Можно ли положить в гроб письмо. Можно ли класть вещи в гроб к усопшему? Можно ли класть в гроб вещи

Нужно ли оставлять какие-то вещи в гробу? Почему покойники снятся и беспокоят нас? Почему просят во снах сигареты, деньги или одежду? Хотят ли мертвые курить?

Как-то мне был задан один очень важный вопрос, который требует подробного и обстоятельного комментария. Цитирую его суть: "Вы часто пишете, что в гроб не следует класть деньги и прочие вещи. Но почему тогда случается, что некоторым людям начинают сниться их покойные родственники, которые говорят, что им нужны какие-то вещи: деньги, сигареты или что-то ещё? Я неоднократно слышала подобные истории. Мне и самой как-то снился покойный отец и жаловался, что нужно было положить ему в гроб сигареты.. ."

Чтобы доходчиво ответить вопрос, почему нередко покойники снятся и просят нас о чем-то, вначале я немного расскажу вам о содержании знаменитой "Книги духов" Алана Кардека, написанной более столетия назад. В этой книге приведена информация, полученная группой учёных-спиритистов в ходе общения с некоторыми достаточно просветлёнными душами людей, которых уже нет с нами. Среди прочей многообразной информации в книге много сказано о чувствах и переживаниях душ, недавно покинувших наш земной мир. Приведу несколько цитат из "Книги духов".

"В минуту смерти душа сперва ничего не сознаёт. Нужно некоторое время, чтобы она узнала себя. Душа освобождается от телесных оков постепенно, а не улетает, как птица из клетки, внезапно получившая свободу. У одних людей это делается скоро, в течение нескольких часов. Но у многих других, в особенности у тех, кто вёл жизнь исключительно материальную и чувственную, освобождение совершается гораздо медленнее. Время смятения бывает весьма различно, от нескольких часов до нескольких лет. Дух бывает поражен, удивлён и не верит своей смерти. Так как он видит, слышит и мыслит, дух не признаёт себя умершим. Обман этот поддерживается ещё и наружным видом его духовного тела, сохраняющего формы тела материального... Постепенно дух очищается по мере того, как уменьшаются материальные влияния на него. Страдания, испытываемые после смерти, всегда являются следствием образа земной жизни... Известно, что после ампутации чувствуется ещё некоторое время боль в отнятой уже части тела. Поскольку отрезанная часть не может быть местом страдания, мозг просто сохранил впечатление боли. Так и страдания духа после смерти отчасти сходны с приведенным примером. Страдания души всегда бывают связаны с её земными страстями и привязанностями. Для живущего на земле человека удовлетворение материальных потребностей представляет собою источник счастья. Но для души, освобождённой от телесных оков, те же материальные потребности - это источник мучения, так как их уже нельзя удовлетворить... "

Так вот, в течение некоторого более или менее продолжительного периода времени после смерти душа находится в растерянном смятении (а то и в глубоком шоковом состоянии), и не вполне понимает, что сейчас с нею происходит. Она бывает в местах, знакомых ей при жизни, пытается общаться со знакомыми ей людьми и, главное, не бывает сразу же полностью избавлена от своих земных представлений, привычек и пристрастий. Об этом последнем обстоятельстве поговорим подробнее.

К примеру, случается, что малодушный человек заканчивает свою земную жизнь самоубийством из-за неразделённой любви или измены любимого человека. Однако после смерти его ожидает тот ещё "сюрприз": муки ревности будут ещё сильнее и продолжительнее, только уйти от них уже некуда! Ни сном забыться, ни водкой, ни в петлю залезть. Вот уж, "спрятался человек от проблем", да? Тот же курильщик и после смерти очень нуждается в сигаретах, но испытывает сильные страдания из-за невозможности удовлетворить свою потребность. Наличие сигарет в гробу служит душе некоторым иллюзорным утешением, хотя, разумеется, ничего не меняет. По описанным выше причинам души покойных людей могут навязчиво сниться оставшимся на земле родственникам и жаловаться, что им нужны сигареты, выпивка, деньги (за которые они наверняка могли бы что-то нужное купить) и т.д. Именно поэтому в народе появилось мнение, что покойного нужно снабдить перед похоронами деньгами и какими-то личными вещами, которые кладут в гроб.

А теперь я прошу у вас особого внимания! Оставив в гробу деньги и какие-то вещи, вы ничуть не поможете душе унять её страдания. Всё равно она должна будет естественным путём очиститься от своих земных пристрастий, после чего освобождённая от тяжёлых "лярв" душа сможет подняться в более высокие миры. Состояние избавления от накопленных при жизни "лярв" и является тем самым пресловутым "чистилищем". Однако тот человек, который оставил в гробу деньги или свои личные вещи, непременно создаст себе массу серьёзных проблем. Здесь уже работают незыблемые принципы симпатической магии. Напомню, о чём я писал в статье "Похороненные деньги": "...Примеров подобной магии можно привести немало, но принцип здесь единый: что попадает в гроб или в могилу, то "похоронено". Соответственно, если вы своей рукой кидаете в могилу деньги со своего кармана, вы "хороните" свои финансы. Ваше обручальное кольцо в гробу покойного супруга - это очень надёжная порча себе же на одиночество. Ваша фотография в гробу "на память" - порча на болезни. Если в гробу окажется какой-то предмет одежды, принадлежащей живому человеку, пострадает тот орган или часть тела, которым соответствовала вещь: отдать рубашку - к болезням внутренних органов, брюки и обувь - к болезням ног, цепочка с кулоном - шея, горло либо грудь и т.д. Поэтому я вновь повторяю: ничего не кладите в гроб покойного родственника при похоронах! К сожалению, у меня создаётся впечатление, что я - единственный человек, который в массовой печати говорит людям о недопустимости совершения таких действий..."

А вот особый пример. Недавно у меня на приёме была женщина, которая положила в гроб покойному отцу пачку сигарет, бутылку водки и банку кофе. И, вдобавок к этому, оставила в гробу немного денег. С тех пор у неё внезапно появилось отвращение к сигаретам, что, в принципе, неплохо. Однако она теперь страдает и аллергией как на любое спиртное, так и на кофе. И деньги, конечно же, стали от неё уходить.

