Икона с собачьей головой. Молитва перед иконой

Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.
С XVIII в. Христофор изображается только в образе человека.
Два других типа изображения в православии.
Всего в православии существует три варианта иконографии Христофора. Два других:
* прекрасный юноша, с длинными волосами, с четырёхконечным крестом в правой руке; на нём багряный плащ, туника украшена золотыми полосами (примеры изображений - фрески в монастыре Высокие Дечаны, церкви Святого Георгия в Старой Ладоге, мозаика кафоликона монастыря Осиос Лукас и др).
* аналогичный западному: Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с младенцем на плечах.
Об этом образе подробнее:
Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. Он принял христианство и начал служить Иисусу. Другие легенды говорят, что его именем было Offero, и он родился в Ханаане. В основном католическая традиция основывается на «Золотой легенде» Якова Ворагинского.
Простодушный великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста.
Гигант отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

http://farm4.static.flickr.com/3216/3140180593_e458384951.jpg
Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он - Христос и несёт с собой всю тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя - Христофор, «несущий Христа».
Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций - в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

http://pit.dirty.ru/dirty....a97.jpg
День памяти мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая, в католическом календаре 24 июля (Германия, Литва), 25 июля (Италия), в евангелическом - 24 июля.
Из всеобщего католического календаря день памяти святого Христофора был удалён Ватиканом в 1969 г. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.
Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого.
В Католической церкви Христофор - один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников. Несмотря на удаление из всеобщего католического календаря, Христофор остаётся популярным среди католиков, особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками и путешественниками.
http://ru.wikipedia.org/wiki....4%EE%F0
К Христофору обращаются при всяких опасных предприятиях, поэтому он защитник моряков, паромщиков,перевозчиков, путешественников, пилигримов, несущих ношу.
С именем Христофора связано поверье: достаточно увидеть его
изображение-образ, чтобы в этот день не подверг­нуться внезапной смерти.

) - святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность .

Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого были присланы 200 воинов, чтобы привести его, известного силача, к императору Децию. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел (ср. жезл Аарона), по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путников, подобно умножению хлебов Иисусом Христом в пустыне. Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом - мучеником Вавилой .

После крещения Репрев получил имя «Христофор» и стал проповедовать христианскую веру, используя дарованную ангелом возможность говорить на прежде незнакомом ему языке ликийцев (ср. глоссолалия апостолов). Когда Христофор был приведён к императору, (вариант - губернатору Антиохии), тот ужаснулся его наружности. Он решил заставить его отречься от Бога не насилием, а хитростью. Деций призвал двух женщин-блудниц - Каллиникию и Акилину , и приказал им склонить святого отречься от Христа и принести жертвы римским богам. Но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами.

Деций приговорил к казни также посланных за святым Христофором воинов, которые уверовали во Христа. Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом. Его тело обратно в Александрию отвёз Петр Атталийский .

Житие в западной традиции

Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев . Он принял христианство и начал служить Иисусу. Другие легенды говорят, что его именем было Offero , и он родился в Ханаане . В основном католическая традиция основывается на «Золотой легенде » Иакова Ворагинского .

Простодушный великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста.

Гигант отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он - Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил своё новое имя - Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций - в западной традиции он выступает под именем Дагнус ), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

Литературная обработка

Эта греческая легенда могла возникнуть примерно в VI веке. В середине IX века она распространяется по Франции. Первоначально святой Христофор был простым мучеником, просто упоминаемым в старых мартирологах. Простая форма греческих и латинских текстов страстей скоро уступила место более сложным легендам. В 983 году находим их в латинских прозаических и стихотворных текстах поддьякона Вальтера Шпейерского «Thesaurus anecdotorum novissimus» .

Рассказ, относящийся к XI веку, есть в «Acta SS» , и ещё один - в «Золотой легенде » . Мысль, выраженная в имени святого, изначально означавшая, что он принял Христа в своё сердце, была истолкована буквально, и он стал нести Христа на своих плечах. Словосочетание «большой мученик» также могло быть истолковано буквально, и Христофор стал в «Золотой легенде» человеком гигантского роста, а именно 12 локтей (ок. 5,4 метра) .

То, что существование мученика не может отрицаться, было доказано иезуитом Николасом Серариусом (Nicholas Serarius) в «Litaneutici» (Кёльн, ) и Моланусом (Molanus) в «De picturis et imaginibus sacris» (Louvain, ). Как рассказывает «Acta SS» , в церкви, посвящённой Христофору, уже в 532 году было похоронено тело святого Ремигия , а святой Григорий Великий (VII век) упоминает монастырь святого Христофора. Древнейшие изображения святого относятся к VI веку.

Критика исторической недостоверности

Версии сложения столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозвище было истолковано ошибочно. Варианты прозвища:

Также существует представление о Христофоре, как представителе племени «псоглавцев » - собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён.

Запрет на «псоглавца»


Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 года как «противные естеству, истории и самой истине». После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой .

Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска , существует фреска в Макарьевском монастыре , а также в Ярославле в Спасском монастыре и кроме того в церкви Николая Чудотворца в поселке Ныроб Пермского края. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове , а также в Перми , . Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее . Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери . Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.

С XVIII века Христофор изображается только в образе человека.

Два других типа изображения в православии

Всего в православии существует три варианта иконографии Христофора. Два других:

  • прекрасный юноша, с длинными волосами, с четырёхконечным крестом в правой руке; на нём багряный плащ, туника украшена золотыми полосами (примеры изображений - фрески в монастыре Высокие Дечаны , церкви Святого Георгия в Старой Ладоге , мозаика кафоликона монастыря Осиос Лукас и др).
  • аналогичный западному: Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с младенцем на плечах.

Иконография в католицизме

В католицизме Святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благословляющего Младенца (см. буквальный перевод его имени - «несущий Христа» ) - эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.

На этот сюжет писали картины Дирк Боутс , Иероним Босх , Мемлинг , Конрад Виц , Гирландайо , гравировали Дюрер и Кранах .

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана ( -). Монеты с его ликом чеканились в Вюрцбурге , Вюртемберге и в Чехии . Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ Святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя Святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

Почитание

День памяти мученика Христофора в православном календаре 9 () мая, в католическом календаре 24 июля (Германия , Литва), 25 июля (Италия), в евангелическом - 24 июля .

Из всеобщего католического календаря день памяти святого Христофора был удалён Ватиканом в 1969 году . Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.

Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии . Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого.

В Католической церкви Христофор - один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников. Несмотря на удаление из всеобщего католического календаря, Христофор остаётся популярным среди католиков, особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками и путешественниками. В наши дни крупные центры его почитания находятся в Италии и среди итало-американцев. Продолжается выпуск медальонов с его именем, их часто помещают в автомобилях, чтобы помочь в путешествиях. Часто на них надпись «Si en San Cristóbal confías, de accidente no morirás» (Если верите в Святого Христофора, не умрете в аварии).

Кроме того, в католицизме он заботится о следующих вещах: всё, что связано с путешествиями, люди, несущие ношу, против удара молнии, против мора, лучники, автоводители, холостяки, лодочники, переплётчики, эпилептики , наводнения, торговцы фруктами, садовники, сукновалы, ливни и дожди, водители грузовиков, рыночные торговцы, носильщики, сёрфингисты, зубная боль.

