Нотр дам, собор парижской богоматери. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)

Нотр дам де Пари (Notre-Dame Cathedral) – Собор Парижской Богоматери. Строительство длилось почти 200 лет, и было окончательно завершено в 1345 году, при этом архитекторы сменялись один за другим. Каждый вносил что-то свое, поэтому у здания нет единого стиля. Готические элементы построек, придающие легкость и простоту сочетаются с мощным и величественным романским стилем.

Нотр Дам де Пари – духовное сердце Парижа, святыня для многих христиан. Нотр Дам окутан мифами и легендами, его история уходит в глубину веков. В первом веке на месте собора стоял древнеримский храм, в котором язычники поклонялись Юпитеру. Позднее в 528 г. построили церковь Сен-Этьен и только лишь в 1163-м епископ Морис де Сюлли распорядился начать строительство нового собора, посвященного Деве Марии.

Нотр Дам – непревзойденный шедевр средневековой архитектуры. В его скульптурах и статуях запечатлена вся история христианства. Так в нижнем ярусе западного фасада можно посмотреть три портала, посвященных Страшному Суду, Деве Марии, Мадонне и Святой Анне.

Особенно выделяется скульптура “Слава Пресвятой Девы”. В центре композиции – Мадонна с младенцем, по бокам ангелы, епископ и царь. Нижняя часть скульптуры рассказывает историю Анны и Иосифа, в то время как верхняя часть посвящена сценам из жизни Спасителя, здесь изображены волхвы, Рождество и Благовещение.

Видео обзор Нотр Дам де Пари

Что-то мистическое проникает в душу когда смотришь на крышу здания с его причудливыми химерами и демонами. Легендарный алхимик XX века Фульканелли, которого никто не знал в лицо, опубликовал работу – “Тайны Соборов”, где высказал предположение о том, что в архитектуре Нотр Дама заложен ключ к философскому камню и эликсиру бессмертия. Он предлагает пройтись по галерее второго яруса, где в окружении химер стоит загадочный старец – Алхимик Нотр Дама.

Еще одна легенда связана с изготовлением центральных ворот собора. Работу поручили кузнецу Бискорне. При этом от кузнеца потребовали, чтобы он сделал ворота необычайной красоты. И вот когда монах обители пришел утром чтобы посмотреть эскизы, он увидел Бискорне, лежащего без сознания, а рядом с ним настоящий шедевр с неповторимыми узорами не похожими ни на кованые, ни на литые.

При этом никто из служителей не видел и не слышал как Бискорне ковал ворота. Кроме всего прочего в соборе находится величайшая христианская святыня – “Терновый Венок Иисуса Христа”. Здесь нет настенной живописи, однако благодаря цветным витражам внутри все переливается всеми цветами радуги.

В давние времена в Нотр Даме короновали монархов, хоронили самых знатных вельмож страны. Сегодня здесь проводятся регулярные богослужения с использованием современных анимационных эффектов.

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка. Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Св. Капеллы. Умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 год.

В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году. Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции. Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV , который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргирите (Марго) Валуа.Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.


Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены. В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах».

Собор был объявлен Храмом Разума.
В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви».
Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.


В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», написав в предисловии: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814-1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.

В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия. Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.
Двери украшены коваными рельефами.
Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).
В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виоле Ле Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю. Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.

Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя:
Angelique Franςoise, весом 1765 кг (до-диез);
Antoinette Charlotte, весом 1158 кг (ре-диез);
Hyacinthe Jeanne, весом 813 кг (фа);
Denise David, весом 670 кг (фа-диез).
Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа — последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.
В часовнях, расположенных в правой части собора, — картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.
Паникадило собора (люстра) выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виоле Ле Дюка взамен переплавленного в 1792 году. (В 2007 году взят на реставрацию.)

Первый большой орган был установлен в соборе 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус. Подобный инструмент не мог озвучить огромное пространство собора, поэтому в 1730 году Франсуа-Анри Клико выполнил его достройку. Инструмент состоял из 46 регистров, расположенных на пяти мануалах. При его строительстве использовалась большая часть труб оригинального инструмента, 12 из которых сохранились до настоящего момента. Орган приобрел и свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI. В 1864-67 годах ведущий французский органостроитель XIX века Аристид Кавайе-Колль выполнил полную перестройку органа. Барочный инструмент приобрел типичное для Кавайе-Колля романтическое звучание. Число регистров увеличили до 86, механическая трактура была снабжена рычагом Баркера.

