Схиигумения Елисавета (Орлова): Искали Бога – нашли старцев. Московская сретенская духовная семинария

Более 30 имен местночтимых украинских святых включено в месяцеслов Русской православной церкви, то есть теперь они прославлены общецерковно. Такое решение принял Архиерейский собор Русской православной церкви, сообщает Патриархия.ru.

«Благословить общецерковное почитание следующих местночтимых святых, включив их имена в месяцеслов Русской Православной Церкви», ― приводит Патриархия.ru текст документа Собора.

В решении упоминается 31 имя.

Комиссия по составлению месяцеслова Русской церкви, учрежденная в 2014 году, установила, что ряд подвижников благочестия, ранее причисленных к лику святых Синодом Украинской православной церкви, широко почитается за пределами Украины во многих епархиях Русской церкви.

В их числе - мученик Даниил Черкасский (Кушнир); святитель Игнатий Мариупольский, митрополит Готский и Кафский; святитель Афанасий Полтавский (Вольховский); преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев); святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский; святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский; преподобный Иоанн Святогорский (Крюков); преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский; преподобный Паисий Киевский (Яроцкий); преподобный Гавриил Афонский; преподобный Иона Киевский (Мирошниченко); преподобный Алексий Голосеевский, Киевский (Шепелев); а также подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых: преподобный Василий (Кишкин); преподобный Филарет (Данилевский); преподобный Феодот (Левченко); преподобный Макарий (Шаров); преподобный Мартирий (Кириченко); преподобный Евфимий (Любимченко); преподобный Досифей (Колченков); преподобный Илиодор (Голованицкий); преподобный Иннокентий (Степанов); преподобный Лука (Швец); преподобный Архипп (Шестаков); преподобный Иоанникий (Гомолко); преподобный Серафим (Амелин); преподобный Андроник (Лукаш); преподобный Серафим (Романцов); преподобный Зиновий (Мажуга).

При этом Грузинская Православная Церковь, в канонической юрисдикции которой закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), также почитает их как подвижников и поддерживает прославление их в соборе Глинских святых.

Святые старцы Глинской пустыни

Рождества Богородицы Глинская пустынь расположена в Сумской области в нескольких километрах от российско-украинской границы.

Захария Мажуга, ставший спустя многие годы митрополитом Зиновием и за два года до смерти принявший схиму под именем Серафим, после смерти родителей жил в семье своей двоюродной сестры Параскевы. В это время он часто тайно бегал в монастырь и был уже знаком с некоторыми насельниками. Поскольку семья, в которой он жил, была бедной, вскоре его отдали обучаться в пошивочную мастерскую при Глинской пустыни. А в 1912 году 16-летним юношей он был зачислен в Глинскую пустынь послушником.

Алексей Лукаш, впоследствии старец Андроник, впервые переступил порог Глинской обители в 1906 году.

Об отце Серафиме (Романцове) известно немного: в святом крещении он получил имя Иоанн, а по окончании церковноприходской школы и смерти родителей в 1910 году тоже поселился в Глинской пустыни.

Отец Серафим (в миру Симеон Амелин), ставший в 1943 году настоятелем пустыни, родом из простых курских крестьян. После смерти матери отец Симеона стал настаивать, чтобы тот женился, но юноша стремился к духовному подвигу. В 1893 году, в возрасте 19 лет, он ушел из дома и поступил в Глинскую пустынь.

В монастыре жили по Афонскому уставу и каждого новоначального вручали богомудрым старцам, которые должны были научить недавно пришедших духовной жизни. Послушники, в свою очередь, обязаны были руководствоваться наставлениями старца.

Преподобный Филарет (Данилевский) (настоятель Глинской пустыни с 1817 по 1841 гг.), написавший устав пустыни и заложивший основы ее монашеской жизни, считал, что духовное возрождение обители возможно только при полном доверии к нему как к пастырю, который все свои наставления и советы основывал на евангельских заповедях и святоотеческом опыте. Он ввел строгие иноческие порядки: удалил из обители женщин, которые до этого присматривали за скотом, строго следил за тем, чтобы иноки не ходили в гости, не пустословили, не теряли времени даром, не приобретали лишнего, не увлекались предметами роскоши, иногда попадавшими в их обиход от знакомых или родных.

В трудные годы разрухи, когда страна переживала страшные гонения на веру и Церковь, традиции и школа старчества Глинской пустыни не прерывались. С самого начала Первой мировой войны Глинская пустынь старалась деятельно помогать всем пострадавшим. Монастырь отсылал в Красный Крест денежные и материальные пожертвования, а также книги о святых подвижниках, укреплял боевой дух воинов.

Все трое будущих старцев, кроме Серафима (Амелина), вместе с другими послушниками Глинской пустыни были мобилизованы и воевали. Во время войны отец Андроник попал в плен и был отправлен в лагерь в Австрию. Вернулся в родную обитель он только через три с половиной года после освобождения.

Все старцы не только примерно в одно время поступили в Глинскую пустынь, но и несли вместе послушания. Кроме того, все они приняли монашеский постриг в Глинской пустыни уже после революции, но до ее закрытия в 1922 году.

После закрытия Глинской пустыни в 1922 году отец Зиновий (Мажуга) и отец Серафим (Романцов) перебрались в Иверию. Их приняли в Драндовский Успенский монастырь близ Сухуми.

Кавказские горы издавна служили местом аскетических подвигов христиан, посвятивших себя Богу. Этот край был освящен апостольской проповедью и мученической кончиной ученика Христа святого апостола Симона Кананита, святителя Иоанна Златоуста и мученика Василиска.

Но в то тяжелое время монахам не давали покоя даже в горах. На них постоянно устраивали облавы, поэтому священнослужители были вынуждены оставить свои кельи. В 1928 году был закрыт Драндовский монастырь. Вскоре многие из монахов были арестованы, в их числе были и глинские старцы.

Пути глинских подвижников постоянно пересекались в разных уголках страны. Отца Зиновия арестовали в 1930 году и семь месяцев продержали в ростовском распределителе, где он встретился с отцом Серафимом (Романцовым) и другими отцами Глинской пустыни. Отца Серафима отправили в Ташкент, туда же хотели отправить и отца Зиновия. Находясь в изоляторе, иеромонах Зиновий заболел малярией. Его положили в лазарет. Один молодой доктор дважды созывал консилиум врачей и доказывал им, что отца Зиновия из-за болезни нельзя отправлять в Среднюю Азию. Отца Зиновия отправили на Урал.

Отец Андроник отбывал заключение c 1923 года сначала в сибирском Мариинске, а затем на Урале.

В лагере у отца Зиновия здоровье сильно пошатнулось, и после освобождения в 1942 году он отправился на лечение в Грузию, где у него украли документы. Там он познакомился с Католикосом-Патриархом всея Грузии Каллистратом, который разрешил ему служить сверхштатным священником при Сионском соборе Тбилиси с 1942-го по 1944 год. Все дальнейшее служение иеромонаха Зиновия проходило на территории Грузии.

Когда в 1942 году Глинская пустынь вновь распахнула свои двери, оставшиеся в живых старцы возвратились в свой родной монастырь. В их числе были отец Серафим (Амелин), который после закрытия Глинской пустыни жил в селе Ковенки Курской (а после 1938 года - Сумской) области и занимался столярно-слесарными работами. В 1943 году иеросхимонаха Серафима утвердили в должности настоятеля Глинской пустыни и возвели в сан игумена.

После войны - в 1947 и в 1948 гг. - в пустынь вернулись отец Андроник с Колымы и отец Серафим (Романцов) из Ташкента. Иеромонаху Зиновию не суждено было вернуться в Глинскую пустынь. Но впоследствии получилось так, что после вторичного закрытия обители в 1961 году глинские подвижники нашли приют у отца Зиновия, ставшего на тот момент архиереем в Грузии. В Тбилиси не приехал только отец Серафим (Амелин), который скончался за три года до этого.

Преподобные отцы глинские были удостоены от Бога даров чудотворения и прозрения будущих событий. Они многое предвидели в судьбах своих духовных чад, предостерегали их от возможных неприятностей.

Мощи преподобных Андроника (Лукаша) и Серафима (Романцова) перенесены в Глинскую пустынь, а мощи преподобного схимитрополита Серафима (Зиновия Мажуги) покоятся в Александро-Невском храме города Тбилиси.

«Сколько ни пиши о старцах, сколько книг ни издавай, тайна останется тайной», - говорят опытные люди. Правда, одному из авторов новинки книжной серии «Подвижники благочестия ХХ века» посчастливилось много лет провести в самой непосредственной близости к ныне прославленному старцу Глинской пустыни , в схиме Серафиму, - сначала в качестве иподиакона, а затем келейника. О своем общении с будущим святым и о старцах вообще размышляет протоиерей Александр Чесноков, который в соавторстве с сыном Зиновием, названным в память прославленного митрополита, написал книгу .

Отец Александр, вы лично были знакомы с тремя ныне прославленными Глинскими старцами: митрополитом Зиновием (Мажугой), в схиме Серафимом, схиархимандритом Андроником (Лукашем), схиархимандритом Серафимом (Романцовым). Какие у них были общие качества?

Все молитвенники, делатели непрестанной Иисусовой молитвы. Беседуют с вами и перебирают четочки: умная молитва идет постоянно. До этого дойти надо! Не каждый доходит, чтобы одновременно беседовать и продолжать молитву в сердце через ум.

