Новомученика евгения. Евгений Родионов

Великого, на просторах Римской империи и подвластных ей государств воссиял свет христианства, ставшего официальной государственной религией. Но этому торжеству истинной веры предшествовал долгий и тяжёлый путь, политый кровью страстотерпцев, отдавших за неё свои жизни. Одним из них был святой мученик Евгений, о котором пойдёт наш рассказ.

Император - злобный гонитель Христовой веры

В самом начале IV века на Востоке правил император-язычник Диоклетиан, вошедший в историю как один из самых жестоких и непреклонных гонителей христиан. Фанатичный приверженец идолопоклонства, он всеми силами старался возродить к жизни отмиравшее к тому времени язычество. Одним из этапов его борьбы с истинной верой был указ, изданный им в 302 году.

На основании этого богопротивного документа, все правители городов были обязаны разрушать христианские храмы, находящиеся на подвластных им территориях, а тех, кто отказывался поклоняться идолам, надлежало лишать всех гражданских прав и предавать суду. Многие из жертв этого нечестивого императора войдут в историю церкви как православные святые, ставшие мучениками, пролившими свою кровь за Христа.

Ужесточение варварских законов

Однако переломить ход истории было невозможно, и вскоре Диоклетиан убедился в тщетности своих усилий. Лишённые своих храмов и не устрашённые угрозами суда, приверженцы новой веры собирались для совместных молитв и богослужений в пещерах, отдалённых рощах и иных уединённых местах. Тогда последовал новый, ещё более жестокий указ. Он предписывал употреблять все меры для склонения христиан к язычеству, а непокорных предавать лютой смерти.

Друзья в жизни и братья во Христе

Именно в эти трудные для христиан годы прославил Господа своим подвигом великомученик Евгений. Святой жил в городе Саталионе и являлся близким другом командующего городским войском, которого звали Евстратием. Оба они были родом из города Аравракина, принадлежали к числу христиан и втайне от верховного правителя участвовали в богослужениях и совершении всех христианских обрядов. С той поры, как вышел последний указ императора, их жизнь постоянно подвергалась опасности, тем паче что среди большого числа тёмных и невежественных жителей города борьба с Христовой верой встречала поддержку и одобрение.

Арест и заточение армянского священника

Случилось так, что вскоре был схвачен и доставлен в Саталион пресвитер Авксентий, со временем также прославленный в Он попал в руки жестокому и фанатичному язычнику - областному правителю Лисию. Это был ярый ненавистник христиан и слепой исполнитель императорской воли. Ни у кого не оставалось сомнений, что участь армянского пресвитера предрешена.

О скором суде над служителем Божьей церкви незамедлительно узнали Евстратий и его друг Евгений. Святой Авксентий, находясь в узилище, не переставал молить Бога обо всех, кому вместе с ним суждено было принять во имя Господне мученическую смерть. Оба друга, поспешив к нему, просили помянуть в молитвах и их имена, чтобы Всевышний ниспослал им, простым и смиренным людям, силы прославить Его Имя своей смертью.

Молитва во мраке темницы

В мрачном каменном подземелье, среди стонов узников и звона цепей, вознеслись к Небесам слова молитвы армянского пресвитера, обречённого на неправедный суд язычников, но готового вскоре предстать перед Судом Творца вселенной. Он просил о даровании сил всем тем, кто, как и он, хочет своими муками и смертью прославить имя Господне.

Его слова были услышаны, и как свидетельство сошедшей на них Благодати Божьей, ощутили прилив мужества в своих сердцах Евстратий и Евгений. Святой Дух осенил их и дал силы, выше которых нет ничего в этом тленном мире. Из удушливого мрака темницы начали они свой путь к Вечной Жизни.

Неправедный суд злобных язычников

На следующий день в присутствии всей городской знати и воинских начальников императорский наместник и верховный правитель города Лисий начал суд над пресвитером Авксентием и теми, кто был вместе с ним. Это были люди, которые, так же как и их духовный отец, отказались променять Божественное учение на жизнь. Всех их ждала неминуемая смерть, но вначале Лисий пытался создать хоть какую-то видимость правосудия и потому пожелал выслушать мнение присутствующих.

Судебные речи Евстратия и Евгения

Несомненно, он полагал, что по адресу христиан прозвучат лишь осуждения. Однако всё сложилось иначе. Первым перед ним и всем составом суда предстал Евстратий, так как он командовал городским воинством, и, по рангу, именно ему полагалось первое слово. К великому изумлению правителя, он не только не вознёс хулу на подсудимых, но, сопровождая свои слова убедительнейшими аргументами, сумел произнести блестящую речь в защиту христианства, а в конце открыто и смело заявил о своей принадлежности к этому учению.

