Как правильно прикладываться к плащанице. Православные иконы и молитвы

Термин «плащаница» появился в русских богослужебных книгах в конце XVI века. Плащаница - это икона, изображающая Спасителя, лежащего во гробе. Обычно это большой плат (кусок ткани), на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.

Вынос Плащаницы и Чин погребения - это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница - самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.

Вынос Плащаницы





Иконография Плащаницы






Традиции выноса Плащаницы


В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.

Вынос Плащаницы

Совершается днем в пятницу на вечерне Великой субботы, в третий час дня Страстной пятницы - в час смерти Иисуса Христа на кресте (т.е. обычно служба начинается в 14.00 ч). Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма - во «гробе» - возвышении, украшенном цветами и умащенном благовониями в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы кладут Евангелие.
Богослужебные особенности Чина погребения
Утреня Великой Субботы с Чином погребения обычно служится в пятницу вечером. Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях имеет икона праздника.
Утреня начинается, как надгробная служба. Поют погребальные тропари, совершают каждение. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, - благая весть о Воскресении Христовом.
Во время богослужения верующие совершают крестный ход - обносят Плащаницу вокруг храма и поют «Святый Боже». Крестный ход сопровождается погребальным звоном колоколов.
По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы.


Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.

Иконография Плащаницы

Плащаница - плат, на котором изображен Спаситель, лежащий во гробе. У этой иконы (Плащаница считается именно иконой) есть традиционная иконография.
В центральной части композиции Плащаницы изображают икону «Положение во Гроб». Полностью или только тело погребенного Христа.
Икона «Положение во Гроб» описывает евангельскую сцену погребения распятого Иисуса Христа. Тело сняли с креста и обвили плащаницей, то есть погребальными пеленами, пропитанными благовониями. Затем Спасителя положили во гроб, высеченный в скале, и привалили ко входу в пещеру большой камень.


Плащаницу выполняют в разных техниках. Чаще всего за основу берется полотно бархата. Например, Плащаницы XV-XVII вв. делались в технике лицевого шитья. В XVIII-XIX вв. мастера сочетали золотное шитье или рельефную аппликацию из тканей с живописью. В технике живописи выполняли лик и тело Христа. Бывали и полностью живописные Плащаницы.
Сейчас нередко в храмах можно увидеть Плащаницы, сделанные типографским способом. Это издержки массового производства - ручная работа стоит дорого.
По периметру Плащаницы обычно вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (вариант: благоуханьми) во гробе нове покрыв, положи».

Традиции выноса Плащаницы

В некоторых храмах после крестного хода несущие Плащаницу священнослужители останавливаются у входа в храм и высоко поднимают Плащаницу. И следующие за ними верующие друг за другом проходят в храм под Плащаницей. На середину плащаницы, вместе с Евангелием, обычно кладут маленький литургический покровец. Иногда покровцом закрывают изображенный на Плащанице лик Христа - в подражание чину священнического погребения, предписывающему закрывать лицо лежащего в гробу священнослужителя воздухом (воздух - большой четырехугольный покров, который символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Христа).

Страстная или Великая пятница считается самым скорбным днем года, так как именно сегодня был совершен суд и распятие Иисуса Христа. В этот день православные христиане не едят и не моются, пока не состоится обряд выноса Плащаницы. Тем, кто соблюдает пост, разрешается съесть немного хлеба и выпить воды, только после ее возложения в храме.

В Страстную пятницу принято соблюдать особый порядок богослужения. Во всех церквях идет чтение событий и страстей, испытанных Иисусом Христом. Евангельские рассказы священнослужители зачитывают трижды – на утренней службе, на Великих часах и на Великой вечерне. В этот день принято молить Господа о прощении грехов и благодарить Иисуса за спасение всего человечества

Вынос Плащаницы в Страстную пятницу, значение, во сколько, как себя вести: особенности утрени и чтение Евангелия в Великие часы

Служба в Иерусалиме традиционно длилась всю ночь, с четверга на пятницу. Прихожане с епископом во главе отправлялись в места трагических событий этого дня – арест Христа, страшный суд, его распятие и погребение. Каждое из этих событий имеет свой рассказ в святом Евангелии. Современная церковь продолжает чтить порядок прочтения псалмов.

В Великие часы, как правило, не проводят чтение литургии, кроме случая, когда на этот день выпадает Благовещение. Чтение Царских часов имеет свою особенность – – каждый первый, третий, шестой и девятый час дня читают паремию, Апостол и Евангелие. Такие же службы проводятся в день Богоявления и Рождества Христового.

