Храм святой равноапостольной марии магдалины в веймаре. Церковь марии магдалины в варшаве

Фото Ольги Матвеевой, сент. 2006 г.

З емля, на которой ныне возвышается храм Святой Марии Магдалины, с древнейших времен принадлежала православным жителям города Минска. Еще в 1623 году минский судья Мартин Володкович пожертвовал ее на содержание монастыря Святых Апостолов Петра и Павла, который до конца 18 века оставался единственной обителью города, сохранившей приверженность традициям Греко-Восточной Церкви.

В ту пору в этих местах располагался фольварок Переспа. Его название происходило от слова "пересыпать". Оно свидетельствовало о том, что некогда местность вокруг Свято-Марии-Магдалининской Церкви была перекопана валами и являлась своеобразной сторожевой заставой, предварявшей подъезд к Минску со стороны Вильно.

Известный литератор и краевед 19 века Владислав Сыракомля приводит следующее пояснение слов "Переспа": "...происходит от названия окопа, который окружал городище древних славян. Переспа попросту присыпь, вал оборонительный". Не случайно и ручей, протекавший в этих местах, имел аналогичное название. Он вытекал из бывшего Комаровского болота и впадал в реку Свислочь несколько ниже современного Комсомольского озера. С давних пор местность эта называлась также Сторожевкой.

Фольварок Переспа неизменно пребывал во владении Свято-Петро-Павловского монастыря. По данным ревизии за 1795 год в нем проживало "14 душ обоего пола". Вероятно, задолго до этого подле фольварока возникло кладбище, на котором производились захоронения православных жителей Минска. Эти захоронения стали особенно частыми после вхождения Белоруссии в состав Российской империи, в связи, с чем возник вопрос о необходимости построения на Переспе кладбищенского храма. Важно было благоустроить окружающую местность, придать кладбищу пристойный вид, так как оно находилось в состоянии крайнего разорения: не имело ограды и даже использовалось в качестве выгона для скота.

С инициативой о наведении порядка в районе Переспы и возведении там храма выступил архимандрит Свято-Петро-Павловского монастыря Лазарь, ходатайствовавший об этом перед архиепископом Минским, Изяславским и Брацлавским Виктором (Садковским) в рапорте от 20 мая 1794 года. "В городе Минске на отведенном поле для погребения мертвых тел не имеется церкви", - писал архимандрит, - "между тем на создание оной есть благоволение здешнего правительства и гражданства, к этому приготовлена потребная деревня и имеется денежная сумма... Нижайше прошу архипастырское преподать благословение".

Губернатор Минска Захар Корнеев поддержал инициативу отца Лазаря и летом 1802 года на Переспенское кладбище была перевезена бывшая униатская Свято-Георгиевская церковь, за которую, как свидетельствуют документы, власти заплатили лютеранам (владеющими ею в то время) 150 рублей ассигнационной монетой. 26 сентября 1804 года эту церковь освятили в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины. В том же году при ней открыли богадельню.

Тяжелые испытания выпали на долю жителей Минска в период войны 1812 года. Многие православные храмы Белоруссии подверглись осквернению со стороны захватчиков. В недавно благоустроенной кладбищенской церкви французы разместили пороховой склад.

Но особенно пострадали тогда кафедральный Свято-Петро-Павловский и Свято-Екатерининский храмы города. Богослужения возобновились в них только в 1814 году после проведения основательного и очень затратного ремонта. Поэтому в течении всего 1813 года православное духовенство этих храмов во главе с архиепископом Минским и Литовским Серафимом (Глаголевским) вынуждено было служить на Переспе, церковь которой стала на непродолжительное время кафедральной.

Тогда же значительно расширилась территория Переспинского кладбища, что было связано с массовыми захоронениями на нем воинов, погибших во время боевых действий с французами под Аустерлицем (1807г.) и в Отечественную войну 1812 года.

Свято-Марии-Магдалининская деревянная церковь действовала до 1835 года, пока в Минске не произошел страшный пожар. Вспыхнувший 30 мая в день проведения контрактовой ярмарки, он бушевал около 8 часов и нанес огромный ущерб многим гражданским, культовым и частным зданиям города. Огненная стихия не пощадила и Переспинскую церковь. Она сгорела дотла вместе с богадельней.

К рестный, благостный труд по восстановлению храма было поручено понести протоиерею кафедрального собора Святых Апостолов Петра и Павла отцу Петру Елиновскому. Памятуя о пожаре 1835 года, уничтожившему почти половину Минска, местные власти распорядились о возведении на кладбище каменного храма. Строился он на народные "доброхотные подаяния" в продолжение 3-х лет. Его освятили 26 октября 1847 года, как и предыдущий назвав в честь святой мироносицы Марии Магдалины. Недалеко от храма возобновили деревянную богадельню.

Духовно окормлявший этот добрый почин протоиерей Петр Елиновский, был человеком на редкость самоотверженным, бескорыстным, преданным церковному послушанию. Тридцать шесть лет жизни он посвятил пастырскому служению. За внимательное, милосердное отношение к прихожанам заслужил от них редкое уважение и большую любовь. Когда в 1870 году отец Петр почил, в последний путь его провожали: епископ Минский и Бобруйский Александр (Добрынин) и целый сонм духовенства, более шестидесяти человек! В крестном ходе от кафедрального собора до построенной им новой каменной церкви шли не только православные жители Минска, но также немало поляков, татар и евреев. Свое последнее земное пристанище этот замечательный пастырь обрел в склепе под алтарем Марии-Магдалининского храма.

В богадельне, открытой при церкви, проживало до двадцати четырех человек, в основном, вдовы и инвалиды, в прошлом крестьяне, дворовые или солдаты. Она содержалась за счет Минской городской думы. С 1844 до 1870 через нее прошло 72 человека.

Посещавший Минск в середине 19 века известный этнограф, собиратель фольклора Павел Шпилевский сохранил для нас следующее описание района Переспы: "За семинарским домом (ныне Суворовское училище, - свящ. Ф.К.) начинается Виленская улица, при повороте с которой на Виленскую почтовую дорогу открывается вид православного кладбища, осененного вековыми березами, известного под названием Переспы... кладбище имеет форму овального круга, обнесено с трех сторон рвом, а с четвертой - решетчатой оградой, возле которой находится красивая каменная церковь... построенная вместо сгоревшей... под присмотром минского соборного священника Петра Елиновского".

О Переспинском храме сообщается также в "Описаниях церквей и приходов Минской епархии" (Мн. 1879г.): "К кафедральному собору, - читаем в этом издании, - приписана Сторожевская кладбищенская церковь, с престолом во имя Святых Жен-Мироносиц. Церковь сия зданием каменная, устроена на благотворительные средства... с одним открытым куполом и фронтонною колокольнею. По своему наружному и внутреннему виду находится вполне в удовлетворительном состоянии и, кроме того снабжена всею необходимою утварью для совершения богослужения".

В конце 1879 года храм на Сторожевке получил статус приходского. К нему был назначен отдельный причт. "При этом, - как пишет протоиерей Павел Афонский, - из числа прихожан Екатерининского собора к новообразованному приходу были отчислены все православные купцы, мещане и крестьяне, жившие по левую сторону реки Свислочь, на Троицкой горе и в других заречных частях города".

В 1880 году был учрежден строительный комитет, которому поручили возвести деревянные помещения для причта. Уже к декабрю следующего года эту задачу выполнили. Причтовый дом вырос неподалеку от кладбища, на углу улиц Сторожевской и Николаевской (ныне Кропоткина). Первым настоятелем храма стал протоиерей Иоанн Проволович, входивший в состав Кирилло-Мефодиевского братства, действовавшего при Минской Духовной Семинарии.

В "Памятной книжке Минской епархии за 1901 год" сообщается, что приход Свято-Марии-Магдалининской церкви объединял 773 человека. Кладбище занимало 6 десятин земли.


