Введение во храм пресвятой богородицы традиции праздника. Праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы — традиции, обычаи, приметы

4 декабря верующими празднуется христианский православный праздник – Введение в храм Пресвятой Богородицы. Торжество связано с событием, когда стало известно, что родители Марии святая Анна и святой Иоаким привели дочь в храм, чтобы посвятить ее Всевышнему. По приметам Ведение 4 декабря ассоциируется с приходом зимы и началом Введенской ярмарки.

Традиции

В народе говорят, что Введение – это ворота в зиму. Древние традиции православного праздника основаны на многовековых приметах.

На 4 декабря начинается Введенская ярмарка, где продают сани, самый популярный вид транспорта на Руси. На церковный праздник в народных гуляниях совершаются первые санные выезды по городу. По традиции 4 декабря открывают первый санный путь молодожены, прокатываясь на санках с колокольчиками.

По приметам, после 4 декабря нельзя копать землю, заниматься стиркой и уборкой. Христиане стараются не сквернословить, ругаться с соседями или давать деньги в долг – есть примета что тот, кто скверно поступает, может навлечь на себя горе или беду в дом.

Существует обычай ходить в гости и приглашать гостей – по примете, если в доме много людей, весь год будет благополучие и достаток. Праздник приходится на рождественский пост, поэтому постящимся православным рекомендуется кушать только рыбные блюда.

По церковному обычаю 4 декабря в храме проводится богослужение, на котором верующие возносят молитвы иконе Божьей Матери.

С праздников православные связывают еще одну примету – считается, что 4 декабря среди людей ходит Ведуница, самая сильная ведьма, которая все видит, знает и обладает чудодейственной силой. Она принимает обличие животных и проникает в дом, чтобы наблюдать за жизнью семьи. Поэтому радивые хозяйки стараются до праздника наткать много полотна, чтобы Ведуница заметила их хозяйственность и одарила дом благополучием.

Приметы на 4 декабря

Одна из самых главных народных примет на 4 декабря – это появление морозных узоров на стеклах. Считается, что декабрь приглашает зиму, и та, проезжая мимо на санях, рисует стекла. День известен переменчивой погодой – оттепель сменяется морозом, отчего дороги то раскисают, то замерзают.

Народные про погоду по Введению определяют погодные условия на всю зиму. Например, по народному поверью, если 4 декабря пошел снег – по примете он пролежит до весны. А снег, выпавший до этого дня, скоро растает.

  1. после 4 декабря не растаял снег – будет хороший урожай;
  2. если с утра мороз – жди холодную зиму и знойное лето;
  3. светит солнце на 4 декабря – к ясному небу зимой;
  4. если теплая погода – на следующий год будет засуха;
  5. если слышен звон колокола – к морозу, глухой звон – к снегопаду;
  6. в печке зарумянилась каша – к снегопаду;
  7. сильный мороз предвещает стужу;
  8. упрямится лошадь – будет падать снег;
  9. если пасмурно и идет дождь – лето будет неурожайным;

По приметам 4 декабря благоприятный день для проведения заговоров на удачу, благополучие, счастливую семейную жизнь и достаток в доме.

Молитвы

В этот день надо молиться иконе Святой Богоматери, а еще лучше прочесть перед ее обликом акафист. Обращение к Пресвятой Богородице очищает душу и дарует умиротворение. У нее просят заступничества перед богом, к ней обращаются матери в молитвах за детей.

Для христиан этот Праздник обладает особенной божественной силой. И прошения, адресованные Богородице в день Введения, являются самыми действующими и сильными.

Травы, заготавливаемые 4 декабря

В декабре травники собирают соплодия. Например, в этот период люди заготавливают сосновые почки и ольховые шишки. С деревьев срезается верхушка побега с частью ветки. Затем высушивается и используется в приготовлении лекарства. Сбор лекарственных ингредиентов продолжается всю зиму.

Православные прихожане верят, что Всевышний дал им шанс на искупление грехов и вознесение к райским благам в тот день, когда девочка Мария вошла в божью обитель. А своим поступком родители Марии показывают верующим, что любовь и уважение к Всевышнему надо воспитывать в ребенке с детства.