Вынос Плащаницы в Страстную пятницу, значение, во сколько, как себя вести: Великая вечерня и вынос Плащаницы

Плащаница считается главной частью всего богослужения Страстной пятницы, которое совершается примерно в 14-15 часов. Это время числится, как приблизительный период смерти Христа. К этому часу Плащаницу вносят в храм, а выносят только через северные врата. Перед ее поднятием священнослужитель трижды кланяется до земли. Вынос осуществляется в присутствии диякона со свечой и кадилом, а также в сопровождении свещеносцев. Для Плащаницы подготавливают специальное место на возвышении в центре храма, которое символизирует «гроб» Господний. Его принято украшать цветами и умащивать благовониями, в честь скорби об Иисусе. В центр Плащаницы кладут Евангелие, а перед ним ставят кадильницу.

После Великой вечерни проводят повечерье – поют песни о слезах Пресвятой Богородицы и канон о распятии Христа. Затем каждый желающий может приложиться к Плащанице. Стоит отметить, что оналежит в храме еще три дня, тем самым символизируя нахождение Христа в гробу. Утреня Великой субботы завершается крестным ходом вокруг церкви со свечами и Плащаницей.

Вынос Плащаницы в Страстную пятницу, значение, во сколько, как себя вести: традиции и особенности обряда

Плащаницей называют полотно, в которое было завернуто тело Иисуса, как в саван, после погребения. Сейчас же так называется изображение Христа, лежащего в гробу, на большом полотне. Оно используется для преклонения в Страстную пятницу. В храме Плащаница лежит до полуночи Пасхи, а затем заносится в алтарь. Как правило, тканью для Плащаницы выбирают бархат, а величина ее достигает человеческого роста.

Во время крестного хода, Плащаницу держат за четыре края священнослужители или старшие прихожане. В некоторых храмах есть обычай поднимать ее высоко над головой перед входом, чтобы верующие могли пройти под святыней. Согласно верованиям, Плащаница имеет чудотворные свойства, а прикладывание к ней может излечить от болезней.

В деталях о самой скорбной службе в году – протоиерей Сергей Ющик, первый пророектор КДАиС.

Плащаница. Положение во гроб. Османская империя. 1599 г. Греция. Афины. Музей Бенаки

Отче, в каждом храме имеется Плащаница? Что она из себя представляет? Что символизирует?

– Плащаницей мы называем икону Спасителя, на которой изображен Иисус Христос, тело Которого подготовлено к погребению. В книгах Церковного Устава мы читаем, что износится в храме Плащаница или, если таковой нет, икона Иисуса Христа, и эта Литургическая святыня является главной на богослужении Великой Пятницы.

Все Плащаницы разные, почему? С чем это связано?

– Действительно. Если мы посмотрим на Плащаницы в храмах XVIII– XIX вв., то увидим, насколько они разнообразны. В каждой выражены ментальные особенности определенной общины, поскольку Плащаница в древности являлась своеобразным творением искусства. Столько туда вложено труда и кропотливых стараний! И современные изображения Плащаницы стараются наследовать традиции древности. Поэтому такая особенная икона Иисуса Христа всегда масштабна и приукрашена узорами и вышивкой. И почти каждый храм имеет Плащаницу.

Одна из особенностей богослужения в Великую Субботу – все молитвы и ектении провозглашаются не перед Царскими Вратами, а именно перед Плащаницей. Она занимает центральное место в богослужении этих святых дней.

Плащаница – это свидетельство главного чуда воскресения Христова?

– Плащаница – это Литургическая возможность не просто вспоминать об Иисусе Христе, а стать непосредственными участниками погребения и свидетелями воскресения Иисуса Христа.

Прп. Симеон Новый Богослов ровно 1000 лет назад в проповеди заметил, что в песнопении «Воскресение Христово видевше», которое мы поем на воскресных богослужениях и неоднократно за Пасхальным богослужением, акцентируется внимание на «видевше», не слышавши, не перескаживши, а видевши. Т. е. каждый православный христианин во время богослужения является непосредственным участником и свидетелем.

Когда традиционно проходят службы изнесения и погребения Плащаницы?

