Человек не крещен. Почему нельзя отпевать некрещеных? Можно ли назвать ребенка именем отца

Д обрый день, дорогие наши посетители!

Ч то такое – Таинство Крещения? С чем сравнимо Таинство Крещения? Каким образом можно описать то, что Бог совершает в Крещении? Почему обязательно надо быть крещеным человеком? Можно ли креститься два и более раз? И что делать, если человек не помнит, крещен он или нет?

На данные вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Н ачнем с того, что допустим: некий человек признает, что Бог существует. Ну и что? Подобным же образом мы верим, что существуют обратная сторона Луны, хвост у гиппопотама, 87-й элемент в таблице Менделеева. Существуют, и никому до них дела нет. Подобного рода признание Бога верой, как мы уже выяснили, назвать нельзя. Вера начинается тогда, когда человек не просто признает, что Бог есть, а пытается установить с Ним связь, какие-то отношения, ищет встречи с Ним, и хочет навсегда быть с Ним рядом в Царствии Небесном.

Ну хорошо, встречи с Богом мы желаем и в Царство Небесное хочется, но кто определяет, где и когда произойдет эта встреча, что нужно сделать, чтобы попасть в Царство Небесное?

Конечно, неплохо бы самому установить правила отношений с Богом, что-то вроде: «Знаешь, господин Бог, было бы неплохо, если бы Ты ко мне приходил по первому моему желанию, да и все остальные желания исполнял. За грехи меня наказывать совсем не обязательно. Когда я решу, что мне пора в Царство Небесное, я сообщу, а пока приготовь-ка мне там местечко потеплее». Да, заманчиво, но нет необходимости говорить лишний раз, что так не пойдет. На самом деле, все наоборот: хочешь быть ближе к Богу - прислушайся, и Он подскажет, как это сделать.

Чтобы прийти к Богу и получить возможность в будущем попасть в Царство Небесное, необходимо пройти через Крещение. Вот что о Крещении говорил Христос: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Христос сравнивает Крещение с рождением человека. Сравнение очень удачное: невозможно жить, не родившись на свет, подобным же образом, невозможно спастись, получить вечную жизнь, не приняв Крещения. Это условие, которое установил Сам Бог. Вот поэтому обязательно нужно быть крещеным человеком.

О Крещении нужно сказать особо. Крещение - это Таинство. Таинствами в Церкви называют такие священнодействия, в которых не только человек обращается к Богу с молитвой, но происходит ответное воздействие Бога на человека. Внешне ничего особенного не происходит - совершается тот или иной церковный чин. Но вместе с этим действует Сам Бог непостижимым, таинственным образом. Из-за этой таинственности и принято называть такие священнодействия Таинствами. Раз Крещение- Таинство, то в нем Сам Бог воздействует на человека.

Каким образом можно описать то, что Бог совершает в Крещении? Обратимся к тому сравнению, которое нам подсказал Христос, сопоставив Крещение с рождением человека. Человек рождается и в самый первый момент жизни обретает родителей, которые заботятся о нем и предоставляют ему все необходимое для жизни.

В Крещении происходит что-то очень похожее: Бог усыновляет (удочеряет) нас, приближает к Себе, делает Своими. «Отче наш…» - самая известная молитва, о ней все слышали. Не ради же красного словца мы называем Бога Отцом, значит, действительно Господь нас к Себе настолько приближает, что мы становимся Ему родными. Именно поэтому крещеный человек может рассчитывать на особую помощь, защиту, поддержку со стороны Бога. Мы ведь тоже хоть и всех детей любим, но о своих заботимся особенно.

Но есть и обратная сторона медали: со своих и спрос строже. Нужно быть готовым к тому, чтобы дать в свое время ответ Богу за каждый поступок, слово и даже мысль. Нелегко? Да, трудно, но и награда за труды велика - вечная жизнь.

Раз уж мы решили использовать сравнение «родители - дети», то нужно сказать еще об одном - о послушании. Послушание- главная детская добродетель и обязанность. После Крещения мы также обязаны быть послушными Богу - исполнять Его заповеди, жить не так, как хочется, и не так, как «все сейчас живут», а так, как Бог велит. Такие взаимоотношения должны быть у нас с Богом, и начинаются они с момента крещения.

