Святая кудрявцева евдокия ивановна история. Блаженная дуняша

Иоанн, в миру - Иван Федорович Мелехин, одет очень скромно, без церковного изыска. Он сух, сед, очень подвижен, а смуглое лицо и карие глаза за стеклами очков в роговой оправе хранят восторг и истинную благость о высоко поучительных делах православного подвижничества Дунюшки, ее пламенной веры в Бога и беззаветной любви к ближним. И по сей день к ее могиле идут люди. И по сей день она дает покой страждущим, исцеляет больных и увечных.

Отец Иоанн в это свято верит. Он строг в делах, открыт к общению. Но, увы, эта его открытость, смелость, порою резкость и прямота в суждениях не всем по душе, и потому кое-кто считает его человеком неуживчивым и скандальным.

В 1996-1997 годах протоиерей Иоанн Мелехин руководил реставрационными работами Свято-Троицкого собора в Троицке, того самого главного городского храма, где когда-то побывала Дунюшка. Тогда она, помолившись, положила кирпич на его развалины и сказала: "Это мой пай в восстановление храма".

За девять месяцев протоиерей Иоанн фактически поднял собор из руин. Как-то сюда заглянули проектировщики, предложили по новому их проекту укоротить смету реставрации. Отец Иоанн выразился резко:

Этот собор не нуждается ни в проектах, ни в проектантах, потому что сотворен он милостью божьей по самому совершенному проекту.

За это Иоанн впал в немилость, местные власти не позволили ему закончить реставрацию Свято-Троицкого собора.

Подвижническая натура отца Иоанна не ищет покоя. Он едет в село Чудиново, где сохранилась единственная на весь Октябрьский район Свято-Вознесенская церковь, и приступает к ее реставрации. И вот она восстановлена - уютная, белокаменная, с великолепной росписью по стенам и своду купола.

Как вам удалось сотворить такую красоту? - не удержался я от восхищения.

Помогли Бог и Дунюшка, ведь это ее церковь. Здесь ее крестили, здесь она молилась всю свою жизнь, здесь ее отпели.

А почему село Чудиновом стало, ведь прежнее его название - Ячменка?

Приехали как-то из разных сел прихожане в Свято-Вознесенский храм помолиться, привязали лошадей, а в храме в это время литургия началась. Встали люди на колени, а вслед за ними все лошади, как одна, на колени упали. Вот вам и чудо свершилось! С тех самых пор и зовется оно Чудиновом.

Батюшка, говорят, что сами чудиновцы в храм не ходят.

Потому что деревня здесь почти сплошь неверующая, и многие считают Дуню колдуньей, что чудеса, которые она творила и до сих пор творит, якобы не от Бога, а от колдовства. Но это совсем разные вещи. От колдовства - только зло. А от Бога - благодать и истина, только это и сопутствует всегда Дунюшке, ее делам.

Ну а храм? Ведь он жив своим приходом?

Приходу нашего храма может позавидовать любой. Это паломники из Саратовской, Новгородской, Московской, Свердловской, Тюменской, Курганской, Челябинской и других областей. По церковным праздникам здесь яблоку негде упасть. И каждому из паломников после посещения храма могила Дунюшки приносит любовь в сердце, покой в душу и облегчение страданий. Возьму недавний пример. Пришел сюда "Икарус" из Екатеринбурга, а в нем полно детишек. У кого родовые увечья, у кого церебральный паралич, кто-то болен другим. Отслужили молебен в церкви и на могилу Дунюшки пошли. Поинтересовался я после того. Екатеринбургские врачи до сих пор не могут объяснить, что же произошло: у большинства из тех детишек улучшение здоровья наступило, а у некоторых из них болячки полностью ушли.

Повторю, отец Иоанн скрупулезен и строг в вере. Один из ответственных руководителей колхоза "Чудиновский" рассказал мне такую историю.

Повадился в храм к отцу Иоанну один человек из сельской интеллигенции. Вел с батюшкой беседы о религии, спорил даже. А однажды признался, что он из секты "Белое братство". Батюшка попросил сектанта покинуть храм, а тот: "На каком основании?" Батюшка ему: "Потому как вы оскверняете святую церковь и память Дунюшки". Не захотел сектант выходить, стал сквернословить. Тогда батюшка Иоанн взял его под белы руки и вывел вон.

Скандал получился невероятный. Сектант подал в суд, и тот присудил батюшке Иоанну выплатить истцу в качестве возмещения морального ущерба 500 рублей.

А вот мнение главы Чудиновской сельской администрации П. Деревянко:

По натуре я атеист со всеми исходящими отсюда выводами. Но вот диво-то! На старом чудиновском погосте накануне Родительской субботы не первый раз по чьей-то неосторожности возникает пал. Он выжигает все, но, дойдя до пределов захоронения Дунюшки, прекращается. Совпадение это или чудо, творимое усопшей, судить не мне.

Об отце Иоанне. Это бескорыстный и добрый человек. Сколько раз помогал он нашей нищей сельской администрации в устройстве дорог, выделял строительные материалы для поправки жилья малоимущим, собирал для многодетных семей продукты и одежду. Он все время говорит: "Это не от меня. Это все от Дунюшки, помните ее, люди!"

Житие Евдокии Чудиновской

Родилась Евдокия Махонькова в 1870 году в деревне Могильная Оренбургской губернии (ныне Челябинской области). Рано лишившись матери, Дунюшка испытала все тяготы детского сиротства. Именно тогда всем сердцем она предалась Богу, испытывая одно желание - оставаться до конца дней рабою Господа.

В возрасте семи или восьми лет отец отправил дочь в соседнее село Ячм„нка, где в бедности жила тетка покойной матери Дунюшки. Там девочка работала нянькой, изредка навещая отчий дом. Однажды, когда она возвращалась из дома, в лесу на нее напал разбойник-бродяга. Он притащил Дуню в глухую лесную избушку, над дверью которой висела икона святителя Николая. Уйдя на "промысел", разбойник привязал Дунюшку к березе, а сам не возвращался пять дней. Все тело девочки распухло от врезавшихся веревок, было изъедено комарами, мошкой, оводами. Однажды ночью к Дуне подбежал волк, попытался перегрызть веревку, но откусил пальчик на руке у девочки. Она просила: "Съешь меня!" Но волк завыл и убежал.

После возвращения разбойника она поправилась только через несколько дней. Однажды ночью вдруг проснулась и услышала неземной голос: "Дай обет, раба Божия!" Она не знала, что такое обет, но что-то подсказало ей обратиться к иконе святителя Николая: "Век замуж не выйду, мясо не буду есть и к тебе схожу!" Дунюшке удалось чудом убежать. Впоследствии она исполнила все обеты. В последние годы жизни Дунюшка часто говорила, что врагов надо прощать и, вспоминая разбойника, молилась за него потому, что он сохранил ее девство.

Однажды Дуню, когда она собирала ягоды, схватили два киргиза. Случайно пристав с дороги увидел, как конники волокут девочку, и послал погоню. Киргизов догнали, а Дуню, изуродованную и в беспамятстве, узнали только по откушенному волком пальчику. Девочка и этих своих обидчиков простила и просила отпустить их с миром. Раны, полученные в этот раз, не заживали несколько лет. В них завелись черви. Из жалости ее приютила вдова, просфорница. Священник сделал ей выговор: "От девочки такой запах, а ты просфоры печешь - выгони ее!" Но вдова отказалась. В тот же вечер ее дом посетила Пресвятая Троица.

