Значение слова «священный. Защита Отечества – священная обязанность

Словарь Ушакова

Священный

свяще нный , священная, священное; священ, священна, священно (книж. ).

1. Обладающий святостью, признаваемый божественным (церк. ). Священное писание.

2. Связанный с религиозным культом, относящийся к богослужению (церк. ). Священные гимны. Священная утварь.

3. Оправдываемый религией, соответствующий религиозно-нравственному идеалу (церк. , ритор. ). Священные войны (напр. мусульман против христиан).

4. перен. Необычайный, возвышенный, как бы мистический (поэт. , устар. , иногда ирон. ). «Будь Вестой этого священного огня, который горит в моей груди.» Гончаров . «В священном сумраке дубравы задумчиво брожу.» Батюшков . «И при тебе душа полна священной тишиной.» Баратынский . «Прежде всего меня объял священный ужас.» Салтыков-Щедрин . Священный трепет.

5. перен. Дорогой, заветный (книж. ритор. ). «Я никому не мог сказать священных слов "отец" и "мать".» Лермонтов . «Ее уж нет, но рай воспоминаний священных мне оставила она.» Языков . «Все отдать для отчизны священной.» Некрасов . «Имя его (Пушкина) - священный авторитет для каждого русского читателя.» Чернышевский . «Коммунизм - наше красное знамя и священный наш лозунг - борьба.» Революционная песня . Социалистическая собственность священна и неприкосновенна.

6. перен. Чрезвычайно почетный, высокий, исключительный по важности. Неукоснительный (книж. торж. ). «Обязанность для меня - дело священное.» Гоголь. Священная обязанность. «Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР Конституция СССР .

Священный союз (ист. ) - политической соглашение между Россией, Австрией и Пруссией в 1815 г. после победы над Наполеоном, имевшее целью борьбу с революционными и национальными освободительными движениями и защиту монархического строя в Европе.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Священный

Священный

♦ Sacre

Имеющий абсолютную ценность. Всякое поползновение против священного, не сопровождаемое особыми предосторожностями, приравнивается к святотатству. Мир священного – особый мир, своего рода представитель иного мира в мире здешнем. Он существует, или должен существовать, отдельно от повседневного, светского, да и просто человеческого мира. Поэтому слово «священный» исполнено более глубокого смысла, чем слово «достопочтенный». Действительно, священное заслуживает больше чем уважения; оно требует поклонения и «трепетного страха», некоего сочетания ужаса и зачарованности. В этом, строгом, смысле слово «священный» принадлежит религиозному словарю и противостоит понятию «профанация» – точно так же, как божественное противостоит человеческому, а сверхъестественное – природному. Если допустить, что ни богов, ни сверхъестественного не существует, в чем лично я убежден, то окажется, что «священный» – не более чем слово, которым мы обозначаем архаические или иллюзорные чувства.

В более общем и более размытом значении под «священным» иногда понимают нечто, якобы имеющее абсолютную ценность и в силу этого заслуживающее безусловного уважения. Так, можно говорить о священном характере человеческой личности и даже «священном и нерушимом» праве на частную собственность (что отражено в декларации прав человека от 1789 года). Трактуемое в этом более широком смысле, священное может быть осквернено, хотя это считается недопустимым. При этом предполагается, что ради защиты священных вещей можно и нужно идти на священные жертвы. Именно это имеет в виду мой друг Люк Ферри, когда говорит, что всякое человеческое существо священно, – да и мне самому приходилось, хоть и нечасто, высказываться в этом же духе. Остается выяснить, в каком смысле мы употребляем слово «священный» – строгом (и в этом случае гуманизм есть религия; см. «Человек-Бог, или Чувство жизни» Люка Ферри) или более широком (в этом случае гуманизм есть всего лишь мораль). Что касается меня, то я с полной решимостью склоняюсь ко второму толкованию, дабы избежать чрезмерных оценок понятия в приложении к человеку. В моем понимании священное есть не столько концепт, сколько метафора. И хотя порой она позволяет высветить многие вещи, это еще не причина, чтобы безоглядно уверовать в нее. Простого уважения вполне достаточно, и лучше им и ограничиться.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Священный

1. Обладающий святостью; божественный.

* Священное писание (книги Ветхого и Нового Заветов). *

2. Относящийся к религиозному культу.

* Священный обряд. *

3. Чрезвычайно почётный, исключительно важный.

* Священная обязанность. *

Словарь Ожегова

СВЯЩЕ ННЫЙ, ая, ое; ен и енен, енна.

1. В религии: обладающий святостью, божественный; соответствующий религиозному идеалу. С. сан.

2. Относящийся к религиозному культу. С. обряд. Священная утварь.

3. Чрезвычайно почётный и исключительный по важности, (в 3 знач.) (высок.). Священная обязанность. С. долг.

4. Исполненный благоговения. С. трепет. С. восторг.

Священное писание религиозные книги. Христианское Священное писание (признанные Православной Церковью как канонические 27 книг Нового Завета и 38 книг Ветхого Завета). Иудейское Священное писание (Ветхий Завет). Священное писание ислама (Коран).

| сущ. священность, и, ж. (к 1, 3 и 4 знач.).