Поражённый услышанным, Лисий буквально онемел, но в следующую минуту, придя в себя, он в ярости приказал лишить дерзостного военачальника всех его званий и должностей, а самого предать смерти. Не успели ещё присутствовавшие при этой сцене справиться с охватившим их страхом, как вперёд вышел Евгений. Святой, вторя словам своего друга Евстратия, объявил христианство единственно верной и истинной религией, а себя признал её последователем. Надо ли говорить, что гнев правителя обрушился на него со всей силой. Евгения здесь же заковали в цепи и отвели в ту самую темницу, где накануне он со своим другом просил помолиться святого Авксентия.

Путь к месту казни

Ранним утром их вывели из ворот крепости, в подвалах которой содержались христиане, отказавшиеся даже под страхом смерти поклоняться идолам, и повели в город Никополь, где при большом стечении народа совершались казни. Путь этой печальной процессии пролегал через Аравракин - родной город осуждённых друзей. Здесь их хорошо помнили и любили за их доброту и человечность.

Когда Евстратий и Евгений, сгибаясь под ударами бичей надсмотрщиков, проходили по его улицам, многие из собравшихся людей узнали их, но не подавали вида, боясь навлечь на себя неприятности. Исключение составил лишь один смелый и мужественный человек по имени Мардарий. Он также исповедовал христианство и не мог спокойно взирать на оковы своих братьев по вере.

Простившись с семьёй и поручив попечение о ней благочестивым соседям − тайным христианам, он добровольно последовал за своими братьями во Христе. В городе Никополе, после долгих мучений, все они приняли смерть. По прошествии времени все они были канонизированы и сегодня известны как православные святые. Православная церковь чтит их память. День святого Евгения и тех, кто пострадал вместе с ним за веру, отмечается ежегодно 26 декабря по новому стилю.

Память святого мученика

Сегодня в России среди всех угодников Божьих, посвятивших свои земные жизни служению Господу, достойным образом почитается и святой мученик Евгений. В Новосибирске при действует монастырь его имени. В том же городе в 1995 году был открыт храм святого Евгения. Построенный вблизи Заельцовского кладбища, он считается одним из красивейших в Новосибирске.

Автором проекта здания этого духовного центра является архитектор И. И. Руденко, воплотившая в его очертаниях поэзию русской православной старины. Храм имеет статус подворья Покровского мужского монастыря (с. Завьялово), одним из небесных покровителей которого является святой Евгений. Икона его занимает почётное место в монастырском храме.

Святой великомученик, не побоявшийся перед неправедным судией открыто признать себя христианином и понесший за это страдания и смерть, приходит на помощь всем, кто обращается к нему с верой и надеждой. Молитва святому Евгению помогает людям во всех житейских невзгодах, независимо от того, обращается за помощью человек, получивший при святом крещении это же имя, или нареченный как-то иначе. Даже если впервые возносится молитва перед его святым образом, она будет услышана, если исходит от сердца.

bratkov 07.01.2003 в 20:15

"Родился Женя в половине первого ночи 23 мая 1977 года. Роды не были тяжелыми. Женя был крепким, здоровеньким ребенком, рост 52 см, вес 3900. Когда я услышала его первый крик, крик о том, что "я пришел в этот мир, встречайте меня, любите меня", такой вырвался вздох облегчения, и взгляд совершенно случайно упал на окно. Была глубокая ночь, темное небо, на котором яркие крупные звезды, и в этот момент по небу вдруг начала падать звезда. Я побледнела, сердце стало маленьким, холодным и почему-то лохматым комочком. Врачи и медсестры стали убеждать меня, что это хороший знак, что, значит, у ребенка будет хорошая судьба, да и у меня тоже. Но чувство опасности, страха, напряженное ожидание чего-то не покидало меня очень долгое время. Потом как-то все забылось, и вспомнилось через девятнадцать лет..."

В патриотической прессе уже писалось о подвиге 19-летнего русского солдата Евгения Родионова, в 1996 году оказавшегося в чеченском плену и в момент самых изощренных пыток не предавшего Отечества и Веры, не снявшего с себя нательного креста. Государство наградило Евгения Орденом Мужества. Сейчас на его могиле, благодаря пожертвованиям, установлен двухметровый крест, горит лампадка, - и сюда идут, и идут люди. Приезжают, специально, из самых удаленных уголков России, из других стран, поклониться "моему никому не известному, тихому сыну" . Мать, Любовь Васильевна Родионова говорит, что это отношение людей "перевернуло все мое сознание в жизни..." А однажды на могилу сына в Курилово (под Подольском) приехал один из ветеранов Великой Отечественной войны. Он снял с себя фронтовую награду - медаль "За отвагу" - и положил ее на могильный камень...

