Какие министерства были созданы в 19 веке. Образование министерств

Коренная модернизация системы власти в России, запущенная Петром I, завершилась созданием министерств в 1802 году. Российская империя стала «регулярным государством», управлявшимся министерствами, посредством законов, уставов и учреждений, исходящих от самодержавной власти. Несмотря на реорганизации ведомств и радикальные реформы, суть системы управления оставалась неизменной до 1917 года.

Пост министра мог занять лишь человек, обладавший личным доверием государя, а лишившись его милости, сановник терял и министерское кресло. Должность министра становилась апогеем чиновничьей карьеры, после которой, как правило, ему светило место в Государственном совете, почетные титулы и чины. Случалось и после отставки, некоторые деятели вновь получали министерский портфель по другому ведомству.

Длительность пребывания министром была разной, все зависело от личности императора, так Александр I, менял министров в среднем раз в полгода, при Николае I, они занимали посты почти по полтора года, Александр II давал поработать министрам 0,9 года, а уже при Николае II, министры трудились в среднем 0,4 года.

Всего в два раза увеличилось жалованье министрам за весь XIX век, при этом явной коррупции не отмечалось, а замеченные в этом грехе С. Уваров, П. Клейнмихель и немногие другие, сурово порицались обществом. Больше претензий предъявлялось глупости, беспринципности и сумасбродству министров. Некоторые из них вели дела и принимали чиновников с докладами дома.

Предметом гордости министра был регулярный, личный доклад императору, это придавало министерской должности высокое значение. Но часто практиковалось назначение на важные министерства случайных людей, что плохо сказывалось на работе ведомств, ведь министры имели огромные властные полномочия.

Министерство внутренних дел

Министерство иностранных дел

Военное министерство

Морское министерство

Александр I

В. П. Кочубей (1802-1807) А. Б. Куракин (1807-1810) О. П. Козодовлев (1810-1819)

A.Н. Голицын

B.П. Кочубей
(1819-1823)

В.С. Ланской (1823-1825)

А. Р. Воронцов (1802-1804) А. А. Чарторыйский (1804-1806) А. Я. Будберг (1806-1807)

Н. П. Румянцев (1808-1814) К. В. Нессельроде (1814-1825)

С. К. Вязьмитинов (1802-1808) А. А. Аракчеев (1808-1810) М. Б. Барклай-де-Толли (1810-1812) А. И. Горчаков (1812-1815) П. П. Коновницын (1815-1819) П. И. Меллер-Закомельский (1819-1823) А. И. Татищев (1823-1825)

Н. С. Мордвинов (1802) П. В. Чичагов (1802-1811)

И. И. Траверсе (1811-1825)

Николай I

В. С. Ланской (1825-1828)

А. А. Закревский (1828-1831) Д. Н. Блудов (1832-1839)

А. Г. Строганов (1839-1841)

Л. А. Перовский (1841-1852) Д. Г. Бибиков (1852-1855)

К. В. Нессельроде (1825 1855)

А. И. Татищев (1825 1827)

A. И. Чернышов
(1827-1852)

B. А. Долгоруков
(1852-1855)

И. И. Траверсе (1825 1828) А. В. Моллер (1828-1836)

А. С. Меншиков (1836-1855)

Александр II

С. С. Ланской (1655-1861)

П. А. Валуев (1861-1868)

А. Е. Тимашев (1868-1878)

Л. С. Маков (1876-1880)

М. Т. Лорис-Меликов (1880-1881)

К. В. Нессельроде (1855-1856)

А. М. Горчаков (1856-1881)

В. А. Долгоруков (1855-1856)

Н. О. Сухозанет (1856-1861)

Д. А. Милютин (1861-1881)

Ф. П. Врангель (1855-1857)

Н. Ф. Метлин (1857-1860)

Н. К. Краббе (1860-1876)

С. С. Лесовский (1876-1880)

А. А. Пещуров (1880-1881)

Александр III

Н. П. Игнатьев (1881-1882)

Д. А. Толстой (1882-1889)

И. Н. Дурново (1889-1894)

А. М. Горчаков (1881-1882)

Н. К. Гире (1882-1894)

П. С. Ванновский (1881-1894)

А. А. Пещуров (1881-1882)

И. А. Шестаков (1882-1888)

Н. М. Чихачев (1888-1894)

Александр I

А. И. Васильев (1802-1807)

Ф. А. Голубцов (1807-1810) Д. А. Гурьев (1810-1823) Е. Ф. Канкрин (1823-1825)

Г. Р. Державин (1802-1803)

П. В. Лопухин (1803-1810)

И. И. Дмитриев (1810-1814) Д. П. Трощинский (1814-1817)

Д. И. Лобанов-Ростовский (1817-1825)

П. В. Завадовский (1802-1810)

А. К. Разумоский (1810-1816) А. Н. Голицын (1824-1825) А. С. Шишков (1824-1825)

Принц Г. Ольденбургский (1809-1812) Ф. П. Деволант

(1812-1818) А. А. Бетанкур (1819-1822) Герцог А. Вюртембергский (1822-1825)

Николай I

Е. Ф. Канкрин (1825-1844) Ф. П. Вронченко (1844-1852)

П. Ф. Брок (1852-1855)

Д. И. Лобанов-Ростовский

(1825-1827) А. А. Долгоруков (1827-1829) Д. В. Дашков (1829-1839) В. Н. Панин (1839-1855)

А. С. Шишков (1825-1828) К. А. Ливен (1828-1833)

С. С. Уваров (1833-1849) П. А. Ширинский-Шихматов (1849-1853) А. С. Норов (1853-1855)

А. Вюртембергский

(1822-1825) К. Ф. Толь (1833-1842) П. А. Клейнмихель (1842-1855)

П. Ф. Брок

В. Н. Панин

А. С. Норов

К. В. Чевкин

А. М. Княжевич

Д. Н. Замятин

Е. П. Ковалевский

П. П. Меншиков

М. X. Рейтерн

К. И. Пален

А. В. Головин

В. А. Бобринский

С. А. Грейг

Д. Н. Набоков

Д. А. Толстой

А. П. Бобринский

А. А. Аба за

А. А. Сабуров

К. Н. Посьет

Александр III

Н. X. Бунге (1881-1886) И. А. Вышнеградский (1886-1892) С. Ю. Витте (1892-1894)

Д. Н. Набоков (1881-1885)

Н. В. Манасеин (1885-1894)

А. П. Николаи (1881-1882)

И. Д. Делянов (1882-1894)

К. Н. Посьет (1881-1888) Г. С. Паукер (1888-1889)

А. Я. Гюббенет (1889-1892)

С. Ю. Витте (1892) А. К. Кривошеий (1892-1894)

С. Ю. Витте

Н. В. Муравьев

И. Д. Делянов

М. И. Хилков

Э. Д. Плеске

М- Г. Акимов

Н. П. Боголепов

К. С. Немешаев

В. Н. Коковцев

И. Г. Щегловитов

П. С. Ванновский

Н. К. Шеффгаузен

И. П. Шипов

А. А. Хвостов

Г. Э. Зенгер

С. В. Рухлов

В. Н. Коковцев

А. А. Макаров

В. Г. Глазов

А. Ф. Трепов

П. П. Борк

Н. А. Добровольский

И. И. Толстой

Э. К. Кригер-

Войновский

П. М. Кауфман

А. Н. Шварц

Л. А. Коссо

П. Н. Игнатьев

Н. К. Кульчицкий


Министерская система управления в России возникла 200 лет назад. Ее создание завершило процесс модернизации государственной машины, начатый еще Петром I. В Своде законов Российской империи был провозглашен главный принцип российской государственности Нового времени: «Империя Российская управляется в твердых основаниях положительных законов, учреждений и уставов, от самодержавной власти исходящих». Несмотря на реформы 1860-х годов, приблизившие Россию к современному правовому государству, и введение конституционных учреждений в 1905 году, Российская империя вплоть до 1917 года во многом оставалась все тем же «регулярным государством».