Что еще общего? Доброта. Всегда старались помочь сами, не дожидаясь просьб. Любвеобильные. И что замечалось: прошли большую, очень трудную жизнь, через ссылки, гонения, разного рода оскорбления. Но никогда об этом не говорили, только иногда рассказывали, больше для назидания, о случаях из жизни в ссылке. Всегда в проявлении любви, и больше рассказывали о хороших случаях.

Вот что интересно: пройдя ссылки, они сохранили любовь к Богу, любовь к ближнему. Никакой озлобленности, никакой жестокости. Старались вспоминать только хорошее и о жизни в заключении, и о повседневной жизни, то, как Господь их вел.

Еще честность. Честность к Богу, честность к службе - тоже характерная черта. Даже вдали от обители служили по монастырскому чину, что никого не тяготило, потому что благодатность молитвы, которую они несли, передавалась окружающим. Люди старались как можно больше бывать у старцев и на богослужении, и просто приходя к ним. Получали дары, становились какими-то облагодатствованными, как говорил , постриженик митрополита Зиновия. Он вспоминал, что, даже коротко пообщавшись со старцами, люди уже получали благодатные дары, которые давали им силы на дальнейшую жизнь, на дальнейшее преодоление препятствий и надолго оставались в памяти. Так происходило потому, что за того, с кем соприкасались, старцы потом и молились.

- Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II - постриженик митрополита Зиновия?

При постриге будущего патриарха владыка Зиновий сказал в приветственном слове: «Я постриг будущего патриарха», - хотя Блаженнейший Илия был тогда еще семинаристом. Католикос-Патриарх сам вспоминал об этом в нашей беседе при встрече и говорил, что до сих пор ощущает небесную помощь владыки.

- Блаженнейший Илия также утверждал, что митрополит Зиновий устроил в Тбилиси «филиал» Глинской пустыни…

В 1961 году Глинская пустынь была окончательно закрыта, и старцы объединились вокруг владыки Зиновия. Трое из них: сам митрополит Зиновий, в схиме Серафим, схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов) - в будущем пошли к Богу общим прославлением и вместе были причислены к лику святых в 2009 году.

Владыка Зиновий многим помогал. Мог, выйдя в храме и увидев стоящего монаха, подойти к нему с благословением и тихонечко оставить деньги на дальнейшее проживание. И кругом знали, что он всех поддерживает. Время было очень тяжелое, можно сказать - богоборческое, но у него каждый мог найти приют. И впоследствии, уже епископом, правящим архиереем, он много о чем мог попросить Грузинского патриарха: многих назначали на приходы, и они служили в Грузинской Церкви. А там были послабления по сравнению с Русской Церковью, хотя тоже и уполномоченные и прочее.

- Вы ведь с детства знали владыку Зиновия?

Мы приходили с мамой в храм, где служил митрополит Зиновий. Он всех замечал, всех одарял. У него в кармане всегда находилась или конфетка, или «рублик» - монетка в 50 копеек, которые он откладывал и потом раздавал (тогда эта денежка имела цену). Естественно, дети, когда его видели, бежали, чтобы получить подарок. Но не было никакой ревности, потому что он одарял всех одинаково.

На богослужении мы становились поближе во время чтения Евангелия, когда он снимал митру и давал кому-то из детей подержать. Вот тут среди нас даже немножко была борьба, потому что каждый этого хотел. Однако он сам указывал, кому держать.

Его келья находилась возле храма; на окошке сеточка, в ней прорезано небольшое отверстие, и всегда от владыки было утешение, подарочек: соседи ли подходили или детишки подбегали. Когда его не было дома - целовали даже створки оконца, получая такое благословение от самого старца. По его молитвам совершалось много чудесного.

- Почему владыка так щедро стремился поддержать всех?

Это тоже общая тенденция всех Глинских старцев: они очень щедрые. Старались всем по необходимости раздавать сообразно с нуждами каждого. Владыка всегда говорил, даже мне: «Будьте щедрыми, не будьте жадными, и всегда Господь пошлет. Чем больше отдаешь, тем больше Господь посылает». Рассказывал, как, например, утром отдал материальные ценности, и к вечеру принесли в четыре раза больше: «Вот, вам на нужды, сами распределите».

Я своими глазами видел, как владыка помогал всем людям, которые обращались с просьбами, а некоторые даже и не обращались, а он сам провидел их нужды.

- Откуда же старцы черпали духовные силы?

Получали при рукоположении. В таинстве священства Господь дает такие благодатные дары, что, если человек правильно молится, правильно совершает богослужение, правильно совершает таинство Евхаристии, - тогда Господь, оскудевающее Восполняющий, пополняет те дары.

Отцы, возле которых мы тогда окормлялись, сейчас причислены к лику святых: Господь их забрал в райские обители. Они прошли через трудный период гонений, испытаний и много чего претерпели в жизни, а «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10: 22). Так произошло и с этими старцами, которые никогда никого не ругали, ни своих гонителей, ни своих обидчиков, но во всем полагались на волю Божию. Раз так происходит, значит это - Промысл Божий. С таким настроением, с таким воодушевлением, конечно, легче жить, легче пронести свой крест, несмотря на трудности, которые встречаются на жизненном пути.

- Сейчас старцы есть?

И сейчас старцы есть. И сейчас к ним очереди, не приступишься. Люди нуждаются в окормлении. Хотя иногда, может, и старца не надо? Просто обратись к священнику, у которого исповедуешься, или помолись хорошо, обратись к первому встречному и получишь ответ на свой вопрос. Надо, чтобы ты сам потрудился, сам помолился, и уже по твоему внутреннему сердечному состоянию Господь даст и ответ. Точно так же и здесь. Узнаешь ты старца, не узнаешь - это какое будет твое внутреннее состояние и желание.

Даже в период гонений, когда церкви рушились, закрывались, многие были в изгнании, даже тогда души, стремящиеся к Богу, кто хотел и искал старцев, находили, приезжали со всего мира, несмотря на закрытые границы, когда не впускали и не выпускали. О Союзе я просто не говорю: со всех концов и приезжали, и окормлялись, и не было такого, чтобы владыка Зиновий кого-то не принял. Кого-то с рассуждением, кого-то с объяснением, всех встречали, и говорили, и старались накормить, чтобы они уезжали утешенными. А другие спрашивали: «Куда? Где старцы? Какие сейчас старцы?!»

Когда закрытая в 1922 году Глинская пустынь была ненадолго открыта в 1942 году, многие приезжали, в том числе одна женщина, которая оставила потом свои воспоминания. А старцам, кроме того что они занимались духовным окормлением, нужно было чисто по-человечески возрождать пустынь, нужно было заниматься хозяйственными делами, нужно было кормить и себя, и многочисленных паломников. И вот эта женщина остановилась посреди двора и внутренне вопрошает - родился такой мысленный вопрос: «Где же найти этих старцев?!» Тут мимо пробегает будущий схиархимандрит Андроник (Лукаш) и вдруг говорит ей: «Книги надо читать». Вот так. Ответ на ее вопрос уже получен. Она даже не успела спросить, а он уже отвечает.

Сейчас издается много литературы. И в нашей книге «Подвиг святой жизни. Святые старцы Глинской пустыни. ХХ век» собран очень богатый духовный материал, потому что это воспоминания не одного человека, а сборник. Конечно, это капля в море тех, кто приходил, приезжал, окормлялся, находил духовную поддержку. Но эта капелька тоже может стать великим утешением.

Служение


Должность=послушник
ГодНачалаСлужения=1910
ГодОкончанияСлужения=1914
В 1914г. он был взят в армию и участвовал в первой мировой войне, в 1916г. был
ранен и после выздоровления возвратился в обитель
Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородичная пустынь
Должность=послушник
ГодНачалаСлужения=1916
ГодОкончанияСлужения=1919

Рукоположение

монах
Ювеналий
1919

КтоРукоположил=настоятель Глинской пустыни архимандрит Нектарий
Его старцем стал иеромонах Аристоклий (Ветер), научивший его чистосердечному
ежедневному исповеданию. Благодать Божия дала ему вкусить сладость духовной жизни
и тем пресекла вкус ко всему земному. Под руководством Глинских старцев он терпеливо
переносил искушения, приобретал навык полного послушания и смирения. "Горячая
молитва,- говорил он,- ограждала меня во всех трудных обстоятельствах моей жизни"
иеродиакон
1920
МестоРукоположения=Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородичная пустынь
КтоРукоположил=епископ Рыльский Павлин

Служение

Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородичная пустынь
монах, иеродиакон
ГодНачалаСлужения=1919
ГодОкончанияСлужения=1922
После закрытия Глинской пустыни о.Ювеналий поселился в Драндском Успенском монастыре
(Сухумская епархия)

монах
ГодНачалаСлужения=1922
ГодОкончанияСлужения=1926

Рукоположение

иеромонах
1926
МестоРукоположения=Абхазия, Сухумский округ, Драндский монастырь Успения Божией Матери
КтоРукоположил=епископ Никон
схима
Серафим

Служение

Абхазия, Сухумский округ, Драндский монастырь Успения Божией Матери
иеромонах, иеросхимонах
ГодНачалаСлужения=1926
ГодОкончанияСлужения=1928

МестаПроживания

Абхазия, г.Сухуми
ГодНачалаПроживания=1928
В 1928г. был закрыт и Драндский монастырь. По воспоминаниям духовных чад старец Серафим некоторое время жил в пустыне на Сухой речке, недалеко от Сухуми,
под руководством иеромонаха Савватия
Казахстан, г.Алма-Ата
ГодОкончанияПроживания=1930
До 1930г. жил в окрестностях Алма-Аты и работал сторожем на пасеке

Аресты

Казахстан, г.Алма-Ата
ГодАреста=1930

Осуждения

ГодОсуждения=1930
Приговор=заключение в концлагерь

МестаЗаключения

Белбалтлаг (строительство Беломоро-Балтийского канала)
ГодНачалаЗаключения=1930
Был освобожден в 1934г.

