7 конспект дидактической игры по трудовому воспитанию. Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию

Светлана Савинская
Методическая разработка «Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3–5 лет»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДА №42 СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

Методическая разработка «Дидактические игры по трудовому воспитанию детей

Подготовила воспитатель

МБДОУ № 42

С. А. Савинская

1. АННОТАЦИЯ 3

2. РЕЦЕНЗИЯ 4

3. Картотека

в младшей группе 5

труде

(младшая группа) 10

5. Потешки для детей в режимных моментах

(младшая группа) 14

6. Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию

в средней группе 22

7. Пословицы и поговорки о труде (средняя группа) 26

8. Потешки для детей в режимных моментах

(средняя группа) 29

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

АННОТАЦИЯ

Трудовое воспитание – важная составная часть воспитания подрастающего поколения.

Поведение каждого человека связано с объемом знаний, имеющихся у него. В воспитании подрастающего поколения именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний о труде .

В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.

Дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку , вызывают интерес к труду взрослых , желание самим трудиться .

Игры , предложенные вниманию детей , должны быть связаны между собой в каждой из форм воспитательно – образовательной работы.

Дети, которые умеют трудиться , знают цену трудовых усилий , уважают и труд других людей , скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи!

Приучая детей к труду необходимо использовать в работе методы , как «художественное слово» , народные пословицы и поговорки о труде , а также потешки для детей в режимных моментах .

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная методическая разработка предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в его успешном всестороннем развитии.

Картотека игр разработана с целью оказать помощь педагогам в их творческой работе по трудовому воспитанию дошкольников через дидактические игры , народные пословицы и поговорки, народные приметы, сказки, загадки, песни, заклички, а также через потешки в режимных моментах.

Данная методическая разработка поможет воспитателю организовать труд детей и руководить их трудовой деятельностью таким образом, чтобы каждый ребенок ощущал радость от совместной деятельности, проявлял активность, инициативу, самостоятельность, учился оказывать помощь товарищам, добиваться общего результата, ценить свой труд , труд товарищей и труд людей .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

(пилотный вариант)

2. Куцакова Л. В. .

«Скрипторий 2003» , 2015. – 64с.

«Скрипторий 2003» , 2015. – 64с.

6. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических миром

7. Сайт maam. ru

1. АННОТАЦИЯ 3

2. РЕЦЕНЗИЯ 4

3. Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию

в младшей группе

4. Народные пословицы и поговорки о труде

(младшая группа

5. Потешки для детей в режимных моментах

(младшая группа)

6. Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию

в средней группе

7. Пословицы и поговорки о труде (средняя группа) 26

8. Потешки для детей в режимных моментах

(средняя группа)

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Цель трудового воспитания : формирование

положительного отношения детей к труду .

ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ :

Младшая группа

1. Воспитывать уважение к людям любой профессии.

2. Подчеркивать значимость результатов их труда .

3. Поддерживать желание детей помогать взрослым .

4. Приобщать детей к самообслуживанию

5. Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой деятельности .

Средняя группа

1. Воспитывать положительное отношение к труду , желание трудиться .

2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо) .

4. Разъяснять детям значимость их труда .

5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию в младшей группе

Игра «Накроем стол для кукол»

Цель : Учить детей сервировать стол , называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры : Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда) . Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).

Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель : Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях ; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры : Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла) .

Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло (подставляет кукле называемые предметы) .

Как вы думаете, что она будут делать? (Стирать.) Правильно.

А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшённая.)

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия , в которых необходимы соответствующие предметы. Детям показывают эти предметы (утюг, стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т. п.).

Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов , соответствующих тому или иному виду труда , или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций, предлагая детям угадать более сложные трудовые процессы . Например : ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш – подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена : один ребёнок рисует предметы на доске (выкладывает картинки, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Кому это нужно?»

Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах . Знакомить с профессиями.

Ход игры

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например : это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов .

Например : клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде .

«Кто это делает?»

Цель : упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.

Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т. п.

«Кто что делает?»

Цель детей о труде (трудовых операциях ) людей разных профессий.

Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…

Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…

Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, и т. д.

«Исправь ошибку»

Цель : учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т. д.

«Для человека какой профессии это нужно?»

Цель : расширять представления детей о предметах , необходимых человеку определенной профессии.

Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.

Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.

Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.

Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т. д.

«Кому что нужно для работы?»

Цель : расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.

Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски. и т. д.

«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии) »

Цель : упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.

Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача : стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь» , швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т. д.

(с мячом)

Цель : учить детей

Потешки для детей в режимных моментах

При умывании

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Водичка серебристая

Струится из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

«Водичка серебристая,

Ты как сюда попала?»

«Через луга росистые

Я в детский сад бежала»

«Водичка серебристая,

Зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб все вокруг сверкало»

Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

Посмотрите, крошки,

На свои ладошки.

Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

Кто не моет руки с мылом

От среды и до среды.

На мохнатом полотенце

Отпечатаны следы.

Нам водичка - добрый друг,

Скажут люди все вокруг.

Мы на руки все польем,

А потом играть пойдем.

Говорим тебе - спасибо,

Ты даешь ребятам силу.

Дорогие мои дети!

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Все равно, какой водою :

Кипяченой, ключевой.

Из реки иль из колодца,

Или просто дождевой.

Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою, После сна и перед сном.

Каждый день я мою мыло

Под горячею водой.

Мойся, мыло, не ленись,

Не выскальзывай, не злись.

Вот оно и не упало,

Мы не моем его сначала.

Ах, опять оно упало,

Будем мыть его сначала.

Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто,

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.

Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию в средней группе

«Угадайте, что я делаю?»

Цель : Расширять у детей представление о трудовых действиях . Развивать внимание.

Ход игры

Воспитатель с детьми берутся за руки и встают по кругу. В центр круга входит ребенок. Все идут по кругу и говорят :

Что ты делаешь – мы знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия , показывая их не только движениями, но и по возможности передает звуками.

Например :

Чистит пылесосом пол

Забивает гвоздь

Едет на машине

Стирает

Несет ведро с водой

Протирает зеркало

Трет на терке

«Назови профессию»

Цель : учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.

Ход игры

Воспитатель называет машины , транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.

Например :

Трактор – тракторист

Машина «Такси» – шофер (таксист)

Экскаватор – экскаваторщик

Комбайн – комбайнер

Подъемный кран – крановщик

Поезд – машинист

Корабль – капитан

Самолет – летчик (пилот)

Космический корабль – космонавт

Пожарная машина – пожарный

Бульдозер – бульдозерист

«Угадай профессию»

Цель : расширять у детей представление о профессиях.

Ход игры

Воспитатель показывает детям карточки с изображениями предметов . Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда .

Например :

Сад – садовод

Цветы – цветовод

Пчела – пчеловод

Гаечный ключ – слесарь

Ведро и швабра – уборщица

Билет – кондуктор

Касса – кассир

Рубанок – столяр

Краска и кисть – маляр

Мастерок – штукатур

Кульман – инженер

Компьютер – программист

Шприц – медсестра

Огнетушитель – пожарный

«Кто где работает?»

Цель : уточнить представления детей о том , где работают люди разных

профессий, как называется их рабочее место.

Воспитатель – в детском саду ;

учитель – в школе;

врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т. д.

«Кто это знает и умеет?»

Цель : расширять представления детей о том , какими знаниями и умениями

должны обладать люди разных профессий.

Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель .

Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры … музыкальный руководитель.

Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Цель : учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

«Продолжи предложение»

Цель : упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду,

Прачка стирает (полотенца, постельное белье, халаты) .

Воспитатель утром с детьми (делает зарядку, завтракает, проводит занятия)

Дворник зимой во дворе (сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки) и т. д.

«Кто на фото?» ; «Найди и расскажи» (по фотографии)

Цель : закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада .

Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке : как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?

Пословицы и поговорки о труде

Человек рожден для труда .

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Что потрудился , то и поел.

Воля и труд дивные всходы дают .

Не потрудиться , так и хлеба не добиться.

Кто хорошо трудится , тому есть чем хвалиться.

Труд человека кормит , а лень портит.

Наше счастье в общем труде .

Кто трудиться , тот и пользуется.

Без труда нет добра .

Без труда меду не едят .

Трудовая денежка - мозольная .

Труд кормит и одевает .

Не замочив рук, не умоешься.

Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно.

Не разгрызть ореха - не съесть и ядра.

Без хорошего труда нет плода .

Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Там и хлеб не родится, где кто в поле не трудится .

Зажиточно жить - надо труд любить .

Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.

Дитя любит ласку, а станок - смазку.

Не следи за гудком, а следи за станком.

