О буддизме. Особенности буддийского вероучения и культуры

16.1. Общие черты мировых религий.

16.2. Буддизм.

16.2.1. Общая характеристика буддизма.

16.2.2. Основные направления буддизма.

16.2.3. Буддийский культ.

16.3. Возникновение и эволюция христианства.

16.3.1. Предпосылки возникновения христианства, его основные идеи и культ.

16.3.2. Православие.

16.3.3. Католицизм.

16.3.4. Протестантизм.

16.4. Ислам.

16.4.1. Возникновение и распространение ислама.

16.4.2. Основы вероучения и культа. Шариат.

Общие черты мировых религий

Важной вехой в истории религии стало возникновение мировых религий, которые, в отличие от религий этнических и региональных, получили межнационального характера. Буддизм, христианство и ислам - это итог длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами.

Мировые религии появлялись в эпохи великих исторических поворотов, перехода от одних общественных отношений к другим. Буддизм - в VI в. до н.э., когда в Северной Индии раскачивался сословный, варновый устройство; христианство - в I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи во время кризиса рабовладельческого строя; ислам - в VII в. н.э. в Западной Аравии в период перехода к классовому обществу. В их становлении и развитии большую роль играли учредители или группа учредителей, сами испытывали потребность в новой религии, понимали религиозные потребности масс. В вероучениях, что разрабатывались, в культе, церковной организации отображался образ жизни многих регионов, разных классов, слоев, каст, племен, народностей, и поэтому эти разнородные сообщества становились носителями новых религий.

Эти религии принесли представление о равенстве единоверцев перед Богом или Абсолютом, о возможности выхода за пределы определенных традиционных культур, связанных с национально-государственными идеологиями. Мировым религиям присущ ярко выраженный прозелитизм - пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический и космополитический характер, что дало им возможность пересечь государственные границы. Появление мировых религий означала возникновения впервые в истории человечества вероисповедной связи, существенно отличался от этнического, языкового и политического. Люди стали объединяться между собой как единоверцы, независимо от места рождения, языка и страны, где они жили.

Буддизм

Общая характеристика буддизма

Древней из трех мировых религий является буддизм, который существует более 2500 лет. Буддизм возник в северной части полуострова Индостан, в долине реки Ганг в VI-V веке до н.э., то есть на пять веков раньше христианства и на двенадцать веков раньше ислама. Буддизм сыграл важную роль в культурно-историческом развитии человечества, он продолжает осуществлять значительное влияние на образ жизни значительной части населения Японии, Шри-Ланки, Бирмы, Таиланда, Китая, Монголии и других стран Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. В мире, по разным подсчетам, насчитывается от 300 до 600 млн. Буддистов.

Буддизм - это грандиозный социокультурный комплекс, включающий как религиозное мировоззрение и культ, так и философские и этические взгляды, традиции и обычаи, специфические жанры искусства, духовные практики и отношения к миру. Эта мощная культурная традиция долгое время развивалась на собственной основе, в отрыве от христианской и мусульманской культур, поэтому человеку Запада трудно разобраться в представлениях и взглядах Древнего Востока.

Буддизм возник в противовес брахманизма с его кастовостью, ритуализмом и жертвоприношениями. Буддизм получает поддержку, прежде всего, среди низших слоев общества как движение, признает принципиальную равенство всех людей, что и позволило буддизма впоследствии получить статус мировой религии.

Основателем буддизма был Сидхартха Гаутама, Шакьямуни (Шакья и Гаутама - родовые имена, муни - мудрец), годы жизни которого примерно 567-480 гг. До рождения Христа. По мнению большинства исследователей, Сидхартха был реальной исторической личностью, однако за многие века рассказы о нем получили легендарного характера.

Проповедь новой религии имела широкий успех в Индии. Буддийское учение указывало путь избавления от страданий широким народным массам, которые не видели выхода из нужды и бедствий. Это учение не требовало дорогих жертвоприношений и сложных обрядов.

Буддизм является особой мировой религией, оно в основном сосредоточено на земном страдании и освобождении от него; он указывает путь к спасению, к преодолению страданий. Главное внимание было уделено индивидуальному спасения каждого человека, его личной, праведному пути.

Главным в вероучении буддизма является учение о четырех благородных истинах: истину страдания (жизнь есть страдание), истину причины (жажда жизни), истину освобождения (можно освободиться от страдания), истину пути (существует восьмеричный путь избавления от страданий). Этот путь включает следующие принципы: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная внимание, правильная сосредоточенность.

Следуя восьмеричного благородного пути спасения и требований буддийской морали, человек достигает сначала просветления (самадхи), а затем погружается в нирвану (успокоение, угасание) - идеальное состояние человеческого бытия, который означает избавление от страданий, желаний, невозмутимого покоя, вечного блаженства в жизни и абсолютного покоя, своеобразного "безветрие души". Это внутреннее угасание чувственности и телесности должен освободить человека от его страдающего "Я" и от жажды жизни, которое влечет всех живых существ к бесконечным перерождений. Тем самым отменяется власть кармы, просветленный мудрец до конца растворяется в абсолютном покое.

Человек, пожелавший достичь освобождения от страдания на пути, предложенному буддизмом, должна следовать моральным предписаниям буддизма, не чувствовать ни к кому злобы и ненависти, быть дружелюбным, сочувствовать всем живым существам (принцип ахимсы), освободиться от суеты, от бесконечных все новых и новых желаний. В буддизме существуют свои моральные табу, очень похожи на библейских. Это лаконично выразилось в так называемых пяти правилах (Панча-шила): не вредить живым существам; не красть; НЕ прелюбодействовать; не врать; не употреблять алкоголь и наркотиков. Будда учил, что никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она.

Буддизм, в отличие от брахманизма, отрицает существование вечной души Вселенной и вечной индивидуальной души. Зато утверждается, что основу всех вещей и явлений как материальных, так и духовных, составляют определенные элементы - дхармы. По своей природе дхармы пассивны и возбуждаются соответствующим видом энергии, источником которой является осознанные волевые действия, мысли и слова человека. Человек желает обладать и наслаждаться разными вещами. Однако эти желания, согласно буддизму, стимулированы невежеством и приводят к волевому действию, которая образует карму. Спасение человека - это дело самого человека. Она единственная отвечает за свою карму, никто не может ее изменить, даже боги. Согласно учению буддизма, человек занимает особое место в иерархии всех существ, потому что она одна имеет возможность спастись от цепей вечной сансары (колеса жизни) и достичь нирваны. Вообще нирвана сравнивается с огнем светильника, который угас из-за того, что сгорело масло. Нирвана - это не смерть, это не самоуничтожение, а состояние освобождения от своего "Я", угасание эмоций, когда человек находится в абсолютном покое. Все проявления индивидуальности угасли: нет ни чувств, ни образов, ни сознания. Действие закона кармы прекращается, после достижения нирваны человек уже не возрождается и оставляет сансары.