В 1802 году были учреждены министерства: Военно-сухопутных сил, Военно-морских сил, Иностранных дел, Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения, Юстиции, а также Государственное казначейство (на правах министерства). В соответствии с законом от 17 августа 1810 года о разделении государственных дел по министерствам полиция была выделена в самостоятельное ведомство, было упразднено Министерство коммерции, а его функции переданы Министерству финансов и Министерству внутренних дел. Создание в 1837 году нового Министерства государственных имуществ было вызвано необходимостью упорядочить управление государственными крестьянами, и означало попытку правительства приступить к решению крестьянского вопроса. В дальнейшем это ведомство эволюционировало в сторону перехода от управления государственными землями, лесами и другими имуществами к попечительству над сельским хозяйством. Отсюда и его переименование в 1893 году в Министерство земледелия и государственных имуществ, а в 1915-м - в Министерство земледелия. В 1826 году многочисленные учреждения придворного ведомства были объединены в Министерство императорского двора. Введение придворного управления в общую систему министерств означало, с одной стороны, торжество унификации всех центральных государственных учреждений, а с другой – включение обслуживания нужд двора в систему управления империей, что вносило определенную противоречивость в облик легального, дистанцированного от чисто династических функций государства. Лишь в 1905 году появилось отдельное Министерство торговли и промышленности.

Министр занимал свой пост в силу личного доверия императора и оставлял его, утратив это доверие. Должность министра относилась ко 2-3-му классу и чаще всего была венцом карьеры сановника. При отставке министр, как правило, становился членом Государственного совета, а нередко получал в знак особого благоволения графский титул. Перестав быть министром, государственный деятель утрачивал большую часть влияния на деятельность исполнительной власти и тем самым устранялся от активных властных функций. Но в качестве члена Государственного совета, председателя одного из его департаментов или председателя Государственного совета он сохранял существенное влияние на процесс подготовки законодательства. Впрочем, случаи, когда министр после пребывания в отставке становился министром в другом ведомстве, были не столь уж редкими.

Для высшей бюрократии Российской империи в дореформенное время характерен относительно низкий уровень специализации, «своеобразный бюрократический дилетантизм», по выражению Н. П. Ерошкина. Около 70 процентов высших руководителей МВД того времени ранее служили в Министерстве иностранных дел, Министерстве юстиции и даже в Министерстве финансов. Примерно 60 процентов сановников Министерства юстиции начинали карьеру в Министерстве иностранных дел, МВД, Министерстве народного просвещения. Недостатком сложившейся системы назначения на министерские посты было то, что министры сравнительно редко проходили службу на низовых должностях в том ведомстве, которое они возглавляли. Шепелев так же обращает внимание на недостаточную квалификацию чиновников 1-4 рангов. Законом от 3 мая 1871г. Производство в первый классный чин обуславливалось сдачей экзамена за курс уездного училища. Уровень знаний дававшихся этими училищами, мог удовлетворить лишь требованием службы на самых низких должностях. Однако последующая выслуга чинов открывала путь наверх.

К концу ХIХ - началу ХХ века картина изменилась. Среди министров и товарищей министров гражданского ведомства бывшие военные составляли не более 15 процентов, а среди директоров департаментов – около 3. Более 85 процентов высших сановников имели высшее образование. Среди министров около 60 процентов окончили университеты, 15 - Училище правоведения, 14 - Александровский лицей. Почти половина бывших военных также получила высшее (академическое) военное образование. Но степень специализации образования оставалась не очень высокой. Выпускники университетов и лицеисты (не говоря уже о правоведах), как правило, имели гуманитарное (главным образом юридическое) образование. С. Ю. Витте и П. А. Столыпин, окончившие физико-математические факультеты, составляли исключение. Вплоть до 1917 года в России не было ни одного министра финансов со специальным экономическим образованием. А министр земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолов, изучавший после окончания Лицея сельское хозяйство в Земледельческом институте, стал единственным министром в этом ведомстве, получившим специальную подготовку. Во главе же Министерства путей сообщения, как правило, стояли лица с инженерным образованием, а одни из наиболее успешных руководителей этого ведомства - князь М. И. Хилков, окончивший Пажеский корпус, специально изучал железнодорожное дело за границей, начав с простого рабочего.

Сроки пребывания министров в должности были различными в зависимости от ведомства и исторической эпохи. За неполных 23 года царствования Александра I произошло 42 назначения министров, то есть одно назначение происходило каждые полгода. Гораздо более стабильным в этом смысле было царствование Николая I. Министры менялись в среднем раз в 1,4 года. За 26 лет царствования Александра II, начавшегося с постепенной замены всех министров предыдущего царствования, произошло 29 назначений министров, в среднем раз в 0,9 года. Самым «непостоянным» был, пожалуй, Николай II. При нем произошло 62 смены министров, или в среднем каждые 0,4 года по новому назначению.

Должность министра обеспечивалась жалованьем, особыми суммами на представительство и казенным домом с обслугой. Но открытая жизнь в столице требовала столь значительных расходов, что многим министрам, не обладавшим состоянием и не умевшим использовать возможности, которые их должность давала для получения «безгрешных доходов», периодически приходилось обращаться к императору за пособиями или арендой. Так, например, П. А. Валуев, министр внутренних дел, а позднее - государственных имуществ, будучи человеком небогатым, постоянно нуждался. С трудом сводил концы с концами и военный министр А. Ф. Редигер. При отставке пенсия назначалась министрам по особым указаниям императора, нередко в размере ранее получаемого ими жалованья. Согласно штатам министерств, опубликованным в ноябре 1802г., содержание министра составляло 12 тыс. руб. в год плюс казенная квартира. Если она не предоставлялась, то в наем отпускалось еще 1200 руб. Штатное расписание сохранялось до 50-х годов, содержание было не для всех министров одинаково. Так, министр финансов П. Ф. Брок получал содержание 12 тыс. руб., а министр уделов Л. А. Перовский помимо этого еще 11 142 руб. дополнительных сумм. Министр иностранных дел К. В. Нессерольде получал жалования 8921 руб., столовых – 6862 руб., жалования из «кабинета», «пенсион», а всего 16 977 руб. Согласно «Сведениям о должностях всех классов, положенных в составе министерств финансов и внутренних дел и в подведомственных им установлениях» на 1884г., министр финансов «по высочайшему повелению» - получал 18 тыс. руб. и на казенную квартиру. Однако эти штатные оклады не всегда соблюдались. Так, в 1878 г. министр финансов М. Х. Рейтерн получал не 18 тыс. руб., а 23 тыс. руб., а в 1902г. С. Ю. Витте получал 22 тыс. руб. (из них 18 тыс. руб. содержания и 4 тыс. руб. «аренды»). Столько же примерно получали и другие министры.

Следовательно, содержание министров на протяжении 19 в. увеличилось примерно вдвое и определялось не только штатным расписанием, сколько конкретным лицом, занимавшим эту должность.

В целом большинство министров в дореформенное время не пользовались репутацией явных взяточников и казнокрадов, а немногие исключения (С. С. Уваров, П. А. Клейнмихель и др.) становились предметом общественного осуждения. В основном молва приписывала министрам самодурство или некомпетентность, взятки же и расхищение казны считались принадлежностью более мелких чиновников. В пореформенное время обвинения министров в коррумпированности также были нечастыми. За исключением министра финансов А. А. Абазы, использовавшего известную ему по службе информацию для успешной биржевой игры, и министра путей сообщения А. К. Кривошеина, допускавшего служебные злоупотребления, остальных общественное мнение обвиняло в карьеризме, беспринципности, самодурстве, протекционизме, невежестве, но не во взяточничестве.

