Мабли габриэль. Сюше Луи Габриэль

Габриель Бонно де Мабли

Мабли (Mably), Габриель Бонно де (1709-1785) - французский философ-моралист, коммунист-утопист, политический писатель, историк; старший брат Этъена Кондильяка.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 208.

Мабли Габриель Бонно де (1709-1785) - французский историк и политический мыслитель. Мабли дал сочувственную характеристику коммунистического строя, существовавшего, по его мнению, на заре человеческой истории; считал возникновение частной собственности причиной всех общественных пороков, а основанный на ней строй - противоречащим естественному равенству и социальным инстинктам людей. Однако Мабли полагал, что возвращение к коммунистическим порядкам невозможно, и выдвигал уравнительную программу смягчения имущественного неравенства. Мабли признавал право народа на революцию в том случае, когда люди убеждаются, что подчиняются несправедливым, неразумным законам. Однако революцию он считал не предпосылкой достижения коммунистического идеала, а лишь средством решения ограниченного круга задач. Мабли не был последовательным социалистом-утопистом, хотя мн. стороны его социальной философии способствовали распространению социалистических идей. Основное произведение - «О законодательстве, или Принципы законов» (1776).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 236.

Мабли (Mably) Габриель Бонно де (14 марта 1709, Гренобль – 23 апреля 1785, Париж) – французский историк и социалист-утопист. Старший брат Кондильяка. Родился в дворянской семье и готовился к духовной карьере, но затем отказался от нее, а впоследствии и от государственной службы. Работы Мабли по истории и политике способствовали распространению революционных идей во Франции и за ее пределами. В России при его жизни было издано его сочинение «Размышление о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков» в переводе А.Н. Радищева . Откликаясь на просьбу Б. Франклина и Дж. Адамса Мабли написал книгу о законах и управлении США. По мнению Мабли, законы общества должны соответствовать законам природы, поэтому принципы естественного права – главный критерий оценки исторических явлений. Частная собственность разрушила благополучие человека, но восстановить прежнюю «систему общности» невозможно, задача состоит лишь в уменьшении неравенства. Мабли считал, что, защищая свою свободу, народ имеет право и на войну, и на революцию.

С.С. Худолей

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 472.

Мабли (Маblу) Габриель Бонно де (14.3.1709, Гренобль, - 23.4.1785, Париж), французский политический мыслитель, утопический коммунист, историк. Брат Э. Кондильяка. В основе взглядов Мабли на общество лежали теории общественного договора и естественного права. Первоначально, согласно Мабли, общественная жизнь была основана на коллективном владении землёй. Этот строй был разрушен в результате появления частной собственности, ставшей основным источником всех несчастий человечества. Мабли считал, что хотя «система общности» имуществ отвечает принципам разума, восстановить её невозможно. Единственный практически возможный путь, по мнению Мабли, - уменьшение имущественного неравенства, достижимое посредством ограничения потребностей и пресечения роскоши. Скромная жизнь при общности имуществ создаёт добродетельных и счастливых людей. Коммунизм Мабли - аскетический коммунизм. Мабли признавал народ носителем верховной власти и право его изменять существующее правление, оправдывал революции и гражданской войны, когда они направлены против насилия и деспотизма. Идеи Мабли способствовали идеологической подготовке Великой французской революции.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Collection complete des oeuvres, t. 1-15, P., 1794-95; в рус. пер.- Избр. произв., М.- Л., 1950; Начальные основания нравоучения, ч. 1-3, М., 1803; О изучении истории, ч. 1-3, [СПБ], 1812.

Литература: Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 4, с. 315; С a ф ρ ο-н о в С. С., Политич. и социальные идеи М., в сб.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955; Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М., 1960; Lecercle J. L., Utopie et τέ-alisme politique chez Маblу, в сб.: Studies on Voltaire and the XVIII century, v. 26, Geneva, 1963.

Мабли (Mably), Габриель Бонно (Bonnot), де (14.III.1709 - 23.IV.1785), - французский утопический, коммунистический политический писатель, историк. Родился в дворянской семье, учился в иезуитском коллеже и в семинарии, затем отказался от духовной карьеры и четыре года (с 1742) прослужил в Министерстве иностранных дел. В 1746 году оставил государственную службу и посвятил дальнейшую жизнь научным занятиям. В 1793 году Конвент революционной Франции, отдавая дань уважения Мабли, принял решение о переносе его праха в Пантеон.

