Кто отпускает грехи. Какие грехи священник не вправе отпустить

Кто может отпускать грехи? Многие из нас думают, что знают ответ на этот вопрос. Развею еще один религиозный миф об этом.

Бог создал Адама чистым и безгрешным, и если бы тот не нарушил Божьего запрета, то остался бы таким навсегда, имея право на вечную жизнь. Те, кто читал Библию знают, что Адам нарушил Божий запрет и поэтому согрешил.

Апостол Павел говорит: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.» (Рим.5:12)

Апостол также говорит: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни». (Рим.5:18)

Эти слова очень важны. Они объясняют нам, что является основанием для прощения грехов и примирения с Богом. Он также говорит: «Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.» (1Кор.15:21,22)

Некоторые ошибочно полагают, что Бог окончательно простит грехи всем, и что все будут спасены, даже сатана. Но это не библейское учение. В книге Откровения ясно сказано, что многие, то есть сатана со своими последователями, будут уничтожены навсегда.

Апостол Иоанн говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.»(Ин. 3:16)

На основании этих слов становится понятно, что лишь тот, кто верует в Иисуса Христа и принимает Его, как своего Спасителя, может иметь надежду на спасение.

Каждому, кто будет спасен, грехи будут прощены. Из этого следует, что грехи могут быть прощены только верующим в Иисуса Христа.

Апостол Петр, разъясняет: «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши». (Деян. 3:19)

Здесь показана еще одна вещь, необходимая для очищения от грехов, а именно: покаяние. Покаяние — это не только слова грешника, но принятое им решение больше не грешить и идти за Богом. Это перемена мышления того, кто покаялся. Плод покаяния — это готовность человека переменить свою жизнь.

Молитва, которой учил молиться Христос, дает понимание, кто может прощать грехи и кого мы должны просить об этом. Эта молитва обращена к Отцу Небесному: «…и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему». (Лук.11:4)

Из этого следует, что только Бог может прощать нам все грехи, а мы можем и должны прощать людям провинившимся перед нами.

Слова из Писания: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан.20:23), сбили с толку многих желающих прощать людям их грехи. Они подумали, что Бог передал им то, что может только Он. Это место лишь говорит о том, что каждый из нас должен прощать согрешившим перед нами, но не грехи, которые делал человек в своей жизни. Это как индульгенция продаваемая в свое время. Единственный, кто может нас спасать это Бог. Единственный, кто может прощать нам грехи это Он и никто больше.

Иисус сказал такие слова: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну.» (Ин. 5:22) В этих словах открывается мысль, что Иисус получил право отпускать грехи. Поэтому Он сказал больному, уверовавшему в Него, что Он может исцелить его: «Прощаются тебе грехи твои!» Обратившись к удивленным книжникам, Он сказал: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи.» (Мат. 9:1-6)

На основании сказанного можно понять, что только Христос может прощать грехи. Некоторые религиозные течения изобрели так называемую «исповедь», утверждая при этом, что определенные, специально назначенные для этого личности имеют право совершать обряд исповеди и могут прощать грехи. Интересно, когда возникло такое учение и имеет ли оно какое-то основание в Священном Писании?

Слова из Писания: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». (1Иоан.1:9) Говорят только о том, что именно Он (Христос), будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Где здесь сказано о какой-то тайной исповеди какому-то священнику? Никто из так называемых священников не может прощать человеку грехи, даже, на так называемой исповеди.
«Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых».

На основании прочитанного становится ясным, что Иисус Христос умер только раз, и повторно никто не может умертвить Его. Апостол Павел очень доступно разъясняет, что жертва Иисуса является достаточной, и того, что свершилось на Голгофе, вполне хватает, чтобы навсегда сделать «совершенными освящаемых» . Это означает, что одна и та же жертва смывает как первородный грех (унаследованный от Адама), так и все остальные грехи тех, кто старается наследовать своего Господа. Подтверждая это, святой Иоанн пишет так: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.» (Ин. 2: 1,2)

И в заключение

Можем ли мы согрешить, уже после покаяния? Конечно можем, но не должны. Но даже если мы согрешаем, то можем исповедывать свой грех как перед Богом, так и перед людьми. Бог будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

Итак, где исповедывали грехи: «и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.» (Матф.3:6)

И еще: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса. Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч [драхм]. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне». (Деян.19:13-20)

И еще: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного». (Иак.5:14-16)

Мы живем во времена Нового Завета. Тащить из Ветхого Завета, служение Ветхого Завета, нам не завещал Бог.
Никто из людей не может прощать грехи, которые может прощать только Христос. Это Он умер за грехи наши и воскрес для нашего оправдания.