Многие министры занимались делами дома, куда к ним приходили с докладами чиновники. Именно дом министра, казенный дом, и был тем «парадным подъездом», который стал символом бюрократической власти. Появление таких министров в здании министерства было чрезвычайным событием. Облик здания министерства свидетельствовал о порядках в данном ведомстве. Так, например, запущенное здание «зеленого ведомства» - Министерства земледелия и государственных имуществ, называемого так по цвету петлиц на мундирах чиновников этого министерства, говорило внимательному наблюдателю о нераспорядительности и непрактичности министра А. С. Ермолова не меньше, чем его неудачи в получении ассигнований на развитие сельского хозяйства.

Главной привилегией и главным атрибутом министерской власти были регулярные личные доклады императору. В зависимости от значения министерства и роли, которую играл тот или иной министр эти доклады были ежедневными или более редкими, но не реже, чем раз в неделю. Во время доклада министр представлял императору проекты высочайших указов и повелений. Практика личных докладов сохранилась вплоть до 1917 года.

Таким образом, роль министров в государственном аппарате очень высока. Однако на посты министров не всегда назначались, деятельные люди, заинтересованные в своей сфере. Чаще всего недостатком являлся низкий уровень специализации, образование по другой специальности, зачастую министры начинали свою карьеру в других министерствах и департаментах. В их руках министров было сосредоточено огромное влияние на деятельность исполнительной и чаще всего, законодательной власти.



Министерства в первой половине XIX в - раздел История, Министерства в системе центральных учреждений Российского государства в XIX - начале XX вв Министерства В Первой Половине Xix В. В Первой Половине Xix Века Россия По Фо...

МИНИСТЕРСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. В первой половине XIX века Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией. Кризис крепостничества, рост капиталистических отношений, усиление классовой борьбы в стране – все это заставляло царизм уделять значительное внимание укреплению государственного аппарата, приспосабливаться к новым условиям.

Во главе большого, разветвленного государственного аппарата по-прежнему стоял император, наделенный всеми атрибутами абсолютного монарха. Полновластие императора не означало, что лишь он один осуществлял деятельность по управлению государством. Царь опирался на большую армию чиновников, на обширный аппарат управления.

В этот период получил дальнейшее развитие Совет при императоре. Это был совещательный орган с узким составом членов. Он часто менял свое название. До 1801 года действовал Совет при Высочайшем дворе, затем был создан непременный совет из 12 человек с чисто совещательными функциями. Он функционировал до создания Государственного совета. Государственный совет был учрежден царским манифестом в 1810 году и просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года. Инициатором создания этого органа выступал М.М. Сперанский.

Государственный совет был создан как законосовещательный орган, разрабатывающий проекты законодательных актов, получавших юридическую силу после утверждения императором. Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета. Численность органа колебалась от сорока до восьмидесяти членов (Государственный Совет просуществовал до 1917 г.). Члены Совета назначались императором или входили в него по должности (министры). В начале XIX века и в России на смену коллегиям пришли министерства. В 1802 г. был принят манифест об учреждении министерств, положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов.

В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значение и влияние канцелярий и делопроизводства.

В соответствии с царским Манифестом в 1802 году было создано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Два из них были новыми и не имели предшественников – это министерство внутренних дел и министерство народного просвещения. На Министерство внутренних дел, кроме поддержания “порядка” в стране, возлагалась обязанность по управлению государственной промышленностью и строительством. Министерство просвещения решало задачи идеологической обработки масс, воспитания их в духе преданности царизму, а также подготовки кадров для государственного аппарата.

Ему подчинялись: Академия наук, университеты и другие учебные заведения, типографии частные и государственные, библиотеки и музеи, оно осуществляло цензуру над издававшейся литературой. В задачи министерств входили: организация отношений на местах, подготовка справок о текущих делах и отчетов. Они действовали на основе подготовленных для них инструкций, обобщали проделанную работу и подготавливали перспективные планы на будущее.

Министры были обязаны ежегодно представлять в Сенат отчеты о своей деятельности. Издание в 1811 г. “Общего учреждения министерств”, составленного при непосредственном участии М. М. Сперанского, завершило оформление министерской системы управления в России. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности врученных им министерств. Устанавливалось, что все министры “подчинены непосредственно верховной власти”, т.е. императору. Министры и их помощники, называвшиеся товарищами министра, назначались царем, другие высшие чиновники утверждались императором по представлениям министров, а низшие назначались министрами.

Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавляемые директорами. Наиболее важные деда рассматривались Советом при министерстве совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов. Число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось. Были созданы: Министерство полиция (вскоре упраздненные), Государственное казначейство, Ревизия государственных счетов (государственный контроль), Главное управление путей сообщения, Главное управление духовных дел разных исповеданий С созданием министерств начал оформляться и новый орган - Комитет министров.

В Манифесте 1802 г. не было четкой регламентации его деятельности, а лишь упоминалось, что министры могли собираться вместе для решения сложных вопросов.

Полномочия и формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Комитет министров рассматривал вопросы, относящиеся к компетенции нескольких министерств, и поэтому требовали совместного обсуждения министров. Председательствовал на его заседаниях император. В 1812 г. Комитет министров получил законодательное оформление. В его состав вошли не только министры, но и председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора.

Комитет министров рассматривал различные вопросы управления страной, ежегодные отчеты министров, дела “спокойствия и безопасности” страны, проекты законов, дела о награждениях и взысканиях чиновников и т.д. Закон указывал: “Никакое заключение комитета не производится в исполнение до тех пор, пока оно не рассмотрено государем императором и не удостоено его высочайшего утверждения”. Со второй четверти XIX в с усилением роли царской канцелярии, значение Комитета министров стало падать.

Временные комитеты являлись, как правило, секретными, их создание особенно часто практиковалось во второй четверти XIX в. Это были органы, создававшиеся лично царем из наиболее близких к нему людей для решения вопросов, по которым правительство не хотело проводить гласное, открытое обсуждение. Например, острый вопрос об устройстве государственных крестьян, крепостных крестьян, дворовых людей и т.д. в различное время рассматривали до 10 комитетов, Секретность деятельности этих комитетов вызывалась боязнью волнений крестьян и возможным недовольством дворянства.

Финансовыми вопросами занимались временные комитеты. Широкую известность получил так называемый негласный комитет (1801-1803 гг.), подготовивший ряд реформ государственного аппарата (создание министерств и др.). 2.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Министерства в системе центральных учреждений Российского государства в XIX - начале XX вв

Начиная от княгини Ольги, давшей уставы и установившей погосты, до сегодняшнего времени усовершенствование государственного и местного управления.. Этот период изучался в отечественной истории, в основном с точки зрения.. Он был направлен против самодержавия и ставил идеалом для России западные демократии.Свою политическую функцию этот..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Морское Министерство
1.Ззащита своих побережий и отражение вражеских атак из кораблей, построенных в России и купленных в других странах.

2. Исследования жизни российских и "южных" морей. Работы в этом направлении традиционно проводились под эгидой Императорской АН и Министерства Народного Просвещения. Вторая половина 19-го века была отмечена бурным развитием морских исследований, связанных целым комплексом причин:- Большой общественный интерес к жизни моря определялся естественнонаучным бумом, вызванным эволюционными идеями Чарльза Дарвина. - Интенсивное использование живых ресурсов в традиционных районах привело к их значительному уменьшению, что обусловило первый кризис мирового рыболовства 50-х - 60-х годов 19-го века.

