Год принятия последней конституции рсфср. Relp

Главную причину и необходимость разработки новой Конституции, следует связать с существенным изменением политического режима в стране. Какое общество мы имеем или строим на новом этапе? Никакой "классовой борьбы" уже не было. Причины принятия новой Конституции Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21. 01.1937 "Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" (вместе с Конституцией) // Документ опубликован не был:

1) Экономические предпосылки: в Конституции 1936 г. указывалось, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства и отмены частной собственности. Теперь же экономика СССР превратилась в единый народнохозяйственный организм.

2) В социальной структуре: сохранение за рабочим классом положения ведущей силы общества, рост его численности (1936 г. - 1/3, 1977 г. - 2/3 населения страны); изменилось колхозное крестьянство - современный крестьянин родился и вырос в колхозе, его психология сформировалась уже на социалистической, коллективистской основе. Все слои общества вместе, дружно и без малейшего противостояния решают единые задачи. Таким образом, изменение социальной структуры общества являлось важной причиной появления новой Конституции СССР.

3) Принципиальный аспект: с построением зрелого социализма, советское государство, возникшее как государство диктатуры пролетариата, переросло в общенародное государство. Это означало, что расширилась социальная база государства: в первые годы советской власти - союз рабочего класса и беднейшего крестьянства; с 30-х годов - союз рабочего класса и колхозного крестьянства; ко времени принятия Конституции 1977 г. - нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Государство превратилось в общенародную организацию, выражающую интересы всего народа. Неизмеримо большими по объему стали творческие, созидательные функции государства. Эти факторы следовало учесть в новой Конституции.

4) В теорию и конституционную терминологию вводилось понятие "политическая система советского общества". Все организации (государственные и общественные) интегрируются в рамках политсистемы общества, которая служит интересам социалистического народовластия.

5) Всеми процессами в стране руководила Коммунистическая партия. Ее роль никем не воспринималась, конечно, через право граждан на объединение, хотя именно в посвященной ему ст.126 Конституции 1936 г. фиксировалось положение партии в стране. Поэтому возникла идея отразить в Конституции место КПСС как ядра политической системы общества.

6) В области национально-государственного строительства в Конституции предполагалось отразить единство советских людей, - многонационального советского народа.

7) Намечалось отразить в Конституции условия дальнейшего развития советской демократии - участие трудящихся в управлении государственными и общественными делами, повышение роли общественных организаций и органов общественной самодеятельности, народного контроля.

8) За время действия прежнего Основного Закона появилось много нового в организации и деятельности государственных органов.

9) Внешнеполитические причины появления новой Конституции. Она должна была демонстрировать силу СССР, его ведущие позиции в мире, наличие социалистического содружества, соответствующие устои внешней политики советского государства.

Подводя итоги, можно констатировать, что был ряд объективных предпосылок появления новой Конституции: стремление укрепить в политическом режиме начала законности, предотвратить даже саму возможность массового произвола, унижения личности; переход от постулатов власти одной части общества (диктатуры пролетариата) к общенародному государству и участию в осуществлении функций народовластия всех слоев общества; необходимость закрепления в Конституции широкого круга прав и свобод граждан, более четких полномочий государственных органов, соотношения возможностей Союза и республик.

Даже в структурном плане это был все-таки новый Основной Закон. В Конституции СССР 1977 г. - 174 статьи, в Конституции СССР 1936 г. - 146. Имеется преамбула, которой не было у Основного Закона 1936 г. и которая имеет принципиальное значение, поскольку именно в ней дается сжатая характеристика общества развитого социализма и общенародного государства. Структурно новая Конституция делится на разделы и главы, а Конституция 1936 г. - только на главы. В Конституции 1977 г.8 новых глав, 75 абсолютно новых статей; 99 статей касаются тех же вопросов, что и Конституция 1936 г., но из них лишь 17 перешли в новую Конституцию без изменений.

Таблица 4 - Структура Основного Закона СССР 1977 г. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07. 10.1977) (ред. от 14. 03.1990) (Утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Соглашения от 08. 12.1991 "О создании содружества независимых государств", ратифицированного Постановлением ВС РСФСР от 12. 12.1991 N 2014-1) // Ведомости ВС СССР. - 1977. - N 41. - ст. 617

Преамбула

Основы общественного строя и политики СССР

гл.1-5: Политическая система; Экономическая система; Социальное развитие и культура; Внешняя политика; Защита социалистического Отечества

Государство и личность

гл.6-7: Гражданство СССР. Равноправие граждан; Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Национально-государственное устройство СССР

гл.8-11: СССР - союзное государство; Союзная Советская Социалистическая Республика; Автономная Советская Социалистическая Республика; Автономная область и автономный округ

Советы народных депутатов и порядок их избрания

гл.12-14: Система и принципы деятельности Советов народных депутатов; Избирательная система; Народный депутат

Высшие органы государственной власти и управления СССР

гл.15-16: Верховный Совет СССР; Совет Министров СССР)

Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках

гл.17-19: Высшие органы государственной власти и управления союзной республики; Высшие органы государственной власти и управления автономной республики; Местные органы государственной власти и управления

Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор

гл. 20-21: Суд и арбитраж; Прокуратура

Герб, флаг, гимн и столица СССР

Действие Конституции СССР и порядок ее изменения

Примечательной чертой Основного Закона является более широкое, чем в предшествующих конституциях, регулирование основ общественного строя страны. В преамбуле дается подробная характеристика развитого социалистического общества.

Новая Конституция СССР закрепила положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Впервые ст.6 Конституции отразила основные направления осуществления руководящей роли Коммунистической партии.