О Крещении чрезвычайно важно знать и то, что в нем Господь совершает еще одно удивительное действие - очищает человека от всех совершенных им грехов. Таким образом, Бог дает возможность начать новую, христианскую жизнь с чистого листа. Учитывая, что среди нас безгрешных нет, думаю, гораздо более понятной становится необходимость быть (а для кого-то стать), крещеным человеком.

— Можно ли креститься не один раз?

— Нет. Крещение совершается один раз в жизни и носит необратимый, неизгладимый, невосполняемый характер. Интересно, что этот вопрос люди могут задавать из различных соображений. «Меня крестили в детстве, я ничего не помню и сейчас хочу креститься по-настоящему, сознательно». Это одна из побуждающих причин. Но ведь для того, чтобы вспомнить вкус яблока, не обязательно его снова есть. Чтобы осознать смысл Крещения, не нужно его повторять. Просто с того момента, как осознаны смысл Крещения и те обязанности, которые оно налагает на человека, нужно начать жить по-христиански.

Еще одна распространенная причина, по которой просят повторного крещения, - это какие-либо тяжкие грехи, часто - вероотступничество. Будучи крещен в Православии, человек уходит в секту или отпадает в другую веру. Если он осознает ошибку, то хочет смыть с себя этот грех. В этом случае необходима исповедь в Таинстве покаяния, а не Крещение. В двух описанных случаях прослеживается здравый смысл, однако чаще приходится сталкиваться с легкомыслием и (или) суеверием. Люди просят повторить Крещение, если вдруг разонравилось принятое ранее в Крещении имя и хочется его сменить, если удача в делах перестала сопутствовать и т.д.

Так или иначе, совершенный повторно чин Крещения Таинством не является. И совершающий этот чин, и тот, над кем он совершается, в таком случае тяжко согрешат, если, конечно, знают о совершавшемся ранее Крещении.

— Что делать, если человек не помнит, крещен он или нет?

— Во-первых, нужно старательно разузнать, был ли все же человек крещен, и если был, то кем. В зависимости от того, что удалось выяснить, варианты действий могут быть различными. Если ничего не прояснилось, то человек должен пройти через Крещение, которое в таком случае совершается с произнесением особых слов: «Крещается раб Божий такой-то аще не крещен» (то есть «если не крещен»).

Если выясняется, что Крещение все-таки совершено, но не священником, а мирянином (чаще всего «бабушкой») и есть свидетели, которые подтверждают, что все было совершено правильно, то человек второй раз Крещение не принимает. В таком случае необходимо над ним совершить Таинство миропомазания.

В начале 90-х годов прошлого века стали открываться церкви, и народ массово побежал отпевать своих умерших родственников. Вот только люди не знали: являются их предки крещеными или нет.

Здесь возникла заминка: можно ли отпевать некрещеного человека? Давайте эту тему рассмотрим более подробно.

Что такое крещение?

Прежде чем разбираться с вопросом отпевания, выясним: что такое таинство крещения и зачем оно нужно?

Крещение - это духовное рождение. Телом-то мы уже родились. А крещение позволяет родиться духовно. При крещении каждому из нас дается ангел-хранитель.

Не надо думать, что крещение - пропуск в Рай. Крещение - это превращение в члена церкви Христовой. Крещенный человек - овечка Божья.

А как же некрещеные?

Можно ли отпевать некрещеного человека? На этот вопрос церковь отвечает однозначно - нет, нельзя.

Назревает новый вопрос: "Почему нельзя?" Дело в том, что такой человек не получил духовного рождения. То есть у него есть тело и душа. Но благодать Святого Духа не коснулась его. Соединения с Богом нет. Некрещеный человек не является "овцой" Божьей.

Почему нельзя отпевать?

Казалось бы, выше мы разобрали вопрос о том, почему нельзя отпевать некрещеных людей. Нет, не полностью.