Министерство юстиции
На него были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой..

Минестерство иностранных дел - политические сношения с иностранными правительствами, защита интересов российских подданных за границей и содействие иностранным подданным в России в удовлетворении их законных требований, охрана национальных интересов России и расширения экономических и торговых связей.

Министерство внутренних дел- было обязано заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи. Министерству внутренних дел поручались надзор за благоустройством и санитарным состоянием страны, функционированием путей сообщений, снабжением населения продовольствием, организация почтового сообщения. МВД руководило всеми отраслями государственной промышленности (кроме горной): государственного строительства, торговли и др. Кроме того МВД руководило деятельностью губернаторов, в подчинении которых и находилась вся местная полиция. Через губернаторов министр внутренних дел руководил охраной общественного порядка и борьбой с преступностью.

В Военное министерство входило 7 главные управления: артиллерийское, инженерное, интендантское, военно-медицинское, военно-судное, военно-учебных заведений и управление казачьих войск.

Министерство финансов, структура и сферы компетенции которого были разработаны к 1811 г. Какое-то время параллельно министерству сохраняет свое существование и государственное казначейство, которое заведует движением сумм в доход поступивших, остаточных или запасов, а также текущими расходами и платежами долгов и пенсионов. Однако вскоре в структуре министерства финансов учреждается департамент государственного казначейства, которому были подчинены все центральные и местные финансовые структуры. Постепенно в компетенцию Министерства финансов были переданы практически все важнейшие вопросы, относящиеся к сфере управления хозяйством, подсчет всех государственных доходов и расходов.

Министерство народного просвещения руководило составлением уставов и правил для императорских университетов, средних и низших учебных заведений; ведало назначением и перемещением профессорско-преподавательского состава; занималось снабжением учебных заведений книгами и учебными пособиями

МИНИСТЕРСТВА

в России (от лат. ministro - служу, управляю) - господствовавшая в 19 в. - нач. 20 в. форма организации высших органов гос. управления, основанная на принципе единоначалия. К М. были приравнены действовавшие самостоятельно гл. управления (во главе с главноуправляющими). Правами министров (единоначалие) пользовался ряд гос. деятелей еще в 17 в. (А. Л. Ордин-Нащокин, А. С. Матвеев, В. В. Голицын), номинально же должность министра появилась при Павле I (в 1797 - министр уделов, в 1800 - министр коммерции). Вопрос о замене коллежской системы управления (см. Коллегии) министерской возник с воцарением Александра I. В Негласном комитете высказывались пожелания о создании системы М., к-рые, руководствуясь указаниями императора, осуществляли бы согласованную политику. Манифестом 8 сент. 1802 были учреждены 8 первых М.: иностр. дел, внутр. дел, воен.-сухопутных сил, воен.-морских сил, финансов, коммерции, нар. просвещения, юстиции, а также действовавшее на особых основаниях Гос. казначейство. Последнее лишь в 1810 существовало как самостоят. ведомство; до этого и позже было фактически структурной частью М. финансов, а в 1821 окончательно включено в его состав. Сохранился как центр. учреждение созданный в 1797 Департамент уделов. Существовавшие ранее коллегии первоначально не были ликвидированы; они были включены в М., сохранив организац. самостоятельность и лишь подчиняясь министру. С сер. 1803 коллегии постепенно реорганизуются в департаменты и др. подразделения М. В 1809 было образовано Гл. управление водяных и сухопутных сообщений. Законы 25 июля и 17 авг. 1810 о разделении гос. дел по М. уточнили функции М., гл. обр. финансов и внутр. дел. Из М. внутр. дел были выделены М. полиции и Гл. управление духовных дел разных вероисповеданий (в 1819 и 1832 они снова вошли в М. внутр. дел). Тогда же М. коммерции было ликвидировано, а его функции переданы М. финансов. В 1811 было образовано Гл. управление ревизии гос. счетов (в 1836 реорганизовано в Гос. контроль). Министры по должности были чл. Комитета министров и Государственного совета (с 1810), а также должны были присутствовать в Сенате. Помимо императора, согласно Манифесту 1802, М. были подведомственны Сенату и К-ту министров, но их взаимоотношения не были четко определены.

25 июня 1811 было опубликовано "Общее учреждение министерств", разработанное М. М. Сперанским с учетом опыта первых лет деятельности М. и задуманное как часть большого проекта гос. преобразования, не получившего, однако, осуществления. Закрепляя сложившуюся систему М. и приравненных к ним центр. учреждений, "Общее учреждение М." вместе с тем определило внутр. организацию, порядок деятельности и права М. Министерства возглавлялись министрами, назначаемыми и увольняемыми царем. Министр имел одного пли неск. товарищей (заместителей), осуществлявших управление опред. частями М. В состав каждого М. входили департаменты (управления, отделы), ведавшие определ. комплексом вопросов. Департаменты делились на отделения (экспедиции), а отделения на столы. Для ведения дел, касающихся М. в целом, особо важных и не относящихся к компетенции ни одного из департаментов, в составе М. существовали канцелярии министров (иногда именовавшиеся департаментами общих дел). Для рассмотрения спец. вопросов создавались к-ты и комиссии. В ряде М. существовали и др. учреждения ("особенные установления"): чертежные, статистич. органы и т. п. В М., состоявших из неск. департаментов, создавались советы министров (входили товарищи министра, директора департаментов и др. специально назначаемые лица), действовавшие под председательством министра или его товарища. По закону вся полнота власти в М. принадлежала министру, даже директора департаментов пользовались правом самостоят. решения лишь сравнительно незначительных текущих дел. Др. чиновники рассматривались как технич. исполнители. На практике, однако, вследствие ультра-бюрократич. организации М. начальники отделений и столоначальники играли значит. роль при решении даже крупных вопросов.

"Общим учреждением М." был установлен сохранившийся до 1917 порядок делопроизводства М. (в условиях большой централизации управления, обстоятельность фиксации событий в док-тах, стабильность форм док-тов и четкая система делопроизводства делают архивные фонды М. важнейшим и сравнительно полным источником по истории России 19 - нач. 20 вв.). Министры обязывались представлять императору ежегодные отчеты о деятельности М. (с 1802 через Сенат, с 1810 - через Гос. совет, с 1827 в К-т министров или непосредственно царю). Однако отчеты представлялись нерегулярно, в конце 19 в. их представление почти прекратилось.

Влияние Сената на деятельность М. было незначительным. Министры не имели права устанавливать новые или отменять существующие узаконения; при необходимости законодат. решений, а также в ряде др. случаев, особенно связанных с толкованием законов, они обязаны были входить с представлениями в Гос. совет. На практике же изданием разл. предписаний и разъяснений М. оказали существенное влияние на действующее законодательство. Чтобы обойти Гос. совет, министры широко использовали К-т министров, решения к-рого, утвержденные царем, получали силу закона. Большое значение получили личные доклады министров императору. Важнейшие гос. вопросы часто получали решение по резолюции царя на докладе министра в обход и Гос. совета, и К-та министров. Система таких докладов способствовала усилению личного влияния министров на царя.

В окт. 1905, под влиянием революции, царизм декларировал ответственность М. перед Государственной думой. Но фактически М. остались в полном подчинении императору. Тогда же была предпринята попытка укрепить "единство" деятельности министров (замена К-та министров Советом министров). Но, исключая общую клас. направленность, согласованность в деятельности М. продолжала отсутствовать.

