Храм во имя Пресвятыя Богородицы «Достойно есть…. Святыни Афона: Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»)


Божия Матерь «Достойно есть» («Милующая»).
Икона из ризницы Троице-Сергиевой лавры


Икона Божией Матери «Достойно есть» находится на горнем месте алтаря соборного храма Карейской обители на Афоне. Время ее явления определяется 980 годом, прославления – 1864 годом.

В один из воскресных дней живший неподалеку от Кареи старец ушел в обитель на всенощное бдение. В келлии остался послушник. При наступлении ночи к нему постучался неизвестный инок. Во время всенощной, когда нужно было петь «Честнейшую Херувим...», оба встали перед иконой Божией Матери, называвшейся «Милующей», и гость заметил, что у них сначала поют «Достойно есть, яко воистинну, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего...». Во время пения этой неслыханной доселе песни икона Богоматери сияла небесным светом, а послушник плакал от умиления. По его просьбе эта дивная песнь, за неимением бумаги, была записана на камне, размягчившемся как воск под рукой чудного певца. Назвав себя Гавриилом, странник стал невидим. Икона Божией Матери, перед которой впервые была воспета песнь «Достойно есть», была перенесена в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы Кареи (административного центра Афона). Плита с начертанной на ней Архангелом Гавриилом песнью была перенесена в Константинополь во время патриаршества святителя Николая Хрисоверга († 995, память 16 декабря). В Галерной гавани Петербурга в честь Милующей Богоматери был воздвигнут пятикупольный храм, в котором поставили присланную с Афона благодатную икону «Милующая».

Многочисленные списки с иконы «Достойно есть» («Милующая») свято почитаются в русских храмах.


Икона «Достойно есть» из Трапезного храма Троице-Сергиевой лавры

Есть такая икона и в Троице-Сергиевой лавре (на фото). Дореволюционный список чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть», или «Милующая», написанной на Горе Афон в Русском Пантелеимоновом монастыре, находится в Трапезном храме во имя преподобного Сергия Радонежского в центральном приделе с правой стороны у правого клироса.

Эту икону еще до революции привез с Афона насельник Лавры о. Аристоклий. И она сразу стала почитаться верующими как чудотворная, потому что люди получали помощь перед ней по своим молитвам. Господь хранил эту святыню и во время революции, и в Гражданскую войну и после – в годы репрессий она всегда оставалась в монастыре. Когда богоборческие власти закрыли Лавру, по благословению старцев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о. Аристоклий передал на хранение эту икону своим духовным чадам монахине Евфросинии (Богословской, 1892-1974) и инокине Пелагее, проживающим в городе Сергиев Посад, ул. Кирова, д. 47.

Все время до своего возвращения в Лавру икона «Достойно есть» находилась в этом доме. И не просто находилась, она утешала, исцеляла, вразумляла, научала. Все, кто молился перед этой иконой в эти годы, чувствовали ее благодать, каждому она давала по силам. А помолиться в этот дом приходили многие, особенно, когда тайно служилась литургия. Открыто службы стали проводиться в 1946 году. Когда открыли Лавру, в доме матушек стало что-то вроде подворья Лавры. Приезжали многие батюшки, семинаристы из Москвы. Тогда еще академия и семинария находились в Москве. Лавра медленно возвращалась к духовной жизни. Передавали ее Церкви частями. В Трапезном храме находился Дом Культуры, с его возвращением монастырю власти тянули особенно долго. А когда, наконец, отдали, то оказалось, что зданию требуется серьезный ремонт. На то, чтобы возвратить ему первозданный вид, ушли долгие годы. К тому времени ни монахини Евфросинии, ни инокини Пелагеи уже не было в живых. И родственники монахини Евфросинии прот. Владимир и Валентина Недосекины вернули эту икону в Трапезный храм, где она находится и доныне.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее "Достойно есть" ("Милующая"), глас 4