Отпевание - не просто красивый обряд. Мерцают свечи, священник ходит вокруг гроба с кадилом и что-то поет. В воздухе витает запах ладана, родственники усопшего плачут, навсегда прощаясь с ним.

Когда батюшка "что-то поет", то это "что-то" оказывается молитвами. Священник читает особые молитвы. И есть в одной из них строчка "со святыми упокой". То есть батюшка и родственники просят Господа, чтобы Он принял покойника в Свои Райские обители.

Разве можно просить этой участи для того, кто не был членом церкви? Кто не знал Бога? Ответ на этот вопрос наиболее точно даст священник. Но едва ли допустимо отпевание некрещеного человека.

А если это младенец?

Можно ли отпевать некрещеного человека, если речь идет о младенце? Допустим, малыш родился очень слабым. Окрестить просто не успели. Он же безгрешен, не успел совершить ничего плохого.

Увы, но даже младенцев, у которых нет греха, в церкви не отпевают.

О самоубийцах

Приравнивается ли некрещеный к самоубийце? Однозначно ответит на данный вопрос батюшка. Мы можем сказать, что если крещеный человек совершил самоубийство, то ему прямая дорога в ад.

Почему? Потому что он забыл о Боге. Господь дает жизнь, и Он же забирает ее. А самоубийца взял на себя функцию Господа.

Как хоронят самоубийц?

В старину людей, лишивших себя жизни, хоронили за кладбищенской оградой. Сейчас это правило давно позабыто. Самоубийц хоронят на кладбищах. Но крест на могилу не ставят. Это надругательство над святыней.

Можно ли поставить памятник? Да, можно. Только без изображения креста, ангелов и прочих вещей, так или иначе связанных с церковью и Богом.

А если самоубийца был больным?

Можно ли отпевать некрещеного человека, мы узнали. Нет, нельзя. А можно ли отпевать больного самоубийцу?

Если речь идет о психическом заболевании, при котором человек не ведал, что творил, церковь допускает отпевание таковых. Если же человек, будучи больным телесно, но в твердом уме совершил самоубийство, значит, отпевать его нельзя.

Похороны некрещеного

Как хоронить некрещеного человека? Отпевание над ним не проводится. А значит, хоронят его так же, как самоубийцу. Без креста на могиле.

Прощаются в морге или на кладбище. В церковь, соответственно, не привозят. И батюшку в морг не приглашают. Сейчас можно отпеть покойника и в морге, как многим известно.

Что такое отпевание заочно?

Заочное отпевание осуществляется без присутствия тела человека в храме. Дозволяется церковью отпеть крещеного человека и после его похорон. Но только в исключительных случаях: близкие знают, что человек умер, но тело его не найдено. Или смерть была такой, что тело практически уничтожено (попал под поезд, подорвался).

Когда совершается отпевание?

Чин погребения христиан совершается на третий день после смерти. Так, если человек умер в понедельник, то отпевают и хоронят его в среду.

Допустимо ли отпеть во вторник, а похоронить в среду? Увы, но на второй день отпевать не принято. Хотя этот вопрос можно уточнить у священника. Возможно, в каких-то исключительных случаях это разрешено.

Отпевание - пропуск в Рай?

Можно ли отпевать некрещеного человека, мы теперь знаем. Это запрещено. Но и для крещеного человека это таинство - не гарантия райских обителей.

Судите сами: человек всю жизнь прожил, не зная Бога. В храм не ходил, к таинствам исповеди и причастия не приступал. "Юридически" считался Божьим, а фактически жил сам по себе. Где уж тут "со святыми упокой".

Хотя, как говорится, пути Господни неисповедимы. Нам неведомо, какой был человек при жизни. Может, он жил по евангельским заповедям, сам того не зная. И не исключено, что Бог его принял к Себе посмертно.

Как помочь душе усопшего?

Здесь мы делаем оговорку: некрещеного усопшего. Если за крещеного можно подать записку и сорокоуст заказать, то умершего, не принявшего таинства крещения, в церкви поминать нельзя.