Когда вдова умерла, Дунюшку взяли к себе дедушка с бабушкой. Однажды она понесла им еду в поле, где они работали, и по дороге встретила корову, на рогах которой были икона Божией Матери и булка хлеба с солью. И вновь слышался Дуне странный голос, который сказал ей: "Я твоя небесная мать:" В булке нашли просфору. А икону Божией Матери "Знамение" Дунюшка хранила всю жизнь. Теперь она находится в храме Дмитрия Солунского в Троицке.

Предание рассказывает о встрече Дуни с Божией Матерью, которая предвестила, что скоро храмы будут разорять, отдадут на поругание, из икон будут делать крышки, столешницы, двери:

Много испытаний довелось пережить Дунюшке за свою жизнь. Однажды ее напрасно обвинили, что она соблазнила и ввела в грех божиего человека, отшельника, который поселился рядом с их селом. Девушку на морозе пытали, вылив на нее 40 ведер воды, - добивались признания. Но она просила отпустить ее, клянясь, что невиновна. Одна из жительниц села злорадствовала при этом, заявила: "Вот моя дочь стоит - пусть на месте умрет, если это неправда!" Когда Дунюшку оттаяли дома, она благодарила Божию Матерь, что та помогла ей вытерпеть муки, согревала сердце. Почти в те же дни заболела дочь той женщины: стала мерзнуть и умерла.

Дуня много путешествовала, побывала в Иерусалиме, у гроба Господня, и у мощей святителя Николая, во многих монастырях. Затем долгие годы жила в Чудиново. Она как бы знала все события наперед. Еще в молодости предрекла революцию в России, что будут грабить и разорять храмы, убивать священников. Перед I мировой войной побывала в Сарове у мощей преподобного Серафима Саровского. Тогда на 70-летие со дня кончины Преподобного приезжал царь Николай II с семьей. После службы состоялся поминальный обед. Когда царь стал садиться за стол, к нему подошли Дунюшка и Паша Саровская, чтобы подарить вышитые полотенце и салфетки. Царь встал, и стул под ним упал. Он пошутил: мол, не престола же лишился. А Дунюшка ему говорит: "Да, Государь. Время уже близко. Готовься, батюшка, к великим мукам".

В 1922 году за обличение властей в закрытии и разорении храмов Дунюшку арестовали и посадили в пермскую тюрьму. Потом перевели в психбольницу, признали душевнобольной и выпустили с соответствующими документами. По некоторым воспоминаниям, она побывала в тюрьме еще раз, в 1939 году. А в начале 30-х Дунюшка умолкла. Заговорила снова только во время войны. Начав говорить, много предсказывала о будущем России, мира.

По материалам книги А. Бережнова "Сказание о Евдокии Чудиновской"

История и молва свидетельствуют

Семья Хорошиловых была знакома с Дунюшкой. В начале 1933 года она приехала к ним. Там были гости. Дунюшка попросила у хозяина веревку, обхватила ею несколько человек и вытащила их во двор, потом за ворота. Затем стала выбрасывать постель, посуду, другие вещи. Сидящие засмеялись: "Что это с ней?" Она ответила: "Скоро зарыдаете". Быстро собралась и ушла, сказав: "Здесь мне больше нечего делать". Вскоре многих раскулачили, выбросили из домов, в том числе и семью Хорошиловых.

Вера Иванова из Троицка вспоминала, как Дунюшка сказала: "Напишите брату, чтобы бросил курить". Брат Вениамин тогда был на фронте, но он не курил. В письме к нему рассказали о совете Дунюшки. А он ответил: "Откуда вы узнали, что я курю?"

В. Шнуряева из Еткульского района вспоминала, как во время войны пришла ей похоронка на мужа. Сидит, плачет, а тут дверь отворяется, заходит женщина. Говорит: "Не плачьте, ваш муж придет живым, только раненым и на один глаз будет видеть". Хозяйка решила, что это нищенка какая-то, дала ей денежку, попросила помолиться за мужа. С фронта муж, действительно, вернулся живой и без одного глаза. В 1948 году В. Шнуряева приехала в Чудиново и услышала разговоры, что какая-то Дунюшка умерла. Решила посмотреть. Вошла в дом и признала в покойнице ту самую нищенку, которая предсказала ей возвращение мужа.

Любовь Балабанова из Октябрьского района заболела: обнаружились камни в желчном пузыре. Врачи после УЗИ назначили день операции. Прежде чем ложиться в больницу, Любовь съездила в Чудиново. Приехала в Челябинск - ничего не болит. Снова сделала УЗИ. Оказалось: нет никаких камней, операцию делать не надо.

Паломники рассказывают, что слепая от рождения девочка стала видеть, но не глазами, а каким-то другим способом после того, как прикоснулась к изображению Дунюшки. Она так верно описала словами портрет блаженной, который ей дали, что все удивились.

Валентина Конькова из Челябинска свидетельствует: с 1982 года были у нее резкие головные боли, нервные и психические срывы. К каким только врачам не обращалась. Но стоило ей только посетить могилу Евдокии Чудиновской, как она снова могла жить, работать.

Мария Лебедева из Екатеринбурга и другие паломники, ежегодно навещая Чудиново, заметили, что оградка на могиле блаженной со временем как бы раздвинулась. Люди решили, что Дунюшка это делает, так как людей к ней приезжает все больше и больше.

Попадет ли в святцы?

Более двух лет в Челябинской епархии работает комиссия по сбору и подготовке материалов для канонизации Евдокии Чудиновской как местночтимой святой нашей епархии. Председатель комиссии - настоятель храма иконы Божией Матери "Утоли моя печали" отец Димитрий (Алферов) рассказал "Челябинскому рабочему", что этот процесс идет трудно. Сейчас собираются материалы, касающиеся как жизни блаженной Евдокии, так и чудес, во множестве хранимых людской памятью. Люди приезжают в храм, на могилу Евдокии в Чудиново и свидетельствуют, что получили помощь.

Но для нашей комиссии важно, - подчеркнул отец Димитрий, - чтобы все такие случаи были зафиксированы, чтобы реальность их была подтверждена. Мы призываем всех, для кого молитвы к блаженной Евдокии оказались связанными с какими-то сверхъестественными явлениями, изменениями в их жизни, взять в поручители своего священника и подробно описать все, что произошло. Можно обратиться непосредственно в нашу комиссию.

Одновременно с составлением списка всего чудесного, что связано с блаженной Евдокией, идет уточнение ее биографии. И здесь тоже очень важно отделить реальность от фантазии. Некоторые факты жизни Евдокии Махоньковой пока документально не подтверждены. Паломничество Дунюшки в город Бари, например, или встреча ее с царем Николаем II. Рассказывала ли она сама кому-нибудь об этом? Не дали результата поиски документов, которые бы зафиксировали пребывание Евдокии Махоньковой в пермской тюрьме, в лечебнице.

Отец Димитрий не видит драматизма в том, что процесс канонизации блаженной из Чудиново пока еще не завершен, считает, что не надо торопиться. Сама канонизация, по мнению отца Димитрия, - факт признания умиротворяющей действительности. Любые манипуляции политического свойства, которыми, к сожалению, был отмечен, например, процесс канонизации царской семьи, должны быть исключены. Канонизация - причисление к лику святых - это итог особого молитвенного процесса, который укрепляет Церковь в ее смирении, единстве и согласии.