Однако случается, что покойный слишком уж часто начинает сниться своим земным родственникам и настойчиво просить денег. В таком случае допустимо отнести немного мелочи на его могилу. В практической магии имеется довольно значительный раздел, именуемый "магией откупа" и содержащий ритуалы, требующие оставлять на могилах какие-то деньги. К примеру, недавно мне задавали вопрос по поводу магического ритуала от безденежья, опубликованного в одной из газет. Ритуал предписывал пойти на кладбище с букетом цветов, буханкой хлеба, спиртным и сладким, сказать определённый заговор и бросить через левое плечо шесть монет одного достоинства, сказав: "Уплачено". У меня спрашивали: не опасен ли такой ритуал, разве можно деньги на кладбище кидать? Данный ритуал относится к классической "магии откупа" и не представляет никакой опасности. Дело в том, что в таких ситуациях вы не "хороните" деньги, а лишь оставляете их в определённом месте (даже если это кладбище). Но совсем другое дело, если вы оставите деньги в гробу либо бросите их в могилу при похоронах. Вот такие действия являются большой ошибкой, имеющей разрушительные последствия для ваших финансов.

Если душе покойного что-то не нравится, она может некоторое время тревожить во снах своих бывших земных родственников. В таких случаях принято ставить покойному свечи за упокой души. А иногда практикуется такая процедура: при любых ближайших похоронах с разрешения родственников в гроб кладут то, что настойчиво просит во снах ранее умерший человек.

Я знаю массу историй о контактах с умершими родственниками. Недавно одна женщина у меня на приёме рассказала, что ей приснился прадедушка, которого она никогда в своей жизни не видела. Его застрелили ещё в 1917 году, и он во сне утверждал, что знает, кто его убийца и где он живёт. В данном случае душа убитого надолго застряла в "промежуточном" периоде. От истинного перехода в иной мир его душу удерживают тяжёлые земные эмоции: обида и желание отомстить человеку, которого тоже уже давно нет на этом свете. А в одном из писем мне рассказали историю об умершей девушке, которая во сне требовала от мамы свадебное платье, поскольку она "собиралась выходить замуж". Поэтому, кстати, незамужних девушек, достигших брачного возраста, принято хоронить в свадебных платьях. Но, в любом случае, по истечении определённого срока душа покойного совершенно смиряется с её новым образом существования и избавляется от своих земных ощущений, потребностей, привязанностей и привычек. Так что, в большинстве подобных случаев я рекомендую ограничиться свечами за упокой души и выждать некоторое время. И если в очередном сне вы окажетесь способны на контролируемый сознанием диалог, постарайтесь объяснить покойному, что он более не нуждается ни в каких материальных вещах.

Душе покойного необходимо полностью избавиться от своих земных привязанностей и ощущений для того, чтобы она смогла подняться в предназначенный ей мир. Промежуточное посмертное пребывание между земным и духовным мирами и является "чистилищем" для души. Если у вас случаются какие-то контакты с вашим покойным родственником, это означает, что его душа ещё находится в этом самом "чистилище". Лишь тот дух, который проходит этот этап, поднимается в свой мир и, как правило, теряет интерес к своим прежним земным привычкам и делам. Одна из моих пациенток рассказала мне такую историю: "После смерти моей мамы она очень долго и навязчиво мне снилась. Некоторые люди неоднократно говорили мне, что "моя мама стоит за мною". Недавно одна знахарка предложила мне сделать обряд, чтобы "разорвать связь моей мамы со мною". После этого обряда мама лишь однажды мне приснилась, и выглядела она очень рассерженной и недовольной. Теперь меня не покидает мысль: не сделала ли я чего-то плохого или неправильного?" Думаю, что эта женщина поступила совершенно правильно. Как вы уже поняли, нередко случается, что умерший человек отказывается принять мысль о своём новом положении, и настойчиво цепляется за свои былые земные привязанности, то есть за родственников, места обитания и т.д. Но такое положение дел вредит и родственникам покойного, которые испытывают сильнейшее психическое напряжение, и самой мятежной душе, которая не может подняться в более высокие сферы. Магический обряд, о котором упоминается в вопросе, способен блокировать общение души покойного человека с его бывшими родственниками. И тогда душе ничего не остаётся, как оставить в покое ранее близких людей и отправиться в предназначенные ей миры. Конечно, первой реакцией покойного может быть обида и негодование, но в дальнейшем эта ситуация идёт на пользу всем.

Но не всегда инициатива общения со своими земными родственниками принадлежит покойным. Как-то задали и такой вопрос: "Есть ли возможность заказать сон, в котором я могла бы пообщаться со своими покойными родителями? " Да, имеются ритуалы для удовлетворения такой просьбы, но я не стану их приводить. Когда вы вызываете души своих покойных родственников для общения во сне или на спиритических сеансах, вы вырываете их из того мира, в котором они теперь находятся, и притягиваете их к нашему земному миру. И чаще всего душам покойных родственников это навязанное общение причиняет, по меньшей мере, дискомфорт, а то и серьёзные страдания. Поэтому лучше оставить их в покое.

Итак, отвечу на вопрос, заданный в заголовке: хотят ли мёртвые курить? Ещё как хотят! Если, конечно, они не избавились при жизни от привычки к табаку. А помогут ли покойному сигареты, оставленные в его гробу? Конечно же, нет! То же самое применимо ко всем прочим материальным пристрастиям и привычкам.

А нужны ли мёртвым деньги? Разумеется, не нужны. Хотя души покойных людей, пребывающие в состоянии смятения и иллюзорного сознания, некоторое время серьёзно полагают, что они наверняка могли бы купить себе всё, что им нужно, будь у них деньги (видимо, в каком-то особом супермаркете для усопших). Просто души покойных не всегда вполне понимают, где они теперь находятся и что собой представляют, потому продолжают мыслить категориями материального мира, в котором всё нужное покупается за деньги. Вот они и тревожат своих родственников, жалуясь им во снах на отсутствие денег или чего-то ещё. Между прочим, здесь и лежат истоки вредной традиции оставлять в гробу деньги (вовсе не для "покупки места на том свете", а чтобы "что-то нужное купить"). Но оставив в гробу предметы материального мира, родственники ничем не помогут покойному, а напротив притормозят его освобождение и просветление, попутно заполучив множественные проблемы и для себя.

Покойному не нужны "там" деньги, ведь "там" нет магазинов! Покойный не сможет закурить, посмотреть на часы, достать из кармана семейные фотографии и т.п. Теряя близких людей, многие при похоронах склонны совершать какие-то неадекватные и, главное, вредные поступки, пребывая в уверенности, что покойному в загробной жизни необходим некий набор вещей. Но, оставляя в гробу какую-то свою вещь, вы своими же руками хороните что-либо в своей жизни: здоровье, душевное равновесие, денежное благополучие или возможность создать новую семью. Если лично вы когда-либо умудрились что-то положить в гроб, жмите на кнопку внизу этой страницы и пишите письмо.