В основе взглядов Мабли на общество лежали теории общественного договора и естественного права. Первоначально, утверждал Мабли, общественная жизнь была основана на коллективном владении землей. Этот строй был разрушен в результате возникновения частной собственности, которая явилась основным источником всех несчастий, угнетающих человечество. Скромная жизнь при общности имуществ создает добродетельных и счастливых людей. Коммунизм Мабли - это аскетический коммунизм. Мабли считал, что восстановить прежнюю "систему общности" невозможно. В обществе, разделенном на богатых и бедных, нет силы, способной осуществить общественный идеал. Практически можно лишь уменьшить имущественное неравенство. Мабли считал, что народ - "носитель верховной власти". Он имеет право выступать против властей, если они нарушают права граждан на свободу и счастье. Мабли оправдывал революции и гражданские войны, когда они направлены против насилия и деспотизма. Мабли был сторонником республиканского строя, но считал, что путь к республике должен быть постепенным. В странах с давним монархическим строем он допускал сохранение монархии при условии лишения короля реальной власти и сосредоточения ее у представительных учреждений. Положительно оценив американскую конституцию 1784 года, Мабли осудил имущественное неравенство в США.

Мабли написал две работы, посвященные изучению истории, - "Об изучении истории" ("De l"étude de l"histoire") и "О том, как писать историю" ("De la manière d"écrire l"histoire"). Мабли не видел в истории закономерного процесса. Ориентиром для историка, по мнению Мабли, должно служить знание естественного права и законов политики, основанных на законах природы. Это дает мерило для оценки исторических фактов. "История, - писал Мабли, - должна быть училищем морали и политики"; она свидетельствует против самовластия и погони за материальными благами, в пользу такого политического строя, где беспристрастные законы, гражданское равенство, умеренный достаток для всех, демократическое устройство управления обеспечивают благоденствие наций и крепость государства.

Произведения Мабли способствовали идеологической подготовке французской буржуазной революции конца 18 века. На коммунистические идеи Мабли ссылались Бабёф и Буонарроти. Мабли был хорошо известен и в России. Одно из его произведений было переведено на русский язык Радищевым ("Размышления о греческой истории или о причинах благоденствия и несчастия греков", СПБ, 1773; опубл. также в кн.: А. Н. Радищев, Поли. собр. соч., т. 2, М.-Л., 1941). В историю общественной мысли Мабли вошел прежде всего как один из ранних представителей утопического коммунизма.

А. А. Макаровский. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Collection complète des oeuvres, t. 1-15, P., 1794-1795; Observations sur le gouvernement et les loix des Etats-Unis d"Amérique, Amst., 1784; в рус. пер. - Начальные основания нравоучения, ч. 1-3, М., 1803; О изучении истории, ч. 1-3, (СПБ), 1812; Избр. произв., М.-Л., 1950.

Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 315; Сафронов С. С., Политич. и социальные идеи Мабли, в сб.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955; Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в XVIII в., М., 1958; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958; Whitfield E. A., G. В. de Mably, L., 1930; Müller G., Die Gesellschafts-und Staatslehren des Abbés Mably und ihr Einfluss auf das Werk der Konstituante, В., 1932.

Габриель Бонно де Мабли (1709-1785). Рожденный дворянином, Мабли (родной брат известного французского философа Кондильяка ) имел все возможности для успешной карьеры. Поначалу все шло вроде бы именно так, как хотелось его родным. Получив хорошее образование в Лионе, Мабли отправляется в Париж, где влиятельный родственник устраивает его в привилегированную духовную семинарию. Но неожиданно Мабли покидает ее и возвращается в родной Гренобль, чтобы взяться за изучение древней литературы. Правда, вскоре после того, как Мабли перешагнул 30-летний рубеж, он вновь оказывается в Париже. Все та же родня устраивает его в министерство иностранных дел. Несколько лет Мабли действует на этом поприще. Перед ним открывается путь к быстрому продвижению по служебной лестнице. Но в 1746 г. Мабли покидает министерство, чтобы никогда больше не возвращаться на службу. Он отказывается даже от такой почетной должности, как воспитатель наследника престола (ведь ему пришлось бы преподавать дофину, что «короли созданы для народов, а не народы для королей»). Отказывается Мабли и вступить в Академию: это требовало бы произнесения речи в честь кардинала Ришелье... И в дальнейшем он ведет уединенную жизнь скромного, ограниченного в средствах человека.

Однако четырехлетняя служба вблизи королевского двора не могла пройти бесследно для наблюдательного и критического ума Мабли: отвратительным выглядело с близкого расстояния абсолютистское самодержавие. Нет, не такое государство нужно людям! А какое? Взгляд Мабли обращается к демократическим учреждениям Древней Греции. Более того, только «коммунистические» порядки древности вполне соответствуют, по его мнению, «природе человека» и «естественным законам».

