По решению венского. Венский конгресс

М.М. Сперанский

В декабре 1808 г. Сперанский по поручению Александра I начал разработку «Плана государственного преобразования России». Он начал работу над проектом не только с присущей ему энергией, но и с надеждой на его осуществление.

Реформатору были переданы все наработанные материалы «Негласного комитета», записки и проекты, поступившие в Комиссию по составлению государственных законов. К тому времени, по его словам, он “изучил все существующие в мире конституции” и ежедневно обсуждал с императором каждый параграф плана.

Основные положения «Плана»

По существу, «План государственного преобразования России» являлся конституцией с ее неподвижными и неизменными законами. Это было для Сперанского непреложным условием, и сам он об этом говорил так: «Во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные непреложные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы».

Сперанский был убеждённым сторонником конституционного строя. Но в то же время он понимал, что Россия не готова к конституционному строю, а поэтому начинать преобразования следует с реорганизации государственного аппарата. В период с 1808 по 1811годы он составил план государственного преобразования от кабинета императора до волостного правления. Была проведена огромная работа, причем в очень короткие для такого масштаба сроки.

По «Плану» Сперанского, все население делилось на классы:

  • дворянство как владельцы недвижимой собственности
  • среднее состояние (мещане, купцы, государственные крестьяне
  • рабочий народ (слуги, ремесленники, мещане, поденщики).

Разделение проводилось в соответствии с политическими и гражданскими правами: гражданскими обладали все три класса, а политическими – только владеющие недвижимостью. Но предусматривался переход из одного состояния в другое. Наличие гражданских прав означает, что в государстве в определенной степени существует свобода. Но для ее гарантии, считал Сперанский, необходима политическая конституция.

Владимирский комплект законов Российской империи

Он утверждает, что государство должно обеспечить человеку его безопасность и безопасность его имущества, т.к. неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод. Эти права и свободы имеют два вида: личные свободы и вещественные.

  1. Без суда никто не может быть наказан.
  2. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону.
  1. Всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону.
  2. Никто не обязан платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу.

Как мы видим, Сперанский воспринимает закон как метод защиты, а для этого необходимы гарантии от произвола законодателя. Следовательно, необходимо конституционно-правовое ограничение власти. Поэтому в основу плана государственных реформ Сперанского легло требование укрепления гражданского строя.

Идея разделения властей

Идея разделения властей должна была быть положена в основу государственного устройства страны и существовать как законодательная, исполнительная и судебная власти. Эту идею Сперанский позаимствовал на Западе. Он говорил: «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его».

Сенат должен был стать высшим органом судебной власти . Министерства – исполнительной . Государственная Дума – законодательной .

Над всеми этими органами учреждался Государственный совет как совещательный орган при императоре, который окончательно утверждал или отклонял представленный на рассмотрение проект, даже если он был принят Думой. Суть конституции сводилась к следующему:

1) Разделения властей.

2) Мнения законодательной власти абсолютно свободны и точно отражают народные чаяния.

3) Судебная власть независима от исполнительной.

4) Исполнительная власть ответственна перед законодательной.

Как видим, основные идеи «Плана государственного преобразования России» были довольны радикальными, но почва русской тогдашней действительности была еще не готова принять их. Александра I устраивали лишь частичные преобразования России, прикрытые либеральными обещаниями и общими рассуждениями о законе и свободе. Но он испытывал сильнейшее давление придворного окружения, стремившегося не допустить радикальных преобразований в России.

Дом в Петербурге, в котором скончался М.М. Сперанский

1 января 1810 г. было объявлено о создании Государственного совета, и М. М. Сперанский получил в нем должность Государственного секретаря. Вся проходившая через Государственный совет документация оказалась в его ведении. Создание Государственного совета было первым этапом преобразований: именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, все законопроекты должны были проходить через Государственный совет. На общем собрании Госсовета председательствовал сам государь. Он мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания. Первым председателем Государственного совета (до 14 августа 1814 г.) стал канцлер граф Н. П. Румянцев. Главой Государственной канцелярии стал Государственный секретарь (Сперанский).

Другие реформы

3 апреля 1809 г. был издан указ о придворных званиях, который менял порядок получения званий и привилегий. Теперь эти звания следовало рассматривать как простые знаки отличия. Привилегии получали только те, кто нес государственную службу. Указ о реформировании порядка получения придворных чинов был подписан императором, но все понимали, что автором его был Сперанский. В России в течение многих десятилетий дети знатных фамилий с рождения получали придворные чины камер-юнкера (5 класса), через некоторое время камергера (4 класса). Став взрослыми они, нигде не служив, автоматически получали «высшие места». А указом Сперанского камер-юнкерам и камергерам, не состоящим на действительной службе, предписывалось в течение двух месяцев найти себе место службы, иначе их ждала отставка.

Кроме того, он создал план изменения порядка производства в чины, действующего с эпохи Петра I. Сперанский прямо говорит о вреде петровской «Табели о рангах» и предлагает отменить или регламентировать получение чинов, начиная с 6 класса, наличием университетского диплома. Программа предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал 8 классу «Табели о рангах». С этого класса и выше чиновники имели значительные привилегии и высокие оклады. Желающих получить его было много, а сдавать экзамены большинству было не под силу. Понятно, почему Сперанского стали все больше ненавидеть.

В 1810-1811 гг. Сперанский реорганизовал министерства: они делились на департаменты, департаменты - на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министров, а из всех министров - комитет министров для обсуждения административных дел.

К началу 1811 г. Сперанский предложил проект преобразования Сената. Он предполагал разделить Сенат на правительствующий и судебный, но затем этот проект был отсрочен. Но по его плану в 1810 году был учрежден Царскосельский лицей.