Дополнительная информация на рассмотренную тему содержится в моей статье:

Если у Вас имеется необходимость личного обращения ко мне для каких-либо разъяснений, консультаций или в связи с необходимостью решения тех или иных проблем, нажмите на кнопку и напишите мне письмо:

Нередко можно услышать критику поминального обряда у православных: вся эта еда, блины на поминках, водка, сам поминальный обряд непростой: как проводить покойника, что в гроб положить, иконки, земля… В ответ на критику обрядности говорят, что Православие заботиться не только о душе, но и о теле. Что в этой критике справедливого, а что нет? Что действительно входит (и важно) в поминальный православный ритуал, а что является предрассудком и не имеет никакого христианского содержания? Как правильно проводить, похоронить человека по-христиански?

Священник Алексий Плужников ответил на вопросы о православном отношении к смерти и погребению.

1. Вскрывать или не вскрывать усопшего?

Сейчас этот вопрос полностью в компетенции государства – нашего мнения не спрашивают. С духовной же точки зрения, думаю, это не имеет большого значения. Проблема в другом: родственники лишаются возможности участвовать в подготовке тела к погребению: весь процесс выражения последней любви отдан в руки наёмников. Теперь всё стало так отстранённо, механически, даже гроб покойника уже несут не близкие, а дюжие ребята из ритуальной конторы. К тому же над телом усопшего до погребения затруднено чтение Псалтири, молитвенное прощание близких.

2. Что класть в гроб: как поступать с иконкой, которую вкладывают усопшему в руки: кто-то перед тем, как закрыть гроб, забирает ее, кто-то оставляет. Как правильно?

Если ответить формально: то в руки усопшего вкладывают не иконку, а крест – икону кладут рядом, чтобы, прощаясь с покойным перед закрытием гроба, близкие могли целовать («давать последнее целование») или венчик на лбу или эту иконку. Икону из гроба забирают перед заколачиванием крышки гроба. Её можно хранить у себя дома в память о покойном, можно отдать в храм.

Если ответить неформально, то мне видится неверной сама постановка вопроса: «как правильно?». А никак: и Богу, и покойнику нет никакого дела до того, правильно ли мы что-то положили или вынули.

Когда совершаются вселенские родительские субботы, то на утрене (на которой, к сожалению, мало кто бывает, все ждут «главного» — панихиды) читается канон, где мы просим Бога помянуть всех усопших и погибших различными способами: утонувших, сгоревших, «плинфой» (кирпичом) удавленных, гадами укушенных, зверями лесными растерзанных и прочими стихиями убиенных. И основной мотив всех прошений только – Господи, помяни их и прости прегрешения вольные и невольные! Нигде нет и намёка на «правильность» обряда погребения и его важность. Преподобные игумены перед смертью говорили порой: «а тело мое, братие, стащите в болото и бросьте там на поругание». Причём говорилось это не для кокетства, а с осознанием суетности всего земного и преходящего.

3. При заочном отпевании в некоторых храмах выдают «земельку». Что означает эта земелька и не предрассудок ли это?

Моё мнение – это предрассудок, причём в нынешнее время победившего оккультизма – ещё и вредный. Эта традиция была терпима в качестве педагогической («земля еси, и в землю отыдеши», т.е. напоминание о бренности жизни), но сейчас в храм люди стремятся не за молитвой, а за «земелькой», и очень печально, когда мы эту земельку молча им выдаём, тем самым поддерживая языческое мировоззрение. Вот для примера совсем недавний анекдот из приходской жизни: приходят в храм с вопросом: умерла женщина, перед смертью завещала взять земельки с могил мужа и сына (а они похоронены в разных местах) и привезти ей («чтобы в одной земле лежать»).

Но суть проблемы спрашивающих была в другом: они землю будут везти на поезде через реку по мосту, а им сказали, что нельзя так делать – землю через воду перевозить, а то катаклизмы неминуемы…

А всё потому, что «земелька» по-прежнему выдаётся, вернее, продаётся.

4. Имеет ли значение: очное или заочное отпевание?

Встречный вопрос: для кого? Для усопшего – да, если он был верующий христианин. Нет – если он игнорировал Бога и Церковь при жизни. Для родственников? Да – если они пришли молиться ко гробу, нет – если их интересует лишь момент получения «земельки» — «пропуска в рай».

Суть очного отпевания – совместная усердная молитва священника, родственников, близких. Заочное отпевание служиться должно при исключительных обстоятельствах: тело исчезло, давно умер человек, а только теперь нашлись те, кто решил за него помолиться. Но служить заочно, зная, что цель такого действия – экономия времени родственников для того, чтобы успеть на поминки в кафе… Хотя проблема тут сложней: бывает, что заочное отпевание – это единственная возможность помолиться об усопшем, хоть священник помолится – и то хорошо.

5. Известно, что полный чин отпевания довольно долгий – около двух часов. Но чаще всего отпевание в храме, а тем более в кладбищенском храме длится гораздо меньше. Такое сокращение считается нарушением? Насколько это важно, можно ли жаловаться?

Вопрос сложный. Настоящее всенощное бдение на Афоне может длиться до 16 часов, а в приходском храме – 2,5. Это нарушение или всё же та мера, которая для всех разная? Лично мне за 7 лет священства пришлось отслужить полный чин отпевания лишь дважды: тогда, когда умирал церковный человек (прихожанин), и к тому же у него родные были тоже прихожане, которые позаботились и о причастии, соборовании накануне смерти близкого, заранее рассчитали время, нужное на полное отпевание, договорились с ритуальной службой, сами стояли в храме, с чувством молились…

Но чаще всего отпевать привозят в храм (хотя несравнимо чаще зовут священника на дом) человека, единственным фактом «православности» которого является крещение во младенчестве… А если у священника в день 5, 7, 10 (в кладбищенском храме) отпеваний – как тут по два часа служить?

Поэтому есть некий усредненный вариант отпевания, который длится около получаса — сорока минут. Но, конечно, «отпевание» за 10 минут (а то и быстрей!) – это профанация молитвы, священнику нельзя так поступать.

6. Известно, что нужно заказать за усопшего сорокоуст. Но иногда заказывают и Псалтырь – в чем смысл чтения Псалтыри? За всех ли крещенных его можно заказывать? Можно ли без этого обойтись?

Смысл чтения Псалтири – в молитве, разумеется. В монастырях издревле был обычай читать псалмы и поминать усопших (особенно благодетелей монастыря и братии). Поэтому близкие усопшего просили монахов усердно молиться, ибо у самих мирян частенько не хватает на это времени. Хотя, опять-таки, эта прекрасная благочестивая традиция превращается нередко в формализм: «сделать ВСЁ, как правильно», так сказать, заказать все религиозные «услуги» по каталогу…

А когда возникает такой вопрос: за кого можно, можно ли обойтись (а сколько стоит?) – мне хочется задать человеку встречный вопрос: а вы сами молиться собираетесь, вам этот усопший дорог, или вы от него откупиться хотите?

