Что означает верба. Верба — символ весны и жизни

Верба – распространенная обитательница русской земли и священное дерево христиан. Она давно стала символом весны и праздника Вербного воскресенья. Дерево означает приближение Пасхи.

Вербу давние предки наделяли магическими свойствами и связывали с ней свои надежды и молитвы. Верили, что она дарит здоровье. У вербы просили усмирить огонь и бурю, подарить ребенка и наделить красноречием. Первый раз в году скот выгоняли на пастбище после освящения ивой. Веточки вербы защищали дом от молнии и ограждали урожай от грызунов. Из прутиков вязали веники для бани и купали младенцев в отваре из побегов. Вербу активно используют в народной медицине.

Верба (Salix) на фото принадлежит к семейству ивовых. Еще ее называют ветла, ракита, плакучая или козья ива, молокита, белотал. Обладает необыкновенной жизненной силой и быстро приживается. Верба совершенно не требовательна к почве и месту произрастания. Встречается в оврагах, полях, вдоль дорог и по берегам водоемов. Плотную крону высокого дерева (25-30 м) формируют сильные ветви красно-бурого цвета с малой гибкостью. Молодое растение представляет собой кустарник. Побеги покрыты округлыми листьями. Цветет белая верба ранней весной белоснежными, продолговатыми почками с опушением.

История праздника

Вербное воскресенье – один из важных для христиан праздничный день. Он считается символом признания Иисуса Мессией. Атрибутом праздника стали вербовые ветви, которые освящают при богослужении, а потом украшают иконы и окна своего дома.

Праздник связан с торжественным въездом Иисуса Христа в Иерусалим. Это случилось вскоре как произошло знаменитое воскрешение Лазаря из Вифании. Весть об этом событии быстро распространилась по ближайшим селениям. Иисус появился в городе на осле, как вестник мира, вместе со свитой из апостолов. Иудейский народ признал Христа Мессией, который пришел, чтобы избавить их от рабства, греха и смерти. Весь путь Христа был усыпан пальмовыми ветвями и цветами, жители клали ему к ногам одежду.


В память об этом событии в православных храмах в Вербное воскресенье проводят освящение пальмовых ветвей, которые символизируют те, которыми встречали Христа. Для славянских народов их заменила белая верба, которая растет в их климате. Она первой распускается и дает побеги. От вербовых веток, применяемых в богослужении, и назвали праздник.

Традиции и обряды праздника

В Вербное воскресенье в православных соборах проходят праздничные богослужения с освящением вербных веток.

Празднование начинается накануне вечером, когда верующие приходят в церковь на всенощное бдение. В ходе богослужения священник читает псалом 50 и Евангелие. Прихожане держат свечи и вербовые веточки до окончания службы, когда вербу окропляют святой водой. Освящение вербы проходит и в воскресенье, при проведении Литургии Иоанна Златоуста.

Накануне праздника нужно заготовить веточки. Нужна белая верба деревьев, где нет сломанных и усохших веток, дупл и повреждений ствола. Ветви срезают с молодых деревьев. Для заготовки не рекомендуется использовать деревья вблизи водоемов и кладбищ. По поверьям, на них может быть нечисть.

По традиции в кругу семьи ветками хлещут детей и взрослых с приговором: «Не я бью, верба бьет!». Проведение ритуала способно защитить от сглаза и нечистой силы. Окропленной на праздник вербой также стегали молодоженов и молоденьких девушек, чтобы они родили больше здоровых ребятишек.

Освященные ветки размещают в углу возле икон и хранят до следующего праздника, считая, что они уберегут от напастей. Потом их сжигают или бросают в водоем, но ни в коем случае не выбрасывают и не топчут ногами.

Народные знахари в этот праздник отправляются на заготовку ивовых почек. Считается, что приготовленные настои способствуют сохранению мужской силы и зачатию ребенка у женщин.
Хозяйки хранят вербовые почки, чтобы добавлять их в пироги. Такая выпечка защитит домочадцев от различных болезней.

Девушки занимаются приворотами на будущих суженых. С этой целью они используют цыганскую магию. Нужно сломать с вербы несколько веточек и перевязать их красной ниткой. При этом загадывают на жениха и хранят связку под образами. Выбрасывать связку запрещено, потому что так можно поломать свою жизнь и юноши.