Декабрь месяц, как и январь, достаточно насыщен православными праздниками и один из таких отмечается вначале месяца, а именно 4 декабря. Называется он Введение Пресвятой Марии во храм Господень , а в народе он назывался проще — Праздник зимы. Именно в этот день Святая Мария в трехлетнем возрасте начала свое служение Богу. В славянской культуре 4 декабря символизировало не только это священное событие, но и начало зимы, её вступление в свои права. Но обо всем по порядку, давайте же подробней узнаем с чем связан этот праздник, что принято было делать в этот день, а чего избегали, как его проводили и чего ждали от этого праздника.

Историю, которая связана с появлением праздника вы не найдете в священном писании, так как за основу взяты апокрифы, где в одной из книг рассказывается о жизни Девы Марии. Родители Святой Марии долго не могли завести детей, так как её мать Анна была неплодной. Они долго молились о ребенке и пообещали Богу, что если все же он подарит такое чудо, то они обязательно посвятят жизнь своего чада служению Господу. В итоге, они сдержали свое обещание, и когда у них родилась девочка, в возрасте трех лет они отвели её в храм.

По легенде, в тот день к первосвященнику пришло откровение, что девочку необходимо отвести в Святая Святых Храма. Это особенная комната, куда можно было зайти первосвященнику только один раз в год, если же он был нечист перед Богом, то попав туда его поражал огонь на смерть. Но в этот день случилось настоящее чудо, ведь, когда девочка туда попала, ничего не произошло.

Все кто знал Марию лично, говорили, что она была очень исполнительной, доброй и отзывчивой девочкой, готовой прийти на помощь. Более того, её милосердие сочеталось с мудростью, при чем уже в раннем возрасте. С самого детства к ней за советом бежали более взрослые девушки, просили чему-то обучить и направить в сложных жизненных ситуациях.

Первые упоминания о праздновании Введения были отмечены уже в восьмом веке, но там же говорится о том, что ему не придавали особой торжественности и значимости и отмечали его не везде. Более широкое распространение Введение во Храм пресвятой Марии получил в девятом веке.

Славянские традиции праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы

В церквях с этого дня начинается усиленная подготовка к Рождеству и в храмах можно услышать такие песни, как «Христос рождается.» Как и во все праздники проводится торжественное Богослужение, на котором рассказывают о Марии. Так как о её жизни довольно мало известно, то в этот день скорее вспоминают историю рождения Христа.

А в народе с этого дня открывались шумные ярмарки, где можно было полакомиться свежей выпечкой, прикупить себе что-то новое, а самое главное провести весело время. Но самая известная была московская ярмарка, где продавались уникальные чудо-сани. Особенно такие мероприятия нравились девушкам, ведь здесь можно было встретить не только свою судьбу, но и найти красивую ткань для своих нарядов, красивые и теплые шубы, шляпки и другие товары.

Кстати, не зря сани на ярмарках имели большой спрос, так как именно на Введение принято было устраивать катание на них, особенно молодоженов. Для этого существовал целый обряд, вся семья собиралась для начала за богатым столом, а потом в середине столования молодую семью провожали к саням и усаживали их туда, а они в свою очередь отправлялись вместе в санный путь. За ними ехали и все родственники, и приглашенные гости, а зачастую собиралась вся деревня, одни ехали, другие смотрели на это действо. По возвращении молодых встречали родители мужа, а невестка в свою очередь должна была низко поклониться свекрови, в знак того, что она перешла из родительского дома в дом своего мужа.

А на столах у народа можно было увидеть не только, купленные на ярмарке булочки да баранки, но и вареники с ягодами. При чем в один из них, а может и два обязательно клали монетку. Кому она попадется, тот и проведет весь год в радости и счастье.

Обряды и обычаи на праздник Введения Богородицы во храм

Чтобы год провести удачно, а зимой не болеть, наши предки обязательно приветствовали братьев Морозов, но вот только делать это должна была не вся семья, а только её хозяин. При этом в доме сильно топили печь, чтобы предстоящую зиму провести в тепле.

