Дмитрий кузьмин черный лукич биография. Светлая жизнь и внезапная смерть черного лукича

Творческую деятельность начал в 1986 году в Новосибирске с создания команды «Спинки мента». Группа вошла в состав новосибирского рок-клуба. В 1987 году приняла участие в первом новосибирском рок-фестивале. Вадим в те времена активно общался с сибирской рок-тусовкой: Егором Летовым , Янкой Дягилевой , Манагером , Кузей Уо, братьями Лищенко и прочими известными в сиб-рок кругах личностями того времени. Первые альбомы записал в 1988 году в Омске на студии Гроб-Рекордз. Альбом старых песен «Эрекция лейтенанта Киреева» вышел под маркой «Спинок мента», а «Кучи в ночи» и «Кончились патроны » - уже под названием «Чёрный Лукич ».

После этого группа распадается, а сам Вадим переезжает в Юргу . Туда к нему приезжает Дмитрий Селиванов , вместе они решают вопрос о создании новой группы. Однако вскоре умирает Селиванов и группа «Промышленная архитектура» начинает делать свои вещи и меняет название на «Мужской танец» . Записывается три альбома: «Осеннее Платье» (1989), «Карманный Лебедь» (1991) и «Последняя пощечина» (1991). Концертов группа не даёт, будучи чисто студийным коллективом. Однако это не мешает ей стать по итогам опроса новосибирского радио в 1990 году лучшей рок-командой Новосибирска . Андрей Бурлака предлагает группе записать пластинку на фирме «Мелодия», однако этому не суждено сбыться. Вскоре группа распалась.

Осенью 1994 года возник проект альбома, посвященного героическим защитникам Белого Дома «Они сражались за Родину», куда по плану должны были войти песни Летова, Чёрного Лукича, Манагера и Романа Неумоева . Но и этот проект не был реализован. По инициативе Летова песня «Мы идём в тишине» вошла в альбом ГО «Солнцеворот», а «В Ленинских Горах» - в альбом «Невыносимая легкость бытия». Позже эти альбомы были перезаписаны и выпущены издательством «Выргород » под названиями «Лунный переворот» и «Сносная тяжесть небытия».

В феврале 1995 года Вадим с Олегом Манагером в Тюмени на мифическом лэйбле «Изба-records» записывают альбом «Ледяные каблуки», в который вошли совсем новые песни («Продана девушка», «Суровая нить») и уже общепризнанные хиты («Вечная страна», «Кончились патроны»). По возвращении в Новосибирск записываются сразу два альбома: «Будет весело и страшно» (работать над альбомами помогал Евгений Каргополов) и «Девочка и рысь». «Будет весело и страшно» почти полностью дублирует «Ледяные каблуки», но песни исполнены в акустическом варианте.

В 1996 году воссоздает в акустическом варианте группу «Чёрный Лукич» и начинает активную концертную деятельность. В 1999 записывает альбом «Навсегда». Параллельно собирает электрический состав. Записывает в 2000 году альбом «Вересковый мёд», выпущенный в 2004 году издательством «Выргород». Летом 2003 года в Тюмени «Чёрным Лукичом» записывается альбом «Мария», вышедший на том же лейбле. В 2010 году работает над альбомом «Полярная звезда» в новосибирской домашней студии Александра Владыкина. Ещё один альбом Димы «Кривое Колено» был издан в период 2007-2009 года. В 2011 году Дима «Лукич» предполагал возникновение трибьют альбома.

С Димой, помимо вышеперечисленных музыкантов, сотрудничали также: Олег Чеховский (Путти), Анна Волкова (Гражданская оборона, Янка), Александр Андрюшкин (Гражданская оборона), Анрей «Худой» Васильев (ДДТ, Разные люди), Умка.

.
Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.
Дата начала обсуждения - 17 февраля 2016.