Так выглядела церковь в конце XIX - начале XX вв.

В 1903-1904 годах для причта был построен каменный одноэтажный двухквартирный дом, в котором в котором разместилась также церковно-приходская школа. На погосте церкви возвели каменную браму, ниши которой благоукрасили иконами.

С 1900 года настоятелем храма служил протоиерей Василий Павлюкевич. Он происходил из простой крестьянской семьи, но сумел одним из лучших окончить в свое время Минскую Духовную Семинарию (1873г.). В дальнейшем "за беспорочную службу" был награжден наперсным крестом, орденом Святой Анны 3-й степени, серебренной медалью в память царствования императора Александра III, серебренной медалью в память участия в деятельности Красного Креста во время русско-японской войны.

В 1914 году отца Василия перевели в Слуцк, назначив настоятелем Свято-Михайловской церкви. 20 августа 1926 года за попытку оказать противодействие монахам Слуцкого Свято-Троицкого монастыря в их стремлении перейти в обновленчество он был арестован, затем освобожден. Как сложилась дальнейшая судьба - неизвестно.

После отца Василия Павлюкевича храм на Сторожевке (с 1915г.) окормлял священник Петр Сущинский, до этого являвшийся настоятелем церкви Преображения Господня в Заславле. В его послужном списке говорилось: "богослужения совершает благоговейно, по чину. Пастырские обязанности исполняет усердно". В Заславле отец Петр особенно проявил себя в деле преподавания Закона Божьего. За "отличное отношение к своим обязанностям законоучительства и заведование церковно-приходской школой" не раз отмечался наградами. И в Марии-Магдалининском храме он немало потрудился на своем любимом поприще научения детей основам Закона Божьего.

В это время шла Первая мировая война, вызвавшая огромное разорение в жизни местного общества. Сторожевское кладбище стало стремительно заполняться все новыми и новыми жертвами военного лихолетья. В Минске действовало несколько тыловых госпиталей, в которых многие умирали. Немало погибших поступало и непосредственно с фронта. В 1915 году площадь кладбища превысила 11 гектаров! На нем возвели небольшую часовню для отпевания умерших. В целях захоронения павших в боях воинов стали использовать участок земли в районе современной улицы Червякова, где позднее (в 50-е годы XX столетия) был открыт Сторожевский рынок.

По данным на 1917 год настоятелем Переспинского храма служил протоиерей Илья Флеров, которому помогали два псаломщика: Владимир Александрович Спасский и Владимир Валентинович Терравский.

О последнем из них хотелось бы сказать несколько слов особо. Владимир Терравский происходил из семьи духовного звания. В 1902 - 1913 годах являлся регентом минского архиерейского хора. Это был композитор, дирижер, фольклорист, оставивший о себе очень добрую память и среди верующих людей, и в кругах светской музыкальной интеллигенции. В 1920 году он стал художественным руководителем хора первого Белорусского Государственного Драматического Театра (ныне Театр имени Янки Купалы). В том же году издал сборник народных песен под названием "Беларускi лiрнiк". Впервые его арестовали в 1921 году по вздорному обвинению в сотрудничестве с польской разведкой, приговорив к 5 годам заключения в Смоленской тюрьме. После досрочного освобождения он вернулся в Минск и до 1933 года вновь служил псаломщиком в церкви Святой Марии Магдалины. Затем вышел на пенсию и мирно проживал у себя дома. В 1938 году его арестовали второй раз, приговорив к расстрелу...

Жестокие испытания пришлось пережить православным жителям Минска после изменения политического строя в стране, вызванного революцией и последовавшей гражданской войной.

В апреле 1922 года церковь Святой Равноапостольной Марии Магдалины наряду с другими храмами Восточной Белоруссии, была ограблена в ходе проведения компании по изъятию церковных ценностей. С одиннадцати икон, украшавших ее представители властей сняли серебрянные ризы. Кроме того, из алтаря храма безбожники забрали, отлитые из серебра: чашу, дискос, звездицу, лжицу, дароносительницу, дарохранительницу и два напрестольных креста. Общий вес изъятого составил 16 фунтов драгоценного металла. Для сравнения из Свято-Екатерининский церкви было забрано предметов на 19 фунтов, из Свято-Александро-Невской - на 11.

В 20 годы настоятелем Сторожевского храма подвязался протоиерей Иоанн Язвицкий, до революции исполнявший обязанности ректора Минской Духовной Семинарии, в 1925 году несший послушание секретаря митрополита Минского и Белорусского Мелхиседека (Паевского). Вскоре арестованный, он был сослан на Соловки. После освобождения проживал во Владимирской области. Умер в 1936 году.

Координаты :

Собор святой равноапостольной Марии Магдалины (польск. Sobór metropolitalny Świętej Równej Apostołom Marii Magdaleny ) - кафедральный собор во имя Св. равноап. Марии Магдалины Варшавско-Бельской епархии Польской православной церкви . Находится в городе Варшава , в районе Прага , на Аллее «Солидарности» , д. 52.

История

Обстоятельства появления и проектирование

Стремительное развитие варшавского района Прага происходило в течение второй половины XIX века. Оно был связан с общим ростом значения Варшавы и привело к активному заселению этого города. Среди приезжих доминировали русские и представители других национальностей, православные по вероисповеданию. Православными были солдаты двух российских гарнизонов, находившихся в Праге. В целом среди других конфессий православные составляли несколько процентов от всего населения. Ближайшим православным храмом была церковь на левом берегу Вислы , в связи с чем православные верующие неоднократно обращались к епископу Варшавскому и Новогеоргиевскому Иоанникию (Горскому) с просьбой начать строительство нового храма. В ноябре 1865 года епископ получил согласие наместника Польского Царства Фёдора Берга на формирование комитета, который должен был наблюдать за строительством. Летом 1866 года образован строительный комитет во главе с бывшим гражданским губернатором Варшавы, генерал-лейтенантом Евгением Рожковым. Через два года назад епископ объявил начало подготовительных работ.

Членами комитета были князь Владимир Черкасский и генерал Евгений Рожнов , для которых строительство церкви в Праге было ответом на реальные потребности людей и одновременно возможностью возведения в стратегическом пункте города (напротив Виленского вокзала) очередного объекта, который свидетельствовал бы о принадлежности Варшавы в Российской империи. По словам Рожнова, храм должен был быть очередным средством утверждения здесь русского народа. По завершению строительства генерал Рожнов и управляющий делами полковник Палицын получили государственные награды.

В силу стратегического характера строения, архитектор Святейшего Синода Николай Сычёв уже в 1867 году представил готовый проект и смету. Согласно ему, планировалось возведение одноглавый церкви без колокольни, стоимостью 122000 рублей. Петербургский комитет церковного строительства внёс существенные исправления в проект, приказав уподобить храм аналогичным в Киеве, что должно было подчеркнуть подчеркивать связь православия на польских землях с Киевской православной митрополией , отрицая утверждением о его чужое происхождении и искусственном внедрении. Поручено было также возвести колокольню, что повышало стоимость работ до 140 тысяч рублей. Комитет строительства церкви, стремясь получить государственное дофинансирование, принял поправки, приказывая возвести строение, в плане близкое к греческому кресту, увенчанное пятью куполами, сгруппированными вокруг большого центрального. Площадь здания, после изменений в проекте, должна была бы составлять 766 квадратных метров, что позволяло бы принимать участие в службе 800-1000 верующих.

Строительство

Место для церкви выбрано на углу Александровской и Торговой улиц у Петербургского (ныне Виленского) вокзала.

14 июня 1867 состоялось торжесванное заложение первого камня, однако сначала нужно было провести работы по стабилизации влажной почвы. Несмотря на то, что изначально строительство отставало от графика, здание была завершена уже к концу 1868 года, а работы над интерьером продолжались шесть месяцев. Работами руководил инженер полковник Палицын.