МестаПроживания

Узбекская ССР, г.Ташкент
ГодНачалаПроживания=1934
Киргизская ССР, Ошская о., пос.Токтогул
ГодНачалаПроживания=1934
Киргизская ССР, Ошская о., г.Таш-Кумыр
ГодОкончанияПроживания=1946
С 1934 по 1946г. о.Серафим жил в Ташкенте и в Киргизии - сначала в Токтогуле,
затем в Таш-Кумыре.
Жизнь о.Серафима была поистине аскетической, отшельнической. Он весь предался молитве, богомыслию. Зимой он жил в благочестивой семье Казулиных, много ему помогавшей.
Возрастая духовно, о.Серафим не оставлял и других без духовного окормления. По ночам совершал он богослужения, исповедовал и причащал, проповедовал, давал душеспасительные наставления и всех приходивших к нему обращал на путь спасения.
Из воспоминаний Надежды Григорьевны Казулиной :
"...Папа перевез нашу семью к своему брату в Токтогульские горы, а меня отдали в Ташкент учиться. В Ташкенте я жила под руководством старца Глинской пустыни отца Серафима (Романцова). Он в 1934г. вышел из лагеря очень истощенным, без паспорта, и наша семья 12 лет его прятала.
Он то поживет у нас в Ташкенте, то отвезем его к брату отца в Киргизию, в Токтогульские горы, потом - к другому брату в Таш-Кумыр... "

Служение

Узбекистан, г.Ташкент, кафедральный собор
иеросхимонах
Должность=духовник
ГодНачалаСлужения=1946
ГодОкончанияСлужения=1947
Курская о., Путивльский р., Глинская Рождество-Богородичная пустынь
иеросхимонах
Должность=духовник, игумен
ГодНачалаСлужения=1947
ДеньНачалаСлужения=30
МесяцНачалаСлужения=12
ГодОкончанияСлужения=1961
В 1947г. о.Серафим вернулся в Глинскую пустынь.
Жил на втором этаже двухэтажной башни, за что его называли "столпником".
В 1960г. назначен игуменом. Находился в монастыре до его вторичного закрытия.
О.Серафим был духовником опытнейшим, знаток всех сокровенных движений человеческого сердца, обладатель духовных сокровищ, которые он приобрел долгим многотрудным подвигом. Особым духовным даром старца было умение принимать исповедь, вызывать людей на откровенность. О.Серафим умел дать почувствовать, что земная жизнь - это лишь подвиг временного странствования на пути к вечной жизни, он призывал людей к жизни христианской, совершенной, возвышенной. Все его наставления имели своей целью святость в смысле отрешенности от всего мирского. Пастырство о.Серафима было многогранно. Более всего стремился он привести своих духовных чад ко смирению, о котором писал: "...Всего необходимее для спасения смирение истинное, внутреннее убеждение, что вы хуже и грешнее всех и всего, но это величайший дар Божий, и приобретается он многими трудами. Тогда человек в душе своей ощущает такое спокойствие, которое никакими человеческими словами не изъяснимо.
Истинно смиренный, если имеет какие от Бога дарования - молитву, или слезы, пост, то все оное тщательно скрывается, ибо похвала людская, как моль, все изъедает".
В своих письмах и наставления о.Серафим постоянно предостерегал от осуждения
ближних.
День старца начинался с 2-х часов ночи, когда он исполнял свое келейное правило, затем неопустительно бывал на богослужении, после которого всего себя отдавал на служение ближним: принимал богомольцев, распределял их на жительство в пустыни, исповедовал, решал все возникающие вопросы, и так до позднего вечера. Ночью отвечал на письма. Переписывал сам и духовных детей благословлял переписывать отрывки из творений святых отцов, которые потом рассылал. Времени на отдых у о.Серафима оставалось совсем мало, но даже и это время он использовал для молитвы о своих пасомых

Награды

наперсный крест
ГодНаграждения=1954
КемНагражден=Патриарх Алексий
О.Серафима наградили за усердие и примерные труды на пользу Церкви Божей
неперсный крест
ГодНаграждения=1957
КемНагражден=Патриарх Алексий

Служение


схиигумен
Должность=духовник
ГодНачалаСлужения=1961
ГодОкончанияСлужения=1975
После закрытия Глинской пустыни схиигумен Серафим переехал в Сухуми.
Никогда до этого Сухумский храм не был переполнен так, как при о.Серафиме. Он не только принимал людей, но и рассылал множество писем, отвечая на вопросы своих духовных детей. Как пастырь он жил во Христе, утвердился в истиной святости, был истинным мучеником, был достойным носителем благодати Христовой

Рукоположение

схиархимандрит
1975
МестоРукоположения=Абхазия, г.Сухуми
КтоРукоположил=митрополит Сухумский и Абхазский Илия

Служение

Абхазия, г.Сухуми, кафедральный собор
схиархимандрит
ГодНачалаСлужения=1975
ГодОкончанияСлужения=1976
ДеньОкончанияСлужения=1
МесяцОкончанияСлужения=1
18 декабря 1975г., во время всенощного бдения, о.Серафим почувствовал себя плохо.
Он слег в постель. Все время старец читал вслух молитву Иисусову, а когда уставал, то просил других продолжать ее чтение. В течении двух недель он ежедневно причащался Святых Христовых Таин. 31 декабря старец закрыл глаза и уже ни с кем не говорил

Кончина

1976
ДеньСмерти=1
МесяцСмерти=1
МестоСмерти=Абхазия, г.Сухуми
МестоЗахоронения=Абхазия, г.Сухуми, Михайловское кладбище
2 января гроб с телом схиархимандрита Серафима был поставлен в кафедральном соборе г.Сухуми. Три дня не прекращались чтения Евангелия и служение панихид

Публикации

1. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь. Москва. 1992. С.97.
2.
"Женская Оптина". Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря.
М.: Паломник, 1997. С.392,719.

3.
Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. С.160.


http://www.glinskie.ru /common/mpublic.php?num=518

Схиархимандрит Серафим (Романцов)


«ЖИЗНЬ ПО ЗАКОНУ ДУХОВНОМУ»

Из эипистолярного наследия

Схиархимандрит Серафим (Романцов) (1885-1976) был духовником Глинской пустыни. На должность духовника его назначил в 1948 году настоятель обители схиархимандрит Серафим (Амелин), когда после ссылки схиархимандрит Серафим (Романцов) вернулся в открытую в военное время Глинскую пустынь. Умение принимать исповедь, вызывать людей на полную откровенность — особый духовный дар старца. После вторичного закрытия Глинской пустыни схиархимандрит Серафим переехал в Сухуми, где продолжал свои старческие труды.

Христос посреди нас. Милость Божия буди с Вами!

Милость Божия да укрепит ваши добрые желания к исполнению Христовых заповедей. Не следует скорбеть, когда видим проявление наших немощей, иногда эти проявления бывают в очень резком состоянии.

В подобного рода искушениях человек научается видеть все стороны своей души — как хорошие, так и плохие. Естественно, каждый стремится, конечно, к хорошему, но не каждый может различать хорошее от плохого, пока не научится опытом, а чтобы приобрести опыт, требуется немалое время. Человек должен непременно испытать горечь греха и сладость благодати. Для этого очень хорошо и даже необходимо иметь руководителя в этом многотрудном пути. Это — весьма полезное дело. Роптать, конечно, не следует, но если уж пороптал, то покайся и не скорби. Ангелам свойственно никогда не падать и никогда не каяться, а человеку свойственно падать и вставать, т.е. согрешать и каяться. Помоги Вам Господи проходить этот путь со смирением и молитвою. Недостойный Серафим

* * *
Милость Божия буди с Вами!

Читая письма Ваши и видя в них описываемое Вами душевное и телесное страдание Ваше, всегда сердцем своим страдаю о Вас и ежедневно молю Господа Бога о помощи и заступничестве Вашем и об исцелении всех недугов Ваших. Болею сердцем моим и о том, что у Вас во едином часе бывает и брак и погребение, т.е. и радость, и печаль, так что в одно время налагаете на себя и то и то, и за раз разрушаете всё, и после чувствуете досаду и смущение, и хулу, и отчаяние, и негодование на всё и на всех. Отчего невозможно покойною Вам быть? Но когда пришло благое желание помолиться Богу и прочитать то или то, помолитесь и прочитайте покойным духом.

