Два чувства дивно близки нам история создания. «Два чувства дивно близки нам»: анализ стихотворения

В различных изданиях это стихотворение печатается в двух вариантах. Один вариант состоит из двух строф, и в нем встречаются пропуски слов. Второй вариант включает еще одну строфу. И скорее всего, эту строфу редакторы вставили самостоятельно, основываясь на черновиках поэта.


В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Стихотворение было написано в . Наверное, каждый согласится с истинностью пушкинских слов. Отеческие гробы незримо связывают нас с родными людьми, ушедшими в мир иной. И человек, приходя к могиле, чувствует, что на какой-то миг сближается с этим человеком. Любовь к отеческим гробам заложена в нас на генетическом уровне.

Любовь к родному пепелищу – это любовь к родному дому, деревне, городу в котором вырос, ностальгия по родным местам. Она тянет человека возвратиться домой.

На них основано от века,
По воле Бога Самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.

Духовная связь человека с родными местами и родными людьми – это духовные корни, которые позволяют человеку не опускаться до животного уровня, сохранять «самостоянье человека». Эта мысль подтверждается третьей строфой

Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир - пустыня,
Душа - алтарь без божества.

Стихотворение относится к философской лирике, в нем говорится о человеческих привязанностях, корнях его существования. По композиции оно состоит из одной цельной части. В первой строфе поэт выносит свое философское утверждение, во второй и третьей строфах развивает и углубляет основную идею стиха.

Во второй и третьей строфах рифма перекрестная, в первой кольцевая. Но в первой строфе обращает на себя внимание один момент: гораздо логичнее на первое место было бы поставить любовь к отеческим гробам, и только потом любовь к родному пепелищу. Тогда в первой строфе рифма тоже была бы перекрестная.

Поневоле напрашивается вопрос: случайна ли в этой строфе такая постановка строк, почему автор не использовал также перекрестную рифму, и не должна ли эта строфа выглядеть таким образом:


В них обретает сердце пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу?

В этом стихе поэт применяет христианскую терминологию, встречаются церковнославянизмы: самостоянье, святыня, величие, алтарь, божество. Тем самым подчеркивается духовная направленность поэтического размышления

Пушкин в известном черновике 1830 г. оставил нам запись, которую мы держим в русских сердцах уже почти два века, правда, распоряжаемся этим завещанием порой странно, даром что цитируем весьма часто:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его...

Светское сознание отметит у Пушкина парадокс: вослед за родным пепелищем (то есть отчим домом) поэт отеческие гробы в последнем катрене называет «животворящей святыней». Более того, «Земля была б без них мертва, / Без них наш тесный мир - пустыня, / Душа - алтарь без божества». То есть: гробы являются животворящими, жизнью наполняющими Землю, нашу земную жизнь!

Ого. Это мысль православного человека, глубоко духовного. В какового Александр Сергеевич вполне развился к тридцати своим годам. По мнению русского философа С. Франка, справедливо полагавшего Пушкина выдающимся религиозным мыслителем, «замечательна та философская точность и строгость, с которой здесь изображена связь духовного индивидуализма с духовной соборностью: «любовь к родному пепелищу» органически связана с любовью к родному прошлому, к «отеческим гробам», и их единство есть фундамент и живой источник питания для личной независимости человека, для его «самостояния», как единственного «залога его величия» <…> Единство этого индивидуально-соборного существа духовной жизни пронизано религиозным началом: связь соборного начала с индивидуальной, личной духовной жизнью основана «по воле Бога самого» и есть для души «животворящая святыня». Само постижение и восприятие этой связи определено религиозным сознанием, тем, что Достоевский называл "касанием мирам иным"».

Одним из таких отчетливых мест сердечного, но и духовного касания мирам иным для всякого русского человека является и монастырь в честь Святой Троицы и святого Александра Невского в Санкт-Петербурге, именуемый Лаврой. Туда нас ноги сами ведут всякий раз, когда мы приезжаем «навстречу Северной Авроры».

Теперь у входа в эту прославленную обитель стоит новый памятник святому равноапостольному князю Александру, честные мощи которого покоятся в главном храме Лавры - Троицком.

Но, проходя к Троицкому собору по узкому лаврскому переулочку и мостику, прихожанин минует два старых некрополя, остающихся по левую и правую руку. То есть к окормлению вечному человек проходит сквозь сонм великих могил.

Троицкий монастырь был создан по приказу Петра, усмотревшего в устье Черной речки «изрядное место». Первое упоминание обители в документах - июль 1710 г., когда Петр I, осмотрев участок близ впадения Черной речки в Неву, повелел строить здесь Александро-Невский монастырь, поскольку эта территория считалась предполагаемым местом победы в 1240 г. войск князя Александра Ярославича над шведами в Невской битве. Петром предполагалось воспитывать здесь ученое монашеское братство - для подготовки настоятелей крупных монастырей России.

Через два года после окончания Северной войны Петр повелел принести в новый город на Неве мощи святого благоверного князя Александра Невского. До того они пребывали во Владимире. В 1723 г. через Москву и Новгород их доставили в Шлиссельбург. Лишь через год после их исхода из Владимира, в августе 1724 г., царь Петр на ботике сопровождал раку со св. мощами по Неве. В 1790 г. мощи были перенесены в Троицкий собор Александро-Невского монастыря, где пребывают и ныне. Рака с мощами теперь установлена на свое историческое место. Ежедневно перед мощами поются акафисты, звучат молитвы, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

В Троицком соборе возле серебряной раки со св. мощами князя Александра Невского хранился ключ Адрианополя, принесенный в дар обители императором Николаем I после войны за освобождение Греции от турецкого ига в 1829 г. Тут подвизались известные молитвенники: архимандриты Евгений (Болховитинов) и Иоакинф (Бичурин), Феодор (в миру Иоанн) Ушаков, схимонах Досифей и его ученик Варлаам, впоследствии Тобольский архиерей. К здешнему старцу Алексию перед отправлением в г. Таганрог в 1825 г. приезжал Император Александр I. По преданию, войдя в келью, он увидел черный гроб. «Смотри, - сказал ему схимник, - вот постель моя, и не моя только, а постель всех нас: в ней все мы, Государь, ляжем и будем спать долго».

