Изо изображение человека в истории искусства. Изображение фигуры человека в античном искусстве Античное искусство – это искусство Древней Греции и Древнего Рима

Данная презентация подготовлена мной для урока изобразительного искусства в 7 классе на тему "Изображение фигуры человека в истории искусства". В ней дан зрительный ряд к уроку, помогающий наглядно показать, как изображали человека в древних культурах Египта, Ассирии, в искусстве Древней Греции и в эпоху Возрождения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ИЗО В 7 КЛАССЕ ВЫПОЛНЕНА УЧИТЕЛЕМ ИЗО БЕКАСОВОЙ И.А., МБОУ СОШ № 1 Г. ЧЕХОВ

“ Человек – мера всех вещей ” Протагор

Наскальная живопись Ливии (12 тыс. лет до н. э.)

Венера Виллендорфская Венера Виллендорфская - небольшая статуэтка женской фигуры, обнаруженная в одном из древних захоронений близ местечка Виллендорф в Вахау, посёлке коммуны Агсбах, в Австрии археологом Йозефом Сомбати 7 августа 1908 года.

Изображение человека в искусстве Д ревнего Египта

Зодчий Хесира. Фрагмент деревянной панели из гробницы Хесиры в Саккаре. XXVIII в. до н. э. Рельеф Хесиры - не только лучший образец древнеегипетского рельефного портрета, не только древнейшее в мире художественное произведение на дереве, но и научное свидетельство о древнеегипетской системе архитектурного пропорционирования

Мирон. Дискобол. V в. до н.э. Римская копия с бронзовой статуи. Изображение человека в Древней Греции

« Вене́ра Мило́сская » - знаменитая древнегреческая скульптура, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры.

Цезарь Октавиан Август из Прима Порта (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.) Древний Рим

Древняя Греция Микеланджело. Давид

Джорджоне (1477-1510) Юдифь с головой Олоферна 1504г. Эпоха Возрождения

Леонардо да Винчи - Мона Лиза. (Джоконда) 1514 – 1515 Луврский музей. Париж, Франция

http://www.travel.ru/wow/tadrart_acacus.html http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st018.shtml http://kulturologie-twp.narod.ru/photoalbum3.html http://art-blog.uz/archives/1008 http://www.arts-museum.ru/data/fonds/ancient_world/2_1_i/0000_1000/3696_Imperator_Avgust_iz_Prima_Porta/index.php http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Skulptory/Bozhestvennyj-Mikelandzhelo-David.aspx?ID=1464 http://bjws.blogspot.ru/2011/08/judith-holofernes-1500s.html http://www.abc-people.com/data/leonardov/002pic.htm ИСТОЧНИКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

презентация к уроку в 1 классе "Изображение формы листьев"

Данная презентация поможет подготовиться и провести урок в 1 классе по форме и размерам осенних листьев. Сравнение по форме разных листьев - круглых, длинных, треугольных. Прожилки листьев похожи на в...

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека

2. Развивать навыки овладения техникой рисования

3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности

4. Учить выполнять рисунок карандашом

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цели:

  1. познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека;
  2. развивать навыки овладения техникой рисования;
  3. воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
  4. учить выполнять рисунок карандашом.
  5. научить изображать пропорции человека с натуры и по представлению

Оборудование: наглядное пособие: 1) «Великие художники. Леонардо Да Винчи» 2) «Великие художники. Микеланджело» 3)схема1, схема2

План урока.

  1. Беседа рисунке, о канонах изображения человека.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Образец педагогического рисунка.
  4. Практическое выполнение.
  5. Подведение итогов.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.

Рисунок - важнейшие средство изучения и ото бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо ху дожникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто рам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка, мы познакомимся с правилами построения лица и человеческого тела.

III. Изучение нового материала.

Изображение человеком самого себя в виде схематичных наскальных рисунков, скульптур, высеченных из камня и кости, появилось значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление о художественном творчестве. Осознание человеком самого себя как личности и обращение к художественному творчеству было величайшим событием, не имеющим себе равных в истории человечества по тем возможностям, которые в нем были заложены. Задолго, до появления письменности наши предки нашли возможность рассказать нам очень многое о своем образе жизни, о климате и фауне, о своей гармоничной связи с природой.

Во все эпохи человек был и остается главной темой в изобразительном искусстве. Но несомненно гимном человеку, его духовной и физической красоте стало античное искусство. В образах олимпийских богов и мифологических героев эллины прославили совершенного человека, в котором физическая красота атлетического тела сочетается с духовным благородством и нравственной чистотой. Никто не смог достигнуть такого совершенства в изображении фигуры человека, как греки. Образы их богинь, наделенных неземной красотой, стройных и мускулистых богов при всей их идеальности жизненны и естественны.