Среди ряда прочих композиторов на этом органе играли Сезар Франк и Камиль Сен-Санс. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери наряду с должностью органиста собора Св. Сульпиция считается одной из престижнейших во Франции. С 1900 по 1937 год этот пост занимал Луи Вьерн, при котором инструмент был расширен в 1902 и 1932 гг., а его трактура заменена на электропневматическую. В 1959 году консоль Кавайе-Колля была заменена на консоль традиционную для американских органов, а трактура стала полностью электрической, для чего использовалось более 700 км медного кабеля. Однако сложность и архаичность подобной конструкции, а также частые отказы привели к тому, что в процессе очередной реконструкции органа в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а медный кабель заменен оптоволоконным.В настоящее время орган имеет 109 регистров и около 7800 труб, примерно 900 из которых из инструмента Клико. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводит службы по три месяца в году.

ХРОНОЛОГИЯ
1163-1182: выстроены хоры
1185-1196: отстроен неф
1208-1225: строительство западного фасада и оснований башен
1240: строятся южная башня и
1245: северная
1250: закончено строительство обеих башен
1235-1250: строительство часовен нефа
1296-1330: строительство остальных часовен
1250 и 1267: закончены фронтон и витражи

Огромное количество легенд связано с парижскими соборами и, прежде всего с собором Нотр Дам. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр Дам это своего рода зашифрованный свод оккультных учений — именно в этом смысле Виктор Гюго говорил о Нотр Даме как о «наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма».
Начиная с 17 века различные исследователи — Гобино де Монлюизан и Камбриэль — и уже в нашем веке — Фульканелли и Амбелен с большей или меньшей убедительностью раскрывали тайный смысл символики Нотр Дама.

Фульканелли, написавший знаменитую книгу «Загадки соборов» — уже стал авторитетом в этой области — (в нескольких фильмах ужасов, действие которых проходит в оскверненных соборах — где появляется нечистая сила — имеются обязательные ссылки на Фульканелли). Прежде всего, говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр Дама секрет философского камня. Фульканелли видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора. В частности он писал: «Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора — пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он — Алхимик Нотр Дама» — пишет Фульканелли.

Интересно также толкование символики центрального (западного) круглого витража на фронтоне собора — такие круглые витражи иногда называют «розеткой». Зодиакальные знаки этого витража, а также символы Зодиака высеченные из камня на центральном портике с фигурой Девы Марии обычно толкуют как символ годичного цикла. Однако зодиакальный цикл, изображенный на большом круглом витраже начинается не со знака Тельца, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла. Согласно греческой традиции знаку рыб соответствует планета Венера. Другой астрологический символ — лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 — тогда как лунный месяц имеет 28 дней — что вы на это скажете?

И, наконец, еще одна легенда — о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, — струхнул не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр Дама пришел поглядеть на работу — он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр: фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья — словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны — ворота было невозможно открыть! пришлось окроплять их святой водой.
В 1724 году историк Парижа Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр Дама. Никто не знал, как они были сделаны — то ли это было литье, то ли они были выкованы — Бискорне — оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: «Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свой он унес с собой, так и не раскрыв его — или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр Дама»….

В Нотр Даме хранится гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Крестных гвоздей существует четыре: два хранятся в Италии, и два во Франции — один в Нотр Даме и другой в соборе города Карпантра. Хотя как относительно числа гвоздей (три или четыре) ведутся споры. Ведутся споры и о подлинности реликвий: всего в мире насчитывается 30 подобных гвоздей. Римская церковь Санта Кроче также оспаривает подлинность французских реликвий, и в частности, — из собора Св. Сиффрена (Зигфрида) из Карпантра. Именно этот гвоздь из собора Карпантра овеян многочисленными легендами. Во-первых, этот гвоздь вовсе не гвоздь, а удила (элемент упряжи). Почему удила: согласно легенде, один из гвоздей (а по другим версиям — три), которыми был распят Иисус Христос, был обнаружен в Иерусалиме матерью византийского императора Константина — Еленой. Из этого гвоздя она приказала сделать удила для лошади Константина, чтобы оберегать его на поле боя.По прошествии веков эти самые удила оказались в соборе Карпантра. Но называют их все же иногда и гвоздем — Святым гвоздем — потому что гвоздь этот совершил по преданиям множество чудес. Во время эпидемий чумы жители Карпантра использовали его как талисман — прикосновение к гвоздю исцеляло больных и одержимых. Факты чудесных исцелений официально признаны Ватиканом. И самое главное чудо — гвоздь из собора в Карапнтра за почти два тысячелетия существования не заржавел — говорят, что его пытались позолотить, но позолота отставала.Существует мнение, что эти удила на самом деле не имеют отношения к крестным мукам Христа — и что на самом деле они были изготовлены здесь же, на месте, древними галлами. Но так этот или нет — неизвестно. В любом случае — металл, из которого изготовлены удила из собора Карпантра не окисляется самым чудесным образом — тогда как с гвоздем из Нотр Дама никаких чудесных историй или легенд о чудесных исцелениях не связано — более того нотр-дамский гвоздь — ржавый.