Конституция 1977 г. закрепляет уже известные принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Но она содержит и ряд новых моментов: снижение возраста пассивного избирательного права во все Советы до 18 лет (ранее для Верховных Советов республик - 21 год), в Верховный Совет СССР - до 21 года (до этого - 23 года); право граждан и общественных организаций активно участвовать в подготовке и проведении выборов; возможность избрания гражданина, не более чем в два Совета; расходы по выборам за счет государства; включение в Конституцию по итогам всенародного обсуждения статьи о наказах избирателей.

Новшеством явилось включение в Конституцию специальной главы о народном депутате; основой для ее создания явился Закон СССР 1972 года о статусе народных депутатов в СССР О статусе народных депутатов в СССР: Закон ВС СССР от 20. 09.1972 (ред. от 19. 04.1979) (утратил силу) // Ведомости ВС СССР. - 1979. - N 17. - ст. 277. Более широкое, чем раньше, регулирование статуса личности. Раздел "Государство и личность" был поставлен вторым в Конституции 1977 г. (в Конституции 1936 г. глава о правах и обязанностях располагалась ближе к концу текста).

Многие нормы Конституции 1977 г. были направлены на обеспечение законности в стране. Впервые принцип законности зафиксирован (ст.4) как один из принципов политической системы общества.

Появилась ст.57, говорящая о том, что "уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц".

Появилась специальная глава (гл.4) об основах внешней политики государства. Она воспроизводит многие положения Заключительного акта состоявшегося перед этим Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) Заключительный акт СБСЕ (Хельсинки, 1 августа 1975 г.) (извлечение) // Сборник "Действующее международное право", т. 1.

Таковые главные черты и особенности Конституции СССР 1977 г.

Новая Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР 12. 04.1978) (ред. от 10. 12.1992) (утратил силу в связи с принятием Конституции Российской Федерации от 12. 12.1993) //Ведомости ВС РСФСР. - 1978. - N 15. - ст. 407. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва. Причины появления новой Конституции РСФСР - аналогичны.

Со времени принятия Конституции РСФСР 1937 г. про-шло четыре десятилетия, за которые изменилась экономика страны, иным стал социальный облик общества, измени-лось международное положение СССР, субъектом которого была РСФСР. Эти изменения обусловили необходимость создания новой Конституции СССР, которая была принята 7 октября 1977 г. На ее основе была принята Конституция РСФСР 1978 г.

1) В структуре появились 11 разделов, которые делились на 22 главы. В разделе первом «Основы общественного строя и политики РСФСР» появились главы: «Полити-ческая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества».

2) Подчеркивалась пре-емственность идей и принципов первых трех российских конституций и их развитие на новом историческом этапе. Конституция развивала разработанные еще В. И. Лениным черты конституции социалистического типа, ленинские принципы государственного строительства. Так, в ней за-креплялась установленная прежними конституциями поли-тическая основа РСФСР - Советы. Вместе с тем их новое наименование - Советы народных депутатов - должно было символизировать построение, как казалось руководи-телям КПСС, общенародного социалистического государ-ства, развитого социализма. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического един-ства социальных групп и слоев общества.

3) Классовый характер демократии наиболее ярко выражал-ся в ст. 6 Конституции РСФСР 1978 г., закреплявшей руко-водящую роль КПСС в политической системе общества.

4) При разработке Конституции РСФСР учитывался опыт конституционного творчества других социалистических стран, где в 1970-е гг. были приняты новые конституции. Некоторые положения конституций этих стран были вос-приняты Конституцией РСФСР 1978 г. Так, в ряде консти-туций (Болгария, ГДР) закреплялись собственность обще-ственных организаций, право на жилище, которые нашли отражение и в Конституции РСФСР 1978 г.

5) Другой характерной чертой Конституции РСФСР 1978 г. стало расширение круга прав и обязанностей рос-сийских граждан.

Развитие статуса личности при этом шло по двум направлениям:

Во-первых, в Конституцию были введены многие новые права и свободы.

В их числе:

Право на охрану здоровья;

Пра-во на жилище;

Право на пользование достижениями куль-туры;

Свобода творчества;

Право на внесение предложений в государственные органы и общественные организации и критики недостатков в их работе;

Государственная защи-та семьи;


Право на судебную защиту и на возмещение при-чиненного ущерба.

6) Во-вторых, в Конституции РСФСР 1978 г. была укре-плена взаимосвязь прав и свобод граждан с их обязанностя-ми. Конституция исходила из тесной связи прав граждан с их обязанностями. Обеспечение широких прав и свобод граждан РСФСР предполагает уважение каждым из них интересов общества и прав других граждан. Конституция РСФСР 1978 г. впервые закрепляла такие обязанности граждан, как: обязанность беречь природу, охранять ее бо-гатства; всеобщее обязательное среднее образование моло-дежи; долг граждан заботиться о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей; обязанность уважать национальное достоинство других граждан, укре-плять дружбу наций и народностей в российском многона-циональном государстве; содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.

7) Начиная с 1989 г., в период перестройки существовав-ших тогда в России политической и экономической систем, в Конституцию РСФСР 1978 г. было внесено более 300 по-правок. Была учреждена новая система высших представи-тельных органов государственной власти: Съезд народных депутатов РСФСР, Верховный Совет РСФСР. Учрежден пост Президента РФ и Конституционный Суд РФ, прове-дена реформа судебной власти .

