Митрополит сергий барнаульский. В Барнаульской епархии есть свое СМИ, духовная семинария, а также благотворительные организации

Встречи с преосвященным Сергием, епископом Барнаульским и Алтайским, корреспондент «Вечёрки» дожидалась долго, со дня его назначения на должность: дел у владыки огромной епархии много.

– Ваше преосвященство, чем отличается Алтай от Каменской епархии, которой вы управляли ранее?

– В современном мире повсюду – одни и те же принципы устроения, взять Западную Европу, Россию или Китай. Их жители отличаются лишь языком и цветом кожи, мысли же и стремления – одинаковы. Но у каждого региона есть только ему присущая специфика, особенно у такого огромного, как Алтай. Бог тем и велик, что не лепит все по стандарту. Алтайский край похож и не похож одновременно на Урал и Зауралье, где я служил. Внешне здесь сразу заметна большая зажиточность сельского населения, я не видел умирающих в полном смысле слова деревень, все на плаву, да и уровень экономических показателей, хотя регион и считается дотационным, выше. Это во многом потому, что люди держатся за свое место на земле. Да, уезжают и с Алтая, но убыль населения здесь не катастрофична, как в других регионах. Это радует мою душу. Я – человек державного склада и хочу, чтобы страна наша не оскудевала главным своим богатством – людьми.

Прости и отпусти

– Сегодня вера всерьез испытывается на прочность конфликтами светских институтов с Церковью, компроматом, наводнившим Интернет. А если завтра среди прихожан храмов останутся лишь бабушки, не читающие газет, не бывающие в Сети?

– Есть определенная категория людей, которым обязательно надо видеть пятна, даже на солнце. Но я оптимист в этом смысле, церковь переживала кое-что и пострашнее в годы репрессий и гонений. Они не только не пошатнули веру в народе, но и очистили ее от людей случайных. И нынешняя накипь тоже схлынет, останется истина и истинно верующие в храмах. Молодым она не вредит, я убедился в этом, общаясь и с верующими, и с неверующими. Другой вопрос – мое личное отношение к раздуваемым скандалам. Не одобряю судилища над девчонками из панк-группы Pussy Riot. Не наказывать их надо было, а простить, отпустить и компенсировать ущерб, нанесенный за время преследования. Громкими процессами не укрепить авторитета ни Церкви, ни людей, от ее лица создавших такой прецедент. Видимо, в прецеденте-то все и дело, кому-то хотелось его создать. Воздержусь от более жестких высказываний. Если бы меня спросили, я бы не стал принимать и закон об оскорблении религиозных чувств верующих, в котором нет никакой необходимости (полное его название – ФЗ «О внесении изменений в статью 148 УК РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан». Прим. авт. ). Но раз закон принят – надо его соблюдать.

– Ваше преосвященство, модное нынче слово «модернизация» наверняка коснулось и Церкви. Последуют ли перемены вслед за вашим назначением преосвященным Барнаульским и Алтайским?

– Все, что кажется нам новым, основывается на прежних наработках и опыте поколений. И есть неизменные константы мира, к которым мы ничего не в состоянии ни убавить, ни прибавить. Церковь, богочеловеческий организм, не подлежащий временным воздействиям в угоду модным тенденциям и направлениям. Бог всегда один и тот же, вчера, сегодня и вовеки. Меняются только люди, передающие вечную истину Божью из поколения в поколение. С этой точки зрения Барнаульскую епархию ждут перемены, касающиеся увеличения числа священнослужителей и епископов в соответствии с программой и намеченными планами священноначалия – патриарха, Синода и Поместного собора РПЦ – в ближайшее время. Ради духовной наполняемости жизни народа, от которого Церковь отделить нельзя в отличие от государства.

– Барнаул – город ста наций. Многие его жители давно уже считают себя «гражданами мира». Не страдает ли, по вашему мнению, от этого аутентичность русской, титульной, нации?

– Да, увы, русские быстро, как никто другой в мире, теряют ее. Это плохо, ведь при этом рвутся связи с этносом, предками, родом, носителем которых каждый человек приходит в мир изначально. Это разделение установлено Богом со времен Вавилонского столпотворения, когда появились этносы и нации. Поэтому глобализацию в ее нынешнем виде можно назвать бунтом против Божественного предопределения. Только во Христе могут и должны теряться нации и этнические отличия. Как наставлял апостол Павел, в Нем все – братья и сестры, и «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». Люди с набором качеств, направленных на конкуренцию и противостояние, объединяются под видом полезности и нужности, итог такого «объединения» – обострение застарелых конфликтов. Ничего хорошего такая глобализация не несет, я убежден в этом.

