Назначение ельцина главой правительства. Премьер-министры России: списки темный и светлый

https://www.сайт/2016-08-12/administraciya_prezidenta_pri_rannem_elcine_vospominaniya_pomochnikov_i_zhurnalistov

«Время творчества, самостоятельности, инициативы»

Администрация президента при раннем Ельцине: воспоминания помощников и журналистов

Борис Ельцин и Сергей ФилатовРИА Новости/Юрий Абрамочкин

На этой неделе неприметно проскользнул один исторический юбилей: 9 августа исполнилось 20 лет со дня вторичного вступления Бориса Ельцина в должность президента России. Люди, работавшие с ним, признают: Ельцин в 1991 году и в 1996-м - два разных человека. Один - «народный президент», энергичный реформатор, открытый обществу, другой - замкнутый, мрачный, стареющий, уставший, доверчивый к «нашептываниям». Граница прошла по 1993-94 годам: он сильно поменялся после расстрела парламента, вчерашних соратников, увязнув в Чеченской войне.

Практически изменения дали о себе знать, когда в 1995-м, уже больной, Ельцин дал уговорить себя, что он единственный и незаменимый. Когда одновременно с декабрьскими парламентскими выборами, на которых коммунисты втрое обошли правительственный, черномырдинский «Наш дом - Россия!», проходили крупнейшие залоговые аукционы, собирались деньги на президентскую битву «не на жизнь, а на смерть» с коммунистами. О решении пойти на второй президентский срок Ельцин объявил в екатеринбургском Дворце молодежи - грузный, осипший. Ко второму туру пришел с только что перенесенным инфарктом, давно не первым и не вторым. Держался на воле и удаче. Плюс надрывалась индустрия госпропаганды, ни о каком равенстве агитационных возможностей Ельцина и Зюганова говорить не приходилось.

РИА Новости/Дмитрий Донской

Меж тем рядом с находящимся в критическом состоянии Ельциным развернулось еще одно сражение за власть - между тройкой Коржаков-Барсуков-Сосковец и группой Чубайса. Между первым и вторым турами тройка «разоблачила» манипуляции с сотнями тысяч долларов в избирательном штабе Ельцина во главе с Чубайсом. Избиратели впервые узнали, что такое «черный нал» на выборах. Но Ельцин, затянувший клановый конфликт и решение по нему до предела, в момент истины выбрал Чубайса, а не силовиков.

После выборов уберут последнее препятствие - генерала Лебедя: отдав на выборах голоса своих избирателей Ельцину, недолго побыв секретарем Совбеза, он был незамедлительно вышиблен как совершенно «чужой» и за ненадобностью. Кроме Чубайса, в высшие эшелоны власти войдут автор идеи залоговых аукционов Владимир Потанин, Борис Березовский. А Чубайс, после «дела писателей» и пирамиды ГКО, через полтора года пойдет реформировать энергетику…

Но был и другой Борис Ельцин, образца 1991-го: первый за всю тысячелетнюю русскую историю всенародно избранный президент, герой под прицелами снайперов, с воззванием на танке, надежда и кумир десятков миллионов. Словами его соратников, высказанных в стенах Ельцин Центра, мы вспоминаем того Ельцина, принципы, которые направляли его в самый значительный и воодушевляющий период его жизни, в эпоху перемен.

Как справляться с сопротивлением?

Советский центр в лице прежде всего генсека Горбачева препятствовал усилению власти и началу реформ Бориса Ельцина. Ему была нужна дополнительная легитимность и власть. Решили воспользоваться… инициативой самого союзного центра.

Сергей Филатов, в 1993-96 глава администрации президента:

Когда [заместитель Горбачева в Верховном Совете СССР] Лукьянов объявил о референдуме по сохранению Советского Союза, мы решили присоединиться к этому референдуму и провести свой - о введении должности президента. Идея исходила от Бориса Николаевича и Геннадия Эдуардовича Бурбулиса. Сразу после [успешного] референдума было принято решение о проведении выборов президента России 12 июня. На выборах Борис Николаевич выиграл, и это была, конечно, великая победа. Нам очень сильно тормозили преобразования, которые были намечены. После выборов многое встало на свои места: тогда он по Конституции являлся главой исполнительной власти, фактически имел право возглавить правительство, что и было сделано. С этого момента мы начали приступать к экономическим и политическим реформам.

"Кампания проходила на голом энтузиазме, все держалось на десятках тысяч волонтеров". Март 1991-го, митинг "Демократической России" за ЕльцинаРИА Новости/Александр Макаров

Геннадий Бурбулис, в 1991-92 государственный секретарь при президенте:

Мы поняли, что всесоюзный референдум позволяет нам на территории Российской Федерации добавить свой вопрос, вынести на референдум предложение о введении поста президента РСФСР. Творчески все было сделано целенаправленно, а событийно - неожиданно. Сама формулировка нашего вопроса фактически противопоставлялась вопроснику Центра, но без публичного конфликта. И мы выиграли этот референдум.

Как выигрывать выборы?

В 1991-м, что такое «административный ресурс», еще не знали. Более того, Ельцину противостоял кандидат от КПСС, бывший советский премьер Рыжков. Избирательная кампания Ельцина проходила под лозунгом «народный президент».

Сергей Станкевич, в 1991-92 советник президента:

Первая президентская кампания 1991 года проходила на голом энтузиазме. Не было доступа к СМИ, не было интернета, денег ни у кого не было, все держалось на десятках тысяч волонтеров. В типографиях люди оставались на ночную смену, чтобы отпечатать листовки. Начальник цеха, который давал им такую возможность, рисковал, некоторые пострадали, были сняты с работы. Потом эти листовки передавались пачками пилотам, они везли их в своих кабинах в разные города России, листовки передавались проводникам вагонов - и они доставляли их нашим людям на местах.

Как обращаться с врагами?