М.М. Сперанский на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде

Все стороны российской действительности были отражены в «Плане преобразований России». В отношении крепостного права Сперанский писал: «Отношения, в которые поставлены оба эти класса (крестьяне и помещики) окончательно уничтожают всякую энергию в русском народе. Интерес дворянства требует, чтобы крестьяне были ему полностью подчинены; интерес крестьянства состоит в том чтобы дворяне были также подчинены короне… Престол всегда является крепостным как единственный противовес имуществу их господ», т.е крепостное состояние было несовместимо с политической свободой. Таким образом, Россия разделенная на различные классы, истощает свои силы в борьбе, которую эти классы ведут между собой, и оставляет правительству весь объём безграничной власти. Государство, устроенное таким образом - то есть на разделении враждебных классов - если оно и будет иметь то или другое внешнее устройство, - те и другие грамоты дворянству, грамоты городам, два сената и столько же парламентов, - есть государство деспотическое, и пока оно будет состоять из тех же элементов (враждующих сословий), ему невозможно будет быть государством монархическим».

Замысел Сперанского о переходе от самодержавия к конституционной монархии остался невоплощенным.

Сперанский известен, прежде всего, благодаря своим обширным реформам. Он был сторонником конституционного строя, однако полагал, что Россия не готова пока распрощаться с монархией, поэтому необходимо постепенно преобразовывать государственный строй, менять систему управления и вводить новые нормы и законодательные акты. По приказу Александра 1 Сперанский разработал обширную программу реформ, которые должны были вывести страну из кризиса и преобразовать государство.

Программа предполагала:

    Уравнивание всех сословий перед законом;

    Сокращение расходов всех государственных ведомств;

    Установление жесткого контроля над расходованием государственных средств;

    Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, изменение функций министерств;

    Создание новых, более совершенных судебных органов, а также создание нового законодательства;

    Введение новой налоговой системы и преобразования во внутренней экономике и торговле.

В целом, Сперанский хотел создать более демократичную систему с монархом во главе, где каждый человек, вне зависимости от его происхождения, имел равные права и мог рассчитывать на защиту своих прав в суде. Сперанский хотел создать в России полноценное правовое государство.

К сожалению, не все реформы, которые предложил Сперанский, были воплощены в жизнь. Во многом на провал его программы повлиял страх Александра 1 перед столь крупными преобразованиями и недовольство дворянства, которое имело влияние на царя.

Итоги деятельности Сперанского

Несмотря на то, что не все задуманное было осуществлено, часть проектов, составленных Сперанским все же были воплощены в жизнь.

Благодаря Сперанскому удалось добиться:

    Роста экономики страны, а также роста экономической привлекательности Российской Империи в глазах иностранных инвесторов, что позволило создать более мощную внешнюю торговлю;

    Модернизации системы государственного управления. Армия чиновников стала функционировать более эффективно за меньшее количество государственных средств;

    Создать мощную инфраструктуру во внутренней экономике, которая позволила ей быстрее развиваться и эффективнее саморегулироваться

    Создать более мощную правовую систему. Под руководством Сперанского было выпущено «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах – документ, содержащий все законы и акты, выпущенные с момента царствования Алексея Михайловича.

Кроме того, Сперанский был блестящим юристом и законотворцем и теоретические принципы управления, описанные им за период своей деятельности, легли в основу современного права.

Аракчеев Алексей Андреевич (1769- 1834), российский военачальник и государственный деятель.

Родился 4 октября 1769 г. в деревне Гарусово Новгородской губернии в семье отставного поручика лейб-гвардии Преображенского полка.

В 1783-1787 гг. проходил обучение в Артиллерийском и инженерном шляхетском кадетском корпусе. В 1787 г. в чине поручика от армии Аракчеев был оставлен при корпусе преподавать математику и артиллерию. Здесь он составил учебное пособие «Краткие артиллерийские записки в вопросах и ответах».

В 1792 г. Аракчеева перевели на службу в «гатчинские войска» великого князя Павла Петровича. В этот период он сделался любимцем наследника престола: После воцарения Павла I Аракчеев был назначен комендантом Петербурга, произведён в генерал-майоры (1796 г.) и получил баронский титул. В 1797 г. стал командиром лейб-гвардии Преображенского полка и генерал-квартирмейстером всей армии. В 1798 г. император пожаловал ему титул графа с девизом: «Без лести предан».

В том же году в артиллерийском арсенале была совершена кража. Аракчеев пытался утаить от императора, что в день преступления караулом командовал его брат. В наказание Павел уволил его со службы. Только в 1803 г. император Александр I принял генерала обратно, назначив его инспектором всей артиллерии и командующим лейб-гвардии Артиллерийским батальоном.

В 1803-1812 гг. на посту инспектора артиллерии, а позже и военного министра Аракчеев провёл ряд коренных преобразований в этом роде войск. Система Аракчеева заключалась в том, чтобы обеспечить русской артиллерии высокий технический уровень и самостоятельность на поле битвы.

В январе 1808 г. Аракчеев был назначен военным министром. С этого момента его влияние при дворе неуклонно усиливалось вплоть до смерти Александра (1825 г.). Новый министр за неполных два года увеличил армию на 30 тыс. человек, организовал запасные рекрутские депо, позволившие в 1812 г. быстро пополнять действующие воинские части, навёл порядок в финансах и делопроизводстве.

В канун Отечественной войны 1812 г. в составе Императорской главной квартиры он находился в Вильно (ныне Вильнюс). После начала военных действий Аракчеев вместе с государственным секретарём адмиралом А. С. Шишковым и генерал-адъютантом А. Д. Балашовым убедил Александра I покинуть действующую армию и вернуться в Петербург.

С августа 1814 г. Аракчеев руководил созданием военных поселений, а в 1819 г. стал главным начальником над ними (в 1821-1826 гг. главный начальник Отдельного корпуса военных поселений). В феврале 1818 г. Аракчеев по поручению императора составил проект постепенной отмены крепостного права. Согласно предложению графа, государство должно было выкупать помещичьи имения по согласованным с владельцами ценам. Александр I одобрил проект, но реализован он не был.

