Книжники и фарисеи значение. Иудея при хасмонеях и религиозное распадение народа израильского

Для начала, конечно, стоит пояснить кто такие фарисеи, саддукеи и книжники. Фарисеи и саддукеи являлись разными ветвями (течениями) иудаизма, а книжники занимались тем, что переписывали свитки Священного Писания, поэтому хорошо его знали и уважались народом. Обличения Иисусом Христом фарисеев и саддукеев были обращены в основном к их духовным авторитетам. То есть критика фарисеев, саддукеев и книжников является обличением Иисусом действия духовных лидеров Израиля того времени.

В первую очередь, конечно, Христос обличал духовенство в лицемерии! То есть, они выглядели респектабельно, духовно возвышенно, пользовались уважением народа, а внутри, что не было заметно простым верующим, были не столь порядочны и духовны. Иисус говорил о них так:

Матф.23:27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.


Если углубляться в частности, то Иисус Христос критиковал фарисеев, саддукеев и книжников за нижеследующее. Приведем о них слова Иисуса

1. За то, что они исполняли НЕ все заповеди Писания, а в большей степени – обрядовые и которые на виду:

Матф. 23: 23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе : суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Матф. 23:2 сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи (учителя Божьего закона, первым из которых был Моисей); 3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их (фарисеев) не поступайте, ибо они говорят, и не делают .


2. За то, что они учили неверно народ, что служило погибели людей:

Матф. 23: 13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. 15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.


3. За то, что они любили возвышать себя над народом (паствой):

Матф. 23: 6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!


4. За то, что отделяли себя от народа, в том числе специальной одеждой , чего не было в законе Моисея для левитов и других служителей (только священники, входя в святилище одевали специальную одежду из виссона, а Первосвященник – носил более сложную функционально, символизируя Посредника Иисуса):

Матф. 23: 5 увеличивают воскрилия одежд своих


5. За то, что прибавили к закону Моисея много человеческих Преданий :

Матф. 23:4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям

Мар.7:7 тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим .


6. За то, что духовные лидеры отменяли прямые заповеди Божьи, отдавая приоритет исполнению заповедей человеческих Преданий:

Мар.7:8 Ибо вы, оставив заповедь Божию , держитесь предания человеческого , омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. 9 … хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?

Матф. 15:3 зачем … вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего (речь идет о преданиях старцев, о чем написано в Матф. 15:2)? 6 таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

Как Вы думаете, относятся ли все эти упреки Христа к духовным лидерам некоторых современных исторических христианских конфессий, которые:

1. Исполняют не все заповеди Писания (в частности прямо некоторые нарушают 2, 3, 4 заповеди Декалога, Исх. 20:4-11)

2. Учат народ не так как написано в Слове Божьем , уводя их от Живого Господа к предметам, святым местам, людям посредникам, мол, эти посредники свяжут их с Богом. Поэтому верующие неверно понимают характер любящего Господа, мол, ему, некогда, Он общается только с избранными, а простых людей не слышит и не замечает и ждет, чтоб те обратились к святым или святыням… Но Бог в Своем Слове говорит, что Он Сам слышит все направленные к Нему молитвы и рядом с каждым из нас и вникает во все наши дела (Пс. 32:15) и знает даже сколько у нас волос на голове (Матф.10:30), и ответит на молитву веры и исцелит (Иак. 5:15).

3. Некоторые служители возвышают себя : не против, когда им целуют руки и подол, считают свое духовное положение гораздо ближе к Богу. Хотя, по сути они такие же обыкновенные люди - грешники, а иногда и больше, ведь знание церковных уставов само по себе не освещает человека, зато, кому больше дано, с того больше и спроситься (Лук.12:48). Многие духовные учителя просят, чтоб их называли духовный учитель, наставник, отец, папа, что напрямую запрещал Иисус, указывая на подобные ошибки фарисеев (см. Матф. 23 гл)

4. Придумали себе специальную одежду , чтоб подальше себя отделить от обычных людей, вызывая у тех особое уважение к себе. Хотя закон Моисея не предписывал всем служителям отличаться одеждой (кроме Первосвященника), а только надевать ее священникам перед тем как войти в храм. Также служители первой христианской церкви (первые 3 века), включая епископов, не имели специальной одежды, а носили то, что и простые люди.

5. Духовенство христианства, сращиваясь с государством, впитало в учение много из язычества – чудотворные святыни, святые посредники, волшебные места и предметы. Также прибавили к Божьему закону множественные придуманные бремена : посты, епитимии и т.д., усложняя жизнь верующему, чего не предписывал Бог в Своем Слове. Этого никогда не было ни в Ветхом ни в Новом Завете.

