Открытый урок россия-дом пресвятой богородицы. Церковные службы в доме пресвятой богородицы

Сегодня Святой Дом в Лорето (или как его называют итальянцы, Santa Casa) — одна из самых почитаемых святынь, связанных с именем Богородицы, и одно из самых любимых мест паломников в Европе. Согласно легенде XIV веке, Дом Божией Матери был перенесен из Назарета в Италию небесными ангелами. О том, были ли ангелы на самом деле и какова история этого дома, мы побеседовали с Тимофеем Китнисом, историком и руководителем Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

История о спасении Дома Божией Матери небесными ангелами — это просто сказка? Или Ангелы и правда были?

Как это часто бывает, народный фольклор превратил реальную операцию по перенесению Дома Богородицы из Назарета в Лорето в красивую легенду. Первым с открытой ее критикой выступил русский путешественник, автор многих научных трудов епископ Порфирий (Успенский). В книге «Святыни земли италийской» он высказал предположение о том, что нельзя воспринимать слова о спасении святыни «ангелами небесными» буквально, на самом деле Дом Божией Матери из Назарета в Лорето перевезли греки по фамилии Ангелос. Это были влиятельные люди в Эпире, входившие и в военные, и в торговые круги. В XIII веке, когда началось интенсивное завоевание Святой Земли Саладином, Дому Богородицы, как и другим святыням, стала угрожать большая опасность. Чтобы спасти его от разрушения мусульманами, Ангелос перевезли Дом сначала к себе на родину в Далмацию (территория современной Хорватии), а спустя год передали в Италию в Лорето.

Зачем семья Ангелос взялась за это дело?

В этом нет ничего удивительного. Если вывезти одежду или иконы было легко, то для перемещения дома нужно было организовывать целую операцию. Были необходимы корабль, работники, требовались серьезные экономические затраты. Это было под силу только влиятельным и богатым людям. По поводу того, какой была мотивация семейства, высказываются разные мнения. Кто-то считает, что все это — чистый бизнес, и греки просто хотели получить деньги. Однако есть и те, кто думает, что семьей Ангелос двигало искреннее желание спасти святыню от разрушения. А возможно, в этом случае просто совпали благочестие и практическая хватка, как нередко бывает.

Почему Дом Божией Матери был перевезен именно в Лорето?

Область Марке и в частности городок Лорето являлись частью Папского государства и, когда Дом Богородицы был перевезен в Лорето, он автоматически попал под омофор Папы Римского. Кроме того, у семьи Ангелос была связь с викарием Папы — епископом города Реканти, что подтверждено документально. После того, как посланники Папы удостоверились в подлинности Дома, он был передан в Лорето, и викарий стал сам заниматься укреплением Святого Дома на его нынешнем месте.

А как выглядит Святой Дом сегодня?

На живописном холме располагается базилика Santa Cosa, купол которой виден еще издалека. Она представляет собой огромный храм со множеством капелл, настоящую сокровищницу искусства. В работе над базиликой принимали участие лучшие мастера своего времени, такие как Мелоццо да Форли и Луки Синьорелли. В центре храма — мраморный ковчег, создание которого Папа Юлий II в 1507 году поручил выдающемуся архитектору того времени Донато Браманте. Внутри драгоценного чехла и находится светлица, перевезенная из Назарета. Святой Дом имеет только три стены и следующие параметры: 8,5 на 3,8 метра в длину и ширину и 4 метра в высоту. В нем находится статуя Лоретской Божией Матери, о которой в своих дневниковых записях также писал преосвященный Порфирий (Успенский). Лоретская Мадонна с Младенцем — одна из самых известных и почитаемых в Европе. Интересно, что она очень похожа на почитаемую в России икону Бородицы «Прибавление Ума». Однако 1921 году скульптура Божией Матери XIV века сгорела в пожаре. В ходе работ по восстановлению и реставрации храма Леопольдо Челани была создана новая статуя.

Раз храм и скульптура были воссозданы, не мог ли и сам Святой Дом быть построен в Италии в XIV веке? Что свидетельствует о его подлинности?

Еще в 1491 году Папа Сикст IV издал буллу, которая подтверждала подлинность Дома, в 1507 такую буллу издал и Папа Юлий II. Позже, уже в 1900 году в Византии были найдены документы, подтверждающие предположение епископа Порфирия (Успенского). Святой Дом действительно был перевезен греческой семьей Ангелос из Назарета в Дальмацию, а потом передан викарию Папы Римского в Италию, в Лорето.

В XX веке, когда проводилось много исследований святынь, была проведена и проверка на подлинность Дома Божией Матери в Лорето. В 1962-1965 были организованы специальные экспедиции, в которых приняли участие историки и археологи.

Они установили, что Святой Дом является образцом типичного палестинского дома, причем, скорее всего, принадлежащего небогатой семье. В отличие от других домов в Лорето, он построен без фундамента и имеет только три стены. В Палестине дома часто примыкали к скале, в которой была выдолблена пещерка. Это позволяло экономить силы и средства на строительство (сегодня грот, выдолбленный в скале, где стоял Дом Богородицы, является одной из главных святынь базилики Благовещения в Назарете).

Камни, из которых сложен Святой Дом, также не характерны для Лорето, где даже не было каменоломни, но такие камни часто использовались в Палестине. На камнях Дома Божией Матери были обнаружены многочисленные пометки, которые историки, исследовавшие дом, датируют 1 веком. На некоторых камнях была замечена нумерация. Вероятно, Дом в Назарете разобрали, камни пронумеровали в нужном порядке, а потом уже в Лорето в том же порядке сложили заново.

Значит, сегодня сомнений в подлинности Дома Богородицы уже ни у кого не возникает?

Подлинность Дома подтвердили исследования, такова официальная позиция Церкви, а остальное уже дело веры. Но, по-моему, не столь важны детали истории и то, кто и с какой мотивацией принял в ней участие. Важно то, что мы имеем сегодня. Христос учил: «Всякое древо познается по плоду». А плод этой истории такой: сегодня Лорето — не только известнейший исторический, культурный и образовательный центр. Это место, где до сих пор происходит исцеление, не только телесное, но и духовное. Это место, куда люди приходят по обету, в благодарность, для того, чтобы получить благодать Духа Святого и Богородицы. Это мировой христианский центр, где молятся и католики, и православные, и где зримо ощущается Покров Божией Матери.

является одним из важнейших городов в истории распространения христианства. История города связана с именами многих известных святых и мучеников: Пресвятая Богородица Дева Мария, святой Иоанн, святой Павел, святая Мария Магдалина, святой мученик Максим, святой Марсель и святой Лазарь. . Пресвятая Богородица провела здесь несколько лет жизни.

В 431 году в Эфесе в церкви Пресвятой Богородицы Марии состоялся Вселенский собор, признавший ее божественное материнство.

Откровения Анны Катерины Эммерик

Современная история Эфеса, связанная с именем Богородицы, начинается с первой половины XIX века.

Некая Анна Катерина Эммерик (1774 – 1824 гг) , по одним данным немецкая крестьянка, по другим – монахиня, была прикована к постели из-за неизлечимой болезни. Она стала известна благодаря способности видеть жизнь Иисуса Христа и матери Его Марии. Детальные сообщения больной о местах, событиях и конкретных лицах привлекли внимание общественности и нескольких любителей-интеллектуалов. В 1818 году немецкий поэт Клеменс Брентано стал секретарем Эммерик и записал все, что она видела. В 1842 году была опубликована книга «Житие Девы Марии по откровениям Анны Катераны Эммерик».