– Но ведь сколько угодно вокруг смешанных браков, в них растут дети, усваивающие одновременно ценности культур мусульманской и православной, например.

– Это попущено Богом, вероятно, в смешении кровей больше смысла, нежели в смешении экономических интересов разных стран. Но всех вопросов не решает и семейная глобализация. Знаю много межэтнических семей, в которых изначально заложен конфликт между родными людьми, бабушкой-мусульманкой и внучкой-православной, например, в отношении к жизни, религии, понимании Бога. Но мы люди, и должны договариваться, строить отношения, предотвращать конфликты.

– Как человеку, привыкшему к оперативной и доступной информации из Интернета, читать Библию с ее притчами и иносказаниями? Он ведь не поймет и отложит… Нельзя ли создать адаптированный ее вариант?

– Что значит – «не поймет»? Нам и математика не сразу дается, и азбука, и те же символы электронного общения. В любом учении «без труда не вынешь и рыбку из пруда», тем более, когда познаешь истину Божью. Библию как общемировое культурное достояние читать нужно. Какой бы сложной она ни казалась – необходимо дать себе труд, развернуть себя к ее пониманию, а не загонять ее символы великого и возвышенного мышления в рамки электронных. Органически не приемлю намеренного упрощения высокого. «Библия для детей»? Допускаю как подготовку ребенка к ее восприятию. Важно не остаться на этом уровне в дальнейшем в своих познаниях Бога и библейской истории. Но правильней – сразу читать «взрослую». Сегодня не дошло – завтра дойдет, обязательно…

– …даже когда курс основ православной культуры в школе читает учительница математики на пенсии?

– Не важно, кто и в каком возрасте его читает. Учительница лишь инструмент передачи знаний. Если она делает свое дело добросовестно, то будет читать программный курс не хуже подготовленного верующего преподавателя.

«Война – не боевичок»

– Среди батюшек можно встретить сегодня рокеров, байкеров, поэтов, певцов. Есть ли у вас подобное увлечение?

– Священник может быть и байкером, и рокером, главное – не переборщить с экстравагантностью, не нарушить требований образа и чина, которому он должен соответствовать. Как может быть байкером водитель автобуса, скажем, но он обязан следовать заданному маршруту и одеваться по принятому дресс-коду. По чину ведет себя военный или полицейский, будь он хоть трижды байкер. Почему иным батюшкам желательно показаться иначе, не по-поповски? А у меня увлечение одно, и связано оно с Церковью. Люблю все церковное созидать, чтобы печать веры православной была на всем. Я не байкер, не писатель и не поэт, причем принципиально. И без меня так много всего написано, что уже и слово письменное обесценилось. Есть вред в таком «писательстве». По православному пониманию, желание жить напоказ – это гордыня. Гордым Бог противится, смиренным благодать дает.

– Какие фильмы вы смотрите, какие книги читаете?

Люблю правдивое кино про нашу военную историю, созданное людьми, очевидцами событий войны. Сейчас режиссеры ее искажают, снимая «войнушку» как вестерн, боевичок. Это безжалостно по отношению к нашим дедам и отцам. Михалков – и тот повелся, я его «Цитадель» смотреть не стал. Читаю же с удовольствием творения великих мыслителей, святых отцов, исторические романы – «Пётр I» Толстого, «Севастопольская страда» Мценского, «Тихий Дон» Шолохова, «Горькая линия» Шухова, «Тарас Бульба» Гоголя, Лескова, хорошо передающего переживания людей, ищущих Бога и Церковь.

– Что пожелаете барнаульцам в канун Дня города?

– Чтобы каждый понял и осуществил свое высокое достоинство и предназначение. Мы сотворены по образу и подобию Божию, Господь заповедовал: «Обратитесь в детей, их Царствие Божие». Ставьте себя на детское место, растите в себе восприимчивость к добру, спешите творить добрые дела в короткий отпущенный нам земной срок, заглушайте в себе низменные страсти, злобу и недоверие друг к другу. Как священник Божий, я хотел бы, чтобы люди не искали себе кумиров на земле, а доверили себя единому истинному Богу.