Из официального названия страны и республик в составе РСФСР были исключены определения «советская» и «социалистическая», что озна-чало отказ от социалистической модели развития страны, монопольного положения КПСС в политической системе общества, В Конституцию были включены нормы о призна-нии частной собственности на средства производства, раз-делении властей, местном самоуправлении, политическом плюрализме. В содержание Конституции были включены нормы принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, которая значительно расширила круг прав и свобод человека и гражданина, а также гарантии их реализации.

8) Существенные изменения были внесены в федеративное устройство России. Бывшие автономные республики и ряд областей добились статуса республик в составе Российской Федерации. Повысился статус краев, областей, городов Мо-сквы и Санкт-Петербурга, которые стали субъектами РФ. Изменилась государственная символика России.

9) В результате внесения изменений в Конституцию РСФСР 1978 г. ее объем увеличился почти в два раза, она стала внутренне непоследовательным и противоречивым документом. Так, с одной стороны, Конституция закрепля-ла разделение властей, а с другой - определяла Советы на-родных депутатов как основу государственного аппарата, которым были подчинены исполнительные органы госу-дарственной власти, что, несомненно, противоречило кон-ституционному

Рассмотрим содержание и особенности Конституции РСФСР 1978 года .

Принятие новой Конституции СССР в 1977 года отражало непрерывность развития конституционной системы бывшего СССР. На её базе в 1978 году был принят Основной закон РСФСР.

На протяжении срока своего действия Конституция 1978 года подвергалась значительным изменениям . Эти изменения затрагивали не только содержание конкретных норм, но и саму сущность Основного закона. В ней утверждался статус РСФСР как союзной республики в составе СССР , а затем и как независимого государства после распада Союза.

Поэтому данная Конституция на последних этапах своего существования была самой нестабильной, причем изменения имели существенный характер. По этой причине характеристика Конституция РСФСР 1978 года имеет различное содержание в зависимости от периода действия, что является её особенностью.

В первые 10 лет (до начала периода, который известен как «перестройка») вся новая конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР 1978 года (как и Основные законы остальных республик СССР), характеризовалась следующими чертами и особенностями .

Во-первых, принятие конституций данного периода должно было отражать новый этап , в который (как утверждалось) вступило советское общество - этап развитого социализма . Это означало превращение СССР из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство .

Несмотря на провозглашение общенародного характера государства, конституции сохранили классовые признаки и особенности. Подобное понимание сущности конституции было общепринятым в политической и правовой литературе, так как идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса.

Во-вторых, Конституция РСФСР 1978 года ещё более откровенно подчеркивала роль коммунистической партии , которая провозглашалась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы».

В-третьих, в Конституции РСФСР 1978 года сохранялась классовая ориентированность демократии, которая называлась «социалистической демократией ». Однако её рамки были существенно расширены. В Конституции был закреплен более широкий перечень прав граждан (например, введены право на жилище, право на охрану здоровья и т.д.).

Впервые закреплялось положение, согласно которому наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни выносились на всенародное обсуждение и голосование .

В Конституции РСФСР 1978 года впервые в преамбуле указывалось, что её принимает и провозглашает народ Российской Федерации.

В-четвертых, особенностью Конституции РСФСР 1978 года является то, что в ней заметно изменилась структура . Конституция стала значительно более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Это указывало на значительное расширение предмета конституционной регламентации, более совершенный уровень формирования государственных и правовых институтов.

В-пятых, в положения Конституции РСФСР о её федеративном устройстве были внесены изменения. В Конституции национальные округа были преобразованы в автономные, возрос уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (отныне их статус определялся законом РСФСР, а не Положением о них).

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Новая Конституция РСФСР.
//Правоведение. -1978. - № 3. - С. 7 - 17
  • Статья находится в издании «Правоведение. »
  • Материал(ы):
    • Новая Конституция РСФСР.

      Новая Конституция РСФСР

      Принятие 7 октября 1977 г. новой Конституции СССР вызвало необходимость привести в соответствие с ней конституции союзных республик 15 марта 1978 г. был опубликован для всенародного об-суждения проект Конституции РСФСР, 1 а вскоре за этим были опуб-ликованы проекты конституций и других союзных республик. Высшие органы государственной власти Российской республики в четвертый раз обратились к имеющему весьма важное государственное значение вопросу о Конституции республики.

      10 июля 1918 т. V Всероссийский съезд Советов, руководствуясь решениями партии большевиков, опираясь на первые декреты Совет-ской власти, указания В. И. Ленина, утвердил первую в мире Совет-скую Конституцию, закрепившую установленную в октябре 1917 г. диктатуру пролетариата в щелях построения социализма. 2 В. И. Ленин, разъясняя основные положения этой Конституции, говорил: «Bce су-ществовавшие до сих пор конституции стояли на страже интересов господствующих классов. И только одна Советская Конституция слу-жит и будет постоянно служить трудящимся и является могучим ору-дием в борьбе за осуществление социализма». 3

      В связи с образованием ib 192:2 г. Союза Советских Социалистических Республик 31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов окон-чательно утвердил (принятую 6 июля 1923 т. II сессией ЦИК СССР) первую Конституцию Союза ССР. 4 В соответствии, с ней были внесены изменения и дополнения ib конституции союзных республик. В частно-сти, постановлением XII Всероссийского съезда Советов 11 мая 1925 г. утвержден измененный и дополненный теист Конституции РСФСР, от-разивший основные начала Конституции 1918 г. и объединение Рос-сийской республики на основе добровольности и равноправия с дру-гими Советскими союзными республиками в единое (союзное государство. 5

      Построение основ социализма в нашей стране обусловило приня-тие Чрезвычайным VII Всесоюзным съездам Советов б декабря 1936 г. навой Конституции СССР. 6 Руководствуясь ею и теми изменениями, которые произошли ib республиках, съезды Советов союзных республик приняли соответственно переработанные тексты их конституций. Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда Советов 21 января 1937 г. была утверждена Конституция РСФСР. 7

      Сказанное свидетельствует о мобильности советского конституционного законодательства, о там, что оно, отражая достигнутые на-шим обществом рубежи, активно (способствует (реализации (внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Советского государ-ства.