Словарь Ефремовой

Священный

  1. прил.
    1. :
      1. Обладающий святостью; освященный.
      2. Связанный с религиозным культом.
    2. Ведущийся в интересах религии.
    3. :
      1. перен. Особенно дорогой, глубоко чтимый, заветный.
      2. Такой, на который нельзя посягнуть; неприкосновенный.
      3. Нерушимый, незыблемый.
    4. :
      1. перен. Возвышенный, благородный.
      2. Высокий, почетный.
      3. Предпринятый, ведущийся с освободительной целью, за справедливое дело (о войне, сражении, бое).
    5. перен. Почтительный, благоговейный.

Словари русского языка

Недавнее предложение членов Общественной палаты о необходимости замены в тексте военной присяги слова «клянусь» на «обещаю» дало повод для продолжения разговора о наболевших проблемах «доведенной до нового облика» армии. В одном из важных вопросов – повышении престижа ВС – автор апеллирует в большей степени к историческим традициям, а не к достижению эпохи модерна – приоритету закона.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная 12 мая 2009-го, и Военная доктрина Российской Федерации от 5 февраля 2010 года содержат положения, недвусмысленно указывающие в основных задачах на повышение престижа военной службы. Последняя имеет высокий статус как особый вид государственной. Но если ставится такая задача, значит, защита своего Отечества стала профессией менее уважаемой в обществе, чем другие, а выполнение воинской обязанности – обременительным. Об этом, в частности, свидетельствует наличие большого числа граждан, получивших повестки, но уклонившихся от призыва.

Сомнительные результаты

Стало распространенным такое явление, как изменение места жительства без снятия с воинского учета и уклонение от получения повестки. В 2011 году более 235 тысяч мужчин призывного возраста (примерно одна пятая от численности нашей современной армии) без особых затруднений нашли путь, как избежать военной службы. Эффективных мер противодействия пока не наблюдается. За годы реформирования Вооруженных Сил сокращено большое число высокоподготовленных и опытных офицеров, научных кадров. Что касается профильных учебных заведений, в них прекращен или ничтожен набор для подготовки офицеров. В обществе зреет отношение к военной службе как к делу только определенной группы людей, связавших свою жизнь с военной профессией на основе контракта.

Такое положение свидетельствует об изменении общественного сознания, которое получило свое закрепление в Конституции Российской Федерации. От тезисов «Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР» и «Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР – почетная обязанность советских граждан», изложенных в Конституции СССР 1977 года, современная Россия перешла просто к долгу и обязанности – сродни уплате налогов или охране природы. Они, конечно, тоже безусловны, но вряд ли сопоставимы по степени важности. В настоящее время актуальность проблемы заключается не столько в недостатке мер социальной защищенности военнослужащих, сколько в утрате мировоззренческих основ сознательного служения Родине.

Истоки мужества

Еще в далеком 1054 году князь Ярослав Владимирович Мудрый в завещании своим детям дал ясное понимание сущности Отечества как наследия предков: «Если же будете в ненависти жить, в ссорах и распрях, то и сами погибните, и землю отцов своих и дедов, с такими трудами добытую, погубите». Военный публицист и историк А. А. Керсновский отмечает, что «в основу русской воинской системы испокон веков положен был принцип ее обязательности – принцип долга каждого защищать Русскую землю». Это отличало ее от западноевропейской системы, где «царил принцип найма, вербовки», а военное дело считалось «доходной профессией».

Авторитет армии в России традиционно был высоким, потому что само существование государства зависело в основном от состояния ее боевой готовности, а статус военного человека в обществе поддерживался определенными льготами, что выделяло военную службу из других сфер деятельности государства. В своем развитии воинская система России прошла путь от стези избранных к всеобщему и исключительно важному для всех граждан страны делу.

Военная реформа, проведенная царем Иоанном IV Васильевичем, позволила создать постоянное стрелецкое войско и земское ополчение, которое созывалось по принципу обязательной повинности в военное время. Последнее формировалось из дворян, избранных царем из лучших людей, состоящих на службе государства. В целях материального стимулирования им дали землю, а награждение осуществлялось исключительно за верную и полезную службу. Требование нравственного порядка к воинству, дающее четкий и ясный ориентир в поведении каждого служивого человека, было сформулировано в принятом в 1556 году уложении о службе: «И служба бы царская безо лжи была и без греха вправду».

Удивительный пример заботы о пленниках находим уже во времена царя Алексея Михайловича: «Царем и всем православным християном не токмо пленных окупати, но и душу свою за них полагати достойно». В отдельной главе Соборного уложения 1649 года по этому вопросу было установлено собирать деньги «з городов всего Московского государства». При этом «со всяких служилых людей» брали в два с половиной раза меньше, чем с остальных социальных групп общества.

К этому периоду относится зарождение системы социальной защиты отставных военных, которых стали посылать в монастыри, где давали содержание до смерти. С течением времени система постепенно совершенствовалась. В 1663 году, к примеру, был издан указ о назначении раненым денежного и кормового жалованья. В нем впервые было установлено деление на тяжело и легкораненых.

