Что высмеивает аристофан в комедии облака. Вопросы философии, литературы и общественного воспитания в комедиях аристофана

Несколько отличаются от привычного карнавального типа те комедии, в которых ставятся проблемы не политического, а культурного порядка. К этой же теме Аристофан вернулся в комедии «Облака» (423 г.), высмеивающей софистику; Носителем софистической науки, выбранным в качестве объекта комедийного изображения, является Сократ, хорошо известное всем афинянам лицо, чудак по манерам, одна «силеновская» наружность которого уже сама по себе подходила для комической маски. Аристофан сделал его собирательной карикатурой на софистику, приписав ему теории различных софистов и натурфилософов, от которых реальный Сократ был во многих отношениях очень далек. В то время как исторический Сократ проводил: обычно все свое время на афинской площади, ученый шарлатан «Облаков» занимается вздорными исследованиями в «мыслильне», доступной лишь посвященным; окруженный «выцветшими» и тощими учениками, он в подвесной корзине «парит в воздухе и размышляет о солнце. Беспредметная и расплывчатая мудрость софистов символизируется в хоре «божественных» облаков, почитание которых отныне должно заменить традиционную религию. В дальнейшем пародируются как естественно-научные теории ионийских философов, так и новые софистические дисциплины, например грамматика.

в «агоне» Правда («Справедливая речь») и Кривда («Несправедливая речь»). Правда восхваляет старое строгое воспитание и его благие результаты для физического и нравственного здоровья граждан. Кривда защищает свободу вожделений. Кривда побеждает. Комедия кончается, таким образом, без обычной обрядовой свадьбы..

В софистике его пугает отрыв от полисной этики: новое воспитание не закладывает основ для гражданских доблестей. С этой точки зрения выбор Сократа в качестве представителя новых течений не был художественной ошибкой. Сколь ни велики были расхождения между Сократом и софистами по ряду вопросов, его объединяло с ними критическое отношение к традиционной морали полиса, которую Аристофан защищает в своей комедии.

В 423 г. Аристофан, уже получивший две первые награды на Ленеях, решил поставить новую комедию "Облака" на Великих Дионисиях. Комедия получила третью награду. Однако сам поэт считал "Облака" своей лучшей пьесой и впоследствии упрекал зрителей за то, что они, привыкшие к грубым площадным шуткам, не поняли утонченной остроты и глубокого смысла его комедии. Еще ранее Аристофан не раз сокрушался по поводу падения нравов в Афинах и связывал политические неурядицы с моральным обликом общественных деятелей и правителей Афин. В "Облаках" он подвергает жестокому осмеянию новые принципы воспитания, пропагандируемые софистами, и те новые учения о природе и обществе, которые, по его мнению, подрывали основы полисной идеологии. Комедия названа по хору, образ которого сложен и фантастичен. В начале комедии хор облаков изображает парение высокой поэтической мысли, в дальнейшем облака - либо новые божества, изобретенные модными учеными, либо воплощение их туманных идей. В конце комедии, где устанавливается искомая истина, хор облаков поет от имени извечных олимпийских богов. Основным объектом нападок Аристофана становится Сократ, сложный обобщенный образ идейных противников Аристофана. Аристофановский Сократ кое-что унаследовал от своего реального прототипа, афинского философа, современника поэта, но вдобавок он наделен чертами софиста и ученого шарлатана, постоянного героя народных бытовых сценок. В софистике его пугает отрыв от полисной этики: новое воспитание не закладывает основ для гражданских доблестей. С этой точки зрения выбор Сократа в качестве представителя новых течений не был художественной ошибкой. Сколь ни велики были расхождения между Сократом и софистами по ряду вопросов, его объединяло с ними критическое отношение к традиционной морали полиса, которую Аристофан защищает в своей комедии.

Таких же взглядов держится Аристофан по отношению к новым литературным направлениям. Он нередко высмеивает модных лирических поэтов, но основная его полемика обращена против Эврипида

Отличается от обычных комедий. Проблема воспитания молодежи, проблема отцов и детей. До 5 века воспитание было общественным, с этого времени поручают своих детей софистам. Они развивают учеников, но это воспитание идет вразрез с нуждами полиса. К софистам приравнивают Сократа. Он пытался найти объективную истину, он склонен к единобожию. Аристофан не понимал его взглядов, поэтому высмеивал. Сократ был странного вида, но всегда сохранял доброту, открытость, его любила молодежь, всегда вокруг него формировался кружок молодежи. Афинянам вечные проблемы казались скучными. «Облака» оказались роковыми в жизни Сократа. Обличение в безбожности, безнравственности и развращении молодежи. На суде в качестве обвинения зачитывалась пьеса. Старик Стрипсиад обеспокоен сыном – тот играет на скачках, спустил все состояние. Стрипсиад узнает, что в Афинах есть мыслильня, хочет пойти туда учиться. Встречает там Сократа. Реальный Сократ не был таким смешным дураком. В то время как исторический Сократ проводил: обычно все свое время на афинской площади, ученый шарлатан «Облаков» занимается вздорными исследованиями в «мыслильне», доступной лишь посвященным; окруженный «выцветшими» и тощими учениками, он в подвесной корзине «парит в воздухе и размышляет о солнце. Беспредметная и расплывчатая мудрость софистов символизируется в хоре «божественных» облаков, почитание которых отныне должно заменить традиционную религию. В дальнейшем пародируются как естественно-научные теории ионийских философов, так и новые софистические дисциплины, например грамматика. в «агоне» Правда («Справедливая речь») и Кривда («Несправедливая речь»). Афиняне прощали Сократу его внешний вид за его мысли. Всегда был готов к беседе – сократической беседе – приведение человека к выводу. Аристофан сделал его собирательной карикатурой на софистику, приписав ему теории различных софистов и натурфилософов, от которых реальный Сократ был во многих отношениях очень далек. У Аристофана Сократ – это чудак, сидящий в привязанной к стропилам корзине. Этот Сократ изучает всякую дрянь. Проблемы: какой частью тела жужжит комар, измеряет шаг блохи. Сократ убеждает не верить в Зевса. Появляется хор облаков, который говорит всякую ерунду. Аристофан все перевирает. Стрипсиада выгоняют из мыслильни, но идей хватает, чтобы избавиться от кредиторов. Отправляет туда сына. Происходит спор между ложью и правдой(правдой и кривдой) – прежде всего о проблеме воспитания. В споре Правды и Кривды, каждая из которых стремится расположить в свою пользу сына старика, раскрывается основная тема комедии - борьба старых, полисных, идей и новых, софистических. Противников вносят на орхестру в корзинах наряженными боевыми петухами. Спор разыгрывается в форме петушиного боя, но содержание его очень серьезно. Побеждает Кривда, соблазняя юношу тем, что в школе Сократа он быстро развратится и станет жить припеваючи, так как теперь скромные люди не в почете в Афинах. Сократ и софисты считали, что образование должно быть по склонностям. Аристофан называет это развращенным. Заканчивается все еще одним агоном. И сын, и отец идут на пир, но старику захотелось послушать Эсхила, а сыну – Еврипида. Сын побил отца и аргументировал это. Стрепсиад готов признать силу этой аргументации, но, когда Фидиппид обещает доказать и то, что законно бить матерей, взбешенный старик берет лестницу и факел поджигает мыслильню.