7. Есть ли какие-то официальные расценки за обряд отпевания для батюшек? Или это добровольное пожертвование? Если священник говорит, что за меньшую сумму он не согласен отпевать – что делать?

Не должно быть никаких расценок на требы и Таинства, Святейший Патриарх Алексий не раз об этом говорил. Все пожертвования должны быть доброхотны. А если священнику деньги дороже молитвы, то можно посоветовать ему сменить место службы, например, в ритуальную контору распорядителем похорон устроиться…

8. Когда умирает кто-то в доме, родственники завешивают зеркала, люстры; иногда на поминальный стол кладут рюмку с хлебом или тарелку с едой для усопшего. Часто это критикуется как обрядоверие. Но обряд, ритуал – это составная часть культуры, который помогает в неких формах выразить свои чувства. Психологически он приносит облегчение. Например, раньше у человека был траур — определенный срок, когда люди не показывались в публичных развлекательных местах, определенным образом одевались. И никто не считал это предрассудком. То есть для переживания горя были некие формы, одобренные обществом и внутри которых человек чувствовал себя защищенным, сориентированным. Теперь все размыто. Что Церковь считает разумным в таких обрядах, а что действительно признает за суеверие?

Форма (обряд, ритуал) важны только наличием осмысленного содержания: например, завесить телевизор ради усердной молитвы по усопшему. А если человек ищет формы, одобренные обществом ради собственной успокоенности, то он быстрее всего найдёт язычество, ибо христианство – это как раз отсутствие этой успокоенности («Когда сотворите всё повеленное вам, говорите, что мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали только то, что должны были сделать»).

Мы должны (если можно употребить такое слово) нашему усопшему только одно – любовь, а форма без любви – мертвечина, фарисейство. Ведь наша забота об усопшем имеет идеалом жён-мироносиц, которые пришли ко гробу Христа, чтобы совершить положенный обряд по великой любви к своему Учителю: в этом была суть обряда: сделать последнее добро родному Человеку. А какое добро заключается в завешанных зеркалах или чёрных вуальках? Это даже не обрядоверие – это пошлость, нежелание думать и принимать ответственное решение – гораздо удобнее сделать «как все», «как положено» — и жить дальше спокойно. Как коровы, методично жующие жвачку…

9. После выноса покойника из дома или после похорон принято мыть полы – это тоже суеверие? А если человеку от него станет легче, может он так делать?

Это необходимость – много грязи в дом натаскали! А легче станет, если водочки принять стаканчик… Многие так и воспринимают религию – как способ самоутешения: «я поставил свечечку – и мне полегчало!».

10. Некоторые упрекают русских за обильные поминки с водкой, дорогим и обильным угощением, родственники стараются, полагая на это много сил, времени. Насколько такая традиция православна, необходима? Каковы ее корни? Можно ли вообще не устраивать поминки?

Корни – в языческих тризнах и склонности к пьянке. Настоящие поминки – это накормить голодных (голодных! – а не кумовьям дать закуску), одеть нищих, облегчить страдания нуждающихся – вот истинное добро, творимое для покойника, приносящее пользу и ему, и тем, кто это добро творит.

Сейчас постоянно задают эти вопросы абсолютно нецерковные люди: когда устраивать поминки, что на стол подавать, звать ли на сороковины сорок человек?..

А когда спросишь: а почему же вы не пригласили священника исповедовать, причастить умирающего? – пожимают плечами: а зачем, мол, ерундой заниматься?..

11. На кладбище и поминках принято говорить слова, вспоминать покойного добрым словом. В чем христианский смысл такой традиции?

Христиане, вообще-то, всегда должны стараться говорить и думать о ближних только доброе, а осуждать себя. Жаль, что обычно так делают лишь во время поминок, да и то, пока не напьются, а всю жизнь, прожитую в одной квартире с умершим родственником, только и делали, что ругались.

12. Надо ли собирать людей на 9, 40 день? Что важно делать в эти дни?

См. ответ на вопрос 10. Важны лишь молитва и добрые дела, всё остальное – суета.

13. Каково отношение Церкви к кремации?

Церковь уважительно относится к телу усопшего и по древней традиции возвращает его земле, туда, откуда оно было создано, и где ждёт всеобщего воскресения.

Кремация – это способ избавиться от памяти об усопшем, это подтверждение неверия в воскресение тела, которое должно воссоединиться с душой человека.

Поэтому церковная позиция к кремации скорее негативная, хотя отпевания кремированные не лишаются.

Вопросы задавал Леонид Виноградов

Журнал «Нескучный сад»

“Мы приходим в этот мир без ничего. И также должны уйти,” - такого мнения придерживается церковь, когда заходит речь о необходимости класть вещи в гроб умершему. В загробном мире душе покойника предстоит очиститься, оставить мирские привычки. А данный ритуал усложняет процесс очищения и является языческим. Но все же данная традиция соблюдается во многих семьях. Считается, что свободное пространство внутри гроба нужно заполнить - иначе семью постигнет новое горе. И если вы твердо решили отправить покойника в последний путь, отдав ему какую-то вещь, обратите внимание на то, что можно класть в гроб, а что - категорически нельзя.

  • чаще всего покойному кладут мерку, а также веревки, которыми перевязываются конечности. Будьте внимательны, чтобы эти атрибуты были в гробу вплоть до захоронения. Люди, занимающиеся темной магией, часто ведут охоту на эти предметы;
  • положить усопшему стоит гребень, которым его расчесывали после смерти. Так вы избавитесь от вещи, которая может привлечь новую смерть в семью;
  • иногда покойному кладут крестик, который он носил при жизни. Носить эту вещь живому человеку нельзя, иначе вы примите на себя все беды усопшего. Перед захоронением следует освятить крестик в церкви;
  • беременным в гроб кладут пеленки либо детские игрушки;
  • мужчине можно положить его головной убор. Если покойный был военнослужащим - фуражку;
  • у незамужних девушек в изголовье может лежать фата или венок;
  • у самоубийц, преступников и темных магов в гробу могут лежать такие атрибуты, как мак, ладан, терновник, крест из осины либо освященная трава. Считается, что эти вещи пресекают “хождение” мертвой души;
  • принято класть умершему засушенные или искусственные цветы;
  • подушку, покрывало и икону в гроб кладут практически всем покойникам, верующим при жизни.

Прощаясь с дорогим человеком, кладите только положительные вещи, которые по вашему мнению принесут успокоение его душе.

Что нельзя класть в гроб?