Труд при учении скучен , да плод от учения вкусен.

Труда много , а добычи мало.

Трудовая денежка до веку живет.

Трудовое беспорочно , хоть мало, да прочно.

В труде победить - мир укрепить.

В труде рождаются герои .

Где труд , там и счастье.

Трудовое добро ни в воде не тонет, ни на огне не горит.

От бессонницы трудом лечатся .

Кто любит трудиться , тому есть чем похвалиться.

Лучше честным трудом добытая черствая корка, чем сдобный пирог, да краденый.

Тот ничего не боится, кто честно трудится .

Труда не терпев , и чести не будет.

Чести без труда не сыскать .

Без труда в саду нет плода .

Без труда и отдых несладок .

Без труда и палку не выстругаешь.

Без труда не проживешь .

Без трудностей труд немыслим .

Без успеха в учебе нет успеха в труде .

Без учебы и труда не придет на стол еда.

Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.

Без хлопот и труда растет не кукуруза , а лебеда.

Благо жизни - в труде .

Бог труды любит .

Старание и труд свое возьмут .

Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.

Трудовая копейка впрок идет .

Трудолюбив как муравей .

Трудящиеся едят , нетрудящиеся глядят .

У нас самый счастливый - человек трудолюбивый .

Хотя с трудом , да шло бы в дом, а нет труда , нет плода.

Трудовая денежка всегда крепка.

Трудовая денежка до веку живет, а нетрудовая всегда прахом идет .

Трудовая копейка в кармане лежит, а шальная - ребром торчит.

Трудовая копейка велика .

Здоров в еде, да хил в труде .

Без труда жить - только небо коптить.

Где успехи трудовые , там и горы зерновые.

Земля труд любит .

Кто первый в труде , тому слава везде.

Потешки для умывания

Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался

Вымыл ротик

Вымыл носик

Вымыл ухо

Вот и сухо.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

Водичка – водичка.

Водичка – водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико.

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю

С ухмылкою :

Если б грязнуля вспомнил

про мыло –

Мыло его, наконец бы отмыло.

Эй вечерняя звезда!

Эй, вечерняя звезда!

Поскорей лети сюда

И за стол со мной садись,

Кашей нашей угостись.

Кашкой толокняной,

Из чашки деревянной!

Люли, люли, люленьки.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить :

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет : «кашкою» ,

Другой – «Простоквашкою» ,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком»Ванечка Ванюша.

Ванечка, Ванюша,

Кашу всю ты скушай.

Стукни ложкой,

Топни ножкой.

Хлопни ты в ладошки,

И погладь ты кошку.

Варись – варись кашка.

Варись – варись кашка

В голубенькой чашке

Варись поскорее

Булькай веселее

Варись, кашка, сладка

Из густого молока

Да из манной крупки.

У того, кто кашу ест

Вырастут все зубки!

Ай, качи, качи, качи.

Ай, качи, качи, качи

Глянь, баранки, калачи.

Глянь, баранки, калачи,

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи.

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам оставили бараночки.

Лепим, лепим, пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Угостили бабушку,

Побежали в огород,

Там собрался весь народ,

Вот котенку пирожок,

Вот утенку пирожок,

И Сережке на зубок.

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

Ладушки, ладушки!

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки.

На окно поставим,

Остывать заставим.

Немного погодим,

Всем оладушек дадим.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше - два, Паше – два,

Ване – два, Тане – два.

Хороши оладушки,

У нашей бабушки

Потешки при одевании

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

А теперь скорей вставай

И штанишки надевай.

Раз, два, три, четыре, пять.

Собираемся играть

Завязали Настеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки – сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н,Е, Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014. 352с.

2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду .

Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2014. – 128 с.

3. Голицына Н,С. Годовое комплексно – тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режиме дня. 2- я младшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003» , 2015. – 64с.

4. Голицына Н. С. Годовое комплексно – тематическое планирование в детском саду. Занятия. Деятельность в режиме дня. Средняя группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003» , 2015. – 64с.

5. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2- 7 лет. - М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015. – 128 с.

6. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром : Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.

Игра «Кому это нужно?»

Цель.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.

Цель.
Ход игры:

Воспитатель называет предметы, а дети - профессию человека, которому он необходим. Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок.
Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

Игра «Накроем стол для кукол».

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости - ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель . Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.).
Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Кому это нужно?»