Подготовил Николай Николаевич

Инструкция

Первое и обязательное условие для отпущения грехов – это их признание. Вы должны чётко осознавать, что и когда вы делали неправильно, почему вы это делали и можно ли было этого не совершать. Оглянитесь на свою жизнь и жизнь людей, окружающих вас: всё ли, что вы считали полезным и приятным, является таковым на самом деле? От Бога ли это было?
Вы должны раскаяться и постыдиться своих поступков, возненавидеть свою греховность и искренне желать исправления.

Многие люди сталкиваются с проблемой, что считать грехом, а что нет. В этом случае вам поможет чтение духовной литературы, трудов святых отцов Церкви или беседа со священником. Полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (Мф. 5:3 - 7:27), чтобы понять, насколько мы далеки от того жизненного идеала, который дает нам Господь. Потому что слова Христовы – это норма христианской жизни.
После раскаяния можете считать, что вы уже сделали первый шаг к выздоровлению.

Осознав свои грехи , вы искренне должны покаяться. Покаяние – важнейшее условие для отпущения грехов. Вы должны изменить образ своих мыслей и образ жизни, отказаться впредь от греховных дел и помыслов. Грешить и тут же каяться, а потом снова грешить – это ещё большее преступление перед Богом. Такой грех значительно усугубляется.

Когда вы будете морально готовы, нужно будет совершить главное действо на пути отпущения грехов – исповедовать свои грехи в церкви. Именно священнослужителям завещал Господь наш Иисус Христос прощение грехов: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф., 18,18). Поэтому священник вправе отпустить любые грехи , лишь бы было искреннее и чистосердечное покаяние.

Исповедь является одним из основных церковных таинств, потому готовиться к ней нужно с большой ответственностью и благоговением. Как правило, исповедоваться нужно в церкви (если вы не тяжелобольной человек). Вы должны быть крещены в Православной вере, носить нательный крестик.
Готовясь к Исповеди, читайте молитвенное правило, установленное в таком случае. Чтение Евангелия также поможет вам осознать собственную греховность и проникнуться большим трепетом и страхом Божиим.

Придя на Исповедь, вы должны перечислить свои грехи священнику. Говорить следует не общими словами, а называть конкретные грехи , которые вы видите за собой. О чем расскажете, то и будет отпущено вам. Если вам будет тяжело говорить или что-то забудете, то священник может задавать наводящие вопросы. Старайтесь не повторяться.

Если батюшка увидит, что вы что-то утаиваете или не договариваете, он может не отпустить ваши грехи , отправив вас ещё раз обо всем подумать. Принимайте любое решение как должное, оно обязательно пойдёт вам во благо.
Если священник принял вашу Исповедь, он прочитает над вами разрешительную молитву, и грехи ваши отпустятся. Вы должны понимать, чем искреннее покаяние, тем полнее прощение и благодатное мздовоздаяние от Бога. Не священник прощает ваши грехи , а сам Господь Бог. Поэтому-то и бесполезно что-то скрывать и недоговаривать.

Обратите внимание

Некоторые воспринимают исповедь как возможность пообщаться со священником, задать ему вопросы и получить на них ответы. Каждый священник подходит к исповеди по-своему: один считает своим долгом всякий раз дать полезный совет исповедующемуся, другой предпочитает слушать исповедь молча и лишь в особых случаях нарушает молчание. Важно помнить, что исповедь - это не собеседование со священником, а предстояние перед Богом.

Полезный совет

Думайте о своей греховности ежедневно, анализируйте прожитый день: за все хорошее благодарите Бога, за все плохое искренне просите прощения.

Источники:

  • Об исповеди и покаянии
  • грехи не отпустил
  • В каком случае батюшка может не отпустить грехи на исповеди?

Современное общество нередко относится к религии как к элементу культуры. Среди прихожан церквей все чаще встречаются молодые люди, которые считают, что быть верующим модно. Такие понятия, как соблюдение поста, крещение уже стали некими показателями продвинутости и вовлеченности в ту или иную субкультуру. Однако мало кто помнит и знает наизусть молитвы или священные заповеди. Каждый день люди грешат, поддаваясь дурным мыслям или намерениям. Принято считать, что все плохие поступки можно будет замолить в дальнейшем, однако это еще одно заблуждение. Зло, причиненное себе и другим, навсегда останется с вами. Можно лишь по-настоящему покаяться в нем.