В отдельных областях существует давняя традиция проводить в воскресенье ярмарки и базары. На них устраиваются гулянья с развлечениями для детворы и взрослых, необычными угощениями. Народные мастера тоже участвуют. Торгуют ремесленническими товарами и херувимами, представляющими собой ветки вербы с украшением в виде фигурок ангелов.

Приметы и поверья

Праздник наделен мистической аурой. В этот день предсказывали урожай, проводили обряды на исцеление, привлечение удачи и благополучия. Вот некоторые из них:


Лечебные свойства

Лечебными свойствами наделены молодые побеги вербы и кора. В коре содержатся дубильные вещества, пектины, флавоноиды, аскорбиновая кислота и витамины, гликозиды, микроэлементы и салицин, действующий как антибиотик.

Верба оказывает обезболивающее и противовоспалительное действие, снимает жар и успокаивает нервы. Эффективно останавливает кровотечения. Она хорошее мочегонное и желчегонное средство. Дезинфицирует раны и ускоряет их заживление.

  • При простуде и головной боли
  • Как отхаркивающее средство при кашле
  • Для лечения подагры, остеохондроза и ревматизма
  • При диарее, дизентерии, желтухе и малярии
  • В случае возникновения аритмии и воспалений в ротовой полости
  • При воспалительных заболеваниях органов пищеварения и мочевого пузыря
  • Для лечения варикоза и борьбы с потливостью конечностей
  • Наружно используют при язвах и экземах

Кору снимают с деревьев старше 6 лет ранней весной. Пластины толщиной 1-4 мм измельчают, сушат на солнце до хрупкого состояния.


Народные рецепты

Для лечения каждого недуга применяется своя схема и рецепт приготовления зелья.


Применение вербы в косметологии

Полезные свойства вербы активно используются в домашней косметологии.

Снять воспаления и покраснения на коже, устранить мелкие морщинки помогает сок из вербовой коры. Свежую кору белой вербы измельчают, пропитывают им салфетку и накладывают на лицо на 10-15 минут.
Из отвара коры вербы и корневища лопуха готовят отвар для ополаскивания волос. Он способствует укреплению волос, удалению перхоти и зуда.

С помощью вербы еще выводят бородавки. Используют золу после сжигания нескольких веточек. Порошок смешивают с уксусом до кашицеобразного состояния и наносят на бородавки до их исчезновения.

Магические свойства

Положительная энергетика вербового дерева благоприятно влияет на организм человека. Контакт с вербой успокаивает нервную систему и расслабляет, проходит головная боль.

Наши предки ветки дерева наделяли магическими свойствами. После освящения в Вербное воскресенье их хранили в доме в качестве оберега, способного защитить дом и членов семьи от несчастий и болезней, злых духов и недобрых людей.


Противопоказания

У вербы существуют и противопоказания. Лечить вербой запрещается детей до 16 лет, беременных и кормящих женщин, лиц с индивидуальной непереносимостью.

Принимать ее нельзя при желудочных и кишечных язвах, высокой кислотности желудка.
Врачевание с помощью вербы противопоказано совмещать с приемом аспирина, антацидов, противопростудных препаратов, синтетических витаминов, слабительных средств.

Посмотрите также видео



Изначально, с момента распространения христианской веры, Вход Господень в Иерусалим отнесен по канонам религии к числу самых торжественных двунадесятых праздников (12 наиболее важных дат) и отмечается за неделю перед Пасхой. Как и у Пасхи, у него нет определенной даты, и Вербное воскресенье празднуется всеми верующими христианами. Это шестое воскресенье Великого Поста, который соблюдают истинно верующие люди. Это прекрасный, светлый и весенний праздник, наполненный весной и традициями, верой в чудо и прекрасную жизнь после смерти.

  • Правила, традиции и обычаи

Чем знаменателен светлый Праздник

Это последнее воскресенье перед тем, как Иисус Христос принес себя в жертву во имя всего человечества, и первый выходной день, когда в него окончательно поверили, как в Великого Мессию, который принес свои символы мира, добра, любви и извечного воскрешения. Он дал надежду миллионам людей, которые обрели веру, душевные силы и умиротворение.