O тцев все Афонское множество,/ соберитеся, верно празднующе,/ днесь радующеся и светло восклицающе вси в веселии,/ Божия бо Мати ныне от Ангела преславно воспевается./ Темже, яко Богородицу, присно Сию славим.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее "Достойно есть" ("Милующая"), глас 4

П разднует днесь весь Афон,/ яко песнь прият от Ангела чудно/ Тебе, Чистей Богоматери,/ Юже вся тварь чтит, славящи.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Достойно есть»

О пресвятая и премилостивая Владычице Богородице! Припадающе к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе: вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего, да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбно Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, православному воинству нашему на вся враги победу и одоление. И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели, тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице всепетая! Простри ко Господу богоноснеи Твои руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «Достойно есть » находится на горнем месте алтаря соборного храма Карейской обители на Афоне.

В один из воскресных дней, живший неподалеку от Кареи старец ушел в обитель на всенощное бдение. В келлии остался послушник. При наступлении ночи постучался неизвестный инок. Во время всенощной, когда нужно было петь «Честнейшую Херувим…», оба встали перед иконой Божией Матери, называвшейся Милующая, и гость заметил, что у них сначала поют «Достойно есть…»

Во время пения этой неслыханной песни икона Богоматери сияла небесным светом, а послушник плакал от умиления. По его просьбе эта дивная песнь, за неимением бумаги, была записана на камне, размягчившемся, как воск, под рукой чудного певца.

Назвав себя Гавриилом, странник стал невидим. Икона Божией Матери, перед которой впервые была воспета песнь «Достойно есть», была перенесена в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы Кареи (административного центра Афона).

Плита, с начертанной на ней Архангелом Гавриилом песнью, была перенесена в Константинополь во время патриаршества святителя Николая Хрисоверга († 995, память 16 декабря). Многочисленные списки с иконы «Достойно есть» («Милующая») свято чтутся в русских храмах.

В Галерной гавани Петербурга в честь Милующей Богоматери был воздвигнут пятикупольный храм, в котором поставили присланную с Афона благодатную икону «Милующая».

О чудесном происхождении архангельской песни «ДОСТОЙНО ЕСТЬ…»

В X веке между иноческими хижинами недалеко от Кареи (Афон) стояла келья с маленьким храмом Успения Богоматери. В ней жил старец с послушником. Свою уединенную келью монахи оставляли редко и только по особенной необходимости.

Случилось, что старец отправился однажды на воскресное всенощное бдение в Протатский храм Успения Пресвятой Богородицы; ученик же его остался стеречь келью, получив от старца наказ совершить службу дома. При наступлении ночи он услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого благолепного инока, которого принял почтительно и приветливо. Когда наступило время всенощной службы, они оба начали молитвенные песнопения.

Достойно есть, яко воистину…

Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба встали пред Ее иконою и начали петь: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим…» По окончании молитвы гость сказал: «У нас не так величают Божию Матерь. Мы поем прежде: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего» – и после этой уже песни прибавляем: Честнейшую херувим…»

Молодой монах умилился до слез, внимая звукам чистого ангельского голоса и не слыханному им ранее песнопению, и стал просить гостя написать его, чтоб и он научился таким же образом величать Богородицу. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги.

Тогда гость сказал: «Так я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи ее, и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Камень, как воск, умягчался под рукою дивного гостя. Начертав на нём эту песнь, он подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, мгновенно стал невидим.

Всю ночь провел послушник в славословии пред иконою Богородицы и к утру пел эту Божественную песню наизусть. Старец, возвратясь из Кареи, застал его поющим новую чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал всё, как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все, едиными устами и единым сердцем, прославили Господа и Матерь Божию и воспели новую песнь. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь «Достойно есть», а икону, пред которою она была воспета Архангелом, перенесли в Протатский собор торжественным крестным ходом.

Мужской хор. Оптина Пустынь. Достойно есть — Aksion Estin

ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ “ДОСТОЙНО ЕСТЬ”
Тропарь, глас 4

Отцев все Афонское множество, / соберитеся, верно празднующе, / днесь радующеся и светло восклицающе вси в веселии, / Божия бо Мати ныне от Ангела преславно воспевается. / Темже, яко Богородицу, присно Сию славим.

