к но­гам Его, фа­ри­сею Си­мо­ну из­во­лил го­во­рить: име­ю­ще­му лю­бовь, мно­гий долг про­ща­ет­ся, а с не име­ю­ще­го люб­ви и ма­лый долг взыс­ки­ва­ет­ся». Эти­ми и по­доб­ны­ми им рас­суж­де­ни­я­ми хри­сти­а­нин дол­жен при­во­дить се­бя в на­деж­ду и ра­дость, и от­нюдь не вни­мать на­но­си­мо­му от­ча­я­нию; тут ну­жен щит ве­ры.

Грех лю­бя­ще­му Бо­га не что иное, как стре­лы от непри­я­те­ля на сра­же­нии. Ис­тин­ный хри­сти­а­нин есть во­ин, про­ди­ра­ю­щий­ся сквозь пол­ки неви­ди­мо­го вра­га к Небес­но­му сво­е­му оте­че­ству, по апо­столь­ско­му сло­ву: оте­че­ство на­ше на Небе­сах. А о во­и­нах го­во­рит: «несть на­ша брань к кро­ви и пло­ти, но к на­ча­лом и ко вла­с­тем» (Еф.6 :12).

Пу­стые ве­ка се­го же­ла­ния уда­ля­ют от оте­че­ства, лю­бовь к тем и при­выч­ка оде­ва­ют ду­шу на­шу как буд­то в гнус­ное пла­тье; оно на­зва­но от апо­сто­лов «внеш­ний че­ло­век». Мы, стран­ствуя в пу­те­ше­ствии сей жиз­ни, при­зы­вая Бо­га в по­мощь, долж­ны гнус­но­сти той со­вле­кать­ся, а оде­вать­ся в но­вые же­ла­ния, в но­вую лю­бовь бу­ду­ще­го ве­ка и через то узна­вать на­ше к Небес­но­му оте­че­ству при­бли­же­ние или уда­ле­ние, но ско­ро се­го сде­лать невоз­мож­но, а долж­но сле­до­вать при­ме­ру боль­ных, ко­то­рые, же­лая лю­без­но­го здра­вия, не остав­ля­ют изыс­ки­вать средств для из­ле­че­ния се­бя.».

9 августа празднуется память святых, среди имен которых одно связано с Рязанской землей. Преподобный Герман Аляскинский, ставший просветителем «Русской Америки», как в XVIII веке называли Аляску, по последним исследованиям родился в пределах нынешнего Рязанского края - в Кадомском районе. Об этом великом подвижнике и миссионере, который смог своей жизнью, своим словом и добротой привести многих коренных жителей Аляски к Православию, рассказывает старший преподаватель кафедры Рязанского государственного университета, преподаватель Рязанской православной семинарии Игорь Митрофанов.

- Каким образом Герман Аляскинский связан с Рязанской землей?

Вообще фигура преподобного Германа очень значима, и если в советский период она была, казалось бы, забыта, то для православной Америки она не забывалась никогда. Православные американцы считают преподобного Германа духовным покровителем Америки. Так что для соседнего с нами континента его значение огромно. До сих пор многие алеуты рассказывают истории о нем, его жизни, и считают его самым великим человеком.

Понятно, что для рязанцев очень приятно, что этот человек связан с нашим краем, с Кадомским районом, потому что именно там, по последним историческим данным, находится его родина.

Долгое время считалось, что преподобный Герман является уроженцем города Серпухова. И только в начале 21 века ученый по фамилии Корсун в архиве Санкт-Петербурга нашел документы, которые изменили первоначальную версию о происхождении преподобного Германа. Как и любое историческое исследование, которое уносит нас вглубь веков, исследование Сергея Корсуна шло достаточно трудно, но постепенно выяснилось, что святой Герман, в миру Егор Иванович Попов, - уроженец Кадома. Кадом и Шацк долго были тамбовскими землями, а в 18 веке они относились еще к Воронежской губернии, и все эти детали налагали определенные трудности при поисках. Но, тем не менее, благодаря Сергею Корсуну появляется несколько печатных исследований. В частности, 2002 году в Джорданвилле (США) выходит книга о новом происхождении преподобного Германа, и затем она переиздается у нас.

И сейчас уже с уверенностью мы можем говорить, что Егор Иванович Попов из рязанского Кадома - и есть преподобный Герман Аляскинский.

