Карабахский конфликт последние. Карабахский конфликт: страшная трагедия для азербайджанцев и армян

"Замороженный" конфликт в Нагорном Карабахе впервые за 22 года имеет реальную возможность вылиться в полномасштабную войну между Арменией и Азербайджаном. В результате войны в начале 90-х погибли около 30 тысяч человек, почти миллион оказались беженцами. Ruposters представляет подборку редких фотографий межэтнического конфликта в постсоветском Закавказье.

Территория современного Нагорного Карабаха еще с IV века до н.э. входила в состав сначала Армянского царства, затем - Великой Армении. После 500 лет нахождения под арабским влиянием Карабах снова на продолжительное время (с IX по XVIII века) становился частью армянских государственных образований. В 1813 году территория вошла в состав Российской империи.

Ходжавенд, 1993

Президента СССР Михаила Горбачева критиковали все стороны конфликта: и азербайджанцы (и это несмотря на горбачевское заявление в июле 1990 о том, что "терпение азербайджанского народа небеспредельно"), и армяне (местные СМИ публиковали "данные" о тюркском происхождении матери главы СССР).

Результат обстрела "Градом" города Мартакерт, 1992

Армянский священнослужитель

Бабушка-азербайджанка и армянский боец, 1993

В Карабахской войне (1992-1994) принимали участие многочисленные иностранные наемники. Армению в войне поддержали в основном представители многочисленной армянской диаспоры - в частности бойцы от партии "Дашнакцутюн".

На стороне Азербайджана сражались чеченские полевые командиры Басаев, Радуев и араб Хаттаб (свидетельствует азербайджанский полковник: "Неоценимую помощь нам оказали около сотни чеченских добровольцев во главе с Шамилем Басаевым и Салманом Радуевым. Но и они из-за больших потерь вынуждены были покинуть поле боя и уйти"). По данным западных источников, Азербайджан привлек на свою сторону несколько сотен моджахедов из Афганистана и турецких "Серых волков".

106-летняя армянка, село Тех, 1 января 1990

Разразившаяся война в Нагорном Карабахе в 90-х стала не первым вооруженным конфликтом за спорную территорию между Азербайджаном и Арменией в XX веке. Самыми крупными стали столкновения в 1918-1921 годах, когда Азербайджан не признал независимость Нагорного Карабаха. Все закончилось только в 1921, с установлением советской власти на Кавказе. Тогда спорная территория была прирезана к Азербайджанской ССР. Беспорядки в Карабахе то и дело вспыхивали на протяжении всего советского периода.​

Потери с обеих сторон в годы войны 1992-1994 годов составили примерно 30 тысяч человек. Власти Азербайджана оценили свои потери приблизительно в 20 тысяч человек - военных и гражданских. Еще 1 миллион человек, как утверждается, стали беженцами.

Сборщики винограда под охраной

Кладбище в Степанакерте, 1994

Мальчик с игрушечным пистолетом, Степанакерт, 1994

По итогам войны Нагорный Карабах получил фактическую независимость от Азербайджана. При этом территориальная структура непризнанной республики довольно специфична: в состав НКР попали почти 14% бывшей Азербайджанской ССР и в то же время Азербайджан по-прежнему контролирует 15% заявленной территории Нагорного Карабаха.

Азербайджанские писатели Шихлы и Семедоглу

События февраля 1992 года в городе Ходжалы стали одной из самых черных страниц войны. После взятия города силами самообороны НКР погибло от 180 (данные Humans Rights Watch) до 613 мирных азербайджанских жителей (по данным властей Азербайджана). В некоторых источниках высказываются предположения о том, что эти события могли стать "акцией возмездия" за армянские погромы в Сумгаите (1988) и Баку (1990), жертвами которых, по разным оценкам, стали от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

Поход в школу, 1992

Степанакерт, 1992

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса"

Нагорный Карабах (армяне предпочитают использовать старинное название Арцах) - небольшая территория в Закавказье. Изрезанные глубокими ущельями горы, переходящие на востоке в долины, небольшие быстрые реки, леса внизу и степи выше по склонам гор, прохладный климат без резких перепадов температур. Издревле эта территория была заселена армянами, входила в состав разных армянских государств и княжеств, на её территории находятся многочисленные памятники армянской истории и культуры.

В то же время с XVIII века сюда проникает значительное тюркское население (термин «азербайджанцы» тогда ещё не был принят), территория входит в состав Карабахского ханства, которое управлялось тюркской династией, и большинство населения которого составляли тюрки-мусульмане.

В I-ой половине XIX века в результате войн с Турцией, Персией и отдельными ханствами всё Закавказье, включая Нагорный Карабах, отходит к России. Несколько позже оно было разделено на губернии без учёта этнического признака. Так Нагорный Карабах в начале XX века входил в состав Елизаветпольской губернии, большая часть которой была заселена азербайджанцами.

К 1918 г. Российская империя в результате известных революционных событий распалась. Закавказье стало ареной кровавой межэтнической борьбы, до времени сдерживаемой российской властью (Стоить отметить, что во время предыдущего ослабления имперской власти во время революции 1905—1907 гг., Карабах уже становился ареной столкновений между армянами и азербайджанцами.). Новообразованное государство Азербайджан претендовал на всю территорию бывшей Елизаветпольской губернии. Армяне, составлявшие большинство в Нагорном Карабахе, желали либо быть независимыми, либо присоединиться к Армянской республике. Ситуация сопровождалась военными столкновениями. Даже когда оба государства, Армения и Азербайджан, стали советскими республиками, между ними продолжался территориальный спор. Он был решён в пользу Азербайджана, но с оговорками: большая часть территорий с армянским населением была выделена в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) в составе Азербайджанской ССР. Причины, по которым союзное руководство приняло именно такое решение, неясны. В качестве предположений выдвигается влияние Турции (в пользу Азербайджана), большее влияние азербайджанского «лобби» в союзном руководстве по сравнению с армянским, желание Москвы сохранить очаг напряжённости, дабы выступать верховным арбитром и т.д.

В советское время конфликт тихо тлел, прорываясь то петициями армянской общественности за передачу Нагорного Карабаха Армении, то мерами азербайджанского руководства по ползучему вытеснению армянского населения из прилегающих к автономной области районов. Гнойник прорвался, как только союзная власть ослабела в ходе «перестройки».

Конфликт в Нагорном Карабахе стал знаковым для Советского Союза. Он явственно показал нарастающую беспомощность центрального руководства. Он впервые продемонстрировал, что Союз, казавшийся в соответствии со словами своего гимна нерушимым, можно разрушить. В некотором роде именно нагорно-карабахский конфликт стал катализатором процесса распада Советского Союза. Таким образом, его значение выходит далеко за пределы региона. Трудно сказать, каким путём пошла бы история СССР, а значит и всего мира, если бы Москва нашла силы быстро урегулировать этот спор.

Конфликт начался в 1987 г. с массовых митингов армянского населения под лозунгами воссоединения с Арменией. Азербайджанское руководство при поддержке союзного однозначно отвергает эти требования. Попытки урегулирования ситуации сводятся к проведению собраний и изданию документов. В этом же году появляются первые беженцы-азербайджанцы из Нагорного Карабаха. В 1988 г. проливается первая кровь - двое азербайджанцев гибнут в столкновении с армянами и милицией в населённом пункте Аскеран. Информация об этом инциденте приводит к армянскому погрому в азербайджанском Сумгаите. Это - первый случай массового этнического насилия в Советском Союзе за несколько десятилетий и первый удар похоронного колокола по советскому единству. Далее насилие нарастает, увеличивается поток беженцев с обеих сторон. Центральное правительство демонстрирует беспомощность, принятие реальных решений отдаётся на откуп республиканских властей. Действия последних (депортации армянского населения и экономическая блокада Нагорного Карабаха со стороны Азербайджана, провозглашение Нагорного Карабаха частью Армянской ССР со стороны Армении) раскаляют обстановку.

Азербайджанские беженцы из района Нагорно-Карабахского конфликта, 1993 год.

С 1990 г. конфликт перерастает в войну с применением артиллерии. Активно действуют незаконные вооружённые формирования. Руководство СССР пытается применить силовые меры (преимущественно против армянской стороны), но уже поздно - сам Советский Союз прекращает существование. Независимый Азербайджан провозглашает Нагорный Карабах своей частью. НКАО провозглашает независимость в границах автономной области и Шаумяновского района Азербайджанской ССР.