«Облака» — комедия Аристофана. Поставлена в 423 г. до н.э. Согласно античным источникам, с ней Аристофан получил лишь третий (из трех) приз на комических состязаниях и потому впоследствии переделал свое произведение. Дошедший до нас текст, по всей видимости, представляет собой контаминацию двух редакций: об этом свидетельствует упоминание в парабасе (центральной песни хора, традиционно содержащей многочисленные литературно-политические аллюзии) о комедии соперника Аристофана Эвполида, поставленной лишь в 421 г. до н.э.

Известность комедии принес прежде всего образ одного из центральных персонажей — Сократа, представленный столь зло и карикатурно, что в написанной Платоном «Апологии Сократа» сам афинский философ упоминает о комедии в своей защитительной речи на суде. Сократ выведен в комедии как типичный «учитель мудрости» — софист, за плату передающий своим ученикам в некоей «мыслильне» новейшие (и при том фантастические) учения о природе окружающего мира (так, в качестве новых божеств он утверждает Облака, чей хор и дал название комедии). Все эти выпады никак не соответствуют чертам исторического Сократа; кроме того, из того же Платона известно, что Аристофан бывал одним из собеседников (вполне дружественных) философа. Потому вряд ли стоит воспринимать цель Аристофана всего лишь как злую персональную сатиру: он высмеивает некую совокупность новейших для того времени научно-философских приемов и тем, средоточием которых становится Сократ как фигура, непосредственно ассоциировавшаяся в Афинах с самими занятиями философией. При этом в комедии Сократ выступает как традиционная фигура комедийного обманщика, одновременно содержа черты, характерные для еще одной комедийной маски — «старика». Не случайно, что во многом его образ оказывается параллельным другому персонажу-старику — Стрепсиаду, которого жадность побудила сперва самому начать обучаться у Сократа, а затем за собственной неспособностью отправить к тому сына Филиппида, дабы тот научился «ложь оборачивать правдой». Сократа и Стрепсиада объединяет не только гипертрофированная страсть к деньгам: оба они в итоге оказываются побиты собственным оружием. Сын Стрепсиада пользуется новой премудростью, чтобы искусно доказать, что с полным основанием может поколотить отца; а Стрепсиад сжигает в конце комедии «мыслильню» Сократа, издевательски отвечая на вопросы учителя словами самого Сократа из начала пьесы: «Паря в пространствах, мыслю о путях светил». Эта словесная перекличка демонстрирует один из основных механизмов комедиографии Аристофана: постоянный внутренний параллелизм, становящийся своего рода «выворачиванием» реальности наизнанку. Бесстыдность и обман любого персонажа оборачивается против него же. В то же время показательна подчеркнутость чисто словесной игры, также служащая неотъемлемой приметой стилистики Аристофана. Все беды старика Стрепсиада проистекают из неправильного имени, данного сыну: его назвали Филиппидом (буквально «любящий коней»), и он тратит отцовские деньги на лошадей. Потому «конные» метафоры буквально пронизывают комедию: так, в начале Стрепсиад жалуется на то, что расходы сына на лошадей лишили старика сна, а спустя некоторое время бранит конниками кусающих и не дающих ему заснуть клопов. Подобная материализация метафоры — излюбленный прием Аристофана, с особенной яркостью проступающий в описании Сократа и его учеников: атмосферные явления объясняются ими через аналогии с расстройством желудка и т.п. Еще одним проявлением той же техники становится персонификация: в центральном агоне (словесном поединке) комедии встречаются Правда и Кривда (буквально «прямая и ложная речь»), где последняя воплощает изворотливость софистического красноречия, гротескные примеры которого используют в комедии практически все персонажи. Характерно, что победу торжествует Кривда, и Правда присоединяется к ней в потоке традиционной комедийной ругани и непристойностей. Эта сцена проясняет весь смысл комедии, где слово служит не только действенным инструментом, но и собственно персонажем. Победа Кривды — даже не столько победа «ложного красноречия», сколько торжество комедийного слова, традиционного фольклорного «поругания», которое призвано не столько унизить и высмеять, сколько просто «осмеять», показав изнанку всякого явления или человека.