И что делать близким, которые понимают, какова участь их родственника, но не знают, как облегчить ее?

    Подавайте милостыню за покойного.

    Делайте добрые дела во имя его. Помогайте нуждающимся не только материально, но и морально. Живите не для себя, а для других.

    В домашней молитве.

Как молиться дома?

Предупредим сразу: Псалтырь за некрещеных читать запрещено. По большому счету, ее и не за каждого крещеного читают. Слишком уж сильная вещь.

Те, кто читает утренние молитвы, знают: в конце есть молитва о здравии и упокоении. В ней-то и можно поминать некрещеных сродников.

А еще - молитву Уару никто не исключал. Равно как и канон ему. Только есть одно "но": в храмах и часовнях данный канон за некрещеных не читают. Его можно читать только дома.

Что за молитва мученику Уару?

Текст молитвы приведен в статье. Она совсем короткая, можно переписать на бумагу, или распечатать:

О, святый мучениче Уаре! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною. Приими наше прошение и молитвами твоими от вечных мук свободи нас. Аминь.

Кто такой святой Уар?

Будущий мученик произошел из благочестивой семьи. Святой Уар жил в Египте, во время правления Диоклетиана. Уар был очень мужественным человеком, служил в императорской армии. Но ничего это не мешало будущему мученику благоговейно относиться к подвигам христиан.

В те времена семь подвижников Христовых пребывали в темнице. И навещал их, зная, что люди страдают за Христа. Незадолго до суда один из праведников умер. И тогда Уар встал на место его, чтобы принять мученическую кончину.

Молодой воин открылся императору. Тот был очень удивлен. Неизвестно, пытался ли он склонить Уара к отказу от веры. До нас дошла лишь информация о гневе его, когда мученик сказал, что никто и ничто не сможет повлиять на его решение.

Тогда-то и вылилась чаша гнева императора на юношу. Его привязали к дыбе и избивали широкими кожаными ремнями. Пытка не сломила стойкости духа святого Уара. Он был спокоен, чем еще больше разгневал мучителей. Они связали мученика, бросили его на землю и распороли утробу. Внутренности выпали наружу. Мучители привязали Уара к столбу, возле которого он и отдал свою душу Богу через пять часов.

А вот раньше...

Можно ли отпевать некрещеного человека? Нет, это запрещено. За него можно молиться святому Уару дома.

Если же вы пришли в церковь, а там вам говорят, то можно заказать молебен святому мученику, подать записки о некрещеном родственнике и поставить за него свечи, бегите прочь из этого храма.

Раньше нечистые на руку настоятели пользовались доверчивостью людей и принимали такие записки и молебны, уверяя, что они приравниваются к молитве, как за крещеного. Это вранье. С целью наживы, не более того. Ни один архиерей подобного не разрешит.

Заключение

Помочь своему умершему некрещеному родственнику можно. Но не через церковное поминовение. Подавайте за спасение его души милостыню, творите добрые дела, молитесь святому Уару в домашней молитве.

Почему человек не захотел прийти к Богу при жизни - это его тайна. Он свой выбор сделал. Каким бы чудовищным этот выбор ни казался нам. Помочь мы можем, Бог и самую малость принимает. Только жаль, что близкие наши не хотят познать Бога, будучи живыми.

«Крещение есть… ключ Царствия Небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава»

Святитель Григорий Богослов

Многие современные люди недоумевают, — как милостивый и любящий Бог может допустить, чтобы души после смерти тела, вечно мучились в аду? И вообще, если человек добрый и справедливый, не делает никому зла, живет честно, то неужели, только потому, что он не крещен, после смерти его душа тоже попадет в ад? Католическая церковь, известная своими гуманистическими воззрениями, часто идущими вразрез с Божьей истиной, даже учение такое имеет – о Чистилище. Католики верят, что вечных мук не будет, что душа грешного человека после смерти попадает в начале в Чистилище, где какое-то время в муках и страданиях очищается от грехов, а потом переводится в Рай. Чисто гуманистический подход, грубо попирающий Евангельскую истину. У Господа нет неправды и пустых слов, а Он неоднозначно говорит, что «идут сии в муку вечную…» (Мф.8, 12). Вечную – это не на время, а навсегда.