6. Духовные лидеры поверили, что старцы имеют право комментировать закон Божий так, что это изменяет четко и однозначно изложенные заповеди Божьи . В частности, изменив четвертую заповедь о субботе, подкорректировав вторую заповедь, где Господь запрещает почитание ЛЮБЫХ изображений, игнорирую третью заповедь, где Бог запрещает напрасно повторять Его имя, а в некоторых молитвах это делается аж по 40 раз, для набора счета, как будь-то Бог с первого раза не слышит. Есть и другие нарушения закона, я здесь пишу о самых наглядных. Более полно данный вопрос раскрыт в моей книге . Во всех этих случаях, нарушение прямой заповеди поясняется Преданием, мол, святые старцы объяснили, что так можно делать и это не нарушение. Именно за это упрекал Иисус духовенство своего времени, что те авторитет старцев ставили выше прямого Слова Божьего.


Валерий Татаркин



Здесь = > другие

Еврейский историк Иосиф Флавий пишет о трех религиозных течениях, существовавших в иудаизме рубежа эр: саддукеях, фарисеях и ессеях («Иудейские древности» ХIII 5:9; «Иудейская война» II 8:2). Труды Иосифа до сих пор остаются основой наших знаний об иудаизме того времени.

Много дополнительных сведений, преимущественно об отношениях саддукеев и фарисеев с христианами, мы получаем из Нового Завета. Для реконструкции фарисейского учения очень важны раввинистические тексты (раввинистический иудаизм развился в конце I –начале II вв. н.э. из партии фарисеев). Общину, написавшую , принято отождествлять с ессеями.

Количество научных работ, посвященных иудаизму того времени, огромно, но многие детали все равно остаются неясны. Краткий очерк для «Правмира» неизбежно будет более чем неполон; коллеги-библеисты несомненно укажут, что я в этом очерке не отметил такую-то важную вещь, не учел мнение такого-то исследователя, и т.д. – ведь это тема не для маленького очерка, а для монографии, и не одной.

Но что же делать, если видишь в популярной литературе и публицистике такое, что только дивишься? Попробуем набросать картину, пусть схематичную, но все же основанную на подлинных текстах и современных исследованиях.

Саддукеи

Самой малочисленной, но зато и самой приближенной к власти, была партия саддукеев. Насколько мы можем судить, это была партия крупной еврейской аристократии. Применительно к Иудее и Иерусалиму того времени, аристократия – это священническая аристократия. Со времен возвращения из плена (конец V в. до н.э.) и вплоть до прихода к власти царя Ирода (37-4 гг. до н.э.) первосвященник был не только главой Храма, но и светским владыкой Иерусалима и Иудеи.

В 104-76 и 65-37 гг. до н.э. должности царя и первосвященника вообще совмещались в одном лице. Со времен Ирода первосвященники потеряли светскую власть, но сохранили влияние. Семьи, из которых избирались первосвященники, сосредоточили в своих руках власть, земли и богатства, зачастую – за счет более бедных собратьев-священников.

Иосиф пишет, что во время первосвященства Анана, сына Анана, его слуги «насильно овладевали предназначавшеюся для простых священнослужителей ; в случае же сопротивления они прибегали к побоям. Так как никто не мог препятствовать этому, то и другие первосвященники делали то же, что и слуги Анана. Тогда-то многим из священников, для которых раньше десятина представляла источник существования, пришлось умереть от голода» («Иудейские древности» ХХ 9:2). Практически то же имело место во время первосвященства Измаила, сына Фаба («Иудейские древности» XX 8:8).

Многие историки изображают иерусалимскую священническую аристократию как коррумпированную и утратившую всякое уважение в народе (Goodman M., The Ruling Class of Judaea: The Origins of the Jewish Revolt Against Rome, A.D. 66-70, Cambridge, 1987). Другие считают, что эта картина верна лишь отчасти: «Для многих, очень многих евреев звание первосвященника не потеряло своего значения. В отсутствие царя из династии Давида естественно было считать, что первосвященник послан Богом, чтобы возглавить народ» (Sanders E.P. Judaism: Practice and Belief, L., 1992, p. 327).

Вплоть до смуты середины II в. до н.э. все верховные первосвященники принадлежали к династии потомков Садока, который, согласно книге Царств, был первосвященником при Соломоне. Видимо от имени этой династии и происходит название той религиозной партии, которая сложилась вокруг священнической аристократии – «саддукеи».

Саддукеи не признавали устного «предания отцов», которое было столь значимо для другой иудейской религиозной партии – фарисеев. Не признавали и ряда других учений, важных для фарисеев: о воскресении мертвых, об ангелах и духах (Деян 23:8), не принимали учения о предопределении («Иудейские древности» ХIII 5:1). Возможно, их вера была в чем-то более прагматичной и рационалистической, чем у других еврейских религиозных течений.

Суд саддукеев, по Иосифу, был особо суров. Повествуя о том, как саддукейский первосвященник Анан казнил Иакова, брата «Иисуса, именуемого Христом», Иосиф пишет, что саддукеи «отличались в судах особенной жестокостью» («Иудейские древности» ХХ 9:1). О том же свидетельствуют и новозаветные повествования (по-видимому, в тот момент все верховные первосвященники принадлежали к партии саддукеев, ср. Деян 5:17). Именно Синедрион, руководимый первосвященником и саддукеями, обрек на смерть Иисуса.