Стремление к изображению человеческой фигуры идеальных пропорций продолжилось и в искусстве Возрождения. Всем своим творчеством Микеланджело утверждал мысль о величии человека и красоте человеческой фигуры и мастерски передал это в статуях Давида и Моисея. Все выдающиеся мастера прекрасно знали строение тела человека, и надо отметить, что из всего того, что рисует художник, самым сложным является фигура человека. В большинстве произведений искусства изображен человек. Более того, он часто является главным композиционным элементом картины, поэтому художник не может быть мастером своего дела, если не научится рисовать людей с натуры и без натуры. Принцип рисования фигуры человека ничем не отличается от работы над другой моделью, т.е. вначале нужно определить самую верхнюю и самую нижнюю точки фигуры, чтобы модель уместилась на листе бумаги. Далее необходимо правильно расположить фигуру, определив ее положение по отношению к горизонтальной плоскости, на которой стоит модель, и положение ее в пространстве по отношению к вертикали. Для этого нужно определить положение центральной осевой линии, идущей вдоль позвоночника и определяющей положение торса. Очень часто в рисунках начинающих художников стоящая фигура производит впечатление падающей. Происходит это от того, что перпендикуляр, опущенный из центра тяжести тела, находится вне ступеней его ног. Если фигура стоит, ни на что не опираясь, то этот перпендикуляр должен проходить в пределах ступней или между ними. Только при таком условии стоящая фигура будет производить впечатление устойчивости.

Начинающие художники также часто допускают ошибки в основных пропорциях: то голова слишком велика или мала по отношению к туловищу, то короткие ноги, то длинные руки или шея, как у "жирафа", туловище, как у "слона" и т.п. Для облегчения работы в построении фигуры человека, художники определили основные пропорции (канон), взяв за единицу измерения какую-то часть тела, например, голову. У человека высокого роста обычно нижняя часть тела (от лобка до следка) равна верхней (от темени до лобка); у людей среднего и низкого роста верхняя часть фигуры несколько больше нижней, так как рост людей изменяется главным образом за счет длины ног; размер головы у высоких людей откладывается по длине тела 8 раз, у людей среднего роста --7,5 раза, а у людей низкого роста -- 7 раз; у стоящего человека опущенные руки с вытянутыми пальцами достигают половины бедра, если стоящий человек раскинет руки в стороны, то расстояние между кончиками пальцев правой и левой рук будет равно его росту. Указанные пропорции не являются точной формулой, которой должен пользоваться рисующий, не обращая внимания на модель. Каждый человек, как и всякое творение природы, индивидуален, уникален и неповторим, понять и увидеть это можно только будучи наблюдательным.

IV. Практическая работа.

Задание.

Используя предложенные схемы рисунков, вам нужно выполнить серию набросков с натуры. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;

3) Оказа ние помощи учащимся, испытывающим затруднении;

V. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Схема1 Схема2


Изображение человека в древней культуре Египта. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Художники и скульпторы передают свое отношение к миру при помощи определенных образов. Изо­бражая человека, мастер показывает нам свои представления о красоте. Однако эти представления менялись с течением вре­мени, и подтверждение этому - древние памятники искусства.

С течением времени люди меняются, а значит, меняется и искусство изображения человека. Давайте посмотрим, каким образом изображался человек в эпоху Древней Греции.

Скульптура VI - начала V в. до н. э.

Если мы посмотрим на иллюстрации с изображением скульп­туры эпохи Древней Греции, то заметим, что тогда мастера чаще всего изображали молодых атлетов с прижатыми к телу руками и выдвинутыми вперед ногами. Выбранная поза была неслучай­ной. Греческие скульпторы, создавая свои произведения искусств, многое заимствовали из Древнего Египта. Так. этот образ полно­стью соответствовал египетским скульптурным канонам, которые оказывали огромное влияние на развитие греческого искусства. Канон - это свод правил, господствующих в искусстве какого-ли­бо периода или направления, а также определенное произведение, служащее образцом. Считается, что канон - это «закон и мера прекрасного».

В VI-V вв. до н. э. греческие мастера обращались и к другому виду скульптуры, который имел название «кора», т. е. «девушка». Богини, изображенные в эпоху архаики, напоминают смертных красавиц, их фигуры пронизаны женственностью и лиризмом.

Скульптура первой половины Vв. до п. э.

В это время мастера обычно изображали атлетов - победи­телей Олимпийских игр. Именно эта тема оставалась ведущей в искусстве пластики в течение всего века. Небольшая бронзовая фигурка юноши, приготовившегося к прыжку, является образ­цом скульптуры начата V в. до н. э. Великим ваятелям поруча­лось воспевание героического образа доблестного и сильного гражданина как надежного защитника древнегреческого горо­да - полиса.

Скульптура Мирона

Одним из лучших мастеров Древ­ней Греции является Мирон. Афин­ский скульптор отличался удивитель­ным даром передачи человеческой красоты. Наиболее известная его работа - «Дискобол» поражает своей грандиозностью

Обратите внима­ние. как мастер изобразил внешность человека. Образ дискобола выглядит естественным, настоящим. Мирон - первый скульптор древности, изобра­зивший человека в движении.