Хотелось бы отметить нашего известного рязанца, героя России Михаила Малахова, который внес очень большой вклад в популяризацию исторического факта рязанского происхождения преподобного Германа. Сказались его постоянные экспедиции на Аляску, съемки фильмов, организация научных конференций. Рязанское отделение географического общества, председателем которого является Михаил Малахов, провело большую работу и смогло донести информацию о святом Германе до общественности. В прошлом году к нам в епархию даже приезжали гости с Аляски, посещали Кадомский район. Знаете, в разговоре с ними было ясно, что они приезжают к нам с особым настроением, желая увидеть места, где начал свою жизнь человек, принесший Православную веру на Северо-Американский континент.

Так мы ездим в Святую Землю, испытывая духовную жажду прикоснуться к истокам Евангельской истории.

Получается, именно с обнаружения исторических документов в архиве начинается исследование о жизни преподобного Германа?

Не совсем так. Ведь не очень ясно все было в целом, о Серпухове точных данных не было, их как раз искали. Но в итоге произошло научное и даже, можно сказать, духовное открытие, такое важное для нас, рязанцев. Это был кропотливый труд, вообще характерный для исследователей. И началась эта работа еще в конце ХХ века.

- А как складывалась жизнь преподобного Германа?


- Начало его деятельности - XVIII век. Уже в юности у него было желание связать свою жизнь с духовным поприщем. Но был взят в армию. Судя по всему, он происходил из семьи крестьян или купцов, небогатых, но придававших большое значение грамотности. В армии умевший писать и читать Егор Попов стал писарем при местном Шацком воеводстве. После того, как оно было упразднено, служащие могли избрать несколько путей служения, а кто не хотел служить, получил разрешение уйти в монастырь. Герман, тогда еще Егор Попов, решает связать свою жизнь уже с монастырским служением, и здесь на его пути встречается еще один подвижник - Назарий Валаамский. Для нас особенно интересным представляется тот факт, что родина Назария - это Елатомский район, опять же нашего Рязанского края. Фактически два подвижника были родом из соседних районов. Рязанская земля дала таких удивительных людей, между которыми словно было духовное притяжение! Егор Попов оказывается в Валаамском монастыре, принимает там постриг с именем Герман. Он долгое время несет послушания в монастыре, но душа просит чего-то еще. Наверное, таких людей всегда притягивают духовные подвиги. Услышав о том, что готовится миссия на Аляску, тогда называвшуюся русской Америкой, Герман просит его отпустить в состав этой миссии, и в 1793 году отправляется на Алеутские острова - Кадьяк в первую очередь. С этого времени его судьба связана с далеким северным краем. Это была не то что глубинка, а совершенно девственная территория. Местные жители тогда были язычниками, по жизни своей фактически - детьми природы.

- Эта мера была поддержана правительством?

Русская Америка - это удивительная история, легендарная. 18 век - это преодоление Берингова пролива, появление на гряде Алеутских островов и затем на континентальной Аляске наших первых переселенцев - торговцев, промысловиков. Они понимали, что осваиваемому краю нужен и духовный стержень, и обратились к Екатерине II с тем, чтобы она взяла развитие русской Америки под свое покровительство. Императрица поняла важность вопроса и взяла просвещение Аляски под своей контроль.

Купцы, достигшие этой далекой земли, понимали, что она еще почти не тронута, и что ей необходимо дать возможность слышать слово Божие из уст людей духовного сана.

И вот, Валаамская миссия начинает свою проповедь. Это было не так просто, как можно себе представить: что вот, пришли миссионеры, рассказали о Боге, и все крестились. Все было, конечно, гораздо сложнее. Были и те, кто сопротивлялся проповеди, и один из миссионеров, иеромонах Иувеналий, был убит местными жителями. Но все равно свет Божий было не остановить! И постепенно становилось ясно, что люди всем сердцем принимают веру Православную. А через 5-6 лет возникает понимание, что там нужно делать свою, местную епархию. В 1799 году в Иркутске проходит хиротония руководителя миссии архимандрита Иосафа в первого Алеутского и Аляскинского епископа. На обратном пути из Иркутска на Аляску происходит страшная трагедия - новый епископ и часть членов миссии попадают на корабле в шторм у Курильских остров и погибают. Тогда никто не смог спастись. И получается, что единственным, кто остался на Аляске, становится Герман. Именно на него Господь возложил тяжелую ношу просвещения местных народов. Многие боялись, что после кораблекрушения миссия на Аляске может совершенно угаснуть. Но благодаря Герману этого не происходит. Поэтому местные жители и ставят его выше других - ведь силой своего духа, своей жизнью он смог укрепить и расширить свет Православной веры на Аляске.