Фарисеи

Название «фарисеи» происходит от еврейского «перушим», или, скорее, от арамейского «перишайя». И то, и другое слово значит «отделенные» – имеется в виду: от грешников и недостаточно благочестивых людей. Фарисеи не исключали себя из религиозной жизни всего остального еврейского народа, не порывали с Иерусалимским Храмом (в отличие от ессеев, см. ниже), но считали, что народ в целом соблюдает религиозные предписания слишком приблизительно и очень нерадиво.

Главной отличительной чертой фарисеев было детальное уточнение расплывчатых предписаний ветхозаветного Закона и неукоснительное их соблюдение. Огромную роль наряду с Писанием играли «предания старцев» (Мф 15:1-6; Мк 7:1-13).

Нормы, утвердившиеся в иудаизме начала н.э., были намного более детальными и строгими, чем предписания Пятикнижия. Так, Закон Моисея запрещает работать в субботу: «день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в этот день никакого дела» (Исх 22:10).

Раввинистическое толкование, восходящее к фарисейскому преданию, понимает слово «работа» предельно расширительно: в субботу, например, запрещается любое зажигание огня, написание более чем одной буквы, перемещение более чем на определенное количество шагов и подобное. Раввинистические предписания регламентируют подробнейшим образом все стороны жизни человека: приготовление еды, супружеские отношения и т.д. и т.п.

По-видимому, такова была в целом тенденция развития иудаизма в I в. н.э., но именно в учении фарисеев («преданиях старцев») эта тенденция реализовалась полнее всего. Иосиф пишет, сравнивая учения саддукеев и фарисеев: «Фарисеи передали народу, на основании древнего предания, множество законоположений, которые не входят в состав Моисеева законодательства. Саддукеи совершенно отвергают все эти наслоения, требуя обязательности лишь одного писаного закона и отнимая всякое значение у устного предания. Благодаря этому часто возникало множество споров и разногласий между фарисеями и саддукеями» («Иудейские древности» XII 10:6). в Деяниях характеризует фарисеев как «строжайшее в нашем вероисповедании учение» (Деян 26:5).

Соблюдая ритуальную чистоту, фарисеи отказывались садиться за один стол не только с иноверцами и иноземцами, но и с другими евреями, если считали их оскверненными грехом или недостаточно тщательным выполнением бытовых религиозных предписаний (Мф 9:11). Фарисеи много постились (Мф 9:14), подолгу молились (Мф 23:14). Строго соблюдали субботу (Мф 12:2). Строго, до мелочей, соблюдали предписания о десятине на Храм (Мф 23:23).

Фарисеи не были связаны с Храмом, т.е. с официальной иерархией. По социальному статусу большинство из них, как полагают исследователи, было торговцами или небогатыми землевладельцами. Некоторые, однако, целиком посвящали себя изучению и толкованию Закона.

Простой народ не мог следовать в своей обычной жизни детальным предписаниям фарисеев, но уважал их как людей святой жизни (считая, по-видимому, что святая жизнь состоит именно в соблюдении максимального количества максимально детальных обрядовых предписаний). Согласно Иосифу, простой народ необыкновенно чтил их и в столкновениях храмовой аристократии с фарисеями всегда был на стороне фарисеев.

Предельно серьезное отношение к вопросам веры сближает первых христиан и фарисеев. Но в Новом Завете портрет фарисея дан как своего рода фон к тому, каким должен быть последователь Иисуса Христа: у того, кто идет за Иисусом, на первом месте должно быть не внешнее, а внутреннее.

«Книжники и фарисеи заняли место Моисея и учат вас. Все, что они вам велят соблюдать – соблюдайте, но не следуйте их примеру, потому что они говорят, а сами не делают. Они навьючивают на людей тяжелое и неудобоносимое бремя, а сами и пальцем до него не дотронутся. Все дела свои делают напоказ… » (Мф 23:2-5).

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Вы чистите чашу и блюдо снаружи, а внутри они наполнены жадностью и неправдой. Слепой фарисей! Сперва очисти то, что внутри, в чаше, тогда и снаружи она будет чиста» (Мф 23:25-26). Притча о мытаре и фарисее (Лк 18) наиболее четко выразила отношение Христа к фарисеям – и сделала в европейских языках слово «фарисей» синонимом слов «ханжа» и «святоша».

В одной из недавно появившихся научно-публицистических статей предложено заменить это отождествление другим, и дается следующий перечень отличительных черт фарисеев времен Иисуса (нумерация этих черт моя – М.С.): «(1) Люди вовсе не презренные, но, наоборот, почитавшиеся в народе как моральные и духовные авторитеты. Независимые от духовных и светских властей… (2) Любившие приспособить религиозные нормы к «современной жизни». (3) Выступавшие против смертной казни. (4) По большей части чуждавшиеся политики. Призывавшие к отделению религиозной власти от светской - у второй же, дескать, «руки в крови»… (5) Стремившиеся навести в расколотой Иудее разумный республиканский порядок. (6) Любившие молиться не в синагогах, а по домам, предвосхищая «приватную религиозность», модную в отделенных кругах XXI века».

