Есть ли иконы с изображением апостолов евангелистов. Электронный журнал "православный поклонник на святой земле"

Чудотворцы Петр и Павел - две противоположности друг другу, две опоры веры и праведности. Каждый из апостолов поможет укрепить веру, преодолеть трудности и терзания души.

Жизни Петра и Павла были различны, но их объединило общее — верность и любовь к Спасителю. Первоверховные апостолы приложили огромные усилия для распространения христианского вероисповедания. Они обратили ко Христу многих, за что были канонизированы. Глубоко верующие люди неустанно просят Петра и Павла о помощи подле их иконы. Изображенным на святыне апостолам можно молиться как вместе, так и по отдельности. Каждый из апостолов услышит вас и поможет в любых богоугодных начинаниях.

Путь к вере у Петра и Павла был разный. Но горячая любовь и неподдельная верность Богу возвысили их и соединили вместе. Став неразлучными, главные христианские апостолы уберегли многих от безверья и страшного грехопадения. Учителя среди учителей обратили ко Христу не одну тысячу заблудших душ.

Петр — рыбацкий сын, который впоследствии стал свидетелем всех событий жизни Спасителя. Трижды отрекшийся от учения Господа, он каждый раз в покаянии возвращался обратно, став основоположником христианского вероисповедания.

Павел был злейшим противником Сына Божьего. При жизни он повсеместно преследовал и зверски убивал христиан. Его ораторские способности, грамотность и знатное происхождение разжигали ненависть к Христу среди знати и обычных людей. Столь яростное сопротивление Павла сменилось на пламенную любовь к Богу.

Именно Павла и Петра избрал сам Иисус для продолжения своей миссионерской деятельности. Два апостола, вдохновенный бедняк и оживленный деятель, получили дар нести слово Божие дальше. Первоверховные апостолы приняли мученическую смерть вместе. В четвертом веке в их честь в Риме был воздвигнут храм, а сами праведники стали оплотом веры.

Где находится образ

Петр и Павел — общеизвестные апостолы, почитаемые во всех разновидностях христианства. Конечно же, их изображения, иконы, фрески можно встретить в каждом храме. Во многих городах России есть церкви, выстроенные в честь учеников Христовых. Наиболее распространенные списки иконы можно встретить в следующих соборах:

  • храм Петра и Павла в городе Москве хранит в себе не только образ святых, но и останки первоверховных апостолов, привезенных из Рима;
  • храм Святых апостолов Петра и Павла в городе Сестрорецке, который находится недалеко от Санкт-Петербурга;
  • собор Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Новотроицк;
  • Московский храм Воскресения Христова.

Описание иконы

Петра и Павла в иконописи принято изображать вдвоем. Древние иконописцы пытались передать на данном образе духовное братство, обретенное в вере, которой связаны все приверженцы христианства . По сохранившимся фрескам первоверховных апостолов были заложены основные каноны написания их образов.

В древние века лики святых на иконе изображались лицом к зрителям, позднее их лица стали писать обращенными друг к другу. В левой руке Петра присутствует связка ключей от рая. Павел же держит посох и книгу со своими трудами. Благодаря этим отличительным особенностям святых невозможно перепутать.

В чем помогает икона Петра и Павла

Молитва подле иконы Петра и Павла обращает в прах любые колебания в вере. Святые спасают от маловерия, заблуждений, грехопадения. Каждый из апостолов покровительствует различному, но любые ваши прошения будут услышаны и поддержаны.

Апостол Павел помогает раскаявшимся безбожникам, иноверцам и тем, кто начал утрачивать веру. Молитвы, обращенные к нему, исцеляют от душевных и физических болезней. Также святой покровительствует обучению, в особенности усвоению сложных наук. Апостол Петр поддержит вас в открытии собственного дела, придаст трудолюбия, целеустремленности и финансовой удачи.

Молитва перед иконой Петра и Павла

«О, святые апостолы Петр и Павел, не отрекайтесь от нас, грешных рабов Божьих (имя). Не допустите нашей разлуки с любовью Господа. Станьте крепкими заступниками веры нашей. Умолите Бога о заступничестве и прощении грехов. Да истребит пусть Господь все безмерные грехи его рабов. Аминь».

