Авторские дидактические игры по умк в доу. Дидактические игры по обучению детей татарскому языку(УМК)

Дидактические игры по обучению детей татарскому языку(УМК)

Дидактические игры позволяют повысить качество обучения,способствует лучшему усвоению программного материала,дает возможность усвоить лексику татарского языка,закрепить речевой материал в игровой форме,поддерживать интерес к языку.

Каждый педагог,учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, может усложнять или облегчать игровые задания в дидактических играх.

Мною были изготовлены следующие дидактические игры :“Кто в домике живет?”, “Подарки для Алсу”, “Волшебное солнышко”,“Чудесная корзина”, “Цветочная поляна”.

Такие игры не только закрепляют пройденный материал, но и развивают память, внимание, воображение, речь,мелкую моторику; воспитывают усидчивость.

УМК кысаларында дидактик уеннар.

Дидактик уеннар балаларның сүзлек запасларын арттыру белән генә чикләнми, программа материалын яхшырак үзләштерергә ярдәм итә,татар теленең лексикасын,сөйләм материалын уен формасында үзләштерергә мөмкинлек бирә,телгә карата кызыксыну уята.

hәрбер тәрбияче, балаларның яшь hәм шәхси үзенчәлекләрен исәпкә алып,дидактик уеннарны катлауландыра яисә җиңеләйтә ала.

Өйдә кем яши?”, “Алсуга бүләкләр”, “Тылсымлы кояшкай”,“Искиткеч кәрзин”, “Чәчәкле алан” кебек дидактик уеннар тәкъдим итәм.

Бу уеннар үткән(өйрәнгән)материалны ныгытып кына калмыйлар,ә балаларның хәтерен,игътибарын, сөйләмен,фикерләү сәләтен,кул чуклары мускулларын үстерәләр.

Кто в домике живет?”-

Өйдә кем яши?”

Цель:научить детей узнавать и правильно называть членов семьи,развивать внимание,память,речь,мелкую моторику пальцев,воспитывать усидчивость.

Описание:воспитатель объясняет,что в домике живет семья,но сейчас там никого нет.Надо поместить всех в домик.Дети называют изображенных на картинках всех членов семьи и зашнуровывают картинки “паровозиком”так,чтобы вся семья оказалась дома.

2 вариант игры “Назови, кто это?”- “Бу кем?”

Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: “Это кто?”(“Бу кем?”).Дети отвечают: “Это мама”(“Бу әни”)и т.д.

3 вариант игры “Кого нет?”-“Кем юк?”

На столе разложены картинки.Воспитатель вместе с детьми рассматривают их,затем воспитатель просит детей закрыть глаза.Убирает со стола одну или несколько картинок.На вопрос “Кого нет?”(“Кем юк?”) дети должны отвечать,например,әти юк.

Подарки для Алсу”-

Алсуга бүләкләр”

Цель: закреплять знание названий игрушек;способствовать развитию памяти,внимания,речи,мелкой моторики рук.

Описание игры:воспитатель рассказывает детям,что у Алсу-день рождение.Ей надо подарить подарок.Алсу очень нравится играть с игрушками. Показывая картинки с изображением игрушек, воспитатель вместе с детьми проговаривает название игрушек. Каждый ребенок выбирает картинку с игрушкой,в отверствие фигуры-девочки продевает шнурок, при этом произносит: “Алсу,мә курчак(куян,туп)”.

2 вариант игры “Чего нет?”-

Нәрсә юк?”

Игра начинается с двух картинок,остальные закрываются бумагой.Нужно назвать,что изображено на картинках: “Это кошка”(“Бу песи”).”Это мяч”(“Бу туп”).

После этого дети должны отвернуться,а воспитатель закрывает одну картинку.Затем спрашивает: “Чего нет?”(“Нәрсә юк?”).Далее берется другая пара картинок и игра продол жается аналогично. Затем можно увеличивать количество картинок.

Волшебное солнышко”-

Тылсымлы кояшкай”

Цель:закреплять знание названий игрушек,фруктов,умения подбирать предметы по цвету и величине;развивать речь.

