Духовный центр подготовки церковных специалистов.

Ходят слухи о создании Челябинской семинарии на основе Челябинского духовного училища в этом же году. Конечно, Челябинское духовное училище имеет штат профессиональных преподавателей, но семинарии необходим качественно новый уровень. В городе только два кандидата богословских наук, насколько я знаю, - отец Ярослав Иванов и отец Борис Кривоногов. В семинарии же основные дисциплины должны преподавать доктора наук. А у кого-то из нынешних преподавателей даже свое семинарское образование не окончено.
Возможно, в этом году семинарию все же не откроют. Но, по словам архиепископа Феофана, это дело ближайших нескольких лет. Скорее всего, в дальнейшем придется заимствовать кадровые ресурсы из семинарий соседних епархий - но смогут ли педагоги из того же Екатеринбурга совмещать работу в двух учебных заведениях...
Раньше программа училища предусматривала обучение в формате "год за два" и поступление на третий курс любой семинарии с благословения митрополита Иова. С этим письменным благословением семинариста не могли оставить по настоянию "чужого" архиерея в другой епархии - он непременно возвращался домой.
Секретариату епархии стало известно также, что одна из старых городских школ будет приспособлена под семинарию. Часть классов разместится на прежнем месте - в кафедральном Соборе, где помещения училища будут расширены засчет бывшей золотошвейной мастерской.
Несмотря на насущную необходимость создании высшего учебного заведения для подготовки священнослужителей, не совсем понятна такая спешка архиепископа. Та же Екатеринбургская семинария создавалась в течение семи лет:
18 июля 1994 г., в день памяти преп. Сергия Радонежского, Священный Синод РПЦ вынес решение об открытии в Екатеринбурге духовного училища для подготовки священнослужителей епархии, а 17 июля 2001 г. на сессии Священного Синода принято решение о преобразовании Екатеринбургского духовного училища в семинарию с приданием статуса учреждения высшего профессионального религиозного образования.
А само духовное училище впервые - до начала советских гонений - было открыто у наших соседей аж в 1833 году, а в 1913 преобразовано в семинарию. Особенно примечательно, что из стен Екатеринбургской семинарии вышел известный историк Церкви А. В. Карташев. В 2010/2011 уч. году в стенах Екатеринбургской духовной семинарии обучается 85 студентов на пастырско-богословском отделении дневной формы обучения и 18 учащихся на певческо-регентском отделении. В нашем же училище никогда в новейшей истории не было больше десятка обучающихся на курсе. Бывший ректор протоиерей Игорь Рысенко даже выдвигал идею создания пастырских курсов вместо училища - он считал, что для адаптации подготовки будущих священников к реальным нуждам епархии у училища нет ресурсов.
Нам бы восстановить нормальное двухгодичное обучение в училище, а потом уже о семинарии помышлять. Непонятно, какой смысл ее создавать для того, чтобы отчитаться перед Патриархией. Ведь полноценного образования семинаристам не получить: сейчас в училище преподают в основном настоятели и главы различных епархиальных отделов, у которых очень мало свободного времени для собственно преподавательской деятельности. Словом, сомнений в благополучном разрешении проблемы с духовным образованием в епархии все больше и больше. Ведь митрополит Иов не просто так откладывал решение вопроса о строительстве семинарии в Челябинске - и при архиепископе Феофане финансовые ресурсы, корпуса семинарии и самое главное - кадры никто не подарит нам просто так. Слов (пиара) за эти месяцы прозвучало много, а дел что-то не видно. Да и во многих других сферах епархиальной жизни тоже.

Объявляется набор в Челябинское духовное училище

В преддверии нового учебного года Челябинское православное духовное училище открыло новый набор учащихся. Абитуриентов ждут по адресу: город Челябинск, улица Кыштымская, дом 32.

В учебное заведение принимаются юноши, желающие получить духовное образование. К вступительным экзаментам допускаются лица в возрасте до 35 лет, имеющие полное среднее образование, холостые или женатые первым браком.

Срок реализации программы – два года. По окончании училища выдаётся диплом установленного образца. Студенты обеспечиваются местами в общежитии. Успевающим студентам выплачивается стипендия.

Поступающие пишут сочинение на церковно-историческую тему. Кроме того, они сдают вступительные экзамены по следующим дисциплинам:

1. Священная история Ветхого и Нового Заветов.

2. Основы православного вероучения.

3. Основы богослужебного устава.