Инструкция

Если вы решили покаяться в грехах, лучше за помощью к священнику. Люди, которые часто ходят в , нередко имеют своего духовника, однако если вы не относитесь к постоянным прихожанам, то можно выбрать самостоятельно. Прежде , обратите внимание на то, исповедь. Иногда она проводиться потоком. То есть просто перечисляет свои , а все их отпускает. Такой ход событий навряд ли вас устроит, поэтому лучше выбрать духовника, который будет иметь время, чтобы побеседовать с вами или дать совет.

Не утаивайте ничего. Вы пришли для того, чтобы очиститься от вины, поэтому рассказать нужно все, как бы больно и страшно от этого не было.

Обратите внимание

Искупить вину за плохой поступок может только доброе дело. Оно может быть совсем небольшим, однако благоприятно скажется на вашем самочувствии и восприятии. Помните, можно не усердствовать в молитвах, но каждый день необходимо работать над собой и своими мыслями, чтобы в дальнейшем избежать повторения ошибок.

Полезный совет

Не пытайтесь купить отпущение грехов. Самое важное в исповеди - это осознание своей вины и прощение.

Считается, что если рассказать о своем грехе священнику, то должно наступить покаяние, но это подействует только в том случае, если вы действительно раскаиваетесь. Поэтому прежде чем приступать к молитвам, необходимо прежде всего осознать тяжесть своего греха и захотеть искупить его.

Одним из важнейших Таинств христианства является исповедь. На ней верующий вспоминает свои грехи , кается в них и просит у Господа прощения. Тот, кто просит милости Небесного Отца, всегда ее получает, но раскаяние должно быть искренним и деятельным.

Инструкция

Необходимо осознать, в чем именно вы провинились перед Господом и людьми. Это не только всем известные смертные грехи – , воровство, прелюбодеяние, аборты, но и повседневные прегрешения, которыми насквозь пропитана наша жизнь.Тяжкий грех – равнодушие и немилосердие к людям. Если вы судите и осуждаете ближнего своего – вы согрешили осуждением. Если утверждаете, что безгрешны и праведны – грешны гордыней и самовосхвалением. Если сквернословите, курите, пьете, если раздражительны и гневливы, если в мыслях пожелали обидевшему вас человеку зла – вы согрешили.Очень распространенный грех – ворожба. И пусть вас не вводит в заблуждение то, что гадалка как бы молилась перед тем, как раскрыть ваше будущее или решить ваши проблемы. Она грешит, и скорее всего, знает об этом. Знайте и вы, что тоже впали в грех. Только у Господа надо просить помощи, и только на Его уповать.Грехом является равнодушие и небрежение к молитве, упоминание имени Господа всуе, лень и чревоугодие. Вспомните все свои грехи , запишите их на листок, чтобы не растеряться и не забыть на исповеди. И главное - от всей души простите своих обидчиков. Христиане всех просят Господа: «И остави нам наши, якоже и мы оставляем должникам нашим». Если вы не простите должника, стоит ли просить прощения за свои грехи ?

Обычно исповедь начинается до начала Божественной литургии. Внимательно выслушайте молитву к общей исповеди, в которой просит прощения у Господа за многочисленные грехи , и тоже мысленно просите прощения у Бога. Затем начинается индивидуальная исповедь, когда каждый кающийся подходит к священнику и перед Господом свои прегрешения вольные и невольные.Не пытайтесь ссылаться на обстоятельства или на то, что вас в грех ввел кто-то другой. Если вы сами себя оправдываете, не получаете оправдания у Бога. Священник разрешает грехи кающегося не своей волей, но именем Господа. После того, как священник прочитал разрешительную молитву, целуйте Крест и Евангелие, лежащие на аналое.

Если хотите Святых Тайн, необходимо , как минимум, три дня. К исповеди лучше сходить накануне вечером, чтобы в день Причастия на Богослужении не отвлекаться ни на что, полностью сосредоточившись на молитве.Перед сном, накануне Причастия, помимо обычных молитв на сон грядущий, нужно прочитать покаянный канон, к Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю и на принятие Причастия. К Причастию подходите, скрестив руки на груди, со смирением и благодарностью к Господу за его милость. После принятия Причастия выслушайте благодарственные молитвы.Если вы не воспринимаете на слух церковнославянский язык, дома перед иконами прочитайте эти молитвы самостоятельно. Старайтесь как можно дольше хранить чистоту, которую вы получили после исповеди и Причастия.