Христофор - патрон следующих географических пунктов: Баден , Борджи (Италия), Брауншвейг , Мекленбург , о. Раб , Рурмонд (Нидерланды), Тосес (Каталония), Агринион (Греция), Вильнюс , Гавана .

В честь Святого Христофора названы несколько топонимов , в основном в испаноязычных странах.

В Испании

В июле - августе в Вильнюсе ежегодно проводится международный летний музыкальный фестиваль имени святого Христофора. Начиная с 1997 года за неделю до Рождества в Вильнюсе ежегодно вручается статуэтка святого Христофора - самая почётная награда города наиболее заслуженным частным лицам, учреждениям и предприятиям за благотворительную деятельность, выдающиеся достижения в искусстве, спорте, науке и просвещении, за вклад в развитие туризма и т. п.

Другие святые того же имени

Православная церковь вспоминает ещё трёх других святых того же имени :

  1. Преподобный Христофор Римлянин (Палестинский) , родом римлянин, подвизался в V веке в киновии близ Иерусалима . Днём он исполнял монастырские послушания, а ночью уходил в пещеру святого Феодосия , где молился до утреннего богослужения. Затем провел 50 лет в строгой жизни на Синайской горе. Память 30 августа (ст. стиль).
  2. Мученик Христофор Никомидийский , пострадавший при Диоклетиане в Никомидии в 303 году вместе со святыми мучениками Феоном и Антонином. Все трое были копьеносцами императора, поражённые твёрдостью великомученика Георгия, они бросили оружие и объявили себя христианами. Их бросили в темницу и после мучений сожгли. Память 19 апреля (ст. стиль).
  3. Преподобный Христофор Коряжемский (Сольвычегодский), основатель Христофоровой Пустыни. Память 25 июля (ст. стиль).

Напишите отзыв о статье "Святой Христофор"

Примечания

Литература

  • Липатова С. Н. . - М .: Православие.ру , 22.05.2007 г..
  • Максимов Е. Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исследования // Древний Восток: К 75-летию академика М. А. Коростовцева. - Сб. 1. - М .: Наука , 1975. - С. 82. - 76-89 с.
  • Нестерова O. E. // Мифы народов мира . - М .: Советская энциклопедия , 1988. - Т. II. - С. 604.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь. Въ двухъ томахъ. - М .: Изд-во П. П. Сойкина , 1913. - Т. II. - С. 2307. (Репринт: London: Variorum reprints, 1971, ISBN 0-902089-08-0 .)
  • Woods, D.. «St. Christopher, Bishop Peter of Attalia, and the Cohors Marmaritarum: A Fresh Examination». Vigiliae Christianae 48 (2): 170-186.
  • Алексей Иванов. . - М .: Азбука, Азбука-Аттикус , 2012. - С. 352. (Репринт:)

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Святой Христофор

– Что ж, если бы я любил девушку без состояния, неужели вы потребовали бы, maman, чтобы я пожертвовал чувством и честью для состояния? – спросил он у матери, не понимая жестокости своего вопроса и желая только выказать свое благородство.
– Нет, ты меня не понял, – сказала мать, не зная, как оправдаться. – Ты меня не понял, Николинька. Я желаю твоего счастья, – прибавила она и почувствовала, что она говорит неправду, что она запуталась. – Она заплакала.
– Маменька, не плачьте, а только скажите мне, что вы этого хотите, и вы знаете, что я всю жизнь свою, всё отдам для того, чтобы вы были спокойны, – сказал Николай. Я всем пожертвую для вас, даже своим чувством.
Но графиня не так хотела поставить вопрос: она не хотела жертвы от своего сына, она сама бы хотела жертвовать ему.
– Нет, ты меня не понял, не будем говорить, – сказала она, утирая слезы.
«Да, может быть, я и люблю бедную девушку, говорил сам себе Николай, что ж, мне пожертвовать чувством и честью для состояния? Удивляюсь, как маменька могла мне сказать это. Оттого что Соня бедна, то я и не могу любить ее, думал он, – не могу отвечать на ее верную, преданную любовь. А уж наверное с ней я буду счастливее, чем с какой нибудь куклой Жюли. Пожертвовать своим чувством я всегда могу для блага своих родных, говорил он сам себе, но приказывать своему чувству я не могу. Ежели я люблю Соню, то чувство мое сильнее и выше всего для меня».
Николай не поехал в Москву, графиня не возобновляла с ним разговора о женитьбе и с грустью, а иногда и озлоблением видела признаки всё большего и большего сближения между своим сыном и бесприданной Соней. Она упрекала себя за то, но не могла не ворчать, не придираться к Соне, часто без причины останавливая ее, называя ее «вы», и «моя милая». Более всего добрая графиня за то и сердилась на Соню, что эта бедная, черноглазая племянница была так кротка, так добра, так преданно благодарна своим благодетелям, и так верно, неизменно, с самоотвержением влюблена в Николая, что нельзя было ни в чем упрекнуть ее.
Николай доживал у родных свой срок отпуска. От жениха князя Андрея получено было 4 е письмо, из Рима, в котором он писал, что он уже давно бы был на пути в Россию, ежели бы неожиданно в теплом климате не открылась его рана, что заставляет его отложить свой отъезд до начала будущего года. Наташа была так же влюблена в своего жениха, так же успокоена этой любовью и так же восприимчива ко всем радостям жизни; но в конце четвертого месяца разлуки с ним, на нее начинали находить минуты грусти, против которой она не могла бороться. Ей жалко было самое себя, жалко было, что она так даром, ни для кого, пропадала всё это время, в продолжение которого она чувствовала себя столь способной любить и быть любимой.
В доме Ростовых было невесело.