Святой Иоанн Златоуст (347-407) , на наши недоумения по этому поводу, говорит следующее: «Некоторые говорят, что геенны не будет, потому что Бог Человеколюбив… О великое коварство диавола, о безчеловечное такое человеколюбие! Ибо ему принадлежит эта мысль, обещающая безполезную милость и делающая людей безпечными .

Так как он знает, что страх наказания, как бы некоторая узда, удерживает нашу душу и обуздывает пороки, то он делает все и принимает все меры, чтобы исторгнуть его с корнем, дабы потом мы безбоязненно неслись в пропасть…».

Да, Бог милостив, но и правосуден . И милость его распространяется на ищущих Его в своей жизни, на кающихся в своих грехах и старающихся жить по Его заповедям. Всем же нераскаянным, упорным в своих заблуждениях грешникам Господь через Святое Писание обещает праведное воздаяние после смерти. И если мы не согласны с этим, то нужно задуматься, неужели мы более человеколюбивы, чем Сам Бог?

Попробуем разобраться в этом вопросе по порядку.

Первые люди, сотворенные Богом безсмертными, жили до грехопадения в Раю. Они были чистыми, безстрастными, и потому естественно и гармонично вписывались в окружающие их великолепие и сияющую красоту райских мест. В их чистых, невинных душах обитал Бог, Он присутствовал в них Своей Благодатью – просвещал, вразумлял их, дарил душам их радость и блаженство.

Мы, современные люди, можем лишь отчасти, смутно и очень приблизительно представить себе то состояние счастья, ликующей радости и наполненности бытия, какое имели наши далекие предки в райских обителях, и какое горе постигло их, когда, предавши Бога, они все потеряли. Адам, живший, как известно из Писания, девятьсот тридцать лет (Быт.5, 5), все время имел мокрые
от слез глаза, оплакивая свое изгнание. Он, глядя на своих детей и внуков, никак не мог понять, как они вообще могут здесь веселиться, когда место веселья и радости для них навсегда утеряно, а земля, проклятая Богом за их с женой страшный грех и нераскаянность, дает им «терния и волчцы» (Быт.3, 17-19), и неисчислимые скорби обрушились на них, и вообще здесь есть место только плачу и сожалению об утраченном…

Но дети его, и правнуки не были в Раю, им не было с чем сравнивать. Человек привык к своему новому месту обитания, смирился со своей скорбной участью, научился находить радость и здесь, в стране изгнания. Но, к сожалению, как одичавшее животное, совсем забыл своего Бога – Отца, свое высокое предназначение, потерял всякую связь с Небом, оземлился, осуетился и всего себя отдал во власть темным и лукавым духам, местом обитания которых является небесная твердь, все околоземное и земное пространство.

Престол Божий человеческой души, на котором когда-то в Раю, восседал Бог, любящий и лелеющий Свое создание, теперь был осквернен и изгажен
нечистыми похотями и страстями, и занят противником Божьим – дьяволом, соблазнившим их в Раю, вовлекшим во всевозможные грехи, и теперь, через эти самые грехи, имеющим над ними власть. Ум, чувства человека, его воля были порабощены темными силами, и человек самостоятельно уже не мог освободиться из этого гибельного состояния . Дьявол праздновал свою победу над родом человеческим; Небеса были закрыты для душ, покидающих умершие тела, — праведники, которых было даже среди избранного Божьего народа, совсем немного, относились Ангелами на Лоно Авраамово, место без мучений, но не Рай, а души остальных грешных людей попадали в ад. Опять же, по степени греховности и места были соответствующие – более или менее мучительные.

Так было до прихода на Землю Иисуса Христа – обетованного Мессии, Сына Божьего, взявшего на Себя наши грехи, понесшего наши немощи и скорби, и Своей Крестной смертью упразднившего власть греха и смерти над погибающим родом человеческим. Безгрешный, чистый и святой Господь Иисус Христос, пригвожденный ко Кресту, разрушил дела дьявола. Он сошел, после смерти Своего человеческого тела, Душою во ад, сорвал все замки и оковы мучающихся там узников, и вывел их на свободу.

