Общая характеристика подвижных игр их классификация. Характеристика подвижных игр

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальные государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт - Петербург»

Факультет не олимпийских видов спорта

Кафедра теории и методики спортивных игр

Текущий контроль №1

«Классификация подвижных игр. Содержание, методика организации и проведения подвижных игр с дошкольниками»

Выполнила:

Студентка 3 курса, 309 группы

Заочного факультета

Аракчеева А.А.

Санкт - Петербург

Введение

Список литературы

Введение

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения у ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально - волевых качеств. При проведении подвижных игр можно использовать неограниченные возможности комплексных, разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту, образность движения, развитие чувства ритма. Подвижные игры готовят ребёнка к труду: дети располагают и убирают атрибуты в определенной последовательности, совершают свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Детям интересно играть, ведь игра - это основная форма обучения у детей дошкольного возраста.

Цель данной работы: раскрыть содержание, методику организации и проведение подвижных игр в дошкольном возрасте.

1) Раскрыть классификацию подвижных игр, привести примеры.

2) Перечислить возрастные группы детей дошкольного возраста, раскрыть их физиологические особенности.

3) Расписать 3 подвижных игры в разных возрастных группах.

подвижный игра физиологический дошкольный

Классификация подвижных игр дошкольного возраста

Подвижные игры делят на элементарные и сложные.

Элементарные делят:

1. Сюжетные

2. Бессюжетные

3. Игры-забавы

4. Аттракционы

Сюжетные подвижные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями.

Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др.

По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности.

К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.

Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений, играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.

В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Возрастные группы детей дошкольного возраста

1)1 младшая группа

2)2 младшая группа

3)Средняя группа

4)Старшая группа

5)Подготовительная к школе группа

Методика организации и проведения подвижных игр у детей дошкольного возраста, их физиологические особенности.

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами.

В младшей группе воспитатель начинает играть с 3--5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками -- наиболее активным детям собрать всех для игры.

Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось). Собирать детей надо быстро (1--2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре. Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.

Организация играющих, объяснение игры. Объясняя игру важно правильно разместить детей.

Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг).

Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой)

Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).

В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик. Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя.

В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»). Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.

Воспитатель делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу -- все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.

Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко. Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом -- снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.

Игры большой подвижности повторяются 3--4 раза, более спокойные -- 4--6 раз. Паузы между повторениями 0,3--0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры и подведение итогов.

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера.

В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений. Особенности методики проведения игр в смешанной группе. В этой группе игры могут проводиться как одновременно со всеми, так и отдельно с младшими и старшими детьми. Если игра проводится совместно, то она подбирается по силам тех и других детей. Главную роль выполняют старшие дети. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, уменьшая ее для детей младшего возраста. Более сложные игры со старшими детьми проводятся отдельно во время прогулок.

Примеры используемых игр:

1 младшая группа

Птички в гнездышках

Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Описание. Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя "Птички, в гнездышки!" деть возвращаются на свои места.

Указания к проведению. Воспитатель следит, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко. Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки. Воспитатель приучает детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущим навстречу, чтобы не столкнуться; учит детей выпрыгивать из гнездышек (обруча).

Средняя группа

«Заячий концерт»

Цель игры: Обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность.

Описание игры: Дети «Зайцы» выполняют движения в соответствии с текстом.

Зайцев целая ватага Прыжки друг за другом

Вдоль по краешку оврага на двух ногах.

Развлекает всех прыжками.

Прыг-скок, прыг - скок.

В барабаны ловко бьют: Имитировать удары на

Тра-та-та, тра-та-та. Барабане (ладонями).

А потом, так театрально,

В тарелки музыкальные Имитировать игру на тарелках.

Ударили: дзинь -ля-ля. От души всех веселя.

Правила игры: Прыжки выполняются на двух ногах.

Примечание: Инструктор отмечает детей, кто лучше прыгал, не забыв похвалить всех детей, создав положительные эмоции.

Старшая группа:

Хитрая лиса

Задачи: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят, и лиса скажет «Я здесь!» Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису. Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Варианты: Выбираются 2 лисы.

При проведении подвижных игр с детьми дошкольного возраста нужно помнить про физиологические особенности. Используем только голосовые команды. Объяснение материала рассказ-показ. Нельзя забывать, что П. Ф. Лесгафт считал, игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни.

Список литературы

1. Луткова, Н.В. Содержание подвижных игр в различных занятиях физического воспитания, спорта и оздоровительной физической культуры. Учебно методическое пособие /Н.В. Луткова, Л.Н. Минина, И.Г. Фейгель, Ю.М. Макаров; Национальный гос. Ун-т физ. Культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Спб, 2012.

2. Хухлаева Д.В., "Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях", М., 1984 г.

3. Фопель К. Игры с детьми // Дошкольное образование 2005 №7

4. http://pedagogic.ru/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Становление двигательных функций и физических качеств ребёнка. Подвижная игра как средство воспитания детей дошкольного возраста, ее влияние на деятельность всех систем организма, развитие морально-волевых качеств. Педагогическое руководство игрой.

    презентация , добавлен 02.07.2012

    Сущностная характеристика морально-волевых качеств подростков. Психологические особенности школьного возраста. Физическая культура как часть общей культуры общества. Рекомендации по формированию морально-волевых качеств в процессе спортивной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2014

    Структура и классификация волевых качеств, их значение в спортивной подготовке. Характеристика возрастных особенностей воли. Система эмоционально-волевой подготовки спортсменов. Методики развития волевых качеств личности в процессе занятий физкультурой.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2010

    Характеристика анатомо-физиологических особенностей детей 6-7 лет. Методика развития физических качеств и двигательных навыков у дошкольников. Разработка программы развития физических качеств дошкольников, основанной на использовании подвижных игр.

    дипломная работа , добавлен 06.09.2015

    Психолого-педагогическая сущность развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Накопление и обогащение двигательного опыта, скоростно-силовых качеств и выносливости у детей. Использование разнообразных подвижных игр на занятиях.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Сущность понятия физическое воспитание. Характеристика подвижной игры. Выявление уровня физического воспитания детей дошкольного возраста посредством подвижной игры. Разработка методических рекомендаций по проблеме исследования в дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2015

    Известные педагоги о значении подвижной игры в жизни детей. Характеристика и классификация подвижных игр для подростков (13 – 15 лет). Методика проведения игры. Подвижные игры на открытом воздухе: выбор игры и подготовка места для нее. Командные игры.