Важно!
В Иерусалим Христос въехал на ослице, которую специально привели из Вифлеема – являющегося одним из самых почитаемых в истории христианства мест. Это было очень символическим жестом, потому что въехал он в Иерусалим, уже зная о том, что его ожидает. Но въехал он не как воин, а как Спаситель всего человечества.




При въезде в город его приветствовали толпы людей, которые устилали ему дорогу еще одним символическим атрибутом – пальмовыми ветвями. Поскольку в умеренных широтах пальмы практически не растут, их заменили веточками вербы, которые сияют в этот день практически в каждом доме серебристыми почками. Не все верующие, а уж тем более, неверующие, просто соблюдающие красивую традицию, знают, почему именно ветви пальмы бросали под ноги Иисусу Христу. А это очень многозначный и знаменательный символ, с которым нужно обязательно соотносить происходящее в то время.

Пальмовая ветвь одновременно была:

Символом мученичества, и ее изображали на иконах страстотерпцев, страдавших за свою веру;
материальным знаком у древних греков для пожелания здоровья и долголетия (она вручалась вместе с ветвью оливы и означала победу на Олимпийских играх);
оповещением присутствующих от осужденного, выходившего из суда в Древнем Риме, с ветвью пальмы в руке, о торжестве своей веры в правоту и неизбежную победу, и о том, что суд признал его невиновным;
древние греки посылали с этой веткой гонца, который извещал свой народ о победе в проведенном сражении;
символом веры в вечность и перевеса жизни над смертью, торжества весны и предначертанной справедливости в христианской религии.

Обратите внимание! Для людей, которые уверовали во Христа после его мученической смерти на кресте и последующего Вознесения, пальмовая ветвь, или заменившие ее ветки вербы, означали символ победы Христа над смертью. Это роковое событие состоялось на Пасху, и убедило приверженцев в правоте и справедливости принимаемой веры, несущей добро и справедливость.




Многозначность символа, замененного в Православии на ветки вербы, до сих пор не претерпела никаких изменений, хотя с того времени прошел не один десяток столетий. Этот символ остался знаком, с которым изображали ангелов и мучеников, но одновременно ветвь вербы является символом победы и мира.

Это и есть глубокая подоплека, которую принимает в руки и ставит в своем доме каждый человек, который празднует Вербное Воскресенье. Но даже если он не знает богословских тонкостей, он все равно обращается к Богу с просьбой дать ему силы и волю для того, чтобы пройти сквозь земные испытания, одержать победу над смертью, и прожить жизнь в мире и благоденствии.

Совет!
Верующему человеку в этот день нужно непременно освятить срезанные веточки вербы, которые в Православии считаются священным и многозначным символом, трансформированным по церковному указу. Их нужно сразу после освящения поставить возле иконы. Такой скромный букетик должен стоять весь год. Он охраняет жилище человека от пожара и несчастий, а его самого – от болезней и слабостей духа.

Почему ветки вербы и что еще связано с этим праздником

Православие – это христианская религия, которая трансформировалась под влиянием менталитета, поверий принявшего ее народа и климатических особенностей. При замене пальмовой ветви на веточку вербы, учитывались ранние верования и приметы славян:




Дерево с пушистыми почками сажали у источников воды и колодцев, чтобы вода очищалась естественным образом, потому что у славян считалось, что оно обладает чудодейственными свойствами;
прутики высаживались возле дома, где жила девушка на выданье, они одновременно оповещали об этом и служили приметой скорого замужества, если быстро принимались и росли;
почки считались обезболивающим средством при болезнях горла;
верба была хранительницей домашней скотины и ее непременно сажали возле мест содержания;
ветками вербы, освященной в церкви, обмахивали после церковной службы пчельники, коровник и другие помещения, тушили пожар, и разжигали огонь на пасху, отгоняли сильную грозу и даже клали веточку в гроб покойнику.

Факт!
Предки били детей вербой в Вербное воскресенье, потому что считали, что это принесет им мир, здоровье, счастье и способствует быстрому росту. Считалось, что ветки, принесенные после освящения в церкви, помогают забеременеть бесплодным женщинам, защищаться от темных сил и природных бедствий.

К веточкам, освященным в церкви, относится множество поверий и обычаев. Тем, кто отмечает этот праздник походом с ветками в руке в церковь, следует немного знать о существующих правилах.