Прежде, чем лечь спать девушки произносили такие слова: «Святое Введенье, веди меня туда, где мне жить». Согласно поверью, в ночь с 4 на 5 декабря ей должен присниться сон, который покажет дом будущего мужа.

Также, часто практиковался обряд освящения воды, после чего её давали выпить понравившемуся парню. Многие верили, что на этот праздник она приворотная и молодой человек обязательно влюбится в неё.

На Введение утром женщины осыпали коров конопляными семенами, после чего смазывали вымя, чтобы корова давала побольше молока. Помимо этого обряда, женщины исполняли еще один — кормление коров густым киселем, и чем гуще кисель, тем вкуснее будет сметана. А чтобы уберечь свой скот от болезней и воришек, хозяйки окуривали сараи ароматными травами.

Приметы на Введение во Храм Богородицы

Наши предки говорили, что на Введение земля отдыхает, поэтому копать в этот день категорически запрещалось, если же нарушить этот запрет, то по поверьям урожай у такого человека будет скудным и бедным.

Что касается погоды, то раньше считали, что если на Введение погода теплая, то и зима будет такой, а если холодно и морозно, то так весь сезон и будет.

Также говорили раньше: «Введение накладывает на воду ледение.» Это говорит о том, что с этого дня вся вода на водоемах начинает замерзать, а это значит, что с Введения начинались все зимние развлечения и, конечно открывался сезон зимней рыбалки. А вот до этого дня многие боялись становиться на лед, так как скорее всего быть беде.

В этот день было принято ходить в гости друг к другу, а хозяева в свою очередь следили за тем, кто первый войдет в дом. Если женщина, то грядущий год будет неудачным, и даже в семью может настигнуть беда. Если же мужчина, то это к удачному году, к процветанию и счастью.

4 декабря отмечается церковный праздник - Введение в храм Пресвятой Богородицы. В этот день святые Иоаким и Анна привели дочь, Деву Марию, в Иерусалим, чтобы посвятить ее служению богу. Первосвященник встретил и проводил ее в сокровенное место, куда сам мог входить только один раз в год. Деву Марию называют Одигитрией, или Путеводительницей – она помогает всем, идущим благочестивым путем, уберечься от соблазнов и искушений.

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы

Этот праздник считается одним из важнейших в православной традиции – третий после Рождества Христова и Рождества Богородицы. Введение Богородицы во храм явилось надеждой людей на спасение, а источником спасения стала сама Дева Мария. Введение - двунадесятый праздник, то есть памятный день, связанный с земной жизнью Иисуса, входящий с список 12 великих праздников (от славянского числительного «двунадесять» - двенадцать). Отмечается Введение и католиками, и православными.

История

В священном предании рассказано, как родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, до старости были бездетны. Во время молитвы о ниспослании младенца дали обет посвятить ребенка служению богу. Когда девочке исполнилось три года, родители решили, что настало время исполнить обет: они, с зажженными свечами, с пением священных песен, повели богоизбранную деву к Иерусалимскому храму. Процессию встречал первосвященник Захария, по преданию отец Иоанна Предтечи.

Храмовая лестница состояла из 15 высоких ступеней. Казалось, Мария слишком мала, чтобы идти по ним, но, ведомая силой божьей, она без труда преодолела все ступени и оказалась перед храмом. Удивленный этим, вдохновляемый свыше, первосвященник ввел богоотроковицу в Святая Святых, куда всем прочим вход был запрещен, и куда сам он мог войти только один раз с жертвенной кровью.

Иоаким с Анной вернулись домой, а пречистая Дева осталась. Она росла среди благочестивых дев, занималась рукоделием, чтением Священного Писания и молилась. Так было, пока Марии не исполнилось 15 лет (по протоевангелию Иакова 12). По закону каждый израильтянин, достигший возраста совершеннолетия, обязан был жениться (выйти замуж), Мария не могла более оставаться в храме. Однако Божественная отроковица дала обет девства, потому что с рождения была посвящена богу и никому более принадлежать не могла.

