Основные идеи просветителя жан жака руссо. Человечность и добро в философии жан-жака руссо

Жан Жак Руссо - французский писатель и философ, представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость в сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства...» (1755), «Об общественном договоре» (1762).

Ж. Ж. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь» (издание 1782-1789), ставящие в центр повествования «частную», духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» (издание 1771) - ранний образец мелодрамы.

Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Мать Жана Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла через несколько дней после рождения Жан-Жака, а отец - часовщик Изак Руссо - в 1722 был вынужден уехать из Женевы. 1723-24 Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. Не стерпев тирании хозяина, юный Руссо в 1728 покинул родной город.

Мадам де Варанс

В Савойе Жан Жак Руссо познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительное влияние на всю его последующую жизнь. Привлекательная 28-летняя вдова из старинного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользовалась покровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в 1720 королем Сардинии. Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился в Турин в обитель Святого Духа. Здесь он принял католичество, утратив тем самым женевское гражданство.

В 1729 Руссо поселился в Аннеси у мадам де Варанс, которая решила продолжить его образование. Она побудила его поступить в семинарию, а затем в хоровое училище. В 1730 Жан Жак Руссо возобновил свои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де Варанс, на сей раз в Шамбери, и стал одним из ее любовников. Их связь, продолжавшаяся до 1739, открыла Руссо путь в новый, прежде недоступный мир. Отношения с мадам де Варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры, привили вкус к интеллектуальному общению. Благодаря своей покровительнице он получил в 1740 место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли, старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка. Хотя воспитателя детей Мабли из Руссо не вышло, приобретенные связи помогли ему по приезде в Париж.

Руссо в Париже

В 1742 Жан Жак Руссо переселился в столицу Франции. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей. Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затем апеллировал к публике, издав «Диссертацию о современной музыке» (1743). К этому времени относится и его встреча с Дени Дидро, в котором он сразу распознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям.

В 1743 Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомился с Терезой Левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницей его жизни. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом.

«Энциклопедия»

В конце 1749 Дени Дидро привлек Руссо к работе над «Энциклопедией», для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки. Репутация Жан Жака Руссо как музыканта возросла после его комической оперы «Сельский колдун», поставленной при дворе в 1752 и в парижской опере в 1753.

В 1749 Руссо принял участие в конкурсе на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», организованном Дижонской Академией. В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии - конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие.

Жан Жак Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работа принесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность. В 1754 на второй конкурс Дижонской Академии Руссо представил «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755). В нем он противопоставил так называемое первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному).

Конфликт с энциклопедистами

В 1750-х гг. Ж. Ж. Руссо все более отдалялся от парижских литературных салонов. В 1754 он побывал в Женеве, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданских правах. По возвращении во Францию Руссо избрал уединенный образ жизни. 1756-62 годы он провел в сельской местности близ Монморанси (под Парижем), сначала в павильоне, отведенном ему мадам д"Эпине (подругой Фридриха Мельхиора Гримма, автора знаменитой «Литературной корреспонденции», с которым Руссо близко сошелся еще в 1749), затем в загородном доме маршала де Люксембурга.

Однако отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенно охлаждались. В пьесе «Побочный сын» (1757) Дидро высмеял отшельников, а Жан Жак Руссо воспринял это как личное оскорбление. Затем Руссо воспылал страстью к невестке мадам д"Эпине, графине Софи д"Удето, которая была любовницей Жана-Франсуа де Сен-Ламбера, энциклопедиста, близкого друга Дидро и Гримма. Друзья сочли поведение Руссо недостойным, а сам он не считал себя виновным.

Преклонение перед мадам д"Удето вдохновило его на «Новую Элоизу» (1761), шедевр сентиментализма, роман о трагической любви, воспевавший искренность в человеческих отношениях и счастье простой сельской жизни. Нараставшее расхождение Жан Жака Руссо с энциклопедистами объяснялось не только обстоятельствами личной жизни, но и различиями в их философских взглядах. В «Письме к Д"Аламберу о спектаклях» (1758) Руссо утверждал, что атеизм и добродетель несовместимы. Вызвав возмущение многих, в том числе Дидро и Вольтера, он поддержал критиков статьи «Женева», опубликованной Д"Аламбером за год перед этим в 7 томе «Энциклопедии».

Теория нравственных чувств

В педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» (1762) Жан Жак Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

«Общественный договор»

Между тем, именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо - «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Жан Жак Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих его прежних друзей.

Последние годы

Проповедь Руссо была встречена одинаково враждебно в самых различных кругах. «Эмиль» был осужден Парижским парламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции. В Женеве были сожжены и «Эмиль» и «Общественный договор», а Руссо был объявлен вне закона.В 1762-67 Жан Жак Руссо скитался вначале по Швейцарии, затем оказался в Англии. В 1770, достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж, где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над «Исповедью» (1782-1789). Обуреваемый манией преследования, Руссо удалился в Эрменонвиль под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни на попечении маркиза де Жирардена, который и похоронил его на острове в собственном парке.

В 1794, в период Якобинской диктатуры, останки Жан Жака Руссо были перенесены в Пантеон. Якобинцы обосновали с помощью его идей не только культ Верховного Существа, но и террор.

Французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиции деизма

осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Выдвинул лозунг "Назад к

природе!". Руссо оказал огромное влияние на современную духовную историю Европы

с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры. Основные

произведения: "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), "Эмиль, или О воспитании" (1762), "Об общественном договоре" (1762), "Исповедь" (1781-1788).

Спустя четыре месяца Руссо оставил Турин Вскоре он истратил деньги и вынужден

был поступить лакеем к старой, больной аристократке Через три месяца она умерла,

и Руссо снова оказался не у дел На этот раз поиски работы были недолгими Он

нашел место лакея в аристократическом доме Позже в этом же доме работал домашним

секретарем Здесь ему давали уроки латинского языка, научили безукоризненно

говорить по-итальянски И все же Руссо не задержался надолго у своих

благосклонных господ Его по-прежнему тянуло странствовать, к тому же он мечтал

вновь увидеть госпожу де Варане. И эта встреча вскоре состоялась Госпожа де

Варане простила Руссо безрассудные юношеские скитания и приняла его в свой дом,

который надолго стал его пристанищем Здесь между Руссо и госпожой де Варане

установились близкие, сердечные отношения Но привязанность и любовь Руссо к

своей покровительнице, по-видимому, долго не приносили ему уми-

ротворения и покоя. Госпожа де Варане имела и другого возлюбленного - швейцарца

Клода Анэ. Руссо с огорчением не раз покидал свое пристанище и после новых

мытарств снова возвращался к де Варане. Только после смерти Клода Анэ между Жан

Жаком и Луизой де Варане установилась полная идиллия любви и счастья.

Де Варане сняла замок в горной долине, среди чудесной зелени, виноградников,

цветов. "В этом волшебном уголке, - вспоминал Руссо в своей "Исповеди", - я

провел два или три лучших летних месяца, стараясь определить свои умственные

интересы. Я наслаждался радостями жизни, цену которым так хорошо знал,

обществом, столь же непринужденным, как и приятным, - если только можно назвать

обществом наш тесный союз, - и теми прекрасными знаниями, к приобретению которых

я стремился..."