Биография Евгения Родионова, записанная со слов матери, опубликована в вышедшей в 2002 году первой книге, посвященной солдату, - "Новый мученик за Христа воин Евгений" /Москва, "Хронос-Пресс"/. Это, точнее, пока небольшая брошюра, составленная настоятелем храма Святителя Николая в Пыжах, протоиереем Александром Шаргуновым. Все же о жизни Евгения - его сокровенных мыслях, чувствах, переживаниях, о том, что ему довелось пережить за три с лишним месяца плена у чеченских бандитов, нам известно еще очень немного. Многое здесь покрыто завесой тайны.

О подвиге Евгения Родионова на страницах издания размышляют священник Александр Шаргунов и настоятель храма Спаса Нерукотворного подмосковного села Прохорово о.Владимир Переслегин. Любовь Васильевна делится своими воспоминаниями - тем, как она воспитывала своего сына, чем он интересовался и к чему стремился в жизни, как работал и учился, как относился к службе в армии и как добровольно ушел служить... И потом, уже страшные воспоминания, - о пришедшем домой известии о якобы "дезертирстве", о пройденных затем кругах ада. О том, что довелось пережить во враждебной и заминированной Чечне, чтобы найти сына. Тело сына...

***
...18-летнего Евгения Родионова, вместе с еще тремя солдатами, взяли в плен в ночь с 13 на 14 февраля недалеко от селения Галашки. Ребята, всего за месяц до того прибывшие в расположение части из Калининградской области, несли караульную службу на чечено-ингушской границе. Открытый КРП (контрольно-регистрационный пункт) находился метрах в двухстах от заставы. Маленькая будка - без связи и света, без какой-либо огневой поддержки - на единственной в горах "дороге жизни", по которой перевозились оружие, боеприпасы, пленные, наркотики... Из подъехавшей машины "скорой помощи", которую пограничники остановили для проверки, внезапно выскочили "санитары" в камуфляже - более десятка вооруженных до зубов чеченцев. Этим головорезам не составило особого труда справиться с еще необстрелянными юнцами. Хотя, вспоминает, Любовь Васильевна, "даже спустя две недели после этого происшествия снегом не до конца засыпало пятно крови на дороге. Видны были там следы борьбы - что не как цыплят их покидали в машину...". Мать считает, что ребята пострадали во многом из-за халатности офицеров.

А затем начался плен. "Плен испокон веков считался самым страшным, что может случиться с человеком. Плен - это неволя, это издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен - это самое страшное, самое нечеловеческое, изуверское, что вообще может быть на свете...", - говорит Любовь Родионова.

"Мама, от судьбы еще никто никогда не ушел. Я могу выйти на дорогу, и меня задавит машина. Тебе что, от этого будет легче? А плен... плен - это уже как повезет..." - говорил сын перед прощанием матери.

А она, как только узнала, десять месяцев искала Женю по всей Чечне. "Мне пришлось пройти все муки, все круги ада, какие только есть на земле, какие только мог придумать человек. Видно, Господь меня водил по тем дорогам, где я ходила и не подорвалась, хотя мин там было больше, чем камней. Видно, Он меня защищал от бомбежек, не дал мне возможности погибнуть, посчитал, что мой долг, долг матери - найти сына, похоронить его в родной земле; похоронить так, как хоронили наши деды и прадеды, по христианскому обычаю, с преданием земле. Это я только сейчас все поняла, а тогда, когда ходила по военным дорогам, я только молча молилась Господу..."

Чеченские головорезы убили Евгения Родионова 23 мая 1996 года - в праздник Вознесения Господня, в чеченском селении Бамут. В день смерти у Евгения был День рождения - ему как раз исполнилось 19 лет. Мать немного не успела - тогда она была в каких-то семи километрах от места казни. И российскими войсками Бамут был взят - на следующий день.

О смерти сына мать смогла узнать лишь в сентябре. Чтобы найти тело Евгения и потом вывезти его, вместе с другими погибшими товарищами, на родину, - ей пришлось заложить собственную квартиру. Множество фотографий сына раздавала Любовь Васильевна чеченским посредникам, надеясь узнать хоть что-то. За бешеные деньги один из чеченцев согласился указать место захоронения.