День почитания иконы

День празднества иконы совпадает с почитанием святых Петра и Павла . Торжество было установлено в четвертом веке, практически сразу после страшной казни угодников Божьих. 12 июля по новому стилю все христиане отмечают день памяти первоверховных апостолов.

Жизнь праведных апостолов Петра и Павла является воплощением христианской веры и единства. Самостоятельно искоренив в себе неверие и злость, встав на путь истинного предназначения, ученики Христа обратили в веру огромное количество людей. Слова покаяния , произнесенные подле иконы Петра и Павла, избавят вас от тяжелого бремени и направят вашу жизнь по верному курсу. Будьте счастливы, крепкой веры, и не забывайте нажимать на кнопки и

Изображения Апостолов известны с III - IV веков. В ранний период существовало несколько типов иконографии: юные и безбородые, как и характерный для этого времени образ юного Христа (катакомбы Домитиллы, кон. III - сер. IV в.)

Некоторые с ярко выраженными портретными чертами: ап. Петр - с короткими седыми волосами и бородой; ап. Павел - с высоким лбом и длинной темной бородой (катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.; Претекстата, Комодиллы, IV в.; ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.).

Христос на троне в окружении апостолов Петра и Павла. Катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV века

Апостол Андрей - с седыми взъерошенными волосами и короткой бородой. Ораторий Архиепископской капеллы в Равенне, 494-519 годы

Мозаика Церкви Санта-Пуденциана в Риме, около 400 года

С VI в. Апостолы стали изображаться с нимбами. На ниже представленной мозаике апостолы облачены в белые туники с клавами и паллиумы, нижние углы которых часто украшены литерами I, Z, N, H, Г, ноги босые или в сандалиях.

Апостол Андрей (в центре). Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, около 520 года

В период средневековья индивидуальные особенности облика становятся характерными для мн. Апостолов: апостолы Филипп и Фома представлены юными, безбородыми. Например, мозаики кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (550-565), ап. Иоанн Богослов в евангельских сюжетах - юным, в композиции Успения Божией Матери, в изображениях с учеником сщмч. Прохором на островеве Патмос, в единоличных иконах - старцем. Как правило, цвета одеяний А. традиционны, напр. синий хитон и охристый гиматий у ап. Петра, вишневый гиматий у апостола Павла.

Атрибутами Апостолов являются свитки как образ христианского учения, у евангелистов - кодексы (иногда у всех А., как в капелле пр Аполлония в Бауите (Египет), VI век

Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Роспись из монастыря Бауит, VI-VII века

Также атрибутами апостолов был крест как орудие победы (у апостолов Петра и Андрея обычно кресты на длинных древках), а также венок - символ победы. Например, мозаики баптистерия Православных в Равенне, середина V века, Арианского баптистерия в Равенне, около 500 года. Возможно и сочетание - крест и венок - рельеф саркофага "Ринальдо" в Равенне, V века.

Отличительный атрибут апостола Петра, согласно евангельскому тексту - ключи (Мф 16.:19), появились с середины IV века. Например, мозаика Церкви Санта-Констанца в Риме, IV век.

Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенн

Известны изображения Апостолов с предметами, которые упоминаются в евангельских чудесах, напр. с корзиной хлеба и рыбой, саркофаг, IV ве. (Музей Лапидарий. Арль).

До запрещения символических изображений 82-м правилом Трулльского собора (692) были широко распространены образы апостолов-агнцев: перед вратами или выходящими из врат Вифлеема и Иерусалима: Церковь Санта-Мария Маджоре в Риме, (432-440 годы), Церковь святых Космы и Дамиана в Риме (526 -530 годы), Церковь Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (549 год), рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (V век).