Таким образом в Варшаве появилась первая архитектурно вполне самобытная православная святыня. Остальные храмы, такие как церковь святой Троицы на Пидвалли, или церковь Иконы Божьей Владимирской на свободе находились в бывших римо-католических зданиях и, кроме того, были частями больших архитектурных комплексов, что создавало ограничения для их создателей (например Церковь святого Александра Невского на Варшавской цитадели). При строительстве церкви работали исключительно российские художники.

29 июня 1869 года, в день освящения церкви, состоялась торжественное шествие варшавского православного клира, который отправился под звуки колоколов в девять часов утра из собора Святой Троицы, что на улице Долгой. Процессию торжественно встречал епископ Иоанникий, который около десяти начал торжественность, а затем отправил службу в знак благодарности.

До Первой мировой войны

Церковь святой Марии Магдалины до конца Первой мировой войны выполняла функцию приходского храма . Несмотря на это, её строительство, а затем и содержание, российскими властями трактовалось как дело престижа, учитывая локализацию объекта. В 1870 году храм посетил император Александр II .

В 1871-1872 годы был построен двухэтажный дом причта. При церкви действовало попечительство, церковно-приходская школа , приют, приписная часовня и два молитвеных дома.

В связи с особым значением церкви уже в 1895 году был начат генеральный ремонт, о котором просил архиепископ Флавиан (Городецкий) в письме к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву . Он писал, что церковь в плохом техническом состоянии и выглядит не лучшим образом по сравнению с рядом расположенным костёлом святого Михаила и святого Флориана, который был ещё на стадии строительства. Архиепископ указывал также на тот факт, что церковь часто вызывает интерес у иностранных гостей Варшавы. Ремонтом руководил Владимир Покровский, тогдашний главный архитектор епархии. Он восстановил утраченные фрагменты штукатурки, очистил стены от свечной копоти, отреставрировал позолоту куполов и иконостаса. По завершению работ, храм был заново освящён.

Межвоенный период и Вторая мировая война

В 1921 году, после утраты православными собора Александро-Невского и собора Святой Троицы церковь святой Марии Магдалины стала митрополичьим собором Польской православной церковью . Именно в этом храме состоялось объявление решения о признании автокефалии, что содержалось в томосе Константинопольского Патриарха. Это произошло 17 сентября 1925 года. Решение о возвышении церкви святой Марии Магдалины в ранг собора было связано с процессом ревиндикации в Польше. В столице Польши остались только две православные церкви. Остальные было возвращены прежним хозяевам (это касалось реквизированной в царское время римо-католической собственности), отданы другим конфессиям, или разрушены.

Существовали планы разрушения также и этого собора, окончательно отменённые местными властями в 1926 году. Для празднования этого решения в храме была помещена Ченстоховская икона Матери Божьей , образ, особенно почитаемый польскими католиками.

В 1928 году в подвале церкви устроили вторую святыню - часовню Страстей Господних, куда попала часть спасённого оснащение из разобранного собора святого Александра Невского. Ранее, в 1925 году был начат генеральный ремонт собора, который из-за нехватки средств был прерван по завершению наружных работ. Лишь в 1930 году стало возможным начать ремонтные работы в интерьере, в частности очистку фресок. Комиссия, руководившая ремонтом, во главе с епископом Саввой (Советовым) , приказала также восстановить иконостас святого Иова Почаевского и отремонтировать электрическую установку.

В рамках мелких работ в интерьере кафедры Адам Сталоне-Добжанский выполнил новый витраж с сюжетом встречи Христа с Марией Магдалиной, а в 1980 году вновь заменено покрытие крыши. Вероятно в тот же период с фасада окончательно устранены живописное декорирования, о существовании которого вспоминают отчёты о ремонте 1968 года.

Третья Речь Посполитая

В 1996 году новый настоятель Иоанн Сезонов провёл основательное восстановление нижней часовни. Следующие ремонтные работы начал очередной варшавский митрополит Савва (Грыцуняк) после вступления в должность Митрополита Варшавского. После 1998 года заменён пол и деревянные окна, заменены электрическая инсталляция и входная лестница. В 1999 году заново сделана гидроизоляция. В 2000-е годы проведено очередное обновления фресок, которые оказались в худшем состоянии чем предполагалось. В связи с этим некоторые элементы, например слова молитвы Отче наш , написанные на барабане главного купола, пришлось зарисовать. Восстановлена позолота киотов и крестов на куполах.

Сейчас собор является святыней двух приходов - св. Марии Магдалины и прихода святого Николая. С 1990-х годов службы в последнем происходят перед алтарём святого Иова Почаевского .

Описание

Роспись храма

  • Акад. Виноградов Р. Ф.
  • Акад. Васильев В. В.

Святыни

  • Частица мощей Св. Марии Магдалины, подаренная протоиереем Антонием Девятовским.
  • Образ Почаевской Богоматери. Утрачен в 1915 г. при эвакуации.

Источники архивные

  • РГИА, ф. 173, оп. 1, д. 552.
  • РГИА, ф. 797, оп. 37 (4 отд., 5 стол), д. 40.
  • РГИА, ф. 797, оп. 25, д. 10.

Источники

  • Варшавский дневник. 1869 г. № 140. Стр. 566, 567; № 168. Стр. 678-680.
  • Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1892 г. № 5. Стр. 82. 1895 г. № 16. Стр. 261-263.
  • Русские храмы и обители в Европе. СПб.: «Лики России». 2005 г. Стр. 165-167.
  • Сокол К. Г. Русская Варшава. Справочник - путеводитель. М.: «Синергия». 2002 г.

Напишите отзыв о статье "Собор Святой Равноапостольной Марии Магдалины (Варшава)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Собор Святой Равноапостольной Марии Магдалины (Варшава)

Но я не жалела... Моя жизнь была всего лишь песчинкой в бескрайнем море страданий. И я должна была лишь бороться до конца, каким бы страшным он ни был. Так как даже капли воды, падая постоянно, в силах продолбить когда-нибудь самый крепкий камень. Так и ЗЛО: если бы люди дробили его даже по крупинке, оно когда-нибудь рухнуло бы, пусть даже не при этой их жизни. Но они вернулись бы снова на свою Землю и увидели бы – это ведь ОНИ помогли ей выстоять!.. Это ОНИ помогли ей стать Светлой и Верной. Знаю, Север сказал бы, что человек ещё не умеет жить для будущего... И знаю – пока это было правдой. Но именно это по моему пониманию и останавливало многих от собственных решений. Так как люди слишком привыкли думать и действовать, «как все», не выделяясь и не встревая, только бы жить спокойно.
– Прости, что заставил тебя пережить столько боли, мой друг. – Прервал мои мысли голос Севера. – Но думаю, это поможет тебе легче встретить свою судьбу. Поможет выстоять...
Мне не хотелось об этом думать... Ещё хотя бы чуточку!.. Ведь на мою печальную судьбу у меня оставалось ещё достаточно предостаточно времени. Поэтому, чтобы поменять наболевшую тему, я опять начала задавать вопросы.
– Скажи мне, Север, почему у Магдалины и Радомира, да и у многих Волхвов я видела знак королевской «лилии»? Означает ли это, что все они были Франками? Можешь ли объяснить мне?
– Начнём с того, Изидора, что это неправильное понимание уже самого знака, – улыбнувшись, ответил Север. – Это была не лилия, когда его принесли во Франкию Меравингли.