- Получается, хотя там и были русские люди, но духовная миссия держалась на нем?

Именно так. Он решает даже создать там новый Валаам, для чего избирает еще один из островов Алеутской гряды - остров Еловый. Там он поселился, жил и молился, принимал людей и беседовал с ними. Для православных американцев это очень почитаемое место! Преподобный Герман там провел более 30 лет, и огонек православной веры на Северо-Американском континенте стал разгораться все ярче.

Прославление преподобного Германа было не так давно, лишь в 1969 году. Причем прославила его часть Русской Церкви в Америке, наша Нью-Йоркская митрополия. Сразу был прославлен еще Иннокентий Иркутский. Эти две фигуры - первые святые Православной Америки. Американцы их почитают как своих, американских святых, и, понятно, узнавая о том, что их преподобный Герман родился в далекой Рязанской земле, начинают к ней относиться совершенно по-особому.

Сейчас именем преподобного Германа названа духовная семинария на Аляске. Ее представители были в Рязани в прошлом году и выразили заинтересованность в сотрудничестве с кафедрой теологии РГУ и нашей семинарией. Я думаю, эти связи будут налаживаться и укрепляться. И для нас это тоже имеет огромное значение. Мы знаем, каково было значение жизни и подвигов святого Германа, и что без него все могло бы быть совершенно иначе. А сейчас мы получаем свидетельства, которые не могут не ободрять нас, связанные напрямую с именем преподобного Германа и его последователей. Мы с радостью узнаем, что и сейчас идет пусть и небольшой, но постоянный рост количества православных на Северо-Американском континенте, а значит, труды преподобного Германа продолжают приносить свои плоды.

По материалам программы «Новый день» (Рязанское епархиальное радио)