Вся дальнейшая жизнь Мабли - неустанная литературная деятельность. Понятно, что в тогдашней Франции, где власти жестоко душили всякое проявление свободомыслия, издавать произведения, критикующие абсолютизм, а тем более пропагандировать идеалы коммунистического устройства общества было делом трудным, а то и невозможным. Значительную часть своих работ Мабли публикует в Женеве и Амстердаме. Некоторые же из них были напечатаны лишь после Великой французской революции, когда автора уже не было в живых.

Как политический писатель Мабли приобрел европейскую известность. И не только европейскую. К примеру, последняя книга, вышедшая незадолго до его смерти, «Заметки об управлении и законах Соединенных Штатов Америки», написана в ответ на просьбу двух крупных политических деятелей США, В. Франклина и Дж. Адамса, сообщить свое мнение о конституции этой страны.

Произведения Мабли были известны и в России; одно из них переведено в 1773 г. А. Н. Радищевым...

Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982, 138-139.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Collection complète des oeuvres, t. 1–15. P., 1794–95;

в рус. пер.: Об изучении истории. О том, как писать историю. М., 1993.

Литература:

Каплан А.Б. Революционно-демократическая идеология и утопический социализм во Франции XVIII века. М., 1989;

Волгин В.П. Развитие общественно-политической мысли во Франции в 18 веке. М., 1958;

Волгин В. П. Уравнительные теории XVIII в. Мабли.- В кн.: Очерки по истории социализма. 4-е изд., доп. М.- Л., 1935.

Волгин В. П. Французский утопический социализм. М., 1969;

Волгин В. П. Социальное учение Мабли.- В кн.: Мабли. Избранные произведения. М.- Л., 1950.

Казарин А. И. Мабли как гуманист и мыслитель.- Вестник истории мировой культуры, 1961, № 2.

Сафронов С. С. Коммунистическая система Мабли. М., 1950.

Сафонов С.С. Исторические взгляды Мабли. – «Французский ежегодник. 1971». М., 1973.

  • Мабли Г.Б. Об изучении истории. О том, как писать историю. (De l"etude de l"histoire. De la maniere d"ecrire l"histoire) [Djv- 5.0M ] Перевод С.Н. Искюля. Статья С.Н. Искюля. Комментарий С.Н. Искюля, А.Н. Васильева. Ответственный редактор Г.С. Кучеренко.
    (Москва: Издательство «Наука», 1993. - Серия «Памятники исторической мысли»)
    Скан, обработка, формат Djv: mor, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ОБ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ
      ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (6).
      Глава I. Введение. История должна быть школой политики и нравственности (6).
      Глава II. Об основополагающих принципах, коих следует придерживаться при изучении истории. Истина первая. О необходимости законов и правителей (14).
      Глава III. Истина вторая. Справедливость или несправедливость законов есть первопричина всех благ и всех зол в обществе (17).
      Глава IV. Истина третья. Гражданин должен повиноваться правителям, а правители - законам (23).
      Глава V. Истина четвертая. Следует остерегаться страстей чуждых народов (29).
      Глава VI. Истина пятая. Государства не должны ставить своей целью иное благо, нежели то, к коему они призваны природой (35).
      Глава VII. Приложение ранее высказанных мыслей к основным событиям, о коих повествуется в древней истории (39).
      Глава VIII. Приложение вышеуказанных истин к некоторым важным предметам истории нынешних европейских народов (45).
      ЧАСТЬ ВТОРАЯ (57).
      Глава I. Предмет сей второй части. Общие рассуждения о некоторых государствах Европы, где государь обладает всей полнотой власти (57).
      Глава II. О правлении Швейцарских кантонов, Польши, Венеции и Генуи (63).
      Глава III. О правлении Германской империи (73).
      Глава IV. О правлении Соединенных Провинций (82).
      Глава V. Об английском правлении (90).
      Глава VI. О шведском правлении (100).
      ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ (113).
      Глава I. Об общих причинах, кои удерживают правления в их пороках и препятствуют преобразованиям (113).
      Глава II. Размышления об особых причинах, кои препятствуют европейским державам совершать благие перемены правления своего и законов (120).
      Глава III. Общества более или менее способны к преобразованию. Каким образом следует достигать сего (129).
      Глава IV. О том, как государь должен приступать к преобразованию правления и законов (136).
      Глава V. Заключение (143).
      О ТОМ, КАК ПИСАТЬ ИСТОРИЮ
      Беседа первая. О различных видах истории. О штудиях, коими следует приуготовлять себя к изложению оной. Об истории общей и всемирной (150).
      Беседа вторая. Об исторических сочинениях, касающихся отдельных стран и эпох, каким должен быть предмет оных. Общие наблюдения или правила относительно всех родов исторических сочинений (188).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Дополнение к сочинению «О том, как писать историю» (П.-Ф. Гюден де ля Бренейери) (236).
      Габриэль-Бонно де Мабли и его исторические труды (С.Н. Искюль).