Будда отверг признание необходимости существования варн. Полный свод священных текстов буддизма называется "Типитака" или "Трипитака" ("три корзины»). Он состоит из трех части: Виная-питака - дисциплинарные правила для монахов; Сутта-питака -высказывания и проповеди Будды; Абхидхамма-питака -систематизований изложение всех положений вероучения.

Основные направления буддизма

Последователи Будды образовали два основных направления: тхера-недостаток - учение старейшин (его еще называют хинаяна - малая колесница) и махаяну (большая колесница). С махаяны выделилась ваджраяна (алмазная колесница), впоследствии сформировались ламаизм

(синтез махаяны, ваджраяны и тибетской религии), а также дзен-буддизм (особый китайский и японский направление махаяны).

Тхеравада (южный буддизм) - узкий путь спасения. Это направление получило распространение в Таиланде, Лаосе, Шри-Ланке, частично в Индии. Личные усилия самого индивида признаются решающим условием спасения, которого могут достичь лишь монахи.

Махаяна - северный буддизм - широкий путь спасения. Последователи махаяны - буддисты Китая, Тибета, Монголии, Кореи и Японии. Махаяна исходит из того, что спастись может не только монах, но и мирянин. Особое значение здесь придается культа бодхисаттв. Бодхисаттвы присущи две главных качества - прояснена мудрость и жалость, сочувствие, позволяющие ему одновременно идти к высшему знанию и продолжать трудиться на благо всех живых существ.

Одна из разновидностей дальневосточного буддизма - дзен-буддизм - в последние десятилетия приобрел значительную популярность среди образованных слоев западного общества. Дзен исходит из возможности достижения просветления и прекращение перерождений непосредственно в этом, земной жизни. В каждом человеке скрыта природа Будды, ее необходимо постичь, что может быть осуществлено интуитивно и мгновенно. Главное препятствие на этом пути - логическое мышление, которое только огрубляет действительность.

Буддийский культ

В сложном обрядности брахманизма, связанной с жертвоприношениями, буддизм отличается простотой культа. Культовые действия первых буддистов включали медитацию, молитвы и поклонения ступам - культовым сооружениям, связанным с памятью о земной жизни Будды. Первые восемь ступ были построены в разных местах над телесными остатками Шакья-Муни после его кремации. Паломники обходят вокруг больших ступ, оставляя в специальных сосудах пожертвования.

Распространенной культовым сооружением выступает также храм, в котором на алтаре, а также на внутренних стенах содержатся живописные и скульптурные изображения Будды и других персонажей пантеона. В культовой практике используется мандала - своеобразная графическая диаграмма Вселенной, насыщенная магическими знаками и символами. Верующие зажигают свечи и кладут перед изображением Будды цветы.

Широкое распространение в северо буддизме получила практика многократного повторения имени того или иного Будды. Развитием этой магической практики стало использование в ламаизме специальных молитвенных барабанов - хурде. Считается, что каждый оборот барабана равнозначен прочтению всех текстов, в него вложены, а также написаны на его стенках. Большое значение придается и многократном провозглашению магической формулы-заклинания: "Ом мани падме хум!".

Самые праздника буддийского календаря отмечаются в мае, когда Будда родился, достиг просветления и перешел к нирване.

Места рождения, смерти, первой и последней проповедей Будды посещаются и почитаются буддистами всего мира, как и храм Зуба Будды на острове Шри-Ланка. Еще одно место паломничества буддизма - Лхаса, религиозный центр Тибета. Выдающимся памятником буддийской культуры является Боробудур - храмовый комплекс УШ вв. н. е. на индонезийском острове Ява, украшенный несколькими сотнями статуй будд и бодхисаттв.

В настоящее время термином "мировые религии" обозначаются только три религии, обозначенные на рис. 10.1 (приведены в порядке хронологии возникновения).

Рис. 10.1.

Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и иметь последователей во многих странах и среди различных народов. Другие монотеистические религии имеют статус региональных (рис. 10.2).

Рис. 10.2.

Каждая религия представляет собой определенные верования, некий опыт общения с божественным, систему обрядов, культов. Религия включает в себя также и различные организации.

Количество последователей наиболее распространенных религий в мире отражено в табл. 10.1

Таблица 10.1

Количество последователей наиболее распространенных религий в мире

Количество последователей

Христианство

Более 2,3 млрд

Католицизм

Более 1,2 млрд

Протестантизм

Около 800 млн

Православие

Около 315 млн

Прочие православные группы

Около 17 млн

Более 1,6 млрд

Около 982 млн

Около 510 млн

Китайские народные религии

Около 433 млн

Новые религии

Около 63 млн

Этнические религии

Около 243 млн

Около 25 млн

Около 15 млн

Неверующие (агностики)

Около 684 млн

Около 136 млн

Буддизм

Будда – индийский мыслитель, основатель религии буддизма, которая наиболее распространена в Тибете, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии. На территории России буддизм – основная религия в Бурятии, Туве и Калмыцкой степи.

Религиозно-философское учение буддизм возникло в VI в. до н.э. в Северной Индии. Его основателем был принц Сидарта (Сиддхартха) Гаутама, имя которого окутано легендами и преданиями. Родился он в Северо-Восточной Индии, в предгорьях Гималаев, в знатной семье и воспитывался в роскоши. Он рано женился, и было у него все, чего только можно пожелать. Но однажды он встретил немощного старика, больного, в язвах, а потом увидел покойника. И тогда впервые Гаутама понял, что не избежать и ему болезней, старости и смерти. Радости жизни померкли для него. Решила все его встреча с отшельником, который спокойно и с достоинством шел своей дорогой. В ту пору Сидарте было 30 лет. Оставив богатый дворец, жену и сына, он несколько лет странствовал, беседуя с людьми. Однажды после долгих размышлений на него снизошло озарение, он постиг истину. Так сложились основы его учения о смысле жизни.