Это легендарное сооружение было свидетелем многих знаменательных событий в истории Франции. Его стены видели как крестоносцы молились перед отъездом на священные войны, как Филипп IV созвал Генеральные штаты в 1302 году, как короновался Генрих VI (единственный правитель Англии, носивший титул «король Франции») в 1422 году и как венчалась Мария Стюарт с Франциском II, а еще как в 1804 году Наполеон одел корону Императора.

Изначально на его месте располагался галло-римский языческий храм Юпитера, а затем, после крещения франков святым Дионисием, - первая христианская церковь в Париже - бализика Святого Стефана. Во время археологических раскопок на месте современного собора были обнаружены четыре более ранних храма, в том числе палеохристианская церковь IV века и романский кафедральный собор, камни которого были использованы для строительства фундамента современного собора.

По замыслу, помещение храма должно было быть таким большим, чтобы вместить всех жителей Парижа, а их в то время было около десяти тысяч. Из-за того, что храм строило несколько поколений зодчих, в нем смешаны романский и готический стили.

Особенностью храма является отсутствие стен. Все пространство занимают столбы, соединенные арками, а в проемах арок - витражи. Два центральных нефа пересекаются, напоминая крест, на котором был распят Иисус Христос. По центру длинного нефа - последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

Главный витраж - роза над входом в собор - частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков. Ее диаметр 9,6 метров. В центре ее Богоматерь, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи.

В часовнях, расположенных в правой части собора, - картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрел венец у византийского императора. А 18 августа 1239 года король внес его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 годах при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца и других реликвий. Венец находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

В Соборе Парижской Богоматери имеется три входа-портала. Украшают эти входы скульптурные панно с эпизодами из Евангелия. В средние века Нотр-Дам де Пари, как и любой другой собор, был Библией для не умеющих читать (этаким "комиксом") – вся история христианства от грехопадения до Страшного суда наглядно расписана в многочисленных скульптурах, украшающих здание. Над центральным входом скульптуры изображают сцену Страшного суда: в нижней части изображены скульптуры восставших из могил мертвецов, среди которых есть король, папа римский, воины и женщины, также изображены два ангела и Христос.

В ходе Великой французской революции собор, ставший символом королевской власти, сильно пострадал. Ярый революционер, неподкупный Робеспьер заявил, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах»… К тому времени уже взорвали аббатство Клюни. Но Нотр-Дамский собор спасло вовсе не переосмысление ценностей революционеров, а банальные технические проблемы. ...не хватило взрывчатки. В 1792 году храм Богоматери стал храмом разума с танцовщицей Фанни Обри в роли то ли воплощения революционного божества, то ли главной жрицы. По совместительству Нотр-Даму было суждено превратиться в продовольственный склад.

Но уже в 1794 году казнили самого Робеспьера, а в 1802 Собор Парижской Богоматери вернули в лоно церкви и заново освятили. Однако, прекрасный памятник средневековья все еще оставался в плачевном состоянии. Власти долго решали что же с ним делать - снести храм или полностью изменить его облик.

Бессмертное произведение Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» вышло в свет в 1831 году. Его появление пробудило интерес к зданию, которое стояло в ужасающем состоянии, к его истории и архитектурным составляющим. И уже через 10 лет начался этакий национальный подъем, направленный на реставрацию самого известного собора Франции.