Описание игры:воспитатель с детьми рассматривает солнышко,где на лучах прикреплены картинки с изображением игрушек.Затем воспитатель просит: “Найди,где зайчик?”.Ребенок показывает и произносит: “Это зайчик”(“Бу куян”).Далее можно продолжить: “Зайчик какой?” (“Куян нинди?”) “Маленький зайчик”(“Кечкенә куян” ).

2 вариант игры Найди пару ”-

Парын тап”

Нужно подобрать пару(по величине)к той картинке с изображением игрушки, которую назовет воспитатель,и приложить рядом.Например, большая машина-маленькая машина(зур машина-кечкенә машина).

3 вариант игры Найди, назови ”-

Тап-әйт”

Нужно найти, показать и назвать фрукты, которые расположены в центре круга.

4 вариант игры Подбери по цвету(форме) ”-“Төсе(формасы) буенча сайла”

Каждому ребенку раздается фигурки фруктов. Ребенок должен найти тот фрукт, который дан на образце и закрыть им образец.

5 вариант игры Что лишний? ”-“Нәрсә артык?”

Детям предлагается фигуры с фруктами, где есть лишний предмет. Ребенок должен назвать все фрукты, найти то, что не относится к фруктам (это может быть какой-то овощ).

6 вариант игры Угости фруктами ”-“Җиләк-җимешләр белән сыйла”

Дети выбирают фрукты и угощают своих близких. Каждый ребенок должен произносить: «Әби, мә груша аша» . “Бабай,мә алма аша”.

Чудесная корзина”-

Искиткеч кәрзин”

Цель:закреплять название фруктов,овощей;развивать навыки классификации,внимание,память,речь,мелкую моторику.

Описание игры:воспитатель показывает “пустую”корзину и объясняет детям,что бабушка собрала полную корзину фруктов и овощей.Но так торопилась домой,что уронила корзину и все рассыпала.И предлагает детям помочь бабушке собрать все фрукты и овощи в корзину.Каждый ребенок выбирает фигурку овоща или фрукта,затем кладет в корзину.На вопрос воспитателя: “Какой фрукт(овощ) у тебя?”ребенок отвечает,например, яблоко(алма).

2 вариант игры “Собери фрукты(овощи)”-“Җиләк-җимешләр(яшелчәләр)җый”

Воспитатель раскладывает на столе картинки и предлагает сгруппировать их: “Соберите все фрукты(овощи)”.После этого воспитатель спрашивает: “Какие же фрукты(овощи) ты собрал?”Ребенок перечисляет,если затрудняется,то воспитатель вместе с ребенком проговаривает название фруктов(овощей).

3 вариант игры “Подбери по цвету”-“Төсе буенча сайла”

Воспитатель детям раздает фигурки фруктов и овощей.Показывая картинку фрукта или овоща,воспитатель говорит: “У кого фрукты(овощи)такого цвета,как у меня,подойдите сюда”.Дети выходят,показывают свои фигурки,называют их(“Красное яблоко”- “Кызыл алма”, “Зеленая капуста”-“Яшел кәбестә”)и кладут в корзину.Игра продолжается до тех пор,пока все дети не сложат свои фигурки в корзину.

4 вариант игры “На дереве ли,на грядке...”-“Агачтамы,түтәлдәме...”

На столе разложены фигурки фруктов и овощей.Воспитатель просит детей правильно распределить фигурки,вспомнив,что где растет:овощи-на грядке,фрукты-на дереве.

5 вариант игры “Большие-маленькие”-“Зурлар-бәләкәйләр”

Детям предлагается отобрать фигурки фруктов и овощей по названному признаку.Например:все большие фрукты(овощи) или все маленькие фрукты(овощи).

Цветочная поляна”-“Чәчәкле алан”

Цель: закреплять знание названий цветов,умение группировать предметы по цвету,величине;развивать цветовое восприятие,память,внимание,речь.