"Когда я приехала в конце февраля, рядовой солдат, живой, стоил 10 миллионов. В августе рядовой солдат, живой, стоил 50 миллионов, когда они уже были в роли победителя. У Мелиховой за ее сына просили 250 миллионов, потому что он офицер. Была уже ночь, когда я с саперами украдкой при свете фар раскапывала яму, в которую бросили тела четверых ребят. Я стояла и только молилась, чтобы среди них не было Жени. Я не могла, не хотела верить, что его убили. Доставали останки - одного, потом другого. Я уже узнала его сапоги, стоптанные так, как снашивал только он, но все говорила: "Я не поверю, если не найдете жениного крестика". И когда кто-то крикнул: "Крестик, крестик!", - я потеряла сознание."

Убийцей Евгения Родионова оказался Руслан Хайхороев. В конце концов он сам в этом признался - это признание буквально выпытала у него мать, в присутствии иностранного представителя ОБСЕ Ленарда: "У сына был выбор, чтобы остаться в живых, - сказал Хайхороев. - Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался..." (Хайхороев вместе со своими телохранителями был убит во внутричеченской бандитской разборке 23 августа 1999 года - ровно через три года и три месяца после гибели Евгения Родионова.)

По возвращении Любови Васильевны домой, на 5-й день после похорон, скончался отец Евгения, не отходивший от могилы сына, - у него не выдержало сердце. А сам Евгений в ту же ночь, после панихиды, приснился матери. По ее словам, уже "радостный и сияющий".

***
И.о.председателя отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами протоиерей Дмитрий Смирнов говорит, что "вопрос о канонизации рядового Евгения Родионова будет решен положительно - это вопрос времени". Запрос об этом в Синодальную комиссию по канонизации уже сделан, правда, требуются еще дополнительные сведения о судьбе мужественного пограничника. По словам отца Дмитрия, как только они будут получены, канонизация состоится.

Сейчас же у входа в школу, где учился Евгений, установлена мемориальная доска героя-пограничника. Вышел документальный фильм, посвященный ему. Нательный крестик Евгения Родионова передан матерью в храм святителя Николая в Пыжах и хранится в Алтаре. А на кресте, установленном над могилой, - надпись: "Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года" .

Сюда идут, и идут люди.

"Мы знаем, что это были долгие, страшные страдания, которые можно сравнить, наверное, только со страданиями великомучеников, бывшими в самые древние времена, когда их расчленяли, обезглавливали, подвергали самым изощренным пыткам, но они свидетельствовали перед миром, что и душа, и тело причастны Кресту Христову, победе Божией, Воскресению Его" (о.Александр Шаргунов, из проповеди на панихиде в день памяти Евгения Родионова).

От ред:
В подготовке материала использованы также публикации в "Православной Москве", "Русском Доме", "Завтра", "Парламентской газете", Rus-Sky.com, Voskres.Ru.
Полностью рассказ матери Евгения Родионова читайте в рубрике "ПРАВДА.Ру"- Вера .

В последнее время широкое распространение получили брошюры о Евгении Родионове, погибшем в Чечне в 1996 году, и даже его иконы, которые можно встретить не только в домах верующих, но и в некоторых храмах. 17 декабря 2003 г. на пресс-конференции в Храме Христа Спасителя Председатель синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что он верует и исповедует, что Евгений Родионов "совершил христианский подвиг, достойный канонизации", и выражает надежду, "что скоро, как только мы получим дополнительные сведения, она состоится". Однако не было, и до сих пор нет никаких церковных документов о прославлении воина Евгения. В то же время на официальном сайте Отдела священник Константин Татаринцев утверждает, что прославление возможно по формуле: "воин-мученик Евгений (Родионов) и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр". Далее сообщается, что все материалы переданы в комиссию по канонизации. Ответственный редактор "Церковного вестника" обратился за комментариями к секретарю синодальной Комиссии по канонизации священнику Максиму Максимову.

- Отец Максим, прежде всего, давайте поговорим о том, что является основанием для причисления клириков и мирян к лику святых.

