Ходят ли на кладбище в троицу. Когда можно и нельзя ходить на кладбище

Народные приметы на Троицу пугают своим содержанием. Согласно некоторым поверьям, если не посетить кладбище в этот день, то покойный заберет кого-нибудь из родни. Правда это или вымысел - попробуем разобраться.

Троица — важный праздник для каждого православного человека. Пропитанный традициями и суевериями , он берет свое начало в глубокой древности. Наши предки верили в потустороннюю силу, о чем говорит большое количество обычаев в этот день. Часть из них уже утратила свою актуальность, но вопрос о том, можно ли посещать кладбище на Троицу, важен и по сей день. Сейчас мы окунемся в историю торжества и узнаем, нужно ли посещать кладбище.

История праздника

Легенда, которая дошла до нас с библейских времен, знаменует Святую Троицу началом Церкви Христовой. Именно в этот день запуганные, пребывающие в страхе и гонении ученики Иисуса обрели стойкость и возможность донести слово Божие до каждого жителя земли. Снизошедший к ним Святой Дух , как ранее пророчил Сын Господа, преисполнил апостолов невообразимой силой, храбростью и верой. На пятидесятый день после Пасхи языки пламени озарили все небо и тело каждого из проповедников, символизируя собой начало новой жизни.

Православные люди наполнены радостью в этот день. Церкви и каждый дом украшают освященными букетами из листьев березы, а полы посыпают скошенной травой. Почитание зелени имеет дохристианские корни, но со временем соединилось с христианской традицией и стало незаменимым атрибутом праздника.

Можно ли посещать кладбище

Троицкая суббота — день памяти усопших. Православные верующие стремятся посетить кладбище и замолить грехи покинувших этот мир перед Всевышним. В этот день необходимо посетить церковь, поставить свечи и прочитать молитвы за упокой души . Священнослужители призывают не оставлять без внимания своих покойных родственников, ведь и на том свете им нужна ваша помощь и поддержка. Внимательные люди заметили, что речь идет о субботе, тогда как празднование Троицы приходится на воскресенье. И это не случайно.

Для посещения кладбищ и поминовения в православии отведены специальные родительские дни . Именно они разграничивают и отличают торжества живых и мертвых. Переиначивая эти понятия и отводя время, которое даровано для ликования, на другие нужды, мы злим Создателя и притягиваем неудачи. Поэтому навестить усопших следует в преддверии Троицы, в субботу.

Как правильно почтить память умерших

Перед Святой Троицей люди не только поминают усопших , которые верой и правдой служили Господу на земле, но и людей, которые отказались от веры. В субботу можно молиться о покойных самоубийцах, о погибших из-за сильного отравления алкоголем и наркотическими веществами, о некрещеных людях.

Народное поверье гласит, что людей, которые отказались от посещения кладбища, настигнет злая участь. Вплоть до того, что покойный может забрать кого-нибудь из мира живых к себе. Верить в это или нет, решать вам, но церковнослужители утверждают, что поминовения, особенно перед Троицей, достоин каждый усопший.

После посещения храма необходимо отправиться на могилу и привести ее в порядок: смести мусор, полить цветы, скосить высокую траву, покрасить оградку. На Троицу на кладбище разрешено приносить только цветы, а также букеты из веток березы и ивы. А вот съестному, согласно правилам церкви, не место на могиле. Еду следует раздать бедным или оставить в церкви.

День Святой Троицы — праздник для живых, и посещать кладбище не желательно. Однако если не удалось сделать это в субботний день, то можно сходить на кладбище на Троицу. В таком случае молитвы от тоски в воскресенье обязательны к прочтению, а вот от уборки на могиле следует воздержаться — в праздник запрещена любая работа. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

02.06.2017 05:29

Троица - один из самых почитаемых и любимых в народе праздников. Если правильно провести этот...

Наверное, у каждого человека есть хотя бы один родственник или друг, которого уже похоронили. Люди всегда уделяют максимум внимания своим близким. Даже после смерти человека присутствует желание навещать его гробницу и заботиться о его покое. Но многие не знают, как посещать кладбище правильно. Существуют дни, когда идти на кладбище можно, и даже нужно. И, наоборот, когда проведывать умерших лучше не надо.