Вадим Кузьмин
Основная информация
Полное имя

Вадим Петрович Кузьмин

Дата рождения
Дата смерти
Годы активности
Страна

СССР СССР → Россия Россия

Профессии
Жанры
Коллективы
Сотрудничество
Лейблы

Биография

Творческую деятельность начал в 1986 году в Новосибирске с создания команды «Спинки мента». Группа вошла в состав новосибирского рок-клуба. В 1987 году приняла участие в первом новосибирском рок-фестивале. Дмитрий в те времена активно общался с сибирской рок-тусовкой: Егором Летовым , Янкой Дягилевой , Манагером , Кузей Уо, братьями Лищенко и прочими известными в рок кругах личностями того времени. Первые альбомы записал в 1988 году в Омске на студии Гроб-Рекордз. Альбом старых песен «Эрекция лейтенанта Киреева» вышел под маркой «Спинок мента», а «Кучи в ночи» и «Кончились патроны» - уже под названием «Чёрный Лукич ».

После этого группа распадается, а сам Вадим переезжает в Юргу . Туда к нему приезжает Дмитрий Селиванов , вместе они решают вопрос о создании новой группы. Однако вскоре Селиванов умер и группа «Промышленная архитектура» начинает делать свои вещи и меняет название на «Мужской танец» . Записывается три альбома: «Осеннее Платье» (1989), «Карманный Лебедь» (1991) и «Последняя пощечина» (1991). Концертов группа не даёт, будучи чисто студийным коллективом. Однако это не мешает ей стать по итогам опроса новосибирского радио в 1990 году лучшей рок-командой Новосибирска. Андрей Бурлака предлагает группе записать пластинку на фирме «Мелодия», однако этому не суждено сбыться. Вскоре группа распалась.

Осенью 1994 года возник проект альбома, посвященного героическим защитникам Белого Дома «Они сражались за Родину», куда по плану должны были войти песни Летова, Чёрного Лукича, Манагера и Романа Неумоева . Но и этот проект не был реализован. По инициативе Летова песня «Мы идём в тишине» вошла в альбом ГО «Солнцеворот», а «В Ленинских Горах» - в альбом «Невыносимая легкость бытия». Позже эти альбомы были перезаписаны и выпущены издательством «Выргород » под названиями «Лунный переворот» и «Сносная тяжесть небытия».

В феврале 1995 года Вадим с Олегом Манагером в Тюмени записывают альбом «Ледяные каблуки», в который вошли совсем новые песни («Продана девушка», «Суровая нить») и уже общепризнанные хиты («Вечная страна», «Кончились патроны»). По возвращении в Новосибирск записываются сразу два альбома: «Будет весело и страшно» (работать над альбомами помогал Евгений Каргополов) и «Девочка и рысь». «Будет весело и страшно» почти полностью дублирует «Ледяные каблуки», но песни исполнены в акустическом варианте.

Рок-музыкант Вадим Кузьмин, более известный как Черный Лукич, скончался 19 ноября в Воронеже на 49-м году жизни.

Формально он принадлежал к плеяде сибирских панков, группировавшихся в конце 80-х - начале 90-х вокруг «Гражданской обороны». Заниматься творчеством всерьез Кузьмин действительно начал под влиянием Летова, записавшего ему в 1987-м знаменитый «Квартирник у Егора».

Чуть позже был затеян их совместный студийный проект «Спинки мента», под эгидой которого вышел альбом легкомысленных соц-артовых песенок «Эрекция лейтенанта Киреева». Более серьезные песни того периода Кузьмин тоже записал с лидером «ГО», но уже под своим псевдонимом, объединив их в пластинку «Кончились патроны». Своим сценическим именем Черный Лукич обязан песне «Мы из Кронштадта», которая, в свою очередь, написалась под влиянием сна, где фигурировал грозный Ленин - в сапогах и кожанке.

Черный Лукич

Общения с Егором Летовым Кузьмин не прекращал (так, в 2004-м они вместе исполнили «Мы идем в тишине» на концерте в честь 20-летия «Гражданской обороны» в Горбушке), однако в 90-е решительно избавился от обличительного пафоса сибирского панка . «Есть глобальная цель. Я вижу и чувствую много лет, насколько тяжело в нашем обществе жить хорошему человеку, - размышлял Лукич. - Часто он бывает одинок.

