Обряд перед смертью. Весь ритуал православных похорон

У каждого человека на этой земле есть два самых важных события в жизни — это рождение и смерть. Между двумя этими событиям находится жизнь.

У одного человека она длинная, у другого — короткая, но в своей жизни люди, как правило, отгоняют мысль о смерти, думая, что будут жить вечно. Но вот приходит смерть, а с нею — неизбежные горькие хлопоты о погребении дорогого вам человека.

Не часто, но случается так, что человек думает о своей будущей смерти и заранее готовит себе гроб. Такое изделие, как правило, хранят на чердаках. Но здесь существует маленькое, но очень существенное "но": гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает "тянуть" его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не происходило, в пустой гроб насыпали опилки, стружку, зерно. После смерти человека опилки, стружку, зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.

Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.

Обязательно снимите с умершего все серебряные предметы: ведь это именно тот металл, который используется для борьбы «с нечистыми». Поэтому последние могут «потревожить» тело покойного.

Если в доме покойник, не затевайте стирки. Это необходимо сделать после похорон.

Когда делают гроб родным и близким запрещено в этом участвовать. Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю, в крайнем случае, бросить в воду.

Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Возьмите ее и вынесите в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды.

Когда наступит время укладывать усопшего в гроб, тогда кропят святой водой тело усопшего и его гроб снаружи и внутри. Можно окадить и ладаном. Затем тело переносят в гроб. На лоб умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего приносят на отпевание. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Не следует надевать на почившего православного христианина галстук. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин — образ спасителя, для женщин — образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку — крест, а на грудь усопшего — Святой образ. Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.

Увидев покойника в гробу, машинально не касайтесь своего туловища руками. Это связано с тем, что на том месте, где вы брались рукой, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.

Если в доме находится покойник, то, встречая там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.

Пока покойник находится в доме, не следует мести пол. Если вы не выполните этот совет, то могут вскоре заболеть члены вашей семьи, а-то случится и худшее.

Во время похорон нельзя посещать могилы родственников и знакомых, находящиеся на том же кладбище.

Ритуал нужно совершить до конца для одного человека.

Не слушайте тех людей, которые советуют для сохранения тела покойника от разложения положить на его губы накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.

Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в голову можно положить пучок шалфея, в народе его называют "васильки". Он служит и для другой цели — отгонять "нечистую силу". Для таких же целей можно использовать ветки вербы, которая святится в Вербное воскресенье и хранится за образами. Эти ветки можно положить под покойника.

Умер человек, его тело положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесена. К вам могут подойти знакомые или незнакомые с просьбой поваляться на этой постели. Аргумент выдвигают следующий: чтобы не болела у них спина и кости. Не слушайте их. Не причиняйте себе вред.

Не кладите мертвецу в гроб живые цветы. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные.

Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света — лучшую загробную жизнь.

В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.

Вместо подсвечника для свечей используют часто стаканы, в которые насыпают пшеницу. Некоторые люди обсыпают других этой пшеницей и тем самым наводят порчу. Эту пшеницу также нельзя использовать на корм птице или скоту.

Следите за тем, чтобы под покойника не положили чьи-нибудь чужие вещи. Если вы заметили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где-нибудь подальше сжечь.

Бывает, когда по незнанию некоторые сердобольные мамы клали фотографии своих детей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинал болеть, и если вовремя не была оказана помощь, мог наступить смертельный исход.

Нельзя давать свои вещи для одевания покойника. Покойника хоронят, а тот, который отдал свои вещи, начинает болеть.

Из дома выносят гроб с покойником, а возле двери стоит кто-то и начинает завязывать узлы на тряпках. Людям эту операцию он объясняет тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гробов. Хотя на уме у такого человека совершенно другое…

Если беременная женщина пойдет на похороны — этим она сделает себе зло. Может родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком необходимо заранее — до похорон.

Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш». Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.

Когда несут по улице покойника в гробу — старайтесь не смотреть из окна своей квартиры, дома.

Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае, как правило, их используют для наведения порчи.

Если вы прощаетесь с умершим, постарайтесь не наступить на полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.

Если вы боитесь покойника, возьмитесь за ноги умершего и подержитесь. Это можно делать перед тем, как его кладут в могилу.

Иногда люди могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте — это делается для наведения порчи.

Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной свечи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.

Похороны позади, и по старому христианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что-нибудь из еды.

Следите за тем, чтобы маленькие дети по неосторожности или взрослые не выпили из этого стакана или не съели чего-нибудь. После такого угощенья и взрослые, и дети начинают болеть.

Во время поминок усопшему, по традиции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто-то советовать.

На вашей улице покойник, а вам необходимо срочно посадить картофель. Не тратьте зря времени и усилий. Если вы посадите картофель во время, когда покойника еще не похоронили, не ждите хорошего урожая.

Если Вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что-нибудь посадить, начинаете копать и выкапываете вещи, которые там не должны находиться. В таком случае все, что вы нашли, необходимо вынести за кладбище и сжечь. Когда это будет гореть, старайтесь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.

Похороны в Новый год — очень плохая примета: в наступившем году, по меньшей мере, раз в месяц будут хоронить.

Похороны в воскресенье предсказывают еще трое похорон в течение недели.

Опасно откладывать похороны, по какой бы то ни было причине. Тогда одна, две или три смерти в семье или в ближайшей округе произойдут в течение недели или месяца.

Если похороны откладываются на следующую неделю, то это наверняка к несчастью, потому что мертвец изо всех сил постарается взять кого-нибудь с собой.

После похорон не заходите ни к кому из своих знакомых или родственников в гости.

В головах на могилах юношей и девушек сажают калину.

В первые семь дней со дня смерти умершего не выносите из дома никаких вещей.

До 40 дней не раздавайте вещей умершего родственникам, друзьям или знакомым.

Если у кого-нибудь из вас умер близкий или родной человек, и вы по нему часто плачете, то советуют завести в доме траву чертополох.

Когда кто-нибудь умирает, постарайтесь, чтобы при этом присутствовали только женщины.

Если больной тяжело умирает, то для более легкой смерти уберите у него из-под головы подушку из перьев. В селах умирающего кладут на солому.

Для облегчения смертной агонии больного необходимо накрыть белым материалом, который в дальнейшем пойдет для обивки гроба.

