Языковая группа народы исповедуют буддизм. Какой народ исповедует буддизм

Нирвана) состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием... XX в. имели тяжелые последствия для народов , исповедующих буддизм , для буддологов, как и в целом для культуры, искусства и науки. В девяностые годы началось духовное возрождение. В Калмыкии буддизм объявлен государственной религией. В Бурятии...

https://www.сайт/religion/14350

Появлением империи Маурьев, особенно в эпоху правления Ашоки, буддизм , благодаря своей веротерпимости и недогматичности, оказывается наиболее подходящим для создания идеологии, объединяющей народы , исповедующие разные верования. Ашока делал главное ударение на важности... религиях, нет церкви как посредника между богом и людьми? Тем не менее, известно, что буддизм исповедуют большинство народов Азии. Буддизм можно назвать религией прежде всего потому, что он учит верить в освобождение от страданий, ...

https://www.сайт/religion/19889

Многих стран. Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм , и около 1 млн монахов и монахинь. Две с половиной тысячи лет назад у Будды были... Середина I тыс. до н. э. ознаменовалась возникновением новой религии - буддизм , получивший широкое распространение в Индии и за ее пределами и оказавший огромное влияние на идеологию, культуру и образ жизни многих народов Азии. Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он...

https://www.сайт/religion/111411

От России, где есть достаточно многочисленные и компактно проживающие национальные меньшинства, традиционно исповедующих буддизм (буряты, калмыки, тувинцы) - ставит перед буддистами Украины задачи, которые... буддизма - является развитие отечественной научной буддологии. Научное изучение буддизма просто обречено на развитие в Украине, поскольку без развития отечественной буддологии, как уже говорилось выше, невозможно ни полноценное развитие философской мысли, ни изучение истории и культуры народов ...

https://www.сайт/religion/12847

Страну за весь исторический период ее существования. Произведенный буддизмом на китайскую мысль, искусство и повседневные обычаи эффект сравним с воздействием христианства на западные народы . Буддизм являлся единственным иностранным элементов в китайской культуре, которые... , что в 405 году девять из десяти семей в северной империи было охвачено этой верой. Массы народа , увидев в буддизме религию, которая обещала им в следующей жизни то, чего они были лишены в настоящей, приняли его, ...

https://www.сайт/religion/13885

Придерживался строгого детерминизма (у нас еще будет повод вернуться к его учению). Аджита Кесакамбала - исповедовал материализм, весьма сходный с материализмом чарвака. Пакудха Каччаяна - вечность "семи тел". Санджайя... освобождения. "Висуддхимагга", "Путь чистоты", Буддагхоши - наиболее полный и глубокий трактат по медитации из существующих в хинаяна-буддизме (ок. Середины V века н. э.) - обнаруживает ту же тенденцию. Этапы медитации классифицируются, разъясняются, обосновываются при помощи...

https://www..html

Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания. 8. Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации. Мирянам в буддизме давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей), сводившийся к следующему: 1. Воздерживайся от убийства. 2. Воздерживайся... необозрима, а язык ее сложен, буддизм в России неуклонно развивается. На европейской части страны Буддизм исповедуют тысячи людей в возрасте около 30-40 лет. Тибетский буддизм в России представлен многими десятками...

https://www.сайт/religion/11296

В отношении людей, враждебных и промежуточных, которые то помогали человеку, то вредили ему в зависимости от ситуации. Богам поклонялись, приносили им дары, и всячески ублажали. В ходе рапространения буддизма среди других народов , имевших иные верования, происходили процессы ассимиляции, диффузии и идентификации богов. Под старыми или новыми названиями они входили в общебуддийский пантеон и становились...

По географии

«Религии народов мира: буддизм»

Ученика 10 «Б» класса

лицея № 34

г. Костромы

Кудашева Михаила

Научный руководитель:

Наталья Яковлевна

Г. Кострома

1. Введение.

2. Основные черты географии религии.

3. Возникновение буддизма.

4. Учение Будды.

5. Буддистский пантеон.

6. Распространение и некоторые черты современного буддизма.

7. Источники и литература.

1.Введение.

Слово «религия» встречается очень часто в обыденной речи, в научных текстах, в публицистике, художественной литературе. Это – совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога.

Человеческая мысль с давних пор стремится понять феномен религии, его природу, значение, и сущность.

В разные периоды истории человечество стремилось выразить свое отношение к религии и религиозным верованиям. Сегодня важно признать, что религия в истории народов мира занимает важное место и это не просто вера или неверие в богов. Религия пронизывает жизнь народов всех континентов. С религиозными обрядами рождается и умирает человек. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носила религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры: иконопись, архитектура, скульптура, живопись и т.д.

Религия - это и политика. Крестоносцы с именем бога совершали свои завоевательные походы. Борьба между различными религиозными группировками приводила не раз к кровопролитным войнам в странах Востока.

Для того чтобы религия приносила благо человечеству, для понимания многих процессов и явлений в современном мире ее надо изучать.

Каждая религия по-своему самобытна и интересна. Но существуют три мировые религии. Это христианство, буддизм и ислам.

В данном реферате поставлена цель - показать причины возникновения и особенность буддизма, выяснить основные черты учения Будды, познакомиться с буддистским пантеоном, праздниками, обрядами буддистов и современным буддизмом в различных регионах.

2.Основные черты географии религии.

Роль религии в обществе и в быту в наши дни у разных народов оставаться очень большой. Это относится и к экономически развитым странам Запада, где церковь, особенно католическая, выступает в качестве крупного банкира, землевладельца, влияет на политику, воспитание, школьное образование, многие другие сферы жизни. Это относится и к бывшим социалистическим странам, в которых после развала социалистической системы начался «религиозный бум». Не менее, если не более, велико влияние религии в развивающихся странах, где общий культурный и образовательный уровень обычно ниже. Вот почему знакомство с религиозным составом населения необходимо для понимания многих процессов и явлений современности.