В целях укрепления воинской дисциплины и привития норм, определяющих поведение «ратных людей», Соборным уложением устанавливались ограничения: не чинить насилия и убытка гражданским, не отнимать у них продовольствие и корм для коней, не допускать потрав сенных покосов. За допущенные нарушения, выявленные судом, устанавливались соответствующие наказания и возмещение убытков. Строгое наказание было за самовольный «побег з государевой службы» – от битья кнутом и уменьшения денежного содержания до конфискации поместья. За воровство ружья полагалось бить кнутом «нещадно», а лошади – «руку отсечь». За убийство мирного населения и насилие над женщиной – «казнити смертию».

При Петре I обязательная воинская повинность была объявлена пожизненной и постоянной, только тяжелые раны, неизлечимые болезни и глубокая старость освобождали дворянина от военной службы. Были повышены требования к образованию молодых людей, которые должны были приходить на службу грамотными, а без этого они записывались навсегда в рядовые. Рекруты набирались из сельских и мещанских общин, которые собирали ему 150–200 рублей, что по тем временам представляло крупную сумму. При этом воинская служба избавляла от крепостной зависимости. Территориальная система комплектования, при которой земляки попадали в один полк, позволяла легче переносить тяжелый быт и обучение, способствовала укреплению войскового товарищества.

В то же время пожизненная служба влекла за собой утрату рекрутами связи со своим прежним окружением и породила особую социальную группу российского общества – военное сословие с наследственной обязанностью, освобождавшей его от всех государственных податей и казенных повинностей. Жизнь и деятельность войск строго регламентировались. Артикул 1716 года определял правовые рамки поведения военнослужащих в различных обстоятельствах и формировал у них чувство ответственности за надлежащее исполнение воинского долга и соблюдение норм поведения.

Смертная казнь была предусмотрена за убийство или обиду женщин, младенцев, священников, старых людей в захваченных штурмом городах и крепостях. Запрещалось также «церкви, школы или иные духовные домы, шпитали без позволения и указу грабить или розбивать. Разве что гарнизон или граждане в оном здачею медлить и великой вред чинить будут». Так укреплялась русская армия, которая после Отечественной войны 1812 года стала сильнейшей в Европе. Многие гражданские служащие считали за честь сменить цивильное платье или вицмундир на военную форму, даже с переходом на нижестоящую должность.

Ломая историю

В эпоху преобразований Александра II, когда была введена всесословная воинская повинность, завершился переход к всенародному участию в военном деле. Новая организация ликвидировала несправедливость по отношению к податному сословию, поставляющему в армию рекрутов. Защита Отечества в соответствии с Уставом о воинской повинности от 1 января 1874 года стала считаться «священной обязанностью каждого русского подданного». К этому времени мир переходил к ведению войн не только регулярными армиями. Для решения задач войны требовалась мобилизация всех материальных и духовных сил общества.

Перелом в отношении к военной службе произошел в результате Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Был подорван основной принцип функционирования Вооруженных Сил – единоначалие, отменены воинские звания, погоны и сделано многое другое, что привело к развалу прежней армии. Отрицая накопленный опыт строительства ВС, была сделана попытка сформировать новую армию на принципе добровольного комплектования из числа наиболее сознательных трудящихся. Однако таковых оказалось недостаточно, а революционное сознание остальных еще не доросло до понимания добровольной защиты завоеваний революции, поэтому уже 29 мая 1918 года Всероссийский центральный исполнительный комитет своим декретом объявляет принудительный набор в Рабоче-крестьянскую Красную армию.

10 июля 1918 года Конституция РСФСР стала признавать защиту Отечества всего лишь «обязанностью всех граждан республики». Если еще в обращении Верховного главнокомандующего Крыленко от 29 декабря 1917 года о создании Революционной народно-социалистической армии говорится о «священной революционной войне против российской, немецкой, англо-французской буржуазии», то Конституция 1918 года слово «священный» не приемлет. Последующая Конституция СССР 1924 года не упоминала вообще об обязанности защиты Отечества и только через 12 лет в основном законе страны 1936 года признается значение этого эпитета. Впоследствии наш народ пришел к победе в священной Великой Отечественной войне. О важности рассмотренного понятия свидетельствует прежде всего его отрицание в переломные времена истории России – 1917 и 1991 годы, когда надо было прервать связь с прошлым, чтобы на новом основании строить сначала молодую советскую республику, а затем новую Россию. Однако с течением времени большая часть отвергнутого из исторического наследия возвращается, ошибки и заблуждения исправляются, а прерванная традиция восстанавливается.

Торжественная клятва

Одной из исторических традиций русской армии было и остается сегодня в Вооруженных Силах Российской Федерации приведение к военной присяге. Ее содержание и порядок ритуала менялись, но значение в целях воспитания у военнослужащих верности долгу, чести и доблести оставалось вне зависимости от текущего общественно-политического строя. Главными в тексте военной присяги всех времен являются высшие государственные ценности, которые должен знать и защищать каждый военнослужащий.