(1) Для фарисеев и их сторонников авторитет человека определялся знанием заповедей Закона, знанием «отеческих преданий» и их тщательнейшим, детальнейшим соблюдением. Действительно, такой авторитет не зависит ни от богатства, ни от близости к политической власти, ни от духовных, ни от светских властей.

Для интеллигенции (по крайней мере, в идеале; реальность с идеалом зачастую расходится) авторитет человека тоже не должен зависеть ни от его богатства, ни от близости к власть имущим. Но на том сходство новоевропейской интеллигенции с древнееврейскими «перушим» и заканчивается.

В жизни древнееврейского фарисея, как мы видели, важнейшее место занимала детально разработанная система обрядовых предписаний и религиозно-ритуальных запретов; эти предписания и запреты ежеминутно контролировали все аспекты его жизни. Это прямо противоположный конец спектра по отношению к тому, что принято называть «интеллигентской религиозностью».

Фарисеи (как, впрочем, и саддукеи, и ессеи) были сторонниками строжайшей национальной изоляции: с представителями других народов не может быть никаких смешанных браков, с ними нельзя даже есть за одним столом. Характерное для новоевропейской интеллигенции представление об «общечеловеческих ценностях» и «общечеловеческой культуре» было столь же чуждо для древнего фарисея, как, скажем, для иранского аятоллы.

(2) Бесспорно, самая неудачная характеристика, какую можно дать фарисеям рубежа эр – это что они «любили приспособить религиозные нормы к современной жизни». Мы уже говорили, что обрядовые нормы в иудаизме I в. н.э. не только не смягчаются, а, напротив, делаются все более строгими, и что фарисеи были как раз в авангарде этого процесса детализации, уточнения и устрожения Закона.

Если мы верим свидетельству Деяний Апостолов, то должны присоединиться к апостолу Павлу, который характеризует фарисеев как «строжайшее в нашем вероисповедании учение» (Деян 26:5).

(3) Фарисеи не выступали за отмену смертной казни. Да и как они могли выступать против смертной казни, если Ветхий Завет ее прямо предписывает, а задача, которую ставили перед собой фарисеи, заключалась не в отмене, а в тщательнейшей детализации всех предписаний Ветхого Завета?

Их суд был, действительно, менее жесток, чем суд саддукейской храмовой аристократии. Иосиф Флавий неоднократно это отмечает. Фарисеи, например, в отличие от саддукеев, были против смертной казни за клевету («Иудейские древности» XII 10:6).

В Деяниях апостолов мы читаем, что первосвященник и другие члены Синедриона хотели казнить апостолов, но «фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом» воспрепятствовал казни, предупредив членов Синедриона: «берегитесь, чтобы не оказалось, что вы противитесь Богу» (Деян 5).

Но это не значит, что фарисеи вообще никогда не выносили смертных приговоров. Павел, в бытность свою фарисеем, одобрял казнь Стефана (Деян 8:1).

(4-5) Фарисеи вовсе не чуждались политики и уж тем более не призывали к отделению религиозной власти от светской (в 149-140 до н.э., при царице Александре фарисеи фактически правили Иудеей). Идеальной политической системой для них, как можно видеть из произведений фарисея Иосифа Флавия («Против Апиона» II 16 (157)), была теократия, т.е. власть духовенства - а уж никоим образом не демократия и не республиканский порядок!

(6)Утверждение, будто фарисеи «любили молиться не в синагогах, а по домам, предвосхищая приватную религиозность» более чем неверно. Если верить Евангелию, все было в точности наоборот!

Именно фарисеев имеет в виду Иисус под «лицемерами», когда обращается к своим ученикам в Нагорной Проповеди: «Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми… Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:5-6).

Если все же поискать для «перушим» времен Иисуса какой-то аналог в религиозной жизни современной России, то скорее уж можно сравнить их с теми ультраконсервативными ревнителями «православного благочестия», для которых характерно тщательнейшее внимание к мельчайшим обрядовым деталям и расширительное толкование древних правил.

Как известно, в 73 правиле Трулльского собора запрещено изображать крест на напольных мозаиках («изображение креста, начертываемое некоторыми на земли, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих»).

В некоторых ультраправославных домах и монастырях, расширяя Трулльское правило до абсурда, выламывают паркет, если две паркетины на нем легли перпендикулярно, и вырезают крестовины из сифонов умывальной раковины. Такое расширительное толкование правил и впрямь чем-то похоже на трактовку ветхозаветных заповедей в Мишне и Талмуде.

Ессеи

С тех пор, как были обнаружены кумранские рукописи и большинство ученых (хотя и не все) отождествило их авторов с «ессеями» Иосифа Флавия, ессеям-кумранитам уделяется больше внимания, чем всем остальным течениям иудаизма того времени. В отличие от фарисеев, которые, хоть и считали саддукейское священство заблуждающимся, но все равно, повинуясь Закону Моисея, шли в Храм, – ессеи с иерусалимским Храмом порвали.