После подавления в августе 1991-го путча ГКЧП и ликвидации партийной власти Ельцина склоняли к суду над прежней системой, люстрациям. Ничего этого не произошло, а члены ГКЧП уже через полтора года вышли из «Матросской тишины».

Геннадий Бурбулис:

Люстрации - у нас даже близко не было такой возможности, мы с Борисом Николаевичем даже не обсуждали эту тему предметно. Люстрация была невозможна с точки зрения интересов управления страной и государством и по нравственным причинам. Взять какую-либо структуру и приказать: у вас там сто человек работают, значит, оставьте половину, а другую половину мы подвергнем конституционным ограничениям - такое было просто немыслимо. Мы находились в условиях предельно ограниченного кадрового ресурса, не хватало специалистов даже на самые неотложные задачи, на экономические реформы, на их законодательное оформление.

"Не хватало специалистов даже на самые неотложные задачи". Крайний слева - Геннадий Бурбулис, крайний справа - Виктор ИлюшинРИА Новости/Дмитрий Донской

Сергей Шахрай, в 1991-93 заместитель председателя правительства РФ:

Несмотря на глубину и остроту преобразований, по сути, революционных, никаких репрессий и люстраций не было. Даже после всех этих событий Ельцин не преследовал своих политических оппонентов: Рыжков, Лигачев, Лукьянов до сих пор встречаются мне в «президентской» больнице в Москве. Не был репрессирован ни один первый секретарь обкома или крайкома. Репрессиями мы бы сделали из них мучеников и героев, а так - просто списали из истории.

Как разговаривать с обществом?

Как показал апрельский референдум 1993 года, в отношении к реформам Ельцина-Гайдара общество поделилось практически пополам - самый опасный расклад, чреватый гражданской войной. Вплоть до октября, подавления последней попытки Советов овладеть властью, Ельцин предпочитал убеждать.

Дмитрий Якушкин, в 1998-2000 пресс-секретарь президента:

Один из уроков того времени: быть в диалоге с обществом гораздо труднее, чем быть закрытым. А Борис Николаевич хотел быть в диалоге с обществом. На мероприятиях он всегда спрашивал: а где пресса? Вопросы задавали совершенно свободно, ограничений не было, никто не организовывал «вопросы из зала». Были правила, установленные моими предшественниками, которые я старался поддерживать.

Виктор Илюшин, в 1992-96 первый помощник президента:

При избрании Бориса Николаевича президентом в одном большом зале до потолка лежали мешки с письмами трудящихся, их не могли даже прочитать - не то что организовать работу по ним. Мы эту работу провернули за месяц, круглосуточно работали люди, по каждому письму были выработаны предложения, идеи, значительная часть попала Борису Николаевичу.

Геннадий Бурбулис:

Борис Николаевич имел внутреннюю потребность постоянно обучаться, тягу к самообразованию. Была потрясающая тяга к творческим людям, независимо от их профессиональной принадлежности, это и одаренные деятели искусства, и ученые, раскрывающие тайны духовного-материального мира, каждый человек был интересен ему часто скрытой, недооцененной индивидуальностью, новизной.

Кого должен слушать президент?

На первом этапе президентства Ельцина окружали товарищи по демократическому движению из Межрегиональной группы и «Демократической России», некоторые из них стали советниками и помощниками президента. В аппаратной сфере они еще не были специалистами. Пришлось охаживать далеко не лояльный старый аппарат.

РИА Новости/Владимир Федоренко

Виктор Илюшин:

Когда Борис Николаевич начал работать в Кремле, нас, его помощников, было всего семь человек, и располагались мы в нескольких кабинетах в переходе, в 14-м корпусе. Важнейшим был вопрос: как выработать механизм принятия решений президента? Администрация президента начиналась с семерки помощников. Они, с одной стороны, были соратниками Ельцина по демократической борьбе, с другой, являлись очень авторитетными, уважаемыми профессионалами каждый в своей области: внутренняя политика, экономика, международные отношения, культура и так далее. Общение с помощниками обогащало президента их знаниями. Помощники были известными, уважаемыми, популярными на телевидении людьми: Георгий Сатаров, Юрий Батурин, Александр Лившиц, Михаил Краснов. Это были выдающиеся люди. В 14-м корпусе Кремля стоял гул от огромного количества людей. В каждом кабинете работал какой-то экспертный совет, обсуждалась какая-то тема для дальнейшего принятия практических решений Борисом Николаевичем. Это было великолепное время творчества, самостоятельности, инициативы.

Сергей Станкевич:

Увольнений по принципу «потому что номенклатурщик, аппаратчик» не было. Запрашивались мнения, был их тщательный анализ. Революционной кадровой чистки не наблюдалось. В дополнение к старым работникам аппарата в каждом регионе, в основном из числа депутатов демократической волны, из «Демократической России», появились полномочные представители президента. И они смотрели, насколько решения, принимаемые на местах, соответствовали демократической линии

Виктор Илюшин:

Однажды понадобилось выпустить указ, утром была поставлена задача подготовить документ на подпись президенту. Мы обратились в правительство и управляющий делами сказал: документ будет у вас на столе, завизированный всеми ответственными структурами. Когда вечером я зашел в его большой кабинет, у него сидели человек 30 ответственных работников разных министерств и ведомств. И он сказал мне: ни один из них не выйдет, пока они все не согласуют и не завизируют. В 9 утра документ лежал на столе у Бориса Николаевича. Мне рассказывали, что однажды на совещании встал один старый работник и сказал: на эту тему в 1938 году документ в РСФСР уже принимался, давайте для начала посмотрим его. Вот как была организована работа. Мы не сделали ошибки, не отказавшись от помощи этих специалистов.

Как обращаться с подчиненными?

Близко знавшие Ельцина говорят, что по натуре он был деликатным и великодушным, разносы подчиненных давались ему с трудом. Зато значительное внимание уделялось «бытовым» вопросам - как «подойти» к сотруднику, сэкономить свое и чужое время, когда приезжать на работу?