Правила, традиции и обычаи

Освященную вербу ни в коем случае нельзя выбрасывать, даже если на подходе новое Вербное воскресенье. Ее непременно нужно сжечь, чтобы убрать весь негатив, который приносили в дом недобрые люди или печальные события. На Руси сухие ветки, взятые от иконы, использовались для разжигания печи, в которой пеклась пасхальная выпечка. Их можно спускать по реке или относить обратно в церковь – и не более того.


Интересно!
У западных славян и у белорусов такие букетики через год относили на могилы предков. Там их оставляли в качестве оберега и просьбы о дополнительной защите. Но у всех славян считалось, что выбросить сухой освященный пучок вербы – значит, навлечь на себя смертельные болезни.

В Вербное воскресенье, по христианским канонам, следует сходить в церковь. Иногда люди в этот день идут на кладбище, убирают могилы, подкрашивают кресты и оградки. После возвращения с кладбища следует непременно сесть за стол со всей семьей в обеденное время.





Для справки!
Пост в этот день соблюдается с некоторыми послаблениями, например, можно выпить немного красного вина и поесть рыбы – отварной, или приготовленной на пару.

Если соблюдать церковные каноны, то в Вербное воскресенье нельзя ходить на развлекательные мероприятия и посещать светские тусовки. Нужно думать о духовном, вести неторопливые беседы о добре и благе со своими домашними. И еще есть поверье, что в этот день хорошо пересаживать или подрезать комнатные цветы – если они хорошо примутся и пойдут в рост, то будут приносить в семью мир и достаток.

Великий Пост подходит к концу. Приближается самый большой праздник в нашей православной церкви – Пасха Христова и люди постепенно приготавливаются к этому великому празднику. Но за неделю до Пасхи наша церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник как бы в тени находится. Он как-то незаметно придет, отпразднуем его как-то, и также незаметно пройдет.

Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называют Вербным Воскресением, потому что в этот праздник все люди идут в церковь с вербами. Во время всенощного бдения все люди в храме стоят с зажженными свечами и с вербами, разукрашенными цветами.

В старинном рассказе есть описание того впечатления, которое испытал мальчик во время всенощного праздничного бдения. Приведу небольшой отрывок.

“Приходит вечер. Давно уже мальчик осаждал мать неотступными просьбами взять его в церковь, где, по ее же словам, всем так хорошо и весело, где все стоят с вербами и свечами, откуда все возвращаются, встретив Христа, с улыбкою и песнью. Что-то неведомое и таинственное представляется в храме юному воображению: как там должно быть хорошо и светло, как должно быть весело стоять вместе со всеми, держа в руке горящую свечку на длинной ветке.

И вот мальчик с матерью в церкви. Какая радость! “Мама, когда же зажгут свечки?”,- спрашивает мальчик, и ждет не дождется желанной минуты. Вот, наконец, пришла она! Мать сама зажгла ему свечку, налепила на вербу и дала ему в руки, и стоит он первое время в каком-то смущении, но в то же время гордый тем, что и он, так же, как и все большие, стоит со свечкой, и сердце прыгает от волнения”.

Обычай приходить с вербой в этот праздник имеет основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Люди, держащие в руках вербы, как бы подражают толпам народа, который приветствовал Иисуса Христа входящего в Иерусалим, приветствуя Его пальмовыми ветвями. Священное событие празднуемого праздника описано у всех четырех евангелистов. Иисус Христос вскоре после воскресения Лазаря, за шесть дней до еврейской пасхи, совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос, Царь и идет на смерть добровольно.

Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Виффагии, к горе Елеонской, Иисус Христос послал двух учеников своих, сказав: “идите в селение, которое прямо перед вами, там вы найдете привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей никогда не садился, отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу”. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него, и торжественное шествие двинулось.

Христос едет не на боевом коне, а на животном, представляющем символ мiра.

Надменные язычники, если бы увидели это скромное шествие, крайне насмеялись бы над ним, как они и действительно издевались над повествованием о Нем, но апостолы вспоминали, что в Нем исполнилось пророчество Захарии: “Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима, се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной” (Зах. 9. 9).
Во время этого шествия народ своими верхними одеждами устилал Ему путь, срывал и срезывал ветки смоковниц, оливковых и каштановых дерев и бросал их пред Ним. Затем в порыве восторга ученики, также в руках держа ветки дерев, воскликнули: “Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!” Народ подхватил этот радостный клик, в толпе разносилась молва о том, как Он воскресил Лазаря из мертвых. Шествие поднялось на гору Елеонскую. С этой горы открылся великолепный вид на город Иерусалим. Иерусалимский храм с пристройками особенно выделялся среди строений города своими золочеными кровлями и мраморными башенками. И все это представлялось дивным зрелищем.