Когда в доме покойник, то в соседних домах нельзя пить утром воду, которая находилась в ведрах или кастрюлях. Ее необходимо вылить, а свежей налить.

Желательно, чтобы омовение тела умершего происходило в светлое время суток — от восхода и до захода солнца. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. Необходимо выкопать яму вдалеке от двора, огорода и жилых помещений, там, где не ходят люди, и всю, до последней капли, туда вылить и засыпать землей. Дело в том, что на воде, в которой обмывали покойника, делают очень сильные порчи. Поэтому никому не давайте эту воду, кто бы к вам с такой просьбой ни обращался.

Старайтесь не разлить эту воду по квартире, чтобы живущие в ней не болели.

Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.

Как правило, покойника готовят в последний путь только пожилые женщины.

Саван необходимо шить на живую нитку и обязательно иголкой от себя, чтобы в доме не было еще смертей.

На Руси в прежние времена

В доме, где лежал умирающий, вынимали все ключи из замочных скважин и открывали двери и окна, чтобы душа человека без помех могла покинуть тело. Когда человек отдавал Богу душу, его обязательно обмывали, чтобы он предстал перед Господом чистый душой и телом.

При омовении усопшего соблюдались строгие правила. Покойника клали ногами к печи и 2-3 раза обмывали теплой водой с мылом из нового глиняного горшка. Вода, которой мыли покойника, становилась "мертвой", и ее выливали куда-нибудь подальше, чтобы здоровый человек не наступил на это место, а так же чтобы колдун не взял ее себе для наведения порчи. Так же поступали с водой, которой мыли посуду после поминок и полы после выноса покойника из дома. От других атрибутов омовения так же старались поскорее избавиться.

В гроб покойнику кладут его крестильный нательный крестик, образок, венчик на лоб, свечи и »рукописание» — написанную молитву, отпускающую грехи. В руки дают полотенце (платок), чтобы усопший мог пот с лица вытереть во время Страшного суда. Кто умер на Пасху — яичко в руку.

Хоронят покойника обычно в белой одежде, олицетворяющей младенческую чистоту христианской души.

Строго соблюдалась примета: не делать гроб больше покойника, иначе другой покойник будет. В доме в знак траура занавешивают или поворачивают «лицом» к стене зеркала, чтобы душа человека не осталась запертой по ту сторону зеркала. Также останавливают все часы в знак того, что жизненный путь человека завершен. Перед похоронами с человеком приходят проститься его знакомые и родственники, но за 20 минут до выноса тела с умершим должны остаться только самые близкие родственники.

Сор при покойнике из дома вынести — всех из дома выносить.

Готовясь к выносу тела, сначала выносят из дома венки и портрет покойного, затем крышку гроба (узкой частью вперед), а уж в конце сам гроб (покойника выносят вперед ногами). При этом нельзя задевать пороги и косяки, чтобы у покойника не было соблазна вернуться домой.

"Покойник один из дома вон", — говорят вынося его и запирая в доме на время жильцов. По старой традиции, нельзя выносить покойника до полудня и после захода солнца, чтобы заходящее солнце могло «захватить» умершего с собой. Родным нельзя нести гроб, чтобы покойник не увел за собой в могилу кровного родственника.

После выноса гроба из дома обязательно моют все полы (раньше мыли одной водой не только полы, но и весь дом).

Путь траурной процессии к кладбищу устилают еловыми ветвями, которые служат оберегом, гарантией того, что покойник не будет «ходить», не вернется по своему следу.

На похоронах принято одаривать присутствующих пирогами, конфетами, носовыми платками. Это ни что иное как раздача милостыни, которая обязывает принявших ее помолиться за усопшего. При этом молящиеся берут на себя часть грехов покойного.

Придя домой после похорон, нужно погреть руки, чтобы не занести в дом могильного холода. После поминок 40 дней хмельного в рот не берут. На поминках же пьют только водку, а пришедших обязательно кормят блинами и кутьей.

Для души покойника на стол ставят стопку с водкой, накрытую ломтем хлеба. Стоять она должна 40 дней, пока еще душа человека окончательно не покинула этот мир.

На поминках долго не задерживаются. Шесть недель после похорон на подоконнике должен стоять стакан с водой, а на углу дома, снаружи у окна висеть полотенце, чтобы душа до поминок могла купаться и утираться. На сороковой день душа умершего является в свой дом на целые сутки и уходит лишь после, так называемых проводин. Если их не устроить, покойник будет мучиться. Через шесть недель после смерти пекут «лесенки» из теста, чтобы помочь душе взобраться на небо. По русской традиции, в народном месяцеслове существуют специальные дни, в которые православные поминают тех, кто переселился в мир иной.

Всегда надо помнить, что на похоронах или с помощью похоронной атрибутики, наводится самая тяжелая порча. Поэтому, если что-то непонятное случилось на похоронах или Вы что-то у себя подозреваете, обратитесь к опытному

мастеру. Ни в коем случае не следует избавиться от подобной порчи самостоятельно или по мнгогочисленным и бесполезным статьям в интернете.

  • Тело омывают тёплой водой, при этом читая «Трисвятое» * или «Господи, помилуй».
  • После омовения тело христианина одевают в чистые и, по возможности, новые одежды.
  • Потом тело покойного полагают на стол, покрывают белым покрывалом - саваном.
  • Перед положением усопшего в гроб, тело и гроб (снаружи и изнутри) окропляется святой водой.
  • Покойного полагают в гроб лицом вверх, под голову кладут подушку, набитую соломой или опилками.
  • Глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки сложены крестообразно, правая рука поверх левой. Руки и ноги усопшего связывают (развязывают уже перед самым внесением тела в храм).
  • На усопшего обязательно надевается нательный крестик.
  • Затем умершего покрывают особым освящённым покровом (погребальным покрывалом) с изображением креста, образов святых и молитвенных надписей (продается в церковной лавке).
  • Когда тело усопшего омыто и одето, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела»**. Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать ближайшие родственники и знакомые.***
  • Когда тело омыто и одето, то также возжигается лампада или свеча, которая должна гореть до тех пор, пока в доме находится покойный.
  • В руки покойного полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону: для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке, где уже все освящено).
  • На лоб умершего возлагают венчик, являющийся символом соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига. Венчик возлагается в надежде на то, что почивший в вере получит по воскресении от Бога небесную награду и нетленный венец.
  • Гроб обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам.
  • Желательно сразу после смерти человека заказать в храме или монастыре Сорокоуст****- поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. (В храмах, где Богослужение совершается не ежедневно, усопшего поминают в течение 40 Божественных литургий (см. ссылку 5) . При желании и возможности можно подать записки с именем усопшего и в нескольких храмах. Делать это желательно ещё до отпевания и погребения.