Строитель Ельцин обращался на "вы" и не выражался, механизатор Горбачев любил матюгнутьсяРИА Новости/Борис Бабанов

Геннадий Бурбулис:

Несмотря на свою, причем выдающуюся, карьеру в спорте, в строительной отрасли, в партии, Борис Николаевич никогда не ругался матом. Это невозможно представить, в этом часто невозможно убедить, особенно сегодня, когда известные «фигуры речи» кругом и запросто употребляют не только строители, но и школьники, и доценты, и приваты. Но это так. Он никогда и ни к кому не обращался на «ты».

Владимир Шевченко:

Борис Николаевич был очень строгим, но и очень четким, ни разу никуда не опоздал. И было трудно ему объяснить, что кто-то опаздывает, он моментально задавал вопросы: что не так сделали? Не вовремя пропустили? Не вовремя подали машину, накормили? Приходилось объяснять, что у людей свои особенности, они не специально это делают. Хотя в протокольной практике есть такое: если вы опаздываете от 5 до 10 минут, немедленно сообщите организаторам: вот, по такой-то причине. Это закон вежливости. От резиденции где он жил, до Кремля, без вертушек, без гама-тарарама 20 минут езды. Было отработано Борисом Николаевичем, а потом уж мной и службой безопасности, что он без двадцати двух выходил на крыльцо, шла команда: «подать машины». Он садился в машину и долетали за 20 минут. Он приезжал к 10. Почему? Мы посчитали: к 8 часам рабочий класс направлялся на работу, к 9-ти - служащие, а в 10 никто никому не мешал. А выезд, если не было международных мероприятий, планировался без пяти-десяти восемь: в 5 часов заканчивалась рабочая смена, в 6 часов - служащие. Так же точно мы готовили визиты за рубеж, просчитывали каждую минуту, сверялись с зарубежными коллегами.

Как вести себя с прессой?

Журналисты сделали Ельцина первым президентом, журналистика была в почете. Журналистов своего пула он знал по именам. Их критику приходилось выслушивать, скрипел зубами, но терпел.

РИА Новости/Владимир Родионов

Вячеслав Терехов, Интерфакс, единственный постоянный член президентского пула журналистов:

При нас в кабинете Борис Николаевич говорил Евгению Примакову, тогда премьер-министру: нельзя обижаться и злиться на прессу, смотрите вначале в себя. Ему было важно показать, что наступила новая эпоха - свободы СМИ, что у них есть право задавать вопросы, и надо на них отвечать. По понедельникам, с утра, мы по полтора-два часа проводили на рабочих встречах президента, потом задавали несколько вопросов, мы имели возможность пригласить для разъяснений любого чиновника от уровня вице-премьера.

Светлана Бабаева, в 1990-е обозреватель газеты «Московские новости»:

Со СМИ считались, они не были обслуживающим персоналом, продолжением ведомств и филиалами пресс-служб или врагами, с которыми надо бороться. Журналисты были отдельными игроками, со своими интересами и требованиями, с которыми нужно было считаться. Нельзя и невозможно было подчинить, приказать - нужно было объяснять и убеждать, а не просто выборочно информировать, как происходит сейчас. Готовность получить в любой момент жесткий, неудобный вопрос передавалась в органы власти, любой член правительства, министр понимал, что его настигнут с вопросом, ответ будет опубликован, будут последствия, и это дисциплинировало власть.

Людмила Телень, в 1990-е обозреватель, зам главного редактора газеты «Московские новости»:

Главе президентской администрации Сергею Александровичу Филатову можно было позвонить по обычному городскому телефону, и он снимал трубку. Сначала это было невероятно, потом мы очень быстро к этому привыкли и пользовались. Когда началась Чеченская война, я была у кого-то в гостях, был ужасно разбитый телефонный аппарат, по которому я позвонила главе президентской администрации и стала выражать свою точку зрения, не вполне совпадающую с точкой зрения президента. И глава администрации меня выслушивал, пытался привести какие-то аргументы, это было вполне равноправное общение. Тогда журналисты очень часто не соглашались с властью. Считали себя равноправными участниками диалога и отказывались ходить строем.

Как журналистам относиться к президенту?

Первый пресс-секретарь президента Ельцина известный публицист Павел Вощанов подал в отставку, когда узнал, что министр печати Полторанин «провел» решение без его участия. Этот эпизод точно отражает позицию журналистов в окружении раннего Ельцина.

"Вопросы задавали совершенно свободно, ограничений не было, никто не организовывал «вопросы из зала»"РИА Новости/Г.Качкин

Людмила Телень:

Мы в «Московских новостях» все время ротировали журналистов в президентском пуле, чтобы не выработался «стокгольмский эффект», чтобы журналисты оставались свободными в отношениях с представителями власти, чтобы не успели полюбить их, какими бы хорошими и «своими» они ни были. Я, например, проработала в пуле три месяца.

Светлана Бабаева:

Первое время в президентском пуле я с замиранием и ужасом наблюдала, как журналисты разговаривают с сотрудниками администрации президента: так, мы не поняли, ну-ка расскажите! Сам пул журналистов имел позицию. Когда с поста пресс-секретаря президента ушел Сергей Ястржембский, он так пленил сердца, что пул едва ли не устроил забастовку, отказываясь работать с Якушкиным. Дима сидел несчастный. Это напоминало отношения с властью британских журналистов, когда журналисты являются членами истеблишмента: вы, пресс-секретари, приходите и уходите, а мы остаемся. Поэтому с журналистами общаются на равных.

Благодарим Ельцин Центр за предоставленные материалы.