***

  • О святых иконах в вопросах и ответах - Библиотека православного христианина
  • Православная Церковь и сектанты. Святые иконы. Святой Крест. Крестное знамение - протоиерей Дмитрий Владыков
  • Иконопочитание в Православии - митрополит Макарий Булгаков
  • Мир иконы - диакон Андрей Кураев
  • Икона в русской словесности XIX - XX веков - Валерий Лепахин
  • Развитие иконографии князя Владимира - Валерий Лепахин
  • Православие и иконопочитание - Сергей Говорун
  • Почем баптистский опиум для народа?! или Зачем баптисты лгут об иконопочитании? - Александр Пикалев
  • Первое послание святого отца нашего Григория , папы римского, к императору Льву Исаврянину о святых иконах
  • Втрое послание святого отца нашего Григория, папы римского, к императору Льву Исаврянину о святых иконах
  • Против лютеран - Слово о поклонении святым иконам - преподобный Максим Грек
  • Психологический символизм жестов в христианской иконографии - иерей Дмитрий Юревич
  • Почему так много икон Богородицы? - Ирина Языкова

***

Наиболее распространенным типом апостольских композиций является изображение 12 Апостолов, окружающих Христа, в основе которого лежит евангельская символика числа 12, связывающая ветхозаветные (12 патриархов, 12 колен Израилевых) и эсхатологические образы (12 врат Небесного Иерусалима).

Ранняя иконография сцены (катакомбы Домитиллы, кон. III - сер. IV в., рельеф серебряного реликвария из Сан-Надзаро в Милане, IV в., рельеф реликвария, сер. IV в. (Музей в Брешии), - представлено 6 Апостолоами) восходит к античным изображениям философа в окружении учеников (напр., "Плотин с учениками" - рельеф саркофага (270 год).

С IV века композиция двенадцати апостолов известна в росписях алтаря, например, конха апсиды Церкци Сан-Лоренцо в Милане (I V век), и также Церковь Санта-Пуденциана в Риме (400 год).

Мозаика Христос и апостолы. Конха апсиды Церкви Сан-Лоренцо в Милане, IV век

В рельефах саркофагов фигуры 12 А. могут располагаться по сторонам стоящего или сидящего на престоле Иисуса Христа: каждая под отдельной аркой. Саркофаг, IV век (Арль, Франция). И также попарно - саркофаг Проба из собора ап. Петра в Риме (395 год), или группами по 3, 4, 5 (саркофаг из Церкви святого Иоанна Студийского в К-поле, V в.).

Апостолы. Саркофаг Проба из собора апостола Петра в Риме, 395 год

В центре апостольского ряда также может изображаться Богоматерь с Младенцем (капелла преполобного Аполлония в Бауите (Египет), где изображено 14 А., VI в.) и Этимасия (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, около 520 года).

Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне

С сер. IV в. получает распространение композиция "Traditio Legis" (Даяние закона), символизирующая Божественную полноту учения Церкви, получаемого от Иисуса Христа.

В центре - стоящий на горе с 4 райскими реками (Быт 2. 10) Спаситель с поднятой правой рукой (жест триумфа) и развернутым свитком в левой, слева - ап. Павел, справа - ап. Петр (мозаика ц. Санта-Констанца в Риме, сер. IV в., роспись золотом на донышке стеклянной евхаристической чаши, IV в. (Музеи Ватикана)).

Мозаика Церкви Санта-Констанца в Риме (середина IV века)

Двенадцать апостолов. Саркофаг (около 400 года) в Церкови Сант-Амброджо в Милане

Иисус Христос на престоле передает свиток ап. Павлу. Саркофаг из Церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, V век

В конце V - VI веков изображения 12 Апостолов в медальонах помещались в пространстве алтаря. Например, Архиепископская капелла в Равенне; Церковь Сан-Витале в Равенне (около 547 года) - на арках алтарного свода; Кафоликон монастыря вмц. Екатерины на Синае (565-566 год) - в апсиде; Церовь Панагии Канакариас в Литрангоми в Кипре (2-я четв. VI века) - на триумфальной арке).

Апостол Андрей. Мозаика, VI век. Базилика Сан-Витале в Равенне

В VI в. появляется иконография "Причащение апостолов".

В послеиконоборческий период в византийском искусстве складывается система храмовой декорации, в которой определенное место занимают изображения Аапостолов.

Фигуры в рост помещались в простенках барабана, в парусах - евангелисты (например мозаики собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.).