Когда можно ходить на кладбище:

*в день похорон;

*на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти;

*каждый год в день ухода человека из жизни;

поминальные дни - понедельник и вторник той недели, которая идет за Пасхальной;

*Мясопустная суббота, предшествующая за неделю Великому посту;

*2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста;

*Троицкая суббота - день перед праздником Святой Троицы;

*Дмитровская суббота - первая суббота ноября.


Когда нельзя ходить на кладбище:

*православие не приветствует посещать могилы родных в такие христианские праздники, как Пасха, Благовещение и Рождество Христово;

*Троица на кладбище тоже не отмечается. На Троицу ходят в церковь;

*считается, что не нужно идти на погост после заката солнца;

*женщинам не советуют навещать место мертвых во время беременности или месячных. Но это личный выбор каждой представительницы прекрасного пола.

Некоторые источники сообщают о том, что неправильно будет идти в день рождения покойника на его гробницу. Можно просто помянуть его добрым словом, в кругу семьи и близких покойного.

Существуют также некоторые суеверия и правила поведения на погосте.


Как вести себя на кладбище:

Если вы запланировали поездку на кладбище, не стоит надевать одежду ярких цветов. Самыми подходящими будут черный или белый. Также можно подобрать из своего гардероба вещи заглушенных тонов. Ноги должны быть закрыты: одевайте штаны или длинную юбку. Обувь тоже должна быть закрытой. Голову желательно покрыть головным убором или накинуть платок.

Когда ходят на кладбище, ведут себя спокойно, без лишних эмоций. Избегайте смеха или громкого плача. Не ругайтесь.

Не плюйте и не мусорьте. А если вам захочется по нужде, найдите подходящее для этого место за территорией кладбища.

По приходу на могилу положительным действием будет зажечь свечу, вспомнить умершего.

Не стоит пить и есть возле надгробья. Устройте поминальный обед дома.

Не наступайте на могилы и не перепрыгивайте через них.

Не нужно трогать чужие захоронения, наводить там порядок, если вас об этом не попросили родственники похороненного там человека.

В случае когда вы что-то обронили на мертвую землю, лучше эту вещь уже не забирать. Если же упавший предмет для вас очень важен, поднимая его, положите что-нибудь взамен (конфеты, печенье, цветы).

Уходя с кладбища, не оборачивайтесь, и, тем более, не возвращайтесь.

Придя домой, тщательно вымойте руки (а лучше это сделать еще на кладбище), обязательно смойте с обуви кладбищенскую землю, вымойте инструмент, которым убирали на могиле.

Когда посещать кладбище, каждый человек определяет для себя сам. Конечно, ходить в такие места чуть ли не каждый день не рекомендуется. Но и забывать о своих близких тоже не нужно. Поступайте так, как подсказывает вам ваше сердце.

В ситуации когда вы живете далеко от могилы ваших родных или просто не имеете возможности навещать их, но присутствует желание уделить внимание и помянуть, сходите в церковь и поставьте свечу за упокой.

Необходимо знать, что такие свечи не ставят в дни Страстной недели и дни Светлой седмицы.

Также в храме есть возможность заказать у батюшки панихиду (моление об умерших) или литию (усиленное моление). Можно молиться и самим: читать Псалтырь или чин литии, совершаемой мирянином.

При любых обстоятельствах помните о своих умерших близких, а придя на их могилы, ведите себя подобающе, ведь кладбище - это священная земля, место покоя усопших.


КОГДА УМЕР БЛИЗКИЙ РОДСТВЕННИК. ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ЦЕЛЫЙ ГОД.

В первые семь дней после смерти человека не выносите из дома никаких вещей .

На 9-й день после смерти родственники идут в храм, заказывают поминальную службу, дома накрывают второй поминальный стол. За первый поминальный стол семья умершего не садилась .

Теперь же наоборот: за стол садилась семья и еще девять человек (трое, кто омывал покойника, трое, кто делал гроб, трое, кто яму копал).

В современных условиях количество приглашенных может варьироваться, потому что существуют различные государственные службы, которые оказывают необходимые ритуальные услуги: в морге покойника переодевают, гроб можно купить в магазине ритуальных принадлежностей, могила также может быть приготовлена заранее. Следовательно, приглашенных может быть 3 — 6 — 9, а может не быть никого.

На 40-й день после смерти человека устраивают третий поминальный стол — «саракавiцы», на котором присутствует семья умершего, родственники, близкие, друзья, коллеги по работе. В церкви заказывают Сорокоуст — сорок литургий.