В Российской империи военная присяга носила сакральный смысл, каждый будущий воин начинал ее словами «обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред святым его Евангелием» и заканчивал «в чем да поможет мне Господь Всемогущий». Затем наступило время десакрализации военной присяги, а высшие государственные ценности до сего времени не один раз изменялись. Боец только что созданной Рабоче-крестьянской Красной армии брал обязательства «пред лицом трудящихся классов России и всего мира», обращаясь к идеологии и ценностям социального характера. Гражданин СССР в военной присяге апеллировал уже в большей степени к политической нации и государству «быть преданным своему народу, своей советской Родине и советскому правительству». Современная военная присяга утратила не только сакральный смысл, но и идеологическое значение. В ней присутствуют слова «народ и Отечество», но приоритет явно отдается закону. Гражданин Российской Федерации клянется «свято соблюдать Конституцию». Из современной присяги исчезло слово «враг», имевшееся во всех предыдущих торжественных клятвах, кроме присяги Временному правительству, при котором дезертирство в армии приняло массовый характер. В настоящее время девальвация основных государственных ценностей ведет к формированию общественного мнения о переходе к контрактной армии, в которой дух наемника не может не преобладать над патриотическим чувством.

Обоснование нововведений

Во времена Петра I, присягая, говорили – «обещаюсь». При Николае II – «обещаюсь и клянусь», при Временном правительстве – «клянусь… и обещаюсь», во время советской власти в 1918 году – «обязуюсь», далее – «торжественно клянусь», в Российской Федерации – «клянусь». Степень воздействия на сознание военнослужащих слов военной присяги можно оценить по свидетельствам о нарушении данных обещаний или клятв, которых в разные времена было немало.

Михаил Оськин в книге «Неизвестные страницы Первой мировой. Пленные. Дезертиры. Беженцы» пишет, что за годы этой войны до Февральской революции, когда еще в армии сохранялась воинская дисциплина, число дезертиров было 200 тысяч, а в Великой Отечественной войне – 265 104 человека. Относительно общего числа мобилизованных в Первую мировую (15,378 миллиона) это составляет 1,3 процента, в Великую Отечественную (29,5749) – 0,9 процента. Разница небольшая, но если учесть случаи коллаборационизма (по разным оценкам, это до миллиона человек), то процент нарушений военной присяги в Великой Отечественной войне значительно выше. В связи с этим можно утверждать, что слово «клянусь» в тексте военной присяги не сильнее по своему воздействию на сознание и поступки военнослужащих, поэтому ничто не мешает учитывать мнение тех, кто желает, присягая на верность Отечеству, произносить слово «обещаю».

Сегодня нельзя сказать, что Вооруженные Силы обделены заботой государства, наряду с их перевооружением совершенствуется и социальная защищенность военнослужащих. Свидетельством об изменении отношения к военной службе должно стать закрепление в Конституции Российской Федерации положения о защите Отечества как священной обязанности граждан. Им станет более понятным, если высшей государственной ценностью, которую они призваны защищать, в тексте военной присяги будут названы Отечество как земля «отцов своих и дедов», народные традиции, а не принимаемые законы. Все это должно способствовать поднятию авторитета военной службы.

Испокон веков на Руси служба Отечеству считалась священной обязанностью каждого мужчины. Сегодня это не только дело чести. «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации», - говорится в главном документе страны. Жители Бокситогорского района, достигшие возраста 18 лет, с честью и гордостью выполняют воинский долг. Наши ребята выделяются среди призывников 47 региона. Они не только лучше подготовлены, осознанно сделали выбор в пользу исполнения воинского долга, но и с большей ответственностью относятся к исполнению служебных обязанностей в частях и подразделениях, о чём говорят исключительно положительные отзывы их командиров.

25 июня в Бокситогорске прошла, пожалуй, самая крупная отправка призывников к месту прохождения службы. В этот торжественный день мы побеседовали с военным комиссаром городов Бокситогорск и Тихвин, Бокситогорского и Тихвинского районов Сергеем Свириденко и узнали о том, куда и сколько ребят из двух районов отправится к месту прохождения службы, почему родителям не стоит бояться армии и что скажет своим сыновьям военком перед отправкой в войска.

Весна-2018, так по традиции именуют между собой призыв первой половины текущего года военнослужащие, ознаменовалась для жителей Бокситогорского и Тихвинского районов призывного возраста знанием конкретного места службы. В этом году, в отличие от предшествующих, они направляются в те рода войск, куда определили будущих солдат в ходе мероприятий призывной кампании. Доподлинно известно, что наши ребята отправятся проходить службу по призыву в сухопутные войска, военно-космические силы, ВДВ, ВМФ, инженерные подразделения на территории Западного военного округа.

- Сергей Михайлович, наши призывники считаются одними из лучших в Ленинградской области. С чем это связано?

В основном мы направляем в войска подготовленных специалистов (в этом призыве их более 70 человек). Тех ребят, которые окончили техникумы и получили дефицитную военно-учётную специальность механика-водителя. Автошкола ДОСААФ в Бокситогорске и Тихвине едва ли не единственная на территории региона осуществляет подготовку водителей тех категорий, которые сегодня требуются в армии.

Командиры частей и подразделений, в которых проходят службу наши ребята, всегда дают положительные отзывы о солдатах из Бокситогорска и Тихвина. Они всесторонне подготовлены, ответственно подходят к выполнению служебных обязанностей, хорошо развиты физически, вежливы с сослуживцами и командирами.

