Исповедь как правильно называть свои грехи пример. Как исповедоваться? Какой должна быть правильная исповедь? Подготовка к исповеди: список

Инструкция

Собственную совесть при подготовке к исповеди сверяйте с десятью Заповедями блаженства, они известны каждому верующему человеку с детства, поскольку довольно часто упоминаются в повседневной жизни. Помните, если скрываете что-то на исповеди, то скрываете не от священника-человека, а от самого Иисуса Христа.

Делая , держите в голове их примерный список, который условно можно разделить на три группы: грехи против Бога (неверие, упоминание имени Господа всуе, мысли о самоубийстве, неблагодарность Богу, игра в карты, несоблюдение и многие другие), грехи против ближних (высокомерие, вспыльчивость, гнев, насмешливость, ссоры с соседями) и грехи против самого себя (сквернословие, тщеславие, ложь, пьянство, прелюбодеяние).

Не пугайтесь собственных грехов, они никоим образом не должны стоять между вами и визитом в церковь на . Помните, что Богу угодно само стремление души к покаянию.

Не переживайте, что священник будет неприятно удивлен или даже поражен списком ваших неправедных деяний. Поверьте, церковь видела и не таких грешников, кающихся в содеянном. Священник, как никто другой, знает, что люди слабы и без помощи не могут справиться с демоническим искушением.

Если есть сомнения в репутации священника, совершающего Таинство исповеди, учтите, что исповедь остается в силе независимо от того, насколько грешен священнослужитель, при условии, что вы каялись на самом деле искренне.

Для первой исповеди выбирайте буднее время, когда в храме не так много людей. Можно заранее спросить совета знакомых, к какому священнику и в какой храм лучше всего обратиться с первой исповедь ю. Уважайте других исповедующих, не теснитесь рядом со священником и ни в коем случае не опаздывайте к началу процедуры, иначе рискуете быть не допущенными к священному Таинству.

На будущее выработайте ежевечернюю привычку анализировать события прошедшего дня и ежедневно перед Богом, а самые серьезные прегрешения записывайте для будущей исповеди. Обязательно просите прощения у всех ближних, кого обидели, пусть и ненароком.

Обратите внимание

Женщинам нельзя исповедоваться и посещать храм вообще в период месячного очищения.

Полезный совет

Не воспринимайте исповедь как допрос с пристрастием, а особо интимные детали личной жизни не рассказывайте священнослужителю в красках. Достаточно краткого упоминания о них.

Исповедь – очень серьезный шаг. Бывает трудно признаться в своих негативных поступках не только постороннему человеку, но даже самому себе. Это разговор со своей совестью. И к этому разговору нужно готовиться заранее, так будто это последняя исповедь в вашей жизни.

Инструкция

Какой-либо определенной структуры исповеди нет. Совсем необязательно говорить о грехах в хронологическом порядке или по степени тяжести. Однако нужно заранее привести свои мысли в порядок. И, чтобы облегчить этот процесс, составьте небольшую «шпаргалку» на бумаге. Напишите о том, за что испытываете угрызения совести. А также события, которые привели вас к совершению неправильного поступка. Но не вмешивайте при этом других людей, вы исповедуете свои грехи, а не чужие. Иначе это будет не исповедь, а осуждение, а это новый грех. Не старайтесь оправдать себя, наоборот, нужно больше осуждать, обвинять и обличать свои деяния, чтобы получить прощение. Ваша подготовка – и очень важная часть исповеди.

Вторая часть – само таинство. Не стыдитесь перед священником, исповедующим вас, своих грехов. Потому что священник – лишь посредник между вами и Богом. Тайна исповеди священна, информация с исповеди не передается никому. Лучше исповедоваться после вечерней службы, священник сможет уделить вам больше внимания. Исповедуйте грехи откровенно и подробно. Ничего не утаивайте, вы должны искренне сожалеть о содеянном. О каждом грехе нужно говорить отдельно. Мало сказать: «грешен», важно назвать грехи их именами: чревоугодие, прелюбодеяние, стяжательство, гордыня. Чтобы помочь вам собраться с мыслями, священник может спросить вас, совершали вы тот или иной грех. Если вы такого не делали, то не следует отвечать: «возможно, да». А также не говорите о том, чего не делали, без вопроса исповедующего вас, иначе это будет выглядеть как хвастовство.

Не стоит каждый раз говорить об одном и том же грехе, если вы один раз его исповедовали. Исповедоваться следует со скорбью, сожалением и сокрушением о грехах, но не с хладнокровием или даже с усмешкой. Священники советуют исповедоваться не реже, чем раз в две недели. В каком бы возрасте вы ни пришли в храм, если это ваша первая исповедь, то грехи , начиная с семилетнего возраста.

Важность исповеди в храме. Перечень грехов и подготовка к исповеди.

Человеческая жизнь — это не только повседневные дела, семья и материальные цели. Это еще и путь осознания себя, своей связи с Богом.

В каждой религиозной традиции вы найдете наставления Господа, регулирующие взаимоотношения между всеми существами на планете и во Вселенной.

Так получается, что мы тонем в:

  • рутине
  • эмоциях
  • гонках за выживание и лучшую жизнь с точки зрения материального комфорта
  • наслаждениями и желаниями обладать хоть чем-то в этой жизни

Мы забываем, что арендуем у Бога все, что нас окружает и что приходит по судьбе. Только наш арендодатель безусловно и безгранично любит нас, милостив и благосклонен к любым нашим фортелям, как любящий отец к проказам своих детей.

Самое большое удовлетворение мы можем ему подарить, если повернемся к нему лицом, вспомним о нашей связи, будем регулярно искренне молиться и приходить на исповедь.

О последнем моменте поговорим подробнее в данной статье.

Как подготовиться к исповеди в первый раз?

девушка пришла узнать у батюшки как подготовиться к исповеди

Исповедь — это облегчение души через искреннее смиренное произношение словами своих плохих поступков, которые противоречат принципам жизни, указанным в Священных Писаниях.