Трёхлистник – боевой знак Славяно-Ариев

– ?!.
– Разве ты не знала, что это они принесли знак «Трёхлистника» в тогдашнюю Европу?.. – искренне удивился Север.
– Нет, я никогда об этом не слышала. И ты снова меня удивил!
– Трёхлистник когда-то, давным-давно, был боевым знаком Славяно-Ариев, Изидора. Это была магическая трава, которая чудесно помогала в бою – она давала воинам невероятную силу, она лечила раны и облегчала путь уходящим в другую жизнь. Эта чудесная трава росла далеко на Севере, и добывать её могли только волхвы и ведуны. Она всегда давалась воинам, уходившим защищать свою Родину. Идя на бой, каждый воин произносил привычное заклинание: «За Честь! За Совесть! За Веру!» Делая также при этом магическое движение – касался двумя пальцами левого и правого плеча и последним – середины лба. Вот что поистине означал Трёхлистник.
И таким принесли его с собою Меравингли. Ну, а потом, после гибели династии Меравинглей, новые короли присвоили его, как и всё остальное, объявив символом королевского дома Франции. А ритуал движения (или кресчения) «позаимствовала» себе та же христианская церковь, добавив к нему четвёртую, нижнюю часть... часть дьявола. К сожалению, история повторяется, Изидора...
Да, история и правда повторялась... И становилось от этого горько и грустно. Было ли хоть что-нибудь настоящим из всего того, что мы знали?.. Вдруг я почувствовала, будто на меня требовательно смотрят сотни незнакомых мне людей. Я поняла – это были те, кто ЗНАЛИ... Те, которые погибали, защищая правду... Они будто завещали мне донести ИСТИНУ до незнающих. Но я не могла. Я уходила... Так же, как ушли когда-то они сами.
Вдруг дверь с шумом распахнулась – в комнату ураганом ворвалась улыбающаяся, радостная Анна. Моё сердце высоко подскочило, а затем ухнуло в пропасть... Я не могла поверить, что вижу свою милую девочку!.. А она как ни в чём не бывало широко улыбалась, будто всё у неё было великолепно, и будто не висела над нашими жизнями страшная беда. – Мамочка, милая, а я чуть ли тебя нашла! О, Север!.. Ты пришёл нам помочь?.. Скажи, ты ведь поможешь нам, правда? – Заглядывая ему в глаза, уверенно спросила Анна.
Север лишь ласково и очень грустно ей улыбался...
* * *
Пояснение
После кропотливых и тщательных тринадцатилетних (1964-1976) раскопок Монтсегюра и его окрестностей, Французская Группа Археологических Исследований Монтсегюра и окрестностей (GRAME), обьявила в 1981 году своё окончательное заключение: Никакого следа руин от Первого Монтсегюра, заброшенного хозяевами в XII веке, не найдено. Так же, как не найдено и руин Второй крепости Монтсегюр, построенной её тогдашним хозяином, Раймондом де Перейль, в 1210 году.
(See: Groupe de Recherches Archeologiques de Montsegur et Environs (GRAME), Montsegur: 13 ans de rechreche archeologique, Lavelanet: 1981. pg. 76.: "Il ne reste aucune trace dan les ruines actuelles ni du premier chateau que etait a l"abandon au debut du XII siecle (Montsegur I), ni de celui que construisit Raimon de Pereilles vers 1210 (Montsegur II)...")
Соответственно показаниям, данным Священной Инквизиции на 30 марта 1244 года совладельцем Монтсегюра, арестованным сеньором Раймондом де Перейль, фортифицированный замок Монтсегюр был «восстановлен» в 1204 году по требованию Совершенных – Раймонда де Миропуа и Раймонда Бласко.
(According to a deposition given to the Inquisition on March 30, 1244 by the captured co-seigneur of Montsegur, Raymond de Pereille (b.1190-1244?), the fortress was "restored" in 1204 at the request of Cather perfecti Raymond de Mirepoix and Raymond Blasco.)
Однако, кое-что всё же осталось, чтобы напоминать нам о трагедии, развернувшейся на этом малом, насквозь пропитанном человеческой кровью клочке горы... Всё ещё крепко цепляясь за основание Монтсегюра, буквально «висят» над обрывами фундаменты исчезнувшей деревни...