– За вечерним богослужением Великой субботы. Маленькое уточнение: сутки государственные начинаются в 00 часов 00 минут, а богослужебный день – вечером. Поэтому в пятницу после обеда совершают вечерню Великой Субботы. И именно на этом богослужении торжественно износится на середину храма Плащаница для поклонения верующим. Сразу читается Повечерие с каноном на Плач Богородицы, который является своеобразным шедевром поэтического воспевания скорби каждого человека о величайшей трагедии человечества – смерти. И эта скорбь заложена в уста Богородицы, которая провожает Своего Сына для положения во гроб.

Далее Плащаница используется также еще в одном богослужении, которое называется утреня Великой субботы – воспоминание непосредственно не просто снятия с креста Спасителя, а именно самого погребения. Поскольку это богослужение завершается крестным ходом, который прообразует то маленькое шествие Никодима и прав. Иосифа Аримафейского с женами-мироносицами для возложения тела Спасителя в новом гробе возле подножия у Гефсиманской горы.

Т. е. мы как бы заново переживаем все те исторические события?

– Мы говорим всегда о Голгофской жертве как о вневременном событии, которое хоть и происходило в истории, не имеет для человечества исторических и географических рамок, потому что Христос распялся для всех и воскрес для всех. Поэтому каждый из нас этим богослужением словно погружается в саму суть происходящих событий потому, что они сакраментальны и человек должен поверить в победу Христа над смертью и воскресение человечества. Апостол Павел называет Христа первенцем, первым их тех, кто воскресает.

В котором часу проходят эти службы? Время определено Церковью?

– Традиционно Устав предписывает нам временные рамки совершения этих богослужений – в пятницу после обеда, по традиции с 14.00. За вечерним богослужением износится Плащаница для поклонения верующим. И ближе к вечеру или в некоторых храмах ночью с пятницы на субботу совершается богослужение погребения Плащаницы.

Великая Пятница – день особого поста…

– Да, в пятницу православные придерживаются строгого поста: вкушается пища без подсолнечного масла. Также в этот день не положено принимать еду, пока не приложитесь к Плащанице Спасителя.

Чем и когда заканчиваются эти скорбные службы?

– Плащаница лежит до начала Пасхального богослужения, которое начинается непосредственно Полуночницей и служится перед Пасхальным Крестным ходом. Во время пения 9-й песни канона, когда звучат слова: «Восстану бо и прославлюся» – духовенство поднимает Плащаницу и торжественно заносит Ее в алтарь. После этого в алтаре начинается пение: «Воскресение Христово видевше, Ангелы поют на небеси…»

Любой ли человек может приложиться к Плащанице?

– Плащаница, как икона, является святыней для православного человека. И каждый может почтить Ее своим целованием или молитвой. Согласно предписаниям духовенства, основные сакраментальные моменты уставных богослужений совершаются возле Плащаницы: чтение апостолов, Евангелий, молитв, ектений.

Беседовала Наталья Горошкова

Тропарь праздника, глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную

Величание

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога Нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Богослужение в честь праздника

начинается с вечера

27 августа в 16:00 всенощным праздничным богослужением с

литией и полиелеем.

в 7:00 - ранняя литургия и

в 9:00 - поздняя литургия

Крестный Ход

НАЧАЛО ВЕЧЕРНЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ В 16:00

Пречистое тело Матери Божией было погребено, как Она и просила, в гробнице где ранее были похоронены её родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Гробница Богородицы находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). В V веке на месте погребения был возведен храм. Существует предание, что ранее св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась.

В 681 году гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого Вселенского Собора. По преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Сейчас над гробницей стоит пещерная церковь Успения Богородицы

Это один из самых любимых праздников не только православных христиан, но и всех, кто почитает Богородицу.

Успение Пресвятой Богородицы – второй по значимости праздник Православной Церкви после Воскресения Христова. Недаром этот день именуется Богородичной Пасхой. То была вторая победа над смертью и адом, одержанная уже не Небесным Гостем – Богочеловеком, но земной Девою – чистейшей и совершеннейшей из всех людей и все же Одной из нас, земнородных, Пресветлой Дочерью человечества. Успение Пренепорочной Девы явилось кануном Воскрешения Ее в преображенном земном теле, что совершилось благоволением Божественного Ее Сына.

Два десятилетия – от Вознесения Христова до Успения Богородицы – были для несравненной души Пречистой Девы годами последних земных испытаний, благодаря которым во всем сиянии проявлялись Ее добродетели.