12 Апостолов изображались на предметах литургического обихода: фигуры в рост представлены на рельефах створок дверец Большого Сиона (Иерусалима) новгородского Софийского собора - серебряной дарохранительницы в виде модели храма-ротонды (1-я четв. XII в. НГОМЗ) и Большого сиона Успенского собора Московского Кремля (XII в., XIII в., 1485 г. ГММК); изображения украшают т. н. Малый саккос митр. Фотия (сер. XIV-XVII (?) в. ГММК); эмалевые дробницы с полуфигурами А. (8 медальонов) на епитрахили (кон. XIV - нач. XV в. СПГИХМЗ).

Фигуры апостолов. Большой Иерусалим или Большой Сион (1-я четв. XII века)

Фигуры апостолов. Большой Сион Успенского собора, 1486 год

Малый Саккос Митрополита Фотия (передняя сторона). Успенский собор Московского Кремля, конец XIV - начало XV ка

12 Апостолов входили в состав т. н. апостольского деисуса (икона, XII в. из Монастря вмц. Екатерины на Синае), а также представлены в композициях "Собор двенадцати апостолов" (икона, XIV века), "Отослание апостолов на проповедь" (Токалы-килисе (Каппадокия), икона 900-950 годов, Церковь в Тимотесубани (Грузия), XIII век. и клеймо иконы "Похвала Богоматери с Акафистом", XIV века.

Собор двенадцати апостолов. Византийская икона, XIV век

Изображения апостолов на клеймах иконы "Похвала Богоматери, XIV век

Апостолы. Фрески Церкви Св. Троицы монастыря Сопочани (Сербия), около 1265 года

На Руси в XV-XVII вв. получил распространение вариант композиции "Собор двенадцати апостолов" в виде лозы, в верхней части к-рой представлен поясной деисус, а в завитках - полуфигуры А. (икона-таблетка, XV в., икона, XVI в., фреска Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., икона, XVII в., из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры). Этот иконографический извод, имеющий сходство с композициями "Древо Иессеево" и "Лоза Христова", вошел в рус. иконописные подлинники, напр. Большаковский, XVIII в.

Собор двенадцати апостолов в виде лозы. Большаковская икона, XVIII век

12 Апостолов, среди которых главенствующее положение занимают первоверховные апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников Иисуса Христа Павел, а также евангелисты Лука и Марк, относящиеся к А. из числа 70, изображаются в сценах евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в композициях "Успение Богоматери", "Страшный Суд", "Евхаристия".

Число 12 в этих изображениях сохраняется неизменным, т. к. символизирует полноту Церкви.

Состав А. в этих композициях может варьироваться.

Помимо 12 Апостолов традиционны и изображения апостолов Петра и Павла, образ которых также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида Церкви святых Космы и Дамиана, 526-530, триумфальная арка Церкви Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV в.), и 4 евангелистов (саркофаг, VI в. (Археологический музей. Стамбул), миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 10, 586 г.)).

Апостолы Петр и Павел. Церковь Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV век

В миниатюрах некоторых рукописей помимо евангелистов имеются соответствующие изображения А. перед каждым из посланий (Апостол. МГУ. Греч. 2, 1072 г., Син. 275, XII в.; Муз. 3648, XIII в.).

Апостол Павел. Миниатюры из "Деяния и Послания апостолов", 1072 год

Апостол Иоанн Богослов. Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью, XII век

Помимо единоличных изображений и иллюстраций евангельских эпизодов с VIII-IX вв. появляются циклы деяний и страданий Апостолов.

Согласно описанию Николая Месарита (Descr. 1-11, 13, 37-42), еще в VI в. в купольной мозаике Церкви Святых апостолов в Константиноле эпохи императора Юстиниана существовали изображения проповеди апостолов Матфея, Луки, Симона, Варфоломея и Марка.

В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129. Л. 17, сер. IX в.) представлены 12 А., проповедующие народам:

Сцены страданий Апостолов имеются в миниатюрах Слов Григория Богослова (Назианзина) (Paris. gr. 510), в мозаиках Церви Сан-Марко в Венеции, после 1200 года.