Сегодня из Бокситогорска отправляется 21 призывник, а сколько всего ребят будет проходить службу из наших районов в рамках весеннего призыва?

Впереди нас ждёт ещё 9 крупных отправок, которые будут проходить вплоть до 15 июля. К месту прохождения службы отправится более 110 человек.

Сегодня состоялась одна из самых крупных отправок. 21 призывник направляется в город Калининград, где ребята будут нести службу в подразделениях морской пехоты Военно-морского флота России. В этом году бокситогорцы попадают именно в те части, в которые получили предназначение в ходе призывной кампании. В Калининград наши земляки будут отправлены из Санкт-Петербурга авиатранспортом.

- Отправка призывников - торжественное мероприятие. Какие традиции неукоснительно соблюдаются в такие дни?

Ежегодно перед отправкой напутственные слова ребятам говорят начальники призыва и военный комиссар. Обязательную беседу проводят и представители духовенства. Отец Николай, настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бокситогорске, делает краткий экскурс в историю, объясняет будущим солдатам важность соблюдения таких истин, как взаимоуважение, терпимость, верность долгу и чести, окропляет святой водой призывников, обязательно упоминая о том, что вера - дело добровольное. Но в основном все ребята подходят к батюшке за благословением.

В будущем, скорее всего это произойдёт в 2019 году, отправка призывников будет проходить под звуки марша «Прощание славянки».

- Сергей Михайлович, что бы Вы сказали родителям, чьи дети отправляются на военную службу?

Не надо переживать и бояться службы в войсках. И не стоит слепо верить всему, что пишут о службе в Интернете. Армия существенно изменилась за последние годы.

Родители могут приехать на присягу к своему ребёнку и увидеть, где служит, в каких условиях живёт солдат. На присяге есть возможность узнать номера телефонов командиров части и подразделения, чтобы в любой «тревожный» момент узнать достоверную информацию о своём сыне. Также каждый солдат имеет свой мобильный телефон, по которому связывается с родными в свободное время.

Особенно много нового и интересного отметят приехавшие на присягу отцы солдат, которые сами проходили службу. Они смогут лично убедиться, что сегодня в армии нет дедовщины, зато оснащённость и условия прохождения службы стали на порядок выше, чем в годы их молодости.

Для родителей главное - понять, что их сын уже не ребёнок, а взрослый человек, служба же в армии поможет ему состояться и в личной, и в трудовой жизни.

- И главный вопрос - почему же всё-таки надо служить?

Защита Родины - это не ярмо, а конституционная обязанность каждого мужчины. Гражданин должен уметь защищать своё Отечество.

- А что бы Вы сказали своему сыну?

Своим детям я скажу то же, что говорю другим призывникам: «Служба в армии - это обязанность каждого гражданина». У меня трое сыновей, и все они рано или поздно отправятся на службу в армию. Старший - в 2019 году. Средний сын планирует поступать в военное училище, а младший мечтает о службе в спецназе. Они знают, что поблажек в этом отношении им не будет. Ребята чётко для себя решили, что обязательно выполнят свой долг перед Родиной.

Мы обратились и к призывникам с вопросом: «Почему служить в армии надо?» .

Данил Хватаев, выпускник Борского агропромышленного техникума по специальности «Техник-механик», 20 лет:

«Надо умело защищать Родину от возможных военных угроз. Поэтому и служить надо. Ведь только в армии можно научиться военному искусству. Я осознанно принял решение о службе, а попасть хочу в морскую пехоту - элитные войска, получу необходимые знания, овладею навыками и умениями, важными для мужчины. Они пригодятся мне и после демобилизации».

Егор Майоров, выпускник лицея № 8 г. Тихвина, 18 лет:

«Я решил пойти в армию сразу после окончания школы, чтобы определиться, кем я хочу стать в будущем, какую профессию выбрать. И вполне возможно это будет военная служба. Сейчас ещё рано говорить о том, что будет потом. Я считаю, что каждый мужчина должен уметь защищать Родину. От кого? Да от любых угроз. Мой папа служил в ВДВ, поэтому в нашей семье сильные мужские традиции. Хочу, чтобы родители гордились мною так же, как я горжусь ими».

Ирина Никитина

Мы с моей дорогой женой Джули воспитали шестерых драгоценных детей, и вот все они уже разъехались и живут собственной жизнью. Как же я скучаю по тому времени, когда они постоянно жили с нами! Мне не хватает возможности учиться у них и учить их.

Сегодня я обращаюсь ко всем родителям и всем тем, кто желает стать родителями. Многие из вас уже воспитывают детей, для других это время может скоро настать, а для всех остальных родительские обязанности могут стать благословением в будущем. Я молюсь о том, чтобы все мы могли осознать, насколько же священна обязанность, приносящая радость, – обучать ребенка .