К другим произведениям Миро­на относится скульптурная группа «Афина и Марсий»

Скульптура Поликлета

Вторым крупнейшим скульптором V в. до н. э. был выдаю­щийся ваятель Поликлет. Главной темой его творчества также служил человек, атлет-победитель. Именно Поликлет в класси­ческий период воплотил образ прекрасного и доблестного гра­жданина полиса, волновавший скульпторов древности. В своих статуях Поликлет старался передать совершенные пропорции че­ловеческого тела, исходя из математических вычислений. Древние приписывали скульптору прославленное сочинение, носившее название «Канон». Поликлет строил строго продуманную систему

соотношений всех частей статуи. Одной из самых прославленных статуй того времени по праву считается его «Дорифор» - юноша, несущий копье.

Взгляните на эту статую: как тонко пе­редана пластика здорового мускулистого тела. Человек изображен в готовности к дей­ствию, светится жизненной силой. Юноша стоит так, будто вся тяжесть тела направле­на на одну ногу, а вторая немного согнута, словно в мерном шаге. Склоненная и повер­нутая к правому плечу голова создает впе­чатление непринужденной задумчивости. Красота человеческого тела раскрывается в пропорции упругих ног и мощных объемов груди и плеч. В древности самого «Дорифора» иногда называли «каноном Поликлета», считая, что мастер создал статую для того чтобы другие художники пользовались ею к ак моделью.

Скульптура Фидия

Цицерон о Фидии: «Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощен им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух - этот небесный гость, по выражению Платона»,

Выдающимся представителем древнегреческой скульптуры V в. до н. э. является Фидий, великий мастер зрелой классики. Под его руководством было выполнено оформление Парфенона - центрального здания афинского Акрополя. Внутри храма распо­лагалась известная скульптура Афины-Девы, созданная Фидием из золота и слоновой кости. Вторая скульптура Афины находилась перед святилищем и была выполнена из бронзы. Эти произведения поражают своей естественностью.

Скульптура Праксителя

Этот скульптор выполнял работы в мраморе, именно благодаря этому он умело создавал мягкую игру светотени в своих образах. Взгляните на его статую «Афродита Книдская» (рис. 3). Эта рабо­та пользовалась громкой славой. Статуя отличается благородством, изяществом, страстной и в то же время девственной грацией. Именно в ней Пракситель пер­вым изобразил всю красоту женского тела.

Творчество JIucunna

Творения этого мастера также инте­ресны. Лисипп стремился к созданию об­раза идеального человека. Замечательна его статуя «Апоксиомена» - атлета, очищающего тело скребком. Скульптура имеет довольно сложное построение, в ней отражены все законы пропорции.

Поражает своей красотой группа скульптур с изображе­нием подвигов Геракла. Самая знаменитая из них - «Геракл в борьбе со львом». Красота человеческого тела передана в напряжении мышц. Противники изображены в ди­намике, поза задыхающегося льва неустойчива, а человек, напротив, держится твердо и уверенно, открыто демон­стрируя красоту и силу своего идеального тела.

Таким образом, античное искусство было направлено на то, чтобы показать зрителю красоту физически совершен­ного человека.

Урок 2. Давно пора

Образ человека - одно из самых противоречивых понятий в истории мировой художественной культуры. На протяжении разных эпох, человек воспринимал себя по-разному. И от этого восприятия менялся и образ его жизни. Сегодня я хочу провести параллель через исторические эпохи и показать, как менялся этот образ.

Эпоха античности.
Эпоха античности считается эпохой просвещенности. Главным в восприятии мира у людей считалась естественность, а человеческое тело служило эталоном в мире искусства. По подобию построения пропорций человеческого тела, люди возводили здания. Бог был человеком, а человек - богом. Богов наделяли людскими страстями и пороками и возводили статуи людям, подобно богам. Человеческое тело было храмом. Скульптор воссоздавал в мраморе каждое движение и каждую складку на одежде. Каждая мышца была на своем месте, создавая впечатление застывшего в камне мгновения, подобно захваченному взглядом горгоны Медузы.

Не только скульптура воспроизводила человеческое тело. Настенные фрески привносили в помещение то, что люди хотели видеть - пейзажи, сцены застолий, танцев, мифологические мотивы, сцены эротического характера. И все было изображено так же - с великой точностью.

В I-III вв нашей эры, после захвата Египта Александром Македонским, в египетском городе Фаюм изготовлялись погребальные портреты отличавшиеся поразительным сходством с жившим человеком и техникой исполнения напоминавшей картины эпохи Возрождения. Снова люди научатся так писать только через тысячу лет.