Пришли святки, и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20 ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого нибудь ознаменования этого времени.
На третий день праздника после обеда все домашние разошлись по своим комнатам. Было самое скучное время дня. Николай, ездивший утром к соседям, заснул в диванной. Старый граф отдыхал в своем кабинете. В гостиной за круглым столом сидела Соня, срисовывая узор. Графиня раскладывала карты. Настасья Ивановна шут с печальным лицом сидел у окна с двумя старушками. Наташа вошла в комнату, подошла к Соне, посмотрела, что она делает, потом подошла к матери и молча остановилась.
– Что ты ходишь, как бесприютная? – сказала ей мать. – Что тебе надо?
– Его мне надо… сейчас, сию минуту мне его надо, – сказала Наташа, блестя глазами и не улыбаясь. – Графиня подняла голову и пристально посмотрела на дочь.
– Не смотрите на меня. Мама, не смотрите, я сейчас заплачу.
– Садись, посиди со мной, – сказала графиня.
– Мама, мне его надо. За что я так пропадаю, мама?… – Голос ее оборвался, слезы брызнули из глаз, и она, чтобы скрыть их, быстро повернулась и вышла из комнаты. Она вышла в диванную, постояла, подумала и пошла в девичью. Там старая горничная ворчала на молодую девушку, запыхавшуюся, с холода прибежавшую с дворни.
– Будет играть то, – говорила старуха. – На всё время есть.
– Пусти ее, Кондратьевна, – сказала Наташа. – Иди, Мавруша, иди.
И отпустив Маврушу, Наташа через залу пошла в переднюю. Старик и два молодые лакея играли в карты. Они прервали игру и встали при входе барышни. «Что бы мне с ними сделать?» подумала Наташа. – Да, Никита, сходи пожалуста… куда бы мне его послать? – Да, сходи на дворню и принеси пожалуста петуха; да, а ты, Миша, принеси овса.
– Немного овса прикажете? – весело и охотно сказал Миша.
– Иди, иди скорее, – подтвердил старик.
– Федор, а ты мелу мне достань.
Проходя мимо буфета, она велела подавать самовар, хотя это было вовсе не время.
Буфетчик Фока был самый сердитый человек из всего дома. Наташа над ним любила пробовать свою власть. Он не поверил ей и пошел спросить, правда ли?
– Уж эта барышня! – сказал Фока, притворно хмурясь на Наташу.
Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно видеть людей, чтобы не послать их куда нибудь. Она как будто пробовала, не рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных. «Что бы мне сделать? Куда бы мне пойти?» думала Наташа, медленно идя по коридору.
– Настасья Ивановна, что от меня родится? – спросила она шута, который в своей куцавейке шел навстречу ей.
– От тебя блохи, стрекозы, кузнецы, – отвечал шут.
– Боже мой, Боже мой, всё одно и то же. Ах, куда бы мне деваться? Что бы мне с собой сделать? – И она быстро, застучав ногами, побежала по лестнице к Фогелю, который с женой жил в верхнем этаже. У Фогеля сидели две гувернантки, на столе стояли тарелки с изюмом, грецкими и миндальными орехами. Гувернантки разговаривали о том, где дешевле жить, в Москве или в Одессе. Наташа присела, послушала их разговор с серьезным задумчивым лицом и встала. – Остров Мадагаскар, – проговорила она. – Ма да гас кар, – повторила она отчетливо каждый слог и не отвечая на вопросы m me Schoss о том, что она говорит, вышла из комнаты. Петя, брат ее, был тоже наверху: он с своим дядькой устраивал фейерверк, который намеревался пустить ночью. – Петя! Петька! – закричала она ему, – вези меня вниз. с – Петя подбежал к ней и подставил спину. Она вскочила на него, обхватив его шею руками и он подпрыгивая побежал с ней. – Нет не надо – остров Мадагаскар, – проговорила она и, соскочив с него, пошла вниз.
Как будто обойдя свое царство, испытав свою власть и убедившись, что все покорны, но что всё таки скучно, Наташа пошла в залу, взяла гитару, села в темный угол за шкапчик и стала в басу перебирать струны, выделывая фразу, которую она запомнила из одной оперы, слышанной в Петербурге вместе с князем Андреем. Для посторонних слушателей у ней на гитаре выходило что то, не имевшее никакого смысла, но в ее воображении из за этих звуков воскресал целый ряд воспоминаний. Она сидела за шкапчиком, устремив глаза на полосу света, падавшую из буфетной двери, слушала себя и вспоминала. Она находилась в состоянии воспоминания.
Соня прошла в буфет с рюмкой через залу. Наташа взглянула на нее, на щель в буфетной двери и ей показалось, что она вспоминает то, что из буфетной двери в щель падал свет и что Соня прошла с рюмкой. «Да и это было точь в точь также», подумала Наташа. – Соня, что это? – крикнула Наташа, перебирая пальцами на толстой струне.
– Ах, ты тут! – вздрогнув, сказала Соня, подошла и прислушалась. – Не знаю. Буря? – сказала она робко, боясь ошибиться.
«Ну вот точно так же она вздрогнула, точно так же подошла и робко улыбнулась тогда, когда это уж было», подумала Наташа, «и точно так же… я подумала, что в ней чего то недостает».
– Нет, это хор из Водоноса, слышишь! – И Наташа допела мотив хора, чтобы дать его понять Соне.
– Ты куда ходила? – спросила Наташа.
– Воду в рюмке переменить. Я сейчас дорисую узор.
– Ты всегда занята, а я вот не умею, – сказала Наташа. – А Николай где?
– Спит, кажется.
– Соня, ты поди разбуди его, – сказала Наташа. – Скажи, что я его зову петь. – Она посидела, подумала о том, что это значит, что всё это было, и, не разрешив этого вопроса и нисколько не сожалея о том, опять в воображении своем перенеслась к тому времени, когда она была с ним вместе, и он влюбленными глазами смотрел на нее.
«Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет! А главное: я стареюсь, вот что! Уже не будет того, что теперь есть во мне. А может быть, он нынче приедет, сейчас приедет. Может быть приехал и сидит там в гостиной. Может быть, он вчера еще приехал и я забыла». Она встала, положила гитару и пошла в гостиную. Все домашние, учителя, гувернантки и гости сидели уж за чайным столом. Люди стояли вокруг стола, – а князя Андрея не было, и была всё прежняя жизнь.
– А, вот она, – сказал Илья Андреич, увидав вошедшую Наташу. – Ну, садись ко мне. – Но Наташа остановилась подле матери, оглядываясь кругом, как будто она искала чего то.
– Мама! – проговорила она. – Дайте мне его, дайте, мама, скорее, скорее, – и опять она с трудом удержала рыдания.
Она присела к столу и послушала разговоры старших и Николая, который тоже пришел к столу. «Боже мой, Боже мой, те же лица, те же разговоры, так же папа держит чашку и дует точно так же!» думала Наташа, с ужасом чувствуя отвращение, подымавшееся в ней против всех домашних за то, что они были всё те же.
После чая Николай, Соня и Наташа пошли в диванную, в свой любимый угол, в котором всегда начинались их самые задушевные разговоры.