Дальнейшее влияние комедий Аристофана прослеживается не столько в преемственности самого сюжета (наличие сиюминутных и конкретных аллюзий делало последующие воплощения весьма затруднительными), сколько в наследовании самой техники и комедийных типов. В Стрепсиаде видны черты последующих «стариков» новоаттической и римской комедии, в Филиппиде — маска «юноши», тратящего отцовские деньги на развлечения, а в Сократе — образ «ученого шарлатана», знакомого читателю не только по античным образцам, но и по новой европейской комедии.

В 423 г. Аристофан, уже получивший две первые награды на Ленеях, решил поставить новую комедию "Облака" на Великих Дионисиях. Комедия получила третью награду. Однако сам поэт считал "Облака" своей лучшей пьесой и впоследствии упрекал зрителей за то, что они, привыкшие к грубым площадным шуткам, не поняли утонченной остроты и глубокого смысла его комедии. Еще ранее Аристофан не раз сокрушался по поводу падения нравов в Афинах и связывал политические неурядицы с моральным обликом общественных деятелей и правителей Афин. В "Облаках" он подвергает жестокому осмеянию новые принципы воспитания, пропагандируемые софистами, и те новые учения о природе и обществе, которые, по его мнению, подрывали основы полисной идеологии. Комедия названа по хору, образ которого сложен и фантастичен. В начале комедии хор облаков изображает парение высокой поэтической мысли, в дальнейшем облака - либо новые божества, изобретенные модными учеными, либо воплощение их туманных идей. В конце комедии, где устанавливается искомая истина, хор облаков поет от имени извечных олимпийских богов. Основным объектом нападок Аристофана становится Сократ, сложный обобщенный образ идейных противников Аристофана. Аристофановский Сократ кое-что унаследовал от своего реального прототипа, афинского философа, современника поэта, но вдобавок он наделен чертами софиста и ученого шарлатана, постоянного героя народных бытовых сценок.

Антипод Сократа - старик, по имени Стрепсиад, похожий на Дикеополя из "Ахарнян". Легкомысленный сын Стрепсиада наделал множество долгов, и старик, спасаясь от кредиторов, хочет поступить в школу к Сократу, где, как он слышал, учат "неправду оборачивать правдой". Школа Сократа называется "мыслильней", а ее глава раскачивается над землей в подвешенной к стропилам корзине. Сократ объясняет испуганному Стрепсиаду, что он оберегает свои возвышенные мысли от земного влияния и поэтому парит в воздухе. Изможденные ученики поглощены науками. Один выясняет, какой частью тела издает звуки комар, другой старательно вычисляет длину блошиного прыжка в блошиных шагах, а для этого,

Честный Стрепсиад не может усвоить все премудрости новой науки. Его, как неспособного, выгоняют из "мыслильни". Вместо себя Стрепсиад посылает к Сократу сына. В споре Правды и Кривды, каждая из которых стремится расположить в свою пользу сына старика, раскрывается основная тема комедии - борьба старых, полисных, идей и новых, софистических. Противников вносят на орхестру в корзинах наряженными боевыми петухами. Спор разыгрывается в форме петушиного боя, но содержание его очень серьезно. Побеждает Кривда, соблазняя юношу тем, что в школе Сократа он быстро развратится и станет жить припеваючи, так как теперь скромные люди не в почете в Афинах. Вторая часть комедии направлена на утверждение доводов Правды. Сын Стрепсиада успешно проходит курс обучения и избавляется от кредиторов. Но затем он доказывает отцу, что по новым лравилам, призывающим жить по природе, а не по закону, "немодно" уважать родителей. Перейдя от слов к делу, он избивает Стрепсиада, и тот в отчаянии поджигает "мыслильню".

В 423 г. Аристофан, уже получивший две первые награды на Ленеях, решил поставить новую комедию "Облака" на Великих Дионисиях. Комедия получила третью награду. Однако сам поэт считал "Облака" своей лучшей пьесой и впоследствии упрекал зрителей за то, что они, привыкшие к грубым площадным шуткам, не поняли утонченной остроты и глубокого смысла его комедии. Еще ранее Аристофан не раз сокрушался по поводу падения нравов в Афинах и связывал политические неурядицы с моральным обликом общественных деятелей и правителей Афин. В "Облаках" он подвергает жестокому осмеянию новые принципы воспитания, пропагандируемые софистами, и те новые учения о природе и обществе, которые, по его мнению, подрывали основы полисной идеологии. Комедия названа по хору, образ которого сложен и фантастичен. В начале комедии хор облаков изображает парение высокой поэтической мысли, в дальнейшем облака - либо новые божества, изобретенные модными учеными, либо воплощение их туманных идей. В конце комедии, где устанавливается искомая истина, хор облаков поет от имени извечных олимпийских богов. Основным объектом нападок Аристофана становится Сократ, сложный обобщенный образ идейных противников Аристофана. Аристофановский Сократ кое-что унаследовал от своего реального прототипа, афинского философа, современника поэта, но вдобавок он наделен чертами софиста и ученого шарлатана, постоянного героя народных бытовых сценок. В софистике его пугает отрыв от полисной этики: новое воспитание не закладывает основ для гражданских доблестей. С этой точки зрения выбор Сократа в качестве представителя новых течений не был художественной ошибкой. Сколь ни велики были расхождения между Сократом и софистами по ряду вопросов, его объединяло с ними критическое отношение к традиционной морали полиса, которую Аристофан защищает в своей комедии.