Цель . Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

Игра «Выбираем работу»

Цель . Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,
действуя по показу воспитателя.)
В капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем.
(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
В вертолетчики пойдем,
вертолеты поведем.
(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в летчики пойдем,
Самолеты поведем.
Первые две строки повторяются в начале каждого куплета,
дети на эти слова идут по кругу.
В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мы в пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.

Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель . Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры:
Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
— Зачем нужно растение? (Лейка.)
— Почему нужно кормить? (Птичка.)
— Что нужно мыть? (Тарелка.)
— Что нужно чистить? (Ковер.)
— Что нужно стирать? (Платье.)
— Что нужно гладить? (Рубашка.)
— Что нужно печь? (Пирожки.)
— Что нужно менять? (Постельное белье.)
— Кого нужно купать? (Ребенок.)
Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
— Зачем засевать поля? (Зерно.)
— Зачем сажать? (Картофель.)
— Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
— Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?
— Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
— Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
— Зачем ухаживать за своим телом?

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель . Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры:
Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь — не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.
Дети угадывают действия.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
. Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.
. Мытье горшка.
. Укладывание камушков на дно горшка.
. Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
. Насыпание в горшок поверх песка немного земли.
. Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.
. Срезание загнивших корней.
. Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.
. Уплотнение земли.
. Установка горшка с растением на поддон.
. Полив растения под корень.

Игра «Назови профессию».

Цель . Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.
Ход игры:
Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
Трактор — тракторист.
Машина — шофер.
Экскаватор — экскаваторщик.
Комбайн — комбайнер.
Подъемный кран — крановщик.
Поезд — машинист.
Корабль — капитан.
Самолет —летчик (пилот).
Космический корабль — космонавт.
Пожарная машина —пожарный.
Бульдозер — бульдозерист.
Гоночная машина —гонщик (пилот).
И т.д.

Игра «Угадай профессию».

Цель . Расширять представления детей о профессиях.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик — кроликовод.
Теленок — телятница.
Овца — овцевод.
Олень — оленевод.
Виноград — виноградарь.
Чай — чаевод.
Хлеб — хлебороб.
Сад — садовод.
Цветы — цветовод.
Пчела — пчеловод.
Поле — полевод.
Гаечный ключ — слесарь.
Ведро и швабра—уборщица.
Билет — кондуктор.
Касса — кассир.
Рубанок — столяр.
Краска и кисть —маляр.
Мастерок — штукатур.
Кульман — инженер.
Молот и наковальня — кузнец.
Огнетушитель — пожарный.
Шприц — медсестра.
Электропила — лесоруб.
Рыбацкая сеть —рыбак.
Зубоврачебное кресло — стоматолог.
Доильный аппарат —доярка.
И т.д.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры:
Воспитатель называет предмет, а дети — профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №16 «Дюймовочка»

«Использование

дидактических игр

дошкольников»

Воспитатели:

Кириллова И.В.

Батыршина Н.Н.

Использование дидактических игр

в трудовом воспитании дошкольников
"Самое большое богатство, которое отец может

оставить сыну в наследство, научить его трудиться".

К. Д. Ушинский
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.

Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

Игры, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносятэлемент творчества в действия детей.

Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых являются:


  • сюжетно – ролевая игра.

  • театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

  • дидактическая игра.
Дидактическая игра – игра обучающая.

Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.

Основной элемент дидактической игры – определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с , с бытом людей.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:


  1. Игры с предметами

  2. Настольно – печатные игры

  3. Словесные игры

Зачем засевать поля? (Зерно.)

Зачем сажать? (Картофель.)

Зачем опрыскивать? (Яблоня.)

Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?

Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?

Зачем делать еженедельную уборку квартиры?

Зачем ухаживать за своим телом?


Игры для детей 5-7 лет
Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры:

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь - не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.

Дети угадывают действия.
Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.

Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.

Мытье горшка.

Укладывание камушков на дно горшка.

Насыпание в горшок песка (высота 1 см).

Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.

Срезание загнивших корней.

Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.

Уплотнение земли.

Установка горшка с растением на поддон.

Полив растения под корень.


Игра «Назови профессию».

Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

Ход игры:

Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.

Трактор - тракторист.

Машина - шофер.

Экскаватор - экскаваторщик.

Комбайн - комбайнер.

Подъемный кран - крановщик.

Поезд - машинист.

Корабль - капитан.

Самолет -летчик (пилот).

Космический корабль - космонавт.