Но самым тяжким для Пресвятой Девы было испытание Ее терпения – долгой разлукой любвеобильнейшей Матери с несравненнейшим Божественным Сыном.

Эту горечь разлуки Богоизбранная Дева превозмогала непрестанной молитвой, сокровенной беседой со Всевышним. Так сильна была Ее молитва, что вместе с Нею, точно одушевленные, кланялись Творцу масличные деревья Гефсиманского сада – любимого места уединения Богородицы.

Но что же для Себя Самой просила тогда Богородица у Господа и Сына Своего? Одного для Себя хотела Пресвятая Дева – кончины.

Успением праздник называется потому, что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а в основном называется так за короткое пребывание Ее тела во гробе, так как через три дня Она была воскрешена Господом и вознесена на небо.


И, несмотря на то, что Пресвятую Богородицу провожали в иной мир со слезами, для православных этот день стал всерадостным праздником Церкви Христовой. И радуются христиане, что обрели в Небесном Царствии такую Помощницу и Защитницу, равной Которой нет и среди могучих архангелов.

Три дня в Воскресенском соборе будут проходить торжественные богослужения в память о трех торжественных событиях. Первое – это Успение тела Пречистой и вознесение души Ее в Небесное Царствие, – которое празднуется 28 августа, но сами празднования начинаются же 27 августа Всенощным бдением с литией и полиелеем.

Тогда в этот день из алтаря выносится Плащаница с изображением Божией Матери. Посреди храма будет она находится в течение трех дней, до Чина Погребения – вечера 29 августа.


Вторым торжеством явилось погребение тела Богоизбранной Девы, сопровождавшееся множеством дивных знамений славы Ее. И наконец, венец и вершина торжеств – последовавшее на третий день, 29 августа, Воскрешение Пресвятой Богородицы благоволением Божественного Ее Сына: первое явление Ее миру во славе Царицы Небесной.

Этот день и само богослужение заслуживает особого внимания.

29 августа вечером в нашем храме совершается Чин Погребения Пресвятой Богородицы. Этот Чин представляет собой довольно продолжительное, но очень красивое богослужение. После великого славословия при пении заключительного "Святый Боже" (как при выносе Креста) духовенство поднимает плащаницу, и вокруг храма совершается крестный ход с плащаницей Пресвятой Богородицы, словно похоронной процессией с умилительным протяжным пением, во время которого поется тропарь праздника и совершается колокольный звон.

Сама Плащаница по традиции украшена цветами. Цветами украшается не только храм, но и дорожка, по которой будет проходить Крестный ход.

А в это время на улице выкладывают дорожку из цветов. Здесь будет проходить Крестным ходом проносить Святую Плащаницу Божией Матери.

Обычно на Крестный ход стекается очень много людей, чтобы принять участие в этом скорбном шествии за святой плащаницей Пресвятой Богородицы. Идут дети, идут старики, идет молодежь. Каждый старается пронести свою зажженную свечу, оберегая от ветра.


По окончании крестного хода священство на входе держит святую Плащаницу, так, что каждый может пройти под ней, прося у Пречистой прощения и заступления.

Так прост и так светел образ Пренепорочной Богородицы и таким недостижимо высоким является Свет Ее для нас, недостойных?! Но благосклонно внимает Царица Небесная молитвам грешников кающихся, и не устрашат нас ни беды, ни скорби, ни жизнь и ни смерть, если решимся мы в искреннем желании исправления и спасения прибегнуть к заступничеству Пречистой Матери Божией, взывая: «Не отступим Владычице, от Тебе: Твоя бо раби спасаеши присно от всяких лютых». Аминь.

ТВОЕ СЛАВЯТ УСПЕНИЕ, ВЛАСТИ И ПРЕСТОЛИ, НАЧАЛА И ГОСПОДСТВА, СИЛЫ И ХЕРУВИМЫ, И СТРАШНИИ СЕРАФИМЫ: РАДУЮТСЯ ЗЕМНОРОДНИИ, О БОЖЕСТВЕННЕЙ ТВОЕЙ СЛАВЕ КРАСЯЩЕСЯ. ПРИПАДАЮТ ЦАРИЕ, СО АРХАНГЕЛЫ И АНГЕЛЫ, И ВОСПЕВАЮТ: БЛАГОДАТНАЯ РАДУЙСЯ, С ТОБОЮ ГОСПОДЬ, ПОДАЯЙ МИРОВИ ТОБОЮ ВЕЛИЮ МИЛОСТЬ.