Если вы никогда не были на исповеди, а в данные момент решили устранить этот пробел и искренне покаяться пред Богом о грехах, воспользуйтесь некоторыми советами:

  • найдите храм/церковь, внутри которого вы чувствуете себя умиротворенно и расслаблено
  • узнайте режим ее работы — когда проводятся службы, исповеди и причастия
  • выберите день, когда поток людей наименьший, или поговорите с батюшкой и попросите, чтобы он назначил вам день и час для исповеди. Если сразу покаяться в содеянном вам не хватает духа и сил, попросите батюшка о помощи. Он назначит время для духовной беседы с вами и подготовит к исповеди
  • возьмите тетрадь и ручку, выпишите все, в чем готовы покаяться
  • пишите только о самых серьезных вещах. Например, что вы нарушали пост или вязали в большой праздник можно не вспоминать, потому что аналогичные действия имеют свойство повторяться
  • говорите просто и понятно, не стараясь облекать деяния свои в церковные слова
  • если вы очень далеки от понимания видов грехов, почитайте Библию, 10 заповедей. Здесь просто и емко представлены те виды действий, которые считаются греховными и противоречат замыслу Бога относительно жизни живых существ друг с другом
  • купите в церковной лавке книжечки, где перечислены основные грехи. Однако этим советом пользуйтесь только в самом крайнем случае. Потому что важнее вашей искренности во время исповеди нет ничего, а Господь все время пребывает в сердце каждого человека и знает о вас намного больше, чем вы произносите священнику на исповеди
  • перед приходом в церковь на вас обязательно должен быть надет нательный крестик и одежда, принятая для ношения христианину/христианке

Подготовка к исповеди: список



батюшка молится за кающегося во время исповеди

Перед приходом на исповедь уместно выделить время для подготовки. Вы глубоко погружаетесь в себя, вспоминаете то, что говорили, делали и думали в отношении других людей или Бога.

Хорошей практикой станет записывание вами всего, в чем вы готовы искренне покаяться на исповеди, а именно:

  • тягчайшие смертные грехи — отступничество от веры в своей религиозной традиции, убийство и прелюбодеяние, или незаконный секс
  • серьезные разрушительные действия — воровство, обман, сильный гнев и ненависть в адрес других людей и Бога
  • действия, слова и помыслы, направленные против ближнего, то есть любого человека, встретившегося вам по судьбе
  • слова, помыслы, действия, направленные против Бога и святых личностей
  • вспоминайте только о своих деяниях без осуждения других людей и оценки их жизни

Если вы очень давно или никогда не были на исповеди и за это время скопились тягчайшие прегрешения, перед приходом в храм для покаяния держите пост, читайте покаянные молитвы, выполняйте эпитимьи. Узнайте подробнее у своего духовника, какие действия и как долго следует вам совершать.

Что говорить на исповеди?



батюшка помогает во время исповеди правильно называть грехи

Перед приходом в храм подумайте, осознайте и примите свое несовершенство в виде поступков, мыслей и слов, направленных против или во вред другим людям и существам.

Во время исповеди вы чувствуете смирение и ответственность за неповторение грехов в будущем.

  • Говорите батюшке только о своих деяниях, не оценивайте других людей
  • Избегайте длинных подробных рассказов о конкретной ситуации
  • Говорите просто без оправданий и объяснений мотивов своих действий и слов
  • Не погружайтесь в размышления, что ваш рассказ оценивает батюшка. Во-первых, это признак гордыни и превозношения себя над другими, а во-вторых, священник за свою практику выслушал много покаянных речей от других людей. Его трудно удивить чем-либо, да и задача у него иная во время слушания исповеди

Что же следует говорить в храме батюшке перед иконами?

  • о тягчайших смертных грехах
  • о сильных негативных эмоциях в адрес ближних
  • каяться в тех деяниях, что неумышленно вы забыли и потому не произнесли вслух

Какие грехи называть на исповеди: краткий перечень



Священное Писание на алтаре для совершения таинства исповеди

Перед исповедью перечитайте или вспомните 10 заповедей, что завещал нам Господь. Они станут ориентиром, подсказкой и мерилом всех совершенных вами деяний.

Кратко перечень грехов, озвучиваемый на исповеди выглядит так:

  • Любодеяние — это просмотр и прослушивание видео с эротикой, измены физические для тех, кто в браке, жизнь в гражданском браке
  • Чревоугодие — это страсть к утолению голода тела и языка
  • Сребролюбие — гонка за деньгами, возведение денег на пьедестал и первое место а жизни, вместо семьи и родных
  • Гнев — как качество характера, желание контролировать жизнь и поступки других людей
  • Уныние — любые виды лени, особенно в выполнении своих повседневных обязанностей
  • Печаль — длительная хандра, сожаления о прошлых днях и событиях
  • Тщеславие — стремление к славе, желание обладания материальными благами и имуществом
  • Гордыня — один из наиболее распространенный грехов современного человека. Это возведение себя на пьедестал, отсутствие чуткости к жизни другого человека, унижения вольные и невольные окружающих людей, животных и остальных живых существ

Как назвать грехи на исповеди? Просто перечисление грехов


женщина перед алтарем готовится к исповеди батюшке

Как было описано в предыдущем разделе основных страстей, донимающих человечество восемь. Но только лишь их перечисление во время исповеди не даст никакого результата. И батюшке как посреднику будет непонятно, в чем же была греховность и в чем вы раскаиваетесь, и вы не испытаете облегчения души.

Потому вспоминайте и просто говорите о конкретном своем поступке, мыслях и словах.

В первую очередь вспоминайте и проговаривайте грехи:

  • отступление от веры, сомнение в силе Бога, атеизм
  • убийства, в том числе аборты даже вынужденные по медицинским показателям
  • блуд и измены. К слову любая религиозная традиция осуждает гражданский брак, или сожительство. Хотя современный человек практикует такую форму отношений

Как называть грех рукоблудия на исповеди?



девушка со готовой записью своих грехов на исповеди

У каждого греха существуют расшифровки и названия разных его форм.

Так рукоблудие бывает:

  • естественное — блуд, прелюбодеяние
  • противоестественное — малакия, однополые контакты, связи с животными и подобные извращения

Блудом называются:

  • похотливые взгляды на других женщин/мужчин
  • сексуальные контакты людей, не состоящих в браке
  • различные прикосновения интимного характера к телу другого человека

Прелюбодеяние — это согрешения мужа или жены с другими людьми.

Малакией называют сексуальное удовлетворения себя без помощи кого-либо.

Чтобы детальнее разобраться в данном вопросе почитайте книгу свт.Игнатия Брянчанинова т.1, гл. «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями».

Жизнь человека в материальном мире сопряжена с эмоциями, мыслями и деяниями, которые в той или иной мере затрагивают и нарушают интересы других людей. Помня, что все мы души и после возвращения в духовный мир глубоко раскаиваемся в содеянном при жизни на земле, однако изменить уже ничего не в силах, приходите почаще в храм и исповедуйтесь святому отцу. Учитесь прощать другим все обиды, молитесь и пусть Бог хранит вас и вашу семью!

Видео: подготовка к исповеди, какие грехи называть?