Если человек умер не дома, и тела его в доме нет

  • После того как выполнены все формальности и тело забрали в морг надо начинать читать в красном углу перед иконами канон, называемый «Последование по исходе души от тела»**, а затем и читать Псалтырь по усопшему. Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать ближайшие родственники и знакомые.***
  • На следующий день необходимо отвезти в морг чистые и, по возможности, новые одежды, другие необходимые вещи (более подробно можно прочитать тут « » ), а также нательный крест (если не было на покойном), погребальный крест в руки и икону: для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке где уже все освящено).
  • Необходимо попросить работников морга подготовить тело к похоронам с учетом православных традиций (обычно работники моргов их прекрасно знают).
  • В первый же день после смерти нужно обязательно позаботиться и о церковном поминовении усопшего. Желательно сразу заказать в храме или монастыре Сорокоуст**** При желании и возможности можно подать записки с именем усопшего и в нескольких храмах. Делать это желательно ещё до отпевания и погребения. Но не следует забывать заказывать Сорокоуст**** и по истечении 40 дней.

ПОХОРОНЫ

  • Если похороны начинаются из дома , то за час-полтора перед выносом гроба из дома, над телом умершего ещё раз прочитывается «Последование по исходе души»***. Если ритуал начинается от морга , то можно прочитать «Последование по исходе души»*** перед началом ритуала в любом месте (в храме, у морга).
  • Гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, т.е. ногами вперёд. Провожающие поют «Трисвятое»*.
  • По церковным правилам, вопреки существующему суеверию, гроб с телом положено нести по возможности именно близким родственникам и друзьям . Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идёт впереди гроба как духовный пастырь.
  • В могиле усопшего полагают лицом, обращенным к востоку. При опускании гроба вновь поётся «Трисвятое»*. Все провожающие бросают в могилу по горсти земли. По возможности, необходимо избегать кремации (Подробнее об этом в статье « » ).
  • Надгробный крест устанавливается в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест.
  • Нельзя для похорон православного христианина приглашать оркестр .
  • Погребение не должно совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.

ОТПЕВАНИЕ

  • На третий день по кончине (на практике, из-за различных обстоятельств, это может быть любой другой день) умерший православный христианин удостаивается церковного отпевания и погребения. Это чинопоследование не совершается только в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.
  • Отпевание совершается ради умершего только один раз, в отличие от панихид (см. ссылку 6) и литий (см. ссылку 7) , которые могут совершаться многократно.
  • Отпевание не совершается при погребении некрещеных (т.е. тех, кто не принадлежит к Церкви), инославных (людей неправославной веры).
  • Церковь также не отпевает крещеных, но отрекшихся от веры. В этом случае родные и близкие сами должны молиться за них в домашних молитвах, подавать ради них милостыню, (Подробнее об этом в статье ) каяться на исповеди, что не содействовали их обращению к вере.
  • Не отпевает Церковь и самоубийц, за исключением особых случаев (например, при невменяемости того, кто покончил с собой), но и то лишь по благословению правящего архиерея (см. ссылку 8) .
  • Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, т.е. ногами на восток, головой к западу.
  • При совершении чина отпевания родные и близкие должны стоять у гроба с зажженными свечами и усиленно молиться вместе со священником о душе усопшего.
  • После возглашения «Вечной памяти» священник читает над усопшим разрешительную молитву. Этой молитвой прощаются бывшие на умершем клятвы и грехи, в которых он покаялся на исповеди (или забыл покаяться по забывчивости или неведению). Но те грехи, в которых он не раскаялся намеренно (или вообще не раскаивался на исповеди), разрешительной молитвой не прощаются. Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего.
  • После этого провожающие, потушив свечи, обходят гроб с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается.
  • С пением «Трисвятого)»* гроб выносят из храма лицом к выходу (ногами вперёд).
  • Если нет возможности привести тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. После него родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землёй крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребён, то землёю с панихидного стола крестообразно посыпается его могила. (Если захоронение урны производится в колумбарий, то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина, но не кладут (не рассыпают) ее в ячейке колумбария).

ПОМИНКИ

  • После отпевания в церкви и предания тела земле на кладбище, родственники покойного устраивают поминальную трапезу - это, своего рода, христианская милостыня для собравшихся.
  • Такая трапеза может устраиваться на третий день по кончине (день похорон), девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего (тезоименитство, именины).
  • На поминальном столе категорически не должно быть спиртного. Употребление спиртного на поминках — вредит душам умерших людей. Это — отголосок языческих тризн.
  • Если поминки совершаются в постные дни (см. ссылку 9) , то и пища должна быть постной.
  • В будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперёд) субботу и воскресенье. Делается это потому, что только в субботу и воскресенье совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, и за проскомидией вынимаются частицы за усопших, а также совершаются панихиды.
  • Поминальные дни, выпадающие на Светлую седмицу (см. ссылку 10) и на понедельник второй пасхальной седмицы переносятся на Радоницу. (см. ссылку 11)
  • Важно в дни поминовения усопших и в течение 40 дней усиленно раздавать милостыню нищим и нуждающимся во имя души усопшего. Хорошо также раздавать вещи покойного нуждающимся. Но и после истечения 40 дней не стоит прекращать это богоугодное дело, которое очень помогает душе усопшего.

Подробнее о значении и смысле поминок можно прочитать в интервью

1. Полный текст этой молитвы : Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

2. «Последование по исходе души от тела» . Специальная молитва, которую обычно читают сразу после смерти, предназначена для такого исключительного случая. Последование имеет исключительный строй, отличный от панихиды.