С тех пор он ходил по стране, проповедуя свое учение. Его называли Буддой, т.е. озаренным, мудрым, или Шакья-Муни (мудрец из племени шакья). Однажды Сиддхартха Гаутама, достигший к тому времени 35 лет, сидел под большой смоковницей, где и дал торжественный обет, что не встанет со своего места до тех пор, пока не разрешит загадку страдания людей, даже если ему придется оставаться там так долго, что высохнет его кровь и истлеют его кости. Так сидел он 49 дней. Несмотря на дьявольские искушения Гаутама разгадал тайну страдания, понял, почему мир полон горестей и бедствий. Он понял, как можно их победить, поэтому его и прозвали Буддой (Просветленным).

Некоторые его заповеди просты и доступны каждому: будь честен и тверд; не ленись в поисках истины; не делай другому того, чего не желал бы себе; избегай делать зло даже в ответ на зло. Будда полагал, что мир несовершенен и несправедлив, поэтому надо углубиться в себя, отрешиться от мира, и высшая степень такого ухода от мира – нирвана. Так он и умер, пребывая в нирване. Считается, что сохранившиеся после него устные поучения собраны в книге "Джаммапада"

В своей самой первой проповеди, которую Будда произнес в Оленьем парке для пяти отшельников, он высказал "четыре благородные истины".

  • 1. Жизнь неизбежно влечет за собой страдания, она несовершенна и неудовлетворительна.
  • 2. Страдание проистекает от наших желаний.
  • 3. Существует состояние, в котором нет страдания.
  • 4. Существует путь достижения этого состояния.

Двумя главными символами этой религии являются изображение Будды, сидящего в позе лотоса (рис. 10.3) и Колесо закона (рис. 10.4) с восемью спицами. Восемь спиц символизируют восемь благородных принципов буддистского учения: правильная вера, правильные ценности, правильная речь, правильное поведение, правильное достижение средств к жизни, правильные стремления, правильная оценка своих действий, а также правильная медитация. Все вместе должно привести к конечной цели – просветлению.

Как уже говорилось выше, буддийская картина бытия представляет собой космологическую пирамиду, состоящую из 31 уровня существования. Четыре нижних уровня пирамиды отведены существам, чье сознание полностью омрачено. Люди, находящиеся на пятом уровне, оказываются как бы в подвешенном состоянии между четырьмя грубыми и шестью нежными (небесными) формами существования; 12-й и 27-й уровни являются местом пребывания Брахмы или Брахмана; 28–31-й уровни – это сфера чистой мысли, или космическое тело Буллы.

Рис. 10.3.

Рис. 10.4.

Правильная жизнь, согласно буддийским текстам, заключается в соблюдении правил нравственности, пяти заповедей (панча- шила):

  • – не приносить вреда живым существам;
  • – не брать чужого;
  • – воздерживаться от запрещенных половых контактов;
  • – не вести праздных и лживых речей;
  • – не пользоваться опьяняющими напитками.
  • Status of Global Mission. 2013 // Context of AD 1800–2025.

Важнейшим для буддистов является понятие дхармы оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. «Дхарма» буквально означает «опора», «то, что поддерживает». Слово «дхарма» означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего — это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать.

Буддизм в своей основе содержит многие идеи и учения индуизма, главным из которых и является учение о сансаре - постоянной цепи перерождений, опре-деляемых законами кармы . Главная цель размышлений самого Будды, а потом и смысл жизни всех буддистов избавление от круговорота сансары и достижения нирваны (в индуизме аналогом слова «нирвана» является слово «мокша») - со-стояния, в котором отсутствуют перерождения. Конечно, в недрах буддизма су-ществовало и существует поныне множество разнообразных течений, школ, сект, которые по-разному трактуют смысл и цель жизни человека и говорят о разных средствах достижения этой цели, но все же понятие нирваны - центральное поня-тие буддийской религиозно-мифологической системы.

По теории буддизма, о ниврване нельзя сказать ничего определенного, кроме того, что это состояние свободы, покоя и блаженства (хотя и эти слова неадек-ватны для описания нирваны.) В современном буддизме считается, что нирваны можно достичь и при жизни, однако полностью она достигается только после фи-зической смерти тела и освобождении души. Нирвана это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Самый большой сборник буддийских текстов, при-знанных каноническими (правильными, истинными) — Трипитака (на языке пали - «три корзины»). По легенде, эти записи были сделаны перво-начально на пальмовых листьях, которые помещались в трех корзинах.

Трипитака включает в себя более 15 тыс. повествований, историй, легенд, проповедей, поучений, афоризмов и комментариев к ним. Около 500 лет все это передавалось изустно. На заучивание такого количества текста даже у выдающих-ся монахов уходило около 25 лет. Чтобы сохранить точ-ность передаваемого, мо-нахи периодически собирались на специальные соборы, где существовала система пе-репроверки заученного путем перекрестных изложений. В XIX в. канонический текст вырезали на 729 камен-ных плитах и над каждой плитой возвели пагоду (храм-часовню).

Трипитака состоит из трех частей.

- Виная - питака («кор-зина устава») — это книга устава для монахов, где пере-числяются проступки, наказания за них, описываются церемонии, распорядок дня в общине, обычаи (омове-ние, одевание, пользование предметами обихода, жизнь во время дождливого сезона и т.д.).

- Сутра-питака («корзина бесед и поучений») состоит из пяти частей. Сутра включает в себя проповеди Будды-Гаутамы в изложении его люби-мого уче-ника Ананды (поэтому каждая проповедь начинается словами: «Так, я слышал однажды...»). Ин-тереснейшая часть Сутры —Дхаммапада, представля-ющая собой популярное изложение всего буддийского учения. Дхаммапада — на-стольная книга каждого буддиста. Очень увлекательна для чтения еще одна книга из состава Сутры — Джатака. Это сбор-ник легенд и сказок, собранных по всей Азии. В них рассказывается о многочисленных воплощениях Будды еще до его рождения в лице Сиддхартхи Гаутамы. Слово «джатака» родст-венно русскому слову «житие».

- Абхидхарма-питака («корзина чистого знания») содержит философские трак-таты буд-дизма, обобщающие и систематизирующие все учение.

Буддизм – наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн. последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Гаутама узнал старость, болезнь и смерть – удел всех людей. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой – просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

Жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается, но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

Надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

Основатель буддизма и его распространение

Жизнеописания основателя буддизма составлялись спустя несколько столетий и сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на пали Сиддхаттха, букв.: Достигающий цели, Преуспевающий) Гаутама (из рода шакьев). Отца его звали Шуддходана (на пали – Суддходана, букв. «Имеющий рис»), мать – Майя (Иллюзия). Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на пали – Капилаватгху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре («Хранительница славы»), и у них родился сын Рахула («Схватывающий на лету»). На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник. Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревог. Он решается отказаться от права на царствование, покидает семью и уходит в отшельники под своим родовым именем Гаутама. В обителях аскетов Гаутама провел шесть лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи).