Иерусалим в то время с своей “царственной мантией гордых башен” считался одним из чудес мира. Но Христос, посмотрев на город, исполнился глубокой печали, что даже заплакал. Странное шествие. Народ, сопровождавший Христа, ликовал от радости, а виновник торжества плакал. Христос оплакивал гибель города и поражение Израильского народа, о чем предсказал: “о, если бы и ты хотя в сей день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего” (Лук.19.42-44). Пророчество Иисуса спустя пятьдесят лет исполнилось со всей суровостью и со всем ужасом.
В 70-м году по Рождестве Христове израильтяне подняли восстание против римлян. Это восстание было жестоко подавлено. Тит, который руководил римскими войсками при взятии Иерусалима, не хотел губить храма, даже делал всевозможные попытки спасти его, но был вынужден оставить вместо него кучу пепла. Он не хотел быть жестоким к жителям, но смертельный фанатизм их сопротивления совершенно подавил в нем всякое желание щадить их. Римляне после жестокого подавления восстания сотнями распинали иудеев, тысячами выставляли в амфитеатрах и бесчисленными массами продавали в рабство.

Все это Христос предвидел, и потому плакал. Когда Иисус оплакивал город и произносил Свое пророчество над ним, шествие приостановилось. Многие жители Иерусалима, а также паломники, приехавшие из разных стран на праздник еврейской Пасхи, услышали, что великий Пророк и Чудотворец Иисус приближается к Иерусалиму, вышли навстречу также с ветками в руках. И когда встретились эти две народные волны, одна сопровождавшая Его из Вифании и другая, вышедшая навстречу к Иисусу из Иерусалима, то Он оказался в середине народной массы, которая шла впереди и сзади, крича “осанна” и приветствуя его ветвями до самых ворот Иерусалима.
Среди толпы было несколько фарисеев, которых раздражал восторг народа и они обратились ко Христу, говоря: “Учитель, запрети ученикам Твоим” (Лук. 19. 39).

Фарисеи, не признавая в Иисусе Христе Мессию, были возмущены таким торжественным шествием Христа и такими приветствиями от народа, и они сетовали между собою: что означают эти мессианские крики и царские титулы? Разве они не опасны, разве пристойны? Зачем Он допускает их? Но Христос не хотел останавливать эти торжественные возгласы. Он сказал в ответ фарисеям: “Если они (то есть, люди) умолкнут, то камни возопиют” (Лук. 19.40). Фарисеи чувствовали, что они бессильны остановить прилив народного восторга. Когда шествие приблизилось к городским стенам, то весь город объят был необычайным волнением и тревогой. И как говорит предание. Тогда же чудесно отверзлись и уста детей, сосущих груди матерей своих, согласно написанному: “из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу” (Мф. 21. 16). Жители города, видя это торжественное шествие, спрашивали: “Кто это?” Народ отвечал: “Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского” и рассказывали при этом, что Он воскресил Лазаря в Вифании.

Войдя в храм, Христос снова, как и первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: “написано – Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, – а вы сделали его вертепом разбойников”. Слепые и хромые обступили Христа в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: “осанны Сыну Давидову!” Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: “слышишь ли, что они говорят?” Иисус Христос ответил им, что об этом было предсказано еще в Ветхом Завете царем и пророком Давидом в псалме, где говорится: “Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.(Псл.8.3).