Не исполнили желания по немощи, спокойным духом скажите: «Помилуй мя, Господи, яко немощна есмь». Не исполнили благие желания от лености и нерадения, опять спокойным духом скажите: «Господи, избави меня от сих». Осердились на кого или осудили за что, паки тем же покойным духом обратитесь ко Господу и скажите: «Согреших, Господи, прости меня горделивую и нетерпеливую». Вдруг, как туча, нашла тоска и отчаяние, паки ко Господу обратитесь и скажите к своей унылой душе: «Вскую прискорбна еси, душа моя, и вскую смущавши мя, уповай на Бога». И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце своё в спокойствии от смущения, как от неприязненного духа. Это Вам рецепт от всех болезней душевных и телесных на всё время жизни вашей. Аминь. Недостойный Серафим

Милость Божия буди с Вами! Получил Ваше любезное письмо, в котором Вы просите Вам ответить. В письме Вы пишете: «Живём помаленьку, жизнь нелёгкая, но с помощью Божией всё хорошо, всё легко». Прекрасные слова, радуюсь искренне Вашей настроенности. Действительно, с помощью Божией всё хорошо. Пусть это настроение Вас укрепит. Без скорбей и трудностей жизнь не прожить. Великий старец преподобный Серафим, к которому Вы имеете особую любовь и благоговение, так говорил: «Не имеющий скорбей не имеет спасения», а поэтому нам надо взять этот свой крест скорбей и трудностей житейских и понести его безропотно, благодаря за всё Господа. Господь не возлагает на нас Своего великого Креста, но заповедует так: взять каждому свой собственный, то есть быть готовым перенести столько страстей, искушений внешних и внутренних, сколько на каждого наводит наказующая, очищающая и вместе милующая судьба всем управляющего Провидения Божия. Так и настройтесь, чтобы всегда говорить всем существом своим, чувствовать: «Всё для меня Господь». Так и во всей жизни при нападении страстей и при всяких искушениях вражиих, в болезнях, в скорбях, в бедах и напастях, во всех трудностях жизни говорите: «Всё для меня Господь, а я сама не могу ничего сделать, ничего стерпеть, превозмочь, победить. Он - Сила моя!» Желаю всем здравия, мира и спасения. Недостойный Серафим

* * *
Милость Божия буди с вами!

Когда бывает очень скорбно сердцу от стеснения горестных обстоятельств, от которых болит душа, будучи угнетаема горькими помышлениями о своём состоянии, тогда делается плач, сокрушается сердце и слёзы струятся, как потоки. После слёз чувствуется облегчение на сердце, оно очищается ими от тяжкой тьмы. И как после сильного дождя проглянет солнышко, уже на нежных веточках по горам и рощам хоры птиц воспевают Творцу своему хвалебные песни и, радуясь, славят его, каждая по своей природе, — так после слёз временная скорбь переменяется на радость. Вы можете и зимой, к отраде души вашей, представить весну вечную в светлом духовном мире, в котором солнце есть Христос, Творец видимого солнца. Утешайтесь милостью Божией. Вы удостоверены, что Бог не оставляет нигде, обращающихся к Нему с сокрушенным сердцем.
Он есть всемогущий Промыслитель вашего спасения.
Прошу вас искренним словом сердца моего, погружайтесь глубже в разум святых молитв, как рыба в воду от находящего обуревания.
Желаю всем вам здравия, мира и спасения. Недостойный Серафим

На родине Глинского старца
http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=36&article=6238


Каждый день на утренних молитвах Елена Николаевна Чемодурова поминает “за упокой” своего духовного отца, старца Глинской пустыни
схиархимандрита Серафима (Романцова) :
– Что ни говорил он мне, то все сбывалось, – вспоминает Елена Николаевна, – я ошиблась: хотела в монастырь, но вышла замуж. “Благословите, батюшка, мне идти в монастырь”, – просила я отца Серафима. “Если три года выдержишь, будешь в монастыре”, – ответил старец. А я не выдержала и года, молодая была, уехала из Глинской пустыни. Родители были против того, чтобы я выходила замуж, и я просила благословение на замужество у отца Серафима, приехала к нему в Глинскую. “Что ж, иди, – сказал он, хотя мужа моего и не знал и не видел, – но знай: муж твой – без огня огонь, в твоей жизни всем будут заправлять его сестры”. Так оно все и случилось, сестры как хотели, так и командовали… Предсказал он и то, что мою мать мы будем досматривать в этом доме, так и было: мама умирала здесь, у нас, и мы ее досматривали, хоть она и очень не хотела.

Елена Николаевна живет в поселке Крупец Рыльского района Курской области. А рядом село Воронок, где родился ее духовный отец, великий старец схиархимандрит Серафим (Романцов). От Крупца до знаменитой Глинской пустыни, где еще в начале 60-х годов старцы ходили по водам семнадцать километров и государственная граница России и Украины. Почти на самой границе, в какой-нибудь версте от нее, стоит российское село Локоть. Здесь после хрущевского разгрома Глинской пустыни некоторое время подвизался другой Глинский старец схиархимандрит Серафим (Амелин), он жил в доме деда Елены Николаевны, Андрея Харитоновича Матосова.

Старец Серафим (Романцов) очень строгий был, – продолжает свой рассказ Елена Николаевна, – и всем предсказывал, кого что ждет, и все сбывалось непременно. А отец Серафим (Амелин) больше молчал и только молился, как сейчас молится в Рыльском Свято-Николаевском монастыре архимандрит Ипполит (Халин)… В селе Локоть был деревенский храм Архистратига Михаила, в нем после революции сделали библиотеку и клуб, танцы устроили, гопака отплясывали до потолка, моя двоюродная сестра сама плясала, мне рассказывала. На Покров видели Женщину с Ребенком. Она ходила по храму и плакала, дети пришли в библиотеку за книжками и Ее увидели. А потом в сельсовете от них отмахивались: что тут, дескать, панику навели. Стали со стены икону Божьей Матери ножом счищать, смотрят, а руки дрожат – из-под ножа не глина, кровь течет. В тот год, дня за два до октябрьских праздников, храм сгорел дотла, уже после войны это было. А завклубом посадили, в тюрьме и умер. Несколько лет назад этот храм отстроили заново, теперь туда много народа приходит молиться, с Украины люди идут.

Рыльская земля немало пострадала в те окаянные годы. До сих пор тяжелым памятником минувшего высятся стены и колокольня Успенского кафедрального собора г. Рыльска, этот некогда величественный, а теперь печально-одинокий храм возводил “российский Колумб”, мореплаватель Шелихов. Каким-то чудом храм не развалился на куски, он продолжает стоять немым укором курянам. Здесь, в Успенском соборе, возносили молитвы перед Святым Престолом новомученики Курской епархии, ныне причисленные к лику святых: Рыльские Епископы Павлин (Крошечкин) и Иоанн (Пашин). Недалеко от Рыльска, в поселке Крупец, в Покровской церкви оборудовали кинотеатр, и лишь недавно там затеплился огонек молитвы, внутри перестроенного под кинотеатр храма – груды камней, руины алтаря “важнейшего из всех искусств”. Сколько десятилетий понадобится для того, чтобы зарубцевались глубокие раны мрачного прошлого, чтобы возродился этот малый дом Пресвятой Богородицы? “Плачущих” храмов в курской глубинке намного больше, чем счастливо избежавших обезображивания или уже почти возрожденных церквей. Не в каждую сельскую церковь даже на праздники идут люди. Отвыкли ходить за много десятилетий, а привыкание происходит намного труднее и медленнее, чем в городах.

Особенно тяжел крест сельского священника. Как правило, это служение в полуразрушенном неотапливаемом храме, который надо восстанавливать самому. Хорошо, если Господь посылает благотворителя, но таких не много. Проповедовать опять же труднее, чем в городах. Один сельский батюшка пошел по домам со святой иконой. В нескольких дворах на него чуть собак не спустили. Священник не испугался, прошел раз, другой, третий. В том селе после крестных ходов с иконой не умирают уже в течение нескольких лет, а раньше за год чуть не в каждом доме – покойник. Всех детей в селе причастили.

Пробуждаются к новой жизни Богом отмеченные места. В рыльском селе Капыстичи открыли святые источники как у Тихона Задонского, такие же холодные и благодатные. А в знаменитом Марьино, исторической усадьбе князей Барятинских, построен храм во имя Александра Невского. На Рыльской земле ныне два действующих монастыря – мужской и женский.

– Я в церкви на клиросе читаю, а отец Димитрий, когда в Купице служил, договорился с настоятелем Ипполитом, чтобы меня в монахини постричь, вот и апостольник у меня есть, – Елена Николаевна заулыбалась, доставая из шифоньера монашескую одежду. – Я и в алтарь входила, а потом отца Димитрия перевели на другой приход, и я пока дома живу. Отец Ипполит у меня лично был. Мы пожертвовали телку на монастырь, так он приезжал забирать. Господи, спаси нас, грешных! Все собираюсь ехать к нему, и все некогда. Теперь вот огород убрала, поеду непременно. Муж-то мой, хозяин, помер восемь лет тому, мы с ним с 70-го года жили как брат с сестрой. Мне уже семьдесят восьмой год пошел, а до сих пор помню, как мы с теткой Марией Андреевной в Глинскую пустынь пешком ходили, я с детства верующая была, отца на 10 лет за кулачество осудили, так он и пропал. Мой духовный отец Серафим (Романцов) благословил мне помирать при монастыре, то же и старец Серафим (Амелин) предсказал. Еще когда мне лет 14 было, у нас в хате, в селе Абесте под Рыльском гостил прозорливый глинский монах отец Аристоклий, и он мне тогда сказал: “Помирать тебе при монастыре”. Видно, время подходит. Но еще хочу съездить в Полтаву, проведать дочь, внуков. Жалко их. Святые отцы говорят, я читала, что перед антихристом бесы из бездны выйдут и станут по людям ходить, губить народ будут. Думаю, скоро придет это время.