      Обсуждение проекта новой (Конституции РСФСР и проектов кон-ституций других союзных республик вновь показало монолитную спло-ченность многонационального (советского народа вокруг Коммунистической партии, ее ленинского Центрального Комитета. Оно явилось новым шагам в дальнейшем развитии социалистического демократиз-ма, мобилизации политической и производственной активности трудя-щихся. В ходе обсуждения проекта Конституции РСФСР было вне-сено около 10 тыс. предложений и поправок, из которых многие вклю-чены в текст Конституции. 12 апреля текущего «года на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва приняты Декларация о принятии и объявлении Конституции (Основного Зако-на) РСФСР и Закон о порядке введения ее в действие. Новая Консти-туция республики опирается на.политические, экономические, социаль-ные, нравственные и юридические идеи и принципы Конституции Сою-за ССР 1977 г., развивает и конкретизирует ее (Применительно к усло-виям РСФСР.

      В Преамбуле ярко отражены победоносный путь, пройденный народом РСФСР после создания Советского государства - основного орудия защиты революционных завоеваний, строительства (социализ-ма и коммунизма, а также руководящие идеи и принципы нового Ос-новного Закона Российской республики, аналогичные идеям и прин-ципам Конституции СССР 1977 г. Отражая их, Конституция РСФСР вместе с тем фиксирует положения, присущие (конституции каждой со-юзной республики, например предоставление гражданам других союз-ных республик одинаковых прав с гражданами РСФСР (от. 31), и положения, относящиеся только к Российской республике, например об основах правового положения автономных округов (ст. 84), кото-рых в других союзных республиках нет. Диалектическое сочетание в конституциях союзных республик всеобщего, особенного и единичного обусловило существенные отличия их структуры от структуры Консти-туции СССР. Структура новой Конституции РСФСР, закрепившей но-вый рубеж (развития нашего общества, отличается и от структуры ее предыдущих конституций.

      Являясь Основным Законом республики, Конституция РСФСР в (системе государственных актов республики (является ведущим, обла-дающим высшей юридической силой.

      Ст. 1 гласит: «Российская Советская Федеративная Социалистиче-ская Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интелли-генции, трудящихся всех наций и народностей (республики». В этой статье выражена тождественность, идентичность социалистической природы и общенародного характера Российского государства с об-щесоюзным Советским (социалистическим государством. Вместе с тем в ней отражена федеративная форма и другие особенности Российского государства.

      Из 15 союзных республик РСФСР по количеству населения, тер-ритории - самая крупная. Из 260 млн., населяющих Союз ССР, в ней проживает 136,5 млн. чел., что составляет более 52% всего населения Союза ССР. Из 22,4 млн. кв. км. территории Союза ССР она зани-мает более 17 млн. кв. км 8 , что составляет около 76% территории страны.

      РСФСР занимает ведущее место в стране по своим природным богатствам, экономическому и научному потенциалу.

      В 1976 г. из 1111 млрд. квт.-час. произведенной в СССР электро-энергии на долю РСФСР приходилось 686 млрд. Из произведенной в СССР в 1976 г. (в сопоставимых ценах 1973 г.) валовой продукции сельского хозяйства на 117438 млн. руб. в РСФСР произведено про-дукции на 53971 млн. руб. 9

      Политическую основу РСФСР, так же мак и других «союзных рес-публик, составляют Советы народных депутатов, через которые народ осуществляет принадлежащую ему государственную власть. Советы и все другие орланы нашего государства действуют на основе демокра-тического централизма, социалистической законности, обеспечивают охрану «правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

      Так же как Конституция СССР, Конституция РСФСР закрепляет руководящую и направляющую роль Коммунистической партии Совет-ского Союза в советском обществе. Вооруженная марксистско-ленин-ским учением, партия определяет генеральную перспективу раз-вития общества, линию внутренней и внешней политики СССР. Поло-жения (Конституции о руководящей роли КПСС в нашей стране под-вергаются злобным нападкам реакционеров в капиталистических странах. Л. И Брежнев говорил: «Коммунистическая партия действу-ет в рамках Конституции СССР. Но буржуазным критикам до этого дела нет. Они хотели бы ослабить роль партии в советском обществе, так как вообще мечтают ослабить нашу страну, наш социалистический строй, погасить наши коммунистические идеалы. К счастью, это не в их силах... роль Коммунистической партии будет все более возрастать. И это ведет не к ограничению, а ко все более глубокому развитию со-циалистической демократии - в полном соответствии с Программой нашей партии». 10

      Основу экономической системы РСФСР, так же как всей страны, составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Социалистической (собственностью является также иму-щество профсоюзных и иных общественных организаций. Экономика РСФСР является составной частью единого (народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР.