Письмо нашего читателя.

Раньше не думал, что благочестивые люди, настоящие подвижники и молитвенники, так близки нашей семье. Прежде это была одна из закрытых тем, вероятно, по причине того, что в советское время говорить о вере в Бога старались осторожно. Но и сейчас лишь отрывочные разговоры доходят до меня - не всё сохранилось в памяти людей. И вот, как следует помолившись, я принялся за поиски сведений о них.

Среди семейных реликвий у нас хранится купюра достоинством в три червонца, выпущенная до Великой Отечественной войны. Ее дал моему деду старец Сергий - Сергей Федорович Борисов, покоящийся ныне на Всехсвятском кладбище города Тулы. Это было перед отправкой деда на фронт. Долго молился старец и, передавая деду купюру, сказал:

Будешь тяжело ранен, но домой вернешься.

Другой случай записан со слов бабушки. Ее мать привела к старцу одну из болящих дочерей. Оказавшись в соседней комнате для ожидания, дочь отметила: «Какие красивые напольные часы у него. Наверное, богатые люди подарили». Когда она вошла к старцу, он сказал ей: «Видала, какие часы стоят? Богатые люди подарили...» Но принял ласково, подал духовные советы.

Оказалось также, что и жили мы на одной из улиц частного сектора недалеко от дома, в котором жил старец Сергий. Заглянул я туда. Владелица соседнего дома, которой сейчас за восемьдесят, говорит:

Мне было восемнадцать, когда мы въехали сюда в 1945 году. Конечно, ходили к старцу Сергию древние старички и старушки, но ничего рассказать не могу. Тогда я больше занималась хозяйством и огородом, а все это считала пережитком старины, вот и не обращала внимания.

Тогда я направился в Свято-Ильинский храм, единственный в нашем городе не ушедший после революции в обновленческий раскол. Здесь старец молился, а в притворе в папке лежат распечатанные материалы по истории храма и приходской жизни.

Я работаю тут первый день и ничего сказать не могу, - говорит мне пожилая женщина за свечным ящиком.

Оно и понятно - старец Сергий Борисов к лику святых не причислен, а народное предание интересует не всех. Да и мне самому пришлось бы долго мыкаться, как слепому котенку, в поисках информации о нем, если бы не помогли добрые люди. В мои руки попал журнал «Тульские епархиальные ведомости» № 1 (27) за 1999 год с последней частью статьи, рассказывающей о духовных чадах старца Сергия, о том, как приходилось старцу прятаться от преследования безбожных властей в последние годы своей земной жизни. Было там напечатано и его духовное завещание, составленное в стихотворной форме. Вот отрывок из него:

Я умру, грешный, вы в своих молитвах не забывайте!
Друг друга любите, к отягощенным, скорбным ходите,
Ласковые, добрые слова им носите,
В скорбях им хоть словом помогите.
Как можно чаще пред Господом вздыхайте,
За грехи свои слезы проливайте.Кто чем обидел - забывайте,
Добрым словом или добрым делом им воздавайте…

В том же журнале говорится, что сохранился целый архив семейства Макаевых, на который можно опираться при обсуждении вопроса о будущем прославлении старца хотя бы в лике местночтимых святых. Пусть этот процесс труден и требует определенных затрат времени и сил, но все вполне решаемо.

Родился старец в 1853 году в селе Павшино. В молодости он ходил к старцу преподобному Амвросию Оптинскому, просил его благословения стать монахом. Но старец Амвросий не благословил его жить в монастыре и, испытывая его смирение, дал послушание на два года: каждому встречному поклон давать поясной, а где несколько человек - поклон земной. Первое время в деревне недоумевали: «Что с Сережкой? Ай шутит?» Но потом стало ясно - не шутит. Стала вся деревня над ним смеяться, издеваться. Но и через два года надежде о монашестве не суждено было осуществиться. «Будешь жить в миру. Очень ты нужен людям, а еще больше будешь нужен, когда придут времена испытания веры», - определил его поприще святой оптинский старец. Так и получилось. Вернувшись в свою деревню, Сергей зажил скромно, как все. Но вскоре к нему стали за духовным утешением приходить все больше людей. В 1930-е годы старец Сергий был арестован и какой-то срок провел в заключении. После лагерей он не стал возвращаться в родное село, а жил в Туле. Умер старец Сергий в 1946 году.

Те же добрые люди, давшие журнал со статьей о старце Сергии Борисове, предоставили мне работу протоиерея Игоря Корейши «О почитании православными верующими подвижников благочестия XX столетия», написанную в 2005-2006 годах. В работе рассказывается о Евдокии Ивановне Кудрявцевой, известной в народе как Дуняша, старица Евдокия. Здесь имеется серьезное богословское обоснование для ее канонизации, снабженное народными рассказами о ней, произнесенными перед Крестом и Евангелием.

Родилась Евдокия Ивановна в деревне Старая Колпа, что неподалеку от Ясной Поляны, годы жизни 1886 - 1979, последние из них она провела в психиатрической больнице неподалеку от города Советска, что в Щекинском районе Тульской области. Из-за иносказательных речей и непонятных для многих действий ей приходилось бывать в психиатрических больницах и интернатах.

В молодости Евдокию хотели насильно выдать замуж за нелюбимого человека, но она сбежала из-под венца, кинулась в ледяную воду осеннего пруда, и потом ее видели идущей босой по лесу. Так начался ее подвиг. Замужество, рождение или болезнь детей, уход в иной мир, попечение об учебе и работе - вот круг вопросов, с которыми к ней обращались и получали совет. Самой же ей приходилось жить где придется - в пригородных деревнях, прятаться в городских квартирах. Молилась она в храме Двенадцати Апостолов. О родителях Евдокии ничего неизвестно, хотя многие жития святых показывают - хотя бы один из них был благочестивым верующим человеком.

А вот рассказы, не попавшие в труд протоиерея Игоря Корейши, но полученные из весьма достоверных источников.

Многодетная бабушка одного из моих знакомых вскоре после установления советской власти купила в Москве семнадцать пар калош, надеясь перепродать их в Туле по более высокой цене, - надо было кормить детей. Уже с московского вокзала за ней начал следить сотрудник НКВД, задержал ее возле дома и отобрал покупку - так в то время боролись со спекуляцией. День спустя к бабушке подошла Дуняша со словами:

Ограбили!

Кто? - поинтересовалась та.

И Дуняша стала рассказывать все подробности произошедшего, пересказала и ее мысли.

В другой раз бабушка напекла изо всей муки, что имелась дома, пирогов и стала распределять их среди родных и знакомых. Хотела оделить ими и Дуняшу, но тогда не хватило бы другим... Тогда старица вновь подошла к ней со словами:

Ограбили! Пирожка не дали...

И рассказала ей все подробности. С тех пор ее, женщину с крупными грубоватыми чертами лица, стали побаиваться в семье.

А вот еще один рассказ о Дуняше.