Церковь имеет критерии для канонизации святых любой эпохи. Эти критерии остаются неизменными, но каждая эпоха истории Церкви имеет свои особенности. Если обратиться к эпохе апостолов, то исповедание Христа как Спасителя и сама принадлежность к апостольскому чину делали человека святым. Если обратиться к следующей эпохе, то основным критерием являлся факт мученичества. Здесь важно, чтобы человек не сам себя вверг в эти испытания, но принял происходящее со смирением. Затем важна чистота исповедания веры, связи с Церковью, то есть он не должен быть ни гностиком, ни каким-либо другим еретиком или раскольником. Следующая эпоха - это эпоха преподобных и праведных. Здесь появляются новые критерии: почитание в народе, чудеса. Особое место в истории Церкви занимает ХХ век - это эпоха новомучеников и исповедников российских. Для этой эпохи мы соборно выработали дополнительные критерии канонизации. Когда мы поднимаем уголовно-следственное дело, изучаем биографию человека, мы обращаем внимание на то, уклонялся ли он в раскол и что он там делал, сколько раз он покаялся - один или после этого снова уходил и снова каялся. Из следственных дел мы узнаем, был ли он осведомителем или нет. Канонизация подтверждает вполне определенные выводы: человек в тяжелейших испытаниях сохранил веру и непорочно совершил свой подвиг. Не по факту смерти или убийства прославляется человек, это не может быть основанием для канонизации, даже если он погиб на войне с иноверцами.

- Как бы вы прокомментировали позицию, например, Союза православных хоругвеносцев, которые говорят о Евгении Родионове как "новомученике за Христа и Россию"?

Надо определенно заявить, что эпоха новомучеников и исповедников российских, как бы мы ее не растягивали, уже закончилась. Мы можем провести границу по 1970-м, в крайнем случае, 1980-м годам, когда в мир иной отошли последние исповедники, вышедшие из лагерей. Когда Евгения Родионова причисляют к новомученикам и исповедникам российским, происходит очевидный подлог. Современная история России - это совершенной иной период.

Почему для Церкви при изучении новомучеников было важно выдержать определенную историческую дистанцию? Это не только проблема закрытых и недоступных архивов, это проблема целостного представления об эпохе, механизмов власти, принятия решений, положения Церкви. Сегодня каждый представляет какую-то партию, общественное движение или церковную группу. Но церковная Комиссия по канонизации не может быть ни "правой", ни "левой", ни "центристской". Комиссия руководствуется критериями, о которых мы вкратце уже говорили. Если мы говорим о современности, есть множество вопросов, на которые никто сегодня не сможет дать точный ответ.

Тем не менее, мы можем попытаться дать оценку конкретным фактам из жизни современного человека.

Действительно, сегодня может быть такая ситуация, что человека захватили религиозные экстремисты и требуют от него отречения от Христа или угрожают смертью. Но встает проблема, как сегодня собрать реальные доказательства? У древних мучеников свидетелями были судьи и народ. Все судебные приговоры выносились публично. Отсюда и достоверность мученических актов. Все слышали, как мученики отвечали на вопросы о своей вере, и все видели, как их убивали, христиане бережно собирали косточки после сжигания. И никаких дополнительных доказательств не требовалось. В эпоху новомучеников ситуация изменилась. Двери следственного кабинета, тюремных застенков были плотно закрыты. Народ ничего не видел, но осталась бумага, документы. И они могут быть изучены и служить вполне достоверным свидетельством.

- Какие же документы могут быть в условиях чеченской войны?

Канонизация - это не раздача награждений всем пострадавшим. Канонизация - это призыв Церкви обратить очи сердца к тому, кто верил во Христа и до конца сохранил эту веру. Изучая жизнь и смерть Евгения Родионова, мы вправе потребовать определенные доказательства, что все было именно так. Но оказалось, что основной источник в этом случае - средства массовой информации. Нет нужды говорить, что современные СМИ нельзя рассматривать как серьезный и заслуживающий доверия источник информации. Но и при анализе публикаций выяснилось, что все сводится к рассказам одного человека - матери Евгения Родионова.

- Какое решение приняла комиссия по этому случаю?

Было принято решение о встрече с Любовью Васильевной Родионовой трех членов Комиссии - архимандрита Алексия (Поликарпова), наместника Данилова монастыря, игумена Дамаскина (Орловского), известного исследователя, автора многих книг по новомученикам, и меня как секретаря Комиссии. Наша встреча состоялась 26 июля 2002 года и продолжалась более двух часов. С разрешения Любови Васильевны весь разговор был записан на магнитофон для последующей расшифровки и представления всем членам Комиссии. За время разговора мы коснулись многих тем. Нашей задачей было узнать, что она за человек, понять, насколько ее рассказ достоверен и убедителен с церковной точки зрения.

К сожалению, в данном случае говорить о церковности не приходится. Я связывался со священником, который служит в храме рядом с домом Родионовых. Любовь Васильевна в храм не ходит, а люди, которые приезжают на могилу Евгения, сами служат панихиды и в храм к священнику никогда не обращаются. Что кроме сектантства можно в этом увидеть? Но этот факт для нас - лишь дополнительный штрих к общей ситуации.