История апостола Павла представлена в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, около 1146-1151 гг., деяния апостолов Петра и Павла - в росписи Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского монастыря, 40-е гг. XII в., цикл деяний А. находится в росписи Церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348 год.

В стенописи, миниатюрах рукописей и иконах известны житийные циклы, в значительной мере опирающиеся на апокрифическую литературу.

Таковы росписи Церкви Богоматери монастыря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 гг., рус. житийные иконы кон. XV-XVII в. ("Св. Иоанн Богослов в житии", кон. XV-XVI в. (ЦМиАР), "Апостолы Петр и Павел с житием", XVI в. (НГОМЗ), "Ап. Матфей в житии", кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ)).

В XVII в. под влиянием западноевропейской традиции создаются образы на тему апостольских страданий, например, икона "Апостольская проповедь" мастера Феодора Евтихиева Зубова, написанная в 1660-1662 годы.

Апостольская проповедь. Икона, 1662 года. Иконописец Фёдор Евтихиев Зубов

В XVI - XVII веках в программу храмовой росписи помимо 12 Апостолов включались изображения 70 Апостолов, помещавшиеся на склонах арок под сводами (Спасо-Преображенский собор в Ярославле, 1563, Архангельский собор Московского Кремля, 1564-1565, Церковь Св. Троицы в Вязёмах (Московская обл.), ок. 1600, Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1669) или на своде паперти (Спасо-Преображенский собор московского Новоспасского монастыря, 1689).

Почитание Апостолов выразилось в посвящении им многочисленных храмов, как общих соборных (св. Апостолов в К-поле, VI в., Фессалонике, 1312-1315), так и тех, где находились их мощи и святыни, с ними связанные (соборы ап. Петра в Риме, III в., Сан-Марко в Венеции, XII - начало ХIII в.)

Нина Квливидзе

Основное в апостольской иконографии.

Лик апостолов. Мозаика Софии Киевской. XI век

К иконе всегда отношение особое, поскольку это священное изображение. Все знают, что оно символично. Но порой желание увидеть символику во всем, что изображено на иконе, заставляет людей домысливать о значении того или иного предмета. Мы попытаемся рассказать об этих предметах и если уж и не расставить все точки над «і», то хотя бы объяснить основы.

Поскольку есть некие общие атрибуты для разных групп святых, то и мы с целью упростить изложение несколько обобщим информацию. В этот раз расскажем об иконографии апостолов .

Они изображаются по-разному, с индивидуальными характерными особенностями. Например, Петр обычно носит короткие седые волосы и короткую бороду, Павел – черноволос, лысоват, с длинной заостренной бородой, Андрей – с седыми несколько взъерошенными волосами и бородой и т. д. Можно отметить, что такие портретные особенности в образах конкретных апостолов часто можно наблюдать и в самых ранних их изображениях, что, по всей видимости, свидетельствует об их историчности.

Апостолы Павел и Петр. Мозаика. V в. Италия. Равенна. мавзолей Галлы Плацидии

Одежда апостолов – усредненный традиционный наряд жителей эллинистического востока: хитон (нижняя длинная сорочка) и гиматий – род плаща, который драпировался поверх хитона. Так в античную эпоху часто рисовали философов. В групповых изображениях апостолов их одежды хотя и отличаются оттенками, тем не менее довольно типичны и однообразны. Таким образом подчеркивается равенство учеников Христа.

Страшный суд. Фрагмент. Апостолы. XV век. Фреска прп. Андрея Рублева. Успенский собор во Владимире

В руках апостолов мы обычно видим книжные кодексы или свитки – точно такие же, как и на иконах Спасителя. Порой доводилось слышать, что в такой манере изображают исключительно евангелистов или авторов Посланий апостольских. Это не всегда так. С книгой или свитком традиционно могли писать всех апостолов, ведь все они несли Евангелие – проповедь о Мессии-Спасителе. Вообще, книга или свиток на иконе – это чаще всего символ Слова Божия, которое несут людям пророки, апостолы или их наследники – святители. Хотя, конечно, любой предмет нужно воспринимать в его контексте.