Обитель получила статус Лавры в 1797 г. по указу императора Павла I. По проникновенному слову о. Сергия Булгакова, «представляет собою священный памятник великому русскому мужу, который так славно подвизался для блага своей родины и ныне предстоит молитвенником пред Богом за весь русский народ».

Кто же покоится в Лавре?

Лазаревское кладбище (Некрополь XVIII в.) было основано еще при Петре Великом, первые захоронения происходили в храме Благовещения. В этой небольшой деревянной церкви были похоронены многие сподвижники первого российского императора, в том числе В. М. Долгоруков и Б. П. Шереметев. В 1717 г. была возведена и торжественно освящена каменная церковь Воскрешения Лазаря, благодаря которой кладбище и получило свое нынешнее название. Эта церковь стала усыпальницей сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, в дальнейшем ее расширили и перестроили по чертежам известного архитектора Л. Я. Тиблена.
С 1947 г. в Лазаревской усыпальнице располагается музейная экспозиция - более 80 памятников, среди которых надгробные плиты, саркофаги и пристенные памятники.

Погребение на Лазаревском кладбище изначально было доступно лишь весьма богатым людям, да и то не всем – здесь хоронили лишь заслуженных деятелей Российской Империи. Каждое надгробие этого кладбища является величайшей исторической ценностью, так как все они созданы лучшими мастерами той эпохи.

На Лазаревском кладбище - том, что остается от вас по левую руку, когда идете в Лавру от Невского проспекта - похоронены ученые М. В. Ломоносов, Л. Эйлер, писатель Д. И. Фонвизин, архитекторы Дж. Кваренги, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, живописец В. Л. Боровиковский, скульпоторы Ф. И. Шубин, П. К. Клодт, и И. П. Мартос, описатель Камчатки Крашенинников. Волконский, Оленин, вдова Александра Пушкина Н. Н. Ланская (все же удивляющее словосочетание, не правда ли?) и многие другие деятели культуры и науки. Знатные особы - Голицыны, Трубецкие, а также генерал-фельдмаршал А. Г. Разумовский, морганатический супруг императрицы Елизаветы Петровны . Здесь и могила друга царя Петра А. К. Нартова - посадского человека, дослужившегося до академиков, изобретателя, как пишут справочники, «первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес».

К началу XIX в. на Лазаревском кладбище стало не хватать места, и в 1823 г. неподалеку от него было основано Ново-Лазаревское. В 1869 г. в его северной части на деньги купцов Полежаевых, желавших возвести собственную усыпальницу, была заложена церковь в честь иконы Тихвинской Божией Матери, по имени которой и стало в дальнейшем называться кладбище.

С 1830-х все захоронения, в основном, велись именно на Тихвинском кладбище (ныне Некрополь Мастеров Искусств), которое было в два раза больше Лазаревского. Захоронения на Тихвинском кладбище продолжались до 1930-х, после чего оно было закрыт на реконструкцию и приобрело статус мемориального парка. Великая Отечественная война нанесла значительный ущерб многим памятникам некрополя, но в послевоенные годы были проведены тщательные реставрационные работы, вернувшие музею его первоначальный облик.

Некрополь Мастеров Искусств - он по правую руку - создан в 1940-х гг. на месте практически полностью уничтоженного Тихвинского кладбища и объединяет около 200 надгробий. В Некрополе покоятся композиторы М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Р. И Чайковский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, А. С. Даргомыжский, писатели Н. М. Карамзин, Е. А. Баратынский, И. А. Крылов, художники А. А. Иванов, П. А. Федотов, А. И. Куинджи, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, архитектор А. В. Щусев, скульптор М. К. Аникушин, критик «Могучей кучки» Стасов, и другие. Пантеон деятелей российской культуры, аккумулятор останков лучших людей Петербурга, составивших за многие годы непостижимую душу города и славу его.

В дальнейшем захоронения на Тихвинском кладбище проводились крайне редко, после войны здесь были погребены лишь некоторые наиболее значительные деятели искусств, такие как художник М. И. Авилов, артисты, В. А. Мичурина-Самойлова, Ю. М. Юрьев и некоторые другие. Последнее погребение на этом кладбище состоялось в 1989 г., когда скончался знаменитый режиссер Г. А. Товстоногов - народный артист СССР, главный режиссер Большого драматического театра. Режиссер похоронен между Южной и Черкасовской дорожками, автором бронзово-стального креста на постаменте является скульптор Л. К. Лазарев, 1992 г. Это единственный в музейном некрополе мемориальный памятник советского времени, образное решение которого восходит к традиционной форме креста с Распятием.