Со дня похорон и до 40-го дня, вспоминая имя умершего, мы должны произносить словесную формулу-оберег для себя и всех живых. Одновременно те же слова являются символическим пожеланием для умершего: «Земля ему пухом», тем самым высказывая пожелания, чтобы душа его оказалась в раю.

После 40-го дня и на протяжении трех последующих лет мы будем говорить иную формулу-пожелание: «Царствие ему небесное». Тем самым мы желаем умершему загробной жизни в раю. Слова эти должны быть адресованы любому умершему, независимо от обстоятельств его жизни и смерти. Руководствуются при этом библейской заповедью «Не суди, да не судим будешь».

В течение следующего за смертью человека года ни один из членов семьи не имеет морального права принимать участие в каком-либо праздничном торжестве.

Ни один из членов семьи умершего (включая и вторую степень родства) не мог в период действия траура выходить замуж или жениться,

Если в семье умер родственник 1 -2-й степени родства и после его смерти еще не прошел год, то такая семья не имеет права красить яйца на Пасху в красный цвет (они должны быть белыми или какого-либо иного цвета — синего, черного, зеленого) и соответственно принимать участие в торжествах пасхальной ночи.

После смерти мужа жене запрещается на протяжении года что-либо стирать в тот день недели, в который случилась беда.

На протяжении года после смерти все в доме, где жил умерший, остается в состоянии покоя или постоянства: нельзя делать ремонт, перестановку мебели, ничего не отдают и не продают из вещей умершего, пока душа умершего не достигнет вечного покоя.

На протяжении этого года и всех последующих лет на кладбище можно ходить только по субботам (кроме 9, 40 дня после смерти и церковных праздников почитания предков, таких, как Радуница или Осенние Деды). Это признанные церковью дни поминовения умерших. Постарайтесь убедить своих родственников, что постоянно приходить на могилу к умершему не следует, тем самым они наносят вред своему здоровью.

Какой дорогой вы приходите на кладбище, такой и назад возвращайтесь.

Посещайте кладбище до 12 часов дня.

Дни особого поминовения усопших в течение года:

Мясопустная суббота — суббота на девятой неделе перед Пасхой;

— суббота на второй неделе Великого поста;

Вселенская Родительская суббота — суббота на третьей неделе Великого поста;

Вселенская Родительская суббота — суббота на четвертой неделе Великого поста;

Радуница — вторник на второй неделе после Пасхи;

Троицкая суббота — суббота на седьмой неделе после Пасхи;

Дмитриевская суббота — суббота на третьей неделе после Покровов (14.10).

Ровно через год после смерти в семье умершего справляют поминальную трапезу («угодю») — 4-й, завершающий поминальный семейно-родовой стол. Необходимо помнить, что живых нельзя заранее поздравлять с днем рождения, а завершающий поминальный стол следует устраивать либо ровно через год, либо на 1—3 дня раньше.

В этот день надо пойти в храм и заказать панихиду по усопшему, сходить на кладбище — проведать могилу.

Как только завершится последняя поминальная трапеза, семья снова включается в традиционную схему праздничных регламентаций народного календаря, становится полноправным членом общины, имеет право принимать участие в любых родовых торжествах, в том числе играть свадьбы.

Памятник на могиле можно ставить только по истечении года после смерти человека. Причем необходимо помнить золотое правило народной культуры: «Не чапай зямлю пасля Пакравоу да Радаунщы». Это значит, если год по умершему пришелся на конец октября, т.е. после Покровов (и на весь последующий период вплоть до Радуницы), то памятник можно будет поставить только весной, после Радуницы.

После установки памятника крест (как правило, деревянный) еще на год кладут рядом с могилой, а потом выбрасывают. Его можно также закопать под цветник или под могильную плиту.

Жениться (выходить замуж) после смерти одного из супругов можно только через год . Если женщина выходила второй раз замуж, то полноправным владельцем-хозяином новый муж становился только через семь лет.

Если супруги были венчаны, то после смерти мужа его кольцо забирала жена, и если она больше не выходила замуж, то ей в гроб клали оба обручальных кольца.

Если же муж хоронил жену, то ее обручальное кольцо оставалось с ним, а после его смерти оба кольца клали к нему в гроб, чтобы, встретившись в Царствии Небесном, сказать: «Я принес наши кольца, которыми нас венчал Господь Бог.