Жил в Купице мужик Иван Полятыкин. Его сын рассказывал крупецкому священнику, как “батька хвастался”. В двадцатые годы он любил залезать на крест Покровской церкви, той самой, которую потом “реконструировали” под кинотеатр, и выкрикивать с креста сквернословия и богохульства. Особенно нравилось ему этим заниматься во время богослужений в еще не закрытой церкви. Однажды прихожане не выдержали его криков и, невзирая на угрозы комсомольцев, поднялись на крышу храма, чтобы заставить наконец замолчать безобразника. Тот со страху свалился с креста, скатился по крыше вниз, упал на землю, но не разбился, а только ребра переломал. Потом ходил, харкал кровью, посылал проклятья и матерился, но на крест больше не влезал. Войну пережил. И вот, уже после войны, когда крест над храмом решили убрать, Иван сам вызвался закинуть на крест трос, других “смельчаков” не нашлось. Он же сбрасывал с церкви колокола. Смерть его была ужасна. На пьяной “разборке” в день 23 февраля Ивану разбили голову топором, как полено рубят, со всего размаху.

В то лихое время служил в Покровском храме настоятелем священник Евгений Семенович Скоробогатько (1889-1933 гг.). Еще до первой мировой войны он был рукоположен в диакона в этом храме, а в 1932 году – арестован и сослан в Архангельскую область, где и заморен голодом. Сколько еще откроется неизвестных миру имен новомучеников и исповедников Церкви Российской?
В помяннике Елены Николаевны Чемодуровой много святых имен…

Евгений Муравлев, г. Курск 18.10.2002 Фото Д. Фомичева


http://www.pravkniga.ru/intlib_part.html?id=2255


ГЛИНСКИЕ СТАРЦЫ

1. Схиархимандрит Серафим (Романцов; 1885-1976 гг.) - глинский старец. В Глинскую пустынь поступил в 1910 г. Проходил различные послушания. Затем был призван в армию, воевал. В 1916 г. был ранен и по выздоровлении снова возвратился в обитель. В 1919 г. был пострижен в монашество с именем Ювеналий. В 1920 г. - рукоположен во иеродиакона. После закрытия в 1922 г. Глинской пустыни поселился в Драндском Успенском монастыре Сухумской епархии. Там в 1926 г. был рукоположен во иеромонаха и пострижен в схиму с именем Серафим. После закрытия Драндского монастыря жил в окрестностях Алма-Аты, работал сторожем на пасеке.
В 1930 г. - арестован и выслан на строительство Беломорканала. С 1934 г. по 1946 г. жил в Киргизии. Образ жизни вел самый аскетический. Летом поднимался высоко в горы, где жил как отшельник в плетеной хижине. Время проводил в молитве, чтении Священного Писания и богомыслии. Спал очень немного, прямо на полу. Зимой жил в одной благочестивой семье, где для него специально была устроена келья. По ночам совершал богослужения, исповедовал, причащал, давал спасительные наставления обращавшимся к нему. В 1947 г. вернулся в Глинскую пустынь. В 1948 г. был назначен на должность ее духовника.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в своей истории Глин-ской пустыни пишет о нем: "Это был духовник опытнейший, знаток всех сокровенных движений человеческого сердца, обладатель духовных сокровищ, которые он приобрел долгим многотрудным подвигом. <…> Его беседы, преисполненные истинного смирения, согревали охладевшие сердца людей, открывали им душевные очи, просвещали разум, приводили к раскаянию, душевному миру и душевному возрождению".

Помимо трудов по окормлению множества прибегавших к нему за помощью монашествующих и мирян вел о. Серафим и обширнейшую переписку. В 1960 г. он был возведен в сан игумена. После нового закрытия обители переехал в Сухуми и здесь также продолжал подвиг старческого окормления. За свое ревностное служение в 1975 г. был возведен в сан архимандрита митрополитом Сухумским и Абхазским Илией (ныне - Патриарх-Католикос всея Грузии).

Отпевание почившего старца совершил сам митрополит Илия в сослужении множества клириков. На сороковой день по кончине о. Серафима владыка вместе с прибывшими из разных мест священниками - духовными чадами усопшего - совершил в кафедральном соборе Сухуми панихиду и произнес слово. В нем, обращаясь к о. Серафиму, точно к живому, митрополит Илия сказал: "Молись за нас, отче, Богу, потому что ты приобрел перед Ним дерзновение".

2. Схиархимандрит Андроник (Лукаш; 1889-1974 гг.) - также известный глинский старец. В обитель поступил в 1906 г. Нес послушание в монастырской гостинице, на мойке белья, на кухне, в саду, на пасеке, затем - в скиту. В 1915 г. был призван в армию. Попал в плен, провел 3,5 года в Австрии. После окончания войны в 1918 г. вновь вернулся в обитель. В 1921 г. был пострижен в монашество с именем Андроник. После закрытия обители в 1922 г. был келейником епископа Павлина (Крошечкина), викария Курской епархии, и им в том же году был рукоположен в сан иеродиакона.

В 1923 г. о. Андроник был сослан на 5 лет на Колыму. По амнистии вернулся из ссылки раньше срока и по-прежнему был келейником у владыки Павлина, который в 1926 году рукоположил его в сан иеромонаха. Годом позже, сильно заболев, о. Андроник был пострижен в схиму с сохранением прежнего имени.
В 1939 г. снова был осужден и сослан на Колыму. Пережил в ссылке много скорбей и невзгод, но затем, в 1948 г. опять смог возвратиться в открывшуюся к тому времени Глинскую пустынь. Там вскоре был назначен благочинным и ризничим обители.

"Душа о. Андроника, - пишет о нем о. Иоанн, - очищенная многими скорбями, была переполнена благодатных даров Святого Духа. Эта духовность и привлекала людей к старцу. <…> Смирение и кротость безраздельно царили в его душе, даже ходил старец смиренно согнувшись. <…> Вначале братия обращались к нему лишь по делам послушаний, но, чувствуя его горячую, искреннюю, снисходительную ко всем человеческим немощам любовь и духовную опытность, стали поверять ему всю свою душу. После беседы со старцем, его молитв тихое и благодатное утешение наполняло их сердца. В короткое время он снискал такое доверие, что стал братским духовником".

В 1955 г. о. Андроник был возведен в сан игумена. Авторитет его в обители был столь велик, что не только братия, но и сам настоятель ее схиархимандрит Серафим (Амелин) исповедовался у него.

После закрытия Глинской пустыни в 1961 г. о. Андроник переселился в Тбилиси под непосредственное попечение митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), очень любившего старца. И здесь он продолжал свое старческое служение. В храм св. Александра Невского, где о. Андроник служил и исповедовал, как прежде в Глинскую пустынь, стекались люди, ищущие спасения, со всех концов страны. В 1963 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) митрополит Зиновий возвел о. Андроника в сан архимандрита.
В 1973 г. старец тяжело заболел, у него отнялась левая часть тела. Не имея возможности участвовать в богослужении, он переносил болезнь безропотно, постоянно пребывая в молитве и ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин. Уже незадолго перед смертью, находясь в забытьи, он неожиданно внятно произнес: "Милость Божия все покроет", и стал кого-то благословлять.

Так, вероятно, Господь сподобил его увидеть кого-то из уже отошедших в мир иной собратий. После этого о. Андроник пришел в сознание и тихо сказал: "Я буду умирать", сомкнул глаза и ни с кем не разговаривал, хотя и пребывал в полном сознании. 21 марта 1974 г. он тихо и безболезненно отошел в вечную жизнь.

Тело о. Андроника предал погребению митрополит Зиновий. А тогдашний Католикос-Патриарх всея Грузии Давид V, посетив могилу старца, положил на нее красное пасхальное яйцо и, обращаясь к нему, сказал: "Отец Андроник! Христос воскрес! Мы знаем, что ты теперь в Царстве Небесном. Что отличало тебя в этой жизни? Ты не имел врагов, и потому все любили тебя. Ко всем было открыто твое любящее сердце. Молись за нас, чтобы и нам разделить радость твоего блаженства".

3. Митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга; 1896-1985 гг.) начинал свой монашеский путь в Глинской пустыни. Поступил в обитель в 1914 г. Проходил послушания при кучерской, затем при портной. В 1921 г. был пострижен в монашество с именем Зиновий.

После закрытия Глинской пустыни поступил в Драндский монастырь. Там в 1924 г. епископом Пятигорским Никоном был рукоположен во иеродиакона, а в 1926 г. - во иеромонаха.

С 1925 г. по 1930 г. о. Зиновий служил в Сухуми, Затем - в Ростове-на-Дону, где и был арестован. В заключении встретился с о. Серафимом (Романцовым). С 1942 г. по 1945 г. о. Зиновий служил в Тбилиси, в Сионском Успенском соборе, был духовником скита св. Ольги во Мцхета. В 1945 г. был возведен в сан игумена.
С 1945 г. по 1947 г. служил в с. Кирово, в Армении, затем, по 1950 г., в Батуми. В 1950 г. он был назначен настоятелем тбилисского храма во имя св. блгв. князя Александра Невского и возведен в сан архимандрита. А в 1952 г. был назначен членом Святейшего Синода Грузинской Православной Церкви.

За свою подвижническую и богоугодную жизнь о. Зиновий был столь уважаем грузинскими иерархами, что в 1956 г. он, русский, был рукоположен во епископа, а в 1972 г. возведен в сан митрополита Грузинской Церкви.
"Это был старец высокой духовности; его душа была озарена благодатью, обильно изливавшейся на всех, притекавших к его духовному окормлению. Имея во всей полноте дар прозрения, митрополит Зиновий вопрошавшим его открывал волю Божию. Богослужения он совершал с таким благоговением, что схиархимандрит Андроник (Лукаш) писал: "Сколько мне радости, что Господь сподобил меня помолиться в церкви со святителем нашим".