4. Общая церковная история.

Материал необходимо знать в рамках учебника протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий для семьи и школы».

Поступающие должны знать наизусть все утренние и вечерние молитвы, а также молитву святого Ефрема Сирина, молитву перед Святым Причащением «Верую Господи и исповедую...», десять заповедей, заповеди блаженств, тропари двунадесятых праздников, тропарь своему святому, псалмы 50-й и 90-й. Также поступающие должны свободно читать богослужебные книги на церковнославянском языке.

Желающие поступить в духовное училище должны представить в канцелярию следующие документы:

1.Прошение на имя ректора (заполняется при подаче документов).

2.Анкета для Учебного Комитета РПЦ (заполняется при подаче документов).

3.Автобиография.

4.Фотографии (6х9 - четыре шт., цветные).

5.Копия паспорта (первая страница и с пропиской).

6.Документ о среднем или высшем образовании (оригинал).

7.Сертификат ЕГЭ (при наличии).

8.Справка о составе семьи.

9.Свидетельство о регистрации брака и о венчании – для женатых (копия).

10.Справка о состоянии здоровья (форма 086/у).

11.Справка о крещении.

12.Медицинская страховка (для граждан РФ, копия).

13.Приписное свидетельство или военный билет (копия всех страниц).

Поступающие по прибытии в духовное училище должны предъявить в канцелярию паспорт, в котором должны быть отмечены регистрация по месту жительства и гражданство, а также военный билет (приписное свидетельство), в котором должна быть отметка о постановке на воинский учёт.

Приём документов производится в библиотеке кафедрального собора с 1 июля по 14 августа с 9:00 до 17:00, кроме выходных. Прибытие абитуриентов в училище на вступительные экзамены - 18 августа 2014 года до 15:00.

Вся дополнительная информация по тел.: +79681114917 – проректор духовного училища свящ. Евгений Мартенец.

Большинство из активных представителей православной молодежи всегда ощущают стремление к церковному послушанию. Конечно, каждый из нас служит Богу по-своему. Но Святая Церковь учит о том, что при исполнении наших послушаний нам следует помнить о нравственном призыве нашего Господа: всё, что делаете, делайте от души, как для Господа (Кол.3:23). Наивысшим воплощением этого идеала, который передал нам апостол Павел, является священнослужение. Сегодня нам хотелось бы глубже проникнуть в суть пастырства. Мы решили начать разговор о теме служения с беседы с одним из тобольских семинаристов, который еще только на пути к рукоположению в священный сан. Представляем вам нашего земляка — Алексея Писаренко.

— В 2012 году ты поступил в Челябинское духовное училище. Чем ты руководствовался перед тем, как избрать этот путь?

— Я руководствовался тем, что я давно хожу в храм. Тем, что полюбил богослужение. В то время я регулярно совершал паломничества по святым местам. Все это помогло мне решиться на этот шаг. Конечно же, я прибегал и к советам духовника. Ведь он сам отучился в Челябинском духовном училище, и рассказал мне, как там проходит учебный процесс.

Затем ты поступил в Тобольскую духовную семинарию, которая считается одной из самых строгих, но, в то же время, одной из самых лучших среди православных учебных заведений. Почему ты остановился именно на ней? Какие у тебя еще были варианты?

— В Тобольскую семинарию я поступил по рекомендации Владыки Феофана, который с нами беседовал и порекомендовал ее, как одну из самых лучших семинарий – поскольку она обладает своими традициями и высоким уровнем образования. До этого я хотел поступать в Калужскую семинарию — меня туда звал друг. Но вот так сложились обстоятельства. Тем не менее, я рад, что поступил сюда.

— Все мы как православные христиане понимаем, что образование в духовном училище и семинарии включает в себя христианское воспитание. Расскажи, пожалуйста, о своих впечатлениях от столкновения с этой системой.

— Думаю, на первых порах и в семинарии, и в училище трудно свыкнуться со строгой дисциплиной, но потом ты к ней привыкаешь. Впечатлений было много и разных. Конечно, это учебное заведение со своими порядками, традициями, особенностями. Если честно, трудно было привыкать к ним. Бывало, что хотелось вернуться домой. Но в духовной школе все мы учимся самоконтролю: терпению, смирению, навыкам общения с коллективом. В общем, каждый из нас воспитывает сам себя. К слову, в семинарии после училища достаточно легко адаптироваться. Там почти те же порядки, такая же дисциплина; но людей, конечно, больше, чем в училище… Тем не менее, обстановка для меня практически не изменилась. Это в миру мы живем свободно, а в духовных школах всем необходимо подстраиваться под распорядок.