- Что же вы узнали из разговора с Любовью Васильевной Родионовой?

Мы предупредили ее, что главный вопрос связан с почитанием ее сына: "Вы - единственный свидетель, которому мы можем доверять, и все, что вы скажете, будет запротоколировано". Она рассказывала о Жене, о себе, о том, как искала сына, получив от командования лживую телеграмму, что он дезертировал. Потом она долго искала правду и в конце концов встретилась с чеченским полевым командиром Русланом Хайхороевым (который к 2002 году, когда состоялся этот разговор, уже погиб. - Прим. ред). Она узнала, что есть люди, которые могут открыть ей место, где похоронен ее сын, но за это требуется заплатить. Она заложила свою квартиру, - в этом смысле у нее есть христианское чувство самопожертвования, кроме одного "но": все это она делала исключительно для своего сына, ею движет безграничная до обожествления любовь к сыну.

- Главный вопрос - откуда известно, что смерть Евгения Родионова была именно такой, как ее описывают в прессе? Действительно ли боевики требовали от него отречься от Христа, снять крестик и принять ислам?

В нашем разговоре с Любовью Васильевной выяснилось, что ее встреча с Хайхороевым продолжалась не более семи минут, и он ничего не говорил ей о конкретных обстоятельствах гибели Евгения. Те диалоги, которые появляются в газетах, типические, они взяты из рассказов других русских солдат, побывавших в плену. Любовь Васильевна честно призналась нам, что доказать ничего нельзя.

- Однако есть видеозапись смерти Евгения. Она может быть принята как доказательство?

Здесь я снова процитирую Л.В. Родионову. Она сказала, что пленок с казнями и издевательствами над пленными воинами у нее много, и на одной из них, как она считает, снят ее сын. Но и это доказать невозможно, потому что убиваемый солдат снят со спины, и у нее самой нет полной уверенности в том, что это ее сын. Она также сделала важное признание относительно обстоятельств своей жизни, которое заставляет нас крайне осторожно относиться к ее свидетельствам.

- Удалось ли членам комиссии выяснить отношение Любови Васильевны к возможной канонизации ее сына, к написанным иконам?

Да, здесь у нее есть четкая позиция. Она считает, что канонизация "народной церковью" уже произошла, и канонизация официальной Церковью тут ничего не изменит. Точнее, она сказала "ничего не даст". Л.В. Родионова ее не добивается и очень болезненно воспринимает известия о написании в том или ином городе "иконы мученика Евгения". Она также протестует против телевизионных репортажей, где сообщается о его канонизации.

Добавлю, что никаких сведений о том, что Евгений или кто-либо из погибших вместе с ним воинов вел сознательную церковную жизни, нет, и фактов, подтверждающих их мученическую - в церковном смысле этого слова - кончину, синодальной Комиссией по канонизации не обнаружено.

- Как же относиться к статьям, стиль которых все чаще напоминает житийный?

Эти авторы, среди которых есть и один священник, могут выражать свое личное мнение. Они могут издавать брошюры как частные лица, но выступать от имени Церкви они не могут. Нельзя забывать, что каждый, кто записывает Предание Церкви, несет ответственность не перед самим собой, а перед Богом и Церковью. Авторы, которые пытаются выдать желаемое за действительное, не могут быть церковными писателями, они не могут хранить церковное предание неповрежденным. В заключение подчеркну: Православная Церковь никогда не причисляла к лику святых тех, кто был убит на войне. Известен исторический факт, когда в Х веке император Никифор Фока потребовал от Константинопольского Патриарха канонизации убиенных воинов, Церковь ему отказала. А мотивация, кстати, была практически такой же, как сегодня: воодушевить армию, поднять боевой дух.

Деятельность Комиссии по канонизации многим известна только своей положительной стороной. И действительно, за десять лет прославлено почти полторы тысячи святых. Но есть и другая сторона нашей работы, о которой мало кто знает: очень много имен пришлось отвергнуть или, по крайней мере, отложить решение вопроса о канонизации до поступления новых материалов.

25 июня 1995 года 18-летнего Родионова призвали в армию. Сначала он попал в учебное подразделение воинской учебной части №2631 Пограничных войск РФ под Калининградом. После этого служил гранатометчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 пограничного отряда особого назначения на границе Ингушетии и Чечни.

13 января 1996 года Евгения направили на боевую стажировку в Назрановский пограничный отряд. 4 февраля 1996 года он находился на посту вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым. Военные остановили микроавтобус с надписью «Скорая помощь», в которой ехал со своими боевиками бригадный генерал Чеченской Республики Ичкерия Руслан Хайхороев. Оказалось, что в машине перевозили оружие. При попытке досмотра пограничников захватили в плен.