Эффектно и надгробье писателя Достоевского. Черная голова Федора Михайловича глядит со стелы взыскующе, словно говоря: «Если Православие невозможно для просвещенного, то вся сила России - временная…»

Быть может, еще одно известное сочинение Пушкина посвящено именно этому некрополю: «Когда за городом, задумчив, я брожу / И на публичное кладбище захожу, /

Решетки, столбики, нарядные гробницы…»

В Благовещенской церкви Лавры со времен Петра находили упокоение члены императорской фамилии. Хотя сам Петр похоронен в Петропавловской крепости; как и так называемые «останки» Семьи Царственных страстотерпцев, которые, кстати, не признаны Церковью таковыми. Недавно, после предоставления Зарубежной Церковью частицы св. мощей сестры Государыни - св. Елизаветы Феодоровны, были проведены действительно независимые исследования; экспертиза опровергла принадлежность перезахороненных в Петропавловской крепости останков членам семьи Государя Императора Николая II. Есть мнения, утверждающие, что возраст останков, которые пытались выдать за «царские», намного моложе: покойников сбросили в екатеринбургский могильник всего лет 60 тому назад.

У северной стены Благовещенского собора в пол вмурована мраморная плита «здесь лежит Суворов». Солдаты разных эпох России клялись в верности Отечеству у суворовского надгробья в Лавре.

А всего у Александро-Невской Лавры три кладбища. Есть еще и Никольское, пока не ставшее музеем, хотя и собравшее тоже целый пантеон выдающихся персон. Оно открыто в 1863 г. к востоку от Свято-Троицкого собора. Именно поэтому кладбище поначалу называли Засоборным, но в дальнейшем переименовали в Никольское по имени церкви, построенной неподалеку в 1868-1871 гг. Для украшения этого некрополя в северной его части был выкопан небольшой округлый пруд, придающий пейзажу особенную живописность.

Тут упокоены герой Порт-Артура, в нем же и погибший в 1904 г. генерала Р. И. Кондратенко; многострадальный сын поэтов Ахматовой и Гумилева, выдающийся историк и географ Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) с супругой; а также митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), почивший в 1995 г.

На Никольском кладбище можно найти много часовен-склепов, оформленных по моде того времени в древнерусском стиле. Такие известные мастера, как Р. Бах, И. Шредер, Н. Лаверецкий и прочие, увековечили многих богатых и знатных людей в бронзе, граните и мраморе, создав множество великолепных скульптурных изображений, гармонично вписывающихся в пейзаж Никольского клабища. Здесь же можно найти интересные мемориальные памятники в стиле «модерн», роскошно украшенные мозаикой и майоликой.
Из трех кладбищ, входящих в состав некрополя Александро-Невской лавры, лишь Никольское кладбище не имеет статус музея. В 1970-е годы оно было тщательно отреставрировано, а в Никольской церкви был произведен капитальный ремонт. В 1985 г. Церкви был возвращен Никольский кладбищенский храм, торжественно освященный 22 апреля 1985 г. В храме хранятся останки почитаемого многими верующими угодника Божия, затворника Матфея (Тотамира). Из новейших известных захоронений Никольского - могила знаменитого хирурга Федора Углова и мэра города на Неве Анатолия Собчака и депутата Государственной Думы Галины Старовойтовой. Это тоже уже история, хотя эти политики - и не наши герои.

Священномученик Сергий Мечёв написал для нас в 1929 г.: «Любить прошлое, благоговеть перед его святыней, помнить о том, что много людей прекрасно прожили свой век здесь, на земле и оставили нам памятники, по которым мы можем учиться жизни в Боге и подвиге».

Ну что ж, привелось и нам побродить под некропольским снегом, посидеть на лавке в парке и, поставив свечу у раки Александра Невского в Свято-Троицком соборе, прощаясь с Петербургом, снова свернуть на аллею «отеческих гробов».

Станислав Минаков


Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.

Анализ стихотворения «Два чувства дивно близки нам» Пушкина

В творчестве А. С. Пушкина большое место уделено философской лирике. Поэта серьезно волновали вопросы, связанные с назначением человека и смыслом его жизни. Такому размышлению посвящено произведение «Два чувства дивно близки нам…» (1830 г.).

Существует два варианта стихотворения. Первый состоит из двух строф, в которых есть пропущенные места. Во втором варианте восстановлены пропущенные слова, а в центре вставлена еще одна строфа. Так или иначе в первом четверостишии заложена основная идея произведения. В оставшихся Пушкин развивает и конкретизирует свою мысль.

Поэт утверждает, что для любого человека самыми близкими и дорогими являются два чувства: «любовь к родному пепелищу» и «любовь к отеческим гробам». Первое чувство не стоит воспринимать буквально. «Пепелище» символизирует родной очаг, а в более широком смысле — место, где человек появился на свет. Пушкин очень высоко ценил понятие родины. Испытав в молодости горечь изгнания и тоску по Отечеству, он до конца жизни сохранил любовь к своему родному краю.

«Любовь к отеческим гробам» заключается не только в регулярном посещении могил своих родственников. Это чувство означает преданность заветам своих предков, уважительное и почтительное отношение к своим национальным корням. Пушкин, как известно, по одной линии вел свое происхождение от привезенного в Россию Петром I Ганнибала. Это нисколько не мешало ему считать себя чисто русским человеком. Интерес к отечественной истории, восхищение перед подвигами и великими деяниями предков были органически присущи Пушкину. По его мнению, такие же чувства должен испытывать каждый гражданин своей страны.

Развивая свою мысль, поэт заявляет, что от наличия этих основных чувств зависит «самостоянье человека, залог величия его». Если люди забывают о своих национальных корнях, плюют на свое прошлое, то они теряют уважение не только по отношению друг к другу, но и вызывают презрение у граждан других стран. Историю часто называют бесполезной наукой. Однако при малейшем обострении международных отношений противники начинают оперировать примерами из истории и извлекать из архивов «секретные» документы, доказывающие их превосходство. Современная идеологическая война во многом опирается на историческую науку.

В заключительной строфе Пушкин закрепляет свою мысль. Без двух основополагающих чувств внутренний мир человека становится пуст. Пуста и его душа, превращающаяся в «алтарь без божества».