Война длилась до 1994 г., сопровождаясь военными преступлениями и большими жертвами мирного населения с обеих сторон. Многие города были обращены в руины. С одной стороны в ней участвовали армии Нагорного Карабаха и Армении, с другой - армии Азербайджана при поддержке добровольцев-мусульман из разных стран мира (обычно упоминают афганских моджахедов и чеченских боевиков). Закончилась война после решительных побед армянской стороны, установившей контроль над большей частью Нагорного Карабаха и прилегающими районами Азербайджана. После этого стороны согласились на посредничество СНГ (в первую очередь, России). С тех пор в Нагорном Карабахе сохраняется хрупкий мир, иногда нарушаемый перестрелками на границе.

Война закончилась, но проблема далека от решения.

Азербайджан твёрдо настаивает на своей территориальной целостности, соглашаясь дискутировать лишь об автономии республики. Армянская сторона столь же твёрдо настаивает на независимости Карабаха. Основное препятствие для конструктивных переговоров - взаимное ожесточение сторон. Натравливая народы друг на друга (или, по крайней мере, не препятствуя разжиганию ненависти), власть попала в ловушку - теперь им самим невозможно сделать шаг навстречу другой стороне, не будучи обвинёнными в предательстве.

Четвёртый корпус санатория «Шуша». В этом корпусе в 1988 году размещался полк 3217 ВВ для обеспечения порядка и мира в Нагорном Карабахе.

Глубина пропасти между народами хорошо прослеживается по освещению конфликта обеими сторонами. Не присутствует и намёка на объективность. Стороны дружно умалчивают невыгодные для себя страницы истории и безмерно раздувают преступления противника.

Армянская сторона делает упор на исторической принадлежности края Армении, на незаконности включения Нагорного Карабаха в состав Азербайджанской ССР, на право народов на самоопределение. Живописуются преступления азербайджанцев против мирного населения - такие как погромы в Сумгаите, Баку и т.д. При этом реальные события приобретают явно преувеличенные черты - как например рассказ о массовом людоедстве в Сумгаите. Поднимается связь Азербайджана с международным исламским терроризмом. С конфликта обвинения переходят на устройство азербайджанского государства вообще.

Азербайджанская сторона, в свою очередь, упирает на давние связи Карабаха с Азербайджаном (вспоминая тюркское Карабахское ханство), на принцип нерушимости границ. Также поминаются преступления армянских боевиков, при полном забвении своих. Указывается на связь Армении с международным армянским терроризмом. Делаются нелестные выводы о мировом армянстве в целом.

В такой обстановке действовать международным посредникам чрезвычайно трудно, в особенности учитывая факт, что и сами посредники представляют различные мировые силы и действуют в разных интересах.

Основной международной группой, пытающейся урегулировать конфликт, является так называемая Минская группа ОБСЕ под председательством России, Франции и США.

В целом группа предложила на выбор три плана урегулирования - пакетный, поэтапный и план всеобъемлющего урегулирования на основе концепции «общего государства». Согласно последнему «Нагорный Карабах является государственным и территориальным образованием в форме Республики и образует общее государство с Азербайджаном в его международно признанных границах» (Цитируется по Джилавян А. «Карабахский бум». // «Независимая газета» от 23.02.2003). Предполагалось предоставление Нагорному Карабаху широкой автономии, включая право на прямую внешнеэкономическую деятельность, право на силы безопасности (фактически, армию), собственную конституцию и эмиссию собственных денежных знаков. Границы республики устанавливались в пределах НКАО, граница между Нагорным Карабахом и Азербайджаном объявлялась открытой. Бюджет Карабаха должен был формироваться из собственных источников.

Подобная автономия подозрительно напоминала независимость, и Азербайджан отверг план, в то время как Армения и НКР его приняли.

Свой план предложили США в 2006 г. в лице сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы. Он основывался на следующих принципах:

Армянские силы оставляют оккупированные азербайджанские территории за пределами бывшей НКАО;

Нормализуются дипломатические отношения между Арменией и Азербайджаном;

На данных территориях размещаются международные миротворческие силы;

На территории Нагорного Карабаха проводится референдум о независимости.

Несмотря на видимую выгодность, данный план вызвал много вопросов уже у армянской стороны.

Во-первых, оккупированные районы создают «пояс безопасности» вокруг НКР. На них находятся стратегически важные высоты, позволяющие простреливать территорию непризнанной республики.

Во-вторых, территория Лачинского и Кельбаджарского районов, которую армяне также должны оставить согласно плану Брайзы, вклиниваются между Нагорным Карабахом и Арменией. Отдав их, карабахские армяне рискуют оказаться в окружении.

В-третьих, Армения стимулировала переселение на территории указанных двух районов. Как быть с переселенцами?

В-четвёртых, армян интересует состав миротворческих сил и их реальная способность удержать стороны от насилия.

Азербайджанцев не устраивает отсутствие в плане обязательства возврата беженцев, а также неясность в проведении референдума - будут ли учтены голоса азербайджанцев, оставивших Карабах в результате конфликта?

Таким образом, и этот план не смог примирить стороны.

Несколько раз руководители Армении и Азербайджана встречались лицом к лицу для обсуждения проблемы. Так было в 2001 г. в Париже, а затем в Ки-Уэсте (США) и в 2006 г. в Париже (замок Рамбуйе). Но и в этих случаях никаких договорённостей достичь не удалось.

В последнее время вновь всколыхнулась надежда на подвижки в решении конфликта. Аналитики связывают возросшую активность сторон с Пятидневной войной в Южной Осетии, изменившую расклад сил на Кавказе (прежде всего роль России) и наглядно продемонстрировавшей, чем могут закончиться «замороженные» конфликты. С конца 2008 г. Россия предпринимает меры по сведению сторон за столом переговоров. В ноябре России удалось добиться на переговорах в Подмосковье подписания Декларации о неприменении силы. В документе говорится о готовности сторон «способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и установлению в регионе обстановки стабильности и безопасности путем политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта на принципах и нормах международного права» . Была также достигнута договорённость о проведении в июне 2009 г. прямых переговоров между президентами Армении и Азербайджана. Активность проявляет также ещё один региональный игрок - Турция, выступавшая ранее с крайне проазербайджанских позиций. В прошлом году Турция впервые пошла на некоторые контакты с армянской стороной.

Празднование 20-летия дня независимости Нагорно-Карабахской республики/ Руководсто Нагорного Карабаха, Армении, духовенство. 2 сентября, 2011 г.

В то же время стороны заявляют о своей решимости отстаивать принципиальные позиции - целостность Азербайджана и независимость Нагорного Карабаха, соответственно. Учитывая несовместимость данных позиций, не очень понятно, о чём будут говорить президенты в июне. Возможно, этот конфликт будет разрешён только, когда сменятся поколения и ослабнет накал ненависти между народами.


Армянские солдаты на позициях в Нагорном Карабахе

Нагорно-карбахский конфликт стал одним из этнополитических конфликтов второй половины 1980-х годов на территории тогда еще существовавшего СССР. Распад Советского Союза привел к широкомасштабным структурным сдвигам в сфере этнонациональных отношений. Противостояние национальных республик и союзного центра, вызвавшее системный кризис и начало центробежных процессов, реанимировали застарелые процессы этнического и национального характера. Государственно-правовые, территориальные, социально-экономические, геополитические интересы переплелись в один узел. Борьба некоторых республик против союзного центра в ряде случаев обернулась борьбой автономий против своих республиканских «метрополий». Такими конфликтами были, например, грузино-абхазский, грузино-осетинский, приднестровский конфликты. Но самым масштабным и кровопролитным, переросшим в фактическую войну двух независимых государств, стал армяно-азербайджанский конфликт в Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО), позже Нагорно-Карабахской Республике (НКР). В данном противостоянии сразу возникла линия этнического противостояния сторон, и сформировались противоборствующие стороны по этническому признаку: армяне-азербайджанцы.