В заключении описания священных событий настоящего праздника мне бы хотелось привести отрывок из проповеди святителя Димитрия Ростовского, где говорится о непостоянстве человеческой славы и похвалы. Святитель, как бы от лица Христа говорит. “О люди! Вы, как трость ветром колеблема, так и вы колеблетесь непостоянством. Ныне вы с пальмовыми ветвями оказываете Мне почести; а через несколько дней, о, как обесчестите Меня! Ныне вы режете ветви с деревьев, а через несколько дней эти самые деревья вы будете рубить и тесать крест для Меня. Ныне вы Мне подстилаете ветки под ноги, а через несколько дней вы возложите на хребет Мой палки, розги и бичи, бия, уязвляя и причиняя Мне многие раны. Ныне вы взываете “осанна”, а через несколько дней вы будете кричать: “Распни, распни!” Ныне вы со славою встречаете Меня, а через немного дней вы с ругательством будете вести Меня на распятие. О непостоянство человеческое! О непрочность и скорая отмена чести и славы мира сего!”
В память священных событий в храме люди держат ветви вербы в руках и поется в этот праздник: “Мы, подобно детям еврейским, нося знаки победы жизни над смертью, восклицаем Тебе, Победителю смерти (это вспоминается воскрешение Лазаря): осанна в вышних, благословен идущий во имя Господня”.

Знаки победы жизни над смертью – это, разумеется, ветки вербы, подобно иудеям, которые приветствовали Христа пальмовыми ветками. Во время богослужения ветки вербы освящаются святой водой и разносятся по домам, как освященные. Благочестивые христиане обыкновенно хранят освященные вербы в течение целого года, украшая ими в своих домах святые иконы. В некоторых местностях существует благочестивое обыкновение влагать освященные вербы в руки умерших, в знамения того, что они, по вере во Христа, победят смерть и, воскресши по зову трубы архангела, во время второго пришествия Христа, с освященными вербами изыдут из могил на встречу Спасителю.

Наш простой народ освященной вербе придавал особую силу: ею крестьянин наш старался оградить себя и своих домашних от болезней. Ею же он старался предохранить свой домашний скот от всякого рода болезней, от порчи, от хищного зверя, от злых людей и злых духов. Когда в первый раз выгоняли скотину в поле, это обычно бывало в день празднования Великомученика и Победоносца Георгия, тогда в этот день крестьяне брали хранившуюся в продолжении года вербу, обмакивали ее в святой воде и окропляли затем ею домашний скот, собранный во дворе. И с вербой в руках провожали скотину в поле на пастбище, а затем эту вербу втыкали в ворота или двери скотного хлева с тем, чтобы скот шел прямо домой, а также для того, чтобы предохранить его от всего плохого.

Таким образом, освященная верба в праздник Входа Господня в Иерусалим играла в жизни нашего народа весьма важную роль. Во всех этих обычаях и обрядах можно видеть выражение веры русского православного крестьянина в силу и действенность церковного освящения. Наши предки в основу своей жизни полагали веру в Бога и в Его святые заповеди, а их жизнь была тесно связана с церковной жизнью. Наша Русская Православная Церковь создала святую Русь и воспитала наших лучших соотечественников. В настоящее время, когда в стране все не стабильно, происходит разброд умов и поиски духовности, нужно вернуться к вере наших отцов, познать Православие во всей его красоте и величии и положить его в основу своей жизни.

В шестое воскресенье Великого поста, в предшествующее Пасхе воскресенье, Православная русская церковь празднует торжественный вход Иисуса в Иерусалим. Этот день известен как Вербное воскресенье . Торжественный вход в Иерусалим был Господним вступлением на путь страданий крестных. Об этом событии в своих Евангелиях повествуют все четверо евангелистов - Марк, Лука, Матфей и Иоанн.

Исторические корни этого события уходят в те времена, когда у евреев существовал обычай встречать торжественными окликами с пальмовыми ветвями в руках победителей, въезжавших на конях или ослах в Иерусалим. Именно так въезжал Христос, но не как земной царь или победитель, а как Царь неземного мира, как победитель смерти и греха. Войдя в Иерусалим, в ожидании страданий и смерти на кресте, Христос показал людям путь спасения от рабства греха.

Шумно приветствующая его толпа, ждет от него, прежде всего, спасения от оккупантов римлян, но не как не от пут духовных грехов. Видя заблуждение радужно встречающих его, не отклоняя восторгов толпы, Христос пытается найти совсем иное - обращение сердец людских к любви, доброте, Богу.

Символ праздника - ветви ивы и вербы

В России, символом пальмовых ветвей, которыми народ еврейский приветствовал Христа, стали ветви ивовых деревьев - ивы, вербы, ветлы, распускающихся первыми весной. Поэтому и праздник Вербное воскресенье имеет именно такое название. Настоящее его название - Неделя Ваий, вход Господень в Иерусалим или Цветоносное воскресенье. Ветви вербы должны помочь верующему упорядочить и очистить свои мысли. Задуматься о значимости и ценности благ духовных и земных.