Реставрацией занимается известный парижский архитектор Виолле-ле-Дюк. С его легкой руки восстанавливаются все уничтоженные скульптуры, витражи и детали, а также вместо разобранного шпиля появляется новый, высотой 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой - животное, символ евангелиста: лев - символ Марка, бык - Луки, орел - Иоанна и ангел - Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

На верхней площадке у подножия башен появились известные всем химеры, которые в готическом стиле символизировали человеческие пороки и силы зла. Также перед собором появилась площадь. Практически сразу жутковато-причудливые химеры и гаргули, наблюдающие с крыши за бесконечным потоком прихожан, собрали невероятное количество легенд и мифов о тайном смысле символики мистического храма.

Эзотерики считают, что здесь зашифрован код оккультных учений. Виктор Гюго назвал собор Парижской Богоматери "наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма". В XVII веке исследователи пытались расшифровать секрет философского камня, который, согласно преданию, закодировали средневековые алхимики в его архитектуре.

Другие легенды рассказывают о дьявольском участии в строительстве храма. Якобы кузнецу Бискорне поручили выковать самые красивые фигурные ворота для парижского собора. Не в силах выполнить заказ, кузнец призвал на помощь дьявола. Утром, когда служитель Нотр-Дама пришел посмотреть эскизы будущих ворот, он застал кузнеца без чувств, а перед ним сиял шедевр с ажурными узорами невиданной красоты. Ворота установили, врезали замки, но тут оказалось, что их невозможно открыть! Замки поддались только после окропления святой водой.

Парижский историк Анри Соваль, исследовавший в 1724 году происхождение узоров на воротах, которые не похожи ни на кованные, ни на литые, сказал: «Бискорне унес эту тайну с собой, так и не раскрыв ее, то ли опасаясь, что секрет изготовления будет украден, то ли боясь разоблачения, ведь никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дам-де-Пари».

Особое внимание отводилось колокольне, которая служила не только в церковных целях, но и в качестве дозорной башни Парижа. С нее велось наблюдение за подступами к городу. В дивных башнях собора находятся четыре знаменитых колокола Нотр-Дам де Пари, каждый из которых имеет свое собственное имя и индивидуальный вес, а также девять новых колоколов, отлитых к 850-летию храма.

Собор Парижской Богоматери, без сомнения, самый известный в Европе. Во Франции все дороги ведут к нему - еще в XVIII веке географы решили расстояния измерять от «сердца Парижа» - Нотр-Дам де Пари. Веками собор Парижской Богоматери был главным центром городской жизни: здесь короновали императоров и заседал первый парламент Франции, проводились королевские бракосочетания и отпевания, богачи сдавали сюда на хранение свои ценности, а нищие искали здесь приют.

Мифы и факты
В средние века Нотр-Дам де Пари был Библией для неумеющих читать – вся история христианства от грехопадения до Страшного суда наглядно расписана в многочисленных скульптурах, украшающих здание. А жутковато-причудливые химеры и гаргули, наблюдающие с крыши за бесконечным потоком прихожан, собрали невероятное количество легенд и мифов о тайном смысле символики мистического храма. Эзотерики считают, что здесь зашифрован код оккультных учений. Виктор Гюго назвал собор Парижской Богоматери "наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма". В XVII веке исследователи пытались расшифровать секрет философского камня, который, согласно преданию, закодировали средневековые алхимики в его архитектуре

Другие легенды рассказывают о дявольском участии в строительстве храма. Кузнецу Бискорне поручили выковать самые красивые фигурные ворота для парижского собора. Не в силах выполнить заказ, кузнец призвал на помощь дьявола. Утром, когда служитель Нотр-Дама пришел посмотреть эскизы будущих ворот, он застал кузнеца без чувств, а перед ним сиял шедевр с ажурными узорами невиданной красоты. Ворота установили, врезали замки, но тут оказалось, что их невозможно открыть! Замки поддались только после окропления святой водой. Парижский историк Анри Соваль, исследовавший в 1724 году происхождение узоров на воротах, которые не похожи ни на кованные, ни на литые, сказал: «Бискорне унес эту тайну с собой, так и не раскрыв ее, то ли опасаясь, что секрет изготовления будет украден, то ли боясь разоблачения, ведь никто не видел, как он ковал ворота Нотр-Дам-де-Пари».