После молитвы Захарии явился ангел и велел собрать неженатых мужей из «дома Давидова», чтобы они принесли с собой посохи, «на кого посох укажет, тот и станет хранителем девства». Захария оставил посохи в Святая Святых и однажды увидел, что один посох расцвел и на нем сидит голубица, которая вылетела и закружила над головой плотника Иосифа. Первосвященник обручил Марию с Иосифом и поручил ему опекать ее.

Богословское толкование

Введение в храм Пресвятой Богородицы совместно с Рождеством Пресвятой Богородицы являются предвестниками Рождества Христова – величайшего события. Это знаменует переход от Ветхого Завета с кровавыми жертвами очищения от грехов к Новому, когда сын Божий своей кровью сам искупит грехи человечества. Марию называют Ковчегом, одушевленным Божьим Кивотом, потому что она сама стала Боговместимым храмом, Богоматерью.

Первосвященник Захария, исполненный святым духом, ввел Деву в священное место – Святая Святых – место, где должна была храниться величайшая святыня − Ковчег Завета. Ковчег хранился в первом Иерусалимском храме, который был разрушен и затем восстановлен, но ветхозаветной святыни не было, она была утрачена. Пресвятая Дева заменила собой утерянный Ковчег, потому что своею святостью и чистотой сама стала живым «богоносимым» Ковчегом. Это и было исполнение предсказания о появлении во Втором храме Ангела Завета, который станет источником спасения человечества.

Когда отмечается

Впервые упоминания о празднике Введение во храм Богородицы находят в VIII веке, они очень краткие и свидетельствуют только об отсутствии торжественности. Далее, около IX века праздник широко распространяется, появляются два канона празднования, но к двунадесятым его стали относить только после XVI века. Введение отмечается 21 ноября по юлианскому стилю, что соответствует 4 декабря грегорианского календаря.

Отмечает праздник Сербская, Грузинская и Иерусалимская православные церкви. Коптская церковь отмечает его 29 ноября. Западной церковью этот праздник был принят около XV века. Введение во храм Благословенной Девы Марии в календарь Римской католической церкви ввел папа Сикст V 1 сентября 1585 года.

Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы

Дионисий из Фурны (Фурноаграфиот) - афонский теоретик иконописи составил сборник наставлений по написанию икон, называемый ерминией, где имеется указание, о том, как писать иконы, посвященные Введению Богородицы. Центром композиции Введения должна быть сама Мария, трехлетняя дева меньше других фигур, но одетая как замужняя женщина. Иоаким и Анна расположены рядом с ней.

Дополнительно иконография может изображать дев с зажженными светильниками. Мария может быть изображена идущей по ступеням Иерусалимского храма, где ее встречает первосвященник Захария, радостно раскрывая объятия. Иногда отдельно выписывается момент, когда архангел Гавриил беседует с Марией и подает ей пищу.

Молитвы Введения во храм Пресвятой Богородицы

Во время празднования Введения в храм Пресвятой Богородицы читаются специальные молитвы, приуроченные к этому событию:

  • Тропарь, глас 4;
  • Кондак;
  • Величание;
  • Задостойник;
  • Молитва на Введение во Храм Пресвятой Богородицы;
  • Молитва в праздник Введения.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Первый храм, посвященный этому празднику, построила равноапостольная царица Елена в XV веке в Палестине. Церкви, освященные в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы называются Введенскими. Существую старейшие Введенские церкви России:

  • В честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Астрахань. Был построен в 1818-1822 гг. После революции был закрыт, затем передан автошколе. В 1994 г возвращен русской православной церкви;
  • Церковь Введения во храм Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Воронеж. Постройки 1700 года, из-за ветхости к 1780 году перестроен в камне. В советское время был закрыт, затем использовался под жилье. Передан во владение епархии с 1990 года.
  • Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, село Введенское Курганской области, построенная в 1894-1898 купцом А. Н. Балакшиным. В 1930 году закрыта, использовалась как магазин. В 1989 году возвращена РПЦ.
  • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Дмитров. Дата основания: 1768. После революции была ограблена. В 1937 году с церкви были сброшены колокола. С 1913 по 1937 год настоятелем был Константин Пятикрестовский, позже причисленный к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Благодаря ему Введенская церковь не была закрыта.