Любому человеку нужно чувствовать плечо рядом, и, наверное, все мои песни для того, чтобы поддержать хороших людей. Для этого я пел, правда, в другом обществе, хотя эта фраза и сейчас подходит: «Здесь стыдно быть хорошим». Мне хотелось бы, чтобы людям не стыдно было быть хорошими, и пытаюсь их в этом поддержать ». Его незлобивость и человеколюбие имели магнетические свойства. В общении он был невероятно прост и мог подарить любимый диск, который слушал в дороге, случайному человеку, с которым разговорился на концерте.

Черный Лукич

В середине 90-х Черный Лукич выпустил два акустических альбома, принесших автору наибольшую известность - «Будет весело и страшно» и «Девочка и рысь». Если первый содержал в себе ранние песни лирического содержания, то второй состоял из новых композиций, написанных под заметным влиянием Льюиса Кэрролла, Роберта Льюиса Стивенсона и Габриеля Гарсиа Маркеса . Обе пластинки записаны с замечательным сибирским гитаристом Евгением Каргополовым.

Черный Лукич

Постоянного концертного состава у Вадима Кузьмина никогда не было. В 2000-м увидела свет пластинка «Навсегда», модное звучание которой могло бы принести Лукичу всероссийскую популярность. В этот период Кузьмин выступал с группой «Тайга», чье звучание балансировало между пост-панком и брит-роком . Однако и этот состав отказался недолговечным, что не дало музыканту заявить о себе во всеуслышание.

Черный Лукич

Новым этапом для Черного Лукича стал альбом «Мария» (2004), записанный с арт-фолковым коллективом «Летучие рыбы» легендарного барабанщика «ГО» Александра Андрюшкина. На этом этапе Чёрного Лукича более всего занимает суггестивная лирика - стихи, навевающие определённое настроение, но напрочь лишённые строгого сюжета и осязаемых реалий. Этот альбом, пожалуй, не имеет аналогов в русском роке. Аскетичая акустической гитара и убаюкивающий голос Димы Кузьмина здесь звучат в окружении мандолин, вибрафонов, маримб, домр и прочих экзотических инструментов . Причудливый саунд обусловлен необычной концепцией альбома. Само название пластинки навеяно еще одним «историческим сном» автора - об испанской девушке Марии, тщетно ждущей своего любимого с войны. Записав альбом о смерти, Дима Кузьмин полностью сумел избежать, крови, мяса - и всего того, что рок-музыканты так любят называть «трагическим мироощущением».

Черный Лукич и группа Чевенгур «Суровая нить»

В 2004-м появился и «электрический» диск «Вересковый Мёд», который Лукич четыре года не мог издать свой электрический альбом. За это время распался тот состав, с которым Кузьмин записывал эту пластинку, не устоялся питерский концертный вариант группы и произошло окончательное закрепление Чёрного Лукича в акустическом статусе. Несмотря на это, диск вышел очень своевременно, в самый разгар моды на фанк, в стилистике которого выдержаны многие треки . Песню «Смешное Сердце» должны были издать на диске «Навсегда» ещё в 2000-м а «Почти новая жизнь» была замечена ещё в 1996-м на записи квартирника «Дорога Жизни».

Последним номерным альбомом Лукича стал диск «Полярная звезда» (2011). Одновременно вышел 75-минутный сборник раритетов «Кривое Колено», где собраны как концертные версии известных песен, так и новые композиции в непривычных аранжировках - и даже в виде ремиксов. Кузьмин регулярно концертировал в небольших залах, спокойно относясь к полному отсутствию всякого ажиотажа вокруг своей персоны. «Зачем собирать двухтысячные залы? Тешить свое самолюбие? Зарабатывать деньги? Можно идти другим путем и быть малым среди малых . Я считаю, что это великая удача. Это великое счастье, которое дал мне Господь - быть услышанным кем-то. Слава Богу!», - говорил он.