Как-то моя мать пошла по делам, а навстречу ей идет Дуняша, - рассказал мне один пожилой человек. - «Тебе не по делам надо идти, а дома сидеть, пироги печь. Гости у тебя сегодня будут», - говорит она моей матери. Мать не придала этому значения, а ночью в окно постучали. Это оказался призванный на войну отец - их часть разместилась неподалеку, и он отпросился у командира на побывку. Другой раз мать полоскала белье на речке, а идущая мимо Дуняша неожиданно прыгнула в воду и переплыла реку. Вскоре семья получила похоронку, сообщающую о гибели брата во время форсирования Днепра. А потом приболел и я - несколько дней не ел и был на грани смерти. Идущая мимо Дуняша сказала матери: «Иди кормить ребенка». - «Так он же не ест ничего», - ответила она. «Иди и корми, - настаивала Дуняша. - И скажи ему, что на Пасху я дам ему золотое яичко». Мать вернулась в дом, наварила каши, и я поел. Здоровье мое стало налаживаться, а к Дуняше я попал спустя много лет - на ее могилку. Как раз на Пасху было. Был спокойный светлый день, но тут по земле пошел легкий ветерок, как бы открывший травку на могилке. В травке я увидел принесенные ей на могилку яички, и это стало напоминанием о том случае.

Когда моего отца крестили в младенчестве, Дуняша обнесла его вокруг купели. Он вырос, стал талантливым инженером-механиком. Так же она во время крестин брала на руки девочку - теперь она живет счастливо.

Старец Сергий и блаженная старица Евдокия молились за Тулу в грозную годину Великой Отечественной войны - немцы так и не вошли в наш город. Полагаю, найдутся еще замечательные случаи из их жизни, мои же записи не претендуют на полноту.

Двоюродная сестра моего деда стала инокиней Ольгой, Олюшкой, как звали ее в нашей семье. Сейчас трудно сказать, где она подвизалась до революции. Вероятно, в Свято-Успенском женском монастыре, располагавшемся тогда в центре города. К сожалению, теперь на его месте вырос торгово-развлекательный центр. Когда при советской власти монастырь закрыли, инокиня Ольга перебралась в родительский дом. Она была очень красива, и ей не раз делали предложение выйти замуж. Но она свято хранила монашеские обеты и отвергала все ухаживания. Что побудило ее стать монахиней - известно лишь Богу да духовнику. Она заработала государственную пенсию на швейной фабрике, а потом до конца дней трудилась в храме Всех Святых города Тулы, похоронена на расположенном возле храма кладбище. Могилка инокини Ольги затерялась, отошла же она в иной мир после 1957 года. Незадолго до смерти она вымолила, чтобы наша семья смогла переехать в новое жилье. А моя мама, будучи маленькой, читала ей вслух рассказы из книжки Виталия Бианки, полученной за школьные успехи.

Все эти события происходили не так давно и достойны запоминания. Пока же хочется сказать: старец Сергий, старица Евдокия, инокиня Ольга, молите Бога о нас!

Р.Н. Романов, г. Тула.

Блаженная Евдокия - подвижница Покровского Михайловского монастыря (память 24 октября/ 6 ноября)

Юродство Христа ради составляет столь

редкий, столь труднейший и вместе с тем

стольвысокий христианский подвиг, на

которыйпризываются Господом Богом

только особенныеизбранники и

избранницы, сильныетеломи духом .

Все течение жизни блаженной Евдокии явилось созвучным ее имени (Евдокия - греч. «благоволение», «любовь»), ибо принятый ею на себя высокий христианский подвиг представлял собой истинное воплощение Господня благоволения. Вся трудность и высота подвига святого юродства незримо присутствуют в его глубинном духовномвидении: «При всейтрудности этого подвигадля святого юродства какая требуется высокая мудрость, чтобы бесславие свое обращать во славу Божию и в назидание ближним, в смешном не допускать греховного, в кажущемся неблагопристойном ничего соблазнительного или обидного для других!.. Путь юродства - чрезвычайно опасный и трудный путь. Как подражать иногда безрассудству людей самых низких, сохранять дух всегда возвышенный, стремящийся к Богу, постоянно ругаясь миру, обнимать, однако, всех совершенною любовию?! Наконец, как удержать себяот духовной гордости тому, кто, перенесши столько оскорблений илишений,сознает, что все это терпит он невинно ичто он совсем не таков, каким его считают многие? Этопроизвольное постоянное мученичество, это постоянная брань против себя, против мира и диавола, и притом борьба самая трудная и жестокая. Это крестоношение по преимуществу, так как по доброй воле, по собственному избранию, единственно из любви к Богу и ближним несли самый тяжелый и трудный крест…» .

И действительно, все эти слова с точностью исполнились на блаженной Евдокии, земная жизнь которой явилась добровольным подвигом непрестанного горения духа по Богу.

О старице Евдокии сохранилось достаточное количество сведений, чтобы составить представление о возвышенной любви человека к Богу, которой и была пронизана вся ее жизнь.

* * *

Старица Евдокия родилась в 1830 году в г. Туле и была дочерью мещанина Матвея Пляханова.Родители еебыли люди высоко благочестивые и скромные, отец служил на оружейном заводе.

Евдокияс детства отличалась редкой красотой. В то же время она росла девочкой тихой, скромной, послушной, любила уединение и была задумчива. С пятнадцати лет Евдокия ходила на богомолье в Спасо-Преображенский монастырь, к Соловецким чудотворцам, и это паломничество еще более развило ее религиозную настроенность и укрепило ее в преданности Промыслу Божию. Последнему особенно содействовало одно обстоятельство. На обратном пути, в одном городе, когда у Евдокии не былонихлеба,ниденег на дорогу домой, она шла по улицеи плакала. Просить жемилостыню боялась. Вдруг к ней подошел молодой человеки сказал: «Не плачь!» - и дал ей денег. И так скоро стал невидим, что даже крестная - ее спутница, шедшая немного впереди, не заметила юноши.

До двадцати лет прожила Евдокия в доме родителей, у которых, кроме нее, было еще два сына. Помогая матери в повседневных трудах, она никогда не помышляла о замужестве.Все ее помыслы были направлены к небесному.

В возрасте двадцати лет Евдокия решила вступить на путь иноческой жизни. Родители охотно ее благословили. Сначала она думала поступить в свой Тульский монастырь и обратилась за советом к одному чтимому юродивому, жившему тогда в Туле.Тот лег головой по направлению к г. Михайлову и сказал ей: «Туда тебе дорога». Следуя этому совету, молодаякрасивая девушкас сумочкой за плечами отправилась в Михайловский женский монастырь, где и была принята игуменией Елпидифорой(Афанасовой).

Первые семь лет Евдокия прожила здесь примерной послушницей. Кроткая, богомольная, она отличалась трудолюбиеми выделялась своимирукоделиями. Евдокия старательно несла послушания у самой строгой монахини, а в часы досуга служилаи другим престарелым сестрам: кому дров, кому воды принесет, кому белье выстирает. Ее любилизадобрый нрав и услужливость.

На седьмом году монастырской жизниЕвдокия вступила на путь самого сурового подвижничества, прикрывая его юродством.Первое время ее считали помешанной, но впоследствии поняли ее подвиг.

Усердная и прежде молитвенница Евдокия, с принятием на себя нового подвига, вся отдалась молитве, преимущественно тайной. К богослужению она всегда ходила усердно, становилась у дверейиранее всех уходила к себе.