Точнее говоря, в ессейском движении существовали два крыла. Представители более умеренного жили семейной жизнью (правда, весьма воздержной) и, видимо, не исключали себя полностью из той религиозной жизни еврейского народа, которая сосредотачивалась вокруг иерусалимского Храма. Представители более радикального крыла (они, как принято считать, были обитателями Кумрана) порвали не только с Храмом, но и вообще со всей «мирской жизнью».

Община кумранитов, как ее обычно реконструируют историки, была первым в истории библейской традиции монастырем. Принятию в общину предшествовал длительный период испытания. Поступившие соблюдали строжайшую дисциплину, беспрекословно повиновались старшим.

Все имущество у них было общим, одежда – бедной: «Платье и обувь они меняют лишь тогда, когда прежнее или совершенно разорвалось или от долгого ношения сделалось негодным к употреблению» (Иосиф Флавий, «Иудейская война» II 8:4). Поддержание ритуальной чистоты было важнейшей заботой общины: постоянные ритуальные омовения, особый ритуал вкушения «чистой» пищи, молитвы, заменившие собой храмовое богослужение.

Строжайшим образом соблюдалась суббота. Члены общины давали обет есть только «чистую» пищу, приготовленную в общине, и только на совместной братской трапезе. Если кто-то из них был изгнан из общины, то, неукоснительно соблюдая обет, он был обречен на голодную смерть: «Связанный присягой и привычкой, такой человек не может принять пищу от не собрата-он вынужден, поэтому, питаться одной зеленью, истощается и умирает от голода.» (Иосиф Флавий, «Иудейская война» II 8:8).

Иерусалимское священство было для них лжесвященством, храм – оскверненным. Даже календарь у ессеев был свой, «подлинный», отличный от иерусалимского; праздники не совпадали. В недалеком будущем они чаяли последней «войны сынов света с сынами тьмы»; причем «сынами света» были, естественно, ессеи, а «сынами тьмы» – все остальное человечество. Война должна была закончиться, с помощью Божьей, полной победой «сынов света» над врагами.

Если уж следовать тренду искать параллели между Иудеей времен Иисуса и нашей действительностью, то можно было бы сравнить ессеев с теми ультраортодоксальными и апокалиптически настроенными православными монашествующими, которые не только в теории, но и на практике соблюдают обет бедности, иерархию обличают в безблагодатности, и ждут скорого конца света.

Эпоха Второго Храма завершилась катастрофой. Националистический авантюризм народных вождей всемерно приближал ее – и приблизил. В 66 г. вспыхнула война с Римом, в 70 г. Иерусалим был взят и сожжен. Вместе с Храмом ушла в небытие саддукейская аристократия. «Сыны тьмы», вопреки ессейским пророчествам, уничтожили ессейские монастыри. Погибло множество фарисеев и множество простых людей. Уцелевшие фарисеи положили начало раввинистическому иудаизму.

Если задача религии заключается в том, чтобы поддержать национальную идентичность, сплотив народ вокруг некоей совокупности религиозных обрядов и правил, то фарисеи и их преемники полностью выполнили эту задачу. Сплотившись вокруг наследия фарисеев, вокруг учения о богоизбранности и детального кодекса религиозно-ритуальных предписаний, еврейский народ пережил и катастрофу 70 г. и еще целый ряд последовавших катастроф.

А за несколько десятилетий до того появилось христианство, возвестившее, что для Бога «нет ни эллина, ни иудея», что «не человек для субботы, а суббота для человека», и еще: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, делайте добро ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас», и еще: «каким судом судите, таким будете судимы на Суде».

Но это уже совсем другая история. Она вообще в другой плоскости существует…

Вы прочитали статью . Читайте также.

Евангелия часто упоминают о саддукеях и фарисеях, так как Иисус находился в постоянном противостоянии с ними. Саддукеи и фарисеи составляли правящий класс Израиля. Существует много сходств между этими двумя группами, но есть и важные различия.

Саддукеи: Во времена Христа и новозаветной эпохи, саддукеи были аристократами. Они стремились к богатству и занимали влиятельные позиции в обществе, в том числе среди первосвященников, также они занимали большинство из 70 мест в верховном совете, который назывался Синедрионом. Они пытались сохранить мир, принимая решения Рима (Израиль в это время находился под контролем римлян), и, казалось, были больше озабочены политикой, чем религией. Поскольку они не конфликтовали с Римом и принадлежали к богатому высшему классу, то их мало интересовали простые люди, как и те не были высокого мнения о них. Большим расположением народа пользовались те, кто принадлежал к партии фарисеев. Хотя саддукеи занимали большинство мест в Синедрионе, история показывает, что в большинстве случаев они должны были принимать идеи фарисейского меньшинства, так как те были более популярны в массах.