Полезный совет

Помните о том, что нет непрощенных грехов – есть нераскаянные.

Источники:

  • Сайт храма св.Иоанна-воина

Ни одни отношения не застрахованы от развала. И чаще всего расставания происходят по инициативе одной из сторон. А второй человек продолжает любить и страдать. К сожалению, пострадавшей стороной частенько выступает женщина. А ведь ей отпустить бывшего гораздо сложнее, чем мужчинам забыть свою любовь.

Инструкция

Не пытайтесь разжалобить мужчину своими слезами или истериками. Если он решил уйти, то сделает это в любом случае. Старайтесь даже в сложной ситуации не терять чувства собственного достоинства. Запомните, что это не последние чувства в вашей жизни. Мужчины приходят и уходят, нужно думать в первую очередь о себе.

Не бойтесь остаться в одиночестве. Подумайте о том, что эта ситуация принесет вам только плюсы. Вы наконец-то снова станете свободны, не будете зависеть ни от кого. Вам не придется вечерами ждать его звонка, перекраивать планы, терпеть его равнодушие и плакать ночами в подушку. Ищите во всем положительные стороны.

У вас появится больше свободного времени, постарайтесь потратить его с пользой. Займитесь самообразованием, устройтесь на новую работу, начните посещать курсы или заведите себе хобби. Во-первых, вы сможете заниматься самоусовершенствованием, а во-вторых, у вас не будет времени для переживаний.

Не боритесь за свое потерянное счастье. Как нельзя склеить разбитую вазу, так нельзя и восстановить отношения, которые закончились. Даже если мужчина вернется к вам, радости это не принесет. Вы всегда будете ожидать от него предательства, и в итоге испортите нервную систему и себе, и ему.

Постарайтесь принять перемены, которые произошли в вашей жизни. Вам нужно научиться жить по-новому. Но, кто знает, возможно, это новое через некоторое время понравится вам гораздо больше, чем то, что было раньше.

Полюбите себя, начните себя холить и лелеять. Начните наконец-то делать то, что вам нравится. Посещайте клубы и рестораны, ходите на массаж и в сауну, запишитесь на курсы экстремального вождения. Старайтесь баловать себя ежедневно. Так вы гораздо проще переживете этот сложный период в жизни.

Поймите мужчину. Его чувства прошли, он не может быть больше с вами. И если он вам действительно дорог, отпустите его. Не мешайте ему быть счастливым, пусть даже и без вас. Простите его за все, что он сделал, только так вы сможете избавиться он мыслей о нем.

Полезный совет

Заведите новый роман, это поможет вам пережить разлуку.

Грехом в православии называется серьезный проступок человека, ведущий к погибели человеческой души, невозможности вечной жизни в царствии бога. Почти все грехи можно искупить на исповеди.

Непростительный грех

Существует один грех, который навсегда закроет дверь в царствие бога - выражение недовольства и осуждение его действий. Православному христианину следует всегда помнить об этом и не совершать фатальной ошибки. Этот грех называется гордыней и считается первородным. Согласно Библии, Люцифер был изгнан с небес на землю именно из-за того, что дерзнул выражать недовольство существующим порядком.

Другие грехи

Всего существует 7 смертных грехов. Гордыня входит в их число. Они называются смертными, так как губят жизнь души. Если человек совершает серьезные проступки слишком часто, он может навсегда отдалить себя от бога и своего истинного пути. В таком случае ему остается лишь уповать на божью милость и всепрощение.

Жадность - сегодня наиболее распространенный грех. Человек настолько поглощен своими материальными благами (или их отсутствием), что забывает о своей душе, о том, что он несовершенен и ему необходимо полагаться на помощь и милость бога. Жадность усугубляют "грязные" деньги, которые человек заработал нечестным путем.

Блуд - еще один распространенный грех. Иногда животное начало человека берет верх над его духовными устремлениями, и человек пускается во все . В даже взгляд на женщину считается . Сквернословие, чтение и просмотр порнографических материалов также считается греховным.

Зависть считается греховной лишь в том случае, если она доводит до причинения зла ближнему. Это так называемая "черная" зависть. Она чем-то напоминает гордыню, так как человек, завидуя кому-либо, также выражает недовольство существующим порядком вещей, который установлен богом.

Уныние приводит человека к депрессии, а иногда и к самоубийству. Все начинается с того, что человеку попросту лень делать добрые дела и устраивать свою жизнь. Это постепенно переходит в то, что человек перестает испытывать страх перед богом и полагаться на него.