Пожарная машина -пожарный.

Бульдозер - бульдозерист.

Гоночная машина -гонщик (пилот).

И т.д.
Игра «Угадай профессию».

Цель. Расширять представления детей о профессиях.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

Кролик - кроликовод.

Теленок - телятница.

Овца - овцевод.

Олень - оленевод.

Виноград - виноградарь.

Чай - чаевод.

Хлеб - хлебороб.

Сад - садовод.

Цветы - цветовод.

Пчела - пчеловод.

Поле - полевод.

Гаечный ключ - слесарь.

Ведро и швабра-уборщица.

Билет - кондуктор.

Касса - кассир.

Рубанок - столяр.

Краска и кисть -маляр.

Мастерок - штукатур.

Кульман - инженер.

Молот и наковальня - кузнец.

Огнетушитель - пожарный.

Шприц - медсестра.

Электропила - лесоруб.

Рыбацкая сеть -рыбак.

Зубоврачебное кресло - стоматолог.

Доильный аппарат -доярка.

И т.д.
Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры:

Воспитатель называет предмет, а дети - профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

Игра «Накроем стол для кукол».

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы-ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель . Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья - для глажения; ведро и лейка - для полива грядок и т. п.).
Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш - подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Кому это нужно?»

Цель . Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

Игра «Выбираем работу»

Цель . Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,
действуя по показу воспитателя.)
В капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем.
(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
В вертолетчики пойдем,
вертолеты поведем.
(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в летчики пойдем,
Самолеты поведем.
Первые две строки повторяются в начале каждого куплета,
дети на эти слова идут по кругу.
В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мы в пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.

Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель . Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры:
Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
- Зачем нужно растение? (Лейка.)
- Почему нужно кормить? (Птичка.)
- Что нужно мыть? (Тарелка.)
- Что нужно чистить? (Ковер.)
- Что нужно стирать? (Платье.)
- Что нужно гладить? (Рубашка.)
- Что нужно печь? (Пирожки.)
- Что нужно менять? (Постельное белье.)
- Кого нужно купать? (Ребенок.)
Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
- Зачем засевать поля? (Зерно.)
- Зачем сажать? (Картофель.)
- Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
- Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?
- Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
- Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
- Зачем ухаживать за своим телом?

Игры для детей 5-7 лет

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель . Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры:
Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь - не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.
Дети угадывают действия.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.
Мытье горшка.
Укладывание камушков на дно горшка.
Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
Насыпание в горшок поверх песка немного земли.
Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.
Срезание загнивших корней.
Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.
Уплотнение земли.
Установка горшка с растением на поддон.
Полив растения под корень.

Игра «Назови профессию».

Цель . Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.
Ход игры:
Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
Трактор - тракторист.
Машина - шофер.
Экскаватор - экскаваторщик.
Комбайн - комбайнер.
Подъемный кран - крановщик.
Поезд - машинист.
Корабль - капитан.
Самолет -летчик (пилот).
Космический корабль - космонавт.
Пожарная машина -пожарный.
Бульдозер - бульдозерист.
Гоночная машина -гонщик (пилот).
И т.д.

Игра «Угадай профессию».

Цель . Расширять представления детей о профессиях.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик - кроликовод.
Теленок - телятница.
Овца - овцевод.
Олень - оленевод.
Виноград - виноградарь.
Чай - чаевод.
Хлеб - хлебороб.
Сад - садовод.
Цветы - цветовод.
Пчела - пчеловод.
Поле - полевод.
Гаечный ключ - слесарь.
Ведро и швабра-уборщица.
Билет - кондуктор.
Касса - кассир.
Рубанок - столяр.
Краска и кисть -маляр.
Мастерок - штукатур.
Кульман - инженер.
Молот и наковальня - кузнец.
Огнетушитель - пожарный.
Шприц - медсестра.
Электропила - лесоруб.
Рыбацкая сеть -рыбак.
Зубоврачебное кресло - стоматолог.
Доильный аппарат -доярка.
И т.д.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры:
Воспитатель называет предмет, а дети - профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С.Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества.

Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературу как средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной трудовой деятельности и деятельности детей.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Транскрипт

1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 17 Дидактические игры по трудовому воспитанию детей Подготовила воспитатель Гринь Галина Ивановна Липецк

2 НАКРОЕМ НА СТОЛ ДЛЯКУКОЛ Щель Обучать детей сервироватъ стол нызыватъ предметы необходимые для этого Знакомить с правилами этикета встреча гостей прием подарков приглашение к ý п ведение за столом Вос итывать манные чувства и дружеские взаимоотношения Ход игры Воспитатель входит в группу с нарядной куклой Щети рассматривают её называют предметы одежды Педагог говорит что сегодня у кук ы денъ рождени к ней придут гости её подружки надо помочъ ей накрыть праздничный стол используется кукольная мебель и посуда воспитатель проицрывает с детьми этапы деятельности помыть руки остелить скатерть поставить в центр стола в вочку с цветами салфетницу и хлебницу приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки а рядом с Затем р зы рывается эпизод встречи гостей кукол рассаживают на месте Щетям старшего дошкольного возраста с целью закреплени навыков дежурства можно показать картинки с изображение еречисленных выше предметов нарисованы по одному для того чтобы дети расю адыве ли их по порядку опреде я последовательность сервировки стола

3 ЧТО МАША ХОЧЕТ ДЕЛАТЬ Щель Уточнять представление детей о некоторых трудовых действиях инструментах и оборудовании необходимых для работы о матери г ах ход игры Воспитатель обращается к детям от имени кук ы бибао Маша просит у меш тазик ведро с водой и мыло представляет кук е называемые ею предметы Как вы думаете что она будет делатъ Стиратъ Правильно А теперь Маша просит датъ ей кастрюлю молоко сахар соль и пшено Что собирается делать маша Кукла хочет варить кашу Как н вывается Пшенная каша В игровой форме мо Т быть рассмотрены и другие трудовые действия в которь х необходимы соответствующие предметы Ма г ышам эти предметы пок вывают утюг и стопка кукольного белъя для глажени ведро и лейка д полива црядок и т п проводя эту игру со старшими детьми воспитатель использует картинки с изображением предметов соответствующих тому или иному виду труда или просто перечисляет эти предметы без показа иллюстраций детям угадать более сложные трудовые процессы Например предлагая ножницы цветная бумага клей линейка карандаш подклеивать книги ремонтироватъ коробки атрибуты и р может быть усложнена один ребенок рисует предметы на доске а другие отгадывают вид Труда Или все дети одновременно рисуют на бумаге а затем пок зывают рисунки друг дру для угадывания

4 Щель Закреплятъ коп у это нужно У детей представления о предметах и их исполъзовании в трудовых процессах Знакомитъ с профессиями ход игры Воспитатель предлагает детям р вные предметы просит н ввать их и раск вать когда они исполъзуются и с какой целъю Например это половник он нужен повару чтобы размешать кашу разливать суп и компот и т д пр проведении и ры с детъми атаршего дошколъного возраста воспитатель подбирает р зные картинки с изображениями предметов Например к ещи молоток пылесос кофемолка штурва компьютер микрофон кульман сантиметр микроскоп телескоп отбойный молоток и Щети берут картинку р и не зывают профессию человека который исполъзует изображенный предмет в своем труде

5 ВЫБИРАЕМ РАБОТУ Щель Щатъ детям элементарные представления о профес сиях людей труд которых не был в сфере наблюдений детей Вызывать интерес к труду людей любой профессии Ход игры Воспитатель вместе с м пышами встает В хоровод и предлагает идти по кругу приговаривая БУдем дружно подраетатъ Ирабо выбирать В космонавты мы пойдем И ракеты поведем Щети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты действуя по пок зу воспитателя В капитаны мы пойдем Корабли мы поведем Показывают как капитан смотрит в бинокль В вертолетчики пойдем Вертолеты поведем Бе т и делают круговые движения руками над головой игру можно продолжить с детьми постарше они уже сами имитируют соответствующие действия А мы в летчики пойдем Самолеты поведем В комбайнеры мы пойдем И комбайны поведем Мы в пожарные пойдем И пожар тушить начеем

6 ЗАЧЕМ ЦЛЯ ЧЕГО ПОЧЕМУ НУЖНО ЭТО ДЕЛАТЬ Щель Формироватъ У детей представление о необходимости труда расширять знани о трудовых процессах ход игры Воспитатель спрашивает малышей пок зывая картинку предмета характеризующего то или иное действие Щети должны назвать это действие Зачем нужно растение лейка Почему нужно кормить птичка нужно мытъ тарелка чистить ковер стирать платъе гладить фубашка печь пирожки менять постельное бельё купатъ фебенок етям старшего дошкольного возраста задаются вопросы посложнее Зачем засевать по ц зерно сажать картофель опрыскивать яблоня покупать в маг вине хлеб молоко сосиски фрукты ремонтировать сломавшуюся игрушку делать еженедельную уборку квартиры ухаживать за своим телом