– Бывает с тобой, – сказала Наташа брату, когда они уселись в диванной, – бывает с тобой, что тебе кажется, что ничего не будет – ничего; что всё, что хорошее, то было? И не то что скучно, а грустно?
– Еще как! – сказал он. – У меня бывало, что всё хорошо, все веселы, а мне придет в голову, что всё это уж надоело и что умирать всем надо. Я раз в полку не пошел на гулянье, а там играла музыка… и так мне вдруг скучно стало…
– Ах, я это знаю. Знаю, знаю, – подхватила Наташа. – Я еще маленькая была, так со мной это бывало. Помнишь, раз меня за сливы наказали и вы все танцовали, а я сидела в классной и рыдала, никогда не забуду: мне и грустно было и жалко было всех, и себя, и всех всех жалко. И, главное, я не виновата была, – сказала Наташа, – ты помнишь?
– Помню, – сказал Николай. – Я помню, что я к тебе пришел потом и мне хотелось тебя утешить и, знаешь, совестно было. Ужасно мы смешные были. У меня тогда была игрушка болванчик и я его тебе отдать хотел. Ты помнишь?
– А помнишь ты, – сказала Наташа с задумчивой улыбкой, как давно, давно, мы еще совсем маленькие были, дяденька нас позвал в кабинет, еще в старом доме, а темно было – мы это пришли и вдруг там стоит…
– Арап, – докончил Николай с радостной улыбкой, – как же не помнить? Я и теперь не знаю, что это был арап, или мы во сне видели, или нам рассказывали.
– Он серый был, помнишь, и белые зубы – стоит и смотрит на нас…
– Вы помните, Соня? – спросил Николай…
– Да, да я тоже помню что то, – робко отвечала Соня…
– Я ведь спрашивала про этого арапа у папа и у мама, – сказала Наташа. – Они говорят, что никакого арапа не было. А ведь вот ты помнишь!
– Как же, как теперь помню его зубы.
– Как это странно, точно во сне было. Я это люблю.
– А помнишь, как мы катали яйца в зале и вдруг две старухи, и стали по ковру вертеться. Это было, или нет? Помнишь, как хорошо было?
– Да. А помнишь, как папенька в синей шубе на крыльце выстрелил из ружья. – Они перебирали улыбаясь с наслаждением воспоминания, не грустного старческого, а поэтического юношеского воспоминания, те впечатления из самого дальнего прошедшего, где сновидение сливается с действительностью, и тихо смеялись, радуясь чему то.
Соня, как и всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.
Соня не помнила многого из того, что они вспоминали, а и то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее.
Она приняла участие только в том, когда они вспоминали первый приезд Сони. Соня рассказала, как она боялась Николая, потому что у него на курточке были снурки, и ей няня сказала, что и ее в снурки зашьют.
– А я помню: мне сказали, что ты под капустою родилась, – сказала Наташа, – и помню, что я тогда не смела не поверить, но знала, что это не правда, и так мне неловко было.
Во время этого разговора из задней двери диванной высунулась голова горничной. – Барышня, петуха принесли, – шопотом сказала девушка.
– Не надо, Поля, вели отнести, – сказала Наташа.
В середине разговоров, шедших в диванной, Диммлер вошел в комнату и подошел к арфе, стоявшей в углу. Он снял сукно, и арфа издала фальшивый звук.
– Эдуард Карлыч, сыграйте пожалуста мой любимый Nocturiene мосье Фильда, – сказал голос старой графини из гостиной.
Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал: – Молодежь, как смирно сидит!
– Да мы философствуем, – сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шел теперь о сновидениях.
Диммлер начал играть. Наташа неслышно, на цыпочках, подошла к столу, взяла свечу, вынесла ее и, вернувшись, тихо села на свое место. В комнате, особенно на диване, на котором они сидели, было темно, но в большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца.
– Знаешь, я думаю, – сказала Наташа шопотом, придвигаясь к Николаю и Соне, когда уже Диммлер кончил и всё сидел, слабо перебирая струны, видимо в нерешительности оставить, или начать что нибудь новое, – что когда так вспоминаешь, вспоминаешь, всё вспоминаешь, до того довоспоминаешься, что помнишь то, что было еще прежде, чем я была на свете…
– Это метампсикова, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. – Египтяне верили, что наши души были в животных и опять пойдут в животных.
– Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, – сказала Наташа тем же шопотом, хотя музыка и кончилась, – а я знаю наверное, что мы были ангелами там где то и здесь были, и от этого всё помним…
– Можно мне присоединиться к вам? – сказал тихо подошедший Диммлер и подсел к ним.
– Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже? – сказал Николай. – Нет, это не может быть!
– Не ниже, кто тебе сказал, что ниже?… Почему я знаю, чем я была прежде, – с убеждением возразила Наташа. – Ведь душа бессмертна… стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила.
– Да, но трудно нам представить вечность, – сказал Диммлер, который подошел к молодым людям с кроткой презрительной улыбкой, но теперь говорил так же тихо и серьезно, как и они.
– Отчего же трудно представить вечность? – сказала Наташа. – Нынче будет, завтра будет, всегда будет и вчера было и третьего дня было…
– Наташа! теперь твой черед. Спой мне что нибудь, – послышался голос графини. – Что вы уселись, точно заговорщики.
– Мама! мне так не хочется, – сказала Наташа, но вместе с тем встала.
Всем им, даже и немолодому Диммлеру, не хотелось прерывать разговор и уходить из уголка диванного, но Наташа встала, и Николай сел за клавикорды. Как всегда, став на средину залы и выбрав выгоднейшее место для резонанса, Наташа начала петь любимую пьесу своей матери.
Она сказала, что ей не хотелось петь, но она давно прежде, и долго после не пела так, как она пела в этот вечер. Граф Илья Андреич из кабинета, где он беседовал с Митинькой, слышал ее пенье, и как ученик, торопящийся итти играть, доканчивая урок, путался в словах, отдавая приказания управляющему и наконец замолчал, и Митинька, тоже слушая, молча с улыбкой, стоял перед графом. Николай не спускал глаз с сестры, и вместе с нею переводил дыхание. Соня, слушая, думала о том, какая громадная разница была между ей и ее другом и как невозможно было ей хоть на сколько нибудь быть столь обворожительной, как ее кузина. Старая графиня сидела с счастливо грустной улыбкой и слезами на глазах, изредка покачивая головой. Она думала и о Наташе, и о своей молодости, и о том, как что то неестественное и страшное есть в этом предстоящем браке Наташи с князем Андреем.
Диммлер, подсев к графине и закрыв глаза, слушал.
– Нет, графиня, – сказал он наконец, – это талант европейский, ей учиться нечего, этой мягкости, нежности, силы…
– Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, – сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива. Наташа не кончила еще петь, как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием, что пришли ряженые.
Наташа вдруг остановилась.
– Дурак! – закричала она на брата, подбежала к стулу, упала на него и зарыдала так, что долго потом не могла остановиться.
– Ничего, маменька, право ничего, так: Петя испугал меня, – говорила она, стараясь улыбаться, но слезы всё текли и всхлипывания сдавливали горло.
Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда то.
Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах – это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс – это был Диммлер, гусар – Наташа и черкес – Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.
После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны не наряженных, молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому нибудь.
Николай, которому хотелось по отличной дороге прокатить всех на своей тройке, предложил, взяв с собой из дворовых человек десять наряженных, ехать к дядюшке.
– Нет, ну что вы его, старика, расстроите! – сказала графиня, – да и негде повернуться у него. Уж ехать, так к Мелюковым.
Мелюкова была вдова с детьми разнообразного возраста, также с гувернантками и гувернерами, жившая в четырех верстах от Ростовых.
– Вот, ma chere, умно, – подхватил расшевелившийся старый граф. – Давай сейчас наряжусь и поеду с вами. Уж я Пашету расшевелю.
Но графиня не согласилась отпустить графа: у него все эти дни болела нога. Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им.
Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно энергическом настроении. Какой то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу.
Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани.
Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи.
Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда.
В сани Николая сели Наташа, Соня, m me Schoss и две девушки. В сани старого графа сели Диммлер с женой и Петя; в остальные расселись наряженные дворовые.
– Пошел вперед, Захар! – крикнул Николай кучеру отца, чтобы иметь случай перегнать его на дороге.
Тройка старого графа, в которую сел Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как будто примерзая к снегу, и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед. Пристяжные жались на оглобли и увязали, выворачивая как сахар крепкий и блестящий снег.
Николай тронулся за первой тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькой рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но как только выехали за ограду, алмазно блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Раз, раз, толконул ухаб в передних санях; точно так же толконуло следующие сани и следующие и, дерзко нарушая закованную тишину, одни за другими стали растягиваться сани.
– След заячий, много следов! – прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи.
– Как видно, Nicolas! – сказал голос Сони. – Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей.
«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
– Вы что, Nicolas?
– Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
– Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.
Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки.
«Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку.
Захар сдержал лошадей и обернул свое уже объиндевевшее до бровей лицо.
Николай пустил своих лошадей; Захар, вытянув вперед руки, чмокнул и пустил своих.
– Ну держись, барин, – проговорил он. – Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Николай стал забирать вперед. Захар, не переменяя положения вытянутых рук, приподнял одну руку с вожжами.