Сначала пропавших солдат объявили дезертирами. Милиция искала Родионова дома у родителей. И только после детального осмотра места происшествия, когда были обнаружены следы крови и борьбы, была принята версия насчет плена.

Мать Евгения Любовь Васильевна отправилась в Чечню на поиски сына. Ей удалось выйти на Шамиля Басаева, но после попытки переговоров ее жестоко избили и три дня продержали в заложниках. Только когда Любовь Родионова заплатила боевикам крупную сумму денег – около 4 тысяч долларов (для этого ей пришлось продать квартиру и все ценные вещи) - ей рассказали о судьбе сына и указали место его захоронения.

Как выяснилось, Евгений Родионов был казнен чеченскими боевиками. Сто дней его с товарищами жестоко пытали, требуя принять ислам. Однако Женя отказался снимать православный крест. 23 мая 1996 года, в собственный день рождения, его обезглавили.

Труп Евгения Родионова, найденный в могиле без головы, мать опознала по нательному кресту. Позднее экспертиза подтвердила результаты опознания.

Вчера вся Русь Православная поминала рядового Евгения Родионова, десять лет назад принявшего мученическую смерть в Чечне за Господа нашего Иисуса Христа. Взятый в плен боевиками, Женя отказался предавать Христа и снимать нательный крест, за что и был зверски обезглавлен.Так случилось, что в день страшной смерти - 23 мая 1996 года - Евгению исполнилось ровно 19 лет.

Девять месяцев искала Любовь Родионова в Чечне тело своего сына. Обошла почти всех полевых командиров, побывала даже у Хаттаба,снимок с которым стал своеобразным пропуском.А когда нашла,то рядом с телом и обнаружила тот нательный крестик, который сама надела на Женю перед его отъездом в Чечню.

Любовь Родионова не ожидала, что через десять лет могила ее сына в подмосковном селе Сатино превратится в место паломничества православных не только со всей России, но и из Белоруссии,Сербии, других христианских стран.Из рядового пограничных войск Женя Родионов в сердце народном стал новым мучеником за веру Христову, и теперь Русская Православная церковь готовится к его канонизации.

А для этого есть все основания.Вот что писал в декабре 2002 года в православной газете "Благовест" журналист Владимир Мельник: "В августе 2002 года мне позвонил военный священник с Горного Алтая - отец Варлаамий. Ему срочно нужно было связаться с матерью воина Евгения Родионова, замученного в Чечне за отказ снять крест и принять ислам. Оказывается, в одном из погранотрядов на Алтае решили открыть церковь во имя св. мученика Евгения - и в память Евгения Родионова, и в память его тезоименитого Небесного покровителя (Евгений Родионов еще не канонизирован).

Маму Евгения Управление погранвойск России готово было за казенный счет отправить в Горный Алтай - на освящение храма. И все с Божией помощью состоялось. Любовь Васильевну Родионову мы нашли, и она попала-таки на освящение храма, построенного в память ее сына, который хотя и не причислен пока к лику святых, но вполне достоин канонизации за свой поистине христианский подвиг. И, видимо, канонизация эта со временем состоится. Освящение храма состоялось 10 августа.

И вот новый звонок отца Варлаамия: 20 ноября в храме был молебен и крестный ход в честь мученика Евгения (храмовый праздник). Один из солдат, рядовой Андрей Зяблицкий, верующий человек, прочитавший жизнеописание Евгения Родионова и проникшийся особой любовью к его личности, держал в руках храмовую икону с изображением св. мученика Евгения-воина. Молебен и крестный ход снимали на видеопленку, - и прямо во время съемок крестного хода икона в руках солдата замироточила. Отец Варлаамий говорит, что на пленке хорошо видно, как истекает миро по храмовой иконе. От иконы исходило сильное благоухание, несмотря на сильный ветер и холод. Миро истекало из нижней перекладины креста в руках святого мученика Евгения.
Нет ли здесь очередного указания на святость подвига Евгения Родионова, в память которого был открыт этот храм?

Убиенный воин-мученик Евгений, моли Бога о нас!"

А вчера в Сатино, где отмечали годовщину смерти Жени Родионова,священник церкви из Донецка рассказал, как в его храме икона воина-мученика Евгения тоже мироточила, а потом со сцены под аккомпанемент десантников исполнил песню собственного сочинения, посвященную погибшему воину.