Преподобный Герман Аляскинский родился в городе Серпухове, под Москвой, в 1757 году в купеческой семье. С шестнадцати лет вступил он на иноческий путь. Вначале преподобный нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни, расположенной в окрестностях Петербурга, на берегу Финского залива.
В обители будущий миссионер подвизался около пяти лет. Желая полного уединения и безмолвия, преподобный Герман ушел на Валаам.
После тщательного испытания различными послушаниями игумен Назарий благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении. По праздникам, приходя в монастырь, преподобный нес клиросное послушание (у него был прекрасный голос). В Валаамской обители святой Герман принял монашеский постриг.
Есть мнение, что святой Герман пришел на Валаам в 1778 году. В том же году преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Обстоятельства жизни преподобного Германа на Валааме напоминают об уединенных подвигах его великого современника - Саровского чудотворца. Подобно преподобному Серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием духа и буквы Священного Писания, творений святых отцов и учителей Церкви.
Духовным руководителем и наставником будущего миссионера был игумен Назарий, Саровский старец, который ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Таким образом, благодатный строй Саровского подвижничества, в котором совершалось духовное возрастание преподобного Германа на Валааме, стал неотъемлемой частью его души и сделал его родным и исключительно близким по духу преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу. Есть сведения, что преподобный Серафим пользовался, в свою очередь, наставлениями старца Назария во время его жительства в Сарове.
Через 15 лет пребывания преподобного Германа на Валааме Господь призвал смиренного инока на апостольское служение и послал его проповедовать Евангелие и крестить язычников малообжитого и сурового края Аляски и прилегающих к ней островов Северной Америки. С этой целью в 1793 году была создана духовная Миссия, получившая название Кадьякской, с центром на острове Кадьяк. Руководителем миссии был назначен архимандрит Иоасаф (Болотов), инок Валаамского монастыря. В числе прочих сотрудников Миссии было еще пять иноков Валаамского монастыря, среди них и преподобный Герман, которому Господь благословил потрудиться в благовестии дольше и плодотворнее, чем кому-либо другому из членов Миссии.
По прибытии на остров Кадьяк миссионеры немедленно занялись постройкой храма и обращением язычников. «1794 года, сентября с 24 живу на острове Кадьяке. Слава Богу, более 700 американцев перекрестил, да более 2000 браков обвенчал, состроили церковь, а время позволит- сделаем другую, да походные две, а то и пятую нужно сделать» - замечает в одном из писем архимандрит Иоасаф.
Отец Герман на новом месте поначалу нес послушание в пекарне и занимался хозяйственными заботами Миссии.
Под руководством архимандрита Иоасафа (позднее епископа) Миссия находилась недолго: во время бури (в 1799 году) Преосвященный Иоасаф со своими спутниками погиб в волнах океана. На помощь оставшимся в живых миссионерам в 1804 году был командирован только один иеромонах Александро-Невской Лавры Гедеон. Он на некоторое время возглавил Миссию. Его заботами была устроена школа для детей крещеных алеутов. В 1807 году иеромонах Гедеон навсегда покинул стан миссионеров, возложив всю ответственность на преподобного Германа, который до самой кончины своей оставался духовным отцом, пастырем и попечителем душ человеческих в доверенной ему Миссии. Преподобного хотели посвятить в сан иеромонаха и возвести во архимандрита, но смиренный инок отказался от какого бы то ни было возвышения и до конца своих дней пребывал простым монахом.
Преподобный Герман был для местных жителей истинным добрым пастырем и защищал их, как мог, от злых и хищных людей, которые видели в островитянах только объект для жестокой эксплуатации.
Непоколебимо и настойчиво, не имея никакой поддержки, кроме своей пламенной веры, старец продолжал свое заступничество за обиженных и угнетенных, видя в этом свой долг и призвание, сущность которого он выразил удивительно простыми словами: «Я - нижайший слуга здешних народов и нянька».
Отец Герман жил сначала возле храма миссии, на Кадьяке, а после переселился на близлежащий остров Еловый, который назвал «Новым Валаамом». Остров Еловый был последним приютом в многотрудных апостольских странствованиях святого старца.
Преподобный Герман предсказал своим духовным детям время своей кончины и объяснил, как похоронить его. 13 декабря 1837 года он попросил зажечь перед иконами свечи и почитать Деяния святых Апостолов. Во время чтения о трудах святых благовестников святой старец Герман перешел от земных трудов к Небесному упокоению на 81-м году жизни. Над могилой старца первоначально поставлен простой деревянный памятник, затем сооружена скромная деревянная церковь, освященная во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
В этом храме хранится старинное изображение преподобного Серафима Саровского, находившееся в келлии святого старца Германа при его жизни: старец любил и чтил своего прославленного современника и единодушного с ним великого работника на Божией ниве.
С 1860-х годов Русская Православная Церковь знала о большом местном почитании памяти старца Германа на Кадьяке.
В 1867 году один из Аляскинских епископов составил записку о его жизни и чудесах. Первый публичный доклад об отце Германе был напечатан в Валаамском монастыре в Финляндии в 1894 году. В 1930-х годах другой русский православный монах - архимандрит Герасим (Шмальц) прибыл на остров Еловый и долго жил там, как преподобный Герман за сто с лишним лет до него. Перед своей кончиной в 1969 году архимандрит Герасим открыл останки своего славного предшественника и построил здесь небольшую часовню. Исцеления, связанные с молитвенным заступничеством старца Германа, записывались в течение долгого периода (со времени его жизни и до 1970 года). В марте 1969 года Собор епископов Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке под председательством архиепископа Нью-Йоркского, Митрополита всей Америки и Канады Иринея совершил прославление преподобного Аляскинского инока.

Тропарь преподобному Герману Аляскинскому, глас 1:

Лозу Православия принесл еси в Америку из России благочестивыя / и, удобрив корень постническими трудами / и напоив обильне молитвенными слезами, / плоды принесл еси - виноград возлюбленный, / Германе преблаженне отче наш. / Темже и Бог тя прослави, яко апостола преподобнаго, / нетлением мощей и благодатию чудес, / от них же почерпающе благодеяния, восхваляем тя: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Даровавшему тя Америце светило Православия.

(Минея декабрь. Ч.1. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002).

(иллюстрации - www.pravoslavie.ru; sobory.ru; 2berega.spb.ru; hristofor.kiev.ua; nikolskiy-uhta.prihod.ru).