Таких же взглядов держится Аристофан по отношению к новым литературным направлениям. Он нередко высмеивает модных лирических поэтов, но основная его полемика обращена против Эврипида

Отличается от обычных комедий. Проблема воспитания молодежи, проблема отцов и детей. До 5 века воспитание было общественным, с этого времени поручают своих детей софистам. Они развивают учеников, но это воспитание идет вразрез с нуждами полиса. К софистам приравнивают Сократа. Он пытался найти объективную истину, он склонен к единобожию. Аристофан не понимал его взглядов, поэтому высмеивал. Сократ был странного вида, но всегда сохранял доброту, открытость, его любила молодежь, всегда вокруг него формировался кружок молодежи. Афинянам вечные проблемы казались скучными. «Облака» оказались роковыми в жизни Сократа. Обличение в безбожности, безнравственности и развращении молодежи. На суде в качестве обвинения зачитывалась пьеса. Старик Стрипсиад обеспокоен сыном – тот играет на скачках, спустил все состояние. Стрипсиад узнает, что в Афинах есть мыслильня, хочет пойти туда учиться. Встречает там Сократа. Реальный Сократ не был таким смешным дураком. В то время как исторический Сократ проводил: обычно все свое время на афинской площади, ученый шарлатан «Облаков» занимается вздорными исследованиями в «мыслильне», доступной лишь посвященным; окруженный «выцветшими» и тощими учениками, он в подвесной корзине «парит в воздухе и размышляет о солнце. Беспредметная и расплывчатая мудрость софистов символизируется в хоре «божественных» облаков, почитание которых отныне должно заменить традиционную религию. В дальнейшем пародируются как естественно-научные теории ионийских философов, так и новые софистические дисциплины, например грамматика. в «агоне» Правда («Справедливая речь») и Кривда («Несправедливая речь»). Афиняне прощали Сократу его внешний вид за его мысли. Всегда был готов к беседе – сократической беседе – приведение человека к выводу. Аристофан сделал его собирательной карикатурой на софистику, приписав ему теории различных софистов и натурфилософов, от которых реальный Сократ был во многих отношениях очень далек. У Аристофана Сократ – это чудак, сидящий в привязанной к стропилам корзине. Этот Сократ изучает всякую дрянь. Проблемы: какой частью тела жужжит комар, измеряет шаг блохи. Сократ убеждает не верить в Зевса. Появляется хор облаков, который говорит всякую ерунду. Аристофан все перевирает. Стрипсиада выгоняют из мыслильни, но идей хватает, чтобы избавиться от кредиторов. Отправляет туда сына. Происходит спор между ложью и правдой(правдой и кривдой) – прежде всего о проблеме воспитания. В споре Правды и Кривды, каждая из которых стремится расположить в свою пользу сына старика, раскрывается основная тема комедии - борьба старых, полисных, идей и новых, софистических. Противников вносят на орхестру в корзинах наряженными боевыми петухами. Спор разыгрывается в форме петушиного боя, но содержание его очень серьезно. Побеждает Кривда, соблазняя юношу тем, что в школе Сократа он быстро развратится и станет жить припеваючи, так как теперь скромные люди не в почете в Афинах. Сократ и софисты считали, что образование должно быть по склонностям. Аристофан называет это развращенным. Заканчивается все еще одним агоном. И сын, и отец идут на пир, но старику захотелось послушать Эсхила, а сыну – Еврипида. Сын побил отца и аргументировал это. Стрепсиад готов признать силу этой аргументации, но, когда Фидиппид обещает доказать и то, что законно бить матерей, взбешенный старик берет лестницу и факел поджигает мыслильню.

Вопросы воспитания на примере комедии Аристофана «Облака»

«Облака» 423 г. Отличается от обычных комедий. Посвящена культурной проблеме: выступает против софистов и Сократа. Проблема воспитания молодежи. Афинянам вечные проблемы казались скучными. «Облака» оказались роковыми в жизни Сократа. Обличение в безбожности, безнравственности и развращении молодежи. На суде в качестве обвинения зачитывалась пьеса.

Сюжет комедии:

Старик Стрипсиад обеспокоен сыном Фидиппидом – тот играет на скачках, спустил все состояние. Стрипсиад узнает, что в Афинах есть мыслильня, хочет пойти туда учиться. Встречает там Сократа. Реальный Сократ не был таким смешным дураком. Афиняне прощали Сократу его внешний вид за его мысли. Всегда был готов к беседе – сократической беседе – приведение человека к выводу. У Аристофана Сократ – это чудак, сидящий в привязанной к стропилам корзине «парит в воздухе и размышляет о солнце». Этот Сократ изучает всякую дрянь. Проблемы: какой частью тела жужжит комар, измеряет шаг блохи. Сократ убеждает не верить в Зевса. Сократ принимает Стрепсиада в «мыслильню» и проделывает над ним обряд «посвящения». Мудрость софистов символизируется в хоре «божественных» облаков, почитание которых отныне должно заменить традиционную религию. Пародируются естественно-научные теории философов и новые софистические дисциплины, например грамматика. Стрипсиада выгоняют из мыслильни, посылает вместо себя сына. Происходит агон между Кривдой и Правдой – прежде всего о проблеме воспитания. восхваляет старое строгое воспитание. Кривда защищает свободу вожделений. Кривда побеждает. Фидиппид быстро овладевает всеми необходимыми уловками, и старик спроваживает своих заимодавцев.