Черный Лукич

В последний раз Черный Лукич вышел на сцене в Воронеже 14 ноября вместе с группой «Солнце Лауры». Музыканты не только сыграли свои самостоятельные сеты, но и совместно исполнили песню «Смешное сердце», широко известную по саундтреку к фильму Алексея Балабанова «Кочегар» (2010) . Вадим Кузьмин скончался утром 19 ноября. Причиной смерти называют оторвавшийся тромб. Похороны прошли сегодня на Буденовском кладбище Воронежа.

Группы «Беловодье», «Теплая Трасса» и другие дадут 23 ноября благотворительный концерт памяти Черного Лукича в московском клубе «Шоколадная фабрика». Днем позже соратника помянет небезызвестный Роман Неумоев со своей «Инструкцией по выживанию» в клубе «Археология».

Фото с сайта lukich.info и vk.com

Вадим Петрович Кузьмин, которого чаще звали по наименованию его группы - «Черный Лукич», был одним из «отцов-основателей» направления, называемого «сибирским панк-роком». Близкий друг Егора Летова и Янки, когда-то именно он познакомил их между собой. Тем, кто не слушал его песни последних лет, часто представляется - из-за его причастности к сибирскому панку, да еще и из-за названия «Черный Лукич» - что творчество должно быть мрачным и тяжелым. Однако он часто на концертах вспоминал высказывание одной своей знакомой: «Какой ты Чёрный Лукич? Ты Белый Петрович!». Его песни, так же, как и он сам - сочетание простоты и глубины, жизнерадостности и пронзительности.

Всё не век горевать всё не век чашу пить

Будет время встречать будет время любить

А пока подождать а пока потерпеть

Погоди помирать

Занавески долой да в окно головой

Это батюшка мой воротился домой

Ну-ка стол накрывать ну-ка баньку топить

Погоди помирать…

Остались маленькие дети, которые будут ждать своего батюшку, не сумевшего «погодить помирать» - острая коронарная недостаточность. Самое тяжкое из моих впечатлений от похорон - когда увидел, как Лена - вдова - подкладывала под венок на могиле письма ему от дочерей, написанные «вслед»… «Здравствуй, папа». Детские каракули и рисунки…

В последние годы жизни, прошедшие в Воронеже, Вадим - воцерковленный православный человек, с очень глубоким восприятием таинств Церкви, с чистой детской верой. Он не написал песен на «духовные темы»: молитва была для него чем-то сокровенным, не требующим выплескивания на публику. Но она проявлялась в его песнях, как толкиновский «свет невидимой лампы», мирным и ласковым внутренним содержанием, столь контрастирующим с началом его творческого пути. Вадим щедро делился с людьми тем светом, который подарил ему Господь.

Единственное большое видео-интервью Черного Лукича было записано для видеоканала “Покров” Учебного комитета Русской Православной Церкви

Кира Салимова

Любовь не бывает безответной. Я помню состояние непрестанного удивления, бодрости и заражающей душевной открытости. Пожалуй, его можно описать так: непреходящая юность.

После череды первых лет семейной жизни, лет, связанных с устройством быта, рождением первенцев, немного замылился радостный образ мира, появилось то душевное устройство, когда что-то надо, но непонятно, что конкретно, и мы, вечно недовольные прожитым днём, на бегу и походя пытаемся впитать все земные блага и ощутить благодарность к Творцу, потому что так надо. Устройство, про которое говорят: молодость – гадость. В таком виде – замотанные родители и трое шилопопых детей – мы попали на концерт Чёрного Лукича.