Эпоха средневековья.
Эпоха средневековья, по разным подсчетам, длилась от восьмисот до тысячи двухсот лет в разных регионах Европы. Это был период смутного времени, включающий в себя множество вех, как в истории, так и в искусстве. Главным для европейского человека стал Бог. Тело же превратилось в рудимент, оковы для бессмертной человеческой души. Ведь душа бессмертна, а что есть тело? Тело конечно, оно постоянно что-то хочет: ему надо есть, спать, ему нужно тепло, ему нужна ласка. Иисус страдал ради нас на кресте, и мы должны страдать, через укрощение своего тела, чтобы очистить душу. Человек зачинается во грехе, рождается во грехе и всю оставшуюся жизнь старается искупить этот грех, чтобы попасть в Небесное Царство.



Как и в Египте - культ жизни после жизни, но, в отличие от Египта, у средневекового человека жизнь должна была начаться только после смерти. А, раз тело - настолько бренно и, по сути, ненужно - нет смысла стараться изобразить его красиво. Сначала художники учились, как разучиться рисовать людей, потом, через века - снова пытались научиться.

Человек был маленьким и ничтожным, но что получило развитие - так это храмовое искусство и архитектура. Смутное время войн сменилось мирным - романский стиль в архитектуре с его толстыми укрепленными стенами и маленькими окошками-бойницами сменился готикой, и она стала первым стилем, объединившим всю Европу. В эпоху готики Церковь больше не являлась оборонительным сооружением, где множество людей находились под защитой Бога (и толстых стен), все больше людей стали посещать храмы, и от архитекторов потребовалось больше внутреннего пространства для вмещения всех прихожан. Это было решено, через распределение веса здания на арочную конструкцию внутри помещения и на аркбутаны и контрфорсы - снаружи. Само название «Готика» пришло от насмешки, что арочная конструкция соборов напоминала по своему виду дома конструируемые племенами готов, связывающих верхушки деревьев для создания куполообразного жилища. Распределение веса здания решило проблему толстых стен и позволило архитекторам проектировать огромные оконные проемы, которые заполнил появившийся в то же время витраж. Обилие декора довершало картину - все, что есть в мире сделано Творцом - значит нет ничего плохого, чтобы использовать это везде. Только представьте: простой человек из деревни приезжает в город в церковь и перед ним встает прекрасное огромное ажурное сооружение. Он входит внутрь и видит лучи переливающегося света от сверкающих оконных проемов, изображающих святых и сцены из Библии. И он понимает, что Бог на самом деле есть.

Эпоха Возрождения.


Вслед за Средневековьем приходит эпоха Возрождения, когда люди стали откапывать античные города, находить античные предметы искусства и понимать, что когда-то было по-другому. Послабление власти церкви приводит к тому, что общество становится более светским. Художники заново учатся писать человека, только для этого им приходится его вскрыть, чтобы узнать, где располагаются мышцы и кости, и как из этого правильно написать силуэт. Они продолжают писать на религиозные темы, но, вместе с этим, люди заказывают им свои портреты в виде святых, что показывает, насколько церковь потеряла свою власть в их умах. Художники экспериментируют с техниками, изобретают новые краски, новые стили. Известно, что Леонардо да Винчи был одним из первых, кто стал писать маслом. Его вклад в полотно Верроккьо «Крещение Христа», коленопреклоненный ангел, получился настолько ярким и живым, что Верроккьо, по легенде, ушел из живописи в скульптуру, сказав, что ученик, в свой первый же раз, превзошел учителя, и ему нечему его научить.

Эпоха Барокко.
Следующая за эпохой Возрождения, но отличная по своему характеру - эпоха Барокко. Люди эпохи Барокко уходят в своем представлении о красоте от античной естественности и стремятся деформировать, модернизировать свои тела, придать им новую, идеальную форму. В моду вошли корсеты, выбеленные лица с нарисованными «мушками», напудренные парики, в которых копошились вши и мыши. К слову сказать, кудлатые мужские парики были введены в моду королем Людовиком XIV. Живя по принципу «держи друзей близко, а врагов еще ближе», он окружил себя министрами и военачальниками, которые со временем превратились в лизоблюдов, стремящихся попасть на глаза правителю и повторяющих за ним изменения в одежде. Когда Людовик начал лысеть, он одел парик. Все, кто его окружал сделали то же самое.


В эпоху Барокко большой любовью пользовались избыток деталей, резные украшения, позолота, светильники на огромное количество свечей. И оптические иллюзии. Больше всех в плане иллюзий отличилось итальянское Барокко. И непревзойденным мастером считается флорентийский живописец и архитектор, Андреа Поццо. Шедевром Поццо считаются фрески апсиды, потолка и роспись подкупольного пространства римской иезуитской церкви Сан-Иньяцио. При постройке церкви, из-за недостатка средств, не был возведен купол. Монахи решили заменить купол росписью и, чтобы не выбиваться из бюджета и чтобы все было совершено по иезуитским канонам, пригласили для этой работы одного из своих монахов - Андреа Поццо. Поццо начал с росписи небольшого купола в апсиде здания. Монахам настолько понравилась эта работа, что они заказали ему роспись подкупольного пространства над алтарем.
В самой высокой точке - сам святой Иньяцио, основатель иезуитской церкви, и ждущее его Небесное царство.