Свой строгий подвиг она скрывала под личиной мнимого безумия. Она была великой постницей. Питалась скудно. По временам Евдокия странствовала в Тулу к родным. На салазочках привозила вареного картофеля и хлеба и этим питалась. БываявТуле, Евдокияпроводила время в труде. Нередко она привозила полные салазочки с бельем сестер, которое и стирала. По Туле блаженная всегда ходила с котенком за пазухойи, когда ее спрашивали, зачем онатак делает, отговаривалась, что с котенком ей теплее.Ходила она быстро, говорила мало. Более всего углубляласьв себя. Живя в обители, Евдокия шила башмаки сестрам и былавсегда вдегте;порой вязалашапочки из болотной травы. Когда она замечала, что кто-нибудь из сестер начинает ее почитать,с темистановилась очень резка. Летом блаженная Евдокия одевалась в теплую одежду, а зимой ходила босая, уши в самые сильные морозы держала открытыми. В таком виде ходила и в Тулу. Себе она никаких приношений не принимала и объясняла одной близкой ей девушке, что никому не дозволяет носить гостинец потому, что дозволь только одной и тогда отбою не будет. Но когда приносили поесть ее кошке, то принимала.

У одной монахиниона выпросилась жить на холодном чердаке и там прожила, зимами-в страшном холоде, целых семнадцать лет.

Блаженная не раз отправлялась на богомолье в Киев. Летом и зимой она переносила все трудности пути и любила эти странствования, потомучто они давали ей полную возможность быть в совершенном молитвенном уединении. И Господь, видимо, особенно хранил Свою верную рабу.

Однажды, когда она отдыхала в лесу (а она в дороге больше любила ночевать не в деревнях, а где-нибудь в лесочке под деревцем), подошли к ней два волка, долго стояли около странницы и, не сделаввреда, пошли прочь. Когда одна девушка, которой Евдокия рассказывала об этом, спросила блаженную, не боялась ли она, та ответила: «Нисколько». В другой раз Евдокия во время самого ледохода благополучно перешла на другой берег рекипо льдинам, когда, казалось, не было никакой возможности спастись.

После семнадцатилетней жизни на чердакеблаженная, много терпевшая от злых духов и злых людей, вынуждена была оставить чердак и поселилась в подвале под другой келией, где и прожила пять лет. Одна близкая к ней девушка так рассказывала про ее житье в подвале: «Ябывала у ней зимой в ее дивном приюте. Там окошечки были, а печки не было. Стоишь у ней молча, лишь смотришь,как она живет. На стенах снегу так изобильно, что все покрыто имбело. А она ходит себе как бы по отделанной белыммраморомкелии, в холодном подрясничке, в одних чулках, в летнем колпачке». Когда подвал потребовался хозяйке, блаженная целое лето прожила в сарайчике. Когда же, с благословения игумении, один благодетель устроил Евдокии собственную, каменную, в 5 аршин келию, блаженнаяи здесь устроила себе суровую жизнь: печку она не топила, и в келии был большой холод, дверь к тому же не закрывалась почти наполовину. Кроме того, блаженная завела более двух десятков крупных кур,которые помещались тут жев келии. Были и голуби, были даже грядки для птицы и корм. В холодном помещении, полном кур, голубей, невообразимо грязном, блаженнаяЕвдокия отгородилась убожеством от людей и вся отдалась молитвенному подвигу.

Будучи усердной тайной молитвенницей, угодница Божия всегда своевременно говела, и в день принятияСвятых Христовых Таин ее всегда приятное, одухотворенное лицо сияло неземной радостью. Игумения относилась к ней покровительственно, и Евдокия к ней была почтительна, а в день Ангела игумении блаженная всегда поздравляла ее, принося просфорку. Когда же игумения, в свою очередь,дарила Евдокиичто-либо из одежды - не брала.Вообще она отличалась редкой нестяжательностью.Если что иногда для утешения преданных ей людей и возьмет, то вскоре же и отдаст кому-либо. Бралалишь иногданемного крупы,которую ела сырой.

И других учила блаженная творить милостыню. Одна монахиняхотела подарить ей подрясник. БлаженнаяЕвдокия на это сказала, что придет скоро и возьмет. И немного спустя послала к монахине бедную странницу, нуждавшуюся в одежде. Когда же принесли блаженной одеяло, завещанное ей одной умершей монахиней, Евдокия упросила отнести его обратно и отдать кому-либо нуждающемуся, говоря: «Что несете мне? Я разве бессмертная?» В ее келии были толькоиконы, столик, скамеечка, ветхая одежда и немного посуды, в которую порой Евдокия брала немного пищи с трапезы. В теплую баню она никогда не ходила.Нередко обтиралась снегом. Часто для молитвы она уединялась наверху вкелии, где у нее стоялгроб.

Такими суровыми подвигами поста и всякого изнурения блаженная покорила плоть духу, очистила себя от всего страстного и укрепилась в борьбе с духами злобы. Милость Божияпочила на ней, и Господь еще при жизни удостоил ее дара прозрения и совета. Многим она предсказывала скорую кончину и увещевала каяться в своих грехах. Когда она видела доброе, готовое к восприятию совета сердце, то вся воодушевлялась и иной раз по нескольку часов мудро говорилао спасении.

Кто обращался к ней за советами и исполнял их, тем сопутствовало благополучие. Когда же не следовали ее совету, терпели неудачу. Одна торговка кружевами всегда брала у блаженной благословение на поездки и слушалась ее.И была в удаче. Однажды блаженная посоветовала ей ехать с товаром в г. Мценск, а оттуда - в Оптину пустынь к преподобному Амвросию. Та не послушалась: продав половину товара, она поехала из Мценска в другой город, гдепотеряла и то, что ранее выручила, и вновь ничего не продала. Своими советами блаженная Евдокия удерживала людей от предстоящих им несчастий,укрепляла к перенесению скорбей, напоминала забытые проступки, увещевала жить благочестиво. В числе ее почитателей были и инокини, и миряне. В обители передавалось множество случаев о прозорливости блаженной.

Немало она перенесла лишений, обид и оскорблений, немало взяла на себя и добровольных подвигов самоотречения. Один раз в пути она была ушиблена лошадью,в другой раз сильно обожгласпину. К старости от холодаи долгого молитвенного стояния у Евдокии стали болеть ноги; они опухли и почернели, а незадолго до смерти некоторые пальцы и вовсе отпали. Но она все терпела итакже безропотно перенесла тяжелую предсмертную болезнь.

Перед смертью блаженная Евдокия неоднократно исповедовалась и приобщалась Святых Христовых Таин, со всеми простилась, все свое убогое имущество велела поделить между сестрами и тихо почила 24 (октября по старому стилю) 1890 года на 61 году жизни.

Погребена была блаженная старица близ алтаря, с юго-восточной стороны Покровского храма,и на ее могиле до закрытия монастыря нередко служились панихиды. Бесноватых же с большим трудом подводили к этой могиле, как и ккелии блаженной.

Под сороковой день после своей смерти блаженная Евдокия явилась во сне одной монахине и сказала, что она обрела милость у Господа. Вся она была прекрасна, и ее лицосияло неземной радостью. Когда же монахиня попросила ее молитв, блаженная сказала: «За то, что вы поступили после моей смерти по-матерински,я не оставлю вас». И прибавила: «Только и сама постарайся подвизаться. В церкви всегда стой со страхом, помни, что это дом Божий, да и ночью встань да помолись!»