Но вскоре искусство сына обращается против отца. Заканчивается все еще одним агоном. И сын, и отец идут на пир. Любитель старых поэтов Симонида и Эсхила, Стрепсиад не сошелся в литературных вкусах с сыном, поклонником Еврипида. Фидиппид поколотил старика, доказывает ему, что сын вправе бить отца. Стрепсиад готов признать силу этой аргументации, но, когда Фидиппид обещает доказать и то, что законно бить матерей, взбешенный старик поджигает мыслильню Сократа.но старику захотелось послушать Эсхила, а сыну – Еврипида. Сын побил отца и аргументировал это. Стрипсиад берет лестницу и факел – поджигает мыслильню.

Особенности:

1. Сократ - карикатура на софистику (далек). На деле – выступал на площади, здесь – в мыслильне.

2. комедия кончается без обычной обрядовой свадьбы

Образованный А. не враг науки, в софистике его пугает отрыв от полисной этики: новое воспитание не закладывает основ для гражданских доблестей

Литературная деятельность Аристофана протекала между 427 и 388 г.; в основной своей части она падает на период Пелопоннесской войны и кризиса афинского государства. Обостренная борьба различных группировок вокруг политической программы радикальной демократии, противоречия между городом и деревней, вопросы войны и мира, кризис традиционной идеологии и новые течения в философии и литературе - все это нашло яркое отражение в творчестве Аристофана. Комедии его, помимо своего художественного значения, являются ценнейшим историческим источником, отображающим политическую и культурную жизнь Афин конца V в. В политических вопросах Аристофан приближается к умеренно-демократической партии, чаще всего передавая при этом настроения аттического крестьянства, недовольного войной. Мирно подтрунивая над поклонниками старины, он обращает острие своего комедийного дарования против вождей городского демоса и представителей новомодных идейных течений.

Среди политических комедий Аристофана наибольшей остротой отличаются «Всадники». Первый период творчества, самый злободневный. Против войны, против Клеона. Клеон – политик, демагог, очень популярен, бездарный военачальник. Против влиятельного лидера радикальной партии Клеона в момент его наибольшей популярности, после блистательного военного успеха, одержанного им над спартанцами, ставить пьесу опасались, костюмеры и делатели масок отказались их делать. Премьера могла кончиться плохо. Здесь Аристофан еще и критикует сам афинский народ.

Комедия Аристофана "Облака", краткое содержание которой есть в этой статье, одно из самых известных произведений древнегреческого комедиографа. Впервые была поставлена в 423 году до нашей эры на Великих Дионисиях. Позже автор переделывал пьесу, но закончить работу не успел. До наших дней дошла частично переработанная версия. В частности, в ней появились жалобы на несправедливость публики, финальная сцена поджога мыслильни, дискуссия между Кривдой и Правдой.

Философ Сократ

Пьеса Аристофана "Облака", краткое содержание которой вы сейчас читаете, посвящена учениям философа Сократа. В то время он был самым популярным умником в Афинах. Правда, за свое учение ему, в конечном счете, пришлось поплатиться жизнью. Его судили и приговорили к смерти за то, что слишком многое он подвергал сомнению, а этим якобы ослаблял государство.

Но задолго до этого его сделали главным персонажем комедии, приписав ему многое такого, чего он никогда не только не делал и не говорил, но даже и не думал. А также то, против чего он категорически спорил.

Почему комедия называется "Облака"

Дело в том, что хор в пьесе состоял из облаков. На них были развевающиеся покрывала и длинные носы. Аристофан выбрал именно облака потому, что перед философами изначально стоял вопрос, из чего состоит разнообразное множество предметов, которые нас окружают. Они размышляли, в каком состоянии они могут быть - жидком, газообразном или твердом. А может быть из огня, который постоянно движется и меняет все вокруг себя. А может быть даже из какой-то неведомой неопределенности.

По одной из версий все окружающее состоит из облаков, которые ежеминутно меняют очертания. Выходит, что облака и есть новые боги новых философов. Правда, к Сократу это имело мало отношения, потому что он практически не интересовался происхождением мироздания. Зато исследовал первопричины человеческих поступков и хороших, и дурных.

Исследовать человеческие поступки было особенно небезопасно. Ведь многие предки даже не задумывались о том, что такое хорошо, а что такое плохо. А новые философы начинали вдаваться в детали, утверждая, что хорошее на самом деле не так уж и хорошо, а плохое не так уж и плохо. Все это сильно беспокоило афинских граждан. Именно этому посвятил свою комедию "Облака" Аристофан. Краткое содержание поможет лучше разобраться, что именно имел в виду автор.

Новые мудрецы

Один из главных героев комедии "Облака" Аристофана - афинский гражданин по имени Стрепсиад. У него есть молодой щеголеватый сын, который слишком азартен и увлекается скачками. Из-за этого он постоянно влезает в долги и буквально разоряет отца.

Из-за этого Стрепсиад не может спать по ночам. Мысли о кредитах его постоянно грызут и не дают покоя. На днях он узнает, что в Афинах появились новые мудрецы. Они виртуозно способны сделать неправду правдой и наоборот, приводя неопровержимые доказательства.

Он решает поучиться у них этой науке, чтобы на суде суметь отбиться от назойливых кредиторов. На старости лет Стрепсиад решает отправиться осваивать новую науку.

Мыслильня Сократа

В комедии Аристофана "Облака", сюжет которой можно узнать по этой статье, зрители на сцене видят мыслильню Сократа. Появляется ученик философа, который поясняет, какие науки они тут постигают.

В качестве примера он приводит случай, когда блоха укусила ученика, разговаривавшего с Сократом. После этого она перепрыгнула на знаменитого философа и укусила его тоже. Тут же окружающие задались вопросом, далеко ли она прыгнула. Отвечая на этот вопрос, важно решить, как мерить ее прыжок. Человеческими или блошиными прыжками.