Святой Христофор - святой с собачьей головой December 3rd, 2014

Чем больше увлекаешься культурологией и религиоведением, тем больше зарываешься в огромном количестве информации. Но благодаря этому постоянно всплывают очень интересные факты и истории. Про одну такую история, которая лично меня очень заинтересовала, сегодня и расскажу. Речь пойдет об очень странном святом, которого раньше изображали в виде... собаки . Точнее не собаки, а киноцефала . Причем святой этот канонизирован как православной, так и католической церквями, поэтому про него стоит немного рассказать поподробнее. Зовут его святой Христофор .

Православная икона

Согласно восточной традиции, этот святой жил в третьем веке и звали его Репрев. Происходил он из области Мармарика, что в Ливийской пустыне. В одном из боев его захватили в плен римские солдаты, но после этого он служил у римлян в специальном подразделинии, состоящем только из берберов.

Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был киноцефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени. Другой вариант возникновения его собачьей головы (эта легенда появилась на Кипре) - святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность.

Более вероятная, конечно, первый вариант, согласно которому, видимо, он просто был очень страшен собой, отчего его ассоциировали с собакой (вспоминаем Пса из Игры Престолов?).
Полностью его историю рассказывать я тут не буду, кому интересно, можно почитать на Вики . Скажу лишь, что он, как и большинство святых того времени, очень успешно проповедовал, что и что и поплатился жизнью (Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом)

Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива.

1. Дирк Баутс. Святой Христофор. Левая створка триптиха. 1467–1468 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен
2. Иероним Босх, «Св. Христофор», 1504-05, Музей Бойманса-ван Бёнингена

В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом указывается, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Древнейшее подобное изображение святого находится на керамической иконе VI-VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия. В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века.

Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона. V–VII вв. Македония

Версии сложения столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозвище было истолковано ошибочно.

Варианты прозвища :

От географического названия: местность Киноскефалия (возвышенность в Фессалии)
- от слова «cananeus» («хананит»), которое могло быть истолковано как «собачий».
- описание ужасной внешности - «звероподобный» могло быть воспринято буквально.
- ещё один вариант: сравнение с символом верности - собакой постепенно переросло в объединение образа с символом; проводятся параллели с опричниками Ивана Грозного(действительно каждый из них был «всадником с собачьей головой») и т. п.

Ещё одна версия гласит, что образ псоглавца пришёл из коптской христианской живописи, на территории которых оставались следы почитания псоголового Анубиса

Также существует представление о Христофоре, как представителе племени «псоглавцев» - собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён.

Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине».

С XVIII в. Христофор изображается только в образе человека. После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина.

Святой Христофор. Фреска на юго-западном столпе Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг.

Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой.

Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре.

Кроме того в церкви Николая Чудотворца в поселке Ныроб Пермского края.

Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми, Егорьевском историко-художественном музее.

Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.

Старообрядческая житийная икона святого Христофора

Иконография
Мученик Христофор. Вторая половина XVII в. Икона из собрания музея Ростовского Кремля.


«Один раскаявшийся грешник дороже ста праведников»
Евангелие от Луки, глава 15, стих 7, «Притча о заблудшей овце».


Великан с песьей (реже конской) головой, варвар Репрев, отличавшийся огромным ростом и физической силой — именно таким запомнился образ святого Христофора в восточной христианской традиции, уходящий корнями в латинские прозаические и стихотворные тексты поддьякона Вальтера Шпейерского «Thesaurus anecdotorum novissimus», датирующиеся 983 г. Но это лишь литературная обработка более ранних легенд, распространившихся примерно в VI в. История описывает могучего варвара, выходца из области Мармарика, служившего в римской когорте Cohors III Valeria Marmaritarum), а после — уверовавшего в Христа, несшего его учение в массы, сотворявшего чудеса и принявшего мученическую смерть.
История данного персонажа была подробно описана в собрании христианских легенд и занимательных житий святых, «Золотой легенде», авторства Иакова Ворагинского. Данное произведение было написано около 1260 г., а в XIV—XVI вв. бывшее вторым по популярности после Библии. Через труд Иакова Ворагинского, опираясь также на многочисленные упоминания кинокефалов у античных авторов, таких как Геродот, Ктесий, Мегасфена, Плиний Старший и других, образ святого псоглавца приобрел популярность, эхо которой не удалось скрыть официальной церкви.

Изображение Христофора на иконах «с песьею главою», как и некоторые иные «спорные» иконографические сюжеты — все это было запрещено решением Синода от 1722 г., как «противное естеству, истории и самой истине». С тех пор Христофор изображается антропоморфным, чаще всего — в виде могучего воина. Церковь, противящаяся всего, что стремительно разрывает шаблон, продолжила репрессии этого великомученика, и в 1969 году официальный Ватикан понизил День поминовения Христофора до уровня местночтимых праздников. Но Христофора никто не деканонизировал, а потому и сегодня он остается официальным христианским святым.

Образ песьей головы мог возникнуть по нескольким причинам. Так, наименее вероятная, но все же имеющая право на существование версия — Христофор и правда был кинокефалом. В такое сегодня верится с трудом, но кто его знает, что там творилось две тысячи дет назад? Другая, более вероятная версия, это излишняя впечатлительность средневековых толкователей древних мифов, которые буквально восприняли информацию о звериной природе Христофора, которая, на стыке эр, приписывалась римскими сказителями всем представителям варварских племен.

Есть вероятность, что человек, ставший прообразом Христофора, страдал редким типом генетической мутации, именуемой нынче как гипертрихоз универсальный (hypertrichosis universalis) или синдромом оборотня, в результате которой тело человека практически полностью покрывается густыми волосами, в том числе и лицо. Быть может христианский святой имел прозвище, истолкованное последователями как характеристику его внешности. Загадка столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала остается неразгаданной. Но сам образ святого, описание его деяний и даже ситуация, приведшей дикаря в христианство — все это сколь необычно, столь же и замечательно.

Крестил Репрева сам Иисус. Варвар в то время помогал людям преодолевать стремительную горную реку вброд, перевозя их на своей спине. Однажды, помочь перейти реку его попросил маленький мальчик. Репрев взял ребенка на спину и попытался его перенести, но на середине реки ребенок вдруг стал сильно тяжелеть. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем он крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор, «несущий Христа». В иконографии такой образ Христофора и закрепился — великан с младенцем на плечах момент переправы через реку.

Сегодня, святой Христофор считается в основном хранителем путешественников. Его образ любят и уважают летчики, водители и моряки. Медальончик с именем святого надписью «Si en San Cristóbal confías, de accidente no morirás» (Если верите в Святого Христофора, не умрете в аварии) считается отличным оберегом в любом путешествии.

Песьеголовый христианский святой Христофор, если верить преданиям, умел творить чудеса, подобно Христу, а вера его была столь сильна, что блудницы, отправленные дабы совратить дух праведника, вернулись к своим подлым нанимателям христианками. В итоге, отчаявшись сломить Христофора, император Деций Траян велел его обезглавить. Христофор Псоглавец оставил после себя лишь легенду да образ — образ самого необычного из христианских святых.

Сейчас многие начинают понимать мракобесную суть религий, и чтобы сохранить своё влияние церковная братва начала активное наступление на неокрепшие души детей. С младших классов детям начинают искажать мировоззрение...

В школьную программу с младших классов введены уроки «Основы православной культуры», которой на Руси никогда не было. Цель данных уроков: навязать религиозную идеологию, исказить мировоззрение детей и сформировать у них опасное доверие к служителям религиозного культа.