Британская энциклопедия за 1998 год приводит следующие данные о религиозном составе населения различных стран:

Религия

Число верующих (млн. чел.)

Главные районы и страны распространения

Христианство, в т. ч. и католицизм Страны Европы, Северной и Латинской Америки, Азии (Филиппины)
Протестантизм 360 Страны Европы, Северной Америки, Австралия, Новая Зеландия, Африка (ЮАР и бывшие Колонии Великобрит.)
Православие Страны Восточной Европы (Россия, Болгария, Сербия, Украина, Беларусь и др.)
Ислам Страны Европы (Албания, Македония, Босния и Герцеговина, Россия), страны Азии, Северной Африки
Буддизм и ламаизм Китай, Монголия, Япония, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Шри-Ланка, Россия (Бурятия, Тува)
Индуизм 740 Индия, Непал, Шри-Ланка
Конфуцианство 200 Китай
Синтоизм Япония
Местные традиционные религии Страны Африки, Южной Америки, Океании, Китай, Индонезия
(источник: Британская Энциклопедия)

Из данных таблицы следует, что в зарубежной Европе распространено почти исключительно христианство во всех трёх его формах. Католицизм наиболее широко представлен в южной, отчасти западной и восточной её частях, протестантизм – в северной, центральной и западной частях, православие – на востоке и юго-востоке. В странах СНГ­­­­­­­­ ­наибольшее распространение получили христианство (православие и католицизм) и ислам.

В зарубежной Азии распространены все мировые и крупные национальные религии. Это мусульманство (ислам) преимущественно суннитского и лишь в Иране (отчасти в Ираке и Йемене) – шиитского толка. Одной из самых крупных мусульманских стран (по числу верующих – около 150 млн.) является Индонезия. В зарубежной Азии распространены: буддизм, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм, а так же христианство, которое получило распространение только в Филиппинах, в Ливане (наряду с исламом) и на Кипре.

В Северной Африке, в некоторых странах, лежащих к югу от Сахары, в Сомали и части Эфиопии господствует ислам суннитского толка. В ЮАР, среди белого населения, преобладает протестантизм, в Эфиопии – христианство. Во всех остальных странах представлены и христианство (католицизм и протестантизм), и традиционные местные верования.

В Северной Америке господствует христианство в двух его формах. Например, в США из 140 млн. верующих 72 млн. протестантов и 52 млн. католиков. В Канаде католиков больше, чем протестантов. В Латинской Америке преобладает католицизм, поэтому на Америку приходится более половины всех католиков мира.

В Австралии среди верующих преобладают протестанты, которых примерно в два раза больше, чем католиков.

В последнее время в международных отношениях, политике, экономике, идеологии, культуре всё большую роль начинают играть страны мусульманского мира.

3.Возникновение буддизма.

Буддизм возник и начал свое существование две с половиной тысячи лет назад, около YI века до нашей эры, и связан с именем легендарного Будды. Очевидно, он был лицом историческим, хотя факты его биографии, изложенные в канонических сочинениях, как бы растворились в колоссальном количестве легендарных сообщений, главные события его жизни можно выделить довольно часто.

Как свидетельствуют буддийские летописи, мать Будды – Майя Деви происходила из касты кшатриев и была замужем за королем Суддоданой. Однажды ей приснился сон, как - будто белый слон, бродя по золотой горе, приблизился к ней и, как ей показалось, вошел в нее. На следующий день созвали брахманов, чтобы попытаться разгадать его значение. Они объявили, что Майя зачала и родит либо правителя всего мира, либо Будду. Значение слова "" Будда "" с санскрита и пали может быть переведено, как ""тот, кто был разбужен"", а в религиозном контексте ""тот, на кого снизошло озарение"".

Когда подошло время рожать, Майя направилась к своим родителям в Дэвахаду. Неподалеку располагалось живописное местечко Лумбини. Гуляя поблизости в тенистой роще, Майя почувствовала родовые схватки. Она уцепилась за ветку дерева и, стоя, родила мальчика, который тут же поднялся на ножки и, сделав семь шагов, воскликнул: "" Я буду первым среди всех! ""

Младенца нарекли Сиддхартхой. Полное имя Сиддхартха Гуатама. Гуатама – родовое имя, а происходил он из племени шакьев, обитавшего в Северной Индии на южной границе современного Непала. Отсюда одно из его прозвищ - Шакья-Муни – отшельник из шакьев. Во время церемонии имянаречения король Суддходана попросил брахманов определить, будет ли его сын монархом всего мира, или же он станет Буддой. Семеро из них не смогли ответить на этот вопрос, и лишь некто Конданна утвердил, что мальчик станет Буддой.

Потом потекли детские и юношеские годы Сиддхартхи, о которых в летописных источниках встречаются самые противоречивые сведения. В отрочестве, отмечается в хрониках, Сиддхартхе не было равных ни в силе, ни в меткости стрельбы из лука, ни в овладении изящными искусствами. В 16 или 17 лет по настоянию отца он женился на своей двоюродной сестре Ясадхаре. По некоторым источникам у него была не одна жена, а несколько.

Родовитый, богатый, сильный он не испытывал каких-либо материальных затруднений, лишений, потрясений. В буддийских текстах говориться о четырех его знаменательных встречах, которые повлекли за собой решение покинуть дом и превратиться в странствующего монаха.

Так, однажды он встретил дряхлого старика и осознал, что старость неизбежна. В другой раз ему попался на глаза жалкий, слабый. Больной человек. Кучер колесницы Чандана объяснил тогда принцу, что и болезнь удел всех людей. Третий эпизод, который произвел впечатление на Сиддхартху - это встреча похоронной процессии. И будущий Будда понял, что рано или поздно, но люди умирают. Наконец, он однажды увидел монаха с посохом, который бросил мирскую жизнь, странствовал и просил подаяние.

