Монархические формы правления.

Как уже было нами сказано выше, существует две основные формы правления: монархия и республика, которые явно отличаются друг от друга по всем критериям.

Итак, монархия - это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху (царю, императору, королю, шаху и др.), который управляет государством пожизненно, приобретая свою власть в порядке наследования, и не несет ответственности перед населением.

Монархия делится на два вида: абсолютная (неограниченная) и ограниченная монархия.

Абсолютная (неограниченная) монархия - это форма правления, при которой монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. На сегодняшний день примером абсолютной монархии могут служить такие государства, как Бутан, Бруней, Оман. Но также в истории ярким примером является Россия в конце XVII века, когда в ней сложилась абсолютная монархия. Для Российской Империи в период абсолютной монархии были присущи свои существенные особенности, которые отличают ее от других монархий:

  • 1) если абсолютная монархия в Европе существовала в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (в особенности крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;
  • 2) если социальной базой западноевропейского государства абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Абсолютная монархия в России прекратила свое существование в феврале 1917 года.

Ограниченная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органов (парламентом) и особым правовым актом (Конституцией). В настоящее время современными конституционными монархиями являются, например, Великобритания и Швеция, в которых власть монарха ограничена Конституцией, парламентов, правительством и независимым судом.

Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Верховные органы в республике выбираются демократическим способом. В развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ним.

В настоящее время республики подразделяются на парламентарную и президентскую. Различие их, главным образом, состоит в том, какой из органов верховной власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет работу, и перед кем - парламентом или президентом правительство несет ответственность. Также в современной юридической литературе выделяется такая форма правления, как смешанная республика.

Наша страна - Россия, была провозглашена республикой 1 сентября 1917 года, а 14 сентября на созыве Демократического совещания был сформирован орган контроля над правительством - Временный Совет Республики («предпарламент»). Также, если заглянуть в историю Российского государства, то в период 1991-2000 гг. Россия перетерпела политический кризис. Именно в этот период до весны 1993 года особенно остро встал вопрос о форме правления - быть республике президентской или парламентской. Однако, все споры разрешила новая Конституция, принятая в результате референдума 12 декабря 1993 года. В силу новая Конституция вступила 25 декабря 1993 года, Россия была официально провозглашена президентской республикой, а законодательный орган впервые был назван парламентом.

Президентская республика характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти (правительства). Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству, а президент в свою очередь не имеет права роспуска парламента. И президент, и парламент избирается народом. Зародилась президентская республика в США, где по сей день и остается.

Парламентарная республика характеризуется тем, что президент является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не являясь лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он также может называться иначе). Парламент же наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, т.е. правительство несет ответственность перед парламентом за свою деятельность. К парламентарным республикам относят Германия, Греция, Италия и др.

Смешанная республика («полупрезидентская»), в которой парламент и президент, в той или иной мере, делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Президент и парламент избираются народом. Президент назначает главу правительства по согласованию с парламентом и имеет право роспуска нижней палаты парламента. Парламент же имеет право выразить вотум недоверия правительству, но отправляет его в отставку президент. Такие страны, как Россия, Франция являются примером смешанной республики.

Период расцвета монархии - это рубеж Нового времени. Именно тогда проявилось отличие монархии от республиканской формы правления и выработаны важнейшие ее разновиднос­ти: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конститу­ционная, ограниченная уже общенародным представительством (парламентом).

Каковы общие черты монархической формы правления неза­висимо от ее разновидностей? Во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя воз­можны варианты, когда началу той или иной монархической ди­настии кладут выборы(дом Романовых в России). Монарх приоб­ретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву («милостью Божией», как обыкновенно указывается в его титуле или в случае избрания - «милостью Божией и волей на­рода») 4 . Монарх не несет никакой юридический ответственности за свои политические действия. В «Утвержденной Грамоте» на Михаила Романова возлагалась «ответственность в своих делах перед единым небесным царем». В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права только с его воле­изъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилова­ния. На международной арене, в сношениях с другими государ­ствами, монарх единолично представляет свое государство. Он пользуется титулом князя, герцога, короля, царя, императора и получает значительное содержание из государственной казны, а также имеет право на особую охрану.

При неограниченной абсолютной монархии всеми указанны­ми выше правами монарх пользуется безусловно и неограничен­но (отсюда иназвание) независимо от какой-либо иной власти. При ограниченной - посредством или при обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха. Аристотель в классификации монархий исходил из пси­хологических оснований - монархия из «правильной» формы правления превращается в «неправильную» - тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует личные корыстные интересы и правит по произволу. Сегодня принимаются в расчет юридические основания. Конституционную монархию подразде­ляют на представительную (дуалистическую) и парламентарную. И в той и в другой монарх делит власть с парламентом.