Еще один предмет обсуждения в мыслильне - чем жужжит комар? Задницей или гортанью. Ведь тело его трубчатое, поэтому при быстром полете, размышляет Сократ, воздух попадает ему в рот, а вылетает через зад.

Спорят ученики с учителем даже о том, что Афины не могут обозначаться на карте кружком. Довод состоит в том, что в этом городе на каждом шагу встречаются крючкотворы и спорщики, поэтому такой значок для Афин нисколько не подходит.

Сам философ в это время висит в гамаке, расположенном под самой крышей. Он стремится познать мироздание, а для этого старается быть ближе к звездам, объясняют зрителям.

Как отделаться от кредиторов

В комедии "Облака" Аристофана действующие лица - Сократ и Стрепсиад. Как только последний замечает философа, сразу начинает его просить научить таким речам, чтобы не платить никаких долгов, заклиная при этом его богами.

Сократ, вместо того, чтобы перейти к занятиям, задает ему вопрос, каких богов он имеет в виду. Ведь сейчас на смену Зевсу пришли новые боги - облака. По словам философа, его новая священная троица - Облака, Вихрь и Язык. Тут же на сцене появляется хор, состоящий из облаков, которые начинают славить небо, Афины, а также рекомендовать публике Аристофана.

На настойчивый вопрос Стрепсиада, как же ему спастись от кредиторов, Сократ советует клясться именем Зевса в суде, что ничего у них никогда не брал. А потому, что Зевса уже давно нет, то и за ложную клятву ему ничего не будет. Поэтому с правдой можно больше нисколько не считаться, утверждает философ.

Главный спор

Стрепсиад удивляется и не верит этому. Начинается главный спор в комедии Аристофана "Облака". В кратком содержании следует упомянуть, что для того, чтобы решить, кто из них прав, на сцену выносят большие корзины, в которых сидят Правда и Кривда, похожие на боевых петухов.

Они начинают бодаться, а окружающий их хор только подначивает. К концу забавной перепалки выходит, что в действительности Кривда оказывается сильнее Правды.

Стрепсиад разбирается с кредиторами

Стрепсиад, научившийся всему, что хотел, отправляется на встречу с кредиторами. Когда они начинают требовать долг, он клянется Зевсом, что ничего у них не брал. Второй кредитор требует уплатить проценты, на что главный герой вопрошает, что это вообще такое. Кредитор терпеливо объясняет, что долг постоянно прирастает.

Хватает в комедии "Облака" Аристофана цитат, заслуживающих внимание. Одной из них ему и отвечает Стрепсиад. "Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает?". Когда кредитор, возмущается, куда же ему прирастать, Стрепсиад парирует, что и проценты к его долгу прирастать не должны, поэтому он не заплатит ни гроша.

Все кредиторы с проклятиями убегают от главного героя, не в состоянии выбить из него свои деньги. Стрепсиад радуется, но хор облаков его предостерегает, что расплата может настигнуть в самый неожиданный момент.

В итоге все так и происходит. Стрепсиад ругается с сыном из-за разного мнения о стихах Еврипида. В сердцах сын хватает палку и сильно колотит отца. Тот впадает в панику: где это видано, чтобы дети поднимали руку на родителей. Сын же утверждает, что, если нужно будет, и такой закон появится, и традиция заведется.

Только в этот момент старый Стрепсиад понимает, в какой беде он оказался. Он в отчаянии просит помощи у облаков, вопрошая, в какие дебри они его завлекли. Облака в ответ только напоминают ему слова известного древнегреческого драматурга Эсхила о том, что только на собственных страданиях человек учится.

Осознав все произошедшее, Стрепсиад хватает факел и бежит, чтобы расправиться с философом Сократом и его учением. В заключительных сценах пьесы зрители видят дым и огонь, который поднимается над мыслильней.

Анализ комедии

Анализ комедии "Облака" Аристофана следует начать с того, что Аристофан изобразил Сократа в своем произведении софистом. Так называют преподавателей ложной мудрости, которые славятся умением обманывать оппонентов в спорах.

Простой старик Стрепсиад попадается на эту удочку, отчаявшись когда-нибудь вернуть долги своего сына. В этом произведении отображаются все стилистические и идеологические особенности творчества автора. В пьесе много споров, ссор и брани. Именно из этого, по мнению автора, и состоит новая просветительская философия.

Дата: 15.04.18 Класс : 11-А

Тема: « Аристофан. Анализ комедий Аристофана»

Цель: научить работать с текстом, искать скрытый подтекст, выделять проблемы, которые затронул автор; розвивать внимательность, память, навыки работы с биографией списателя, выделение самих важних фактов из жизни и твворчества; воспитывать старательность.

Оборудование: хрестоматия, ученик.

Тип урока: практическая работа

Ход урока

І. Организационный момент. (3 мин.)

ІІ. Объявление темы и цели урока. Мотивация (1 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами проверим ваши знания о древнегреческом драматурге и комедиологе Аристофане. Вы мне расскажите характерные черты его творчества, как с этим именем связано понятие «комедия». И наконец, самое интересное – мы будем анализировать очень непростые, как кажется на первый взгляд, комедии, а точнее разберёмся в проблематике, поставленной автором очень много лет назад. Так что, дорогие мои, настраивайтесь на плодотворную работу.

ІІІ. Актуализация опорних знаний (5 мин.)

1.Что такое комедия? (это жанр , характеризующийся или подходом, и также вид , в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы. )

2. Что такое трагедея? (это жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к исходу . )

3. С каким древнегреческим культом связаны эти два термина? (Культом бога виноделия Диониса. Комедия – возрождение, трагедия – смерть.)