Суеверные люди придерживаются мнения, что далеко не все вещи можно положить в гроб к покойнику. И это не безосновательно. Церковь и люди, изучающие биоэнергетику, считают, что категорически нельзя класть в гроб фотографии и вещи живых людей. Предмет может послужить своего рода каналом в мертвый мир. То есть у живого человека начнется черная полоса, которая может привести к фатальным последствиям. Чтобы не навлекать беду, нежелательно также хранить в доме фотографии с похорон, наполненные энергией смерти.

Не стоит класть живые цветы: согласно поверью, если цветы выпадают из гроба, они распространяют заболевание умершего. Не кладут к усопшему и деньги: у того, кто положил монеты или купюры, опустеет кошелек. Если вы хотите, чтобы какая-то вещь была вместе с покойником, но обнаружили, что ее нежелательно класть в гроб, можете нанести ее

Похороны у многих людей вызывают чувства страха и тревоги. И это не удивительно. Ведь в этом обряде прощания с умершим есть не только печальное, но и что-то загадочное, и даже мистическое. Сведущие люди утверждают, что одно неловкое движение во время проведения ритуала может обречь душу умершего на вечные страдания, а также накликать беду на живых. Так ли это на самом деле – неизвестно. Но в любом случае каждый должен знать, что необходимо делать на похоронах. И, главное, как это сделать правильно, чтобы в будущем не списывать свои проблемы и неудачи на совершенные в тот момент ошибки.

Для чего проводят похороны?

Обряд прощания с умершим издавна проводится во всем мире. Он призван выразить дань уважения и почтения людям, которых постигала смерть. Несмотря на значительные отличия между похоронными ритуалами разных культур и вероисповеданий, все они считаются священными и сохраняют главный принцип: родственники, близкие и знакомые усопшего собираются все вместе, чтобы навсегда распрощаться с ним и провести в последний путь.

Также похороны несут мощный информационный посыл. Они напоминают присутствующим, что их существование на земле недолговечно, и рано или поздно смерть придет за каждым. Это заставляет многих серьезно задуматься о своей жизни и пересмотреть свои взгляды.

Таким образом, этот обряд является важной частью нашей культуры и настоящим напутствием к правильной жизни.

Православные похороны

Православная церковь смотрит на смерть, как на переход из земной жизни в вечную. И чтобы попасть на небеса человек должен пройти специальную подготовку. Подготовка эта состоит из нескольких этапов:

  1. Соборование. Перед смертью священник должен провести таинство соборования.
  2. Отпущение грехов. Умирающий человек должен исповедаться церковнослужителю в своих грехах и попросить прощение у Бога и близких.
  3. Причастие. Священник обязательно причащает умирающего перед смертью.
  4. Чтение канона. Священнослужитель должен прочесть умирающему молебное напутствие перед смертью. Также это сделать могут родственники или близкие.
  5. Омовение и переодевание. После того, как умирающий испустил дух, его обязательно нужно омыть чистой водой и насухо вытереть, чтобы он предстал пред Богом чистым. Также покойного одевают в нарядную одежду и укрывают саваном.
  6. Заупокойная лития. За 1-1,5 часа до выноса гроба из дома священнослужитель окропляет гроб и тело святой водой и проводит заупокойную службу с каждением.
  7. Отпевание. Перед погребением священник зачитывает ряд молитв и песнопений. Только после выполнения всех этих этапов, считается, что покойный сможет обрести вечную жизнь в мире ином.

Похоронные правила

Во время подготовки тела, погребения и в определенный период после похорон действует ряд правил, нарушение которых, по мнению православной церкви, чревато тяжелыми последствиями. Вот некоторые из них:

  1. Похороны лучше проводить на третий день после смерти человека.
  2. Нельзя хоронить умерших в воскресенье и на Новый год.
  3. Сразу после смерти все зеркала в доме необходимо занавесить, а часы – остановить. В таком состоянии они должны находиться 40 дней.
  4. Ни на минуту нельзя оставлять усопшего одного в комнате.
  5. Запрещено выносить покойного из дома до полудня и после захода солнца.
  6. Не советуют участвовать в обряде беременным женщинам и детям.
  7. С момента кончины и до погребения родные умершего должны непрерывно читать Псалтырь.
  8. Омывать тело покойного можно только в светлое время суток.
  9. Беременные женщины и те, у которых идет менструальное кровотечение, не могут омывать усопшего.
  10. Погребальная одежда должна быть нарядной и светлой, саван – белым. Если умерла незамужняя девушка, ее одевают в свадебное платье.
  11. В доме, где умер человек, до окончания похорон должна гореть свеча или лампадка. В качестве подсвечника лучше использовать стакан с пшеницей.
  12. Нельзя стирать, подметать и сметать пыль, если в доме покойник.
  13. Не рекомендуется нахождение животных в одной комнате с гробом.
  14. В присутствии покойного здороваются не голосом, а кивком головы.
  15. Глаза и рот умершего должны быть закрыты. С этой целью нижнюю челюсть подвязывают платком, а на глаза кладут монеты.
  16. На лоб усопшего укладывается венчик, длинная бумажная или тканевая полоса с молитвами и образами святых.
  17. Обязательно необходимо надеть на покойного нательный крестик.
  18. Вместе с телом в гроб укладываются все его личные вещи: протезы, очки, часы и пр.
  19. Руки усопшего нужно сложить на груди крестом. Причем правую положить поверх левой.
  20. Ноги и руки умершего должны быть связанными. Перед погребением завязки снимаются и укладываются в гроб.
  21. Под голову, плечи и ноги покойного в гробу нужно уложить подушечки из ваты.
  22. Головы умерших женщин должны быть покрыты косынкой. Также всем присутствующим на похоронах женщинам необходимо иметь головной убор.
  23. Запрещено класть в гроб живые цветы, только искусственные или засушенные.
  24. Гроб с умершим выносят из дома вперед ногами и сопровождают церковным песнопением.
  25. Вынося гроб из дома, необходимо проговаривать: «Покойник один из дома вон» и на несколько минут закрыть в доме или в квартире находящихся там людей.
  26. После выноса гроба необходимо помыть все полы.
  27. Кровные родственники не могут нести гроб и крышку.
  28. С начала ритуала и до момента погребения в левой руке покойного должен находиться крест, а на груди – икона, уложенная ликом к телу. Женщинам на грудь укладывается образ Божьей Матери, мужчинам – образ Христа-Спасителя.
  29. Обходить гроб с усопшим можно только у головы, поклонившись ему при этом.
  30. Во время отпевания вокруг гроба должны стоять 4 зажженные свечи: у головы, у ног и по рукам.
  31. Похоронному шествию следует идти в строгой последовательности: крест, икона Христа-Спасителя, священник со свечой и кадилом, гроб с умершим, родственники, другие участники с цветами и венками.
  32. Каждый, кто встретит похоронную процессию должен перекреститься. Мужчины дополнительно обязаны снять головной убор.
  33. Прощаясь с покойным, необходимо поцеловать венчик на его лбу и икону на груди. Если гроб закрыт, прикладываются к кресту на крышке.
  34. Все участвующие в траурной процессии должны бросить в могилу горсть земли.
  35. В день погребения нельзя посещать могилки других родственников или знакомых.
  36. Не рекомендуется смотреть на гроб с умершим из окон дома или квартиры.
  37. После похорон родные усопшего должны одарить присутствующих пирогами, конфетами и носовыми платочками.
  38. Стулья, на которых стоял гроб, в течение суток нужно ставить ножками вверх.
  39. На поминках из спиртного подается только водка. Пить ее нужно не чокаясь.
  40. Во время поминок для умершего наливают рюмку водки и накрывают ее ломтем хлеба. После поминок рюмка с хлебом стоит еще 40 дней.
  41. На поминальном столе обязательно должна присутствовать кутя. С нее и начинается поминальный обед.
  42. Перед тем как войти в свой дом после похорон необходимо почистить обувь и подержать руки над огнем свечи.
  43. После похорон в течение суток нельзя ходить по гостям.
  44. На следующее утро после погребения родственники и близкие должны отнести на могилу завтрак.
  45. В течение недели со дня смерти из дома покойного нельзя ничего выносить. Вещи умершего можно раздавать не ранее, чем через 40 дней после погребения.
  46. 6 недель после похорон в доме, где жил умерший, на подоконнике должен стоять стакан воды и тарелка с едой.
  47. На могилах юношей и девушек у головы рекомендуют садить калину.
  48. Об умершем человеке можно говорить только хорошо.
  49. За усопшим нельзя сильно плакать и убиваться.