Философские размышления Пушкина в стихотворении «Два чувства дивно близки нам…» особенно актуальны в наше время. Отсутствие духовных принципов и отрыв от своих корней становится одной из острейших проблем современного мира.

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

На них основаны от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.


Лет до нашей эры.

· К концу советской эпохи в Поонежье обнаружено 95 па­мятников археологии,

в том числе: в Каргопольском районе - 48, из них 4 относятся к мезолиту, 40 - к неолиту и 4 - к средневековью; в Няндом­ском -15 неолитических стоянок, из них 11 - на озере Моше ; в Онеж­ском -10, из них к средневековью -1, остальные - к неолиту; в Плесец­ком - 22 неолитических памятника.

Найденные предметы с обнаруженных неолитических стоянок по характерной ямочно-гребенчатой керамике позволили отнести наход­ки к эпохе неолита и датировать периодом 2500-500 лет до н. э., при этом зафиксировалась принадлежность их не только к различным пле­менам, но и к разным археологическим культурам, получившим назва­ние: беломорской, карельской и каргопольской.

· Первый в истории и единственный в 12 веке документом по Заволочью явился -

Устав князя Святослава Олеговича от 1137 года с привязкой населенных пунктов (погостов), а именно – ………….Волок на Моше с Мошенским озером в Няндомском районе. В большей степени отождествляется с деревней Большой Двор, имеющий старинные корни в береговой полосе Мошинского озера.

Жители местности Шалакуши могли участвовать в Куликовской битве.

· В Михайловском списке Сказания о Куликовской битве упоминается,

о 30 000 отлично вооружённых воинах, участвовавших в сражении, пришедших из Белозёрья и Каргополя. Из 12 белозёрских князей погибли все.

Белозёрско-каргопольская рать вступила в бой на Куликовом поле, где была выставлена на главном направлении и почти полность погибла за Русь.

· Удалось установить имена только двух князей – Глеб Каргопольский и Андрей Кемский.

· В XII–XIII вв.

Новгородская земля устойчиво держалась общинно - республиканским форм общежития, сохранявшихся на протяжении многих столетий и не до конца задавленных идеологией и практикой крепостничества. Уже говорилось, что по специфике своего социально-политического устройства Новгород близок городам славянского балтийского Поморья (Южная Балтика). Эта специфика и составляла своеобразие Новгородской земли в рамках восточнославянского государственного и этнического объединения: изначальная слабость княжеской власти; большой авторитет религиозной власти (и в язычестве, и в христианстве); вовлеченность в социально-политические процессы разных слоев населения (помимо холопов-рабов).

Из пределов Новгородской земли эта система социально-политических отношений распространилась далеко на восток, вплоть до Сибири, как это показал, в частности, Д.К. Зеленин. Характерно, что подобная система особенное распространение получила на тех территориях, где земледелие существует, но оно неустойчиво, а потому большую роль играют промыслы и торговля.

Важен и еще один момент - на этих территориях никогда не было и не будет крепостного права , поскольку феодальные вотчины здесь не имеют смысла: насильно привязанный к месту смерд ничего не даст его потенциальному владельцу. Зато “дани” и “оброки” сохранятся в этих регионах на протяжении столетий. Повлияло на отсутствие крепостного права и то обстоятельство, что в сельской местности, находящейся в суровых и неустойчивых климатических условиях, требовались инициатива каждого работника и соблюдение принципа “артельности”. Это, в свою очередь, вызывало необходимость сохранения общинной общественной структуры, в которой господствовал принцип выборности руководителей, когда лица, занимающие выборные должности, осуществляли внутреннее управление общиной и представительство общины вовне ее.

· Усть – Моша древняя крепость. Водные пути

1)Онега - река Моша - озеро Мошинское - Вага;

2) Онега - река Моша - река Лепша - волок 3 версты - Пуксоозеро - река Мехреньга - река Емца - Северная Двина.

· Особо важное стратегическое значение име­ло озеро Мошинское,

сообщающееся с рекой Вагой по нескольким водным маршрутам:

через Спасское - Еменьгу - Тулму - Вель; по Охтомице - Пуе;

через Охтому по Канакше или Керзеньге на Паденьгу;

по Лиму на Ледь или Паденьгу.

Такая разветвленная водная сеть обеспе­чивала новгородцам контроль над бассейном реки Ваги на всем его протяжении в контактной зоне, что становилось крайне важно в пери­оды усиления борьбы за влияние в регионе и позволяло Новгороду своевременно осуществлять маневр силами и средствами.

Упоминание Усть - Моши с одной стороны и Мошинского озера с другой стороны и д. Большой двор – можно предположить, что д. Малая сторона и д. Большая сторона на реке Моша могла возникнуть в данный исторический отрезок, намного ранее о её первом упоминании.

· В 1478 году Новгородское княжество - московским князем Иваном 3

было окончательно присоединено к Московскому государству, в состав которого вошел и Каргополь. Московские князья передавали эти земли по наследству своим преемникам, как одни из богатейших своих владений на Севере.

· В 1538-1539 годах были написаны первые губные грамоты, Белозерская и Каргопольская.

Они были свидетельствами начала проведения в Русском государстве при направлении матери малолетнего Ивана 4-го (впоследствии Ивана Грозного) губной судебной реформы.

· Каргопольский уезд составлял одну из 16 важнейших частей Московского государства.

Уезд имел 3 стана (Каргопольский, Турчасовский, Усть-Мошинский (Большесторонская волость в 3 стане), Мехреньгский.

· В 1555 – 1556 годах по реке Моше было 74 деревни,

а также деревни по берегам Мошинского озера и погост на нем с церковной деревней Никольской. В доход государства жители этих деревень платили за пользование землей ямские, дьячие и подьячие деньги, за право ловли рыбы в реке Моше и Мошинском озере, а также охоты в окрестных лесах и другие налоги.