Парижская святыня построена на месте языческого храма, где римляне поклонялись Юпитеру в I веке. Позже, в 528 году, здесь установили романскую церковь Сен-Этьен. И, наконец, в 1163 году епископ Парижа основал новый собор, посвященный Деве Марии (Notre Dame).
Легендарному сооружению было суждено стать свидетелем многих знаменательных событий в истории Франции. Здесь крестоносцы молились перед отъездом на священные войны, Филипп IV созвал Генеральные штаты - первый парламент в 1302 году, короновался Генрих VI (единственный правитель Англии, носивший титул «король Франции») в 1422 году и венчалась Мария Стюарт с Франциском II, а в 1804 году Наполеон одел корону Императора.
В разгар французской революции, в которой Париж был эпицентром, возмущенный народ ворвался в собор, ставший символом королевской власти, и в пылу обезглавили 28 статуй иудейских царей. Много сокровищ было разрушено или разграблено, лишь большие колокола избежали переплавки. Здание уцелело по счастливой случайности - после уничтожения аббатства Клюни у революционеров закончилась взрывчатка. Так собор Парижской Богоматери объявили Храмом Разума, а помещения использовали как продовольственный склад.

Лишь в середине XIX века, после выхода первого романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где в предисловии он написал: «Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре», началось восстановление знаменитого храма. Все разбитые статуи заменили, добавили высокий шпиль, а крышу заселили демонами и химерами. Кроме того, дома поблизости снесли, чтобы улучшить вид на обновленное здание.
И все же главная заслуга популярности самого известного собора мира кроется не в его истории. В Нотр-Дам де Пари хранится одна из величайших христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа, выкупленного Людовиком IX у византийского императора в 1238 году. Сегодня популярная святыня, привлекающая огромные толпы паломников, одновременно может вместить 9000 человек.



Что посмотреть
Главный западный фасад здания делится на три яруса. Нижний состоит из трех порталов – Страшного суда, Мадонны с младенцем и святой Анны, матери Богородицы, средний ярус - галерея королей с 28 статуями царей Иудеи и Израиля и окном-розой XIII века, верхний ярус – башни высотой 69 метров, что было самым высоким строением на момент строительства.
Каждый колокол на башнях Нотр-Дама имеет свое имя. Древнейших из них – Белль (1631 г.), самый большой – Эммануэль весом 13 тонн, только его колотушка весит 500 кг. Но используют его лишь в особых случаях. Остальные колокола звонят каждый день в 8.00 и в 19.00. Самые отважные могут подняться по 387 ступеням на вершину одной из башен.
Удивительна по своему исполнению скульптура левого портала «Слава Пресвятой Девы», являющаяся лучшим образцом ранней французской готики (1210 г). Мадонна с Младенцем восседает на троне, по бокам - два ангела, епископ с помощником и царь. В верхней части изображены сцены пришествия Христа (Благовещение, Рождество, волхвы), нижняя часть рассказывает об истории Анны и Иосифа.
В парижском соборе нет настенной живописи. Огромные цветные витражи в окнах, пропуская солнечные лучи, окрашивают серые стены целой радугой оттенков. В некоторых частях храма преобладают фиолетовые и голубые цвета, в других - оранжевые или красные, что придает феерическую роскошь интерьеру. Три круглых окна-розы XIII века светятся как драгоценности на западном, северном и южном фасаде. На витражах диаметром до 13 м изображены сцены из Ветхого завета, земной жизни Спасителя и Богоматери.
За многие годы накопились ценные вещи и подарки, используемые в религиозных церемониях - облачения епископов, чаши, ценные рукописи и коллекции из 268 камеи, а также гвоздь и кусок креста, на котором был распят Иисус.
Собор Парижской Богоматери - действующая церковь, где проводятся богослужения с использованием современных видеоэффектов: на прозрачный экран проецируются текст молитвы на французском и английском языках и изображение

Нотр-Дам де Пари - центр Европы, от которого уже два столетия географы отсчитывают расстояния. Туристическая достопримечательность, которая привлекает миллионы человек ежегодно благодаря своей богатой истории и удивительным реликвиям, которые здесь хранятся. И мифы и легенды Собора Парижской Богоматери, которые не перестают удивлять.

Еще 200 лет назад географы выбрали свой центр Европы. И нет ничего удивительного в том, что им стал Нотр-Дам де Пари – самый известный собор Европы, увидеть своими глазами который решают 13 миллионов человек. Здесь проводились коронации, бракосочетания и отпевания французских императоров. Сюда богачи приносили свои ценности на хранение и тут находили себе приют нищие. А еще именно в Соборе Парижской Богоматери проводил свои заседания первый французский парламент.