Как родители мы знакомим своих детей с Небесным Отцом и Его Сыном, Иисусом Христом. Мы помогаем своим детям учиться молиться. Мы наставляем и поддерживаем их, когда они вступают на путь заветов посредством крещения. Мы учим их повиноваться Божьим заповедям. Мы обучаем их Его плану для Его детей и помогаем распознавать шепот Святого Духа. Мы рассказываем истории о древних Пророках и воодушевляем следовать за живущими. Мы молимся за их успехи и скорбим вместе с ними во время их испытаний. Мы свидетельствуем нашим детям о благословениях храма и стараемся хорошо подготовить их к служению на миссии полного дня. Мы с любовью делимся с нашими детьми советами, когда они сами становятся родителями. Но даже тогда мы не перестаем быть их родителями. Мы не перестаем быть их учителями. Нас нельзя освободить от этих вечных призваний.

Давайте сегодня поразмышляем над некоторыми прекрасными возможностями обучать детей у нас дома.

Обучение во время семейного домашнего вечера

Предлагаю начать с семейного домашнего вечера. В наполненном верой доме, в котором я вырос, это было делом первостепенной важности. Я не помню конкретных уроков во время семейных домашних вечеров, но помню, что не было такой недели, когда бы мы его пропустили . Я знал, что́ было важно для моих родителей .

Помню одно из моих любимых занятий во время семейного домашнего вечера. Папа приглашал одного из своих детей пройти «тест». Он давал ряд инструкций, например, «сперва пойди на кухню и открой и закрой холодильник. Затем загляни в мою спальню и возьми пару носков из шкафа. После этого вернись ко мне, подпрыгни три раза и скажи: ‘Папа, я все сделал!’»

Мне очень нравилось, когда наступала моя очередь. Я хотел выполнить каждое задание наилучшим образом и дорожил теми моментами, когда мог сказать: «Папа, я все сделал!» Это занятие помогло мне стать увереннее, и я, будучи тогда неугомонным мальчишкой, был более внимательным, когда мама с папой обучали тому или иному Евангельскому принципу.

Президент Гордон Б. Хинкли наставлял: «Если вы хоть немного сомневаетесь в целесообразности семейного домашнего вечера, попробуйте его провести. Соберитесь со своими детьми, учите их, принесите им свидетельство, вместе почитайте Священные Писания и приятно проведите время» .

Всегда что-то будет мешать проведению семейного домашнего вечера . Тем не менее я приглашаю вас найти способ преодолеть эти препятствия и сделать семейный домашний вечер приоритетом. И обязательно добавьте смеха и шуток по вкусу!

Обучение во время семейной молитвы

Семейная молитва – это еще одна превосходная возможность для обучения.

Мне нравится, как отец президента Н. Элдона Тэннера обучал его во время семейной молитвы. Президент Тэннер рассказывал:

«Помню, как однажды вечером, когда мы преклонили колени в семейной молитве, отец сказал Господу: ‘Сегодня Элдон сделал кое-что, чего не должен был делать. Он сожалеет об этом, и если Ты простишь его, он больше так не будет’.

Эти слова отбили у меня всякое желание когда-либо это повторять – гораздо эффективнее, чем это сделала бы порка» .

В детстве меня иногда раздражали слишком, как мне казалось, частые семейные молитвы, и я думал про себя: «Разве мы уже не молились несколько минут назад?» Теперь же, став отцом, я знаю, что молитвы в семье не бывают слишком частыми .

Меня всегда восхищало то, как Небесный Отец представляет Иисуса Христа как Своего Возлюбленного Сына . Мне нравится молиться за своих детей по имени, когда они слушают, как я рассказываю Небесному Отцу, как сильно я люблю их. Кажется, нет лучшего времени для выражения любви своим детям, чем когда мы молимся вместе с ними или даем им благословение. Когда семьи объединяются в смиренной молитве, можно получить яркие и незабываемые уроки.

Обучение по первому требованию

Обучение со стороны родителей подобно работе дежурного врача. Мы всегда должны быть готовы обучать своих детей, поскольку никогда не знаем, когда нам представится такая возможность.

Мы подобны Спасителю, Который часто «обучал не в синагогах; это происходило в неформальной обстановке – когда Он принимал пищу со Своими учениками, набирал воду из колодца или проходил мимо смоковницы» .

Много лет назад моя мама рассказала, что две ее любимых беседы о Евангелии с моим старшим братом Мэттом имели место быть, когда она складывала постиранное белье и когда отвозила его к стоматологу. Одна из многих вещей, которые восхищали меня в моей матери, заключалась в том, что она всегда была готова обучать своих детей.

Обучение с ее стороны никогда не заканчивалось. Когда я служил в качестве епископа, моя мама – ей тогда было 78 лет – сказала, что мне хорошо бы постричься. Она знала, что я должен быть примером и не стеснялась говорить мне об этом. Я люблю тебя, мама!

Я, как отец, стремлюсь лично изучать Священные Писания и размышлять над ними, чтобы правильно использовать спонтанные возможности обучать своих детей или внуков и внучек, когда возникает подходящий момент . «Наилучшие моменты для обучения иногда начинаются с искреннего вопроса или обеспокоенности кого-то из [членов семьи]» . Открыты ли наши уши в такие моменты?

Мне нравится приглашение Апостола Павла: «Будьте всегда готовы всякому, [в том числе и ребенку,] требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» .