Введенское кладбище

Иноверческое, или Немецкое московское кладбище было основано около 1771 года. Расположено оно было недалеко от Введенских холмов, по которым впоследствии получило свое название. На холмах в 1643 г. была построена деревянная церковь Введения Богородицы во Храм, которая дала название селу и всей окрестной местности.

В 1926 году было произведено благоустройство кладбища, позже построен колумбарий. На Введенском кладбище захоронены многие известные люди: артисты, музыканты, ученые, герои войны. Во время войны там были захоронены советские воины.На братской могиле установлен обелиск. Шестеро скончавшихся летчиков эскадрильи Нормандия-Неман захоронены там же. Многие надгробные памятники являются объектами культурного наследия.

Видео

В Библии рассказывается, что, когда Деве Марии, будущей Пресвятой Богородице, исполнилось три года, родители отдали ее на воспитание в Иерусалимский храм. Там она пробыла до двенадцати лет, в течение которых служила его святыням и готовилась к своей будущей миссии.

В народном православии Введение отмечается как день вступления зимы в свои права: «На Введение зима вводится, Введение пришло - зиму привело». В большинстве районов России в это время крестьяне пересаживались с телег в сани, у детей начиналось время зимних развлечений - катание с гор. Об этом говорится в детской песенке:

Введение во храм Пресвятой Богородицы Гравюра из старопечатной книги. XVII в.

Введение пришло,

Зиму в хату завело,

В сани коней запрягло,

В путь-дорожку вывело,

Лед на речке вымело,

С берегом связало,4

К земле приковало,

Снег заледенило,

Малых ребят,

Красных девчат

На салазки усадило,

На ледянке с горы покатило.

В этот день начинался период первых зимний гуляний, в большинстве мест России совершали первый выезд на санях. Он открывался ритуалом «казать

молодую»: обычно выбирали расписные легкие сани, украшали их колокольчиками и искусственными цветами, устилали разноцветными дорожками. В сани сажали молодоженов, которые наряжались в лучшие одежды. Во главе процессии сани проезжали вдоль деревни к месту гуляний или к ярмарке.

С Введения в большинстве городов России открывались зимние ярмарки. Одна из крупнейших проходила в Москве, на Лубянской площади, там торговали санями и разнообразными изделиями из дерева. В северных районах России Введенскую ярмарку обычно называли рыбной, поскольку с этого дня начиналась интенсивная торговля мороженой рыбой.

Введение повсеместно считалось женским и девичьим праздником. Поэтому в этот день запрещалось заниматься какими-либо женскими занятиями. Иначе Богородица могла наказать провинившихся.

Утром в день праздника совершали ритуал введения скотины: в дом приводили яловую корову, телку или молодого бычка, животное кормили хлебом и водой. Коров или телку осыпали зерном, мазали вымя густой мучной затиркой, чтобы было много молока.

Введение считалось днем поминовения предков. Полагали, что в этот праздник Бог отпускает души праведников на землю, чтобы они могли посмотреть на своих родственников. Поэтому во многих местах на Благовещение посещали кладбища и приводили в порядок могилы умерших.

Вербное воскресенье - см.

Вход Господень в Иерусалим

Ъоуфижснш Крссжл Господня

По легенде, Елена - мать императора Константина Великого - посетила Святую землю. Она хотела найти то место, где был погребен Иисус Христос, и крест, на котором его распяли.

Выполняя данный обет, Елена испытала немалые трудности: за двести лет до ее путешествия по указу императора Адриана пещера Гроба Господня была завалена, а на Голгофе построили храм в честь Юпитера.

Однако Елене удалось обнаружить пещеру, в которой нашли три деревянных креста и доску с надписью «Иисус Назарянин, царь иудейский». По свидетельству евангелистов, доска с подобной надписью была прибита к кресту Иисуса Христа.

После обнаружения креста Иисуса вокруг него стали совершаться чудеса. Крест объявили чудотворным и поместили в главную иерусалимскую церковь, а частицы дерева начали продавать паломникам.