Иной тропарь, глас 4

Притецем, вернии, со дерзновением / к Милующей Царице Богородице / и умиленно воззовем к Ней: / низпосли на ны милости Твоя богатыя: / Церковь нашу сохрани, / люди во благоденствии соблюди, / землю нашу избави от всякаго обстояния, / мир даруй мирови / и спасение душам нашим.

Кондак, глас 4

Празднует днесь весь Афон, / яко песнь прият от Ангела чудно / Тебе, Чистей Богоматери, Юже вся тварь чтит, славящи.

Иной кондак, глас 8

Архангельский глас вопием Ти, Всецарице: / достойно есть, яко воистинну, / блажити Тя, Богородицу, / Присноблаженную и Пренепорочную / и Матерь Бога нашего.

Вконтакте

Среди многих сотен образов Богородицы совершенно особое почитание заслужили те, что произошли с Афонской горы. С иконой «Достойно есть» связана невероятная история, которую бережно сохранило церковное предание. Неразрывная связь с известной молитвой придает глубокое значение и образу, и самим словам хвалебной песни.


История святого образа

История дошла к нам из глубины веков: жил в афонской пещере монах, однажды ушел он на службу, а молодого послушника оставил в келье. Время было вечернее, вдруг в дверь постучали. Юноша не удивился - гора Афон населена монахами, бывают здесь и паломники, иногда они просятся на ночлег друг к другу. Гости вместе стали молиться. Когда монахи начали величать Богородицу, гость предложил к традиционным стихам добавить слова:

  • «Достойно есть…»

Все это произошло перед иконой Божией Матери, которая стала излучать чудесный свет. Молодой инок попросил записать прекрасные слова. Когда не оказалось бумаги, гость начертал их прямо на камне. Он попросил научить этой молитве всех христиан. Сотворив это чудо, гость исчез. Все православные сегодня наизусть знают хвалебную молитву, которая затем стала частью богослужения.

Прозорливый старец потом сказал, что в келью к нему наведался сам архангел Гавриил. Икону с тех пор стали именовать первыми словами ангельской песни. Образ был перенесен в монастырский Успенский храм (Карея), где пребывает до настоящего момента. По вере многие получают перед ним исцеление от духовных и телесных болезней.


Храм иконы «Достойно есть»

Прошло уже почти тысячелетие с того чудесного визита, а икона «Достойно есть» («Милующая») все еще находится на Афонской горе. Только несколько раз монахи вывозили ее в Грецию, чтобы дать верующим возможность поклониться святыне - посетила Царица Небесная Афины, Салоники, Кипр. Обычно же стоит она в алтаре соборного храма. Дважды в год монахи устраивают крестный ход вокруг острова, и те иноки, которые на него не приходят, бывают наказаны свыше (то пожар случался, то грабеж).

Списки иконы были отправлен и в Россию. Один находился в Санкт-Петербурге, там действовал храм Милующей Иконы, который в настоящее время находится на реставрации. Другой список подарен подворью Троице-Сергиевой Лавры. Сделали его иноки Никольского скита. Прославилась чудесами копия, находившаяся в Вятской губернии. Имеется образ в иерусалимской духовной миссии. Москвичи могут поклониться иконе в Даниловом монастыре (она находится в соборе), в Ильинском храме (Обыденский переулок).


В чем помогает икона «Достойно есть»

Человек во время жизненного пути не одинок - по крайней мере, верующий. Рядом с ним всегда пребывает Ангел-хранитель, Божия Мать и Сам Господь. Обращаться за помощью надо при помощи молитвы, традиционно православные делают это возле святых икон. В чем помогает икона «Достойно есть»:

  • успешно завершить начатое предприятие (можно заказать молебен);
  • обрести здоровье;
  • наладить отношения в семье;
  • получить прощение грехов - даже очень тяжких, называемых смертными.

Прибегать к Божией Матери можно даже в самых безнадежных ситуациях, потому что она известна своим терпением, усердием в молитве, всепрощающим отношением к грешникам.