Согласно откровениям Катерины Эммерик, Мария после воскрешения Иисуса жила три года в Иерусалиме, потом три года в Бетании и девять лет в Эфесе. Дом находился не в самом Эфесе, а на вершине горы в 3,5 милях от города. Место было пустынным и уединенным. Здесь жили несколько христианских семей, приспособив пещеры и естественные природные укрытия под жилье. Только дом Марии был каменный. С вершины горы можно было увидеть острова в море и Эфес.

Современная история дома Девы Марии в Турции

В середине 1890 года в руки французских священников Измира попала книга «Житие Девы Марии по откровениям Анны Катераны Эммерик». Сперва к описаниям отнеслись скептически, но подробности и точные указания вызвали любопытство и желание проверить достоверность книги.

29 июля 1891 года экспедиция из нескольких человек во главе с отцом Юнгом подошли к Соловьиной горе (гора Бюль-бюль). К середине дня они поднялись на небольшую поляну, где встретили женщин, обрабатывающих табак. Группа исследователей попросила воды, на что женщины ответили «У нас тоже нет воды, но если вы дойдете до монастыря, вы сможете напиться». Экспедиция двинулась в указанном направлении и вскоре увидела источник и остатки маленькой церкви.

Как и в откровениях Эммерик была открытая поляна, остатки здания, скалы на вершине, гора позади и море вдали.

К найденному месту было направлено еще две экспедиции, в ходе которых были сделаны точные замеры, фотографии, схемы и рисунки.

В 1950х гг начались реставрационные работы.

Экскурсия в Дом Девы Марии в Турции

Посещение дома Девы Марии – один из обязательных пунктов экскурсии в Эфес. Современное название места – Мерьемана . Сюда едут все люди, независимо от вероисповедания и страны рождения.

К дому ведет дорожка, вдоль которой монахи в 1898 году посадили оливковые деревья.

Дорога к дому Девы Марии

На небольшой скале установлена скульптура Девы Марии, сделанная в 1867 году и преподнесенная религиозным обществом Измира.

Скульптура Девы Марии

В 1894 году рядом с домом Пресвятой Богородицы был обнаружен атриум .

В 1898 году была обнаружена выемка и система водоснабжения, по которой вода поступала из источника в церкви к атриуму. Некоторые исследователи считают, что эта купальня использовалась для крещения, другие это мнение не разделяют.

В то же время была обнаружена кирпичная стена и четыре арки. Считается, что атриум и водохранилище относятся к VI веку н.э. Предполагают, что на в этом месте раньше был монастырь.

Сам дом Пресвятой Богородицы при его обнаружении был в очень плачевном состоянии. Стены во многом были разрушены. Фрагменты стен, обнаруженные в конце XIX века, относятся по всей видимости к XIII веку. Стены поздней церкви были возведены на фундаменте, датируемым первым веком новой эры.

Дом Девы Марии

В середине церкви перед Жертвенником можно видеть черную мраморную плиту , которая принадлежит вероятнее всего I в н.э. и показывает место, где был очаг.

Дом Девы Марии

Справа от Жертвенника находится помещение, так называемая «комната Девы Марии».

Посещение дома Пресвятой Богородицы заканчивается у трех источников . Вода в них поступает из колодца церкви. Эта вода считается целебной, многие пьют ее у источников, набирают и увозят с собой.

Стена желаний

Церковные службы в доме Пресвятой Богородицы

Рядом с домом Девы Марии на открытом месте проводят службы. Эти места посещали и проводили здесь службы папа Иоанн Павел II, папа Павел VI и папа Бенедикт XVI.

Каждый день в 7.00 утра в будние дни летом (в 7.30 зимой) и в 10.30 в выходные и праздничные дни здесь проводится месса для католиков. Присоединится могут все желающие.

15 августа проводятся праздничные службы в День Успения Пресвятой Богородицы.

Общество Богородицы Марии

Дом Пресвятой Богородицы являются любимым местом мусульман и христиан. Мусульмане тоже почитают Богородицу, в Коране ее имя упоминается 33 раза. Дом Девы Марии и окружающую его местность поддерживает Общество Богородицы Марии, в которое входят и христиане, и мусульмане. Финансирование работ ведется за счет пожертвований и доходов от небольшого магазина рядом с домом, где можно приобрести иконы и сувениры.

Дом Девы Марии – очень популярное место у туристов. Хотя официально Ватикан не признал подлинность дома рядом с Эфесом, как места, где жила Дева Мария, сюда приезжает много людей со всех концов света. Лучше посещать дом Девы Марии в Турции рано утром, когда еще нет многочисленных толп туристов. В саму церковь может стоять очередь, так что надо приготовиться к некоторому ожиданию.

Дом Девы Марии

Правильнее сказать, что очередь не стоит, а медленно движется, не останавливаясь в церкви. Если при посещении дома Пресвятой Богородицы есть желание помолится, можно просто встать в сторонке, никому не мешая, и вознести молитву.

При входе в церковь можно сделать пожертвование и взять свечу. После посещения дома Пресвятой Богородицы все желающие могут поставить свечи в специально отведенном месте на улице.

Дом Девы Марии в наши дни – это церковь, место священное, поэтому одежда должна быть соответствующей. Слишком короткие шорты и открытые плечи будут здесь не уместны.

Внутри церкви фотографировать нельзя.

Если вы планируете набрать воды из трех источников, лучше взять емкость для воды с собой заранее.

Дорога, ведущая к дому Девы Марии из Эфеса, слишком извилиста и крута. Тем, кто не привык к таким горным дорогам, рекомендуем приготовиться заранее и взять что-либо от укачивания.

Добираться пешком туда долго и не слишком безопасно. Дорога в гору очень крута и узка, что кажется, два автобуса с трудом разъезжаются на ней, обочин нет. Добраться можно либо на автомобиле либо на такси.

Рядом с домиком находится небольшой магазин Общества Богородицы Марии. Ближе к автобусной стоянке находится большое количество обычных сувенирных лавочек, где можно купить любые сувениры на память именно об Эфесе и Доме Девы Марии, а также обычные турецкие сувениры.

Парковка платная , цена — 8 лир для легковых автомобилей. Посещение самого дома – бесплатное.

Если вы хотите получать новые статьи сайта, узнавать о курсах валют, событиях и новостях Мармариса, подпишитесь на RSS или получайте их на электронную почту! А также все новости сайта, все события и погода в Мармарисе теперь в нашей

  • Адрес: Selçuk, 35920, Izmir Province
  • Сезонность: круглый год
  • Язык общения: английский / турецкий
  • Телефон: +90 232 894 10 12
  • Сайт: www.meryemana.info
  • Местоположение: Показать на карте

Согласно Евангелию, Иисус Христос, умирая на распятии, приказал своему любимому ученику Иоанну заботиться о матери и не оставлять ее. Поскольку после случившихся событий оставаться в Иерусалиме было небезопасно, Иоанн с Девой Марией отправились странствовать по Малой Азии и поселились недалеко от Эфеса. Однако никаких доказательств данному факту долгое время не было найдено, пока в 1812 году не случилась мистическая история, давшая начало дальнейшим поискам.