Президент РФ Владимир Путин в понедельник согласился стать премьером в случае победы первого вице премьера Дмитрия Медведева на президентских выборах 2 марта 2008 года. С 6 ноября 1991 года по 15 июня 1992 года правительство России возглавлял… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Ныне действующий Председатель Правительства Владимир Владимирович Путин Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии со статьёй 24 й Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» возглавляет… … Википедия

Премьер-министр - (Prime minister) Содержание Содержание 1. Общая о премьер министре 2. Премьер министры (главы правительства) СССР 3. Премьер министры Полномочия Порядок назначения и увольнения Исполнение обязанностей Список ов 4. Премьер министр Украины… … Энциклопедия инвестора

Исполнительная власть Исполнительная власть Глава государства Диктатор Монарх Президент Правительство Глава правительства Канцлер Глава исполнительной власти Премьер министр Кабинет министров Министерство Министр Система правления Прези … Википедия

История «газового» конфликта России и Украины - Украина является одной из крупнейших газотранспортных магистралей: ее газотранспортная система включает 35,2 тыс. км магистральных газопроводов, более 120 компрессорных станций и 13 подземных хранилищ газа. Украина ежегодно транспортирует по… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Иван Николаевич Дурново (1 марта (13 марта по новому стилю) 1834, Черниговская губерния 29 мая (11 июня по новому стилю) 1903, близ Берлина) русский государственный деятель конца XIX века. Молодость Родился в Калужской губернии, в дворянской… … Википедия

Содержание 1 Комитет министров Российской империи 2 Совет министров Российской империи … Википедия

Межгосударственные отношения России и Великобритании - 24 декабря 1991 г. Великобритания официально признала Россию как государство продолжатель СССР. В 1990 е гг. президент России посетил Соединенное Королевство пять раз, столько же приезжали в Россию британские премьер министры. В октябре 1994 г.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

История отношений России и Финляндии - Отношения России и Финляндии 30 декабря 1991 года Финляндия признала Россию в качестве государства правопреемника СССР. В январе 1992 года заключен российско финляндский Договор об основах отношений, действие которого в 2001 году автоматически… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Сложный комплекс экономических, политических, социальных и организационных причин, вызвавший революцию 1917 года в России. Революция 1917 года в России … Википедия

Книги

  • Царская Голгофа , Жигалов С.. Боголюбивый читатель, впервые за последние 100 лет в России издан серьёзный роман-размышление о трагедии вселенского масштаба - гибели Российской империи. В 2018 годуисполнилось 100 лет со…
  • Зино Давидофф , Андрей Лоскутов. Эта книга - первое в России исследование удивительной биографии человека, чье имя стало мировым брендом, синонимом высокого стиля. Переехав из Российской империи вШвейцарию, Зино Давидофф, по…

Он не занимал официально пост премьера и руководил кабинетом министров в качестве Президента России.

С 16 июня 1992 года по 13 декабря 1992 года Правительство России возглавлял Егор Тимурович Гайдар. Официально он был не Премьер-министром, а лишь исполняющим обязанности. С именем Гайдара традиционно связывают экономические реформы начала 90-х годов в России. В частности, под руководством Гайдара была осуществлена либерализация розничных цен и начат процесс приватизации. Проведенная либерализация цен породила гиперинфляцию 1992-1993 годов. В то же время был устранен дефицит на товары широкого потребления.

На следующий день после отставки Гайдара, 14 декабря 1992 года, на пост Премьер-министра был назначен Виктор Степанович Черномырдин. В марте 1998 года он был отправлен в отставку.

С 24 апреля по 23 августа 1998 года Премьер-министром России был Сергей Владиленович Кириенко. Премьерство Кириенко, считающегося одним из виновников дефолта 1998 года, было недолгим. 23 августа его правительство в полном составе было отправлено в отставку.

C 24 августа 1998 года обязанности Премьер-министра повторно исполнял Виктор Черномырдин, однако он дважды не был утвержден Государственной Думой. На третий раз Ельцин внес кандидатуру Евгения Примакова, с утверждением которого на посту премьера завершилось кратковременное возвращение Черномырдина к власти. Один раз, пребывая на посту Премьер-министра, Виктор Черномырдин в течение нескольких часов специальным указом одновременно исполнял обязанности Президента РФ.

С 11 сентября 1998 года по 12 мая 1999 года на посту Премьер-министра России находился Евгений Максимович Примаков. Одним из наиболее ярких событий его премьерства стал несостоявшийся визит в США. 24 марта 1999 года Примаков направлялся в Вашингтон. Когда самолет находился над Атлантикой, премьеру сообщили, что НАТО начало бомбардировки Югославии. Из-за этого Примаков решил отменить визит, распорядился развернуть самолет прямо над океаном и вернулся в Москву.

С 12 мая 1999 года по 9 августа 1999 года Премьер-министром РФ был Сергей Вадимович Степашин. Состав правительства, сформированного Степашиным, остался без кадровых изменений при следующем Председателе Правительства Владимире Путине (интересно, что и значительную часть премьерства Михаила Касьянова состав правительства Степашина также не менялся).

С 9 августа 1999 года по 7 мая 2000 года пост Премьер-министра занимал Владимир Владимирович Путин. 31 декабря 1999 Президент России Борис Ельцин ушел в отставку, и Владимир Путин стал исполняющим обязанности Президента РФ. До 7 мая 2000 года он формально продолжал быть Премьер-министром, но фактически кабинетом тогда руководил его заместитель Михаил Касьянов.

С 17 мая 2000 года по 24 февраля 2004 года пост Премьер-министра занимал Михаил Михайлович Касьянов. Он находился на этом посту дольше других постсоветских премьеров, за исключением Виктора Черномырдина. В феврале 2004 года, незадолго до президентских выборов, по решению Президента РФ Владимира Путина кабинет Касьянова был отправлен в отставку.

С 24 февраля 2004 года по 5 марта 2004 года исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ был Виктор Борисович Христенко .

С 5 марта 2004 года по 12 сентября 2007 года на посту Премьер-министра России находился Михаил Ефимович Фрадков. Основными моментами, которыми запомнилась работа правительства Фрадкова, были монетизация социальных льгот, вызвавшая массовые протесты населения России, а также начало реализации четырех национальных проектов..