Гнев затуманивает разум человека и полностью овладевает им. Из-за него человек способен на все, лишь бы избавиться от этого неприятного чувства. Нередко на почве гнева совершаются распри и убийства. Разумеется, дело не всегда заканчивается рукоприкладством, но ненависть и Содержание статьи

Мастурбация в Библии

Термин «онанизм» произошел от имени героя ветхозаветного мифа Онана. Его старшему брату Иру Господь повелел взять в жены Фамарь, однако тот вскоре умер, так и не дав потомства. Жена перешла по наследству к Онану. Молодой человек должен был продолжить род брата. То есть первый ребенок мужского пола, родившийся от Онана, должен был считаться сыном умершего Ира. Такая перспектива Онана не впечатлила, и в первую брачную ночь он «излил семя на землю», чтобы предотвратить зачатие. Однако, скорее всего, здесь речь идет не о , а о прерванном половом акте.

Вероятно, в те времена мастурбация и способы предохранения от нежелательной беременности были понятиями тождественными, т.к. не приносили желаемого результата – детей. Господь сильно разгневался, ведь он пообещал, что именно из этого рода должен произойти Мессия. В наказание он поразил несчастного молнией. Больше нигде ни в Ветхом, ни в Новом Завете об этом занятии ничего не говорится. Из чего можно сделать вывод, что за всю историю человечества наказан был всего лишь один онанист и только лишь за то, что его семя попало не туда, куда было нужно богу.

Мастурбация в Средневековье

Христианская церковь, взращенная на фундаменте Ветхого Завета, чтила мифы еврейского народа и переняла многие их обычаи, касающиеся богослужения и праведной жизни. Долгое время онанистов никто не трогал, до них никому не было никакого дела. Но на смену относительно толерантному раннему христианству пришли средневековые священнослужители, которые во всех отношениях страдали максимализмом. Мастурбацию, петтинг, оральный секс, предохранение от беременности и даже самопроизвольные поллюции стали считаться греховными занятиями, и те, кто ими занимался, должны были подвергаться наказанию. Расправлялись с «рукоблудниками», чаще всего по доносу недоброжелателей, богобоязненных родственников, друзей и даже родителей.

Подростков, впервые уличенных в мастурбации, били по рукам палкой, накладывали епитимью и отпускали. Однако, если это не помогало, и молодые люди продолжали удовлетворять себя самостоятельно, ответственные родственники с помощью священников переходили со всем рвением к более радикальным мерам. В исторических мемуарах о средневековой жизни описаны случаи, когда за онанизм мальчикам отрезали головку полового члена, а девочкам прижигали каленым железом или вырывали щипцами клитор. Конечно же, эти действия сопровождались чтением псалмов и молитв для таких щекотливых случаев. О дальнейшей судьбе этих искалеченных детей не говорится ни слова, но, можно полагать, что мастурбация их больше не интересовала.

Мастурбация в современном религиозном мире

Расхожее заблуждение о том, что онанизм - преступление против природы, очень часто используют ретрограды и религиозные фанатики. И все же, мастурбация является весьма распространенным явлением в животном мире, что позволяет говорить о том, что она заложена в живых существах самой природой.

Православная церковь осуждает половую жизнь до брака, а также акты самоудовлетворения и мысленную похоть. Католические и протестантские священники, в большинстве своем, смотрят на это занятие снисходительно, если речь не идет о навязчивом онанизме. Кроме того, большинство православных и католических священников не осуждают взаимную супружескую мастурбацию, как акт прелюдии перед соитием, предпочитая не вмешиваться в эту сферу личной жизни паствы, если она не идет в разрез с духовными и общечеловеческими нравственными нормами.

В восточных же учениях к мастурбации подходят философски. Отдельные даже рекомендуют занятия онанизмом для достижения духовного просветления. Многие восточные культуры веками возводили прелюдию и секс в культ, и здесь взаимная мастурбация, а также самоудовлетворение играли очень важную роль.

В XXI веке единого мнения о мастурбации нет, есть лишь личное отношение отдельных священнослужителей к ней. Одни считают греховными и похотливые помыслы и , приравнивая последнее к половым извращениям, другие опираются на отсутствие прямых указаний в Священном Писании и заповедях, утверждают, что онанизм не считается грехом.

И исповедь как Таинство, как исповедание своих грехов и покаяние в них Богу, и исповедание своей веры подразумевают обязательно проговаривание, выражение вслух своих мыслей и чувств.