Если смерть наступила в течение восьми дней от Пасхи до вторника Фоминой недели (Радоницы), то помимо «Последования по исходе души» читают Пасхальный канон. В Православной Церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири по усопшему вплоть до его погребения. Псалтирь читают и в дальнейшем в дни поминовения, а особо усиленно в первые 40 дней по кончине. Во время Пасхальной недели (восемь дней от Пасхи до Радоницы) в Церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона . Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить Пасхальным каноном. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь.

3. Последование по исходе души от тела могут читать не только священники, но и миряне. Для чтения мирянами существует .

4. Сорокоуст — ежедневное молитвенное поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. В храмах, где Богослужение совершается не ежедневно, усопшего поминают в течение 40 Божественных литургий.

5. Литурги́я (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») — главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Литургия - прообраз Тайной Вечери.

Совершается в крупных храмах ежедневно, в большинстве других - каждое воскресенье. Начало Литургии обычно в 7-10 часов утра, в храмах, где более одного престола, может совершаться также и ранняя литургия.

6. Панихида — заупокойное богослужение установленное Церковью, которое состоит из молитв, в которых молящиеся уповают на милосердие Божие, прося о прощении согрешений умершего и даровании ему блаженной вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак то-го, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихи-ды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потух-нуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца. Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после - в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти. Но очень хорошо молиться на панихиде, а также подавать записки на поминание и в другие дни. Это очень помогает душам усопших и утешает молящихся. В храмах панихиды служатся обычно в субботу после Литургии.

7. Лития (от греч. «усердная молитва») — в православном богослужении часть всенощного бдения. Ныне лития, помимо предпраздничных всенощных, совершается в случаях общественных бедствий или при воспоминаниях о них, обыкновенно вне храма, соединяясь с молебном, а иногда и с крестным ходом.

Особый род литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе его из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении о нем во всякое другое время в другом месте. Лития может читаться не только священниками, но и мирянами. (). Очень хорошо прочитывать литию и молиться при посещении кладбища.

8. Отпевание самоубийц проводится только по благословению (разрешению) правящего архиерея (епископа). Для того чтобы получить это благословение, необходимо после самоубийства срочно обратиться в епархиальное управление (в областном центре) с прошением разрешить отпевание (и церковное поминовение). Для этого надо предоставить в епархиальное управление необходимые документы (справки из психоневрологического диспансера, наркодиспансера, больницы, поликлиники и.т.п.) и свидетельства (психолога, психиатра, соседей, педагогов и.т.п.), которые могли бы объяснить свершившееся самоубийство невменяемостью, психическим заболеванием самоубийцы, аффектом во время совершения суицида и пр. смягчающими факторами. Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам (например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др. Но родственники знают, если самоубийца совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа. Ведь даже если епископ, введенный в заблуждение, даст разрешение, то Бога обмануть нельзя. Он точно знает, что было на сердце у самоубийцы и тех людей, которые вводили в заблуждение священноначалие. Гораздо лучше в этом случае не обманывать, а усиленно молиться, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, поститься, а также делать все, что может принести его душе утешение.

9. Постными днями являются дни постов, а также среды и пятницы. Пост — воздержание тела от пищи животного происхождения, а также и от перенасыщения и услаждения постной пищей (надо учитывать, что постные дни бывают разными по строгости поста. Информацию о строгости поста можно получить из Церковного календаря. Пост - это время воздержания души от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения. Пост есть средство борьбы со страстями и стяжание добродетелей.

10. Светлой Седмицей называются 7 дней празднования Святой Пасхи - от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, а также земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

11. Радоница — специально установленный Церковью день поминовения усопших, которое совершается на 9-й день после Пасхи, во вторник Фоминой недели, которая следует за Светлой седмицей. День установлен, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь. На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, где похоронены близкие, убираться на могилах (но не устраивать на кладбище трапезу) и молиться.

В подготовке настоящего материала были использованы следующие издания:

  1. «В путь всея земли. Отпевание, погребение и поминовение усопших», издание Сретенского монастыря г. Москвы.
  2. «Последний путь всея земли. Вопросы и ответы об обряде погребения», издание Данилова монастыря г.Москвы.
  3. «Православное поминовение усопших» под редакцией Мельникова В.Г.
  4. «Чем мы можем помочь умершим. Учение о посмертной судьбе. Православный обряд погребения. Молитвы об упокоении», издание общества

span style=»text-decoration: underline;»Подробнее о значении и смысле поминок можно прочитать в

Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени поверить и придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон.

Для того, чтобы помочь душе усопшего легко покинуть материальный мир, нужно не просто знать рекомендации, но и понимать их глубинный смысл. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. Поэтому мы составили подробную статью с описанием правил, что можно и нельзя делать.

В православии поминки после смерти проводят 3 раза. На третий день после смерти, на девятый, сороковой. Суть ритуала заключается в поминальной трапезе. Родственники, знакомые собираются за общим столом. Вспоминают усопшего, его добрые дела, истории из жизни.

На 3 день после смерти (в этот же день проводят и похороны) собираются все желающие почтить память покойного. Христианина сначала везут на обряд отпевания в церковь или часовню кладбища. Некрещеных усопших, после прощания с домом, сразу везут на кладбище. Затем все желающие возвращаются в дом на поминки. За этот поминальный стол семья умершего не садится

— В первые семь дней после смерти человека не выносите из дома никаких вещей.

На 9 день после смерти родственники идут в храм, заказывают поминальную службу, дома накрывают второй поминальный стол, почтить память усопшего зовут только близких родственников. Поминки напоминают семейный обед, с той разницей, что фото покойного стоит недалеко от трапезного стола. Рядом со снимком усопшего ставят стакан с водой или водкой, ломтем хлеба.

На 40 день после смерти человека устраивают третий поминальный стол, приглашают всех желающих. В этот день обычно на поминки приходят те, кто не смог присутствовать на похоронах. В церкви заказываю Сорокоуст - сорок литургий.

— Со дня похорон и до 40-го дня, вспоминая имя умершего, мы должны произносить словесную формулу-оберег для себя и всех живых. Одновременно те же слова являются символическим пожеланием для умершего: «Земля ему пухом» , тем самым высказывая пожелания, чтобы душа его оказалась в раю.

— После 40-го дня и на протяжении трех последующих лет мы будем говорить иную формулу-пожелание: «Царствие ему небесное» . Тем самым мы желаем умершему загробной жизни в раю. Слова эти должны быть адресованы любому умершему, независимо от обстоятельств его жизни и смерти. Руководствуются при этом библейской заповедью «Не суди, да не судим будешь» .