Данный перечень — список рассчитан на начинающих церковную жизнь людей и желающих покаяться перед Богом.

Готовясь к исповеди, выпишите из списка обличающие Вашу совесть грехи. Если их много, нужно начать из самых тяжких смертных.
Причащаться можно только с благословения священника. Покаяние ПЕРЕД БОГОМ предполагает не равнодушное перечисление своих плохих поступков, А ИСКРЕННЕЕ ОСУЖДЕНИЕ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ И РЕШИМОСТЬ ИСПРАВЛЯТЬСЯ!

Перечень грехов для исповеди

Я (имя) согрешил(а) перед БОГОМ:

  • слабой верой (сомнением в Его бытии).
  • Не имею к Богу ни любви, ни должного страха, поэтому редко исповедуюсь и причащаюсь, (чем доводил(а) душу до окамененного нечувствия по отношению к Богу).
  • Редко посещаю Церковь в воскресенья и праздники (работой, торговлей, развлечением в эти дни).
  • Каяться не умею, грехов не вижу.
  • Не вспоминаю о смерти и не готовлюсь предстать на Суд Божий (Память о смерти и будущем суде помогает избегать греха).

Согрешил(а) :

  • НЕ благодарю Бога за Его милости.
  • Не покорностью воле Божьей (желаю, чтобы всё было помоему). По гордости надеюсь на себя и людей, а не на Бога. Приписыванием успехов себе, а не Богу.
  • Боязнью страданий, нетерпением скорбей и болезней (они попущены Богом для очищения души от греха).
  • Ропотом на жизненный крест (судьбу), на людей.
  • Малодушием, унынием, печалью, обвинением Бога в жестокости, отчаянием в спасении, желанием (попыткой) самоубийства.

Согрешил(а) :

  • Опаздыванием и ранним уходом из церкви.
  • Невниманием во время службы (к чтению и пению, разговорами, смехом, дреманием…). Хождением по храму без нужды, толкаясь и грубя.
  • По гордости уходил (а) с проповеди критикуя и осуждая священника.
  • В женской нечистоте дерзала прикасаться к святыне.

Согрешил(а) :

  • по лености не читаю утренние и вечерние молитвы (полностью из молитвослова), сокращаю их. Молюсь рассеянно.
  • Молилась с непокрытой головой, имея неприязнь на ближнего. Небрежным изображением на себе крестного знамения. Не ношением нательного креста.
  • Неблагоговейным почитанием св. икон и святынь Церковных.
  • В ущерб молитве, чтению Евангелия, Псалтири и духовной литературы смотрел(а) телевизор (Богоборцы через фильмы учат людей нарушать заповедь Бога о целомудрии до брака, супружеской измене, жестокости, садизму, повреждают психическое здоровье молодежи. Прививают им через «Гарри Потер…» нездоровый интерес к магии, чародейству и незаметно втягивают в гибельное общение с дьяволом. В СМИ, это беззаконие перед Богом, преподносится как нечто положительное, в цвете и романтическом виде. Христианин! Уклонись от греха и сохрани себя и своих детей для Вечности!!!).
  • Малодушным молчанием, когда при мне богохульствовали, стыдом креститься и исповедовать Господа при людях (это один из видов отречения от Христа). Хулой на Бога и на всякую святыню.
  • Ношением обуви с крестами на подошве. Употреблением для бытовых нужд газет…, где написано о Боге…
  • Называл(а) животных именами людей «Васька», «Машка». О Боге говорил(а) не благоговейно и без смирения.

Согрешил(а) :

  • к Причастию дерзал (а) приступать без должной подготовки (не читая каноны и молитвы, утаивая и умаляя грехи на исповеди, во вражде, без поста и благодарственных молитв…).
  • Дни Причастия не проводил(а) свято (в молитве, чтении Евангелия…, а предавался(лась) развлечениям, объедению, многоспанию, празднословию…).

Согрешил(а) :

  • нарушением постов, а также среды и пятницы (Постясь в эти дни, мы почитаем страдания Христовы).
  • Не (всегда) молюсь перед едой, работой и после (После еды и работы читается благодарственная молитва).
  • Пресыщением в пище и питии, упиванием допьяна.
  • Тайноядением, лакомством (пристрастие к сладкому).
  • Ел(а) кровь животных (кровянку…). (Запрещено Богом Левит 7,2627; 17, 1314, Деян. 15, 2021,29). В постный день праздничный (поминальный) стол был скоромным.
  • Усопших поминал(а) с водкой (это язычество и с христианством не согласуется).

Согрешил(а) :

  • празднословием (пустые разговоры о житейской суете…).
  • Рассказом и слушанием пошлых анекдотов.
  • Осуждением людей, священников и монахов (а своих грехов не вижу).
  • Слушанием и пересказом сплетен и кощунственных анекдотов (о Боге, Церкви и священнослужителях). (Этим через МЕНЯ сеялся соблазн, и хулилось имя Божие среди людей).
  • Поминанием имени Божия всуе (без нужды, в пустых разговорах, шутках).
  • Ложью, обманом, неисполнением данных Богу (людям) обещаний.
  • Сквернословием, матерной (это хула на Божью Матерь) руганью с упоминанием нечистой силы (призываемые в разговорах злобные демоны нам же и навредят).
  • Клеветой, распространением худых слухов и сплетен, разглашением чужих грехов и слабостей.
  • Слушал(а) злословие с удовольствием и согласием.
  • По гордости унижал (а) ближних насмешками (подколки), глупыми шутками… Неумеренным смехом, хохотом. Смеялся над нищими, калеками, чужим горем… Божбою, лживой клятвой, лжесвидетельством на суде, оправданием преступников и осуждением невиновных.

Согрешил(а) :

  • леностью, не желанием работать (жизнь за счет родителей), исканием телесного покоя, негою в постели, желанием наслаждаться греховной и роскошной жизнью.
  • Курением (у американских индейцев, воскурение табака имело ритуальное значение поклонение духамдемонам. Курящий христианин предатель Бога, демонопоклонник и самоубийца вредит здоровью). Употреблением наркотиков.
  • Слушанием эстрадной и рокмузыки (воспевая человеческие страсти, возбуждает низменные чувства).
  • Пристрастием к азартным играм и зрелищам (карты, домино, компьютерные игры, телевизор, кинотеатры, дискотеки, кафе, бары, рестораны, казино…). (Богоборческая символика карт, при игре или гадании, призвана кощунственно издеваться над страданиями Христа Спасителя. А игры разрушают психику детей. Они, стреляя и убивая, становятся агрессивными, склонными к жестокости и садизму, со всеми вытекающими для родителей последствиями).