Руссо продолжал много читать, основательно изучал философские и научные труды

Декарта, Локка, Лейбница, Мальбранша, Ньютона, Монтеня, занимался физикой,

химией, астрономией, латинским языком, брал уроки музыки. И нужно сказать, что

за годы, протекшие в доме де Варане, он достиг серьезных результатов в

философии, естествознании, педагогике и других науках. В одном из писем к отцу

он так выразил суть своих научных занятий: "Я стремлюсь не только просветить ум,

но и воспитать сердце к добродетели и мудрости".

В 1740 году взаимоотношения между Руссо и де Варане ухудшились, и он вынужден

был покинуть свое многолетнее пристанище. Переехав в Лион, Руссо нашел здесь

место воспитателя детей в доме господина Мабли - главного судьи города. Но

работа домашнего воспитателя не приносила ему ни морального удовлетворения, ни

материальных благ. Через год Руссо снова вернулся к де Варане, но уже не

встретил прежнего расположения. По его словам, он почувствовал себя лишним

"возле той, для которой когда-то был всем". Разойдясь с де Варане, осенью 1741

года Руссо переехал в Париж. Первое время он серьезно рассчитывал на успех

своего изобретения - новой нотной системы. Но действительность разбила его

надежды. Изобретенная им нотозапись в цифрах, представленная в Парижскую

академию наук, не встретила одобрения, и ему вновь пришлось рассчитывать на

случайные заработки В течение двух лет Руссо перебивался перепиской нот, уроками

музыки, мелким литературным трудом. Пребывание в Париже расширило его связи и

знакомства в литературном мире, открыло возможности для духовного общения с

передовыми людьми Франции. Руссо познакомился с Дидро, Мариво, Фонтенелем,

Гриммом, Гольбахом, Д"Аламбером и другими.

Наиболее теплые дружеские отношения установились у него с Дидро. Блестящий

философ, также как Руссо, увлекался музыкой, литературой, страстно стремился к

свободе. Но мировоззрение у них было разное. Дидро был философом-материалистом,

атеистом, занимавшимся главным образом разработкой естественнонаучного

мировоззрения. Руссо же находился во власти идеалистических взглядов, перенося

все свое внимание на социально-политические вопросы. Но в конце 1760-х годов на

почве идейных и личных разногласий между Руссо и Дидро возник конфликт,

приведший их к разрыву В "Письме к Д"Аламберу о зрелищах", касаясь и того

конфликта, Руссо писал "У меня был строгий и справедливый Аристарх; у меня его

больше нет, и я не хочу

другого; но я никогда не перестану жалеть о нем, и его не хватает еще больше

моему сердцу, чем моим сочинениям".

Находясь в крайне стесненных материальных условиях, Руссо пытался найти путь к

более обеспеченной жизни. Ему посоветовали познакомиться с дамами высшего света

и использовать их влияние. От знакомого патера-иезуита Руссо получил несколько

Дюпон, жене богатого откупщика, и другим дамам.

В 1743 году через посредство госпожи де Брольи он получил должность секретаря

французского посланника в Венеции. Около года Руссо добросовестно выполнял свои

обязанности. В свободное от занятий время знакомился с итальянской музыкой и

собирал материал для книги о государственном управлении. Высокомерное и грубое

обращение посланника графа де Монтэгю вынудило Руссо оставить дипломатическую

службу и вернуться в Париж

В Париже Руссо сошелся с молодой белошвейкой Терезой Левасеер, которая, по его

словам, обладала простым и добрым нравом. Руссо прожил с ней 34 года, до конца

своих дней. Он пытался развить ее, обучить грамоте, однако все усилия его в этом

направлении оставались бесплодными.

У Руссо было пятеро детей. Неблагоприятные семейно-бытовые условия вынудили

поместить детей в воспитательный дом. "Я содрогнулся перед необходимостью

поручить их этой дурно воспитанной семье, - писал он о семье Терезы Левасеер, -

ведь они были бы воспитаны ею еще хуже. Пребывание в воспитательном доме было

для них гораздо менее опасным. Вот основание принятого мной решения..."

Связь с Терезой многие биографы и историки философии считали для Руссо большим

несчастьем. Однако свидетельства самого Руссо опровергают это. В "Исповеди" он

утверждал, что Тереза была для него единственным действительным утешением. В ней

"я нашел восполненье, в котором нуждался. Я жил со своей Терезой так же хорошо,

как жил бы с величайшим гением мира".

Кстати сказать, эта многолетняя связь не мешала Руссо встречаться с другими

женщинами, что, конечно, огорчало Терезу. В особенности нелепой и обидной могла

казаться ей любовь Жан Жака к Софи Д"Удето. Эту его страстную любовь и

переселение в Эрмитаж, поближе к предмету своего глубокого увлечения, долго не

могли простить Руссо и его друзья.

Из биографии Руссо вряд ли можно сделать вывод его уравновешенности или

аскетичности. Напротив, очевидно, он был весьма эмоциональным, беспокойным,

неуравновешенным человеком. Но при этом Руссо был необыкновенно одаренной

личностью, готовой во имя добра и правды жертвовать решительно всем.

В 1752-1762 годы Руссо внес свежую струю в идейное новаторство и литературно-

художественное творчество своего времени.

Первое сочинение Руссо написал в связи с конкурсом, объявленным Ди-жонской

академией. В этой работе, которая называлась "Способствовало ли возрождение наук

и искусств улучшению нравов" (1750), Руссо впервые в истории общественной мысли

совершенно определенно говорит о расхождении между тем, что сегодня называют

научно-техническим прогрессом, и состоянием человеческой нравственности. Руссо

отмечает ряд противоречий

исторического процесса, а также то, что культура противостоит природе

Впоследствии эти идеи окажутся в центре споров о противоречиях общественного

процесса

Другая важная мысль Руссо, которую он будет развивать в своей работе

"Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755) и в

своем главном произведении "Об общественном договоре, или Принципы политического

права" (1762), связана с понятием отчуждения Основой отчуждения человека от

человека, заявляет Руссо, является частная собственность

Руссо не мыслит себе справедливости без равенства всех людей Но столь же важна

для справедливости, по его убеждению, свобода Свобода тесно связана с

собственностью Собственность развращает общество, утверждал Руссо, она рождает

неравенство, насилие и ведет к порабощению человека человеком "Первый, кто напал

на мысль, огородив участок земли, сказал "это мое" и нашел людей, достаточно

простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского

общества, - пишет Руссо в "Общественном договоре" - От скольких преступлений,

войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот,

кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним "Не слушайте лучше

этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат

всем, а земля - никому1"