Смысл и значение иконы

Размышляя о значении иконы «Достойно есть», надо сначала внимательно вдуматься в слова похвалы. Всего два коротких стиха, но в них заключена целая богословская программа.

  • Достойно славить Тебя, непорочную и блаженную Божию Мать.
  • Слава твоя больше, чем Серафимов, ты достойная высшего почитания, чем Херувимы.
  • Ты родила Бога-Слово, не нарушив чистоту.
  • Мы величаем Тебя как Богородицу.

Таков смысл стихов, которые верующие привыкли слышать на церковнославянском языке (хотя оригинал звучал на греческом).

По мнению искусствоведов, оригинальная икона, перед которой впервые была произнесена новая молитва, являлась обычным поясным изображением Богородицы. Младенец сидел на правой руке, прильнув к Матери. После произошедших событий в образ были внесены соответствующие коррективы. На полотне появились фигуры ангелов - на уровне голов слева и справа. Они простирают руки к Христу и св. Марии.

Ангелы указывают на то, что молитва была прислана прямо с небес на грешную землю, как милость. Ведь повторяя такую короткую и приятную для слуха молитву, можно спасти свою душу, да и многих вокруг. Как говорил один старец, если спастись самому, вокруг спасутся тысячи. Недаром второе название иконы «Достойно есть» - «Милующая».

Головы Богородицы и Младенца украшены коронами. Взгляды обоих направлены на свиток - его держит Христос в правой руке. На нем написаны слова библейского пророчества о Спасителе - Царе мира.

Другие варианты иконописи

Икона Божией Матери «Достойно есть» становилась и сюжетом для храмовых росписей в 17 в. Там сюжет разворачивался, как правило, более пространно, поскольку авторы не были жестко ограничены размером доски. Богородица здесь изображена уже в полный рост, держащей Богомладенца на руках. Вокруг присутствует ангельский мир, святые. Над Божией Матерью в облаках предстает Бог-Отец (позже постановлением одного из соборов изображать Первое лицо Святой Троицы в виде старца было запрещено).

Вокруг Св. Марии писался также текст молитвы «Достойно есть». Изображался такой сюжет и на сосудах, которые называются панагиарами. Предназначались они для хлеба, освященного в честь Богородицы. После трапезы в монастырях его раздавали каждому монаху.

Как и что просить у иконы

О чем молиться иконе «Достойно есть»? Мысли любого верующего должны быть направлены, в первую очередь, на спасение своей души. Помиловать, спасти от вечного огня - вот о чем надо умолять Царицу Небесную и Господа Христа. Только потом можно просить о каких-то бытовых нуждах. Никогда не следует жаловаться на других, требовать их наказать, пытаться заставить близких поступать по-своему при помощи молитвы. Это уже больше похоже на колдовство, а не на молитву, угодную Господу.

Молиться следует, прежде всего, об исправлении собственных недостатков.

  • Гордыня . Начало многих других отрицательных качеств, «мать всех грехов», как говорят святые отцы. Высокомерное отношение к другим мешает увидеть достоинства, искренне любить, уважать близких.
  • Лень . Современные люди настолько изнежены, что часто малейшие препятствия кажутся им непреодолимыми. Царица Небесная при жизни много работала (обычную воду в древнем Израиле приходилось носить издалека), поэтому она научит трудолюбию, терпению, пошлет сил.
  • Гнев . Признак того, что человек не примирился с собой, а значит, и с Господом. Может перерасти в зависть, нетерпение, злобу к окружающим. Необходимо молиться особенно усердно, Господь усмирит будущие в душе страсти.

Сначала надо прочитать молитвы, специально написанные для почитания пресвятой иконы «Достойно есть». Не стоит забывать и о песнопении, давшем иконе название. Если нет слуха, петь необязательно. Простого чтения будет достаточно.

