Вознесение девы марии тициан. Успение пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы марии

Тициан. Вознесение. (1516-1518)

В четыреста пятьдесят первом году византийская императрица Пульхерия построила во Влахерне, северном районе Константинополя, пышный храм в честь Богородицы. Пульхерия обратилась в Иерусалим к патриарху Ювеналию с просьбой забрать из Гефсимании мощи Богоматери, чтобы хранить святыню в новой церкви. Патриарх Ювеналий ответил, что это невозможно, ибо мощей Богородицы нет, ведь Пресвятая Дева была вознесена на небо.

Действительно, гробница в Гефсимании только три дня служила усыпальницей Пречистой Девы.

По преданию, местом Успения Богородицы была Сионская горница, тот самый дом, где состоялась Тайная вечеря, где в день Пятидесятницы на апостолов и Богоматерь сошёл Святой Дух. Господь принял душу Девы Марии и вознёс Её на небеса. Апостолы Пётр, Павел, Иаков и другие подняли одр, на котором возлежало тело Богородицы и направились в Гефсиманию. Здесь, у подножия Елеонской горы праведная Анна, мать Девы Марии, когда-то купила участок земли. На нём была выстроена гробница, в которой нашли упокоение родители Пресвятой Богородицы и праведный Иосиф Обручник.

Торжественная погребальная процессия шла через весь Иерусалим. Святой Иоанн Богослов нёс впереди финиковую ветвь с райского дерева. Её Деве Марии вручил архангел Гавриил за три дня до Успения. Ветвь сияла небесным светом. По преданию, над шествием возник облачный круг – подобие венца. Все пели, и, казалось, небеса вторили людям. Жители Иерусалима были поражены величественностью похорон простой женщины.

Фарисеи приказали разогнать шествие, а тело Богородицы сжечь. Но случилось чудо – сияющий венец скрыл процессию. Воины слышали шаги и пение, но никого не видели.

По преданию, апостол Фома не смог попасть в Иерусалим, чтобы проститься с Богородицей. Он очень сокрушался, что не удостоился последнего благословения Пречистой Девы. Тогда ученики решили открыть гробницу, чтобы Фома смог проститься с Богоматерью. Они отвалили камень, но усыпальница была пуста…

В недоумении и волнении апостолы сели вместе за вечернюю трапезу. Одно место за столом по традиции было свободно. Апостолы оставляли его для своего Христа, незримо присутствовавшего между ними. Хлеб, оставленный у незанятого места, потом преломляли между всеми как дар и благословение. Вот и на этот раз они подняли хлеб, чтобы разделить его с молитвой “Господи, Иисусе Христе, помогай нам!”. Апостолы устремили глаза вверх и увидели Пречистую Деву Марию, окруженную множеством ангелов. Богородица приветствовала их и благословила: “Радуйтесь! Я с вами во все дни!”. Апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!». Они стали первыми свидетелями того, что Богородица не оставила мира. “В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…” – напоминает нам тропарь – песнопение праздника Успения.

Успение Пресвятой Богородицы посвящено воспоминанию о кончине Божией Матери Марии и Ее телесного вознесения на небеса. Библия говорит, что - «в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии».

В целом православная церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы по юлианскому календарю, а именно 15 августа, что соответствует 28 августа по григорианскому, католики празднуют 15 августа по новому стилю, то есть по григорианскому календарю.

В Новом Завете можно прочитать, что распятый Христос усыновляет Богородице ближайшего ученика — апостола Иоанна, который с этого момента «взял Её к себе» на своё попечение. Она пребывала со всеми апостолами в молитве и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа.

Тем не менее мы не знаем подробности захоронения Богородицы или обстоятельства ее смерти. Праздник появился только с 5 века, и назывался «Память Блаженной», отмечался на территории современной Сирии, позже отмечался как «Праздник кончины Божией Матери». Несториане праздновали его в пятницу после Богоявления. Информацию об Успение Пресвятой Богородицы можно взять из «Сказании об Успении Богородицы», «Об исходе Марии Девы», «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». Информация в данных источниках разная, поэтому церковь лишь приняла основное, это то, что, Дева Мария блаженно почила и Её душа была принята Её Сыном Иисусом Христом при Успении.