Событие прославления прп.Германа Аляскинского подробно описывает протопресвитер Александр Шмеман в статье «ПРОСЛАВЛЕНИЕ ПРЕП. ГЕРМАНА АЛЯСКИНСКОГО. ДНИ РАДОСТИ И СВЕТА»

Как рассказать об этом? Как передать человеческими словами свет и радость, испытанные - даром, незаслуженно, действительно по благодати Божией - теми несколькими стами челевек, что съехались на далекую Аляску для прославления праведного старца Германа? Моя заметка - не официальный отчет о торжествах канонизации, а слабая попытка поведать не бывшим там о том, что иначе, как чудом Божией милости, я назвать не могу.
После полета через всю Америку, в Сеатле началось вхождение наше, почти невольное, в то особое, в словах невыразимое, духовное настроение, в котором оставались мы все эти незабываемые дни. Особенный свет бесконечно длящегося северного вечера и в этом свете, далеко внизу, сначала Ситка, русская столица Аляски, а потом на горизонте вечно-снежные горы с самой высокой из них - Св. Илии. В Кодиаке, на маленьком аэродроме, уже сплошь духовенство, паломники. Сразу попадаешь в то, что будет фоном всех наших служб, молитв, бдений: первобытная красота Америки, ее гор, водной шири, высоких сосен, смиренных рыбачьих лодок, какой-то подлинно Божией тишины и мира. Над поселком синие купола белой церковки, к которой отовсюду стекаются паломники. Только что кончилась всенощная. Объятия, приветствия съехавшихся со всех концов Америки священников, среди которых преобладают молодые, в Америке родившиеся и воспитавшиеся. В церкви, хотя служба и кончилась, полно молящихся, а посреди них - совсем простой деревянный гроб с сотнями озаряющих его своим золотым блеском свечей. Этот смиренный гроб был светоносным средоточием всех трех дней, не прекращался поток людей к нему, какая-то почти физически ощутимая волна любви...
В субботу 8 августа утром - литургия архиерейским чином и после нее - последняя панихида по Старце. Моление возглавляет наш Первосвятитель Митрополит Ириней. Около него - глава финляндской Церкви Архиепископ Павел, особый наш гость в эти дни, Митрополит болгарский Андрей и наши Владыки: Архиепископ Чикагский Иоанн, Филадельфиский Киприан, Аляскинский Феодосий, Эдмонтонский Иоасаф, Берклейский Димитрий. Последний - первый епископ из прирожденных американцев, принявших Православие. И уже сотни молящихся, среди которых запоминаются праздничностью, детской сосредоточенностью и необычайной, в наше время, скромностью алеутские дети. (Как удивительно слышать от них, когда они подходят к причастию, сохраненные ими имена: Агрипина, Афиноген, Пантелеймон, Евсей...). И точно весь город участвует в торжестве, во всех витринах и окнах - изображение Старца Германа, приветствия паломника и украшения.
Наступает субботний вечер. Начинается всенощная, которой, я уверен, не забыть тем, кто присутствовал и молился на ней. После псалма «Господи воззвах» первый раз раздаются песнопения службы Преподобного Германа. «Во смирении радостном, Преподобие Германе, приял еси подвиг послушания...».
В церкви не протолкнуться, но какой свет, какая радость на всех лицах! Вот выходим на литию. С амвона оглашается послание Собора Епископов о прославлении старца Германа. Мы поднимаем гроб с мощами и выходим крестным ходом из храма. Первая остановка. Протодиакон начинает первое прошение литии. И вдруг - после перечисления всего славного сонма Апостолов, Святителей, Мучеников и Преподобных, прямо в сердце ударяют эти, точно с неба звучащие, слова: «и преподобного и Богоносного отца нашего Германа Аляскинского и всея Америки чудотворца!..». Люди плачут слезами радости и умиления и сияют лица Алеутов, дождавшихся прославления своего «Апа» - «дедушки»... Уже ночь, но она светится не только огнями свечей, но и духовным светом этого радостного бдения! Как удивительно поет хор молодых священников и паломников! Поет то по-славянски, то по-английски, то по-алеутски. И как очевидно прост этот постоянный переход с языка на язык, как ясно становится, что эта наша общая радость, общая молитва разрушает все земные преграды, такими пустыми и ненужными делает все наши человеческие споры и распри. Долго, с остановками обходим мы храм; все время меняются несущие мощи, все хотят этой блаженной тяжести на свих плечах, все хотят хоть на несколько минут прильнуть к этому гробу. Возвращаемся в церковь. В первый раз звучит тропарь Преподобному, на гробе с его мощами благословляются хлеб, вино, пшеница и елей литии.