В это время в Германии жила ясновидящая Анна Катарина Эммерх, которая будучи прикованной к постели тяжелой болезнью, рассказывала свои видения, которые записывали ее родственники. Среди прочих предсказаний Анна упомянула о том, что видела смерть Девы Марии в возрасте 64 лет и дом недалеко от Эфеса. Она также описала окрестности и упомянула большую гору, на которой находилось жилище матери Христа.

В 1891 году под руководством французского священника была организована небольшая экспедиция, которая действительно в указанном месте обнаружила остатки маленькой церкви. Вид окрестностей полностью совпадал с описаниями Эммерик, а местные крестьяне, как оказалось, давно знали о святости этого места и находящемся рядом с домом чудотворным источником.

В 1892 году Архиепископ Смирны объявил Дом Девы Марии святым местом, а после посещения Папы Римского Павла VI в 1967 г. и Иоанна Павла II в 1979г. дом Девы Марии приобрел широкую известность и стал местном паломничества для христиан со всего мира. Для мусульман Дом Девы Марии - это тоже священное место, поскольку она является матерью Пророка Исы.

На территории Дома Пресвятой Девы Марии находятся три священных источника: любви, здоровья и счастья, воду из которых не только пьют и умываются ею, но и набирают и увозят с собой. Считается, что Дева Мария помогает женщинам, мечтающим о материнстве, а также излечивает от различных недугов.

С этим местом связано много удивительных историй. Так, например, в 2007 году во время сильнейших пожаров, когда жители всех окрестных деревень были вынуждены эвакуироваться, среди выжженного пепелища уцелел только один участок - территория вокруг дома Девы Марии - огонь остановился всего в нескольких метрах от жилища.

На территории комплекса расположена Стена Желаний, похожая на Стену Плача в Иерусалиме, где люди оставляют свои записки с желаниями. Каждый год 15 августа в день Успенья Богородицы все записки сжигаются, таким образом, оставленные желания отправляются на небо.

Могила Девы Марии, умершей, как полагают, в 48 году н.э., обнаружена не была, хотя, согласно видениям Эммерик, должна была находиться в 500 метрах от домика. Недалеко от самого дома Девы Марии было найдено чье-то захоронение, датируемое I веком н.э. Католическая церковь официально признало это захоронение святыней.

Сегодня Дом Девы Марии - это музей под открытым небом, принимающий каждый день большое количество туристов и паломников.

Часы работы:

  • Ноябрь - Февраль - с 8-00 до 17-00
  • Март – с 7-30 до 18-00
  • Апрель – Сентябрь – с 7-30 до 19-00
  • Октябрь – с 7-30 до 18-00

Вход: платный

Как добраться:

Дом Пресвятой Марии в Эфесе расположен примерно в 70 км от аэропорта города Измир в районе Сельчук, в 9 км от центра города Сельчук. К сожалению, добраться на общественном транспорте проблематично. Лучшим способом является аренда автомобиля или же организованный экскурсионный тур.

"Святой Дом" в Лорето , древняя православная святыня.

Это подлинный дом, в котором Пресвятая Богородица жила в Назарете. Когда Дева Мария закончила Свой земной путь, Ее простой каменный дом, размерами 9 на 4 метра, апостолы бережно хранили, превратив в церковь. Несколько позднее, в 70 году, римляне разграбили и опустошили Святую Землю в наказание за восстание евреев, но силы небесные удержали их от разрушения и осквернения святого дома, которому чудом удалось уцелеть. Спустя три столетия, в IV веке, равноапостольная царица Елена повелела возвести над жилищем Божией Матери базилику.

Почти 13 столетий Бог хранил святой дом, но в конце XIII века на Святую Землю напали сарацины. В 1291 г. святой дом был вывезен крестоносцами из Палестины в Далмацию (Хорватия), а затем, разобранный, представителями императорской фамилии Ангелов 10 декабря 1294 года был перевезен в Лорето. Здесь он был восстановлен по чертежам.

До описываемых событий жилище Марии состояло из двух частей: подземного грота, который по сей день сохраняется в Назарете, и верхней части, сложенной из грубо отесанных камней, которая и оказалась в Лорето.

В 1469 году в Лорето была основана огромная базилика Божией Матери специально для помещения в нее дома Пресвятой Богородицы.

Святой дом стоит на месте главного престола. Он сокрыт в мраморном одеянии, украшенном скульптурами пророков и сценами из жизни Пресвятой Богородицы. Дом состоит из трех стен по 3 метра высотой. Восточная стена, где находится алтарь, была открыта в сторону грота, который остался в Назарете.

В 1751 году по указу Папы Бенедикта XIV святыня подверглась официальному обследованию. Было установлено, что дом не стоит и никогда не стоял на фундаменте, заглубленном в землю, что косвенно подтвердило версию о его перенесении из другого места. Кроме того, некоторые ученые считают, что материалы, из которого построен лоретский дом, идентичны по своему химическому составу стройматериалам, найденным употребляющимся в Святой Земле. С XV века эта святыня остается одним из наиболее посещаемым паломниками мест в Италии; возле нее отмечались многочисленные случаи исцелений.

За алтарем святого дома возвышается статуя Богоматери Лоретской, послужившая прообразом икон, известных на Руси как "Прибавление ума".

Использованные материалы

  • Фотография (со ссылкой на Blessed-Mother.org)

По причине сходства фамилии со словом "ангел" народная молва позже приписала перенос святыни четырем ангелам. О переносе ангелами гласит также надпись на стене Лоретской базилики, в которой находится дом сейчас.

ЛОРЕТО
СВЯТОЙ ДОМ БОГОРОДИЦЫ

Итальянский город Лорето знаменит во всем мире своим Собором, под сводами которого вот уже 7 веков стоит Святой Дом Богородицы... Святой Дом в Лорето – это комната подлинного дома, в котором жила Пречистая Дева в Назарете и где Она получила благую весть от Архангела Гавриила о рождении от Нее Спасителя Мира. Древнее благочестивое предание, приписывало перенесение назаретского Дома в Лорето ангельскому деянию, между тем, как современные исследователи, изучая предание и основываясь на недавно открытых документах пришли к выводу, что в 1294 году камни Святого Дома и образ Пресвятой Богородицы на доске, прибывшие со Святой Земли, были перенесены сначала в итальянский город-порт Реканати близ Анконы, а затем в Лорето. В настоящее время на основе археологических раскопок, документов, а также филологических и иконографических изысканий подтверждается, что камни, положенные в стены Святого Дома, были привезены в Далмацию, а затем в Лорето семьей Ангелов (Angeli Comneno ) – деспотов (властителей) Эпира, древней страны в Северной Греции. Среди свадебных подарков дочери деспота Никифора Ангела своей дочери Тамаре названы «святые камни, взятые из Дома нашей Госпожи Девы Матери Божией» и «расписанная деревянная доска, где Богородица, Дева Матерь Божия, держит на руках Младенца Иисуса, Господа и Спасителя нашего». Со временем молва превратила греческую семью Ангелов в Ангелов небесных.

В Лорето Святой Дом был восстановлен по точным чертежам. Земной дом Богородицы в Назарете состоял из двух частей. Одной из них была пещера, или грот, выдолбленный в скале – ныне это одна из главных святынь базилики Благовещения в Назарете. Другой частью была пристройка из камня, вплотную прилегавшая к скале. Эта пристроенная комната впоследствии и была перенесена в Лорето.