В религиозном плане саддукеи были более консервативны в едином основном доктринальном направлении. Фарисеи приравнивали устные предания с письменным Словом Божьим, в то время как саддукеи считали, что лишь письменное Слово исходило от Бога. Саддукеи сохранили авторитет написанного Слова Божьего, особенно книг Моисея (от Бытия до Второзакония). Хотя их можно похвалить за это, они, безусловно, не были совершенны в своих доктринальных взглядах. Ниже приведен краткий перечень их убеждений, которые противоречили Писанию:

1. Они были очень самодостаточны, вплоть до отрицания участия Бога в повседневной жизни.

2. Они отрицали воскресение мертвых (Матфея 22:23, Марка 12:18–27, Деяния 23:8).

3. Они отрицали загробную жизнь, считая, что души умирали при смерти, и, следовательно, отрицали существование какого-либо наказания или награды после земной жизни.

4. Они отрицали существование духовного мира, т.е. ангелов и демонов (Деяния 23:8).

Так как саддукеи были больше озабочены политикой, Иисус был им безразличен, пока они не испугались, что Он может привлечь нежелательное внимание римлян. Именно в этот момент саддукеи и фарисеи объединились и вступили в сговор с целью предать Христа смерти (Иоанна 11:48–50, Марка 14:53; 15:1). Другие упоминания о саддукеях мы находим в Деяниях 4:1 и 5:17. Также, по мнению историка Иосифа Флавия, саддукеи были замешаны в смерти Иакова (Деяния 12:1-2).

Поскольку эта партия существовала за счет своих политических и священнических связей, после разрушения римлянами Иерусалима и храма в 70 г. н.э. саддукеи также исчезли.

Фарисеи: В отличие от саддукеев фарисеи были, в основном, средним классом предпринимателей, и, следовательно, больше общались с обычными людьми. Простые люди значительно больше уважали фарисеев, чем саддукеев. Хотя они были в меньшинстве в синедрионе и имели меньшее число священнических позиций, по всей видимости, они имели значительное влияние на принятие решений Синедриона.

Относительно религии, они считали письменное Слово вдохновленным Богом. Во время земного служения Христа это было тем, что сейчас называется Ветхим Заветом. Но они также дали равные права устным преданиям и пытались защищать эту позицию, настаивая на происхождении преданий от Моисея. С течением времени, эти предания добавлялись к Слову Божьему, что запрещено (Второзаконие 4:2), и фарисеи стремились строго следовать этим преданиям наряду с Ветхим Заветом. Евангелия изобилуют примерами того, что фарисеи относились к этим преданиям с не меньшим уважением чем к Слову Божьему (Матфея 9:14; 15:1–9; 23:05; 23:16, 23; Марка 7:1–23; Луки 11:42). Тем не менее, они оставались верны Слову Божьему в отношении некоторых других важных учений. В отличие от саддукеев, они верили в следующее:

1. Они верили, что Бог контролирует все вещи, но решения, принятые человеком, влияли на ход его жизни.

2. Они верили в воскресение из мертвых (Деяния 23:6).

3. Они верили в загробную жизнь, с соответствующим вознаграждением и наказанием на индивидуальной основе.

4. Они верили в существование ангелов и демонов (Деяния 23:8).

Несмотря на то, фарисеи были соперниками саддукеев, они смогли забыть о своих разногласиях в одном случае – суде над Христом. Именно в этот момент саддукеи и фарисеи объединились (Марка 14:53; 15:1; Иоанна 11:48–50).

В то время как саддукеи перестали существовать после разрушения Иерусалима, фарисеи, которые были больше сосредоточены на религии, продолжали существовать. На самом деле, фарисеи были против восстания, которое привело к разрушению Иерусалима в 70 г. н.э., и стали первыми, кто заключил мир с римлянами после этого. Фарисеи были также ответственны за составление Мишны, важного документа, описывающего дальнейшее существование иудаизма после разрушения храма.

Иисус во многом упрекал и фарисеев, и саддукеев. Возможно, лучший урок, который мы можем получить от них, заключается в том, чтобы не быть похожими на них. В отличие от саддукеев, мы должны верить всему, что говорит Библия, в том числе о чудесах и загробной жизни. В отличие от фарисеев, мы не должны придавать преданиям равные права с Писанием и мы не должны допустить, чтобы наши отношения с Богом были сведены к законническому списку правил и ритуалов.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Во II веке до новой эры в Иудее и развивалось на протяжении нескольких столетий общественное и религиозное течение, представителей которого называли фарисеями. Их характерной чертой было буквальное следование правилам поведения, показное благочестие и ярко выраженный фанатизм. Часто фарисеями именовали приверженцев одного из философских направлений, распространившихся среди евреев на рубеже двух эпох. Учение фарисеев легло в основу нынешнего ортодоксального .

Известны три основных древнееврейских секты. Первую из них составляли саддукеи. К этому кругу принадлежали члены денежной и аристократии. Саддукеи настаивали на строгом исполнении божественных установлений, не признавая дополнений, которые нередко привносили в религию верующие. Секта ессеев отличалась тем, что ее представители, считая неизменяемым, предпочитали жить в уединении, для чего уходили в отдаленные деревни и пустыни. Там они с особой щепетильностью соблюдали данные Моисеем законы.

