Жизнь семинариста и священническое призвание: интервью.

Адрес : 454084, Челябинск, улица Кыштымская, 32 (кафедральный собор)

Директор : иерей Евгений Мартенец

Телефон : 8 968 111 4917 (отец Евгений)

Электронный адрес : [email protected]

Челябинский духовный центр подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности образован решением Священного Синода 15 июля 2016 года вместо Челябинского духовного училища. Он готовит катехизаторов, преподавателей воскресных школ и других приходских специалистов. Кроме того, действуют пастырские курсы для юношей и мужчин, планирующих в будущем принять священный сан.

Информация для поступающих в духовный центр публикуется на официальном сайте Челябинской епархии.

Историческая справка

До революции в Челябинске действовало духовное училище, созданное в 1830 году. Большая часть воспитанников принадлежала к духовному сословию – отцами студентов были священники, дьяконы или причетники. Так, в 1873 году воспитанников было 73, но только 8 из них были не из духовного сословия.

Сведения о Челябинском духовном училище до революции можно найти в работах челябинского историка, доктора исторических наук А.И. Конюченко. В частности, он пишет, что в конце XIX – начале XX века усадьба Челябинского духовного училища занимала полквартала между Южным бульваром (ныне проспект Ленина) и улицей Степной (ныне улица Коммуны). В остальной части квартала (ближе к бульвару) располагался Одигитриевский женский монастырь.

На углу улиц Большой (ныне Цвиллинга) и Степной стояла училищная Покровская церковь. На улицу Большую выходило каменное здание, в котором размещались больница, правление и квартира надзирателя. Ближе к монастырю находился деревянный дом, построенный купцом П.И. Перцевым для причта училищной церкви. В середине усадьбы располагался корпус с классными комнатами и спальнями учеников, столовая и библиотека. На задах главного училищного здания стоял деревянный дом, где жил смотритель и располагались хозяйственные постройки.

Библиотека духовного училища, собранная на деньги местного духовенства, в 1880 году состояла из 1696 томов.

Первоначально выпускники Челябинского духовного училища, желавшие продолжить духовное образование, отправлялись для дальнейшего обучения в Тобольск и Уфу. В 1884 году открылась семинария в Оренбурге, и челябинских выпускников стали направлять туда.

Духовное училище прекратило свое существование в 1918-1919 годах. В начале 1990-х годов в Челябинске вновь появляются пастырские курсы, которые в 1995 году получают статус духовного училища.

Р ешением Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 июля 2016 года Челябинское духовное училище было преобразовано в духовный центр подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности.

Говорят, что предыдущий церковный начальник Южного Урала - владыка Феофан - был хорошим «церковным менеджером»: часто давал интервью, устраивал множество заметных акций. Новый епископ больше ратует за духовное воспитание конкретного человека, потому часто ездит в самые отдаленные приходы и служит литургию почти каждый день, без выходных.

К первой годовщине работы нового митрополита на южноуральской земле, «Комсомолка» собрала несколько фактов о владыке Никодиме.

Служил в армии

Незадолго до службы, решил стать монахом, но сначала отдал долг Родине в Азербайджане . Постился все время нелегкой солдатской жизни, а в увольнительные ходил на службу в храм.

Преподавал историю семинарии

История занимает особое место в жизни Никодима. В свободное от службы время, он любит читать историческую литературу и смотреть фильмы о прошлом России .


Имеет степень кандидата богословия

Защитил диссертацию на тему «Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь». Зачатьевским монастырь назван по имени церкви Зачатия св. Анны. Ставропи́гия (букв. «водружение креста») - самый высокий статус, присваиваемый православным монастырям. Они подчиняются непосредственно патриарху.


Возглавлял Енисейскую и Норильскую епархию

Площадь епархии - два миллиона квадратных километров. Для сравнения: площадь Челябинской области 88,5 тыс. кв. км


Митрополит наложил запрет на проведение православных выставок на три года

К этому его подтолкнул отчет эксперта по сектам. На православных ярмарках собираются шарлатня всех мастей. Продают там разные «чудесные» снадобья и амулеты для притягивания денег. Все это никакого отношения к православию не имеет. Любую церковную утварь и книги сегодня можно купить в лавках при храмах.



Сотрудничество с миграционной службой

Священники и госслужащие вместе выступают против распространения экстремизма и ксенофобии. Кроме того, обе структуры решили наладить помощь мигрантам - адаптироваться в нашем обществе. В планах епархии - обучение приезжих русскому языку. Знакомство гостей с законами и традициями РФ - общая забота. На базе духовно-просветительского центра при Свято-Троицком храме Челябинска хотят организовать курсы для мигрантов. Посещать их смогут представители любых религий.

Большинство из активных представителей православной молодежи всегда ощущают стремление к церковному послушанию. Конечно, каждый из нас служит Богу по-своему. Но Святая Церковь учит о том, что при исполнении наших послушаний нам следует помнить о нравственном призыве нашего Господа: всё, что делаете, делайте от души, как для Господа (Кол.3:23). Наивысшим воплощением этого идеала, который передал нам апостол Павел, является священнослужение. Сегодня нам хотелось бы глубже проникнуть в суть пастырства. Мы решили начать разговор о теме служения с беседы с одним из тобольских семинаристов, который еще только на пути к рукоположению в священный сан. Представляем вам нашего земляка — Алексея Писаренко.

— В 2012 году ты поступил в Челябинское духовное училище. Чем ты руководствовался перед тем, как избрать этот путь?

— Я руководствовался тем, что я давно хожу в храм. Тем, что полюбил богослужение. В то время я регулярно совершал паломничества по святым местам. Все это помогло мне решиться на этот шаг. Конечно же, я прибегал и к советам духовника. Ведь он сам отучился в Челябинском духовном училище, и рассказал мне, как там проходит учебный процесс.

Затем ты поступил в Тобольскую духовную семинарию, которая считается одной из самых строгих, но, в то же время, одной из самых лучших среди православных учебных заведений. Почему ты остановился именно на ней? Какие у тебя еще были варианты?

— В Тобольскую семинарию я поступил по рекомендации Владыки Феофана, который с нами беседовал и порекомендовал ее, как одну из самых лучших семинарий – поскольку она обладает своими традициями и высоким уровнем образования. До этого я хотел поступать в Калужскую семинарию — меня туда звал друг. Но вот так сложились обстоятельства. Тем не менее, я рад, что поступил сюда.

— Все мы как православные христиане понимаем, что образование в духовном училище и семинарии включает в себя христианское воспитание. Расскажи, пожалуйста, о своих впечатлениях от столкновения с этой системой.

— Думаю, на первых порах и в семинарии, и в училище трудно свыкнуться со строгой дисциплиной, но потом ты к ней привыкаешь. Впечатлений было много и разных. Конечно, это учебное заведение со своими порядками, традициями, особенностями. Если честно, трудно было привыкать к ним. Бывало, что хотелось вернуться домой. Но в духовной школе все мы учимся самоконтролю: терпению, смирению, навыкам общения с коллективом. В общем, каждый из нас воспитывает сам себя. К слову, в семинарии после училища достаточно легко адаптироваться. Там почти те же порядки, такая же дисциплина; но людей, конечно, больше, чем в училище… Тем не менее, обстановка для меня практически не изменилась. Это в миру мы живем свободно, а в духовных школах всем необходимо подстраиваться под распорядок.

— Легко ли семинаристу познакомиться с девушкой?

— Вообще-то в обучении в семинарии (по сравнению с училищем) есть большой плюс: при семинарии учатся девушки на регентском и иконописном отделении. Те из нас, кто решил пойти в белое духовенство (то есть стать женатыми священниками), могут найти среди них своих будущих матушек. В училищах, как правило, такого нет: есть только одно пастырское отделение. В Тобольской семинарии, напротив, учащимся легко познакомиться с девушками — потому что мы учимся с ними на одной территории. Прямо здесь много пар познакомились и сыграли свадьбы. Теперь большинство из недавних семинаристов разъехались по приходам нашей епархии — вместе со своими матушками. Конечно, выбор всей своей жизни сделать сложно. Православная матушка должна быть выносливой и терпеливой, уметь ждать батюшку со службы, помогать ему во всем словом и делом. Это тоже своего рода служение.
— Ты был и остаешься семинаристом-очником — а их в последнее время меньшинство. Поэтому их мнение (в качестве людей, глубоко проникшихся духом семинарии) о том, каким должен быть будущий пастырь, достаточно интересно нашей аудитории. Несколько слов о твоем видении этого; если можно дай словесный портрет пастыря.

— Пастырь должен соответствовать образу Господа нашего Иисуса Христа: Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин.10:11). Отмечу, что священннику дается очень большая ответственность за своих прихожан, Многие думают, что у священника перед мирянами есть какие-то привилегии или он обладает особой благодатью. Печально, но так cчитают, в том числе, и очень многие представители духовенства. На самом деле, у священника есть одна привилегия – быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки всю оставшуюся жизнь. Бог не дает нам выходных и отпусков. Думаю, что на это служение призывает Сам Спаситель. Он же дает нам силы, чтобы достойно служить Богу и людям. Пастырь должен быть образованным — чтобы ответить на любые вопросы прихожан. Не менее важно быть ответственным и заботливым. В общем, во всем быть примером.
— Что нужно православному молодому человеку, чтобы духовно и теоретически подготовиться к училищу или семинарии?

— Мне кажется, что многие православные молодые люди, приходя в духовные школы, не понимают, куда они идут, зачем они идут. Их кто-то направляет, но это не их призвание, оно им не нужно. Поэтому вскоре многие из них уходят. Действительно, нынешней молодежи зачастую не хватает понятий о нравственных ценностях и православной культуре. Для правильной подготовки к получению духовного образования абитуриентам нужно осознавать то, зачем они туда идут, какие цели они себе ставят. Только приняв твердое и взвешенное решение, они смогут пройти этот нелегкий путь. Советую ознакомиться с требованиями для поступления, а также тщательно подготовиться к вступительным экзаменам.


— Как ты относишься к тому, что с 2016 года духовных училищ больше не будет, поскольку они будут преобразованы в курсы священнослужителей или семинарии?

Жаль, что их закрывают, потому что это важная ступень подготовки к обучению в семинарии. В свое время в училище мы могли получить те знания, которые пригодились нам в дальнейшем обучении в семинарии. Также, если обратиться к моему опыту, я могу отметить, что я стал более закаленным и более терпимым к окружающим именно в училище.
— Какие любимые предметы были у тебя в духовных школах?

— В училище мы изучали практическое руководство пастырей, сектоведение, нравственное богословие – все это за один год. Мне очень нравились эти предметы, но их было достаточно сложно освоить за столь короткий промежуток времени. Между прочим, в семинарии эти дисциплины изучаются только на третьем и четвертом курсах.

— С какими трудностями ты сталкивался в период учебы?

— В училище первое время было трудно привыкнуть к людям, к новой обстановке, к распорядку дня, к новым предметам, которые нетипичны для светской системы образования. С каждым днем мне становилось все легче и легче. Хотя время от времени я пытался бороться с системой, не мог принять многие ее проявления. Однажды даже получил за это строгий выговор.


— Алексей, расскажи, были ли в твоей жизни люди, которые укрепляли тебя в осознании правильности твоего выбора? Кто из них был для тебя примером христианского благочестия?

Примером веры для меня были мой крестный — иерей Владимир Леваненко, а также духовник — иерей Александр Азеев. Они многому меня научили. Все это потому, что я видел их благочестивую жизнь вне храма. Именно это укрепило меня в правильности моего выбора. Также меня поддерживала моя бабушка Галина Ивановна Чулкина, которая меня помогала справиться с первоначальными трудностями. Всем этим людям я очень благодарен и благодарю Бога, за то что они у меня есть!


— Как изменились отношения с близкими после поступления в Челябинское духовное училище? После отъезда в Тобольск?

— К сожалению, мои родители не воцерковлены. В первый раз в храм меня привел мой сосед по лестничной клетке. Сначала родители меня не отпускали в храм. Но через некоторое время они смирились и приняли мой выбор. Сейчас они переживают за меня. Каждый день звонят и узнают о моих делах. Они скучают и ждут, когда я приеду на каникулы.

На прощание Алексей сказал о том, что после окончания обучения в 2017 ему хотелось бы вернуться в Челябинскую митрополию: «Служить буду там, куда Владыка отправит». Но все же ему хотелось бы нести священническое послушание дома, в поселке Новогорном, в родном приходе храма Владимирской иконы Божией матери.

Беседовал Кирилл Белоусов

Фото из личного архива Алексея Писаренко

Тэги

#Челябинск #Тобольск #ТДС #Новогорный #семинария #семинаристы #интервью #Православие #вера #образование #духовность #воцерковление #призвание #священство #священнослужение #пастырство

    Скопин Александр Андреевич
    Год рождения 1879
    Место рождения Оренбургская губ., Троицкий у. (Челябинская о., Увельский р.), с.Петровское
    священник
    Родился в семье священника
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [ до 1911г. ] [ 1911-1920гг. ] [ 1920-1930гг. ] [ 1930-1936гг. ] [ 1936-1937гг. ]
      Образование
        Челябинское духовное училище
        Обучался в Челябинском духовном училище
      Служение

        Должность псаломщик
        Год начала 1897
        Год окончания 1911
      Рукоположение
        диакон
        1911
      Служение
        Оренбургская губ., Троицкий у. (Челябинская о., Увельский р.), с.Петровское, Михаило-Архангельская церковь
        диакон
        Год начала 1911
        Год окончания 1917
        День окончания 21
        Месяц окончания 2
        На 1911г. — диакон на псаломщической вакансии Михаило-Архангельской церкви с.Петровское.
        Жертвователь на образование стипендии при духовных учебных заведениях
        Оренбургской епархии в честь 300-летия царствования Дома Романовых (1913г.).
        .
        9 апреля 1913г. пожаловано архипастырское благословение с грамотой за труды
        и пожертвования в пользу Церкви Божией
        Оренбургская губ., Троицкий у. (Челябинская о., Увельский р.), с.Кочкарь
        диакон
        Год начала 1917
        День начала 21
        Месяц начала 2
        Год окончания 1920
        21.02.1917г. перемещен по прошению на псаломщическое место к церкви с.Кокчарь
        Троицкого уезда
      Награды
        архипастырское благословение с грамотой
        Год награждения 1913
        День 9
        Месяц 4
      Рукоположение
        священник
        1920
        В 1920г. Челябинским епархиальным управлением назначен священником в храм
        с.Петровского
      Служение
        Оренбургская губ., Троицкий у. (Челябинская о., Увельский р.), с.Петровское, Михаило-Архангельская церковь
        священник
        Год начала 1920
        Год окончания 1930
        О.Александр был женат. Семья его по данным на 1930г.: жена Варвара (47 лет),
        сестра Вера (63 года), дочь Лариса (11 лет), сын Борис (6 лет).
        В 1930г. по предложению части односельчан, бедняцкого актива,
        ячейки коммунистов, с одобрения Петровского с/с, постановлением Увельского РИК
        от 22.2.1930г. раскулачен и приговорен к выселению всей семьей
      Осуждения
        постановление Увельского РИК
        22/02/1930
        Приговор =раскулачить и выселить со всей семьей из Троицкого округа
      Служение
        Челябинская о., Увельский р., с.Петровское, Михаило-Архангельская церковь
        Должность настоятель
        Год окончания 1933
        Вскоре после того как о.Александра и его семью приговорили к высылке, общим собранием
        Петровской религиозной общины он был избран настоятелем церкви с.Петровское
      Аресты
        Челябинская о., Увельский р., с.Петровское
        Год ареста 1933
      Осуждения
        ././1933
        Приговор =3 года концлагерей
      Места заключения
        Пермская о. (Пермский край), г.Березники, концлагерь
        Год начала 1933
        Год окончания 1936
        В 1933–1936гг. находился в заключении в концлагере г.Березники Пермской обл.
      Служение
        Челябинская о., г.Троицк
        священник
        Год начала 1936
        Год окончания 1937
        День окончания 30
        Месяц окончания 8
        После освобождения служил священником в г.Троицке
      Аресты
        Челябинская о., г.Троицк
        Год ареста 1937
        День ареста 30
        Месяц ареста 8
      Осуждения
        ././1937
        Приговор =высшая мера наказания — расстрел
    Кончина
      1937
      День 16
      Месяц 11
      расстрел
    Публикации
      1 http://historyuvelka.ru/spiskirepress/ubiti-sovetskim-gosudarstvom.html (Факты к истории Увельского района. Убиты советским государством. Списки репрессированных. Скопин Александр Андреевич).
      2 http://historyuvelka.ru/spiskirepress/raskulacheni-viseleni/bukva-s.html (Факты к истории Увельского района. Убиты советским государством. Списки репрессированных. Раскулачены и выселены).
      3 Духовенство и церковные деятели по публикациям Оренбургских епархиальных ведомостей 1912–1917 гг./ Сост. Щегольков А.Г. Челябинск, 2012. Т.4.
      С.63.
    Заявители
      Банникова Елена Владимировна, исследователь
      Использованы материалы:
      Сведения верхнеуральского краеведа В.А.Ашиткова