В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Италия, Ру­мыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответст­венных перед ним министров и иных должностных лиц (губерна­торов префектов и т.п.). Ему принадлежат право вето и право не­ограниченного роспуска парламента. Впрочем, в законодательной сфере право представительного органа гарантируется полномочи­ем вотировать бюджет.

В парламентарных монархиях (современные Англия, Бель­гия, Норвегия, Швеция) назначенные главой государства мини­стры зависят от вотума доверия парламента. Монарх имеет право отлагательного вето лишь в отдельных случаях, предусмотрен­ных законом. Повеления монарха приобре­тают юридическую силу лишь будучи контрассигнованными со­ответствующим министром. Правовое положение монарха сущест­венно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует личную жизнь монарха (брак дворцовая служба и т.п.). Складывается положение, характеризующееся известной формулой: «Царствует, но не уп­равляет». Сказанное не означает, что фигура монарха становится чисто декоративной. Как показывает опыт последнего времени монархическую форму правления, считавшуюся в советский пери­од некоей политико-правовой окаменелостью, не следует спешить списывать как безнадежную архаику. Эта форма правления, на­считывающая не одну сотню лет истории, таит в себе немало жиз­ненных потенций. Народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. После распада СССР неко­торые страны СНГ подумывают о введении монархического строя. В обстановке кризиса национально-этнических столкновений достоинства монархии все больше привлекают внимание: монарх - «отец нации», «стоит над политическими страстями не принадле­жит ни к какой партии», «неподкупный арбитр в различного рода спорах и трениях». А главное, что особенно привлекает в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх - «символ единстванации и стабильного правового порядка». Нередко обра­щаются к позитивному опыту решения многих проблем, найден­ному в рамках монархизма: проблем экономики, финансов, жизненного уровня, самоуправления, национального представительства и т.п.

Подводя итог рассмотренных во второй главе вопросов заключим, что монархия – это, по выражению философа И.А. Ильина 5 , «органическая» форма правления, требующая религиозных начал, особой обществен­но-психологической атмосферы и т.д. Ее нельзя «вводить» про­извольно, «объявлять» монархом случайное или не подготовлен­ное соответствующим образом лицо, монархия, как форма правления, весьма неоднородна гибка и изменчива.

«Монархия-это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, по наследству». Радько Т. Н. Теория государства и права. - В. 1995. С. 115.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

  • - наличие единоличного пожизненного главы государства (царь, король, император, шах);
  • - наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • - представительство государства монархом по своему усмотрению;
  • - юридическая безответственность монарха.

Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия становится основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе.

Выделяются следующие разновидности монархической формы государственного правления:

Древневосточная монархия:

В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя, патриархального быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху. Организация государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют восточной деспотией.

«Деспотия - (греч. despotia - неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти» Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. - М., 2002. С. 26., реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.

Следует отметить, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных государств была иногда ограничена элементами республиканского правления:

  • - в Древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и контроль за ним со стороны народного собрания и совета знати. Таким образом, власть носила выборный и ограниченный характер;
  • - в Древней Индии - наличие Совета царских чиновников, что свидетельствует об ограниченности верховной власти монарха. Кроме того, наряду с монархиями в древней Индии существовали отдельные государства, основанные на республиканской форме правления (демократические - «ганы», аристократические - «сингхи»).

Сделав, таким образом, оговорку, можно дать следующее определение: Восточная деспотия - такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей. Действительно, такой строй существовал во многих древних азиатских государствах, однако власть в них принадлежала, как правило, не единоличному правителю, а многочисленной правящей группировке. Настоящая деспотия в истории существовала, но не как стабильный строй, продолжающийся длительное время, а как редкая ситуация, очень краткая во времени. Страны Древнего Востока объединяет не деспотическая форма государственного правления, а их неповторимая цивилизация, которая оставила неизгладимый след в истории человечества. Перевалов В. Д., Алексеев С. С. Теория государства и права. - М., 2005. С. 124.

Древнеримская монархия (30г. до н.э. - 476г. н.э.):

Выступавшая в форме империи, древнеримская монархия имеет в своем развитии два периода:

  • - принципат;
  • - доминат.