Люди стали чаще задаваться вопросом «Что мы есть?». Французский философ Рене Декарт, наблюдая за модными в то время статуями-фонтанами, которые стояли неподвижно и, при приближении к ним человека, оживлялись и обливали его водой, подумал - что если движение живых организмов так же зависит от рычагов, шестеренок и поршней? Он стал искать ответ, подвергая каждое свое суждение опровержению и пришел к тому, что неопровержимой осталась только мысль. Так он и дошел до своей известной впоследствии фразы - «Cogito ergo sum». «Я мыслю - следовательно я существую.»

Эпоха Классицизма.
В эпоху Классицизма деятели искусства снова обращаются к античным традициям, беря их за эталон. В архитектуре появляются элементы античных зданий - портики, колонны - в живописи - античные статуи, персонажи часто одеты на античный манер. Из этого выйдет впоследствии академизм - стиль в искусстве, с которым будут бороться импрессионисты и другие бунтари искусства.

Две разных части Света.
И, в заключении, я бы хотела поговорить о двух частях света, кардинально отличающихся своими взглядами на то, что такое красота. Это страны Восточной Азии - Япония и Китай - и Соединенные Штаты Америки.
Я буду говорить о Китае и Японии в связке, потому что в их культуре много общего, хоть и с сильным влиянием менталитета своих стран. В Китайской культуре нет, как таковой, ценности человеческой жизни - их всегда было много - один уйдет, на его место придет другой. Как говорят сами китайцы: «Нет ценности человеческой жизни - есть указ императора» - если тебе надо умереть - ты умираешь. Но, с другой стороны, цель каждого отдельного человека в жизни - добиться личностного счастья, и никто не имеет права лишить тебя этого. Так же, в китайской культуре, каждый символ имеет в себе скрытую силу. Даже архитектуру они строят на подобие какого-нибудь иероглифа или знака, чтобы само здание работало на достижение поставленной цели. Для Японии - это слишком сложно. Инь и Ян - единство противоположностей, в белом есть частица черного, в земле есть частица неба - для них это слишком сложно. Они взяли из китайской культуры то, что посчитали достаточным - гармония и естественность.
Три основных понятия прекрасного в японской культуре - это «ю-гэн» - намек - «ваби» - пустота - и «саби» - патина, доказание конечности. Намек - это полупрозрачные сёдзи, свет, проходящий через бумажный фонарь. То, что открыто - не интересно. Интересно то, что таится за размытой формой. В Японии нет такого отношения к наготе, как в Европе - это естественно. А, раз естественно, значит не стыдно. Нагота не возбуждает, если не направлена на это. Гораздо интереснее, когда тело скрыто в слоях одежды, как жемчужина, и ты догадываешься, что же там внутри. То же самое можно сказать и о японских кондитерских изделиях, которые отличаются очень тонким, легким вкусом. Естественной сладостью бобовой пасты, агар-агара и добавленных для украшения ягод. Они не добавляют туда сахар, потому что избыточность - не интересна.
В Европе пустота - это нечто страшное, непонятное, пустота - это ничто. В Японии - пустота - это то, из чего все появляется. Они не рисуют малиновку над пионом - они рисуют пустоту, чтобы оттенить сами фигуры. Басе, обозначая тишину не писал "так тихо", он писал "слышно тиканье часов". Как тишина подчеркивается через тихий звук, так и здесь - художник впускает пустоту на полотно через помещение туда персонажей.
Без смерти нельзя понять жизнь. Смерть - часть жизни, поэтому через нее узнаешь красоту жизни. Японцы называют европейцев однобокими, за то, что те отрицают смерть и живут чтобы жить и радоваться. Но забывая, что жизнь конечна, невозможно в полной мере насладиться ее полнотой. Без добра нет зла, без лишений не поймешь всю прелесть от приобретения. Так же и с вещью. Если она пожила свое, если она покрыта трещинками, потерта - видна ее хрупкость - от этого она становится еще прекрасней - в ней есть душа. Даже у новых печатей специально скалывают кусочек, чтобы показать их конечность, естественность - а значит красоту. Во времена античности не допускали никаких сколов и трещин - предмет конечен, а значит не идеален. В Японии наоборот - поскольку у всего есть смерть - это ценится еще больше. Цветение сакуры - воплощение этого. Потому что лепестки опадают с деревьев за очень короткий срок, и нужно насладиться каждым мгновением, что ты это видишь.