* * *

Со дняпреставления блаженной старицы Евдокии прошло уже более сталет. В годы правления богоборческой власти от Михайловского Свято-Покровского женского монастыряостался голый пустырь, заросший бурьяном. Сердечная боль от такого сокрушительного неблагоговения в недавнем прошлом к святому месту становится заметно острее от сознания того, что почитание блаженной старицы Евдокии, которая непрестанно молитвенно ходатайствует за нас, многогрешных, практическистерто из памяти большинства михайловцев. Многие из них даже не слышали об угодниках Божиих земли Михайловской. Но внешнее непочитание неограничилось нерадивым незнанием и забвением, оно расширилось вплоть до дерзостного поругания: склепыдля захороненияигуменийисестер обителибылиразрушены местными жителями, останкибылиперемешанысземлей. Однако, несмотрянавидимоезабвение, связь между веками все-такинепрервана.Служатсяпанихидыи литииоупокоенииигуменийисестеробители,втомчислеиблаженнойЕвдокии, книмжевозносятсяпрошенияомолитвенномпредстательствепредПрестоломБожиимзаПокровскуюобитель. А это есть не что иное, как восстанавливающаяся связь поколений.

Блаженная Евдокия родилась в бедной крестьянской семье Маханьковых в 1870 году в деревне Могильная Оренбургской губернии (Челябинской обл.).

У Тихона и Дарьи Маханьковых было четверо детей. Детство Дуни было безмятежным, но лишь до смерти ее матери – до первой земной скорби семилетней отроковицы. В столь нежном возрасте Дунюшка ощутила сиротство и осознала, что уже ничто не привязывает ее к земле. Она дала оет сохранить девство ради Бога. Пришло время испить чашу страданий, и Дуня покорно приняла ее из рук Божиих.

Отец женился второй раз. Мачеха невзлюбила Евдокию, часто жаловалось мужу, что она обижает её дочерей, а он, не разобравшись, наказывал дочь. Как-то Дуня играла с дочками мачехи, и девочки не поделили сухарики. Одна из них громко заплакала, а мачеха сказала вошедшему отцу: «Дуняшка опять обижает моих деток». Отец взял хворостину, вывел Дуню и до крови исхлестал ее. Вдобавок на нее напала бодливая телка и стала катать рогами по двору. Не помня себя, Дуня добралась до дома крестной, и та целую неделю лечила девочку от испуга и побоев.

Дуню заставляли собирать милостыню, затем отец отправил её в соседнюю деревню Ячменка, где ей пришлось работать нянькой. По воскресеньям девочка приходила домой. Дуне так хотелось принести младшим братикам гостинцы, однажды она не удержалась, и взяла без разрешения у хозяев три кусочка сахара. Позже блаженной Евдокии будет открыто, что даже за этот малый грех задерживают на мытарствах на полтора часа за воровство.

Девочка каждый день со слезами молилась, просила святителя Николая помочь ей бежать. Как-то разбойник перед тем как надолго уйти, привязал её к дереву так, что она не могла пошевелиться, и повесил перед ней кусок хлеба. Комары и оводы впивались в тело, а она не могла их отогнать. Когда к страдалице приблизился волк, ей показалось, что он пытался перегрызть верёвку, однако, ему это не удалось, он перегрыз девочке пальчик, и, услышав громкий плач, убежал.

Разбойник вернулся лишь через несколько дней, отвязав пленницу, внёс в избушку. Чтобы привести Евдокию в чувство, ему пришлось несколько дней вливать ей в рот молоко. Когда Евдокия поправилась, она вновь стала горячо молиться, просить свт. Николая и святого праведного Симеона Верхотурского помочь ей освободиться: "Дедушка Николай Угодник, помоги, дедушка Симеон, освободи, а я к вам потом на могилку схожу".

Вскоре после того как Евдокия дала обет, ей чудом удалось спастись. (Впоследствии она выполнила обещание). В последние годы жизни старица Евдокия говорила духовным детям, что врагов надо прощать, рассказывала, что молилась за разбойника, потому, что он сохранил ее девство.

Когда Дуня вернулась домой, родители с трудом узнали ее. На разбойника была устроена облава, его схватили и хотели казнить, но Дуня простила обидчика.

Многое пришлось пережить подвижнице, однажды, когда она собирала ягоды, её похитили два киргиза. Так как отроковица стала сопротивляться, её связали, и тащили по земле (конец верёвки один из всадников держал в руке). Когда один из местных жителей бросился в погоню, они опустили край веревки. Дуню узнали лишь по откушенному пальчику, так она была изуродованан. И вновь Дуня прощает своих обидчиков и просит за них. Раны, полученные девочкой, болели потом долгие годы…

Чуть девочка подросла, ее стали посылать на тяжелую рабоу – теребить лен. Она работала там целыми днями, гноились раны, болели спина и руки, а Дунюшка продолжала свой труд и молилась Пречистой Деве. Такое терпение и смирение не остались без награды. Видит Дуня женщину светлую и кроткую, красоты неземной. «Бог на помощь, голубка родная, дай я подергаю лен с тобой». «Кто ты?» - тихо спросила девочка. Женщина нежно обняла ее% «Я твоя небесная мать. С этого дня ты не будешь сиротою, я буду твоей заступницей»». И своими красивыми руками она стала теребить лен. Глядь, а полоски как не бывало! Дунюшка опустилась на колени, целовала руки женщине и плакала, а та склонилась к девочке, говоря: «Не плачь, успокойся, родная! Чаще Бога моли. Еще много испытаний тебе предстоит, но ты веруй, терпи и люби!»

После случившегося, Дуня долго не могла самостоятельно принимать пищу, руки и ноги не слушались, рот был перекошен, раны долго не заживали. Ее приютила вдова, просфорница.

Когда вдова умерла, Дунюшку взяли к себе дедушка с бабушкой. Однажды она понесла им еду в поле, где они работали, и по дороге встретила корову, на рогах которой были икона Божией Матери "Знамение" и булка хлеба с солью. Внезапно Дуня услышала: "Я твоя небесная мать". В булке она нашла просфору. (Она хранила её всю жизнь, теперь икона находится в храме Димитрия Солунского в Троицке.)

Предание рассказывает о встрече Дуни с Божией Матерью, которая предвестила, что скоро храмы будут разорять, из икон будут делать крышки, столешницы, двери.

Много испытаний довелось пережить Дунюшке за свою жизнь. Однажды ее оклеветали, что она ввела в грех отшельника, который поселился рядом с их селом (рядом с селом жила отшельница, скрывавшаяся от мира в мужской одежде, Дунюшка часто навещала её). Девушку на морозе пытали, вылив на нее 40 ведер воды, - добивались признания. Но она просила отпустить ее, клянясь, что невиновна. Одна из жительниц села злорадствовала при этом, заявила: "Вот моя дочь стоит - пусть на месте умрет, если это неправда!"

Дунюшку внесли в дом, она постепенно оттаяла и сказала только: «Слава Богу! Матерь Божия все это время мне помогала». После этого случая деревню стали называть Чудиново – от слова «чудо». Отшельник узнал о беде и пришел, открылся людям. Тут и оказалось, что отшельник тот – женщина. Почти в те же дни заболела дочка той злобной женщины, стала мерзнуть и вскоре умерла. Мать ее потом всю жизнь просила прощения у Дунюшки, а та ей отвечала: «Господь все видит, у Него проси».