Настоятель Храма Святых Петра и Павла в соседней Знаменке отец Евстафий признался нам: "Святой воин-мученик Евгений Родионов - это наш местный святой.С каждым днем я с радостью наблюдаю, что он пользуется все большим и большим почитанием среди люда православного. Уверен, что его скоро канонизируют."

Так же считает депутат Госдуарственной Думы от ЛДПР Николай Курьянович, сказавший "Правде.Ру": "Те чудеса, что происходят с иконами святого мученика Евгения, говорят, что Господь дает добро на его канонизацию. Так случилось, что годовщина мученической смерти Евгения Родионова, совпала с выходом на экраны России патриотического и православного эпоса "Прорыв", посвященного подвигам наших десантников в Чечне, которые в самые страшные моменты обращаются к Господу нашему Иисусу Христу и идут в последний бой за Россию с Божьим именем на устах.Всякие "сволочи" смеются над этим подвигом, потому что хотят, чтобы мы все оскотинились, стали бездумными потребителями всякого рода гнусной антихристианской мерзости типа "Кода Да Винчи" .

И здесь, на могиле Евгения, чувствуешь, что Русь Православная жива и будет жить вечно, что ее не сломит никакой "новый мировой порядок", устанавливаемый известно под чьим руководством.Не только я думаю, что подвиг Евгения Родионова достоин увековечивания и на экране, но,пока кино заведует Михаил Швыдкой, с православными проектами за господдержкой лучше не обращаться".

Матери Евгения Любови Родионовой не особо важно, канонизируют ее сына или нет, - на все воля Господня. Мы попросили сказать ее несколько слов о Жене:"Если честно, то жить не хотелось. Люди говорили: "Он погиб за нефтяную трубу, он погиб за чьи-то деньги", - а мне становилось еще хуже, я просто умирала от боли, от обиды. А потом, когда я поехала еще раз поклониться той яме, той могиле, в которой он лежал полгода, может, смерти искала, так когда вернулась оттуда - все изменилось. На этом храме поставили крест, приехали люди из "Русского дома" - Александр, Виктор. Им сказали про Женю, они захотели со мной встретиться.

Я благодарна тем людям, которые сочли своим долгом почтить память моего сына. И я поняла, что Женя погиб не за чьи-то деньги, нет, он погиб за Отечество, которое, как и мать, не выбирают. Его просто любят и защищают. И мне стало немного легче. Боль, конечно, не ушла, но я поняла, что есть смысл в его гибели. Все-таки есть. Он погиб за веру православную, не сменил веры дедов, прадедов не предал. Жить, конечно, тяжело, но есть храмы в Москве - вот Тушинский есть храм в Пыжах, где меня приняли в свою семью.

Теперь мне звонят люди со всей России. Звонили из Абакана, Владикавказа,из множества других городов.Я перестала чувствовать себя совсем одинокой. Лампадка будет гореть, хоть этим я буду чувствовать, что я нужна своему сыну, хотя бы для того, чтобы огонек затеплить. Я благодарна людям верующим, они мне многое объяснили. Я людям очень благодарна за то, что они разделили мою боль и помогли мне всем, чем могли. Этот мемориал на могиле Жени - он поставлен на человеческой доброте, на участии, на любви, на уважении к тому поступку, который Женя совершил.

Может быть, это не подвиг, может, это поступок. Дай нам всем Бог сделать такой же выбор. У Жени очень хорошие друзья. Каждое воскресенье, в любую погоду они приходят сюда. И так трогательно смотреть, когда они кладут цветы, когда они оставляли апельсины на снегу, когда они кладут ему сигареты. Так они выражают свою любовь. Ну и тут как бы жизнь ставит все по своим местам.

Вот эти ребята, эти телефонные звонки, письма, которых все больше и больше,такие трогательные, они меня поддерживают, дают мне силы, чтобы жить. Я никогда не думала, что столько мудрости, столько доброты в людях, особенно в священниках. У меня просто нет слов, чтобы все это выразить."

Сейчас воин Евгений Родионов прославлен как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской Епархии в лике мучеников и в честь него заложен храм в Ханкале. Вот текст "Молитвы мученику Евгению":"Страстотерпче Российский, воине Евгение! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимые пред святою твоею иконою.Услыши нас, слабых и немощных, с верою и любовию поклоняющихся пресветлому образу твоему. Твоя пламенная любовь ко Господу, верность Ему Единому, твоя неустрашимость пред муками даровали тебе жизнь вечную. Ты не снял Креста с груди своей ради жизни сея временныя. Крест твой всем нам просиял звездой путеводной на пути спасения. Не остави нас на этом пути, святый мучениче Евгение, со слезами тебе молящихся."