Апостол Петр. Икона. Энкаустика. VI в. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Изредка отдельные апостолы могут иметь дополнительные атрибуты. Так, первоверховный апостол Петр часто изображается с двумя ключами. Основанием этому стали слова Христа, обращенные к апостолу Петру: «Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19).

Таким образом, два ключа символизируют духовную власть Церкви – «отпереть» или «запереть» врата Царства Небесного для каждого человека. Иногда этот символ в народном сознании упрощается и вульгаризируется, превращаясь в некие ключи от рая и ада, которыми якобы обладает именно апостол Петр. Не удивительно, что ключи в качестве непременного атрибута апостола Петра более характерны именно для западного христианства, где именно святой Петр стал считаться «князем апостолов», обладающим исключительным правом «вязать и решить», что активно использовали Папы Римские, объявившие себя преемниками апостола Петра и его власти. Ключи святого Петра воспринимаются в католицизме как символ самого папства, наравне с тиарой, и вошли в герб Римских Пап как выражение их претензий на господство над Церковью.

Апостол Петр с ключами. Икона. Фрагмент. XVI век. Мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе

Впрочем, слова Спасителя о ключах Царствия Небесного, согласно православной экзегетике, относятся не только к апостолу Петру. «То, что сказано Петру, сказано и прочим апостолам: дам тебе ключи Царства Небесного», – говорит, например, свт. Амвросий Медиоланский.

В раннехристианскую эпоху апостолов также часто изображали с длинным крестом в руках или венком – символами их победы над диаволом.

Апостолы Павел и Петр. Мозаика. V в. Италия. Равенна. Баптистерий православных

В поствизантийскую эпоху под влиянием западной традиции при создании образа апостолов стали чаще использовать буквальные символы их мученичества: например, апостол Павел с мечом, которым ему отсекли голову, а апостол Андрей Первозванный с характерным косым крестом в виде буквы Х, на котором, согласно преданию, его распяли.

Дмитрий Марченко

Двенадцать апостолов Иисуса Христа были основой Его церкви, не говоря уже о том, что некоторые из них даже написали Евангелия как свидетельства очевидцев. Поэтому неудивительно, что восточно-православные иконы, изображающие этих героев веры, настолько популярны среди христианских верующих и коллекционеров религиозных икон. Мы уже писали о том, как распознать некоторых на рукописных иконах, но позвольте нам предоставить дополнительную информацию, которая поможет вам в вашем поиске!

Святой Иаков Алфеев

Святой Иаков Алфеев, известный как Иаков Младший, обычно изображается с каштановой остроконечной бородой и вьющимися или волнистыми волосами. Как известно, в восточно-православной иконографии существуют несколько Иаковов. Вы уже знакомы со Св. Иаковом Старшим, сыном Зеведея, так что теперь вы знаете, как их различить. Однако Св. Иакова Алфеева можно также спутать со Св. Иаковом Праведным, «братом Господним». Последний был первым епископом Иерусалимским, и поэтому его обычно изображают в епископских одеяниях.

Святой Иуда

Не путать с Иудой Искариотом! Св. Иуда был братом Св. Иакова Алфеева и одним из двенадцати апостолов. Он также известен как Иуда Леввей, Иуда Фаддей, Иуда Иаковлев и даже «брат Господень». На православных иконах Св. Иуда показан как зрелый мужчина с кудрявыми каштановыми или седыми волосами и бородой. Кроме того, на некоторых известных религиозных иконах он держит свиток с цитатой из своего Библейского Послания.

Святой Филипп

Св. Филипп славится своим теплым сердцем, миссионерским инстинктом и простой верой в Господа. Он был одним из первых апостолов, которые признали Иисуса Христа Мессией и немедленно откликнулись на Его призыв. Более того, именно благодаря ему крест стал символом Христианства. По этим причинам восточно-православные иконы с изображением Св. Филиппа являются одними из самых популярных и любимых. Выдающегося апостола обычно изображают как безбородого молодого человека, иногда держащего свиток.