В возрасте 29 лет Сиддхартха покидает дом, семью, жен, наголо обривает голову и отправляется в странствие на лошади в сопровождении всего лишь нескольких слуг. Он отказался от всяких соблазнов начал длительный пост, исхудал, но не достиг озарения.

После длительных странствий Сиддхартха добрался до дерева бодх. Расположившись под ним со скрещенными ногами, он погрузился в медитацию. Некто Мара, воплощение зла пытался помешать озарению. Он атаковал его, применив силу, но тщетно. Тогда он подослал трех своих дочерей – Желание, Удовольствие и Похоть, но они не смогли совратить будущего Будду.

Традиционными районами России, где исповедуется буддийская религия, являются Бурятия, Тува и Калмыкия. Основные этапы истории буддизма в этих республиках совпадают с этапами их этнической и политической истории, поскольку распространение буддизма содействовало формированию и укреплению бурятского, тувинского и калмыцкого этносов. Вне регионов исторического расселения буддийских этносов буддийские общины имеются в Москве, Санкт- Петербурге и ряде других городов России. Буддизм на территории России представлен школой гелугпа, которая является разновидностью тибетского буддизма. Бурятия. Буряты - основное население Бурятской Республики - принадлежат к централь но-азиатскому типу северо-азиатской. расы в составе большой монголоидной расы. Бурятский язык относится] к северной подгруппе монгольской группы алтайской языковой семьи.! По последней переписи населения 1989 г. на территории Россий-| ской Федерации проживало 417,5 тыс. бурят, из них 249,5 тыс) (60%) - в Бурятии. Регион исторического расселения бурят охватывает южную часть Восточной Сибири - Забайкалье (нынешние Бурятская Республика, Читинская область) и Верхнее Приангарье (Иркутская область). Здесь сосредоточено 96% бурят России. В настоящее время осознана ошибочность разделения бурятских территорий на собственно Бурятию и две анклавные автономии - Усть - Ордынский Бурятский автономный округ Иркутской области и Агинский Бурятский автономный округ Читинской области, произведенного в 1937 г. В то же время поспешное исправление ошибки путем переделки границ сейчас нереально, поскольку может привести к непредсказуемым конфликтам. Буряты - наиболее многочисленный российский этнос, исторически исповедующий буддизм. Бурятский буддизм является самым северным ответвлением центрально-азиатской культурно-исторической вариации буддизма махаяны тибетского направления гелугпа. В Бурятии, как и повсюду, буддийский культ вступал во взаимодействие с традиционными культовыми системами, трансформируясь под воздействием местных архаических верований: почитание духов земли, гор, рек и деревьев, культа святых мест. Бурятский этнос сложился в XVII-XVIII веках на базе северной ветви восточных халха-монголов (так называемые “лесные монголы”) после их вхождения в состав Российского государства. В 1627 г. в соприкосновение с русскими вошли ангарские буряты, в 1652 г. - буряты Забайкалья. По Нерчинскому мирному договору 1689 г. между Россией и Китаем регион Забайкалья отходил к России. К этому времени буддизм школы гелугпа уже распространился среди восточных бурят. В 1652 г. русские послы при главной ставке селенгинского тайши (князя) встретили ламу-гелунга. Принятие бурят в российское подданство не сопровождалось их принудительной христианизацией, хотя добровольный переход в православие поощрялся. В договоре 1689 г. шести восточнобурятских тайшей с сибирским наместником Ф.Головиным о признании ими власти “белого царя” российская сторона обязалась бурят “в православную веру... не принуждать” /16,с.3/. Распространению буддизма способствовала также частая миграция в Забайкалье род о - племенны х групп из Восточной Монголии, которая в 80-е годы XVII века попала под власть маньчжурских правителей Китая. Наиболее значительной группой среди них были цонголы, кочевавшие по реке Селенге. Вместе с ними в Забайкальский регион проникали ламы: в 1712 г. в поселения селенгинских бурят прибыло сразу 100 монгольских и 50 тибетских лам. В 1694 г. в Забайкалье прибыл из Тибета видный буддийский авторитет Агван Пунцук. Он стал ширетуем Цонгольского “кошмового храма” - первого бурятского дацана, основанного в 1741 г. и первоначально передвижного (стационарный монастырский комплекс был построен в 1753 г. на территории нынешнего Селенгинского района Бурятской Республики). Духовный авторитет Пунцука был признан другими бурятскими ламами.В 1735 г. известный ученый- историк академик Г. Миллер во время своего путешествия по Восточной Сибири встречался с ним в ставке цонгольского тайши Лубсана на реке Чикой. Беспрепятственное проникновение тибетских и монгольских лам в Забайкалье продолжалось до 1727 г. При этом бурятское буддийское духовенство считало своим духовным главой высшего буддийского иерарха Монголии Джебцзун-дамба-хутухту, находившегося в г.Урге (ныне - Улан-Батор, столица Монголии), который производил посвящение в ламы и утверждал иерархические звания. Деятельность монгольского иерарха происходила под полным контролем наместника китайского императора, отношения которого с Россией были далеко не всегда дружественными. По этой причине при демаркации границ между Россией и Китаем, согласно Кяхтин- скому договору 1727 г., российские власти приняли меры по недопущению монгольских лам на российскую территорию, а бурятских - в Монголию. Российский посланник в Китае граф С.Рагузинский-Владиславич в “Инструкции пограничным дозорщикам” от 30 июня 1728 г. предписывал “лам заграничных, чужих подданых, в улусы к себе ясачным инородцам не пропускать и довольствоваться теми ламами, которые после разграничения с Китаем остались на российской стороне... Ежели же оставшихся лам на российской стороне недовольно, в таком случае выбирать оных между собой” /16,с.35-36/. В дальнейшем данный запрет не соблюдался достаточно строго, а потому не привел к разрыву постоянных связей бурятского буддийского духовенства с духовными центрами Монголии и Тибета. В середине XIX века генерал-губернатор Восточной Сибири С.