7 угадайте что я делаю Щель РасширятЪ У детей представление о трудовых действиях развивать внимание Ход игры Воспитатель с детъми берутъся за руки и встают по кру центр круга входит ребенок Все идут по кру и говорят В Что ты делаешь не знаем Поглядим и угадаем Ребенок имитирует трудовые действия пок зыв их не толъко движениями но и по возможности передает звуками Например чистит пылесосом пол забивает гвоздь пилит едет на машине стирает несет ведро с водой протирает зерк ло в мясорубке и т д рубит дрова трет на терке проворачивает что то

8 что сначала что потом растений щель Уточнять знания детей о правилах ересадки комнатных Ход игры Воспитателъ пок зывает детям картинки с изображееием действий производимь Х при пересадке комнатных растений и просит р вложитъ их по порядку выполнения действий опрокинутый горшок из него вынимают растение о Мытье горшка о Насыпание в горшок песка вьтсота см о Насыпание в горшок поверх песка немного земли о отряхивание палочкой старолй земли с корней растени Срезание загнивших корней о Посадка растени в горшок так чтобы месио перехода в корень было на поверхности и засыпание землей Уплотнение земли о Установка горшка с растением на поддон о Полив растения под корень

9 НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ щель Учитъ правильно н вывать управляемых этим человеком профессию человека по видам машин ход игры Воспитатель н зывает машины транспортные и прочие технические средства а дети н вывают управ яют например Трактор тракторист Машина шофер профессии людей которые ими


Трудовое воспитание в детском саду «Кто где работает?» Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место. Воспитатель в детском саду; учитель

Консультация для родителей Выполнила: воспитатель МБДОУ «Родничок» Ахмедзянова Светлана Дмитриевна «Готовим детей к обучению в школе» Памятка для родителей будущих первоклассников Общая ориентация детей

Каменская Алия Александровна, воспитатель I категории ДОУ «Сказка». Новосибирская область г.куйбышев Ни для кого не секрет, что дошкольное детство важный период в жизни дошкольника. Воспитание подрастающего

Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых Автор-составитель: Ланкина Надежда Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад 171» «Кому что нужно?» Цель: учить детей соотносить

Воспитатель МДОУ Детский сад 4 «Радуга» п. Уразово Сереженко Оксана Петровна Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательно исследовательская, двигательная. Цели: уточнить представления

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 2 «Звездочка» с. Бердыкель Грозненского муниципального района Консультация для воспитателя «Воспитание ценностного отношения дошкольника

«Воспитание ценностного отношения дошкольника к труду в ДОУ с учетом ФГОС ДО» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва Конкретное

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области детский сад «Радуга» Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Поможем

Педагогический проект во второй младшей группе. МКДОУ «ДС ОВ «БЕРЁЗКА». ЯНАО, пос Пурпе. Руководитель проекта: Воспитатель Романова О.А. 1 кв.категория Участники проекта: Дети второй младшей группы Знакомство

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ: ДЕЖУРСТВА Преподаватель АПК: Донченко Е.А. Эпизодические (краткосрочные) Длительные Отсроченные по времени Младший возраст (по столовой и занятиям) Старший возраст (по столовой,

Калистратова Елена Валентиновна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад 142», г. Чебоксары, Чувашская Республика КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВКУСНАЯ КАША ЗДОРОВЬЕ

Конспект проведения сюжетно - ролевой игры: «Детский сад»: сюжет «Повар». в старшей разновозрастной группе, МКДОУ «Военногородской детский сад общеразвивающего вида» Составила: воспитатель первой категории

Самообслуживание хозяйственно-бытовой труд труд в природе совместный труд со взрослыми Срок Содержание труда Цель Оборудование Сентябрь Игра «Мы пришли умыться» Знаем, знаем, да, да, да Где тут прячется

Тема: «Знакомство с профессией повар». (Познавательное развитие» Выполнила: Филипова. О. А. воспитатель, МДОУ «ЦРР- Д\С 122» Цель: расширить представления детей о профессии повара. Задачи: познакомить