Родился в богатой семье, принадлежавшей к «дворянству мантии» и связанной родственными узами с кардиналом де Тансеном и его сестрой мадам де Тансен, хозяйкой известного парижского салона. Решением семьи был предназначен к духовному званию и отправлен в иезуитский коллеж в Лионе. Закончив его, уезжает в Париж и с помощью своего дяди кардинала де Тансена поступает в семинарию Сен-Сюльпис - главный «рассадник прелатов» Франции. После рукоположения в суб-диаконы оставляет семинарию, удаляется в Гренобль и делает наброски работы о политических реформах. Возвратившись в Париж, посещает салон мадам де Тансен, знакомится с Ш. Л. Монтескьё, К. А. Гельвецием и другими знаменитостями. В 1740 году публикует свой первый труд - «Параллели между римлянами и французами», где рассуждает о преимуществах различных форм правления, рассматривает роскошь и изобилие как движущую силу прогресса, призывает крепить королевскую власть как гарант благосостояния и свободы граждан. «Параллели» принесли Мабли известность и помогли стать секретарём кардинала де Тансена, назначенного в 1742 году министром иностранных дел. Составляет министерские доклады, ведёт дипломатическую переписку и даже важные переговоры, становится фактическим руководителем ведомства. Энергичная и умелая деятельность Мабли была замечена многими, король всё чаще стал прислушиваться к его мнению, однако в 1746 году он уходит из министерства и с тех пор занимается исключительно литературным трудом. Оберегая свою независимость, Мабли уклоняется от чести стать членом Французской Академии и воспитателем наследника престола.

Труды

Европейскую известность принёс ему труд «Публичное право Европы» (1748) - свод основных международных трактатов со времени Вестфальского мира. Труд этот неоднократно переиздавался, был переведён на многие языки, став в XVIII веке учебником в университетах Англии и настольной книгой политиков.

Социологические представления

Полнее всего выражены в трудах «О правах и обязанностях гражданина» (1758, опубл. 1789), «Беседы Фокиона об отношении морали к политике» (1763), «Сомнения, предложенные философам-экономистам о естественном и необходимом порядке политических обществ» (1768), «О законодательстве, или принципы законов» (1776). Цель социальной философии для Мабли - познание мотивов поведения человека; задача политика - использование этого знания для утверждения нравственности. Основное свойство человека - себялюбие, но ему присущи и социальные чувства - сострадание, благодарность, соревнование, любовь к славе; без них не было бы общества, цель которого - благо людей. Но во имя всеобщего блага индивид не может быть лишён данного ему природой права на независимое суждение, свободу и счастье. Природа предназначила людей быть равными. Первоначально их жизнь основывалась на коллективном владении землёй. Разделив её, люди пошли против велений природы, наказаны за это. Частная собственность, личный интерес порождают богатство и бедность, жадность, зависть, распад общественных связей, всеобщую ненависть и войны. Люди настолько погрязли в пороках, что возврат к «системе общности» невозможен, хотя она отвечает их истинным нуждам и требованиям разума. Единственный путь спасения - уменьшение имущественного неравенства, пресечение роскоши, ограничение потребностей. Умеренность - высшая личная и общественная добродетель.

Интересы государства с точки зрения нравственных принципов

Первое сочинение Мабли, «Parall?le des Romains et des Fran?ais» (1740), интересно потому, что автор его ещё далек от той оппозиции против существовавшего порядка вещей, которая составляла душу его позднейших произведений. Состоя секретарём при кардинале Тассене, заведовавшем дипломатическими делами Франции, Мабли составил для него в 1748 г. обзор международных трактатов, начиная с Вестфальского мира. В следующих сочинениях Мабли, «Observations sur les Grecs» (1749) и «Observations sur les Romains» (1751), заметно влияние Монтескьё. Ещё сильнее повлиял на Мабли Руссо. Новое направление Мабли обнаруживается в его «Принципах дипломатии» (1757), где он рассматривает международные отношения и интересы государства с точки зрения нравственных принципов.