Приметы и суеверия

С похоронами связано множество примет и суеверий. Все они призваны защитить родных, близких и знакомых, которые пришли проститься с умершим, и разъяснить им, как правильно себя вести во время обряда, чтобы не навести на себя порчу. Самыми распространенными из них являются следующие убеждения:

  • Если во время похорон глаза покойного откроются, то тот, на кого упадет его взор, уйдет на тот свет следом.
  • Если подержаться за ноги умершего, уйдет страх перед ним.
  • Если положить под покойника вербу, освященную в церкви в Вербное Воскресенье, она будет отгонять нечисть.
  • Если пшеницей, которая использовалась со стаканом в качестве подсвечника на похоронах, накормить птицу, она умрет.
  • Если перейти дорогу похоронному шествию, можно серьезно заболеть.
  • Если поводить по опухоли всеми пальцами правой руки усопшего, при этом читая «Отче Наш» 3 раза и сплевывая после каждого раза через левое плечо, можно полностью от нее излечиться.
  • Если, увидев покойника в гробу, коснуться себя, то в месте касания может развиться опухоль.
  • Если в гроб попадут чужие вещи и будут погребены вместе с телом, то с владельцами этих вещей случится беда.
  • Если вместе с усопшим закопать фотографию живого человека, этот человек может заболеть и умереть.
  • Если беременная женщина будет присутствовать на похоронах, то родит больного ребенка.
  • Если наступить на полотенце, которое священники во время проведения ритуала кладут возле гроба, то можно заболеть.
  • Если выпить воду из стакана для умершего или съесть его еду, последует значительное ухудшение здоровья.
  • Если по улице кто-то умер и до его похорон посадить огородину, урожая не будет.
  • Если похороны отложить на неделю и более, умерший заберет с собой кого-то из родственников.
  • Если по соседству кто-то умер, нужно заменить питьевую воду, которая стояла в посуде или в бутылках, чтобы не болеть.
  • Если разлить в доме воду, которой омывали покойника, живущие в этом доме могут умереть.
  • Если во время выноса гроба с умершим из дома задеть порог или косяк, его душа может вернуться в дом и принести беду.
  • Если на 40 день после смерти не устроить поминки, душа усопшего будет маяться.
  • Если спать, когда по улице несут гроб, можно пойти на тот свет за покойным.
  • Если ноги умершего теплые, зовет кого-то за собой.

Магические обряды с покойниками

Несмотря на то, что время ведьм и колдунов осталось далеко позади, некоторые все еще практикуют черные ритуалы. И похороны для них по-прежнему остаются излюбленным событием. Они непременно воспользуются возможность, чтобы выполнить магический обряд или раздобыть для него необходимые реквизиты.

Во время обряда прощания и погребения эти люди могут делать такие действия:

  • лечь на место, где умер человек;
  • попросить простынь, на которой лежал покойник;
  • украсть завязки с рук и ног умершего;
  • сколоть губы покойного иголками и потом незаметно забрать их;
  • подменить личные вещи усопшего;
  • пересыпать себе зерно из подсвечника;
  • забрать воду или мыло, которыми проводилось омовение умершего;
  • выходить за гробом спиной вперед;
  • стоя возле гроба с усопшим, завязывать на тряпках узлы;
  • брать землю с могилы и складывать ее себе за пазуху;
  • обсыпать кого-то из присутствующих солью;
  • подкладывать в гроб чужие вещи;
  • закапывать в могилу вещи или предметы;
  • забрать рюмку с водкой умершего или воду с подоконника и пр.

Все эти действия направлены на то, что связать живых людей с умершими и обречь их на болезни и смерть. Поэтому нужно внимательно относиться к посторонним на похоронах, не допускать чужих людей к гробу и в корне пресекать подозрительные манипуляции и воровство.

Также необходимо знать, что если во время ухода за могилой были обнаружены закопанные предметы, их необходимо обязательно сжечь. При этом дотрагиваться до них голыми руками запрещено!

Как вести себя на похоронах

Сегодня похоронами заведуют ритуальные агенты. Они точно знают все правила проведения обряда и всегда вовремя подсказывают присутствующим, как себя вести и что нужно делать.

Что касается остального: примет и магических обрядов, то здесь все зависит от вас. Вы принимаете решение: придерживаться советов или нет, избегать подозрительных личностей на похоронах или не обращать ни на кого внимание. Но в любом случае во время похорон необходимо вести себя сдержанно и осторожно, а к умершему испытывать только положительные чувства.

Пусть подобные события обходят вас стороной и не дают повода для страхов и сомнений. Будьте здоровы!

Очень многие вещи нельзя класть в гроб! Иначе вы своими же руками похороните что-либо в своей жизни: здоровье, деньги, благополучие, личную жизнь...