Молитва «Достойно есть» также может использоваться совершенно самостоятельно, читать ее можно в дороге, в моменты, когда выдается свободная минутка. На чтение по четкам необходимо брать благословение. Обычно священники лишь поощряют желание молитвенных подвигов, если оно возникает. Только надо приготовиться к тому, что демоны будут всячески препятствовать укреплению этой новой привычки. Нельзя сдаваться, надо молиться ежедневно. Тогда Господь обильными дарами благословить всю земную жизнь.

Молитва перед образом Пресвятой Богородицы «Достойно есть»

Молитва

О, Пресвятая и Премилостивая Владычице Богородице! Припадая ко святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша, и яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам беспомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбно Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Тя пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели, тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О, Царице Всепетая, простри ко Господу богоносныя Твоя руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящие утеши, бедствующим помози, и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие наследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Похвала

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Сретенская церковь и (справа от неё) часовенная церковь во имя иконы Божией Матери "Достойно есть". 1910-е гг.


В духовной истории нашего старинного города есть немало страниц, которые заставляют всех нас, живущих ныне, по иному взглянуть на жизнь и духовную деятельность наших предшественников. Трудами и стараниями этих людей и созидалась эта духовная история, как неотъемлемая часть общей истории нашего края и государства. Чем больше мы углубляемся в наше прошлое, тем яснее и отчётливее перед нами встают образы наших предков, имеющих живую, нелицемерную Веру, которая горела в их сердцах и согревала многих. Именно такая Вера давала нашему народу силы в годину тяжёлых испытаний, именно она несла свет и любовь в их души.
Год 1871 был тяжёлым и страшным для нашего города. И не только для него. По Тамбовщине пронеслась страшная моровая язва - холера, которая унесла многие тысячи жизни. (г. Борисоглебск в то время относился к Тамбовской губернии) 8 июня 1871 года эпидемия началась в Борисоглебске. В городе только что открылась летняя ярмарка. Один из приезжих купцов заболел и в скором времени скончался. С этого времени холера стала распространяться в городе с невероятной быстротой - в день умирало до двухсот человек.
Из воспоминаний жительницы города, учителя Марии Григорьевны Златоустовской (ныне покойной): «Я хорошо помню это страшное время. Около Успенской церкви и Нового Собора стояли ряды гробов. Люди умирали иногда целыми семьями, и некому было их хоронить. Из Городской Управы и полиции привозили гробы. Жертв было так много, что через несколько дней умерших перестали заносить в церкви, а отпевали прямо у кладбища.
Мне запомнился случай с одним из священников города, отцом Сергием Гурьевым. Батюшка, напутствуя умирающих или отпевая покойных, очень боялся заразиться, и каждый день, приходя домой, горько плакал, прося у Бога заступления и милости. Но, видимо, Господу Богу было так угодно - священник действительно заболел и умер 20 июля. С этих дней эпидемия в городе стала постепенно утихать.
Дни были жаркие, стоял удушливый зной. Улицы города были пустынны. Люди сидели в своих домах с закрытыми ставнями и воротами. Медицинских препаратов не было и для лечения использовалась перцовая водка. Заболевших секли крапивой. Но вряд ли всё это могло помочь. От Управы и Земства на улицах жгли смоляные бочки для обеззараживания воздуха.» Где же искать надежду на спасение в такую суровую и страшную годину?! В дни бедствий и скорбей православный христианин во все века и времена своей истории возлагал более надежду на помощь небес, чем на свои немощные человеческие силы. И Милостивый Господь, как любящий Отец - наказующий, но милующий, внимал слезам и мольбам страждущего народа по Слову Своему - «Просите и дастся вам...».
Жители города слёзно просили Господа и Его Пречистую Матерь, нашу Ходатаицу и Заступницу, о милости и помощи. Храмы города были постоянно открыты, здесь возносилась молитва о здравии живых и упокоении умерших.