Согрешил(а) :

  • растлевал(а) свою душу чтением и рассматриванием (в книгах, журналах, фильмах…) эротического бесстыдства, садизма, нескромных игр, (Растленный пороками человек отображает в себе качества демона, а не Бога), танцев, сам(а) танцевал(а), (Они привели к мученической кончине Иоанна Крестителя, после которой танцы для христиан глумление над памятью Пророка).
  • Услаждением блудными мечтами и воспоминанием прежних грехов. Не удалением от греховных свиданий и соблазна.
  • Похотным воззрением и вольностью (нескромность, объятия, поцелуи, нечистые осязания тела) с лицами другого пола.
  • Блудом (половая связь до венчания). Блудными извращениями (рукоблудие, позы).
  • Содомскими грехами (гомосексуализм, лесбиянство, скотоложство, кровосмешение (блуд с родственниками).

Вводя в соблазн мужчин бесстыдно одевалась в короткие и с РАЗРЕЗАМИ юбки, брюки, шорты, облегающую и просвечивающуюся одежду, (этим попиралась заповедь Божия о внешнем виде женщины. Она должна одеваться красиво, но в рамках христианского стыда и совести.

Христианка должна являть собой образ Божий, а не богоборческий, обстрижено обнажено перекрашенный, с когтистой лапой вместо человеческой руки, образ сатаны) стриглась, красилась… В таком виде, не уважая святыню, дерзала входить в храм Божий.

Участием в конкурсах «красоты», фотомоделей, маскарадах (маланка, вождение козы, праздник хелловин…), а также в танцах с блудными действиями.

Был(а) нескромен(на) в жестах, телодвижениях, походке.

Купанием, загоранием и обнажением в присутствии лиц другого пола (противоречит христианскому целомудрию).

Соблазнением на грех. Торговлей своим телом, сутенерством, сдачей помещения для блуда.

Вы можете помочь стать сайту лучше

Согрешил(а) :

  • прелюбодеянием (измена в браке).
  • Не венчанным браком. Похотливой невоздержностью в супружеских отношениях, (в посты, воскресенья, праздники, прибеременности, в дни женской нечистоты).
  • Извращениями в супружеской жизни (позы, оральный, анальный блуд).
  • Желая жить в свое удовольствие и избегая жизненных трудностей, предохранялся(лась) от зачатия детей.
  • Употреблением «противозачаточных» средств (спираль, таблетки не препятствуют зачатию, а убивают ребенка на ранней стадии). Убивал(а) своих детей (аборты).
  • Советом (принуждением) других на аборт (мужчины, с молчаливого согласия, или принуждавшие жен… к аборту также детоубийцы. Врачи делающие аборты, убийцы, а ассистенты соучастники).

Согрешил(а) :

  • губил(а) души детей, готовя их только для земной жизни (не учил(а) о Боге и вере, не прививал(а) им любви к церковной и домашней молитве, посту, смирению, послушанию.
  • Не развивал(а) чувство долга, чести, ответственности…
  • Не смотрел(а) чем занимаются, что читают, с кем дружат, как ведут себя).
  • Наказывал(а) их слишком жестоко (вымещая злобу, а не для исправления, обзывал(а), проклинал(а).
  • Своими грехами соблазнял(а) детей (интимными отношениями при них, руганью, сквернословием, просмотром безнравственных телепередач).

Согрешил(а) :

  • совместной молитвой или переходом в раскол (Киевский патриархат, УАПЦ, старообрядчество…), унию, секту. (Молитва с раскольниками и еретиками ведет к отлучению от Церкви: 10, 65, Апостольские правила).
  • Суеверием (вера снам, приметам…).
  • Обращением к экстрасенсам, «бабкам» (выливание воска, качание яиц, сливание страха…).
  • Осквернял(а) себя уринотерапией (в ритуалах сатанистов употребление мочи и кала имеет кощунственное значение. Такое «лечение» является мерзким осквернением и дьявольской насмешкой над христианами), употреблением «наговоренного» ворожеями… Гаданием на картах, ворожением (для чего?). Боялся(ась) колдунов больше чем Бога. Кодированием (от чего?).

Вы можете помочь стать сайту лучше

Увлечением восточными религиями, оккультизмом, сатанизмом (указать чем). Посещением сектантских, оккультных… собраний.

Занятием йогой, медитацией, обливанием по Иванову (осуждается не само обливание, а учение Иванова, приводящее к поклонению ему и природе, а не Богу). Восточными единоборствами (поклонение духу зла, учителя, и оккультное учение о раскрытии «внутренних возможностей» приводит к общению с демонами, одержимости…).

Чтением и хранением запрещенной Церковью оккультной литературы: магии, хиромантии, гороскопов, сонников, пророчеств Нострадамуса, литературы религий Востока, учения Блаватской и Рерихов, Лазарева «Диагностика кармы», Андреева «Роза мира», Аксенова, Клизовского, Владимира Мегре, Таранова, Свияж, Верещагина, Гарафины Маковий, Асауляк…

(Православная Церковь предупреждает, что сочинения этих и прочих оккультных авторов с учением Христа Спасителя ничего общего не имеет. Человек через оккультизм, вступая в углубленное общение с демонами, отпадает от Бога и губит свою душу, а психические расстройства будут должным возмездием за гордость и самонадеянное заигрывание с бесами).

Понуждением (советом) и других к ним обращаться и этим заниматься.

Согрешил(а) :

  • воровством, святотатством (воровство церковного).
  • Сребролюбием (пристрастие к деньгам и богатству).
  • Неуплатой долгов (заработной платы).
  • Жадностью, скупостью на милостыню и покупку духовных книг… (а на прихоти и развлечения трачусь не скупясь).
  • Корыстолюбием (пользование чужим, жизнь за чужой счет…). Желая обогащаться давал(а) деньги под проценты.
  • Торговлей водкой, сигаретами, наркотиками, противозачаточными средствами, нескромной одеждой, порно… (этим помогал(а) демону губить себя и людей соучастник их грехов). Общитывал(а), обвешивал(а), выдавал(а) плохой товар за хороший…

Согрешил(а) :

  • самолюбием, завистью, лестью, лукавством, неискренностью, лицемерием, человекоугодием, подозрительностью, злорадством.
  • Принуждением других к греху (солгать, украсть, подглядеть, подслушать, доносить, выпить спиртное…).

Желанием славы, уважения, благодарности, похвал, первенства… Деланием добра напоказ. Хвастовством и любованием собой. Красованием перед людьми (остроумием, внешностью, способностями, одеждой…).