Ждало Дунюшку еще одно испытание – смертью. Накануне весеннего дня Святителя Николая она спешила прибрать свой двор и избу и вдруг услышала голос, назвавший ее. В дверях стоял странник. Прошел в горницу, зажег лампадку. Евдокия в растерянности прошла за ним, подала милостыню – холстину, единственное богатство, доставшееся от матери. Странник взял холст и расстелил его на столе: «Поди сюда, раба Господня. Молись и ляг, твой час настал! Земные страдания твои окончены. Господь меня за тобой послал». С тоской и слезами прочла девица молитву и легла на стол. А странник воссиял неземным светом, и она поняла, что это сам Святитель Николай. Сельчане удивились, как сиротка умерла в одночасье. На третий день начали отпевать, и перед окончанием отпевания Евдокия вдруг ожила. Все испугались, бросились бежать. Первым пришел в себя священник и произнес: «всегда благословяще Господа поем Воскресение Его: се нас возвел еси от врат смертных, смерть разрушив. Посему сказано: «встань, спящий, воскресни из мертвых и освяти тебя Христос, даруяй нам великую милость» (Еф. 5, 14) потом велел развязать Дунюшке руки. В руках у нее оказался букет райских цветов, который Дунюшка отдала матушке Ирине, подошедшей развязать ей руки. Потом блаженная много рассказывала о мире ином, о райских обителях, о адских муках, о мытарствах.

После этого Евдокия приобрела дар исцелений, дар молитвы о прощении грешников, ей была открыта загробная участь человека, получила она и дар прозорливости.

Блаженная любила паломничество: она побывала в Иерусалиме, у гроба Господня, и у мощей святителя Николая, в Верхотурье и во многих монастырях. Затем долгие годы жила в селе Чудиново. К ней шли со своими скорбями, печалями, обидами. Одни с верой, другие с хитростью, неверием.

Перед Первой мировой войной она побывала в Сарове у мощей преподобного Серафима Саровского. Тогда на 70-летие со дня кончины Преподобного приезжал царь Николай II с семьей. После службы состоялся поминальный обед. Когда царь стал садиться за стол, к нему подошли Дунюшка и Паша Саровская, чтобы подарить вышитые полотенце и салфетки.

Царь встал, и стул под ним упал. Он пошутил: мол, не престола же лишился. А Дунюшка ему говорит: "Да, Государь. Время уже близко. Готовься, батюшка, к великим мукам".

В 1922 году за обличение властей в закрытии и разорении храмов прозорливицу посадили в пермскую тюрьму. Позже перевели в психиатрическую больницу, признали душевнобольной и выпустили с соответствующими документами. Она побывала в тюрьме еще в 1939 году.

После освобождения объяснялась лишь жестами, снова заговорила лишь после войны. Блаженная Евдокия умерла блаженная 5 марта (21 февраля) 1948 года.

В книге "Сказание о Евдокии Чудиновской" приведены многочисленные свидетельства прозорливости блаженной старицы, которую верующие очень почитали, приведём лишь несколько свидетельств:

Семья Хорошиловых была знакома с Дунюшкой. В начале 1933 года блаженная Дунюшка приехала в гости в семью Хорошиловых. Дунюшка попросила у хозяина веревку, обхватила ею несколько человек и вытащила их во двор, потом за ворота. Затем стала выбрасывать постель, посуду, другие вещи. Сидящие засмеялись: "Что это с ней?" Она ответила: "Скоро зарыдаете". Быстро собралась и ушла, сказав: "Здесь мне больше нечего делать". Вскоре многих раскулачили, выбросили из домов, в том числе и семью Хорошиловых.

Вера Иванова из Троицка вспоминала, как блаженная сказала: "Напишите брату, чтобы бросил курить". Её брат Вениамин был на фронте (до этого он не курил). В письме ему рассказали о совете Дунюшки, он ответил: "Откуда вы узнали, что я курю?"

В. Шнуряева из Еткульского района вспоминала, во время войны пришла ей похоронка на мужа, она расплакалась. Внезапно в дом зашла блаженная Дунюшка и утешила её: "Не плачьте, ваш муж придет живым, только раненым и на один глаз будет видеть". С фронта муж, действительно, вернулся живой и без одного глаза.

У Любови Балабановой обнаружили камни в желчном пузыре, после УЗИ назначили день операции. Прежде чем ложиться в больницу, Любовь отправилась в село Чудиново на могилку блаженной старице. Когда вернулась, вновь сделала УЗИ - "камни исчезли", операция не понадобилась.

Паломники рассказывают, что слепая от рождения девочка стала видеть, но не глазами, а каким-то другим способом после того, как прикоснулась к изображению Дунюшки. Она так верно описала словами портрет блаженной, который ей дали, что все удивились.

Валентина Конькова из Челябинска рассказала, что с 1982 года у нее были резкие головные боли, нервные и психические срывы. К каким только врачам не обращалась. Но стоило ей только посетить могилу Евдокии Чудиновской, как она снова могла жить, работать.

В настоящее время в Челябинской епархии работает комиссия по сбору и подготовке материалов для канонизации Евдокии Чудиновской как местночтимой святой, идет уточнение ее биографии.

Блаженная Евдокия, моли Бога о нас!

По материалам книги "Православные старицы ХХ века"

Могила Евдокии МАХАНЬКОВОЙ (ЧУДИНОВСКОЙ)

Подготовила материал р.Б.Надежда (Веркина)

Молитва ко святей угоднице Божiей блаженной Евдокiи Чудиновской

О, святая и достохвальная угоднице Божiя Евдокiе, трудами и болезньми многими Богу угодившая, молитвами и добродетельми Имя Его на земли прославившая! Молимъ тя мы ныне, сродницы твои суще: исходатайствуй у Владыки долготерпеливого Всемилостивого Господа нашего Iисуса Христа всемъ вся ко спасению полезная, народамъ отечества нашего миръ и къ познанию Бога истиннаго разумъ светлый, земли Российстей отъ нашествiя супостатъ крепкое защищенiе, правителемъ мудрость и къ народу своему любовь имети, больнымъ исцеленiе, плененнымъ свобожденiе, отъ глада и земли трясенiя сохраненiе, всемъ же намъ другъ ко другу любовь, яко да не именемъ токмо, но и самымъ деломъ христiаны явимся, и въ мире добродетельное поживемъ житiе во всякомъ благочестiи и чистоте.

О, молитвеннице наша теплая, блаженная Евдокiе! Ты на земли живущи никогоже возненавидела eси, но и ко врагомъ своимъ милостива была eси, ныне во Царствiи Отца нашего на небеси водворяяся и неизреченныя любви и благодати Его наслаждаяся, не забуди насъ, убогихъ и немощныхъ, твоея помощи и утешенiя просящихъ! Еще мало и погибнемъ до конца, злымъ обычаемъ аки цепами крепкими оковани суще, и отъ вселукавого врага аки приставника лютого зело стужаеми. Сего ради призри милостивно, и бедами содержимымъ намъ руку помощи простри. На всякий день мысль благу доброе творити влагай въ сердца наши. Научи насъ молитве теплой сердечной, терпению безъ роптанiя и смирению нелицемерному. Паче же даруй намъ любовь истинную христiанскую, да eю руководими, вся заповеди Христовы легце исполняти навыкнемъ, и въ Немъ вси eдино будемъ, и невечернего дня Царствiя Его достигнемъ, въ веселiи души очищенныя прославляя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго въ Троице Святей славимого Бога во веки вековъ. Аминь.

Между Тулой и Щекино, в маленьком пос. Временный, чуть вдали от дороги, в тихой сторонке, на месте явления иконы Николы-Чудотворца, стоит Свято-Никольский Храм. Его зеленые купола, увенчанные золотистыми крестами, над белокаменными сводами привлекают много прихожан и паломников из разных уголков России, а также из других стран: «Мы там.., уже знаем, кто такая Тульская чудотворица - Блаженная. девица Евдокия!»