— В течение следующего за смертью человека года ни один из членов семьи не имеет морального права принимать участие в каком-либо праздничном торжестве.

— Ни один из членов семьи умершего (включая и вторую степень родства) не мог в период действия траура выходить замуж или жениться.

— Если в семье умер родственник 1 -2-й степени родства и после его смерти еще не прошел год, то такая семья не имеет права красить яйца на Пасху в красный цвет (они должны быть белыми или какого-либо иного цвета - синего, черного, зеленого) и соответственно принимать участие в торжествах пасхальной ночи.

— После смерти мужа жене запрещается на протяжении года что-либо стирать в тот день недели, в который случилась беда.

— На протяжении года после смерти все в доме, где жил умерший, остается в состоянии покоя или постоянства: нельзя делать ремонт, перестановку мебели, ничего не отдают и не продают из вещей умершего, пока душа умершего не достигнет вечного покоя.

— Ровно через год после смерти в семье умершего справляют поминальную трапезу («угодю») - 4-й, завершающий поминальный семейно-родовой стол. Необходимо помнить, что живых нельзя заранее поздравлять с днем рождения, а завершающий поминальный стол следует устраивать либо ровно через год, либо на 1-3 дня раньше.

В этот день надо пойти в храм и заказать панихиду по усопшему, сходить на кладбище - проведать могилу.

Как только завершится последняя поминальная трапеза, семья снова включается в традиционную схему праздничных регламентаций народного календаря, становится полноправным членом общины, имеет право принимать участие в любых родовых торжествах, в том числе играть свадьбы.

— Памятник на могиле можно ставить только по истечении года после смерти человека. Причем необходимо помнить золотое правило народной культуры: «Не чапай зямлю пасля Пакравоу да Радаунщы». Это значит, если год по умершему пришелся на конец октября, т.е. после Покровов (и на весь последующий период вплоть до Радуницы), то памятник можно будет поставить только весной, после Радуницы.

— После установки памятника крест (как правило, деревянный) еще на год кладут рядом с могилой, а потом выбрасывают. Его можно также закопать под цветник или под могильную плиту.

— Жениться (выходить замуж) после смерти одного из супругов можно только через год. Если женщина выходила второй раз замуж, то полноправным владельцем-хозяином новый муж становился только через семь лет.

— Если супруги были венчаны, то после смерти мужа его кольцо забирала жена, и если она больше не выходила замуж, то ей в гроб клали оба обручальных кольца.

— Если же муж хоронил жену, то ее обручальное кольцо оставалось с ним, а после его смерти оба кольца клали к нему в гроб, чтобы, встретившись в Царствии Небесном, сказать: «Я принес наши кольца, которыми нас венчал Господь Бог.

— На протяжении трех лет отмечают день рождения умершего и день его смерти. По истечении этого срока отмечается только день смерти и все годовые церковные праздники поминовения предков.

Не все из нас умеют молиться, а тем более не знают молитвы по умершим. Выучите несколько молитв, которые, может быть, помогут обрести вашей душе покой после невосполнимой утраты.

Посещение кладбища в течение года

На протяжении первого года и всех последующих лет на кладбище можно ходить только по субботам (кроме 9, 40 дня после смерти и церковных праздников почитания предков, таких, как Радуница или Осенние Деды). Это признанные церковью дни поминовения умерших. Постарайтесь убедить своих родственников, что постоянно приходить на могилу к умершему не следует, тем самым они наносят вред своему здоровью.
Посещайте кладбище до 12 часов дня.
Какой дорогой вы приходите на кладбище, такой и назад возвращайтесь.

  • Мясопустная суббота - суббота на девятой неделе перед Пасхой.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на второй неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на третьей неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на четвертой неделе Великого поста.
  • Радуница - вторник на второй неделе после Пасхи.
  • Троицкая суббота - суббота на седьмой неделе после Пасхи.
  • Дмитриевская суббота - суббота на третьей неделе после .

Как правильно одеться на годовщину смерти?

Одежда на годовщину смерти имеет немаловажное значение. Если перед поминальным обедом планируется поездка на кладбище – следует учитывать погодные условия. Для посещения церкви женщинам необходимо подготовить головной убор (платок).

На все похоронные мероприятия следует одеваться строго. Неприлично будут смотреться шорты, глубокое декольте, банты и рюши. Яркие, пестрые цвета лучше исключить. Деловые, офисные костюмы, закрытая обувь, строгие платья приглушенных тонов – уместный выбор для траурной даты.

Можно ли делать ремонт после похорон?

По приметам, не относящимся к православию, ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней. А на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам. С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.

Можно ли убираться после похорон?

Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием.

Если тело усопшего до похорон будет находиться дома

Внимание! Подготовку к похоронам можно начинать только после завершения всех официальных процедур (осмотр участковым милиционером, врачом и.т.п. (Подробнее об этом можно прочесть в статье )

  • Тело омывают тёплой водой, при этом читая «Трисвятое» * или «Господи, помилуй».
  • После омовения тело христианина одевают в чистые и, по возможности, новые одежды.
  • Потом тело покойного полагают на стол, покрывают белым покрывалом – саваном.
  • Перед положением усопшего в гроб, тело и гроб (снаружи и изнутри) окропляется святой водой.
  • Покойного полагают в гроб лицом вверх, под голову кладут подушку, набитую соломой или опилками.
  • Глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки сложены крестообразно, правая рука поверх левой. Руки и ноги усопшего связывают (развязывают уже перед самым внесением тела в храм).
  • На усопшего обязательно надевается нательный крестик.
  • Затем умершего покрывают особым освящённым покровом (погребальным покрывалом) с изображением креста, образов святых и молитвенных надписей (продается в церковной лавке).
  • Когда тело усопшего омыто и одето, сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела»**. Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать ближайшие родственники и знакомые.***
  • Когда тело омыто и одето, то также возжигается лампада или свеча, которая должна гореть до тех пор, пока в доме находится покойный.
  • В руки покойного полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону: для мужчин - образ Спасителя, для женщин - образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке, где уже все освящено).
  • На лоб умершего возлагают венчик, являющийся символом соблюдения веры усопшим христианином и совершения им христианского жизненного подвига. Венчик возлагается в надежде на то, что почивший в вере получит по воскресении от Бога небесную награду и нетленный венец.
  • Гроб обычно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам.
  • Желательно сразу после смерти человека заказать в храме или монастыре Сорокоуст****- поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. (В храмах, где Богослужение совершается не ежедневно, усопшего поминают в течение 40 Божественных литургий (см. ссылку 5) . При желании и возможности можно подать записки с именем усопшего и в нескольких храмах. Делать это желательно ещё до отпевания и погребения.