На протяжении трех лет отмечают день рождения умершего и день его смерти. По истечении этого срока отмечается только день смерти и все годовые церковные праздники поминовения предков.

Не все из нас умеют молиться, а тем более знают молитвы по умершим. Выучите несколько молитв, которые, может быть, помогут обрести вашей душе покой после невосполнимой утраты.

Важный религиозный праздник – Троица, имеющий еще одно название – Пятидесятница, будет отмечаться православными в 2018 году 27 мая. Этот особый для всех верующих церковный праздник, означающий день рождения православной церкви и крещения всех прихожан, каждый год отмечается на 50-й день после наступления светлой Пасхи.

С Троицей, а также наступающим через сутки после нее Духовым днем, связано немало традиций и примет, о которых и пойдет речь в материале ФБА «Экономика сегодня» .

История праздника Троица

По преданиям, после Пасхи Иисус приходил к своим ученикам 40 дней, а перед вознесением к Отцу дал им обещание прислать вместо себя утешителя. Ученики молились в ожидании чуда, собираясь в доме на горе Сионе в Иерусалиме. Во время молитвы на 50-й день после воскрешения Христа, ученики и Богородица услышали громкие звуки, а в воздухе заметили яркие вспышки, напоминающие пламя, но при этом никого не обжигающие. Вместе с сошествием огня христианам была дарована возможность говорить на разных языках, а также пророчествовать - Святой Дух, явившийся от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, сошел на 12 апостолов и открыл им, что Бог един и троичен одновременно. Иерусалим очень быстро узнал о свершившемся чуде, а апостолы разнесли по всему миру благую весть – они проповедовали христианство на Земле, общаясь с людьми на их родных языках. Из 12 апостолов выжил только один - Иоанн, остальные были казнены противниками новой веры. А день, когда в Иерусалиме свершилось чудо, принято считать началом распространения христианства на Земле.

Как отмечают Троицу

Подготовку к Троице всегда начинали заранее. Кроме генеральной уборки в доме и украшения жилища березовыми веточками, торопились закончить все весенние работы в поле. Как в Троицу, так и в Духов день верующие старались отложить все насущные дела и домашние хлопоты, чтобы провести эти два дня с молитвами и посещением храма. В храмах на Троицу всегда проводится торжественная и красивая служба – для этого стены и полы украшают весенними цветами и ветками деревьев с молодой листвой. Для проведения праздничной службы священнослужители надевают одежды зеленого цвета. Все это позволяет создать атмосферу радостного праздника, который дарит верующим надежду на спасение и вечную жизнь. На второй же день после Троицы воспевают Всесвятого Животворящего Духа, поэтому этот день называется Духовым.

Когда ходят на кладбище

До сих пор можно наблюдать, как в Троицу люди бывают на кладбища и навешают своих умерших родственников. На самом же деле ходить на кладбище на Троицу не следует, потому как Троица - это праздник рождения, праздник жизни для живых. Недаром символом Троицы являются распустившиеся растения.

Чтобы привести в порядок могилки, а также помянуть своих умерших близких и родственников и выполнить долг перед усопшими, есть специальный день накануне Троицы, который так и называется - Троицкая родительская суббота. А на саму Троицу надо ходить в храм, а не на кладбище.

Что можно делать и что нельзя в праздник Троицы 2018

Посещая храм в праздник Святой Троицы, верующие освящали травы и букеты полевых цветов. А при возвращении раскладывали их в своих домах возле икон. Согласно древним поверьям, освященные в Троицу травы могли сберечь дома от пожаров. Кроме того, после окончания праздничной утренней службы, дома освящали святой водой. Люди верили, что таким образом можно создать мир и душевный покой для всех обитателей жилища.

Прогулки босиком по траве в Троицу также считались весьма полезными для здоровья. А еще верующие всегда оставляли несколько сухих корочек от испеченных к празднику Троицы каравая или сладкого пирога. В дальнейшем их добавляли в свадебный пирог на счастья и любовь молодоженов.

В Троицу верующие прощают друг другу старые обиды и ни в коем случае в этот праздник не печалятся и не ссорятся.

Погода и приметы на Троицу

С Троицей связаны разные приметы. Так, по одной из них в этот день очень часто стоит дождливая погода. Считается, что так природа оплакивает всех умерших.