Упоминания о Святом Доме Богородицы в Палестине встречаются и в русской паломнической литературе. Игумен Даниил, первый русский паломник, оставивший заметки о Святой Земле, описал место Благовещения как пещеру в скале и пристройку к ней:

«Если влезть в пещеру западными дверями, то на правой стороне создана келья, с двумя небольшими дверцами. В этой келийце и жила Богородица со Христом, в этой храмнице и был вскормлен Христос, тут и кроватка Его, где Он лежал. Кроватка низкая, на земле создана».

«Хожения» игумена Даниила относятся к началу XII века, то есть ко времени почти за 200 лет до перенесения Святого Дома.

Другой русский паломник – преосвященный Порфирий (Успенский), в бытность архимандритом, при посещении базилики Благовещения отметил в своей дневниковой записи от 7 марта 1844 года, что в Назарете сохранилась только пещера, без пристроенного к ней дома:

«На самом месте дивного события построена великолепная церковь. Лишь только войдешь в нее, прямо взору представится та священная пещера, в которой Архангел благовестил Смиренной о воплощении в Ней Сына Божия. Эта пещера была внутри дома и, вероятно, составляла нижний этаж оного, где Богоматерь занималась рукоделием и богомыслием. Замечательно, что и ныне назаретянки работают в нижних частях дома, а в верхней комнате только покоятся ночью. Замечательно также, что и ныне в некоторых домах есть пещеры или, лучше, дома, пристроенные к пещерам. Я видел мимоходом, один такой дом в верхней части города. Не мудрено же, что и дом Иосифа пристроен был к натуральной пещере, где была рабочая и кухня...»

Документально подтверждено, что уже за столетие до перенесения Дома Богоматери в Лорето на этом месте была церковь «Святой Марии в лавровой роще» (Лорето – одна из форм слова, которое в переводе означает «лавровая роща»), так что место для Святого Дома выбрано не случайно.

Святой Дом в Лорето имеет три стены; в восточной части его устроен алтарь, а в нем за престолом, под аркой, находится статуя Лоретской Богоматери с Младенцем. Согласно многовековой традиции статую Богоматери облачают в богато украшенную тунику – далматик. На потемневших от времени камнях Святого Дома можно увидеть надписи, восходящие к эпохе иудейских христиан 2-5 веков н.э., и подобные тем, которые встречаются в Палестине.

Снаружи Святой Дом одет в мраморную «одежду». Мраморная облицовка заменяет собой античную стену начала 14 века, воздвигнутую жителями г. Реканати в защиту Святого Дома. Работы начались в 1507 году и были завершены к 1538 году, в них принимали участие несколько мастеров и скульпторов той эпохи. Облицовку украшают различные сцены из земной жизни Богородицы: Рождение Богородицы, Венчание, Благовещение, Перепись населения, Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Поклонение волхвов, Успение Божией Матери.

Вот уже многие столетия тысячи больных со всего мира устремляются к Назаретскому Дому. Паломники просят у Божией Матери об облегчении страданий, избавлении от мучительных и часто неизлечимых недугов. И нередко совершаются здесь чудесные исцеления. Об этом убедительно свидетельствует множество даров, принесенных в благодарность за избавление от тяжких страданий. Но как говорят те, кто не раз бывал здесь, чаще Божия Матерь подает страдальцам силу и надежду в перенесении тягот болезни, успокаивая сердце, помогая духовно понять и принять посланное испытание – болезнь. Пречистая Матерь Господа нашего научает страждущих благодарить Бога за болезнь, посланную, может быть, за грехи и нераскаянность, помогает совсем иначе взглянуть на мир, на отношения человека с окружающими.

Святой Дом в Лорето является одной из самых чтимых христианских святынь Италии и других католических стран – в некоторых городах даже построены копии Святого Дома. Ежемесячно издается журнал, целиком посвященный Лоретанской святыне – Il Messaggio della Santa Casa (Вести Святого Дома).

© Наталья ГУСЕВА

Лорето-Настоящий Дом Божьей Матери

Сценарный план урока по ОПК в 8 классе

Учитель МКОУ «Залининская СОШ» Михренина Лариса Германовна

Тема урока :Россия – дом Пресвятой Богородицы

Цели для команды детей:

    умение использовать наработанный материал для использования собственного проекта;

    отработка умения анализировать собственную деятельность, вычленять проблему и строить пути её решения; - выполнение задания на уровне выступления об основных событиях земной жизни Богородицы.

Задачи:

    формирование у учащихся представлений о земной жизни Пресвятой Богородицы, о роли и значении образа Пресвятой Богородицы в жизни людей, о типах икон Прясвятой Богородицы;

    развитие образного мышления выразительными средствами различных видов искусств;

    развитие интереса к духовной музыке и литературе, иконописи как к яркому явлению русской православной культуре;

Опережающее задание: разработать собственный сценарий выступления о выбранном событии земной жизни Пресвятой Богородицы. Музыкальный ряд:

    Молитва «Богородица Дева радуйся» Оптинский хор.

Зрительно-литературный ряд:

    икона «Рождество Богоматери»;

    икона «Введение во храм»;

    икона «Благовещение»;

    икона «Рождество Христово»;

    икона «Успение Богоматери»;

    икона «Владимирская Богоматерь»;

    икона Божией Матери «Казанская»;

    икона Божией Матери Умягчение злых сердец

    икона Божией Матери Иверская

    Ветхий Завет

    Новый Завет

    Энциклопедия изобразительного искусства. Иконопись. Эпоха Возрождения. Советские художники.

    Мир православия « Богородица». Полное описание жизни и чудес.- Москва: «Эксмо», 2009г.

    Праздники православной церкви. - Москва: «Эксмо», 2009г.

    Олейникова Т.С. «Двунадесятые праздники».- Рязань: « Зёрна», 2006г.

Видео ряд:

  • фильм первый «Чудотворные иконы Божией Матери» Ветхий Завет. ТК «Радость моя»

Интернет ресурсы:

Оборудование урока:

    компьютер;

    мультимедийный проектор;

    презентация к уроку.

Подготовительный период.

Деятельность учащихся:

Помощь в организации визуальной среды (стенды с иконописными изображениями Богородицы, - подбор музыкального и поэтического материала;

Знакомство с основными событиями земной жизни Богородицы и распределение объема материала для исполнителей.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:

Познавательные УДД:

Общеучебные УУД

    Информационный поиск

    Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера: расширение кругозора в области православной культуры, пополнение знаний обучающихся отипа икон Богородицы, содействие возрождению традиционных духовно-нравственных ценностей через глубокое изучение материала.

Л огические УДД

    Построение логической цепи рассуждения

    Выдвижение гипотез, их обоснование

Постановка и решение проблем УДД

    Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Регулятивные

Личностные

    сопереживание чувствам других людей.

Коммуникативные УУД :

    Формировать умения выражать свои мысли в оценочном суждении

    Построение речевых высказываний

    Умение слушать и слышать: развитие умения давать точный ответ на поставленный вопрос, выслушивать мнения других и уважительно к ним относиться

Нравственно-этическая ориентация

Основные понятия: оранта, одигитрия, умиление, акафист, апокрифы.

Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство, история, МХК.

Этапы урока:

    оргмомент: эмоциональный настрой;

    актуализация знаний: земная жизнь Богородицы

    целеполагание и мотивация: дать знания о типах икон Богородицы и о чудотворных иконах, которые не раз спасали Русь в трудные периоды истории.

План урока:

    1. Земная жизнь Богородицы.