Отчет о проведении игры путешествия на тему: «Моя будущая профессия». Средняя группа 2. Воспитатель: Прикащенкова Мария Юрьевна. 1 сентября, в средней группе 2 «Пчелка» была проведена играпутешествие на

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Вкусная каша здоровье наше» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе 9. «Вкусная каша здоровье наше»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 49 «ФЕЯ» Конспекты сюжетно-ролевых игр с учѐтом гендерной социализации для детей средней группы детского

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 18 «Сказка» муниципального образования Тимашевский район Педагогический проект «Знакомство с профессией

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ДЕТЕЙ: ПОРУЧЕНИЯ Преподаватель АПК: Донченко Е.А. Эпизодические (краткосрочные) Длительные Отсроченные по времени Младший возраст (по столовой и занятиям) Старший возраст (по столовой,

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако

КАРТОТЕКА: ТРУД В ПРИРОДЕ И В ГРУППЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Полив комнатных растений». Цель: Расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые

МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» Конспект открытого занятия с детьми среднего возраста «День рождение Алдуни». Подготовила: Воспитатель МБДОУ «Александровский детский сад «Ягодка» - Панкова

II Сюжетно-ролевая игра Задачи Поощрять участие детей в совместных играх. Развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.

Модель развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для детей среднего возраста (4-5 лет) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 10«Снежинка» городского округа

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 82 Комбинированного вида Приморского района Г.Санкт Петербурга Конспект Непосредственной образовательной деятельности с детьми

Наблюдения за комнатными растениями 1 Цель: продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 169» г. Оренбурга Конспекты индивидуальных занятий с детьми II коррекционной группы Воспитатель: Легаева

Гусева Анна Александровна Мурзина Елена Рашитовна Зимина Марина Сергеевна Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад 336» КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

Недельная проектная деятельность во второй младшей группе «Посуда» Технологическая карта проекта Содержание Пояснение Название проекта Путешествие в мир посуды Тип Педагогический Вид Практический, групповой,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 Конспект НОД Познание (Безопасность) Воспитатель: Румянцева И.М. Калязин, 2014г. Тема: «Научим Машеньку правилам личной безопасности» Цель:

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия для подготовительной группы по теме «Профессии» Новоселова Людмила Тема: «Профессии». Цель: закрепление знаний по теме «Профессии». Задачи: 1. Продолжать

Педагогический проект Знакомство детей с профессией повар Педагогический проект во второй младшей группе Знакомство детей с профессией «Повар» Воспитатель: Варварина Светлана Михайловна Участники проекта:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 50 г. Липецка Конспект интегрированного занятия по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «Кто

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 10» 660001 г.красноярск ул. Пушкина, 11. тел.298-58-07, [email protected] КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развивающая предметно-пространственная

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад 21 «Искорка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социально - личностному

«В игре все может быть всем, или зачем нужны предметызаместители» Детям всех стран, всех народов, всех возрастов присуще одно общее свойство они обязательно играют. Если ребенок не играет, значит, он болен

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Яблоновый Овраг муниципального района Волжский Самарской области План-конспект НОД в рамках

Сюжетно-ролевая игра во 2 младшей группы «А» «День рождение котенка» Игру провела воспитатель 2 младшей группы: Лукина Юлия Александровна. 2017 Цель: Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5» г. Гусь-Хрустальный ПРОЕКТ «Ешьте на здоровье!» 1 младшая группа Воспитатели: Дрожжинова В.Л., Сальникова Л.В. Тема: «Ешьте

НОД «Русская печь» МДОУДС 4 г. Белинский Воспитатель: Гришунина О. В. Задачи: П: формировать представления о предметах быта в русской избе: (печь, ухват, коромысло) ; продолжать знакомить детей с историей

Занятие с использование интерактивной доски по формированию элементарных математических представлений «В гости к Машеньке и Медведю». Развивать умение ориентироваться, определять и называть стороны. Продолжать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 50 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» Челябинская область

«РАЗВИВАЮЩИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет тема «Путешествие в мир мебели» образовательная область «Познание» Иванкова В.В., воспитатель

«Кто готовит нам обед?» (конспект занятия в первой младшей группе по образовательным областям «Познание» и «Коммуникация») Подготовилала: Бурлакова Галина Аркадьевна, воспитатель I квалификационной категории

Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Помощники Буратино». Задачи приоритетной образовательной области: «Коммуникация»: формирование

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы «Кормление куклы Кати» Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время