С обретением дара Просветления он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил все свои предыдущие рождения в качестве бодхисаттвы (существа, стремящегося к Просветлению), стал Всеведущим и узнал, что достиг освобождения (мокша) от цепи рождений (сансара), что пребывает в этом мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный Путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что безжеланным шествует в мир покоя, нирваны (букв.: «недуновение»). Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветлённым.

Произошло это событие близ местечка Гайя (в современном индийском штате Бихар). Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму. Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам шести государств среднего течения долины Ганга. Первую проповедь он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю – в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей – это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира. Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения. Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина Будды, согласно которой будды – это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т.д. До Шакьямуни уже было, по меньшей мере, шесть будд (один из палийских памятников насчитывает 24 будды), и после него ожидается Будда Майтрея («Тот, кто есть Любовь»).

В дальнейшем доктрина Будды получила значительное развитие. Например, в махаяне (одно из течений буддизма), Будда – высший принцип единства всего сущего, он везде, всегда и во всем, в том числе в каждом из бесчисленных существ, которые в результате обретения Закона и духовного совершенствования во многих рождениях, в конце концов, станут буддами. В то же время Будда – это и есть все мироздание, которое рассматривается как Тело Будды (буддха-кайя) или Тело Закона (дхарма-кайя). Любого рода множественность является лишь иллюзией (майя) Единого. Позже вырабатываются учения о небесных странах пяти будд, куда можно попасть в сеансах высшей медитации.

В течение последующих столетий после смерти Будды, его учение широко распространилось в Индии. Царь империи Маурьев Ашока (268 – 231 гг. до нашей эры) объявил себя покровителем и защитником буддизма. С этого же времени буддизм стал распространяться и в сопредельные страны. Учение Будды начало обретать некие стройные теоретические очертания. Распространился догмат о «трех драгоценностях» (первой драгоценностью считался Будда, второй – его учение и третьей – религиозная община, сохраняющая и укрепляющая учение), сформировались представления о формах и средствах передачи сакрального знания (среди которых предпочтение отдавалось передаче от учителя к ученику), оформилась система взглядов по вопросам аскезы и духовной помощи и выступила на передний план фигура бодхисаттвы – просветленого, который, однако, не спешит вкусить тихого блаженства нирваны и из сострадания помогает людям, которые, как и все прочие живые существа, пребывают в мире страданий, обрести спасение, которого, возможно, немногие из них сумеют достичь самостоятельно.

Наивысший расцвет буддийской культуры Индии относится к первым векам нашей эры. Около VII века буддизм был практически полностью поглощен индуистским религиозно-культурным комплексом, сделавшись его частью, а к XIII веху буддизм как самостоятельная конфессия в Индии полностью исчез. При этом буддизм оказал значительное воздействие на формирование индуистской культовой организации и практики, а Будда в индуизме стал воплощением божества Брахмы.

Основы вероучения буддизма

Буддизм – с санскрита переводится как «будда», а буквально – просветленный. Данная религия является одной из трех мировых и имеет распространение на территории стран Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии.

По представлению верующих в буддизм, каждое живое существо, которе достигло высшей святости, способно стать буддой, то есть стать просветленным. Один из таких будд, который был прозван в своей земной жизни Шакьямуни, поведал людям некое учение о спасении. Теперь это учение последователи Шакямуни называют “дхарма”, что с санскрита переводится как “закон”, “учение”. С тех пор под термином “будда” чаще всего имеют в виду именно Шакьямуни.

Вопрос, является ли личность Шакьямуни абсолютно мифической, или же в основе биографии его жизни лежат реальные факты, наукой пока что не решен. Несомненным остается лишь то, что легенда о нем возникла еще до 1-3 вв. нашей эры, в то время как сам буддизм начал складываться как религия значительно ранее.

Самым важным положением вероучения такой религии, как буддизм, является идея тождества мужду страданием и бытием. В отличие от многих религий, эта объявила всякое перевоплощение, как и все виды бытия, злом и несчастьем, которое является неизбежным. Поэтому высшей целью каждого буддиста является абсолютное прекращение любых перерождений и достижение небытия (нирваны).

Для большинства существ достичь небытия сразу, в нынешнем перерождении, почти невозможно. Идя по пути спасения, который указан Буддой, существо должно перерождаться снова и снова. Наиболее существенным последователи Будды считают в его учении то, что он познал истинную причины небытия – страдания, открыл ее людям, точно также как и тот путь, что ведет к прекращению этих страданий, с небытию и спасению.

Буддисты признают “четыре благородные истины”, возвещенные Буддой, в которых, по сути, изложена вся сущность данной религии:

  1. Всякое существование – страдание.
  2. Причина страдания – в самом человеке – жажда жизни, власти, наслаждений, богатства и привязанность к жизни в любой форме.
  3. Остановить страдания возможно – освободиться от жажды к жизни; достичь состояния отсутствия всякого сильного чувства и подавления всякого желания.
  4. Существует “благородный срединный восьмиричный путь”, который состоит из “праведного стремления, праведного воззрения, праведной речи, праведной жизни, праведного поведения, праведного созерцания, праведного учения, праведного размышления”.

Буддизм учит тому, что каждый человек сам создает свою судьбу, а также форму каждого своего перерождения. Сила, определяющая черты перерождения, называет “карма”.

Карма – это так называемая сумма всех помыслов и поступков существа за все его предыдущие перерождения. В отличие от многих религий, в буддизме существо имеет свободу выбора, не смотря на карму, и в этой частичной свободе и заложен путь к спасению, по мнению буддистов.

Также, одним из взглядов, отличающих буддизм от других религий, является мнение об отсутствии существования чувственного мира. То есть весь мир, по нашему мнению “реальный” – это лишь иллюзия, результат деятельности больного сознания. А сознание – это единственное реальное бытие, что и рисует каждому трагическую картину чувственного мира, полного страданий. Наше сознание состоит из миллиардов микрочастичек – дхарм – элементов сознания. Они, под неким действием кармы, складываются в определенный комплекс, который создает индивидуальное сознание текущего перерождения и, как следствие, окружающий мир.

Пока частицы сознания неспокойны, новое возрождение индивидуального сознания после смерти существа неизбежно, и колесо бытия продолжает вращаться.