Когда я разбирал очередную порцию писем, пришедших в мой адрес от читателей моих публикаций, я в который уж раз обнаружил очередной рассказ про проблемы, вызванные распространённой ошибкой: при похоронах в гробу оставили что-то, "крайне необходимое на том свете". Процитирую суть письма:

"Мой муж умер в 1975 году в результате несчастного случая. И когда его хоронили, я сняла своё обручальное кольцо и отдала ему. Кроме того, я поместила в карман его костюма 10 рублей, папиросы, спички и новые ручные часы, купленные мужем накануне смерти... Сейчас, читая Ваши статьи, я стала задумываться, правильно ли я поступила? Больше замуж я не выходила, хотя претенденты имелись. Сейчас живу одна, дети далеко. Букет болезней в полном сборе... "

На подобные письма я отвечал уже много раз, и вначале вновь хотел ограничиться коротким ответом, типа: "Нельзя было этого делать", но затем задумался, какие же значительные масштабы имеет в славянских странах вреднейшая традиция оставлять в гробу или бросать в могилу деньги, обручальные кольца или фотографии живых людей! У меня на приёме побывало огромное количество людей, различные проблемы которых были вызваны следованию этой самой ошибочной и опасной традиции: оставлять в гробу деньги, свою одежду, фотографии, личные вещи. За двадцать лет сотрудничества с одной только газетой "Зодиак" я получил сотни писем от её читателей, которые допустили такую же ошибку. Ниже - несколько типичных примеров, взятых из публикаций, выходивших в разные годы.

"Дело в том, что в 1999 году у меня умер сын. Когда его привезли из морга, я сняла с себя цепочку с крестиком и одела ему на шею. Ещё до этого у меня были проблемы со щитовидной железой, а в 2001 году мне её удалили. Но вскоре опять появилось чувство комка в горле. Не связано ли это с моим поступком? "

"Помогите! С 1993 года после смерти отца началась моя полоса неудач. Потерял работу на шахте, занялся бизнесом, но обанкротился. Семья развалилась, как карточный домик, сын стал неуправляем. В 2000 году попал в тюрьму, жена взяла развод и вышла замуж за другого. Недавно парализовало мать, лежит прикована к постели. Средств к существованию нет. Удар за ударом, неудача за неудачей! Остался один шаг до самоубийства. Совсем недавно я узнал от матери, что в гроб отца она положила бумажную купюру. Может быть в этом причина моих бед? "

"В последние месяца три я стала сильно худеть. За столь короткое время я потеряла 10 кг веса, пропал аппетит, состояние ухудшается с каждым днём. Прошла диагностику всех органов, врачи говорят, что у меня всё в порядке. Возможно, причины моей проблемы заключаются в одной истории, которую я хочу Вам рассказать. В течение некоторого времени я жила с парнем. Жили мы нормально, бывали в гостях у его матери. Одна из наших совместных фотографий осталась в доме его мамы. Так случилось, что мой парень умер от кровоизлияния, а мама его решила, что в смерти её сына виновна я. Даже на его похоронах я не могла присутствовать. А через некоторое время ко мне в гости пришла соседка моей несостоявшейся свекрови, и рассказала мне, что мама покойного положила мою фотографию в гроб на живот сына... "

"Дело в том, что на моём веку мне неоднократно приходилось наблюдать, как на похоронах люди бросают мелочь в могилу. А в одной газете я недавно прочитала заметку, где среди прочего пишется: "В могилу бросают деньги, откуп для покойника, первыми это делают родственники. Затем бросают землю..." Если этого нельзя делать, как пишет В.Хазан, то как тогда можно советовать это делать другим людям? Вот и я, похоронив в прошлом году брата, бросил на гроб горсть мелочи. Хотя помню, что интуитивно мне очень не хотелось этого делать. И вот я заметил, что мои финансовые дела стали явно хуже после тех похорон... "

"Здравствуйте, уважаемый Владимир Петрович! Осенью 1995 года я стала вдовой, мой муж утонул ночью при ловле рыбы на ставке. Лодка перевернулась и мужу с его товарищем не суждено было всплыть из-за большого количества тёплой ватной одежды. Спустя несколько лет после похорон одна женщина сказала мне, что на похоронах мы сделали что-то неправильно, но не уточнила, что именно. Вы писали, что мёртвому деньги в гроб не кладут, иначе для того, кто это сделал, жизнь обернётся сплошным финансовым затруднением. Объясните мне, будьте добры, каким именно покойникам не кладут деньги в гроб: всем или только тем, кто умер ранее положенного срока? Ведь в народе существует поверье, что деньги нужно класть непременно и чтобы была мелочь. Я положила 10, ещё русских, рублей. Очень прошу Вас ответить, что же могло быть сделано неправильно и как можно исправить положение? "

"Уважаемый Владимир Петрович, одна надежда на Ваш совет. Двадцать лет назад мою фотографию похоронили вместе с покойником. С тех пор у меня внезапно заболела нога. Врачи пытались лечить меня, но даже диагноз поставить не смогли. Нога наполовину усохла и постоянно болит, ничего не помогает... "

"Здравствуйте, Владимир Петрович! Решилась обратиться к Вам с просьбой о помощи. В марте этого года мы хоронили бабушку моего мужа, и у нас брали монетки, чтобы бросить в могилу. Мы не знали, что этого делать нельзя, лишь спустя некоторое время прочли об этом в Ваших публикациях. Сейчас материально стало намного труднее, хотя все мы работаем. Муж стал хворать, хотя раньше не болел. Может всё это действительно как-то связано с деньгами, брошенными в могилу? Писать можно было бы ещё много, как находили соль с землёй и т.д. Как нам быть? Спасибо, что помогаете людям и надеемся, что поможете и нам ".

"Здравствуйте, уважаемый Владимир Петрович! Мы, несколько женщин, решили обратиться к Вам за помощью. Каждая из нас в разное время, думая, что правильно поступает, бросали в гроб деньги по подсказке старушек. Позже мы почувствовали на себе пагубность этого поступка. Если до тех пор у нас всё складывалось удачно в бизнесе, в финансовых вопросах, то позже появились трудности в этих делах. У нас серьёзные финансовые затруднения, неурядицы в личной жизни. Это сейчас мы понимаем, что "там" деньги не нужны, но тогда нам казалось, что мы поступаем правильно. Мы очень просим оказать нам помощь либо советом, либо при личной встрече ".

"Три года назад, на похоронах отца, я постелила в гроб свою наволочку, а муж дал мелочь. И вот все эти три года мучают проблемы с головой: боли, давление, головокружение. И материальные проблемы замучили. Можете ли Вы помочь нам? "

"Владимир Петрович, помогите! Дело в том, что в декабре 2000 года у меня умер дедушка, и по подсказке "добрых людей" я положила в карман покойному мелочь. За этот год наш семейный бюджет сошёл на ноль. Муж пытается что-то поправить, занимает деньги, работает, но ничего не получается, хотя и дело, будто бы, прибыльное. Стал раздражительный, злой, на нервной почве начал выпивать. Неудача срослась с нашей семьёй, никакой радости, одни убытки, вечные долги. Помогите исправить мою ошибку !"