Армяно-азербайджанское противостояние в Нагорном Карабахе имело давнюю историю. Стоит отметить, что территория Карабаха была присоединена к Российской империи в 1813 г. в составе Карабахского ханства. Межнациональные противоречия привели к крупным армяно-азербайджанским столкновениям в 1905-1907 и 1918-1920 гг. В мае 1918 г. в связи с революцией в России, появилась Азербайджанская Демократическая Республика. Однако армянское население Карабаха, чья территория вошла в состав АДР, отказалось подчиняться новым властям. Вооруженное противостояние продолжалось вплоть до установления Советской власти в данном регионе в 1920 г. Тогда части Красной армии совместно с азербайджанскими войсками сумели подавить армянское сопротивление в Карабахе. В 1921 г. решением Кавбюро ЦК ВКП(б) территория Нагорного Карабаха была оставлена в пределах Азербайджанской ССР с предоставлением широкой автономии. В 1923 г. районы Азербайджанской ССР с преимущественно армянским населением были объединены в Автономную область Нагорного Карабаха (АОНК), которая с 1937 г. стала называться Нагорно-Карабахской автономной областью (НКАО). При этом административные границы автономии не совпадали с этническими. Армянское руководство время от времени поднимало вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении, но в центре было принято решение установить статус-кво в регионе. Социально-экономическая напряженность в Карабахе перерастала в массовые беспорядки в 1960-х годах. При этом карабахские армяне чувствовали себя ущемленными в культурных и политических правах на территории Азербайджана. Однако и азербайджанское меньшинство как в НКАО, так и в составе Армянской ССР (не имевшее собственной автономии) выдвигало встречные обвинения в дискриминации.

С 1987 г. в регионе усилилось недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением. Звучали обвинения в адрес руководства Азербайджанской ССР в сохранении экономической отсталости региона, в ущемлении прав, культуры и идентичности армянского меньшинства в Азербайджане. Кроме того, существующие проблемы, ранее умалчивавшиеся, после приход к власти Горбачева быстро стали достоянием широкой гласности. На митингах в Ереване, вызванных недовольством экономическим кризисом, звучали призывы передать НКАО в состав Армении. Националистические армянские организации, зарождающееся национальное движение подогревали протесты. Новое руководство Армении было открыто оппозиционным местной номенклатуре и правящему коммунистическому режиму в целом. Азербайджан же, в свою очередь, оставался одной из самых консервативных республик СССР. Местные органы власти, возглавляемые Г.Алиевым, подавляли всяческое политическое инакомыслие и оставались до последнего верными центру. В отличие от Армении, где большая часть партийных функционеров выразила готовность сотрудничать с национальным движением, азербайджанское политическое руководство смогло удержать власть вплоть до 1992 г. в борьбе с т.н. национально-демократическим движением. Однако руководство Азербайджанской ССР, государственные и правоохранительные органы, использовавшие старые рычаги воздействия, оказались не готовы к событиям в НКАО и Армении, спровоцировавшим, в свою очередь, массовые выступления в Азербайджане, создавшие условия для неконтролируемого поведения толпы. В свою очередь Советское руководство, опасавшееся, что выступления в Армении по присоединению НКАО, может привести не только к пересмотру национально-территориальных границ между республиками, но и способно привести к неконтролируемому развалу СССР. Требования карабахских армян и общественности Армении рассматривалось им как проявления национализма, противоречащих интересам трудящихся Армянской и Азербайджанской ССР.

В течение лета 1987 – зимы 1988 гг. на территории НКАО проходили массовые протесты армян, требовавших отделения от Азербайджана. В ряде мест эти протесты перерастали в столкновения с милицией. В то же время представители армянской интеллектуальной элиты, общественные, политические, культурные деятели пытались активно лоббировать воссоединение Карабаха с Арменией. Собирались подписи среди населения, отправлялись делегации в Москву, представители армянской диаспоры за рубежом пытались привлечь внимание международной общественности к чаяниям армян к воссоединению. В то же время азербайджанское руководство, заявившее о неприемлемости пересмотра границ Азербайджанской ССР, проводило политику использования привычных рычагов, чтобы вернуть контроль над ситуацией. В Степанакерт была направлена большая делегация представителей руководства Азербайджана, республиканской партийной организации. В группу входили также руководители республиканского МВД, КГБ, Прокуратуры и Верховного суда. Эта делегация осудила «экстремистско-сепаратистские» настроения в регионе. В ответ на эти действия в Степанакерте был организован массовый митинг о воссоединении НКАО и Армянской ССР. 20 февраля 1988 г. сессия народных депутатов НКАО обратилась к руководству Азербайджанской ССР, Армянской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передачи НКАО из состава Азербайджана в состав Армении. Однако азербайджанские власти и Политбюро ЦК КПСС отказались признать требования облсовета НКАО. Центральные власти и в дальнейшем заявляли, что перекройка границ является неприемлемой, а призывы к вхождению Карабаха в состав Армении были объявлены происками «националистов» и «экстремистов». Сразу же после обращения армянского большинства (азербайджанские представители отказались принимать участие в совещании) облсовета НКАО об отделении Карабаха от Азербайджана, началось медленное сползание к вооруженному конфликту. Появились первые сообщения об актах насилия на межнациональной почве в обеих этнических общинах. Взрыв митинговой активности армян вызвал ответную реакцию азербайджанской общины. Дело дошло до столкновений с применением огнестрельного оружия и участием сотрудников правоохранительных органов. Появились первые жертвы конфликта. В феврале в НКАО началась массовая забастовка, продлившаяся с перерывами до декабря 1989 г. 22-23 февраля уже в Баку и других городах Азербайджана прошли стихийные митинги в поддержку решения Политбюро ЦК КПСС о недопустимости пересмотра национально-территориальной структуры.

Поворотным пунктом в развитии межнационального конфликта стал погром армян в Сумгаите 27-29 февраля 1988 г. По официальным данным, погибло 26 армян и 6 азербайджанцев. Похожие события произошли и в Кировабаде (ныне Гянджа), где вооруженная толпа азербайджанцев напала на армянскую общину. Однако компактно проживавшие армяне сумели дать отпор, что привело к жертвам с обеих сторон. Все это происходило при бездействии органов власти и правопорядка, как утверждали некоторые очевидцы. В результате столкновений из НКАО потянулись потоки беженцев-азербайджанцев. Также появились и армянские беженцы после событий в Степанакерте, Кировабаде и Шуше, когда митинги за целостность Азербайджанской ССР перерастали в межэтнические столкновения и погромы. Начались армяно-азербайджанские столкновения и на территории Армянской ССР. Реакцией центральных органов власти стала смена партийных руководителей Армении и Азербайджана. 21 мая в Степанакерт были введены войска. По утверждению азербайджанских источников, азербайджанское население было изгнано из нескольких городов Армянской ССР, в НКАО в результате забастовки чинились препятствия местным азербайджанцам, которых не пускали на работу. В июне-июле конфликт принял межреспубликанскую направленность. Азербайджанская ССР и Армянская ССР развязали так называемую «войну законов». Верховный президиум АзССР признал неприемлемым постановление облсовета НКАО о выходе из состава Азербайджана. Верховный Совет Армянской ССР дал согласие на вхождение НКАО в состав Армянской ССР. В июле в Армении начались массовые забастовки в связи с решением Президиума ЦК КПСС о территориальной целостности Азербайджанской ССР. Союзное руководство фактически встало на сторону Азербайджанской ССР по вопросу сохранения существующих границ. После ряда столкновений в НКАО 21 сентября 1988 г. были введены комендантский час и особое положение. Митинговая активность на территории Армении и Азербайджана привела к вспышкам насилия в адрес мирного населения и увеличила количество беженцев, образовавших два встречных потока. В октябре и первой половине ноября напряжение нарастало. Многотысячные митинги проходили в Армении и Азербайджане, на внеочередных выборах в Верховный Совет Республики Армянской ССР победили представители партии «Карабах», занимавшие радикальную позицию по присоединению НКАО к Армении. Приезд в Степанакерт членов Совета Национальностей Верховного Совета СССР результата не принес. В ноябре 1988 г. накопившееся недовольство в обществе по результатам политики республиканских властей в отношении сохранения НКАО вылилось в многотысячные митинги в Баку. Смертный приговор одного из подсудимых по делу погромов в Сумгаите Ахмедова, вынесенный Верховным Судом СССР, спровоцировал волну погромов в Баку, перекинувшуюся на весь Азербайджан, особенно в города с армянским населением – Кировабад, Нахичевань, Ханлар, Шамхор, Шеки, Казах, Мингечаур. Армия и милиция в большинстве случаев не вмешивалась в происходящие события. Одновременно начались обстрелы пограничных сел на территории Армении. В Ереване также было введено особое положение и запрещены митинги и манифестации, на улицы города были выведены боевая техника и батальоны со специальным вооружением. На это время приходится наиболее массовый поток беженцев, вызванный насилием как в Азербайджане, так и в Армении.