Анна восторженно взирала на Севера, будто он в состоянии был подарить нам спасение... Но понемногу её взгляд стал угасать, так как по грустному выражению его лица она поняла: как бы он этого не желал, помощи почему-то не будет.
– Ты ведь хочешь нам помочь, правда, ведь? Ну, скажи, ты ведь желаешь помочь, Север?..
Анна поочерёдно внимательно всматривалась в наши глаза, будто желая удостовериться, что мы её правильно понимаем. В её чистой и честной душе не укладывалось понимание, что кто-то мог, но не хотел спасти нас от ужасающей смерти...
– Прости меня, Анна... Я не могу помочь вам, – печально произнёс Север.
– Но, почему?!! Неужели ты не жалеешь, что мы погибнем?.. Почему, Север?!..
– Потому, что я НЕ ЗНАЮ, как помочь вам... Я не знаю, как погубить Караффу. У меня нет нужного «оружия», чтобы избавиться от него.
Всё ещё не желая верить, Анна очень настойчиво продолжала спрашивать.
– А кто же знает, как побороть его? Кто-то ведь должен это знать! Он ведь не самый сильный! Вон даже дедушка Истень намного сильнее его! Ведь, правда, Север?
Было забавно слышать, как она запросто называла такого человека дедушкой... Анна воспринимала их, как свою верную и добрую семью. Семью, в которой все друг о друге радеют... И где для каждого ценна в ней другая жизнь. Но, к сожалению, именно такой семьёй они и не являлись... У волхвов была другая, своя и обособленная жизнь. И Анна пока ещё этого никак не понимала.
– Это знает Владыко, милая. Только он может помочь вам.
– Но если это так, то как же он не помог до сих пор?! Мама ведь уже была там, правда? Почему же он не помог?
– Прости меня, Анна, я не могу тебе ответить. Я не ведаю...
Тут уже и я не смогла далее смолчать!
– Но ты ведь объяснял мне, Север! Что же с тех пор изменилось?..
– Наверное, я, мой друг. Думаю, это ты что-то во мне изменила. Иди к Владыко, Изидора. Он – ваша единственная надежда. Иди, пока ещё не поздно.
Я ничего ему не ответила. Да и что я могла сказать?.. Что я не верю в помощь Белого Волхва? Не верю, что он сделает для нас исключение? А ведь именно это и было правдой! И именно потому я не хотела идти к нему на поклон. Возможно, поступать подобно было эгоистично, возможно – неразумно, но я ничего не могла с собой поделать. Я не хотела более просить помощи у отца, предавшего когда-то своего любимого сына... Я не понимала его, и была полностью с ним не согласна. Ведь он МОГ спасти Радомира. Но не захотел... Я бы многое на свете отдала за возможность спасти мою милую, храбрую девочку. Но у меня, к сожалению, такой возможности не было... Пусть даже храня самое дорогое (ЗНАНИЕ), Волхвы всё же не имели права очерствить свои сердца до такой степени, чтобы забыть простое человеколюбие! Чтобы уничтожить в себе сострадание. Они превратили себя в холодных, бездушных «библиотекарей», свято хранивших свою библиотеку. Только вот вопрос-то был уже в том, помнили ли они, закрывшись в своём гордом молчании, ДЛЯ КОГО эта библиотека когда-то предназначалась?.. Помнили ли они, что наши Великие Предки оставили своё ЗНАНИЕ, чтобы оно помогло когда-нибудь их внукам спасти нашу прекрасную Землю?.. Кто же давал право Белому Волхву единолично решать, когда именно придёт тот час, что они наконец-то широко откроют двери? Мне почему-то всегда казалось, что те, кого наши предки звали Богами, не позволили бы гибнуть своим самым лучшим сыновьям и дочерям только лишь потому, что не стояло ещё на пороге «правильное» время! Ибо, если чёрные вырежут всех просветлённых, то уже некому более будет понимать даже самую лучшую библиотеку...
Анна внимательно наблюдала за мной, видимо слыша мои печальные думы, а в её добрых лучистых глазах стояло взрослое, суровое понимание.
– Мы не пойдём к нему, мамочка. Мы попробуем сами, – ласково улыбнувшись, произнесла моя смелая девочка. – У нас ведь осталось ещё какое-то время, правда?
Север удивлённо взглянул на Анну, но, увидев её решимость, не произнёс ни слова.
А Анна уже восхищённо оглядывалась вокруг, только сейчас заметив, какое богатство окружало её в этой дивной сокровищнице Караффы.
– Ой, что это?!. Неужели это библиотека Папы?.. И ты могла здесь часто бывать, мамочка?
– Нет, родная моя. Всего лишь несколько раз. Я хотела узнать о чудесных людях, и Папа почему-то разрешил мне это.
– Ты имеешь в виду Катар? – спокойно спросила Анна. – Они ведь знали очень много, не правда ли? И всё же не сумели выжить. Земля всегда была очень жестокой... Почему так, мама?
– Это не Земля жестока, солнышко моё. Это – люди. И откуда тебе известно про Катар? Я ведь никогда не учила тебя о них, не правда ли?
На бледных щеках Анны тут же вспыхнуло «розовое» смущение...
– Ой, ты прости меня, пожалуйста! Я просто «слышала», о чём вы вели беседу, и мне стало очень интересно! Поэтому я слушала. Ты извини, ведь в ней не было ничего личного, вот я и решила, что вы не обидитесь...
– Ну, конечно же! Только зачем тебе нужна такая боль? Нам ведь хватает и того, что преподносит Папа, не так ли?
– Я хочу быть сильной, мама! Хочу не бояться его, как не боялись своих убийц Катары. Хочу, чтобы тебе не было за меня стыдно! – гордо вскинув голову, произнесла Анна.
С каждым днём я всё больше и больше удивлялась силе духа моей юной дочери!.. Откуда у неё находилось столько мужества, чтобы противостоять самому Караффе?.. Что двигало её гордым, горячим сердцем?
– Хотите ли увидеть ещё что-либо? – мягко спросил Север. – Не будет ли лучше вас оставить вдвоём на время?
– О, пожалуйста, Север, расскажи нам ещё про Магдалину!.. И расскажи, как погиб Радомир? – Восторженно попросила Анна. И тут же спохватившись, повернулась ко мне: – Ты ведь не возражаешь, мама?..
Конечно же, я не возражала!.. Наоборот, я была готова на всё, только бы отвлечь её от мыслей о нашем ближайшем будущем.
– Пожалуйста, расскажи нам, Север! Это поможет нам справиться и придаст нам сил. Расскажи, что знаешь, мой друг...
Север кивнул, и мы снова оказались в чьей-то чужой, незнакомой жизни... В чём-то давным-давно прожитом и покинутом прошлом.
Перед нами благоухал южными запахами тихий весенний вечер. Где-то вдалеке всё ещё полыхали последние блики угасающего заката, хотя уставшее за день солнце давно уже село, чтобы успеть отдохнуть до завтра, когда оно снова вернётся на своё каждодневное круговое путешествие. В быстро темнеющем, бархатном небе всё ярче разгорались непривычно огромные звёзды. Окружающий мир степенно готовил себя ко сну... Лишь иногда где-то вдруг слышался обиженный крик одинокой птицы, никак не находящей покоя. Или время от времени сонным лаем тревожил тишину переклик местных собак, этим показывавших своё неусыпное бдение. Но в остальном ночь казалась застывшей, ласковой и спокойной...
И только в огороженном высокой глиняной стеной саду всё ещё сидели двое. Это были Иисус Радомир и его жена Мария Магдалина...
Они провожали свою последнюю ночь... перед распятием.
Прильнувши к мужу, положив уставшую голову ему на грудь, Мария молчала. Она ещё столько хотела ему сказать!.. Сказать столько важного, пока ещё было время! Но не находила слов. Все слова уже были сказаны. И все они казались бессмысленными. Не стоящими этих последних драгоценных мгновений... Как бы она ни старалась уговорить Радомира покинуть чужую землю, он не согласился. И это было так нечеловечески больно!.. Мир оставался таким же спокойным и защищённым, но она знала – он не будет таким, когда уйдёт Радомир... Без него всё будет пустым и мёрзлым...
Она просила его подумать... Просила вернуться в свою далёкую Северную страну или хотя бы в Долину Магов, чтобы начать всё сначала.
Она знала – в Долине Магов их ждали чудесные люди. Все они были одарёнными. Там они могли построить новый и светлый мир, как уверял её Волхв Иоанн. Но Радомир не захотел... Он не согласился. Он желал принести себя в жертву, дабы прозрели слепые... Это было именно той задачей, что воздвиг на его сильные плечи Отец. Белый Волхв... И Радомир не желал отступать... Он хотел добиться понимания... у иудеев. Даже ценой своей собственной жизни.
Ни один из девяти друзей, верных рыцарей его Духовного Храма, не поддержал его. Ни один не желал отдавать его в руки палачей. Они не хотели его терять. Они слишком сильно его любили...
Но вот пришёл тот день, когда, подчиняясь железной воле Радомира, его друзья и его жена (против своей воли) поклялись не встревать в происходящее... Не пытаться его спасти, что бы ни происходило. Радомир горячо надеялся, что, видя явную возможность его гибели, люди наконец-то поймут, прозреют и захотят спасти его сами, несмотря на различия их веры, несмотря на нехватку понимания.

Собор святой равноапостольной Марии Магдалины (польск. Sobór metropolitalny Świętej Równej Apostołom Marii Magdaleny ) - кафедральный собор во имя Св. равноап. Марии Магдалины Варшавско-Бельской епархии Польской православной церкви. Находится в городе Варшава, в районе Прага, на Аллее «Солидарности», д. 52.

История

Обстоятельства появления и проектирование

Стремительное развитие варшавского района Прага происходило в течение второй половины XIX века. Оно был связан с общим ростом значения Варшавы и привело к активному заселению этого города. Среди приезжих доминировали русские и представители других национальностей, православные по вероисповеданию. Православными были солдаты двух российских гарнизонов, находившихся в Праге. В целом среди других конфессий православные составляли несколько процентов от всего населения. Ближайшим православным храмом была церковь на левом берегу Вислы, в связи с чем православные верующие неоднократно обращались к епископу Варшавскому и Новогеоргиевскому Иоанникию (Горскому) с просьбой начать строительство нового храма. В ноябре 1865 года епископ получил согласие наместника Польского Царства Фёдора Берга на формирование комитета, который должен был наблюдать за строительством. Летом 1866 года образован строительный комитет во главе с бывшим гражданским губернатором Варшавы, генерал-лейтенантом Евгением Рожковым. Через два года назад епископ объявил начало подготовительных работ.

Членами комитета были князь Владимир Черкасский и генерал Евгений Рожнов, для которых строительство церкви в Праге было ответом на реальные потребности людей и одновременно возможностью возведения в стратегическом пункте города (напротив Виленского вокзала) очередного объекта, который свидетельствовал бы о принадлежности Варшавы в Российской империи. По словам Рожнова, храм должен был быть очередным средством утверждения здесь русского народа. По завершению строительства генерал Рожнов и управляющий делами полковник Палицын получили государственные награды.

В силу стратегического характера строения, архитектор Святейшего Синода Николай Сычёв уже в 1867 году представил готовый проект и смету. Согласно ему, планировалось возведение одноглавый церкви без колокольни, стоимостью 122000 рублей. Петербургский комитет церковного строительства внёс существенные исправления в проект, приказав уподобить храм аналогичным в Киеве, что должно было подчеркнуть подчеркивать связь православия на польских землях с Киевской православной митрополией, отрицая утверждением о его чужое происхождении и искусственном внедрении. Поручено было также возвести колокольню, что повышало стоимость работ до 140 тысяч рублей. Комитет строительства церкви, стремясь получить государственное дофинансирование, принял поправки, приказывая возвести строение, в плане близкое к греческому кресту, увенчанное пятью куполами, сгруппированными вокруг большого центрального. Площадь здания, после изменений в проекте, должна была бы составлять 766 квадратных метров, что позволяло бы принимать участие в службе 800-1000 верующих.