История основания

В 1163 году в Париже епископ этого города основал собор на месте, на котором в I веке римляне-язычники поклонялись Юпитеру, а в 528 году была построена Сен-Этьен, романская церковь. Символом нового храма стала Богоматерь. Сложилось так, что Собору Парижской Богоматери было суждено стать свидетелем величайших исторических событий. Именно здесь молились крестоносцы, отправляясь в свои священные войны, а Филип V созвал первый парламент в 1302 году. Именно здесь короновали Генриха VI, единственного в истории Англии «короля Франции», и именно здесь в 1804 году Наполеон провозгласил себя Императором.

На левом портале Нотр Дам де Пари есть статуя, держащая свою голову в руках. Первый епископ Парижа, Сен Денни, был обезглавлен римскими солдатами. После казни, согласно легенде, святой мученик несказанно всех удивил тем, что поднял свою голову и, неся ее в руках, прошел в северном направлении четыре мили.

Есть легенда, что в создании ворот Нотр-Дама де Пари принимал участие сам дьявол. Его якобы призвал себе на помощь кузнец Бискорне, которому была поручена эта работа. Когда утром настоятель собора пришел посмотреть эскизы, то обнаружил, что ворота уже готовы, а сам Бискорне без сознания. А потом еще и замки не открывались до тех пор, пока их не окропили святой водой. Более того Анри Соваль, изучавший ворота в 1724 году, так и не смог отгадать, как же были созданы ажурные узоры на них. Видимо, эту тайну Бискорне решил унести с собой.

Кстати, во Франции есть множество храмов, посвященных Богоматери, поэтому используйте в разговоре с французами только его полное название – Нотр-Дам де Пари, иначе вы рискуете быть неправильно понятым.

Невероятно, но почти факт

В «темное» Средневековье большая часть населения была неграмотной, поэтому прочитать Библию они просто не могли. Однако ознакомиться с историей христианства от грехопадения человека и до Страшного суда мог каждый парижанин, изучив скульптуры, которые служат украшением Собора Парижской Богоматери. А Виктор Гюго, местом действия одного из романов которого и является это культовое строение, и вовсе называл его «кратким справочником оккультизма». С ним вполне были согласны ученые XVIII века, которые искали в архитектуре собора разгадку секрета философского камня.

Нотр-Дам де Пари чудом уцелел во время Великой буржуазной революции, у революционеров по счастливой случайности закончилась взрывчатка. В то время собор считался символом ненавистной народу королевской власти. Ворвавшись в него, люди в ярости обезглавили статуи 28 индейский царей. Потом здесь устроили продовольственный склад, переименовав здание в Храм Разума.

И только после выхода первой редакции знаменитого романа «Собор Парижской Богоматери» французы всерьез взялись за восстановление этого легендарного сооружения. Разбитые статуи были заменены и установлен шпиль.

Лучше один раз увидеть, сотни раз услышать

И все же миллионы туристов решают посетить Собор Парижской Богоматери вовсе не из-за его богатой истории. О ней можно было бы и просто прочитать, удобно усевшись в кресле. Дело в том, что именно здесь хранятся множество христианских реликвий, которые привлекают сотни паломников каждый год. Здесь находится, выкупленный у императора Византии французским королем Людовиком 9 в 1238 году, Терновый венок Иисуса Христа, гвоздь и кусочек креста, на котором он был распят. Сберегаются здесь и ценные рукописи и облачения епископов, которые по-прежнему используют в религиозных церемониях.

Фасад сооружения разделен на три яруса: на первом находятся три портала – Страшный суд, матерь Богородица и Мадонна с младенцем и святая Анна, на втором – 28 отреставрированных статуй иудейский царей и окно-роза XIII века, на третьем – 69-метровая башня, которая делала Нотр-Дам де Пари самым высоким здания на момент его строительства.

Все колокола собора имеют имена. Белль, построенный в 1631 году, является самым древним, а 13-тонный Эммануэль – самым большим. Самые любопытные и спортивные могут подняться по 387 ступеням и оказаться на вершине одной из башен.

Удивительно красиво исполнена скульптура «Слава Пресвятой Девы», которая является шедевром французской готики раннего периода. Огромные витражи, на которых нанесены различные сцены Ветхого завета и земной жизни Иисуса Христа, окрашивают стены во все оттенки радуги.

Важно отметить, что Нотр-Дам де Пари - это действующая церковь, в которой одновременно могут находиться 9000 человек. Во время богослужений текст молитв проецируется на прозрачный экран под аккомпанемент самого большого органа из всех, которые есть во Франции.