К этому времени в обеих республиках начали создаваться вооруженные формирования. В начале мая 1989 г. армяне, жившие к северу от НКАО, стали создавать первые боевые отряды. Летом того же года Армения ввела блокаду Нахичеванской АССР. В качестве ответной меры Народный фронт Азербайджана ввел экономическую и транспортную блокаду Армении. 1 декабря ВС Армянской ССР и Национальный совет Нагорного Карабаха на совместном заседании приняли постановления о воссоединении НКАО с Арменией. С начала 1990 года начались вооруженные столкновения – взаимные артиллерийские обстрелы на армяно-азербайджанской границе. При депортации азербайджанскими силами армян из Шаумянского и Ханларского районов Азербайджана впервые были использованы вертолеты и БТР. 15 января Президиум ВС СССР ввел чрезвычайное положение в НКАО, в приграничных с ней районах Азербайджанской ССР, в Горисском районе Армянской ССР, а также на линии государственной границы СССР на территории Азербайджанской ССР. 20 января в Баку были введены внутренние войска для предотвращения захвата власти Народным фронтом Азербайджана. Это привело к столкновениям, в результате которых погибло до 140 человек. Армянские боевики стали проникать в населенные пункты с азербайджанским населением, совершая акты насилия. Участились боевые столкновения боевиков с внутренними войсками. В свою очередь подразделения азербайджанского ОМОНа предприняли акции по вторжению в армянские села, что привело к гибели мирных жителей. Азербайджанские вертолеты начали обстреливать Степанакерт.

17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум о сохранении СССР, который поддержало руководство Азербайджанской ССР. В это же время армянское руководство, принявшее 23 августа 1990 г. декларацию о независимости Армении, всячески препятствовало проведению референдума на территории республики. 30 апреля началась так называемая операция «Кольцо», проводившаяся силами азербайджанского МВД и внутренними войсками СССР. Целью операции было объявлено разоружение незаконных вооруженных формирований армян. Эта операция, однако, привела к гибели большого количества мирного населения и депортации армян из 24 населенных пунктов на территории Азербайджана. До распада СССР происходила эскалация армяно-азербайджанского конфликта, росло число боестолкновений, стороны использовали различные виды вооружения. С 19 по 27 декабря был произведен вывод внутренних войск СССР с территории Нагорного Карабаха. С распадом СССР и выводом внутренних войск из НКАО, ситуация в зоне конфликта стала неконтролируемой. Начиналась полномасштабная война Армении против Азербайджана за выход НКАО из состава последнего.

В результате раздела военного имущества Советской армии, выведенной из Закавказья, наибольшая часть вооружения досталась Азербайджану. 6 января 1992 г. была принята декларация о независимости НКАО. Начались полномасштабные боевые действия с использованием танков, вертолетов, артиллерии и авиации. Боевые подразделения армянский вооруженных сил и азербайджанский ОМОН поочередно нападали на села противника, неся большие потери и нанося урон гражданской инфраструктуре. 21 марта было заключено временное недельное перемирие, по окончании которого 28 марта азербайджанская сторона предприняла самое крупное с начала года наступление на Степанакерт. Нападавшие использовали систему «Град». Однако штурм столицы НКАО закончился безрезультатно, азербайджанские силы понесли большие потери, армянские военные заняли изначальные позиции и отбросили противника от Степанакерта.

В мае армянские вооруженные формирования атаковали Нахичевань, территорию азербайджанского эксклава, граничащюю с Арменией, Турцией и Ираном. Со стороны Азербайджана были произведены обстрелы территории Армении. 12 июня началось летнее наступление азербайджанских войск, продолжавшееся до 26 августа. В результате этого наступления под контроль вооруженных сил Азербайджана на короткое время перешли территории бывших Шаумяновского и Мардакертского районов НКАО. Но это был локальный успех азербайджанских сил. В результате контрнаступления армян, у противника были отбиты стратегические высоты в Мардакертском районе, само азербайджанское наступление выдохлось уже к середине июля. В ходе боевых действии использовалось вооружение и специалисты бывших ВС СССР, в основном азербайджанской стороной, в частности авиация, зенитные установки. В сентябре-октябре 1992 г. азербайджанская армия предприняла неудачную попытку по блокированию Лачинского коридора – небольшого участка территории Азербайджана, находившегося между Арменией и НКАО, контролировавшегося армянскими вооруженными формированиями. 17 ноября началось развернутое наступление армии НКР на азербайджанские позиции, которое внесло решительный перелом в войне в пользу армян. Азербайджанская сторона надолго отказалась от проведения наступательных операций.

Стоит отметить, что с самого начала военной фазы конфликта обе стороны стали обвинять друг друга в использовании в свих рядах наемников. Во многих случаях эти обвинения подтверждались. В составе вооруженных сил Азербайджана сражались афганские моджахеды, чеченские наемники, в числе которых были известные полевые командиры Шамиль Басаев, Хаттаб, Салман Радуев. В Азербайджане действовали также турецкие, российские, иранские и предположительно американские инструктора. На стороне Армении сражались армянские добровольцы, приехавшие из ближневосточных стран, в частности из Ливана и Сирии. В составе сил обеих сторон действовали также бывшие военнослужащие Советской Армии и наемники из бывших союзных республик. Обе стороны использовали вооружение со складов вооруженных сил Советской Армии. В начале 1992 г. Азербайджану досталась эскадрилья боевых вертолетов и штурмовики. В мае того же года началась официальная передача вооружения 4-й общевойсковой армии Азербайджану: танки, БТР, БМП, артустановки, включая «Град». К 1 июня армянской стороне достались танки, БТР, БМП и артиллерия также из арсенала Советской Армии. Азербайджанская сторона активно использовала авиацию и артиллерию в бомбардировке населенных пунктов НКАО, основной целью которой был исход армянского населения с территории автономии. В результате налетов и обстрела гражданских объектов было отмечено большое количество жертв среди мирного населения. Однако армянская ПВО, изначально достаточно слабая, сумела противостоять авианалетам азербайджанской авиации в связи с увеличением количества зенитных установок у армян. К 1994 г. в составе вооруженных сил Армении появились первые самолеты, в частности благодаря помощи России в рамках военного сотрудничества по СНГ.

После отражения Летнего наступления азербайджанских войск армянская сторона перешла к активным наступательным действиям. С марта по сентябрь 1993 г. армянским войскам в результате боевых действий удалось взять ряд населенных пунктов НКАО, контролировавшихся азербайджанскими силами. В августе –сентябре российский посланник Владимир Казимиров добился временного прекращения огня, продленного до ноября. На встрече с российским президентом Б. Ельциным президент Азербайджана Г.Алиев заявил об отказе от решения конфликта военным путем. В Москве состоялись переговоры между азербайджанскими властями и представителями Нагорного Карабаха. Однако в октябре 1993 г. Азербайджан нарушил перемирие и предпринял попытку наступления на юго-западном участке НКАО. Это наступление было отбито армянами, которые перешли в контрнаступление на южном участке фронта и к 1 ноября заняли ряд ключевых районов, изолировав от Азербайджана части Зангеланского, Джебраильского и Кубатлинского районов. Армянская армия, таким образом, заняла районы Азербайджана севернее и южнее непосредственно НКАО.

В январе-феврале состоялось одно из самых кровопролитных сражений на завершающей стадии армяно-азербайджанского конфликта – битва за Омарский перевал. Эта битва началась с наступления в январе 1994 г. азербайджанских сил на северном участке фронта. Стоит отметить, что боевые действия велись на опустошенной территории, где не осталось гражданского населения, а также в тяжелых погодных условиях, на высокогорье. В начале февраля азербайджанцы подошли вплотную к городу Кельбаджар, занятому годом ранее армянскими силами. Однако развить первоначальный успех азербайджанцам не удалось. 12 февраля армянские части перешли в контрнаступление, и азербайджанским силам пришлось отступить через Омарский перевал на исходные позиции. Потери азербайджанцев в этой битве составили 4 тыс. человек, армян 2 тыс. Кельбаджарский район остался под контролем сил обороны НКР.