Перед своей смертью Богородица жила в Иерусалиме, молилась возле Голгофы и Гроб Господень. Однажды во время молитвы ей явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня она «отойдёт ко Христу Богу». В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа, указав нести её перед гробом Богородицы при погребении. О полученном от ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому. Желая видеть перед смертью апостолов, она обратилась с молитвой к Богу, и «по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес,- сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери. Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены её родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф Обручник.

Вознесение Девы Марии или Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу

The Assumption of the Virgin Mary into Heave – это догма принятая католической церковью о взятии Девы Марии душой и телом на небеса после её Успения, провозглашена впервые 1 ноября 1950 года папой Пием двенадцатым в апостольской конституции «Munificentissimus Deus» и поддержан Вторым Ватиканским собором в конституции Lumen Gentium.

Богоматерь умерла естественной смертью и похоронена в Гефсимании, после чего вознеслась на небо в результате вскрытия гроба апостолами, сами останки обнаружены не были.

Католики традиционно празднуют после Вознесение Девы Марии Коронацию. Вознесение Богородицы отмечается как церковный праздник, празднуется во всех католических странах. Итак, Успение Божией Матери отмечается 15 августа ежегодно, этот день является официальным выходным в Австрии, Бельгии, Бурунди, Германии (только в некоторых землях), Гвинее, Греции, Грузии, Испании, Италии, Литве, Люксембурге, Польше, Португалии, Словении, Франции.

Вознесение Марии

15 августа в Германии отмечается большой религиозный праздник — «Вознесение Марии» (Maria Himmelfahrt).

Он посвящён воспоминанию о вознесении божьей матери на небеса и проходит во всех христианских храмах с некоторой разницей в датах. Вознесение у разных народов имеет разное значение: погружение в сон — у греков, успение (от уснуть) — у славян, отсюда его полное название у православных — Успение Пресвятой Богородицы или Девы Марии. На Западе закрепилось латинское — взятие, принятие, поэтому этот день и называется Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу. Все эти названия отражают одно: несмотря на видимую телесную кончину, Мария осталась бессмертной.

Праздник восходит к первым векам христианства, и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже отмечается повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы Маврикия над персами. Вы спросите: «А при чем здесь Маврикий и его победы?» Дело в том, что, несмотря на широкое почитание и память о ней, о матери Иисуса Христа известно немногое. Говоря современным языком, в ее жизнеописании множество «белых пятен». А то, что известно, в разных источниках трактуется неоднозначно. К примеру, нигде точно не указан день ее погребения. Так почему бы не взять произвольную дату?

Попробуем все же изложить биографию Девы Марии.

Датой её рождения называют 20 год до н. э. Местом рождения считают Иерусалим. По другой версии Мария родилась в Сепфорисе близ Назарета, в Галилее.

В Протоевангелии Иакова сказано, что родителями Марии были святые Иоаким и Анна. У немолодой пары не было детей, за что Иоаким был изгнан из храма и ушёл в горы к пастухам. Там ему явился архангел и предрёк рождение Марии. Праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь даст им дитя, то они посвятят его Богу, и, как было тогда принято, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. Через год, 8 сентября, у них родилась дочь.

Мария росла в обстановке особой ритуальной чистоты. В 3-летнем возрасте ребенка <ввели во храм>. Девочку все время посещали видения ангелов. К 12 годам Мария дала обет вечного девства. Но она не могла остаться при храме, и для неё был избран супруг, уважавший её обет — престарелый Иосиф Обручник. По другой версии это произошло, когда ей было 14 лет, по инициативе первосвященника.

В доме Иосифа Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой занавеси. Прочтя в священной книге об избраннице, которая родит сына Бога, она воскликнула, что хотела бы быть хотя бы служанкой у неё. И произошло Благовещение — посланный с небес Богом архангел Гавриил сообщил Марии о грядущем рождении от неё Спасителя.

Увидев, что жена ожидает ребёнка, муж лишь из жалости не захотел публично опозорить её. Явившийся архангел Гавриил успокоил его, рассказав о непорочности зачатия. Согласно другой версии, после посещения её ангелом дева была прилюдно подвергнута испытанию «горькой водой, наводящей проклятие» на неверных жён. Ей удалось пройти испытание, что подтвердило её целомудрие.

Римляне проводили перепись населения, и Мария с Иосифом отправились в Вифлеем. Так как все гостиницы были заняты, путникам пришлось остановиться в стойлах, где и родился Христос. Там их нашли волхвы и пастухи.