· В 1565-1572 годах Русское государство царем Иваном Грозным было разделено

на две части: опричнину и земщину. В состав опричнины входили территории, контролируемые самим царем. Среди многих земель, в нее входивших, были и северные районы страны, откуда в казну поступали налоги, исполненные черносошные крестьянами и богатыми городами (Устюг, Двина, Вага, Каргополь, Вологда, Галич).

Черносошными крестьянами в 14 – 16 веках назывались крестьяне, жившие на «черных» землях, являвшихся собственностью Русского государства в лице его главы – князя, а впоследствии царя. Они были лично свободными, владели обширными землями и несли все виды государственных налогов и исполняли различные повинности в пользу государства. В 18 веке черносошные крестьяне стали государственными.

· Усть-Моша издревле являлась столицей новгородских владений,

потом уступило Холмогорам. Само название Моша притягивает чем-то необычным. Оно связано с финоугорским божеством Мокша. Другими словами, еще в 17 веке Моша являлась стратегически важным пунктом, который ни объехать, ни обойти невозможно.

· В период Смутного времени, после неудачной попытки взять город Каргополь

1612 – 1614 и 1615 годах шайки польских и литовских войск. а вместе с ними и русских разбойников, разбрелись по Каргополью, грабя деревни и убивая жителей. Некоторые из этих шаек поднялись по течению реки Моши, и дошли до Мошинского озера. Местные деревни были разграблены, а многие из жителей убиты.

· С 1612 по 1616 было неспокойно в Каргопольском крае…

· Избранному в 1613 году первому Российскому царю из династии Романовых

Михаилу Федоровичу, Каргопольцы в своей челобитной писали, что враги «великую конечную победу учинили. Все наши волости пусты, никакого хлеба нет и имущества погребено, скот выбит, искупится перед посланными оброками нечем».

· В писцовой книге 1622 года Усть-Мошинского стана, отмечалось, что жители

деревень по реке Моше «прожитьем похудали от Ливонских людей войны от хлебной скудности». В то время многие из них ушли неизвестно куда, часть из них переселилась в более крупные (не разоренные) деревни, а некоторые собирали подаяние. Несмотря на это, жители этих деревень должны были заплатить в доход государства деньги: ямские, писчальные, за городовое и засечное дело, за изготовление селитры, за рыбную ловлю, за содержание наместника, за сенокосы и т.д. Всего 8 рублей, 12 алтын, 4 деньги.

Шалакуша 1648

(Шалекуша Большая и Малая)

· Первое упоминание о Шалакуше

· (Шалекуша Большая и Малая)

По материалам переписной книги.

· Церковь Николая Чудотворца. Деревянная.

· Каргополец Семён Етихеев

заключил запись с церковным старостою Стефаном Григорьевым и всеми крестьянами Шалакушской волости Каргопольского уезда, что 12 мая 1695 года он выстроит рубленную (в лапу) колокольню к церкви из 3-х саженых брёвен.

При этом от земли вверх на 1\3 сажени он должен рубить четверикам и рундук в одних стенах с мостом наравне. Высота колокольни была 6-ть сажень. Дверей было 3 с выпуском над дверьми наверху. Одни двери вели в амбар, другие в паперть, третьи – с паперти в трапезу. В самой трапезе «трои двери в косяках, из которых одни двери вели в церковь, другие на паперть, а третьи придел или кладовую.

· В Усть-Мошенском стане числится волость Шалекушка Большая и Малая.

По материалам Оброчной книги

· В царствование Петра 1 (1689 - 1725)

Каргопольский уезд в административном отношении был подчинен с 1703 года Олонецкой корабельной верфи.

· Каргопольский уезд вошёл в состав Ингерманландской губернии.

· Каргопольский уезд причислен к Санкт- Петербургской губернии.

· Каргопольский уезд причислен к Белозёрской провинции Новгородского наместничества.

· В царствование императрицы Елизаветы Петровны (1741 - 1761) в пятидесятых

годах 18 века монополия на торговлю северным лесом была отдана императрицей своему фавориту графу Шувалову, продавшему бассейн реки Онеги и ее притоков Английской компании волжского Лесного порта. Заготовка и сплав леса для этой кампании стали повинностью местных крестьян.

· Цервовь Сретенья Господня Шалакушской волости, число дворов 42.

· В царствование императрицы Екатерины 2 (1762 - 1796) в Каргопольском уезде

1765 – 1766 годах корабельные подмастерья Трифанов и Матвеев и ластовых судов мастер Скуваров провели опись лесов, «годных к кораблестроению и прочих судов строению». При Мошинском стане Никольского прихода такие леса были описаны «по обе стороны реки Моше».

· Каргопольский уезд вошёл в состав Олонецкой губернии.

· Каргопольский уезд причислен к Санкт-Петербургской губернии.

· Шалекушская волость из двух деревень. По материалам реестра поселений 1790 год.

· Антимис в церкви.

· В Усть-Мошенской вотчине всего 3113 ревизких душ.

Главное поселение Усть-Мошенский погост, числится Шалекушский приход.

Каргопольского шестого благочиния Шалакушского прихода священник Алексей Попов и церковный приказчик Андрей Пуминов в прошениях объявили, что паперть и трапеза обветшали и требуют ремонта.

Резолюция архирея-

«Непонятно для меня как прихожане хотят перестроить одну трапезу с папертью, не упоминая церкви, при этом, что должно быть о сем прошении от прихожан ко мне писанное по законам с доверенностью, а не рапорт духовного правления, и по сему сей рапорт не умею и пустить в дело»

· Антиминс в церкви.