Вы можете помочь стать сайту лучше

Согрешил(а) :

  • непокорностью родителям, старшим и начальникам, оскорблением их.
  • Капризами, упрямством, прекословием, своеволием, самооправданием.
  • Леностью к учебе.
  • Небрежным уходом за престарелыми родителями, родственниками… (оставлял(а) их без присмотра, пищи, денег, лекарства…, сдавал (а) в дом престарелых…).

Согрешил(а) :

  • гордостью, обидчивостью, злопамятством, вспыльчивостью, гневом, мстительностью, ненавистью, непримиримой враждой.
  • Наглостью и дерзостью (лез(ла) без очереди, толкался(ласъ).
  • Жестокостью к животным,
  • Оскорблял(а) домашних, был(а) причиной семейных скандалов.
  • Не несением совместных трудов по воспитанию детей и содержанию хозяйства, тунеядством, пропиванием денег, сдаванием детей в детдом…
  • Занятием боевым искусством и спортом (профессиональный спорт повреждает здоровье и развивает в душе гордыню, тщеславие, чувство превосходства, презрение, жажду обогащения…), ради славы, денег, разбоя (рэкетирства).
  • Грубым обращением с ближними, причинением им вреда (какого?).
  • Рукоприкладством, избиванием, убийством.
  • Не защитой слабых, избиваемых, женщины от насилия…
  • Нарушением правил дорожного движения, ездой в нетрезвом виде… (чем подвергал опасности жизнь людей).

Согрешил(а) :

  • небрежным отношением к работе (общественной должности).
  • Общественное положение (таланты…) использовал(а) не к славе Божьей и пользе людей, а для личных выгод.
  • Притеснением подчиненных. Даванием и принятием (вымогательством) взяток (что могло привести к вреду государственному и частным трагедиям).
  • Расхищал(а) государственную и коллективную собственность.
  • Имея руководящее положение, не заботился(лась) о пресечении обучения в школах безнравственным предметам, не христианских обычаев (разлагающих нравственность народа).
  • Не оказывал(а) помощь в распространении Православия и пресечению влияния сект, чародеев, экстрасенсов…
  • Прельщался(лась) их деньгами и сдавал(а) им помещения в аренду (чем способствовал(а) погибели душ людей).
  • Не защищал(а) церковные святыни, не оказывал(а) помощи в строительстве и ремонте храмов и монастырей…

Леностью ко всякому доброму делу (не навещал(а) одиноких, больных, заключенных…).

В жизненных вопросах не советовался(лась) со священником и старшими (что приводило к непоправимым ошибкам).

Давал(а) советы, не зная, угодны ли они Богу. Пристрастною любовью к людям, вещам, занятиям… Своими грехами соблазнял (а) окружающих.

Оправдываю свои грехи житейскими нуждами, болезнью, слабостью, и что нас никто не научил вере в Бога (но мы и сами не интересовались этим).

Совращал(а) в неверие людей. Посещал(а) мавзолей, атеистические мероприятия…

Холодной и бесчувственной исповедью. Согрешаю сознательно, попирая обличающую совесть. Нет твёрдой решимости исправить свою греховную жизнь. Каюсь, что своими грехами оскорблял(а) Господа, искренно об этом сожалею и буду стараться исправиться.

Указать и другие грехи, какими согрешил (а).

Вы можете помочь стать сайту лучше

Примечание! Что касается возможного соблазна от приводимых здесь грехов, то действительно, что блуд мерзок, и о нем надо говорить аккуратно.

Апостол Павел говорит: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5,3). Однако, через телевидение, журналы, рекламу… он настолько вошел в жизнь даже самых юных так, что блудные грехи многими не считаются грехом. Поэтому об этом надо говорить на исповеди и призывать всех к покаянию и исправлению.

Исповедь (покаяние) - одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).Ив другом месте: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам - епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.

Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не

прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

Неблагодарность Богу.

Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.

Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.

Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем).

Клятва именем Господа.

Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.

Мысли о самоубийстве.

Игра в карты и прочие азартные игры.

Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.

Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни.

Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.

Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.

Нарушение обетов, данных Богу.

Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.

Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.

Осуждение Церкви и ее служителей.

Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.

Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.

Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.

Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.

Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

Воспитание детей вне христианской веры.

Вспыльчивость, гнев, раздражительность.

Высокомерие.

Лжесвидетельство.

Насмешливость.

Скупость.

Невозвращение долгов.

Неуплата за труд заработанных денег.

Неоказание помощи нуждающимся.

Непочитание родителей, раздражение их старостью.

Непочтение к старшим.

Неусердие в своей работе.

Осуждение.

Присвоение чужого - воровство.

Ссоры с соседями и ближними.

Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).

Убийство словом - доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.

Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.

Многословие, пересуды, празднословие. ,

Беспричинный смех.

Сквернословие.

Самолюбие.

Делание добрых дел напоказ.

Тщеславие.

Желание обогатиться.

Сребролюбие.

Зависть.

Пьянство, употребление наркотиков.

Чревоугодие.

Любодеяние - разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.

Блуд - физическая близость лиц, не связанных узами брака.

Прелюбодеяние - нарушение супружеской верности.

Блуд противоестественный - физическая близость лиц одного пола, рукоблудие.

Кровосмешение - физическая близость с близкими по родству или кумовству.

Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете - это все грехи и против Бога (т. к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т. к. препятствуют спасительному устроению души).

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на

отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды - необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь - это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего - жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя - это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим

Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, молено дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:

Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли всвязи с этим утреннее молитвенное правило?

Не садился ли за стол, не помолившись и не ложился ли спать без молитвы?

Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?

Не произносил ли без надобности имя Божие?

Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?

Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?

Не гадал ли, не ворожил?

Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?

Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?

Спорил ли с кем-либо - только ради того, чтобы взять верх в споре?

Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?

Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?

Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

Не обижал ли младших?

Не мучил ли животных?

Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?

Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?

Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

Не сквернословил ли?

Не играл ли в карты?

Не занимался ли рукоблудием?

Не присваивал ли себе чужого?

Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?

Не ленился ли помогать родителям по дому?

Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?

Не завидовал ли другим?

Приведенный перечень - лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей - настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди - это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследова-ния, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена - все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.

Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в пре-

дыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним - Самому Спасителю.

В больших храмах из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих, обычно практикуется «общая исповедь», когда священник перечисляет вслух наиболее распространенные грехи и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную - для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедующихся, либо найти приход, где совершается только частная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на общей исповеди подойти к священнику за разрешительной молитвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и, объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех.

Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей исповеди, так и остается не раскаянным, а значит и не прощенным.

После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию - духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения грехбвных навыков. К епитимий нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.

Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае - три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища - мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов - и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди - вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в

один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие - не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5-6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Причащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 26-28).

Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии - хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, стихи 53 - 54).

Таинство Причащения - непостижимо великое, поэтому и требует предварительного очищения Таинством Покаяния; исключение составляют лишь младенцы до семи лет, которые причащаются без приготовления, положенного для мирян. Женщинам необходимо стереть с губ помаду. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной - (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв при-

частники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них - женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары - Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После от-пуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. После прослушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после причащения Святых Тайн не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, Кресту и Евангелию. Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. То, что в день причастия нельзя здороваться за руку - предрассудок. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.

В случаях болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого на дом приглашается священник. В зави-

симости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию. В любом случае причащаться он может только натощак (за исключением умирающих). Дети до семи лет на дому не причащаются, так как они, в отличие от взрослых, могут причащаться только Кровью Христовой, а запасные Дары, которыми причащает священник на дому, содержат только частицы Тела Христова, напитанные Его Кровью. По этой же причине младенцы не причащаются на литургии Преждеосвящен-ных Даров, совершаемой в будние дни во время Великого Поста.

Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовного отца. Существует благочестивый обычай причащаться не реже пяти раз в году - в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого носишь).

Как часто необходимо причащаться, дает благочестивый совет преподобный Никодим Святогорец: «Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно.

Но как мы и телом стеснены, и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается...

Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе, и когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа».

Издано православным приходом во имя Преподобного Серафима Саровского, г. Новосибирск.

Примерный перечень грехов для подготовки к исповеди

Грехи против Бога и Его Церкви


Неверие в Бога, сомнение в истинах веры, непринятие догматического и нравственного учения Церкви, своеумная трактовка догматов веры. Хула на Бога, Божию Матерь, Святых, на Церковь.

Неимение интереса и желания узнать о Боге и Церкви. Пренебрежение к познанию веры, чтению Священного Писания, подлинно церковных книг, неразборчивость в чтении. Принятие различных суеверий, слухов, нетрезвого кликушества, языческих и народных обычаев, околоцерковного политиканства за церковное учение, нерадение узнать точное мнение Церкви об этом. Гадание, обращение к экстрасенсам и целителям, вера астрологическим прогнозам, увлечение чуждыми христианству оккультными, теософскими и прочими учениями, стремление «совместить» их с христианством, «подстроить» под них предметы церковного обихода.

Неблагодарность Богу, ропот, предъявление Ему «претензий», обвинение Бога в неудачах своей жизни. Любление мира сего больше, чем Бога, предпочтение заповедям Божиим человеческих соображений «выгоды», комфорта и т. п. Вещелюбие. Восприятие Бога как «гаранта» моей благополучной жизни, потребительское, «торговое» отношение к Богу и Церкви.

Ненадеяние на Бога, отчаяние в своём спасении, в милости Божией. С другой стороны, безрассудное упование на «всепрощение» Божие при сознательной греховной жизни и нежелании исправлять её.

Нерадение к молитве, как к личной, так и церковной, непонимание необходимости в молитве, непонуждение себя к ней. Формальное отношение к молитве, невнимание, рассеянность на молитве, подмена её «вычитыванием правил» или «выстаиванием богослужений». Потеря благоговения и страха Божия, нечувствие Бога. Развлечение, разговоры, рассосредоточенность, ходьба, шум и отвлекающие от молитвы ненужные действия в храме во время богослужения; придавание большего значения свечкам и запискам, чем собственно храмовой и личной молитве.

Нарушение без уважительных причин дисциплинарных уставов Церкви - постов, постных дней. С другой стороны, излишнее внимание им, нарушающее иерархию христианских ценностей, когда посты и дисциплинарные уставы из средства, помогающего духовной жизни во Христе, становятся целью, что приводит к тяжёлому греху фарисейства.

Редкое участие в Таинствах исповеди и особенно Святого Причащения. Формальное, небрежное к ним отношение. С другой стороны - потеря благоговения перед святыней, легкомыслие. Магическое отношение к Таинствам, восприниятие их как некоей «таблетки»; также магическое отношение к церковным символам и предметам.

Неосознанное или неправильно понимаемое участие в церковной жизни. Предпочтение обрядовой стороны Церкви нравственному евангельскому усилию души, выстраиванию своей жизни по Христу.

Грехи против ближнего

Непочитание родителей, необеспечение их в старости, пренебрежение ими, неснисходительность к их немощам, раздражение, проявляемое словами и делами. Ссоры и скандалы в семье, нехранение мира. Повышенная требовательность, придирчивость к супругу (супруге), нежелание выслушать, понять, уступить друг другу. Ревность. Неуделение должного времени и внимания детям, крик, наказание без нужды и без меры, небрежение к воспитанию детей. Подмена нравственного, культурного и социального воспитания, требующего личного усилия родителей, безответственным формальным участием в Таинствах и обрядах Церкви.

Супружеские измены. Соблазнение ближних, приводящее к разрушению семей. Аборт; согласие с ними супруга, понуждение на него.

Чёрствость, жестокость, немилосердие, подлость, ненависть, выражаемые в словах и делах. Непочитание старших. Почитание других хуже себя, нехранение чести и достоинства ближнего, неуважительное, потребительское отношение к людям, как к инструментам для своих целей. Личный и семейный эгоизм.

Обман, ложь, неверность слову, лжесвидетельство, клевета, оговор ближних, воровство, нечестность во всех видах.

Разделение людей на «нужных» и «ненужных», начальников и подчинённых и проч., с соответствующим неевангельским отношением к ближним (лицеприятие). Лесть, подхалимство, беспринципность, заискивание, искание своей выгоды больше чем пользы дела по отношению к начальствующим. Грубость, пренебрежение, бесчеловечное обращение, невнимание к нуждам подчинённых. С другой стороны - недолжное, наглое отношение к начальству, невзыскательное потакательство непрофессиональности, распущенности подчинённых. Неумение и нежелание выстроить со всеми людьми ровные, мирные, уважительные отношения. Непорядочность.

Вовлечение в орбиту своих страстей других людей; потакательство чужим страстям. Непресечение, когда это в наших возможностях, разного рода бесчиний по трусости, человекоугодию, «нежеланию связываться» или ложно понятой «дружбе»; незаступление за слабых, обижаемых. Нежелание помогать людям в их нуждах, жертвовать временем и средствами ради ближнего, «затворение» сердца.

Наглость, хамство, сквернословие, матерщина (в том числе и прилюдно), невоспитанность. Хвастовство, превозношение, подчеркивание своей «значимости». Лицемерие, почитание себя «учителями», неуважительное навязчивое нравоучение, непредоставление необходимого под предлогом «благочестия» (в церковной среде), фарисейское нежелание утешить, облегчить участь ближнего.