      Типы икон Богородицы:

    самостоятельная работа обучающихся, тест.

    1. Чудотворные иконы Богородицы. Просмотр фильма.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Пресвятая Богородица считается покровительницей России. Поэтому русский народ в трудные периоды своей истории прежде всего обращался именно к ней, как к своей управительнице и постоянной заступнице перед Господом и всегда получал помощь и защиту.

Все упование на Тя возлагаю, Мати Божия, сохраниМя под кровом Твоим.

Таковы слова самой короткой молитвы, обращенной к Богородице. Они просты, чисты, благозвучны и Божественно задушевны. Такое же благозвучие в других молитвах и акафистах в честь Матери Божией, в честь чудотворных Ее икон. Слова идут прямо от души. Да и не может быть иначе, ведь Богородица прежде всего - Мать. Мать Иисуса Христа и духовная Мать каждого из нас. Оттого и слова, обращенные к ней, согреты душевным теплом, а лики Богородицы отвечают взаимностью, излучая то же тепло, но Божественное.

Ученик читает наизусть стихотворение Ю.В.Жадовской «Молитва»

МОЛИТВА

Мира Заступница, Матерь всепетая,

Я пред Тобою с мольбой:

Бедную грешницу, мраком одетую,

Ты благодатью прикрой.

Если постигнут меня испытания,

Скорби, утраты, враги, -

В трудный час жизни, в минуту страданья,

Ты мне, молю, помоги.

Радость духовную, жажду спасения

В сердце мое положи;

В царство небесное, в мир утешения

Путь мне прямой укажи.

Учитель.

Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно даже поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли Ее воспринимать Царицей Небесной, а Она имела свои земные черты характера - склонность к покою, задумчивости, о чем свидетельствуют Ее современники. Божественную трогательную улыбку Девы Марии навечно запечатлели иконописцы, это и не улыбка даже, а образ самой доброты.

Давайте послушаем сообщения, которые вы подготовили о земной жизни Марии.

(Выступление обучающихся с показом презентации о земной жизни Девы Марии)

Смотрите приложения.

Ученик читает наизусть стихотворение П.Лебединского

К Тебе, Царице милосердной,

К Тебе, о Матерь Божества,

С молитвой теплой и усердной

Мы устремляем все сердца.

За всех Ты молишь непрестанно

Христа – Судью грядущих дней,

И по Твоей мольбе желанной

Он шлет спасенье для людей.

Он дал тебе покров державный,

Так заступи, о Госпоже,

Народ наш русский православный:

Надежда наша вся в Тебе.

Всех, кто в болезнях и напастях,

В скорбях, под бременем грехов

И в тяжких жизненных несчастьях,

Возьми под Свой святой покров.

Лишь с умиленною душою,

С надеждой на Тебя одну

И сокрушенною слезою

К тебе возносим мы мольбу:

Избавь от зол нас и от гнева,

Пошли все блага для рабов

И нас спаси, Царица-Дева,

Ты – наш Божественный покров.

II Часть Чудотворные Иконы Богородицыи их типы.

Учитель. Средневековое искусство невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери.

Искусство высокого Возрождения принесло такое понимание красоты, когда ярко стремление создать образ совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится Мадонна, дева Мария с младенцем Иисусом Христом – возвышенный идеал материнства и жертвенной любви к людям.

Если в Западной Европе существовал культ мадонны, то у нас на Руси – культ Богородицы, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед богом.

А что мы знаем о ней? Очень мало. В Евангелии о деве Марии сказано немного. Она всегда скромно держалась в стороне и лишь в страшный день смерти Сына была рядом с ним.

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел.

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел…

Первые христиане искали и хранили воспоминания о ней, записывали свидетельства тех, кто ее видел. Эти бережно собранные предания не вошли в Евангелие. Их собрали в отдельные книги и назвали апокрифами , что в переводе с греческого означает «тайные, отдельные книги». Не все апокрифы были одобрены церковью. Вот что в них говорилось о Богоматери:

«Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные… совершенно безыскусственная, простая. Она ни мало о Себе не думала, и далекая от изнеженности, отличалась полным смирением… Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать».

Именно таким, кротким и одухотворенным, писали лик Богоматери на иконах.

На Руси писали множество разнообразных икон. Со временем их стали называть по тому месту где они появились или прославились: Владимирская, Смоленская, Казанская, Курская, Тихвинская и т. д.

Как правило, это были образы Богоматери с младенцем Христом – лишь немного различались позы и символические детали.

Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери.

Типы икон Богородицы

Первая группа - тип иконографии "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант – Оранта , от лат. orans - молящийся).

Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками.

Второй тип получил наименование "Одигитрия", что по-гречески значит "Путеводительница".

На иконе изображена Богоматерь, на одной Ее руке восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него.

К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская", "Грузинская", "Иерусалимская", "Троеручица", "Страстная", "Ченстоховская", "Кипрская", "Абалацкая", "Споручница грешных" и многие другие.

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование " Умиление", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса", т.е. "Милостивая".

На этих иконах голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом.

Целая серия икон относится к виду акафистные . Такое название они получили за счет того, что каждая из них отражает ту или иную способность Богоматери, которые были описаны в акафистах. Сюда относятся такие известные иконы, как « », « » и другие. Им молятся в определенные минуты жизни, прося заступничество в той или иной непростой жизненной ситуации. Икона для молитвы выбирается согласно её свойствам.

Акафистная икона Божией Матери

Акафист – форма церковной поэзии, хвалебное песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы или святых. Греческое слово акафист означает «неседальное пение», то есть гимн, при пении которого не сидят . Древнейшим является Великий акафист Богородице («Взбранной Воеводе…»), составленный по случаю избавления Константинополя в 626 году от персов и авар по молитвам перед иконой Божией Матери. Существует несколько икон с наименованием «Акафистная».

«Акафистными» часто называют , на клеймах которых изображены сцены из акафистов Пресвятой Богородицы. В центральной части таких образов нередко помещалась икона Божией Матери Арапетская (Аравийская или «О ВсепетаяМати»), поэтому некоторые иконописцы ошибочно стали называть Арапетскую икону «Акафистной».

На Балканах распространена «Акафистная» , на которой изображена Пресвятая Богородица, восседающая на троне.

Учитель: Для закрепления знаний о типах икон Богородицы, я предлагаю вам выполнить тест. Я думаю, что времени вам будет достаточно пока играет молитва в исполнении хора оптиной пустыни.

Рефлексия. Самостоятельная работа (тесты)

Богородица дева радуйся» . В исполнении хора Оптиной пустыни»

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований Её икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы.

III часть. Просмотр фильма

Учитель: Давайте посмотрим фильм о Чудотворных иконах Божией Матери

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Послушав и просмотрев материал о земной жизни Богоматери, мы приходим к выводу, что вся её жизнь протекла возле Спасителя. Она не умела любить и служить иначе, как «… взирая на Иисуса Христа и сего распята». Только возле Спасителя, с крепкою верою в Него, как Сына Божия, с пламенной любовию к Богу, с твёрдою надеждою на Него и всякая женщина является истинной христианкой, исполненной достоинства, высокой в самом скромном положении своём. Нет такой христианской добродетели, которая бы не нашла образца в жизни и характере Матери Божией…

Домашнее задание: подготовить презентации по одной из икон Богородицы.

Приложение 1

Земная жизнь Девы Марии

Ученик 1.