Концерт для нас в целом не первый, но первый такой камерный: в кафе, что прямо около нашего дома. Чтобы не забыть сходить на него, я сорвала со стены магазина афишку и носила её в сумке как напоминание. И вот раздалось “позабывши клятвы детства, не достигнуть высоты” и “солнце пройдёт, горе пройдёт” и много других истинно христианских, но не избитых слов, сложенных в простые и запоминающиеся формулировки. Музыка, сочетающая в себе что-то из мелодий советских детских фильмов и что-то из мятежного субкультурного поиска в духе “как же сделать, чтоб всем было хорошо”. Припевы типа «там-дарум-дей», дескать, а подумайте сами, братишки и сестрёнки. И общение после концерта. Неожиданно лёгкое общение.

Чистота детства и отзывчивость, глубокая и скрытая от чужих глаз вера. Настолько скрытая, что три Голгофских креста, выделенных в рисунке мачт кораблей, что на обложке альбома «Полярная звезда», мы рассмотрели только сейчас, да и то, когда нам на это указали. Вряд ли кто отвергнет идею, что жить так было правильно и здорово, но мало кто хочет такой жизни для себя. Принимать подарки приятно и легко, а отдавать неудобно и подчас больно. Но, к счастью для нас, есть люди, которым Господь даёт большое сердце, моторность и Ангела, который подкладывает им на стулья и в кровать кнопки. Мне больше нечем объяснить благую порывистость юности, действующую в теле иных десятилетиями. Таким был Вадим Петрович.

Мы же частенько оставляем у таких людей на пути лишь грабли. Мы не умеем долго нести бремя радости.

Многие теперь рассказывают, насколько добрым и милым им запомнился Дима (а мама его уменьшительно именно так называла почему-то), но это не совсем так. И я не хочу сказать что-то такое, что бросит тень на личность поэта. И я не имею сейчас в виду боль близких, которые регулярно лишались мужа, сына и отца ради нашего желания получить порцию оптимизма на концерте и после концерта, ведь в общении Лукич никому не отказывал, а иным и денег мог дать, и подарок существенный сделать. Не имею в виду и того, каким усталым и опустошенным порой он доставался жене и детям, ведь закон отмашки маятника никто не отменял. Но я вспоминаю, насколько строго он взыскивал с друзей ответную искренность. Не терпел чёрствости и неблагодарности, ругал громогласно, обижался шумно и был прав, как я сейчас понимаю. Нельзя было так бездарно терять время, что-то доказывать, считаться. «Не будь бухгалтером» и «Почему ко мне, как к двоюродному?», – я помню, как ты, Вадим Петрович, пытался нас изменить.

И жаль, что когда душа обновляется и растёт, тело умаляется и тлеет, ведь мы живём в местах, где силы человеческие ограничены. Иногда думается, что ты должен был себя жалеть. Но если бы ты себя жалел, это был бы не ты… Дима, мы очень любим тебя, хорошо, что ты всё-таки заехал к нам месяц назад и увидел, как мы устроились. Спасибо, что умел просить прощенья, даже если был не виноват, спешил примиряться и примирять. Если Господь будет судить тебя так же, как ты относился к людям (а Он обещал), то у тебя всё должно быть хорошо. На корабле, что ты нам подарил, уже давно живут три ангела, которых сделали дети. Да ты и сам видел. Столько было знаков, что наша последняя встреча действительно последняя, которых мы не прочитали… И ты ничего не забыл у нас тогда, как бывало обычно. Но себя отдал с избытком. Чёрный Лукич, которого мы за глаза часто называли Ногу-на-Ногу и Пасхальным Куличом.

Там – дарум – дей.

У Вадима остались женв Елена и семеро детей: Евгений, Ян, Анастасия, Тим, Александра и Василиса и Григорий. Живы и его родители-пенсионеры, хотя оба тяжело болеют: Людмила и Валентин.

Наша редакция просит всех православных христиан, по-возможности, помолиться о них. Сообщаем также и реквизиты, по которым семье можно оказать помощь:

1. Карта СБ № 639002139004243712

2. Центрально-Черноземный Банк СБ РФ г Воронеж Д\О 0105 лицевой счёт № 40817810613002358260