Праведники ждали Его там, вдохновляемые словами Пророка Иоанна Предтечи, что их Освободитель уже на земле, и что скоро настанет время и их освобождения. А грешники, не знавшие Бога на земле, и не ждавшие себе освобождения и в аду, получили возможность уверовать в Него, Сына Божьего, здесь, в местах мучений, — и уверовавших Он вывел из ада и ввел вместе с праведниками в Рай.

С этого времени человеческим душам была открыта дорога на Небеса, в райские обители, в Дом Отчий, из которого они когда-то обманом были исхищены и преданы в тяжкое рабство и унижение. Господь Бог-Отец через воплощение на земле Своего Единородного Сына, Его мученическую смерть и воскресение, дал возможность воскресения всему падшему роду Адама – каждому конкретному человеку теперь дарована была, страшною ценою, возможность спасения его безсмертной души.

Для этого нужно было поверить в Сына Божьего, креститься водою и Духом Святым во обновление тела и души, и воскреснуть для новой жизни, праведной, доброй, благословенной. И после смерти получить возможность наследовать Царствие Небесное, которое Бог-Отец даровал Сыну Своему и всем, уверовавшим в Него.

Т.е., чтобы попасть после смерти в Рай, нужно уверовать в Сына Божьего Иисуса Христа, как единого от Святой Троицы, и принять Его как своего личного Спасителя и обязательно креститься . В Таинстве Крещения происходит освобождение души от первородного греха, источника смерти и греховной наклонности человека, и от всех содеянных раннее грехов. Душа освобождается от влияния темных сил, влекущих ее ко всякому злу. По слову блаженного Диадоха : «до Крещения благодать извне к добру склоняет душу, а сатана гнездится в глубинах сердца, с момента же пакирождения вне становится диавол, а благодать – внутри ».

Без Крещения попасть в Рай невозможно , об этом однозначно сказано в Евангелии: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3, 5); «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16, 16).

И все современные рассуждения о спасении всех людей через их добрые дела, независимо от их веры и факта Крещения, это очередной обман дьявола, не желающего смириться со своим поражением от Сына Божьего и обманом продолжающего увлекать бедных людей в свои адские сети.

Бог не хочет видеть людей в аду, Он создал ад не для людей, а для не могущих уже исправиться падших ангелов – бесов. Но сами люди, подстрекаемые духами злобы, делают все, чтобы запортить свои вечные души и сделать их неспособными подняться на Небеса, из-за тяжести грехов, и из-за наличия непобежденных в земной жизни страстей, каждая из которых, это имеющий над душою власть демон (гордыни, блуда, сребролюбия, лени и т.д.).

Поэтому не Бог виновник того, что людские души после смерти, из-за своей греховной испорченности, идут в ад на вечные муки, — Он все сделал, от Него зависящее, чтобы этого не было, Сына Своего Единородного не пожалел, отдал на муки крестные, чтобы помочь нам, людям, избавиться от власти дьявола. Теперь мы, крестившиеся христиане, освобождаемся от его влияния на нас через греховную наследственность, получаем возможность соединиться с Богом через благочестивую жизнь по заповедям Божьим и через Святое Причастие. Вкушая Тело и Кровь Сына Божьего, физически преподаваемых нам в виде хлеба и вина, духовно мы соединяемся с Духом Божьим, наполняемся им все более и более с каждым Причастием, осветляемся душою, и влечемся им к делам праведным, добрым, к молитве, к чтению Святого Писания и Святых Отцов и делам милосердия.

И там, где раньше было непонимание греха и влечение к нему, теперь ясное видение и всех своих бывших грехов, и обострение совести на каждый, мельчайший грех, не только делом, но и словом, и помышлением, и раскаянность в соделанном, и отвращение, ненависть ко всякой неправде, злу и греховности. Последнее, по слову Святых Отцов, служит подтверждением, что прежние грехи Богом уже прощены – если к ним человек испытывает отвращение, и никогда больше уже так не поступил бы.