1 вариант игры “Найди свой домик”-“Үз өеңне тап”

Воспитатель показывает круглую полянку,поделеннную на шесть секторов- красный,синий,желтый,зеленый,фиолетовый, оранжевый.Воспитатель говорит,что каждый цветочек живет в домике такого же цвета,что и он сам:красный-в красном домике,синий-в синем и т.д.Дети по очереди раскладывают цветы по домикам.Воспитатель спрашивает,сколько цветочков он положил в домик и какого они цвета?Ребенок отвечает: “Бер сары чәчәк”.

2 вариант игры “Какой цветок ты выбрал?”-“Нинди чәчәк сайладың?”

Н а столе лежат разноцветные цветочки.Дети по очереди подходят к столу,выбирают понравившийся цветок,называют какого цвета у них цветок.Например: “Красный цветок-кызыл чәчәк”.

3 вариант игры “Я дарю тебе...”-“Мин... бүләк итәм”

Дети обмениваются выбранными цветочками:

-Яна(Ирина,Ринат и т.д.),я дарю тебе зеленый цветок(Яна,мә, яшел чәчәк).

-Спасибо.А я дарю тебе красивый синий цветок(Рәхмәт.Мә, матур,зәңгәр чәчәк).

4 вариант игры “Разные цветы” - “Төрле чәчәкләр”

Воспитатель раскладывает на столе цветы разных размеров и цветов.Первый ребенок должен выбрать только большие цветы,второй-маленькие.Затем дети выбранные цветы раскладывают в цветочный домик,при этом говорят: “Большой синий цветок”(Зур зәңгәр чәчәк)или “Маленький белый цветок” (Бәләкәй ак чәчәк)и т.д.