Один из крупных купцов города, Стефан Тимофеевич Иванов, ещё в 60-х годах ХIХ века заказал для своей семьи особо почитаемую им икону Божией Матери, именуемую «Достойно Есть» или «Милующая». Купец хотел чтобы эта икона была написана на Святой Горе Афон, славящейся своей древней и особой традицией иконописания. Именно в Греции, на Святой Афонской Горе, в 335 году по Р.Х., прославилась эта святая икона. Пожелание купца было исполнено и с тех пор икона Божией Матери «Достойно Есть» пребывала в нашем городе в купеческом доме Ивановых.
Но вот настали тяжёлые времена и эта святыня была принесена на городскую площадь, где перед ней собором духовенства всех городских церквей был отслужен водосвятный молебен. Люди просили Божию Матерь о заступлении и ходатайстве у Престола Сына Своего. Страждущий народ взывал о помощи. И Святая Владычица услышала скорбный глас народа. После молебна и усердной молитвы жителей города моровая язва резко пошла на убыль. Последним заболевшим 1 августа был псаломщик Иван Никитович Марков. После этого холера совершенно прекратилась.
Как было не благодарить Пресвятую Богородицу, явившую такую великую милость нашему городу?! Благодарные жители в ознаменование этого великого чуда решили воздвигнуть на месте совершения молебна часовню в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть».
Каменная часовня была построена попечением и стараниями купца Стефана Иванова. 19 ноября 1873 года состоялось торжественное освящение её престола при огромном стечении народа. Здание часовни, относительно небольшое по размеру, имело величественный и законченный в архитектурном плане вид, было достаточно высоким. (О точных размерах часовни в настоящее время судить невозможно, так как план первоначального строительства сгорел при пожаре 17 августа 1876 года. Здание часовни находилось у пересечения нынешних улиц Бланской и Третьяковской, частично на территории Котельно-механического завода). Часовня была приписана к Преображенскому Собору города, клир которого и совершал в ней богослужения.
Для поклонения верующих здесь был поставлен чудный афонский образ Богородицы «Достойно Есть», перед которым молились горожане и который купец Иванов, по велению своего сердца, пожертвовал церкви и городу. Перед этим образом жители города возносили непрестанные благодарственные молитвы Небесной Владычице.
Число людей, прибегающих под кров Божией Матери всё возрастало и к каменному зданию часовни была сделана более обширная деревянная пристройка. Часовня постепенно начала приобретать вид полноценного храма. Тамбовский епископ Виталий (Иосифов), посетивший г. Борисоглебск в середине 80-х годов XIX века, сделал замечание о тесноте помещения часовни и выразил пожелание ещё более расширить здание, так как приток молящихся был достаточно велик. Таким было и пожелание верующих. Необходимо отметить, что к этому времени у часовни уже сложился свой, достаточно многочисленный приход, насчитывающий в среднем до 1500 человек. В 1884 году часовня получила статус церкви и стала именоваться Часовенной, а в официальных документах Часовенной Богородичной церковью. С этого момента в храме велись метрические книги. Усадебной и пахотной земли церковь не имела.
15 августа 1884 года старостой и попечителем Часовенного храма стал Борисоглебский купец второй гильдии Михаил Алексеевич Гаврилов. В 1886 году он испросил у Владыки благословение на расширение и перестройку здания церкви. К работе был привлечён местный инженер-техник Леонид Васильевич Мизеровский, который стал автором проекта более обширной деревянной пристройки к каменному зданию. Выполненный в соответствии со всеми строительными требованиями того времени проект Л.В. Мизеровского, как нельзя лучше вписался в общий архитектурный ансамбль церкви. Из сравнительно небольшого здания часовня превратилась в достаточно обширный храм, деревянные стены которого с обеих сторон были оштукатурены толстым слоем по войлоку с применением алебастра. Здание отапливалось тремя печами, было прочным и надёжным во всех отношениях. Внутренние размеры помещения церкви составляли примерно 26 х 23 метра, высота трапезной - 5 метров.