«Принципат - (лат. principatus, от princeps - первый, глава) форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - принцепсу (первому в списке сенаторов)». Матузов Н.И., Малько В. А. Теория государства и права. - М., 2001. С. 245. При принципате действуют народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной роли в решении государственных дел они не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора. В зависимости от конкретных условий он исполняет полномочия любого должностного лица: командует армией, осуществляет суд по гражданским делам, по своему усмотрению комплектует сенат, отменяет решения любого органа власти, арестовывает граждан и т.д. Император является основным источником законодательной власти, сенат же играет лишь совещательную роль.

«Доминат - (от лат. dominatus - господство) неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. III в.)». Там же. - С. 247.В этот период полностью исчезают республиканские учреждения.

Управление государством сосредотачивается исключительно в руках императора, который назначает исполнителей - сановников. Император открыто провозглашал своё божественное происхождение. Порядок в Римской империи поддерживался при помощи многочисленного административно - судебного и военного аппарата. Государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней её стадии, стали образцом для подражания в средние века. Они в значительной мере получили реальное отражение в государственности Франции, Германии, Испании, самой Италии. Римская империя - составная часть римской цивилизации. Это время дало человеческой истории не только Калигулу и Нерона, но и таких выдающихся мыслителей, учёных, литераторов, архитекторов, юристов, историков, как Сенека и Плиний Старший, Марк Аврелий и Апулей, Корнелий Тацит и Аппиан, Петроний и Флакк, Овидий и Марциал. И по сей день, поражают человеческое воображение непревзойдённые архитектурные творения Древнего Рима - Колизей и Пантеон.

Феодальная (средневековая) монархия:

Феодальная монархия последовательно проходит три периода своего развития:

раннефеодальная монархия;

сословно-представительная монархия;

абсолютная монархия.

Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы, не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское, Киевская Русь). Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками: - раздробленность территории; - слабость центральной власти; - непрочность государственного устройства; - наличие остатков родового самоуправления.

По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители верховной власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личное властвование на своей территории и защищались от нападения извне. Одновременно формировался аппарат центральной власти, органы которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов. Вследствие завоеваний слабо организованных народов возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана). Империи возглавлялись единым владыкою - королём, великим князем, халифом или ханом. Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась единым владыкою и поддерживалась военной дружиной и народным ополчением. Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем, что феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом. Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти. Таким образом, с развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи, и она распадается на отдельные изолированные государства.

«Сословно-представительная монархия - это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительными органом (собранием)». Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.,1995. С.104. Такие сословно-представительные собрания (во Франции - Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы, в России - Земский собор) возникают в результате:

  • - преодоления феодальной раздробленности;
  • - развития товарно-денежных отношений;
  • - создания централизованной монархии.

Сословно-представительные собрания, состоявшие из:

духовенства;

дворянства;

представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев), представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся:

законодательской деятельностью;

контролем за финансами.

Наряду с сословно-представительными органами функционировали строго централизованные: - аппарат центральной исполнительной власти; - разветвленный аппарат местной исполнительной власти; - постоянная армия, всецело подчиненные монарху.

«Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть всецело принадлежит одному лицу (царю, королю, императору)». Черданцев А. Ф. Теория государства и права. - М., 2002. С. 125. Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и одновременным распадом феодализма и его сословий.

Основными признаками абсолютной монархии являются:

  • - отсутствие органов, ограничивающих компетенцию монарха;
  • - ликвидация или полный упадок представительных учреждений;
  • - юридически не ограниченная власть монарха;
  • - наличие в распоряжении монарха постоянной армии, полиции, разветвленного бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит уже не крупным феодалам, а чиновникам, назначаемым монархом. При чем центральная бюрократия оттесняет феодалов от непосредственного осуществления власти и на местах. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по - прежнему имеет принудительную направленность. Сыграв в течение известного времени положительную роль в мировом историческом процессе, абсолютная монархия довольно быстро уступила место более прогрессивным формам государственности.

Конституционная монархия:

Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом, что определяется утверждаемой им конституцией, изменить которую монарх не в праве. Как форма правления конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества, но формально не утрачивает своего значения в ряде стран и сейчас (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.)

Конституционная монархия бывает:

парламентской;

дуалистической (практически изживает себя).

Парламентская монархия характеризуется следующими признаками: - правительство формируется из представителей партии или партий, победивших на выборах в парламент; - лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой государства; - в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха, являясь символической, фактически отсутствует; - законодательные акты принимаются парламентом; - правительство ответственно только перед парламентом.