При описании жизни Иисуса Христа время от времени упоминается и Мария. На Голгофе Богородица стояла возле креста. Умирающий Христос поручил свою мать апостолу Иоанну. Это и все, что есть о ней в Новом Завете.

Считается, что она умерла в Иерусалиме или Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа. Согласно преданию, к смертному одру Богоматери со всех концов света успели съехаться апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Марию в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. Христиане верят, что за смертью Марии последовали её Вознесение (по православной традиции на третий день), а за её душой в момент смерти явился сам Иисус Христос. Католики считают, что после вознесения Девы Марии совершилась её коронация.

Успение Богородицы — назидание, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо к вечному бессмертию.

Многие иконы и статуи Девы Марии окружены глубоким почитанием и считаются чудотворными. Они служат объектами массовых паломничеств.

Так, в коптском календаре VII в. 16 января, т. е. через вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX в. в то же число - «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV вв., сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа - Вознесения Богоматери на небо).

Успение Пресвятой Богородицы
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью,
потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной.

Праздник Успения (кончины) Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии значится одним из двенадцати (двунадесятых) главных праздников Православной церкви. Он предваряется строгим Успенским постом и празднуется Православной Церковью по новому стилю - 28 августа. В этот день во всех православных храмах проходят торжественные богослужения.

Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви. Самое слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть».

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса, осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Здесь она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к себе.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Не смотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Сам спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидившись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни".

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, - воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, - в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

August 28th, 2015 , 09:17 pm


Латинское название праздника Успения Богородицы звучит дословно с латыни как "Торжество Взятия в небесную славу Пресвятой Девы Марии "

Однако надо признать, что в Папской книге "Liber Pontifiсalis" написано греческое название праздника "Успение ".

Только в 740 году от Рождества Христова в Евангелиарии "Успение" заменено другими словами " Sollemnita de pausatione sanctae Mariae ", что дословно переводиться: "Торжество Отдохновения Святой Марии ".

Такое название связано с тем, что 15 августа был освещён храм Девы Марии, который распологался по дороге из Иерусалима в Вифлием. Этот храм построила римлянка по имени Икелия , на том самом месте, где Богородица имела остановку "отдохновение" по пути в Вифлеем, где ей надлежало родить Иисуса Христа.

Именно этот западный праздник Отдохновение Святой Марии и заслонил собой более ранний праздник с греческим названием "Успение". Но постепенно Западная Церковь предала празднику "Отдохновение" другое значение, как Праздник Возвращения Девы Марии в родную небесную обитель. И этот праздник уже назывался "Праздник Кончины-Успения Девы Марии ". Именно в таком своём качестве праздник и был введён в Византийскую Империю императором Маврикием в конце 6 века.

В Западной Церкви, этот праздник стал праздноваться чуть позже, в 7 веке, но в 8 веке Папа Римский Адриан Первый изменил название праздника на "Принятие Марии на небо ". Здесь надо подчеркнуть, что изменения в названии праздника ни как не было связано с разногласиями Запада и Востока. Наоборот, Папа Адриан Первый стремился найти полное согласие с Византией и ему даже на какое-то время удалось Восток и Запад вновь соединить во единую Церковь.

Наибольшие торжества Западному празднику "Принятия Марии на небо" предал в конце 7 века Папа Римский Сергий Первый . Папа Сергий Первый был сириец из Александрии. У него были большие расхождения с Востоком, но он многое сделал для украшения храмов и богослужений в Западной Церкви. Вот и в праздник "Принятия Марии на небо" отдал распоряжение совершать праздничную процессию к храму "Санта-Мария Маджоре ". Причём эта процессия (крестный ход) должен был совершаться ночью с факелами из Латеранской Базилики , которая считалась главная в Риме, далее процессия следовала на Форум (главную античную площадь Рима) и уже с Форума процессия следовала в храм "Санта-Мария Маджоре ", где утром и проходила главная в Риме папская месса праздника "Принятие Марии на небо".



Причём, во главе этой прцессии несли икону Нерукотворного образа Иисуса Христа , а на встречу из собора "Санта-Мария Маджоре" выносили икону Девы Марии с названием "Salus populi Romani", что в переводе "Спасение римского народа ". Перед этой иконой Папа и совершал мессу.

Salus Populi Romani («Спасение Римского народа»), пожалуй, самый почитаемый из всех римских богородичных образов и один из немногих, культ которых не прерывался вплоть до наших дней. Дева Мария представлена согласно иконографии «Одигитрии», с Младенцем на скрещенных руках, в левой руке — маппула, небольшой льняной плат, использовавшийся древнеримской знатью.