14 апреля 1994 совет глав государств СНГ по инициативе России и с прямым участием президентов Азербайджана и Армении принял заявление с четкой постановкой вопроса о прекращении огня как неотложной потребности урегулирования в Карабахе.

В апреле-мае армянские силы в результате наступления на Тер-Терском направлении вынудили азербайджанские войска отступить. 5 мая 1994 г. по инициативе Межпарламентской Ассамблеи СНГ, парламента Киргизии, Федерального Собрания и Министерства иностранных дел РФ была проведена встреча, по итогам которой представители правительств Азербайджана, Армении и НКР подписали Бишкекский протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая 1994 года. 9 мая полномочный представитель президента России в Нагорном Карабахе Владимир Казимиров подготовил «Соглашение о бессрочном прекращении огня», которое в этот же день в Баку подписал министр обороны Азербайджана М.Мамедов. 10 и 11 мая «Соглашение» подписали соответственно министр обороны Армении С.Саргсян и командующий армией НКР С.Бабаян. Активная фаза вооруженного противостояния закончилась.

Конфликт был «заморожен», по условиям достигнутых договоренностей сохранилось статус-кво по итогам боевых действий. В результате войны была провозглашена фактическая независимость Нагорно-Карабахской Республики от Азербайджана и ее контроль над юго-западной частью Азербайджана вплоть до границы с Ираном. Сюда вошла и так называемая «зона безопасности»: пять прилегающих к НКР районов. При этом так же пять азербайджанских анклавов контролируются Арменией. С другой стороны, Азербайджан сохранил контроль над 15% территории Нагорного Карабаха.

По различным оценкам, потери армянской стороны оцениваются в 5-6 тыс. человек убитыми, в том числе среди мирного населения. Азербайджан потерял в ходе конфликта от 4 до 7 тыс. человек убитыми, при этом основная часть потерь приходится на войсковые формирования.

Карабахский конфликт стал одним из самых кровопролитных и масштабных в регионе, уступая по количеству использованной техники и людским потерям только двум чеченским войнам. В результате боевых действий был нанесен сильный ущерб инфраструктуре НКР и прилегающих районов Азербайджана, вызвал исход беженцев, как из Азербайджана, так и из Армении. В результате войны по взаимоотношению азербайджанцев и армян был нанесен сильный удар, атмосфера вражды сохраняется и по сей день. Между Арменией и Азербайджаном так и не установились дипломатические отношения, а вооруженный конфликт был законсервирован. В результате одиночные случаи боевых столкновений продолжаются на линии разграничения противоборствующих сторон и в нынешнее время.

Ивановский Сергей

После трагедии «Черного января» десятки тысяч азербайджанских коммунистов публично сожгли свои партбилеты в те часы, когда миллионная толпа в Баку шла за погребальной процессией. Многие лидеры НФА были арестованы, однако вскоре они были отпущены и смогли продолжить свою деятельность. Везиров бежал в Москву; Аяз Муталибов сменил его в качестве партийного лидера Азербайджана. Правление Муталибова с 1990 по август 1991 г. было «спокойным» по азербайджанским стандартам. Оно характеризовалось «просвещенным авторитаризмом» местной номенклатуры, променявшей коммунистическую идеологию на национальные символы и традиции ради укрепления своей власти. 28 мая, годовщина Азербайджанской демократической республики 1918-1920 гг., стало национальным праздником, и исламской религии отдавалась официальная дань уважения. Фурман отмечает, что бакинская интеллигенция поддерживала Муталибова в этот период. Был учрежден консультативный совет с участием оппозиционных лидеров, и именно с согласия этого совета Муталибов был в первый раз избран президентом Верховным Советом Азербайджана осенью 1990 г. Из 360 делегатов только 7 были рабочими, 2 колхозниками и 22 интеллигентами. Остальные были членами партийно-государственной элиты, директорами предприятий и работниками правоохранительных органов. НФА получил 31 мандат (10%), и, по мнению Фурмана, он имел мало шансов получить больше в обстановке относительной стабильности .

После кризиса «Черного января» в Азербайджане, приведшего к военным столкновениям между частями Советской Армии и подразделениями НФА в Нахичевани, между Муталибовым и союзным руководством было достигнуто нечто вроде компромисса: в Азербайджане восстанавливается коммунистическое правление, но в обмен Центр оказывает Муталибову политическую поддержку - за счет Армении и армянского движения в Нагорном Карабахе. Союзные руководители, в свою очередь, стремились поддержать Муталибова, опасаясь потерять не только Грузию и Армению, но и все Закавказье. Отношение к Нагорному Карабаху стало еще более негативным после того, как АОД победило на выборах в Армении летом 1990 г.

Режим чрезвычайного положения в Нагорном Карабахе фактически являлся режимом военной оккупации. 157 из 162 операций по «проверке паспортного режима», проведенных в 1990 г., истинной целью которых было терроризировать мирное население, были проведены в этнически армянских селах .

К осени 1990 г., после выборов во всех республиках Закавказья, коммунисты сохранили власть только в Азербайджане. Поддержка режима Муталибова приобрела еще большее значение для Кремля, стремившегося к сохранению единства СССР (в марте 1991 г. Азербайджан проголосовал за сохранение СССР). Блокада Нагорного Карабаха была усилена. Стратегия, совместно разработанная Азербайджаном и высокопоставленными советскими военно-политическими деятелями (особенно будущими организаторами августовского путча 1991 г.), предусматривала депортацию по крайней мере части населения из НКАО и прилегающих к ней армянских деревень.

Операция по депортации получила кодовое название «Кольцо». Она продолжалась четыре месяца, вплоть до августовского путча 1991 г. За этот период из Карабаха в Армению было депортировано порядка 10 тыс. человек; воинские части и ОМОН опустошили 26 деревень, убив при этом 140-170 мирных жителей-армян (37 из них погибло в деревнях Геташен и Мартунашен) . Жители азербайджанских сел НКАО, выступая перед независимыми наблюдателями, также говорили о массовых нарушениях прав человека армянскими боевиками. Операции Советской армии в Карабахе привели лишь к прогрессирующей деморализации самих войск. Не остановили они и распространения вооруженной борьбы в регионе.


Нагорный Карабах: провозглашение независимости

После провала августовского путча в Москве практически все организаторы и вдохновители операции «Кольцо» утратили свою власть и влияние. В том же августе воинские соединения в Шаумяновском (азербайджанское название: Геранбойском) районе получили приказ прекратить огонь и отойти в места постоянной дислокации. 31 августа Верховный Совет Азербайджана принял декларацию о восстановлении независимой Республики Азербайджан, т.е. той, что существовала в 1918-1920 гг. Для армян это означало, что правовая основа автономного статуса НКАО советской эпохи теперь отменялась. В ответ на провозглашение независимости Азербайджана карабахская сторона провозгласила Нагорно-Карабахскую республику (НКР). Это было сделано 2 сентября 1991 г. на совместном заседании областного Совета НКАО и районного Совета населенного армянами Шаумяновского района. НКР была провозглашена в границах бывшей АО и Шаумяновского района (который ранее частью НКАО не являлся). 26 ноября 1991 г. Верховный Совет Азербайджана принял закон, отменяющий автономию Нагорного Карабаха. 10 декабря Верховный Совет НКР, состоящий исключительно из представителей армянского населения, объявил о своей независимости и о выходе из состава Азербайджана на основании результатов референдума, проведенного среди армянского населения. Армянские законодатели до сих пор не разрешили явное противоречие между объявлением независимости НКР и все еще не отмененным постановлением Верховного Совета Армении от 1 декабря 1989 г., согласно которому Нагорный Карабах воссоединялся с собственно Арменией. Армения заявила, что не имеет никаких территориальных претензий к Азербайджану. Такая позиция позволяет Армении рассматривать конфликт как двусторонний, в котором участвуют Азербайджан и НКР, в то время как сама Армения непосредственного участия в конфликте не принимает. Однако Армения, следуя той же логике и из боязни ухудшить собственное положение в мировом сообществе, официально не признает независимость НКР. За последние годы в Армении продолжались дебаты на тему: сделает ли отмена «аннексионистского» решения армянского парламента от 1 декабря 1989 г. и официальное признание НКР неизбежной полномасштабную войну с Азербайджаном (Тер-Петросян), или же такое признание поможет убедить мировое сообщество в том, что Армения не является страной-агрессором? Последняя точка зрения, в частности, отстаивалась в июне 1993 г. Суреном Золяном, секретарем комиссии по Арцаху (Карабаху) Верховного Совета Армении. Сурен Золян утверждал, что, пока НКР не признана в качестве субъекта международных отношений, вся полнота ответственности за ее действия лежит на Армении, что придает некоторую обоснованность тезису об армянской агрессии . В самом Нагорном Карабахе определенная неясность насчет того, быть ли ему независимым, входить ли в Армению или же обратиться к России с просьбой о включении в ее состав, подчеркивается тем фактом, что в конце 1991 г. тогдашний председатель Верховного Совета НКР Г. Петросян направил письмо Ельцину с просьбой о вхождении НКР в состав России. Ответа он не получил . 22 декабря 1994 г. парламент НКР избрал Роберта Кочаряна, ранее бывшего председателем Госкомитета обороны, президентом НКР до 1996 г.