При Николае I, вследствие активизации деятельности Собственной его имп. величества канцелярии, значение М. в системе центр. органов гос. управления временно несколько снизилось. То же произошло и в годы 1-й мировой войны, с созданием системы т. н. "особых совещаний" и др. органов по руководству воен. экономикой.

Сеть М. в течение св. 100 лет их деятельности была сравнительно стабильной. Наиболее значит. изменения ее в 1-й пол. 19 в. связаны с образованием объединенного М. духовных дел и нар. просвещения (1817-24), созданием в 1826 M. имп. двора (с 1893 - и уделов) и М. гос. имуществ (1837). М. имп. двора включило Департамент уделов; ему же были подведомственны имп. Эрмитаж, Академия художеств, Русский музей, Дирекция имп. театров, Археол. комиссия. В 1852-56 из М. имп. двора временно выделилось особое М. уделов. Министр двора был поставлен вне контроля Сената и др. высших органов власти, подчиняясь исключительно царю. При образовании М. гос. имуществ (МГИ) ему было передано управление гос. имуществами (землями, оброчными статьями, лесами) и казенными крестьянами, до 1837 сосредоточенное в ведении М. финансов. В 1848-56 и 1874-81 в ведении МГИ было также гос. коннозаводство, а в 1873-1905 - горное дело (в частности, казенные и частные горные з-ды). В 1881 заведование гос. коннозаводством было выделено в самостоят. гл. управление. В качестве самостоят. ведомств в 1865-68 и 1880-81 действовало М. почт и телеграфов, а в 1902-05 - Гл. управление торг. мореплавания и портов. С сент. 1916 по февр. 1917 на правах М. действовало Гл. управление гос. здравоохранения. Частыми были реорганизации департаментов и передачи их из одного М. в другое. Развитие структуры центр. управления значительно отставало от потребностей жизни страны. Только в 1905 было создано М. торговля и пром-сти, включившее учреждения, ранее находившиеся в ведомстве М. финансов и МГИ. Реорганизация старых и образование новых М., как и передача департаментов из одного М. в другое, в большинстве случаев были подчинены задачам усиления борьбы с революц. движением, бюрократич. соображениям, а также необходимости создать новую должность для члена царской фамилии или чиновного фаворита.

После Февр. революции 1917 система царских М. была сохранена. 1 (14) марта в М. были назначены комиссары из членов Гос. думы, а 2 (15) марта - министры Временного правительства, к-рые 4 (17) марта приступили к обязанностям. Ликвидировано было лишь М. имп. двора и уделов. Реорганизации также подверглись органы политич. сыска МВД (см. Департамент полиции). В мае и авг. 1917 Врем. пр-вом было образовано 5 новых М.: труда, почт и телеграфов, продовольствия, гос. призрения, исповеданий. Принципы внутренней организации царских М. были сохранены.

Окт. социалистич. революция ликвидировала все М. 25 окт. (7 нояб.) 1917 они были захвачены Красной гвардией и революц. войсками. Большинство министров было арестовано. В обращениях Петроградского ВРК и 2-го Всеросс. съезда Советов Врем. пр-во объявлялось низложенным. Вся власть перешла в руки Советов. 26 окт. (8 нояб.) съезд принял постановление об образовании рабочего и крестьянского пр-ва и организации новых высших органов гос. управления - нар. комиссариатов (см. Народные комиссариаты и министерства в СССР).

Перечень министерств и главных управлений в России (1802 - октябрь 1917). Список министров и главноуправляющих 1

М. внутр. дел (8.IX.1802 - 25.Х(7.XI).1917). Министры: Кочубей В. П. (8.IX.1802 - 24.XI.1807), Куракин А. Б. (24.XI.1807 - 31.III.1810), Козодавлев О. П. (31.III.1810 - 24.VII.1819), Голицын А. Н. (3.VIII.1819 - 4.XI.1819), Кочубей В. П. (4.XI.1819 - 28.VI.1823), Кампенгаузен Б. Б. (28.VI.1823 - 29.VIII.1823), Ланской В. C. (29.VIII.1823 - 19.IV.1828).

Закревский А. А. (19.IV.1828 - 19.XI.1831), Блудов Д. Н. (12.II.1832 - 15.II.1839). Строганов А. Г. (10.III.1839 - 23.IX.1841),Перовский Л. А. (23.IX.1841 - 30.VIII.1852), Бибиков Д. Г. (30.VIII.1852 - 20.VIII.1855), Ланской С. С. (20.VIII.1855 - 23.IV.1861), Валуев П. А. (23.IV.1861 - 9.III.1868), Тимашев А. Е. (9.III.1868 - 27.XI.1878), Маков Л. С. (27.XI.1878 - 6.VIII.1880), Лорис-Меликов М. Т. (6.VIII.1880 - 4.V.1881), Игнатьев Н. П. (4.V.1881 - 30.V.1882), Толстой Д. А. (30.V.1882 - 25.IV.1889), Дурново И. Н. (28.IV.1889 - 15.X.1895), Горемыкин И. Л. (15.Х.1895 - 20.X.1899), Сипягин Д. С. (20.X.1899 - 2.IV.1902), Плеве В. К. (4.IV.1902 - 15.VII.1904), Святополк-Мирскип П. Д. (26.VIII.1904 - 18.I.1905), Булыгин А. Г. (20.I.1905 - 22.Х.1905), Дурново П. Н. (23.X.1905 - 22.IV.1906), Столыпин П. A. (26.IV.1906 - 5.IX.1911), Макаров А. А. (20.IX.1911 - 16.XII.1912), Маклаков Н. A. (16.XII.1912 - 5.VI.1915), Щербатов Н. Б. (5.VI.1915 - 26.IX.1915), Хвостов А. Н. (26.IX.1915 - 3.III.1916), Штюрмер Б. В. (3.III.1916 - 7.VII.1916), Хвостов А. А. (7.VII.1916 - 16.IX.1916), Протопопов А. Д. (16.IX.1916 - 28.II(13.III).1917), Львов Г. Е. (2(15).III.1917 - 7(20).VII.1917), Церетели И. Г. (10(23).VII.1917 - 24.VII(6.VIII).1917), Авксентьев Н. Д. (25.VII(7.VIII).1917 - 2(15).IX.1917), Никитин А. М. (4(17).IХ.1917 - 25.Х(7.XI).1917).

М. иностранных дел (8.IX.1802 - 25.Х(7.XI).1917). Министры: Воронцов А. Р. (8.IX.1802 - 16.I.1804), Чарторыйский А. А. (16.I.1804 - 17.VI.1806), Будберг А. Я. (17.VI.1806 - 30.VIII.1807), Румянцев Н. П. (30.VIII.1807 - 1.VIII.1814), Нессельроде К. В. (10.VIII.1814 - 15.IV.1856), Горчаков А. М. (15.IV.1856 - 28.III.1882), Гирс Н. К. (28.III.1882 - 14.I.1895), Лобанов-Ростовский А. Б. (26.II.1895 - 18.VIII.1890), Шишкин Н. П. (19.VIII.1896 - 1.I.1897), Муравьев М. H. (1.I.1897 - 8.VI.1900), Ламздорф В. Н. (9.VI.1900 - 28.IV.1906), Извольский А. П. (28.IV.1906 - 14.IX.1910), Сазонов С. Д. (4.IX.1910 - 7.VII.1916), Штюрмер Б. В. (7.VII.1916 - 10.XI.1916), Покровский Н. H. (30.XI.1916 - 2(15).III.1917), Милюков П. Н. (2(15).III.1917 - 2(15).V/5(18).V.1917), Терещенко М. И. (5(18).V.1917 - 25.Х(7.XI).1917).