Летом 1886 года под руководством инженера Мизеровского начались строительные работы по возведению пристройки. Подряд на строительство получил Яков Дмитриевич Шокин.
Строился храм преимущественно на средства старосты и попечителя часовни купца М.А. Гаврилова. Создание плана и надзор за работами осуществлялись инженером Л.В. Мизеровским безвозмездно, во Славу Божию.
Особое слово необходимо сказать о Михаиле Алексеевиче Гаврилове. Будучи много лет попечителем Часовенного храма, он ежегодно тратил значительные суммы из собственных средств на содержание, благолепие и благоукрашение этой церкви. Часовенный храм был полностью укомплектован дорогой церковной утварью и облачениями священнослужителей, имел прекрасный хор, на содержание которого Гаврилов тратил ежегодно до 3000 рублей.
Несмотря на свою основательность, строящаяся пристройка к церкви, имела статус временной, так как в это время на Ново-базарной площади города, в непосредственной близости от часовни шло возведение величественного храма Сретения Господня. Самое активное участие в обеспечении его строительства принимал М.А. Гаврилов. Существование деревянной пристройки планировалось до окончания строительства этого нового храма.
Но, вероятно, любое богоугодное дело, творимое человеком от души и сердца, движимого любовью к Богу, неизбежно наталкивается на множество препятствий и искушений, которые воздвигает враг рода человеческого. Не без препятствий со стороны светских властей шло и возведение пристройки к часовне. Чиновничьему аппарату той эпохи, к сожалению, были свойственны чрезмерная косность и администрирование в принятии решений, какой бы сферы они ни касались. Со стороны властей попечителю Часовенного храма М.А. Гаврилову и инженеру Л.В. Мизеровскому пришлось вынести немало испытаний. Они были обвинены в осуществлении незаконного строительства и инженерно-строительной некомпетентности. Гаврилову и Мизеровскому даже пришлось доказывать свою правоту в Мировом Суде. Тяжба длилась около 4-х лет, на время которых строительные работы были приостановлены (необходимо сказать, что строительство к этому времени уже находилось в стадии завершения). Но, помощью Божией, справедливость восторжествовала. Строительство было благополучно завершено и Часовенный храм предстал взору верующих в своём новом виде. Тёплое, просторное и светлое здание церкви встречало своих прихожан.
Духовные труды и старания старосты Часовенной церкви были оценены по достоинству. За расширение здания церкви и приобретение для неё церковной утвари купец М.А. Гаврилов 24 февраля 1895 года был награждён Высочайше пожалованной золотой медалью на Станиславской ленте для ношения на шее.
Строительство большого Сретенского храма было завершено в 1901 году. 12 декабря 1902 года состоялось его торжественное освящение. По решению епархиальных властей, местночтимая икона Божией Матери «Достойно Есть» была благоговейно перенесена в этот новый храм. Часовенная же церковь осталась в своём прежнем виде и была приходским храмом до самого своего закрытия в годы богоборческой власти.
Рассказывая об истории Часовенной Богородичной церкви, нельзя не упомянуть и об известных нам священнослужителях этого храма. Как уже говорилось выше, до 1884 года часовня была приписана к Преображенскому Собору города, духовенство которого и отправляло здесь службы. С 1884 года, когда она получила статус Часовенной церкви, по штату здесь полагался один священник, один диакон и один псаломщик. 26 января 1884 года настоятелем Часовенного храма г. Борисоглебска был назначен протоиерей Матфей Григорьевич Николаевский, переведённый сюда по благословению Владыки Палладия II из Архангельской церкви села Чигорак. Отец Матфей удостоился иерейской хиротонии из рук самого Владыки Феофана в 1860 году (Свт. Феофан Вышенский затворник. Память 23.01. и 29.06.). Должность настоятеля Часовенной церкви священник ревностно исполнял до 1896 года, совмещая её с должностью Благочинного 1-го церковного округа. С 1875 по 1891 год отец Матфей состоял миссионером по Борисоглебскому уезду, лично им было обращено в Православие большое количество сектантов и иноверцев. Это был прекрасный проповедник, писавший Слова и Беседы собственного сочинения. В 1888 году священник стал членом уездного отделения Епархиального Училищного Совета. По всеобщему выбору городского духовенства в июле 1893 года отец Матфей был утверждён духовником Благочиния. За многолетнюю безупречную службу ревностный пастырь был удостоен большого количества как церковных, так и государственных наград и поощрений.