Эволюция и основные черты тибетского буддизма (ламаизма)

Это буддистское течение, распространенное в автономных регионах Тибета и Внутренней Монголии (которая также принадлежит территории КНР), а также в отдельных регионах Непала и Индии. Сложилось течение в Тибете, когда в страну проникла Махаяна из Индии, а уже через век, к концу 8 в н.э. был построен первый монастырь и религия стала господствующей в Тибете. Феодальная раздробленность 9 в. при возникновении духовной иерархии и позднего распространения буддизма в Тибет, только способствовала возникновению множества ламаистских сект, среди которых наиболее крупными были Кадампа (основан в середине II в.), Сакьяпа (II в.), Каджупа (II в.), Кармана (12 в.) и др.

К середине 17 в. 5-му Далай-ламе Агванлобсан-джамцо (1617–82) и верхушке духовенства удалось подчинить своей власти (духовной и светской) все основные районы Тибета, который таким образом превратился в теократическое государство. При 5-м Далай-ламе возник институт Панчен-лам – вторых (после Далай-лам) иерархов ламаистской церкви.

Как религия Ламаизм чрезвычайно эклектичен. Наряду с уходом от мирской жизни и созерцанием, в Ламаизме большое место занимают магия и вера в многочисленные местные божества. Для Ламаизма характерна развитая ритуальность и полное подчинение ученика учителю ламе. Особая роль придаётся бодхисаттвам не только как наставникам на пути «освобождения», но и как божествам, помогающим в конкретных мирских делах. В Ламаизме на основе теории изменений была создана концепция олицетворений будд, бодхисаттв, божеств в определённых лиц, именованных тулку (по-тибетски) или хулбиганами (по-монгольски). В области идеологии Ламаизм ограничивался комментированием переводных текстов. Экономическую канву главенства Ламаизма составляло большое монастырское землевладение. Ламаизм являлся крупным тормозом на пути экономического, общественного и культурного развития народов, среди которых он был распространён. В настоящее время ламаистское духовенство в основных регионах расширения Ламаизма утратило свои былые экономические и политические позиции.

Основы концепции ламаизма были заложены Цзонхавой, который в ряде своих трудов обосновал собственные реформы и синтезировал духовное наследие своих предшественников. Впоследствии все буддистские тексты были собраны ламаистами в 108 мечтательное собрание Ганджур, включающее тибетские переводы главнейших сутр и трактатов Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны, бесчисленных рассказов, диалогов, извлечений содержавших отношение к Будде, а также изданий по астрологии, медицине и т. п.

Ламаизм, следуя наметившейся уже в Махаяне тенденции отодвинул на последний план нирвану как верховную цель спасения заместив космологией, в пределах которой оказалось достаточно места для всех: для верующих и неверующих мирян и монахов людей и животных, для святых, богов, будд и бодисатв. Большая космологическая система в ламаизме серьезно упорядочена. Верхушка ее будда будд Ади будда, владыка всех миров, творец всего сущего своеобразный ламаистский эквивалент индусского брамана или даосского Дао. Доминирующий его атрибут Великая Пустота (шуньята). Именно эта пустота, которая есть духовная сущность, бестелесное тело будды, пронизывает собой все, так что все живое всякий человек несет в себе частицу будды и именно в силу этого обладает потенцией для достижения спасения.

Специфика буддизма в Китае (чань-буддизм) и в Японии (дзен-буддизм)

Чань-буддизм

Чань-буддизм, чань – это школа китайского буддизма, сформировавшаяся на рубеже V–VI вв. в процессе синтеза буддизма Махаяны с традиционными китайскими учениями. Учение распространилось за пределы Китая, и на основе чань появилась вьетнамская школа тхиен (VI век) и корейская школа сон (VI–VII века), а позднее японская школа дзэн (XII век). Во времена династии Цин школа Чань очень ослабла и почти прекратилась. В XX веке значительно оживилась активность китайских школ Чань, которые развили активную международную деятельность. Китайские, корейские и вьетнамские организации стали также называть соответственно «китайский дзэн», «корейский дзэн» и «вьетнамский дзэн».

Китайское слово «чань» происходит от санскритского термина дхьяна (по-китайски чаньна). Буквально это означает «отстранённость» или «избавление». На практике изначально это означало методы созерцания или медитации, которым учил хинаянский канон (дзэн Малой Колесницы) и канон Махаяны (дзэн Большой Колесницы). Последователи чань бродили по стране, занимались каллиграфией и боевыми искусствами, обрабатывали землю и преподавали литературу, сохраняя внутреннюю тишину в самой гуще жизни. Постепенно чань стал самым массовым внемонастырским направлением китайского буддизма. Впервые учение пришло в Китай из Индии ещё во II веке до н. э.

Основные принципы чань-буддизма сводятся к следующему: не опираться на какие-либо писания, использовать передачу вне слов, совершать прямой контакт с духовной сущностью человека, и, созерцая свою изначальную природу, достигнуть совершенства Будды. Исследования историков показывают, что точно неизвестно, когда были сформулированы эти принципы, однако исторически принято считать, что их основой стало учение самого Бодхидхармы.

Дзен-буддизм

Дзен-буддизм. Японское название чань – дзен, и дзен завоевал огромную популярность во время правления Камакуры (1185-1333), период правления воинственного клана, который взял на вооружение интеллектуально несложные идеи дзен. Влияние дзэн на культуру востока имело большую силу, и сегодня он процветает в Японии, хотя в последние годы дзен получил широкое распространение в Европе и США.

Дзэн учит важности прямого контакта с душой. Дисциплина – важная часть подготовки и необходима для любого духовного продвижения. Так же, как и асаны – подготовка к медитации, боевые искусства (кьюдо, дзюдо, карате, кендо, йайдо и айкидо) изначально практиковались как способ подготовки тела и ума для дзен. Для того чтобы быть способным переживать истинный дзэн, ваше тело должно быть в состоянии совершенного баланса и равновесия так, чтобы его безупречное функционирование помогло освободить сознание от восприятия тела. В дзадзен необходимо установить гармонию между телом, сознанием и дыханием, и затем освободить сознание от тела так, чтобы можно было установить состояние пустотности, где не существует мыслей, только абсолютная пустота. В этом уникальность дзадзена. Сознание освобождено от всех мыслей. Не существует визуализаций и никаких объектов концентрации. Сознание пребывает в состоянии абсолютной пустоты. Обычно дзэн практикуется в дзен-зале (додзё) или в храме, с ведущим, который объявляет начало и конец каждой сессии, ударяя в гонг или звоня в колокол. Руководитель определяет продолжительность каждой сессии, которая обычно длится от тридцати до девяноста минут.
Развитие буддизма в мире

Призыв к свободе от страданий и вера в энергию Вселенной привёл к появлению западных менталистских доктрин ХIХ и ХХ веков. Первыми адептами буддизма на Западе стали в основном выходцы из Азии и стран Востока, которых терзало внутреннее беспокойство, а затем к ним присоединились агностики и атеисты всех принадлежностей.