    реферат , добавлен 26.12.2007

    Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов. Методика проведения различных подвижных игр для развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2011

    Общее понятие о воле. Классификация волевых качеств, их воспитания в процессе овладения физическими упражнениями, обучения спортивной технике и тактике. Интеллектуальная подготовка спортсменов. Характерные особенности волевых усилий, их значение в спорте.

    реферат , добавлен 06.01.2015

    Роль физических нагрузок и разумного сочетания интеллектуального труда с упражнениями в сохранении работоспособности современного человека. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки, ее значение в воспитании морально-волевых качеств.

Сюжетные игры . Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.

Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников - волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий, особенности движения различных транспортных средств служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.

Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом ("У медведя во бору", "Гуси", "Зайцы и волк" и др.).

Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры - зайцев - двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей.

Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей, это во многом определяет их поведение и взаимоотношения. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например: дети, изображающие поезд, передвигаясь друг за другом, стараются не наталкиваться на идущего впереди: автомобиль тормозит и останавливается на красный свет (взмах красного флажка); самолеты приземляются по словесному сигналу воспитателя; птички быстро улетают в свои гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п.

Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Однако в младшем дошкольном возрасте особенно популярны.

Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные условия для педагогического воздействия на детей.

В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик), ползание, подлезания. Эти виды движений чаще всего входят в содержание игр малышей, на них основаны игровые действия, необходимые для решения игровых задач.

Меньшие возможности в сюжетных подвижных играх имеются для упражнения детей младшего дошкольного возраста в таких движениях, как бросание и ловля мяча, прокатывание мячей, шаров в определенном направлении и в цель, лазанье по гимнастическим лестницам. Младшие дошкольники еще слабо владеют этими движениями, поэтому игровые ситуации не только не создают выгодные условия для их выполнения, а, наоборот, еще больше затрудняют детей. Следовательно, обучение малышей этим движениям наиболее целесообразно проводить в форме упражнений.

Построение игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более сложных движений в них должно происходить в спокойной обстановке, когда внимание детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда малыши действуют спокойно и могут выполнить движение без излишней торопливости, например: зайцы скачут на лужайке, когда волка нет; мышки бегают легко, пока кот спит. Подача сигнала к смене действий, появление ловящего являются сильными раздражителями, отвлекающими внимание детей от качества выполнения движений. В этом случае от детей и не следует требовать точного воспроизведения движения изображаемого ими персонажа.

В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся в процессе игры, можно привлечь внимание ребенка к правильному их выполнению путем показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить уже определенные требования к их воспроизведению. В других условиях дети просто убегают и на точность движений в таких случаях мало обращают внимания.

В сюжетных играх для малышей есть и ответственные роли. Чаще всего их выполняет воспитатель.

Бессюжетные игры . Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами.

Поскольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр этого вида.

В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.

Первыми бессюжетными играми для детей 2-3 лет являются такие игры, как "Догоните меня", "Догоню". В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место - "домик", где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. Как только малыши научатся ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве. При этом детей приучают выполнять элементарное правило - двигаться, не наталкиваясь друг на друга.

Затем вводятся игры, в которых есть более сложные задания на внимание, на ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где расположен флажок, соответствующий цвету фляжка в руках у ребенка, или туда, где звенит колокольчик ("Найди свой вдет", "Где звенит колокольчик?"). Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определения на слух места, откуда раздается звук, и в соответствии с этим умения регулировать свои действия.

В таких играх, как "Береги предмет", "Не опоздай", к детям предъявляются требования: выполнить действия как можно быстрее, найти свое место, сохранить свой предмет (кубик, колечко, погремушку). В этих простейших играх уже имеет место задание, заставляющее ребенка проявлять быстроту и ловкость.

В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, "Школа мяча") дети выполняют более сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети младшего дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко используют в игровых упражнениях, например: "Прокати мяч", "Попади в воротца", "Подбрось повыше" и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами), у них развивается глазомер, координация движений, ловкость. Участвуя в таких играх, малыши приобретают много полезных навыков.

Несмотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений.

Игровые упражнения . Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Доползи до погремушки", "Попади в воротца" и др.)

В физическом воспитании дошкольников важно обеспечить понимание задания, правильное воспроизведение движений. Особенности физического и психического развития младших дошкольников заставляют широко использовать с этой целью приемы обучения, основанные на имитации, образности, сюжетности заданий.

По существу в игровых упражнениях отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей.

Многие упражнения имеют сюжетный характер, т. е. в них вносится элемент игры (например, "По мостику", "Через ручеек"). Это делает их более интересными для детей, позволяет привлечь внимание малышей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более старательному и точному их выполнению.

Во время таких упражнений у воспитателя есть возможность проследить за каждым ребенком и, если у кого-то упражнение не получилось, предложить проделать его повторно. Следовательно, в игровых упражнениях в отличие от подвижных игр более определенно выступают задачи прямого обучения. В этом их особая ценность при развитии движений у детей.

Игровые упражнения можно использовать на занятиях по физической культуре и особенно при проведении индивидуальной работы по развитию движений вне занятий как с отдельными детьми, так и с небольшими группами.

Игры-забавы . В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, "напоить лошадку" и т. п.). Такие задания выполняют двое-трое ребят старшего дошкольного возраста или взрослые (родители, воспитатели), основная масса детей является зрителями. Игры-забавы на вечерах досуга и праздниках - веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

Инна Атаджанова
Особенности подвижной игры на разных возрастных этапах

Актуальность.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма.

Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.

Существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.

2-ая младшая группа.

При подборе и проведении игр важно учитывать предшествующий вид деятельности, дети лучше усваивают новые игры, если перед игрой они рассматривали картину, повторяли стихотворение или конструировали, так как дети не утомлены и смогут воспринять новое двигательное задание. После сложных занятий, требующих от ребёнка усиленного внимания, сосредоточенности, развитие математических представлений, лучше не предлагать малышам новых игр, а повторить знакомые.

В данном возрасте в играх появляются задания, связанные с запоминанием предметов, форм, с различением основных цветов, звуков («Найди свой цвет», «Беги к флажку», большинство игр имеют развёрнутые сюжеты и обусловленные роли («Кот и мыши», «Поезд») название игры как правило, определяет игровое поведение. В этом возрасте ребёнок уже может принимать на себя главную роль. Воспитательная и образовательная сторона п/игр усиливается, если при повторении они немного видоизменяются (не пройти, а пробежать) или усложняются. В данном возрасте объяснение игры сопровождается показом игровых действий, в дальнейшем объяснение сюжета и правил предшествуют игре.