Ненависть к иным нациям и народам (напр. антисемитизм), к людям, придерживающимся других взглядов.

Грехи против самого себя

Нечестность перед самим собою, попрание совести. Непонуждение себя на добро, непротивление сущему в нас греху.

Асоциальность под предлогом «благочестия»: нежелание учиться, работать. Нежелание всесторонне развивать себя как христианскую и культурную личность; приверженность потребительской «попсовой» антикультуре. Неосознавание своего христианского достоинства, позволение манипулировать собою, унижать себя (ложно путая это со «смирением»). Принятие по некоему «стадному» чувству в качестве авторитетов безнравственных и далёких от христианства людей (например, деятелей шоу-бизнеса и проч.). Излишнее увлечение телевидением и т. п., бездумным потреблением информации, сплетнями. Некритическое отношение к «общественным мнениям», когда они явно противоречат Евангелию.

Вред здоровью посредством курения, наркомании, неумеренного употребления алкоголя и проч.

Блудные грехи. Нехранение себя от нецеломудренных впечатлений.

Чревоугодие, объядение, невоздержанность.

Сребролюбие, жадность, накопительство. Излишняя расточительность, увлечение ненужными покупками.

Гневливость, неумение успокаиваться, мстительность.

Леность, праздность, уныние.

Тщеславие, самомнение, гордость, почитание себя за «нечто». Эгоцентризм, обидчивость, а также и другие грехи, в которых обвиняет нас наша совесть.

Беседа перед исповедью

«Се время благоприятно, и день очищения». Время, когда мы можем отложить тяжкое бремя греховное, разорвать вериги греха: «скинию падшую и сокрушенную» нашей души увидеть вновь обновленной и светлой. Но к этому блаженному очищению ведет нелегкий путь.

Мы еще не приступили к исповеди, а душа наша слышит искушающие голоса: «Не отложить ли? Достаточно ли приготовлен, не слишком ли часто говею?» Нужно дать твердый отпор этим сомнениям. «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2, 1). Если ты решил говеть, явится множество препятствий, внутренних и внешних: они исчезают, как только проявишь твердость в своих намерениях.

В частности к вопросу о частой исповеди: надо исповедываться много чаще, чем это у нас принято, по крайней мере во всех четырех постах. Нам, одержимым «дреманием леностным», неискусным в покаянии, необходимо вновь и вновь учиться каяться, это, во-первых, а во-вторых – необходимо тянуть какую-то ниточку от исповеди к исповеди, чтобы промежутки между периодами говения были наполнены духовной борьбой, усилиями, питаемыми впечатлениями от последнего говения к близкой новой исповеди.

Другой смущающий вопрос – это вопрос о духовнике: к кому идти? Держаться ли одного во что бы то ни стало? Можно ли менять? В каких случаях? Опытные в духовной жизни отцы утверждают, что менять не следует, даже если это только твой духовник, а не духовный отец, руководитель твоей совести. Бывает, правда, что после удачной исповеди у священника последующие исповеди у него же выходят какими-то вялыми и слабо переживаются, и тогда является мысль о перемене духовника. Но это – недостаточное основание для такого серьезного шага. Не говоря уже о том, что наши личные ощущения на исповеди не касаются существа таинства, – недостаточный духовный подъем во время исповеди часто бывает знаком нашего собственного духовного неблагополучия. Об этом о. Иоанн Кронштадтский говорит: «Покаяние должно быть совершенно свободное и никак не вынужденное лицом исповедующим». Для человека, действительно страдающего язвой своего греха, – безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех; лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение.

Другое дело, если мы, оставив существо таинства покаяния, идем на исповедь для беседы. Вот тут-то и важно отличать исповедь от духовной беседы, которая может совершаться и вне таинства, и лучше, если совершается отдельно от него, так как беседа, хотя и о духовных предметах, может рассеять, расхолодить исповедующегося , вовлечь в богословский спор, ослабить остроту покаянного чувства. Исповедь не есть беседа о своих недостатках, сомнениях, не есть осведомление духовника о себе и менее всего – не «благочестивый обычай». Исповедь – горячее покаяние сердца, жажда очищения, идущая от ощущения святыни, умирание для греха и оживание для святости. Раскаянность – уже степень святости, а бесчувственность, неверие – положение вне святыни, вне Бога.

Разберемся, как нам относиться к таинству покаяния, что требуется от приходящего к таинству, как к нему готовиться, что считать важнейшим моментом (в той части таинства, которая касается исповедующегося).

Несомненно, первым действием будет испытание сердца. Для этого и положены дни подготовки к таинству (говение). «Видеть грехи свои в их множестве и во всей их гнусности – действительно есть дар Божий», – говорит о. Иоанн Кронштадтский. Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят ни множественности своих грехов, ни их «гнусности». «Ничего особенного», «как у всех», «только мелкие грехи» – «не украл, не убил» – таково обычно начало исповеди у многих. А самолюбие, неперенесение укоров, черствость, человекоугодие, слабость веры и любви, малодушие, духовная леность – разве это не важные грехи? Разве мы можем утверждать, что достаточно любим Бога, что вера наша действенна и горяча? Что каждого человека мы любим как брата во Христе? Что мы достигли кротости, безгневия, смирения? Если же нет, то в чем заключается наше христианство? Чем объяснить нашу самоуверенность на исповеди, как не «окамененным нечувствием», как не «мертвостью сердечной, душевной смертью, телесную предварящей»? Почему святые отцы, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали к Иисусу Сладчайшему: «Никто же согреши на земли от века, якоже согреших аз окаянный и блудный», а мы убеждены, что у нас все благополучно! Чем ярче свет Христов озаряет сердца, тем яснее сознаются все недостатки, язвы, раны. И наоборот: люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце; а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать.

Поэтому прямой путь к познанию своих грехов – это приближение к свету и молитва об этом свете, который есть суд миру и всему «мирскому» в нас самих (Ин. 3, 19). А пока нет такой близости ко Христу, при которой покаянное чувство является нашим обычным состоянием, надо, готовясь к исповеди, проверять свою совесть – по заповедям, по некоторым молитвам (например, 3-я вечерняя, 4-я перед причащением), по некоторым местам Евангелия (например, Рим. 5, 12; Еф. 4; Иак. 3).