В Тибете буддизм был государственной религией и до захвата Тибета Китаем, главный буддист страны – Далай-лама, являлся также и руководителем государства. После Китайского вторжения в 50-х годах прошлого века, Далай-лама XIV был вынужден покинуть страну и уехать в Индию, чтобы оттуда нести свет учения своим последователям. Он является лауреатом Нобелевской премии мира 1989 года. Поклонение Далай-ламе в Тибете находится под запретом, и даже за хранение фотографии Далай-ламы тибетцев ждет серьезное наказание.

В США и Европе буддизм получил своё масштабное распространение в виде дзен-буддизма, направления, возникшего в ХII веке в Японии. Буддийский монах Сяку Соен, представитель этого направления, на Всемирном конгрессе религий в Чикаго (1893) выступил с бурной речью о «божестве разума» дзен-буддизма. После этого дня, дзен и йога являются самыми популярными на Западе восточными учениями, где приоритетом считается контроль разума над телом. Дзен практикует повышенное внимание к индивидуальным медитациям и отсутствие авторитета к священным писаниям, молитвам и поучениям. Как и в буддизме, в дзен мудрость постигается через опыт, а её наивысшая ипостась – просветление (пробуждение). Возможно, что такой интерес к дзен-буддизму на Западе возник из-за простоты этого учения. Ведь, согласно учению Будды, каждый человек сам способен стать Буддой, а значит, каждый является частью земного божества. И искать ответы необходимо лишь в самом себе.

Священная литературы и представления об устройстве мира

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Ти- питака» или «Трипитака», что означает «три корзины». Буддийские тексты первоначально записывались на пальмовых листьях, которые складывали в корзины. Канон записан на языке пали. По произношению пали относится к санскритскому так же, как итальянский к латинскому.

Канон состоит из трех частей:

  1. Винайя-питака , содержит этическое учение, а также сведения о дисциплине и церемониале; сюда входит 227 правил, по которым должны жить монахи;
  2. Сутта-питака , содержит учение Будды и популярную буддийскую литературу, включающую «Дхаммападу », что означает «путь истины» (антология буддийских притч), и «Джатаку » – собрание рассказов о предыдущих жизнях Будды;
  3. Абидхамма-питака , содержит метафизические представления буддизма, философские тексты, в которых излагается буддийское понимание жизни.

Перечисленные книги из всех направлений буддизма особенно признаются хинаяной. Другие направления буддизма имеют свои священные источники.

Последователи махаяны считают своей священной книгой «Праджняпаралшта сутру » (поучения о совершенной мудрости). Ее считают откровением самого Будды. Из-за исключительной трудности для понимания современники Будды положили ее на хранение во Дворце змей в срединном мире, а когда наступило подходящее время, чтобы открыть эти поучения людям, великий буддийский мыслитель Нагараджуна вернул их обратно миру людей.

Священные книги махаяны написаны на санскрите. Они включают мифологические и философские сюжеты. Отдельными частями этих книг являются Алмазная сутра, Сердечная сутра и Лотосовая сутра.

Важной особенностью священных книг махаяны является то, что Сиддтарха Гаутама не считается единственным буддой: до него были другие и после него тоже будут другие. Большое значение имеет разработанное в этих книгах учение о бодисатве (боди – просветленный, саттва – сущность) – существе, которое уже готово перейти в нирвану, но задерживает этот переход, чтобы оказать помощь другим. Наиболее почитаемым является бодисатва Авалокитешвара.

Буддизм: C чего начать?

Выбор традиции

Современный буддизм имеет целый ряд различных направлений. Как сориентироваться во всём этом многообразии? Нетрудно догадаться, что не стоит доверять методу, который возник относительно недавно и имеет маловразумительную историю происхождения. Куда больше доверия методу, существование которого можно проследить на протяжении тысячелетий.

Тхеравада – наиболее древнее из сохранившихся направлений, ведущее своё начало от Будды Готамы и событий Первого буддийского собора. Тхеравада в своих воззрениях опирается на Типитаку – Палийский Канон. Это самый древний и наиболее достоверный сборник учений Будды, дошедший до нашего времени.

Первые шаги

После выяснения ситуации с буддийскими направлениями, встаёт вопрос о том, что же делать дальше. Поскольку буддизм – это религия практики, то с чего именно следует начать эту практику? За ответом нужно обратиться к рекомендациям самого Будды. В качестве первого шага Будда предлагал применить на практике и проверить ту часть его учения, результаты которой видны уже здесь и сейчас, в этой жизни. Вкратце это можно выразить всего одной строфой из Дхаммапады (сборника кратких изречений Будды):

«Неделание зла,
Достижение добра,
Очищение своего ума –
Вот учение просветлённых».

Очищение ума – вот учение Просветлённых

Будда говорил, что в нашем уме присутствуют загрязнения, и до определённой степени их может увидеть в себе любой человек. Это такие вредоносные качества как недоброжелательность, алчность, неведение и их многочисленные производные: злоба, гнев, раздражение, уныние, жадность, скупость, высокомерие, зависть, ревность и множество других. Все эти тенденции отравляют как нашу собственную жизнь, так и жизнь окружающих. Из-за наличия в умах людей загрязнений в мире происходят ссоры, конфликты, войны. Различные стрессы, страхи и фобии, вызванные гневом, завистью, ревностью, жадностью, отравляют наше существование и наполняют его страданием. Отчищая ум от загрязнений, мы можем на собственном опыте убедиться, уменьшает ли это наши страдания или нет, обретаем ли мы спокойствие и радость в жизни или не обретаем. Именно такой здравый подход может создать для нашей практики устойчивый базис.