СПРАВКА «ВБ»

Епископ Барнаульский и Алтайский Сергий (Иванников) родился 29 августа 1957 г. в с. Троицком Орловской области. Кандидат богословия по кафедре гомилетики Московской духовной семинарии. 5 января 2004 г. митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриархом Московским и всея Руси) пострижен в монашество. Служил в РПЦ в Эстонии, в отделе внешних церковных связей Московского патриархата, в Русской духовной миссии в Иерусалиме, настоятелем храма в Праге, епископом Каменским и Алапаевским. Почетный гражданин г. Нарвы.

Информагентству «Банкфакс», рассказав о своём отношении к людям, которые оскорбляют творчеством церковь, и признав божественную природу любой власти. «Барнаул.фм» публикует самые интересные высказывания священнослужителя.

Митрополит Сергий :

— Каждый священнослужитель и архиерей, в том числе, является послушником Бога и начальников, от него поставленных, поэтому несет своё служение там, где ему бывает определено. Взаимоотношения Церкви с органами власти определяются богоустановленным принципом: нет власти не от Бога. Именно поэтому Церковь стремится поддерживать те начинания государства, которые направлены на благо общества и служат высоким нравственным идеалам.

О взаимоотношениях Церкви с органами власти в Алтайском крае в первую очередь свидетельствуют примеры активного соработничества в таких сферах, как оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий, реализация совместных проектов в области образования и работы с молодежью. При активной поддержке со стороны краевой и городской администраций осуществляется возвращение исторически принадлежавших Церкви зданий: Барнаульского духовного училища, Крестовоздвиженского храма и т. д.

Церковь никак не влияет на политику, поскольку у неё совершенно иная природа и, соответственно, иные задачи. Однако, Церковь не может не реагировать на те вызовы современности, которые противоречат заповедям Божиим, являющимся основой христианской нравственности.

Как бы нам этого хотелось или не хотелось, душа человека по природе своей христианка, и она чает Бога. Церковь и общество тесно взаимосвязаны, поскольку верующие люди составляют более или менее значительную его часть. Тем не менее Церковь, свидетельствуя миру об Истине, никого не принуждает в вопросах веры и нравственности. Не надо бояться, что вера нас закабалит, она только дает свободу духа, увещевает, напоминая поглощенному житейской суетой человеку о вечной жизни и ценностях христианства.

Как и вся Русская православная церковь, Алтайская митрополия негативно воспринимает все попытки некоторых граждан под видом свободы творчества откровенно издеваться над священными для христиан символами.

По этому поводу уже неоднократно высказывалось церковное Священноначалие. Главной мыслью является тезис о том, что врагом Церкви является диавол, который сеет вражду между людьми, настраивая их друг против друга. Не будем давать радости этому человекоубийце.

Процесс возвращения к своим духовным корням после десятилетий воинствующего богоборчества не может быть столь быстрым. Существенному изменению ситуации в положительную сторону способствует активизация духовно-просветительской и миссионерской деятельности на уровне приходов и епархий.

Фото — Барнаул.фм

Дата рождения: 29 августа 1957 г. Страна: Россия Биография:

Родился 29 августа 1957 г. в с. Троицкое Ливенского р-на Орловской обл., крещен во младенчестве.

Обучался в средней школе с. Троицкое и в школе № 2 г. Ливны. В 1975-1977 гг. служил в рядах Вооруженных сил. В 1978 г. работал шофером на автопредприятии, затем трудился в Сергиевском храме г. Ливны.

В 1979-1982 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1982-1986 гг. — в . Кандидат богословия по кафедре гомилетики.

21 ноября 1985 г. в Покровском храме МДА ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым) рукоположен во диакона, а 23 февраля 1986 г. — во иерея.

В 1986 г. после окончания академии летом Русской Православной Церкви направлен на служение в Эстонскую епархию. С 1 февраля 1987 г. по май 1992 г. служил в .

15 апреля 1992 г. согласно резолюции назначен настоятелем Воскресенского собора в г. Нарва. В 1998-2001 гг. руководил строительством нового храма в г. Нарва в честь иконы Божией Матери «Нарвская».

1 июня 2000 г. митрополитом Таллинским Корнилием назначен настоятелем Александро-Невского собора в г. Таллин.

24 мая 2015 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейшим Патриархом Кириллом в сан митрополита.