Одно из самых знаменитых богословских произведений, да и вообще произведений в истории культуры - «Исповедь» Августина - на языке оригинала, на латыни, называется Confessiones. Легко видеть, что это та же самая лексема, что и хорошо знакомое всем современное слово «конфессия». В русском языке конфессией сегодня обычно называют объединения верующих в рамках одной религии со своими особенностями вероучения, богослужения и особенностями организационной структуры. Кстати, иногда неверно слово «конфессия» относят к буддизму, исламу или иудаизму в целом, но это ставшая распространенной ошибка. Конфессия - это все-таки отдельное направление внутри той или иной религии, чаще всего христианства.

К христианским конфессиям принадлежат православие, католицизм и протестантизм. Мы уже, наверно, привыкли слышать слово «конфессия» как нечто официальное и эмоционально никак не окрашенное, что-то из области преимущественно статистики. В мире столько-то католиков, столько то православных, столько то протестантов... Но интересно, что синоним этого значения слова «конфессия», который просто является его переводом на русский язык - это исповедание веры.

И тогда принадлежность к той или иной конфессии, если она не формальна, не только нечто из мира статистики на религиозную тему, - это открытое и убежденное признание своей веры в Бога словами и делами, не смотря ни на какие гонения и страдания, даже на угрозу смерти. Неслучайно в Православной Церкви исповедниками, то есть теми, кто действительно исповедал или поведал миру свою веру в Господа Иисуса Христа, называются святые, которые за это претерпели гонения и страшные мучения, хотя и остались живы.

Вообще дословно на русский язык слово confessio переводится как «сознание», «признание» - скажем, признание своих грехов, своей ошибки. Оно образовано от глагола confiteor - «сознавать», «признавать», «явно показывать», «обнаруживать». А корень этого слова - глагол for, что значит просто - говорить, выражать, судить, предсказывать (отсюда и латинское слово судьба - fatum - как то, что предсказано и суждено).

И поэтому неслучайно, что и исповедь как Таинство, как исповедание своих грехов и покаяние в них Богу, и исповедание своей веры подразумевают обязательно проговаривание, выражение вслух своих мыслей и чувств. Правда, в случае исповеди это разговор один на Один человека с Богом, который от других людей охраняет тайна исповеди, а в случае конфессиональной принадлежности как исповедания веры тут такой тайны нет, и делается оно порой максимально публично. Однако и в том, и в другом случае это некий разговор, произнесение или вынесение вовне того, что внутри.

Нельзя лишь втайне, никому не признаваясь, принадлежать к той или иной религии, но необходимо и публично исповедывать или выражать свою веру. Ведь настоящая вера - это не просто сугубо личное, интимное дело человека, но это такое его личное дело, которое не может не перейти так или иначе и во внешнюю, общественную сферу. Так же и прощение от Бога и разрешение от своих грехов можно получить лишь через исповедь как через их открытое высказывание и признание. Нельзя просто застыдиться в глубине сердца и попросить у Бога прощения. Нужен именно разговор с Богом, а не с самим собой, и исповедь и является таким разговором-признанием и прощением. А иначе как человек вообще узнает, что он действительно прощен?

Исповедоваться самому себе и попросить прощения только в своем сердце легче легкого - всегда можно так или иначе договориться с самим собой, успокоить себя, хотя бы на поверхности. Но это не настоящее прощение, а лишь театр теней, притворная игра перед зеркалом. Это не будет просто-напросто настоящим поступком, как реальная исповедь - пойти и на деле, открыто признаться в своих нравственных ошибках и недостоинствах. Для этого нужны мужество и решимость. И реально простить тебя может лишь тот, перед кем конкретно ты был не прав.

Поэтому, например, обидев другого человека, ты и прощения должен просить у него - открыто, вслух. И как согрешает человек в отношении прежде всего Бога как источника праведности и морали, так и прощение он должен получать лишь от Него Самого - в разговоре с Богом при видимом посредничестве священника.

В целом получается интересная картина, если смотреть на два этих значения слова confessio (собственно конфессия и исповедь) и не разделять их, а оба держать в уме, взаимно проецировать одно на другое. Тогда получится понимать и помнить, что конфессия как принадлежность к той или иной религии должна опираться на осознанный личный выбор, идти изнутри и быть действительно исповеданием веры, доказываться делами и жизнью, а не статистической справкой из «ведомства вероисповедания». А исповедь как признание своих грехов и внутреннее стремление от них очиститься должна обязательно получать так или иначе и внешнюю форму, не может быть только моим личным, как бы интимным делом. Исповедь - это поведание, реальный разговор или диалог с Богом, в результате которого только и можно получить прощение.