      Трудящиеся РСФСР (настойчиво борются за осуществление истори-ческих решений XXV съезда КПСС. «В 1977 году по сравнению с 1975 годом национальный доход и объем промышленного производства рес-публики возросли на 10 процентов. Среднегодовой объем валовой про-дукции ib колхозах и совхозах за два года десятой пятилетии увели-чился против уровня прошлой пятилетии на 9 (процентов, а производ-ство зерна - на 14 процентов. Возросли производство и закупки продуктов животноводства». 11

      Новый импульс развитию экономики РСФСР и всей страны дала поездка Л. И. Брежнева по районам Сибири и Дальнего Востока.

      Так же как Конституция СССР, Конституция Российской респуб-лики отражает заботу партии и, государств а об охране и обеспечении воспроизводства природных богатств и улучшении окружающей чело-века среды (ст.ст. l1, 12, 18, 72, 125, 139).

      Социальную основу РСФСР, как и других союзных республик, составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.

      Конституция республики, так же как Конституция СССР, указы-вает на цель расширения реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для вceстороннего развития личности.

      В гл. 4 Конституции формулируются основные положения о внеш-неполитической деятельности РСФСР и защите социалистического Отечества. Новые советские конституции по-прежнему служат делу мира на Земле, делу защиты социалистических завоеваний, мирного трута советского народа.

      Во время посещения Тихоокеанского флота в апреле 1978 г. на борту крейсера «Адмирал Сенявин» Л. И. Брежнев говорил: «Мы со-вершенствуем нашу оборону с единственной щелью: надежно защитить завоевания Великого Октября, прочно охранять мирный труд советских людей, наших друзей и союзников». 12

      Статьи II раздела Конституции РСФСР «Государство, и личность» отражают подлинно демократический правовой статус граждан РСФСР, находящихся на ее территории граждан других союзных республик, а также Основы правового положения иностранцев и лиц без гражданства.

      Конституция закрепила равенство граждан перед законом, их равноправие, в частности мужчин и женщин, граждан различных рас и национальностей во всех областях экономической, социальной и культурной жизни и широкий круг обеспеченных условиями развитого социализма прав и свобод - право на труд, на отдых, на охрану здо-ровья, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, пол-ной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормиль-ца, право на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, свободу научного, технического и художественного творче-ства, право участвовать в управлении государственными и обществен-ными делами, в обсуждении м принятии законов и решений общегосу-дарственного и местного значения, право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.

      В интересах народа и в щелях укрепления и развития социали-стического строя гражданам РСФСР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

      В соответствии с щелями коммунистического строительства граж-дане РСФСР имеют право объединяться ib общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятель-ности, удовлетворению их многообразных интересов.

      Гражданам РСФСР гарантируется свобода совести, т. е. право ис-поведовать любую религию или не исповедовать (никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Семья находится под защитой государства. Гражданам гарантируется непри-косновенность личности и жилища. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраня-ются законом. Уважение к личности, охрана прав и свобод граждан-обязанность всех государственных органов, общественных организаций должностных лиц. Граждане РСФСР имеют право на судебную за-щиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, право обжаловать действия должност-ных лиц, государственных и общественных органов. Они имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями госу-дарственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

      Весьма важное значение имеет указание Конституции на неотде-лимость прав и свобод граждан от исполнения ими своих обязанно-стей.

      Л. И. Брежнев говорил; «Нужно, чтобы каждый советский чело-век ясно сознавал, что главная гарантия его прав в конечном счете - это мощь и процветание Родины. А для этого каждый гражданин дол-жен чувствовать свою ответственность перед обществом, добросовест-но выполнять (свой долг перед государством, перед народом». 13

      Конституция фиксирует наиболее важные обязанности граждан РСФСР. Она требует от них соблюдать Конституцию СССР, Консти-туцию РСФСР и советские законы, уважать травила социалистиче-ского общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина, добросовестно трудиться, беречь и укреплять социали-стическую собственность, оберегать (интересы Советского государства, способствовать укреплению его, могущества и авторитета. Защита со-циалистического Отечества - священный долг каждого гражданина РСФСР, (воинская служба - его почетная обязанность. Долг каждого гражданина РСФСР - уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского много-национального государства. Гражданин РСФСР обязан уважать пра-ва и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиоб-щественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка, заботиться о (воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического об-щества. Граждане обязаны беречь природу, охранять ее богатства, заботиться о сохранении исторических памятников и других культур-ных ценностей. Интернациональный долг гражданина РСФСР - со-действовать (развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению (всеобщего мира.

      Эти реальные права, свободы и обязанности граждан РСФСР укрепляют в них чувство гордости за свою свободную, действительно демократическую социалистическую Отчизну, освободившую трудя-щихся страны от эксплуатации, от национального и иного неравнопра-вия, впервые в мире построившую зрелое социалистическое общество.

      Главное направление в содержании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик - расширение и углубление советской социалистической общенародной демократии. Председатель Комиссии Верховного Совета РСФСР по подготовке проекта Конституции РСФСР, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС депутат М. С. Соломенцев в докладе на внеочередной седьмой сессии Верховного

      Совета РСФСР девятого созыва говорил: «Линия на последователь-ное углубление социалистического демократизма проходит через весь исторический опыт советского конституционного творчества, на-чиная с первых ленинских декретов. Социалистическая демократия открывает широкий простор для раскрытия и действенного проявления таланта, знаний, инициативы, энергии народа». 14

      Новые конституции союзных республик - это новый ответ лицемерным защитникам «прав человека» в США м других капиталисти-ческих странах, новое доказательство реальности (надежд народов этих стран на лучшее будущее.