Армения и Азербайджан: динамика политического процесса

Осенью 1990 г. глава АОД Тер-Петросян победил на всеобщих выборах и стал президентом республики. АОД, в отличие от армянской оппозиции, стремится предотвратить непосредственное участие республики в карабахском конфликте и всеми силами пытается ограничить рамки конфликта. Одной из основных забот АОД является установление хороших отношений с Западом. Руководство АОД отдает себе отчет в том, что Турция является членом НАТО и основным союзником США в регионе. Оно признает реальность, воздерживаясь от предъявления претензий на земли исторической Армении (ныне находящиеся в Турции), и желает развивать армяно-турецкие контакты.

В отличие от АОД, партия Дашнакцутюн (Армянская революционная федерация), в основном базирующаяся за рубежом, среди армянской диаспоры, является по преимуществу антитурецкой партией. В настоящее время ее усилия сосредоточены на организации общественного давления на Западе с целью заставить Турцию официально осудить геноцид 1915 г. Партия имеет сильные позиции в Карабахе благодаря своему образу твердой, героической и бескомпромиссной организации, упору на военную дисциплину, многочисленным связям и значительным средствам за рубежом. Однако существует острое соперничество между Дашнакцутюн и президентом Тер-Петросяном. В 1992 г. последний выслал дашнакского лидера Грайра Марухяна из Армении; в декабре 1994 г. он приостановил деятельность партии, обвинив ее в терроризме.

Тем не менее усилия армянской диаспоры принесли плоды. Ее лобби в конгрессе США в 1992 г. добилось принятия положения о запрете любой негуманитарной помощи Азербайджану до тех пор, пока он не предпримет «доказуемые шаги» по прекращению своей блокады Армении. В 1993 г. США выделили на помощь Армении 195 млн. долл. (Армения стоит на втором месте, после России, в списке получателей помощи среди всех постсоветских государств); Азербайджан получил 30 млн. долл. .

Семь оппозиционных партий - включая помимо дашнаков Союз национального самоопределения, возглавляемый бывшим диссидентом Паруйром Айрикяном, и Рамкавар-Азатакан (либералов) - подвергают критике то, что они рассматривают как произвол и самоуправство Тер-Петросяна в деле управления страной и уступки, сделанные армянским руководством под давлением иностранных держав и ООН (непризнание НКР, принципиальное согласие на вывод войск НКР из оккупированных этнически азербайджанских районов). Несмотря на сравнительную политическую стабильность в Армении, популярность АОД падает, в основном из-за экономических лишениий, вызванных азербайджанской блокадой. Общий объем промышленного производства за первые девять месяцев 1993 г. снизился на 38% по сравнению с соответствующим периодом 1992 г. . Житейские невзгоды в блокадной Армении привели к массовой эмиграции, оценивавшейся в 300-800 тыс. в 1993 г., в основном в Южную Россию и Москву. Широкие расхождения в цифрах эмигрантов объясняются тем, что многие из уезжающих сохранили прописку в Армении .

В Азербайджане вопрос о Нагорном Карабахе также определяет взлет и падение фортуны политиков. До середины 1993 г. поражения в ходе войны или политические кризисы, сопутствующие различным перипетиям борьбы за Карабах, привели к падению четырех первых секретарей компартии и президентов подряд: Багирова, Везирова, Муталибова (с временным президентством Мамедова и Гамбара в мае - июне 1992 г.), снова Муталибова и Эльчибея.

Августовский путч 1991 г. в Москве подорвал легитимность президента Муталибова в Азербайджане. Во время путча он сделал заявление, осуждающее Горбачева и косвенно поддерживающее московских путчистов. НФА развернул митинги и демонстрации с требованием новых парламентских и президентских выборов. Муталибов срочно организовал президентские выборы (8 сентября 1991 г.); 85,7% внесенных в списки приняли участие в голосовании, из них 98,5% проголосовали за Муталибова. Этот результат многими считался подтасованным. Компартия была официально распущена, и 30 октября Верховный Совет Азербайджана под давлением НФА был вынужден передать часть своих полномочий милли-меджлису (Национальному совету) в составе 50 членов, половина из которых состояла из бывших коммунистов, а другая половина - из оппозиции . Кампания НФА по устранению Муталибова продолжалась, и последний возлагал вину на Россию за то, что она бросила его на произвол судьбы. Окончательный удар по Муталибову был нанесен 26-27 февраля 1992 г., когда карабахские силы захватили деревню Ходжалы под Степанакертом, убив при этом много мирных жителей. Азербайджанские источники утверждают, что бойня, якобы совершенная с помощью русских войск (факт, который отрицает армянская сторона), привела к гибели 450 человек и 450 было ранено. Сам факт массовых убийств был позднее подтвержден, среди прочих, миссией по сбору фактов московского правозащитного центра «Мемориал» . 6 марта 1992 г. Муталибов ушел в отставку. Вскоре после этого экс-президент Муталибов выразил сомнение в ответственности армян за Ходжалы, намекнув, что некоторые из азербайджанских гражданских лиц, возможно, на самом деле были убиты азербайджанскими войсками для того, чтобы дискредитировать его . Ягуб Мамедов, председатель Верховного Совета, стал временным главой государства. Предвыборная кампания была в полном разгаре, когда 9 мая 1992 г. пришло известие о падении Шуши. Это дало возможность экс-коммунистическому Верховному Совету аннулировать отставку Муталибова, сняв с него вину за Ходжалы (14 мая). Милли-меджлис был распущен. На следующий день сторонники НФА штурмовали здание Верховного Совета и захватили президентский дворец, вынудив Муталибова бежать в Москву. 18 мая Верховный Совет принял отставку Мамедова, избрал члена НФА Ису Гамбара временным президентом и передал свои полномочия обратно милли-меджлису, упраздненному им три дня назад. На новых выборах, состоявшихся в июне 1992 г., президентом был избран лидер НФА Абульфаз Эльчибей (76,3% принявших участие в голосовании; 67,9% «за») .

Эльчибей обещал решить карабахскую проблему в пользу азербайджанцев к сентябрю 1992 г. Основные пункты программы НФА были следующими: протурецкая, антирусская ориентация, отстаивание независимости республики, отказ от вступления в СНГ и выступления в пользу возможного слияния с иранским Азербайджаном (тенденция, встревожившая Иран). Хотя правительство Эльчибея включало большое число блестящих интеллектуалов, никогда не входивших в номенклатуру, попытка очистить правительственный аппарат от старых коррумпированных чиновников не удалась, и новые люди, приведенные к власти Эльчибеем, оказались изолированы, а некоторые из них коррумпировались в свой черед. В начале мая 1993 г. народное недовольство вылилось в антиправительственные митинги в ряде городов, в том числе в Гяндже, после которых многие члены оппозиционной партии Милли Истиглал (Партии национальной независимости) были арестованы. Возросла популярность Гейдара Алиева, бывшего члена Политбюро, а впоследствии главы Нахичевани, ухитрившегося сохранить мир на границе своей автономной области с Арменией. Партия Алиева «Новый Азербайджан», созданная в сентябре 1992 г., стала фокусом оппозиции, объединив самые различные группировки - от неокоммунистов до членов небольших национальных партий и обществ. Поражения в боях и тайные российские маневры, направленные против Эльчибея, привели в июне 1993 г. к восстанию, которое возглавил богатый директор шерстяной фабрики и полевой командир Сурет Гусейнов (герой Азербайджана). Триумфальный мирный поход последнего на Баку завершился свержением Эльчибея и его заменой Алиевым. Сурет Гусейнов стал премьер-министром. Алиев пересмотрел политику НФА: ввел Азербайджан в СНГ, отказался от исключительно протурецкой ориентации, восстановил разорванные связи с Москвой и укрепил международные позиции страны (контакты с Ираном, Великобританией и Францией). Он также подавил сепаратизм на юге республики (провозглашение полковником Алиакрамом Гумбатовым летом 1993 г. талышской автономии) .