С начала XVII в., по распоряжению папы Павла V Боргезе (1605-1621), для места хранения почитаемой иконы Богоматери, по преданию написанной евангелистом Лукой , в качестве драгоценного ковчега был выбран большой мраморный алтарь в капелле Паолина, пристроенной в 1606-1612 гг. к левому нефу базилики Санта Мария Маджоре. Где изначально располагалась икона внутри знаменитого храма на Эсквилине, неизвестно, но до перемещения в капеллу Паолина она находилась в мраморном кивории готического стиля, в глубине центрального нефа, слева.

Главным богослужением, в котором на протяжении веков участвовала Salus Populi Romani, было несомненно шествие в ночь с 14 на 15 августа (Феррагосто), в честь Успения Девы Марии: Нерукотворный Спас из Латерана по определенному маршруту шествовал в Санта Мария Маджоре, останавливаясь в храмах с почитаемыми богородичными образами и особо важных для истории христианства местах, где совершались специальные молебны.

В 16 веке Папа Римский Пий Пятый все эти праздничные пышные торжества своим благословением отменил. Он настаивал на дисциплине и аскетизме священников и был противником пышных торжеств. Будучи избран папой , Гислиери оставался суровым человеком, аскетом, требующим от себя и от других соблюдения многих запретов. Говорили, что он хотел весь Рим превратить в один большой монастырь. Инквизиция безоговорочно приводила в исполнение соборные постановления, изгоняя епископов-карьеристов, бродячих монахов и неповоротливых приходских священников. Пий V никогда не смягчал приговоров церковных судов, разрешал пытки и тяжкие наказания.



Нетленные мощи Пия Пятого открыто лежат в стеклянной гробнице в храме "Санта-Мария Маджоре" .

Очень интересное событие произошло в 1950 году. Папа Римский Пий Двенадцатый написал энциклику "Munificentissimus Deus" от 1 ноября 1950 года и там установил догмат "assumptio", о телесном взятии Девы Марии на небо.

Догмат основывается на сказании, согласно которому умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария чудесным образом вознеслась на небо: после вскрытия её гроба апостолами, ведомыми неверующим Фомой, останков не было обнаружено .

Зачем нужен был этот Папский догмат, даже западное духовенство это не могло понять, ведь историю праздника знали все в Церкви и до 1950 года и ни кто не сомневался в восшествии на небо Девы Марии и кроме того средневековые художники писали иконы для западных храмов о Вознесении Девы Марии на небо. Но Папа решил всё это утвердить своей подписью! С этого времени (1950 год), праздник получил новый статус, как Вознесение на небо Девы Марии .

Согласно католической традиции, сразу за Вознесением последовало Коронование Богоматери Царицей Небесной .

Ни Успение, ни Вознесение Богородицы не являются догматами для Православных Церквей, хотя византийская Церковь как минимум с 6 века отмечала этот день, а дата 15 августа (28 августа) была установлена, по-видимому, императором Маврикием, у которого папа Сергий просто перенял праздник.

В 1950-1951 годы по распоряжению римского Папы Пия Двенадцатого, были написаны и новые тексты богослужения. Ещё раз пересмотр богослужения этого праздника был пересмотрен в 1970 году, но в значительной степени богослужебные тексты 1950 года были сохранены.

На рубеже первого и второго тысячелетия Римская Церковь постановила в День этого праздника в храмах освещать лечебные травы.

В Канонических текстах Библии, признаваемых всеми основными направлениями христианства, о Вознесении Марии не упоминается. Интересно то, что для христианских конфессий нет единой даты празднования Успения Богородицы.

Православные празднуют Успение Богородицы - 28 августа .
Католики, вознесения Девы Марии - 15 августа
В Галликанской литургии во Франции, Вознесения Девы Марии празднуют - 18 января .
Копты празднуют праздник «Взятие Богородицы в Небесную славу» - 22 августа .
В средневековой Баварии Вознесения Девы Марии отмечалось 13 сентября
.

В 15 странах мира, праздник Успения (или Вознесения Девы Марии) считается государственным праздником и выходным днём . Это католические страны: Австрия, Бельгия, Бурунди, Германия, Гвинея, Испания, Италия, Литва , Люксембург, Польша, Португалия, Словения и Франция.
А так же православные страны: Греция и Грузия .