14 сентября 2007 года в должности Премьер-министра Российской Федерации был утвержден Виктор Алексеевич Зубков. 7 мая 2008 года Правительство России перед избранным Президентом России Дмитрием Медведевым.

Правительство Виктора Зубкова - в пять раз меньше, чем предыдущий кабинет министров. 237 дней работы запомнились появлением в правительстве после длительного перерыва двух представительниц прекрасного пола - Татьяны Голиковой и Эльвиры Набиуллиной.

8 мая 2008 года Госдума . В поддержку его кандидатуры при необходимых 226 голосах проголосовали 392 депутата, против - 56, воздержавшихся не было. Госдума голосовала в открытом режиме. "Это рекордный результат по поддержке парламентом кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ", - сказал по итогам голосования спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ТАСС-ДОСЬЕ. 7 мая 2018 года состоялось вступление в должность избранного президента РФ Владимира Путина . В связи с его инаугурацией правительство РФ во главе с Дмитрием Медведевым складывает свои полномочия, в соответствии с требованием российского законодательства.

12 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете российской республики. 15 июня 1990 года на первой сессии Верховного совета (ВС) РСФСР (постоянно действующий парламент, формировался на Съезде народных депутатов) была утверждена процедура назначения председателя Совета министров республики. Премьера избирали депутаты ВС, а затем его кандидатуру утверждал высший орган власти РСФСР - Съезд народных депутатов.

В тот же день спикер ВС Борис Ельцин предложил три кандидатуры на пост председателя Совмина: Михаила Бочарова , секретаря комитета ВС СССР по вопросам строительства и архитектуры; Юрия Рыжова , председателя комитета ВС СССР по науке, народному образованию, культуре и воспитанию; Ивана Силаева, заместителя председателя Совета министров СССР. Однако еще до начала выборов Рыжов снял свою кандидатуру. По итогам голосования 15 июня ни один из двух оставшихся кандидатов не получил поддержки большинства депутатов.

В ходе повторного голосования председателем правительства был избран Силаев, которого поддержал Ельцин. За Силаева проголосовали 163 парламентария из 252. 18 июня 1990 года кандидатуру нового премьер-министра своим постановлением утвердил I Съезд народных депутатов РСФСР (согласно конституции, высший орган власти в стране).

24 мая 1991 голда в основной закон РСФСР были внесены изменения, согласно которым премьера стал назначать президент РСФСР с согласия Верховного совета. Процедура утверждения главы правительства Съездом народных депутатов осталась неизменной.

10 июля 1991 года после вступления в должность избранного 12 июня 1991 года президента РСФСР Бориса Ельцина Совет министров в соответствии с конституцией сложил свои полномочия. 12 июля 1991 года глава государства вновь назначил председателем Совмина Силаева. В тот же день его кандидатура была утверждена Верховным советом, а 13 июля - Съездом народных депутатов РСФСР.

После августовского путча 1991 года между Силаевым и Ельциным обострились противоречия по вопросу сохранения СССР. Премьер выступал против политики президента, направленной на выход из состава Советского Союза и провозглашение полного суверенитета РСФСР. 26 сентября 1991 года Силаев подал в отставку с поста российского премьера и перешел на работу в правительство СССР. В общей сложности в 1990-1991 годах он возглавлял правительство РСФСР 468 дней. После отставки Силаева врио премьер-министра стал его первый заместитель Олег Лобов . Правительство было расформировано 15 ноября 1991 года.

1 ноября 1991 года Ельцин получил от V (внеочередного) Съезда народных депутатов РСФСР чрезвычайные полномочия сроком на один год для проведения экономических реформ. Постановлением Съезда было установлено, что президент до принятия нового закона о Совете министров РСФСР «самостоятельно решает вопросы реорганизации структуры высших органов исполнительной власти». 6 ноября Ельцин подписал указ о реорганизации правительства, согласно которому «на период экономической реформы» кабинет министров возглавил президент.

Часть премьерских полномочий была передана первому вице-премьеру Геннадию Бурбулису . После его отставки в апреле 1992 года руководство кабинетом было возложено на другого первого вице-премьера - Егора Гайдара, курировавшего проведение экономических реформ. 15 июня 1992 года он был официально назначен и. о. председателя правительства. Ельцин был главой кабинета 222 дня, Гайдар занимал должность и. о. премьера 182 дня, до 14 декабря 1992 года.

Виктор Черномырдин (1992-1998)

В ноябре 1992 года завершился срок чрезвычайных полномочий, предоставленных ранее президенту Съездом. 1 декабря 1992 года начал свою работу VII Съезд народных депутатов, который должен был утвердить нового премьера. Парламентарии оценили работу правительства Гайдара как неудовлетворительную. 9 декабря 1992 года Съезд отказался утвердить его кандидатуру на посту премьер-министра. Против проголосовали 486 депутатов, за - 467, пятеро воздержались (из общего числа в 1040 народных депутатов обладавших на тот момент полномочиями).

14 декабря Ельцин вынес на рейтинговое голосование пять кандидатур на должность главы правительства. В итоге секретарь Совбеза РФ Юрий Скоков получил 637 голосов; вице-премьер РФ Виктор Черномырдин - 621; Егор Гайдар - 400; генеральный директор "АвтоВАЗ" Владимир Каданников - 399; вице-премьер Владимир Шумейко - 283. В тот же день по предложению президента Съезд утвердил Черномырдина председателем Совета министров РФ (за - 721, против - 172, воздержались - 48). В тот же день был подписан президентский указ о его назначении.

Первое правительство Черномырдина стало единственным в новейшей российской истории, которому парламент вынес частичный вотум недоверия (его инициатором стал Сергей Глазьев , представлявший фракцию Демократической партии России). Это произошло после теракта чеченских сепаратистов во главе с Шамилем Басаевым 14-20 июня 1995 года в Буденновске (Ставропольский край). 21 июня 1995 года Госдума РФ I созыва возложила вину за безнаказанные действия террористов на министров силового блока.