Дидактические игры по обучению детей татарскому языку Данные дидактические игры разработаны на основе дидактических материалов, которые используются воспитателями по обучению татарскому и русскому языкам в дошкольных учреждениях. Также при разработке дидактических игр были учтены требования федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Оформление и содержание игр соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Данные игры можно использовать как во время НОД воспитателями по обучению детей татарскому и русскому языкам, так и воспитателями во время проведения индивидуальной и коррекционной работы по УМК с детьми в режимные моменты. Все игры можно использовать с детьми по возрастам: 4-5 лет, 5-6 лет; 6-7 лет. Цели дидактических игр: Развитие устной монологической и диалогической речи на двух государственных языках. Расширение у детей словарного запаса по тематическим принципам. Перечень и содержание дидактических игр: 1. Дидактик уен «Нәрсә артык?” Цель игры: Закрепить умение находить лишний предмет и объяснить, почему он лишний. Задачи игры: Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи. Развивать зрительное восприятие. Развивать монологическую и диалогическую речь на двух государственных языках. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость. Ход игры: Ребенку предлагаются четыре картинки, три из которых объединены общим признаком. Воспитатель поочередно показывает картинки и задает ребенку вопросы: «Бу нәрсә?» (Что это?), «Бу кем?» (Кто это?). Ребенок должен ответить на вопрос на татарском языке. Затем воспитатель задает вопрос: «Нәрсә артык?» (Что лишнее?). После чего ребенок должен найти лишнюю картинку и ответить, почему он выбрал именно ее. Пример: Үрдек, тавык, әтәч – бу кошлар. Әфлисун – ашамлык. 2. Дидактик уен «Унга кадәр саныйбыз” Цель игры: Учить детей порядковому счету в пределах десяти на двух языках; после пересчета изображенных предметов подбирать общее число и правильное окончание при произношении существительного. Задачи: Развивать навыки порядкового счета, обобщать, устанавливать причинноследственные и логические связи. Обучать детей умению вести монологическую и диалогическую речь на двух языках. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость. Ход игры: Ребенку предлагается картинка с изображением определенного количества предметов. Задача ребенка сосчитать предметы по порядку и назвать общее количество на татарском языке. Далее педагог задает вопрос: Ничә? - Сколько? Ребенок отвечает на вопрос полным ответом на двух языках. Примеры: Сколько зайцев?Один заяц. - Ничә куян? Бир куян. Сколько книг? – пять книг - Ничә китаплар? Биш китаплар. Пример проведения диалога между воспитателем и детьми; между детьми и детьми: Тәрбияче: Ничә китап? Бала: өч китап. Тәрбияче: Ничә куян? Бала: бир куян. 3. Дидактик уен “Нинди?” Цель игры: Учить детей классифицировать предметы и выделять общий признак. Задачи: формирование лексико-грамматических категорий; согласование прилагательных с существительными; использование в устной монологической речи словарный запас русского и татарского языков. Ход игры: Ребенок внимательно рассматривает картинки и называет их, после чего подбирает общий признак всех предметов, изображенных на картинках. Например: кишер, күлмәк, алма – кызыл. Кишер, Күлмәк нинди? - ребенок называет изображения, затем также объединяет их по принципу общего признака, использует в своей речи антонимы. Например: пычрак – чиста (грязный чистый). Эт һем курчак чиста – Собака и кукла чистые. Песи һем куян пычрак. – кошка и заяц грязные. Эт нинди? 4. Дидактик уен «Минем өем” Цель игры: Закреплять знания детей по темам: «Дом» «Семья», «Продукты». Задачи игры: Расширять представления о жилище; Расширять представления о семье и ее членах. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи. Активизировать монологическую и диалогическую речь детей на двух государственных языках. Ход игры: Ребенку предлагается картинка с изображением дома. Ребенок составляет описательный рассказ с использованием прилагательных; Предлагается картинка с изображением членов семьи живущих в одном доме. Ребенок последовательно называет всех членов семьи. Ребенку предлагаются несколько картинок с изображением членов семьи, после рассматривания ребенок должен определить, кого в данный момент не хватает, и ответить на вопрос воспитателя: кем юк? – кого нет? Примеры построения диалогов: “Бу кем? – Это кто?” (диалог между воспитателем и детьми; в старшем возрасте - между детьми) Тәрбияче: Бу кем? Бала: Әти. Тәрбияче: Бу кем? Бала: Әни, (бабай, әби, әти, кыз, малай). Тәрбияче: Әни нинди? Бала: Әни зур, матур, чиста, әйбәт. “Кем юк? – Кого нет? (диалог между воспитателем и детьми; в старшем возрасте – диалог между детьми). Тәрбияче: Кем юк? Бала: Әти (әни, кыз, малай). Тәрбияче: Кем юк? Бала: Әни юк. Примечание: используя данные игры можно провести также и другие игры, представленные в методических рекомендациях, для того чтобы закрепить пройденный материал и совершенсовтовать навыки диалогической речи у детей: “Бу нәрсә? – Это что?” (диалог между воспитателем и детьми). Тәрбияче: Бу нәрсә? Бала: Чәй (сөт, ипи, алма). Тәрбияче: Сөт нинди? Бала:Сөт тәмле. “Ничә? – Сколько?" Пример ведения диалога между воспитателем и детьми, между детьми. Тәрбияче: Бер куян? Бала: Әйе, бер куян. Тәрбияче: Өч курчак? Бала: Юк, дүрт туп. Тәрбияче: Өч? Бала: Юк, дүрт. 1.Дидактическая игра «Мой дом» С помощью этого коллажа удобно проверять знания детей. Можно придумать различные вопросы, задания. Детям очень нравится. Например, А) «Пальчиковая игра». Этот пальчик дедушка, Это пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка, Этот пальчик - я. Б) Д/и «Позови домой» Воспитатель: Позови домой папу? Ребенок: Папа, иди домой и т.д. Все задания выполняются на татарском языке. Таким образом, у детей развивается речь, умение правильно говорить слова. В) На тему «Продукты»: «Назови правильно» Дети называют те продукты, которые видят на картинке (яблоко, хлеб, молоко, чай, груша, банан, виноград). Г) Тема «Игрушки»: игра «Что, какой?» Воспитатель: Что это? Ребенок: Кукла. Воспитатель: Какая кукла? Ребенок: Чистая, маленькая кукла (на татарском языке). Д) Тема «Счет до 5» Д/и «Сколько яблок» Воспитатель: Сколько яблок у девочки? Ребенок: Одно яблоко. Воспитатель: Сколько яблок у ежика? Ребенок: Два яблока и т. д. А также такая же игра для старшего возраста. Называется «Учимся играя» А) Д/и «Магазин одежды» Воспитатель: Дай маме сарафан. Ребенок: Мама, возьми сарафан (на татарском языке). (Так же с остальными членами семьи). Б) На тему «Овощи» игра «В огороде» Акбай посадил в огороде овощи. Ребята, посмотрите, какие овощи он вырастил? Дети называют овощи на татарском языке. А потом и считают. Например, две капусты, четыре картошки, пять морковок и т.д. В) Д/и «Кто что делает?» Воспитатель: Что делает мама? Дети: Мама моет картошку. и т.д. Г) На тему «Мебель» д/и «Подбери мебель» Воспитатель показывает двух медведей и говорит, что им нужно подобрать мебель по величине. Большому медведю большую кровать, большой стул, большой стол, а маленькому - маленький стол, стул и кровать. Дети отвечают на татарском языке. Д) Д/и «Назови правильно» Воспитатель: Какие продукты питания вы здесь видите? Ответы детей на татарском языке. Воспитатель: Сколько яблок? Дети: Четыре яблоки. Здесь закрепляется и название продуктов и счет. И для подготовительной группы «Мы уже большие - дороги ведут в школу» А) Д/и «Кто на горке» Дети называют лесных, домашних животных и домашних птиц. Б) Д/и «Что в портфеле» Дети по очереди называют школьные принадлежности на татарском языке. В) Сказка «Репка» Дети рассказывают по картинкам сказку. Г) Словесная игра «Что ты делаешь?» Мальчик: Я прыгаю, я сижу на стуле, я играю, я бегаю, я кушаю и т.д. Д) На тему «Цвета» д/и «Какой шарик ты подаришь?» Воспитатель: Даша, какой шарик тебе нравится? Даша: Мне нравится красный шар. Воспитатель: кому ты подаришь шарик. Даша: Я подарю шарик Акбаю. Е) Диалог между детьми «Куда ты идешь?» Девочка: Что ты делаешь? Мальчик: Я бегаю. А что ты делаешь? Девочка: Я иду в цирк (в кафе, магазин и т.д.). 2. Следующая игра называется «Кто что делает?» С начала дети выбирают лепесток. Воспитатель: Какой цвет? Ребенок: Это красный (называют цвет на татарском языке), переворачивают и составляют предложение по рисунку. Ребенок: Мама сидит на стуле. Эта игра учить детей называть правильно цвета, составлять предложения на татарском языке, обогащает словарный запас детей. 3. Дидактическая игра «Помоги маме» Воспитатель объясняет, что надо помочь маме приготовит салат и компот. Дети должны называть что нужно для салата, а что для компота на татарском языке.