В этом возрасте уже нужно добиваться точного выполнения правил и условий игры.

Средняя группа.

Двигательная активность детей средней группы во многом обусловлена большим запасом навыков и умений, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением выполнять движения совместно, проявляя выдержку, сообразительность. Ребёнку уже интересны более сложные движения, требующие ловкости, скорости, точности. Они с удовольствием соревнуются, кто дальше прыгнет или кто больше соберёт. Усложняются взаимодействия в игре где результат зависит от согласованности действий в игре («Найди пару», «Цветные автомобили», от умения быстро и организованно построиться в звенья, считаясь с интересом товарищей.

Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений, во многих играх есть роль водящего, как правило она одна, но при усложнении игры можно вводить второго водящего (например: «У медведя во бору» - два медведя).

Объяснение игры должно быть кратким, касаться только самого важного, стихотворный текст игры заучивается детьми прямо во время игры.

В средней группе воспитатель уже редко выполняет роль ведущего, в те-чении года нужно привлекать выполнять ведущие роли всех детей. В данном возрасте на роль водящего дети выбираю сами.

Нельзя по ходу игры давать указания, добиваться точности выполнения - это снижает эмоциональный настрой игры их активность, замечания по нарушению правил делаются по окончанию игры (например: тебя бы не поймал медведь, если бы ты не толкал ребят).

Правила в играх для средних детей усложняются; ловить только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону. Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества игр, а на повторение и усложнение уже знакомых, для того чтобы дети к концу года могли сами организовать игру с не-большой группой сверстников.

Повторяется игра на 2-3 занятиях, прогулках, затем через некоторое время снова возвращаемся к ней. При повторении можно усложнять содержание и правила игры, видоизменять организацию детей.

Старшая группа.

В этой возрастной группе содержание п/игр ещё более усложняется в связи с расширением кругозора детей, включаются новые образы и сюжеты, знакомые из книг, рассказов воспитателя, кинопросмотров, в на которых играх идёт отражение разных профессий («Пожарные на учении», «Охотник и зайцы», появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Большое место в старших группах занимают бессюжетные игры типа «Ловишки», а также с элементами соревнования, в начале года индивидуальные, затем группами.

Ответственные роли в игре выполняют сами дети, воспитатель напоминает правила и следит за их выполнением, смотрит, как дети выполняют игровое движение, подаёт сигналы. Однако иногда участие воспитателя необходимо, он может взять на себя роль и показать, как нужно быстро двигаться, чтобы поймать много детей, этот приём очень оживляет игру, способствует эмоциональному настрою.

При распределении ролей, как правило, используются считалки, воспитатель участвует только когда необходимо создать равные по силе звенья или команды.

Объяснение игры в старшей группе происходит не только в ходе игры, а непосредственно перед игрой. Воспитатель объясняет содержание игры от начала до конца, особенно обращает внимание на правила.

В старшей группе детей уже интересует не только процесс игры, но её результат, поэтому подведение итогов имеет большое воспитательное значение. Важно справедливо отметить выигравших, пояснить, что даже хороший результат при нарушении правил не приведёт к выигрышу.

Подготовительная группа.

В подготовительной группе дети более самостоятельны в организации п/игр. Ребёнку известно большое количество игр их содержание и правила, он представляет себе и возможную двигательную и эмоциональную их насыщенность. Это позволяет выбирать игры в соответствии со своими интересами и желаниями.

В этой группе особенно велико значение игр и упражнений для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений, развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости. Дети начинают действовать наиболее эффективными способами с максимальной мобилизацией усилий для достижения результата, проявляя положительные морально - волевые качества.

Проявление физических и морально – волевых качеств более всего способствует участие ребёнка в таких играх, где важен общий результат, который зависит от взаимодействия участников игры. Особенно это проявляется в эстафетах.

В подвижных играх для тетей 7-го года занимательность сюжета уже не имеет большого значения, поведение детей теперь уже регулируют игровые правила, которыми ребёнок сознательно руководствуется.

Требования точного выполнения правил способствуют воспитанию выдержки, дисциплинированности, чувства ответственности. Эмоциональность п/игр, заинтересованность детей приводят к тому, что старшие дошкольники всё чаще организуют их сами, по собственной инициативе.

Объясняя новую игру, педагог добивается, чтобы дети представляли весь её ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила. Первичное объяснение трудных моментов игры может сопровождаться показом. Распределение ролей должно быть равным по силам, дети уже сами начинают понимать разумное распределение сил.

Очень важно подведение итогов. Воспитатель помогает детям осознать, как важно достижение положительного результата по правилам, а не результат любыми способами. Это предупреждает возможные негативные проявления, снижает излишнюю возбудимость, азарт.

В подготовительной группе все дети должны научится самостоятельно организовывать и проводить п/игры, очень важно поощрять игровое творчество детей.

Публикации по теме:

Консультация «Руководство по проведению подвижной игры» Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность.

Алгоритм действия взрослого и детей на этапах освоения проектирования. Специфика проектирования в разных возрастных группах Как вы знаете, проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело,.

Игры и упражнения для развития связной речи у детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах. Игры и упражнения для развития связной речи у детей на разных возрастных этапах. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком.

Картотека игр и эстафет для детей разных возрастных групп Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка и игры являются первым и наиболее.

Рассмотрим образовательное, воспитательное, оздоровительное и эмоциональное значение подвижных игр.

Наиболее характерной педагогической особенностью подвижных игр является широчайшая возможность проявления играющими телесно-двигательной и мыслительной активности, самостоятельности принятия решений, коллективности игровых действий, постоянного изменения условии игровой деятельности. Подвижная игра представляет возможность локализации целенаправленных воздействий на ребенка, их интеграции. Важнейшей особенностью подвижных игр является возможность гармоничного целенаправленного формирования телесно-двигательного и духовного компонентов физической культуры личности ребенка, его нравственных и двигательных качеств, развития двигательных способностей, физической подготовленности, построения здоровья.

Образовательное значение подвижных игр заключается, прежде всего, в прекрасной возможности получения ребенком новых системных знаний о подвижных играх как средстве и методе физического воспитания, самосовершенствования, о возможностях своих телесно-двигательных проявлений в игре, самопознании.

Подвижная игра, ее сущность представляют собой для ребенка практически первый вид индивидуальной и коллективной деятельности, в которой берет начало формирование не только физической, но и общей культуры личности ребенка.

В подвижной игре, ее различных ситуациях ребенок имеет реальные возможности для познания своего внутреннего «Я», для создания собственных представлений о своем влиянии на среду, о месте и роли в коллективе играющих.

В ходе игр дети не только приобретают, но и отражают уже имеющийся опыт осмысленных и целенаправленных телесных движений, закрепляют мыслями и действиями свои представления об изображаемых в ходе игры уже знакомых, прошедших событиях. Игра дает широкие возможности для познания посредством активной деятельности реального мира, уверенного вхождения ребенка в мир социума.

Во все времена, в любых общественно-экономических формациях подвижные игры являлись и являются важнейшим средством подготовки подрастающего поколения к жизни в содружестве с обществом. Растущий ребенок наиболее полно развивается в условиях игры. Игры своим многообразием содержания одаривают детей новыми терминами и понятиями как языком общения, новыми ощущениями, способами восприятия среды, новыми представлениями о ней.

Образовательное значение подвижных игр заключается в широкой возможности комплексного воздействия на формирование интеллектуального потенциала ребенка, его способности к анализу и синтезу ситуационных игровых проявлений, сообразительности, наблюдательности. Игра предъявляет ребенку множество требований, а значит, и развивает способность к сопоставлению, обобщению воспринятого извне, в конечном счете, — в принятии решений, оценки результата действия, его корректировки, способности делать выводы о результате деятельности.

В играх развиваются способности в адекватной оценке пространственных, временных и пространственно-временных отношений, своевременной реакции ребенка на складывающуюся и состоявшуюся ситуацию, на постоянно меняющиеся условия игры, его оперативное мышление.

Системность применения подвижных игр позволяет эффективно осваивать так называемую школу движений, охватывающую специфику широчайшей сферы двигательной активности человека. Прежде всего — это различного рода перемещения человека в пространстве и во времени, виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний, переползаний, переноски груза, равновесий и все это с предметами или без них.

Состязательность, соперничество в подвижных играх являются прекрасными естественными психофизическими стимуляторами развития двигательных качеств, достижения кондиций физической подготовленности ребенка.

Важное образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые в различные времена года, в различных природных условиях, позволяющих ребенку по-новому представить себя, свои действия в разных проявлениях среды. Для играющих игры на местности являются прекрасным средством приобретения знаний о различных формах гражданской, профессиональной, военной и спортивной деятельности, умении применять эти знания.

Специальную образовательную функцию несут национальные народные подвижные игры, помогающие детям в познании их специфических особенностей и ценностей национальной культуры, входящих в нее обрядов, обычаев, традиций.

В процессе подготовки и участия в подвижных играх у детей формируются знания в соответствии с ролью, функцией каждого в игре, будь то игрок в поле, водящий, судья, организатор, помощник или руководитель. Это же следует отнести к постижению детьми правил игры, условий ее проведения, особенностей выявления победителей, к формированию способности разрешения игровых конфликтов. Все это создает реальные предпосылки для самостоятельной организации и проведения игры без участия взрослых на основе сформированных знаний, а также на основе предварительного целенаправленного решения образовательных задач, получения знаний об играх.

Воспитательное значение подвижных игр , прежде всего, основывается на их коллективном характере, что предопределяет личностные проявления и особенности коллективных действий ребенка. Коллективные подвижные игры призваны развивать в детях чувство товарищества, ответственности за собственные действия, солидарности с действиями партнеров и разделения ответственности за их действия. Особо следует отметить возможность формирования в ходе подвижных игр способности в доброжелательной оценке удачных игровых действий соперников. Воспитание у ребенка жертвенности собственными интересами ради интересов команды является существенной возможностью подвижной игры.

Подвижные игры сопряжены с чередованием положительных и отрицательных эмоций. Это обстоятельство предопределяет возможность обучения детей управлению эмоциями, что предъявляет особые требования к готовности педагога осуществлять этот фрагмент воспитательной работы. Профессиональное руководство игровой деятельностью, поведением участников игры является важным условием формирования моральных, волевых и нравственных качеств личности ребенка. Творчество, инициативность, смелость, решительность, рассудительность, настойчивость, организованность — есть те черты личности, которые в полной мере представляет возможность формировать подвижная игра. Участие в профессионально организованной подвижной игре способствует проявлению творчества, нахождению оригинальных, нестандартных ситуативных решений.

Подвижная игра соревновательного коллективного характера содержит в себе возможности проявления целеустремленности, упорства, решительности на пути достижения обусловленного игрой результата. Важно, чтобы у ребенка формировались и обостренное чувство необходимости индивидуальных игровых действий, и чувство целесообразности в конкретный момент игры именно коллективных усилий в достижении цели. Присущее соревновательной подвижной игре соперничество, вероятное, но нежелательное проявление игровой агрессивности не должны выступать причиной появления неприязни к соперникам. Педагогу важно антиципировать, предвидеть возможность появления игровых эксцессов и своевременно их устранять, а по возможности предупреждать.

Воспитательное значение подвижных игр заключается в объективной оценке каждым игроком его роли в содержании и организации игры. Педагогическое мастерство организатора подвижной игры заключается в создании представления о несомненной важности каждой роли участника, о каждой выполняемой функции в организации и ведении игры. Успешное ролевое, функциональное участие в игре должно непременно сопровождаться определенным поощрением и педагогом и партнерами. В то же время негативные характерные проявления должны сопровождаться адекватной оценкой, неодобрением и, прежде всего, партнерами по команде, что по воспитательному воздействию более эффективно, чем иногда мнение одного педагога.

Оздоровительное значение подвижных игр выражается в конкретном влиянии применения их средств на развитие двигательных качеств и достижение кондиционного уровня физической подготовленности ребенка. Технологически верное применение ценностей подвижных игр с обязательным учетом психофизических особенностей детей определенного возраста является важным условием благотворного воздействия на рост антропометрических показателей, достижение оптимальных для возраста весоростовых показателей, опорного и суставно-связочного аппарата, мышечной системы детей, их осанки, положительного взаимовлияния практически всех систем и функций организма.

Подвижные игры способствуют развитию двигательных качеств — силы, быстроты, гибкости, выносливости, координированности (ловкости). Примечательно то, что специфика спортивных игр позволяет развивать двигательные качества одновременно и комплексно. Многообразие подвижных игр позволяет развивать силу во всех ее проявлениях посредством введения в содержание игры элементов, связанных с демонстрацией статической силы, собственно силы и скоростной силы.

Содержание большинства подвижных игр строится на активных темпо-ритмовых изменениях двигательных действий, на условиях быстрого и даже мгновенного ответа на зрительные, звуковые, тактильные раздражители, сигналы. Обусловленные содержанием игры нетипичные перемещения в пространстве, задержки или остановки перемещений, другие действия с предметами и без них, ускоренные локомоции, ходьба, бег, передвижение прыжками, спринтерские перемещения на короткие дистанции являются блестящим средством развития быстроты.

Для развития выносливости и ее силовой, скоростносиловой разновидностей применяются подвижные игры, в содержание которых вводятся целенаправленные по характеру упражнения, многократно и активно повторяемые в процессе игры,

Гибкость — наиболее трудно развиваемое двигательное качество в подвижных играх. Для ее целенаправленного развития необходимо проявление творчества педагога, руководителя, которое связанно с введением в содержание игры упражнений, направленных на проявление активной и пассивной подвижности в суставах, определенные усилия по достижению ее активного максимума. Это, прежде всего, наклоны вперед, назад, в сторону, повороты туловища, ног в различных исходных положениях, с отягощениями различного характера и без них, применение различных снарядов и приспособлений.

Развитие ловкости, координированности движений наиболее благоприятно в процессе занятий подвижными играми. Это обусловлено характерной спецификой множества подвижных игр, основанной на постоянно и быстро меняющихся условиях выполнения двигательных действий, смене их характера.

Оздоровительное значение подвижных игр заключается в их широкой содержательной возможности комплексного воздействия на сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную и нервную системы. Известно, что активная мышечная деятельность напрямую влияет на процессы метаболизма в организме, активизацию белкового, углеводного, жирового и минерального обмена веществ, развитие функций желез внутренней секреции организма ребенка.

Особое развивающе-оздоровительное значение подвижных игр определяется их влиянием на формирующуюся нервную систему ребенка. Игра как таковая, и тем более подвижная игра, всегда связана с эмоциями — сменой положительных, в случае хорошего ситуационного, промежуточного и конечного результата, на отрицательные — при неудачах. Смена эмоций средствами игры является важнейшим способом укрепления нервной системы, развития в ребенке самоуправляемости, контроля нервных проявлений управления эмоциями.

Эмоциональный фон игры во многом зависит от характера и величины двигательной нагрузки, которая должна быть оптимальной, вполне достаточной для превалирования положительных эмоций. В то же время планируемое увеличение нагрузки, ее интенсификация являются эффективными средствами адаптации организма ребенка к усложненным условиям функционирования организма, его приспособляемости к социальным и природным факторам среды.

Важно знать, что специфика подвижных игр ограничивает возможность точного регулирования нагрузки на организм ребенка. Это обусловлено тем, что содержание игры едино для всех участников, как и условия ее проведения. Вместе с тем каждый ребенок — индивидуальность, по-своему воспринимаемая специфическое воздействие игры. Стандартизированная игрой физическая нагрузка может вызвать неоднозначные функциональные реакции у разных детей, включая как положительные, так и отрицательные. В этой связи эффект игры зависит от профессиональной подготовленности педагога, руководителя, с развитой способностью как управления нагрузкой, так и оперативного, личностно-направленного контроля ее воздействия на ребенка. В ином случае последствия недостатков в планировании динамики нагрузки, ее организации могут привести ребенка, да и группы детей, к нервным срывам как следствию воздействия отрицательных эмоций.

Исторически сложившиеся отношения общества к двум основным составляющим жизнедеятельности — интеллектуальной и телесно-двигательной предопределило проблему и прошлого и настоящего столетия. Это гиподинамия — острая телесно-двигательная недостаточность растущего организма ребенка. Именно широкое, массовое и во всех доступных формах использование подвижных игр призвано оказывать благотворное воздействие на ликвидацию дефицита двигательной активности детей.

Оздоровительное значение подвижных игр заключается в их применении в перерывах между уроками, после уроков. При этом следует учитывать принцип оптимальной нагрузки на организм ученика в сочетании с гигиеническими требованиями к занятиям физическими упражнениями.

Подвижные игры являются признанным целебным средством лечебной физической культуры в медицинских реабилитационных учреждениях, ценностью адаптивной физической культуры для детей с ограниченными функциональными возможностями.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них - это активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерыв­но меняющиеся условия деятельности.

Деятельность играющих подчинœена правилам игры, регламенти­рующим их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой.

Взаимоотношения между играющими определяются прежде всœего содержанием самой игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы - некомандные и командные игры. Существует еще небольшая группа промежуточных игр - переходных.

Некомандные игры бывают подразделœены на игры с водящими и без водящих. Точно так же командные игры делят на два базовых вида: игры с одновременным участием всœех играющих и игры с пооче­редным участием (эстафеты).

Командные игры различают и по признаку единоборства играющих. Существуют игры без соприкосновения с соперником и с вступлением с ним в борьбу.

Еще более детальная классификация игр основывается на их делœе­нии по двигательным действиям. Различают игры имитационные (с под­ражательными движениями), с перебежками, с преодолением препят­ствий, с мячом, с палками и другими предметами, с сопротивлением, с ориентировкой (по слуховым и зрительным сигналам).

Особую группу составляют музыкальные игры, использующие действия под музыку (танцы, пение).

Очень специфичны игры на местности, требующие специальной подготовки; они довольно сложны для проведения.

В последнее время всœе большую популярность приобретают разно­образные подготовительные игры, упрощенное содержание которых делает доступным для детей раннее знакомство с такими спортивными играми, как футбол, баскетбол, хоккей, теннис и др.

Каждая игра, выбранная в целях физического воспитания, обяза­тельно должна обеспечить решение максимально возможного числа образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Образовательное значение игр многообразно. Систематическое их применение расширяет двигательные возможности и обеспечивает полноценное освоение ʼʼшколы движенийʼʼ, куда прежде всœего входят бег, прыжки, метания. Эти жизненно необходимые навыки под влия­нием игровых условий превращаются в умения, значительно расширя­ющие возможности их применения в самых различных целях и соче­таниях.

Под влиянием присущего игре состязания значительно активнее развиваются физические качества, и прежде всœего быстрота͵ ловкость, сила, выносливость. Все это способствует формированию двигательной сферы детского организма.

Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование - качества, очень важные в повсœедневной жизни. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что поло­жительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию.

Воспитательное значение игр тесно связано с характером двигатель­ной деятельности, протекающей в меняющихся условиях и при актив­ном сотрудничестве играющих. Суть игры - борьба с препятствиями, возникающими постоянно и в самом разнообразном виде. По этой причине она вызывает сильную психическую реакцию. Умелое руководство поведе­нием играющих в этих условиях способствует воспитанию морально-волевых, нравственных качеств личности. Среди них наиболее активно формируются такие, как коллективизм, дисциплинированность, орга­низованность, инициативность, решительность, смелость, настойчи­вость.

Важно и то, что применение игр позволяет педагогу раньше и пол­нее изучить своих воспитанников. В дальнейшем детей специально ставят в условия, в которых необходимые положительные качества совершенствуются наиболее активно. С помощью игр проводится в жизнь ведущий принцип коммунистического воспитания - ʼʼв кол­лективе, для коллектива и через коллективʼʼ.

Исключительно велико и оздоровительное значение игр.
Размещено на реф.рф
Разно­образная активная двигательная деятельность, сопровождающаяся проявлением положительных эмоций, уже сама по себе представляет исключительно благоприятный вид физических упражнений. Одно­временно с непосредственным влиянием нагрузки играющие подвер-

гаются воздействию и естественных сил природы: солнца, воздуха, воды.

В ходе игры нагрузка дозируется не только руководителœем, но и самими участниками. Это исключает возможность перенапряжений. По этой причине систематические занятия играми укрепляют внутренние ор­ганы, совершенствуют функциональную деятельность организма, обес­печивают правильное физическое развитие и укрепление здоровья занимающегося.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, игры позволяют добиваться разностороннего воз­действия и как следствие - гармоничного воспитания. Широкое применение их обеспечивает полноценное решение задач коммунисти­ческого воспитания.

Выбор игр всœецело определяется конкретными задачами и усло­виями их проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.

Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвиж­ностью, постоянной потребностью к движению. При этом при выборе игр нужно помнить, что их организм не готов к перенесению длитель­ных напряжений. Их силы быстро истощаются, но довольно быстро и восполняются. По этой причине для младших школьников игры не чересчур длительны. Οʜᴎ обязательно должны прерываться паузами для от­дыха.

Для учащихся 1-2-х классов еще недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями между играющими. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера. Действия в коллективе для них сложны, в связи с этим им больше нравятся игры с про­бежками, увертываниями от водящего, прыжками, ловлей и бросанием мячей и разнообразных предметов.

В возрасте 9 -10 лет (3 -4-е классы) у детей наблюдается заметное улучшение координационных возможностей. Прибавка в силе, быстро­те, ловкости и выносливости, более совершенное управление своим телом и лучшая приспособляемость организма к физическим нагрузкам делают доступными для детей этого возраста игры довольно сложного содержания.

В психике детей 9-10 лет также происходят изменения. Увеличе­ние силы и подвижности нервных процессов влечет за собой повышение устойчивости внимания и -интересов детей. Развитие оперативного мышления обеспечивает решение более трудных тактических задач. Это особенно важно, поскольку в таком возрасте детей начинают ин­тересовать игры с соревнованием не между отдельными участниками, а между игровыми коллективами.

Игры мальчиков и девочек 9-10 лет существенно не отличаются. Но всœе же мальчики более склонны к играм с элементами единоборства, взаимовыручки и борьбы за мяч. Девочки предпочитают спокойные игры, с ритмичными движениями и точными действиями (с предметами, с мячом и пр.).

Особой любовью детей этого возраста пользуются игры с мячом, с бегом, прыжками через препятствия и метанием различных мелких предметов, а также военизированные игры на местности.

Игры для детей 9-10 лет отличаются несколько большей длитель­ностью и интенсивностью игровой нагрузки, более строгим судейством, постоянством в использовании полюбившихся игр.
Размещено на реф.рф
Более выраженным " здесь оказывается и элемент игрового соревнования.

Игры учащихся 5-8-х классов заметно отличаются от игр младших школьников. Сокращаясь по количеству, они в то же время значи­тельно усложняются по содержанию. Произошедшие изменения пол­ностью объясняются особенностями возрастного развития.

Глубокие перестройки в организме подростка несколько замедляют совершенствование его двигательных функций. Расстройство коорди­нации часто сопровождается некоторыми ухудшениями деятельности сердечно-сосудистой и других функциональных систем организма. Наблюдающееся в ряде случаев повышение возбудимости центральной нервной системы проходит с ростом силы тормозных процессов и функ­циональным созреванием головного мозга.

Это находит свое отражение в психике подростков, поведение ко­торых отличается неустойчивостью, резкими сменами настроения, внезапностью решений. Проявляющаяся в таком возрасте зрелость и самостоятельность мышления, объясняющаяся усилением роли вто­рой сигнальной системы, делает для подростков доступной сложную тактику командных игр.

В их игровой деятельности еще много элементов, характерных для предшествующего возрастного периода (приверженность к сюжетным играм, конфликтность в коллективе, острота реагирования на резуль­тат игры и т. д.), но гораздо больше новых качественных изменений. Подростков интересуют игры со сложными сюжетными линиями, отра­жающие дух героической романтики и открывающие возможности к самостоятельной творческой деятельности в игре. Их захватывает сам процесс сложного тактического единоборства. Постоянное стремле­ние к соревнованию объясняет то предпочтение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ подростки отдают спортивным играм и играм близким к ним по своему содержа­нию. Их интересуют также сложные эстафеты с преодолением препят­ствий, игры типа ʼʼзаданияʼʼ (где способ действия выбирают сами участ­ники), с борьбой и сопротивлением, выручкой и взаимопомощью.

Интенсивность и продолжительность игр подростков гораздо боль­ше, чем младших школьников. По этой причине в играх с большим нервным и физическим напряжением нужно с особой тщательностью следить за реакцией играющих, не допуская перевозбуждения и усталости.

Хотя в данном возрасте мальчики и девочки по-прежнему часто игра­ют вместе, в их игровой деятельности резко обозначаются отличия. Девочек больше привлекают игры, требующие ловкости и точности движений, и особенно с танцами и хороводами.

Юноши и девушки 16-17 лет достигают высокого уровня физиче­ского развития и обладают большим двигательным и игровым опытом. По этой причине спортивная подготовка здесь выдвигается на первый план. Использование подвижных игр помогает решению этой главной задачи.

Играя, юноши и девушки главное внимание сосредоточивают на тактике и результатах своих действий. В выборе тактики и путей до­стижения победы они проявляют большую самостоятельность. Многие

из них с удовольствием берут на себя роль руководителя, капитана команды, организуя согласованные действия своего коллектива.

Юношей больше интересуют игры, где есть возможность проявить силу и ловкость. Всевозможные эстафеты, игры с сопротивлением, со сложными заданиями на координацию, ловкость и быстроту дейст­вий пользуются среди них особой популярностью.

При проведении игр с юношами и девушками следует помнить, что процессы формирования организма еще не закончены. По этой причине подбор их и регулирование нагрузки очень важны. Несмотря на то что интенсивность игровой деятельности должна быть значительно уве­личена, она всœе же не может приравниваться к напряженности дейст­вий взрослого человека.

Программой физического воспитания детей предусмотрено преиму­щественное распределœение игр по годам обучения. При этом игры сгруп­пированы по признакам ведущего двигательного действия (табл. 1).

Методика проведения подвижных игр определяется целями и за­дачами, которые решают с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие занимающихся должна быть достигнуто только в процессе многолетнего, систематического и правильно организован­ного обучения подвижным играм. Ведущая роль в данном принадлежит преподавателю.

Организуя обучение, преподаватель должен стремиться:

воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;

укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;

содействовать формированию жизненно важных двигательных на­выков и умений.

Воспитание коммунистической морали тесно связано с выбором игр.
Размещено на реф.рф
Нужно подбирать их так, чтобы они воспитывали необходимые качества и правильное понимание жизни. Унижение человеческого достоинства, грубость в играх недопустимы.

Методика обучения подвижным играм основывается на общих за­кономерностях процесса обучения. Ее эффективность тесно связана с реализацией дидактических принципов.

Выдвижение на первый план задач воспитания вытекает из основ­ных положений советской педагогики, ставящей своей главной целью коммунистическое воспитание подрастающего поколения. Перед игра­ющими крайне важно каждый раз ставить определœенные образовательные задачи, соответствующие характеру трудностей предстоящей игры. В дальнейшем эти трудности должны систематически усложняться, чтобы не потерять своего воспитательного значения.

Важное условие успешной игровой деятельности - ясность понима­ния содержания и правил игры. И здесь главная роль принадлежит наглядности объяснения. Краткое, образное объяснение сюжета игры при крайне важно сти дополняют показом отдельных приемов и действий. Объяснив главное, руководитель начинает игру. Эта первая попытка позволяет ему проверить, как поняли игру дети. В случае если крайне важно, то ее сразу же останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях остановка делается для введения мелких правил и исправле­ния ошибок играющих.

Объяснять сразу всœе содержание сложной игры неправильно. Луч­ше проводить объяснение в несколько этапов:

1-й этап - ознакомление с игрой (название, сюжет, основные правила);

2-й этап - дальнейшее изучение правил;

3-й этап - внесение изменений в содержание и правила игры.

В случае если первые два этапа могут следовать непосредственно друг за другом, то последний должна быть отнесен на последующие занятия.

Объяснение полезно проводить на месте с расстановкой играющих и распределœением ролей.

Обучение детей подвижным играм - это организованная система, обеспечивающая полное и качественное овладение комплексом необ­ходимых игр.
Размещено на реф.рф
Основное требование к такой системе - постепенность в усложнении изучаемых образцов.

Обучение детей целœесообразно начинать с простых некомандных игр.
Размещено на реф.рф
Далее нужно перейти к переходным играм и завершить сложными командными играми. Трудность игровых действий нарастает с услож­нением отношений между играющими.

Более тонкие различия определяются трудностью игровых действий, их двигательным содержанием. По этой причине преподаватель должен учи­тывать особенности подготовленности всœей группы и отдельных уче­ников, подбирая игры и роли в них в соответствии с возможностями занимающихся.

Переходить от простых к более сложным играм целœесообразно не дожидаясь, пока у занимающихся пропадет интерес к уже изученным. При этом важно опираться на имеющийся опыт: каждая новая игра

должна как бы вырастать из уже освоенной, хорошо известной. Зто облегчит усвоение и будет способствовать закреплению навыков и умений.

Прочность и богатство игрового опыта являются важным элементом двигательной подготовки и могут оказать неоценимую пользу при изу­чении спортивных игр.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, процесс проведения игр делится на две взаимосвя­занные фазы: создание предпосылок (сюда входит овладение игровыми действиями) и непосредственно проведение игры.

Практическая деятельность руководителя в любом случае склады­вается из нескольких элементов (выбор игры, подготовка места и ин­вентаря, организация играющих, объяснение, руководство, подведе­ние итогов).

Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с ее выбора. При этом важно учесть состав группы, форму предстоящего занятия и место проведения. Далеко не всякая игра подходит для любого ко­личества играющих, для каждой существует оптимальное число участ­ников.

Форма занятий также играет большую роль. То, что пригодно для урока, не подходит для перемены и т. д.

Место проведения значительно влияет на выбор игры. В малом зале нельзя проводить игры, которые требуют неограниченной площадки. Точно так же нельзя провести игру, для которой нет крайне важно го инвентаря.

По этой причине руководитель должен иметь в своем арсенале большой запас игр, уметь их видоизменять и приспосабливать к конкретным усло­виям.

Подготовка места и инвентаря. Хорошая подготовка повышает эмоциональное состояние занимающихся, вызывает желание быстрее начать игру. Сюда входит уборка помещения, расстановка снарядов, разметка площадки, подбор инвентаря, отличительных знаков и прочее.

Подготовка должна проводиться заблаговременно и тщательно. К ней полезно привлекать детей.

Организация играющих. От нее во многом зависит ход игры. Сюда входит расстановка при объяснении, определœение водящих, капитанов и помощников, распределœение по командам.

Объясняя игру, преподаватель должен стремиться занять такое место, с которого бы всœе могли его видеть и слышать. В случае если игра про­ходит в кругах, то он встает в 1-2 м от середины круга, при построе­нии в шеренги он занимает место перед строем и т. д. Определœение водящих и капитанов осуществляется различными способами: по на­значению руководителя, по выбору занимающихся, по результатам предыдущих игр, по жребию. Выбор того или иного способа опреде­ляется конкретной обстановкой.

Весьма важно правильно распределить силы играющих по коман­дам. Для этого можно воспользоваться расчетом, фигурной марширов­кой, выбором капитанов, назначением руководителя. Помощники могут оказать большую помощь преподавателю. Особенно важно иметь по­мощников в играх, требующих сложного судейства. В этой роли дети

Бывают судьями, счетчиками очков или времени, наблюдателями за порядком и состоянием мест для игры. Помощниками часто назна­чают освобожденных детей (с ослабленным здоровьем) и наиболее ав­торитетных среди ребят учеников. В этом случае нужно иметь в виду специальную подготовку организаторов игр - ее крайне важно осущест­влять с первых лет обучения в школе.

Объяснение. Объяснять игру лучше в том построении, из которого она будет начинаться.

Не следует затягивать объяснения. Дети с нетерпением ожидают на­чала игры и с трудом выслушивают преподавателя. Рассказывать нуж­но живо, образно. Это особенно важно в имитационных играх с детьми младшего возраста. Дополняемый в необходимых случаях показом, рассказ должен не только создать полное представление об игре, но и заинтересовать, вызвать стремление к активному действию.

Руководство игрой, бесспорно, самый трудный и вместе с тем ре­шающий момент работы преподавателя. Только правильное управ­ление ходом игры обеспечивает достижение планируемого педагоги­ческого результата.

В руководство игрой входит несколько элементов: наблюдение за действиями участников и коллективов, исправление ошибок, указа­ние правильного способа индивидуальных и коллективных действий, пресечение проявлений индивидуализма, грубости и прочего непра­вильного отношения к товарищам, регулирование нагрузки, стимули­рование крайне важно го уровня соревнования на протяжении всœех игр.

Именно в руководстве игрой проявляется мастерство педагога. Оно целиком основывается на его умении видеть и понимать ход игры.

Чтобы иметь возможность следить за игрой, руководитель должен видеть всœех занимающихся. В сложных играх, с большим количеством участников следует обязательно привлекать судей-помощников. В та­ких случаях преподаватель оставляет за собой возможность наблюдать за ходом игры.

Направляя игровую деятельность, руководитель помогает правиль­но выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и творчества играющих. Ошибки следует обяза­тельно и своевременно исправлять, не давая им закрепиться. В боль­шинстве случаев для этого достаточно вмешательство руководителя в процесс игры. Исправления бывают сделаны указаниями непо­средственно по ходу игры и во время специальных остановок. В момент остановки всœе играющие должны оставаться на местах, где их застал сигнал руководителя. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильное действие. Иногда руководителю полезно самому включить­ся в игру, чтобы показать, как нужно правильно действовать в таких ситуациях. Когда же этих приемов оказывается недостаточно, исполь­зуют специальные упражнения, разборы игр с объяснениями действий на доске, макете и т. п.

Под влиянием высокой эмоциональности во время соревнования в поведении играющих довольно часто появляется возбужденность, влекущая за собой поспешность действий, нарушения дисциплины и этики. Преподаватель должен предупредить их появление, система-

тически воспитывать у занимающихся умение контролировать свои поступки, подчинять их интересам коллектива, с уважением относить­ся к товарищам по команде и сопернику, играть честно, соблюдая пра­вила игры.

В решении этих задач особенно большое значение имеет судейство. Своим вмешательством в игру, оценкой действий и требовательностью к соблюдению правил судья удерживает ход игры в необходимых рам­ках. Авторитет судьи очень высок, в случае если его решения быстры, уверенны и понятны для ребят.

Определœение результата игры должно быть простым, но достаточно широким. Во многих играх нельзя ограничиваться только подсчетом очков, сантиметров, секунд. Обязательно следует учитывать правиль­ность действий играющих. Это стимулирует приобретение наиболее полноценных навыков и умений. Ошибки в выполнении приемов обыч­но приравнивают к секундам, метрам - как штрафные очки, которые суммируют с общим результатом.

Подсчет результатов должен быть наглядным. Для этого нужно систематически сообщать изменения в счете и время игры. Сигнализа­ция в судействе вообще имеет важное значение. Можно пользоваться голосом, хлопком, флажком, но чаще всœего свистком. Выбор способа определяется характером игры и составом играющих.

Энергичное вмешательство - свистком - нужно лишь в играх с большим соревновательным накалом. Вообще излишне громкие свист­ки нежелательны.

Руководитель должен не только наказывать, но и пользоваться мерами поощрения. К ним можно отнести назначение дополнительных очков за качество выполнения, предоставление лучшим командам не­которых преимуществ, выдвижение лучших на роль капитана, судьи-помощника и пр.

Одна из важных задач руководителя - дозирование нагрузки в игре. Из-за высокой эмоциональности игры дети не могут контроли­ровать свое состояние. В результате легко может возникнуть перевоз" буждение и утомление. При появлении выраженных симптомов уста­лости (пассивность, нарушение точности и контролируемости действий, побледнение и т. п.) крайне важно снизить нагрузку. Регулировать ее можно различными методами: сокращением длительности игры, вве­дением перерывов, изменением числа играющих, сокращением величи­ны игровой площадки, изменением правил и сменой ролей играющих.

Заканчивать игру нужно своевременно. Затягивание ее может при­вести к потере интереса и утомлению играющих. Раннее и особенно вне­запное окончание вызывает неудовлетворенность. Нужно стремиться, чтобы к этому моменту были достигнуты цели, поставленные перед игрой. Тогда она доставит удовольствие и вызовет у занимающихся желание повторить игру.

Обязательно организованно заканчивать игру. Остановив играю­щих, руководитель подсчитывает результаты и объявляет победителœей. После этого он проводит разбор игры. Оценивая результаты, он должен разобрать ошибки играющих, отметить положительные и отрицатель­ные моменты в их игре и объяснить наиболее целœесообразные способы

Игровых действий. При этом полезно отметить лучших водящих, капи­танов, судей, обратить внимание на нарушения дисциплины и порядка.

Очень важно, чтобы игры правильно сочетались в уроке с другими упражнениями. По этой причине, продумывая содержание урока, руководи­тель должен не только определить соответствие игры данной части урока, но и найти ей место среди других упражнений.

В подготовительной части целœесообразно использовать игры, направленные на развитие внимания, быстроты реакции, ориентиров­ки. Οʜᴎ не должны быть продолжительными, иначе это может помешать усвоению материала основной части урока. Игры на внимание нужно проводить в самом начале урока.

Для основной части подбирают игры, способствующие закрепле­нию и совершенствованию изучаемого материала. Нагрузка в них должна быть больше, чем в других частях. Как правило, игры распола­гают в конце основной части.

Включение таких игр помогает снизить нагрузку, сохранить у за­нимающихся приятное впечатление об уроке и подготовить их к по­следующим занятиям.

При записи подвижных игр в конспекте урока сохраняются всœе известные положения. Название игры и ее описание (вместе с чертежом поля и расстановкой играющих) заносят в раздел ʼʼСодержаниеʼʼ. В раз­делœе ʼʼДозировкаʼʼ указывают предполагаемую длительность игры. Не­обходимые организационно-методические указания вносят в соответ­ствующую графу конспекта урока.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ" 2017, 2018.