Фарисеи образовали третье религиозное ответвление. В этой секте можно было встретить тех, кто из народных масс и сумел подняться в обществе за счет собственных способностей. Движение фарисеев развивалось и крепло в непримиримой борьбе с саддукеями, которые стремились взять под свой контроль храмовые ритуалы.

Особенности учения и политики фарисеев

В своей деятельности фарисеи стремились избавить общество от монополии саддукеев на религиозную власть. Они ввели в практику религиозных ритуалов не в храмах, а в домах. В политических вопросах фарисеи стояли на стороне обездоленного народа и выступали против посягательств на со стороны господствующих классов. Именно поэтому простой народ проникся доверием к фарисеям и часто без критики следовал их учению.

Фарисеи признавали, что установления бога неизменны. Они считали, что законы действуют для того, чтобы их добросовестно и в точности исполняли. Однако главную цель и религиозных положений фарисеи видели в служении народному благу. Лозунг фарисеев гласил: закон для людей, а не люди для закона. Интересно, что Иисус Христос, критикуя фарисеев, обличал не столько само это течение, сколько его отдельных лицемерных лидеров.

Особое фарисеи придавали духовному сплочению людей вокруг . Для этого они всячески стремились привести религиозные установления в соответствие с условиями жизни евреев. При этом фарисеи отталкивались от истин, данных в Священном Писании. Одно из характерных требований этого течения – отмена смертной казни. Фарисеи считали, что жизнь любого человека, каким бы он ни был закоренелым преступником, должна быть предоставлена божественной воле.

Что для христианина страшнее фарисейства, кто для него хуже фарисеев? Мы используем эти слова как ругательства, считаем фарисеев безусловными врагами Христа. Но ведь это совсем не обязательно так – среди них были и святые, которых мы почитаем и сегодня.

Фарисеи – это иудейское религиозное течение и политическая партия, чье название, скорее всего, значит «обособленные».

Во времена Иисуса Христа они по большей части не занимали высоких постов, но для еврейского народа оставались духовными лидерами и авторитетами. Бытовала такая пословица: «Если бы только два человека попали на небо, то один из них был бы фарисей».

Говорить о фарисеях подробно сейчас не будем, достаточно сказать, что их в первую очередь интересовало строжайшее исполнение норм Закона в повседневной жизни.

Чтобы исполнить Закон, его нужно хорошо знать и верно толковать. Потому для многих фарисеев Иисус был не просто врагом, которого следовало уничтожить – он бы носителем особой точки зрения, которую следовало оспорить, а значит – понять. А там, где понимание, там возможно и принятие. Из учеников Иисуса фарисеев было немного, но они сыграли заметную роль – достаточно сказать, что фарисеем изначально был Павел.

Апостол Павел

Но Павел далеко не был первым. Евангелист Иоанн рассказывает о фарисее Никодиме, члене Синедриона и тайном ученике Иисуса. В самом начале своего повествования Иоанн говорит о том, как Никодим пришел к Иисусу тайно, ночью – уже тогда этот визит был для него небезопасным. При этом у него не было сомнений, он сказал Иисусу: Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Да, можно знать много и разбираться в богословских тонкостях, но от этого добро не перестает быть добром, а зло – злом, и если ты их распознал, то выбор очевиден.

Иоанн описывает дальше беседу Иисуса с Никодимом, она слишком длинна, чтобы приводить ее здесь. Речь шла, прежде всего, о рождении свыше, которое должен получить каждый человек, чтобы войти в Царствие Божие. Никодим не понимал, переспрашивал, Иисус терпеливо объяснял.

Именно в этой беседе прозвучали слова Иисуса, которые часто называют «малым Евангелием», потому что они выражают самую суть христианской веры: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

В другой раз мы встречаем на страницах того же Евангелия Никодима на собрании других фарисеев. Они решают вопрос, как им следует относиться к Иисусу, и их решение определяется достаточно просто: «Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?». Тут важна не истина, а корпоративная солидарность. Раз начальство и все наши против, никто из нас не может быть за… Никодим возражает: «Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?» Но ему фактически заткнули рот: как бы то ни было, из Галилеи точно не следует ждать никаких пророков, и если Никодим ждет – он и сам, верно, один из этих полуязычников-галилеян, с ним и толковать нечего.

Наконец, там, где рассказывается о погребении Иисуса, Иоанн говорит, что Никодим принес благовония, которыми натирали мертвое тело. Ему не удалось отвести от Учителя удар, но он смог воздать Ему посмертные почести. В похоронах он принял участие вместе с Иосифом Аримафейским.

Предание говорит, что Никодим принял крещение, был изгнан из Иудеи, а после смерти знаменитый законоучитель Гамалиил (о нем позднее) похоронил его рядом с первомучеником Стефаном (первым христианином, который был убит за проповедь Христа).


Иисус и Никодим

Но вернемся теперь к Иосифу из города Аримафеи. Если Никодим успел встретиться со Христом и о многом поговорить, то про Иосифа мы ничего подобного не знаем. Похоже, он прислушивался к этому странному Проповеднику издалека – то ли потому, что не хотел лишних конфликтов с другими духовными вождями иудеев, то ли просто не случилось повидаться, так ведь тоже бывает.