— Легко ли семинаристу познакомиться с девушкой?

— Вообще-то в обучении в семинарии (по сравнению с училищем) есть большой плюс: при семинарии учатся девушки на регентском и иконописном отделении. Те из нас, кто решил пойти в белое духовенство (то есть стать женатыми священниками), могут найти среди них своих будущих матушек. В училищах, как правило, такого нет: есть только одно пастырское отделение. В Тобольской семинарии, напротив, учащимся легко познакомиться с девушками — потому что мы учимся с ними на одной территории. Прямо здесь много пар познакомились и сыграли свадьбы. Теперь большинство из недавних семинаристов разъехались по приходам нашей епархии — вместе со своими матушками. Конечно, выбор всей своей жизни сделать сложно. Православная матушка должна быть выносливой и терпеливой, уметь ждать батюшку со службы, помогать ему во всем словом и делом. Это тоже своего рода служение.
— Ты был и остаешься семинаристом-очником — а их в последнее время меньшинство. Поэтому их мнение (в качестве людей, глубоко проникшихся духом семинарии) о том, каким должен быть будущий пастырь, достаточно интересно нашей аудитории. Несколько слов о твоем видении этого; если можно дай словесный портрет пастыря.

— Пастырь должен соответствовать образу Господа нашего Иисуса Христа: Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин.10:11). Отмечу, что священннику дается очень большая ответственность за своих прихожан, Многие думают, что у священника перед мирянами есть какие-то привилегии или он обладает особой благодатью. Печально, но так cчитают, в том числе, и очень многие представители духовенства. На самом деле, у священника есть одна привилегия – быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки всю оставшуюся жизнь. Бог не дает нам выходных и отпусков. Думаю, что на это служение призывает Сам Спаситель. Он же дает нам силы, чтобы достойно служить Богу и людям. Пастырь должен быть образованным — чтобы ответить на любые вопросы прихожан. Не менее важно быть ответственным и заботливым. В общем, во всем быть примером.
— Что нужно православному молодому человеку, чтобы духовно и теоретически подготовиться к училищу или семинарии?

— Мне кажется, что многие православные молодые люди, приходя в духовные школы, не понимают, куда они идут, зачем они идут. Их кто-то направляет, но это не их призвание, оно им не нужно. Поэтому вскоре многие из них уходят. Действительно, нынешней молодежи зачастую не хватает понятий о нравственных ценностях и православной культуре. Для правильной подготовки к получению духовного образования абитуриентам нужно осознавать то, зачем они туда идут, какие цели они себе ставят. Только приняв твердое и взвешенное решение, они смогут пройти этот нелегкий путь. Советую ознакомиться с требованиями для поступления, а также тщательно подготовиться к вступительным экзаменам.


— Как ты относишься к тому, что с 2016 года духовных училищ больше не будет, поскольку они будут преобразованы в курсы священнослужителей или семинарии?

Жаль, что их закрывают, потому что это важная ступень подготовки к обучению в семинарии. В свое время в училище мы могли получить те знания, которые пригодились нам в дальнейшем обучении в семинарии. Также, если обратиться к моему опыту, я могу отметить, что я стал более закаленным и более терпимым к окружающим именно в училище.
— Какие любимые предметы были у тебя в духовных школах?

— В училище мы изучали практическое руководство пастырей, сектоведение, нравственное богословие – все это за один год. Мне очень нравились эти предметы, но их было достаточно сложно освоить за столь короткий промежуток времени. Между прочим, в семинарии эти дисциплины изучаются только на третьем и четвертом курсах.

— С какими трудностями ты сталкивался в период учебы?

— В училище первое время было трудно привыкнуть к людям, к новой обстановке, к распорядку дня, к новым предметам, которые нетипичны для светской системы образования. С каждым днем мне становилось все легче и легче. Хотя время от времени я пытался бороться с системой, не мог принять многие ее проявления. Однажды даже получил за это строгий выговор.


— Алексей, расскажи, были ли в твоей жизни люди, которые укрепляли тебя в осознании правильности твоего выбора? Кто из них был для тебя примером христианского благочестия?