Если на Троицу сухо и солнечно, то это к жаркому и засушливому лету.

А еще в Троицу никогда не играли свадьбы и не проводили венчание. Хотя сватовство и помолвки, совершенные в этот день, считались хорошей приметой, сулившей в дальнейшем благополучное супружество.

— День добрый, батюшка!
Возник вопрос: а можно ли на Троицу ходить на кладбище, посещать могилы близких людей? А в какие церковные праздники еще можно посещать кладбище?

Нет, не нужно в сам праздник ходить на кладбище, для этого есть Троицкая родительская суббота. После службы можно в любой праздник сходить на кладбище, но вместо службы или в эти праздничные дни устраивать поминки совершенно неверно и даже грешно. Спаси Христос!

Троица — праздник весны и жизни

День Святой Троицы (Пятидесятница) празднуется через семь недель (в 50-й день) после Пасхи

Евгений Фиалко

В праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. А название «День Святой Троицы» объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась «совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты».

Троица - один из тех праздников, который очень гармонично соединил в себе чисто церковные каноны и лучшие из традиций язычества. Именно поэтому мы празднуем Троицу с особым удовольствием.

В соответствии с Евангелием

Согласно Евангелию от Луки, на 50-й день после воскресения Иисуса 12 апостолов и Богоматерь собрались в одной горнице. И вдруг услышали сильный шум с неба, который вскоре наполнил весь дом. Вслед на шумом появились огненные языки, которые остановились по одному на каждом из учеников Христовых. Так в каждого из апостолов вошел Святой Дух. И все они с этой минуты получили возможность нести слово Божие на всех языках мира, которых прежде не знали.
Именно с этого дня миру раскрылось действие Пресвятой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа.
Апостолы передавали Святой Дух другим людям через рукоположение и те, кто раньше скрывал свою веру в Иисуса, боясь распятия, после такого обряда смело проповедовали Слово Божие. И очень часто умирали мученической, но светлой смертью на аренах цирков, на крестах, сгорали заживо.
Троица охватывает собой несколько праздников: Троицкую родительскую субботу, Троицкое воскресенье и Духов день.

Троицкая родительская суббота

В этот день (в 2010 году - 22 мая) принято ходить на кладбище к могилам своих усопших родственников и чтить их память. Церковь всегда подчеркивает важность того, что «поминовение» означает молитвенную память о человеке, т.е. собственно молитву. И, с точки зрения церкви, совершенно недопустимо в этот день «опрокидывать» рюмки с водкой, произнося при этом «Помянем!» Это - не поминовение, а пьянство, кощунство. Недопустимо и лить спиртное на могилу: это осквернение могилы. Нельзя также в этот день идти на кладбище вместо храма.

Символом Троицы в Киевской Руси издавна считается береза. В этот день березовые ветви несли в церковь на богослужение. Да и не только их. Несли цветы и даже траву. Вся зелень, которая украшала церковь во время богослужения, тщательно собиралась, разбиралась людьми по домам и тщательно хранилась в течение всего года. Мудрые бабушки советовали лечить такой травой — вперемешку с другим кормом — больных животных. В первую очередь - коров, конечно. Но и кошкам иногда перепадало…
Деревенские знахарки сушили и толкли освященные на Троицу травы и использовали их при лечении. Согласно поверью, достаточно было вовремя окурить больного благовонным дымом порошка из «священного цвета», чтобы недуг оставил несчастного.

Духов день

Это — народное название праздника Сошествия Святого Духа. Празднуется в первый понедельник после Троицы (в этом году - 24 мая).
Церковные обряды. В церкви празднование Духова дня начинается церковным богослужением вечером в Троицын день. Во время богослужения прихожане просят Бога «даровать им Божественного Духа, в просвещение и утверждение душ наших» и молятся об усопших.