Часовня в честь Казанской Богоматери в деревне Большая сторона в 4-х верстах от церкви, деревянная, постоенная тщанием прихожан по случаю прекращения скотского падежа.

· По материалам Ведомостей Новгородской епархии….

Церковь Сретенья Господня с трапезной тёплая, вторая Николая Чудотворца.

· Первая церковь Сретенья Господня построена неизвестно когда.

· Вторая Николая Чудотворца построена в 1689 году.

· Богдановская волость

(местоположение волостного правления с. Богданово Усть-Мошенского церковного прихода) В ней Большесторонское сельское общество (сельское правление д. Большая сторона Шалекушского прихода (также входили Лепшинская, Шалекушская, Лелемская, Веральская)

· До начала 50-х годов XIX столетия школы в уезде практически отсутствовали.

Процент грамотеев среди крестьян был очень мал. На сельское общество их было по несколько человек. Учились они грамоте благодаря счастливой случайности или от отставного солдата, или, что вероятнее, от староверов, наводнявших в то время каргопольский край. Так, в Богдановской волости грамотных взрослых крестьян, судя по семейному рекрутскому списку 1856 года, было: в Богдановском обществе 25 на 62 деревни; в Воробьевском сельском обществе 4 на 23 деревни и в Большесторонском обществе 16 на 30 деревень , а всего 45 грамотных крестьян на 115 деревень волости.

· Создается Большесторонская волость, волостное правление в д. Большая сторона.

· Постоенная церковь в 1711 году Сретенья Господня

и при ней церковь во имя святителя и чудотворца Николая, построена в 1684 году тщением прихожан. Здание деревянное, колокольня отдельно с новой крышей. Престолов в них по одному. Ближайшие престолы в Лельме и Лепше

· Эпидемиологические болезни (Натуральная оспа в Большесторонской волости)

· Об исправлении колокольни.

Крыша на Сретенской церкви ветха и течёт. Помост старинный в алтаре, но не гнилой. Сама церковь покривилась в южную сторону. Колокольня не обшита тёсом.

· Церковь святого Николая невилика,

но присоединить в ней паперть, то естьсделать церковь с папертью одним вместилищем через уничтожение северной и западной стен церкви, к коим присоединена паперть, кажется невозможным, потому, что церковь построена совершенно отдельно от паперти, и если уничтожить стены церкви, то не на чём будет держаться куполу церкви.

Посему для распространения сий церкви можно только увеличить западные двери

церковные, и помост паперти сравнять с полом церкви – последний много выше первого. Стоящие на паперти смогут лучше видеть и слышать.

· Изъявление благодарности (волостным старшинам за сбор податей) ...Большесторонская, Мишковская, Быковская волости

· Перекрыта крыша новым тёсом и настлан новый потолок в церкви.

· Административная волость – Большесторонская.

Местоположение волостного правления д. Большая сторона Шалакушского прихода.

· Ремонт церкви.

· Церковь во имя Сретенья Господня

одноглавая, тёплая с холодной папертью в длину с папертью в 6 сажень в ширину 4 сажени. (12,7м х 8,5м) Построена в 1711 году, а в 1867 году сделано в ней исправление – перекрыта крыша новым тёсом и настлан новый потолок. Антиминс 1803 года.

При церкви Сретенья Господня с восточной стороны церковь Святителя Николая (холодная) с такой же папертью, в длинную имеет 4 сажени, в ширину 3 сажени. Построена в 1684 году, снаружи обита тёсом, крыша ветхая и на церкви. Одноглавая.

Колокольня находится отдельно от церквей, шатровая обитая тёсом. Антиминс 1793 года.

· Святотатство

(в д. Малая сторона Большесторонской волости) Кража в часовне Флора и Лавра.

По данным государственного архива Архангельской области …..

· Отчеты благочинных….

Церковь Сретенья Господня (Шалякушский погост) «В Шалякушской Сретенская церковь»

· Опись имущества

Церковь тёплая в 1711 году, и при ней церковь Святителя Николая (холодная) постоенная в 1684 году.

Зданием деревянным с отдельною колокольнею в 1869 году исправленною и обшитую тёсом. Снаружи всё обитые тёсом. Престолов в них по одному.

Часовни две.

· Первая Часовня

в честь Казанской Богоматери в деревне Большая сторона в 4х верстах от церкви, деревянная, постоенная тщанием прихожан по случаю прекращения скотского падежа.

· Вторая Часовня

в честь святых мучеников Флора и Лавра находится в деревне Малая сторона в полуверсте от церкви, построена на средства прихожан неизвестно когда.

· Слабыми усилиями был воздвигнут дом для земского училища – помощь церкви.

· По сведениям Олонецких губернских ведомостей.

….Каргопольский уезд. Озимые хлеба на полевых землях большею частью хороши, а на лесных распашках редки……. А в Малосторонском обществе Большесторонской волости озими от разлива реки Моши совсем пропали. Посев яровых окончен.

· В списке волостей и сельских обществ Каргопольского уезда Олонецкой губернии

в 3 стане значится Большесторонская волость, в ней Лелемское, Малосторонское, Шалякушское, Лепшанское, Веральское сельские общества.

· В Шалякушском сельском обществе 1 деревня 410 человек.

· Строится железная дорога.

11 июня 1894 года Александр III подписал 6-е дополнение к Уставу Общества о сооружении Вологодско – Архангельской железной дороги.

· В 1894 году было принято решение о строительстве участка Вологда - Архангельск,

в связи с чем Общество Московско-Ярославской железной дороги было переименовано в Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Применительно к узкоколейной железной дороге использовался термин «Ярославско-Вологодско-Архангельская линия».