По распоряжению министерства просвещения в школах с 1-го по 11-й классы проводятся уроки «Основы православной культуры», которые навязывают детям религиозные взгляды на мироустройство, не соответствующие реальным природным процессам. Сейчас многие начинают понимать мракобесную суть религий , и чтобы сохранить своё влияние религиозные деятели начали активное наступление на неокрепшие души детей.

О какой культуре может идти речь? Как следует из текстов Библии, это т. н. «культура», по сути, является историей порабощения и уничтожения разумной части иудейского народа гермофродитами, которые, обладая запредельными возможностями, выступали в роли богов, называясь Господом, Яхве, Иеговой, Сафаофом.

У русского народа была ведическая культура, которую начал уничтожать князь Владимир , современники называли его кровавым.

Проанализируем текст учебника «Основы православной культуры» для 4-го класса, написанный протодиаконом Андреем Кураевым.

Уже во 2-ом уроке детям даётся ложная информация о том, что слово «культура» из латинского языка и означает то, чего нет в дикой природе. В то время как латинский язык возник на тысячи лет позже русского языка, и слово «культура» образовалось из культа уров – высокоразвитых людей, живших на Земле.

Православие объясняется как перевод греческого слова ортодоксия – правильное учение.

У наших предков оно означало: правь славить, т.е. чтить и славить правила, нравственные законы, по которым они жили. Понимание необходимости соблюдения нравственных законов обеспечивало славянскому миру здоровье и развитие нации, о чём доходчиво рассказывает Алексей Губенков в статье «Законы предков – путь выживания».

Сам термин «православие» в искажённом виде возник лишь в 1943 году. До этого у нас была ортодоксальная (правоверная) религия, а ещё раньше князь Владимир крестил Киевскую Русь в греческую религию. Греческая религия – это культ Дионисия с человеческими жертвоприношениями. И все четыре культа, существующие на Земле (Адониса, Озириса, Аттиса, Дионисия), вышли из негритянских культов: Вуду и Чёрной Матери Кали-Ма тоже с человеческими жертвоприношениями. Таким образом, все религии – это культы смерти.

Недаром, все религиозные праздники начинаются не при свете Солнца – , а при свете Луны, в полночь, когда беснуется нечистая сила.

Далее, детям объясняется, почему нельзя лгать. Первое объяснение – светское: «не лги, чтобы тебе не лгали в ответ». И это разумное объяснение, потому что к человеку всегда возвращается суть его поступков. А второе объяснение – религиозное: «не лги, потому что Бог всё видит». Таким образом, у детей формируют не чувство ответственности, а чувство страха, что за ним всё время кто-то следит. А если Бог не видит, в это время за другими наблюдает (у него ведь только два глаза), то можно грешить?

О боге говорится, как о творце нашего мира. Детям даётся не научно обоснованная информация о возникновении планет, жизни на них, а ложные мифы.

Как же священники не бояться лгать, если ложь – это грех?

В 4-ом уроке даётся ещё одно объяснение слову «православие» – это умение молиться. А молиться – значит, просить о чём-то бога. Из детей делают попрошаек. Их не учат добиваться успеха своим упорством, трудом, а воспитывают потребителей. Даются искажённые понятия, что выше закона может быть только любовь, а выше справедливости – милость. Т.е. можно не соблюдать законы, не быть справедливыми ни к себе, ни к другим. Милость – это милостыня, это «не заработная плата, не заслуженная награда», а попрошайничество.

В 5-ом уроке есть фраза, что бог – это союзник человека в том, чтобы человек не сходил с пути добра. А какому добру учит человека Библия ? А учит она тому, что: «девочки гоев с 3-летнего возраста могут подвергаться насилию» (Талмуд, Abada Saran 37a); «убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (Числа,гл.31; Судей,гл.21); «убейте людей сильных в народе каждом»; призывает к уничтожению целых народов, захвату земель, принадлежащих другим народам; красочно расписаны примеры сутенёрства собственных жён, гомосексуализма, изнасилований и т. п.

6-й урок учит детей не противиться злу и любить врагов. Это значит – любить всех фашистов, насильников, педофилов, убийц. И если тебя убивают, надо позволить этому свершиться, не сопротивляться ни в коем случае...!

Здесь же рекомендуется не собирать себе сокровища на Земле, а делать добро людям. Только сами служители церкви не спешат следовать этому завету Иисуса, а призывают прихожан нести в церковь как можно больше денег. Но почему-то даже часть этих пожертвований не тратится на бездомных и малоимущих, а используется только для нужд самой церкви и её служителей.

В Нагорной проповеди Христос, якобы, даровал всем вечную жизнь после смерти физического тела в царстве небесном. Только забыл упомянуть, что каждая Сущность (или Душа) попадёт на тот уровень этого небесного царства, который она заслужила своими делами. И человек, совершающий безнравственные поступки, окажется в месте, не совместимом с продолжением жизни даже для Сущности (или Души). Все процессы, происходящие с Сущностью человека после смерти, описаны в книге «Откровение » Светланы Левашовой.

В уроке 7-ом даётся объяснение, что нельзя жить по присказке: «моя хата с краю», но «Завет Христа» просто убеждает детей в том, что нельзя сопротивляться, нельзя бороться с несправедливостью, надо быть жертвой и всё терпеть. И на подобных противоречиях построены все уроки. В «Боговоплощении» говорится, что у Бога нет тела, значит, нет глаз, рта, рук и т. д. Тогда каким образом Бог наблюдает за всеми, чем он смотрит? Чем он писал свою «святую» книгу книг Библию? Если диктовал кому-то, то как, не имея рта и языка?

Рождение и смерть Иисуса не соответствуют даже данным, указанным в Библии. Иисус (Радомир) как раз и боролся с этой религией , за что и был распят 16 февраля 1086 года в Константинополе, где жили галаты. В этот день в данном месте произошли одновременно солнечное затмение и землетрясение, о чём чётко указано в Библии и зафиксировано в летописях и хрониках разных народов. А родился он НА ЗАРЕ (переделано в Назарет) 4 июля 1054 года, именно тогда в космосе взорвалась сверхновая звезда, о чём тоже сообщает Библия. Так что служители церкви и автор Андрей Кураев беззастенчиво лгут, нагло нарушая заповеди своего же Бога.

В части «Распятие» автор радостно, со смакованием описывает процесс умерщвления на кресте живого человека. А «крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям». Таким образом, можно все орудия убийства и само убийство любого человека воспринимать не как насилие, жестокость, садизм, а как богоугодное дело, совершаемое для блага человечества.

Урок 8-й сообщает, что «Христос «берет на себя грехи всего мира » и все последствия, которые могли бы вызвать грехи людей. Библия говорит, что «смерть человека – это следствие его греха». А если Христос взял на себя все грехи человечества, то люди должны жить вечно, но этого до сих пор не происходит.

Какими могут быть последствия греховных, т. е. безнравственных деяний людей, от которых Христос, якобы, всех освободил:

  • природные катаклизмы исчезли с лика земли? Нет, стихийные бедствия продолжаются по всему миру
  • болезни перестали беспокоить народы? Они становятся разнообразными и непредсказуемыми, и не поддающимися лечению
  • люди перестали умирать? Население Земли сокращается с небывалой скоростью
  • добро победило зло? Наоборот, зло внедряется в сознание людей всеми возможными способами и преподносится как норма, в том числе и с помощью религии
  • исчезли преступность, растление, развращённость? Количество тюрем и заключённых в них по всему миру не уступает количеству церквей и религиозных деятелей, которые сами, зачастую, являются преступниками

Таким образом, и грехи, и их следствия остались и продолжают своё шествие по планете.