Народные традиции

В Духов день к божницам подвешивается деревянное изображение голубя — символа Святого Духа. Верующие люди верят, что вечером в Троицу Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах.
В Духов день земля-матушка считается беременной, поэтому ее нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки.
В этот день завершаются празднества в честь березы. Березку, вокруг которой всю Троицкую неделю водили хороводы, топили в реке, чтобы летом не было засухи. В этот же день из церквей выносили стоявшие там березки, которые также разбирались верующими. Считалось, что ветви, окропленные святой водой или постоявшие в храме, предохраняют от нечистой силы, а также обладают лечебными свойствами.
В старину считалось, что в Духов день русалки выходят на сушу из болот, рек, озер и бегают по полям и лугам. Там, где пробежит русалка, влаги будет больше, а урожай - обильнее. (Согласно народному поверью, русалками становились девушки, умершие до замужества, младенцы, умершие некрещеными, и женщины, похороненные без отпевания или покончившие жизнь самоубийством.)
В Духов день, как и в Троицкую субботу, необходимо добрым словом помянуть всех покойников, включая и тех, кто покончил жизнь самоубийством. Считается, что доброе слово, сказанное о самоубийце в этот день, даст его бесприютной душе хотя бы временный покой.

Троицкая суббота


Троицкая суббота — день общерусского поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицыным днём, главный весенне-летний поминальный день в России.

В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc. «Парастаc», с греческого, «ходатайство» - во время этого богослужения ходатайствуют за своих усопших, молитва Церкви, и Сам Господь это сказал, спасает грешников.

Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-ая кафизма. В ней поминаются все усопшие христиане (от века). Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома.

Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу.


У многих есть стремление помянуть своих усопших записками, священник их читает и говорит: «Господи, помяни его во Царствии Своем». Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать - тоже милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.

Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Понятие «родительская суббота» связано с кровными, близкими нам узами.

Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.

Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная! Аминь.

Ходить ли на кладбище на Пасху?

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.


Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

SATOR

AREPO

TENET

OPERA

ROTAS

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать - блаженная Моника, благочестивая христианка - перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, - не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, - кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, - мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище - это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день... праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так - значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Часто все, что мы знаем о таком празднике, как Троица – это то, что каким-то образом он имеет отношение к Святой Троице, а еще после этого дня можно начинать купаться. Более «продвинутые» в курсе, что на этот праздник и в течение трех дней после него купаться как раз-таки нельзя, потому что в это время гуляют русалки, которые могут «позвать» человека с собою на дно. Официально церковь не признает такого взгляда, так как это – часть языческих верований, доживших до наших дней несмотря ни на что. При этом некоторые считают, что в течение Троицкой недели и три дня после нее нельзя мыться даже в бане и в ванной, хотя это уже суеверия, и принимать ванну дома точно безопасно.

Троица: что за дата? История праздника Троица

Праздник Троица называется также Пятидесятницей. Дело в том, что спустя ровно пятьдесят дней после Пасхи, когда Христос воскрес (а затем, как известно, покинул своих учеников, вознесясь на небо), растерянным и нуждавшимся в помощи апостолам явилась Святая Троица и даровала им особую благодать, после чего они могли начать собирать собственных учеников. Например, первая же проповедь Петра удесятерила число последователей первых христиан.


Что можно и нельзя делать на Троицу?

Как и в прочие церковные праздники, трудиться в этот день нельзя. Сюда включается как работа в целом, так и такие занятия, как, например, рукоделие, даже если вы занимаетесь вышиванием икон. Отложите это на другой день.

· Купание

Если следовать народным обычаям, а не церковным канонам, то купаться нельзя в саму Троицу и три дня после нее (см. подробности выше).

· Венчание

В Троицкую неделю никто не запрещает венчаться, однако это событие нужно заранее согласовать с расписанием богослужений в церкови.

· Стрижка

Любой уход за собой не считается трудом, поэтому не будет грехом ни стрижка, ни бритье или подстригание ногтей.

Спорт также не считается трудом, и церковь ничего не говорит по поводу запрета на этот вид деятельности.

Можно ли поминать «обычных» усопших и самоубийц на Троицу?

Усопших в этот день поминать можно и нужно, а вот с самоубийцами история следующая: панихиду по ним служить нельзя, как и, собственно, в любой день. Дело в том, что грех самоубийства по определению остается нераскаянным, поэтому и считается одним из наиболее тяжелых грехов – именно из-за этого тех, кто совершил суицид, не отпевают, а также по ним не служат панихиду. Но поминать родных, которые поступили таким образом, дома, конечно, никто не может запретить – в любом случае, нет ничего зазорного в том, чтобы молиться о спасении их душ.

Что за праздник – Родительская суббота? Когда она отмечается? Можно ли в этот день ходить на кладбище, а самое главное – убираться там? Рассказываем обо всех Родительских субботах в году.