Чтобы малыш развивался хорошо и гармонично, им нужно постоянно заниматься. Но занятия не должны быть скучными и однообразными, лучше превратить их в интересную игру, чтобы процесс обучения шел незаметно для ребенка, но ему не было скучно.

Любые УМК – это, прежде всего, обучение, пусть и развлекательное. Но ребенок не знает, что, завлекая его в игру, ему еще и предлагают научиться чему-то новому. Для любой дидактической игры очень важны определенные правила. Цель правил – сделать детей более организованными и последовательными. Важно подобрать специальные дидактические игры по умк в детском саду, сделанные своими руками.

Существуют хорошие дидактические игры, которые смогут обучить математике деток, учащихся в средней группе детского сада. Обучить деток счету в игровой форме до 10 можно при помощи специального пособия, которое вы можете легко сделать своими руками. Цель упражнения – усовершенствовать навыки счета у детей 5-7 лет, научить их определять количество предметов, развивать творческое мышление, научить элементарному сложению и вычитанию.

Вместе с детьми нужно будет вырезать жирафов, тучки, шляпки с циферками, пятнышки для шкурок жирафов, а также капельки дождя. Также возможно вам нужен будет игровой коврик, один большой или для каждого играющего можно взять свой.

На игровое поле по математике нужно выложить вырезанных жирафов, а на каждого жирафа нужно надеть шляпку с номером. Теперь на теле каждого животного нужно выложить пятнышки в соответствии с циферкой на шляпке. Следующие картинки, которые нужно выложить на игровое поле – это тучки. На тучках тоже должны быть написаны цифры и под каждой циферкой нужно будет положить столько капелек, сколько написано на тучке. Эту игру по математике можно практиковать как в группе, так и при индивидуальном обучении детей 5-7 лет.

Игры должны быть интересными детям и соответствовать их возрасту. Наглядные пособия для пояснения правил часто используют в играх. Командная игра будет интересной для детей постарше.

Дети старшего дошкольного возраста имеют необходимый опыт для решения других сложных логических задач. Дидактическая игра имеет конкретную структуру, которую следует использовать в обучении дошкольников. Игру можно создать из подходящего материала, который можно заранее подготовить.

Овощи и фрукты

Есть отличные игры, которые можно практиковать в группе в детском саду, в процессе которых можно легко изучить популярные овощи и фрукты. и фруктами можно нарисовать своими руками, а можно просто распечатать на принтере. В любой случае, использование такого пособия для игр в детском саду будет простым.

Можете предложить детям 5-7 лет выбрать отдельно овощи, а отдельно фрукты. Можно попросить детей рассказать о форме и цвете каждого предмета. Интересным заданием может стать упражнение, в котором дети должны будут отобрать овощи, из которых можно сварить борщ, а отдельно положить фрукты, из которых можно сварить компот.

Хорошей тренировкой может стать игра, в которой будут использоваться не картинки, а трафареты. Нарисуйте на листочках овощи и фрукты, вырежьте их так, чтобы листик остался целым, а внутри его был вырезан овощ. Эти листики мы будем прикладывать к цветной бумаге, чтобы подобрать правильный цвет для того или иного овоща или фрукта. Цель этого упражнения – запомнить названия цветов, фруктов и овощей, научиться находить соответствия.

На развитие дошкольников

Для развития дошкольников особое внимание нужно уделить такому понятию, как пожарная безопасность. Вы можете своими руками сделать пособия, такие как макет пожарного щита, цель которого будет научить детей тому, как происходит использование каждого предмета макета, что такое пожарная безопасность и как ее обеспечить.

Сделать макет можно на занятиях в саду вместе с детьми. В качестве огнетушителя используйте баночку от жидкого мыла, которую покрасьте в красный цвет. Из кусочка картона сделайте треугольное ведро и тоже покрасьте его красной краской. Ящик с песком можно сделать из коробочки из под чая, а пожарный рукав из тканевой ленты. Крюк, багор и топор можно вырезать из цветного картона.

При помощи такого пособия в саду деткам 5-7 лет будет намного легче усвоить, что такое пожарная безопасность, как используются перечисленные предметы. Пожарная безопасность будет пройденной для детей темой и они, пойдя в школу, уже смогут самостоятельно рассказать, в чем заключается безопасность от пожара.

Развивающие игры для дошкольников

Для развития речи

Если перед вами стоить цель развить диалогическую речь у детей, стимулировать их внимание, память и мышление, то вам подойдет использование простого, но интересного задания «Ромашка», оно вполне подойдет для одновременной игры деток 5-7 лет.

В центр стола нужно поместить изображение животного, а деткам раздать картинки с изображением разных действий. Воспитатель спрашивает, что же делаем выбранное животное, а детки держа в руках картинки, сделанные своими руками в саду, прикладывают лепесточки к изображению животного и произносят, что оно делает, к примеру «Зайчик прыгает», «Зайчик кушает».

Игры для развития речи

Сенсорные игры

Игра, отлично развивающая моторику – это «Гвоздики и резиночки». Чтобы поиграть с детками в эту игру, вам нужны будут небольшой деревянный щит, примерно 50х50 см, канцелярские кнопки, а также резиночки.

Все очень просто, нужно лишь расположить кнопки на одинаковом расстоянии друг от друга, просто расчертите ваш деревянный щит и поместите каждую кнопку в перекрест линий. Ваше пособие готово.