На Алтае епископ Барнаульский и Алтайский Сергий служит с 6 июня 2013 года. Владыка принципиально не даёт интервью СМИ. Но для портала сайт сделал редкое исключение, так как до назначения в Сибирь, он много лет служил в Прибалтике, в Эстонии.

- Владыка, можно ли научить молиться? По-настоящему, искренне, а не просто выучить слова из молитвослова?

Научить человека молиться? Прежде всего надо научить его думать. Нужно с самого раннего возраста в ребенке воспитывать ответственность за себя,за свою жизнь и жизнь окружающих людей, задумываться над происходящими событиями. Если с детства наши сыновья и дочери научатся понимать, где добро, а где зло, они непременно получат дар Божий, коим является вера. Тогда молитва станет для человека естественным состоянием, состоянием открытой Богу души.

Ваше преосвященство, каждый христианский проповедник несёт в мир свет евангельских заветов. Дело это очень нелёгкое, порой неблагодарное. Истины Священного Писания доходят не до каждого и не каждый с ними согласен. Как Вы относитесь к непониманию?

Стремлюсь к тому, чтобы этого не происходило.

Нынче многие люди, рассказывая о своей жизни, говорят, что они переживают «трудные времена» Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?

Самые трудное для меня время -это время, когда я нахожусь в разладе с самим собой

- И что Вы тогда делаете?

Как и любой человек - мучаюсь.(Смеётся.) Любая неудача - своего рода испытание, которое Господь посылает нам для нашего же вразумления. И это испытание, поняв его смысл, надо преодолеть. Если не бороться с упадком душевных сил, то можно легко впасть в уныние, а оно считается одним из наиболее тяжких грехов. Избежать его можно помощью молитвы, поста, а также чтения Библии, Евангелия и произведений отцов церкви.

-Вам это помогает?

Всегда. Нужно не жалеть самого себя, как зачастую с нами бывает, а, с Божьей помощью, исправлять и лечить свою душу.

— Ваше преосвященство, важнейшим шагом в приобщение людей к православию должно стать более тесное взаимодействие Церкви со СМИ. Каким Вам видится такое сотрудничество?

— Церковь высоко оценивает роль СМИ в формировании религиозного сознания. И Святейший Патриарх Кирилл не раз подчеркивал, что «перед Церковью стоит важная миссионерская задача — научиться вести проповедь с широким использованием тех возможностей, которые сегодня предоставляют средства массовой информации».Современные масс-медиа сформировались вне Церкви. И сама Церковь относительно недавно стала на равных правах с другими общественными институтами взаимодействовать со СМИ. Приобретённый опыт показывает, что средства массовой информации дают широкие возможности для православной проповеди, которая во все времена имела неизменную и единственную цель — спасение человеческой души, сохранению и утверждению в нашей повседневности высоких морально-нравственных принципов, данных нам в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Церковь всегда обращала пристальное внимание на то, как и в каких формах следует обращаться к сердцу человека в ту или иную эпоху. В наши дни это предполагает активное присутствие Церкви в информационном пространстве, в чем, я думаю, заинтересовано как государство, так и всё общество в целом. Следует заметить, что здесь многое зависит от настроений самого журналистского сообщества. И тут всё далеко не так благополучно, как хотелось бы. Так что изменение морально-нравственного климата в СМИ, это очень сложная, комплексная задача, но ее общими усилиями она вполне решаема.

— Владыка, в некоторых светских СМИ образ Церкви бывает довольно искажён. Это проявляется в отборе и подаче новостей, так или иначе связанных с жизнью Церкви. На Ваш взгляд, на что следует обращать особое внимание в публикациях, связанных с православной тематикой?

— Конечно, на этические и духовно-нравственные проблемы. С христианской точки зрения, СМИ могут и должны, во-первых, говорить людям о том, что доброта в межличностных отношениях существует, что она и есть подлинная красота, несущая в себе мир и радость, а люди, согласно Евангелию, призваны быть её носителями. Во-вторых, они должны обличать пороки во всех их проявлениях и показывать всю их пагубность. Надо убеждать зрителей, читателей и слушателей в том, что без упорной работы над собой, борьбы со своими страстями, без поста и молитвы, без организации собственной личной и общественной жизни на основе евангельских заветов человек обречён на душевные, а нередко и на физические страдания
Считаю, что разгул безнравственности в светских СМИ не так уж трудно предотвратить. Надо лишь ввести в содержание лицензии пункт об обязательном соблюдении элементарных норм нравственности и художественного вкуса. Речь здесь идёт не о цензуре, а о нетерпимости к морально-нравственной глухоте — единственной нетерпимости, которая должна существовать в информационной среде нашей страны.