В 1896 году настоятелем храма стал священник Митрофан Тимофеевич Тихомиров. Ещё диаконом отец Митрофан начал своё служение в Часовенной церкви, здесь же 1 февраля 1896 года был рукоположен во священники. Отец Митрофан возглавил созданное при храме «Общество трезвости», руководил работой Школы грамотности, за плодотворную деятельность которых не раз поощрялся епархиальным начальством. Пастырское служение отец Митрофан совмещал с активной преподавательской деятельностью, много лет будучи законоучителем мужской церковно-приходской школы при Успенской Старособорной церкви, первого Борисоглебского приходского училища, церковно-приходской школы при Сретенской церкви, преподавал Закон Божий нижним чинам 6-го запасного Кавалерийского полка.
14 октября 1900 года настоятелем Часовенной церкви был назначен священник Алексей Лукич Войнов. Отец Митрофан Тихомиров стал вторым священником этого храма. В 1902 году отец Алексий был назначен настоятелем Сретенского храма, одновременно являясь и настоятелем Часовенной церкви. Это был высокообразованный пастырь, окончивший в 1887 году Московскую Духовную Академию со степенью Кандидата Богословия. Был преподавателем еврейского языка в Тамбовской духовной семинарии, помощником редактора «Тамбовских епархиальных ведомостей». В 1903 году отец Алексий Войнов был избран духовно-судебным следователем Борисоглебского городского округа.
К Часовенному храму было приписано несколько бесприходных и заштатных священнослужителей. В частности бесприходный протоиерей Николай Иванович Смирнов и заштатный клирик епархии Тимофей Афанасьевич Цветков.
Диаконское служение здесь в разное время совершали: Дмитрий Матвеевич Николаевский, Сергей Петрович Магницкий, Николай Фёдорович Жданов. Псаломщиками храма были: Иван Васильевич Гурьев, Иван Сократович Любомудров, Дмитрий Стефанович Константинов, Григорий Никитович Архангельский, Илья Сергеевич Талинский, Иван Алексеевич Москалёв и Сергей Васильевич Красотин. Русские храмы - эти столпы Православия, рассеянные по всему лику нашего многострадального Отечества, вместе с нашим народом разделили тягостное бремя гонений, религиозных притеснений, поругания и осквернения всего того, что столетиями созидалось нашими предками ради спасения своей бессмертной Души. Вековые христианские святыни своего собственного народа стали ненужными более новой власти, принесшей идеологию разрушения. Среди 12 церквей г. Борисоглебска Часовенная Богородичная церковь стала одним из первых храмов, который был осквернён и уничтожен. Она была полностью разрушена в начале 20-х годов XX века. Замечательный памятник храмовой архитектуры конца XIX-начала ХХ века и краса города - Сретенская церковь - была разобрана на кирпич в 1934 году. Всё что являлось духовным сокровищем для предков, стало прахом в глазах потомков. Сегодня все мы платим дорогую цену за некогда осквернённые храмы наших душ.
Историческая память является необходимой ценностью для любого, уважающего себя государства и общества. Ещё более ценным является восстановление исторической правды и поиск духовной истины. Сегодня это необходимо всем нам для того, чтобы не погас в наших душах огонёк Веры, задуваемый буйными ветрами житейских бурь. Чтобы мы не стали Иванами, не помнящими своего родства и не повторили неприглядных страниц своей истории, от которых и ныне содрогается сердце.
Меняются времена и поколения, но остаётся вечной Правда Божия, являющаяся для каждого христианина мерилом поступков и устремлений всей его жизни. Сегодня, прося Господа о всепрощении, мы молим и Его Пречистую Матерь, некогда спасшую наш город от великой беды, о даровании нам вновь нашей святыни - иконы Божией Матери «Достойно Есть», утраченной в годы гонений. Мы верим, что по милости Небесной Заступницы, икона вновь будет обретена и вернётся к нам, как покров и защита сегодняшнему городу.