Корсаков указывал, что строгие меры по пресечению сношения бурятских лам с Монголией “могли бы служить лишь поводом к возбуждению среди инородцев враждебного к нашему Правительству настроения”, к тому же ламы, совершающие поездки в Монголию и обратно оказывали российским купцам “большие услуги в деле перевозки чая” /16,с.101-103/. Одновременно российское правительство принимало меры к юридическому оформлению буддийской конфессии. В марте 1741 г. иркутским губернатором Лангом было предписано Селенгинской воеводской канцелярии “всех наличных лам привести к присяге на верноподданство России” /16,с.37/. Всего к присяге было приведено 150 лам одиннадцати действовавших в Забайкалье передвижных юрт-дацанов. В том же году последовал именной Указ русской императрицы Елизаветы Петровны, согласно которому “ламайское вероисповедание” официально признавалось в Российской империи. Ламы выделялись в особое духовное сословие и освобождались от уплаты ясака (налога). Они получили право “проповедовать веру -ламайскую кочующим инородцам” - бурятам и эвенкам. В июле 1991 г. буддисты Бурятии торжественно отметили 250-летие официального признания их религии. С 50-х годов XVIII века в Забайкалье взамен передвижных “кошмовых храмов” началось возведение стационарных дацанских комплексов из дерева. Помимо выш еу помяну того Цонгольского дацана, крупными буддийскими центрами становятся Гусино- озерский (Тамчинский) и Тунгугалтаевский дацаны. В последнем протекала деятельность видного буддийского авторитета тибетского ламы Лубсана Шираба. / Признанным центром забайкальского буддизма в XVIII веке оставался Цонгольский дацан. В 1764 г. его ширетуй, ученик Пунцука Дамба Доржи Заяев был утвержден российским правительством в звании “Главного Бандидо-хамбо-ламы всех буддистов, обитающих на южной стороне Байкала”. Позднее, в результате соперничества между буддийскими авторитетами Забайкалья, первенство перешло к ширетуям Гусиноозерского дацана, ставшего с 1809 г. резиденцией духовного главы буддистов-бурят России. В 1796 г. в Забайкалье насчитывалось 16 дацанов с 700 ламами. Резкое увеличение числа дацанов и лам произошло в первой половине XIX века. Тогда же возникли дацаны в восточной части Забайкалья в местах расселения агинских бурят: в 1816 г. - Агинский; в 1826 г. - Цугольский (ныне - на территории Агинского Бурятского автономного округа Читинской области). К концу 40-х годов XIX века общее количество дацанов достигло 34-х, а численность лам - 5,5 тыс. (в среднем 1 лама на 20 человек). Значительную группу составляли так называемые степные ламы, жившие вне дацанов в кочевьях бурят-скотоводов и по образу жизни мало от них отличавшиеся. В некоторых родовых общинах на 100 светских лиц приходилось до 50 лам. Столь быстрый рост их численности объяснялся утвердившимся в бурятских семьях обычаем посвящать в ламы одного из сыновей. Это должно было обеспечить семье покровительство высших сил. Долгое время государственная администрация Восточной Сибири предпочитала не вмешиваться в вероисповедные дела бурят-буддистов, довольствуясь их политической лояльностью российскому правительству. Начиная с императрицы Екатерины II, все российские самодержцы - “белые цари” объявлялись бурятскими ламами земным воплощением милосердной богини Цаган-Дара-эхэ (“Белой Тары”). Устав об управлении инородцами Восточной Сибири 1822 г., предоставлявший бурятским улусам (родо-племенным объединениям во главе с князьями - тайшами и нойонами, занимавшим определенную территорию) возможность управляться по их собственным законам, сохранял права буддийских духовных лиц. Насильственное обращение буддистов в христианство было запрещено. Чересчур быстрый рост численности лам, не платящих налога и выключенных из хозяйственной деятельности, приводивший к резкому сокращению налоговых поступлений, с середины XIX века стал вызывать тревогу российских властей. Они начали принимать меры по ограничению роста количества дацанов и числа лам, и установили правительственный контроль над буддийским духовенством. В 1853 г. Сенат утвердил “Положение о ламайском духовенстве Восточной Сибири”, разработанное при участии генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Муравьева-Амурского. Положением устанавливалось штатное число буддийских духовных лиц - 285 лам в 34 дацанах. Ламы, не вошедшие в штаты, должны были возвратиться в свои улусы и перейти на положение мирян. Замещение вакантных мест штатных лам в дацанах производилось из числа 35 учеников ламской школы Гусиноозерского дацана. Создание новых дацанов запрещалось, а строительство новых храмов-сумэ в уже существующих дацанах разрешалось лишь с дозволения генерал-губернатора. В соответствии со штатами лам дацаны наделялись земельными угодьями за счет общинных бурятских земель: 500 десятин -- на Бандидо-хамбо-ламу; по 200 десятин - на ширетуя; по 30-60 десятин - на ламу (в зависимости от степени его посвящения); по 15 десятин - на ученика. Бандидо-хамбо-лама, резиденция которого располагалась в Гусиноозерском дацане, получал государственное жалование - до тысячи рублей в год. Выборы Бандидо-хамбо-ламы осуществляли собрания представителей духовенства и родовых старшин. Они выдвигали трех кандидатов, один из которых по рекомендации генерал-губернатора утверждался в данном звании Департаментом иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. Бандидо-хамбо-лама производил зачисления лам в штаты дацанов, возведение в духовные степени, назначения ширетуев. Все его действия вступали в силу после их утверждения генерал-губернатором. В ламы посвящались лица из семей, имевших не менее двух сыновей, с согласия родовой общины. / Только к концу XIX века забайкальский буддизм начал свое щрникновение в Предбайкалье. Оно сразу натолкнулось на ожесточенное противодействие как местного традиционного культа (шаманизма), так и христианизированных (православных) западных бурят. До сих пор влияние буддизма в западной части бурятской этнической территории (ныне - Усть-Ордынский Бурятский автономный округ Иркутской области) значительно слабее, чем в Забайкалье. В 1890 г. с целью ограничения распространения буддизма среди бурят Предбайкалья была принята “Временная инструкция об управлении делами ламайского духовенства в Иркутской губернии”. Согласно данной инструкции, буддийское духовенство приангарских бурят было выведено из юрисдикции Бандидо-хамбо-ламы и подчинено непосредственно губернской администрации. Несмотря на принятие “Положения” 1853 г., рост количества дацанов и числа лам продолжался. Утвердилась практика зачисления в ламы сверх штата при условии уплаты за них налога кем- либо из богатых прихожан дацана. В ламы посвящались даже буряты-казаки Забайкальского казачьего войска, которые, впрочем, на время службы должны были оставлять дацан. Значительное число степных лам вообще находилось вне административного контроля. Централизованная конфессиональная организация буддистов способствовала этнической консолидации бурят России. Видные буддийские иерархи занимали почетное положение в российском обществе, о чем свидетельствуют их награждения государственными наградами. В 1859 г., в ознаменование 25-летней службы на посту главы сибирских буддистов, Бандидо-хамбо-лама Жамсуев был награжден орденом Святого Станислава второй степени, а в 1880 г. знаток тибетской медицины гёлунг-лама Хайдапов пожалован золотой медалью за помощь в ликвидации эпидемии холеры в Астрахани. Тесное соседство в Забайкалье буддизма и православия не приводило к межконфессиональным конфликтам. Как указывал в 1882 г. генерал-губернатор Восточной Сибири барон В.