М. военно-сухопутных сил; с 17.XII.1815 - Военное М. (8.IX.1802 - 25.Х(7.XI).1917). Министры: Вязьмитинов С. К. (8.IX.1802 - 13.I.1808), Аракчеев А. А. (13.I.1808 - 1.I.1810), Барклай-де-Толли М. Б. (20.I.1810 - 24.VIII.1812), Горчаков А. И. (24.VIII.1812 - 12.XII.1815), Коновницын П. П. (12.XII.1815 - 6.V.1819), Меллер-Закомельский П. И. (6.V.1819 - 14.III.1823), Татищев А. И. (14.III.1823 - 26.VIII.1827), Чернышев А. И. (26.VIII.1827 - 26.VIII.1852), Долгоруков В. А. (26.VIII.1852 - 17.IV.1856), Сухозанет Н. О. (17.IV.1856 - 16.V.1861), Милютин Д. А. (16.V.1861 - 21.V.1881), Ванновский П. С. (22.V.1881 - 1.I.1898), Куропаткин А. Н. (1.I.1898 - 7.II.1904), Сахаров В. В. (11.III.1904 - 21.VI.1905), Редигер А. Ф. (21.VI.1905 - 11.III.1909), Сухомлинов В. А. (11.III.1909 - 13.VI.1915), Поливанов А. А. (13.VI.1915 - 15.III.1916), Шуваев Д. С. (15.III.1916 - 3.I.1917), Беляев М. А. (3.I.1917 - 28.II(13.III).1917), Гучков А. И. (2(15).III.1917 - 30.IV(13.V)/5(18).V.1917), Керенский А. Ф. (5(18).V.1917 - 30.VIII(12.IX).1917), Верховский А. И. (30.VIII(12.IX).1917 - 20.X(3.XI).1917).

M. морских сил; с 17.XII.1815 - Морское М. (8.IX.1802 - 25.Х(7.XI).1917) - Министры: Мордвинов Н. С. (8.IX.1802 - 28.XII.1802), Чичагов П. В. (31.XII.1802 - 28.XI.1811), Траверсе И. И. (28.XI.1811 - 24.III.1828), Моллер А. В. (24.III.1828 - 5.II.1836), Меншиков А. С. (5.II.1836 - 23.II.1855), Врангель Ф. П. (18.V.1855 - 27.VII.1857), Метлин Н. P. (27.VII.1857 - 19.IX.1860), Краббе Н. К. (19.IX.1860 - 3.I.1876), Лесовскнй С. С. (12.I.1876 - 23.VI.1880), Пещуров А. А. (23.VI.1880 - 11.I.1882), Шестаков И. А. (11.I.1882 - 21.XI.1888), Чихачув Н. M. (28.XI.1888 - 13.VII.1896), Тыртов П. П. (13.VII.1896 - 4.III.1903), Авелан Ф. К. (10.III.1903 - 29.VI.1905), Бирилев А. А. (29.VI.1905 - 11.I.1907), Диков И. М. (11.I.1907 - 8.I.1909), Воеводский С. А. (8.I.1909 - 18.III.1911), Григорович И. К. (19.III.1911 - 28.II(13.III).1917), Гучков А. И. (2(15).III.1917 - 30.IV(13.V)/5(18).V.1917), Керенский А. Ф. (5(18).V.1917 - 30.VIII(12.IX).1917), Вердеревский Д. Н. (30.VIII(12.IX).1917 - 25.Х(7.XI).1917).

М. финансов (8.IX.1802 - 25.Х(7.XI).1917). Министры: Васильев А. И. (8.IX.1802 - 15.VIII.1807), Голубцов Ф. А. (26.VIII.1807 - 1.I.1810), Гурьев Д. А. (1.I.1810 - 22.IV.1823), Канкрин Е. Ф. (22.IV.1823 - I. V.1844), Вронченко Ф. П. (1.V.1844 - 6.IV.1852), Брок П. Ф. (9.IV.1852 - 23.III.1858), Княжевич А. М. (23.III.1858 - 23.I.1862), Рейтерн М. X. (23.I.1862 - 7.VII.1878), Грейг С. А. (7.VII.1878 - 27.X.1880), Абаза А. А. (27.X.1880 - 6.V.1881), Бунге Н. X. (6.V.1881 - 31.XII.1886), Вышнеградский И. А. (1.I.1887 - 30.VIII.1892), Витте С. Ю. (30.VIII.1892 - 16.VIII.1903), Плеске Э. Д. (16.VIII.1903 - 4.II.1904), Коковцов В. Н. (5.II.1904 - 24.X.1905), Шипов И. П. (28.Х.1905 - 24.IV.1906), Коковцов В. Н. (26.IV.1906 - 30.I.1914), Барк П. Л. (30.I.1914 - 28.II(13.III).1917), Терещенко М. И. (2(15).III.1917 - 5(18).V.1917), Шингарев А. И. (5(18).V.1917 - 2(15).VII/4(17).VII.1917), Хрущов А. Г. (упр.) (11(24).VII.1917 - 24.VII(6.VIII).1917), Некрасов Н. В. (25.VII(7.VIII).1917 - 31.VIII(13.IX).1917), Бернацкий М. В. (2(15).IX.1917 - 25.Х(7.XI).1917). M. юстиции (8.IX.1802 - 25.X(7.XI).1917). Министры: Державин Г. Р. (8.IX.1802 - 7.X.1803), Лопухин П. В. (8.Х.1803 - 1.I.1810), Дмитриев И. И. (1.I.1810 - 30.VIII.1814), Трощинский Д. П. (30.VIII.1814 - 25.VIII.1817), Лобанов-Ростовский Д. И. (25.VIII.1817 - 18.Х.1827), Долгорукий А. А. (18.Х.1827 - 20.IX.1829), Дашков Д. В. (20.IX.1829 - 14.II.1839), Блудов Д. Н. (15.II.1839 - 31.XII.1839), Панин В. Н. (31.XII.1839 - 21.Х.1862), Замятнин Д. Н. (21.X.1862 - 18.IV.1867), Урусов С. Н. (18.IV.1867 - 15.X.1867), Пален К. И. (15.X.1867 - 30.V.1878), Набоков Д. H. (30.V.1878 - 6.XI.1885), Манасеин Н. А. (6.XI.1885 - 1.I.1894), Муравьев Н. В. (1.I.1894 - 14.I.1905), Манухин С. С. (21.I.1905 - 16.XII.1905), Акимов М. Г. (16.XII.1905 - 24.IV.1906), Щегловитов И. Г. (24.IV.1906 - 6.VII.1915), Хвостов А. А. (6.VII.1915 - 7.VII.1916), Макаров А. А. (7.VII.1916 - 20.XII.1916), Добровольский Н. А. (20.XII.1916 - 28.II(13.III).1917), Керенский А. Ф. (2(15)III.1917 - 5(18).V.1917), Перевераев П. Н. (5(18).V.1917 - 6(19).VII.1917), Ефремов И. Н. (10(23).VII.1917 - 24.VII(6.VIII).1917), Зарудный А. С. (25.VII(7.VIII).1917 - 2(15).IX.1917), Демьянов А. А. (упр.) (3(16).IX.1917 - 25.IХ(8. X).1917), Малянтович П. Н. (25.IХ(8.Х).1917 - 25.Х(7.XI).1917).