Нравственность / разум

В 1763 г. вышло в свет «Entretiens de Phocion», под именем которого Мабли осуждает современное ему общество и тех руководителей его, которые искали благоденствия общества в успехах разума, вместо того чтобы искать его в успехах нравственности. Мабли разумел здесь преимущественно Гельвеция и его в то время весьма популярную книгу «L’Esprit». Два года спустя Мабли издал два тома своих «Observations sur l’histoire de France» (1765). Это сочинение может быть названо приложением «Общественного договора» Руссо к истории франков. Мабли старается доказать, что в эпоху возникновения Франции в ней законодательствовал народ и что позднейший аристократический строй и королевский абсолютизм были последствием узурпации.

Идеал государя, исполняющего волю народа

Карл Великий является у Мабли идеалом государя, исполняющего волю народа. Три года спустя Мабли вступает в полемику с экономистом Мерсье де ла Ривьером и в его лице - с школой физиократов в сочинении «Doutes sur l’ordre naturel et essentiel des soci?t?s» (1768). Физиократы для водворения просвещенный абсолютизм; Мабли противопоставлял абсолютизму систему контрфорсов, то есть разделение властей. Физиократы считали землевладельцев важнейшим сословием и в их интересах настаивали на свободной торговле хлебом. Этому экономическому идеалу Мабли противопоставлял другой, основанный на отречении от личной поземельной собственности и на абсолютном равенстве в общем (коммунистическом) владении землей. Систематическое изложение этого своего идеала, а также указание способов его осуществления путем законодательства Мабли представил в наиболее известном своём труде: «De la l?gislation, ou Principes des lois» (1776).

История

В 1778 г. Мабли издал под заглавием «Об изучении истории» (De l"?tude de l’histoire) политический учебник, составленный им за несколько лет перед тем для одного из бурбонских принцев в Италии, воспитателем которого состоял его брат, аббат Кондильяк. Работа эта по-просветительски банально рассматривала историю как собрание примеров для князей и как напоминание о необходимости осуществления?galit? (равенства) в государстве. В сочинении «О том, как писать историю» (De la mani?re d"?crire l’histoire, 1783) важнейшей предпосылкой историографии он объявлял знание естественного права, droit naturel, ибо в противном случае отсутствует критерий для оценки правоты или неправоты исторических начинаний. Задача историка - изобразить борьбу порока с добродетелью, частые преходящие победы порока, но также и следовавшие за ними постоянные неудачи последнего. Умственным способностям такого рода Мабли готов был придавать большее значение, нежели эрудиции. Он самым дерзким образом отчитывал великих историков-просветителей от Вольтера до Гиббона. По оценке Фридриха Мейнеке, «Это было пустое разглагольствование».

«Principes de morale»

В следующем году Мабли издал «Principes de morale» (1783), один из самых утопических трактатов о нравственности. Оно было главным образом направлено против «Системы природы», анонимный автор которой (Гольбах) проповедовал материалистическое мировоззрение и мораль, основанную на эгоизме или личном интересе. К тому же году относятся и «Observations sur le gouvernement et les lois des Etats-Unis d’Amerique». Разбирая их конституцию, M. из утописта становится реалистическим и крайне осторожным политиком, находя организацию молодой республики «слишком демократической». После смерти Мабли изданы: прод. его «Essai sur l’histoire de France» (1823-24; нов. изд. 1840), рассуждения «О действии и влиянии страстей в обществе», «О политических болезнях и о врачевании их» и обратившая на себя особое внимание книга «Les droits et les devoirs du citoyen».

Самое раннее произведение в духе французской революции

По уверению издателей, этот трактат был написан ещё в 1759 г., во время борьбы между королевским правительством и парижским парламентом. Если это так, то трактат Мабли - самое раннее произведение в духе французской революции. Изданный в 1789 г., среди бурного потока брошюр, предшествовавших революции, трактат Мабли выдается между ними своей серьёзной страстностью и непосредственно связывает его имя с тем переворотом, который он в известной степени подготовил. Уже из перечня сочинений Мабли видно, что, выступая критиком и реформатором общественного строя, он является в двойной роли моралиста и политика. Эти две стороны его деятельности тесно между собой связаны, ибо Мабли ставит государству и законодательству этическую цель, а свой этический идеал и построенную на нём социальную утопию рассчитывает осуществить путем законодательным.