Если человек умер не дома, и тела его в доме нет

  • После того как выполнены все формальности и тело забрали в морг надо начинать читать в красном углу перед иконами канон, называемый «Последование по исходе души от тела»**, а затем и читать Псалтырь по усопшему. Если нет возможности пригласить в дом священника, то Последование могут читать ближайшие родственники и знакомые.***
  • На следующий день необходимо отвезти в морг чистые и, по возможности, новые одежды, другие необходимые вещи (более подробно можно прочитать тут «Что необходимо делать, когда умер человек» ), а также нательный крест (если не было на покойном), погребальный крест в руки и икону: для мужчин - образ Спасителя, для женщин - образ Божией Матери (лучше покупать в церковной лавке где уже все освящено).
  • Необходимо попросить работников морга подготовить тело к похоронам с учетом православных традиций (обычно работники моргов их прекрасно знают).
  • В первый же день после смерти нужно обязательно позаботиться и о церковном поминовении усопшего. Желательно сразу заказать в храме или монастыре Сорокоуст**** При желании и возможности можно подать записки с именем усопшего и в нескольких храмах. Делать это желательно ещё до отпевания и погребения. Но не следует забывать заказывать Сорокоуст**** и по истечении 40 дней.

ПОХОРОНЫ

  • Если похороны начинаются из дома , то за час-полтора перед выносом гроба из дома, над телом умершего ещё раз прочитывается «Последование по исходе души»***. Если ритуал начинается от морга , то можно прочитать «Последование по исходе души»*** перед началом ритуала в любом месте (в храме, у морга).
  • Гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, т.е. ногами вперёд. Провожающие поют «Трисвятое»*.
  • По церковным правилам, вопреки существующему суеверию, гроб с телом положено нести по возможности именно близким родственникам и друзьям. Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идёт впереди гроба как духовный пастырь.
  • В могиле усопшего полагают лицом, обращенным к востоку. При опускании гроба вновь поётся «Трисвятое»*. Все провожающие бросают в могилу по горсти земли. По возможности, необходимо избегать кремации (Подробнее об этом в статье «Об отношении православия к кремации и возможности воскресения тел» ).
  • Надгробный крест устанавливается в ногах покойного, обращая его лицевой стороной к западу, чтобы лицо усопшего было направлено на святой крест.
  • Нельзя для похорон православного христианина приглашать оркестр.
  • Погребение не должно совершается в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.

ОТПЕВАНИЕ

  • На третий день по кончине (на практике, из-за различных обстоятельств, это может быть любой другой день) умерший православный христианин удостаивается церковного отпевания и погребения. Это чинопоследование не совершается только в день Святой Пасхи и в день Рождества Христова.
  • Отпевание совершается ради умершего только один раз, в отличие от панихид (см. ссылку 6) и литий (см. ссылку 7) , которые могут совершаться многократно.
  • Отпевание не совершается при погребении некрещеных (т.е. тех, кто не принадлежит к Церкви), инославных (людей неправославной веры).
  • Церковь также не отпевает крещеных, но отрекшихся от веры. В этом случае родные и близкие сами должны молиться за них в домашних молитвах, подавать ради них милостыню, (Подробнее об этом в статье «Как сделать «банковский перевод» на тот свет, чтобы помочь душе близкого» ) каяться на исповеди, что не содействовали их обращению к вере.
  • Не отпевает Церковь и самоубийц, за исключением особых случаев (например, при невменяемости того, кто покончил с собой), но и то лишь по благословению правящего архиерея (см. ссылку 8) .
  • Для отпевания гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю, т.е. ногами на восток, головой к западу.
  • При совершении чина отпевания родные и близкие должны стоять у гроба с зажженными свечами и усиленно молиться вместе со священником о душе усопшего.
  • После возглашения «Вечной памяти» священник читает над усопшим разрешительную молитву. Этой молитвой прощаются бывшие на умершем клятвы и грехи, в которых он покаялся на исповеди (или забыл покаяться по забывчивости или неведению). Но те грехи, в которых он не раскаялся намеренно (или вообще не раскаивался на исповеди), разрешительной молитвой не прощаются. Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего.
  • После этого провожающие, потушив свечи, обходят гроб с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается.
  • С пением «Трисвятого)»* гроб выносят из храма лицом к выходу (ногами вперёд).
  • Если нет возможности привести тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. После него родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землёй крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребён, то землёю с панихидного стола крестообразно посыпается его могила. (Если захоронение урны производится в колумбарий, то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина, но не кладут (не рассыпают) ее в ячейке колумбария).

Подробнее о вопросах,связанных с отпеванием, можно узнать в статье «Является ли отпевание «пропуском в рай?»»

ПОМИНКИ

  • После отпевания в церкви и предания тела земле на кладбище, родственники покойного устраивают поминальную трапезу – это, своего рода, христианская милостыня для собравшихся.
  • Такая трапеза может устраиваться на третий день по кончине (день похорон), девятый, сороковой дни, полгода и год по кончине, в день рождения и день ангела усопшего (тезоименитство, именины).
  • На поминальном столе категорически не должно быть спиртного. Употребление спиртного на поминках - вредит душам умерших людей. Это - отголосок языческих тризн.
  • Если поминки совершаются в постные дни (см. ссылку 9) , то и пища должна быть постной.
  • В будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперёд) субботу и воскресенье. Делается это потому, что только в субботу и воскресенье совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, и за проскомидией вынимаются частицы за усопших, а также совершаются панихиды.
  • Поминальные дни, выпадающие на Светлую седмицу (см. ссылку 10) и на понедельник второй пасхальной седмицы переносятся на Радоницу. (см. ссылку 11)
  • Важно в дни поминовения усопших и в течение 40 дней усиленно раздавать милостыню нищим и нуждающимся во имя души усопшего. Хорошо также раздавать вещи покойного нуждающимся. Но и после истечения 40 дней не стоит прекращать это богоугодное дело, которое очень помогает душе усопшего.