День Воздвижения считался национальным праздником Византийской империи, крест стал эмблемой империи, а посвященный празднику тропарь - гимном. Впоследствии текст этого тропаря стал гимном и в России. Крест у колодца

В народном календаре с Воздвижением связано начало осенних работ и окончание жатвы. Считается, что с этого дня начинается отлет птиц, засыпают змеи, медведь ложится на зимнюю спячку.

Широко распространена легенда, в которой рассказывается, что на Воздвижение змеи празднуют свадьбу своего царя. Поэтому в этот день запрещается ходить в лес. В народных быличках говорится о том, что на Воздвижение лешие бегают по лесу, а потом проваливаются под землю, где спят до весны.

Обычно после Воздвижения начинался сбор осенних грибов и уборка капусты. В течение двух недель в деревнях проходили капустники, или капустинские вечерки. Женщины собирались в домах и рубили собранную днем капусту. Работа сопровождалась песней: «Вейся ты, вейся, капустка».

В России в день Воздвижения совершался обряд похорон мух, блох и тараканов. Из репы или брюквы

вырезали маленькие гробики, в них помещали пойманных мух и тараканов, затем гробик выносили из избы и хоронили в огороде. Обряд похорон совершали только девушки. Они притворно причитали, изображая горе: «Ой, таракан наш помер, ой-ой-ой, наш таракашенька, да наш батенька, да наш соколинька, да как мы тебя хороним».

Обряд сохранился с глубокой древности. Считалось, что он оберегает людей. Сам ритуал тщательно имитировал основные действия и элементы погребального обряда: обряжение в саван, положение в гроб, оплакивание, отпевание, погребение и поминки. Во многих местах таракана не хоронили, а подвешивали в гробике к ветке дерева. Известно, что подобным образом хоронили умерших многие первобытные народы. Иногда обряд похорон воспроизводился летом. Так, для вызывания дождя совершали похороны лягушки. При этом могилу обязательно поливали водой.

Во многих местах на Воздвижении совершался обход посевов, сопровождавшийся крестным ходом. Для праздника изготавливали специальный деревянный крест, украшали его лентами, цветами и венками. Основными участниками праздника становились дети. Процессия обходила поля, при этом дети пели особую песню:

Мы крест носим - Бога просим, Пусть Господь даст, чтобы дождь шел, Трава росла, нива зеленела.

После завершения обряда хозяйка поля обсыпала детей зерном, подбрасывая его вверх со словами: «Чтобы так же высоко росла пшеница».

День Воздвижения открывал цикл осенних праздников. Именно после него начинались приготовления к Святкам: изготавливались костюмы, маски, звезды для колядования.

Вознесение Господне

Один из основных двунадесятых праздников, замыкающих пасхальный цикл. Отмечается на сороковой день после Пасхи, в четверг на шестой послепасхальной неделе.

Воскресение Иисуса Христа Гравюра из старопечатной книги. XVII в.

В Библии рассказывается, что на сороковой день после смерти Иисус Христос вместе с учениками отправился на гору Блеонскую и оттуда вознесся на небеса. В народном православии с Вознесением связано поверье, что в этот день «отверзаются двери райские, разрешаются узы адские», небесные врата открываются для всех, любой усопший, даже грешник, попадает в рай.

Вознесение считался праздником мертвых, поминальным днем, когда пекли и раздавали «божьи онучи»- блины овальной формы. Полагали, что именно в подобных онучах вознесся на небо Иисус. В былич-ке рассказывается, что от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле в образе нищего, поэтому в это время полагалось оделять подаянием нищих.

Иногда поминальный хлеб пекли в форме лесенки, прямоугольной булки с семью перекладинами, символизирующими семь небес. С помощью лесенок гадали о посмертной судьбе: поднявшись на колокольню, лесенку бросали вниз. По количеству оставшихся целыми перекладин узнавали, на какое небо человек попадет после смерти. Если оставались целыми все семь перекладин, то человека считали праведником. Полностью разбившаяся лесенка указывала на то, что бросивший ее был страшным грешником.