Этико-социальный идеал

Этико-социальный идеал Мабли имеет аскетическую основу, свойственную самой натуре Мабли. Он не искал ни почестей, ни карьеры, жил одиноко, почти отшельником; когда на старости лет на его долю случайно выпал доход, дававший ему возможность жить с комфортом, Мабли отказался от него, чтобы обеспечить судьбу своего старого слуги. Но аскетический идеал, который проводит Мабли как моралист и социальный реформатор, - не средневековый монашеский идеал. Французские моралисты XVIII века искали не «царства Божия», а благоденствия рода человеческого; они исходили не от принципа отречения от самого себя, а от противоположного принципа личного интереса, предполагая, что он может при целесообразном законодательстве и правильной организации общественного строя привести к общему благу. Они стремились к полному равенству людей, основывая требование равенства на природе, создавшей, по их мнению, людей равными по силам и способностям; существующее же неравенство они объясняли неправильным ходом истории человечества. И Мабли стоит на этой почве: и он признает природное равенство людей, стремится к общему благу и кладет в основание нравственности личный интерес. Аскетическая струя обнаруживается только в его взглядах на людские страсти. Современные ему моралисты не обращали внимания на страсти или даже считали их полезными для личного счастья и всеобщего благоденствия, которые они признавали тождественными. Мабли, основываясь на доводах, заимствованных не из средневекового мировоззрения, а из классической философии и современной ему психологии, считает свободное развитие страстей несовместным с общим благом и настаивает на необходимости приносить их в жертву и на обязанности законодателя умерять и успокаивать их. Такая цель осуществима лишь при уменьшении потребностей человека, которое и становится для Мабли идеалом. Мудреца склонить к такому идеалу нетрудно, но как создать основанный на этом принципе общественный строй, как образовать «разумное общество из толпы людей глупых, ограниченных, странных и диких, которые по необходимости должны войти в его состав»?

Моралист Мабли стал утопистом

Ища выхода из этой проблемы, моралист Мабли стал утопистом. Самой злой из страстей оказывалась, в его глазах, жадность; чтобы уничтожить «этого вечного врага равенства» нужно создать такой строй, в котором никто бы не имел повода искать счастья в увеличении своего личного состояния. А для этого безусловно необходимо уничтожение личной собственности и замена её общностью собственности (communaut? des biens). Таким образом коммунистический строй становится для Мабли средством, чтобы основать социальную мораль на личном интересе и сделать людей поневоле счастливыми и добродетельными. Свой идеальный строй Мабли рисует в виде небольших, исключительно земледельческих общин вроде Спарты Ликурга, но проникнутых духом аскетизма и построенных на ограничении потребностей. При изображении своего коммунистического строя Мабли не входит в подробности и избавляет себя от необходимости принимать во внимание логические и практические затруднения, которые бы представились при дальнейшем развитии или осуществлении его теории. Он, напр., не касается взаимных отношений коммунистических общин; он обходит молчанием вопрос, должны ли они считаться собственниками возделываемой ими земли или же коммунизм должен охватить все наличное человечество и соединить его в одну общину, с одинаковым правом всех её членов на земную поверхность. Был ли Мабли действительно убежден в возможности путем законодательных мер втиснуть современное человечество в эту сельскую идиллию и удержать его в ней, или же все эти рассуждения имели для него интерес теоретической проблемы? В своей замечательной статье о «Суевериях» Мабли, защищая идеализм стоиков, говорит: «может быть стоики были неправы, предлагая людям идеал совершенства, пригодный только для существ, стоящих выше человека; пусть так, но я, все-таки, не могу не преклоняться перед ними: увлекая людей химерой, они заставляли их достигать высшей степени совершенства, на которую мы способны».

Влияние Мабли

В области политических теорий влияние Мабли было громадно и ещё недостаточно оценено. Как политический теоретик, Мабли занимает место между Монтескьё и Руссо, отличаясь от первого более радикальным либерализмом, от второго - недоверием к непосредственному народовластию, от обоих - большею склонностью перейти от теории к практике. Если трактат Мабли о «Правах и обязанностях гражданина» действительно написан в 1759 г., то его следует признать первым из французских публицистов, требовавшим созыва Генеральных штатов.