За отставку правительства проголосовал 241 депутат (при необходимых 226), против - 72, воздержались - 20. Ельцин не согласился с мнением парламентариев и отказался распустить кабинет министров. 22 июня 1995 года Черномырдин поставил перед парламентом встречный вопрос о доверии правительству. При повторном голосовании 1 июля сторонникам отставки кабинета не удалось собрать необходимое число голосов (117 депутатов за, 193 - против, 48 - воздержались). Однако по итогам переговоров с депутатами глава государства отправил в отставку вице-премьера и министра по делам национальностей Николая Егорова , главу МВД Виктора Ерина , директора ФСБ Сергея Степашина и др.

9 августа 1996 года первое правительство Черномырдина сложило свои полномочия в связи с вступлением в должность президента Ельцина (избран на второй срок во втором туре выборов 3 июля). Глава государства внес в Госдуму кандидатуру Черномырдина на пост премьера. 10 августа 1996 года 314 депутатов из 449 дали согласие на его назначение, против проголосовали 85 парламентариев, трое воздержались. В тот же день глава государства издал указ о назначении руководителя кабинета, который занимал свой пост до 23 марта 1998 года.

В общей сложности Черномырдин находился на посту председателя правительства 1 тыс. 925 дней.

23 марта 1998 года Ельцин подписал указ об отставке кабинета министров Черномырдина. Официальной причиной президент назвал стремление сформировать более энергичную и работоспособную команду для обеспечения экономического подъема и решения социальных проблем. Одновременно он возложил обязанности премьера на себя. Однако такое решение было юридически неправомочным, поскольку по закону о правительстве от 17 декабря 1997 года исполнять обязанности главы кабинета мог только один из вице-премьеров уходящего в отставку правительства.

Для решения возникшей правовой коллизии президент подписал два новых указа. Первый из них отменил пункт об исполнении главой государства обязанностей премьера. Вторым документом министр топлива и энергетики РФ Сергей Кириенко был назначен первым вице-премьером и и. о. председателя правительства. 10 апреля 1998 года Госдума отклонила внесенную президентом кандидатуру Кириенко: из 445 депутатов против высказались 186, за - 143, пятеро воздержались. 17 апреля при повторном голосовании депутаты вновь выступили против назначения Кириенко (115 - за, 271 - против, 11 - воздержались).

Однако президент внес эту же кандидатуру в третий раз. Согласно конституции РФ, в этом случае отказ парламентариев одобрить кандидатуру премьера повлек бы за собой роспуск Госдумы. Поэтому под давлением президента 24 апреля депутаты дали согласие на назначение Кириенко председателем правительства (251 - за, 25 - против, 39 - воздержались). В тот же день глава государства издал соответствующий указ.

23 августа 1998 года глава государства объявил об отставке Сергея Кириенко вместе со всем составом правительства. Это решение было принято после того, как кабинет министров и Центробанк РФ объявили 17 августа о техническом дефолте по своим долговым обязательствам и перестали поддерживать курс национальной валюты. Исполнение обязанностей председателя кабинета министров, в нарушение закона о правительстве, было возложено не на одного из вице-премьеров, а на экс-премьера Черномырдина, который на тот момент возглавлял движение «Наш дом - Россия».

Президент аргументировал свое решение тем, что для разрешения кризиса нужны «политические тяжеловесы». Госдума дважды отказалась утверждать Черномырдина на посту главы правительства: 31 августа из 444 депутатов против проголосовали 253, за - 94; 7 сентября против были 273, за - 138, один воздержался. 10 сентября 1998 года Ельцин внес в Думу на третье голосование кандидатуру нового претендента - главы МИД РФ Евгения Примакова. 11 сентября нижняя палата дала свое согласие на его назначение (за - 317, против - 63, воздержались - 15). В тот же день глава государства подписал соответствующий указ.

Сергей Степашин (1999)

12 мая 1999 года президент отправил в отставку правительство Примакова. В своем телеобращении к гражданам страны Ельцин объяснил свое решение необходимостью исправления кризисной ситуации в экономике и социальной сфере. Глава государства возложил временное исполнение обязанностей руководителя кабинета на первого вице-премьера, министра внутренних дел Сергея Степашина.

19 мая его кандидатура была одобрена большинством депутатов с первого раза (за - 301 из 440 парламентариев, против - 55, воздержались - 14). В тот же день Ельцин подписал указ о назначении Степашина председателем правительства. Свои обязанности новый премьер исполнял 82 дня, до 9 августа 1999 года.

Владимир Путин (1999-2000)

9 августа 1999 года в своем телеобращении Ельцин заявил, что принял решение об отставке правительства Степашина, и обратился в Госдуму с предложением утвердить на посту главы кабинета директора Федеральной службы безопасности, секретаря Совбеза РФ Владимира Путина. Ельцин сообщил, что видит его своим преемником и рассчитывает, что Путину удастся «консолидировать общество». В тот же день директор ФСБ был назначен первым вице-премьером РФ и одновременно врио главы кабинета министров.

16 августа президент назначил Путина премьер-министром после одобрения Госдумой его кандидатуры (за - 233 из 439 депутатов, против - 84, воздержались - 17). 31 декабря 1999 года Ельцин досрочно ушел в отставку с поста президента, возложив исполнение обязанностей главы государства на Путина. В связи с этим с 10 января 2000 года непосредственное руководство деятельностью кабинета министров осуществлял первый вице-премьер Михаил Касьянов . На досрочных выборах 26 марта 2000 года Путин был избран президентом. При этом он оставался во главе правительства до своей инаугурации 7 мая 2000 года - всего 265 дней.

1 марта глава государства внес в Думу кандидатуру полпреда РФ при Европейских сообществах в Брюсселе Михаила Фрадкова для назначения на пост председателя правительства. 5 марта парламентарии поддержали это решение: за - 352 из 447 депутатов, против - 58, воздержались - 24. В тот же день указом главы государства Фрадков был назначен председателем правительства.