Полиелей. Радостная, сладостная волна «величания»: «Ублажаем тя, Преподобне Отче Германе... наставниче монахов и собеседниче ангелов!». А потом нескончаемыми вереницами до поздней ночи подходят верующие к мощам и помазанию, совершаемому двумя архиереями, и нет усталости, не чувствуется времени, хочется, чтобы вечно длилась эта светозарная ночь, это бдение, и сердце узнает, что вся суть веры была раз и навсегда выражена Апостолом, сказавшим Христу на горе Преображения: «Господи, хорошо нам здесь быть...». Многие остаются на всю ночь в церкви, у мощей - петь акафист, исповедываться, продолжать стояние у человеческого гроба, еще раз силой Божией ставшего гробом живоносным.
В воскресенье первая литургия начинается в семь часов утра. Ее служит Аляскинский Епископ Феодосии с двумя архиереями и сонмом духовенства на гробе старца. Поет вся церковь, к причастию подходят сотни верующих. В убогой церквушке почти у полярного круга воскресает первохристианская Евхаристия, совершавшаяся в нищете катакомб, на гробах святых. «Ничего подобного этому мы никогда не испытывали», - говорят выходящие из церкви...
В 10 часов утра, при ярком солнечном свете, под ликующий колокольный звон, в храм в голубой мантии входит Митрополит Ириней, окруженный архиереями и начинается поздняя Литургия, вершина этого трехдневного торжества. Служба длится почти пять часов, но не ослабевает ни на минуту духовное напряжение, «радость и мир в Духе Святом», как определяет Ап. Павел Царство Божие. Проповедует Епископ Димитрий. Приобщают из двух чаш. И наконец, выходим мы на последний крестный ход со святыми мощами. В нем все сливается в одно ликование - пение хора и звон колоколов, солнечный свет и бездонная синева неба, далекие горы и водяная гладь. Около меня идет старенький, бедно одетый алееут и плачет. И вспоминая эти дни, я все время снова и снова вижу его, словно икону самой сущности того, что совершилось тогда. Не могу забыть ни лица его, ни его нищей одежды, ни всего его образа - смирения и света. Если есть такие - жива Церковь, жива в самой сущности своей. Это - смирение и свет самого старца Германа, от него, от его духа, и да разольются они сюда по всей этой земле, особенно в эти дни, когда такой злобой, такими страстями отравлена церковная жизнь.
Входим в храм и несем гроб прямо к приготовленной справа раке, где и запечатываем св. мощи. «Ко преподобному и Богоносному отцу нашему Герману помолимся!». Все опускаются на колени и от имени всех, от имени всей Церкви нашей, так нуждающейся в помощи, читает Владыка Феодосии молитву «...и ныне, егда исполнися слово Господне на тебе и постави тя Господь над Церковью нашей... молимся, да сохранит Господь ее в чистоте и православии... Всем же нам даждь духа мира и любви, дух кротости и смирения, гордыни отгнание, от самопревозношения ограждение...».
Последнее: на следующий день, рано-рано отправились мы - пятеро священников и Владыка Киприан, на Еловый остров, где около 30 лет провел в отшельничестве старец Герман. И знаю, что ничего лучше, чище, радостней не пережили мы, чем то утро, то восхождение по лесной тропинке мимо высоких, точно вечно совершающих бдение Творцу, сосен к часовенке над пещерой старца и литургию в этой часовенке. Я служил эту литургию, но это - неточные слова. Она совершалась, а нам нужно было только до конца отдаться ей, погрузиться в нее, войти без остатка в это благодарение. Знаю также, что мы ничем не заслужили того, что нам было дано, могу только молиться, чтобы дано было сохранить хоть малую часть этого дара благодати.
Я не буду писать о других событиях этих дней - о праздничной трапезе, объединившей свыше 500 человек, о радости общения, об официальных приемах, на которых присутствовали губернатор штата, сенаторы, адмиралы военно-морского флота США. Все это было достойно, хорошо и нужно. Но все это было - земля и земное, а Бог дал нам приобщиться небу и небесном. Хочу особенно отметить светлый образ Владыки Павла Финляндского, покорившего всех нас своей мудростью, смирением, любовью.
В заключение скажу, что в этом свете, в этой радости так мелочными, человеческими и греховными показались все наши споры, обвинения и осуждения. Все время казалось: если бы смиренно отдали себя этой радости, мы бы без слов поняли в чем и о чем Церковь, и как чешуя спали бы с нее злоба, подозрения и разделения. Там у гроба Преп. Германа, в сиянии его смирения, дано нам было изведать ту реальность, которая одна, по стоящему, животворит Церковь, которую одну призвана она являть в мире, которой одной только и может побеждать в нем силы зла. Преподобне отче Германе, моли Бога о нас!

(http://www.golubinski.ru/russia/german.htm)