Вся «История Франции» Мабли - не что иное, как пропаганда конституционной и демократической доктрины. Отсюда успех этого сочинения: его одобряли, в лице Гримма, даже философы, нерасположенные к Мабли. Академик Бризар, произнесший в академии обычное посмертное похвальное слово Мабли, за 2 года до революции восхвалял Мабли за то, что он нашёл в колыбели Франции свободную республиканскую конституцию и выставил в лице Карла Вел. образцового монарха, отказывающегося от абсолютизма. Монтескьё, основывая политическую свободу на разделении и равновесии властей, ставил монархии под именем исполнительной власти в подчиненное положение к парламенту;

Недоверие к монархии

Мабли ещё гораздо более был проникнут тем недоверием к монархии, которое подорвало королевскую власть во Франции и отразилось на мертворождённой конституции 1791 г. Монтескьё озабочен ещё приисканием гарантий против превращения монархии в «несвободную республику»; Мабли ищет только гарантий против монархии и хотя отстаивает разделение власти, но в сущности стремится к установлению «диктатуры» законодательного собрания. Монтескьё выставлял Англию образцом конституционного государства; Мабли в резкой критике осуждает английскую конституцию, находя в ней два коренных недостатка - право короля распускать и созывать палаты и неответственность короля, - и пророча ей близкую гибель. Идеальной конституцией ему представляется шведская, которая в то время предоставляла исполнительному комитету сейма право скреплять новые законы, в случае несогласия короля подписать их, печатью с гравированной королевской подписью.

Вопрос о королевской власти

Более трезво Мабли отнесся к вопросу о королевской власти в трактате «Du Gouvernement et des lois de la Pologne», который был им составлен в 1770-1771 гг., после посещения им Польши, по просьбе одного польского вельможи, для барских конфедератов. Здесь Мабли считает наследственного и неответственного короля условием спасения Польши, но все-таки настаивает на полном разделении властей исполнительной и законодательной. Все эти теоретические рассуждения представляют тот интерес, что являются отражением и отчасти причиной настроения, охватившего французское общество и определившего характер и ход революции 1789 г.

Критика английской конституции у Мабли представляет собой, можно сказать, программу, которой руководилось национальное собрание при установлении той «республиканской монархии», то есть республики под фирмой монархии, о которой мечтал уже д’Аржансон. Что касается до Руссо, то хотя он и оказал своим «Contrat social» громадное влияние на демократический переворот, ниспровергнувший «старый порядок», но и тут теория Мабли в существенном вопросе получила верх над идеалом Руссо. Исходя из представлений и условий небольшой демократии в роде той, которую он знал в своей родной Женеве, Руссо был поклонником непосредственного участия всего народа в законодательном деле и отвергал представительство;

Условие политической свободы и прогресса

Мабли под влиянием Платона и исторического опыта античных республик относился с недоверием к страстям и порокам толпы и отвергал законодательствующую демократию, то есть непосредственное предоставление законодательной власти всей народной массе. В предоставлении такой власти выборным людям или представителям народа Мабли усматривал условие политической свободы и прогресса в «духе разума и справедливости». Когда народ сам пишет для себя законы, утверждал Мабли, он всегда относится к ним с пренебрежением; «в чистой (то есть непосредственной) демократии на форуме издаются такие же несправедливые и неразумные законы, как и в диване Турции».

Как известно, руководители французской революции, несмотря на все увлечение идеей народовластия, никогда не подвергали сомнению принцип представительства: теория Мабли в этом важном вопросе более соответствовала духу его соотечественников, чем политический идеал швейцарца Руссо. Во французской революции можно проследить также влияние нравственного ригоризма Мабли Подобно Руссо, он считал веру в Бога необходимой для нравственности и требовал строгих наказаний не только против атеистов, как Руссо, но и против деистов. Он не только видел в законодательстве средство установить на земле идеальный строй, но и признавал за законодателем право прибегать к «святому насилию, которое силой отрывает граждан от их пороков». Этим духом руководились якобинские пуритане, желавшие путем террора возродить Францию.

Сочинения

Собрание сочинений Мабли было издано в 1789 г. в Лондоне. Другое издание, в которое вошли и посмертные сочинения Мабли («Collection compl?te», 1794-1795) вышло во время конвента (l’an III de la R?p.).

  • Разговоры Фокиевы о сходности нравоучения с политикой. - М., 1772.
  • Ч. 1-3 // Размышления о Греческой истории. - М., 1773.
  • Начальное основание нравоучения. - М., 1803.
  • Избранные произведения. - М.; Л., 1950.
  • Об изучении истории. О том, как писать историю. - М., 1993.
  • V. 1-15 // Collection complete des oeuvres. - Paris, 1794-1795.