Когда я был подростком, нам с отцом нравилось соревноваться друг с другом в том, у кого крепче хватка. Мы как можно сильнее сжимали руки друг друга, чтобы один из нас начал корчиться от боли. Сейчас это уже не кажется чем-то смешным, но почему-то тогда это было очень весело. После одной такой схватки папа посмотрел мне в глаза и сказал: «У тебя сильные руки, сынок. Надеюсь, в твоих руках всегда будет сила никогда не касаться молодой девушки ненадлежащим образом». Затем он попросил меня оставаться нравственно чистым и помогать в том же окружающим.

Старейшина Дуглас Л. Каллистер сказал следующее о своем отце: «Однажды на пути с работы домой отец вдруг сказал: ‘Я заплатил сегодня десятину. На квитанции я написал ‘спасибо’. Я очень благодарен Господу за то, что Он благословляет нашу семью’».

Затем старейшина Каллистер воздал должное своему отцу-учителю, сказав следующее: «Он обучал послушанию как делами, так и своим отношением» .

Думаю, что время от времени будет нелишним спрашивать себя: «Чему я научу, или чему я учу, своих детей о послушании своими действиями или отношением?»

Обучение во время семейного изучения Священных Писаний

Семейное изучение Священных Писанийотличное время для обучения доктрине в доме.

Президент Рассел М. Нельсон говорил: «Родители должны не только твердо придерживаться слова Господнего; им также дан Божественный мандат обучать ему своих детей» .

Воспитывая своих детей, мы с Джули старались быть последовательными и изобретательными. Как-то раз мы решили всей семьей прочитать Книгу Мормона на испанском языке. Уж не поэтому ли Господь призвал каждого из наших детей, служивших на миссии, в испаноговорящую миссию? Es posible.

Я был глубоко тронут, когда брат Брайан К. Эштон рассказал мне, что когда он учился в выпускном классе, они с отцом вместе прочитали Книгу Мормона от корки до корки. Брат Эштон любит Священные Писания. Они начертаны в его разуме и сердце. Его отец посадил это семя, когда брат Эштон был еще подростком, и это семя выросло в огромное древо истины. Брат Эштон сделал то же самое и для своих старших детей . Его восьмилетний сын недавно спросил его: «Папа, когда я буду читать Книгу Мормона с тобой?»

Обучение примером

Наконец, обучение со стороны родителей обладает большей силой, когда они учат своим примером. Нас наставляют быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» .

Во время одной нашей недавней поездки, когда мы с Джули пошли в церковь, мы увидели этот стих в действии. На причастном собрании выступал молодой человек, в скором времени уезжавший на миссию.

Он сказал: «Вы все думаете, что мой папа – очень хороший человек в церкви, но…» Он сделал паузу, и я с волнением начал думать, что же он скажет дальше. Он продолжил: «Дома он еще лучше».


После собрания я поблагодарил этого молодого человека за такие вдохновляющие слова о его отце. Затем я узнал, что его отец – епископ в этом приходе. И хотя этот епископ преданно служил в своем приходе, его сын считал, что самое лучшее влияние он оказывает дома .

Старейшина Д. Тодд Кристоферсон наставляет: «У нас есть множество возможностей для обучения… подрастающего поколения, и мы должны полностью посвящать себя и свои труды полноценному их использованию. И что важнее всего, мы должны продолжать вдохновлять и помогать родителям становится лучшими и более последовательными учителями… в первую очередь обучающими своим примером» .

В прошлом году, когда были на отдыхе с двумя нашими младшими детьми, Джули предложила выполнить заместительные крещения в храмах в Сент-Джордже и Сан-Диего. Я начал роптать – про себя, – подумав: «Мы ходим в храм дома, но сейчас же мы на отдыхе. Почему бы не заняться чем-то более подходящим для отдыха?» После крещений Джули захотела сфотографироваться у храма. И я снова начал мысленно роптать. И вы можете догадаться, что произошло далее – мы сфотографировались.



Джули хочет, чтобы у наших детей были воспоминания о том, как мы помогали своим предкам. И я тоже этого хочу. Нам необязательно было проводить формальный урок о важном значении храмов. Мы прожили его – и все благодаря матери, которая любит храм и хочет, чтобы ее дети разделяли эту любовь.

Когда родители ценят друг друга и показывают праведный пример, дети обретают вечные благословения.

Заключение

Те из вас, кто прилагают все силы к тому, чтобы обучать у себя дома, – надеюсь, вы обретете покой и радость в своих трудах. А если вы чувствуете, что вам есть куда расти или что вам нужно лучше готовиться, пожалуйста, смиренно принимайте побуждения Духа и возьмите на себя обязательство действовать .

Старейшина Л. Том Пэрри сказал: «Здоровье любого общества, счастье его народа, процветание и мир – все это берет свое начало с тех уроков, которые дети получают в семье от отцов и матерей» .

Да, мой дом сейчас опустел, но я все еще «на дежурстве», готовый и жаждущий находить дополнительные драгоценные возможности обучать своих взрослых детей, их детей и когда-нибудь, надеюсь, и их детей.

Я прошу помощи Небес в нашем стремлении быть у себя дома учителями, подобными Христу. Во имя Иисуса Христа, аминь.