Теперь дети могут надевать на кнопки резиночки, образуя самые разные фигурки и тренируя мелкую моторику рук. Также будет происходить тренировка зрительного, цветового и пространственного восприятия, воображения, прекрасно закрепятся знания разнообразных видов геометрических фигур и линий.

Важно использование разнообразных дидактических игр в детском саду, которые необходимы для маленьких детей. Можно самим придумывать увлекательные игры, способствующие быстрому обучению детей. С каждым годом появляется что-то новое, поэтому в обучении детей можно применять и что-нибудь необычное и новое, что в значительной степени ускорит процесс обучения.

С детьми необходимо проводить занятия, в которых можно применять подготовленные пособия, благодаря которым они будут быстрее запоминать новые слова и цифры. На процесс обучения потребуется продолжительное время и усилия педагога.

Сенсорное развитие

в обучении дошкольников татарскому языку»

Воспитатель:

В течение нескольких последних лет и в настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении наблюдается бурный процесс реализации нового УМК по обучению детей татарскому и родному языку.

Главной целью этого процесса является эффективная организация работы по использованию УМК.

Исходя из этой цели, выявлены следующие задачи , которые касаются всех участников воспитательно - образовательного процесса:

1. Изучить нормативно – правовые документы по внедрению нового УМК в воспитательно - образовательный процесс.

2. Разработать план работы с русскоязычными педагогами по обучению татарскому языку.

3. Способствовать созданию языковой среды в группах с целью усвоения детьми словарного минимума.

4. Разработать дидактические игры и материал для обучения детей татарскому языку.

Что же касается воспитателей, перед нами созрел такой вопрос:

Как закрепить с детьми новую лексику, изученную во время нод по татарскому языку – лексику, которая является для русскоязычных детей неродным?

Конечно в виде игры, но игры поучительной. Не следует забывать, что в соответствии с ФГОС воспитательно-образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А игра является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них. Была выдвинута гипотеза :

Наряду с систематическим использованием нового УМК на занятиях и в режимных моментах, разработка дидактических игр будет способствовать качественному усвоению словарного минимума, навыкам владения словарного минимума в разговорной речи (диалоги) педагогов и воспитанников.

Таким образом, важнейшими задачами для воспитателей в настоящее время является:

Создание условий, необходимых для более широкого внедрения авторских игр в учебно-воспитательный процесс, в нашем случае, в свободное от занятий время.

Общие цели игр:

v Развитие связной и диалогической речи;

v Расширение словарного запаса;

v Развитие умений творчески мыслить;

v Развитие внимания, памяти;

v Воспитание самостоятельности.

Первая игра - «ПАРКОВКА МАШИН». Игра помогает достичь правильного произношения основных изученных цветов (красный, зелёный, синий, жёлтый, белый, чёрный) и разных сочетаний цифр от 1 до 10 на татарском языке, развивает логическое мышление, внимание, память, связную и диалогическую речь, воспитывает у детей желание доводить начатое дело до конца. Ребёнок выбирает себе машину, проговаривая на татарском языке цвет машины, затем подъезжая к парковочному месту, обнаруживает, что там замок с кодом на обратной стороне. Код состоит не из одного, а нескольких цифр. Ребенок называет сочетание цифр на татарском языке, соблюдая их последовательность. Если называние одного цифра не доставляет для ребёнка особенных трудностей, то уже называние нескольких цифр довольно-таки не лёгкое задание для русскоязычных детей. Сегодня пред вами был продемонстрирован немного изменённый вариант этой игры. Игра предназначена для …….

Следующая игра - «ДОМ КРАСИВЫЙ, ДОМ БОЛЬШОЙ» .

Во время этой игры у детей активизируется словарь по темам «цифры», «мебель», «семья», «продукты питания», развивается диалогическая речь, зрительная память; в отличие от предыдущей игры здесь дети, наоборот, сами составляют сочетание цифр, произнесённое на татарском языке (воспитателем, либо другим ребёнком).

Сочетание цифр в данном случае является кодом замка для входа в дом.