Тем не менее внутренняя нестабильность продолжалась в Азербайджане и после прихода Алиева к власти. Отношения последнего с Суретом Гусейновым вскоре испортились. Алиев отстранил Гусейнова от ведения переговоров по нефти (а значит, и от присвоения будущих доходов от ее продажи). Гусейнов также, по-видимому, противился выходу Алиева из русской орбиты, имевшему место в течение 1994 г. В начале октября 1994 г., после подписания нефтяного контракта с западным консорциумом 20 сентября, в Баку и Гяндже произошла попытка государственного переворота, причем некоторые заговорщики принадлежали к кругу сторонников Сурета Гусейнова. Алиев подавил попытку этого переворота (если она была таковой: ряд наблюдателей в Баку описывает его как интригу самого Алиева) и вскоре после этого освободил Гусейнова от всех обязанностей.


Политика России по отношению к конфликту (август 1991 г. - середина 1994 г.)

По мере того, как с августа 1991 г. распад СССР становился реальностью (завершившись в декабре), Россия оказалась в положении страны без определенной миссии в зоне военного конфликта в Нагорном Карабахе, к тому же не имеющей с этой зоной общих границ. Конец 1991 г. ознаменовался крушением (временным?) имперской идеологии и ослаблением контроля над армией. В зонах конфликтов в советских/российских войсках почти все решения принимал единолично отдельный офицер, самое большее - генерал. Процессы, начавшиеся в армии вследствие роспуска Варшавского Договора, распада СССР и гайдаровских реформ, - массовая демобилизация, вывод войск из дальнего и ближнего зарубежья (включая Азербайджан, откуда последние российские войска были выведены в конце мая 1993 г.), раздел как военных контингентов, так и вооружений между различными республиками и конверсия военной промышленности - все это усугубило общий хаос в зонах конфликтов. В Нагорном Карабахе, Абхазии и Молдавии по обеим сторонам фронта появились экс-советские наемники и флибустьеры. В этих условиях то, что может быть названо российской политикой в регионе, имело случайный, реактивный характер, каковым и оставалось до тех пор, пока в 1992-1993 гг. медленное повышение управляемости государственного аппарата привело к некоторому восстановлению способности России формулировать и достигать своих целей в отношениях со странами ближнего зарубежья (хотя фактор «голодных и злых» офицеров, ведущих свои локальные войны «на краю бывшей советской империи», все еще нельзя сбрасывать со счетов).

Начиная с августа 1991 г. российская политика в отношении конфликта в Нагорном Карабахе развивалась в следующих основных направлениях: попытки посредничества, подобные той, что была предпринята Б. Ельциным и президентом Казахстана Н. Назарбаевым в сентябре 1991 г., а позднее участие в работе Минской группы СБСЕ, трехсторонней инициативе (США, Россия и Турция) и проведение самостоятельных миссий, как, например, та, которую осуществлял посол по особым поручениям В. Казимиров в 1993 и 1994 гг.; вывод российских вооруженных сил из зоны конфликта и распределение оставляемого оружия между вновь образующимися республиками; попытка сохранить военное равновесие в регионе и не допустить сторонних игроков (Турцию и Иран) в свою кавказскую зону влияния. С развитием экономических реформ в России экономический фактор стал играть всё большую роль во взаимоотношениях страны с новыми республиками. В 1993 г. Россия проявляла все больший интерес к вовлечению Азербайджана и Грузии в СНГ и исполнению роли единственного миротворца в бывших советских республиках.

Так как российским войскам в Карабахе, потерявшим свою боевую задачу после августа 1991 г., угрожала серьезная опасность деморализации, с ноября начался вывод советских внутренних войск из Карабаха (кроме 366-го полка в Степанакерте). В марте 1992 г. 366-й полк в буквальном смысле развалился на куски, так как часть его неармянского контингента дезертировала, а другая часть, особенно солдаты и офицеры армяне, захватила легкое и тяжелое вооружение и присоединилась к частям НКР .

В области дипломатии Россия старалась добиться сохранения равновесия между Арменией и Азербайджаном, не допуская достижения одной из сторон решающего превосходства. Согласно двустороннему договору 1992 г. Россия обязывалась охранять Армению от внешней (подразумевалось: турецкой) интервенции, но этот договор так и не был ратифицирован Верховным Советом России, опасавшимся втягивания России в кавказские конфликты.

Согласно Ташкентскому договору о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., подписанному, среди прочих стран, Россией, Арменией и Азербайджаном, любое нападение на какую-либо из сторон будет расцениваться как нападение на всех. Однако менее чем через месяц власть в Азербайджане перешла в руки протурецки настроенного правительства Эльчибея. Когда в адрес Армении раздались угрозы со стороны Турции в связи с кризисом в районе Нахичевани в середине мая 1992 г., государственный секретарь России Г. Бурбулис и министр обороны П. Грачев нанесли визит в Ереван с целью обсудить конкретные пути воплощения в жизнь договора о коллективной безопасности: это был ясный сигнал того, что Россия не оставит Армению в одиночестве. США сделали соответствующее предупреждение турецкой стороне, а российские власти предостерегли Армению от вторжения в Нахичевань. Планы турецкой интервенции были отменены .

Другой инцидент, в сентябре 1993 г., привел к драматическому усилению роли России в регионе. Когда в Нахичевани вновь вспыхнули бои, в эту автономную область вошли иранские войска для охраны совместно управляемого водохранилища; они также вступили в пункт Горадиз в «континентальной» части Азербайджана, якобы для оказания помощи азербайджанским беженцам. По мнению Армена Халатяна, аналитика Московского института гуманитарно-политических исследований, обращение азербайджанских властей за военной помощью к Турции могло бы спровоцировать вооруженный конфликт между турецкими и российскими частями, охранявшими армянскую границу, а также столкновение с иранцами уже вошедшими в Нахичевань. Баку, таким образом, был поставлен перед выбором: либо допустить разрастание конфликта до неконтролируемых пропорций, либо повернуться лицом к Москве. Алиев выбрал последнее, тем самым позволив России восстановить свое влияние по всему периметру закавказской границы СНГ, что фактически вывело из игры Турцию и Иран .

С другой стороны, осуждая каждый последующий захват войсками НКР еще большей территории Азербайджана, Россия продолжала снабжать Азербайджан оружием, в то же время под сурдинку пользуясь армянскими победами на поле боя для обеспечения прихода в Азербайджане к власти правительства, которое бы лучше прислушивалось к интересам России (т. е. правительства Алиева вместо правительства Эльчибея) - расчет, который оправдался лишь в краткосрочном, а не в долгосрочном плане. В конце июня 1993 г. Алиев приостановил сделку между Баку и консорциумом из восьми ведущих западных фирм (в том числе «Бритиш петролеум», «Амоко» и «Пеннсойл») на разработку трех азербайджанских нефтяных месторождений. Маршрут предполагаемого нефтепровода, который ранее должен был идти к турецкому побережью Средиземного моря, теперь должен был прой-ти через Новороссийск - по крайней мере на это надеялись русские. Российская пресса предполагала, что прокладка этого нефтепровода, если бы он обошел Россию стороной, могла бы на деле высвободить Среднюю Азию, Казахстан, а возможно, даже богатые нефтью мусульманские республики самой России из-под русского влияния, тогда как раньше нефтяные богатства этих регионов поступали на мировой рынок только через Россию .

В ночь на 2 апреля 2016 г. в Нагорном Карабахе на линии соприкосновения конфликтующих сторон произошли ожесточенные столкновения военнослужащих Армении и НКР с азербайджанской армией, стороны обвинили друг друга в нарушении перемирия. По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, в результате боевых действий 2-3 апреля по меньшей мере 33 человека (18 армянских военнослужащих, 12 – азербайджанских и 3 мирных жителя) погибли и более 200 получили ранения.

5 апреля конфликтующие стороны договорились прекратить огонь с 11:00 мск.