      Из союзных республик, объединенных в Союз ССР, Россий-ская является федеративной, что обусловливает значительную специ-фику ее Конституции, особенно в национально-государственном и административно-территориальном устройстве республики (раздел III), в структуре и полномочиям ее высших и местных государственных ор-ганов (разделы TV, V, VI, VII, VIII, IX), а также в ряде иных во-просов.

      РСФСР - суверенное советское социалистическое государство, ко-торое в щелях успешного строительства (коммунистического общества, укрепления экономического и политического единства, обеспечения безопасности и обороны страны, в результате свободного самоопреде-ления наций, на основе добровольности и равноправия вместе с дру-гими советскими социалистическими республиками объединилась в Со-юз Советских Социалистических Республик - единое союзное много-национальное государство.

      Исходя из этого РСФСР обеспечивает за Союзом ib лице его выс-ших органов государственной власти и управления права, определен-ные ст. 73 Конституции СССР. Вне пределов, указанных в этой (ста-тье, РСФСР самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории и сохраняет за собой право свободного выхода из СССР. Территория республики не может быть, изменен а без ее согласия.

      РСФСР? наиболее многонациональная в стране. Кроме русских, составляющих более 82,% ее населения, в республике проживают свы-ше 100 других национальностей. 15 В ней состоят 16 автономных рес-публик, имеется 6 краев, 49 областей, 2 города (республиканского под-чинения (Москва и Ленинград), 15 автономных областей 16 и 10 авто-номных округов. 17

      В ст. 72 Конституции РСФСР в полном соответствии со ст. 73 Конституции СССР определены основные вопросы ведения республи-ки в лице ее высших органов государственной власти и управления. Кроме того, РСФСР определяет свое краевое, областное, окружное, районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства. Республика участвует в решении вопросов, от-несенных к ведению Союза ССР, в Верховном Совете СССР (в его обе палаты от РСФСР избираются депутаты иго (нормам, указанным в ст. 110 Конституции СССР), в Президиуме Вер данного Совета СССР (в него от РСФСР избирается один из заместителей Председателя), в Правительстве СССР (ib его состав входит по должности Председа-тель Совета Министров РСФСР) и других органах Союза ССР. По запросам, относящимся к ее ведению, РСФСР (координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений н организаций союз-ного подчинения.

      РСФСР имеет право вступать в отношения с иностранными госу-дарствами, участвовать в деятельности международных организаций. Конституция определяет остовы правового статуса автономной республики. АССР - Советское социалистическое государство, находящееся в составе РСФСР и иве пределов прав Союза ССР и РСФСР самостоятельно решающее вопросы, относящиеся ж его ведению. Автономная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции РСФСР и учитывающую особенности автономной республики.

      В Конституции РСФСР определяются основы правового статуса
      автономной области. Она состоит в РСФСР и входит в край. Закон об автономной области принимается Верховным Советом РСФСР по представлению (Совета народных депутатов автономной области. За ее органами государственной власти и управления обеспечивается право сношения с органами государственной власти и управления РСФСР как через (краевые органы, так и непосредственно. Конституция указывает, что автономный округ находится в составе края или области. Закон об автономных округах принимается Верховным Сове-там РСФСР.

      На основе принципа демократического централизма в Конституции республики отражена единая система ее государственных органов, сроки их полномочий, порядок образования, основы компетенции и порядок подчинения.

      В соответствии с Конституцией СССР 1977 г. (в отличие от Конституции РСФСР 1937 г.) срок полномочий Верховного Совета РСФСР и Верховных Советов автономных республик увеличен с четырех до пяти лет, срок полномочий местных Советов - с двух до двух с половиной лет.

      Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

      Все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными во все Советы народных депутатов (по Конституции РСФСР 1937 г. депутатом Верховного Совета РСФСР и депутатом Верховного Совета АССР мог быть избран гражданин, достигшим 21 года). В соответствии с Конституцией СССР зафиксировано новое правило, согласно которому гражданин РСФСР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов.

      Конституция отразила основные полномочия, права и обязанности народных депутатов.

      Высшим органом государственной власти РСФСР является Верховный Совет РСФСР.

      Законы РСФСР принимаются Верховным Советом РСФСР или народным голосованием (референдумом), проводимым по его ре-шению.

      Изменена организация выборов ib Верховный Совет РСФСР Вме-сто выборов по норме: один депутат на 150 тыс. населения (в Верхов-ный Совет девятого созыва избрано 904 депутата), установлено, что Верховный Совет РСФСР состоит из 975 депутатов, избираемых по избирательным округам также c равной численностью населения.

      Право законодательной инициативы в Верховном Совете РСФСР предоставлено Президиуму Верховного Совета РСФСР, Совету Ми-нистров РСФСР, автономным республикам в лице их высших органов государственной власти, постоянным и иным комиссиям Верховного Совета РСФСР, его депутатам, Верховному суду РСФСР, Прокурору РСФСР, а также общественным организациям ib лице их общесоюз-ных и республиканских органов.

      Проекты законов и другие важные вопросы государственной жиз-ни республики решением Верховного Совета РСФСР либо его Прези-диума могут быть вынесены на народное обсуждение.

      Все эти и другие изменения в организации деятельности Вер-ховного Совета РСФСР (способствуют укреплению его связи с наро-дом, дальнейшей активизации деятельности депутатов, постоянных и юных комиссий.

      Очередные сессии Верховного Совета РСФСР, так же как и ра-нее, будут созываться два раза в год. В связи с этим он избирает свой постоянно действующий орган - Президиум Верховного Совета, под-отчетный ему во всей деятельности и осуществляющий в пределах пре-дусмотренных Конституцией функции высшего органа государствен-ной власти РСФСР в период между его сессиями. Количество членов Президиума увеличивается с четырнадцати до двадцати человек. Ст. ст. 115 и 116 Конституции значительно расширяют полномочия этого органа.