"В 1985 году во время похорон моего брата кто-то мне сказал, чтобы я положила в его гроб деньги мелочью. Мелочь я приготовила, но вспомнила о ней, когда мы уже отошли от могилы. Тогда я вернулась и бросила мелочь в наполовину засыпанную могилу. Теперь, читая Ваши статьи и анализируя всё, что происходит в моей семье с тех пор, я понимаю, что сделала большую ошибку. Муж у меня хороший, работящий человек, отличный специалист, все деньги всегда несёт домой, но они уплывают, как вода. Ездил на заработки в Россию в течение 5 лет, привозил много долларов, но мы так ничего и не приобрели, я даже ремонт в квартире сделать не смогла. Сейчас мои два сына выросли, все работаем, но постоянное безденежье и долги нас замучили. Можно ли исправить то, что я тогда сделала? "

"Совершенно случайно прочитала Вашу заметку о том, что нельзя на покойных одевать вещи другого человека, и обмерла. Именно это сделал мой муж девять лет назад, отдав свой костюм и рубашку, чтобы одеть умершего двоюродного брата. Теперь, зная об этом, можно многое расставить по своим местам... В последние годы муж стал совсем другим человеком. Из уверенного в себе, энергичного, здорового мужчины он превратился в запуганного больного человека. Ему сейчас 54 года, но у него проблемы с памятью, его мучает необъяснимый страх, он раздражительный, неуверенный в себе. Часто резко повышается давление, но даже при нормальном давлении может внезапно ухудшиться самочувствие, что-то давит в груди и он не может объяснить своё состояние. Панически боится умереть и этим замучил всю семью. Может, можно помочь ему с Вашей помощью? И спасибо Вам, что освещаете нам, несведущим людям, многие тёмные стороны этой жизни ".

Пожалуй, нескончаемый поток писем такого рода требует развёрнутого и подробного комментария. Начну с напоминания, что в магической практике существует немало ритуалов, связанных с похоронами. К примеру, для избавления от определённой болезни некий предмет подкладывают в гроб и, таким образом, болезнь "хоронят" вместе с покойным. Когда в гроб кладут фотографию какого-то человека с сопутствующим заговором, тем самым "хоронят" и жертву такого колдовства - человек начинает болеть и чахнуть. Примеров подобной магии можно привести немало, но принцип здесь единый: что попадает в гроб или в могилу, то "похоронено" .

Соответственно, если вы своей рукой кидаете в могилу деньги со своего кармана, вы "хороните" свои финансы. Ваше обручальное кольцо в гробу покойного супруга - это очень надёжная порча себе же на одиночество. Ваша фотография в гробу "на память" - порча на болезни. Если в гробу окажется какой-то предмет одежды, принадлежащей живому человеку, пострадает тот орган или часть тела, которым соответствовала вещь: отдать рубашку - к болезням внутренних органов, брюки и обувь - к болезням ног, цепочка с кулоном - шея, горло либо грудь и т.д. Поэтому я вновь повторяю: ничего не кладите в гроб покойного родственника при похоронах! К сожалению, у меня создаётся впечатление, что я - единственный человек, который в массовой печати говорит людям о недопустимости выполнения этого ритуала.

Более того, когда забивают крышку гроба, нужно следить даже за тем, чтобы тень живого человека случайно не попала в гроб, уж не говоря о каких-то его вещах. Еще древние знали, что нужно внимательно следить за своей тенью и, к примеру, строители не допускали, чтобы их тень была там, куда кладут камни строящегося здания. Особенно опасным всегда считалось, если чья-то тень попадала в гроб перед тем, как его опускали. Последствия этого происшествия могут быть самыми негативными, даже имеется риск того, что человек может преждевременно отправиться вслед за покойным.

Поймите же, что покойному не нужны "там" деньги, ведь "там" нет магазинов! Покойный не сможет закурить, посмотреть на часы, достать из кармана семейные фотографии и т.п. Теряя близких людей, многие при похоронах склонны совершать какие-то неадекватные и, главное, вредные поступки, пребывая в уверенности, что покойному в загробной жизни необходим некий набор вещей. Но, оставляя в гробу какую-то свою вещь, вы своими же руками хороните что-либо в своей жизни: здоровье, душевное равновесие, денежное благополучие или возможность создать новую семью.

Трудно наверняка сказать, откуда у славян появилась традиция бросать в могилу мелочь "для откупа места на том свете". Возможно, мы имеем дело с пережитками древних скифских представлений о посмертном существовании, но, повторяю, традиция эта опасна и вредна!

Представление о необходимости класть в гроб мелочь, якобы для того, чтобы "купить себе место на том свете", довольно бессмысленно по своей сути. Получается, если душа человека покидает этой материальный мир, то в иной мир (а именно, к себе домой!) душу не пустят без... нескольких монеток! Вы можете себе представить эту картину: у входа в загробный мир сидит архангел Михаил за кассой и собирает копейки, центы, евро и йены "за вход"?! Тут необходимо достаточно больное воображение. Где же находятся души людей, пропавших без вести, оставшихся на дне водоёмов, погибших при взрывах и обвалах и т.п., то есть, при обстоятельствах, исключающих похороны и наличие денег в гробу? Кстати, значительная часть когда-либо живших на нашей планете людей вообще не знали, что такое монеты. Деньги - это относительно свежее изобретение человечества, так что миллиарды душ наших предков славно обходились без каких-либо монет.

Вопросов "на засыпку" здесь много, а ответ один: упомянутая практика с деньгами в гробу бессмысленна и, более того, чрезвычайно вредна. Каждый, кто оставил свои деньги в гробу на похоронах, испытали на себе тягостные последствия такого поступка. Исправить ошибку очень тяжело, благосостояние-то уже "похоронено". Хороший специалист может лишь постараться до какой-то степени приподнять состояние ваших финансовых дел. Если лично вы когда-либо умудрились что-то положить в гроб, жмите на кнопку внизу этой страницы и пишите письмо.

Люди почему-то забывают, что, приходя в этот мир, мы ничего при себе не имеем. Отчего же многим из нас так трудно понять, что и уходить из этого мира мы должны "с пустыми руками"?

Дополнительная информация на рассмотренную тему содержится в моей статье:

Если у Вас имеется необходимость личного обращения ко мне для каких-либо разъяснений, консультаций или в связи с необходимостью решения тех или иных проблем, нажмите на кнопку и напишите мне письмо: