Жизнь семинариста и священническое призвание: интервью.
Адрес : 454084, Челябинск, улица Кыштымская, 32 (кафедральный собор)
Директор : иерей Евгений Мартенец
Телефон
: 8 968 111 4917 (отец Евгений)
Электронный адрес : [email protected]
Челябинский духовный центр подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности образован решением Священного Синода 15 июля 2016 года вместо Челябинского духовного училища. Он готовит катехизаторов, преподавателей воскресных школ и других приходских специалистов. Кроме того, действуют пастырские курсы для юношей и мужчин, планирующих в будущем принять священный сан.
Информация для поступающих в духовный центр публикуется на официальном сайте Челябинской епархии.
Историческая справка
До революции в Челябинске действовало духовное училище, созданное в 1830 году. Большая часть воспитанников принадлежала к духовному сословию – отцами студентов были священники, дьяконы или причетники. Так, в 1873 году воспитанников было 73, но только 8 из них были не из духовного сословия.
Сведения о Челябинском духовном училище до революции можно найти в работах челябинского историка, доктора исторических наук А.И. Конюченко. В частности, он пишет, что в конце XIX – начале XX века усадьба Челябинского духовного училища занимала полквартала между Южным бульваром (ныне проспект Ленина) и улицей Степной (ныне улица Коммуны). В остальной части квартала (ближе к бульвару) располагался Одигитриевский женский монастырь.
На углу улиц Большой (ныне Цвиллинга) и Степной стояла училищная Покровская церковь. На улицу Большую выходило каменное здание, в котором размещались больница, правление и квартира надзирателя. Ближе к монастырю находился деревянный дом, построенный купцом П.И. Перцевым для причта училищной церкви. В середине усадьбы располагался корпус с классными комнатами и спальнями учеников, столовая и библиотека. На задах главного училищного здания стоял деревянный дом, где жил смотритель и располагались хозяйственные постройки.
Библиотека духовного училища, собранная на деньги местного духовенства, в 1880 году состояла из 1696 томов.
Первоначально выпускники Челябинского духовного училища, желавшие продолжить духовное образование, отправлялись для дальнейшего обучения в Тобольск и Уфу. В 1884 году открылась семинария в Оренбурге, и челябинских выпускников стали направлять туда.
Духовное училище прекратило свое существование в 1918-1919 годах. В начале 1990-х годов в Челябинске вновь появляются пастырские курсы, которые в 1995 году получают статус духовного училища.
Р ешением Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 июля 2016 года Челябинское духовное училище было преобразовано в духовный центр подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности.
Говорят, что предыдущий церковный начальник Южного Урала - владыка Феофан - был хорошим «церковным менеджером»: часто давал интервью, устраивал множество заметных акций. Новый епископ больше ратует за духовное воспитание конкретного человека, потому часто ездит в самые отдаленные приходы и служит литургию почти каждый день, без выходных.
К первой годовщине работы нового митрополита на южноуральской земле, «Комсомолка» собрала несколько фактов о владыке Никодиме.
Служил в армии
Незадолго до службы, решил стать монахом, но сначала отдал долг Родине в Азербайджане . Постился все время нелегкой солдатской жизни, а в увольнительные ходил на службу в храм.
Преподавал историю семинарии
История занимает особое место в жизни Никодима. В свободное от службы время, он любит читать историческую литературу и смотреть фильмы о прошлом России .
Имеет степень кандидата богословия
Защитил диссертацию на тему «Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь». Зачатьевским монастырь назван по имени церкви Зачатия св. Анны. Ставропи́гия (букв. «водружение креста») - самый высокий статус, присваиваемый православным монастырям. Они подчиняются непосредственно патриарху.
Возглавлял Енисейскую и Норильскую епархию
Площадь епархии - два миллиона квадратных километров. Для сравнения: площадь Челябинской области 88,5 тыс. кв. км
Митрополит наложил запрет на проведение православных выставок на три года
К этому его подтолкнул отчет эксперта по сектам. На православных ярмарках собираются шарлатня всех мастей. Продают там разные «чудесные» снадобья и амулеты для притягивания денег. Все это никакого отношения к православию не имеет. Любую церковную утварь и книги сегодня можно купить в лавках при храмах.
Сотрудничество с миграционной службой
Священники и госслужащие вместе выступают против распространения экстремизма и ксенофобии. Кроме того, обе структуры решили наладить помощь мигрантам - адаптироваться в нашем обществе. В планах епархии - обучение приезжих русскому языку. Знакомство гостей с законами и традициями РФ - общая забота. На базе духовно-просветительского центра при Свято-Троицком храме Челябинска хотят организовать курсы для мигрантов. Посещать их смогут представители любых религий.
Большинство из активных представителей православной молодежи всегда ощущают стремление к церковному послушанию. Конечно, каждый из нас служит Богу по-своему. Но Святая Церковь учит о том, что при исполнении наших послушаний нам следует помнить о нравственном призыве нашего Господа: всё, что делаете, делайте от души, как для Господа (Кол.3:23). Наивысшим воплощением этого идеала, который передал нам апостол Павел, является священнослужение. Сегодня нам хотелось бы глубже проникнуть в суть пастырства. Мы решили начать разговор о теме служения с беседы с одним из тобольских семинаристов, который еще только на пути к рукоположению в священный сан. Представляем вам нашего земляка — Алексея Писаренко.
— В 2012 году ты поступил в Челябинское духовное училище. Чем ты руководствовался перед тем, как избрать этот путь?
— Я руководствовался тем, что я давно хожу в храм. Тем, что полюбил богослужение. В то время я регулярно совершал паломничества по святым местам. Все это помогло мне решиться на этот шаг. Конечно же, я прибегал и к советам духовника. Ведь он сам отучился в Челябинском духовном училище, и рассказал мне, как там проходит учебный процесс.
— Затем ты поступил в Тобольскую духовную семинарию, которая считается одной из самых строгих, но, в то же время, одной из самых лучших среди православных учебных заведений. Почему ты остановился именно на ней? Какие у тебя еще были варианты?
— В Тобольскую семинарию я поступил по рекомендации Владыки Феофана, который с нами беседовал и порекомендовал ее, как одну из самых лучших семинарий – поскольку она обладает своими традициями и высоким уровнем образования. До этого я хотел поступать в Калужскую семинарию — меня туда звал друг. Но вот так сложились обстоятельства. Тем не менее, я рад, что поступил сюда.
— Все мы как православные христиане понимаем, что образование в духовном училище и семинарии включает в себя христианское воспитание. Расскажи, пожалуйста, о своих впечатлениях от столкновения с этой системой.
— Думаю, на первых порах и в семинарии, и в училище трудно свыкнуться со строгой дисциплиной, но потом ты к ней привыкаешь. Впечатлений было много и разных. Конечно, это учебное заведение со своими порядками, традициями, особенностями. Если честно, трудно было привыкать к ним. Бывало, что хотелось вернуться домой. Но в духовной школе все мы учимся самоконтролю: терпению, смирению, навыкам общения с коллективом. В общем, каждый из нас воспитывает сам себя. К слову, в семинарии после училища достаточно легко адаптироваться. Там почти те же порядки, такая же дисциплина; но людей, конечно, больше, чем в училище… Тем не менее, обстановка для меня практически не изменилась. Это в миру мы живем свободно, а в духовных школах всем необходимо подстраиваться под распорядок.
— Легко ли семинаристу познакомиться с девушкой?
— Вообще-то в обучении в семинарии (по сравнению с училищем) есть большой плюс: при семинарии учатся девушки на регентском и иконописном отделении. Те из нас, кто решил пойти в белое духовенство (то есть стать женатыми священниками), могут найти среди них своих будущих матушек. В училищах, как правило, такого нет: есть только одно пастырское отделение. В Тобольской семинарии, напротив, учащимся легко познакомиться с девушками — потому что мы учимся с ними на одной территории. Прямо здесь много пар познакомились и сыграли свадьбы. Теперь большинство из недавних семинаристов разъехались по приходам нашей епархии — вместе со своими матушками. Конечно, выбор всей своей жизни сделать сложно. Православная матушка должна быть выносливой и терпеливой, уметь ждать батюшку со службы, помогать ему во всем словом и делом. Это тоже своего рода служение.
— Ты был и остаешься семинаристом-очником — а их в последнее время меньшинство. Поэтому их мнение (в качестве людей, глубоко проникшихся духом семинарии) о том, каким должен быть будущий пастырь, достаточно интересно нашей аудитории. Несколько слов о твоем видении этого; если можно дай словесный портрет пастыря.
— Пастырь должен соответствовать образу Господа нашего Иисуса Христа: Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец
(Ин.10:11). Отмечу, что священннику дается очень большая ответственность за своих прихожан, Многие думают, что у священника перед мирянами есть какие-то привилегии или он обладает особой благодатью. Печально, но так cчитают, в том числе, и очень многие представители духовенства. На самом деле, у священника есть одна привилегия – быть слугой каждому встречному 24 часа в сутки всю оставшуюся жизнь. Бог не дает нам выходных и отпусков. Думаю, что на это служение призывает Сам Спаситель. Он же дает нам силы, чтобы достойно служить Богу и людям. Пастырь должен быть образованным — чтобы ответить на любые вопросы прихожан. Не менее важно быть ответственным и заботливым. В общем, во всем быть примером.
— Что нужно православному молодому человеку, чтобы духовно и теоретически подготовиться к училищу или семинарии?
— Мне кажется, что многие православные молодые люди, приходя в духовные школы, не понимают, куда они идут, зачем они идут. Их кто-то направляет, но это не их призвание, оно им не нужно. Поэтому вскоре многие из них уходят. Действительно, нынешней молодежи зачастую не хватает понятий о нравственных ценностях и православной культуре. Для правильной подготовки к получению духовного образования абитуриентам нужно осознавать то, зачем они туда идут, какие цели они себе ставят. Только приняв твердое и взвешенное решение, они смогут пройти этот нелегкий путь. Советую ознакомиться с требованиями для поступления, а также тщательно подготовиться к вступительным экзаменам.
— Как ты относишься к тому, что с 2016 года духовных училищ больше не будет, поскольку они будут преобразованы в курсы священнослужителей или семинарии?
—
Жаль, что их закрывают, потому что это важная ступень подготовки к обучению в семинарии. В свое время в училище мы могли получить те знания, которые пригодились нам в дальнейшем обучении в семинарии. Также, если обратиться к моему опыту, я могу отметить, что я стал более закаленным и более терпимым к окружающим именно в училище.
— Какие любимые предметы были у тебя в духовных школах?
— В училище мы изучали практическое руководство пастырей, сектоведение, нравственное богословие – все это за один год. Мне очень нравились эти предметы, но их было достаточно сложно освоить за столь короткий промежуток времени. Между прочим, в семинарии эти дисциплины изучаются только на третьем и четвертом курсах.
— С какими трудностями ты сталкивался в период учебы?
— В училище первое время было трудно привыкнуть к людям, к новой обстановке, к распорядку дня, к новым предметам, которые нетипичны для светской системы образования. С каждым днем мне становилось все легче и легче. Хотя время от времени я пытался бороться с системой, не мог принять многие ее проявления. Однажды даже получил за это строгий выговор.
— Алексей, расскажи, были ли в твоей жизни люди, которые укрепляли тебя в осознании правильности твоего выбора? Кто из них был для тебя примером христианского благочестия?
— Примером веры для меня были мой крестный — иерей Владимир Леваненко, а также духовник — иерей Александр Азеев. Они многому меня научили. Все это потому, что я видел их благочестивую жизнь вне храма. Именно это укрепило меня в правильности моего выбора. Также меня поддерживала моя бабушка Галина Ивановна Чулкина, которая меня помогала справиться с первоначальными трудностями. Всем этим людям я очень благодарен и благодарю Бога, за то что они у меня есть!
— Как изменились отношения с близкими после поступления в Челябинское духовное училище? После отъезда в Тобольск?
— К сожалению, мои родители не воцерковлены. В первый раз в храм меня привел мой сосед по лестничной клетке. Сначала родители меня не отпускали в храм. Но через некоторое время они смирились и приняли мой выбор. Сейчас они переживают за меня. Каждый день звонят и узнают о моих делах. Они скучают и ждут, когда я приеду на каникулы.
На прощание Алексей сказал о том, что после окончания обучения в 2017 ему хотелось бы вернуться в Челябинскую митрополию: «Служить буду там, куда Владыка отправит». Но все же ему хотелось бы нести священническое послушание дома, в поселке Новогорном, в родном приходе храма Владимирской иконы Божией матери.
Беседовал Кирилл Белоусов
Фото из личного архива Алексея Писаренко
Тэги
#Челябинск #Тобольск #ТДС #Новогорный #семинария #семинаристы #интервью #Православие #вера #образование #духовность #воцерковление #призвание #священство #священнослужение #пастырство
-
Скопин Александр Андреевич
Год рождения 1879
Место рождения Оренбургская губ., Троицкий у. (Челябинская о., Увельский р.), с.Петровское
священник
Родился в семье священника
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [ до 1911г. ] [ 1911-1920гг. ] [ 1920-1930гг. ] [ 1930-1936гг. ] [ 1936-1937гг. ]
- Образование
- Челябинское духовное училище
Обучался в Челябинском духовном училище
Должность псаломщик
Год начала 1897
Год окончания 1911
- диакон
1911
- Оренбургская губ., Троицкий у. (Челябинская о., Увельский р.), с.Петровское, Михаило-Архангельская церковь
диакон
Год начала 1911
Год окончания 1917
День окончания 21
Месяц окончания 2
На 1911г. диакон на псаломщической вакансии Михаило-Архангельской церкви с.Петровское.
Жертвователь на образование стипендии при духовных учебных заведениях
Оренбургской епархии в честь 300-летия царствования Дома Романовых (1913г.).
.
9 апреля 1913г. пожаловано архипастырское благословение с грамотой за труды
и пожертвования в пользу Церкви Божией
Оренбургская губ., Троицкий у. (Челябинская о., Увельский р.), с.Кочкарь
диакон
Год начала 1917
День начала 21
Месяц начала 2
Год окончания 1920
21.02.1917г. перемещен по прошению на псаломщическое место к церкви с.Кокчарь
Троицкого уезда
- архипастырское благословение с грамотой
Год награждения 1913
День 9
Месяц 4
- священник
1920
В 1920г. Челябинским епархиальным управлением назначен священником в храм
с.Петровского
- Оренбургская губ., Троицкий у. (Челябинская о., Увельский р.), с.Петровское, Михаило-Архангельская церковь
священник
Год начала 1920
Год окончания 1930
О.Александр был женат. Семья его по данным на 1930г.: жена Варвара (47 лет),
сестра Вера (63 года), дочь Лариса (11 лет), сын Борис (6 лет).
В 1930г. по предложению части односельчан, бедняцкого актива,
ячейки коммунистов, с одобрения Петровского с/с, постановлением Увельского РИК
от 22.2.1930г. раскулачен и приговорен к выселению всей семьей
- постановление Увельского РИК
22/02/1930
Приговор =раскулачить и выселить со всей семьей из Троицкого округа
- Челябинская о., Увельский р., с.Петровское, Михаило-Архангельская церковь
Должность настоятель
Год окончания 1933
Вскоре после того как о.Александра и его семью приговорили к высылке, общим собранием
Петровской религиозной общины он был избран настоятелем церкви с.Петровское
- Челябинская о., Увельский р., с.Петровское
Год ареста 1933
-
././1933
Приговор =3 года концлагерей
- Пермская о. (Пермский край), г.Березники, концлагерь
Год начала 1933
Год окончания 1936
В 19331936гг. находился в заключении в концлагере г.Березники Пермской обл.
- Челябинская о., г.Троицк
священник
Год начала 1936
Год окончания 1937
День окончания 30
Месяц окончания 8
После освобождения служил священником в г.Троицке
- Челябинская о., г.Троицк
Год ареста 1937
День ареста 30
Месяц ареста 8
-
././1937
Приговор =высшая мера наказания расстрел
- 1937
День 16
Месяц 11
расстрел
- 1
http://historyuvelka.ru/spiskirepress/ubiti-sovetskim-gosudarstvom.html (Факты к истории Увельского района. Убиты советским государством. Списки репрессированных. Скопин Александр Андреевич).
2 http://historyuvelka.ru/spiskirepress/raskulacheni-viseleni/bukva-s.html (Факты к истории Увельского района. Убиты советским государством. Списки репрессированных. Раскулачены и выселены).
3 Духовенство и церковные деятели по публикациям Оренбургских епархиальных ведомостей 19121917 гг./ Сост. Щегольков А.Г. Челябинск, 2012. Т.4.
С.63.
-
Банникова Елена Владимировна, исследователь
Использованы материалы:
Сведения верхнеуральского краеведа В.А.Ашиткова