Неразрывно духовно связанный с братией Глинской пустыни, владыка Зиновий писал, что "всегда молится и призывает благословение на всех Глинских", и сам просил их молитв".

Достигнув глубокой старости, владыка Зиновий много болел. И уже на закате своей жизни он принял постриг в схиму с именем Серафим, в честь Преподобного Серафима Саровского.

Скончался он 8 марта 1985 г. и был погребен в храме св. Александра Невского, где духовно окормлял свою паству на протяжении 35 лет.

4. Архимандрит Таврион (Батозский; 1898-1978 гг.). В 1913 г. поступил послушником в Глинскую пустынь, проходил послушание в иконописной мастерской. В 1921 г., за год до закрытия обители, уже будучи монахом, вместе с епископом Рыльским Павлином (Крошечкиным) приехал в Москву, где поселился в Новоспасском монастыре. В 1923 г. по указу святителя Тихона был рукоположен в сан иеродиакона. В 1925 г., по закрытии Новоспасского монастыря, переехал к епископу Павлину в Курск и в том же году был рукоположен во иеромонаха.

В 1926 г. он в возрасте 28 лет возводится в сан игумена Витебского Маркова монастыря. Однако и этот монастырь был закрыт, и игумен Таврион вернулся в Москву.

В 1927 г. владыка Павлин, возведенный в сан архиепископа, был направлен в Пермь. О. Таврион, ставший к тому времени уже архимандритом, также выехал с ним. В Перми он был назначен настоятелем Феодосиевской церкви. Здесь, в Перми, он деятельно помогал владыке Павлину в борьбе с обновленцами.

С 1931 г. начались мытарства о. Тавриона по советским тюрьмам и лагерям. Сначала - строительство Беломоро-Балтийского канала, затем - Березниковский гигант советской химии под Соликамском и, вероятно, шахты Инты.

В 1935 г. о. Таврион оказался на свободе, но уже в 1940 г. был арестован снова и приговорен к 15 годам лишения свободы. После освобождения (в 1947 г. или в 1953 г.) о. Тавриона сослали в Казахстан, в Кустанайский край.
В 1956 г. обвинение с него было снято, и его восстановили в правах. В том же году архиепископом Иоанном (Лавриненко) он был принят в штат Пермского кафедрального собора. А вскоре о. Таврион вернулся в Глинскую пустынь, где начинал свой иноческий путь.

В 1957 г. настоятель пустыни архимандрит Серафим (Амелин) обратился к архиерею с прошением освободить его от настоятельских обязанностей (ему в то время было уже 84 года). Вместо него и по его благословению настоятелем был избран о. Таврион. Для окончательного решения этого вопроса о. Серафим (Романцов) ездил в Москву, встречался со Святейшим Патриархом Алексием I и тот обещал назначить архимандрита Тавриона глинским настоятелем.

Однако в должности настоятеля о. Таврион пробыл менее года. Его образ управления обителью, его нововведения оказались противоречащими традициям и уставу пустыни, что естественно вызвало недовольство как братии в целом, так и совета старцев обители. Были приняты меры к тому, чтобы убедить нового настоятеля не менять уже установившихся в монастыре порядков, но успехом они не увенчались. Кроме того, в действиях о. Тавриона, по свидетельству схиархимандрита Иоанна (Маслова) прослеживался в то время некий католический уклон, для братии обители совершенно неприемлемый. По этой причине о. Серафиму (Романцову) вновь пришлось ехать в Москву к Патриарху и просить его о смене настоятеля. 15 января 1958 года настоятелем пустыни вновь назначили архимандрита Серафима (Амелина), а о. Таврион указом Святейшего Патриарха был переведен в Почаевскую Лавру.
Впоследствии о. Таврион занимал должность секретаря Уфимского епархиального управления, а с 1961 г. служил в храме с. Некрасово Ярославской епархии. Обсуждался вопрос о его рукоположении во епископа Курского, но Совет по делам религий был против и хиротония не состоялась.

С 1969 г. архимандрит Таврион стал духовником клириков Рижской епархии и братии Рижского Троице-Сергиева монастыря, а также священником монастырской Свято-Преображенской пустыни, в которую приехал по приглашению Рижского владыки Леонида с общиной своих духовных чад: монахинь и пожилых женщин. При нем эта обитель превратилась в центр духовной жизни, куда стекались паломники со всех концов страны. Многих о. Таврион вдохновил на служение Церкви, нередко после общения с ним люди избирали для себя путь монашества или священства.

Здесь же, в пустыни, архимандрит Таврион и отошел в вечность. Он тихо почил 13 августа 1978 г. во время чтения отходных молитв.
Примечание

Архимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках. С. 471. М. 1994.^
Архимандрит Иоанн (Маслов). Цит. соч. С. 464-465.
Архимандрит Иоанн (Маслов). Цит. соч. С. 553.

Преподобный схиархимандрит Серафим (Романцов, 1885-1976) входит в плеяду великих старцев Глинской Рождества Богородицы пустыни наравне с схимитрополитом Зиновием (Мажугой) схиархимандритом Андроником (Лукашем), схиархимандритом Серафимом (Амелиным) и другими. От юности избравший иноческий путь, будущий святой пришел в монастырь в 1910 году. После закрытия обители в 1922 году преподобный подвизался в горах Кавказа, где в труднейших условиях молитвой и бдением возрастал духовно, укрепляя свой дух для будущих испытаний. И в ссылке, и в лагере молитва и благодать Божия поддерживали старца, учили видеть и понимать страдающее человеческое сердце. В 1947 году старец вернулся во вновь открытую Глинскую пустынь и был назначен духовником. Отец Серафим помогал многим, пребывающим в скорбях и печалях, обрести радость о Господе и душевный мир. Свой земной путь старец окончил в Сухуми, до последнего дня продолжая окормлять многочисленных духовных чад, помогая им советом и молитвенным предстоянием. В настоящем издании содержится не только рассказ о жизненном пути преподобного Серафима (Романцова); особенный интерес представляют выдержки из писем и советы старца, бережной с любовью собранные авторами в данной книге.

Любите скорбный путь

«Иисус Христос, призывая всех в радость вечную, приветствует сими словами: Приидите ко мне вcu труждающиеся и обременении, и Аз упокою Вы (Мф. 11, 28). Как же к Нему идти? Деланием заповедей Его: верою, надеждою, любовью. Любите прискорбный путь, а пространный ведет в пагубу. Многими скорбями подобает внийти в Царствие Небесное. Которые не хотят претерпевать безропотно, те удаляются от Бога. Желаю Вам благоприятностей. Благодарный за усердие Ваше».

Ищи душевного мира

«Мир душевный выше всего, выше поста и молитвы. За обидчиков молись, они твои друзья, через них тебе Господь дает венцы, а если ропщешь, то лишаешься венцов. Следовательно, избегай любопытства, пересудов и всего лишнего, не относящегося к тебе. Каждый день готовь себя к искушениям, скорбям и всякого рода обидам, клеветам и тому подобному. Знай, это к тебе милость Божия идет. За претерпение всего станешь в ряды мучеников и без других подвигов сподобишься Царствия Небесного. Помни главное: считай каждый день последним и проводи его в страхе Божием и сокрушении сердечном. Сокращай суету, избегай празднословия. Памятуй о Боге и взывай к нему с покаянием. Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей, дел, кляуз и сплетен, проходи мимо: это враг старается рассеять тебя и отвлечь от молитвы. Знай Бога, храни Его заповеди, слушай духовного отца, от ближних в душу принимай только доброе, что согласно с заповедями Божиими».

Предисловие

Введение

Часть 1

Глава 1. Первые годы жизни преподобного схиархимандрита Серафима (Романцова)

Служба в армии

Возвращение в обитель. Постриг в мантию

Закрытие Глинской пустыни

Глава 2. Служение в Иверии

Драндский Успенский монастырь

Рукоположение в иеромонаха

Начало пустыннической жизни в горах Кавказа

Пустыня на Сухой речке

Быт и условия жизни пустынников

Разгон насельников пустыни

Глава 3. Жизнь в Средней Азии

Глава 4. Открытие Глинской пустыни

Бедственное положение братии

Возвращение духоносных старцев в обитель

Схиархимандрит Андроник (Лукаш)

Назначение отца Серафима духовником обители

Дар прозорливости и духовного утешения

Письма духовным чадам

Глава 5. Второе закрытие Глинской пустыни

Ликвидация монастыря

Епископ Зиновий (Мажуга)

Схиархимандрит Серафим (Амелин)

Переезд на Кавказ. Новая волна гонений

Глава 6. Духовник пустынножителей

Игумен Андрей (Машков)

Отец Мардарий и другие подвижники

Глава7. Единство Глинской братии

Глава 8. Духовник Сухумского кафедрального собора

Глава 9. О силе молитв старца

Духовник отца Иоанна (Крестьянкина)

Глава 10. Последние годы жизни

Духовное завещание схиархимандрита Серафима

Часть 2

Глава 1. Из наставлений отца Серафима

О празднике Пасхи Христовой

В искушениях укрепляется человек

Слава Богу за все

Сердцем моим страдаю о Вас

Неси свой крест

Слезы очищают сердце

Господь нас спасет

Укрепляйся в терпении

О молитве

Любите скорбный путь

Принимай все благодушно

Не воздавайте злом за зло

Ищи душевного мира

Спасительный путь

Учитесь смирению

Уповайте на помощь Божию

Познайте свои немощи

Проснись, душа

Угождайте Богу

Господь сохранит от зла

О терпении

Предай себя воле Божией

Бойтесь внутренней похвалы

Об Иисусовой молитве

Перед началом Великого поста

Внимайте своему спасению

Царский путь

О грехе осуждения

Смирение — величайший дар

Христос рождается — славите!