7 мая 2004 года первое правительство Фрадкова сложило свои полномочия в связи с инаугурацией Путина, избранного 14 марта на второй президентский срок. 12 мая Госдума вновь дала согласие на назначение Фрадкова премьер-министром. Его кандидатуру одобрили 356 из 447 депутатов, против проголосовали 82 человека, воздержались - 8. В тот же день президент подписал указ о назначении.

В целом Фрадков занимал пост главы правительства на протяжении 1 тыс. 286 дней.

12 сентября 2007 года Фрадков заявил о своей добровольной отставке. Свое решение он объяснил желанием обеспечить главе государства «свободу в выборе решений, включая кадровые» накануне думских и президентских выборов. В тот же день Путин принял отставку кабинета и внес в Госдуму кандидатуру Виктора Зубкова для утверждения в должности премьер-министра. 14 сентября нижняя палата одобрила это назначение. Из 445 депутатов за нового премьера проголосовал 381, против - 47, воздержались - 8. В тот же день президент подписал указ о назначении Виктора Зубкова председателем правительства. Во главе кабинета он находился 236 дней.

Владимир Путин (2008-2012)

7 мая 2008 года состоялась инаугурация президента РФ Дмитрия Медведева, избранного 2 марта того же года. Кабинет министров Зубкова, согласно закону о правительстве, сложил свои полномочия. В тот же день Медведев внес на рассмотрение Госдумы кандидатуру Путина для утверждения на посту премьер-министра. 8 мая нижняя палата дала свое согласие: из 448 депутатов за проголосовали 392, против - 56. Сразу же был подписан указ президента о назначении нового премьер-министра.

Во второй раз Путин находился на посту главы правительства 1 тыс. 460 дней.

Дмитрий Медведев (2012-2018)

7 мая 2012 года состоялась инаугурация Путина (выборы прошли 4 марта того же года). В тот же день кабинет министров ушел в отставку. В соответствии с договоренностью, достигнутой 24 сентября 2011 года на XII съезде партии «Единая Россия» , Путин предложил Госдуме поддержать кандидатуру Медведева для назначения на должность премьер-министра. 8 мая 2012 года нижняя палата дала свое согласие: из 450 депутатов за - 299, против - 144. В тот же день президент назначил Медведева председателем правительства.

Конец 1991 года стал переломным в российской истории – распался Советский Союз. Президенту России Борису Ельцину было необходимо формировать новую команду, которая смогла бы вывести страну из тяжелейшего кризиса.

На грани краха

8 ноября 1991 года официально перестал существовать СССР. Президенту Российской Федерации Борису Ельцину в наследство досталась страна, поставленная под угрозу распада. Попытка насильственного сохранения коммунистической системы во время августовского путча вызвала не только бегство союзных республик, но и волнения в российских регионах.

За считаные месяцы фактически исчезает основа советской системы управления, что хоронит даже слабые надежды на хоть какую-нибудь стабилизацию экономики. Объемы промышленного производства и уровень государственных поставок таяли буквально на глазах, зерно и товары первой необходимости к тому времени закупались за границей.

Научный руководитель Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Сергей Синельников бюджетный дефицит СССР к концу 1991 года сравнивал с аналогичным показателем времен Великой депрессии в США – 31% внутреннего валового продукта. Уровень инфляция в стране тогда просто зашкаливал, достигая 25% в неделю.

Внешний долг СССР к концу 1991 увеличился почти до 84 млрд. долларов США, а внутренний превысил 5 млрд. долларов. Почти все валютные средства союзных предприятий на счетах в государственных банках использовались на обеспечение деятельности союзного правительства. Страна фактически стала банкротом.

Нужны реформы

Чтобы избежать коллапса экономики президент РСФСР Борис Ельцин получает в ноябре 1991 года от Пятого Съезда народных депутатов РСФСР чрезвычайные полномочия, в частности, право совмещать должности президента и главы правительства. Причем речь о создании какой-либо программы экономических реформ тогда не шла: после провала реформ союзной экономики на это не было ни времени, ни желания.

В сложившейся ситуации имелись два решения: либо силовым образом стабилизировать экономическую ситуацию, либо методом «шоковой терапии» запустить ускоренные рыночные реформы. Ведущие российские экономисты предлагали свое решение проблемы.

Владимир Щербаков, экономист и государственный деятель, к примеру, рассматривал вариант управляемого кризиса, более пригодный для плановой экономики. Но наиболее известной стала программа Григория Явлинского и Станислава Шаталина «500 дней», предполагавшая постепенную приватизацию жилья и мелких предприятий, а также осторожное акционирование крупных.

Интересной была программа, предложенная 35-летним экономистом Егором Гайдаром, близкая к польскому варианту «шоковой терапии». План реформ по-гайдаровски предполагал снятие рыночных ограничений для запуска механизмов саморазвития экономики с дальнейшей корректировкой этого процесса.

Ельцин решает взять паузу и отправляется на отдых в Сочи, поручая государственному секретарю РСФСР Геннадию Бурбулису подготовить предложения по восстановлению управления народным хозяйством и неотложным мерам в экономике.

В 1991 году советником Бурбулиса работал ученый-экономист Алексей Головков. Он и свел своего начальника с Гайдаром, которой предлагал использовать в интересах российских реформ потенциал возглавляемого им независимого Института экономической политики. Вернувшийся с отпуска Ельцин не долго думал, на ком остановить свой выбор.

Почему Гайдар?

Многие задавались вопросом, что заставило Ельцина в столь непростой для российской истории момент выбрать не яркого политика Григория Явлинского или, скажем, не опытного управленца Ивана Силаева, а никому неизвестного Егора Гайдара. Бывший министр экономики РФ Евгений Ясин полагает, что это была интуиция.

Предприниматель Петр Авен, в прошлом министр внешних экономических связей, считает, что Ельцину не нужны были старые госплановские традиционные реформаторы, ему нужно было что-то совершенно новое. Явлинский к тому времени прочно ассоциировался с горбачевскими структурами, а Силаев и подавно был чиновником советской эпохи.