Лесенки использовали и для другого ритуала - заклинания посевов. Выйдя в поле, лесенки подкидывали вверх. Полагали, что чем выше удавалось поднять лесенку, тем выше поднимется летом рожь. Совершались молебны, в которых просили Бога о плодородии. После молебна девушки выходили «провожать Христа». Каждая шла к своей ниве с хлебцами-лесенками, блинами и яйцами. Блины съедали, лесенки и яйца подбрасывали вверх с приговором: «Христос, иди на небеса, возьми ржицу за колосок». В некоторых местах женщины катались по полю со словами: «Расти трава к лесу, а рожь к овину».

Вознесение считалось рубежом между весной и летом: с этого дня переставали петь весенние песни. Во многих местах именно с Вознесения подросшие за год девочки впервые получали право выходить на улицу в одежде взрослых девушек. Они могли гулять с парнями и участвовать в посиделках.

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой. Конфликт глазами современников автора Ореханов Протоиерей Георгий

автора Капица Федор Сергеевич

Благовещение Пресвятой Богородицы Двунадесятый праздник, отмечающийся 25 марта (7 апреля).Согласно Евангелию, в этот день Пресвятой Богородице явился Архангел Гавриил и сообщил о том, что ей предстоит стать Матерью Спасителя: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою,

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Покров Пресвятой Богородицы Двунадесятый праздник, отмечается 2 (14) октября. Покров Пресвятой Богородицы Гравюра из старопечатной книги. XVII в.Праздник в честь чудесного явления Пресвятой Богородицы в Константинополе, когда она покрыла город своим омофором (головным

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Рождество Пресвятой Богородицы Двунадесятый праздник, отмечается 8 (21) сентября.В земледельческом календаре начало осени называли осенинами или оспожинками. В это время завершалась жатва и обеспечивалось благосостояние семьи на будущий год. Поэтому осенины отмечали

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Успение Пресвятой Богородицы Двунадесятый праздник, отмечается 15 (28) августа.В большинстве районов России к этому дню завершается уборка и посев озимого хлеба. Одновременно начинается Успенский пост - спожинки. Успение Пресвятой Богородицы Гравюра из старопечатной

Из книги История военно-монашеских орденов Европы автора Акунов Вольфганг Викторович

5. ОБ ОРДЕНЕ РЫЦАРЕЙ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ (ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ) МОНЖУА Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, Без нетления Бога Слово рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Христианская молитва Орден Святой Девы Марии (Пресвятой Богородицы) Монжуа (что

автора

Арбатский фантом, или Мимо пустыря на месте церкви Николы Явленного на Арбате во имя Покрова Пресвятой Богородицы Арбат в народе называли «улицей трех Никол» или «улицей святителя Николая» – по церквям Николы на Песках, Николы в Плотниках и Николы Явленного. Эта улица,

Из книги Москва, которую мы потеряли автора Гончаренко Олег Геннадьевич

На Курьих Ножках, или В поисках рыжебородого Малюты. Местность возле церкви Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмаках Не сохранившаяся до наших дней единственная московская церковь, освященная некогда во имя праздника Похвалы Богородицы, стояла на Волхонке, на

Из книги Москва, которую мы потеряли автора Гончаренко Олег Геннадьевич

Венец творения, или О церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке Самая знаменитая приходская церковь старой Москвы, освященная в честь Успения Божией Матери, стояла до революции на Покровке. Напомним читателю вкратце смысл и историю Успения Божией Матери. Слово

Из книги Начало России автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

56. Угра – «Пояс Пресвятой Богородицы» На Русь надвигалась такая беда, какой она не видывала со времен Мамая и Тохтамыша. Казимир формировал польскую армию, предполагалось поставить в строй 6–8 тыс. рыцарей. С оруженосцами и слугами это составляло 30–40 тыс. бойцов.