И тот же самый Руссо, как это ни парадоксально, который способен на такой

революционный гнев, утверждает, что именно собственность может гарантировать

человеку независимость и свободу, только она может внести в его жизнь покой и

уверенность в своих силах Выход из этого противоречия Руссо видит в уравнивании

собственности В обществе равных между собой собственников он видит идеал

справедливого устройства общественной жизни

В своем "Общественном договоре" Руссо развивает идею, согласно которой люди

договорились между собой учредить государство для обеспечения общественной

безопасности и охраны свободы граждан Но государство, согласно Руссо, из

института, обеспечивающего свободу и безопасность граждан, со временем

превратилось в орган подавления и угнетения людей Наиболее откровенно этот

переход "в свое иное" происходит в монархическом абсолютистском государстве

До государственного и соответственно гражданского состояния люди жили, согласно

Руссо, в "естественном состоянии" С помощью идеи "естественного права" им

обосновывалась неотъемлемость таких прав человека, как право на жизнь, свободу и

собственность Разговор о "естественном состоянии" становится общим местом всего

Просвещения Что касается Руссо, то, в отличие от других просветителей, он, во-

первых, не считает право собственности "естественным" правом человека, а видит в

нем продукт исторического развития, и, во-вторых, Руссо не связывает

общественный идеал с частной собственностью и гражданским состоянием человека

Наоборот, Руссо идеализирует "ди каря" как существо, которое еще не знает

частной собственности и других достижений культуры "Дикарь", по мнению Руссо, -

это существо добродушное, доверчивое и дружелюбное, а вся порча идет от культуры

и исторического развития

Только государство, согласно Руссо, может осуществить идеалы "естественного

состояния", какими он считает идеалы Свободы, Равенства и Братства Но

государством, способным осуществить эти идеалы, у Руссо может быть только

республика

В романе "Юлия, или Новая Элоиза" впервые на грани 60-х и 70-х годов XVII века

раздалось искреннее слово о непреодолимом могуществе свободной любви, не знающей

сословной розни и лицемерия Успех книги был беспримерным

Элоизой звали невесту средневекового философа Пьера Абеляра Элоиза стала идеалом

женской верности, человеческой естественности Именно естественное человеческое

чувство и является тем основанием, на котором должна, согласно Руссо, строиться

человеческая личность Наиболее подходящей системой воспитания является система,

которая опирается на человеческие чувства А местом, наиболее подходящим для

воспитания ребенка и молодого человека, Руссо считал природу

Руссо является основоположником так называемого "сентиментализма" Сентиментализм

ставит чувство во всех отношениях выше разума Нравственное начало в человеке,

считает Руссо, укоренено в его натуре, оно глубже, "естественнее" и

основательней, чем рассудок Оно самодостаточно и знает только один источник -

делает нас безразличными к людским страданиям Поэтому Руссо выступает против

"культуры" По сути, он первый, кто после античных авторов стал критиком культуры

асоциального прогресса Руссо был против театра и считал сценическое искусство

нарочитым и неестественным

При всей своей неприязни к официальной церкви Руссо считал, что нравственное

чувство, которое лежит в основе человеческой личности, есть по существу

религиозное чувство И без культа Верховного Существа оно недействительно Руссо -

деист Но его деизм не столько космологического, как у Вольтера, сколько

нравственного свойства И поскольку органическая нравственность есть, по Руссо,

отличительная черта народной демократии, в противоположность, в сущности,

безнравственному аристократизму, то Руссо считал атеизм аристократическим

мировоззрением

В педагогическом романе "Эмиль, или О воспитании" (1762) Руссо показал

порочность феодально-схоластической системы воспитания и блестяще изложил новую

демократическую систему, способную формировать и выращивать трудолюбивых и

добродетельных граждан, хорошо знающих цену передовым общественным интересам

Трактат вызвал положительные отклики у Гете, Гердера и Канта А у деятеля

Французской революции М Робеспьера эта книга была в буквальном смысле настольной

Кроме того, Руссо писал статьи по актуальным политическим, экономическим,

музыкальным и другим вопросам для "Энциклопедии", редактируемой Д"Аламбером и

Дидро Интересна его статья "О политической экономии", опубликованная в 1755 году

в V томе "Энциклопедии" Он осветил в ней социально-экономические проблемы, в

частности, имущественные отношения, государственное управление, общественное

воспитание В 1756 году Руссо изложил содержание обширного труда Шарля де Сен

Пьера "Рассуждение о вечном мире" В духе демократического гуманизма он подверг

тельной критике кровавые грабительские войны и выразил свое горячее стремление к

миру, к избавлению человечества от опустошительных войн и к превращению всех

народов в единую дружную семью Эта работа была опубликована посмертно, в 1781

Литературные успехи, однако, не приносили Руссо ни достаточных средств, ни

душевного покоя. Его яростно травили и преследовали французские, швейцарские,

нидерландские клерикалы и королевские чиновники. После выхода в свет романа

"Эмиль, или О воспитании" и политического трактата "Об общественном договоре"

парижский парламент стал метать громы и молнии против автора "зловредных"

произведений. Королевский суд приговорил "Эмиля", а затем и "Общественный

договор" к сожжению и издал постановление об аресте Руссо. Спасаясь от

преследования, Руссо ночью бежал в Швейцарию. Но здесь, как и в Париже, его

стали преследовать. Женевское правительство также осудило "Эмиля" и

Женевской республики принял постановление о произведениях Жан Жака Руссо "Эмиль"

и "Общественный договор": "...разорвать их и сжечь... перед ратушей, как

сочинения дерзкие, постыдно-скандальные, нечестивые, и направленные к разрушению

христианской религии и всех правительств".

Руссо не оставалось ничего другого, как искать покровительства и защиты в других

странах. Он обратился с письмом к Фридриху II, прося его разрешить поселить в

Невшателе. В то время Невшатель представлял собой небольшое княжество

Нейнбургское, находившееся под властью прусского короля. Фридрих II приказал

губернатору пойти навстречу "французскому изгнаннику".

В Невшателе Руссо прожил более двух лет. Вначале он поселился на даче Коломбе у

губернатора лорда Кейта, затем в деревне Мотье, расположенной в предгорьях в

живописной местности. В этом уединении Руссо писал сравнительно немного: первое

время он отдыхал. Но и то, что было написано в деревне Мотье в ответ на

преследования и происки женевских властей ("Письма горы", "Письмо к архиепископу

Христофору де Бомон" и др.), вызвало возмущение невшательского духовенства и

массовый протест в протестантском мире. Руссо бежал из Мотье и поселился на

острове Св Петра на Бильском озере Но и здесь правительство не оставило его в

покое Бернский сенат предложил Руссо в двадцать четыре часа покинуть остров и

область Берна.

В поисках пристанища, Руссо в сопровождении Терезы отправился в город Страсбург.

Однако и тут он не мог оставаться долго Тогда Руссо уговорили поехать в Англию,

куда пригласил его философ Дэвид Юм. Руссо пересек Ламанш и прибыл в Лондон. Юм

поселил его в Чезвике, в окрестности Лондона. Через некоторое время сюда

приехала и Тереза Но близость к английской столице не устраивала Руссо. После

всего пережитого он искал покоя и уединения. Это желание было удовлетворено Юмом

и его друзьями В распоряжение Руссо был предоставлен замок в Дербеншире Однако и

в английском замке ни Руссо, ни Тереза не могли найти душевного покоя их

подавляла и угнетала непривычная обстановка Без ведома Юма Руссо вскоре оставил

замок и переселился в ближайшую деревушку Вуттон, где продолжал работать

над "Исповедью". Даже здесь Руссо не находил покоя. Ему казалось, что и Юм,

вслед за его бывшими французскими друзьями, отвернулся от него.

К таким "бывшим друзьям" Руссо относил Вольтера, который, действительно, не раз

с ожесточением выказывал свое нерасположение к Руссо.

Письма, получаемые Жан Жаком из Швейцарии, тоже поддерживали в нем

представление, что его всюду окружают враги и недоброжелатели. Все это породило

у Руссо тяжелый недуг В течение ряда лет Руссо страдал манией преследования и

подозрительностью. Принимая Юма за неискреннего друга, за послушное орудие в

руках врагов, он решил покинуть Вуттон и в мае 1767 года внезапно оставил

английское убежище

Очутившись снова на французской земле, Руссо и тут не мог дышать свободно. Он

вынужден был скрываться под именем гражданина Рену. Как ни старались его друзья

дю Пейр, маркиз Мирабо и другие создать спокойные и безопасные для Руссо условия

жизни, но ни в имении Флери, близ Медоне, ни в замке Триэ, близ Жизора он не мог

найти покоя. Одиночество, болезненный страх внезапного нападения беспрерывно

мучили и угнетали его

Летом 1768 года Руссо оставил Терезу в замке Триэ и отправился в путешествие по

старым, хорошо знакомым местам. В Шамбери он повидал своих давних знакомых и,

обуреваемый воспоминаниями, посетил могилу де Варане. И здесь, у могилы,

вспомнил все неповторимое, прекрасное, что нашел в ее дружбе и благосклонности.

Не желая покидать милые сердцу места, с которыми был связан "драгоценный период"

его жизни, Руссо поселился в маленьком городке Вургоэне, лежавшем между Лионом и

Шамбери. Вскоре приехала сюда и Тереза. Здесь ее ожидал приятный сюрприз. Руссо

решил закрепить отношения с Терезой браком.

Через год супруги переселились в соседнее местечко Монкен. Руссо снова приступил

к работе над второй половиной "Исповеди". С 1765 года он стал думать о

возвращении в Париж. "Исповедь", над которой Руссо работал в течение пяти лет,

осталась неоконченной. Желание вернуться в столицу настолько овладело им, что,

пренебрегая опасностью быть схваченным, он переехал Париж и поселился на улице

Плятриер (ныне улица Ж Ж. Руссо). Это был 1770 год, когда французское

правительство в связи с бракосочетанием дофина с Марией Антуанеттой стало

воздерживаться от политических репрессий, и Руссо, к своему удовольствию, мог

свободно появляться на улицах, посещать друзей и знакомых.

В последние годы жизни Руссо не вынашивал больших творческих планов Он занимался

главным образом самоанализом и самооправданием своих прошлых постутков. Весьма

характерны в этом отношении наряду с "Исповедью" очерк "Руссо судит Жан Жака",

диалоги и его последнее произведение - "Прогулки одинокого мечтателя". В этот

период, по мнению биографов Руссо, он уже не пытался искать выхода из

одиночества, не стремился заводить новые знакомства. Правда, он попытался

прочесть публично свою "Исповедь", но по настоянию госпожи Д"Эпинэ полиция

запретила это чтение

В "Исповеди" Руссо с поразительной откровенностью повествует о своей жизни, он

не умалчивает о самых неприглядных ее сторонах Самым неожиданным для читателя

было признание в том, что, женившись на Терезе, Руссо заставил ее подбросить

сначала первого их ребенка, а затем и второго

О последних годах жизни Жан Жака Руссо немецкая писательница Генриетта Роланд-

Гольст писала "Жизнь его была распределена точно и равномерно Утренними часами

он пользовался для переписки нот и сушки, сортировки и наклеивания растений Он

делал это очень аккуратно и с величайшей тщательностью, приготовленные таким

образом листы он вставлял в рамки и дарил тем или другим из своих знакомых Он

стал снова заниматься музыкой и сочинил в эти годы множество небольших песенок

на данные тексты, он назвал этот сборник "Песни утешения в горестях моей жизни"

После обеда он отправлялся в какое-нибудь кафе, где читал газеты и играл в

шахматы, или делал большие прогулки в окрестностях Парижа, он до конца оставался

страстным любителем прогулок пешком"

В мае 1778 года маркиз де Жирарден предоставил в распоряжение Руссо особняк в

Эрменонвиле, вблизи Парижа Переселившись в это прекрасное предместье, он

продолжал вести прежний образ жизни совершал утренние прогулки, встречался со

знакомыми и почитателями

почувствовал острую боль в сердце и прилег отдохнуть, но вскоре тяжело застонал

и упал на пол Прибежавшая Тереза помогла ему подняться, но он снова упал и, не

приходя в сознание, скончался Скоропостижная смерть и обнаружение кровоточащей

раны на лбу дали повод слуху, что Жан Жак Руссо покончил жизнь самоубийством

перенесен в Пантеон и положен рядом с прахом Вольтера

"Остров тополей" в Эрменонвиле, где он был похоронен, стал местом паломничества

У его могилы можно было встретить Марию Антуанетту, адвоката из Арраса

Максимилиана Робеспьера, при котором ее позже казнили, и будущего императора

Жан-Жак Руссо относится к тем философам, которые еще долго будут вызывать дискуссии. Принадлежит ли он к плеяде мыслителей или, наоборот, к ее самым непримиримым критикам? Готовил он почву для Французской революции или же делал все, чтобы она не произошла? Множество биографов сломали копья, споря о том, кто такой был Жан-Жак Руссо. Основные идеи этого философа, принадлежавшего одновременно к школам натурализма и сенсуализма, мы рассмотрим в этой статье. Ведь именно этот человек понял, что прогресс несет за собой несчастье, а деспотизм порождает бесправие большинства. В ситуации, когда основная масса людей жила практически за чертой нищеты, он лелеял идеи о всеобщем равенстве.

Взгляды Жан-Жака Руссо: что лежит в их основе

Главным мотивом идей философа является требование вывести общества из того состояния, в котором оно находится теперь. То есть из ситуации всеобщей испорченности. Его коллеги-просветители утверждали, что это возможно, стоит только правильно воспитать князей и правителей. А также учредить республику, где все получат равные материальные блага и политические права. Руссо же полагал, что главный принцип правильного общества лежит в верном моральном мышлении. Философ говорил о том, что «всякий человек добродетелен», когда его «частная воля во всем соответствует общей воле». Мораль для него была главным мерилом всего. Поэтому он считал, что без добродетели никакой настоящей свободы не существует. Но его жизнь была словно опровержением всей его философии.

Биография. Юность и начало карьеры

Жан-Жак Руссо, основные идеи которого мы анализируем, родился в городе Женеве и по своим религиозным убеждениям в детстве был кальвинистом. Мать его умерла во время родов, а отец бежал из города, поскольку стал жертвой уголовного преследования. С раннего возраста он был отдан в ученичество, но ни нотариус, ни гравер, в подчинении которых находился будущий философ, не любили его. Дело в том, что он предпочитал запоем читать книги, а не работать. Его часто наказывали, и он решился бежать. Он пришел в соседнюю область - Савойю, которая была католической. Там, не без участия госпожи де Варан - своей первой покровительницы, он стал католиком. Так начались мытарства юного мыслителя. Он работает лакеем в аристократической семье, но не приживается там и уходит обратно, к госпоже де Варан. С ее помощью он идет учиться в семинарию, бросает ее, два года скитается по Франции, часто ночуя под открытым небом, и вновь возвращается к своей прежней любви. Даже присутствие еще одного воздыхателя «мамаши» не смущает его. В течение нескольких лет Жан-Жак Руссо, биография которого в юности была столь отличной от его последующих взглядов, то уходит, то возвращается к госпоже де Варан и живет с нею в Париже, в Шамбери и в других местах.

Зрелость

Оставаться долгое время в качестве протеже стареющей дамы Руссо в конце концов счел невозможным. Он пытался зарабатывать, но неудачно. Не сумел он ни обучать детей, ни работать секретарем посла. Со всеми работодателями у него возникали проблемы. Мизантропия постепенно проникает в характер этого человека. С людьми он не сходится. Природа - вот что начинает очаровывать такого любителя уединения, как Жан-Жак Руссо. Биография философа внезапно делает резкий поворот - он женится на горничной, служащей в одной из гостиниц. Это была грубая, которую он совершенно не любил, но она его кормила. Всех своих детей он отдал в приют, утверждая впоследствии, что денег на содержание семьи у него не было. Он продолжал подрабатывать на различных временных должностях, и вот, будучи секретарем, вошел в общество Энциклопедистов, которые собирались на дому. Одним из его первых друзей был Последний часто подвергался преследованиям за Однажды, когда Жан-Жак шел навестить Дидро в заключении, он прочел в газете конкурсное объявление о премии за лучшую работу на тему, полезны ли для общества науки и искусства. Молодой человек написал эссе, обличающее культуру и цивилизацию. Как ни странно, первое место получил именно он, Жан-Жак Руссо. Основные идеи его философии были высказаны в этом тексте. Так началась его биография как мыслителя.

Слава

С тех пор Руссо прожил блестящие десять лет. Он писал музыку и оперетты, которые ставили на королевской сцене. Он был моден в высшем обществе. А поскольку основной его идеей было отвержение современной ему культуры, он отказался от принципов богатой и обеспеченной жизни, стал одеваться просто (и даже грубо) и начал вульгарно и оскорбительно общаться со своими приятелями-аристократами. Зарабатывал он на жизнь, переписывая ноты. Хотя светские дамы осыпали его подарками, все презенты доставались его жадной жене. Вскоре философ написал еще один труд, ставший популярным. Политические идеи Жан-Жака Руссо проявились впервые в этой работе. Рассуждая о том, как произошло неравенство, мыслитель счел, что все, что стоит в основе жизни современного общества - государство, законы, разделение труда, - все это привело к моральному падению. Одна из ценительниц Руссо, госпожа д’Эпине, построила для него в своих владениях специальный «Эрмитаж» среди леса, где философ мог предаваться раздумьям в одиночестве. Однако после неудачного романа с молодой замужней аристократкой, приведшего к скандалу в среде Эницклопедистов, Руссо порывает с сотоварищами.

Проблемы

Философ находит приют у герцога Люксембургского, где живет еще четыре года и пишет множество произведений. Одно из них навлекает на него гнев Церкви, и он бежит от судебного приговора парижского парламента. Укрываясь в родной Швейцарии, он видит, что ему здесь тоже не рады - правительство бернского кантона изгоняет философа. Новое убежище предоставляет ему прусский король - еще три года Руссо проводит в селении Мотье. Однако затем склочный характер заставляет его рассориться со всеми окрестными жителями. Пытаясь начать новую жизнь, он приезжает в Женеву и вновь принимает кальвинизм, но и с представителями этой конфессии не может мирно ужиться, и начинает с ними ссориться. Апогеем этих проблем стал конфликт с другим «властителем дум» той эпохи - Вольтером, который тоже жил возле Женевы, в поместье Ферне. Насмешливый соперник с помощью памфлетов выживает Жан-Жака из Мотье, и Руссо вынужден бежать в Англию. Он принимает приглашение другого философа, Юма. Но и с ним не получается ужиться, и через некоторое время новый друг объявляет Руссо сумасшедшим.

Скитания и смерть

Философ возвращается в Париж, вновь скитается, находя убежище то у одного приятеля, то у другого. Вольтер начинает публиковать памфлеты о том, какую ужасную жизнь прожил человек по имени Руссо Жан-Жак. Философия и поступки этого «лицемера» совершенно не совпадают между собой, замечает оппонент. В ответ Руссо пишет знаменитую «Исповедь», пытаясь оправдать свое прошлое и настоящее. Но его ментальная болезнь прогрессирует. Его здоровье стремительно ухудшается, и вскоре, по одной из версий, во время концерта, устроенного в его честь, философ внезапно умирает. Его могила на острове Ив стала местом паломничества для фанатов мыслителя, которые считали, что Руссо пал жертвой общественного остракизма.

Руссо Жан-Жак. Философия эскапизма

Как уже говорилось, первыми трудами мыслителя, были конкурсные «Рассуждения» об искусстве, науках и происхождении неравенства. Впоследствии он написал такие работы, как «Общественный договор», «Эмиль, или Воспитание чувств» и «Новая Элоиза». Некоторые из его произведений написаны в форме эссе, а некоторые как романы. Именно последними наиболее прославился Жан-Жак Руссо. Основные идеи об обличении цивилизации и культуры, от которых следует бежать, высказанные им еще в юности, находят свое естественное продолжение. Главным в человеке, как полагал философ, является вовсе не разум, а чувства. Основными инстинктами морального существа следует признать Совесть и Гений. В отличие от разума, они не ошибаются, хотя часто и не осознаны. Эпоха Возрождения, которой все восхищаются, привела к настоящему упадку общества, потому что науки, искусства и развитие промышленности, начавшееся именно в то время, привели к отчуждению людей друг от друга и возникновению искусственных потребностей. А задача настоящего философа - вновь сделать человека единым и, соответственно, счастливым.

Исторические взгляды

Но не только Ренессанс и его достижения обличал Жан-Жак Руссо. Теория об общественном договоре является одним из его основных философских выводов. Критикуя современные ему политические идеи, он противоречит популярному в то время Гоббсу. В первобытную эпоху, считает Руссо, не было никакой «войны всех против всех», а был самый настоящий «золотой век». Современное же падшее общество начинается с появления частной собственности - как только некто застолбил участок и заявил: «Это - мое», - исчезла детская невинность человечества. Конечно, повернуть науку вспять невозможно, но можно замедлить прогресс как таковой. Для этого следует заключить общественный договор и создать республику равноправных мелких собственников. Все вопросы там будут решаться не путем разделения властей, а на референдумах.

Каким должен быть человек

Много писал Жан-Жак Руссо о воспитании. Человек, прежде всего, должен быть естественным существом, ведь все его основные обусловлены природой. Поскольку чувства, как мы уже выяснили, - это главное в людях, то и развивать следует именно их. Лишние рассуждения только утомляют, а вовсе не возвеличивают. Настоящее достоинство человека исходит из сердца, а не из разума. Люди стараются не слышать голос совести, а ведь это - зов самой Природы. В своей погоне за цивилизацией человек забыл об этом и оглох. Поэтому ему следует вернуться к своему идеалу, представленному образом «благородного дикаря», отдающегося непосредственности чувств, а не сломанного ненужными требованиями искусственного этикета.

Просветительство и воспитание

Взгляды философа полны противоречий. Обрушиваясь на культуру и науки, Руссо, тем не менее, всегда пользовался их плодами и в воспитании человека признавал их необходимость и несомненные заслуги. Он полагал, как и многие его современники, что если правители будут слушать философов, то и общество станет совершеннее. Но это не единственное противоречие, которое было свойственно такому мыслителю, как Жан-Жак Руссо. Педагогические идеи философа возлагают надежды на просвещение, которое он так критиковал. Именно оно может сделать возможным воспитание достойных граждан, а без этого и правители, и подчиненные, будут всего лишь рабами и лжецами. Но при этом нужно помнить, что детство человека - это его воспоминание о потерянном рае золотого века, и стараться как можно больше брать от природы.

Добродетель - основа всего

Хотя жизнь философа не соответствовала его взглядам, мораль играет немаловажную роль в его произведениях. Эмоции и сочувствие, с точки зрения мыслителя, являются главной базой добродетели, а последняя лежит в основе человека и общества. Так считал Руссо Жан-Жак. о морали, природе и религии очень похожи. И добродетель, и вера должны быть подчинены природе, говорил он. Только тогда общество будет идеальным, когда между внутренним миром человека, его нравственными, эмоциональными и рациональными составляющими будет достигнута гармония с интересами всех членов социума. Поэтому индивиды должны преодолевать свое моральное отчуждение друг от друга и не уподобляться политикам, которые «больше походят не бешеных волков... чем на христиан... желающих вернуть своих оппонентов на путь истины».

Влияние Руссо на свое и последующие столетия было несомненным. Его идеи о противопоставлении эгоизма и добродетели, справедливости и коварства лживых законов, жадности собственников и невинности бедных, а также мечты о возвращении к природе были подхвачены романтиками, борцами за лучшее общественное устройство и социальные права, искателями солидарности и братства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Доклад по философии

на тему «Основные идеи социальной философии Ж. Ж. Руссо»

Выполнила:

Студентка 104 группы ФЭФ

Цаплина Екатерина

Жан-Жак Руссом (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева -- 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) -- французский философ, писатель, мыслитель. Изучил прямую форму правления народа государством -- прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Также музыковед, композитор и ботаник.

Биография

Жан-Жак Руссо - французский мыслитель, яркая фигура французского сентиментализма, просветитель, писатель, музыковед, композитор - родился 28 июня 1712 г. в швейцарской Женеве, хотя по происхождению был французом. В 1723-1724 гг. мальчик был воспитанником протестантского пансиона Ламберсье поблизости с французской границей. Какое-то время являлся учеником нотариуса, чуть позднее - гравера.

В этот период в его жизни появилась госпожа де Варан, молодая обеспеченная вдова-аристократка, стараниями которой Руссо был отправлен в Туринский монастырь, где стал католиком и из-за этого утратил женевское гражданство. В 1730 г. Руссо продолжил странствие по стране, но в 1732 г. возвратился к покровительнице.

В 1740 г. стараниями покровительницы он стал гувернером известного судьи из Лиона, и это знакомство сослужило добрую службу при отъезде в столицу. В 1743-1744 гг. Руссо работал секретарем при французском посольстве в Венеции, но возвратился в Париж, где в 1745 г. состоялось его знакомство с Терезой Левассер, которая стала его спутницей жизни, матерью их пятерых детей. Все они росли в воспитательном доме, т.к. Руссо-отец считал, что не может сам их воспитывать. К этому же периоду его биографии относится и знакомство с Д. Дидро.

В 1749 г. Ж.-Ж. Руссо случайно попалось газетное объявление: Дижонская академия объявила о конкурсе на лучшую работу по теме «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов». Именно Руссо стал обладателем премии, и это событие ознаменовало начало самого плодотворного десятилетия в его деятельности. В том же году Руссо был привлечен к совместной работе над «Энциклопедией». Всего он написал для нее 390 статей, в большинстве своем музыковедческих.

В 1750 г. увидел свет трактат под названием «Рассуждение о науках и искусствах». Озвученные в нем идеи противопоставления цивилизованного общества естественному состоянию получили развитие в трактате «Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми» (1755). В 50-ых гг. Руссо все больше и больше отдалялся от любезно принимавших его столичных литературных салонов. В 1754 г., съездив в Женеву, он снова обратился в кальвинистскую веру, вернул себе права гражданина.

Возвратившись во Францию, на протяжении 1756-1762 гг. Руссо вел уединенный образ жизни, поселившись в пригороде Парижа. Написанный в 1762 г. роман «Эмиль» и политический трактат «Об общественном договоре» вынудили их автора покинуть Францию во избежание ареста. Его произведения были сожжены не только в Париже, но и в Женеве. Убежище он нашел в принадлежавшем прусскому королю княжестве Невшательском.

В 1770 г. он возвратился во Францию, поселился в столице и занимался переписыванием нот. Его никто не преследовал, однако писатель испытывал постоянное беспокойство, связанное с мерещащимися ему заговорами. Летом 1777 г. друзья Руссо всерьез обеспокоились его здоровьем. Весной следующего года писателя поселили в поместье маркиза Джирардена Эрменовиле, где 2 июля Жан-Жак Руссо скоропостижно скончался. В 1794 г. его останки перенесли в Пантеон.

Система взглядов Руссо, его критическое отношение к цивилизации, городской культуре, возвеличивание естественности и природы, приоритет сердца над разумом во многом повлияли на литературу и философскую мысль разных стран. Он был одним из первых, кто указал на обратную сторону цивилизации. Его радикальные взгляды по отношению к социальному развитию стали питательной средой для Великой Французской революции, послужили ее идеологической основой. Творческое наследие Руссо представлено большим количеством прозаических сочинений, поэм, комедий, стихов. Ему же принадлежит авторство первой национальной комической оперы - «Сельский колдун».

Философия Ж. Ж. Руссо.

Жан Жак Руссо был сторонником филосовской теории Диезма.

Деизм - направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Жан Жак Руссо (1712 -- 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии.

В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. критический неравенство философский деизм

* видел в Боге мировую волю и мировой разум;

* считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;

* считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;

* был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений);

* выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии -- "гражданскую религию", "культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д.;

* был сторонником эмпирического (опытного) познания;

* считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;

* подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и деспотический политический режим; Восстал против современной ему цивилизации как цивилизации неравенства.

* в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения);

* власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами -- непосредственно через собрания, сходы,

* в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества -- на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией И понимающих ведущие науки.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Причины появления социального неравенства, его характеристика и способы преодоления – одна из тем философии Ж.-Ж. Руссо. Определение понятия "естественное состояние человека". Переход от "естественного состояния" к "гражданскому". Критерии неравенства.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2013

    Краткая биография Жан Жака Руссо - французского писателя и философа, одного из крупнейших мыслителей XVIII века. Исследование гражданского состояния общества, обобщение его важнейших черт и элементов. Анализ концепции государственной власти Руссо.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2014

    Значение понятия "народ" (peuple) для политической концепции Ж. Руссо, ее отличие от политических взглядов Гоббса и Монтескье. Идея работы Руссо "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми". Его конструкция народного суверенитета.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2017

    Краткий очерк жизненного пути Жан-Жака Руссо, этапы и обстоятельства становления его личностного и творческого начала. Критика философом культуры, науки и искусства, его педагогические и этические убеждения. Критика писателем частной собственности.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2011

    Особенности философии Нового времени, ее направления и представители. Т. Гоббс глазами исследователей его социологического наследия. Характеристика взглядов Ж.-Ж. Руссо. Идея общего блага в социальной философской традиции эпохи Гоббса и Ж.-Ж. Руссо.

    реферат , добавлен 10.02.2013

    Развитие философской мысли во Франции в XVIII веке под эгидой просвещения. Идейные оппоненты просветителей. Особенности философии эпохи Просвещения. Основные идеи Д. Дидро. Произведения и теория Вольтера. Идеология Жана-Жака Руссо и Шарля Луи Монтескье.

    презентация , добавлен 03.04.2014

    Антиклерикальные идеи и деизм просветителей. Материалистически-иррелигиозные воззрения на природу, предпосылки и история их развития, выдающиеся представители и их вклад. Поиск идеала человеческого существования. Эгалитаризм воззрений Руссо, их развитие.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2015

    Культурная струя, источником которой было чувство, Жан-Жак Руссо как самый оригинальный и влиятельный представитель и проводник этого направления. Жизнь и деятельность выдающегося французского философа. Влияние госпожи де Варан, обращение в католичество.

    реферат , добавлен 11.03.2012

    Анализ особенностей теории общественного договора - идеалистического учения о возникновении государства и права, в результате сознательно заключенного между людьми договора. Интерпретация этой теории такими философами как Дж. Локк, Т. Гоббс и Ж.-Ж. Руссо.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Ознакомление с историческими предпосылками возникновения и периодизацией эпохи Просвещения. Изучение основных идей европейского Просвещения. Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Ж.Ж. Руссо как представители периода, их вклад в мировую философскую науку.

Произведения Жана Жака Руссо

Среди произведений - статьи, трактаты, стихи, поэмы, комедии, романы, либретто и музыка для опер:

  • · «Нарцисс» (1733, постановка - 1752, публикация - 1753)
  • · «Военнопленные» (1743, публикация - 1782)
  • · «Рассуждение о науках и искусствах» (1750, трактат)
  • · «Деревенский колдун» (опера, постановка - 1752, публикация - 1753)
  • · «Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми» (1755, трактат)
  • · «Юлия, или Новая Элоиза» (1761, роман в письмах)
  • · «Эмиль, или О воспитании» (1762, педагогический роман-трактат),
  • · «Об общественном договоре» (1762, политический трактат об идеальном обществе, максимально приближенном к природе)
  • · «Исповедь» (1766 - 1769, публикация - 1782 - 1789, автобиографический роман)
  • · «Пигмалион» (одноактная лирическая сцена, постановка - 1770; музыка совместно с О. Куанье)
  • · «Диалоги: Руссо судит Жан Жака» (1775 - 1776, автобиографические)
  • · «Прогулки одинокого мечтателя» (1777 - 1778, публикация - 1782, автобиографические)

Педагогические взгляды Жана Жака Руссо

Руссо выражал интересы «третьего сословия» французского общества (крестьян, ремесленников, городской бедноты, купцов, банкиров, фабрикантов). В двух первых сословий принадлежали, соответственно, духовенство и дворянство.

Руссо развил идею естественной свободы и равенства людей, основанные на собственном труде каждого. К реализации этой идеи можно прийти только через соответствующее воспитание, основанное на умении ценить собственную и чужую работу и независимость.

Систематическое изложение своей теории воспитания и педагогической программы Руссо сделал в произведении «Эмиль, или О воспитании» (1762). Центральным пунктом этой программы выступает теория естественного, свободного воспитания, где в центре стоит личность ребенка.

В своей педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо отвергал современную ему образовательно-воспитательную традицию. По его мнению, старая система воспитания, санкционируемая церковью, должна быть отброшена. Вместо этого он считал необходимым ввести демократическую систему, которая должна способствовать выявлению у ребенка дарований, заложенных природой. Воспитание будет содействовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер, если оно будет напрямую связано с естественным развитием индивида и побуждением его к самостоятельному приобретению личного опыта и знаний, на нем основанных.

Воспитание, считал Ж.-Ж. Руссо, дается человеку природой, людьми и окружающими его вещами. Воспитание, получаемое от природы, -- это внутреннее развитие способностей и органов человека; воспитание, получаемое от людей, -- это обучение тому, как пользоваться этим развитием; воспитание со стороны вещей -- это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему восприятие. Все эти три фактора должны, по мнению Ж.-Ж. Руссо, действовать согласованно.

О природе как факторе воспитания Ж.-Ж. Руссо рассуждал следующим образом: ребенок рождается чувственно восприимчивым и получает впечатления через органы чувств от окружающих его предметов. По мере роста он становится более восприимчивым, знания об окружающем расширяются, углубляются, изменяются под влиянием взрослых. Такой подход к воспитанию был для того времени принципиально новым, так как вся система школьного воспитания практически игнорировала как возрастные, так и индивидуальные особенности ребенка.

Воспитание человека начинается вместе с его рождением и продолжается всю жизнь, и главная задача воспитания -- создать человека. Этим новое воспитание, по мнению Ж.-Ж. Руссо, должно отличаться от старого, которое ставило себе целью подготовку из ребенка доброго христианина и добропорядочного гражданина. Для Ж.-Ж. Руссо воспитание было искусством развития подлинной свободы человека, зависящей только от него самого. Отсюда вытекало отрицание им системы общественного воспитания, так как, по его мнению, нет отечества и нет граждан, а есть лишь угнетенные и угнетатели.

Однако природа означала для Ж.-Ж. Руссо не первобытное звериное существование человека, а его свободу и непосредственное развитие врожденных способностей и влечений. Обращаясь к родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность человека и все полезные и разумные ее склонности. Стремление к природе у Ж.-Ж. Руссо проявляется в неприятии искусственности и в притягательности всего естественного, простого, непосредственного.

Ребенка Ж.-Ж. Руссо поставил в центр воспитательного процесса, но в то же время он выступал против чрезмерного потакания детям, уступок их требованиям, капризам. Отвергая любую форму воспитания, основанную на подчинении воли ребенка воле воспитателя, он в то же время утверждал, что ребенок не должен быть предоставлен самому себе, так как это ставит под угрозу его развитие.

Воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его испытаниях и переживаниях, направлять его формирование, способствовать его естественному росту, создавать условия для его развития, но никогда не навязывать ему своей воли. Ребенку необходима определенная среда, в которой он сможет обрести самостоятельность и свободу, реализовать заложенные в нем от природы добрые начатки.

В обучении важно, полагал Ж.-Ж. Руссо, не приспосабливать знания к уровню ученика, а соотносить их с его интересами и опытом. Важно организовать передачу знания так, чтобы ребенок сам брал на себя эту задачу. Для этого нужен педагогический подход, который основывается на значении передаваемого знания с учетом интересов каждого воспитанника.

Ж.-Ж. Руссо постоянно акцентировал внимание на значении труда в воспитании. Труд внушает ребенку чувство долга, ответственности за то, что он делает. Кроме того, живя в обществе, человек обязан своим трудом оплачивать стоимость своего содержания. Труд -- это неизбежная обязанность человека. Трудовое воспитание у Ж.-Ж. Руссо связано с нравственным, умственным и физическим совершенствованием. Задача нравственного воспитания, по мнению Ж.-Ж. Руссо, состоит в том, чтобы предохранить ребенка от влияния испорченного общества, искусственной культуры и следить за развитием его собственных потребностей и интересов. Нравственное воспитание должно осуществляться после умственного, поэтому основная предпосылка нравственного воспитания -- развитие разума. И лишь только потом -- выработка моральных качеств, формирование понятий об общественных отношениях.

Ж.-Ж. Руссо в принципе не отвергал религию, но полагал, что ребенку необходима та религия, которая опиралась бы на первоначальный смысл Евангелия, очищенного от неправильного толкования его отцами церкви. Религия, по мнению Ж.-Ж. Руссо, должна опираться на человеколюбие, на любовь к природе, на «влечения сердца», на сохранение достоинства человека.