Мать Марии звали Анной, отец носил имя Иоаким, обе родовые ветви имели за собой почтенных предков, среди которых были патриархи, первосвященники и правители иудейские из ветвей мудрого Соломона и могущественного Давида. Иоаким и Анна не считались зажиточными и знатными, хотя жили безбедно, разводя большие стада овец. Угнетала их только одна печаль: не было детей. Приход Мессии был уже предопределен, а бездетные люди заведомо лишались надежды иметь Мессию своим потомком, о чем мечтала втайне каждая семья. У израильтян в ту пору даже священнослужители воспринимали бездетного, как наказанного свыше. Это подтверждает факт из жизни Иоакима. В праздник обновления Храма Иерусалимского он вместе с другими жителями принес богатые дары для Храма, но священник отказался их принять - бездетность Иоакима была тому причиной. Он тяжело переносил свое горе, на какое-то время даже удалился в пустыню, где горько плача многократно обращался к Богу: "Слезы мои будут мне пищею, а пустыня домом до тех пор, пока великий и мудрый Господь не услышит мою молитву". И тогда Иоаким услышал слова Ангела Господня: "Я послан тебе возвестить, что молитва твоя услышана. Жена твоя Анна родит тебе чудную дочь, и Ты назовешь ее Марией. Вот тебе подтверждение слов моих: входя в Иерусалим, за Златыми вратами ты встретишь жену свою Анну, и она тебя так же обрадует радостным известием. Но помни, что твоя дочь есть плод божественного дарования".

Анне тоже явился Ангел Господен и тоже поведал, что родит она благословенную дочь. Небольшой южный городок Назарет, где жили Иоаким и Анна, был расположен в трех днях пути от Иерусалима. Они с самого начала совместной жизни ходили из Назарета пешком, чтобы в знаменитом иерусалимском Храме выразить Богу великую свою просьбу: иметь ребенка. И вот мечта сбылась, радости их не было предела.

9 декабря (по старому стилю.) православная церковь празднует зачатие Пресвятой Девы, а 8 сентября - рождение Ее. Трех лет от роду Мария была введена во Храм иерусалимский. Это был момент очень важный, не случайно православная церковь отмечает такое событие. Происходило оно в очень торжественной обстановке: шествие открывали девочки - ровесницы Пресвятой Девы, с зажженными свечами в руках, а за ними шествовали Иоаким и Анна вместе со своей благословенной дочерью, держась за руки. За ними следовали многочисленные родственники, среди которых были весьма знатные особы. Лица всех были озарены радостью. Девы шли с пением духовных песен, их голоса сливались с пением Ангелов.

Ученик 2

В Храме Иерусалимском Пресвятой Деве суждено было провести многие годы. Тот храм был прообразом монашеской обители. В стенах Храма было 90 отдельных просторных комнат-келий. Треть из них отводилась девам, посвятившим свою жизнь Богу, остальные комнаты занимали вдовы, давшие обед хранить безбрачие. Старшие опекали младших, учили чтению священных книг, рукоделию. Пресвятая Дева Мария сразу всех удивила тем, что легко постигала самые трудные места священных книг, лучше всех взрослых, изучавших эти книги всю жизнь.

После рождения желанного ребенка очень скоро умирают родители, сначала Иоаким в 80 лет, следом Анна. Даже навестить малое дитя, пребываемое в Храме, было некому. Сиротство и сознание своего одиночества еще сильнее обратили сердце Марии к Богу, в Нем была заключена вся Ее судьба.

Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, первосвященники объявили Ей, что настала пора выходить замуж. Мария отвечала, что желает посвятить свою жизнь Богу и хочет сохранить девство. Как быть?

Ангел Господень явился первосвященнику Захарии и поведал ему совет Всевышнего: "Собери неженатых мужей колена Иудова, из рода Давидова, пусть они принесут свои посохи. И кому Господь покажет знамение, тому ты и вручи Деву, чтобы он стал хранителем Ее девства".

Все так и случилось. Первосвященник Захария собрал неженатых мужей вблизи храма и обратился к Богу с молитвой: "Господи Боже, покажи мужа, достойного стать обручником Девы". Посохи приглашенных мужей были оставлены в святилище. Когда за ними пришли, то сразу увидели, как один посох расцвел, а на появившихся ветвях сидела голубица. Владельцем посоха оказался 80-летний вдовец Иосиф, занимавшийся плотничьим ремеслом. Голубица, слетев с посоха, стала кружиться над головой Иосифа. И тогда Захария сказал: "Ты примешь Деву и будешь хранить Ее". Поначалу Иосиф возразил, испугавшись того, что при взрослых сыновьях, которые старше Марии, он станет посмешищем людей. Предание гласит, что и сама Мария была сильно огорчена тем, что Ей надлежало покинуть Храм Божий. Но по воле Всевышнего обручение свершилось, только Иосиф стал не мужем Марии, в нашем привычном понимании, а хранителем святости и заботливым служителем Девы Марии.

Ученик 3.

Об Иосифе не слишком много сказано в Писании, но все-таки и по крупицам можно сложить довольно ясный образ. Старец был потомком царей Давида и Соломона, человеком твердого и правдивого нрава, скромный, внимательный, трудолюбивый. От первого брака с Соломией у него было две дочери и четыре сына. До обручения с Марией он прожил много лет в честном вдовстве.

Иосиф привел Богом данную отроковицу в свой дом в Назарете, и они погрузились в обычные будничные дела. Только Марию не покидало предчувствие великого свершения, чего-то неописуемого, необыкновенного. Прихода Мессии ждали все люди, как единственного избавителя от многочисленных пороков, опутавших людей словно паутиной.

Роскошествующий Рим, покоривший многие страны, изощрялся в наслаждениях, погрязал в разврате, извращениях, изуверстве, забыв о всех добродетелях. Катастрофа духа всегда приводит к катастрофе тела. Врачевателем же духа мог быть только Всевышний. И Дева Мария как бы инстинктивно, не отдавая себе в том отчета, готовилась к исполнению величайшего Божественного замысла. Она душой постигала явление на свет Спасителя, Она еще не знала, каким способом Бог пошлет на Землю Своего Сына, но душа Ее уже сама готовилась к этой встрече. Таким образом Пресвятая Дева вещей сутью Своей единственная могла соединить вековые основы Ветхого завета с новыми христианскими законами жизни.

Для благовестия о Своем Божественном замысле Господь избрал архангела Гавриила, одного из самых первых ангелов. Икона "Благовещение" (празднование 25 марта, 7 апреля) раскрывает нам это великое деяние Господа. На ней изображен тихий слет с небес на Землю ангела в облике великолепного юноши. Он передает Деве Марии небесный цветок - лилию и произносит бесценные слова; "Радуйся, Благодатная: Господь с тобою! Благословенна Ты в женах!" Смысл этих небесных слов в том, что Пресвятая Дева зачинает Сына, царству которого не будет конца. Прежде Она читала священные книги, в частности, пророка Исайи, о том, что некая Дева родит Сына Человеческого от Бога. Она готова была стать служанкой Той женщины, и не помышляла о собственном божественном предназначении.

Ученик 4

Праздник Сретение Господне , один из двенадцати главных праздников, который православный мир отмечает 15 февраля.

Установлен праздник Сретение Господне в Византии в VI веке. В VII веке он распространился на весь западный мир. Однако статус этого праздника в католичестве ниже, чем других двунадесятых праздников.