Разбираясь в своем душевном хозяйстве, надо постараться различать основные грехи от производных, симптомы от более глубоких причин . Например, очень важны – рассеянность на молитве, дремота и невнимание в церкви, отсутствие интереса к чтению Священного Писания, но не происходят ли эти грехи от маловерия и слабой любви к Богу? Нужно отметить в себе своеволие, непослушание, самооправдание, нетерпение упреков, неуступчивость, упрямство, но еще важнее открыть их связь с самолюбием и гордостью. Если мы замечаем в себе стремление к обществу, словоохотливость, насмешливость, усиленную заботу о своей наружности и не только своей, но своих близких, обстановке дома – то надо внимательно исследовать, не является ли это формой «многообразного тщеславия». Если мы слишком близко принимаем к сердцу житейские неудачи, тяжело переносим разлуку, неутешно скорбим об отшедших, то кроме силы и глубины наших чувств, не свидетельствует ли все это также о неверии в Промысл Божий?

Есть еще одно вспомогательное средство, ведущее нас к познанию своих грехов, – вспоминать, в чем обычно обвиняют нас другие люди, особенно бок о бок с нами живущие, близкие: почти всегда их обвинения, укоры, нападки имеют основания. Необходимо еще перед исповедью просить прощения у всех, перед кем виновен, идти к исповеди с неотягощенной совестью.

При таком испытании сердца нужно следить, чтобы не впасть в чрезмерную мнительность и мелочную подозрительность ко всякому движению сердца, став на этот путь, можно потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах . В таких случаях надо временно оставить испытание своей души и, посадив себя на простую и питательную духовную диету, молитвой и добрыми делами упростить и прояснить свою душу.

Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут ясны грехи. Иначе – приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство, не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце. Но знать свои грехи – это еще не значит каяться в них. Правда, Господь принимает исповедание – искреннее, добросовестное, – когда оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния (если мы исповедуем мужественно и этот грех – наше «окамененное нечувствие»). Все же «сокрушение сердца», скорбь о грехах своих есть важнейшее из всего, что мы можем принести на исповедь. Но что же делать, если «иссохшее греховным пламенем» наше сердце не орошается живительными водами слез? Что, если «немощь душевная и плоти неможение» так велики, что мы не способны на искреннее покаяние? Это все-таки не причина откладывать исповедь – Бог может коснуться нашего сердца и в течение самой исповеди: само исповедание, наименование наших грехов может смягчить духовное зрение, обострить покаянное чувство.

Больше же всего к преодолению нашей духовной вялости служат приготовления к исповеди, пост, который, истощая наше тело, нарушает гибельное для духовной жизни наше телесное благополучие и благодушие, молитва, ночные мысли о смерти, чтение Евангелия, житий святых, творений св. отцов, усиленная борьба с собой, упражнение в добрых делах. Наше бесчувствие на исповеди большей частью своим корнем имеет отсутствие страха Божия и скрытое неверие. Сюда и должны быть направлены наши усилия. Вот почему так важны слезы на исповеди – они размягчают наше окаменение, потрясают нас «от верху до ногу», упрощают, дают благодетельное самозабвение, устраняют главное препятствие к покаянию – нашу «самость». Гордые и самолюбивые не плачут. Раз заплакал, значит – смягчился, истаял, смирился. Вот почему после таких слез – кротость, безгневие, умягченность, умиленность, мир в душе у тех, кому Господь послал «радостотворный (творящий радость) плач». Не нужно стыдиться слез на исповеди, нужно дать им свободно литься, омывая наши скверны. «Тучи ми подаждь слез в поста красный день, яко да восплачу и омыю скверну, яже от сластей, и явлюся Тебе очищен» (1-я седмица Великого Поста, понедельник вечера).

Третий момент исповеди – словесное исповедание грехов. Не нужно ждать вопросов, надо самому сделать усилия; исповедь есть подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядность греха общими выражениями (например, «грешен против 7-й заповеди») . Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства», ссылок на третьих лиц, введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения в грехе. Иногда на исповеди ссылаются на слабую память, не дающую будто возможности вспомнить грехи. Действительно, часто бывает, что мы легко забываем свои грехопадения; но происходит ли это только от слабой памяти? Ведь, например, случаи, особенно больно задевшие наше самолюбие или, наоборот, польстившие нашему тщеславию, наши удачи, похвалы по нашему адресу – мы помним долгие годы. Все, что производит на нас сильное впечатление, мы долго и отчетливо помним, и если мы забываем наши грехи, то не значит ли это, что мы не придаем им серьезного значения?

Знак завершившегося покаяния – чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.

Раскаяние наше не будет полным, если мы, каясь, не утвердимся внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху . Но, говорят, как это возможно? Как я могу обещать себе и своему духовнику, что я не повторю своего греха? Не будет ли ближе к истине как раз обратное – уверенность, что грех повторится? Ведь опытом своим всякий знает, что через некоторое время неизбежно возвращаешься к тем же грехам, наблюдая за собой из года в год, не замечаешь никакого улучшения, «подпрыгнешь – и опять останешься на том же месте!» Было бы ужасно, если бы это было так. Но, к счастью, это не так. Не бывает случая, чтобы при наличии доброго желания исправиться последовательные исповеди и Причастие не произвели бы в душе благодетельных перемен. Но дело в том, что – прежде всего – мы не судьи самим себе; человек не может правильно судить о себе, стал ли он хуже или лучше, так как и он, судящий, и то, что он судит, – величины меняющиеся. Возросшая строгость к себе, усилившаяся зрячесть духовная, обостренный страх греха могут дать иллюзию, что грехи умножились и усилились: они остались те же, может быть, даже ослабели, но мы их раньше не так замечали. Кроме того, Бог, по особому Промышлению Своему, часто закрывает нам глаза на наши успехи, чтобы защитить нас от злейшего греха – тщеславия и гордости. Часто бывает, грех-то остался, но частые исповеди и причащение Святых Христовых Таин расшатали и ослабили его корни. Да сама борьба с грехом, страдания о своих грехах – разве не приобретение?! «Не устрашайся, – говорил Иоанн Лествичник, – хотя бы ты падал каждый день и сколько бы ни отходил от путей Божьих, стой мужественно, и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение».

Если же нет этого чувства облегчения, возрождения, надо иметь силы вернуться опять к исповеди, до конца освободить свою душу от нечистоты, слезами омыть ее от черноты и скверны. Стремящийся к этому всегда достигнет того, чего ищет. Только не будем приписывать себе свои успехи, рассчитывать на свои силы, надеяться на свои усилия. Это бы значило погубить все приобретенное. «Рассеянный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце очисти; яко Петру, дай ми покаяние, яко мытарю – воздыхание и якоже блуднице – слезы».

Священник Александр Ельчанинов