Примером веры для меня были мой крестный — иерей Владимир Леваненко, а также духовник — иерей Александр Азеев. Они многому меня научили. Все это потому, что я видел их благочестивую жизнь вне храма. Именно это укрепило меня в правильности моего выбора. Также меня поддерживала моя бабушка Галина Ивановна Чулкина, которая меня помогала справиться с первоначальными трудностями. Всем этим людям я очень благодарен и благодарю Бога, за то что они у меня есть!


— Как изменились отношения с близкими после поступления в Челябинское духовное училище? После отъезда в Тобольск?

— К сожалению, мои родители не воцерковлены. В первый раз в храм меня привел мой сосед по лестничной клетке. Сначала родители меня не отпускали в храм. Но через некоторое время они смирились и приняли мой выбор. Сейчас они переживают за меня. Каждый день звонят и узнают о моих делах. Они скучают и ждут, когда я приеду на каникулы.

На прощание Алексей сказал о том, что после окончания обучения в 2017 ему хотелось бы вернуться в Челябинскую митрополию: «Служить буду там, куда Владыка отправит». Но все же ему хотелось бы нести священническое послушание дома, в поселке Новогорном, в родном приходе храма Владимирской иконы Божией матери.

Беседовал Кирилл Белоусов

Фото из личного архива Алексея Писаренко

Тэги

#Челябинск #Тобольск #ТДС #Новогорный #семинария #семинаристы #интервью #Православие #вера #образование #духовность #воцерковление #призвание #священство #священнослужение #пастырство

Говорят, что предыдущий церковный начальник Южного Урала - владыка Феофан - был хорошим «церковным менеджером»: часто давал интервью, устраивал множество заметных акций. Новый епископ больше ратует за духовное воспитание конкретного человека, потому часто ездит в самые отдаленные приходы и служит литургию почти каждый день, без выходных.

К первой годовщине работы нового митрополита на южноуральской земле, «Комсомолка» собрала несколько фактов о владыке Никодиме.

Служил в армии

Незадолго до службы, решил стать монахом, но сначала отдал долг Родине в Азербайджане . Постился все время нелегкой солдатской жизни, а в увольнительные ходил на службу в храм.

Преподавал историю семинарии

История занимает особое место в жизни Никодима. В свободное от службы время, он любит читать историческую литературу и смотреть фильмы о прошлом России .


Имеет степень кандидата богословия

Защитил диссертацию на тему «Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь». Зачатьевским монастырь назван по имени церкви Зачатия св. Анны. Ставропи́гия (букв. «водружение креста») - самый высокий статус, присваиваемый православным монастырям. Они подчиняются непосредственно патриарху.


Возглавлял Енисейскую и Норильскую епархию

Площадь епархии - два миллиона квадратных километров. Для сравнения: площадь Челябинской области 88,5 тыс. кв. км


Митрополит наложил запрет на проведение православных выставок на три года

К этому его подтолкнул отчет эксперта по сектам. На православных ярмарках собираются шарлатня всех мастей. Продают там разные «чудесные» снадобья и амулеты для притягивания денег. Все это никакого отношения к православию не имеет. Любую церковную утварь и книги сегодня можно купить в лавках при храмах.



Сотрудничество с миграционной службой

Священники и госслужащие вместе выступают против распространения экстремизма и ксенофобии. Кроме того, обе структуры решили наладить помощь мигрантам - адаптироваться в нашем обществе. В планах епархии - обучение приезжих русскому языку. Знакомство гостей с законами и традициями РФ - общая забота. На базе духовно-просветительского центра при Свято-Троицком храме Челябинска хотят организовать курсы для мигрантов. Посещать их смогут представители любых религий.