(РЕЧЬ ИДЕТ О КАТОЛИКАХ)

ВОПРОС: существуют ли такие грехи, которые не могут отпускать все священники на исповеди?

ОТВЕТ: да, существуют грехи, которые не может отпустить кающемуся любой священник и для отпущения которых необходимо обратиться либо к епископу, либо к пенитенциарию – священнику, принадлежащему к Верховному трибуналу Апостольской пенитенциарии. Причина такого правила – в том, что кающийся нуждается в исцелении. И так же, как для диагностики и лечения некоторых болезней прибегают к специалисту, для исцеления тяжких духовных недугов прибегают к отпущению со стороны пенитенциария.

Согласно Кодексу канонического права, существует только один грех, отпускать который могут только епископы: это грех аборта. Однако в пределах своей епархии епископ может принять решение оставить за собой и отпущение каких-либо других грехов. Чтобы получить отпущение, оставленное за епископом, необходимо обратиться к канонику-пенитенциарию, который есть в любом кафедральном соборе и других церквах. Если на совести есть такой грех, то можно обратиться к любому священнику на исповеди: если он не имеет полномочий пенитенциария, то он укажет, к кому обратиться.

Грех аборта влечёт за собой автоматическое отлучение от Церкви, которое может снять епископ. Это отлучение касается как матери, так и совершающего аборт врача, медперсонала и того, кто подталкивает к аборту. Вот что говорит об этом Папа Иоанн Павел II в энциклике «Евангелие жизни»: «Отлучение охватывает всех, кто совершает это преступление, зная, какая за него надлежит кара, следовательно, и тех соучастников, без которых преступление не было бы совершено. С помощью такого сурового наказания Церковь указывает на это преступление как на одно из самых тяжких и опасных, поощряя преступника ревностно искать пути покаяния. Ибо в Церкви кара отлучения налагается для того, чтобы виновный мог вполне осознать серьезность совершенного греха и чтобы затем привести его к окончательному покаянию и раскаянию» (62).

Однако отпущение греха аборта могут дать и другие священники, уполномоченные каноническим правом или лично епископом. В некоторых епархиях по веским причинам епископы наделяют таким полномочием всех священников. Кроме того, в силу древней привилегии, отпущение греха аборта могут дать монахи нищенствующих орденов – в частности, францисканцы и доминиканцы.

Существуют также пять грехов, которые не может отпустить даже епископ. Кающийся в этих грехах должен обратиться напрямую к Папе. Эти грехи считаются особенно тяжкими и влекут за собой автоматическое отлучение от Церкви (latae sententiae), которое может снять только Апостольский Престол.

Эти грехи – следующие:

Святотатство по отношению к Святой Евхаристии – кто выбрасывает Святые Дары либо похищает или удерживает их со святотатственной целью, тот подлежит отлучению;

Физическое насилие против Римского Папы;

Отпущение греха против шестой заповеди священником-соучастником этого греха (поскольку соучастник такого греха не имеет права отпускать его, за исключением опасности смерти), он также подлежит отлучению; (это касается и случаев, когда священники-"гомопартнеры" исповедуются друг другу и друг другу прощают свой обоюдный грех).

– епископская хиротония, преподанная без Папского мандата: в этом случае отлучению подлежат и рукополагающий, и рукополагаемый.

Отлучению latae sententiae – то есть автоматическому, без необходимости постановления суда, - подлежит священник, нарушивший тайну исповеди.

Ко всему сказанному следует добавить, что в ситуации угрозы смерти любой священник может дать действительное отпущение любых грехов, даже запрещенный в служении. Этот факт еще раз показывает, что отлучение имеет не столько карательный смысл, сколько исцеляющий, - для тех, кто нуждается в более глубоком исцелении. Поэтому Церковь, движимая желанием спасения всех людей, наделяет всех священников, даже отлученных и запрещенных в служении, полномочием отпускать любые грехи, если кающийся находится под угрозой смерти.

подробнее http://ru.wikipedia.org/wiki/Latae_sententiae
***
В православии такие различия мне не встречались. Не вполне мне понятно, как должен действовать священник, которому другой клирик исповедовался в тяжком грехе, несовместимом со священством. Может ли исповедник нарушить тайну исповеди сослужителя и предложить епископу принять канонические меры? Может ли один священенник духовнической властью запретить служение другому?