Фредерикс в своем сообщении в Министерство внутренних дел о вероисповедной ситуации в крае, сибирские народы “не считают христианство верой ложной...; буряты же прямо заявляют, что христианская православная вера всем верам вера, но считают, что каждая народность получила свою веру сообразно ее житейским условиям” /16,с.98/. Вторая половина XIX - начало XX века - время расцвета буддийской культуры Забайкалья. Дацаны становятся центрами книгоиздания: если в 1820 г. печатание книг на тибетском и монгольском языках с деревянных досок осуществлялось только в Гусиноозерском дацане, то в 1887 г. ксилографические печатни действовали уже в 29 дацанах. В начале XX века в Ацагатском дацане была создана типография с наборным шрифтом. /^Буддизм школы гелугпа оказал позитивное влияние на становление традиционной науки и культуры бурят. Особенно сильным и плодотворным было его воздействие на формирование мировоззрен ческих представлений, норм нравственного поведения, медицины, художественной литературы и изобразительного искусства. Ряд дацанов, в которых был сосредоточен значительный контингент лам, получивших образование в Тибете и Монголии, превратился в крупные очаги буддийской учености. Высшие философские школы действовали в Гусиноозерском, Цугольском, Агинском дацанах; медицинские - в Цугольском, Агинском, Ацагатском. Цугольский дацан пользовался всеобщим почитанием как место пребывания лам- хубилганов. К 1917 г. на территории исторического расселения бурят имелось 47 дацанов. Контингент духовных лиц составил более 10 тыс. лам всех степеней посвящения /17/. В начале XX века среди лам и буддистов-мирян Бурятии получило распространение обновленческое движение, основоположником которого считается монгольский хамбо-лама Агванхайдав (17791838). В России движение за обновление буддизма возглавил крупнейший буддийский авторитет хамбо-лама Агван Доржиев. Его последователями в Бурятии были Д.Ринчино, Ц.Жамцарано, Д.Сампилон, С.Жигжитов, Б.Барадийн. Они выступали за возвращение к философским основам буддийского вероучения, очищение его от суеверий, организацию дацане кой жизни на принципах раннебуддийских канонов, расширение участия в религиозной жизни буддистов-мирян. После февраля 1917 г. буддисты-обновленцы попытались возглавить движение за национальное возрождение бурятского народа. По их инициативе в апреле 1917 - ноябре 1918 гг. в Чите прошли пять общебурятских национальных съездов, в числе других вопросов уделивших большое внимание вероисповедным делам. Было принято решение о реформировании конфессионального устройства буддистов Восточной Сибири на началах выборности и коллегиальности. После избрания Бандидо-хамбо-ламой сторонника обновленцев Лайдапова в дацанах началось формирование приходских советов с участием мирян, но обстановка начавшейся вскоре гражданской войны не благоприятствовала национально-религиозному возрождению бурятского народа. Автономистские устремления избранного на съездах Бурятского национального комитета вызвали резкое недовольство утвердившегося в Чите “белого” правительства атамана забайкаль ского казачества Г.Семенова. Под угрозой репрессий руководители этого комитета Д.Ринчино и Ц.Жамцарано были вынуждены бежать из Забайкалья /18/. Среди части бурятского буддийского духовенства получило распространение так называемое “Балагатовское движение”, во главе которого в 1918-1920 гг. стоял лама Кижингинского дацана Лубсан Самдан Цыденов. Названный своими последователями дхарма-, раджа (“Царь учения”), он проповедовал уход из официально существующих дацанов, в которых изучают не истинное учение Будды, а его искаженные формы, и создание в глухих таежных местах ламских общин, сосредоточенных на тантрической практике. Утверждая принцип абсолютного ненасилия для буддистов, Цыденов в 1919 г. фактически сорвал призыв бурят в “белую” армию в Кижингской долине (ныне - Кижингский район Бурятии). За это его последователи подверглись преследованиям со стороны семеновского правительства. После же установления в Забайкалье большевистской власти сторонники тантрийского буддизма во главе с Цыденовым были обвинены в стремлении к созданию “теократического государства” и репрессированы /19/. После утверждения в Забайкалье советской власти буддисты- обновленцы предпринимали попытки интегрироваться в новую систему общественных отношений. В октябре 1922 г. под их руководством был проведен первый съезд буддистов Советской России и Дальневосточной Республики, существовавшей в то время как отдельное государство. Съезд принял “Положение об управлении духовными делами буддистов Сибири”, призванное заменить “Положение” 1853 г. Согласно новому “Положению”, буддийское духовенство в каждом дацане и миряне, живущие на прилегающей к нему территории, составляли единую общину, руководимую выборным приходским советом. Высшим органом конфессиональной организации буддистов Сибири являлся Духовный собор из представителей лам и мирян, созываемый раз в два года. Собор избирал Центральный совет по духовным делам из пяти членов: председателя - Бандидо-хамбо- ламы, его заместителя и трех представителей от мирян. На протяжении 20-х годов буддийские соборы созывались еще в декабре 1925 и в августе 1928 гг. Был принят “Устав трудовой общины буддийских монахов”, призванный реорганизовать жизнь в дацанах на основе трудового самообслуживания. В Анинском, Кижингском и Койморском дацанах ламы организовали земледельческие кооперативы. Реорганизация конфессиональной жизни буддистов Бурятии велась в острой борьбе с консервативным крылом ламства, сосредоточенным вокруг Цугольского, Цонгольского и Эгитуевского дацанов. Это происходило до 1925 г., когда с избранием Бандидо-хамбо-ламой сторонника обновленчества Д. Мункужапова консерваторы были оттеснены от руководства /18/. Официальные власти тогдашней Бурят-Монгольской автономной республики, оказывая внешнюю поддержку обновленчеству, на деле провоцировали раскол в буддийской организации. Об этом недвусмысленно говорилось в секретной инструкции для партийных работников Бурятии, изданной в 1926 г.: “Всякое движение среди ламства, в том числе и обновленческое, которое вносит в среду ламства элементы раздора, раскола и разложения, мы, несомненно, должны всеми мерами углублять” /20,с.20/. Иллюзорными оказались надежды на сохранение дацанов в качестве очагов национальной культуры. В упомянутой инструкции говорилось, что такую позицию “некоторой бурятской национальной интеллигенции... партия должна решительно отвергнуть” /20,с.12/. В 1926 г. постановлением государственного руководства Бурят-Монгольской автономной республики была проведена национализация дацанского имущества и закрыты религиозные школы. В 1929 г., с началом коллективизации, ламы утратили все права на землепользование. Лишившись средств к существованию, они стали покидать дацаны. Все это явилось прелюдией к полному уничтожению дацанов и тотальным репрессиям против буддийского духовенства в 30-е годы, в равной мере захватившим обновленцев и консерваторов. Зверская расправа сталинского режима с буддийским духовенством Бурятии до сих пор жива в памяти бурятского народа. Не соблюдалась даже лицемерная видимость советской законности. Монахи, послушники и активные верующие не просто арестовывались, а физически уничтожались специальными отрядами Госбезопасности, нередко вблизи самих дацанов.