М. народного просвещения (с 24.Х.1817 по 15.V.1824 - М. духовных дел и народного просвещения) (8.IX.1802 - 25.Х(7.XI).1917). Министры: Завадовский П. В. (8.IX.1802 - 11.IV.1810), Разумовский А. К. (11.IV.1810 - 10.VIII.1816), Голицын А. Н. (10.VIII.1816 - 15.V.1824), Шишков А. C. (15.V.1824 - 25.IV.1828), Ливен К. А. (25.IV.1828 - 18.III.1833), Уваров С. С. (21.III.1833 - 20.X.1849), Ширинский-Шихматов П. А. (20.Х.1849 - 7.IV.1853), Норов А. С. (7.IV.1853 - 23.III.1858), Ковалевский Е. П. (23.III.1858 - 28.VI.1861), Путятин Е. В. (28.VI.1861 - 25.XII.1861), Головнин А. В. (25.XII.1861 - 14.IV.1866), Толстой Д. А. (14.IV.1866 - 24.IV.1880), Сабуров А. А. (24.IV.1880 - 24.III.1881), Николаи А. П. (24.III.1881 - 16.III.1882), Делянов И. Д. (16.III.1882 - 29.XII.1897), Боголепов Н. П. (12.II.1898 - 2.III.1901), Ванновский П. С. (24.III.1901 - 11.IV.1902), Зенгер Г. Э. (11.IV.1902 - 23.I.1904), Глазов В. Г. (10.IV.1904 - 18.Х.1905), Толстой И. И. (31.X.1905 - 24.IV.1906), Кауфман П. М. (24.IV.1906 - 1.I.1908), Шварц А. Н. (1.I.1908 - 25.IX.1910), Кассо Л. А. (25.IX.1910 - 26.XI.1914), Игнатьев П. Н. (9.I.1915 - 27.XII.1916), Кульчицкий Н. К. (27.XII.1916 - 28.II(13.III).1917), Мануйлов А. A. (2(15).III.1917 - 2(15).VII/4(17).VII.1917), Ольденбург С. Ф. (25.VII(7.VIII).1917 - 27.VIII(9.IХ)/31.VIII(13.IX).1917), Салазкин С. С. (упр. с 4(17).IX.1917, мин-р 8(21).IX.1917 - 25.X(7.XI).1917).

М. коммерции (8.IX.1802 - 25.VII.1810). Министр: Румянцев Н. П. (8.IX.1802 - 25.VII.1810).

Главное управление водяных и сухопутных сообщений; с 25.VII.1810 - Главное управление путей сообщения; с 29.IX.1832 - Главное управление путей сообщения и публичных зданий; с 23.VI.1865 - М. путей сообщения (20.XI.1809 - 25.Х(7.XI).1917). Главноуправляющие и министры: принц Ольденбургский Г. (20.XI.1809 - 15.XII.1812), Деволант Ф. П. (15.XII.1812 - 30.XI.1818), Бетанкур А. А. (1.IV.1819 - 2.VIII.1822), герцог Вюртембергский А. (20.IX.1822 - 22.VI.1833), Толь К. Ф. (1.Х.1833 - 23.IV.1842), Клейнмихель П. А. (11.VIII.1842 - 15.Х.1855), Чевкин К. В. (15.X.1855 - 11.Х.1862), Мельников П. П. (11.X.1862 - 20.IV.1869), Бобринский В. А. (20.IV.1869 - 2.IX.1871), Бобринский А. П. (2.IX.1871 - 10.VII.1874), Посьет К. Н. (10.VII.1874 - 7.XI.1888), Паукер Г. Е. (7.XI.1888 - 29.III.1889), Гюббенет А. Я. (30.III.1889 - 17.I.1892), Витте С. Ю. (15.II.1892 - 30.VIII.1892),Кривошеин А. К. (30.VIII.1892 - 16.XII.1894), Хилков М. И. (4.I.1895 - 25.Х.1905), Немешаев К. С. (28.X.1905 - 24.IV.1906), Шаффгаузен-Шенберг-Эк-Шауфус Н. К. (25.IV.1906 - 29.I.1909), Рухлов С. В. (29.I.1909 - 27.X.1915), Трепов А. Ф. (30.X.1915 - 27.XII.1916), Кригер-Войновский Э. Б. (28.XII.1916 - 28.II(13.III).1917), Некрасов Н. В. (2(15).III.1917 - 4(17).VII.1917), Тахтамышев Г. С. (упр.11(24).VII.1917 - 24.VII(6.VIII).1917), Юренев П. П. (25.VII(7.VIII).1917 - 27.VIII(9.IX)/31.VIII(13.IX).1917), Ливеровский А. B. (упр. с 31.VIII(13.IX).1917, мин-р 25.IХ(8.Х).1917 - 25.Х(7.XI).1917).

М. полиции (25.VII.1810 - 4.XI.1819). Министры: Балашов А. Д. (25.VII.1810 - 28.III.1812), Вязмитинов С. К. (28.III.1812 - 15.Х.1819), Балашов А. Д. (15.X.1819 - 4.XI.1819).

Главное управление духовных дел разных вероисповеданий (25.VII.1810 - 24.X.1817). Главное управление иностранных веро- исповеданий (15.V.1824 - 2.II.1832). Главноуправляющие: Голицын А. Н. (25.VII.1810 - 24.Х.1817), Шишков А. С. (15.V.1824 - 25.IV.1828), Блудов Д. Н. (25.IV.1828 - 2.II.1832).

Главное управление ревизии государственных счетов, с 30. XII.1836 - Государственный контроль (28.I.1811 - 25.X(7.XI).1917). Гос. контролеры: Кампенгауаен Б. Б. (28.I.1811 - 11.IX.1823), Хитрово А. З. (3.III.1827 2 - 21.II.1854), Кушелев-Безбородко А. Г. (13.III.1854 - 6.IV.1855), Анненков Н. H. (17.IV.1855 - 6.XII.1862), Татаринов В. А. (1.I.1863 - 13.II.1871), Абаза А. A. (17.II.1871 - 1.I.1874), Грейг С. А. (1.I.1874 - 7.VII.1878), Сельский Д. M. (7.VII.1878 - 11.VII.1889), Филиппов Т. И. (26.VII.1889 - 30.XI.1899), Лобко П. Л. (5.XII.1899 - 26.Х.1905), Философов Д. А. (28.Х.1905 - 24.IV.1906), Шванебах П. X. (24.IV.1906 - 13.VI.1907), Харитонов П. А. (12.IX.1907 - 25.I.1916), Покровский Н. H. (25.I.1916 - 30.XI.1916), Федосьев С. Г. (30.XI.1916 - 28.II(13.III).1917), Годнев И. В. (2(15).III.1917 - 24.VII(6.VIII).1917), Кокошкнн Ф. Ф. (25.VII(7.VIII).1917 - 27.VIII(9.IX)/31.VIII(13.IX).1917), Смирнов С. А. (25.IХ(6.Х).1917 - 25.Х(7.XI).1917).

М. императорского двора; с 1893 - М. императорского двора и уделов (22.VIII.1826 - 28.II(13.III.1917). Министры: Волконский П. М. (22.VIII.1826 - 27.VIII.1852), Адлерберг В. Ф. (30.VIII.1852 - 17.IV.1870), Адлерберг А. В. (17.IV.1870 - 17.VIII.1881), Воронцов-Дашков И. И. (17.VIII.1881 - 6.V.1897), Фредерикс В. Б. (6.V.1897 - 28.II(13.III).1917).