В царствование Николая I за Аракчеевым сохранилось только командование Отдельным корпусом военных поселений. В апреле 1826 г. он был отпущен в отпуск на воды. Находясь за границей, издал письма к нему Александра I, вызвав этим гнев Николая. Император окончательно уволил Аракчеева со службы и запретил появляться в столице.

Михаил Илларионович Кутузов (Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский)(1745 - 1813) – величайший полководец, генерал-фельдмаршал.

Родился Михаил в семье сенатора Иллариона Голенищева-Кутузова. Первое обучение в биографии Михаила Кутузова проходило дома. Затем же в 1759 году он поступил в Артиллерийскую и Инженерную шляхетскую школу. Окончив школу, остался преподавать математику, вскоре стал флигель-адъютантом, а позже – капитаном, командиром роты.

Недолго покомандовав отрядами, в биографии Кутузова настал чрезвычайно важный период – его перевели в армию Румянцева, которая вела войну с Турцией. Под руководством генерал-фельдмаршала, а также Александра Суворова , Кутузов получил несравненный военный опыт. Начав войну офицером, вскоре он получил звание подполковника..

В 1772 году его перевели во 2-ю армию князя Долгорукого. Если рассматривать дальнейшую краткую биографию Кутузова, то следует отметить его возвращение в Россию в 1776 году, получение чина полковника. В 1784 году Кутузов получил звание генерал-майора за успешную деятельность в Крыму. 1788-1790 года в биографии Кутузова отличались военной насыщенностью: он принимал участи в осаде Очакова, боях под Каушанами, штурме Бендер, Измаила, за что получил звание генерал-поручика. Также Кутузов принимал участие в русско-польской войне, много преподавал военные дисциплины, служил военным губернатором.

Для Кутузова Михаила Илларионовича биография в 1805 году ознаменовала началом войны с Наполеоном. Будучи главнокомандующим армии, совершил марш-маневр к Ольмюцу. Затем же был разгромлен в Аустерлицком сражении. В 1806 году стал военным губернатором Киева, в 1809 – литовским губернатором.

В 1811 году в биографии М. Кутузова снова были начаты военные действия с Турцией. Турецкие войска были разгромлены, а Кутузов получил графское достоинство. Во время Отечественной войны 1812 года Кутузов назначен главнокомандующим всех русских армий, а также получил титул светлейшего князя. Вначале отступив, Кутузов показал великолепную стратегию во время Бородинской, а также Тарутинской битвы. Армия Наполеона была уничтожена.

Пестель Павел Иванович (1793-1826), декабрист.

Родился 5 июля 1793 г., потомок нескольких поколений московских почт-директоров, сын сибирского генерал-губернатора И. Б. Пестеля.

Учился в Дрездене и в петербургском Пажеском корпусе. Служа в гвардии, прошёл Отечественную войну 1812 г. и Заграничные походы 1813-1814 гг. Стал полковником Вятского полка (1821 г.).

Глубокие знания и ораторское искусство Пестеля с самого начала выдвинули его в лидеры дворянских революционеров. Он написал устав тайной организации Союз спасения (1816 г.). Создал в городе Тульчине управу Союза благоденствия (1818 г.), добился, что его члены приняли республиканскую программу и согласились с необходимостью убийства царя, а затем - с требованием уничтожить всю императорскую фамилию.

Пестель создал и возглавил Южное общество декабристов (1821 г.) и пытался объединить его с Северным обществом на основе своей программы «Русская правда». В этом документе он настаивал на освобождении крестьян с землёй, ограничении помещичьего землевладения и образовании из конфискованной земли двух фондов: для раздачи крестьянским общинам и для продажи или сдачи в аренду государством.

Пестель мечтал уничтожить в России сословия и предоставить право голоса всем мужчинам с 20 лет для избрания верховных законодательных, исполнительных и контрольных органов. Он считал, что выборы должны пройти, когда обладающее диктаторскими правами Временное правительство закончит свою революционную работу.

13 декабря 1825 г. Пестель по доносу был арестован и не смог принять участие в восстании на Сенатской площади.

Вместе с другими приговорёнными к смерти декабристами был казнён 25 июля 1826 г. в Петропавловской крепости.

Никита Михайлович Муравьёв (1795 - 1843) – декабрист, один из важнейших идеологов движения.

Родился Никита в дворянской семье в Петербурге. Первое образование в биографии Н. Муравьева было получено дома. Затем же он поступил в Московский университет, после окончания которого стал работать регистратором в Департаменте Министерства юстиции.

1812 год в биографии Н.М. Муравьёва обозначен вступлением в армию. Уже в 1813 году он стал прапорщиком. Никита Муравьев принимал участие в сражениях под Дрезденом, Гамбургом, сражался против Наполеона. С 1817 года был масоном, входил в состав ложи «Трех добродетелей». В 1820 году уволился в отставку по прошению, затем стал служить в Гвардейском генеральном штабе.

Муравьев содействовал образованию Союза спасения, Союза благоденствия. Будучи рьяным активистом, на одном из собраний в 1820 году высказал идею установления республиканской формы правления путем проведения вооруженного восстания.

В 1821 году для Н.М. Муравьева в биографии произошло еще одно важное событие – им было организовано Северное общество. В том же году активист разработал свою версию Конституции, однако после критики однодумцев исправил некоторые пункты.

Несмотря на то, что в декабре 1825 года Муравьев уехал из Петербурга, 20 декабря был арестован, поскольку считался причастным к работе тайного общества. 26 декабря помещен в Петропавловскую крепость, осужден на 20 лет каторжных работ. Однако позже срок изменили, укоротив до 15 лет. В декабре 1826 года Муравьев прибыл в Сибирь. Жена Никиты, Александра Чернышева, поехала вместе с мужем. В 1836 году прибыл в Иркутск, умер там же, в Иркутской губернии в 1843 году.

Император Николай 1 родился 25 июня (6 июля) 1796 г. Он был третьим сыномПавла 1 и Марии Федоровны. Получил неплохое образование, но не признавал гуманитарных наук. Был сведущ в военном искусстве и фортификации. Хорошо владел инженерным делом. Однако, несмотря на это, царь не был любим в армии. Жестокие телесные наказания и холодность привели к тому, что в солдатской среде закрепилось прозвище Николая 1 «Николай Палкин».

В 1817 г. Николай женился на прусской принцессе Фредерике Луизе Шарлотте Вильгельмине.

Александра Федоровна жена Николая 1, обладающая удивительной красотой, стала матерью будущего императора Александра 2 .

Николай 1 вступил на престол после смерти своего старшего брата Александра 1. Константин, второй претендент на престол отрекся от своих прав еще при жизни старшего брата. Николай 1 не знал об этом и сначала присягнул на верность Константину. Позже этот короткий период будет назван Междуцарствием. Хотя манифест о вступлении на престол Николая 1 был издан 13 (25) декабря 1825 г, юридически правление Николая 1 началось 19 ноября (1 декабря). И первый же день омрачился восстанием декабристов на Сенатской площади, которое было подавлено, а руководители казнены в 1826 г. Но царь Николай 1 увидел необходимость реформирования общественного строя. Он решил дать стране четкие законы, опираясь при этом на чиновничество, поскольку доверие к дворянскому сословию было подорвано.

Внутренняя политика Николая 1 отличалась крайним консерватизмом. Малейшие проявления свободомыслия подавлялись. Он всеми силами защищал самодержавие. Тайная канцелярия под руководством Бенкендорфа занималась политическим сыском. После выхода в 1826 г. цензурного устава под запретом оказались все печатные издания с малейшей политической подоплекой. Россия при Николае 1 довольно сильно напоминала страну эпохи Аракчеева .

Реформы Николая 1 отличались ограниченностью. Законодательство было упорядочено. Под руководством Сперанского начался выпуск Полного собрания законов Российской империи. Киселев проводил реформу управления государственными крестьянами. Крестьяне наделялись землями при переселении в необжитые районы, в деревнях строились медпункты, внедрялись новшества агротехники. Но внедрение новшеств происходило силовыми методами и вызывало резкое недовольство. В 1839 – 1843 гг. была проведена и финансовая реформа, установившая соотношение между серебряным рублем и ассигнацией. Но вопрос о крепостном праве остался неразрешенным.

Внешняя политика Николая 1 преследовала те же цели, что и политика внутренняя. В царствование Николая 1 Россия боролась с революцией не только внутри страны, но и вне ее пределов. В 1826 – 1828 гг. по результатам русско-иранской войны к территории страны была присоединена Армения. Николай 1 выступал с осуждением революционных процессов в Европе. В 1849 г. он направил армию Паскевича для подавления венгерской революции. В 1853 г. Россия вступила в Крымскую войну . Но, по итогам Парижского мира, заключенного в 1856 г. страна утратила право иметь флот и крепости на Черном море, потеряла Южную Молдавию. Неудача подорвала здоровье царя. Николай 1 умер 2 марта (18 февраля) 1855 г. в Санкт-Петербурге, а на престол взошел его сын, Александр 2.

Решил с помощью нового витка реформаторской деятельности. С охлаждением царя к членам Негласного комитета возникла потребность в новых лицах, которые, однако, должны были продолжить прежнее направление реформ. Император быстро нашел человека, который отвечал этим требованиям. Им стал М. М. Сперанский.

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) происходил из семьи бедного сельского священника. После окончания Санкт-Петербургской Духовной академии он некоторое время работал учителем, а затем секретарем у князя А. Б. Куракина — любимца Павла I . Когда князь был назначен генерал-прокурором Сената, Сперанский стал работать чиновником в Сенате при Куракине. В короткий срок он зарекомендовал себя поистине незаменимым и очень способным человеком. В начале правления Александра I он оказался в числе главных действующих лиц правительства, хотя и не занимал первоначально крупных государственных постов.

Члены Негласного комитета привлекали Сперанского к обобщению материалов своих обсуждений, а затем стали поручать ему составление проектов по заданным ими темам. В 1803-1807 гг. Сперанский имел уже пост директора одного из департаментов Министерства иностранных дел. Он был наиболее близок к В. П. Кочубею — всесильному министру внутренних дел. В период болезни министра Сперанскому было поручено вместо него лично докладывать императору о положении дел. Эти доклады показали Александру, что Сперанский — тот человек, который ему нужен. Кроме того, в отличие от ближайшего окружения царя, Сперанский не выступал против Тильзитского мира, симпатизируя в душе законам, установленным во Франции Наполеоном .

Началось восхождение Сперанского к вершинам государственной власти. С 1807 г. он статс-секретарь императора, а с 1808 г. — заместитель министра юстиции, который одновременно являлся и генерал-прокурором Сената.

Проект политической реформы: замыслы и результаты.

Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г.

Им стало «Введение к уложению государственных законов», в котором содержались следующие положения:


Управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению;

Государственной думе; исполнительную власть осуществляют министерства; судебная власть принадлежит Сенату;

Еще один новый орган — Государственный совет — должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;

- устанавливались три основных сословия российского общества:

1) дворянство,

2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне),

3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

Политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);

Избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);

Выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь, — депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы);

Руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.

Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Этот план со временем получил бы развитие в других преобразованиях. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права.

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет. Совет оценивал не только содержание законов, но и саму необходимость их принятия. В его задачи входило также «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены Совета должны были рассматривать отчеты министерств и вносить предложения по распределению государственных доходов и расходов.

Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти.

В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Правительствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Этот проект, однако, не был осуществлен.

Проведенные в 1810 - 1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца.

Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия.

Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало носить открытый характер. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин — один из идеологов консерватизма.

Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли далее в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.

1807-1809 годы - второй период царствования Александра I, который характеризуется внутри страны огромным влиянием М. Сперанского на императора, а за её пределами - сотрудничеством с Наполеоном.

Войны 1805-1807 гг. резко подорвали авторитет государя. Кроме того, Тильзитский мир 1807 года, который был весьма невыгодным для России, вызвал резкие недовольства дворянства и купечества. К 1809 году бурные волнения дошли до того, что Александр I решил изменить политический курс и провести ряд новых реформ.

Он поручил подготовить план государственных преобразований М. Сперанскому. Для этого император передал Михаилу Михайловичу все материалы Негласного комитета и Комиссии составления государственных законов. Они встречались ежедневно для того, чтобы обсудить каждый пункт плана. И уже в октябре 1809 года М. Сперанский закончил порученную работу и представил Александру I большой документ под названием «Введение к уложению государственных законов». К нему также прилагался календарный план воплощения этого проекта в жизнь в течение 1810-1811 гг. Император принял проект и признал его «удовлетворительным и полезным».

Необходимость преобразований М. Сперанский обосновывал, как потребность разрешить противоречия между уровнем социального и экономического развития России и устаревшей самодержавной формой правления. Необходимо облечь самодержавие конституцией, осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и приступить к поэтапной отмене крепостного права. Исходя из того, что Россия идет по тому же пути, что и Западная Европа, Сперанский фактически предлагал реформировать российскую государственность на европейских началах.

М. Сперанский разделял всё общество на основании различия прав. «Из обозрения прав гражданских и политических открывается, что все они в рассуждении принадлежности их на три класса могут быть разделены:

  • 1) права гражданские общия, всем подданным принадлежащия;
  • 2) права гражданские частныя, кои должны принадлежать тем только, кои образом жизни и воспитания к ним будут приуготовлены;
  • 3) права политические, принадлежащия тем, кои имеют собственность. Из сего происходит следующие разделение состояний:
  • 1) дворянство;
  • 2) люди средняго состояния;
  • 3) народ рабочий».

Дворянству он присваивает все категории прав. Купцы, мещане, государственные крестьяне (средний слой) имеют гражданские общие права, но не имеют особенных, а политические имеют «по их собственности». Крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга (рабочий народ) имеют общие гражданские права, но не имеют политических прав. Под общими гражданскими правами М. Сперанский имел ввиду гражданскую свободу личности, а под политическими правами - участие в государственном управлении, из этого следует, что проект Сперанского отвечал самым либеральным стремлениям Александра I: он отрицал крепостное право и шел к представительству.

По проекту Сперанского принцип разделения властей должен был стать основой государственного устройства России. При этом вся власть сосредотачивалась в руках императора. Государственную думу планировалось создать в качестве законосовещательного органа. Исполнительную власть закрепить в министерствах, а Сенат сделать высшим органом судебной власти. Формы государственного управления Сперанский представлял себе так: Россию поделить на губернии, губернии - на округа, округа - на волости. В законодательном порядке в волости составляется из всех землевладельцев волостная дума, которая избирает членов местной администрации и депутатов в окружную думу; в округе такая же роль принадлежит окружной думе, состоящей из депутатов дум волостных, а в губернии - губернской думе, состоящей из депутатов дум окружных.

Государственная дума ограничивала самодержавную власть, так как ни один закон не мог быть издан без ее одобрения. Она полностью контролировала деятельность министров, могла делать представления верховной власти о нарушениях основных законов. За императором оставалось право распустить Думу и назначить новые выборы. Губернские думы избирали высшую судебную инстанцию - Сенат. Предполагалось, что дума будет давать заключения по законопроектам, выносимым на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

«Из депутатов, представленных от губернской думы, составляется законодательное сословие, под именем государственной думы.

Государственная дума есть место равное сенату и министерству.

Государственная дума собирается по коренному закону и без всякого созыва ежегодно в сентябре месяце.

Срок действия ее определяется количеством дел, eй предлагаемых.

Действие государственной думы пресекается двояким образом:

  • 1) отсрочкою его до будущего года;
  • 2) совершенным всех членов ее увольнением.

Отсрочка производится актом державной власти в Государственном совете.

Увольнение производится таковым же актом, но с означением в нем же новых членов, назначенных последними выборами губернских дум.

Кроме общего увольнения, члены государственной думы не могут оставить свое место, разве смертию или определением Верховного суда. В сих двух последних случаях места членов занимаются непосредственно одним из кандидатов в списке последнего выбора означенных.

Председатель государственной думы есть канцлер по самому своему званию.

Особенный чиновник определяется ему в помощь под именем секретаря государственной думы. «…»

В прочем образ действия, рассуждение и формы государственной думы определяются подробно в коренных законах….»

Избирательными правами могли пользоваться все граждане России, которые владели землей и капиталом, включая государственных крестьян. А мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне не могли участвовать в выборах. В этом и заключался принципиально новый подход Сперанского: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. Реформатор предлагал осуществить реформу в несколько этапов, не объявляя сразу о конечных целях преобразований и планировал завершить её к 1811 году. Исполнение проекта М.М. Сперанского предполагалось начать с 1810 г.

3 апреля 1809 г. - издание указа о придворных званиях. Звания камергера и камер-юнкера давали важные преимущества, однако не были соединены с определенными и постоянными должностными обязанностями. Данный указ предоставлял право всем, кто носил это звание, но не состоял на службе, в срок двух месяцев поступить на военную или гражданскую службу.

Указ 6 августа 1809 г. установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс). Он запретил принимать в эти чины служащих, которые не прошли обучение в одном из русских университетов и не имели сертификата, подтверждающего данный факт. Либо не сдали экзамен по приложенной к указу установленной программе. В ней служащий обязан был знать русский язык и любой иностранный, а помимо этого также кучу других дисциплин: уголовные законы, государственную экономию, права римские, естественные и гражданские, отечественная и общая история, география и даже математика и физика.

Оба указа были изданы совершенно неожиданно и в тайне от высших правительств. Указы ясно и твердо выражали требования, каким должны удовлетворять служащие. Действительно, требовались новые люди, чтобы действовать в духе тех начал, какие старались провести в правительственных учреждениях, открытых с 1810 г.

Указом 1 января 1810 г. был обнародован манифест об упразднении Непременного Совета и создании Государственного совета, и в тот же день состоялось его открытие. Значение его в системе управления выражено в манифесте 1 января определением, что в нем «все части управления в их главном отношении к законодательству сообразуются и чрез него восходят к верховной власти». Это значит, что Государственный совет обсуждает все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представляет на усмотрение верховной власти. Государственный совет не законодательная власть, а только ее орудие, и притом единственное, которое собирает законодательные вопросы по всем частям управления, обсуждает их и свои заключения возносит на усмотрение верховной власти. Таким образом, был установлен твердый порядок законодательства. В этом смысле и определяет значение Совета М.Сперанский в ответе государю о деятельности учреждения за 1810 г., говоря, что Совет «учрежден для того, чтобы власти законодательной, дотоле рассеянной и разбросанной, дать новое начертание постоянства и единообразия». Такое начертание, сообщенное законодательству, тремя обозначенными в законе чертами характеризует новое учреждение:

«…I. В порядке государственных установлений совет представляет сословие, в коем все действия порядка законодательного, судного и исполнительного в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются.

II. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судном и исполнительном.

III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти. …»

Этими чертами указывается двоякое значение Совета - законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, утвержденными верховной властью решениями он объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление.

В Совете председательствует сам государь, назначающий и членов Совета, числом которых положено было 35. Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономии. Для ведения делопроизводства Совета при нем была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Дела каждого отдельного управления статс-секретарь докладывал в своем департаменте, а всей канцелярией руководил государственный секретарь, докладывающий дела в общем собрании и представляющий журнал Совета императору. Государственным секретарем был назначен Сперанский М.М, главный организатор учреждения, что давало право руководить всем Государственным советом.

Это детище М.М. Сперанского просуществовало до 1917 года. Призванный первоначально рассматривать и утверждать планы дальнейших преобразований, Государственный совет фактически сам стал противником реформ, затягивая их обсуждение. Вскоре он переключился на рассмотрение многочисленных финансовых, судебных и административных вопросов. Значение Государственного Совета еще более снизилось, когда в 1816 году право доклада императору по делам Совета было передано А.А. Аракчееву.

М. Сперанский подготовил два важных акта, реформирующих деятельность тех министерств, в которые были преобразованы петровские коллегии манифестом от сентября 1802 года. В июле 1810 года он обнародовал манифест «О разделении государственных дел по министерствам». 25 июля 1811 года было создано «Общее учреждение министерств». Михаил Михайлович выделял в них два недостатка: это неправильное распределение дел между министерствами и отсутствие точного определения ответственности министерств. Преобразования их начались с двух актов: манифеста 12 июля 1810 года о разделении государственных дел на особые управления и «Общего учреждения министерств» 25 июня 1811 года. Было упразднено по общему распорядку министерство коммерции - одно из восьми прежних министерств. Его дела распределили между двумя другими министерствами: финансов и внутренних дел. Было создано министерство полиции. Помимо этого, было учреждено несколько «главных управлений» - это особые ведомства со значением отдельных министерств: «Главное управление ревизии государственных счетов», «Главное управление духовных дел иностранных исповеданий» и «Главное управление путей сообщения». Таким образом, отдельных центральных ведомств стало одиннадцать вместо восьми.

Министры и их заместители стояли во главе министерства, у них в подчинении находились директора департаментов, тем подчинялись начальники отделений, а последним - столоначальники. Император назначал всех министров и губернаторов.

Вплоть до 1917 года порядок, который установил М. Сперанский, не изменился, а некоторые из министерств, учрежденных в 1811 году, действуют и по сей день.

Реформа Сената весьма долго обсуждалась в Государственном совете, но так и не была осуществлена. Согласно с положенными в нее принципами разделения судебных и административных дел, Сенат было намечено разделить на два учреждения: Сенат, которое сосредотачивало в себе правительственные дела, состояло из министров и их заместителей и начальников главных частей управления; а второе - судебный Сенат, которое в свою очередь распадалось на четыре местных отделения, размещенных по главным судебным округам империи: в Москве, Петербурге, Казани и Киеве. Особенность последнего заключалась в том, что его состав был двойственным: одних членов назначал император, а других избирало дворянство. И это вызвало сильные возражения в Государственном совете.

Реформирование Сената из-за различных препятствий не было осуществлено, и в результате он сохранился в прежнем виде.

Можно сделать вывод, что из трех отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые, третьей реформа так и не коснулась.

После войн 1805 - 1807 гг. Россия находилась на грани государственного банкротства. И в 1809 г. На М. Сперанского были возложены обязательства по оздоровлению финансовой системы. Он обнаружил дефицит в 105 млн. рублей. 1 января 1810 г. М. Сперанский подготовил и вручил императору составленный им план финансов. Вот его основные положения: "Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели будет найден соразмерный ему источник дохода.

Расходы должны разделяться:

  • 1) по ведомствам;
  • 2) по степени нужды в них - необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные, причем последние не должны допускаться вовсе;
  • 3) по пространству - общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы;
  • 4) по предметному назначению - обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;
  • 5) по степени постоянства - стабильные и меняющиеся издержки".

По этому плану государственные расходы были сокращены на 20 млн. рублей, увеличены подати и налоги, все ассигнации, находящиеся в обращении, признаны государственным долгом. Капитал для погашения ассигнаций предположено было составить посредством продажи ненаселенных государственных земель и внутреннего займа. Этот финансовый план был одобрен, и была образована комиссия погашения государственных долгов.

Законами 2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года были повышены все налоги. Например, цена пуда соли с 40 копеек поднята была до рубля; подушная подать с 1 руб. возвышена была до 3 руб. Нужно отметить, что в этот план входил и новый, небывалый прежде налог - «подоходный прогрессивный». Этим налогом был обложен доход помещиков с их земель. Низший налог взимался с 500 рублей дохода и составлял 1% последнего, высший налог падал на имения, дававшие больше 18 тыс. рублей дохода, и составлял 10% последнего. Но расходы 1810 г. значительно превысили предположение, и потому налоги, установленные лишь на один год, были обращены в постоянные. Возвышение налогов и было главной причиной народного ропота против Сперанского, чем успели воспользоваться его враги из высшего общества.

На 1812 год опять грозил большой дефицит. Манифестом 11 февраля 1812 г. установлены были временные прибавки в податях и новые пошлины. Кроме того, Сперанскому поручили все финляндские дела.

1812 год был роковым в жизни Михаила Михайловича. Барон Армфельт и министр полиции Балашов пользовались большим расположением у императора. Армфельт был недоволен отношением Сперанского к Финляндии: по его словам, он "иногда хочет возвысить нас (финляндцев), но в других случаях, наоборот, желает дать нам знать о нашей зависимости. С другой стороны, он всегда смотрел на дела Финляндии, как на мелкое, второстепенное дело". Сперанскому было сделано предложение о захвате правления государства, но тот отказался и ничего не сообщал об этом императору. Армфельт решил погубить его, надеясь на то, что займет его место во главе финляндских дел в России. Позднее до государя дошли от клеветников и доносчиков отзывы якобы от Сперанского, и его стали обвинять в измене, продаже государственных тайн и в сношениях с агентами Наполеона.

Мнительный и весьма чувствительный к обидам император в начале 1812 г. заметно охладел к Сперанскому Направленная против либеральных преобразований записка Карамзина (1811) и разные нашептывания врагов Сперанского произвели впечатление на Александра I. Все более охладевая к Сперанскому, государь стал тяготиться его влиянием и начал избегать его. Приступая к борьбе с Наполеоном, Александр решил с ним расстаться. Сперанский внезапно был отправлен в ссылку.

Крушение наполеоновской империи ставило перед победителями вопрос: что же делать со всем этим наследием, оставленным эпохою войн, продолжавшихся чуть не целую четверть века? Дело было сложное, трудное, и для решения этого сложного и трудного дела в Вене 1 ноября 1814 г. собрался конгресс, на который съехались некоторые государи, – в их числе царь Александр I , пользовавшийся в это время особым престижем, как вождь коалиции, низложившей Наполеона , – и многие министры, послы и другие государственные люди, среди которых следует отметить австрийского министра князя Меттерниха и французского уполномоченного Талейрана , когда-то деятеля революции, потом служившего Наполеону, теперь действовавшего по полномочию нового французского короля Людовика XVIII .

Представители европейских государств на Венском конгрессе: 1 – Веллингтон (Англия), 6 – Меттерних (Австрия), 8 – Нессельроде (Россия), 10 – Кэстльри (Англия), 13 – А. Разумовский (Россия), 19 – Гумбольдт (Пруссия), 21 – Гарденберг (Пруссия), 22 – Талейран (Франция)

На Венском конгрессе, в сущности, должен, был произойти новый раздел добычи, но при дележе всегда возможна ссора, что на деле и случилось. В числе наиболее верных Наполеону государей Рейнского союза был король саксонский, владевший вместе с тем и Варшавским великим герцогством . После лейпцигской битвы этот союзник Наполеона был даже взят под стражу, и на венском конгрессе был поставлен вопрос о судьбе двух его государств: Пруссия предъявила притязание на все Саксонское королевство, Россия – на все Варшавское великое герцогство, и для осуществления этих своих стремлений оба государства заключили между собою более тесный союз. Другие великие державы, т. е. Австрия, Англия и Франция, наоборот, никоим образом не хотели допустить, чтобы Пруссия и Россия разделили между собою все наследство короля саксонского и великого герцога варшавского, – и тоже заключили между собою союз.

Венскому конгрессу грозил скорый конец из-за войны, которая готова была вспыхнуть между двумя враждебными союзами, когда во Франции Людовика XVIII сменил Наполеон, узнавший, что делалось на конгрессе, и думавший воспользоваться упомянутым раздором для разъединения своих врагов. Возвращение его во Францию (см. статью Сто дней) не только, однако, не остановило работ конгресса, но даже заставило его членов покончить с начинавшимся разладом. За неделю с небольшим перед битвою при Ватерлоо в своем «заключительном акте» (9 июля 1815 г.) конгресс уже мог подвести общие итоги под своими постановлениями, после того, как Александр I отказался от части Варшавского великого герцогства (от Познани) в пользу Пруссии, которая удовольствовалась лишь приблизительно половиною Саксонского королевства.

Создавая новую карту Европы, Венский конгресс стремился и восстановить легитимные династии на их престолах, и вознаградить тех, кто особенно содействовал освобождению Европы, и наказать пособников её поработителя, и принять меры к тому, чтобы оградить Европу от честолюбивых стремлений Франции, но одного он не хотел принимать и на самом деле не принимал в расчет – стремлений тех, чью судьбу решал в своих постановлениях. Считали и пересчитывали количество квадратных миль в отторгаемых и присоединяемых территориях и количество числившихся на них душ, но что это были за души, куда тяготели они или чего хотели, на это не были обращаемо ни малейшего внимания.

Европа в последние годы перед Венским конгрессом

Посмотрим теперь, кто что получил или кто как был устроен.

Россия, которая в 1809 г. овладела Финляндией , а в 1812 г. Бессарабией , была усилена присоединением к ней большей части Варшавского великого герцогства, получившей название Царства Польского , но отказалась в пользу Австрии от части Галиции (Тарнопольского округа с малорусским населением), приобретенной в 1809 г. Новому польскому королевству своему Александр I в том же 1815 г. дал конституцию к неудовольствию Австрии и Пруссии, имевших тоже польских подданных. Нужно еще прибавить, что из г. Кракова с его округом венский конгресс сделал маленькую республику («вольный город») под протекторатом трех держав, поделивших между собою Польшу. (Эта маленькая территория вошла в состав Австрии в 1846 г.)

К Австрии были присоединены или ей возвращены Тироль, Зальцбург, Ломбардия и старая территория Венеции, вместе составившая Ломбардо-Венецианское королевство, Тарнопольский округ и Далмация. Западными своими областями, принадлежавшими прежней Священной Римской империи, Австрия входила в состав нового Германского союза, в котором ей было отдано председательство, и кроме того, членам царствующей в Австрии династии были отданы Тоскана и Парма (последняя – жене Наполеона Марии-Луизе).

Пруссия, так же, как и Австрия, включенная в состав Германского союза теми своими провинциями, которые числились в старой немецкой империи, возвратила себе заэльбские владения, утраченные ею по Тильзитскому миру , и часть Варшавского великого герцогства, под названием герцогства Познанского, и получила вновь чуть не половину Саксонии и большую территорию на берегах Рейна, в его среднем и нижнем течении, где раньше владела лишь небольшою территорией и где были владения духовных курфюрстов. Новая прирейнская Пруссия составила один из оплотов против Франции, а между этою областью и старыми частями королевства на Эльбе, Одере и Висле находились некоторые второстепенные германские государства (Ганноверское королевство, Гессен-Кассельское курфюршество и др.).

Германия Венским конгрессом была совершенно переустроена. Государи Рейнского союза , поживившиеся на счет медиатизации и секуляризации, в общем сохранили и свои владения, и новые титулы, но получили обратно свои земли и те государи, которых Наполеон лишил власти, например, государи Ганновера, Ольденбурга и т. п. Вместо, однако, приблизительно 360 государств, бывших в прежней Германии до разрушения её французской революцией и Наполеоном, теперь в ней было в десять раз меньше, и все эти государства с указанными выше частями Австрии и Пруссии, а также с герцогствами Люксембургским и Гольштейнским, находившимися в подданстве одно у короля нидерландского, другое у короля датского, образовали Германский союз с постоянным союзным сеймом под председательством Австрии и с местопребыванием в Франкфурте-на-Майне. Германский союз состоял из одной империи (Австрии), пяти королевств (Пруссии, Баварии, Ганновера, Саксонии и Вюртемберга), одного курфюршества (Гессен-Касселя или Кургессена), семи великих герцогств, десяти герцогств, десяти княжеств и четырех вольных городов (Франкфурта-на-Майне, Гамбурга, Любека и Бремена). Политическое объединение Германии, о котором особенно хлопотал во время венского конгресса барон Штейн , осталось мечтою патриотов. Все германские государства были объявлены суверенными, а целью их союза было поставлено обеспечение их внешней и внутренней безопасности.

Италию венский конгресс устроил следующим образом. В северной её части были образованы Ломбардо-Венецианское королевство, отданное Австрии, и Сардинское королевство, возвращенное Савойской династии с придачею территории бывшей генуэзской республики, тоже ставшее оплотом против Франции, от которой в пользу этого королевства была отделена Савойя. В Средней Италии были восстановлены великое герцогство Тосканское, отданное брату австрийского императора, и Папская Область, а к северу от них лежали маленькие герцогства Модена, Лукка и Парма, отданные членам бурбоно-испанского и австрийского домов. На юге, в Неаполитанском королевстве, ценою измены Наполеону, удержался было в 1814 г. зять его, Иоахим Мюрат , но во время Ста дней он перешел на сторону Наполеона и вздумал было воевать с Австрией за независимость и объединение Италии. После победы над ним австрийцев Неаполитанское королевство было возвращено легитимной династии Бурбонов, продолжавшей в наполеоновскую эпоху царствовать в Сицилии под охраною английского флота; другими словами, на юге Италии было теперь вполне восстановлено прежнее королевство Обеих Сицилии.

Европа после Венского конгресса. Карта

Выше уже было упомянуто, что венский конгресс создал на границах Франции своего рода оплот из Сардинского королевства и Прирейнской Пруссии. В состав этого кордона вошли еще Швейцария, которая была объявлена вечно нейтральным государством, и новое Нидерландское королевство, составившееся из Голландии и Бельгии под верховною властью Оранского дома, которому отдан был еще и Люксембург в Германии.

На Пиренейском полуострове никаких изменений в границах произведено не было, и все ограничилось восстановлением в Испании Бурбонов, а в Португалии Браганцского дома.

Зато произошли важные перемены на скандинавском севере. У Дании была отнята Норвегия и отдана Швеции, король которой, однако, должен был, вследствие сопротивления, оказанного норвежцами простой аннексии, признать за их страною положение отдельного королевства под его властью, но с ограничением её демократическою конституцией (1814 г.). Напомним вместе с тем, что датскому королю в Германии принадлежал Гольштейн.

Наконец, Англия вышла из борьбы с Наполеоном с колониальными приобретениями. В Европе она удержала Мальту и приобрела протекторат над Ионическими островами, превращенными в республику. Английскому королю было возвращено принадлежавшее ему в Германии княжество Ганновер, значительно увеличенное и возведенное в ранг королевства.

Таковы были территориальные перемены, отчасти созданные, отчасти только признанные Венским конгрессом, заключившим собою период войн и открывшим собою эпоху продолжительного мира. За очень немногими исключениями новая карта Западной Европы оставалась неизменной до 1859 г.