До Первой мировой войны

Церковь святой Марии Магдалины до конца Первой мировой войны выполняла функцию приходского храма. Несмотря на это, её строительство, а затем и содержание, российскими властями трактовалось как дело престижа, учитывая локализацию объекта. В 1870 году храм посетил император Александр II.

В 1871-1872 годы был построен двухэтажный дом причта. При церкви действовало попечительство, церковно-приходская школа, приют, приписная часовня и два молитвеных дома.

В связи с особым значением церкви уже в 1895 году был начато генеральный ремонт, о котором просил архиепископ Флавиан (Городецкий) в письме к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву. Он писал, что церковь в плохом техническом состоянии и выглядит не лучшим образом по сравнению с рядом расположенным костёлом святого Михаила и святого Флориана, который был ещё на стадии строительства. Архиепископ указывал также на тот факт, что церковь часто вызывает интерес у иностранных гостей Варшавы. Ремонтом руководил Владимир Покровский, тогдашний главный архитектор епархии. Он восстановил утраченные фрагменты штукатурки, очистил стены от свечной копоти, отреставрировал позолоту куполов и иконостаса. По завершению работ, храм был заново освящён.

Межвоенный период и Вторая мировая война

В 1921 году, после утраты православными собора Александро-Невского и собора Святой Троицы церковь святой Марии Магдалины стала митрополичьим собором Польской православной церковью. Именно в этом храме состоялось объявление решения о признании автокефалии, что содержалось в томосе Константинопольского Патриарха. Это произошло 17 сентября 1925 года. Решение о возвышении церкви святой Марии Магдалины в ранг собора было связано с процессом ревиндикации в Польше. В столице Польши остались только две православные церкви. Остальные было возвращены прежним хозяевам (это касалось реквизированной в царское время римо-католической собственности), отданы другим конфессиям, или разрушены.

Существовали планы разрушения также и этого собора, окончательно отменённые местными властями в 1926 году. Для празднования этого решения в храме была помещена Ченстоховская икона Матери Божьей, образ, особенно почитаемый польскими католиками.

В 1928 году в подвале церкви устроили вторую святыню - часовню Страстей Господних, куда попала часть спасённого оснащение из разобранного собора святого Александра Невского. Ранее, в 1925 году был начат генеральный ремонт собора, который из-за нехватки средств был прерван по завершению наружных работ. Лишь в 1930 году стало возможным начать ремонтные работы в интерьере, в частности очистку фресок. Комиссия, руководившая ремонтом, во главе с епископом Саввой (Советовым), приказала также восстановить иконостас святого Иова Почаевского и отремонтировать электрическую установку.

В течение Второй мировой войны собору не был нанесён значительный ущерб. В 1939 году взрыв авиабомбы недалеко от собора привел к небольшим повреждений крыши бокового нефа. Осенью 1944 года, во время обстрела Праги немцами, один из снарядов попал в центральный купол и разрушил его. От серьезного пожара, который мог привести к полному уничтожению, собор спасла быстрая реакция жителей Праги. Временный ремонт этих повреждений провёден в 1945 году. В 1944 немцы потребовали отдать им церковные колокола с целью переплавки их и изготовление снарядов. Колокола были порезаны и по частям спущены вниз. Однако оказалось, что сплав, из которого они были сделаны, для снарядов не подходит. Порезанные колокола были оставлены перед входом в собор. Новые колокола были куплены в 1947 году на пожертвования. Неоднократное обращение священника Иоанна Коваленко в Министерство администрации публичной привело к передаче в 1951 году еще пяти колоколов из магазина в Гданьске.

Собор во времена Польской народной республики

Сразу после войны духовные лица собора планировали провести его ремонт. Это однако оказалось затруднительным, из-за нехватки ресурсов и уменьшения количества прихожан, что не давало возможности собрать достаточное количество средств. Только в 1955-1957 годы, путем дотаций 90 % стоимости работ со стороны реставрационного Общественного фонда восстановления Варшавы и Церковного фонда, было выполнено восстановление лестницы, вокруг собора устроено новое мощение и изготовлена новые въездные ворота. Из-за нехватки средств не проведены работы по восстановлению фресок, повреждённых влагой. Во время ремонтных работ приход несколько раз судился с исполнителями работ, из-за растраты закупленных ими материалов.

Инициатором очередных ремонтных работ был митрополит варшавский и всей Польши Стефан (Рудык). Выбранный в 1966 году Ремонтный комитет во главе со священником Афанасием Семенюком, обратился в следующем году с просьбой дофинансировать проект из общественных средств. Власти ПНС выделила на это дело миллион злотых. Однако из-за несвоевременной консервации, интерьер был сильно повреждён, что привело к большим затратам на реставрацию. Поэтому Комитет искал дополнительные источники финансирования, в том числе за рубежом. Из-за плохого состояния фресок Художественно - теологическая комиссия, сотрудничавшая с Комитетом, рассматривал даже возможность выполнения новых росписей. Известен один нереализованный проект. Согласно ему, из старых фресок должна была остаться только Тайная вечеря в алтарном помещении. Вблизи неё должен находиться сюжет Христос в Гефсиманском саду, а выше - фреска Оранта. На боковых стенах собора запланировано выполнить образы Трёх Святых Иерархов, святого Стефана, а также покровителей митрополитом варшавских: святых Георгия, Дионисия, Тимофея и Макария. Над входом в собор должна была находиться композиция с изображением Рождества Христова, над иконостасом - Христос Избавитель. Проект предусматривал обработки не всей поверхности стен собора, оставляя некоторые их части на усмотрение художника. Был предложен выбор из среды сцен, изображающих 12 больших православных праздников. В передсинку предложено разместить таблицы с историей храма. Ремонтный комитет устроил конкурс на реализацию проекта, но эту инициативу забпретило Управление консервации, приказывая вместо предлагаемых изменений, выполнить подробное воспроизведение вида фресок с первых лет существования собора, что и было сделано. Работами руководил Тадеуш Романовский и Рышард Белецкий. Представителем церкви, который занимался наблюдением, был игумен Савва (Грицуняк). На этом этапе ремонта изменено также электрическую инсталляцию и смонтировано аппаратуру для громкой речи.

В 1965 году собор внесён в реестр памятников. Во время ремонтных работ в соборе не проводились службы. Верующие молились в нижней часовне, или в часовне святого Михаила - частной часовне варшавского митрополита.

В рамках мелких работ в интерьере кафедры Адам Сталоне-Добжанский выполнил новый витраж с сюжетом встречи Христа с Марией Магдалиной, а в 1980 году вновь заменено покрытие крыши. Вероятно в тот же период с фасада окончательно устранены живописное декорирования, о существовании которого вспоминают отчёты о ремонте 1968 года.

Третья Речь Посполитая

В 1996 году новый настоятель Иоанн Сезонов провёл основательное восстановление нижней часовни. Следующие ремонтные работы начал очередной варшавский митрополит Савва (Грыцуняк) после вступления в должность Митрополита Варшавского. После 1998 года заменён пол и деревянные окна, заменены электрическая инсталляция и входная лестница. В 1999 году заново сделана гидроизоляция. В 2000-е годы проведено очередное обновления фресок, которые оказались в худшем состоянии чем предполагалось. В связи с этим некоторые элементы, например слова молитвы Отче наш, написанные на барабане главного купола, пришлось зарисовать. Восстановлена позолота киотов и крестов на куполах.

Сейчас собор является святыней двух приходов - св. Марии Магдалины и прихода святого Николая. С 1990-х годов службы в последнем происходят перед алтарём святого Иова Почаевского.

Описание

Роспись храма

  • Акад. Виноградов Р. Ф.
  • Акад. Васильев В. В.
  • Акад. Корсалин К. И.