Воспользуйтесь возможностью побывать на такой удивительно благодатной службе всей семьей, с детьми, внуками принять участие в этом Богослужении, с надеждой и упованием просить Царицу Небесную не оставить нас Своим заступничеством.

И тогда близко склонится Она к плечу Сына Своего и прошепчет Ему мольбу о милости и пощаде… И устоит ли грозный Судия против той, кому Он Сам поручил бледный род людской!

В небытие летят сухие листья.
Иссякла лета Божья благодать.
Нам эти дни даны, чтоб вспоминать
О днях земных, о бытии Пречистой.
На золотом убранстве первый иней
Прохладным утром, как узор, дрожит...
Как велико смиренье – пережить
На двадцать лет единственного Сына.
Избыть страданье до конца, без меры,
С молчаньем, как защитой, на устах,
Заполнив жизнь единственною верой –
О встрече с Сыном там, на небесах...

(стихи: Л. Колодяжная)


Праздник Успения Пречистой Богоматери – радостное событие для нас. После грехопадения смерть ожидает каждого из людей. Но у каждого смерть разная. Больно видеть, как нелепо уходят в страшную для них неизвестность тысячи наших современников.

И в то же время, когда умирает верующий человек, те, кто видел это, замечают


Забота Приснодевы Марии о каждом из нас. Как Она заметила нужду в вине на браке в Кане Галилейской, так же точно Она откликается и на каждую нашу нужду. И Она с нами не только в скорбях, но и в веселии.

И поныне Она не только утешает плачущих, но и окрыляет пирующих, лишь бы только повод торжества был праведным ...дальше

В день Успения Божией Матери на греческом острове Кефалония у чудотворной иконы Панагия Федуса в храм сползаются со всей округи небольшие, маленькие ядовитые змейки с черными крестиками на головах.

Жители деревушки Маркопола утверждают, что в их храме до сих пор находится та самая икона, перед которой тогда просили о заступничестве монахини. И что удивительно - змеи в праздник заползают в храм и как завороженные тянутся к этой иконе. Они не боятся людей и не жалят их, люди же, в свою очередь, так же спокойно реагируют на присутствие столь необычных «прихожан». Змеи ползают по иконам и без боязни перебираются на руки людей, когда те протягивают их к ним.

Ядовитые твари, никого не опасаясь, смиренно даются людям в руки и никого не кусают! Кефалонийцы и заезжие туристы без страха держат змей на руках, кладут себе на плечи. Играются со «змейками» даже маленькие дети. Вскоре после окончания праздничной службы, змеи сползают с излюбленной ими иконы Богородицы и покидают церковь. Стоит им переползти дорогу и оказаться в горах -- они вновь преображаются. Теперь, если к ним приблизиться -- тут же зашипят и могут укусить! Эти явления не раз запечатлевали на фото и видео журналисты.


28 августа православная Церковь вспоминает Успение Пресвятой Богородицы. Этому празднику предшествует непродолжительный (2 недели), но строгий Успенский пост, во время которого прихожане готовят себя к встрече праздника.

Накануне вечером в храме святого Александра Невского служится всенощное бдение.

Пресвятая Богородица особо почитаема в русской православной Церкви. С Ее заступничеством связывают многие исторические события в жизни России. Вот почему во все Богородичные праздники, и в Успение особенно, бывает так много желающих причаститься. Перед началом всенощного бдения, а также по окончании его причастники исповедуются.

В начале всенощного бдения у входа в храм читаются литийные молитвы.

Затем проводится освящение хлебов, вина и елея. Священник кадит благодатные Божии дары.

Во время утрени всенощного бдения из алтаря на середину храма выносится плащаница Пресвятой Богородицы.

Плащаница Пресвятой Богородицы является одной из наиболее чтимых святынь православной Церкви.
Происхождение ее таково:

В Евангелие от Иоанна читаем:
При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
Потом говорит ученику: се, Матерь твоя. И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
После вознесения на небо Иисуса Христа, Пресвятая Дева оставалась, согласно завещанию Сына, на попечении святого Иоанна.

День кончины Пресвятой Богородицы был открыт Ей от Господа за три дня до Ее успения.
Неподалеку от Масличной горы Пресвятой Богородице явился архангел Гавриил с пальмовой ветвью в руках и возвестил Ей о времени Ее отшествия из здешнего мира.