Иуда Искариот

Предатель Иуда Искариот, конечно, не является святым, но он был одним из первых двенадцати апостолов, и поэтому изображен на некоторых известных религиозных иконах. Например, на старинной иконе «Тайная Вечеря» Иуда Искариот показан как темноволосый мужчина с бородой, опустивший свою руку в блюдо. Однако на других православных иконах он обычно изображается безбородым молодым человеком, таким как Св. Фома, Св. Филипп или Св. Иоанн. Кроме того, Иуда Искариот – единственный апостол, который всегда изображен без нимба над головой.

Святой Матфий

Св. Матфий был выбран верующими как замена Иуде Искариоту после его предательства Иисуса Христа и самоубийства. На восточно-православных иконах святых его обычно изображают как седовласого пожилого мужчину. Считается, что задолго до того, как стать учеником Христа, Св. Матфий уже был зрелым человеком, что делает его самым старшим среди двенадцати апостолов.

Это самая важная информация, которая может помочь вам распознать святых апостолов на знаменитых религиозных иконах. Однако не забывайте, что в каждом правиле всегда есть исключения. Поэтому, если у вас возникли какие-либо сомнения, не стесняйтесь связаться с нашими экспертами по православной иконографии.

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный тур, IX класс, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:


1. Кто автор слов: «Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нём никогда не может быть отчуждения» ?

А. Александра Федоровна Романова

Б. Елизавета Федоровна Романова

В. Император Николай II

Г. Святой Иоанн Кронштадтский

2. У А.А. Ахматовой есть такие сроки: «Я в этой церкви слушала Канон Андрея Критского в день строгий и печальный» . Каким постом читается канон, о котором написано в стихотворении?

А. Великий В. Рождественский

Б. Петровский Г. Успенский

3. Излюбленным местом летнего отдыха царской семьи Романовых был…

А. Дальний Восток

Б. Кавказ

В. Краснодарский край

4. Кому принадлежат строки «Целому морю - нужно все небо, Целому сердцу - нужен весь Бог» ?

А. Ахматова А.А. Г. Мандельштам О.Э.

Б. Гумилев Н.С. Д. Цветаева М.И.

В закладке первого камня собора святого Александра Невского 1 марта 1891 участвовала императрица Мария Феодоровна. Освящение собора происходило 4 декабря 1902 года в присутствии императора Николая II и его семьи. В память какого события был заложен этот храм?

А. В память десятой годовщины с момента гибели Александра II

Б. В честь вступления на трон Александра III

В. В честь наступления нового столетия

Г. В честь чудесного спасения императорской семьи во время крушения поезда

В чем особенность Владимирского собора на Центральном городском холме в Севастополе?

А. В том, что он является усыпальницей адмиралов

Б. В том, что сам император участвовал в строительстве

В. В том, что это единственный храм в городе

Г. В том, что этот храм построен в честь князя Владимира и является единственным в Крыму храмом этого святого

«Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем»?

А. А.К. Толстой

Б. А.С. Пушкин

В. Вел.князь К.К. Романов (К.Р.)

Г. М.Ю. Лермонтов

Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?

А. Вознесенский собор

Б. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

В. Спас на Крови

Г. Храм Всех святых, в Земле Российской просиявших

Какое из понятий не относится к типу иконографии Пресвятой Богородицы?

А. Елеуса

Б. Одигитрия

В. Оранта

Церемония освящения основания Большого Ливадийского дворца была приурочена к 23 апреля (по старому стилю) - дню тезоименитства императрицы Александры Федоровны». Как по-другому можно назвать этот день?

А. Именины

Б. День венчания на царство

В. День рождения

Г. День рождения первого наследника


ЗАДАНИЕ 2.Рассмотрите иконы святых Апостолов.

Каждый из них изображен пишущим Евангелие.

В Новом Завете на первом месте обычно располагают Евангелие того Апостола, рядом с которым на данных иконах изображен Ангел. В других случаях вместо Ангела изображен человек - в ознаменование того, что в этом Евангелии повествуется о происхождении Спасителя по человечеству.

На втором месте располагают Евангелие того Апостола, рядом с которым изображен лев, т.к. это Евангелие начинается словами о «гласе вопиющего в пустыне».