Праздник Вербного воскресенья стал с 16 века особенно почитаемым и пышно празднуемым в Москве. По определенному маршруту организовывался Крестный ход (от Успенского собора до собора Василия Блаженного), на лобном месте проводилось установленное молитословие. По существовавшей в то время традиции кроме ношения во время Крестного хода крестов и икон, на санях возилось огромное дерево, украшенное плодами фиников, изюма и т.д. Стоимость таких деревьев (обычно немецкой работы) была достаточно высокой - несколько сотен рублей. По окончанию Крестного хода, дерево и украшение саней отдавали народу. В 1678 году дорогостоящее дерево заменили три воза вербы, которые приобретались Приказом для раздачи людям в Успенском соборе.

Обычаи и приметы праздника

Существовал обычай - по приходу из церкви бить вербными веточками родителям своих детей, приговаривая при этом: «Не я бью - верба бьет. Верба хлест - бьет до слез». По верованиям это способствовало лучшему росту детей. Вербой хлестались не только дети, но и скотина.

Существует немало народных примет и поверий, связанных с этим праздником.

Ветер, дующий в этот день, будет преобладающим на протяжении всего лета.

Яркий, солнечный день, хорошая погода в Вербное воскресенье - к богатому урожаю фруктов и злаков.

Ветреная или морозная погода в Вербное воскресенье - к хорошему урожаю яровых.

Распустившиеся почки вербы обладают магической силой и целебными свойствами. Их глотание предохраняет от болезней, прогоняет хворь, излечивает женское бесплодие.

Брошенная в огонь ветка вербы - усмиряет пламя, брошенная против ветра - предотвращает бурю. Поставленный на подоконник пучок освященной вербы - усмиряет град.

Испеченные в этот день хозяйкой орехи из теста, наделяют здоровьем домочадцев и животных.

Колышек освященной вербы, вбитый в стену дома, прогоняет у вбившего его природную человеческую робость.

Хранится освященная верба до следующего года. В этот день разрешается употребление рыбных блюд (несмотря на Великий пост). Желательным является украшение веточками вербы своего дома.

Жен. родовое название дерев, множества видов, Salix; ива, ветла, лоза, бредина, ракитник, молокитник, новг. вербина. В астрах. говорят верба, вербочка, вместо дерева вообше, в Питере березка и елка, а в других местах дубок. S. acuminata… … Толковый словарь Даля

Народные названия некоторых видов из семейства древесных растений Ива. Например: Ива козья, Ива волчниковая, Ива остролистная. Программа для криптографической защиты информации. Верба, Сидней американский политолог Верба, Отто Рудольфович… … Википедия

ВЕРБИН ВЕРБОЛОЗОВ Фамилия Вербин образована нецерковного имени или прозвища Верба. Верба. Как правило, для украинских фамилий характерно форма без суффикса. Эта фамилия образована от названия растения верба. (Источник: «Словарь русских фамилий».… … Русские фамилии

См. Ива, верба … Библейская энциклопедия Брокгауза

Вербочка, котики, ива Словарь русских синонимов. верба сущ., кол во синонимов: 14 бредина (14) вайиа … Словарь синонимов

верба - (неправильно верба; встречается в диалектной речи) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

ВЕРБА, виды деревьев или кустарников рода ива … Современная энциклопедия

Виды деревьев или кустарников рода ива … Большой Энциклопедический словарь

ВЕРБА, ы, жен. Дерево или кустарник сем. ивовых с пушистыми почками. | прил. вербный, ая, ое и вербовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Виды из рода ива. Чаще всего В. наз. иву волчниковую, или шелюгу жёлтую (Salix daphnoides), дерево вые. до 15 м или кустарник с белошелковистыми (молодые) или светло зелёными и даже тёмно каштановыми (более старые) ветвями с сизым налётом. Листья … Биологический энциклопедический словарь

Книги

  • Делай как папа: брысь из дома!
  • Делай как папа: сын, жги! , Верба Я.. Шаг первый: возьмите одного или нескольких детей. Шаг второй: откройте эту книгу на первой странице. Шаг третий: тщательно следуйте нашим инструкциям. Шаг четвертый: раскрашивайте картинки и…