Святыни

  • Частица мощей Св. Марии Магдалины, подаренная протоиереем Антонием Девятовским.
  • Образ Почаевской Богоматери. Утрачен в 1915 г. при эвакуации.

Источники архивные

  • РГИА, ф. 173, оп. 1, д. 552.
  • РГИА, ф. 797, оп. 37 (4 отд., 5 стол), д. 40.
  • РГИА, ф. 797, оп. 25, д. 10.

В небольшом городке Магдала, который расположен недалеко от Иерусалима, жила женщина. Она была одинока: ни родителей, ни мужа, ни детей. Звали ее Мария Магдалина. Работала на рыбном рынке. Мужчины пользовались ее одиночеством и слабоумием, предаваясь с ней любовным утехам. Местные жители не любили Марию, кидали в нее камни и тухлые овощи. Защитить ее было некому, сама она была не в силах этого сделать. Жизнь девушки изменилась, когда в город пришел Иисус со своими апостолами.

Мария - последовательница Христа

Учитель изгнал из нее семь бесов, мысли Магдалины стали светлыми, и она последовала за ним, всей душой полюбив. В Новом Завете пишется, что Иисус тоже любил Марию, их любовь была высокой, духовной. Мария Магдалина стала первой и единственной ученицей Христа, она несла людям его учение после его смерти и воскрешения.

Мария присутствовала на казни своего учителя, держала его за руку, когда Иисус умирал, истекая кровью на кресте. Она омыла его тело и намазала ноги эфирным маслом. Пережить его смерть Мария смогла только глубоко веря, что Христос воскреснет. Она первой пришла в назначенный день к его гробнице и, заметив, что гроб пуст, расплакалась. Услышав вопрос: "Почему ты плачешь?" - Мария ответила, что ее любимого погребли, а где, она не знает. Увидев сквозь слезы, что разговаривает она с Иисусом, обрадовалась и понесла благую весть апостолам, народу и правителю.

Гефсиманский женский монастырь

Одно из мест, где возвышается церковь Святой Марии Магдалины, - Гефсимания. Эта русская православная святыня является Вифанской общины Христова Воскрешения. Сам Александр Третий, российский император, принимал участие в его строительстве. Церковь Марии Магдалины в Иерусалиме построена в восемнадцатом веке в честь памяти матери Александра - Марии Александровны. Она была немкой, но стала русской императрицей и приняла православие. Небесной покровительницей царицы была Мария Магдалина, поэтому церковь освятили этим именем.

Главная церковь Марии Магдалины

Мария являлась последовательницей Иисуса Христа и была его ученицей. Поэтому главная церковь Марии Магдалины находится в Иерусалиме, хоть и построена в честь русской царицы. На одном из самых больших холстов изображена Мария, пришедшая к Тиберею с проповедью. В приданиях рассказывается, что к имератору нельзя было попасть без даров. Магдалина была нищей, поэтому принесла Тиберею лишь куриное яйцо. Она рассказала, что Иисус воскрес. На что правитель рассмеялся, сказав, что невозможно вернуться из мертвых, как нельзя белому яйцу покраснеть. В тот же момент яйцо в руках царя стало ярко-красного цвета.

Строительство храма

Александр недаром выбрал именно это место для храма. Земля, где сейчас стоит церковь Святой Марии Магдалины, Гефсимания, или Гефсиманский сад, является святой. Купить его посоветовал архимадрид Антонин Капустин. Давид Гримм - русский архитектор, спроектировал церковь. Для строительства использовали камни Иерусалима, а металл и дерево привезли из России. Иконы и роспись всех зданий храма делали российские мастера и художники. Все затраты взяла на себя царская семья. Церковь Марии Магдалины освятили в тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году. Женский монастырь здесь появился гораздо позже. Его основали православные англичанки в 1934 году, первыми сыскав здешний покой и умиротворение.

Последнее пристанище императрицы

Елизавета Федоровна, впервые войдя в церковь, поразилась ее красоте так, что завещала похоронить себя здесь, на этой земле. Так и поступили, но не сразу. Елизавета вместе с другими царскими особами была вывезена большевиками в Алапаевск, где ей и суждено было умереть, будучи сброшенной в шахту. Произошло это в 1918 году. Лишь через два года, в 1921-м, Святые мощи императрицы перевезли в церковь Марии Магдалины.

Достопримечательности монастыря и его земли

Церковь Марии Магдалины издалека притягивает взоры своими белыми стенами и золотыми куполами. Находится обитель у подножия и окружена гефсиманским садом. Неподалеку расположена Попасть на территорию храма можно через большие ворота золотого цвета, находящиеся к югу от горы. Зайдя внутрь, увидите лестницу. Эта лесенка ведет в Гефсиманский Грот, где во время моления Христа уснули апостолы Иаков, Петр и Иоанн. Именно на этом месте Иисус произнес всем известные слова: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть во искушение. Дух бодр, плоть немощна". Здание церкви Марии очень красиво и богато убрано, но в то же время покоряет своей простотой. Вокруг витает душевное спокойствие, возвышенность и гармония. Здесь поддерживается чистота. Сад ухожен, в нем находится множество деревьев и цветов. Внутри все довольно просто и скромно, без лишнего лоска. Над алтарем - изображение Магдалины, держащей в руках яйцо, принесенное правителю Тиберею. С этой истории, когда император выронил покрасневшее яйцо из рук со словами "Воистину воскрес!", и началась традиция красить яйца на Пасху.

Где еще есть церковь Марии Магдалины?

По всему миру христиане воздвигали церкви в честь Святой Марии Магдалины. Строились огромные храмы и маленькие часовни. Люди, нуждающиеся в помощи Святой, готовы часами молиться ее лику. Есть церковь Марии Магдалины в Париже, это действительно прекрасное место, тысячи поломников ежегодно стремятся побывать там, наравне с Особенно много церквей Магдалины расположены в России: Пермь, Москва, Санкт-Петербург.

Храм Марии Магдалины в Санкт-Петербурге

Где находится церковь Марии Магдалины в Петербурге? Рядом с Павловским парком. Здесь проходит основное паломничество горожан.

Церковь Равноапостольной Марии Магдалины в культурной столице нашей страны воздвигали много раз на одном и том же месте. Это сооружение является первым зданием в городе, сделанным из камня. В 1871 году на этом месте находился госпиталь, поэтому церковь решено было строить именно здесь. Архитектор Кваренги начал строительство в присутствии князя Павла Петровича - сына основателя Санкт Петербурга Петра. Достраивал и освящал храм Гавриил - митрополит Петров. Иконы писал римский живописец Кадес, а настенной живописью занимался русский художник Федор Данилов. Сама императрица Мария Федоровна пеклась о том, чтобы внутреннее убранство отличалось благолепием и простотой.

Снаружи церковь осталась строга и неприступна. Рядом хоронили солдат, погибших в госпитале после боев с французскими войсками, под самим храмом расположили склеп для иностранных послов и министров.

После революции госпиталь стал обувной фабрикой, а храм закрыли в 1931 году. Церковное убранство и иконы разворовали, реликвии, прежде священные, осквернили, многое сожгли. Самый большой урон внутренним росписям церкви нанесла фабрика игрушек, которая разместилась в здании храма после Великой Отечественной войны. Химические жидкости, вибрация швейных станков, используемых при производстве, поставили жирную точку на изначальной красоте, пережившей практически два века. Впоследствии помещение, бывшее когда-то красивейшей церковью, долго пустовало. Община добилась его возвращения себе только в тысяча девятьсот девяносто пятом году. На тот момент от здания практически ничего не осталось: пол отсутствовал вовсе, стены были испещрены сквозными трещинами. Так как в России в девяностые годы была ужасная финансовая обстановка, о финансировании для восстановления храма не шло и речи. Вплоть до 1998 года церковь Марии Магдалины продолжала разрушаться. Окончательно сгнили все деревянные перегородки, а внутри на местах росписей появились модные граффити.