Пасха празднуется в полнолуние, время активности демонов и нечистой силы, которое называется в данном учебнике, «как время победы жизни и света». Источником жизни у славян всегда было Солнце, а Луна – искусственный спутник Земли, всегда считалась символом смерти. К тому же пасха празднуется ежегодно в разные даты, хотя время смерти человека не может изменяться по чьему-то усмотрению и не зависит ни от небесных светил, ни от времени года, ни от чего другого. Дети получают ложную, искажённую информацию, блокирующую развитие человека. Единственное правильное указание в учебнике, что пасха это древнееврейский праздник.

К тому же, ни в одной стране во время пасхи христиане не красят яйца, как в России. Стало быть, для всех остальных яйцо не является символом жизни? Александр Новак в статье «Что мы празднуем на Пасху ?» детально разъясняет суть и Пасхи, и остальных нынешних и славянских праздников.

В уроке 9-ом в рассуждениях о душе объясняется, как реагировать ребёнку на украденную у него вещь: «Бог дал, Бог взял». И ни слова об ответственности за воровство. А если бог кому-то дал твою вещь, то и ты можешь у кого-то взять чужую вещь, и тебе Бог даст. Формируется искажённое понятие о честности, несмотря на заповедь: «не укради».

Уроки с 10-го по 13-й описывают правила поведения и общения людей, которые, по сути, являются правильными, но детям не сообщается об ответственности за свои поступки и о последствиях безнравственных действий для жизни, здоровья, судьбы. Подробнее об этом можно прочесть в статье на сайте РуАН «Карма работает автоматически ».

Уроки 14-й и 15-й дают описание храмов, икон и молитв. Обращаясь с молитвой к определённому образу на иконе, человек надеется получить помощь. Но люди, изображённые на иконах, жили много веков назад, и после смерти могли воплощаться неоднократно в другие физические тела, под другими именами, и на свои прежние имена они уже не откликаются. Поэтому все обращения к ним напрасны. К тому же некоторые из них при своей жизни, описанной в Библии , сами были преступниками, поэтому святыми считаться никак не могут. А если т. н. «святые» достигли космического уровня развития и вышли за пределы земных уровней, то, тем более, мысль человека никогда не будет ими воспринята. Чтобы достучаться до Сущностей высокого уровня развития, человеку необходимо самому в своём развитии выйти на подобный уровень. Но тогда человек уже не будет нуждаться ни в чьей помощи, а сможет оказывать её сам и себе, и другим людям.

16-й и 17-й уроки являются обобщающими и закрепляющими пройденный материал.

Причём введена обязательная сдача зачётов, а в старших классах с выставлением оценки. И в некоторых областях России за изучение данного предмета выставляется оценка в аттестат. Хотя изначально этот материал должен был носить ознакомительный характер и изучаться на добровольной основе.

В 1-ом классе – знакомство с религиозными книгами и картинами в библиотеках и музеях. Понятие о Евангелии, иконах, храмах, Отечестве. Кто такой Спаситель, семейные православные ценности.

Во 2-ом классе – знакомство с Библией, жизнь Иисуса Христа , церковные праздники.

В 3-ем классе – раскрытие смысла Евангелия, изучение икон, изучение Ветхого Завета.

В 5-ом классе даётся представление о том, что Бог – творец всего мира, и большое внимание уделяется молитве, обучению молиться, заучиванию молитв.

В 6-ом классе – знакомство с церковными праздниками, описание жизни и смерти Иисуса, 10 заповедей. Рекомендуется обязательное посещение богослужений в храме.

В 7-ом классе – продолжение изучения Нового Завета , обязательное знание наизусть молитв.

В 8-ом классе – сюжеты Ветхого и Нового Заветов, устройство храмов, религиозное и церковное искусство.

В 9-ом классе – знакомство с религиями мира и историей православной церкви.

В 10-ом классе – знакомство с мифами, религиозными обрядами, древними религиями.

В 11-ом классе – изучаются современные мировые конфессии.

Из приведённого перечня понятно, что детей не просто знакомят с информацией о возникновении и развитии религиозных учений, а насильно принуждают выполнять церковные обряды.

В некоторых школах для преподавания приглашаются служители церкви. В школу к детям допускаются совершенно чужие, незнакомые люди, которых и о которых никто ничего не знает. То, что они служат в церквах, не означает, что они являются нравственными людьми и не могут нанести вреда детям. При храмах открывают воскресные школы для детей. У детей формируется доверие к людям в рясе. Таким образом, любой ребёнок без страха за свою жизнь может пойти куда угодно с человеком в рясе, которого встретит на улице.

Учителя учатся 5 лет в институте, где их знают и могут дать характеристику. Учителя всегда на виду: работают в коллективе, общаются с родителями и детьми. Кроме того, учителя должны предоставлять справку из органов правопорядка об отсутствии судимости, справку от психиатра, регулярно проходят медицинский осмотр.

От попов никаких справок не требуют, медицинский осмотр они тоже не проходят. Тогда как многие из них являются гомосексуалистами , которые заражают друг друга венерическими болезнями.

По школьной программе основ безопасности жизнедеятельности учителя и родители стараются внушить детям, что общаться, уходить куда-то с незнакомыми людьми может быть опасно для жизни и здоровья. И в то же самое время попы допускаются к общению с детьми. Взрослые говорят детям, что это святые люди. Таким образом, учителя и родители формируют у детей доверие к этим бородатым дядям. Поэтому любой служитель церкви или другой человек, надев рясу, на воспитанном у ребёнка доверии к данному персонажу, может увести ребёнка и сделать с ним всё, что угодно. В данном случае и учителя, и родители сознательно подвергают жизнь и здоровье детей потенциальной опасности.

Можно возразить, что не все служители культа порочны, есть и порядочные люди. Да, но и среди окружающих нас людей тоже много нравственных, добрых, справедливых. А как вы учите детей определять, кто из окружающих плохой или хороший? Да, никак не учите! Просто запрещаете любое общение с чужими людьми и со знакомыми в ваше отсутствие. Но зато попов (с не известным прошлым, возможно, больными инфекционными и венерическими болезнями ) без всякого страха допускаете к детям.

А кто вам сказал, что они святые? Это они вам так сказали, или вы сами это решили? А попам кто это сказал? Господь бог? Он с ними запросто беседовал и документ выдал? Или попы сами, по своему усмотрению, возомнили себя равными своему Господу? Но если так, то сначала следует узнать, чему их учит Господ?

А учит он служителей церкви тому, что: «девочки гоев с 3-летнего возраста могут подвергаться насилию» (Талмуд, Abada Saran 37a); «убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (Числа,гл.31; Судей,гл.21); «убейте людей сильных в народе каждом»; призывает к уничтожению целых народов, захвату земель, принадлежащих другим народам; красочно расписаны примеры сутенёрства собственных жён, гомосексуализма, изнасилований и т. п.

«Хороший» учебник для т. н. «учителей».