США прививают миру, через фильмы свою культуру. Культуру недостижимого идеала - культуру преобразования, жизни в мечтах. Еще Джордж Буш старший говорил в своем выступлении, что "святая миссия, возложенная на Америку - заставить всех остальных думать так же, как и мы". Именно из Америки пришла мода на пластические операции - достижение своего несуществующего идеала. В идеальном мире никогда не умирает главный герой. В идеальном мире всегда счастливый финал. Не обязательно четко следовать каким-то правилам, поэтому вы не найдете достоверных «исторических» недокументальных фильмов. Это не их история - не они ходят каждый день на работу через Парфенон - нарядили людей в тоги, поставили колонны - уже Греция. И не важно, как будут взаимодействовать люди. Поэтому каждый подобный фильм показывает нам современных американцев в разных декорациях. Главное, чтобы было зрелищно. Так же и в стилях. Америка - страна своих стилей и форм. Здесь нет художественных стилей, понятных нам - барокко, классицизма, ар ново - там есть дворцовый стиль, в котором содержится все, что человек считает роскошью: колонны, золотой унитаз, кровать с балдахином. Морской стиль, тропический, индустриальный - и многое-многое другое.
Так же следует заметить, что американцы - люди, которые не любят, когда их считают глупыми, поэтому им не нравятся сложные формы и метафоры, которых они не могут понять. Сюда же входят и слишком простые сравнения - по той же причине. Основная масса людей прибывает в "золотой середине" между этими полюсами - в красиво поданном пространстве, завуалированном ровно настолько, чтобы человеку казалось, что он сам обо всем догадался. И есть люди, которые придумывают и создают эту середину для простых граждан.
Американская культура отличается отсутствием фольклора. У переселенцев не появилось своих мифов, не зародилось новых богов - они были слишком «взрослыми» для этого. Поэтому американцы создали своих джиннов и лепреконов. У них появились супергерои. Америка - единственная страна, у которой есть супергерои. Ведь что такое супергерой? Идеальный человек, создающий идеальный мир.

*материал собран из различных источников

Конспект урока 7 класса 1-ая четверть

по программе под редакцией Б.М. Неменского

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»

Цель: Сформировать мировоззренческие позиции о роли искусства в жизни человека

Тема четверти: Изображение фигуры человека и образ человека.

Цель: Воспитание личности, способной ценить красоту человека, его духовного мира

Тема урока: «Изображение фигуры человека в истории искусства»

Цель урока: Формирование культурно-искусствоведческой компетенции в определении канонического изображения фигуры человека.

Задачи урока:

    Воспитание эстетическое отношение к человеку как венцу природы.

    Развитие способностей восприятия красоты фигуры человека в историческом аспекте.

    Формирование представления о красоте человека, выраженной в канонах древних культур.

раскрыть понятие «канон» в изображении фигуры человека;

познакомить с различиями в канонах изображения фигуры человека в культурах Др. Египта, Др. Греции и Рима;

познакомить с этапами рисования фигуры человека по канону Др. Египта

знать понятие «канон» в изображении фигуры человека;

знать различия в канонах изображения фигуры человека в культурах Др. Египта, Др. Греции и Рима;

знать этапы рисования фигуры человека по канону Др. Египта

- уметь рисовать по этапам фигуру человека по канонам Др.Египта;

Владение самоанализом рисунка фигуры человека.

Зрительный ряд: иллюстрации и репродукций произведений искусства различных жанров и периодов с изображением фигуры человека: «Палеологические Венеры», Рельефы и прописи Древнего Египта; Мирон «Дискобол»; Древняя Греция. Статуя первого римского императора Октавиана; Микеланжело «Давид»; Джорджоне «Юдифь»; А.А.Пластов. «Весна» и др.

Литературный ряд: стихотворение о красоте (из интернетсайтов).

Оборудование для учащихся: альбом, графические материалы (на выбор).

Оформление доски: иллюстрации и репродукций произведений искусства различных жанров и периодов с изображением фигуры человека.

Структурообразующие компоненты урока.

    Завязка: 5 минут

    Кульминация: 2 минуты

    Развязка: 30 минут

    Эпилог: 5 минут

    Послесловие: 3 минуты

Ход урока

Проблема в чем?- в чем заключается красота человека и как эту красоту изображали в древних культурах.

Завязка. Выход на проблем урока осуществляется путем создания ситуации вдохновения. Используются методы художественного уподобления, поэтапного открытия, актуализации имеющихся знаний учащихся.

После звонка на урок, приветствия учителя, усаживаю детей за парты и привлекаю их внимание к проблемному содержанию урока. Для этого поэтапно на доске представляю иллюстрации и репродукции произведений искусства различных жанров и периодов с изображением фигуры человека в сопровождении стихотворения о красоте.

Да, красота, – и только красота, –
Спасает нас от гибели позорной…
Она одна осталась непокорной
Тебе, житейская слепая суета!
Ни чувства мелочность, ни мысли нищета, –
Ничто не затемнит ее – нерукотворной;
Нет, ни отравой лжи, ни клеветою черной
Ее не запятнать! Она – всегда чиста.
В природе ль, в жизни ли, в идее ль вдохновенной
Творца-художника, – везде о ней мечта:
Во всем она горит огнем любви нетленной.
Под тяжким бременем своей судьбы креста –
Я перед ней стою, коленопреклоненный.
О, Красота! Святая Красота!..