Одно из самых знаменитых богословских произведений, да и вообще произведений в истории культуры - «Исповедь» Августина - на языке оригинала, на латыни называетсяConfessiones. Легко видеть, что это та же самая лексема, что и хорошо знакомое всем современное слово«конфессия». В русском языке конфессией сегодня обычно называют объединения верующих в рамках одной религии со своими особенностями вероучения, богослужения и особенностями организационной структуры. Кстати, иногда неверно слово «конфессия» относят к буддизму, исламу или иудаизму в целом, но это ставшая распространенной ошибка. Конфессия - это все-таки отдельное направление внутри той или иной религии, чаще всего христианства.

К христианским конфессиям принадлежат православие, католицизм и протестантизм. Мы уже, наверно, привыкли слышать слово «конфессия» как нечто официальное и эмоционально никак не окрашенное, что-то из области преимущественно статистики. В мире столько-то католиков, столько то православных, столько то протестантов… Но интересно, что синоним этого значения слова «конфессия», который просто является его переводом на русский язык - это исповедание веры.

И тогда принадлежность к той или иной конфессии, если она не формальна, не только нечто из мира статистики на религиозную тему, - это открытое и убежденное признание своей веры в Бога словами и делами, не смотря ни на какие гонения и страдания, даже на угрозу смерти. Неслучайно в Православной Церкви исповедниками, то есть теми, кто действительно исповедал или поведал миру свою веру в Господа Иисуса Христа, называются святые, которые за это претерпели гонения и страшные мучения, хотя и остались живы.

Вообще дословно на русский язык слово confessio переводится как «сознание», «признание» - скажем, признание своих грехов, своей ошибки. Оно образовано от глагола confiteor - «сознавать», «признавать», «явно показывать», «обнаруживать». А корень этого слова - глагол for, что значит просто - говорить, выражать, судить, предсказывать (отсюда и латинское слово судьба - fatum - как то, что предсказано и суждено).

И поэтому неслучайно, что и исповедь как Таинство, как исповедание своих грехов и покаяние в них Богу, и исповедание своей веры подразумевают обязательно проговаривание, выражение вслух своих мыслей и чувств. Правда, в случае исповеди это разговор один на Один человека с Богом, который от других людей охраняет тайна исповеди, а в случае конфессиональной принадлежности как исповедания веры тут такой тайны нет, и делается оно порой максимально публично. Однако и в том, и в другом случае это некий разговор, произнесение или вынесение вовне того, что внутри.

Нельзя лишь втайне, никому не признаваясь, принадлежать к той или иной религии, но необходимо и публично исповедывать или выражать свою веру. Ведь настоящая вера - это не просто сугубо личное, интимное дело человека, но это такое его личное дело, которое не может не перейти так или иначе и во внешнюю, общественную сферу. Так же и прощение от Бога и разрешение от своих грехов можно получить лишь через исповедь как через их открытое высказывание и признание. Нельзя просто застыдиться в глубине сердца и попросить у Бога прощения. Нужен именно разговор с Богом, а не с самим собой, и исповедь и является таким разговором-признанием и прощением. А иначе как человек вообще узнает, что он действительно прощен?

Исповедоваться самому себе и попросить прощения только в своем сердце легче легкого - всегда можно так или иначе договориться с самим собой, успокоить себя, хотя бы на поверхности. Но это не настоящее прощение, а лишь театр теней, притворная игра перед зеркалом. Это не будет просто-напросто настоящим поступком, как реальная исповедь - пойти и на деле, открыто признаться в своих нравственных ошибках и недостоинствах. Для этого нужны мужество и решимость. И реально простить тебя может лишь тот, перед кем конкретно ты был не прав.

Поэтому, например, обидев другого человека, ты и прощения должен просить у него - открыто, вслух. И как согрешает человек в отношении прежде всего Бога как источника праведности и морали, так и прощение он должен получать лишь от Него Самого - в разговоре с Богом при видимом посредничестве священника.

В целом получается интересная картина, если смотреть на два этих значения словаconfessio (собственно конфессия и исповедь) и не разделять их, а оба держать в уме, взаимно проецировать одно на другое. Тогда получится понимать и помнить, что конфессия как принадлежность к той или иной религии должна опираться на осознанный личный выбор, идти изнутри и быть действительно исповеданием веры, доказываться делами и жизнью, а не статистической справкой из «ведомства вероисповедания». А исповедь как признание своих грехов и внутреннее стремление от них очиститься должна обязательно получать так или иначе и внешнюю форму, не может быть только моим личным, как бы интимным делом. Исповедь - это поведание, реальный разговор или диалог с Богом, в результате которого только и можно получить прощение.