Поздравление с принятием иеромонашества

Из писем монашествующей братии

Р. Б. Марии о достоинстве целомудрия

Р. Б. Марии о несении скорбей

Имейте мир между собою

Поздравления с праздником Богоявления и Новым годом

Молитва — дыхание человека

Всегда благодарите Господа

Земля везде Божия

Наставления отца Серафима, записанные Галиной Пыльневой

Письма к игумении Евфалии († 1962) и сестрам Лебединского Свято-Николаевского монастыря

Глава 2. Воспоминания об отце Серафиме

Воспоминания архимандрита Илии (Рейзмира)

Воспоминания Ольги Владимировны Павловой

Обзор источников и литературы

Источники и литература

Список сокращений

Именной указатель

В 80-х,90-х годах прошлого века, приезжая в Сухуми, я всегда старался помолиться у могилки старца Серафима, слышал, когда некоторое время жили в пустыни в горах Абхазии, рассказы тамошних пустынников об отце Серафиме, о духоносном владыке Зиновии и об отце Андронике.

24.01.2018 Трудами братии монастыря 2 380

О жизни и подвигах насельников Глинской пустыни написано немало книг и статей, составленных в самой пустыни. Огромный вклад в составление жизнеописаний внесли Глинские иноки, воспитанники и духовные чада старцев, о которых и писали воспоминания, распространяя их душепопечительные наставления и поучения последующим поколениям. Благодаря их трудам нам в полной мере предоставлена возможность почерпнуть из сокровищницы Глинской обители и поучиться на примере жизни некоторых ее насельников – духоносных старцев, подвизавшихся в святой обители, и воспользоваться их пастырскими советами и руководством в духовной жизни. "В декабре 2017 года закончился Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Главное для меня как Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых состоит в том, что Освященный Собор благословил общецерковное почитание известных подвижников благочестия - Глинских старцев, включив их имена в месяцеслов Русской Православной Церкви. Ранее они были причислены к лику святых Синодом Украинской Православной Церкви. Глинские старцы давно уже широко почитаются за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви и причисление их к общецерковным святым для меня особенно дорого.

В юности, в 80-е, 90-е годы, приезжая на Кавказ, в Сухуми, всегда старался помолиться у могилки старца Серафима (Романцова). Слышал рассказы местных пустынников об отце Серафиме, когда некоторое время жил в пустыни в горах Абхазии. Рассказывали о духоносном владыке Зиновии (Мажуга) и об отце Андронике (Лукаше).

Глинские старцы уже тогда, в советское время, считались великими старцами и подвижниками. А позже почитание стало общецерковным. Глинским старцам молились на Кавказе, в Украине, а теперь, после включения в месяцеслов, в каждом приходе Русской Православной Церкви.

И вот пришёл день, когда Господь сподобил участвовать в подготовке и общецерковного их прославлении в Соборе Глинских старцев. Душа ликует! Преподобные отцы Глинские молите Бога о нас!"

ИСТОРИЯ ГЛИНСКОЙ ПУСТЫНИ

На Руси Глинская пустынь славилась своим старчеством, так же как Саровская и Оптина пустыни.

Глинская пустынь была основана еще в XVI веке на месте явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы, в 40 верстах от города Путивля, в 160 от Курска и 12 от Глухова (сейчас это Сумская область Украины). В этот период нашу землю терзала монгольская орда, а также междоусобицы русских князей. Именно в это тяжелое для Руси время Царица Небесная дала своим людям утешение и укрепление в вере через явление Своей чудотворной иконы и основание святой обители. Постоянные войны, неурожаи, эпидемии, пожары приводили людей к мысли о суетности мирской жизни, и многие уходили в безлюдные, лесные места. Здесь они, наедине с Богом, проводили время в молитвенных подвигах.

Имя первого насельника Глинской пустыни осталось неизвестным. Известно лишь, что он поселился около новоявленной иконы, названной впоследствии Пустынно-Глинской, в честь князей Глинских, которым принадлежала данная местность (отсюда же и название Глинская Рождество-Богородицкая пустынь), и построил для нее часовню. Люди прибегали к благодатной помощи новоявленной святыни. И многие, желая подражать подвигам первого подвижника пустыни, оставались здесь навсегда.

Подвижническая жизнь настоятелей и братии Глинской пустыни и старческое окормление привлекали в обитель новых подвижников. Епархиальное начальство, замечая нравственную высоту Глинских иноков, переводило их в другие монастыри для становления там истинно духовной жизни. Автор книги «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» схиархимандрит Иоанн (Маслов) писал, что святая обитель была «рассадником доброго подвижничества в разных, даже очень отдаленных местах нашего отечества» . Ее огромная просветительская деятельность влияла на духовно-нравственное воспитание народа и способствовала развитию грамотности. Слава обители распространялась и за пределы нашей страны.

Но настали тяжелые времена для России и Глинской пустыни, настоятелем которой в то время был достойный преемник других богомудрых настоятелей ― архимандрит Нектарий (Нуждин). Во время войны с Германией в 1914-1918 гг. монастырская братия оказывала армии и народу, в первую очередь, духовную помощь, вознося к Богу усиленную молитву о даровании победы над врагами, помогала словом проповеди, разъясняя учение Церкви о войне, и делом - отправляясь в действующую армию для духовного окормления и материального поддержания воинов.

Пустынь, несмотря на длительную войну и революционный переворот 1917 года, продолжала жить полноценной духовной жизнью, во всех отношениях являясь поддержкой для людей до самого ее закрытия в 1922 году.

После закрытия в обители был образован детский городок имени Ленина, просуществовавший до 1928 года. Затем, чередуясь, организовывались другие различные структуры. Имущество обители подверглось расхищению. Была разграблена и, имеющая особую ценность, библиотека, но часть книг архимандриту Нектарию удалось сохранить. Чудотворную икону Рождества Пресвятой Богородицы взяли члены Церковного совета ― граждане села Шалыгино.

Часть иноков перешла в еще открытые монастыри, но вскоре и те были закрыты советской властью, другие иноки стали служить на приходах, которых также оставалось очень мало, остальные жили в миру, занимаясь различными ремеслами. Большинство братии прошли лагеря и ссылки.

В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, снова затеплилась иноческая жизнь в Глинской пустыне. Открыта обитель была при отце Нектарии, который явился и ее возобновителем. Божьим промыслом архимандрит Нектарий не был арестован и сумел сохранить часть монастырского имущества.

Это был единственный монастырь, открывшийся в России в то время. Весть об открытии обители быстро распространилась, и в Глинскую пустынь стали собираться ее бывшие иноки, а также духовно опытные монахи из других закрывшихся обителей, большинство из которых возвращались из ссылок и лагерей. При восстановлении обители главное внимание уделялось возрождению духовных традиций Глинской пустыни. И обитель стала центром возрождения старчества.


Интересные данные о Глинской пустыни и деятельности ее насельников приводятся в архивных документах советского времени: "Богомольцы из разных городов и областей почтой посылают монастырю деньги, жертвуют также и местные верующие. До 1948 года включительно монастырь посещался не только местными, но и дальними паломниками и общежитие из трех комнат общей площадью до 100 квадратных метров в большие праздники бывало заполнено" . В другом архивном документе говорится: «монастырь...он пользуется известностью не только на Украине, но и в более далеких краях и областях Советского Союза, о чем свидетельствуют посещения хотя и редкие, паломников из Ташкента, Чувашии, Архангельска и других, не говоря уже о ближайших областях европейской части СССР...Причем, посещая монастырь, они помогают монахам в работе...»

И власти делали все, чтобы вновь закрыть пустынь. Вскоре монахов было решено удалить из пустыни, а ее здания и инвентарь передать Сосновскому дому инвалидов. 14 июля 1961 года монастырь был окружен властями с целью недопущения паломников. Монахов отвозили на железнодорожную станцию, запретив им брать с собой даже деньги. Сосновский дом инвалидов впоследствии был преобразован в дом-интернат для психохроников.

После закрытия обители монахи продолжали свое служение Церкви и людям, но уже в разных концах страны.

Многие изгнанники из великой Глинской пустыни нашли пристанище в Иверской земле. Среди них были такие хранители живой традиции старчества как митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов).

«Молись Божией Матери и как можно чаще читай “Богородице Дево”.

Промыслом Божиим, после первого закрытия святой Глинской обители (1922 год), в Грузию приехал один из ее монахов - Зиновий (Мажуга). Здесь он заслужил большую любовь и уважение местных жителей, в первую очередь за его безупречную монашескую жизнь.


Однажды, когда митрополит Зиновий приехал из Тбилиси в Сухуми, жители греческого села Георгиевка пригласили старца посетить их село и, получив от него согласие, устроили по случаю его приезда праздник. Люди приводили своих детей под благословение владыки. А председатель сельсовета Георгиевки даже предупредил старца об опасности ареста. Тогда старца приютила у себя в доме одна греческая семья, рискуя своей безопасностью и даже жизнью.

В Иверии владыке Зиновию пригодилось ремесло, которому он научился еще в Глинской пустыни в портняжной мастерской, проходя там послушание. Он даром шил одежду для бедных жителей Георгиевки и люди, видя доброту и праведность старца, вверяли его мудрому пастырскому руководству спасение своих душ.