-«Ребята, перед вами представлены фотографии фигур человека. Считаете ли вы их красивыми? И если да, то по каким критериям?»

Ответы детей: …

Всегда ли фигура человека изображалась таким образом?

Ответ: не всегда.

Кто может вспомнить, как изображались фигуры человека в Древности? По вашему мнению, они красивые?

Ответы детей…

А теперь скажите, в чем заключается проблема урока? В чем заключалась красота человека и как эту красоту изображали в древности?

Кульминация: выход на тему урока, используются методы: актуализации культурно-исторического опыта детей, диалог, метод поэтапных открытий, связи искусства с жизнью, метод визуального подражания.

». Поэтому тема урока звучит…..

Тема урока: Изображение фигуры человека в истории искусства.

Учитель:

Рисунок - важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. В рисунке художник может выразить всё своё виденье мира: предметного, человеческого, божественного.

- Человек всегда был и остается главной темой в искусстве. Представления о красоте человека, об отношении его к богу, о наиболее существенном в его облике и его действиях менялись в истории искусства.

Давайте посмотрим как!

ОБРАЩЕНИЕ К МУЛЬТИМЕДИЙНОМУ ЗРИТЕЛЬНОМУ РЯДУ.

(показ изображения фигур различных цивилизаций)

Женские изображения эпохи палеолита представляют собой определенную группу так называемых «венер», хотя их анатомия далека от эталонов стройности. Их вырезанные или изваянные изображения отличаются большими размерами груди и ягодиц, по сравнению с которым голова, руки и ноги выглядят маленькими и тонкими.

«Венера Виллендорфская» (Вена, Музей естественной истории). "Венеры- эпохи палеолита получили название «толстушек» ("брюхатых") за морфологические характеристики их ягодиц. Подчеркнутая тучность, прежде всего в области живота и груди, то есть в органах, связанных с материнством, не соответствует видимому реализму, но отражает мысль о плодовитости и символизирует репродукционную функцию женщины

«Венера Лоссельская», называемая еще Дама с рогом», барельеф на известняковой скале (размер - 42 см), хранящийся в Музее Аквитании (Бордо, Франция).

Она изображена в фронтальной плоскости и в типичной для «венер» манере: с объемным выделением тазобедренной части тела. В поднятой вверх и в сторону руке женщина держит рог. Ее голова повернута к рогу, а волосы спадают в противоположную сторону. Другая рука лежит на животе и направлена в сторону лобка. Наличие рога подтверждает мысль о том, что эта «венера» представляет собой символ плодородия. Рога, фрагментарные изображения которых свидетельствуют о присутствии животного - как гарантии обилия пищи - имеют здесь конкретное значение. Корпус тела четкое прорисован с ясным изображением больших отвисших фудей, выпуклого живота и максимально уменьшенных ног, похожих на некие неопределенные дополнения.

Несмотря на фронтальное положение тела, голова-профиль, лишенная черт лица, - признак, указывающий на отсутствие индивидуальной характеристики, - сообщает фигуре некое подобие движения.

Вы наверняка уже что-то из этого видели, а что-то для вас ново.

(возвращение к необходимому слайду).

ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ:

Искусство древнего мира строилось и держалось на определённых канонах.

Канон - свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка.

Египет - Искусству в древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было стать мостом между преходящим и вечным. Другими словами, произведение искусства должно стать нетером, местом встречи божественного и земного. Существует мнение, что скульптура, рельефы и фрески изображали не портрет человека, а его Ка - высшая, невидимая часть человека, одним из аспектов которого является идеальный образ. Древнеегипетское искусство исключало одушевление и увековечивание старости, болезни, смерти и несовершенства мира, передавая лишь истинный, совершенный облик предмета, человека, вселенной. Ка, как двойник человека, живущий в невидимом мире, отвечал за него перед богами.

Египетские мастера не просто воспроизводили внешность, которую воспринимает физический глаз, а воспроизводили то, что их духовные глаза давали понять о природе человека и вселенной.

    Формы головы лучше всего видны в профиль, так они и показаны. Но глаз мы всегда мысленно видим анфас. Соответственно профиль лица дополняется изображением глаза анфас. Верхняя часть тела, плечи и грудь, наиболее полно воспринимаются с фронтальной позиции, поскольку так видны сочленения рук с корпусом. Но кисти рук и ступни хорошо обрисовываются только при виде сбоку. Все это объясняет, почему фигуры людей в египетском искусстве выглядят такими странно плоскими и словно искривленными. Кроме того, египетским художникам было затруднительно представить обе ступни так, как они видны с одной позиции. Они предпочитали четкий контур, очерчивающий большой палец и подъем стопы. Так что обе ступни изображались с одной, внутренней стороны, словно у человека, как на этом рельефе, две левых ноги. Это не значит, что египтяне думали, будто человеческие существа имеют такую наружность. Они просто следовали методу, позволявшему запечатлеть все, что в фигуре человека представлялось существенным. По-видимому, строгость формальных предписаний как-то связана с магическими функциями изображений. Иначе как бы мог человек с «укороченной» или «отрезанной» рукой принимать и приносить дары мертвым?