Данные о регионе

Нагорный Карабах – административно-территориальное образование, расположенное в Закавказье между Азербайджаном и Арменией. Самопровозглашенная республика, не признанная ни одним государством-членом ООН. Территория - 4,4 тыс. кв. км, население - 148 тыс. 900 человек, подавляющее большинство – армяне. Административный центр – г. Степанакерт (Ханкенди - азерб. вариант названия города) . С 1921 г. регион как административно-территориальная единица входил в состав Азербайджанской Советской Социалистической Республики на правах широкой автономии. В 1923 г. получил статус автономной области (НКАО) в составе Азербайджанской ССР. Регион длительное время являлся предметом территориального спора между Арменией и Азербайджаном. Согласно переписи 1926 г. доля армян среди населения Нагорного Карабаха составляла 94% (из 125,2 тыс. человек), по данным последней советской переписи 1989 г. – 77% (из 189 тыс.). В советский период Армения неоднократно поднимала вопрос о передаче Нагорного Карабаха под свою юрисдикцию, однако не получала поддержки Москвы.

Продолжение

Начало конфликта

В 1987 г. в Нагорном Карабахе началась кампания по сбору подписей за воссоединение с Арменией. В начале 1988 г. 75 тыс. подписей были переданы в ЦК КПСС, что вызвало крайне негативную реакцию властей Азербайджанской ССР.

20 февраля 1988 г. областной совет НКАО обратился в Верховный Совет (ВС) СССР и Верховные Советы Азербайджанской и Армянской союзных республик с просьбой рассмотреть вопрос о передаче области в состав Армении. Советское руководство расценило эту просьбу как проявление национализма. В июне того же года ВС Армении дал согласие на вхождении НКАО в состав республики, Азербайджан в свою очередь объявил это решение незаконным.

12 июля 1988 г. облсовет Нагорного Карабаха заявил о выходе из состава Азербайджана. В ответ 18 июля Президиум ВС СССР принял постановление, в котором говорилось о невозможности передачи НКАО Армении.

С сентября 1988 г. между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения, перешедшие в затяжной конфликт. В январе 1989 г. по решению Президиума ВС СССР в НКАО было введено прямое управление со стороны союзного руководства. 1 декабря 1989 г. советы Армянской ССР и НКАО приняли постановление о "воссоединении" республики и области. Однако в январе 1990 г. Президиум Верховного Совета СССР признал его неконституционным.

В начале 1990 г. на армяно-азербайджанской границе начались бои с применением артиллерии. 15 января 1990 г. Москва ввела в НКАО и прилегающих районах чрезвычайное положение. В апреле-мае 1991 г. внутренние войска МВД СССР и части Советской армии провели в регионе операцию "Кольцо" с целью разоружения «армянских незаконных вооруженных формирований».

Вооруженный конфликт 1991-1994 гг.

30 августа 1991 г. была принята декларация о восстановлении независимости Азербайджанской Республики, Нагорный Карабах оказался в составе Азербайджана.

2 сентября 1991 г. на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного совета была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика (НКР) в составе СССР. В нее вошли территории НКАО, Шаумяновского района и позднее - часть Ханларского района Азербайджана. Это положило начало открытому вооруженному противостоянию между Арменией и Азербайджаном за контроль над регионом в 1991-1994 гг. Карабхский конфликт стал первым крупным вооруженным противостоянием на территории постсоветского пространства.

10 декабря 1991 г. на референдуме о статусе НКР 99,98% его участников высказались за независимость региона, однако ни советское руководство, ни мировое сообщество итоги плебисцита не признали.

19-27 декабря 1991 г. в связи с распадом Советского Союза из Нагорного Карабаха были выведены внутренние войска МВД СССР. Ситуация в зоне конфликта окончательно вышла из-под контроля. 6 января 1992 г. ВС НКР принял Декларацию "О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики".

Боевые действия обострились в мае 1992 г., когда отряды самообороны Карабаха взяли под контроль г. Шушу, со стороны которого азербайджанские войска регулярно вели бомбардировку Степанакерта и окрестных сел.

Вначале конфликта НКР практически со всех сторон была окружена азербайджанскими районами, что позволило Азербайджану еще в 1989 г. установить экономическую блокаду региона. 18 мая 1992 г. армянские силы прорвали блокаду в районе г. Лачина, наладив сообщение между Карабахом и Арменией ("Лачинский коридор"). В свою очередь летом 1992 г. азербайджанские войска установили контроль над северной частью НКР. "Армия обороны Карабаха" весной 1993 г. при поддержке Армении смогла создать второй коридор, связывающий НКР с республикой.

В 1994 г. силы обороны НКР установили практический полный контроль над автономией (92,5 % бывшей НКАО), а также заняли полностью или частично семь приграничных азербайджанских районов (8% территории Азербайджана). В свою очередь Азербайджан сохранил контроль над частью Мартунинского, Мартакертского и Шаумяновского районов НКР (15% заявленной территории НКР). По различным оценкам, потери азербайджанской стороны в ходе конфликта составили от 4 до 11 тыс. убитыми, армянской от 5 до 6 тыс. человек. Раненые с обеих сторон исчисляются десятками тысяч, сотни тысяч мирных жителей стали беженцами.

Переговорный процесс

Попытки разрешить конфликт мирным путем предпринимаются с 1991 г.

23 сентября 1991 г. в Железноводске (Ставропольский край) лидеры России, Казахстана, Азербайджана и Армении подписали коммюнике о путях достижения мира в Карабахе. В марте 1992 г. по инициативе Москвы была учреждена Минская группа ОБСЕ, в которую вошли представители 12 стран. Сопредседателями группы стали Россия, США и Франция.

5 мая 1994 г. при посредничестве России и Киргизии между сторонами конфликта было заключено соглашение о перемирии и прекращении огня, известное как Бишкекский протокол. Документ вступил в силу 12 мая 1994 г. Перемирие соблюдалось без вмешательства миротворцев и участия третьих стран.

29 ноября 2007 г. Минской группой ОБСЕ были подготовлены предложения по основным принципам урегулирования конфликта (Мадридский документ). Среди них: возвращение Азербайджану территорий, захваченных во время вооруженного конфликта; предоставление Нагорному Карабаху промежуточного статуса, обеспечивающего гарантии безопасности и самоуправления; обеспечение коридора, связывающего Нагорный Карабах с Арменией и др.

С июня 2008 г. регулярно проводятся встречи президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева по мирному урегулированию конфликта. Последняя, 19-я встреча, состоялась 19 декабря 2015 г. в Берне (Швейцария).

Позиции сторон

Баку настаивает на восстановлении территориальной целостности, возвращении беженцев и вынужденных переселенцев в Нагорный Карабах. Только после этого Азербайджан намерен начать переговоры об определении статуса НКР. Азербайджанские власти готовы предоставить региону автономию в составе республики. При этом прямые переговоры с Нагорным Карабахом республика вести отказывается.

Для Армении первоочередным вопросом является самоопределение Нагорного Карабаха (возвращение в состав Азербайджана исключается) и дальнейшее признание его статуса международным сообществом.

Инциденты после перемирия

Со времени подписания Бишекского протокола в 1994 г. стороны конфликта неоднократно обвиняли друг друга в нарушении режима прекращения огня, на границе происходили локальные инциденты с применением огнестрельного оружия, но в целом перемирие сохранялось.

В конце июля - начале августа 2014 г. обстановка в зоне нагорно-карабахского конфликта резко обострилась. По информации минобороны Азербайджана, летом 2014 г. погибли 13 военнослужащих азербайджанской армии, имелись раненые. Официальные данные о потерях с армянской стороны опубликованы не были. В ноябре 2014 г., по сообщению минобороны Армении, в зоне конфликта азербайджанской стороной во время учебно-тренировочного полета был сбит боевой вертолет Ми-24 армии обороны Нагорного Карабаха. Экипаж вертолета погиб. В свою очередь, азербайджанские военные утверждали, что вертолет атаковал их позиции и был уничтожен ответным огнем. После этого инцидента на линии соприкосновения вновь начались обстрелы, сообщалось о погибших и раненых с обеих сторон. В 2015 г. минобороны Азербайджана неоднократно сообщало о сбитых над позициями азербайджанских вооруженных сил армянских беспилотниках. Минобороны Армении эту информацию опровергало.