Человек крещенный и воцерковленный постепенно изменяется к лучшему, — душа его, с помощью Божьей, очищается и обновляется, и происходит это благодаря регулярной исповеди и Причастию, молитве к Богу о помощи и жизни по спасительным Евангельским заповедям.

Да, мы все не святые, кто-то больше, кто-то меньше, но все грешим. Но мы видим, благодаря Богу, эти грехи, и каемся в них, и стараемся исправиться, и потому Господь и прощает нас, кающихся, и идущих к Нему через все жизненные испытания, и падения, но опять встающих и идущих вслед Ему, первому понесшему Свой Крест страданий за спасение душ человеческих…

Л. Очай

Советы мамы своей взрослой дочери

Продолжение следует

«Те, которые приступают к крещению небрежно и без приготовления, не обеспечивают искупления навыком в добре».
Святитель Григорий Богослов

Ведь в наше время крестные, в большинстве своем, напоминают человека с оружием в руках, совершенно не знающего, что с ним делать. Это те люди, которые крестившись, неважно в каком возрасте, так и не стали христианами. В них не произошло того благодатного изменения, которое предполагает дать человеку Таинство крещения. Все это потому, что в их крещение не было вложено сознательной веры во Христа. Тогда не является ли профанацией крещение таких людей?

Мы должны прямо взглянуть правде в глаза, что Таинство, предназначенное собирать отборную пшеницу в закрома Церкви Христовой, а плевелы отвергать, давно перестало соответствовать этому своему предназначению. Надо честно сказать, что мы, по большей части, крестим людей, не настроенных жить по заповедям Христовым, не планирующих оставаться в Его Церкви. Даже недавнее требование священноначалия обязательного оглашения, предварительной подготовки людей перед крещением не меняет положения. Люди формально что-то почитав, побывав на собеседованиях, пользуясь снисходительностью большинства священников, уже довольных хотя бы этим, крестятся и потом о храме сразу забывают. А некоторые, чтобы избежать не нужных для них трудов, ищут священников, которые крестят сразу, по требованию.

Для таких людей крещение есть самоцель, а Христос, ради приобретения Которого и должен человек креститься, есть нечто лишнее и ненужное. Налицо какое-то языческое, потребительское отношение к дарам Церкви. Так можно ли таковые крещения, вообще, считать действительными? Пример из церковной истории средних веков заставляет в этом усомниться.

В XII веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они – христиане. «Как же случилось, что вас, турок, магометан, окрестили?» – спросили их. Они отвечали, что у них, у турок, «существует обычай крестить своих детей у православных священников», потому что, по их мнению, «во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и смердит, как собака», пока ребенок не получит христианского крещения.

Синод не признал такого крещения, потому что они искали его не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, не с добрым православным намерением, но как некое «телесное лекарство и чародейство» (Епископ Никодим Милаш). К тому же, те турки продолжали воспитывать своих детей в магометанской вере, их тоже Иисус Христос, как таковой, не интересовал. Какое сходство между XII и XXI веками в отношении Истины!

Может, хватит святыню церковную подвергать поруганию?

Не пора ли поставить шлагбаум перед неразумным отношением к Таинству крещения? Может быть, надо вспомнить первые века христианства, и использовать Таинство крещения только внутри церковного сообщества? Во всяком случае, это будет более соответствовать правде Божией. Может, хватит святыню церковную подвергать поруганию? Не надо обольщаться – крещеный человек еще не означает христианина. Не постигнет ли нас за эту несуразицу праведный гнев Божий?

Но для того, чтобы исправить это положение, церковный народ должен повысить по отношению к себе духовно-нравственные требования. Ибо только наше снисходительное отношение к собственным немощам и позволило совершиться этой нелепице, когда великое Таинство Церкви стало настолько доступным, что на него претендуют порой просто нераскаянные грешники. Деньги и крещение должны стать взаимоисключающими явлениями. Надо сделать известный выбор – между Богом и маммоной (Мф 6: 24).