Геннадий Бурбулис отмечает, что в то время, когда в стране фактически не было никакого правительства, команда Гайдара все четко прописывала. «Точная, понятная, динамичная задача и решение», что совпадало с рациональным типом мышления Ельцина.

Окончательное решение Ельцин принял после личной встречи с Гайдаром. Убедительные и аргументированные ответы молодого экономиста, четкое и детальное изложение своей программы резко диссонировали с самоуверенной болтовней многих советских партийных деятелей.

С своей автобиографии Ельцин так отзывался о Гайдаре: «Интеллигент, который в отличие от административного дурака не будет прятать своих сомнений, своих размышлений, своей слабости, но будет при этом идти до конца в отстаивании принципов, поскольку это его собственные принципы, мысли, выношенные и выстраданные».

11 ноября 1991 года Егор Гайдар стал министром экономики и финансов РСФСР, правительство было решено формировать на основе его команды.

С чистого листа

В конце 1991 года желающих возглавить правительство Российской Федерации было немного. Намечавшаяся либерализация цен могла вызвать недовольство и так обнищавшего народа. Ельцин это понимал, поэтому решил взять груз ответственности на себя, став во главе кабинета министров.

Замами президент сделал своих соратников и близких по духу людей: Александра Шохина – заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам социальной политики, Геннадия Бурбулиса – первым заместителем председателя правительства, Сергея Шахрая – заместителемпредседателя правительства, Тимура Гайдара – заместителем председателя правительства по вопросам экономической политики.

В политических взглядах Ельцина многие склонны видеть влияние американской системы управления. Именно так объясняется введенная им должность вице-президента, на которую еще в июле 1991 года был назначен Александр Руцкой, а также пост госсекретаря, который продолжал занимать Геннадий Бурбулис.

Большинство членов нового правительства – это научные работники. Пересаживаясь в министерские кресла, они зачастую не обладали управленческими навыками, не разбирались в тонкостях аппаратных взаимоотношений и нормативного законотворчества. Для многих из них подобные условия были по-настоящему экстремальными.

«Первый этап пребывания в правительстве, требовавший оперативной подготовки многочисленных сложнейших документов, оказался чрезвычайно тяжелым для освоения технологии власти», – писал Андрей Нечаев, первый заместитель министра экономики и финансов в правительстве Ельцина.

Трудовые будни

Гайдаровские реформы стартовали буквально в самом начале 1992 года. Россия смело шагнула в рыночную экономику: были отпущены цены (кроме жизненно важных категорий товаров и услуг), временно отменены пошлины на импорт. Благодаря этим мерам прилавки магазинов стали наполняться продуктами, хотя далеко не все могли их себе позволить – только за первый месяц реформ цены подскочили в 3,5 раза.

В конце января страна представляла собой одну большую барахолку. Все торговали всем, устанавливая цены на товары по собственному усмотрению. Цены на социально значимые продукты держались до мая, после чего правительство было вынуждено их отпустить. Колхозы перестали продавать по прежним ценам зерно, мясо и молоко. Все зарабатывают, а почему им нельзя?

В условиях тотального рынка промышленность фактически умирала. Качество советских товаров оставляло желать лучшего, они не пользовались спросом, но ведь зарплату сотрудникам предприятий платить как-то нужно было? Правительство решило выделить предприятиям на пополнение оборотных средств кредиты – у людей появились деньги, которые они стали активно тратить, что, в свою очередь, подхлестнуло рост цен. В стране снова набирала обороты инфляция.

Новое решение правительства – включить печатных станок для выпуска в обращение новых денег. Любопытно, что печатавший деньги Гознак имел смутное представление, кому он подчиняется: правительству Гайдара, главе Верховного Совета Хасбулатову или советскому Министерству финансов, которому по бумагам на тот момент он еще принадлежал?

Руслан Хасбулатов вызвал к себе главу Гознака Леонида Алексеева и устроил ему разнос за то, что возникшая по его вине эмиссия лишь подстегивает инфляцию. Это привело к тому, что заказ правительства на выпуск денег крупного номинала для кредитования предприятий не был выполнен в срок и люди остались без зарплаты.

Конец правительства

Трех месяцев реформ хватило, чтобы вице-президент Руцкой вместе с парламентариями заявил о необходимости отставки правительства и изменении курса экономической политики. Рецепт выхода из сложившейся ситуации был такой: налоги и цены снизить, а зарплаты повысить – меры, по сути, взаимоисключающие друг друга.

Гайдар и команда отреагировали немедленно – подали заявление об отставке кабинета министров из-за невозможности взять на себя популистские обязательства, навязываемые Верховным Советом. Впрочем, брать ответственность за события в стране никто не хотел, и депутаты дали добро на продолжение гайдаровских реформ.

Тут пришло время знаменитой приватизации. Председатель Комитета по управлению государственным имуществом Анатолий Чубайс объявил о выпуске приватизационных чеков – сертификатов, которые давали право каждому гражданину на часть государственной собственности. Все закончилось тем, что приватизационные чеки за бесценок начали скупать у населения директора предприятий и инвестиционные фонды. А дальше уже целые предприятия уходили в собственность всех заинтересованных лиц.

История правительства Гайдара закончилась в декабре 1992 года, когда Верховный Совет не утвердил реформатора на посту премьер-министра. В кулуарах ходили слухи, что виной всему не провал реформ, а нежелание Гайдара пропихивать в правительство навязываемых ему людей, в том числе и за деньги.

А что же президент Ельцин? Он все больше отдалялся от своего протеже, предоставляя ему полную свободу действий. Альфред Кох, бывший в середине 90-х председателем Госкомимущества, так охарактеризовал ситуацию: «Просто он быстро понял, что кроме плюсов будут большие минусы, и в плане популярности тоже. Он быстро дистанцировался, чтобы потом легко эту команду сдать, сохранив себя. Все-таки Ельцин – великий политик».