Хорхе Луису Борхесу,
который ничего подобного и представить не мог,
посвящается…

Далеко на севере лежит Республика Плодородных Равнин, сокращенно РПР. Почему она так называется - вопрос отдельный. Достаточно сказать, что по части плодородия тамошнее сельское хозяйство далеко от идеала (мягко говоря), хотя плодородных земель в той стране, вроде бы, более чем достаточно. А зерно республика все равно закупает в развитых странах. В общем, если честно, не республика, а смех один.
Впрочем, не о сельском хозяйстве Республики Плодородных Равнин пойдет речь, а о ее вооруженных силах. Дело в том, что РПР - одна из немногих стран мира, где до сих пор не отменена так называемая пенитенциарная повинность.
Согласно ихней Конституции, пенитенциарная повинность есть почетный долг и священная обязанность каждого гражданина республики мужского пола и в возрасте от восемнадцати до двадцати восьми лет. Порядок и сроки призыва на отбывание срока, как и само его отбывание, регулируются “Законом о пенитенциарной повинности”, принятым еще восемьдесят лет назад (то есть во времена, когда еще правили общественники), и, с незначительными изменениями и поправками действующим до сих пор. Повинность заключается в отбывании тюремного заключения в колонии общего или строгого режима - сроком либо в два года (срочный срок), либо один год (сверхсрочный срок). Призыв в места не столь отдаленные осуществляется через пенитенцкоматы (пенитенциарные комиссариаты). Призывные кампании случаются два раза в год: весенний призыв осуществляется с 1 января по 1 июля, осенний призыв - с 1 июля по 1 января. Также существует возможность отбывать срок по контракту. Цель отбывания срока - научить человека и гражданина любить и защищать свою родину.
Колонии для отбывания священного долга понатыканы буквально везде. Начальная пенитенциарная подготовка преподается во многих общеобразовательных средних школах; в вузах имеются кафедры пенитенциарной подготовки. Именно в школах дети получают все необходимые сведения о призыве и тюремных буднях, учатся ходить строем, изучают основы конвоирования и этапирования, стреляют из автомата, играют в химическую атаку в противогазах, а также в футбол под надзором военрука-вертухая. Кроме того, на уроках истории школьники узнают о славных победах и ратных подвигах, совершенных много лет назад плодородноравнинскими заключенными, обученными защищать свою родину.
В колонии же призывник имеет уникальную возможность приобрести множество полезных знаний и навыков. Заключенные первого года отбывания срока являются собственно заключенными, или духами. На втором году срока заключенные становятся вертухаями и сами отыгрываются на молодняке, как только могут и насколько хватит фантазии, порядком поврежденной в течение первого года. Впрочем, вертухаи не только издеваются над духами, но и даже учат их многим полезным вещам: усиленной строевой подготовке и стрельбе из автомата (если кого не научили в школе), рытью окопов полного профиля, вождению бронетехники, а также чистке сортиров. Более того, не по желанию, но по принуждению заключенный может получить дополнительную специальность: несуна-торгаша (на складе или на кухне), строителя (при возведении дачи какого-нибудь старшего вертухая или даже начальника колонии), алкаша класса “профи” (практически везде), или собственно конвоира-вертухая (если очень расстараться на втором году службы).
Впрочем, согласно все тому же “Закону о пенитенциарной повинности”, целый ряд категорий граждан имеет право на отсрочку от призыва. Перечислять все - не хватит места. Самым популярным законным способом на время откосить от заключения является трудоустройство электромонтером в вуз, научно-исследовательский институт или промышленное предприятие оборонного значения. Такие молодые люди получают отсрочку на время работы, потому что поддержание бесперебойного электропитания вуза, НИИ, или оборонного завода есть обязанность не менее почетная, чем рытье блиндажей за колючей проволокой. По истечении пятилетнего срока и при условии окончания кафедры пенитенциарной подготовки они сразу же получают звание лейтенанта-вертухая электромонтажных войск и направляются на сверхсрочный срок по окрестным колониям наводить там нойе орднунг.
Совсем не подлежат призыву граждане с различными заболеваниями (благословенный перечень недугов уточняется и корректируется каждый год), а также те, кто уже находится за колючей проволокой, но не по призыву, а за, так сказать, особые заслуги перед законом.
Надо сказать, что мало кто из тамошних молодых людей горит энтузиазмом по поводу перспективы отбывания срока без всяких на то причин, поэтому косят они от священного долга всеми правдами и неправдами.
Правители Республики Плодородных Равнин вот уже двенадцать лет (то бишь, с тех самых пор, как народовластники сменили у власти общественников) бьются над реформированием морально устаревшее системы отбывания срока, но покамест безрезультатно. Было решено, что переход к профессиональном вольнонаемным местам лишения свободы состоится не раньше, чем пройдут следующие выборы президента и не раньше, чем будет построена последняя вертухайтская или министерская дача.
А пока Палата Депутатов той долбанутой республики всерьез намерена протащить закон, по которому отбывание почетной обязанности может быть заменено денежной выплатой в пользу пенитенцкомата. А еще во всех пенитенцкоматах отныне действует горячая телефонная линия - звоните, задавайте интересующие вас вопросы. Если, конечно, сумеете дозвониться - линия работает один день в неделю сорок минут.