Учение Гаутамы Будды ("будда" по-санскритски означает "просветленный") сформировалось в VI-V веках до нашей эры на базе многовековой религиозно-философской традиции индийской культуры. В целом буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как культуру, и как образ жизни.

Основная идея буддизма была сформулирована в проповедях Будды о "четырех благородных истинах" и "восьмеричном пути".

Первая истина говорит о том, что существование есть страдание, которое испытывает и на которое вечно обречено каждое живое существо.

Вторая истина утверждает, что причиной страдания являются "беспокоящие эмоции" (желания, ненависть, зависть и т.д.).

Страсти и вызываемые ими действия образуют карму (воздаяние) - своеобразную цепь этической причинности, согласно которой человек в своих последующих перерождениях получает то, что заслужил в предыдущей жизни ("закон воздаяния"). Карма, создаваемая благими деяниями, ведет к возрождению в царстве богов, полубогов и людей, и, напротив, карма, порождаемая злыми деяниями, к возрождению в низших мирах среди животных, "голодных" духов и обитателей ада. Человек, совершая хорошие поступки, может улучшить свою карму, но это не спасает его от вращения в бесконечном процессе перерождений в мире страданий (сансара). Закону кармы подвержены даже боги.

Третья "благородная истина" говорит, что пресечение беспокоящих эмоций ведет к прекращению страданий, а четвертая указывает так называемый "срединный путь", избегающий как крайнего аскетизма, так и крайнего гедонизма (Гедонизм - жизненная философия, согласно которой смысл жизни состоит в получении удовольствий. - прим. сост.). Этот "срединный путь" именуется "восьмеричным", поскольку состоит из восьми ступеней или шагов: понимания, мысли, речи, действия, образа жизни, намерения, усилия и сосредоточения.

Следование этим путем (становление на "путь Будды") ведет к достижению внутреннего спокойствия посредством обуздания мыслей и чувств, культивирования дружелюбия, сострадания, симпатии ко всем живым существам. Это обеспечивает постижение "истинной мудрости" - первого шага к "просветлению". Высшей целью верующих буддистов является достижение нирваны - состояния вечного покоя и блаженства, выхода души из круговорота перевоплощений. Низшее состояние нирваны, состояние архата, характеризуется отсутствием страданий. Высшее состояние - это состояние Будд ("Просветленных"), свободных от всех моральных и умственных загрязнений, мироощущение которых сливается со всем бытием.