    В скульптуре все сидящие фигуры держат руки на коленях; мужские тела окрашивались в более темный цвет, чем женские.

Греция - В греческом мире всё для людей понятно и просто. Соответственно, в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели мира были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Человек был уверен, что похож на богов, и с этим связывалась идея свободного владения пространством и временем. Именно поэтому в античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. Человек идеализировал себя.

Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека. В образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперед он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остается спокоен и сдержан. Создается впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа.

Статуя Октавиана Августа выполнена римским скульптором в 27г.до н.э.

Тщедушный и болезненный первый римский император Октавиан изображается атлетически сложенным, «богоподобным человеком». Скульптор сумел запечатлеть своеобразный тип лица и характерную прическу императора, подчеркнуть его решительность и целеустремленность.

«Давид» Микеланджело – величественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги, решимости, благородства. Он спокоен, однако чувствуется его готовность приложить все усилия борьбы со злом, для победы справедливости. Это подлинный монумент героической личности, человеку, духовно и физически совершенному. Микеланджело ваяет свою скульптуру из мрамора. Большая глыба камня имела дефекты, в ней были трещины, и никто не верил в то, что из громады можно что-либо сделать. Но художник взялся за работу, тщательно продумал будущий пластический образ, и смог «извлечь» из мраморного монолита великий немеркнущий образ

Микеланджело «Страшный Суд». На наших глазах происходит мировая катастрофа. Люди захвачены ангельской вестью о наступлении Страшного суда в разгар своих обыденных занятий. Но Провидение неумолимо: справа лавиной низвергаются в ад грешники, их подгоняют ангелы, тащат за собой демоны. Слева возносятся в рай праведники. Мускулистый Иисус беспощаден и непреклонен в своем гневе, что скорее напоминает античного бога-громовержца, воплощающего возмездие. Одна лишь Богоматерь скорбно поникла, сочувствуя страданиям людей, но не имея права помочь им.

На камне у источника сидит святой Ворфоломей. Его глаза пылают огненной угрозой. В руке святой держит собственную кожу, которую некогда содрали с него противники христианства. На этой коже Микеланджело изобразил свое лицо, искаженное неимоверными страданиями. Художник подчеркивает, что он сам - здесь и сейчас - мучается не менее, чем грешники на Страшном суде. Красота У Микеланджело проникнута страданием и состраданием.

Джорджоне «Юдифь». Написанная в первые годы XVI столетия «Юдифь» утверждает идеал Высокого Возрождения, который нашел выражение в картине через внутреннюю раскрепощенность композиции, размеренность изобразительных форм, красоту и утонченность женского образа, певучесть линейных и красочных сочетаний.

«Она прекрасна и необычна – Юдифь Джорджоне, пишет искусствовед А.Варшавский. _ Освободить родной город от нависшей над ним грозной опасности вызвалась красавица Юдифь. С головой предводителя вражеских войск Олоферна возвращается она в отчий дом. Враги дрогнули, когда на городской стене будет выставлена голова Олоферна, и вечно будут славить подвиг юной красивой вдовы, ее самопожертвование, ее удачливую удаль сограждане, те, кого спасла она от чужеземного ига, может быть, от смерти.

Уже все позади. Уже все свершилось. И задумчиво глядит на отрубленную голову вражеского полководца Юдифь.» В этом одухотворенном образе есть все: нежность и достоинство, кротость и сожаление, внутренняя сила и обаяние.

Развязка : выход на сотворчество учеников и учителя в изобразительной деятельности, используются методы: визуального подражания, аналитического сопоставления образца и изображаемого рисунка.

Критерии оценки учебного рисунка:

    соблюдение египетского канона в рисунке (степень соответсвия);

    завершенность выполненного рисунка.

    наличие введенных элементов, присутствующих культуре Др. Египта

Мы рассмотрели с вами основные каноны изображения человека. Я предлагаю вам научиться рисовать египтянина вместе со мной (используется педагогический рисунок на доске).

Учитель на доске показывает основные этапы изображения фигуры человека по канонам Др.Египта. Во время работы учитель оказывает посильную помощь учащимся.

Эпилог: выставка и анализ детских графических работ. Используются методы: стимулирования индивидуальных высказываний, адекватной самооценки,

ВОПРОС: Глядя на ваши работы, как вы думаете, кто из вас смог приблизиться больше всех к египетскому канону.

Критерии оценки деятельности ребёнка на уроке:

    активность ребёнка в обсуждении проблемы;

    отношение к учебно-творческой деятельности;

    мастерство;

    качество детской продукции.

Обобщение и вывод по проведению и освоению тему на уроке

Послесловие: домашнее задание:

Подобрать репродукции изображений фигуры человека Др. Греции и Рима и сравнить изображение с древнегреческим.