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Русский Берлин автора Попов Александр Николаевич

Храм Покрова Пресвятой Богородицы В отличие от трех вышеописанных храмов, находящихся в ведении Московской патриархии, эта церковь принадлежит Берлинско-Германской епархии Русской православной церкви заграницей. Раньше она располагалась в районе Вильмерсдорф, на

Из книги Легенды и мифы России автора Максимов Сергей Васильевич

XL. ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Так как свадьба в крестьянском быту требует значительных расходов, то в деревнях девушек выдают замуж обыкновенно тогда, когда уже закончились полевые работы и вполне определился итог урожая. Таким временем повсюду считается Покров

Из книги Козельщанская икона Божией Матери, Козельщанский женский монастырь автора РПЦ

Сказание о явлении и чудесах Козельщанской иконы Пресвятой Богородицы с приложением Акафиста (6 марта/21 февраля) Болезнь молодой графини Марии Капнист Граф Владимир Иванович Капнист, сын бывшего Московского губернатора Ивана Васильевича Капниста, принадлежит к

Из книги Люди Греческой Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Тишкун Сергий

В православный праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы верующие гадали и замечали приметы. Подробнее о празднике Введения и дате празднования читай ТУТ .

Введенские приметы

По погоде в этот день определяли, какая зима будет.

Если стояла теплая погода, то и зима будет мягкой, теплой. Если же холодно в праздник, значит, зима суровая будет, в том числе, и Рождество Христово.

По колокольному звону определяли, ждать ли снега. Если он звонок, снега не будет, но будет мороз, а если звук доносился глухой, значит, скоро выпадет снег.

Считалось, что если в праздник зима вступила в права – выпал снег, холода наступили, а на реке лед замерз, то в грядущем году будет богатый урожай.

Если снег пошел до Введения, скоро он растает, а если в праздник или после него, будет лежать долго.

Традиции православного праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы

По старинной традиции, в праздник люди ходили друг к другу в гости, угощая приготовленными блюдами. По примете, весь год будет неудачным, если первой на порог ступила женщина. Если молодой мужчина первым посетит дом, весь год будет удачным, благополучным, в доме будет достаток, а у членов семьи – крепкое здоровье. Пришел первым в дом нищий – к болезням. Чтобы не упустить удачу, люди вставали ранним утром, и заводили в дом скотину. Это сулило достаток и благополучие в семье.

В этот день люди ничего друг другу не давали взаймы, потому что считали, что обратно одолженное не вернется.

С Введения уже начинали готовиться к Рождественским праздникам, святкам – разучивать колядки, готовить наряды для ряженых и колядующих. К этому времени девицы уже должны были окончить ощипывание льна, в противном случае, летом можно не ждать хорошего урожая и уважения людей.

В праздник отломанную вишневую ветку окунали в сосуд с водой, и ставили его позади икон. Перед Новым Годом смотрели, распустилась ли она. Если да – год будет удачным, а если стала сухой, гадающего ждали неприятности.

Считалось, что в этот день особой силы набирает нечисть, ведьмы, колдуны, которые могли принести вред, и людям, и скотине. Чтобы этого избежать, люди чертили кресты на дверях хлевов и конюшен, обмазывали их чесноком, дворы домов посыпали маком, окуривали зельем. Животных полагалось в этот день сытно кормить.

Праздник Введения во храм Богородицы на Руси называли еще Видением. Считалось, что в этот день Господь позволяет душам умерших увидеться со своим телом.

Гадание на любимого, суженного в православный праздник

Девушки накануне праздника гадали на суженого. В ночь перед Введением говорили:

Заговор, чтобы увидеть семью будущего жениха:

«Матушка Пресвятая Богородица, как Тебя во храм ввели, так и Ты введи меня к суженому в семью»

Ночью должны были прийти во сне родственники будущего мужа.

Заговор на Введение, чтобы увидеть любимого

Такой заговор читали, чтобы увидеть самого суженого:

Гадание на жениха:

«Матушка Пресвятая Богородица, Тебя ввели во храм, и Ты введи меня во храм, где будем венчаться, каким кольцом обручаться»

И во сне Вы увидете любимого, с которым построите крепкую счастливую семью.

Как просить помощи у Пресвятой Богородицы?

Попросить о помощи Богоматерь, обратиться к Ней со своей проблемой, можно, прочитав такую молитву:

Молитва о помощи у богородице:

«К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надежда христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиях защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего! Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедям. За мой ропот в болезнех, трудах и несчастиях не отступи от мене, но пребуди Материю и Покровительницею мене малодушнаго. Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победита моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковию провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его безконечных радостей. Аминь.»

Остальную информацию про праздник Введения во храм Пречистой Богородицы читай