Но зато все четыре евангелиста единогласно рассказывают, что именно он устроил похороны Иисуса после казни (Лука особо оговаривает, что к приговору и казни сам он не имел никакого отношения). Тело казненного преступника в принципе могли отдать родственникам, но кто их знал в резиденции римского наместника? А вот Иосиф был человеком видным, наверняка лично знал Пилата. Он легко мог просить его об одолжении, и вот теперь, когда, казалось бы, всё пропало и не о чем было уже заботиться, он попросил отдать ему тело, чтобы, по крайней мере, достойно его похоронить.

Пилат удивился: обычно на кресте висели несколько дней, а Иисус уже умер? Но раз так, отчего было теперь не отдать тело? Пилат согласился. Наступал вечер пятницы, после заката начиналась суббота, день священного покоя, и надо было похоронить Иисуса срочно, уже некогда было выбирать место. Вместе с Никодимом (о нем упоминает только Иоанн) Иосиф похоронил Его в собственной приготовленной гробнице, которая была неподалеку. Так исполнилось пророчество Исаии: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого».

Именно Иосиф приобрел для похорон плащаницу – большой кусок ткани, в который принято было заворачивать тело покойного. Вероятно, именно эта плащаница под названием Туринской и известна сегодня во всем мире, хотя об ее подлинности часто спорят.


Фото: slubovyu.com

Вот, собственно, и всё, больше мы ничего не знаем об Иосифе. Он, казалось бы, всюду опоздал – но он же и убедился, что никогда не поздно прийти к Иисусу и сделать для Него хотя бы самую малость, которую можешь сделать только ты.

А в средневековых легендах эта история получила богатое продолжение. Они рассказали, как Иосиф собрал в чашу Тайной Вечери кровь Христа и взял копье, которым римский сотник проткнул мертвое тело Иисуса. Эти реликвии очень скоро затерялись и множество рыцарей отправились на их поиски… или, по крайней мере, так рассказывает легенда. Название этой чаши – Грааль. Соответствует ли легенда действительности хоть в малой степени, мы не знаем. До нас, конечно, Грааль не дошел, зато им вдохновлялась фантазия бесчисленных сочинителей.


Рыцарь и Святой Грааль, художник Frederick Judd Waugh

Теперь перейдем к Гамалиилу. Это единственный христианский святой, чьи изречения приведены в Талмуде (в еврейской традиции его имя обычно произносится как Гамлиэль). Более того, он был одним из основателей талмудического иудаизма, так что книга Деяний не зря именует его «законоучителем, уважаемым всем народом». Он не просто заседал в Синедрионе, но занимал в нем должность «князя», то есть председателя. Сам Талмуд так оценивает его наследие: «Когда Гамалиил скончался, вместе с ним исчезло уважение к Торе, и перестали существовать чистота и воздержание».

Изначально Гамалиил вовсе не был расположен к христианам, но когда Синедрион начал их преследовать, Гамалиил задумался, насколько уместны тут административные меры и уголовные преследования. Когда Синедрион собрался на суд над апостолами, то Гамалиил велел подсудимым выйти, а своим товарищам сказал: «ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его».

Собственно, это один из первых в истории образцов подлинной веротерпимости и отличный критерий, как поступать, если сомневаешься в чьей-то еретичности.

Впрочем, позиция Гамалиила не была особенно популярной: его собственный ученик Савл (будущий Павел) тогда еще яростно преследовал христиан, и не он один. Но если быть до конца последовательным, если оценивать христианство как раз по тому критерию, который он сам предложил, то христианство, несомненно, от Бога. Поэтому Гамалиил стал не только одним из самых авторитетных учителей в иудаизме, но и… святым ранней Церкви (других таких примеров мы не знаем).

Несмотря на глубокое почтение иудейской традиции лично к Гамалиилу, он не стал основателем известной школы, как некоторые его современники и даже потомки. Может быть, именно потому, что главный его ученик стал христианином и самым известным новозаветным богословом?

ПРИТЧА О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

Образ фарисея очень ярко представлен в притче Христа о мытаре и фарисее (Лк 18:9-15), которые вошли помолиться в Иерусалимский храм. Христос оправдывает мытаря, который смиренно и просто признавал свою греховность и только просил у Бога милости. Нет оправдания фарисею, который хвалился тем, что строго исполняет закон, и в своем высокомерии дерзал ставить себя выше мытаря, которого почитал человеком грешным. Фарисей забыл, что судить человека – дело не другого человека, а Бога.

P.S.: Фарисеи в массе своей пошли другим путем: не признали Иисуса своим Мессией, и средневековый иудаизм (талмудический или раввинистический, как его часто называют) вырос по преимуществу из их учения. Но тем примечательней исключения – фарисеи, которые приняли Христа. Кем бы ни был человек, какого бы учения ни придерживался, к какой бы группе ни принадлежал – для него всегда открыта эта возможность.