· Узкоколейная железная дорога Ярославль - Вологда - Архангельск была одной из

крупнейших в истории России узкоколейных железных дорог общего пользования. Протяжённость узкоколейной железной дороги от станции Волга (Ярославль) до станции Архангельск-Пристань составляла 837 километров, ширина колеи - 1067 мм.

· Стоимость работ

по прокладке лишь одной железнодорожной версты достигала 40-90 тысяч рублей.

· Писатель и художник К.А. Коровин,

художник В.Серов и Сава Мамонтов были в Шалакуше (период июль – сентябрь)

· Строительство железной дороги прошло по трём волостям Каргопольского уезда –

Мелентьевской, Андреевской, Большесторонской . Протяённость пути составила 155 вёрст. В строительстве участвовало местное население. По этой причине в 1895 году в 2 и 3 (Большесторонская волость) станах уезда сократился промысел охоты и рыболовства.

· Общее количество рабочих в пределах уезда доходило до 8000 человек.

· Каргопольские купцы открывали трактирные заведения в населённых пунктах,

прилегающих к дороге. Братьям Серковых принадлежала винная лавка в Шалакушах (д. Большая сторона, 200 саженей от дороги – около 400метров).

Для поддержания порядка властями была запрещена торговля спиртными напитками в воскресенье и праздничные дни.

состоялось открытие временного движения поездов от Вологды до ст. Архангельск – пристань.

· В 1899-1901 годах вологодский купец Грачёв и онежский купец Можайский

с компанией из 24 человек построили в Шалакуше первый лесозавод. Он представлял собой деревянное здание лесопильного корпуса и деревянной кочегарки. Оборудование лесопильного корпуса было очень простым: две тихоходные пилорамы, один торцовый станок, один обрезной станок и одна пила - дроворезка. В кочегарке установили паровую машину и небольшую «динамку» для освещения лесопилки. Заготовку леса производили в верховьях реки Моши, а затем по воде он попадал на завод. За пользование рекой предприниматели платили жителям 40 рублей в год, так как берега реки были сенокосными угодьями граждан Шалакуши.

· В начале 20 века река Моша была многоводна.

Пушкин в известном черновике 1830 г. оставил запись, которую мы держим в русских сердцах уже почти два века, правда, распоряжаемся этим завещанием порой странно, даром что цитируем весьма часто: Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека, Залог величия его...

Светское сознание отметит у Пушкина парадокс: вослед за родным пепелищем (то есть отчим домом) поэт отеческие гробы в последнем катрене называет «животворящей святыней». Более того, «Земля была б без них мертва, / Без них наш тесный мир - пустыня, / Душа - алтарь без божества». То есть: гробы являются животворящими, жизнью наполняющими Землю, нашу земную жизнь!

Ого! Это мысль православного человека, глубоко духовного. В какового Александр Сергеевич вполне развился к тридцати своим годам. По мнению русского философа С. Франка, справедливо полагавшего Пушкина выдающимся религиозным мыслителем, «замечательна та философская точность и строгость, с которой здесь изображена связь духовного индивидуализма с духовной соборностью: «любовь к родному пепелищу» органически связана с любовью к родному прошлому, к «отеческим гробам», и их единство есть фундамент и живой источник питания для личной независимости человека, для его «самостояния», как единственного «залога его величия» <...> Единство этого индивидуально-соборного существа духовной жизни пронизано религиозным началом: связь соборного начала с индивидуальной, личной духовной жизнью основана «по воле Бога самого» и есть для души «животворящая святыня». Само постижение и восприятие этой связи определено религиозным сознанием, тем, что Достоевский называл «касанием мирам иным»».

* * *

Одним из таких отчетливых мест сердечного, но и духовного касания мирам иным для всякого русского человека является монастырь в честь Святой Троицы и Святого Александра Невского в Санкт-Петербурге, именуемый лаврой. Туда нас ноги сами ведут всякий раз, когда мы приезжаем «навстречу Северной Авроры».

Теперь у входа в эту прославленную обитель стоит новый памятник святому равноапостольному князю Александру, честные мощи которого покоятся в главном храме лавры - Троицком.

Проходя к Троицкому собору по узкому лаврскому переулочку и мостику, прихожанин минует два старых некрополя, остающихся по левую и правую руку. То есть к окормлению вечному человек проходит сквозь сонм великих могил.

Троицкий монастырь был создан по приказу Петра I, усмотревшего в устье Черной речки «изрядное место». Первое упоминание обители в документах - июль 1710 г., когда Петр, осмотрев участок близ впадения Черной речки в Неву, повелел строить здесь Александро-Невский монастырь, поскольку эта территория считалась предполагаемым местом победы в 1240 г. войск князя Александра Ярославича над шведами в Невской битве. Петром предполагалось воспитывать здесь ученое монашеское братство - для подготовки настоятелей крупных монастырей России.

Через два года после окончания Северной войны Петр повелел перенести в новый город на Неве мощи Святого Благоверного князя Александра Невского. До того они пребывали во Владимире. В 1723 г. через Москву и Новгород их доставили в Шлиссельбург. Лишь через год после их исхода из Владимира, в августе 1724 г., царь Петр на ботике сопровождал раку со св. мощами по Неве. В 1790 г. мощи были перенесены в Троицкий собор Александро-Невского монастыря, где пребывают и ныне. Рака с мощами теперь установлена на свое историческое место. Ежедневно перед мощами поются акафисты, звучат молитвы, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители ее насельниками совершается братский молебен.