4. Что такое интермедии и интерлюдии? (малые юмористические сценки, ставились между актами в театре)

5. Что такое сатира? (это резкое проявление в , представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: , , ,
, , и др. )

ІV . Изучение нового материала (30 мин.)

Беседа учителя с учениками по биографии Аристофана.

На сегодня вы готовили практическую по жизни и творчеству Аристофана. Так что же вы о нём можете мне рассказать?

    Где и когда появился на свет? ( появился на свет в Аттике, точная дата его появления на свет, равно как и дата смерти, неизвестна и указывается приблизительно - 445 г. до н. э.)

2. Что извесно о его семье? ( Их семья была довольно обеспеченной; ее главе, отцу Аристофана Филиппу, принадлежал на правах колониста земельный участок на о. Эгина. Именно этим обстоятельством объяснялся отказ многих современников драматурга считать его гражданином Афин, несмотря на то, что его род брал свое начало в афинском деме Кидафина. В этом же городе будущий отец комедии получал образование. )

3. В каком возрасте проявились способности к творчеству?
(
17-летним юношей он уже сочинял стихи и музыку. В молодом возрасте начался и его путь комедиографа: первая комедия, «Пирующие», была написана в 427 г. до н. э., затем последовали «Вавилоняне» (426) и «Ахарняне» (425). )

4. Под чьим именем он писал свои пьессы? ( Эти пьесы были подписаны именем его друга Каллистрата: сам Аристофан был слишком молод и безвестен, и кроме того, у него не было денег на хор. )

5. Каковы били политические и нравственные убеждения Аристофана? ( По своим политическим и нравственным убеждениям Аристофан был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. В то же время Аристофан всю жизнь боролся за сохранение патриархальных устоев афинской демократии.)

    Чьи взгляды отражал Аристофан в своих произведения? (Обычного народа, крестьян.)

Беседа учителя с учениками по творчеству Аристофана.

1. Какого наследие драматурга? ( Считается, что всего его перу принадлежит 44 комедий, из которых до нашего времени сохранилось в полном виде лишь 11, среди которых «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лисистрата», «Лягушки» и др. Сохранилось и примерно 900 отрывков из других произведений, дающих представление о его творчестве.)

2. Что такое комедия по Аристофану? (это изображение всего плохого в людях, но пороки отображаются не во всей полоте, а только лиш в той мере, в которой смешное является частью неподобающего, какой-нибудь ошибки, только не губительной.)

    Какие вопросы поднимает Аристофан в своих произведениях?

    Как вы думаете, комедиолог выдумал все эти образы, вопросы, проблемы, которые он поднимал в своих творениях? Или же возможно он писал в такое время и описывал реальне проблемы общеста?

Опишите епоху когда писал великий драматург.

( Смелая сатира Аристофана изобличала все пороки, слабости его времени: легкомысленную самонадеянность афинского народа; гибельную страсть к войне, владычествующую над честолюбивыми светскими людьми; педантическую формалистику спартанского правительства; любовь афинского демоса проводить время в пустой политической болтовне и в судебных заседаниях; изнеженность и щегольство молодежи; упадок гимнастического и музыкального воспитания, развивавшего энергию; апатию граждан, подчиняющую их влиянию женщин; стремление богатеть и наслаждаться, не трудясь; манерность и упадок музыки и лирической поэзии, обращаемых Филоксеном, Кинесием, Фринисом, другими композиторами и поэтами в средства льстить изнеженной чувственности – словом, все дурные явления государственной и общественной жизни были беспощадно выставляемы на позор смелою сатирой негодующего поэта. )

    Каков положительный герой комедий Аристофана? ( мелкий сельский труженик, обрабатывающий землю с помощью одного-двух рабов. Аристофан восхищается трудолюбием земледельца, его здравым смыслом, проявляющимся как в домашних, так и в государственных делах, его приверженностью к традиционной религии и к обычаям прошлых героических лет. )

    Какая тема отчётливо возникает в более поздних произведениях драматурга и камедиографа? Какие произведения являються примером? ( В поздних произведениях Аристофана все более отчетливо возникает тема социальной утопии. Наиболее ярким образцом жанра комедии-утопии являются «Птицы», поставленные в 414 году до н. э. , когда Афины переживали волнующие и тревожные месяцы Сицилийской экспедиции.)

    Как бы вы охарактериховали комедии Аристофана? ( Комедии Аристофана, как и древняя аттическая комедия в целом, связаны с народными формами театра. Персонажи его комедий обычно носители какой-либо человеческой черты, показанной в крайне заостренном, преувеличенном виде. Очень силен в его комедиях элемент буффонады. отличаются богатством остроумия, гениальностью замысла, смелостью изобретения, меткими и отчетливыми характеристиками, блестящим, привлекательным и благозвучным языком. Поэт, действовавший преимущественно в бурное время Пелопоннесской войны, стоит на старой, консервативной точке зрения и является сторонником мира и противником демагогов, которые сбивают с толку народ, эксплуатируют государство и знать не хотят о мире. )

Анализ призведений Аристофана.

    Критика софистов в комедии «Облака».

    Какая проблема поставлена автором? (Он осмеивает в ней , представителем которых у него является ; он доказывает, что софистика имеет гибельное влияние на нравы, разрушает религию, нравственность, семейную жизнь, вообще внушает своим учениками вредные понятия; нападая на софистов, он превозносит простоту и строгость старинных нравов. В этой комедии Аристофан смешивает Сократа с софистами и выставляет его развратителем юношества. )

    Почему драматург с такой ненавистью высмеивал Сократа в «Облаках»? (Идейная направленность философии Сократа противоречила моральным нормам афинской демократии, патриархальной нравственности крестьянства. Аристофан не ограничился карикатурным портретным изображением Сократа, а создал собирательный тип лжемудреца, шарлатана и наставника в пороках. )

    Кто такие софисты? (Софистами называли представителей весьма влиятельного направления в древнегреческой философии.)