Возле храма, чуть позади, находится благодатный уголок-могилка, где похоронена Евдокия
Ивановна Кудрявцева, известная в народе, как Дуняша. Теплом и уютом встречает она тех, кто приходит к ней с открытым сердцем и искренними чистыми помыслами. На могиле у Матушки Евдокии всегда стоят живые цветы, неугасимо горят свечи, затеплена маленькая лампадочка в дивном фонарике, сделанная монахами с горы Афон.

За могилкой Матушки многие годы ухаживала тетя Таня, как многие ее называли, несмотря на преклонный возраст (ей тогда шел уже восьмой десяток), ежедневно приезжая из Щекино. «Приемником – хранителем» тети Тани стал Иван Степанович. Благодаря ему и прихожанам Свято-Никольского Храма, там всегда чистота и порядок.
За 30 лет со дня смерти Дуняши к ней на могилку пришло более полмиллиона человек.
Так кто же она, Евдокия Ивановна Кудрявцева?
Родилась Евдокия Ивановна в селе Старая Колпна Щекинского района, 8 марта 1883 года. Отец ее служил в царской жандармерии. Сама она, до 18 лет, была такая же, как все. Разве что отличалась необыкновенной красотой, статью и добротой. Был у нее жених, по имени Вячеслав. Но на накануне свадьбы ей было видение: так и остаться на роду венчанной девой...
С самого начала XX века, около 80 лет, она несла свой Крест - Христа ради юродивой. У нее не было ни кола, ни двора, ни семьи, ни угла. Родители ее, Иоанн и Агафья, погибли, когда Дуняша была совсем маленькой.
В смутные времена неверия и богоборчества, Евдокию признавали «психически не здоровой, запрятывая ее в «психушку». Но слава о ней, как о необыкновенной прозорливице, молитвеннице и целительнице, распространялась из уст в уста. Сами врачи в лечебнице приходили к ней с поклоном за помощью. Никому Матушка не отказывала. Многие, после излечения, обретали Веру.

Нo не любила Евдокия людей льстивых, старалась отойти от них. Говорила: «Бойтесь людей, хвалящих Вас». Тех же кто ругал и бранил ее, наоборот, ласково привечала.

Матушке было открыто, что начнется война, она, как говорят очевидцы, одела яркое платье ходила по улицам и говорила: пожар, пожар! Хотя тогда еще никто не думал о том, что будет война. Особенно памятны события начала ВОВ. Известна история о том, что Евдокия Ивановна заверила руководство Тулы: «Немец не войдет, я ключи спрятала». Действительно, немцы не смогли прорвать оборону Тулы: Матушка молилась на мосте, который пролегает через реку Упу, чтобы фашится не вошли в Тулу.
Иногда смысл сказанного, становился понятен только спустя некоторое время. В тяжелые времена ВОВ к ней шли со своими вопросами и опасениями люди, чтобы узнать о судьбах отца и сына, брата или мужа, от которых не было никаких вестей, ища в ней последнюю надежду...
В Заречье, где Дуняша жила на улице Галкина, одна мать давным-давно не получала писем от сына - танкиста. «А ты протяни руку к иконочке»,- посоветовала прозорливица. За иконкой была спрятана чернильница. Мать написала письмо на фронт и получила вскоре ответ от командира части, который писал, что её сын жив, но ранен и лежит в госпитале.
Бывало, что Евдокия на глазах у всех рвала «похоронку». Затем приходила весточка от этого человека, либо он сам возвращался домой.
До сих пор Евдокию Ивановну помнят в Спасском Храме, что находится на Гончарах (Пузакова, 1). Возле дорожки, ведущей к Храму, похоронена Агафья, мама блаженной девицы Евдокии. Очень часто Дуняша приходила на могилку, заказывала панихиду, которую служил отец Иларион, и очень благодарна была тем, кто поминал ее мамочку.
Прихожане и служащие Храма рассказывали о ней… Одна женщина вспоминает, что когда она была девочкой, Дуняша ей подарила пелёночки: розовую и голубую. Много лет спустя стал ясен смысл подарка, она поняла, что ей предрекла Евдокия Ивановна. Женщина родила двойню: девочку и мальчика. Другая женщина, жившая в Туле на ул. Комсомольской, рассказывала, что ее мама и тетя обращались за советами к Дуняше, и все ее предсказания сбывались.
Некоторые её побаивались, боясь её предсказаний…
Однажды венчалась пара. И тут в Храм зашла нарядно одетая Матушка Дуняша и встала рядом с невестой. Та замерла и начала горячо про себя молиться. Напрасно опасалась невеста – ей предстояло долгое и счастливое замужество.
Очень часто Дуняша крестила детишек сама (батюшки ей не отказывали). для многих она становилась крёстной матерью.

Свой земной путь Евдокия Ивановна Кудрявцева закончила в вынужденном заключении в психиатрической больнице - 28 мая 1979 года в возрасте 96 лет.
Сегодня исполняется 34 года со дня смерти Матушки.
До последнего дня она поддерживала и помогала страждущим, верящим в силу ее молитв людям.
Сбылись пророческие слова Великой молитвенницы и прозорливицы: «Приходите ко мне, оттуда я еще больше буду помогать Вам».
Говорят, что дом, где имеется фото-иконка Дуняши - не коснется ни зло, ни злой человек.
Чудеса на могиле блаженной Матушки Евдокии продолжаются до сих пор. Свечение от ее могилки даже засняли на обычную фотопленку. Кто-то слышал в Рождественские дни величественное пение церковного хора, кто-то колокольный звон.
В этом Святом месте исцеляются, находят поддержку, ответы на многие вопросы, а самое важное - обретают Веру люди, верящие ей и просящие ей заступничества и молитвы. Кто-то просит о помощи в житейских нуждах, кто-то в устройстве личной жизни, кто-то просит Матушкиных молитв об исцелении. Никому Евдокия не отказывает в помощи.
...Одна прихожанка решив поздней осенью убрать палые листья с могилки Дуняши, встав на колени совсем забыла о больных коленных суставах, которые ее больше никогда не беспокоили. Другая рассказала, что уже совсем отчаявшись найти работу, со слезами молила Евдокию помочь ей, ведь у нее маленькие дети. Вскоре ее пригласили на хорошо оплачиваемую должность.
Многие благодаря ей нашли и соединили свои судьбы.
Особенно любит Евдокия детишек: наставляет, ограждает их от всего плохого, а также помогает в воспитании наших детей в это трудное, полное многих соблазнов время.
Блаженная Матушка Евдокия Ивановна прожила долгую нелегкую жизнь. Не искала она в своей земной жизни ни богатств, ни людской славы, ни почестей. Наградой ей стала благодать Святаго Духа, любовь и почитание современников и следующих поколений.
Заступница наша пред Господом, Блаженная девица Евдокия, всегда поможет в трудную минуту. Она как-будто дает невидимую ниточку, протягивает руку помощи. И остается только каждому из нас решить: в какую сторону сделать этот важный шаг...
Доехать из Тулы до могилки Бл. Матушки Евдокии можно от остановки «Мосина» на автолайне №114, №117, а также маршрутным автобусом, идущем в сторону города Щекино до остановки «Пос. Временный» или до указателя «Свято-Никольский Храм».
Матушка Дуняша! Моли Господа о нас грешных!