Владыка имел великое молитвенное усердие к Пресвятой Богородице. Так отвечая на вопрос одного иеромонаха о том, что надо делать, чтобы остаться верным Христу и как перенести испытания, если опять начнутся на Церковь гонения, владыка сказал: «Молись Божией Матери и как можно чаще читай “Богородице Дево” . Кто читает эту молитву, того хранит Пресвятая Богородица...».

Об Иисусовой молитве он учил, что не следует стремиться к высоким степеням и к высокой концентрации мысли, но нужно в простоте сердца творить молитву живому Богу, Который близок нам, как наша душа. Учил также, что молитва Иисусова прививается только к смиренному сердцу. Советовал пользоваться минутами одиночества и разгонять посторонние мысли молитвой Иисусовой. Такое делание молитвы старец считал выше чтения книг.

Владыка Зиновий был аскетом в миру. Так, уже став митрополитом, он продолжал жить в двух маленьких комнатках. Иисусова молитва была его непрестанным внутренним деланием, не прекращавшимся даже во время бесед. Молился он большей частью ночью, а днем служил Церкви и людям.

Вокруг церкви он собрал монашествующих, которые исполняли различные послушания, в основном пели и читали на клиросе.

После второго закрытия Глинской пустыни (1961 год), многие ее насельники переехали к владыке Зиновию, заменившему для них игумена. Одни из них держались возле владыки в Тбилиси, при Александро-Невской церкви, где старец в то время служил. Некоторые ушли в горные скиты. Другие подвизались на приходах. И владыка всем им помогал и духовно, и материально. Монахи знали, что владыка не оставит их и всегда поможет, и поддержит. Таким образом, многие Глинские монахи на всю жизнь остались в Грузии.

Владыка часто оказывал людям тайную милостыню. На Литургии вынимал множество частиц за тех, кого знал, и за кого просили помолиться. Ежедневно присутствовал на всех богослужениях, всей своей жизнью подавая людям, окружавшим его, пример христианского подвижничества.

Здесь же на святой Иверской земле старец и скончался, пребывая со своей паствой, как сказал Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, «...не только духом, но и телом...»

Да не возглаголют уста моя дел человеческих

В Тбилиси в домике митрополита Зиновия при храме святого Александра Невского жил еще один Глинский старец - схиархимандрит Андроник (Лукаш). Здесь, затворившись в доме и выходя только в храм, он келейно совершал все службы по уставу Глинского монастыря, а в перерывах читал Псалтырь. Для видимого напоминания главных подвигов духовной жизни: молитвы и внутреннего безмолвия, старец поместил под стеклом две надписи. Первая со словами Иисусовой молитвы, а вторая со стихом из псалма: Да не возглаголют уста моя дел человеческих (Пс. 16:4). Эти надписи стали завещанием старца своим духовным детям и уроком для посетителей, которых он окормлял в традициях Глинского монастыря. Иисусовой молитве, которая была для отца Андроника защитой, утешением, отрадой и источником надежды и сил, учил он и своих духовных чад.

Старец всегда был бодр телом и духом. От него всегда исходила духовная радость, распространявшаяся и на окружавших его людей. Уже здесь, на земле, сердцем и умом жил он в мире вечном, но, когда к отцу Андронику приходили за советом, он не отвергал пришедших и проводил с ними душеспасительные беседы. Старец не говорил о мирском, но старался направить ум человека на внутреннюю жизнь, показать, что главное не то, что вне нас, а то, что внутри нас. Зная, что осуждающий подвергается той же страсти, какую он увидел в другом человеке, отец Андроник запрещал кого-либо осуждать. Поэтому старец завещал своим чадам: «Будь слеп, глух и нем», имея в виду бесчувствие к мирским страстям и не осуждение их в других. Также говорил: «Знай себя, и будет с тебя», то есть видь свои грехи, кайся в них и борись с тем, что мешает молитве.

Когда его спрашивали о духовной жизни, он отвечал сам, а когда вопрос касался Церкви, он отправлял вопрошавших к владыке Зиновию.

Отец Андроник был милостив на Исповеди, редко давал епитимии, так как сильно любил людей. После его смерти, патриарх Давид сказал на могилке старца следующее: «Отец Андроник, ты любил всех людей, и у тебя не было врагов. Молись о нас у Престола Божия».

Внешние подвиги уединения и поста подспорье для послушания, а не основа монашества.

Другой выдающийся насельник Глинской пустыни, переехавший после ее закрытия в Грузию - схиархимандрит Серафим (Романцов). Получив огромный духовный опыт в Глинской обители, он смог перенести его на Иверской земле в сердца людей, стремящихся к подлинно христианской жизни. Местом своего жительства старец избрал город Сухуми. Главной целью своего приезда сюда он называл духовное окормление пустынников, живших в Малой Сванетии, в нескольких десятках километров от города ― в горах, в лесу.

Отец Серафим в свои 70 лет часто посещал пустынников, преодолевая огромный и трудный путь. Он вкладывал в них свой пастырский опыт, молитвенный труд, и, главное, свою отцовскую любовь. И сами пустынники приходили к своему духовному наставнику по ночам, опасаясь неприятности, провокаций со стороны властей, и высылки старца. Он, как чадолюбивый отец, всегда принимал своих детей, проводя с ними беседы, иногда целыми ночами. Те из пустынножителей, кто слушался отца Серафима как наставника, беспрекословно исполняя его благословения, шли ровным путем, отличались духовной рассудительностью и мирным устроением духа. Старец же в свою очередь помогал им своей молитвой. Те же, кто жили самовольно, брали на себя без его благословения непосильный подвиг, впадали в тяжелые искушения.

Архимандрит Серафим, будучи опытным делателем Иисусовой молитвы, считал послушание необходимым условием для нее. Он учил, что если человек приобретет навык этой молитвы упорным трудом, но душу не исцелит послушанием и не оставит своей воли, то молитва окажется не той сокровенной Иисусовой молитвой, о которой писали святые отцы, а лишь словами, ведь гордый ум не может сочетаться с именем смиренного Иисуса. Учил также, что для стяжания Иисусовой молитвы нужна борьба со страстями. Учил, что молитва не должна быть оторвана от жизни. Считал полезным соединять молитву с дыханием. Также он считал, что монахи обязательно должны исполнять «пятисотницу».

О благодати Божией он учил, что без нее человек не в силах побеждать искушения и бороться с грехом. Только благодать Божия может обуздать грех и сделать человека победителем в духовной борьбе. Поэтому главная задача аскета - стяжание и хранение благодати. Но благодать действует только в смиренном сердце. Для стяжания ее, как воздух, необходимо послушание. Монаха без послушания отец Серафим не считал монахом. Внешние подвиги уединения и поста он считал подспорьем для послушания, а не основой монашества.

Старец говорил об искушении современных монахов, что они ищут прозорливых старцев, а опытному монаху не доверяют, что требуют от старцев чудес, как фарисеи от Христа. Для новоначальных монахов советовал заниматься физическим трудом, утомляющим тело и являющимся противоядием от плотских страстей и превозношения.

Старец, будучи внешне суровым по отношению к своим чадам, внутренне был любвеобилен. Он обладал даром проникновения в человеческую душу. Говорил о том, что человеку было необходимо, что касалось его спасения. В своих рассказах призывал людей к покаянию, не называя конкретных имен, предостерегал от падений. Понимая сложность ситуации, когда монахи на Иверской земле жили вне монастыря, отец Серафим был к ним снисходителен на Исповеди. Но это снисхождение не переходило в потакание страстям, и старец требовал борьбы с грехом, и решимости не повторять грехи. Он считал, что монашество в миру требует большего послушания, чем в обычной монастырской жизни. А одним из признаков послушания называл духовную радость, которую истинный послушник всегда носит в сердце. Другой признак послушания - умирение помыслов и вручение себя промыслу Божию через своего старца.

В начале своего пребывания в Сухуми старец ходил в кафедральный собор, где принимал народ на Исповедь, и сюда к нему потянулись многочисленные паломники Глинского монастыря. На Исповеди он решал духовные вопросы, давал советы и наставления. Отец Серафим учил во всем видеть Божию волю и покоряться ей. Душа архимандрита Серафима тянулась к общению не с учеными монахами, которых он также уважал, но с молитвенниками.

Старец придавал большое значение преемственности монастырской жизни и даже вне монастыря, включая устав богослужения, ежедневную Исповедь, откровение помыслов. Часто к нему приезжал из Тбилиси его духовный друг - схиархимандрит Андроник. Оба старца пытались сохранить единство Глинской братии, которая была рассеяна по всей стране. И Глинские монахи всегда могли найти приют, наставление и утешение, как у владыки Зиновия, так и у отца Андроника и отца Серафима.

Неустанно трудились старцы во славу Божию, служа Церкви Христовой и людям. Среди насельников Глинской пустыни, как говорится в книге «Глинская мозаика»: «...не было разделения на важную и неважную работу, почетную и низкую, достойную их сана и звания или унижающую их. Где надо, там и были в первую очередь они, старцы. Делать они умели все быстро, толково, молча, вероятно – с молитвой». И эта их забота друг о друге, о каждом человеке, их жертвенная жизнь была для людей светом, который пробуждал в людских душах осознание своей греховности, желание очиститься и изменить себя в лучшую сторону. Старцы примером всей своей жизни исполняли слова Господа: ...Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мф. 20:26-27).

Виталий Ляховский