      Повышается роль постоянных комиссий Верховного Совета. Пре-дусмотрено также, что Верховный Совет РСФСР создает, когда соч-тет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по лю-бому вопросу. В связи с осуществлением контроля за деятельностью всех подотчетных Верховному Совету государственных органов он об-разует Комитет (народного (контроля, возглавляющий систему органов народного контроля в РСФСР.

      Конституция предусматривает принятие Регламента Верховного Совета РСФСР.

      Высшим исполнительным и распорядительным органом государст-венной власти РСФСР является Совет Министров - Правительство РСФСР, образуемое в соответствии со ст. 123 Конституции.Верхов-ным Советом, перед которым он ответствен и подотчетен. В период между сессиями Верховного Совета Совет Министров РСФСР ответ-ствен перед Президиумом Верховного Совета, которому подотчетен.

      Важное значение имеет положение Конституции о том, что Совет Министров регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом РСФСР. Конституцией установлены основные полномочия Правительства РСФСР. Для решения вопросов, связанных с обеспе-чением руководства народным хозяйством, и других вопросов государ-ственного управления, в качестве постоянного органа Совета Минист-ров действует его Президиум.

      Конституцией определяются основы полномочий союзно-республи-канских и республиканских министерств, государственных комитетов РСФСР и порядок подчинения этих органов.

      Компетенция Совета Министров РСФСР и его Президиума, по-рядок их деятельности, отношения Совета Министров с другими государственными органами, а также перечень союзно-республиканских и республиканских министерств и государственных комитетов РСФСР определяются и а основе Конституции Законом о Совете Министров РСФСР.

      Конституцией определены основы организации и деятельности выс-ших органов государственной власти и управления автономной рес-публики.

      На основе Конституции СССР и конституций Российской, Узбек-ской, Грузинской и Азербайджанской союзных республик всенародно обсуждены и будут приняты конституции состоящих в них автономных республик. «С их принятием, - сказал Л. И. Брежнев, - будет завер-шена большая и напряженная работа по конституционному оформле-нию общественной и государственной жизни зрелого социализма, по созданию фундамента всей системы законодательства общенародного государства». 18

      Наиболее разветвленную, непосредственно связанную с гражда-нами демократически централизованную систему органов государст-венной власти в РСФСР представляют собой местные Советы народных депутатов - краевые (их в республике? 6), областные (49), авто-номных областей (5), автономных округов (10), районные (1783), го-родские (всего 996, из них республиканского, областного, окружного подчинения - 541, районного подчинения-454), «районные городские (314), поселковые (2015), сельские (22710). 19

      Конституция определила важную роль местных Советов народных депутатов в решении всех вопросов местного значения, в проведении в жизнь решений вышестоящих государственных органов, в руковод-стве на своей территории государственным, хозяйственным и социаль-но-культурным строительством, в обеспечении соблюдения законов, в охране государственного и общественного порядка, прав граждан, в со-действии укреплению обороноспособности страны.

      Она возложила на них контроль за соблюдением законодательст-ва расположенными на их территории предприятиями и организациями вышестоящего подчинения, координацию и контроль их деятельности по ряду вопросов.

      Местные Советы осуществляют юною деятельность в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, выносят наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, (вовлекают их в ра-боту постоянных комиссий, исполнительных комитетов и других под-отчетных Советам органов, содействуют работе местных добровольных обществ и развивают общественную самодеятельность населения.

      Сессии местных Советов, кроме поселковых и сельских, созыва-ются не реже четырех раз в год, сессии поселковых и сельских Сове-тов - не реже шести раз в год.

      Повышается роль постоянных комиссий местных Советов.

      Конституция установила, что исполнительные комитеты, являю-щиеся исполнительными и распорядительными органами местных Со-ветов народных депутатов, не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также и а собраниях трудовых «кол-лективов и по месту жительства граждан.

      Конституция установила порядок непосредственной подотчетности, основы компетенции исполнительных комитетов, а также основы образования и подчинения отделов и управлений (исполнительных (комите-тов. Перечень их отделав и управлений и порядок образования уста-навливаются законодательством Союза ССР, РСФСР и автономных республик.

      Вытекающее из новой Конституции РСФСР изменения и допол-нения предстоит внести в действующие законы республики о сельском, поселковом, городском, районном, в городе, районном Советах, а также на основе Конституции СССР и РСФСР принять законы в других звеньях местных Советов народных депутатов.

      Исходя из роли планирования как главного инструмента реали-зации экономической политики партии и государства Конституция в разделе VIII отражает основные положения о цели и содержании перспективных и текущих планов экономического и социального раз-вития республики, порядке их разработки, обсуждения и утверждения, а также организации их выполнения и отчетности о выполнении. Тем же разделом установлены основные положения о содержании, порядке разработки и отчетности об исполнении государственного бюджета РСФСР.

      Раздел IX Конституции («Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор») содержит основополагающие нормы, определяющие принци-пы организации и деятельности государственных органов, обеспечива-ющих строгое соблюдение ленинского принципа социалистической за-конности в РСФСР.

      Правосудие осуществляется только судами, образуемыми на на-чалах выборности судей и народных заседателей, которые ответствен-ны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть отозваны в установленном законом порядке.

      Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осущест-вляется коллегиально; в суде первой инстанции - с участием народ-ных заседателей, пользующихся при осуществлении правосудия всеми правами судии. Судьи и народные заседатели независимы и подчиня-ются только закону. Эти и другие демократические принципы совет-ского правосудия способствуют полному соответствию деятельности судебных органов ib республике интересам общества и личности, ох-ране от всяких посягательств закрепленного Конституцией обществен-ного и государственного строя, прав и свобод граждан, прав и охра-няемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций.

      Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреж-дениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража.

      Высший надзор за точным и единообразным исполнением зако-нов субъектами права, перечисленными в ст. 176 Конституции, осуще-ствляется как Генеральным прокурором СССР непосредственно, так и через подчиненного ему Прокурора РСФСР и нижестоящих прокуро-ров. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Гене-ральному прокурору СССР.

      Советская прокуратура выполняет важные функции по дальней-шему укреплению социалистической законности. Одна из ее централь-ных задач - осуществление надзора за тем, чтобы все законы и иные акты государственных органов РСФСР издавались на основе и в со-ответствии с Конституцией РСФСР, как этого требует ст. 184.

      Немаловажным является введение государственного гимна РСФСР, утверждаемого Президиумом Верховного Совета республики.

      Принятие новых советских конституций развитого социалистического общества выдвинуло перед общей теорией государства и права, всеми отраслями советской юридической науки и особенно перед нау-кой советского государственного (конституционного) права множе-ство (новых задач в разработке как общих, так и частных теоретиче-ских проблем, а также практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию (Социалистической демократии и укреплению со-циалистической законности, по приведению текущего законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией СССР, 20 текущего законо-дательства союзных республик в (соответствие с новыми конституциями.

      Одной из центральных задач советской юридической науки оста-ется участие в подготовке Свода законов СССР и сводов законов союз-ных республик. Постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР от 23 марта 1978 г. «Вопросы Свода законов СССР» одобрены схема и основные принципы форми-рования материалов Свода. Утвержден план подготовки и издания Свода, одобрен перечень актов, подлежащих разработке и включению в Свод. В выполнении этой широкой программы активное участие при-званы принять советские юристы - ученые и практические работники. 21

      Вместе с тем неотложной задачей является составление новых учебных пособий по советскому государственному (конституционному) праву, внесение необходимых изменений и дополнений в пособия по общей теории государства и права, а также отраслевым юридическим наукам.

      Научная и издательская работа в области правоведения нуждает-ся в совершенствовании ее планирования и координации, что позволит наиболее эффективно использовать творческие возможности уче-ных юристов, повысить уровень подготовки кадров правоведов в стране.

      Все предыдущие конституции РСФСР были могучим орудием строительства социализма - первой фазы коммунистического общест-ва в Российской федерации. Взаимодействуя с Конституцией СССР, на основе которой они принимались, а также с конституциями других союзных республик, конституция РСФСР активно способствовали реализации внутренней и внешней политики КПСС и Советского госу-дарства. Новая Конституция республики, закрепляющая победу раз-витого социализма, с возросшей силой (служит делу строительства высшей фазы коммунизма в нашей стране, делу мира, демократии и социализма во воем мире.

      1 См.: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 марта 1978 г. (Ве-домости Верховного Совета РСФСР, 1978, № 11, ст. 290).

      2 См.: СУ РСФСР, 1918, № 51, ст. 582.

      3 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 535.

      4 См.: Вестник ЦИК, СНК и СТО Союза ССР, 1924, № 2, ст. 21.

      5 См.: СУ РСФСР, 1925, № 30, ст. 218.

      7 См.: СУ РСФСР, 1937, № 2, ст.11.

      8 См.: СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1977 года. At, 1977, с. 13, 25.

      9 См.: Народное хозяйство СССР за 60 лет. Юбилейный статистический ежегодник. М., 1977, с. 202, 279.

      10 Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 6. М., 1978, с. 533.

      11 Соломенцев М. Российская федерация: осуществление социально-эконо-мической программы партии. - Коммунист, 1978, № 5, с. 30.

      13 Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 6, с. 381.

      14 Соломенцев М. О проекте Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и итогах его всенародного обсуждения. - Советская Россия, 1978, 11 апр.

      15 См.: Союз равных. Справочник. М., 1972, с. 16-17.

      16 Адыгейская автономная область находится в составе Красноярского края, Горно-Алтайская - в составе Алтайского края, Еврейская - в составе Хабаровского края, Карачаево-Черкесская - в составе Ставропольского края, Хакасская- в соста-ве Красноярского края.

      17 Агинский Бурятский автономный округ находится в составе Читинской обла-сти, Коми-Пермяцкий - в составе Пермской области, Корякский - в. Камчатской об-ласти, Ненецкий - в Архангельской области, Таймырский (Долгано-Ненецкий) - в Красноярском крае, Усть-Ордынский Бурятский - в Иркутской области, Ханты-Мансийский - в Тюменской области, Чукотский - в Магаданской области, Эвенкийский - в Красноярском крае, Ямало-Ненецкий - в Тюменской области.

      18 Выступление Л. И. Брежнева на заседании Президиума Верховного Совета СССР 16 мая 1978 г.- Правда, 1978, 17 мая.

      19 См.: СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1977 года, с. 16.

      20 См. по этому вопросу постановление Президиума Верховного Совета СССР от 12 декабря 1977 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1977, № 5,1, ст. 764), а также постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1977 г. (СП СССР, 1978, № 2, ст. 8).

      21 См.: Ведомости Верховного Совета СССР, 1978, № 15, ст. 239.

    Информация обновлена :11.12.2003

    Сопутствующие материалы:
    | Книги, статьи, документы