Парламентарная монархия характерна для современных индустриально развитых государств с демократическим режимом (Великобритания, Бельгия, Нидерланды).

Дуалистическая монархия, характеризуясь двойственностью государственной власти, имеет следующие признаки: - правительство формируется монархом не зависимо от партийного состава в парламенте; - правительство не ответственно перед парламентом

Монарх при этом выражает интересы феодалов, а парламент - интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии с 1871 по 1918 гг. В настоящее время «классических», «чистых» дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчинённое ему и ответственное только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.

Исторически большинство государств мира становились монархиями либо республиками. В чем особенности каждой из этих форм правления?

Что такое монархия?

Монархия - это форма правления, при которой вся полнота политической власти (либо преобладающий объем полномочий по управлению государством) принадлежит одному человеку - монарху. Это может быть царь, король, император, эмир. Власть в монархиях, как правило, наследуется. Либо передается в силу личного волеизъявления действующего правителя. Решения монарха могут быть представлены указами, эдиктами или, например, декретами.

Монархии бывают неограниченными и конституционными. В первом случае решения правителя подлежат беспрекословному исполнению на всей территории страны или в тех регионах, которые монарх внес в юрисдикцию соответствующих решений. В конституционных монархиях волеизъявление правителя может быть оспорено или дополнено решениями иных властных институтов - чаще всего парламента. Который при этом способен учреждать также и правительство. Кроме того, те органы власти, которые разделяют с монархом полномочия по управлению государством, могут сами осуществлять законотворчество.

Обладание парламентом существенными полномочиями в конституционной монархии приближает ее к другой форме правления - республике. Изучим ее особенности далее.

Что такое республика?

Республика - это форма правления, при которой политическая власть концентрируется в руках граждан либо представительных институтов. Чаще всего - парламентов, а также функционирующих вместе с ними правительств, которые формируются при непосредственном участии населения страны - в ходе выборов.

В современных республиках власть обычно разделена на 3 ветви - законодательную (представленную парламентом), исполнительную (в виде правительства, а также в лице президента) и судебную. Население страны, как правило, участвует в формировании первых двух.

Решения, принимаемые органами власти в республиках, представлены различными законами и подзаконными актами. Если говорить конкретно о законах как о нормативных источниках с самой большой юридической силой, их разработка и утверждение осуществляются при последовательном участии всех ветвей власти.

Сначала они принимаются парламентом. После - одобряются правительством и реализуются подотчетными ему структурами (но могут быть и отклонены). При необходимости проверку законов на легитимность осуществляют судебные органы.

Есть республики, в которых нет официального разделения властей на законодательную и исполнительную. Так было в СССР, подобным образом работает система государственного управления в Китае.

Республики бывают 2 основных типов - парламентские и президентские. В первых основной объем политических полномочий сосредоточен на уровне законодательных органов власти, во вторых ведущую роль в государственном управлении играет исполнительная ветвь. Однако глава государства в обоих типах республик - это, так или иначе, представитель исполнительной ветви власти - премьер-министр (назначается парламентом в соответствующего типа республике) или президент (как правило, избираемый населением).

Сравнение

Главное отличие монархии от республики в том, что в первой форме государственного правления главным и единоличным носителем власти является один человек, а во второй - население страны. Которое может делегировать полномочия по управлению государством представительным органам власти. Иногда - напрямую участвовать в подобных политических процессах.

Есть и промежуточная форма правления - конституционная монархия. В ней властные полномочия в различном соотношении (в зависимости от традиций, принятых в конкретном государстве) могут быть разделены между монархом и парламентом.

Определив то, в чем разница между монархией и республикой прослеживается наиболее явно, зафиксируем ключевые критерии в небольшой таблице.

Таблица

Монархия Республика
Что общего между ними?
В конституционных монархиях могут быть органы власти, представленные также в республике, - парламент, правительство
В чем разница между ними?
Глава государства - монарх, единоличный правитель, передающий свою власть по наследству или в соответствии с личными предпочтениями Глава государства - представитель исполнительной ветви власти, избираемый народом (в президентских республиках) либо назначаемый парламентом
Основные виды нормативных актов - указы, эдикты, декреты монарха, в конституционных монархиях дополняемые законами Основной вид нормативных актов - закон
Решения монарха должны беспрекословно исполняться (в конституционных монархиях - могут пересматриваться либо дополняться парламентом и иными органами) Законы проходят многоступенчатую процедуру принятия, могут быть признаны судом нелегитимными