Габриэль Бонно де Мабли (1709 - 1785) - дворянин по рождению, получил хорошее образование, служил в Министерстве иностранных дел. Четырехлетняя служба при королевском дворе не прошла бесследно для наблюдательного и критического ума Мабли; его вывод - абсолютистское самодержавие отвратительно, не такое государство нужно людям! И Мабли обращается к демократическим убеждениям Древней Греции. Восхваляя порядки древности, он, однако, не верил в возможность восстановления «золотого века». Тем не менее Мабли считал, что только «коммунистические порядки древности вполне соответствуют «природе человека» и «естественным законам». Вся дальнейшая его жизнь - неустанная литературная деятельность.

<…>Чудовищное разнообразие правительственных форм, законов и нравов на земле - зрелище, способное забавлять людей легкомысленных, но удручающее людей мыслящих, убедившихся, к стыду нашего разума, что человеческим родом всегда управляла какая-то слепая и капризная судьба… Тысяча жестоких революций уже тысячи раз меняли лицо земли и уничтожали величайшие империи, и тем не менее столько раз повторявшийся опыт не заставил нас заподозрить, что мы ищем счастье там, где его нет…

<…>Неравенство имуществ и состояний разлагает, так сказать, человека и изменяет естественные влечения его сердца, ибо бесполезные потребности вызывают у него бесполезные для его истинного счастья желания и заполняют его ум самыми несправедливыми и нелепыми предрассудками или заблуждениями. Я считаю, что равенство, ограничивая наши потребности, сохраняет в моей душе мир, противящийся возникновению и развитию страстей .

Природа сделала равенство законом для наших предков, и о своих намерениях она заявила столь ясно, что не знать их было невозможно. На самом деле, кто может отрицать, что, выйдя из рук природы, мы находились в самом совершенном равенстве? Разве она не дала всем людям одинаковые органы, одинаковые потребности, одинаковый разум? Разве расточаемые ею на земле блага не принадлежали им сообща?.. .

<…>Я не страшусь того, что общность имущества сделает граждан равнодушными к судьбе государства. Чем меньше люди заняты своим богатством, своей роскошью и своими наслаждениями, тем более они заинтересованы в общественном благе; они как бы забывают себя и любят только законы <…> .

Если вы хотите заложить фундамент совершенной республики, я советую… отправиться искать себе граждан в лесах Америки или Африки<…>

Легче принудить этих дикарей заниматься полезными ремеслами, чем заставить нас отказаться от лишних и бесполезных. Я нахожу в их, едва намечающемся, обществе самое совершенное равенство. Оно не допускает какого-либо различия между вождем племени и последним отцом семейства; он вождь потому, что он храбрее других, и он перестанет быть им, если допустит, чтобы кто-нибудь превысил его .

<…>Если мы хотим, чтобы правители были справедливыми, нужно, чтобы у государства было мало потребностей, а для того чтобы еще больше принудить правителей к справедливости, надо, чтобы законы не предоставляли им возможности иметь больше потребностей, чем остальным гражданам <…> .

Родился в богатой семье, принадлежавшей к «дворянству мантии» и связанной родственными узами с кардиналом де Тансеном и его сестрой мадам де Тансен, хозяйкой известного парижского салона.
Решением семьи был предназначен к духовному званию и отправлен в иезуитский колледж в Лионе. Закончив его, уезжает в Париж и с помощью своего дяди кардинала де Тансена поступает в семинарию Сен-Сюльпис - главный «рассадник прелатов» Франции. После рукоположения в субдиаконы оставляет семинарию, удаляется в Гренобль и делает наброски работы о политических реформах. Возвратившись в Париж, посещает салон мадам де Тансен, знакомится с Ш. Л. Монтескьё, К. А. Гельвецием и другими знаменитостями.
В 1740 году публикует свой первый труд - «Параллели между римлянами и французами», где рассуждает о преимуществах различных форм правления, рассматривает роскошь и изобилие как движущую силу прогресса, призывает крепить королевскую власть как гарант благосостояния и свободы граждан.
«Параллели» принесли Мабли известность и помогли стать секретарём кардинала де Тансена, назначенного в 1742 году министром иностранных дел. Составляет министерские доклады, ведёт дипломатическую переписку и даже важные переговоры, становится фактическим руководителем ведомства. Энергичная и умелая деятельность Мабли была замечена многими, король всё чаще стал прислушиваться к его мнению, однако в 1746 году он уходит из министерства и с тех пор занимается исключительно литературным трудом. Оберегая свою независимость, Мабли уклоняется от чести стать членом Французской Академии и воспитателем наследника престола.
В 1793 году его прах с почётом был перезахоронен якобинцами в Пантеоне.