В Троицком соборе возле серебряной раки со св. мощами князя Александра Невского хранился ключ Адрианополя, принесенный в дар обители императором Николаем I после войны за освобождение Греции от турецкого ига в 1829 г. Тут подвизались известные молитвенники: архимандриты Евгений (Болховитинов) и Иоакинф (Бичурин), Феодор (в миру Иоанн) Ушаков, схимонах Досифей и его ученик Варлаам, впоследствии Тобольский архиерей. К здешнему старцу Алексию перед отправлением в г. Таганрог в 1825 г. приезжал император Александр I. По преданию, войдя в келью, он увидел черный гроб. «Смотри, - сказал ему схимник, - вот постель моя, и не моя только, а постель всех нас: в ней все мы, Государь, ляжем и будем спать долго».

Обитель получила статус лавры в 1797 г. по указу императора Павла I. По проникновенному слову о. Сергия Булгакова, «представляет собою священный памятник великому русскому мужу, который так славно подвизался для блага своей родины и ныне предстоит молитвенником пред Богом за весь русский народ».

* * *

Кто же покоится в лавре?

Лазаревское кладбище (Некрополь XVIII в.) было основано еще при Петре Великом, первые захоронения происходили в храме Благовещения. В этой небольшой деревянной церкви были похоронены многие сподвижники первого российского императора, в том числе В.М. Долгоруков и Б.П. Шереметев. В 1717 г. была возведена и торжественно освящена каменная церковь Воскрешения Лазаря, благодаря которой кладбище и получило свое нынешнее название. Эта церковь стала усыпальницей сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, в дальнейшем ее расширили и перестроили по чертежам известного архитектора Л.Я. Тиблена.

С 1947 г. в Лазаревской усыпальнице располагается музейная экспозиция - более 80 памятников, среди которых надгробные плиты, саркофаги и пристенные памятники.

Погребение на Лазаревском кладбище изначально было доступно лишь весьма богатым людям, да и то не всем - здесь хоронили лишь заслуженных деятелей Российской империи. Каждое надгробие этого кладбища является величайшей исторической ценностью, так как все они созданы лучшими мастерами той эпохи.

На Лазаревском кладбище - том, что остается от вас по левую руку, когда идете в лавру от Невского проспекта - похоронены ученые М.В. Ломоносов, Л. Эйлер, писатель Д.И. Фонвизин, архитекторы Дж. Кваренги, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, живописец В.Л. Боровиковский, скульпторы Ф.И. Шубин, П.К. Клодт, и И.П. Мартос, исследователь Камчатки С.П. Крашенинников. вдова Александра Пушкина Н.Н. Ланская (все же удивляющее словосочетание, не правда ли?) и многие другие деятели культуры и науки. Знатные особы - князья Голицыны, Трубецкие, а также генерал-фельдмаршал А.Г. Разумовский, морганатический супруг императрицы Елизаветы Петровны. Здесь и могила друга царя Петра - А.К. Нартова, посадского человека, дослужившегося до академика, изобретателя, как пишут справочники, «первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес».

* * *

К началу XIX в. на Лазаревском кладбище стало не хватать места, и в 1823 г. неподалеку от него было основано Ново-Лазаревское. В 1869 г. в его северной части на деньги купцов Полежаевых, желавших возвести собственную усыпальницу, была заложена церковь в честь иконы Тихвинской Божией Матери, по имени которой и стало в дальнейшем называться кладбище.

С 1830-х все захоронения в основном велись именно на Тихвинском кладбище (ныне Некрополь Мастеров Искусств), которое было в два раза больше Лазаревского. Захоронения здесь продолжались до 1930-х, после чего кладбище было закрыто на реконструкцию и приобрело статус мемориального парка. Великая Отечественная война нанесла значительный ущерб многим памятникам некрополя, но в послевоенные годы были проведены тщательные реставрационные работы, вернувшие музею его первоначальный облик.

Некрополь Мастеров Искусств - он по правую руку - создан в 1940-х гг. на месте практически полностью уничтоженного Тихвинского кладбища и объединяет около 200 надгробий. Здесь покоятся композиторы М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, А.С. Даргомыжский, писатели Н.М. Карамзин, Е.А. Баратынский, И.А. Крылов, художники А.А. Иванов, П.А. Федотов, А.И. Куинджи, Б.М. Кустодиев, А.Н. Бенуа, архитектор А.В. Щусев, скульптор М.К. Аникушин, критик «Могучей кучки» В.В. Стасов и другие. Пантеон деятелей российской культуры, аккумулятор останков лучших людей Петербурга, составивших за многие годы непостижимую душу города и славу его.

Эффектно и надгробье писателя Достоевского. Черная голова Федора Михайловича глядит со стелы взыскующе, словно говоря: «Если Православие невозможно для просвещенного, то вся сила России - временная...»

В дальнейшем захоронения на Тихвинском кладбище проводились крайне редко, после войны здесь были погребены лишь некоторые наиболее значительные деятели искусств. Последнее погребение состоялось в 1989 г., когда скончался знаменитый режиссер Г.А. Товстоногов - народный артист СССР, главный режиссер легендарного БДТ - Большого драматического театра. Режиссер похоронен между Южной и Черкасовской дорожками, автором бронзово-стального креста на постаменте является скульптор Л.К. Лазарев (1992 г.). Это единственный в музейном некрополе мемориальный памятник советского времени, образное решение которого восходит к традиционной форме креста с Распятием.

* * *

Быть может, еще одно известное сочинение Пушкина посвящено именно этому некрополю: «Когда за городом, задумчив, я брожу / И на публичное кладбище захожу, / Решетки, столбики, нарядные гробницы...»

Привелось и нам побродить под некропольским снегом, посидеть на лавке в парке и, поставив свечу у раки Александра Невского в Свято-Троицком соборе, прощаясь с Петербургом, снова свернуть на аллею «отеческих гробов».