А, уже войдя в дом, дети упражняются в закреплении членов семьи, предметов мебели, посуды, продуктов питания, в определении их различных свойств (размер, цвет и т. д.), употребляя изученные речевые образцы. Например, «Кирилл, нэрсэ кирэк?» - «Урындык кирэк.» - «Нинди урындык?»- «Чиста, матур, кечкенэ, яшел урындык». Конечно, трудно добиваться у детей полных ответов, но, по крайней мере, закрепляется основная пройденная детьми лексика. Дети с огромным желанием выговаривают татарские слова, и уже это является для них огромным достижением. В ходе диалога между детьми осуществляется также и воспитательная цель: дети учатся дослушивать друг друга до конца и всегда готовы прийти друг другу на помощь. Игра предназначена ……..

Следующая игра – «В ОГОРОДЕ» . Данная игра в основном используется для закрепления лексики по теме «Овощи» и для упражнения в счёте (от 1 до 5 для старшей группы, от 5 до 10 в подготовительной). Также проходит в форме диалога. Дети считают овощи, сравнивают их по размеру (зур бэрэнге – кечкенэ бэрэнге), по количеству (биш кишер – дурт суган), определяют их свойства. Данная игра может использоваться….

Далее - игра «ОДЕНЬ АЛСУ И МАРАТА». Здесь закрепляется лексика по теме «Одежда», также определяются свойства предметов одежды, помимо самостоятельности, в данной игре воспитывается такое качество личности как аккуратность. Игру хорошо использовать в ……..

Следующая игра – «Волшебная яблоня». Игра отличается своей наглядностью.

Ребёнок подходит к яблоне, отрывает понравившееся яблоко и отвечает на вопросы, например, «Нинди алма?», « Ничэ алма?», «Ничэ сары (кызыыл, яшел) алма?», «Нинди алма кирэк?». Можно также задавать вопросы дополнительно и на русском языке , требуя у детей короткие ответы на татарском языке, например, «Сколько ещё яблок такого жёлтого цвета на дереве?», «Какого цвета другие яблоки на яблоне?», «Какого цвета яблок больше на дереве?» и т. д. Открывая своё яблоко, ребёнок обнаруживает внутри волшебное слово, с помощью воспитателя читает это слово, проговаривает его несколько раз, переводит слово на русский язык, в то же время, объясняя смысл этого слова (уже на русском): в каких случаях и зачем, при выражении чего применяется данное слово. Можно попросить ребёнка привести какую-нибудь ситуацию с применением этого слова. Если ребёнок затрудняется в ответах, воспитатель задаёт ребёнку наводящие вопросы, тем самым незаметно заставляя ребёнка войти в диалог на татарском языке и помогая ребёнку осмыслить значение волшебного слова.

Игра называется «Волшебная яблоня», потому-то на этой яблоне и яблоки растут волшебные (тают в себе волшебство). Этим объясняется и то, что они разного цвета на одном и том же дереве. Какое же волшебство хранят в себе эти яблоки, дети узнают в ходе игры.

Игра является многофункциональной, так как включает в себя такие цели, как закрепление лексики по темам «Цвета» («Төсләр») и «Цифры» («Саннар») и учит отвечать на вопросы «Сколько?» («Ничә?»), «Какой?» («Нинди?»).

Игру можно применять как в групповой форме работы с детьми, так и в индивидуальной работе с определённым воспитанником.

Позднее была использована и обратная сторона дерева и игра уже называлась “Дерево семьи”. Уже название само говорит о том, что в игре закрепляется материал по теме “семья”, но не только... На обратной стороне диска ребёнок обнаруживает члена семьи уже в процессе какой-нибудь деятельности и соответсвенно отвечает на вопрос “Нишли?”.

Каков же результат использования этих игр? Хочется отметить, что, действильно,

Разработанные игры увлекают и в непринуждённой обстановке погружают ребёнка в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков. Кроме того, дети упражняются в диалогической речи, что является немаловажным фактором освоения языковой культуры и особенностью нового УМК.

УМЕЛОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКИХ ИГР:

способствует лучшему усвоению программного материала и углублению знаний,

пополняет и расширяет словарный запас,

позволяет закрепить речевой материал в игровой форме,

развивает мышление,

воспитывает и поддерживает у учащихся живой интерес к языку.