В день Своего отшествия Пресвятая Богородица ободряла и укрепляла словами любви и благословения всех собравшихся. Подзывая к Себе каждого в отдельности, Она всех благословила, желая каждому вечного блаженства и творя к Богу молитву о них.

Приготовляя Себя к отшествию в мир горний, Пресвятая Дева завещала, чтобы тело Ее было погребено в Гефсимании, между гробами Ее праведных родителей и Ее обручника — святого Иосифа.
В час отшествия на небо необычайный свет озарил дом, и Господь Иисус Христос, с сонмом ангелов и святых, снизошел к одру Богоматери и принял пречистую душу Ее в Свои руки

Положив тело Богородицы, по завещанию Ее, в пещеру, апостолы закрыли вход в нее большим камнем. На третий день после погребения Богоматери по просьбе апостола Фомы, не присутствовавшего при кончине Богородицы, апостолы открыли пещеру. Но, отвалив камень от гроба, они увидели, что тела Пресвятой Богородицы уже не было в гробнице, а там лежали только Ее ризы, от которых разливалось чудесное благоухание.
В тот же день вечером, верующие были утешены явлением Богородицы, Которую увидели стоящей на воздухе в окружении Ангелов.

Плащаница Богородицы является символом тех риз, которые апостолы нашли в гробнице Пресвятой Богородицы.
Богослужения в праздник Успения Пресвятой Богородицы у плащаницы проводятся с земными поклонами, а саму плащаницу, как великую святыню, крестным ходом обносят вокруг храма.

Наше земное восприятие отшествия человека в мир духовный характеризуется глубокой печалью. Эта печаль обусловлена нашим опытным знанием земной жизни и неопределенным представлением о жизни в духовном мире. Да и сам уход человека из земной жизни часто бывает мучительно тяжелым. Не случайно во время Богослужения мы повторяем вслед за священником слова ектеньи:
Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем судищи Христове, просим.
В праздник Успения Пресвятой Богородицы настроение многих прихожан включает и нашу земную печаль, и радость осознания помощи Господа в переходе в мир горний, помощи, на которую надеются все православные люди.

Вся внешняя обстановка крестного хода — и невысокое уже августовское солнце и первые опавшие листья под ногами и негромкие песнопения создают особое настроение у его участников. У людей, впервые участвующих в Успенском крестном ходе, это настроение светлой печали.

Во все время крестного хода хор и прихожане негромко поют Трисвятое:
Святый Боже, Святый Крепкий, Свтый Бессмертный, помилуй нас

Под размеренные удары колокола крестный ход, завершив обход храма, подходит к входу в храм.

Прихожане входят в храм, склоняясь под покровом плащаницы Пресвятой Богородицы.

В этом входе большой символический смысл. Прихожане как бы принимают покровительство Пресвятой Богородицы и ее заступничество перед силами небесными.

Плащаница вносится в храм и размещается на его середине.

Плащаница украшается венком из цветов. В этом также воспоминание о погребении Пресвятой Богородицы.

Заключительная часть всенощного бдения — елеопомазание.

Прихожане, совершив земные поклоны, прикладываются к плащанице

Священник крестообразно помазует лоб прихожан освященным елеем.
Так завершается всенощное бдение накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Литургия

Утром 28 августа на литургию в праздник Успения Пресвятой Богородицы всегда приходит много прихожан, даже если эта служба приходится на рабочий день.

Среди прихожан много детей.

На литургии проводится каждение храма, читаются книги Священного писания.

Прихожане участвуют в совместных молитвах.

На литургии отец Андрей обратился к прихожанам с проповедью, в которой рассказал о значении праздника.

Великий вход со Святыми Дарами предваряет причащение прихожан.

Перед принятием Святых Христовых Таин прихожане совершают земные поклоны перед плащаницей Богородицы.

Все прихожане перед причащением прикладываются к плащанице Богородицы.

Первыми перед амвоном для причащения выстраиваются дети.

Священник выносит Святую Чашу и читает молитву причащения

Первыми причащаются дети.

Обычно маленьких детей причащают на руках у пап или мам. В некоторых многодетных семьях старшие дети помогают в причащении младших сестренок и братишек.

После того как все дети завершают причащение, к Святой Чаше подходят взрослые прихожане.

В праздник Успения Пресвятой Богородицы много причастников всех возрастов.

Завершающая часть литургии — отпуст.

На отпусте прихожане перед подходом ко кресту прикладываются к плащанице Богородицы.

Величаем Тя, пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.