Духовное училище Челябинское , начальное звено духовного образования православного в досов. время. Первонач. дети чел. духовенства получали общее начальное образование в школе при Далматовском Успенском монастыре, действовавшей с 1718. В 1779 в Чел. появилась рус. словесная школа (см. Русское духовное училище). Из-за слабой финанс. поддержки в 1814—15 школа закрылась. Ректор Оренб. духовной семинарии архимандрит Феодотий обратил внимание оренб. преосвященного Аркадия на то, что дети духовенства Чел., Троицкого и Верхнеурал. уездов в большинстве не получают должного духовного образования. Возглавлявший Чел. духовное правление прот. И. Алфеев сообщил, что действительно 128 детей шк. возраста из Челябинского уезда нигде не обучаются по причине удаленности уезда от Уфы, где находятся единств. на всю епархию духовные семинария, уездное и приходское уч-ща. Встал вопрос об открытии в Чел. Д. у. На его организацию было отпущено 340 руб. 83,5 коп. и собрано частными пожертвованиями 516 руб. 80 коп. С 19 окт. 1830 в городе начали действовать приходское и уездное духовные уч-ща. Первым смотрителем уч-щ стал прот. А. Логачевский, преподававший до этого в Оренб. духовной семинарии в Уфе. Весь преподават. состав принадлежал к духовенству (см. Православное духовенство). В 1879—81 ср. успеваемость в чел. Д. у. составила 21,55%. В рамках общерос. реформ, затрагивавших и систему духовного образования, Чел. Д. у., подведомств. Уфим. семинарии, в 1873—74 было реорганизовано. К этому времени здесь учились 116 чел., 71 из них были детьми священнослужителей, 37 — церковнослужителей и 8 — иносословных. Жили учащиеся на снимаемых в городе квартирах (в нач. 1870-х гг. плата составляла 4 руб. в месяц на человека) и в общежитии при Д. у. Принятые на полн. содержание получали казенную одежду и обувь: пару летней одежды и 2 пары сапог на год, зимнее пальто на вате с меховым воротником из черной мерлушки на 2 года. Благодаря заботам духовенства Чел. училищного округа Д. у. было благоустроено. Его усадьба занимала полквартала между Юж. бульваром (ныне пр. Ленина) и Степной ул. (ул. Коммуны). Ближняя к бульвару часть квартала была занята Одигитриевским женским монастырем. На углу ул. Большая (ул. Цвиллинга) и Степная стояла училищная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская). На Большую ул. выходило кам. 1-этажное здание, в к-ром размещались больница, правление и квартира надзирателя. Ближе к монастырю стоял 1-этажный дерев. дом, построенный купцом П. И. Перцевым для причта училищной церкви. В середине усадьбы расположился новый корпус, на постройку к-рого было затрачено 30870 руб. и 4564 руб.— на внутр. обстановку. В подвальном этаже находились кухня и кладовые, на 1-м этаже — 5 классных комнат, помещение для учителей, квартира пом. смотрителя, столовая, на 2-м — 5 спален для учеников на 100 чел., библиотека, квартира надзирателя, гардероб. За главным училищным зданием в дерев. на кам. фундаменте доме жил смотритель и располагались хоз. помещения. Библиотека Д. у., собранная также на деньги местного духовенства, в 1880 состояла из 1696 томов. Во 2-й пол. 1870-х гг. чел. Д. у. занимало 1- е место среди уч-щ Оренбургской епархии по успеваемости, поведению учащихся, бытовым условиям. Ср. балл по всем предметам в 1889/90 составил в приготовит. и 1-м классах 3,1; во 2-м и 3-м — 3,2; в 4-м — 3,3 (по 5-балльной шкале). Ученик, получивший оценку «посредственно» по 2 предметам или «слабо» по 1, не переводился в след. класс, но допускался к переэкзаменовке. Учащиеся с оценками «5» и «4» причислялись к 1-му разряду: в 1889/90 к нему относилось 20,1% учеников (при 142 уч-ся). В этом же уч. году было зафиксировано 98 случаев нарушения дисциплины: курение, шалость во время уроков, непочтит. отношение к наставникам и надзирателям, мелкие кражи вещей у товарищей, неблагоговейное состояние при богослужении и др. Система наказаний включала замечания и выговоры, лишение права выхода в город с терр. уч-ща в воскресные и праздничные дни, заключение в карцер от 1 до 6,5 ч, лишение обеда или ужина (или одного из блюд) на срок от 1 до 14 дней, «голодный стол» (присутствие во время обеда за пустым столом). Среди болезней учащихся самыми распростран. во 2-й пол. 1890-х гг. были лихорадка, ангина, бронхит, кожные заболевания и др. Самая высокая смертность отмечалась в 1903—04 (2 случая на 145 чел.). Однако этот показатель был в 1,38 раза ниже, чем в среде муж. правосл. населения России в аналогичной возрастной группе. До открытия духовной семинарии в Оренбурге (в 1884) выпускники чел. Д. у. для продолжения образования отправлялись в Тобольск и Уфу. Чтобы привлечь их в Оренб. семинарию, окружные съ езды духовенства стали выдавать им пособия 15—20 руб. Д. у. прекратило свое существование в 1918—19.