Владыка, Вы учёный-богослов,специалист по гомилетике, дисциплины, преподаваемой в духовных учебных заведениях и предназначенной для подготовки священников к проповеднической деятельности. Что Вы можете сказать о нормах современного русского языка. Не кажется ли Вам, что наши современники стали менее культурными и говорят на языке, все более отдаляющимся от того, на котором писали Пушкин и Гоголь?

Здесь очень трудно дать какую-либо оценку, потому что мы часто обвиняем нынешнюю молодёжь в бескультурье просто потому, что их поведение не соответствует нашим представлениям и стандартам, сформированном несколько десятилетий назад. Но если молодые люди не всегда в ладу с лексикой и стилистикой языка нашей молодости, это совсем не доказывает того, что они стали менее культурны или образованны.

Общество меняется, меняется язык и сами определения, которые мы вкладываем в понятие «культура».Скажем, культура дореволюционной России, советская культура и российская культура наших дней явления далеко не равнозначные.

Нынешний русский язык не только значительно отличается от языка Пушкина, и Карамзина, от которых нас отделяют два столетия. Он заметно отличается от языка недавно ушедших Вознесенского и Ахмадулиной. Сегодня юноши и девушки проводят значительную часть своего времени в виртуальном мире компьютеров, где нормой считается короткие фразы электронных сообщений. Прекрасен был язык писателей XIX века. Но вряд он сегодня может подойти для современных информационных коммуникаций.

Сегодня молодежь оказывается самой беззащитной перед мощным натиском пропаганды греха и вседозволенности. Она в буквальном смысле слова дезориентирована и не знает, кому и во что верить.Что может здесь сделать церковь?

Вы правы. Молодые люди ориентированы на сугубо мирские интересы, к которым их, помимо всего прочего, подталкивают возраст и окружающая действительность,

Им трудно понять слова апостола Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире, потому что все в мире — похоть очей, похоть плоти и гордость житейская» (1 Ин. 2, 15-16). Поэтому убедить их в правоте апостольских слов и поразмышлять над ними -дело очень непростое.

Но как бы сложна и трудоемка ни была эта работа, делать ее необходимо, потому что молодежь — будущее нашей страны и нашей православной Церкви.
К сожалению, СМИ до предела снижают роль религиозного морально-нравственного влияния на личные и социальные поступки человека и зачастую сводят их мотивацию лишь к простым соображениям материальной выгод, старась в качестве примера для подражания навязать обществу идеи бездумного потребительства.

Христианство предлагает молодым людям формировать свой духовный мир на примерах православной духовности и стать творцами и мыслителями, достойными сынами своего великого Отечества.

Беседовал Михаил Попенко


Справка.

Согласно решению Священного Синода Преосвященным Барнаульским и Алтайским епископом и ректором Барнаульской духовной семинарии назначен владыка Сергий.

Правящий архиерей родился 29 августа 1957 г. в с. Троицкое Ливенского р-на Орловской обл. Там же закончил среднюю школу, служил в рядах Вооруженнывх Сил, трудился водителем на авто предприятии. Закончил семинарию и Духовную академию в г. Москве. Кандидат богословия по кафедре гомилетики.После окончания академии служил в Пюхтицком монастыре Эстонской епархии. В разное время был настоятелем Воскресенского собора в г. Нарва, Александро-Невского собора и Храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Таллин. За многогранную плодотворную деятельность владыке Сергию присвоено звание «Почетный гражданин г. Нарва».

В 2003 г. переведен в Москву сотрудником Отдела внешних связей Московского Патриархата и назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Служил настоятелем храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Посольстве Российской Федерации в Праге и других православных храмах Чехии.

16 марта 2012 г. избран епископом Каменским и Алапаевским,а в конце мая текущего года решением Священного Синода назначен Преосвященным епископом Барнаульским и Алтайским.

Награждён орденами преподобного Сергия Радонежского, золотым крестом святых Кирилла и Мефодия, медалями и другими знаками церковного отличия.