1. Полный текст этой молитвы : Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

2. «Последование по исходе души от тела» . Специальная молитва, которую обычно читают сразу после смерти, предназначена для такого исключительного случая. Последование имеет исключительный строй, отличный от панихиды.

Если смерть наступила в течение восьми дней от Пасхи до вторника Фоминой недели (Радоницы), то помимо «Последования по исходе души» читают Пасхальный канон. В Православной Церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири по усопшему вплоть до его погребения. Псалтирь читают и в дальнейшем в дни поминовения, а особо усиленно в первые 40 дней по кончине. Во время Пасхальной недели (восемь дней от Пасхи до Радоницы) в Церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона . Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить Пасхальным каноном. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь.

3. Последование по исходе души от тела могут читать не только священники, но и миряне. Для чтения мирянами существует .

4. Сорокоуст - ежедневное молитвенное поминовение за Божественной литургией в течение 40 дней. В храмах, где Богослужение совершается не ежедневно, усопшего поминают в течение 40 Божественных литургий.

5. Литурги́я (греч. λειτουργία, «служение», «общее дело») - главнейшее христианское богослужение у православных, католиков и в некоторых других церквях, в котором совершается таинство Евхаристии. Литургия – прообраз Тайной Вечери.

Совершается в крупных храмах ежедневно, в большинстве других – каждое воскресенье. Начало Литургии обычно в 7-10 часов утра, в храмах, где более одного престола, может совершаться также и ранняя литургия.

6. Панихида - заупокойное богослужение установленное Церковью, которое состоит из молитв, в которых молящиеся уповают на милосердие Божие, прося о прощении согрешений умершего и даровании ему блаженной вечной жизни в Царстве Небесном. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак то­го, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихи­ды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потух­нуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца. Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти. Но очень хорошо молиться на панихиде, а также подавать записки на поминание и в другие дни. Это очень помогает душам усопших и утешает молящихся. В храмах панихиды служатся обычно в субботу после Литургии.

7. Лития (от греч. «усердная молитва») - в православном богослужении часть всенощного бдения. Ныне лития, помимо предпраздничных всенощных, совершается в случаях общественных бедствий или при воспоминаниях о них, обыкновенно вне храма, соединяясь с молебном, а иногда и с крестным ходом.

Особый род литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе его из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении о нем во всякое другое время в другом месте. Лития может читаться не только священниками, но и мирянами. Очень хорошо прочитывать литию и молиться при посещении кладбища.

8. Отпевание самоубийц проводится только по благословению (разрешению) правящего архиерея (епископа). Для того чтобы получить это благословение, необходимо после самоубийства срочно обратиться в епархиальное управление (в областном центре) с прошением разрешить отпевание (и церковное поминовение). Для этого надо предоставить в епархиальное управление необходимые документы (справки из психоневрологического диспансера, наркодиспансера, больницы, поликлиники и.т.п.) и свидетельства (психолога, психиатра, соседей, педагогов и.т.п.), которые могли бы объяснить свершившееся самоубийство невменяемостью, психическим заболеванием самоубийцы, аффектом во время совершения суицида и пр. смягчающими факторами. Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам (например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др. Но родственники знают, если самоубийца совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа. Ведь даже если епископ, введенный в заблуждение, даст разрешение, то Бога обмануть нельзя. Он точно знает, что было на сердце у самоубийцы и тех людей, которые вводили в заблуждение священноначалие. Гораздо лучше в этом случае не обманывать, а усиленно молиться, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, поститься, а также делать все, что может принести его душе утешение.

9. Постными днями являются дни постов, а также среды и пятницы. Пост - воздержание тела от пищи животного происхождения, а также и от перенасыщения и услаждения постной пищей (надо учитывать, что постные дни бывают разными по строгости поста. Информацию о строгости поста можно получить из Церковного календаря. Пост – это время воздержания души от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения. Пост есть средство борьбы со страстями и стяжание добродетелей.

10. Светлой Седмицей называются 7 дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, а также земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

11. Радоница - специально установленный Церковью день поминовения усопших, которое совершается на 9-й день после Пасхи, во вторник Фоминой недели, которая следует за Светлой седмицей. День установлен, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь. На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, где похоронены близкие, убираться на могилах (но не устраивать на кладбище трапезу) и молиться.

В подготовке настоящего материала были использованы следующие издания:

  1. «В путь всея земли. Отпевание, погребение и поминовение усопших», издание Сретенского монастыря г. Москвы.
  2. «Последний путь всея земли. Вопросы и ответы об обряде погребения», издание Данилова монастыря г.Москвы.
  3. «Православное поминовение усопших» под редакцией Мельникова В.Г.
  4. «Чем мы можем помочь умершим. Учение о посмертной судьбе. Православный обряд погребения. Молитвы об упокоении», издание общества

Присутствовал во все времена. Вера в существование бессмертной души и ее переселение в другой мир была свойственна всем народам, в том числе и славянам.

Корни православных похоронных традиций

Похороны, православные традиции и обряды относятся к самым устойчивым видам ритуалов. Они считаются подготовкой перехода души умирающего в иной мир, поэтому действия из века в век совершаются по строго установленным правилам. Верующие люди православные похороны по православным традициям делят на три этапа:

  • подготовка умирающего (проводится еще до его кончины);
  • сам процесс похорон;
  • поминание.

То, что православные люди придерживаются традиций со времен крещения Киевской Руси, говорит о том, что погребение - это дань уважения к самому факту смерти и к покойному. За сотни лет ритуалы погребения претерпели влияние глубоких языческих корней славянской культуры, но постепенно похороны по православным традициям стали такими, какими мы знаем их сегодня.

Подготовка к смерти

Издавна в верующих семьях люди готовились к смерти: покупали или шили вручную рубахи и похоронное платье. Во многих поселеньях было принято загодя делать гробы старикам. С приходом православия людей стали хоронить именно в них, так как по языческим обрядам покойника принято было сжигать, а пепел класть в горшок или просто в землю и закапывать. Если родные усопшего хотят знать, как проводить похороны, православные традиции, ответ священника однозначный - гроб с телом должен быть предан земле.