Лишь к двухтысячному году полностью восстановили само сооружение, возобновили служения. Также нашлись части древних фресок и росписей на стенах, к сегодняшнему времени они практически восстановлены. В церковь Марии Магдалины стали возвращаться и принадлежащие ей реликвии и иконы, которые находились во всех странах мира у коллекционеров и в музеях. Сейчас церковь имеет позолоченный крест и новые купола главной звонницы.

Пожалуй отовсюду, откуда в Иерусалиме, открывается чудесный вид на Масличную гору, бросаются в глаза золотые купола храма Святой равноапостольной Марии Магдалины

Строительство храма было предложено архимандритом Антонином (Капустиным) в память императрицы Марии Александровны. Он же показал участок для возведения церкви на склоне Елеонской горы. Земля была куплена к осени 1882 года.

Храм был заложен 21 января (2 февраля) 1885 года. Проект храма составил Д. А. Гримм. Руководил строительством архимандрит Антонин.
На сооружение храма император внёс 100 тысяч рублей, его четыре брата - по 15 тысяч; великая княжна Мария Александровна - 5 тысяч рублей.
Освящение храма Патриархом состоялось 1 (13) октября 1888 года в присутствии великих князей Сергея и Павла Александровичей и великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

Через пять лет после кончины императрицы Марии Александровны император Александр III с братьями начали строительство храма в память о своей матери.

Дорога к храму начинается от Гефсиманского сада.

Храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины был освящен через три года после начала строительства, в 1888 году. На освящении храма присутствовал великий князь Сергей Александрович с супругой, великой княгиней Елизаветой Федоровной, тогда еще не принявшей православие. Увидев этот храм, она сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь».

Гефсиманская обитель находится напротив того места, где раньше были Золотые (Милосердия) ворота, через которые Иисус въехал в Иерусалим. Те были разрушены, а на их руинах в средние века и были построены ворота, которые мы видим сейчас.
Вид от храма на кедронскую долину

Золотые (см. выше) ворота Иерусалима, и Куббат-ас-Сахра, по-русски - Купол над Скалой.

Мария Магдалина - персонаж Нового Завета, преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица…,

… которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии.

Жены-мироносицы - женщины, пришедшие утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа, с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела.

Женщины, идя ко гробу, рассуждают «кто отвалит камень от гроба». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчёркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой - «во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, еще сущей тьме…». Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну она говорит «не знаем, где положили Его» (Ин.20:2) (в синодальном переводе во множественном числе, то есть шла она не одна).
После того как ушли апостолы Пётр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника.
Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к нему (Noli me tangere), пока он не восшёл к отцу, и просит её сообщить ученикам о его воскресении. Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию,

и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили. По церковному Преданию первой Иисус явился не Магдалине, а своей матери - Марии. В Евангелии от Матфея Иисус явился сразу всем женам-мироносицам (Мф.28:9-10).
В Православной церкви третья неделя по Пасхе носит название Недели жен-мироносиц - день памяти этих святых женщин. Этот день, а также неделя после него, являются церковным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин - супруг, матерей, сестёр.
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4286.htm
Есть сказание, что Мария Магдалина проповедуя в Риме, пришла во дворец к императору Тиверию. На аудиенции у императора она рассказала ему о Господе Иисусе Христе, о Его учении и воскресении из мертвых. Император усомнился в чуде воскресения и попросил доказательства у Марии. Тогда она взяла лежавшее на столе вареное яйцо, и, подавая императору, сказала: "Христос воскресе! " При этих словах белое яйцо стало в руках императора ярко красным. Тиберий удивленно произнес: "Воистину воскрес!".
В день ее памяти в Гефсиманском саду после литургии богомольцам предлагали красные пасхальные яйца, говоря: "Христос Воскресе!"

Чудотворная икона Божьей Матери Смоленской «Одигитрия», то есть «Путеводительница».
У нее тоже есть своя интересная история.
Эта икона осталась невредимой после большого пожара в ливанском селении Рихания. Когда эти места настигла эпидемия чумы, священники начали обходить с этой иконой зараженные поселения и эпидемия там прекращалась.
Позже прихожане подарили икону митрополиту Ливанскому Илии, который дорожил иконой, как самым ценным сокровищем.
Однажды Илие приснился сон, в котором святые великомученницы Елизавета и Варвара просили его передать эту икону игуменье Марии в Палестине. Илия отогнал эти видения, так как не знал такую игуменью. Но сон повторился. Тогда он разыскал Марию, ею оказалась настоятельница монастыря Святой Марии Магдалины в Иерусалиме. Когда Илия вручал "Одигитрию" игуменье Марии, икона была почерневшей от времени, на ней нельзя было рассмотреть ни изображения, ни цветов. Икону привезли в Иерусалим, и наутро сестры, к своему удивлению, обнаружили, что икона "просветлилась" и на ней видны все краски, такой она остается и сегодня.

Иконы, росписи на стенах и куполах церкви Св. Марии Магдалины принадлежат кисти известных российских живописцев Василия Верещагина, Сергея Иванова, А. Корзухина, А. Соколова, Е. Сорокина.

Через пять лет после кончины императрицы Марии Александровны император Александр III с братьями начали строительство храма в память о своей матери. Храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины был освящен через три года после начала строительства, в 1888 году. На освящении храма присутствовал великий князь Сергей Александрович с супругой, великой княгиней Елизаветой Федоровной, тогда еще не принявшей православие. Увидев этот храм, она сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь».
Воля великой княгини Елисаветы осуществилась после ее мученической кончины в шахте под Алапаевском. В 1921 году ее святые мощи, а также мощи инокини Варвары, добровольно разделившей с ней страдания, были положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании; а после их прославления в лике святых в 1981 году торжественно перенесены в храм, где и покоятся по сей день.
(О Елизавете Фёдоровне)
Погребение совершал Иерусалимский Патриарх Дамиан.
Мощи преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары


Появление в Гефсимании русского монастыря стало возможно благодаря деятельности архимандрита Антонина (Капустина),

руководившего Русской духовной Миссией 1865–1894 гг. Преодолевая многочисленные трудности, архимандрит Антонин приобрел на Святой Земле в общей сложности тринадцать участков общей площадью 425 тыс. кв. метров, ставших впоследствии пристанищами для русских паломников.

Вход в пещерную часовню во имя Страстей Господних (Освящена в 1998 г.), расположенная в гроте, где, по преданию, уснули апостолы Пётр, Иаков и Иоанн в момент моления Иисуса о чаше. Надпись у входа: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение"

Это место связано с...
Через три дня после кончины Богородицы в Иерусалим прибыл апостол Фома, который был чрезвычайно огорчен тем, что не застал Пресвятую Деву в живых и не смог проститься с Ней. Апостол Фома направился ко гробу, где получил величайшее утешение в своей скорби: он сподобился лицезреть Богородицу, уносимую ангелами на небо. Пресвятая Дева сняла с себя пояс и бросила к ногам апостола Фомы. След от упавшего пояса отпечатался на этом камне.

По случаю столетия освящения церкви Святой Марии Магдалины в 1988 году Гефсиманская община была возведена в ранг монастыря.
Территория монастыря очень ухожена и красива. Всё в цвету … женские руки, что вы хотите….

На территории монастыря археологами была обнаружена часть лестницы библейских времен, по которой Иисус восходил в Иерусалим. В память об этих событиях здесь построена маленькая часовня. Сестры очень чтут это святое место: ежегодно к Вербному Воскресенью часовню украшают пальмовыми ветвями, на ступенях всегда цветы.

Ступени древней лестницы-дороги, ведущей с вершины Елеона к Золотым Воротам Старого Города.
По этой дороге совершил Господь свой торжественный вход в Иерусалим в Вербное Воскресенье.