Этапы пути

Итак, буддийский путь – это практика очищения сознания. Но отчистить ум от загрязнений не так просто. Для плодотворной работы в этом направлении нужны соответствующие внешние условия, которые бы помогали, а не препятствовали практике. Для начала нужно сбавить темп нашей жизни, уменьшить накал жизненных страстей, чтобы добиться успокоения ума. Только спокойный, а не взбудораженный ум годится для буддийской практики. Само собой, что взаимная неприязнь и конфликты между людьми, возникающие из неблагих действий, также не будут способствовать успокоению ума. Именно для обеспечения условий для такого успокоения ума нам и требуется создать вокруг себя благожелательную и спокойную атмосферу. На этом этапе нам нужно попробовать отказаться от грубых слов и резких речей, а также от сплетен. Нужно стараться не причинять вреда другим.

Если мы реализовали данный этап, то стоит двигаться дальше. Теперь можно направить усилия на созидание добра. Здесь нам нужно попробовать помогать другим людям. Сделать или подарить что-либо полезное для окружающих, не ожидая за это благодарности.

Обретение веры

Следующим шагом является обретение веры (доверия) Будде. Самый надёжный способ развития веры по отношению к Будде и его Учению лежит через реальные результаты нашей же личной практики. Чем дольше мы будем практиковать очищение ума, избегание зла и сотворение добра, чем больше будем изучать наставления Будды, тем чаще мы будем замечать, что «Будда в очередной раз был прав». Возможно, наступит момент, когда мы будем восхищены и поражены мудростью Будды во всей её полноте.

Только на этом этапе ученик готов полностью принять всю перспективу буддийского учения, не ограниченного материалистическими рамками одной жизни. Будда говорил о множественности жизней, через которые проходит живое существо, и о том, что наше следующее существование во многом зависит от наших же поступков в этой жизни. С помощью более глубокого изучения Дхаммы и более интенсивной практики можно создать условия для благоприятного следующего перерождения или даже целой серии перерождений.

Становление буддистом

Когда мы на собственном опыте убедились в действенности описанных методов и готовы принять всю полноту учения Будды в качестве руководства к жизни, тогда нам стоит задуматься о том, чтобы стать буддистом формально. Чтобы это сделать, следует принять Прибежище у буддийского монаха традиции Тхеравады.

Многие принимают Прибежище до выполнения даже первых шагов, и нередко оказывается так, что их решение было не очень осмысленным. Поэтому лучше пройти официальную церемонию становления буддистом после того, как в течение некоторого времени вы уже придерживались рекомендаций, данных Буддой, и на опыте убедились в правильности его учения.

В традиции Тхеравады вместе с принятием Прибежища практикующий принимает ещё и пять правил буддиста-мирянина, которые нужно стараться соблюдать в течение всей жизни. Таков минимальный набор требований к человеку, движущемуся по буддийскому пути.

Он включает в себя отказ от:

  • Убийства
  • Воровства
  • Прелюбодеяния
  • Употребления алкоголя и наркотиков.

Дальнейшие шаги

Если наша практика окрепла, тогда стоит двигаться дальше.

Здесь можно выделить четыре более-менее последовательных стадии практики:

  • развитие нравственности
  • развитие щедрости
  • развитие медитации
  • развитие правильных воззрений

Нравственность

На данном этапе становится недостаточно лишь иногда воздерживаться от неблагих поступков и привносить в жизнь благие. Теперь, приняв вместе с Прибежищем пять обетов, мы должны стараться постоянно придерживаться этих правил. Если какое-либо из них нарушается, нужно отметить это и постараться исправиться в будущем. Если же пять правил освоены и стали достаточно лёгкими для осуществления, тогда можно усилить практику, принимая восемь обетов мирянина по лунным дням.

Щедрость

Вместе с этим следует продолжать и практику щедрости. Теперь мы знаем, что щедрость не просто делает других радостными и уменьшает нашу жадность, но и позволяет нам накапливать благие заслуги и влиять, таким образом, на события этой и следующих жизней. Самую щедрую поддержку нам следует оказывать буддийским монахам, нашим родителям и тем, кто крайне нуждается в помощи. Наибольший благой плод приносит даяние Сангхе – общине монахов.

Медитация

Медитация является важной частью буддийского пути. Будда отмечал, что достичь высшей цели буддийской практики – Ниббаны (полного уничтожения загрязнений ума) – можно только посредством глубокой медитации, основанной на правильных воззрениях, нравственности и щедрости. Дойти до этой цели нелегко. Скорее всего, для достижения Ниббаны потребуется не одна жизнь, но усилия, прикладываемые к развитию медитации, не пропадут напрасно. Любые накопленные заслуги, в число которых входит и практика медитации, так или иначе, дадут свои плоды – если не в этой жизни, то в следующих.

Развитие правильных воззрений

Если на первых этапах практики от нас требовалась лишь некоторая мудрость и вера, то теперь нам необходимо развивать Правильное Воззрение и исправлять неправильное, поскольку только правильные воззрения в комбинации с медитацией способны принести сверхмирскую мудрость, помогающую в достижении Ниббаны.

Лучшим средством для развития правильных воззрений и исправления неправильных являются наставления самого Будды Готамы, изложенные в суттах Палийского Канона, а также лекции и комментарии учителей Тхеравады. На этом этапе необходимо посвятить себя более глубокому изучению Дхаммы.

Поиск учителя

Наиболее полно идея добрых друзей на пути воплощается в лице монахов и учителей, как наиболее подготовленных и опытных практиков. Новичку часто советуют «найти учителя» или «обратиться к учителю», который сможет дать сверхценный совет, чудесным образом решающий все проблемы. Такое мнение распространилось, во многом, благодаря влиянию тибетского и дальневосточного буддизма, а также индуизма, в которых очень высока роль гуру.

В традиции Тхеравады роль учителя также значима. Но, всё-таки, не стоит её переоценивать. Не рассчитывайте на то, что монах или учитель сделает всё за вас и волшебным образом ускорит вашу практику. Не рассчитывайте на то, что он скажет вам нечто такое, чего вы никогда не сможете узнать сами, или же что вам дадут «именно то наставление, которое предназначено специально для вас».

Чтобы получить от опытного учителя более-менее стоящий совет, нужно прожить рядом с ним бок о бок долгое время – возможно, несколько месяцев, а может быть даже и лет. Если же вы увидели монаха в первый, или пусть даже в пятый раз, не ждите, что он сможет дать исчерпывающий ответ на все ваши вопросы и проблемы. Скорее всего, вы услышите от него только лишь самые общие наставления. Поэтому не рассчитывайте сверх меры на результативность подобных встреч, а лучше прикладывайте усилия к самостоятельному продвижению в пути.