Корнями праздник уходит в Ветхий завет. В этот день, по истечении сорока дней после рождения младенца, по иудейским законам необходимо было совершить два обряда: матери – очиститься от родовых кровей, а младенца –-первенца мужеского пола посвятить Богу с дальнейшим его выкупом от служения Господу.

Во очищение роженицы приносились две жертвы: всесожжения – годовалый агнец, и за грех – молодой голубь. Бедным можно было агнца заменить голубем. Кроме того, за младенца-первенца мужского рода надо было родителям отдать выкуп в виде определенной суммы.

Итак, ровно сорок дней назад мы праздновали Рождество Христово, отмеченное знаменательными событиями: яркой звездой, поклонением волхвов, воспеванием рождения Богомладенца ангельским хором и возвещением о Рождестве вифлеемским пастухам.

Настало время принести Младенца в храм, как сегодня сказали бы – для крещения и посвящения младенца Богу. Поэтому завершает рождественский цикл.

Святое семейство – Иосиф-Обручник, Богородица с Младенцем несут с собой положенное – двух горлиц в жертвы и немного денег – для выкупа Младенца. Хотя Мария и осталась Девой после рождения, но все положенное законопослушным гражданам надо было совершить.
И случилось, когда пришли в храм Мария и Иосиф, пришел и . Симеон был одним из 72 толковников, которые переводили Ветхий завет (по указанию Птолемея II, собиравшего знаменитую Александрийскую библиотеку) с еврейского языка на греческий.

Каждому толковнику досталась отдельная книга. Симеону надо было перевести книгу Исайи - очень сложную, называемую еще ветхозаветным евангелием. В книге есть фраза

«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» .

Симеон усомнился: «Как? Разве Дева может зачать и родить без мужа». И решил перевести слово «Дева» по другому, заменив его на слово «Жена».
Тогда, по преданию, во сне явился ему Ангел и сказал: «Поскольку ты не поверил словам пророка, то не умрешь, пока сам не убедишься в его правоте и не увидишь живого Мессию».

По другой версии, когда Симеон возвращался в Иерусалим из Египта, он выкинул свой перстень в реку и сказал: «Найду перстень-поверю словам пророка». И купил он рыбу на базаре, обнаружив в ее чреве свой перстень. Тогда и услышал то пророчество Ангела.
И стали тянуться годы: прошло сто лет, потом - прошло и двести, и триста, и триста пятьдесят, уже исполнились все пророчества, указывающие на рождение обещанного Мессии, ожидаемого еврейским народом. А праведныйСимеон все еще жил. Оставалось последнее пророчество – «Се Дева во чреве приимет и родит Сына».

И вот однажды нашло на него вдохновение: «Ему надо идти в храм». В тот день пришли Мария и Иосиф с Младенцем. И Дух Святой подвел его к Младенцу, которого держала на руках Матерь. Симеон с нежностью взял в свои руки Младенца и с улыбкой сказал слова благодарения Богу:

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк.2:29-32).

Эта песнь – одна из трех, взятая из Евангелия, и поется она на каждой вечерней службе. В ней звучит торжество окончания сроков ожидания Спасителя и раскрытие Симеоном тайны Боговоплощения.

Симеон посмотрел на Марию и говорит Ей страшные слова: «И Тебе пройдет оружие сквозь душу, потому что лежит здесь Тот, кто станет знаменем пререкания: одним на восстание, другим на падение».

Это пророчество исполнилось в день Распятия Иисуса и послужило сюжетом для известных в православии икон «Умягчение злых сердец» («Симоновопроречение») и «Семистрельная».

При храме служила также старица Анна,84 лет. Она все видела и слышала, и рассказывала о случившемся в храме людям, но не все верили ей. В церкви память Симеона, пророчицы Анны и иконы «Умягчение злых сердец» совершается на другой день – 16 февраля. По православной традиции считается, что СимеонБогоприимец умер сразу после этих событий. Ему было 360 лет.

Ученик 5

На всех этапах духовного подвига самого Иисуса Христа во имя спасения людей рядом с Ним стояла Его Мать - Пресвятая Богородица. Она с величайшим земным достоинством несла Свой крест. В холодную ночь Она, родив сына, не могла приютить Его в Своем доме ("Родила сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила в ясли, потому что не было им места в гостинице) Лк. 2:7". Неправедно повелевавший народом царь Ирод очень боялся прихода Мессии, он всячески препятствовал исполнению намерений Божиих. Прознав о рождении Христа, он пошел на жуткое, варварское злодеяние - повелел убивать всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, рассчитывая, что среди убитых окажется новорожденный Царь Иудейский - Спаситель. 14000 невинных детей - мальчиков - пали жертвой за Христа по воле царя Ирода. Какой же страх испытывала Богоматерь за жизнь Сына?!

Она переживала каждую секунду жизни Иисуса, от рождения до распятия и вознесения. И надо представить Ее горе, как оно содрогало душу, когда невежественная толпа измывалась над Святостью, когда кровь застывала на челе Ее Сына от тернового венка и когда пришлось снимать с креста Пречистое тело Иисуса...

После Вознесения Христова земной путь Богородицы был еще достаточно долгим и плодотворным.

Ей суждено было вместе с апостолами нести по свету учение Христа. Радуясь успехам учеников Сына, Сама Богородица почти никогда не выступала перед народом. Впрочем, есть в преданиях одно чудесное исключение... О нем позже.

Суть христианского учения Божия Матерь искала не в словах, а в самой жизни. Кстати, это самый результативный метод обучения детей родителями: можно мало говорить и много делать, тогда дети обязательно поймут, как надо делать и что делать. Дева Мария усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. Очень много времени отдавала молитвам у гроба Сына. Иосифа-обручника Дева Мария похоронила, когда Иисус был в отроческом возрасте.

Благодеяния Богородицы подобные афонским столь бесконечны, что из них можно составить целую летопись. Этому и посвящены многие иконы Божией Матери. К концу своей земной жизни Божия Матерь всем существом Своим стремилась к Небу. И однажды во время молитвы явился Ей снова архангел Гавриил с ликом радостным и сияющим, как и десятилетия назад, когда принес от Всевышнего Благую Весть. На этот раз весть была о том, что Богородице осталось пребывать на Земле всего три дня. С такой же великой радостью она приняла это послание, ибо не могло быть для Нее большего счастья, как вечно лицезреть образ Своего Божественного Сына. Архангел Гавриил вручил Ей райскую финиковую ветвь, излучавшую необыкновенный свет днем и ночью. О явлении архангела Гавриила Божия Матерь первому поведала апостолу Иоанну, который почти не разлучался с Богородицей.

Уведомив всех домашних о своем предстоящем уходе с грешной Земли, Богородица повелела соответствующим образом подготовитьСвои покои: украсить стены и ложе, воскурить фимиам, зажечь свечи. Она увещевала близких не плакать, а скорее радоваться тому, что беседуя с Сыном Своим Она будет направлять Его благость на всех живущих на Земле, будет посещать и охранять бедствующих.

Проводить в последний путь Богородицу собрались наичудесным образом со всего света апостолы и ученики, оповещенные Святым Духом. Их оказалось около семидесяти - самых преданных проповедников учения Христа. В благовестный 15-й день августа и третий час от полудня все собрались в храме, убранном специально для священного небывалого действа. Пылало множество свечей, на благолепно украшенном одре возлежала Богоматерь и молилась самозабвенно в ожидании своего исхода и пришествия Сына и Господа Своего. По преданиям можно представить необыкновенную картину.

УЧЕНИК 6

В обозначенный срок весь храм облистал никем и никогда невиданный небесный торжественный свет. Словно раздвинулись стены и над головами людей вознесся Сам Царь Славы Христос, окруженный сонмом ангелов, архангелов и других бесплотных сил, с праведными душами праотцев и пророков.

Поднявшись с ложа Богородица поклонилась Сыну Своему и Господу со словами: "Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея!.. Готово сердие Мое; буди Мне по глаголу Твоему..." Взирая на пресветлое лицо Господа, дражайшего Сына Своего, без малейшего телесного страдания, как бы сладко засыпая, Богородица передала Ему в руки пресветлую и пречистую душу Свою.На земле же свершалось погребение тела Девы Марии. Святые Петр и Павел с Господним братом святым Иаковом и другими апостолами подняли одр на плечи и понесли его от Сиона через Иерусалим к селению Гефсиманскому. Святой Иоанн Богослов нес пред одром райскую финиковую ветвь, врученную Деве Марии архангелом Гавриилом. Ветвь сияла небесным светом. Над всем многолюдным шествием и пречистым телом Богоматери внезапно возник некий облачный круг - подобие венца. И радостное пение небесных сил разлилось в пространстве. Сияние и Божественное песнопение сопровождало шествие до самого погребения.

Предание свидетельствует о том, как неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса Христа, донесли об увиденном фарисеям. Последовал их приказ: уничтожить все шествие, а гроб с телом Марии сжечь! Но произошло чудо: сияющий венец - Божественная сфера, как защитным колпаком сокрыла шествие. Воины слышали шаги людей, провожающих Богоматерь, слышали пение, но никого не могли увидеть. Они натыкались друг на друга, на дома и заборы, чувствовали себя словно ослепшими. Ничто не могло помешать торжественному погребению.

Вся земная жизнь Богородицы укладывается в конкретные 72 года, об этом свидетельствуют расчеты древних святых отцов церкви (святителя Андрея, архиепископа Критского, святителя СимеонаМетафраста), с ними соглашаются авторитетные церковные историки. Но из всей святейшей жизни Пресвятой Девы православная церковь выделила четыре важнейших духовных события, отмечаемые великими праздниками: Рождество Богородицы, Введение во Храм, Благовещение и Успение. Эти праздники причислены к так называемым - двунадесятым и приравнены к великим праздникам Господним. Всего их вместе взятых в году - двенадцать. За каждым праздником стоит великое духовное событие, отражением которого является бесконечное множество икон.

Дополнительный материал к уроку

Прекрасный лик,

Печальный взор,

Младенец на руках:

То Божья Матерь.

С давних пор

Она глядит сквозь годы и века.

Несет мне свет

Любви и доброты,

Несет мне скорбь

И нежность чистоты

И понимает

Все, чем я живу,

И верит –

Я ее пойму.

Что ждет,

Что будет впереди –

Неведомо пока.

Обняв дитя,

Прижав к груди,

Она идет ко мне

Издалека.

Еще свершится

Смертный приговор,

Еще распятье будет

И позор.

Но любит мать,

И бережно несет

Того, кто мир

Добром спасет.

Святая мать,

Как мне она

Знакома и близка.

Смотрю на лик

И в тишине

Я с нею

Говорю через века:

Скажи, зачем

Рожаем мы детей?

Неужто для распятий

И смертей?

Лишь одного

Для сына моего

Прошу я: счастья.

Больше – ничего.

Хождение Богородицы по мукам

XII в.

Краткое содержание апокрифа.

Читается за 4 мин.

Хотела святая Богородица помолиться Богу, чтобы архангел Михаил поведал ей о муке небесной и земной. Тогда с небес сошёл Михаил и с ним четыреста ангелов. Богородица и архангел приветствовали друг друга. Архистратиг Михаил сказал, что не перечислить всех мук, которые существуют. Но Богородица просила рассказать о всех муках.

Явились ангелы с юга, разверзся ад, и Богородица увидела множество мучающихся людей. Архангел объяснил, что это язычники, которые обожествляли силы природы и идолов. В другом месте Богородица увидела великую тьму. По её повелению тьма рассеялась - там находились люди, которые не верили в воплощение Иисуса Христа, его рождение от Богородицы. Пресвятая заплакала об участи грешников.

Ангелы повели Богородицу на юг. Там она увидела огненную реку, а в ней - множество мужей и жён. Это были люди, проклятые родителями, кумовья, враждовавшие между собой и творившие блуд. Ещё там были людоеды и те, кто ложно клялись, Целуя крест. Потом Пресвятая увидела подвешенного за ноги мужчину - это был ростовщик. А рядом была подвешена за зубы женщина - она была сварливой сплетницей.

Далее ангельские воинства повели святую Богородицу на север. Там она увидела раскалённые скамьи посреди огненного облака. На них лежали грешники, которые при жизни ленились вставать по воскресеньям на заутреню. На огненных столпах стояли те, кто не вставал навстречу священникам. За руки и за ноги был подвешен человек, который при жизни служил в церкви и продавал священные сосуды. Клеветники были подвешены за языки.

Ангел показал Богородице священников, подвешенных за края ногтей. Они, служа литургию, считали себя достойными, а сами небрежно обращались с просвирами. Одного мужа мучил крылатый змей: этот муж читал святые книги, учил людей, а сам жил беззаконно.

Богородица увидела в аду патриархов и епископов, которые не были достойны своего сана. Потом ангел показал ей мучающихся женщин: при жизни они были попадьями и после смерти своих мужей ещё раз вышли замуж. Других женщин также терзали змеи и пламя. Это были монахини, которые предавались блуду. Вновь увидела Пресвятая огненную реку, а в ней - словно кровь текла. Среди её вод было много людей - прелюбодеи, воры, сводники, клеветники, немилосердные князья, сребролюбцы. Богородица плакала при виде этих мук.

Ангелы повели Богородицу в левую сторону. Там была река смоляная, а волны её огненные. В них мучились евреи, которые распяли Христа, а также все народы, которые крестились, но продолжали верить в демонов. Здесь были кровосмесители, отравители и детоубийцы.

Потом архистратиг Михаил привёл Богородицу к огненному озеру, где мучились христиане. Они крестились, но продолжали творить дурные дела и перед смертью не успели покаяться.

Богородица сказала архистратигу, что хочет и сама принять муку вместе с грешниками. Но Михаил сказал: «Будь в раю». Тогда Богородица стала просить ангелов помолиться, чтобы Господь помиловал грешников. Однако ангелы и так молились об этом день и ночь. Богородица попросила, чтобы вознесли её на высоту небесную, к престолу Божию. Она стала молить Бога о помиловании грешников. Но Господь не исполнил её просьбы. Тогда Пресвятая призвала святых, и они стали молить вместе с ней. Господь же сказал, что грешники должны получить воздаяние. Ангелы и святые пали ниц перед престолом Божиим. Тогда Христос сошёл с престола, явился грешникам и сказал, что должны они мучиться, ибо назывались христианами только на словах, а заповедей Божиих не соблюдали. Но ради молитв Богородицы и всех святых Господь дал мучающимся грешникам покой от Великого четверга до Троицына дня. Грешники отвечали: «Слава милосердию Твоему».