Если человек долго болел, то его соборовали, во время чего священнослужитель отпускал ему грехи. Таким образом, душу очищали и подготавливали к переходу. Умирающий должен был проститься с родными, благословить их на святом образе, простить долги и обиды, отдать последние распоряжения.

Подготовка тела к погребению

Похороны (православные традиции) требовали подготовки тела усопшего к захоронению. Для этого покойника обмывали специальные люди, чаше всего старухи. По православным верованиям очищение тела так же важно, как и прощение грехов для души. Во время омовения читались молитвы «Трисвятое» или «Господи помилуй». По церковным порядкам человек должен предстать перед Господом с чистыми душой и телом.

В наши дни усопших обмывают в морге или при службе ритуальных услуг. Если нет такой возможности, то этот традиционный обычай исполняют люди, не состоящие с покойником в родстве.

После того как усопшего омыли, его кладут на застеленный чистой тканью стол и одевают в новую одежду. Если такой возможности нет, то вещи обязательно должны быть по крайней мере чистыми.

Подготовка к похоронам

После омовения покойника кладут в гроб и накрывают саваном с вышитыми крестами. Перед этим его подготавливают, окропляя священной водой. Кладут усопшего лицом вверх, положив под голову подушечку. Глаза у покойника должны быть закрыты, руки - сложены на груди, правая поверх левой. Обязательным считается надевание на умершего нательного крестика, который должен сопровождать похороны.

Православные традиции и ритуалы в старые времена требовали читать молитвы над покойником до самых похорон, которые проводились на третий день. Для этого приглашали читальщиков. Пока усопший лежал в доме под иконами, а над ним читались молитвы, к умершему приходили родственники и знакомые, чтобы проститься.

В наши дни, после того как покойного омыли и положили в гроб, необходимо читать канон «Последование по исходе души из тела». Если нет возможности пригласить для этого священника, то эту часть похоронного ритуала может взять на себя кто-нибудь из родственников.

В том случае, если покойного нет возможности принести в дом, то следует читать, стоя лицом к иконе или возле того места, откуда начнутся похороны, например возле дверей морга.

Еще до начала в церкви, нужно заказать по нему сорокоуст.

Отпевание покойного

Для отпевания гроб с покойным вносят в церковь и ставят перед алтарем. У покойного на лбу должен быть венец с напечатанным «Трисвятым», а в руках - образок с изображением Иисуса. У головы усопшего кладут крест, который родственники и друзья могут целовать при прощании.

В наше время отпевание может проходить в доме покойного или в похоронном бюро на третьи сутки после смерти. Усопший при этом лежит в гробу с открытым лицом, развернутый к востоку, а в ноги ему ставят икону и зажженные свечи. Независимо от того, где проводится отпевание, покойник должен лежать лицом к иконе, а не к людям. Так он как бы обращается к святому образу о помиловании и прощении грехов.

Во время отпевания поют «Вечную память» и «Отпусту», по окончании которых гроб закрывают и выносят из храма. Пришедшие в церковь родственники во время обряда стоят с зажженными свечами и молятся о покойном, а затем начинаются похороны. Православные традиции не позволяют ничего помещать в гроб, но разрешают пришедшим на прощание целовать иконку в руках усопшего и полоску из бумаги на лбу. Класть в гроб деньги, еду, украшения или другие вещи запрещается, так как это считается пережитком язычества.

Похороны

Традиции предусматривают следование траурной процессии за гробом после отпевания покойника. Она должна идти, а остановка совершаться может только у церкви и уже на погосте. В наше время с учетом того, что кладбище может находиться на расстоянии нескольких километров, процессия идет некоторое время после отпевания в церкви, а затем провожающие садятся в транспорт и едут до места погребения.

На кладбище проходит прощание с усопшим, после которого гроб закрывают крышкой и с помощью веревок или полотенец опускают в могилу. Родственники и члены траурной процессии кидают на гроб горсти земли, после чего отходят, а работой занимаются могильщики.

Это тяжелый эмоциональный момент для родственников, поэтому желательно, чтобы они не наблюдали, как гроб опускают в яму. После того как будет насыпан родные прощаются с покойным, кладут цветы и венки, а процессия едет на поминальную трапезу.

Поминки после похорон

Православные традиции после похорон предполагают обязательное поминание души усопшего совместной трапезой. Происходит это в доме покойного или в заказанном помещении.

Совместная трапеза объединяет воспоминания живых об умершем. Слова и мысли должны быть добрыми, светлыми, ведь смерть - это естественное окончание жизни.

Немаловажное значение имеет и еда на православные похороны, традиции. в день похорон? Обычно подаются несколько блюд. Их перечень относительно постоянен, но различия могут возникать по причине непохожести традиций разных регионов.

Часто первой подают кутью, а затем какую-нибудь похлебку - борщ, щи, суп или лапшу. На второе предлагают кашу или картошку. Блюда могут быть с мясом, а могут оказаться и нескоромными, если поминание проводится в дни поста. Так же могут быть поданы рыба или студень. Заканчивается поминальный обед кутьей или блинчиками, в некоторых случаях - оладьями.

Из спиртного подают вино или водку, но делается это не всегда, а количество таких напитков обязательно должно быть небольшим.

Поминание на девятый и сороковой день

Девятый и сороковой дни после смерти считаются по православным традициям очень важными для души, так как в это время начинаются ее мытарства. Это значит, что душа проходит этап покаяния и очищения от грехов. В этот период обязательно нужно заказывать поминальные литургии в нескольких церквях. Чем больше молитв читается по усопшему, тем легче его душе пройти этот этап.

На похороны (православные традиции, 9 дней) состоит из тех же блюд, что и на поминках. Подаются они в одинаково строгой последовательности во все поминальные дни.

Сороковой день считается знаковым, так как душа покидает этот мир навсегда. Заказ литургии или сорокоуста обязателен в нескольких церквях, также следует провести поминальную трапезу.

Сроки ношения траура по усопшему зависят от его возраста и пола. По старикам траур носят до сорока дней. Если умерли кормильцы - отец или мать, по ним скорбеют в течение года. Для вдовы или вдовца так же определяется правило ношения траурных цветов в одежде до одного года.