Важный вклад Руссо в педагогику заключается и в том, что он осуществил попытку наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы обучения и воспитания. Рассматривая собственно проблемы воспитания детей, Ж.-Ж. Руссо жизнь ребенка делил на четыре периода. В первый период -- от рождения ребенка до двух лет -- он считал необходимым главное внимание уделять физическому воспитанию; во второй -- от 2 до 12 лет -- воспитанию чувств; в третий -- от 12 до 15 лет -- умственному воспитанию; в четвертый -- от 15 до 18 лет -- нравственному воспитанию.

Первоначальное воспитание должно быть, по выражению Ж.-Ж. Руссо, отрицательным, исключающим влияние на природу ребенка искусственной культуры. Этот период самый ответственный, так как хотя ребенок и чувствует свои естественные потребности, но выразить их не в состоянии. Поэтому именно мать более чем кто-либо ответственна за этот период в жизни своего ребенка, хотя и отец, которого никакие внешние обстоятельства не избавляют от необходимости воспитывать своих детей, должен строго выполнять обязанности, возложенные на него природой.

Главные педагогические средства в этот период -- терпение и настойчивость, с которыми необходимо изучать причины, например, детского плача. Вместе с тем родители должны быть требовательными и не спешить удовлетворять все детские просьбы. Для физического развития ребенка на этом этапе весьма важны закаливание и постоянные физические упражнения.

Жизнь ребенка с 2 до 12 лет должна быть периодом воспитания чувств, поскольку деятельность ума без опоры на данные чувственного опыта лишена всякого содержания. Ж.-Ж. Руссо был противником использования книг в этот период развития ребенка. Ребенок должен изучать мир сам при помощи органов чувств, в противном случае ему приходится многое принимать на веру, т. е. пользоваться рассудком других.

Идею самостоятельного получения знаний ребенком Ж.-Ж. Руссо считал ведущей и на следующем этапе -- умственного воспитания, которое, по его мнению, должно осуществляться без программ, расписаний и учебников. Ребенка следует ставить в такие условия, когда он постоянно задает вопросы, а воспитатель отвечает на них. К полезным наукам, с которыми должен знакомиться ребенок, Ж.-Ж. Руссо относил географию, химию, физику, биологию, развивающие у ребенка интерес и любовь к природе. Современные ему гуманитарные предметы Ж.-Ж. Руссо считал ложными науками и предлагал изучать древних философов и писателей. Из современных книг рекомендовал лишь роман Д. Дефо «Робинзон Крузо», который, по его мнению, демонстрирует, как общение с природой и труд совершенствуют человека нравственно.

Одним из важнейших средств развития умственных сил ребенка Ж.-Ж. Руссо считал труд. Однако при этом он был противником узкоремесленного обучения. Ребенок должен научиться пользоваться всеми наиболее необходимыми в быту инструментами, должен быть знаком с основами различных ремесел. Это, полагал Ж.-Ж. Руссо, поможет ему вести впоследствии честный и независимый образ жизни.

В процессе трудового обучения, по мысли Ж.-Ж. Руссо, ребенок должен посещать различные мастерские, наблюдать за работой ремесленников и выполнять по мере возможности поручаемую ему работу. Участие ребенка в трудовой деятельности взрослых дает ему возможность не только овладевать трудовыми навыками, но и позволяет лучше разобраться в отношениях между людьми. Трудовую деятельность необходимо сочетать с умственными упражнениями так, чтобы одно было отдыхом от другого. Именно их сочетание способствует как физическому, так и умственному развитию ребенка.

Ж.-Ж. Руссо полагал, что ребенка нужно учить жить по-человечески, и делать это следует тогда, когда подросток вступает в пору возмужалости, с 15 лет. Этот период Ж.-Ж. Руссо назвал периодом «бурь и страстей», когда происходят частые вспышки эмоций и душевное возбуждение. Именно в это время необходимо заботиться о нравственном воспитании уже не ребенка, а юноши.

Ж.-Ж. Руссо считал современное ему общество аморальным. Причину этого он усматривал в противоречиях между способностями и желаниями людей, в стремлении построить свое благополучие за счет другого, в отсутствии равновесия между силами и волей. Он полагал, что в таком обществе сохранить в простоте и невинности молодого человека очень сложно, так же как сложно уберечь его от испорченности, бесчеловечности и жестокости. В мир нравственных отношений юношу следует вводить очень осторожно, шаг за шагом, поскольку у кого нет никаких нравственных норм и в жизнь, тот входит с одной врожденной страстью -- любовью к самому себе.

Ж.-Ж. Руссо ставил перед нравственным воспитанием три главные задачи: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Прежде всего, у ребенка и юноши необходимо развивать положительные эмоции, направленные на гуманное отношение к людям, доброту, сострадание. Все это достигается не нравоучениями, а непосредственным общением с хорошими людьми и хорошими примерами. Ж.-Ж. Руссо советовал удалять юношу от больших городов, где нравственность людей далека от идеала.

Особое внимание в нравственном воспитании Ж.-Ж. Руссо отводил изучению истории, которая как бы позволяет видеть сцену человеческой жизни, не участвуя в ней. История дает возможность отобрать для воспитания наиболее важный материал, касающийся взаимоотношений людей, который готовит воспитанника к борьбе с трудностями в самостоятельной жизни.

С религией Ж.-Ж. Руссо предлагал знакомить молодых людей в возрасте не моложе восемнадцати лет, так как, по его мнению, по-настоящему до понимания Бога человек доходит лишь в зрелые годы, когда он уже в состоянии понять, что именно он ищет в религии и сам может выбрать себе ту религию, к которой влечет его разум. Ребенок в принципе не может иметь представления о Боге, а лишь повторяет то, что внушают ему взрослые.

Ж.-Ж. Руссо признавал Бога, который дал людям сознание блага и понимание того, что счастье в справедливости, Бога без мистики и подавления воли человека. К такой религии и такому не персонифицированному пониманию Бога должен прийти человек.

Подобно тому, что есть возраст, наиболее благоприятный для обучения, есть возраст, наиболее благоприятный для выполнения общественных обязанностей -- это возраст после двадцати лет. Но следует заметить, что гражданские обязанности Ж.-Ж. Руссо возлагал только на мужчину.

Жизненное назначение женщины он ограничивал ролью жены и матери, считая, что ей нет необходимости углубляться в науки. Женщина должна уметь шить, вязать, готовить, петь и танцевать. Быть умной ей необязательно, ум ее должен развиваться не в чтении, а в общении с родителями, в процессе наблюдения за теми людьми, с которыми она общается.

В девушке следует воспитывать покорность и повиновение мужу, развивать ее физические возможности, чтобы она могла рожать здоровых детей. В отличие от юноши религии девушку следует обучать с детских лет, так как девочкой, считал Ж.-Ж. Руссо, она должна исповедовать религию матери, выйдя замуж, -- религию мужа. Ограничивая женщину в участии в общественной жизни, он при этом считал необходимым воспитывать уважение к ней со стороны мужа и общества.

Такое отношение Ж.-Ж. Руссо к воспитанию женщины, во-первых, отражало традиции того времени и, во-вторых, соответствовало его мысли о том, что участие женщины в общественной жизни противоречит ее естественному назначению -- быть женой и матерью.

Свой идеал свободной и цельной личности Ж.-Ж. Руссо противопоставил рассудочной культуре современного ему XVIII в. Реализацию этого идеала он и видел в естественном воспитании.