М. государственных имуществ; с 21.III.1894 - М. земледелия и государственных имуществ; с 6.V.1905 - Главное управление землеуст- ройства и земледелия; с 26.X.1915 - М. земледелия (26.XII.1837 - 25.Х(7.XI).1917). Министры и главноуправляющие: Киселев П. Д. (27.XII.1837 - 11.VII.1856), Шереметев В. А. (30.VIII.1856 - 17.IV.1857), Муравьев М. Н. (17.IV.1857 - 1.I.1862), Зеленой А. А. (1.I.1862 - 16.IV.1872), Валуев П. A. (16.IV.1872 - 25.XII.1879), Ливен А. А. (25.XII.1879 - 25.III.1881), Игнатьев Н. П. (25.III.1881 - 4.V.1881), Островский М. Н. (4.V.1881 - 1.I.1893), Ермолов А. С. (28.III.1893 - 6.V.1905), Шванебах П. X. (31.V.1905 - 26.X.1905), Кутлер Н. Н. (28.X.1905 - 4.II.1906), Никольский А. П. (27.II.1906 - 24. IV.1906), Стишинский А. С. (24.IV.1906 - 8.VII.1906), Васильчиков Б. А. (27.VII.1906 - 21.V.1908), Кривошеин А. В. (21.V.1908 - 26.Х.1915), Наумов А. Н. (10.XI.1915 - 21.VII.1916), Бобринский А. А. (21.VII.1916 - 14.XI.1916), Риттих А. А. (14.XI.1916 - 28.II(13.III).1917), Шингарев А. И. (2(15).III.1917 - 5(18).V.1917), Чернов В. М. (5(18).V.1917 - 28.VIII(10.IX).1917), Вихляев П. А. (упр. 28.VIII(10.IX).1917 - 3(16).X.1917), Маслов С. Л. (3(16).X.1917 - 25.Х(7.XI).1917).

М. уделов (30.VIII.1852 - 9.XI.1856). Министр: Перовский Л. А. (30.VIII.1852 - 9.XI.1856).

М. почт и телеграфов (15.VI.1865 - 9.III.1868 и 6.VIII.1880 - 16.III.1881). Министры: Толстой И. М. (25.VI.1865 - 21.IX.1867), Тимашев А. Е. (14.XII.1867 - 9.III.1868), Маков Л. С. (6.VIII.1880 - 16.III.1881).

Главное управление государст- венного коннозаводства (1.VI.1881 - 25.Х(7.XI).1917). Главноуправляющие: Воронцов-Дашков И. И. (1.VI.1881 - 6.V.1897), вел. кн. Дмитрий Константинович (25.V.1897 - 13.XI.1905), Зданович А. И. (22.XI.1905 - 28.XI.1912), Щербатов Н. Б. (1.I.1913 - 5.VI.1915), Стахович П. А. (28.VII.1915 - 28.II(13.III).1917).

Главное управление торгового мореплавания и портов (7.XI.1902 - 27.Х.1905). Главноуправляющий: вел. кн. Александр Михайлович (7.XI.1902 - 27.X.1905).

М. торговли и промышленности (27.X.1905 - 25.Х(7.XI).1917). Министры: Тимирязев В. И. (28.X.1905 - 18.II.1906), Федоров М. М. (18.II.1906 - 4.V.1906), Философов Д. А. (27.VII.1906 - 6.XII.1907), Шипов И. П. (23.I.1908 - 13.I.1909), Тимирязев В. И. (14.I.1909 - 5.XI.1909), Тимашев С. И. (5.XI.1909 - 17.II.1915), Шаховской В. Н. (18.II.1915 - 28.II.(13.III).1917), Коновалов А. И. (2(15).III.1917 - 27.V(9.VI).1917), Степанов В. А. (упр. 27.V(9.VI).1917 - 4(17).VII.1917), Прокопович С. Н. (25.VII(7.VIII).1917 - 25.IХ(8.Х).1917), Коновалов А. И. (25.IX(8.X).1917 - 25.IX(7.XI).1917).

Главное управление гос. здравоохранения (1.IX.1916 - 22.II(7.III).1917). Главноуправляющий: Рейн Г. Е. (1.IX.1916 - 22.II(7.III).1917).

М. труда (5(18).V.1917 - 25.Х(7.XI).1917). Министры: Скобелев М. И. (5(18).V.1917 - 2(15).IX.1917), Гвоздев К. А. (2(15).IX.1917 - 25.Х(7.XI).1917).

М. почт и телеграфов (Врем. пр-ва) (6(19).V.1917 - 25.X(7.XI).1917). Министры: Церетели И. Г. (5(18).V.1917 - 24.VII(6.VIII).1917), Никитин А. M. (25.VII(7.VIII). 1917 - 25.Х(7.XI).1917).

М. продовольствия (5(18).V.1917 - 25.Х(7.XI).1917). Министры: Пешехонов А. В. (5(18).V.1917 - 31.VIII(13.IX).1917), Прокопович С. Н. (16(29).IX.1917 - 25.X(7.XI).1917).

M. государственного призрения (5(18).V.1917 - 25.Х(7.XI).1917). Министры: Шаховской Д. И. (5(18).V.1917 - 2(15).VII/4(17).VII.1917), Барышников А. А. (упр.10(23).VII.1917 - 24.VII(6.VIII).1917), Ефремов И. H. (25.VII(7.VIII).1917 - 24.IX(7.X).1917), Кишкин Н. M. (25.IX(8.X).1917 - 25.Х(7.XI).1917).

M. вероисповеданий (5(18).VIII.1917 - 25.X(7.XI).1917). Министр: Карташев А. В. (5(18).VIII.1917 - 25. Х(7.XI).1917).

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (См. Справочный том, ч.1, с.109, 548 - 52); 1 - 3 ПСЗ; Ерошкин Н. П., Очерки истории гос. учреждений дореволюц. России, М., 1960 (библ.); Очерк истории Мин-ва иностр. дел. 1802-1902, СПБ, 1902; Столетие Воен. мин-ва (1802-1902 гг.), т. 1-13, СПБ, 1902-14; Огородников С. Ф., Историч. обзор, развития и деятельности Морского мин-ва за 100 лет его существования (1802-1902), СПБ, 1902; Мин-во внутр. дел. 1802-1902, СПБ, 1902; Краткий очерк деятельности МВД со времени гос. переворота по 1 июля 1917 г., П., 1917; Мин-во финансов. 1802-1902, ч. 1-2, СПБ, 1902; Мин-во финансов. 1904-13, (СПБ, 1914); Рождественский С. В., Историч. обзор деятельности Мин-ва нар. просвещения. (1802-1902), СПБ, 1902; Мин-во юстиции за сто лет. 1802-1902, СПБ, 1902; Краткий историч. очерк развития и деятельности ведомства путей сообщения за сто лет его существования 1798-1898, СПБ, 1898; Обзор деятельности Мин-ва путей сообщения за десятилетие 1895-1904 гг., СПБ, 1906; Краткий очерк развития нашей ж.-д. сети за 10-летие 1904-13 гг., СПБ, 1914; Госконтроль. 1811-1911, (СПБ, 1911); Обзор деятельности Мин-ва имп. двора и уделов (1881-1894 гг.), ч. 1-2 и приложения, СПБ, 1901; История уделов за 100-летие их существования, т. 1-3, СПБ, 1901-1902; С.-х. ведомство за 75 лет его деятельности (1837-1912 гг.), П., 1914; Историч. обозрение 50-летней деятельности Мин-ва гос. имуществ. 1837-1887, ч. 1-5, СПБ, 1888.

Л. Е. Шепелев. Ленинград.

1 Составлен по данным юбилейных изданий дореволюц. М. (см. список лит-ры), "Правительственного вестника", "Вестника Временного правительства", мат-лов ЦГИА СССР (в случае несовпадения сведений в различных изданиях предпочтение отдавалось трем последним из названных источников). Вслед за фамилиями указаны даты нахождения данного лица в должности министра (или исполняющего обязанности министра), а также управляющего М. (для 1917 последнее оговаривается). В нек-рых случаях для 1917 указаны двойные даты: дата решения об отставке и дата ее юридич. оформления (напр., 2 (15). V/5(18).V.1917).