А раз служители культа Иеговы обязаны выполнять его указания, то не кажется ли вам преступным допускать к таким ученикам Господним своих детей?! Разве работники образования, в обязанности которых входит, в том числе, и сохранение жизни и здоровья детей, не должны оберегать их от контактов с посторонними людьми? Чем руководствуется министерство просвещения и министр, привлекая в образовательные учреждения людей, не несущих никакой ответственности за сохранение жизни и здоровья обучающихся?

Причём, педагогические работники получают специальное образование для работы с детьми, а какое образование у попов? Если они обучаются по учебнику под названием Библия, то это книга, со страниц которой льются потоки крови, в том числе и детской. Можно это назвать культурой?! Нашим детям навязывается чуждое мировоззрение, в основе которого лежит насилие.

В последнее время стало модным приглашать служителей религиозного культа в детские сады , школы, больницы, учреждения для участия в торжествах и освящения различных предметов, а также людей, включая подростков и маленьких детей. А какую информацию закладывают священники в т. н. «святую воду»? Любая отрицательная мысль остаётся в памяти воды и оказывает разрушительное влияние на окружающих.

В 1995 году японский доктор Экито Массару провёл эксперимент с водой и рисом: он взял три банки с рисом, залил их водой и в течение месяца каждый день говорил 1-й банке «спасибо», 2-й банке «дурак», на 3-ю не обращал внимания. Через месяц в 1-й банке рис остался белым и чистым, вода забродила и издавала приятный запах. Во 2-й банке рис почернел. В 3-й банке рис покрылся зелёной плесенью.

Если мысли могут делать такое с водой, представьте, как т. н. «святая вода» может влиять на нас, наших детей, если в неё не заложена положительная информация. Вода впитывает ту информацию человека, которая соответствует его внутренним качествам. Таким образом, какими положительными и отрицательными качествами обладает человек, такая информация и будет заложена в воду, с которой этот человек соприкасался.

Чтобы создать структурированную воду, нужно иметь, кроме эфирного и астрального тел, ещё четыре ментальных тела. А это уровень высоконравственного, разумного человека, обладающего экстрасенсорными способностями.

Все существующие религии находятся на уровне нижнего астрала, т. е. на уровне насильников, убийц, грабителей , всё в соответствии с Библией. Поэтому служители всех религиозных культов естественным образом оказываются привязанными к этому же уровню. На данном уровне невозможно создать что-то такое, что может помочь людям, нет у попов нужных способностей. Не зря, наверное, взлетающие ракеты после освящения тут же взрываются. Просто в воду заложена разрушительная информация.

Кроме того, есть факты совершения преступлений служителями религиозного культа.

Приведу только некоторые:

– Николай Киреев (39 лет) – священник храма Ленинградской области , занимался сутенёрством. Приезжал в Витебск и вывозил женщин в Петербург в качестве живого товара. Таких поездок у него было около четырёх за последние несколько лет – сообщила официальный представитель областного управления Следственного Комитета Белоруссии Светлана Сахарова. Молодых девушек похищали, помещали в квартиру, которая служила притоном, и оттуда вывозили в притоны Петербурга.

– Николай Ашимов – епископ в Хабаровском крае , развращает монахов, которых он стрижёт. Монахи становятся гомосексуалистами. Потом эти монахи совращают других молодых людей. Монах Климент (Михаил Кохов), подстриженный епископом Николаем, длительное время откровенно домогался 19-летнего алтарника прихода Успения Пресвятой Богородицы Комсомольска-на-Амуре. Галина Вячеславовна Серова – мать юноши, обличила содомию архирея со товарищи и сообщила о совращении её сына.

– Андрей Кисилёв (50 лет) – настоятель храма Богоявления Господня г. Барнаула , 20.07.2018 года изнасиловал девочку 2005 года рождения, учащуюся средней школы, на берегу реки Обь в селе Черемное. Протоирей является участником «Академии пошлых парней», читает «Откровенные анекдоты».

– Иоанн Дарий – иерей – священник храма в честь Георгия Победоносца в городе Сургуте, устроил пьяный дебош и управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

– Священник в городе Шуя под Иваново в состоянии алкогольного опьянения за рулём 26 октября 2017 года сбил женщину, которая скончалась.

– Жительница Орловской области рассказала, что местный сельский настоятель пытал пса на глазах у её сына (Новости «Говорит Москва» 171178).

– Папа Римский в интервью итальянской газете La Republica 14.07.2014 года сообщил данные, которые собирали его советники: 2% = 8000 католических священников, епископов, кардиналов являются педофилами и растлевают малолетних.

– Патриарх Кирилл , в миру Кирилл Гундяев, в 1996 году через свой фонд «Ника» без таможенных пошлин, под видом гуманитарной помощи ввёз в Россию...нет, не продовольствие, а тонны сигарет и алкоголя, вытеснив с рынка импортёров, плативших пошлины. Именно на никотине Кирилл Гундяев составил свой первый стартовый капитал в несколько сотен миллионов долларов, сознательно участвуя в разрушении здоровья людей, в т.ч. детей, в уничтожении народов России. После Кирилл Гундяев был причастен к беспошлинному экспорту нефти, отлову камчатского краба, добыче уральских самоцветов, учреждению банков, скупке акций и недвижимости. В 2004 году состояние Кирилла Гундяева = 1,5 млрд.$, а в 2006 году журналисты «Московских Новостей» насчитали 4 млрд. $.

В период перестройки, когда русские люди месяцами не получали зарплату и им нечего было есть; когда зимой отключали отопление и в квартирах от мороза лопались батареи; когда в детские сады завозилась недоброкачественная пища и дети массово травились; когда народ грабили с помощью дефолтов и девальвации, нашими «святыми отцами» было начато интенсивное восстановление храмов. Они тратили на строительство храмов сотни миллионов долларов в то время, когда русские люди умирали от голода и холода прямо у них на глазах. Было построено 22 тысячи храмов, закрыто 27 тысяч школ.

Таким образом, моральный облик служителей религиозного культа оставляет желать лучшего и никак не может являться примером для подрастающего поколения. А основываясь на экстремистских и бесчеловечных постулатах Библии, вряд ли служители церкви могут преподать детям созидательную информацию. Да и сами они, обучившись на примерах жестокости и насилия, которыми напичканы все страницы Библии, не могут оставаться нравственными людьми.

А кому верующие молятся?

Господу, который нас же уничтожал – наш русский народ , ненавидел все народы Земли, кроме покорённых им иудеев. Открытым библейским текстом призывал пытать, сжигать, насиловать маленьких детей, женщин, стариков, мужчин. Господу, «который хочет, чтобы мы целовали руки попам, выклянчивали у разрисованных дощечек здоровья и денег. Тех, кто этого делать не захочет, он отправит на ужасные вечные муки! Он всех нас очень любит!»

Когда человек вступает в какую-либо организацию, партию, он изучает устав, цели и задачи данной организации, партии. Следовательно, все те, которые вступают, приняв крещение , в организацию под названием «христианство», невольно или сознательно соглашаются с фашистскими призывами Господа, содержащимися в основном документе – Библии, и дают разрешение на то, чтобы все описанные в Библии изуверства происходили с ними и их детьми, внуками, родными, близкими. Потому что цель и задача Господа, которому ничего здесь не дорого, – унижение и уничтожение человека, что ясно следует из текстов Библии. Значит, этот Господь нам совсем не друг! И попы, которые ему молятся и готовы выполнить любое его поручение – нам тоже не друзья!