    Какова роль облаков в произведении? ( Хор образуют облака, служащие олицетворением тумана, который наводит на умы Сократ, – мысль очень остроумная; пустота и туманность облаков вполне соответствуют характеру учения, на которое нападает Аристофан )

    Антивоенные комедии «Всадники», «Мир», «Лисистрата».

Замечательна черта Аристофана – его активная антивоенная позиция. Осуждение войны, кровопролития, разжигания междоусобиц. И такое же горячее прославление мира, неизменно актуальное. Это подтверждают его произведения «Всадники», «Мир», «Лисистрата» и др.

1. «Всадники»

    Образ кого показано в Демосе? (афинский народ)

    Какова проблема произведения ? ( Взаимоотношения различных слоев демоса, вопросы руководства государством, оценка лидеров радикальной демократии - вот главные проблемы, которые получают разрешение в одной из самых острых в политическом отношении комедий Аристофана «Всадники». )

    Кого высмеивал Аристофан? И почему другие боялись это сделать? ( Эта комедия была направлена в особенности против Клеона, которому поэт еще в «Ахарнянах» заявил, что он изрежет его на подошвы для всадников. Политические стремления Клеона подверглись в этой комедии самым смелым и раздражительным нападкам со всех сторон. Чрезвычайная смелость Аристофана в этом отношении тем более должна удивлять нас, что Клеон именно в это время, после счастливого похода в Пилос, стоял на высоте своего могущества и влияния. Если верить показанию самого Аристофана, никто не решался сделать для его комедии маску Клеона, опасаясь этого сильного и влиятельного временщика. )

2. «Мир»

    Проблматика произведения. (Проблема войны и мира)

    Куда едет герой и зачем ? ( верхом на большом навозном жуке едет на Олимп, где живет бог войны, освобождает находящуюся в плену у него богиню мира и привозит ее в Афины. )

    Добивается ли Тригей радости и мира для людей? (да)

3. «Лисистрата»

Оригинальным образом решается вопрос войны и мира именно в произведении «Лисистрата».

    В чём же была оригинальность и новизна этой комедии? ( Новизна же была в том, что Аристофан энергично напоминал о той роли, которую способны сыграть женщины, матери, жены в прекращении бессмысленного кровопролития.

    Что означает имя Лисистрата? (распускающая войсько или прекращающая походы)

    На что надеется Лисистрата и каков план женщин по прекращению войны ? ( Из всей Греции сходятся в Афины женщины, чтобы восстановить мир; они овладевают Акрополем; афинское правительство не в силах выгнать их оттуда. Они объявляют, что не хотят жить с мужьями, пока мужья не примирятся между собою; мужья вынуждены примириться. Тон этой комедии очень нескромный, в ней много неприличного. )

    Как представлен хор? (Одна часть – 12 стариков, которые пытаються поджечь Акрополь. Его защищает второе полухорие – 12 старух, которые водой тушат огонь.)

    Проявляют ли женщины такую же верность клятве как и Лисистрата? (Нет, они пытаются удрать, но Лисистрата им этого не даёт сделать.)

    Является ли план Лисистраты плодотворным? Поддержали ли её другие женщины, других стран? (да, а Афинах и Спарте женщины тоже об’явили «забастовку», и в конце концов послы из этих стран пришли и объявили о немедленном прикращении войны)

    Какими словами Лисистрата предлагает навсегда закончить кровопролитне.

Теперь, когда счастливо всё покончено,

А вы – своих! Пусть к мужу подойдёт жена

И муж – к жене. Сейчас, друзья, на радостях

Богам во славу спляшем мы, а в будуще

Остерегайтесь, не грешите больше!

3. Полемика о литературе в комедии «Лягушки».

    Сколько частей в комедии и какие они? (2 части. 1 – путешествие Диониса в загробный мир, насыщенное множеством комических эпизодов; 2 – спор Эсхила и Еврепида на литературные темы.)

    Какова проблема произведения? ( В «Лягушках» Аристофан тоже осмеивает Еврипида, и вообще новых трагиков: но кроме того он в этой превосходной пьесе серьезным тоном говорит о бедственном положении государства и вновь склоняет афинян заключить мир. )

    Каким образом полемика о литратуре связанна с комедией? (Так как Эсхил и Еврепид – это древнегреческие поэты и они спорят о своих талантах и непосредственно на литературные темы.)

    Кто спорит между собой? В чем заключается спор? ( Происходит спор между и ; последний, недавно явившись в подземный мир, требует, чтобы Эсхил уступил ему свой трагический трон, как поэту более славному. В конце спора оба поэта подходят к весам и бросают на них свои стихи. Стихи Эсхила, величественные и энергические, перевешивают прикрашенные риторикою стихи Еврипида, главные качества которых – изящная отделка и диалектические тонкости. )

    Каков итог произведения? ( Дионис, с позволения Плутона, берет Эсхила с собою на землю, «чтобы он своими мудрыми советами спас город афинян и направил на истинный путь заблуждающихся, которых так много в этом городе». )

V . Подведение итогов. (7 мин.)

1.Оценивание учащихся.

2. Беседа с учениками.

    Кто такой Аристофан?

    В каком жанре он работал?

    Какие произведения мы сегодня с вами разобрали?

    Какова проблематика этих призведений?

. Домашнее задание. (5 мин.)

Написать эссе на тему: «Мир – это будуще всего челловечеста».

Кондратенко А.С.