Будда закончил земную жизнь на 80-м году (44-м году своего учительства) близ г. Кушинагара (ныне - Непал). Место его смерти наряду с местами рождения, "просветления" и первой проповеди особо почитается буддистами всего мира и является объектом паломничества.

Еще при жизни Будды вокруг него сложилась община последователей монахов, получившая наименование сангха (дословно "общество"). Вступающий в нее приносил обеты верности Будде, его учению, сангхе и обязывался выполнять десять предписаний-запретов: 1) не убивать; 2) не красть; 3) не прелюбодействовать; 4) не лгать; 5) не употреблять спиртных напитков; 6) не есть после полудня; 7) не танцевать, не петь, не посещать зрелищ; 8) не носить украшений; 9) не пользоваться роскошными сидениями; 10) не брать золота и серебра. Для мирян - последователей учения Будды, но не принявших монашеские обеты, были определены пять заповедей ("панча шила"): не убивать, не лгать, не красть, не прелюбодействовать и не употреблять спиртных напитков.

Учение Будды при своем возникновении было скорее не религией, а религиозно-философской школой. Становление буддизма как религиозной системы с развитым пантеоном и обрядностью происходило после смерти Будды.

Самой ортодоксальной школой буддизма считается тхеравада ("школа старой мудрости"). Ныне буддизм тхеравады распространен главным образом в Шри-Ланке (Цейлон), Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже. Последователи тхеравады считают, что достичь нирваны могут только монахи.

В первые века нашей эры складывается другая ветвь буддизма - махаяна ("большая колесница"), называемая так в отличие от всех других буддийских школ, причисляемых ее сторонниками к хинаяне ("малой колеснице"). В дальнейшем это направление стало ведущим в Индии, странах Центральной Азии и Дальнего Востока. Ему присущи переосмысление основных буддийских положений и разработка новых. По махаяне, "движение к нирване" вовсе не требует ухода в монашескую общину. Это сделало буддийское учение более привлекательным, способствовало его превращению в подлинно массовую религию (отсюда наименование - "большая колесница").

Махаяна получила распространение в Китае, Корее, Японии, Тибете, Монголии, а также у ряда народов России (бурят, калмыков, тувинцев). На ее основе сформировалось большое количество новых направлений и школ буддизма.

Третье направление буддизма - ваджраяна ("алмазная колесница") оформилось в середине I века как продолжение махаянской традиции. Для ваджраяны характерна вера в быстрое достижение "просветления" в течение одной человеческой жизни, что отличало ее от присущей махаяне доктрины постепенного накопления духовных совершенств. Ваджраяна стала культивировать специальную йогическую практику отождествления созерцателя с медитативным "просветленным" образом (формой).

В Китае и Японии на базе махаяны в VI-XII вв. сформировалась оригинальная школа дзэн (от санскритского слова "дхьяна" - медитация). Школой дзэн разработана философская концепция единства мироздания, связи человека с миром природы, тотальной взаимосвязи общего и частного ("все в одном, одно во всем"). Достижение состояния Будды - просветления - трактуется школой дзэн как прорыв из сферы обыденного сознания в состояние особого транса. Оно достигается с помощью психофизического тренинга, включающего медитативные упражнения и особые интеллектуальные задачи. Школа дзэн оказала огромное влияние на самые различные стороны жизни Китая, Японии, Кореи, Вьетнама.

Отношения между отдельными направлениями и школами буддизма не носят антагонистического характера, поскольку общебуддийские основы превалируют над частными особенностями той или иной школы.

В течение нескольких веков учение Будды бытовало в преимущественно в устной традиции. Его письменное оформление началось лишь в I веке до н.э. Свод буддийских священных текстов был составлен на языке пали на Цейлоне, получив наименование "Типитака" ("Три корзины"). Во II-III вв. н. э. появились такие популярные произведения, как Лотосовая и Алмазная Сутра. В XIV в. был составлен Ганджур ("переводы сказанного Буддой") - собрание канонических текстов в 108 томах и, позднее, комментарии к нему - Данджур в 225 томах. Эти своды являются своеобразными энциклопедиями буддизма, в которых содержатся разделы, посвященные этике, философии и медитативной практике.

Буддизм включает в себя разнообразные культовые практики, в том числе культы и ритуалы почитания местных божеств (божеств гор, озер, рек и т.д.), празднования дня рождения Будды, дня Будды Грядущего, нисхождение Будды с неба Туншты и т.п.

Буддийские общины входят в состав двух международных организаций: "Всемирного Братства буддистов", созданного в 1950 г., и "Азиатской буддийской конференции за мир", основанной в 1970 г. и имеющей резиденцию в Монголии.

В России буддизм начал распространяться около 400 лет тому назад. Первые ламы-монахи пришли из Монголии и Тибета. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна своим указом официально признает буддийскую религию.

Традиционными районами России, где исповедуется буддийская религия, являются Бурятия, Тува и Калмыкия. Буддийские общины имеются также в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других городов России.

Буряты - наиболее многочисленный российский этнос, исторически исповедующий буддизм. Бурятский буддизм является самым северным ответвлением буддизма махаяны. В Бурятии, как и повсюду, буддийский культ вступал во взаимодействие с традиционными культовыми системами, трансформируясь под воздействием местных архаических верований: почитание духов земли, гор, рек и деревьев, культа святых мест.