Стоит также отметить ещё и тот факт, что даже старый, уважаемый монах или известный учитель, имеющий широкую известность, могут иметь неправильные воззрения или заблуждаться в некоторых вопросах, до тех пор, пока они не стали Архатами (полностью просветлёнными). Поэтому не стоит сразу всецело доверять всему, что говорит учитель. Если у вас возникают сомнения, лучше сравнить его слова с наставлениями самого Будды, которые дошли до наших дней в Палийском Каноне и помнить о том, что при расхождении между суттами и словами учителя, больший авторитет имеют слова Будды.

– одна из древнейших мировых религий. Она получила свое название от титула её основателя – Будды (означает «Просветлённый»). Время жизни Будды Шакьямуни — V — IV вв. до н. э. Просветленный жил в Индии. Этому вероучению – два с половиной тысячелетия.

Множество разнообразных традиций народов вобрал в себя буддизм . Эта , выражаясь современным языком, очень демократична по своей природе. Буддист вправе также быть приверженцем даосизма, синтоизма или любой другой местной религии. Большинство буддистов живут в Азии (Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной). Особенность этой религии состоит в том, что она принимает различные формы в зависимости от места распространения. Так, японский буддизм представляет собой синтез буддийских идей и мифологии синто с элементами японской культуры.

Буддисты считают началом существования своей религии время кончины Будды, однако не определены однозначно годы его жизни. Буддизм зародился в Индии. С момента возникновения религия отрицала ритуал жертвоприношения. Буддизм, так же как джайнизм и другие учения зародились среди аскетов-отшельников, видевшие смысл существования в сосредоточении на внутренней жизни человека. Особенность буддизма состоит в том, что религия обратилась к человеку именно как к личности, но не как к члену какого-либо сословия или определённого пола.

В биографии Будды, основателя , отражена судьба реального человека, окружённая мифами и легендами. Его родовым именем было Гаутама. Принц, как известно, жил в роскоши, ни в чем не нуждаясь. Но беззаботная жизнь длилась недолго: когда принц, узнал о существовании болезней и смерти, решил избавить людей от постоянных страданий. Гаутама отправился в путь, надеясь найти рецепт всеобщего счастья. Покинув дворец, где жили старый отец, жена и маленький сын, Сиддхартха стал отшельником (шрамана). В местности Гая, которая сегодня называется Бодх-Гая, принцу удалось достичь Просветления, после чего Просветленному открылось, как спастись человечеству. Учитель прочёл свою первую проповедь. Он странствовал по городам и сёлам, появились последователи. 45 лет Будда распространял своё учение в стране. Ему удалось завоевать приверженцев в разных слоях общества; в число последователей буддизма входило множество богатых и влиятельных людей.

Скончался Будда в возрасте 80 лет. Ученики создали монашеские общины, которые развивали учение. А согласно мифологическому жизнеописанию, будущий Будда перерождался сотни раз в облике людей и животных, пока не родился в облике человека для того чтобы спасти мир. Это было его последнее рождение.

Чему учил Будда?

В своей первой проповеди Будда говорил о двух крайностях, которые мешают нам встать на путь спасения с помощью религии. Одна крайность — погружённая в мирские наслаждения жизнь, она – тёмная и бесполезная. Но и исполненная страданиями, самоистязаниями жизнь также не преисполнена благом. Во время просветления Будда постиг срединный путь, ведущий к умиротворению и к высшему знанию.

Не случайно именно смерть Будды стала началом существования буддизма. Дело в том, что буддисты считают её освобождением – нирваной. Учитель открыл людям Путь, учил, как по нему идти. Будда, в соответствии с учением, был всемогущим, творил чудеса и принимал различные облики, даже — влиял на ход событий, причём, не только в здешнем мире, но и в других мирах.


Так же, как и иные религии, буддизм говорит людям об избавлении от страданий, невзгод, страха смерти. Однако в этой религии не признается бессмертие души. Вечная жизнь – бесконечная цепь перевоплощений, сопровождающаяся сменой телесных оболочек. Буддизм проповедует, что под влиянием поступков человека меняется его бытие и восприятие мира, что не влияет на сущность индивидуума. , бедность, унижения – результат неправедной жизни человека. Радость и умиротворённость – награда за правильные поступки. Это — действие закона кармы. Этот закон определяет судьбу человека во всех перевоплощениях. Важны не только поступки, но и мысли, слова, которые также оставляют свой кармический след.

Содеянное в предыдущей жизни пожинает человек в следующем воплощении. В буддизме не признаётся провидение. Делается акцент на том, что судьба человека зависит лишь от его усилий, поэтому так важна неустанная работа над собой. Привязанность человека к чему-либо приводит его к хождению в существование. Результат — рождение, а значит — старость и смерть. Буддисты стремятся оставлять как можно меньше кармических следов, не завися как от желаний, так и от привязанностей. является т. н. «колесо закона».

Высшая цель жизни в соответствии с учением буддизма заключается в освобождении от кармы, соответственно – в выходе из круга сансары и достижении освобождения. В индуизме такое состояние принято называть мокшей в буддизме — нирваной. Нирвана — покой, мудрость и блаженство. Вместе с угасанием жизненного огня уходит значительная часть эмоций, желаний. Это стремление не к смерти, а к жизни, но в ином качестве: существование совершенного, свободного духа.

Буддизм не отрицает существования множества богов, так же как и других сверхъестественных существ — демонов, духов и других, но Будда считал, что и они не составляют исключения — тоже существуют в рамках кармы, а потому не в состоянии избавиться от перевоплощений. Лишь человек, последовательно меняя себя, способен искоренить причину перерождений и достичь нирваны. Для того чтобы освободиться от перерождений, как полагают буддисты, богам и другим существам приходится рождаться в человеческом облике. Исключительно среди людей появляются те, которые достигают Просветления и нирваны.

Понятие дхармы означает высшую истину, которую Будда открыл для всех людей. Слово «дхарма» равнозначно в буддизме моральной добродетели, духовным качествам Будды, которым должны подражать верующие. Кроме того, дхармы с точки зрения буддистов — конечные элементы, на которые разбивается поток существования. У каждого – свои способности к постижению дхармы, поэтому не существует единого, пригодного для всех свода буддийского вероучения. Для того чтобы идти по буддийскому пути, нужны более серьёзные духовные усилия, прежде всего — медитация.

Непросто достичь высшей цели буддистов – нирваны. Это под силу лишь самым упорным и одарённым, а для обычных людей, которые не способны на значительные духовные усилия, промежуточным этапом может стать воплощение в лучших условиях.

Возможно, вас заинтересуют и другие, необычные для России, религии? Например, можете почитать о или .