Хотя значительная часть бурятского населения приняла Православие, тесное соседство в Забайкалье буддизма и Православия никогда не приводило к межконфессиональным конфликтам. Время расцвета буддийской культуры Забайкалья пришлось на вторую половину ХIХ- начало XX веков. К 1917 г. на территории исторического расселения бурят имелось 47 монастырей-храмов (дацанов) и более 10 тыс. лам всех степеней посвящения. В первые десятилетия советской власти буддисты, как и представители других религий, подверглись массовым репрессиям. К началу 40-х годов на территории Восточной Сибири не осталось ни одного действующего буддийского храма.
После 1945 г., организационная структура буддизма на территории СССР была восстановлена. На состоявшемся в 1946 г. в Улан-Удэ Соборе духовенства было избрано Центральное духовное управление буддистов СССР (ЦДУБ).

Со второй половины 80-х годов началось возрождение буддизма в Бурятии.

Бурятия становится очагом распространения буддизма среди других сибирских народов. В 1993 г. в г. Нерюнгри (Республика Якутия-Саха) состоялось открытие дацана, вокруг которого сложилась буддийская община, начато возведение храмового комплекса.

Состоявшийся в 1996 г. в Бурятии Духовный Собор служителей буддизма принял новый устав, в котором Центральное духовное управление буддистов России (ЦДУБ) переименовано в Традиционную буддийскую сантау (церковь) России.

Благотворительная деятельность конфессии заключается в материальной и моральной поддержке паствы, отдельных лам, верующих, в строительстве храмов за счет религиозного объединения, оказании материальной помощи малообеспеченным семьям, домам престарелых и детским домам.

Тувинцы - единственный тюркский этнос, исповедующий буддизм. Распространение буддизма в Туве (горные районы Алтая и Саян) начинается с XIII в., чему способствовало переселение туда 10 тыс. китайцев. В XVIII в. появляются первые передвижные храмы.

Распространение буддизма привело к вытеснению добуддийских религиозных верований тувинцев. В результате долгого сосуществования с шаманизмом тувинский буддизм перенял его традиции: культ оваа - духов-хозяев местности; культ ээренов - семейных охранителей. В буддийских церемониях наряду с ламами нередко принимали участие шаманы, а в хурээ (так в Туве называют дацаны) существовала особая категория духовных лиц - бурхан боо ("ламы-шаманы").

В 1914 г. Тува под наименованием Урянхайского края стала протекторатом Российской империи, администрация которой не мешала созданию новых монастырских центров.

Пережив гонения от советской власти в первые ее десятилетия, буддисты Тувы лишь в 1990 г. зарегистрировали первую общину и возвели каменный храм. Затем началось восстановление двух наиболее почитаемых тувинскими буддистами хурээ. В 1993 году было уже девять общин. В настоящее время в Республике Тува функционируют 10 буддийских религиозных обществ, которые расположены в шести районах республики и в г. Кызыле. Эти буддийские общества охватывают практически все коренное население республики.

Буддистская община имеется и в Республике Алтай, где действует Горно-Алтайское буддийское религиозное объединение "Ак-Бурха"

Калмыки - единственный этнос в Европе, исповедующий буддизм. Они являются ветвью ойратов (западных монголов), населявших Джунгарию (ныне территория Северо-Западного Китая). Массовое распространение буддизма среди ойратов происходило на рубеже ХVI-ХVII вв., тогда же утвердился государственный статус этой ветви буддизма во всех ойратских улусах, были определены правовое положение буддийского духовенства и имущественные права хурулов (дацанов), составлен оригинальный калмыцко-ойратский алфавит, ставший основой старо-калмыцкой письменности, и начат перевод тибетской буддийской литературы.

К 1914 г. в Калмыцкой степи и других местах расселения калмыков действовало более 120 хурулов, общее число штатных буддийских духовных лиц составило 1,6 тыс. человек. Но после гражданской войны к моменту образования в 1920 г. Калмыцкой АО в составе Советской России осталось лишь 35 хурулов и 1 тыс. представителей духовенства.

К началу 40-х гг. буддийская конфессиональная организация калмыков была полностью разгромлена. Впоследствии калмыцкий народ подвергся депортации в восточные районы СССР. Несмотря на репрессии, буддизм в Калмыкии продолжал сохраняться на бытовом уровне. По некоторым данным, в 1985 г. буддистами называли себя 30% калмыков - жителей сел и 23% горожан; 48% семей сумели сохранить культовые предметы, а праздники буддийского календарного цикла отмечали 98% опрошенных.

В 1988 г. в Калмыкии официально зарегистрировали первую буддийскую общину, а через год в Элисте открылся первый молитвенный дом. На конференции буддистов Калмыкии и Астраханской области в 1991 г. было создано Объединение буддистов Калмыкии (ОБК) - конфессиональная структура, независимая от Центрального духовного управления буддистов в Улан-Удэ.

В последние годы, после того как в России, в том числе в Калмыкии и Туве, появились десятки новых самостоятельных буддийских общин, начались переговоры о создании общероссийского буддийского объединения, куда вошли бы и ЦДУБ, и ОБК, и остальные общины страны. В 1993 г. в Петербурге состоялась всероссийская буддийская конференция, на которой был выработан устав нового объединения "Буддийской Ассоциации Российской Федерации".

В начале XX века последователи буддизма стали появляться и среди русских, причем нередко из самых высших слоев общества. Буддийская община в Санкт-Петербурге была крайне невелика: ее составили одна-две сотни верующих. В 1915 г. там же был построен первый в Европе тибетский соборный храм. Помимо выполнения культовых функций, он служил своеобразным "политическим и культурным окном" в Тибет. В ЗО-е годы храм был реквизирован.

В начале 70-х гг. буддийские общины были созданы в Москве, Ленинграде, Прибалтике, действовали они без регистрации.

Они были легализованы лишь в конце 80-х годов. Ныне вне пределов исторического расселения традиционных буддийских этносов действуют уже свыше 30 общин в 14 регионах Российской Федерации.